Святой источник избавительница от бед, село ташла. Путешествуем по Самарской области: село Ташла

Паломничества

27 Марта 11 Юлия Кулакова

Моя Ташла

Село Ташла Самарской губернии. В книгах последних лет пишут, что название это происходит от тюркского «таш» - камень или «ташл» - каменистый. А в той брошюрке, что я взяла в руки много лет назад, было написано, что «ташла» по-чувашски означает - «веселись». Была весна, начинало пригревать солнышко, детишки носились вокруг любимого храма, ломая маленькими ботиночками последние льдинки, и Ташла, о которой было прочитано и услышано столько чудесного, в тот год ощущалась частью этой весны, веселой и радостной.

От Самары до Ташлы - дорога неблизкая. Вот, благословившись у духовного отца, мы сели в видавший виды маленький автобус, вот проплыли в окнах пригородные поселки и дачи, вот осталась позади Царевщина с ее пережившим лихолетье Рождественским храмом и святым источником, вот замелькали мачтовые сосны, вот пришлось уступить дорогу веренице деловитых легковушек, спешащих в Тольятти, а автобус всё ехал и ехал, пока, наконец, не расступились деревья; и мы - замерло сердце - узнали в красавце-храме, небесной голубизной сияющем, ту самую церковь в честь Святой Троицы, где находится святыня.

По свидетельствам очевидцев, когда Самару посетил святой Иоанн Кронштадтский, самарские люди посетовали: нет в епархии такой святыни, что имела бы всенародное почитание. Святой батюшка помолился в молчании и возгласил: «Будет такая святыня».

Икона Божией Матери "Избавительница от бед", с. Ташла

Обрелась предсказанная святыня в мало кому известном селе Ташла. Село это образовалось в 18 веке. Жили сельчане дружно, работали на земле, промышляли рыбалкой, да и лес кормил. К концу 18 века отстроили храм. Монастыря в этих краях не было, но было много девиц и вдов, что жили в миру по-монашески. Молились, трудились, кормились подаянием или продавая своё рукоделие. Называли их - келейницы.

21 октября 1917 года келейница Екатерина Чугунова увидела дивный сон. Ей явилась сама Божия Матерь и указала место, где Екатерина должна обрести чудотворную икону. Вместе с подругами Феодосией Атякшевой и Параскевой Гавриленковой Екатерина отправилась за село. По дороге она явственно увидела двух ангелов, несущих икону. Другие келейницы не видели этого, однако путь продолжили и, дойдя, принялись копать в указанном месте. К оврагу начал стекаться народ, некоторые жители, узнав о случившемся, отправились в соседнее село за священником (ташлинский священник был в отъезде в Самаре). Вскоре Параскева Гавриленкова извлекла из земли маленькую икону Божией Матери. В тот же момент из земли хлынула вода: открылся источник. Подоспевший к этому времени священник бережно отнес икону в храм.

Любое чудо может вызвать сомнения - так было и с обретением иконы «Избавительница от бед». На следующий день икона пропала из храма. Обнаружили ее плавающей на поверхности чудесного источника. Сомневающиеся умиленно покаялись, и икона была обретена второй раз - вновь вдовицей Параскевой.

Слух о чудесах разнесся по губернии. Верующие приходили поклониться святыне и прикоснуться к источнику Божией Матери отовсюду. Тогда же начались бесчисленные исцеления. Парализованные уходили от святыни своими ногами, страдавшие от язв - очищенными. Немудрено, что советская власть объявила святыне войну. Икону сельчанам удалось спрятать. А вот источник новая власть приказывала засыпать землей и навозом. Но прошли советские годы, и верующие люди смогли расчистить источник, вернули святой образ в обновленный храм, который служил столько лет зернохранилищем.

