Святой афанасий афонский молитва. Афанасий афонский

Житие преподобного Афанасия, игумена Афонского

Ро-дил-ся в Тра-пезун-де, в бла-го-че-сти-вой хри-сти-ан-ской се-мье и на-зван был Ав-ра-ами-ем. Ра-но оси-ро-тев, он вос-пи-ты-вал-ся у од-ной бла-го-че-сти-вой мо-на-хи-ни, под-ра-жая ей в на-вы-ках ино-че-ской жиз-ни, по-сте и мо-лит-ве. Даль-ней-шее свое об-ра-зо-ва-ние свя-той про-дол-жил в Ви-зан-тии. В со-вер-шен-стве изу-чив раз-лич-ные на-у-ки, он стал на-став-ни-ком юно-ше-ства. По-сле зна-ком-ства с пре-по-доб-ным Ми-ха-и-лом Ма-ле-и-ном, пре-зрев всю мир-скую су-е-ту, свя-той уда-лил-ся в Ки-мин-ский мо-на-стырь в Ма-лой Азии, где при-нял ино-че-ский по-стриг с име-нем Афа-на-сий. В оби-те-ли пре-по-доб-ный Афа-на-сий с усер-ди-ем ис-пол-нял мо-на-стыр-ские по-слу-ша-ния, а в сво-бод-ное вре-мя за-ни-мал-ся пе-ре-пи-сы-ва-ни-ем свя-щен-ных книг. Из-вест-но, что он пе-ре-пи-сал Чет-ве-ро-е-ван-ге-лие и Апо-стол.

Дли-тель-ны-ми по-ста-ми, бде-ни-я-ми, ко-ле-но-пре-кло-не-ни-я-ми, из-ну-ри-тель-ны-ми тру-да-ми пре-по-доб-ный Афа-на-сий до-стиг та-ко-го со-вер-шен-ства, что в 960 г. по бла-го-сло-ве-нию игу-ме-на по-се-лил-ся для пу-стын-но-жи-тель-ства на Свя-той Го-ре Афон. Ко-вар-ный диа-вол, же-лая из-гнать его от-сю-да, бо-рол свя-то-го непре-стан-ны-ми по-мыс-ла-ми уй-ти с ме-ста по-дви-гов. Но пре-по-доб-ный Афа-на-сий по-беж-дал коз-ни вра-га мо-лит-вой, во вре-мя ко-то-рой по-лу-чил дар уми-ли-тель-ных слез.

Спу-стя несколь-ко вре-ме-ни пре-по-доб-ный ос-но-вал на Афоне об-ще-жи-тель-ный мо-на-стырь со стро-гим уста-вом, где и был игу-ме-ном. Сла-ва об оби-те-ли и ее игу-мене-по-движ-ни-ке рас-про-стра-ни-лась по-всю-ду, так что да-же игу-ме-ны мно-гих мо-на-сты-рей и ар-хи-ереи же-ла-ли быть про-сты-ми ино-ка-ми в Лав-ре пре-по-доб-но-го Афа-на-сия.

За свою свя-тую жизнь пре-по-доб-ный Афа-на-сий удо-сто-ил-ся от Гос-по-да да-ра про-зор-ли-во-сти и чу-до-тво-ре-ний: зна-ме-ни-ем кре-ста он ис-це-лял боль-ных и из-го-нял нечи-стых ду-хов. Са-ма Пре-чи-стая Бо-го-ро-ди-ца бла-го-во-ли-ла к свя-то-му и несколь-ко раз яв-ля-лась пре-по-доб-но-му, обе-щая ве-ли-кой Лав-ре свою неоску-де-ва-ю-щую по-мощь и за-щи-ту.

Про-ви-дя свою кон-чи-ну, пре-по-доб-ный про-сил бра-тию не со-блаз-нять-ся о том, что про-изой-дет. Пре-по-дав бра-тии по-след-нее на-став-ле-ние и по-мо-лив-шись, он взо-шел вме-сте с дру-ги-ми ше-стью бра-ти-я-ми на верх хра-ма осмот-реть стро-и-тель-ство. Вдруг неве-до-мы-ми судь-ба-ми Бо-жи-и-ми верх хра-ма об-ру-шил-ся, и пре-по-доб-ный с бра-ти-я-ми бы-ли за-ва-ле-ны кам-ня-ми и там пре-да-ли свои ду-ши в ру-ки Бо-жии. Кон-чи-на свя-то-го по-сле-до-ва-ла в 1000-1001 гг.

Те-ло пре-по-доб-но-го Афа-на-сия, про-ле-жав непо-гре-бен-ным три дня, не из-ме-ни-лось, не отек-ло и не по-тем-не-ло. А во вре-мя по-гре-баль-ных пес-но-пе-ний из ра-ны, ко-то-рая бы-ла на но-ге, во-пре-ки при-ро-де ис-тек-ла кровь. Неко-то-рые стар-цы со-би-ра-ли эту кровь в по-ло-тен-ца, и мно-гие через нее по-лу-ча-ли ис-це-ле-ние от сво-их бо-лез-ней.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Афанасию Афонскому

Е́же во пло́ти житию́ твоему́/ удиви́шася а́нгельстии чи́ни:/ ка́ко с те́лом к неви́димым спле́тением изше́л еси́, присносла́вне,/ и уязви́л еси́ де́монския полки́./ Отону́дуже, Афана́сие,/ Христо́с тебе́ воздаде́ бога́тыми дарова́ньми:/ сего́ ра́ди, о́тче, моли́// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Житию твоему во плоти удивились ангельские воинства: как ты, в тело облеченный, вступил в борьбу с невидимым врагом и поразил демонов полки, всехвальный. За то, Афанасий, Христос тебе богатыми дарованиями воздал; потому, отче, ходатайствуй [пред Христом Богом] о спасении душ наших.

Кондак преподобному Афанасию Афонскому

Я́ко невеще́ственных суще́ств зри́теля изря́дна,/ и де́ятельна сказа́теля всеи́стинна,/ взыва́ет тя ста́до твое́, Богоглаго́льниче:/ не оскуде́й моля́ о рабе́х твои́х,/ изба́витися напа́стей и обхожде́ний, вопию́щим ти́:// ра́дуйся, о́тче Афана́сие.

Перевод: Как духовных вещей созерцателя величайшего и проповедника делами, верного во всем, призывает тебя стадо твое, Богословесный: «Не прекращай молиться о рабах твоих, да избавятся от напастей и бед взывающие тебе: «Радуйся, отче Афанасий!»

Молитва преподобному Афанасию Афонскому

Преподо́бне о́тче Афана́сие, изря́дный уго́дниче Христо́в и вели́кий Афо́нский чудотво́рче! Во дни земна́го жития́ твоего́ мно́гия на путь пра́вый наста́вивый и в Ца́рствие Небе́сное му́дре руководи́вый, ско́рбныя уте́шивый, па́дающим пода́вый ру́ку по́мощи и всем любе́зен, ми́лостив и сострада́телен оте́ц бы́вый, ты ны́не, в Небе́сней пребыва́я све́тлости, наипа́че умно́жавши любо́вь твою́ к нам, немощны́м, в мо́ри жите́йстем разли́чие бе́дствующим, искуша́емым ду́хом зло́бы и страстьми́ свои́ми, вою́ющими на дух. Сего́ ра́ди смире́нно мо́лим тя, святы́й о́тче: по да́нней тебе́ от Бо́га благода́ти помози́ нам твори́ти во́лю Госпо́дню в простоте́ се́рдца и смире́нии, искуше́ния же вра́жия победи́ти и свире́пое страсте́й мо́ре изсуши́ти, да та́ко немо́кренно пре́йдем жите́йскую пучи́ну и предста́тельством твои́м ко Го́споду сподо́бимся дости́гнути обетова́ннаго нам Ца́рствия Небе́снаго, сла́вяще Безнача́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святому преподобному Афанасию Афонскому чудотворцу