И вновь потек к иконе поток паломников, и перед милосердием Божией Матери вновь стали отступать человеческие недуги - паралич и онкозаболевания, ВИЧ и гепатит, наркомания и алкоголизм. Среди паломников, приезжающих исцелиться или слезно поблагодарить Матерь Божию за уже свершившееся чудо исцеления - люди разных национальностей и даже иных конфессий. В очереди, стоящей к трем «купелям», можно встретить приехавших и из Германии, и из Магадана. Вода в источнике холодная, нет-нет да раздадутся из деревянной купаленки визги ребятишек, и озадаченно зачирикают на ветках прилетевшие к водице воробьи.

Признаюсь честно: ездить с паломническими поездками к святыне мне было не очень легко. Хотелось медленно взойти по длинной лестнице храма, постоять-помолиться в его вековой тишине, и потом, склонившись до земли перед маленькой иконой, увешанной по окладу дарами исцеленных, поведать Царице Небесной свои маленькие благодарности и большущий список просьб. С молитвой, как советовали монахини, живущие ныне при храме, дойти до источника. Не отвлекаться на крики руководителя группы: «так, быстрее, девочки, бежим! А где еще двое? как это - за хлебом побежали?» Хотя хлеб в Ташле, надо сказать, особо душистый и вкусный. Съездить к святыне только семьей - это была мечта.

Посему, как только у нашей семьи появилась своя машина (Москвич-412), вопросов о маршруте первой серьезной поездки не было. «Ну, куда?» - спросил муж. И сам же ответил: «В Ташлу». День выдался тяжелый, новоиспеченного владельца автомобиля останавливали то внезапно появившиеся сложности на работе, то «пробки», то блюстители дорожного порядка, выехать из Самары удалось лишь в восьмом часу.

А из Ташлы, радостные и уставшие, мы возвращались в полночь, грудной сын, почмокивая, спал на моих коленях. Мы ездили «просто так» - поклониться Божией Матери, прижаться губами к холодному стеклу киота, а затем перепуганно, заставляя себя забыть о вегето-сосудистой дистонии, ощутить, как сходится над головой ледяная вода, и после третьего раза пулей вылететь из источника. По дороге читали акафист, листали брошюры о чудесах и не знали, что скоро и нам явится чудо.

С некоторых пор я заболела странной болезнью. Раз в несколько месяцев меня скручивала страшная-страшная раздирающая боль. Потом отпускала, но одна память о таком приступе могла заставить потерять сознание. Обратились к врачам. Оказалось - «доброкачественное разрастание». Слишком небольшое, чтобы оперировать, слишком большое, чтобы лечить. Приступы становились слабее - но чаще.

О чуде почему-то не думали. Просто, когда наступило тепло, - а мы по холоду, памятуя о пресловутой дистонии, не ездили, дожидались отметки «плюс десять», - в очередной раз поехали в любимую Ташлу. Помолились. Купили малышу хлеба с хрустящей корочкой. И отправились на источник.

В купель я спускалась осторожно: а ну как приступ скрутит? Ой, как холодно, Матерь Божия, помоги! Руки свело, не перекреститься, скорее в воду - раз, два, три! И выскочила из воды.

И поняла, что опухоли больше нет.

На следующий день было назначено УЗИ. Я шла смело, хотя и не знала, как буду объяснять врачам то, что они увидят. «Так, это вы с опухолью?» - «Да, я!» Врач удивленно смотрит на экран: «А где она была?»

Мне не терпелось покинуть больницу, помчаться к «Москвичонку», где меня ждали муж и сын, помахать перед ними справкой с записью «здорова». И, конечно, предложить поехать в Ташлу. Куда мы еще поедем неоднократно. И одни, и с друзьями, и в плюс десять, и в плюс тридцать. А однажды, «двумя машинами», ездили туда на мои именины. Всю дорогу нас сопровождали радуги, и в какой-то момент мы поняли, что въезжаем в «ворота» из нескольких радуг, вставших прямо над трассой. Мы остановились, выбежали из машин под мелкий дождик и долго смотрели в небо.

Смотрю на термометр. Скорее бы уже наступила настоящая весна! Чтобы было - плюс десять.

На территории Самарской области есть удивительное место, куда постоянно стекаются большие потоки паломников. Многие православные верующие ставят целью посетить село Ташла, находящееся неподалеку от города Тольятти. Именно там многие люди нашли душевное успокоение и удовлетворение своих потребностей, избавление от душевных и физических недугов. За несколько лет это место стало очень намоленным, ведь каждый человек, приехавший сюда, привозит с собой огромную веру в исцеление.

Одни люди считают, что исцелиться в тех краях помогает огромный заряд позитивной энергетики, сконцентрированный там благодаря большой вере всех прихожан. Другие же свято верят в то, что причиной чудесных исцелений является некогда находившаяся там икона Богородицы, которую по сей день пытаются найти самые отчаянные верующие.

Независимо от времени года и температурного режима, у святого источника всегда очередь. Особенно много людей приезжают в дни больших христианских праздников. Но есть и те, кто в самые обычные дни, отказавшись от насущных дел, идут к источнику, чтобы умыть лицо святой водой.

История святыни начинается с 1917 года. В те тяжелые революционные времена люди особенно остро нуждались в божьем заступничестве и утешении. Холодным осенним днем жительница поселка в очередной раз увидела странный сон, в котором два светящихся необычным светом ангелы несли икону Богородицы на заброшенную пустошь.

Интересно! Как правильно Трифону и от чего он помогает.

Проигнорировав этот странный сон несколько раз, в этот раз женщина решила прислушаться к посланной свыше информации. Об этом сне она рассказала местным жителям, и общими усилиями на пустоши устроили раскопки. Вскоре там была обнаружена старинная икона Богородицы, которая, пролежав в земле много лет, удивительным образом прекрасно сохранилась.

Придя в себя от удивления, местные жители в спешке отнесли икону в местную церковь. Священнослужитель принял находку и отнес ее в хранилище. Однако в первую же ночь нахождения в церкви икона исчезла. Когда на следующий день группа людей отправилась искать ее на прежнее место, там был обнаружен источник с водой. Удивительную целебную силу этой воды люди осознали сразу. Многие жители прилегающих окрестностей тоже в ближайшее время испытали на себе чудотворную силу воды из источника.

Интересно! Тот, кто там умывался, избавлялся от недугов. Люди, пришедшие к источнику с душевными муками, могли выговориться у воды, и их терзания проходили. Молодые родители приходили к источнику, чтобы крестить своих детей, воду от него носили больным, чтобы те поправились.

Вскоре слава о найденной иконе и появившемся источнике не только облетела все прилегающие окрестности, но и распространилась далеко за пределы области. Некогда заброшенная пустошь превратилась в цветущую, ухоженную территорию, постоянно открытую для верующих прихожан.

Так село Ташла стало известным населенным пунктом, а сам источник превратился в достопримечательность, привлекающую внимание тысяч туристов.

Чудеса у святого источника

Родник, забившийся здесь в далеком 1917 году, не только принес спасение и утешение многим людям в годы революции, войны и засухи. Сегодня тысячи страждущих совершают паломничество в Самарскую область для того, чтобы вернуться домой наполненными здоровьем. Примечательно, что туда приезжают не только православные верующие, но и иноверцы. Известно много случаев, когда приверженцы других религий, получив исцеление от святой воды, принимали крещение в местном храме и примыкали к большой православной общине.

В Ташле некоторые люди, согласно многочисленным свидетельствам, прямо над источником видели образ Богородицы во весь рост. Держа на руках своего Сына, святая Матерь как бы приглашает людей окунуться в родник и получить исцеление.

Интересно! Даже во время зимней купели заболеть практически невозможно. Наоборот, люди, которые не побоялись окунуться в студеную воду, получают большой заряд энергии и здоровья.

Ташлинский Свято-Троицкий храм

Считается большой святыней и пользуется огромной популярностью не только среди местных прихожан, но и среди иногородних паломников. Настоятелем храма является священник Винокуров Николай. Ровно в 7.00 утра (режим работы похож на монастырский) здесь начинается утренняя служба.