Кондак 1

Избранный от града Трапезунта и во Афоне постнически просиявый, дивный подвижниче и чудотворче, преподобне отче Афанасие, скорый помощниче и целебниче недугов душевных и телесных, яко имеяй велие дерзновение к прославльшему тя Господу, от всяких нас бед свободи и на спасения стези руководи, да зовем ти хвалебно:

Икос 1

Ангелов и всея твари Содетель, избравый Гору Афонскую земным уделом Пречистыя Своея Матере и даровавый ю в вечное достояние иночествующих, яви тя в ней светла светильника, весь собор преподобных украшающа. Темже убо, яко великому угоднику Христову, воспеваем ти сице:
Радуйся, предобрый иноков наставниче;
Радуйся, преславный ангелов собеседниче.
Радуйся, целомудрия дивное светило;
Радуйся, усерднейший исполнителю поста и воздержания.
Радуйся, духовной во Христе жизни премудрый учителю;
Радуйся, светлый образе кротости и смирения.
Радуйся, имя твое делы безсмертия оправдавый;
Радуйся, деяние и видение чудно в себе сочетавый.
Радуйся, преподобному Петру Афонскому в равноангельном житии подражавый;
Радуйся, равную с ним на Небеси славу восприявый.
Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 2

Егда, по блаженном успении родителей твоих, еще младенцу ти сущу и не могущу о себе промышляти, Всеблагий Господь Божественным Своим Промыслом устрои едину черноризицу пещися о тебе, и та воспитоваше тя вместо сына, тогда ты, блаженне, видя сию питательницу твою пребывающу в пощении и молитвах, потщался еси, елико бе мощно отрочати, подражати святому тоя житию, поя с нею Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум небесный даровася тебе, угодниче Божий, егда в Константинград пришед, в любомудрии книжнем обучитися тщался еси: ибо толико в оном преуспев, яко в мале времени изряден ритор и премудр учитель показался еси. Мы же сице Богом умудренному ти приносим сицевыя немудрыя хвалы:
Радуйся, начало премудрости, страх Божий, правилом жизни себе предложивый;
Радуйся, вся заповеди Господни со тщанием хранивый.
Радуйся, любомудрием твоим суету мира сего ясно разсмотревый;
Радуйся, пещися о душе своей усердно вожделевый.
Радуйся, в юности посту и молитве обучивыйся;
Радуйся, в священных писаниих прилежно поучивыйся.
Радуйся, измлада сединою мудрости украсивыйся;
Радуйся, о лишении родителей твоих Господем утешенный.
Радуйся, воздержанием паче неже млеком воспитавыйся;
Радуйся, от сверстных тебе отроков наставником монахов презнаменовавыйся.
Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 3

Сила благодати Божией сочетаваяся благому произволению твоему, поможе ти, блаженне, избежати многоплетенных сетей мира сего и посла тебе святаго старца Михаила, вождя и наставника житию иноческому, в немже до кончины твоея добре подвизался еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея велие желание равноангельнаго жития иноческаго, Царьград оставил еси, блаженне, и обители Малеины достиг, преподобным Михаилом в иноческую власяницу, яко воин в броня, оболчен был еси; и тако мужественно ополчился еси противу невидимых врагов рода человеческаго. Сего ради ублажаем тя сице:
Радуйся, от млада возраста вдавый себе на служение Господу;
Радуйся, Того единаго паче всего возлюбивый.
Радуйся, Царствия ради Небеснаго честь и славу мира оставивый;
Радуйся, вся временная яко уметы презревый.
Радуйся, плоть духу покоривый;
Радуйся, ум твой в богомыслие вперивый.
Радуйся, помыслы вражия бодро отразивый;
Радуйся, святынею и чистотою ангелом уподобивыйся.
Радуйся, Кименския обители велие украшение;
Радуйся, Афону слава и благолепие.
Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 4

Славы временныя и почитания от боголюбивых воевод, яко бури и волнения морскаго избегая, Кименскую обитель оставив, во святую Гору Афонскую, яко в тихое пристанище, достигл еси, преподобне Афанасие, и тамо предался еси в послушание старцев подвижников, поя с ними Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще прот и прочии отцы Святыя Горы сладкое твое Священных Писаний добровещание, удивляхуся силе благодати из уст твоих исходящей и прославляху Бога; един же от них, преподобный Павел, пророчески о тебе рече: сей, последи нас пришедый, будет первейший добродетелию и славою в Царствии Небеснем. Сего пророчества мы ныне сбытие ведяще, радостно вопием ти:
Радуйся, дивный избранниче Божий;
Радуйся, пречестное Святаго Духа селение.
Радуйся, преподобных отцев восхваление;
Радуйся, проречений их исполнение.
Радуйся, риторе сладковещанный и богомудрый;
Радуйся, краснописче предобрый и трудолюбивый.
Радуйся, благочиния церковнаго ревнителю;
Радуйся, душевредных в храме шептаний искоренителю.
Радуйся, премудрыми твоими и благодатными глаголы благочестивыя воеводы удививый;
Радуся, на спасения стези тех руководивый.
Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 5

Звезды светлее явися миру житие твое, преподобне отче Афанасие: ты бо сам шествуя путем тесным и скорбным, право ведущим в Царствие Небесное, и иных многих научал еси творити волю Господню и представил еси тех Христу Богу добродетельми сияющих, поя с ними: Аллилуиа.

Икос 5

Видя враг рода человеческаго созидание тобою обители ко вселению иночествующих, вельми раздражися и рече другом своим: о друзи и силы мои! Доколе терпим и не расторгнем враждебника нашего Афанасия? Ты же отче, молитвою твоею ко Господу, яко жезлом, поразил еси тех ополчения. Сего ради воспеваем ти сице:
Радуйся, добрый воине Христов;
Радуйся, славный победителю невидимых врагов.
Радуйся, клеветавшия на тя старцы радостно простивый;
Радуйся, враги твоя яко други возлюбивый.
Радуйся, Богом врученному ти стаду добрый пастырь бывый;
Радуйся, словесныя твоя овцы от волков мысленных защитивый.
Радуйся, дар умиления от Бога приявый;
Радуйся, богатство добродетелей собравый.
Радуйся, Самаго Христа Господа в видении зрети сподобивыйся;
Радуйся, яко Того ныне зриши на Престоле Славы седяща.
Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 6

Проповедует Гора Афонская труды твоя и подвиги, имиже в удолиих и дебрех ея яко безплотен подвизался еси, преподобне; наипаче же вещает славу твою священная твоя Лавра, в нейже цельбоподательныя мощи твоя почивают, источающия токи чудес и исцелений, верою о тебе поющим Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, преподобне, в бренней плоти светом небесным, яко пламень огненный, еже ученик твой Герасим сподобився зрети, со ужасом возопи: о, отче! Темже и мы вопием ти:
Радуйся, отче, светом добродетелей твоих мир озаривый;
Радуйся, темная бесовская полчища из пустыни Афона отгнавый.
Радуйся, сиянием твоего лица ученика твоего удививый.
Радуйся, лютую того болезнь единым словом исцеливый.
Радуйся, в тленней плоти нетленною славою озарен бывый;
Радуйся, огнь любве Божественныя в себе носивый.
Радуйся, в Царствии Отца Небеснаго яко солнце сияющий;
Радуйся, молитвенниче наш ко Христу Богу теплейший.
Радуйся, в бедах скорый помощниче;
Радуйся, в печалех великий утешителю.
Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 7

Хотя христолюбивый воевода Никифор изыти на брань противу нечестивых агарян, моляше отцев Афонских, да помолятся о нем к Богу и да послют тя к нему. Ты же, отче Афанасие, повинуяся отцем, аще и не хотя, путешествовал еси до Крита, и тамо молитвами твоими помогл еси христианом победити агаряны, неведущия пети Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новое умысли зло прелукавый диавол, егда подвиже на зависть единаго от ученик твоих, и научи его заклати тя, яко агнца непорочна. Ты же, отче, десницею Вышняго спасен быв, убийцу онаго отечески простил и облобызал еси. Темже вси мы, таковому твоему незлобию дивящеся, хвалебно вопием:
Радуйся, в кротости и смирении твоем Христу Богу подражавый;
Радуйся, незлобием твоим духа злобы победивый.
Радуйся, сокровищ Христовых дражайший бисере, егоже не возможе душегубец похитити;
Радуйся, егоже десница Господня храняше от всех зол.
Радуйся, от внезапнаго убийства спасенный;
Радуйся, смертоносным питием, по слову Господню, неврежденный.
Радуйся, триех мужей, от глада и мраза изнемогших, смерти избавивый;
Радуйся, многих от различных болезней исцеливый.
Радуйся, верныя в православии утвердивый;
Радуйся, лжеверныя и неверныя посрамивый.
Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 8

Странное чудо бе видети, егда повелением твоим, отче, в знойное время почерпнутая из моря сланая вода сотворися хладна и сладка, пиющия ю прохладившая и жажду утолившая. Темже убо величаем Господа, даровавшаго тебе таковый дар чудотворения, и во умилении вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Дивно явися тебе Матерь Христа Бога нашего, и повеле ти жезлом поразити камень, из негоже абие истече источник водный, иже и до ныне источает воду живу и целебну. Таковому к тебе благоволению Владычицы чудящеся, взываем сице:
Радуйся, яко пресветлое лице Царицы Небесныя зрети сподобился еси;
Радуйся, яко повелением Ея извел еси воду из камене.
Радуйся, яко сим преславным чудом боговидцу Моисею подобен показался еси;
Радуйся, яко с сим великим пророком в райских обителех ныне обитаеши.
Радуйся, яко источник твой благодатно посещаеши;
Радуйся, яко болящим здравие подаваеши.
Радуйся, яко прокаженныя очищаеши;
Радуйся, яко нечистыя духи от человек отгоняеши.
Радуйся, яко недужным усердно послужил еси;
Радуйся, яко чревныя и неудобоцелимыя язвы уврачевал еси.
Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 9

Всяк язык человечь недоумевает по достоянию восхвалити благоволения Царицы Небесныя к подвижником христианским: Та бо в Лавру твою, отче, с двема ангелома прииде, и учеником твоим Матфием видима бысть в храме, раздающа златницы и цаты, усердно предстоящим и поющим Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вси иноцы Горы Афонския блажат тя, отче Афанасие, яко наставника своего и тепла ходатая; не лишены же суть благодатныя твоея помощи и вси православнии людие, с любовию почитающии святую память твою и взывающии сице:
Радуйся, святым и чудным твоим житием святоименный Афон возвеличивый;
Радуйся, небовосходную добродетелей твоих лествицу нам в образ оставивый.
Радуйся, земнаго жребия Матери Божией честное украшение;
Радуйся, иночества православнаго похвало.
Радуйся, за многую твою к согрешающим любовь и милосердие милость Божию получивый;
Радуйся, за великое твое о странных попечение от странствовавшаго нас ради Господа в вечных скиниих славно почтенный.
Радуйся за славную твою над плотию и диаволом победу венцем славы увенчанный;
Радуйся, за девственную чистоту и сердечную простоту от Приснодевы Марии в ближайшее содружество приятый.
Радуйся, яко благоволением Царицы Небесныя, созданная тобою во имя Ея обитель в твое имя преименовася;
Радуйся, яко день преставления твоего в сей обители светло торжествуется.
Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя Богом врученное ти стадо от раздоров и соблазнов, и к скончанию смертному приближаяся, завет учеником твоим письмены начертал еси, отче, поучая всех взаимной братской любви и хранению отеческих преданий. Мы же, хваляще таковое твое о чадех попечение, поем Христу Спасителю нашему: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною терпения оградився и надеждою вечных благ укрепився, земное странствие тесною стезею прошел еси, преподобне Афанасие, нося ярем поста, многонощнаго бдения и о вверенных тебе душах попечения; ныне же, в небеснем пребывая блаженстве, помяни нас, восхваляющих тя сице:
Радуйся, крепкий подвижниче, вся разжженныя стрелы лукаваго угасивый;
Радуйся, слез излияньми душу твою чисто омывый.
Радуйся, немощи немощных отечески носивый;
Радуйся, в глубину прегрешений впадшия на гору добродетелей возводивый.
Радвйся, многих великих мужей наставник бывый;
Радуйся, царя Никифора в неисполнении даннаго Богу обета кротко обличивый.
Радуйся, будущая пророчески предвидевый;
Радуйся, далече отстоящая ясно зревый.
Радуйся, Божия славы теплый рачителю;
Радуйся, велений его ревностный исполнителю.
Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 11

Песнь благодарения принесл еси, отче, Богу, дивно спасшему тя от потопления морскаго со ученики твоими, егда, действом духа злобы, ладия, в нейже плыл еси, опровержена бысть, и вси в ней сущии, в пучину впадше, не погибоша и воспеша хвалу Господеви: Аллилуиа.

Икос 11

Светом благодати Божия озарен имея твой ум и сердце, преподобне отче Афанасие, таинственно предрекл еси твою страдальческую кончину, в нейже яко мученик под развалинами падшаго храма телом погребся, духом преселился еси в горния обители, в нихже, ходатайством твоим ко Господу помози водворитися и нам, вопиющим ти сице:
Радуйся, в животе и по преставлении твоем многая и преславная чудеса сотворивый;
Радуйся, от ноги твоея кровь яко миро благовонное чудесно источивый.
Радуйся, на честное погребение твое множество иноков собравый;
Радуйся, во гробе тело твое небесною радостию светящееся показавый.
Радуйся, помазанием крове твоея болящаго корабленника со одра смертнаго здрава возставивый;
Радуйся, сею же твоею кровию кровоточивую жену уврачевавый.
Радуйся, всех сердца любовию твоею, к себе привлекающий;
Радуйся, благоуханием Божия благодати смрад страстей от многих отгоняющий.
Радуйся, светильниче пресветлый, от горы Афона всему миру православному сияющий;
Радуйся, не точию иноком, но и миряном путь к небу озаряющий.
Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 12

Благодать велия тебе, отче, от Бога дадеся, добродетельные человеки на вящшее преуспеяние наставляти, грешныя же к покаянию побуждати, пруги от нив отгоняти и различныя недуги и страсти врачевати. Темже убо смиренно молим тя, отче: не лиши помощи твоея и нас, поющих Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще святое, равноангельное твое житие, ублажаем тя, отче Афанасие, яко многомощна молитвенника о нас пред Господем, тепла заступника и наставника ко спасению, и с любовию возглашаем ти сице:
Радуйся, православныя Церкве похвало;
Радуйся, обители твоея и всея Горы Афонския покровителю.
Радуйся, пустыннаго безмолвия искренний любителю;
Радуйся, общежития мудрый руководителю;
Радуйся, постническаго жития истинный ревнителю;
Радуйся, всех иноческих добродетелей светлый образе и учителю.
Радуйся, яко смирения ради не восхотел еси явити миру мощей твоих;
Радуйся, яко хотящим изъяти оныя из недр земных огнем воспретил еси.
Радуйся, яко до ныне православнии людие покланяются святому твоему гробу;
Радуйся, яко и чудодейственный жезл твой тамо зрим есть.
Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 13

О, предивный иноков наставниче и чудотворче, преподобне отче Афанасие, предстояй ныне Престолу Царя Славы Господа нашего Иисуса Христа, молися Ему даровати всем нам дух истинныя кротости, любве и целомудрия, да, скончавши живот наш в покаянии, сподобимся со всеми святыми в Небесном Царствии пети Богу: Аллилуиа.