Каждый раз, когда возле церкви собирается множество туристов, число которых не может принять помещение, батюшка выходит на улицу и продолжает вести службу там. Практически ежедневно совершаются причастия и покаяния. Многие люди приезжают для того, чтобы найти душевное успокоение и получить совет священнослужителя.

Служба в храме заканчивается в 14.00.

Часто в это место приезжают верующие с разными нуждами:

  • в целях исцеления от физических недугов;
  • для избавления от душевных мук и суицидальных мыслей;
  • для свершения молитв за друзей и родственников;
  • для крещения младенцев, а также, чтобы креститься самим в храме, который имеет богатую историю;
  • в целях туристического ознакомления с местными достопримечательностями;
  • в научно-исследовательских целях.

После окончания дневной службы люди не спешат расходиться по домам, так как монахини начинают раздавать пресные булочки собственного производства. Некоторые туристы перекусывают этим булочками после длительной службы, а кто-то предпочитает забрать их с собой домой и причастить близких.

Кроме того, на территории церкви в сувенирной лавке можно приобрести свечки, иконы и церковные брошюры, нательные крестики, ладанки и иконки. Эти сувениры могут стать не только красивым и оригинальным украшением, но и мощным оберегом для дома и рабочего кабинета.

В 17.00 начинается вечерняя литургия, которая длится до 23.00. На территории храма есть церковная лавка, где можно приобрести специальную церковную литературу и сувениры.

Святыни

В местном храме в Самарской области собрано множество икон, к которым ежедневно приходят поклониться сотни людей. Конечно же, главной святыней храма считается икона Божьей матери, у которой исцелялось много людей. Местные жители приводят во время недугов детей в храм к иконе чаще, чем к местным докторам. Маслом, стекающим по древесине, мажут головы прихожанам, которые нуждаются в исцелении.

Помимо этой иконы, в храме находятся еще такие святыни:

  1. Икона Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед» — одна из важных достопримечательностей храма, у которой склоняют головы люди, попавшие в тяжелые жизненные ситуации. У этого образа принято оставлять записки с просьбами о помощи. Ежедневно прихожане в специальной урне, расположенной у святыни, оставляют небольшие листочки с личными просьбами и пожеланиями. Каждый вечер специальный служащий забирает эти листочки и передает священнослужителям, которые совершают поочередно молитвы, ходатайствуя за всех нуждающихся.
  2. Чудотворная икона Богородицы «Феодоровская». По одному из старинных преданий, оригинал этой иконы написал сам евангелист Лука, именно поэтому копии и списки пользуются большой популярностью и являются желанными экспонатами для многих православных храмов.
  3. Ташлинская икона Божьей Матери «Взыскание погибших». К ней приходят люди, оплакивающие своих погибших родственников. У этой святыни можно помолиться за упокой души тех, кто, оставив этот мир, не успел попросить Бога о прощении грехов самостоятельно.

Праздники у святого источника

Особенно много людей в селе Ташла собирается в дни больших религиозных праздников. На Пасху храм переполнен прихожанами, которые совершают паломничество сюда из разных регионов страны.

Еще одной знаменательной датой здесь считается 21 октября. По преданию, именно в этот день местная жительница увидела сон о явлении чудодейственной иконы. Служба 21 октября проводится не в храме, а прямо у святого источника.

Местные жители набирают с собой священную воду в различные емкости. Вода из источника должна храниться в их жилище целый год, так как она выступает своеобразным оберегом от всех злых сил, а также способна вылечить членов семьи от различных недугов.

Интересно! Среди местных жителей есть правило: перед тем, как войти в святой источник для полного омовения, необходимо получить благословение отца Николая.