(Сей кондак чтется трижды. И паки чтутся: Икос 1 и Кондак 1)

Молитва

Преподобне отче Афанасие, изрядный угодниче Христов, и великий Афонский чудотворче! Во дни земнаго жития твоего многия на путь правый наставивый, и в Царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешивый, падающим подавый руку помощи, и всем любезен, милостив и сострадателен отец бывый; ты ныне, в небесней пребывая светлости, наипаче умножаеши любовь твою к нам немощным, в море житейстем различне бедствующим, искушаемым духом злобы и страстьми своими, воюющими на дух. Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам творити волю Господню в простоте сердца и смирении, искушения же вражия победити и свирепое страстей море изсушити; да тако немокренно прейдем житейскую пучину, и предстательством твоим ко Господу, сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[Греч. ὁ ̓Αθωνίτης] (ок. 925 или 930, Трапезунд - 5.07. ок. 1000, Афон), прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных), основатель Вел. лавры на Афоне, названной впосл. в его честь. В Крещении получил имя Авраамий. Происходил от благородных и знатных родителей: отец был родом из Антиохии, мать - из Колхиды. Они рано умерли, и мальчик воспитывался в семье родственницы матери. Для продолжения обучения в 945 г. он прибыл в К-поль, где поступил в школу к известному ритору Афанасию. Вскоре Авраамий превзошел своего наставника и был назначен учителем, но, тяготясь славою, оставил преподавание. Однажды он сопровождал в поездке своего родственника на о-в Лемнос и впервые проплыл мимо Афона. Вернувшись в К-поль, Авраамий познакомился с прп. Михаилом Малеином , игум. Киминского мон-ря в Вифинии, и встретился с Никифором II Фокой , выдающимся военачальником, впосл. имп. Византии (963-969). Авраамий вслед за Михаилом отправился на Кимин и принял в его мон-ре постриг с именем Афанасий. В этой обители он прожил 4 года, занимаясь переписыванием рукописей, потом он вступил на поприще безмолвия, удалившись в уединенное место. Никифор Фока посетил А. А., долго беседовал с ним и открыл ему свое желание стать монахом. Когда прп. Михаил Малеин захотел сделать А. А. игуменом своего мон-ря, тот, считая себя недостойным начальствования и избегая мира, ушел на Афон (958/59).

Поскольку Никифор Фока повсюду разыскивал Афанасия, он решил скрыть свое наст. имя, назвался Варнавой и стал учеником одного благочестивого старца. Вскоре ему пришлось открыть свое наст. имя. Брат Никифора Фоки Лев, доместик схол Запада, посетил А. А. и дал деньги на храм в Карее. Преподобный удалился на крайнюю оконечность полуострова, в место, называемое Мелана, где год предавался подвигам аскезы, после чего получил дар умиления. Когда Никифор Фока отправился освобождать Крит от араб. пиратов, он попросил А. А. приехать к нему и молитвенно поддержать. Считая помощь мирянам обязанностью инока, А. А. приехал на Крит в нач. 961 г. После победы над арабами (961) Никифор Фока решил осуществить давно возникший у него план построить мон-рь, где бы он смог подвизаться вместе с А. А. С иноком Мефодием в кон. 962 - нач. 963 г. Никифор прислал А. А. деньги, необходимые для постройки мон-ря. В том же году была построена келья для Никифора, храм во имя Предтечи Иоанна, а затем начали воздвигать храм в честь Пресв. Богородицы. В то же время А. А. принял великую схиму. 16 авг. 963 г. Никифор Фока был провозглашен императором Византии. А. А., узнав об этом и поняв, что Никифор не сможет исполнить свой обет стать монахом, покинул Афон и отправился на Кипр, где подвизался в мон-ре Агиа-Мони (около Пафоса). В это время в его лавре воцарилось безначалие, монахи стали разбегаться. По Божественному внушению А. А. вернулся в лавру.

В нач. 964 г. он прибыл в К-поль. Имп. Никифор убедил его продолжить строительство и издал ряд хрисовулов, касавшихся лавры, из к-рых сохранился только один от 964 г. Император передал А. А. для лавры частицу Честного Древа, главу св. Василия Великого и мощи др. святых. В др. хрисовуле Никифор назначил А. А. игуменом лавры с 80 монахами и постановил, что лавра должна навсегда оставаться независимым мон-рем, не подчиняясь ни светским, ни церковным лицам.

Вернувшись на Афон, А. А. продолжил строительство мон-ря, возвел братский корпус, трапезную, кельи, больницу, мельницу и пристань, провел водопровод. Однако деятельность А. А. вызывала раздражение у др. афонских отшельников. Они, воспользовавшись тем, что Никифор Фока, покровительствовавший А. А., был убит (10 дек. 969) и императором провозглашен Иоанн I Цимисхий , отправили в К-поль делегацию с жалобами на преподобного. А. А. (по др. версии, это был Иоанн Мтацминдели , ученик А. А.) также поехал в столицу империи. Новый император не только подтвердил все хрисовулы имп. Никифора, но и приказал ежегодно выдавать лавре по 244 золотых номисмы. Чтобы разобраться в разногласиях между А. А. и игуменами и старцами Афона, император отправил на Св. гору мон. Евфимия, игум. Студийского мон-ря в К-поле. В результате проведенного Евфимием расследования и во избежание дальнейших споров между афонскими монахами был составлен афонский устав, т. н. Типикон Иоанна Цимисхия, или «Трагос» (971-972). Предположительно в 973-975 гг. А. А. составил Устав лавры (τυπικόν, διαθήκη, κανονικόν). Помощь императора позволила лавре возвыситься над остальными мон-рями и стать крупнейшим, по-видимому первым, общежительным мон-рем на Св. горе. Молва об А. А. распространилась по всей Византийской империи и за ее пределами, и к нему стали приходить иноки, даже из таких отдаленных земель, как Грузия, Армения, Италия и Калабрия. В конце своей жизни А. А. написал «Завещание» (Διατύπωσις; см. Диатипосис прп. Афанасия), в к-ром содержатся предписания о порядке поставления игумена, о преемниках А. А., богослужебные указания, составленные на основе студийского «Ипотипосиса». Завещание дополняет положения Устава лавры. При жизни А. А. неск. раз удостаивался видения Божией Матери, совершал чудеса, исцелял тяжелобольных и предвидел грядущие события, в т. ч. свою трагическую кончину.

В день смерти он осматривал строившийся свод и купол церкви, к-рую сам проектировал, как вдруг каменная кладка рухнула, и он вместе с 6 монахами оказался под обломками. 5 монахов погибли сразу же, а молитвы преподобного братия слышала в течение неск. часов. Мощи его находятся под спудом в приделе Севастийских мучеников кафоликона Вел. лавры. Рядом стоит металлический жезл преподобного. Сохранился крест А. А. (весом ок. 3 кг), к-рый он не снимал даже когда спал.

Сохранилось 2 пространных греч. жития А. А. Одно написано мон. Афанасием (̓Αθανάσιος τοῦ Παναγίου) в 1-й четв. XI в. (BHG, N 187), другое - неизвестным монахом из Вел. лавры во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (BHG, N 188). Вскоре после смерти А. А. его память была включена в греч. богослужебные книги: Канонник 1022 г. (ГИМ. Син. греч. 299) и Стишной синаксарь Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo . Calendari. Т. 2. Р. 345).

В рус. календарях память А. А. появляется в кон. XIV в. с распространением Иерусалимского устава: К-польское Евангелие 1383 г. (ГИМ. Син. № 742. Л. 275 об.), Евангелие Кошки 1392 г. (РГБ. Троиц. Ризница. № 4. Л. 322).

В XIV в. на слав. язык было переведено анонимное житие А. А. (BHG, N 188). Оно входит в состав агиографического Сборника прп. Нила Сорского (РГБ. МДА. № 207; кон. XV - нач. XVI в.), являющегося автографом преподобного. Известно, что это житие дважды копировалось в XVI в.: Гурием Тушиным (РНБ. Кир.-Бел. № 141/1218) и в Троице-Сергиевой лавре (РГБ. Троиц. № 685). Анонимное пространное житие помещено также в ВМЧ (Иосиф, архим . Оглавление ВМЧ. Стб. 298-301 (2-я паг.)).

Ист.: BHG, N 187-191f; Meyer Ph . Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894. S. 21-29, 102-140; Помяловский И. В . Житие прп. Афанасия Афонского. СПб., 1895; Афонский патерик. Ч. 2. С. 5-58; Halkin F . Éloge inédit de S. Athanase l"Athonite // AnBoll. 1961. Vol. 79. P. 26-39; Κομίνης Α . ῾Υμνογραφικὰ εἰς ὅσιον ̓Αθανάσιον τὸν ̓Αθωνίτην // ΕΕΒΣ. 1963. Т. 32. Р. 262-313; idem . Un canone inedito in onore de Sant" Atanasio l"Atonita // Le Millénaire du Mont Athos, 963-1963: Études et mélanges. Chevetogne, 1963. Т. 1. Р. 135-143; Noret J . Vitae duae antiquae Sancti Athanasii Athonitae. Turnhout, 1982.

Лит.: Соколов И . Житие прп. Афанасия Афонского // ВВ. 1896. Т. 3. С. 644-662; Leroy J . La conversion de St. Athanase l"Athonite à idéal cénobitique et l"influence studite // Le Millénaire du Mont Athos. Т. 1. Р. 101-120; Lemerle P . La Vie ancienne de St. Athanase l"Athonite composée au début du XIe siècle par Athanase de Lavra // Ibid. Т. 1. Р. 59-100; idem . La chronologie de Lavra des origines à 1204 // Actes de Lavra. P., 1970. Pt. 1. Р. 14-48; Amand de Mendieta E . Mount Athos: The Garden of the Panaghia. B.; Amst., 1972. Р. 60-73; Galavaris G . The Portraits of St. Athanasius of Athos // Byzantine Stud. 1978. Т. 5. Р. 96-124; Карпов С. П . Трапезундская империя и Афон // ВВ. 1984. Т. 45. С. 95-101; Noret J . La vie la plus ancienne d"Athanase l"Athonite confrontée à d"autres vies de saints // AnBoll. 1985. Vol. 103. Р. 243-252.

П. И. Жаворонков

Гимнография

В различных редакциях Студийского устава и в ранних редакциях Иерусалимского устава память А. А. отсутствует. Согласно большинству афонских Типиконов XIV-XIX вв. (см., напр.: Дмитриевский . Описание. Т. 3. С. 203, 510-511), его память имеет однодневные предпразднство и попразднство, что свидетельствует об особом почитании А. А. на Афоне. Последования этих дней представляют собой соединение служб преподобного и рядового святого, причем служба, совершаемая 4 июля, аналогична шестеричной (см. Знаки праздников месяцеслова), а 6 июля - славословной, но без канонов Октоиха. В день памяти А. А. совершается бденная служба. Аналогичные особенности имеют нек-рые неафонские Типиконы (Там же. С. 244), что свидетельствует о влиянии богослужебных обычаев Афона на богослужение правосл. Церкви в целом. В совр. богослужебной практике греч. Церквей (Δίπτυχα. 1999. Σ. 162; Μηναῖον. ̓Ιούλιος. Σ. 37), а также по Типикону, используемому ныне в РПЦ (Типикон. Т. 2. С. 698), А. А. не полагается предпразднства и попразднства, а в день его памяти совершается полиелейная служба, причем, согласно печатным Минеям, используемым ныне в греч. Церквах, она соединяется со службой прп. Лампада Иринопольского, в печатных Минеях, используемых в РПЦ, помещены только тексты А. А., их состав соответствует бденной службе. В совр. богослужебной практике РПЦ 5 июля совершается служба обретению мощей прп. Сергия Радонежского .

Последование святого, помещенное в греч. и рус. печатных Минеях, состоит из канона А. А. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «̓Αθανάσιον ὑμνῶν, ἀρετὴν ἐπαινέσω. ̓Αμήν» (Воспевая Афанасия, восхваляю добродетель. Аминь), тропаря 3-го гласа «Τὴν ἐν σαρκὶ ζωήν σοῦ» (), циклов стихир на «Господи, воззвах» , стиховных и хвалитных , а также самогласных стихир на литии «Τὸν ἀνέσπερον φωστῆρα τῆς οἰκουμένης» ().

По греч. рукописям известен еще один канон А. А. с акростихом «̀ρδβλθυοτεΑιδω τὸν ὕμνον ̓Αθανασίῳ λόγοις» (Пою песнь Афанасию словами), не вошедший в печатные богослужебные книги (Ταμεῖον. Ν(?) 25. Σ. 285). Тексты последований дней пред- и попразднства, указанные в описаниях упомянутых афонских Типиконов, не вошли в печатные богослужебные книги.

В гимнографических текстах описаны факты из жития А. А.: следование за Христом с малых лет ( … - тропарь 1-й песни канона утрени), воспитание в юношестве ( - тропарь 3-й песни). Во мн. текстах последования описаны труды А. А. по устроению Вел. лавры ( - славник стихир на «Господи, воззвах» малой вечерни; - стихира на литии), а также забота о душепопечении и назидании ( - славник стихир на стиховне). Скорбь братии по преставлении А. А. покрывалась заступничеством прп. отца перед Богом ( - славник стихир на «Господи, воззвах»). После смерти А. А. его память не была предана забвению ( - стиховная стихира малой вечерни), мощи преподобного стали источником исцелений ( - тропарь 8-й песни).Георгия в Старо-Нагоричино

Образ А. А. представлен на обороте двухсторонней иконы «Спас Вседержитель», 60-80-е гг. XIV в., и на иконе «Прп. Афанасий Афонский», XV в. (мон-рь Пантократор на Афоне), с развернутым свитком в руках; на прориси XVI в. (мон-рь Симонопетра на Афоне). Также в рус. памятниках: на новгородской таблетке «Преподобные Афанасий Афонский, Варлаам, царевич Иоасаф», кон. XV в. (НГОМЗ),- А. А. в монашеской мантии, концы к-рой внизу связаны узлом, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, с темными волосами и длинной клинообразной бородой, книзу раздвоенной; на таблетке «Преподобные Онуфрий Великий, Афанасий Афонский, Макарий Калязинский», сер. XVI в. (ГТГ); на иконе «Святые Николай Чудотворец, Антоний Великий, Афанасий Афонский», сер. XVI в. (ЦМиАР); иконе «О Тебе радуется», 2-я пол. XVI в. (ГТГ),- в группе преподобных.

Ровинский . Народные картинки. С. 455. № 1158). Сохранился складень с образом преподобного и 10 клеймами жития, кон. XVIII в. (ГИМ). Существовали отдельные изображения на сюжет «Богородица изводит источник из скалы» (литография, в издании А. В. Морозова, 1868 (РГБ); икона 2-й пол. XIX в. из ц. вмч. Никиты за Яузой в Москве; ныне подворье Афонского Пантелеимонова мон-ря).

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., А. А. описан как «старец плешивый, с остроконечною бородою, к-рый напоминает о том, что «ничто столько не вредит монахам и не радует бесов, как утаение своих помыслов» (Ч. 3. § 13. № 8). В Софийском иконописном подлиннике кон. XVI в. отмечено, что А. А. «сед, плешив, брада Сергиева, ряска санкирь с белилы»; в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова, XVIII в.: «Подобием главою плешив, власы сед изтемна, брада аки Григория Богослова, мало поуже, ризы преподобническия, на главе имый священный куколь, в руке свиток» (Филимонов . С. 381); у С. Т. Большакова (XVIII в.): «сед, плешив, брада Сергиева, седина темна, риза багор, испод санкир, с белилом, в руке свиток, а в нем писано: поспешим, убо и потрудимся, да царствие небесное обрящем» (Подлинник иконописный. С. 113); подобное описание дано и в иконописном подлиннике XVIII в. (РНБ. Тит. 4765. 5 июля).