Люди, окунувшиеся в святую воду, выходя, поочередно приветствуют друг друга: «Со святыней!». В день омовения категорически запрещается произносить бранные слова или каким-либо другим образом оскорблять это место. Да и не расположены люди, побывавшие рядом с такой святыней, сквернословить или творить лукавые поступки. После божественной литургии, святого причастия и омовения обновляется не только тело, но и душа. Святой источник в Самарской области — это особенное место для очищения, выбранное самой Богородицей. В этой просторной долине люди получают возможность пользоваться великим даром свыше — очищаться от грехов и начинать новую жизнь.

Полезное видео

Подведем итоги

Свято-Троицкий храм в селе Ташла – одно из немногих уникальных святых мест, посещение которого заряжает силами и позволяет приблизиться к христианскому духовному миру.

Фотографии (с права на лево):
Место явления чудотворной иконы Божией Матери «Избавительница от бед» в с. Ташла
Троицкая церковь в с. Ташла, где находится икона Божией Матери «Избавительница от бед»

О Ташле
Небольшое волжское село Ташла избрала сама Божия Матерь – здесь, на месте явления Ее иконы «Избавительница от бед» , в 1917 году забил родник целебной воды.
Неслучайно икона явилась именно в 1917 году, в период от февральской до октябрьской революции. Это, без сомнения, стало знаком особой милости Ее к России. Предвидя тяжелые испытания, которые выпадут на долю нашей многострадальной Родины, Царица Небесная явилась в те дни Избавительницей от бед.
В этом месте ощущается присутствие Неба, где милосердие Божие проявляется столь явно, столь обильно! На источнике происходят все новые и новые исцеления.
И тот, кто хоть раз побывал здесь, почувствовал всю благодать этого места, тот возвращается в Ташлу снова и снова.
Сюда стекает нескончаемый поток православных людей со всех концов России, около источника можно встретить и паломников из ближнего зарубежья – Украины, Белоруссии. Едут люди из Прибалтики, Германии…
Так велика слава святого места, что не только православные посещают его, но и люди других вероисповеданий. По своей вере в безграничную милость нашей Заступницы они получают у источника исцеление, и многие из них после этого принимают святое крещение в Свято-Троицком Храме.
Что же привлекает сюда такое количество паломников? Приезжают для того, чтобы искупаться в источнике, набрать целебной воды для себя и близких. Стремятся поклониться чудотворному образу, хранящемуся на левом клиросе Свято-Троицкого храма, излить Богородице болезни своего сердца, побеседовать с настоятелем Троицкого храма – отцом Николаем Винокуровым, посетить могилки праведников – монахини Серафимы (Денисовой), блаженного Степана Никифорова, недавно почившей схимонахини Маргариты , известной и почитаемой многими в Самарской области.
Просветительский паломнический Центр «Святая Русь» приглашает совершить паломничество в село Ташла, с посещением Свято-Троицкого храма, (где хранится чудотворная икона) святого источника и некрополя (по желанию).

ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА В С. ТАШЛА

Программа проведения

Примечания

Отъезд от Архиерейского подворья в 7-00 утра.

Паломнические поездки в Ташлу совершаются регулярно.
Отправление от Архиерейского подворья в 7-00. Длительность – 9 часов.

Прибытие на св. источник.
Посещение Свято-Троицкого храма, где хранится чудотворный образ Божией Матери. Водосвятный молебен. Посещение Ташлинского некрополя, где погребены приснопамятные подвижники Самарской области, лития по усопшим (по возможности).
Возвращение в Тольятти – 16-00 ч.

История обретения иконы Божией Матери "Избавительница от бед"

В октябре 1917 года перед страшными испытаниями Пресвятая Богородица явила Свою икону «Избавительница от бед», напомнила о Себе, о Своей милости к русской земле.