Лит.: Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку XVI в. С вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 118; Петковић Р. Манастир Студеница. Београд, 1924. С. 58, илл. 50; Petkovi č . Vol. 2. Pl. IV; Millet. Athos; Millet, Frolow A. Bd. 3. Tf. 47,3; Xyngopoulos A. Nouveaux temoignages de l"activité des peintures macedoniens au Mont-Athos // BZ. 1959. Bd. 52. S. 62-64; Galavaris G . The Portraits of St. Athanasius of Athos // Byzantine Stud. 1978. T. 5. P. 96-124; Радоjчић С. Старо српско сликарство. Београд, 1966. С. 190-191; LCI. Bd. 5. S. 210; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А . Живопись Великого Новгорода. XV в. М., 1982. С. 301, 307, 316. Илл. С. 516; Гравюра греческого мира в московских собраниях: Кат. выст. М., 1997. С. 25. Кат. 40; Treasures of Mount Athos. Thessaloniki, 1997. P. 3, 43, 85-87, 165-166, 202; Нечаева Т. Н., Тарасенко Л. П . Из истории северной русской живописи (три памятника ростово-новгородской традиции) // ПКНО, 1996. М., 1998. С. 286-298; Джурич В. Византийские фрески. М., 2000. С. 288, 308.

Т. Н. Нечаева

Часто верующим людям приходится бороться с болезнью близкого человека, потому что смириться с неминуемым концом родных невозможно. Когда силы на исходе и вы не знаете к кому обратиться за помощью, когда уже ничего не помогает, наибольшую пользу оказывает молитва Афанасию Афонскому.

Жизнеописание Афанасия Афонского

Будущий святой при рождении в X в. был назван Авраамием, рано оставшись сиротой, он был взят на воспитание монахиней, отсюда развивалось стремление к уединению, выразившееся в дальнейшем решении покинуть мир.

Авраамий получил прекрасное образование в Византии, вскоре он был пострижен в монашество с новым именем - Афанасий. Сначала он совершал духовные подвиги в Малой Азии, а затем оказался на Святой Горе в Греции, отчего и был прозван Афонским.

На Афоне преподобный вёл отшельническую жизнь, строго соблюдая посты и ведя в безмолвии постоянную борьбу со своими страстями. Его одолевали искушения покинуть выбранное место, но молитвой он побеждал эти помыслы.

Аскетические подвиги Афанасия Афонского удивляли и восхищали современников: он мог предвидеть будущее и исцелять больных, ему являлась Богоматерь, за это его стали называть преподобным, многие монахи из соседних областей приходили посмотреть на него.

На заре жизни отец Афанасий Афонский стал во главе общежительного монастыря, в котором неукоснительно соблюдался строгий устав, монастырь стал местом усиленной молитвы, обучения монахов и активного паломничества. Свою кончину святой предвидел: при строительстве храма в самом начале XI в. его и других братьев завалило камнями.

Уже во время погребения начались чудеса: из раны преподобного Афанасия потекла кровь, которая была собрана, от неё впоследствии происходили многочисленные исцеления. Тело святого не подвергалось тлению, прикосновение к его мощам исцеляло тяжелобольных людей. Память преподобного отмечается 18 июля.

Как молиться Афанасию Афонскому

При жизни преподобный Афанасий Афонский особое внимание уделял страждущим людям, он собственноручно ухаживал за монахами, больными проказой. Делал он это с большой любовью, желая послужить ближнему.

Не всегда больным удавалось выздороветь, в безнадёжных случаях Афанасий читал молитву о скорейшем определении участи болящего человека. Также известны многочисленные случаи исцеления им при жизни страшных недугов.

Сейчас молитва преподобному Афанасию Афонскому возносится в следующих случаях:

  • в глубоком отчаянии;
  • при сильных искушениях;
  • чтобы упорядочить духовную жизнь;
  • для укрепления веры;
  • для научения мудрости;
  • чтобы верно определить путь в жизни;
  • для возвращения рассудка.

О тяжко больных

Многие люди молятся святым при тяжёлом состоянии своих родных и близких, но не знают, в каких случаях, молиться преподобному Афанасию Афонскому.

Это нужно делать, когда человек долго болеет, мучается, непонятно, выздоровеет он или нет. Такая молитва возможна только после получения благословения священника, читать её нужно ежедневно, если возможно, то не один раз. Текст:

Преподобне отче Афанасие, изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче, во дни земнаго жития твоего многия на путь правый наставивый и во царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешивый, подающым руку помощи подавый и всем любезен, милостив и сострадален отец бывый! Ты и ныне, в небесней пребывая светлости, наипаче умножаеши любовь твою к нам немощным, в мори житейстем различие бедствующым, искушаемым духом злобы и страстьми, воюющими на дух. Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам волю Господню в простоте сердца и смирении творити: искушения же вражия победити и свирепое страстей море да тако немокренно прейдем житейскую пучину и предстательством твоим ко Господу сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  • Богородице;
  • Пантелеймону Целителю;
  • Косме и Дамиану;
  • Николаю Чудотворцу;
  • Луке Крымскому.

Близким больного тоже желательно участвовать в таинствах и верить, что такая молитва поможет их родному человеку, облегчит его физическое и душевное состояние, улучшит его загробную участь. Верьте, все будет хорошо, как бы ни было тяжко.

Преподобный Афанасий Афонский

Этого небесного человека, земного ангела, безсмертных похвал достойного мужа, в смертную жизнь ввел великий город Трапезунд, в науках возрастил Константинополь, а явили в нем жертву Богу Кимин и Афон.

Родители его славились благородством и богатством и всем известны были своей знатностью и благочестием. Отец его умер еще до рождения святого, а мать, родив его и освятив крещением, едва успела вскормить его своим молоком, как перешла вслед за мужем из временной жизни в вечную. Этому еще в пеленах осиротевшему младенцу дано было при святой купели имя Авраамий. Впрочем, лишившись земных своих родителей, он не остался без попечения и промысла о себе Небесного Отца сирот.

Господь вседетельным Своим манием возбудил к милосердию сердце одной монахини — благородной и богатой девы, знакомой и подруги Авраамиевой матери: она взяла младенца к себе и стала заботиться о нем, как о своем дитяти.

Видя, что монахиня, его воспитательница, постоянно упражняется в молитвах и пребывает в частых постах, Авраамий удивлялся ей и спрашивал ее о причине такого ее поведения. Она, заметив в нем удобоприемлемость для благих назиданий, усердно и всячески старалась на этой благой и плодоносной почве сеять возможно более семян благочестия. И не напрасно было святое ее старание. Авраамий с душевной радостью внимал наставлениям своей воспитательницы и с того времени, оставляя детские игры, стал вкоренять в сердце своем страх Божий, который есть начало премудрости, а со страхом - ­и любовь к Богу, и, по степени развития детских своих сил, укрепляемый благодатью Святого Духа, начал упражняться в подвигах добродетели.

Но, когда минуло Авраамию семь лет его возраста, он снова осиротел: духовная мать его, монахиня, из сей юдоли нашей привременной переселилась в Небесную отчизну. После сего он возымел сильное желание отправиться в Византию, чтобы посвятить себя там высшим наукам. Господь, пекущийся о сиротах и видящий направление наших желаний, призрел на чистоту сердечного его стремления и потому премудро устроил дело по желанию его сердца.

Лавра Святого Афанасия или Великая Лавра — древнейшая и самая большая из святогорских обителей

По устроению Божию с Авраамием познакомился один подданный тогдашнего царя Греции Романа Старшего, бывший в то время в Трапезунде таможенным чиновником. Видя целомудрие и ум отрока, он полюбил его, взял с собою в столицу и отдал там в научение одному славному наставнику, по имени Афанасий. Учась у Афанасия, юный Авраамий, при счастливых умственных способностях, быстро шел вперед в своем образовании и в короткое время обладал уже многими сведениями по всем частям преподаваемых ему наук. Но при своем старании об образовании ума Авраамий не оставлял в небрежении и образования нравственного. Сколько питал он свой ум уроками философии, столько же умерщвлял плоть свою строгой жизнью и воздержанием, — и вскоре сделался почти тем же, что был и Афанасий.