Осенью 1917 года уроженке Ташлы, временно проживающей в соседнем селе Мусорка, келейнице Кате, трижды во сне являлась Царица Небесная и указывала место, куда нужно пойти и выкопать из земли Ее чудотворный образ, ей было сказано, что, если она не исполнит просьбы Божией Матери, то будет наказана. Девушка рассказала о видении своим подругам - Фене Атякшевой и Паше Гавриленковой. Вместе они пошли к ташлинским оврагам. В дороге Кате снова было видение: впереди Ангелы в белых одеждах проносили икону Пресвятой Богородицы. Вскоре Катя показала подругам то место, на которое ей во сне указала Сама Преблагая. Когда они начали копать землю, собрался народ. Многие недоверчиво смотрели на происходящее, даже смеялись. Так, Захарий Кривойченков решил помочь и начал копать лопатой, но, немного покопав, сказал: «Ну что она выдумала, чего тут напрасно копать». Только успел он выговорить эти слова, как был тут же отброшен в сторону, точно ветром, и некоторое время пролежал в обмороке, а когда очнулся, взял в руки лопату и уже беспрекословно продолжил копать в указанном месте. Параскева же в этой ямке время от времени прокалывала косырем. И вот, наконец, Паша ощутила что-то твердое и вынула из земли икону Божией Матери, маленькую, с блокнотный листок, которая лежала ликом кверху. Как только Параскева вынула из земли икону, в том месте появился родник.

Толпа загудела, увидевши лик
Иконы – Царицы Небесной
И тут же из ямы пробился родник
Целительной влаги чудесной.

Решили послать в село Мусорку за священником, отцом Василием Крыловым, чтобы перенести явленную икону в Свято-Троицкий храм села Ташла. По дороге в храм случилось первое исцеление: болевшая тридцать два года Анна приложилась к иконе и вдруг почувствовала прилив сил. Великая радость охватила людей.

Слух о явлении чудотворной иконы очень быстро распространился по окрестным местам, и целые толпы людей постоянно шли на поклонение иконе. На источнике были оборудованы колодец и часовенка, куда крестным ходом из храма шли служить молебны. С момента явления иконы все это время сопровождалось многими чудодейственными исцелениями больных, но несмотря на это в настоятеле храма Святой Троицы, священнике о. Дмитрии Митекине, все время было какое-то сомнение, маловерие к явлению иконы. И вот случилось чудо: в ночь с субботы на воскресение (с 23 на 24 декабря) икона исчезла из закрытого храма. При этом церковный сторож Троицкой церкви утром увидел молнию, мелькнувшую от храма в сторону источника. Утром икону в храме не нашли.

После Литургии пошли крестным ходом на источник и служили там молебен, но иконы нигде не оказалось. Екатерина со слезами сообщила Феодосии Атякшевой, что икона пропала, и попросила ее тут же пойти с ней на источник. Как только они подошли к часовне, Екатерина радостно воскликнула: «Смотри, смотри, икона сияет над часовней!» У святого источника собрались верующие. Один из присутствующих побежал за батюшкой в храм. Когда о. Димитрий прибыл, он с радостью почерпнул ведром из колодезя икону. Но икона не давалась в руки о. Димитрию. Тогда священник упал на колени и стал со слезами каяться в том, что сомневался, просить у Божией Матери прощения. Тогда икона опять всплыла и ее взяла все та же Паша Гавриленкова. С тех пор святой образ уже не покидал село. Весть о случившемся в Ташле разнеслась по всей округе. Люди шли и шли к источнику. Место это стало одним из самых почитаемых в Поволжье. Икона Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед» по-прежнему находится в Троицкой церкви села Ташла. Сообщение Атякшевой Феодосии Давидовны, уроженки села Мусорки Ставропольского района Куйбышевской области 1885 года, о явлении иконы Божией Матери, которое было в 1917 году в воскресенье 8 октября (стар, стиля) в селе Ташла.

«Я, Атякшева Феодосия Давидовна, проживала в с. Мусорки в отдельном домике, как в келье, и со мной проживала девица Чугунова Екатерина Никаноровна, уроженка села Ташла, 1885 г.