Так, державно подчиняя плоть и душу свою урокам мудрости и светло просвещаясь ими, Афанасий Афонский еще прежде облечения в иноческий образ оказывался уже истинным иноком и прежде пастырского совершенства — совершенным пастырем. За такую дивную свою жизнь, за сладость и утешение в беседах, за богатство мудрости он пользовался любовью и уважением всех. Поэтому самые товарищи Авраамиевы, питая неподдельное к нему расположение, желали видеть и иметь его своим наставником и просили о том царя. Царь, узнав и сам высокую жизнь Авраамия и глубокую его мудрость, с удовольствием согласился исполнить их просьбу и сделал его, по должности наставнической, равным учителю его, Афанасию. Но недолго сидел Авраамий на кафедре наставнической. Так как учение его стало славиться больше, чем учение Афанасия, его наставника, отчего к нему собиралось больше учеников, чем к последнему, то Афанасий по слабости человеческой стал завидовать бывшему своему ученику Авраамию и даже ненавидеть его. Узнав об этом и не желая служить камнем преткновения своему наставнику, Авраамий оставил должность учителя и проводил в доме воеводы жизнь частную, упражняясь в обычных подвигах добродетели. Скоро воевода по повелению царя должен был в видах некоторых государственных нужд отправиться на острова Эгейского моря. Питая великое расположение к Авраамию, он взял и его с собою. Когда они, посетив Авиду, были на острове Лемносе, Авраамий увидел оттуда Афонскую Гору — возлюбил ее и положил в своей мысли намерение вселиться в ней.

Кафоликон Великой Лавры

В те дни, по устроению Божию, прибыл в Византию святейший Михаил Малеин, славный игумен монастыря Киминского, что в Малой Азии. Слыша о добродетелях его (ибо он был славен и всем известен), Авраамий явился к нему и, рассказав ему подробно всю свою жизнь, открылся и в том, что имеет давнее, сильное и постоянное желание сделаться иноком. Божественный старец тотчас провидел, что он предызбран быть сосудом Святого Духа. Во время духовной их беседы, умыслом Божиим, пришел посетить святого старца племянник его, славный Никифор, который был тогда военачальником всего Востока, а потом сделался самодержцем Греции. Никифор имел взгляд весьма проницательный: посмотрев на Авраамия и его сложение, нрав и поведение, он распознал в нем человека дивного. Когда Авраамий вышел от старца, Никифор спросил своего дядю, кто это такой и зачем он; преподобный рассказал ему все, и с того времени этот военачальник помнил его до гроба.

Лишь только преподобный Малеин возвратился в Кимин, тотчас явился к нему и Авраамий, сгоравший желанием скорее сделаться иноком. Припав к ногам преподобного, он усердно и смиренно просил у него святой иноческой одежды. Старец, зная его прошедшее и провидя будущее, не медлил исполнить его просьбу и тотчас же, без обыкновенного искуса, удостоил его ангельского образа, переименовав из Авраамия Афанасием; даже облек его во власяницу, чего у них там в обыкновении не было, и таким образом вооружил его как бы бронею против всех врагов нашего спасения.

Великая Лавра. Тысячелетний кипарис, посаженный преподобным Афанасием Афонским

Сделавшись Афанасием, Авраамий, по ревности своей к подвижнической жизни, хотел вкушать пищу только раз в седмицу, но старец, чтобы отсечь волю его, велел ему принимать пищу однажды в три дня и спать на рогоже, а не на стуле, как спал он прежде. Зная истинную цену послушания, Афанасий безпрекословно исполнял все ему повелеваемое — не только игуменом, но и другими начальственными в обители лицами. В остающееся же от монастырских послушаний время он по воле старца занимался каллиграфией. Видя его смирение, вся киминская братия называла его сыном послушания, любила его и дивилась ему.

В четыре года этот новый достохвальный подвижник частыми своими постами, бдениями, коленопреклонениями, всенощными стояниями и другими дневными и ночными трудами и потом восшел на верх подвижнической жизни. Посему святой старец, сознавая его приготовленным и способным для Божественных созерцаний, позволил ему вступить на поприще безмолвия и для того назначил ему одно уединенное место, в миле от лавры. В этом безмолвии старец заповедал ему вкушать хлеба, и то сухого, не в три, а в два дня, и немного воды, а во время Четыредесятницы принимать пищу чрез пять дней, спать — на седалище, как прежде, а во все воскресные дни и господские праздники бдеть в молитвах и славословиях от вечера до третьего часа дня. Блаженный сын послушания свято исполнял волю духовного своего отца.

С течением времени божественный Михаил больше и больше старел и дряхлел, а потому часто и болел. Начальнейшие в обители иноки, надеясь, что по смерти его будет начальствовать в ней Афанасий, часто посещали его в келье и, восхваляя его, оказывали ему разные ласки и услуги, чего прежде не делали. Удивляясь такому их поведению, Афанасий сначала не постигал причины изменившегося их обращения, но вскоре узнал от одного монаха, что преподобный Михаил наименовал его себе преемником. Получив такое известие, Афанасий, хотя и жалел о разлуке с возлюбленным отцом, но, избегая начальствования и соединенных с ним забот, а более всего — считая себя недостойным этого сана, оставил Кимин и не взял с собою ничего, кроме двух книг, им же самим написанных, а также четвероевангелия с деяниями святых апостолов и священного кукуля преподобного отца своего, который он всегда хранил, как священное некое сокровище. Оставив Кимин, он удалился на Афон, который, как мы сказали выше, видел и полюбил уже давно.

Великая Лавра

Желая лучше ознакомиться с пустынной жизнью здешних подвижников,Афанасий Афонский посетил многих отшельников и, при посещении их, видя чрезвычайно строгое их житие, дивился им и вместе веселился духовно, что нашел такое место, какого желал с давнего времени.

Обозревая таким образом Афон, преподобный Афанасий достиг обители Зиг. Здесь, вне обители, нашел он одного простого, но опытного в духовной жизни старца-безмолвника и остался у него в послушании, назвав ему себя Варнавою и сказавшись потерпевшим кораблекрушение корабельщиком — совершенным невеждою. Так поступил он с тою целью, чтобы оставаться никому не известным и чтобы не могли отыскать его вельможи — Никифор и Лев, почитавшие его духовным своим отцом и питавшие к нему глубокое благоговение.

В то время магистр Лев, начальник над всем полками на Западе, победив скифов, на обратном пути прибыл на Афон — с одной стороны, для того, чтоб благодарить Пресвятую Богородицу, даровавшую ему славную над варварами победу, а с другой — и за тем, чтоб самому удостовериться, не живет ли здесь Афанасий. Так как, по Писанию, не может укрыться град, верху горы стоящий, то скоро явился миру и этот мудрый отшельник. Лев, по тщательном испытании узнав о нем, пришел в безмолвную его келью и, обретя своего отца и досточтимого наставника, от сильной радости плакал, обнимал его и лобызал. Отцы Афона, видя столь великое расположение могущественного вельможи к преподобному, предложили ему, чтоб он попросил воеводу о деньгах на устроение храма в Карее (то есть протата), большего, чем прежний, ибо старый был мал и не вмещал всей святогорской братии, когда у них бывали собрания, — чем братия очень стеснялись и затруднялись. Преподобный предложил это Льву; Лев с радостью дал им тогда же столько денег, сколько им было нужно, и на месте иноческих их собраний скоро стал красоваться храм превосходный.

Богоматерь Экономисса с житием прп. Афанасия Афонского и видом Великой Лавры на Афоне. Икона конца XVIII — начала XIX века

Проведя несколько дней в мудрых и богодухновенных беседах с Афанасием, Лев удалился с Афона. Вслед за тем по всей Святой Горе разнеслась слава об Афанасии, и многие стали каждый день приходить к нему для душевной пользы. Но он, любя безмолвие и избегая поводов к тщеславию, удалился во внутренние части Горы, чтобы найти там место по своей мысли. Бог же, промышляя не о его только пользе, но и о пользе будущей его паствы, привел его на самый конец Афона — на мыс его. Там преподобный устроил себе небольшую каливу и в подвигах восходил от силы в силу.

В то время славный и благочестивый Никифор, назначенный от царя верховным вождем всей римской армии, отправился с воинством на остров Крит, где гнездились тогда нечестивые агаряне и много безпокоили римлян. Узнав же от брата своего Льва, что Афанасий находится на Афоне, он послал туда царский корабль с письмом к преподобным отцам Святой Горы, и, прося святых молитв их ко Господу Богу о всесильной Его помощи к побеждению и посрамлению нечестивых, убеждал их послать к нему Афанасия с другими двумя добродетельными старцами. Святогорцы, прочитав письмо полководца, дивились, что он питает такую приязнь к преподобному. С охотой согласились они исполнить просьбу и моление воеводы, но на волю и желание их не вдруг согласился Афанасий, так что они в этом случае принуждены были прибегнуть к сильной против него мере запрещения. Тогда он уже и против воли повиновался им.

Святогорцы дали ему и одного старца в сопутники — но Афанасий начал повиноваться ему, как ученик своему учителю. Отпустив от себя Афанасия, все насельники Святой Горы стали как о нем, так и о Никифоре возносить прилежную ко Господу Богу молитву — и храбрый Никифор славно победил критских агарян. Скоро и благополучно прибыл туда и искренний друг его Афанасий. С неизреченным весельем встретил его здесь счастливый воевода и много дивился тому, что он с великим смирением и радостью нес долг послушания простому старцу. Победоносный Никифор, прежде чем стал рассказывать другу своему о мужественных подвигах, совершенных им в настоящей славной войне, напомнил ему о прежних своих обещаниях быть иноком и говорил: «Страх, отче, который вы имели прежде во всей Горе от нечестивых агарян, ныне по святым молитвам вашим кончился. И я, уже неоднократно пообещав святыне твоей удалиться от мира, теперь к исполнению этого моего обещания не имею никакого препятствия. Только усердно прошу тебя, отче: прежде создай для нас безмолвное убежище, где бы мы могли уединяться с другими братиями, — потом устрой особо великую церковь для киновии, куда бы можно было нам ходить всякое воскресенье для приобщения Божественных Христовых Таин». Говоря это, Никифор тогда же давал преподобному и достаточное количество денег на нужды и расходы по предполагаемым постройкам. Но Афанасий, избегая забот и попечений житейских, не принял от своего друга ненавистного злата, а заповедал ему всегда хранить страх Божий и внимать своей жизни — так как он находится среди сетей мира.

Явление Божией Матери прп. Афанасию

Воспламенившись сильным и непременным желанием построить монастырь, Никифор скоро послал к Афанасию одного духовного своего друга, именем Мефодия, сделавшегося потом в горе Киминской игуменом, — с письмом и шестью литрами золота и убедительно просил его начинать постройку монастыря. Преподобный, размышляя о горячем желании и добром намерении благочестивого воеводы, увидел, что есть воля Божия создаться монастырю, и потому, приняв посланное ему золото, в 961г. усердно приступил к построению — сперва, как желал Никифор, безмолвного убежища, где и создал храм во имя всеславного Предтечи, а потом, ниже старой своей в Меланах каливы, начал строить превосходную церковь во имя и честь Пресвятой Богородицы для предполагаемой киновии, — чего также хотел Никифор.

Так как слава о великих добродетелях преподобного и слух о Божественном его деле пронеслись везде, то отовсюду собирались к нему многие, желавшие сожительствовать с таким святым человеком и по своим силам подражать высокой подвижнической его жизни.

Преподобный Афанасий, строгий и точный в своих правилах относительно церкви, таков же был и вне ее. В трапезе беседы были совершенно запрещены; во время стола никто не должен был уделять другому брату из своей части пищи или пития, а кто разбивал даже самый ничтожный сосуд, тот у всех публично просил прощения. После повечерия не дозволялось никаких бесед и запрещалось посещать келью другого. Празднословие было забыто, общежитие сохранялось строго, никто не дерзал даже произнести холодного слова мое или твое, ибо это отделяет нас от блаженной любви.

Светом великих своих подвигов Афанасий светил всему почти миру и, таким образом, своими добродетелями прославлял Отца Небесного, за что и Бог возвеличил его еще в земной его жизни.

Святой был общий отец и наставник, предстатель о всех пред престолом Всевышнего, ангел-утешитель, посланный свыше. Слава добродетелей его пронеслась звучным эхом не только по всей Святой Горе, но и далеко вне ее пределов. Поэтому не одни афонские отшельники оставляли свое безмолвие и приходили к нему, чтобы подчиниться его руководству, считая это полезнее своего безмолвия, — к нему являлись странники из Греции и из других различных стран: из древнего Рима, Италии, Калабрии, Амальфии, Грузии и Армении, — являлись иноки и люди мирские, простые и благородные, бедные и богатые, и искали его водительства на пути к небу; являлись даже игумены киновий и епископы, оставляя свои престолы и начальственные жезлы; и подчинялись мудрому его управлению.

Сподобившись за необыкновенные свои добродетели дара чудес, святой совершал их в неисчислимом множестве. Часто одним прикосновением своей руки или даже своего жезла, либо одним своим словом или знамением креста исцелял он различные недуги — душевные и телесные. Сама Пречистая Богородица благоволила к святому и несколько раз являлась преподобному, обещая Великой Лавре свою неоскудевающую помощь и защиту.

Кончина преподобного произошла в 980 г.

Православная церковь почитает множество святых, носивших имя Афанасий. Среди них особым почитанием выделяется преподобный Афанасий Афонский (Х век). Имя этого святого связано с первым основанным на Святой Горе общежительным монастырем Великая Лавра, существующим и по сей день. Молитвами святого Афанасия и его огромным трудом этот монастырь был обустроен еще при его жизни. Преподобный всего себя посвятил строительству, ремонту, написанию общежительного устава, поискам денег на обустройство, и погиб под обломками обвалившегося при постройке купола храма. Память святого отмечается 18 июля. Святому Афанасию Афонскому молятся об исцелении или скорейшем упокоении (когда совсем нет надежды на излечение, такая молитва читается только по благословению священника) безнадежных больных, и когда одолевает отчаяние.

Молитва св Афанасию Великому, патриарху Александрийскому

Читать молитву святому преподобному Афанасию Великому (IV век) нужно всем мужчинам, которые названы в честь этого святого. Им не стоит забывать о том, что Афанасий – великий защитник православных догматов, борец с ересями, архиепископ. Всю свою жизнь св Афанасий Великий положил на противостояние с ересью арианства. При жизни он претерпел множество гонений и ссылок, несмотря на то, что был очень , и отвечал ей взаимностью. Чудотворные молитвы прп Афанасию Великому читают, когда есть угроза раскола в церкви, когда нужно помолиться о неверующих родственниках, об их просвещении и вразумлении, о возвращении в лоно православной церкви отпавших и заблудших, о тех, кто попал в секты.

Христианская молитва святому Афанасию Сидящему

Святитель Афанасий Сидящий (XVI век) получил свое прозвище из-за необычного для славян захоронения – его, согласно восточному обычаю, похоронили сидя, в таком же виде обрели его святые мощи, которые сейчас в таком же сидячем виде находятся в Благовещенском соборе города Харьков. По молитве святому Афанасию от его мощей происходят чудеса исцелений. При жизни Афанасий Сидящий был Цареградским патриархом, его трудами множество людей было обращено в православную веру. Святителя Афанасия многие называют Бодрствующим не только из-за позы, но и из-за того, что он очень быстро помогает и никого из приходящих к нему не оставляет без утешения.

Слушать на видео молитву святому Афанасию о исцелениие

Текст православной молитвы святому Афанасию на русском языке

Преподобне отче Афанасие, изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче, во дни земнаго жития твоего многия на путь правый наставивый и во царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешивый, подающым руку помощи подавый и всем любезен, милостив и сострадален отец бывый! Ты и ныне, в небесней пребывая светлости, наипаче умножаеши любовь твою к нам немощным, в мори житейстем различие бедствующым, искушаемым духом злобы и страстьми, воюющими на дух. Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога

Похожие публикации