Я, Феодосия, перед Крестом и Евангелием заверяю, как было это явление: утром 21 октября (нов. стиля), когда мы проснулись, мне Екатерина сказала, что она пойдет к обедне в храм с. Ташла, и ушла, а я решила пойти в свой храм с. Мусорки. Когда я вернулась из храма, пришла Екатерина и говорит: «В Ташле в храме службы не было, потому что батюшка уезжал в Самару и не возвратился; но вот что я тебе должна рассказать. Мне сегодня ночью во сне уже в третий раз явилась Божия Матерь и сказала строго, что если я не выполню Ея наказа, то буду наказана. Каждый раз, являясь мне во сне, Она говорила, что я должна выкопать из земли Ея икону в указанном месте. Сегодня утром, когда я проходила к селу Ташла, над оврагом увидела двух ангелов, несущих икону Божией Матери, озаренную ярким сиянием, и когда они опустились на дно оврага, это видение исчезло, а я упала в обморок. Когда очнулась, пошла к своим родственникам и рассказала им обо всем этом, а они мне сказали, что некоторые слышат там, в овраге, церковное пение. Прошу тебя, Феня, пойдем сейчас же вместе на то место, может быть, и ты увидишь то, что видела я». Мы пошли вместе в Ташлу, и когда подошли к этому оврагу, Екатерина вскрикнула: «Смотри, смотри, вот опять ангелы несут икону в сиянии, направляются в то же место, и вот опять все исчезло...». После этих слов Екатерина упала без сознания.

Я очень перепугалась, не зная, что с ней делать, так как место пустынное, никого не видать. Слава Богу, это продолжалось недолго. Екатерина очнулась и спрашивает меня: видела ли я что-нибудь, но я ничего не видела. Мы пошли к проживающей недалеко от оврага Гавриленковой Параскеве и упросили ее пойти вместе с нами в овраг. Паша взяла косырь, и мы пошли. Когда мы подходили к оврагу, Екатерина опять закричала: «Смотрите, смотрите, вот опять ангелы несут икону и пропадают в том же самом месте», - а сама опять упала в обморок.

Очнувшись, Екатерина подошла к месту, где она трижды видела исчезновение видения, и показала, где нужно копать. Паша начала окапывать косырем это место, а стоявшего здесь мальчика Петю послали за лопатой. Вскоре Петя пришел вместе со своим отцом Захарием Кривойченковым, который и начал копать лопатой, но немного покопал и сказал: «Ну что она выдумала, чего тут напрасно-то копать».

Только успел выговорить эти слова Захарий, как тут же был отброшен в сторону, точно ветром, и некоторое время пролежал в обмороке, а когда очнулся, взял лопату и уже безпрекословно продолжал копать в указанном месте. Параскева же в этой ямке время от времени прокалывала косырем. И вот, когда ямка была глубиною с аршин, Параскева ощутила косырем что-то твердое, она стала руками разрывать землю и вынула из земли икону Божией Матери, небольшого формата, которая лежала ликом кверху. Как только Параскева вынула из земли икону, в том месте появился родник воды. К этому времени народу уже собралось очень много, а Екатерина лежала в расслабленном состоянии, и ее отправили к сестре.

Решили послать в село Мусорку за священником, чтобы перенести явленную икону в храм села Тащла.

Из Мусорки приехал священник отец Василий Крылов. Взял икону, и понесли ее в храм.

При подходе к храму для встречи иконы, под перезвон колоколов, вышли с хоругвями и иконами. Из толпы слышались выкрики всем известной больной Анны Торловой (уроженки с. Ташла), которая кричала: «… Идет, идет маленькая икона и выгонит нас,..». Эта женщина исцелилась, а болела 32 года. Икону внесли в храм, вложили под стекло вместе с иконой Святой Троицы и на аналое поставили среди храма.

Священником о. Василием Крыловым был тут же отслужен молебен, и храм был всю ночь открыт для доступа к иконе. В это время был случай: одна ташлинская женщина не поверила явлению иконы и стала кричать: «Это все выдумки...». После своих слов выбежала из храма, спрыгнула с высокого крыльца, перемахнула через забор и убежала домой, а после этого заболела.

В понедельник 22 октября (нов. стиля) приехал из с. Мусорки священник о. Алексей Смоленский. Он отслужил Литургию и молебен в храме, а к вечеру приехал из Самары свой священник о. Димитрий Митекин. Он увидел, что в храме много народу, и у знал, что явилась икона Божией Матери «Избавительница от бед», и отслужил всенощную. Во вторник 23 октября была отслужена Литургия, а после Литургии пошли крестным ходом с иконой «Избавительница от бед» на место явления и там служили молебен.

В это время также наблюдалось много исцелений. Слух о явлении чудотворной иконы очень быстро распространился по окрестным местам, и целые толпы постоянно шли на поклонение иконе. На источнике были оборудованы колодезь и часовенка, где часто выходили из храма служить молебны.

Колодезь углубляли и очищали, и в засушливые 1920-1922 гг. он был почти единственным снабжающим водою село. С момента явления иконы все это время сопровождалось многими чудодейственными исцелениями больных; но несмотря на это в настоятеле храма Святой Троицы священнике о. Димитрии Митекине все время было какое-то сомнение, маловерие к явлению иконы.

И вот случилось чудо: в субботу 23 декабря (нов. стиля) отслужена была в храме Святой Троицы всенощная, во время которой икона «Избавительница от бед» находилась в храме, а утром 24 декабря в воскресенье обнаружили, что иконы в храме нет. Икона исчезла из запертого храма.

При этом церковный сторож Ефим Куликов сообщил батюшке о. Димитрию, что когда он утром шел в храм, то видел как бы молнию, блеснувшую от храма в сторону источника.

После Литургии пошли крестным ходом на источник и служили там молебен, но иконы нигде не оказалось. До меня, Феодосии Атякшевой, в тот же день 24 декабря дошел слух об исчезновении иконы, и я тут же, как пришла из храма, пошла в село Тагила. Когда я встретилась с Екатериной, она со слезами сообщила мне об исчезновении и упросила тут же пойти с ней на источник. Как только мы увидели часовню, Екатерина радостно воскликнула: «Смотри, смотри, икона сияет над часовней». Мы вернулись в село, пришли к старосте храма Ивану Ефремовичу, у которого был ключ от часовни, он позвал еще некоторых старичков, и пошли на источник. Когда открыли часовню и творила колодца, нашим взорам представилось: лед в колодце немного подтаял, и в том месте плавает икона Божией Матери ликом вверх. Всех нас охватила величайшая радость, и один из присутствующих побежал за батюшкой о. Димитрием. Когда о. Димитрий прибыл, он с радостью почерпнул ведром из колодезя икону, взял ее в руки, приподнял перед собою и сказал, чтоб тут же шли в храм и с хоругвями и иконами шли на источник, а сам он стоял в том же положении с иконою до прихода крестного хода и молился.

Под колокольный перезвон возвратились с иконою в храм.

Отец Димитрий Митекин отслужил тут же благодарственный молебен перед иконою Божией Матери «Избавительница от бед», и сам слезно молился и каялся в том, что это исчезновение иконы он принимает лично за свою вину, за свое сомнение и маловерие, проявленное к этому явлению иконы Божией Матери «Избавительница от бед».

Икона снова водрузилась в храме Святой Троицы села Ташла, и снова пошел поток молитвенников с разных мест, на поклонение иконе «Избавительница от бед», и множество притекающих с верою к Ней получали различные исцеления».

Подпись (Атякшева)

Все вышеизложенное о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Избавительница от бед» в селе Ташла подтверждаем и свидетельствуем, заверяя перед Крестом и Евангелием, матушка отца Василия Крылова: Анисия Димитриевна Крылова, год рождения 1876, проживавшая в селе Мусорки Ставропольского района с 1900 года по 1920 г.

Подпись (Крылова)

И Андрина Евдокия Романовна, год рождения 1896, уроженка и жительница села Ташла.

Подпись (Андрина)

Подписи указанных лиц заверяю

Иоанн, Епископ Куйбышевский и Сызранский, 1981 г.

Похожие публикации