Лев Катанский Святитель. Икона на холсте

Народный праздник Лев Катанский отмечается 5 марта 2019 года (по старому стилю - 20 февраля). В церковном календаре это дата почтения памяти преподобного Льва Катанского, епископа. Этот день прозван «катышем» в честь катания на санках, пока снег еще не сошел.

История

Лев Катанский жил в Катане на Сицилии в VIII веке. Прославился добротой и милосердием в отношении бедняков и беспризорников. За доброту и твердую веру Господь наградил Льва даром чудотворения и целительства.

В Катане в то время жил чародей Илиодор. Он вводил в заблуждение своей магией простых людей. Много раз просил епископ грешника раскаяться и прекратить творить колдовство, но все попытки наставить Илиодора на путь истинный были напрасными.

Однажды в храме во время богослужения Илиодор сотворил заклинание соблазна и смятения. Святой Лев набросил на колдуна нараменник, вывел из храма и заставил признаться в грехах и злодеяниях. Затем вместе с чародеем шагнул в разведенный огонь и удерживал там, пока тот не сгорел. После этого святой Лев благополучно покинул пламя, оставаясь невредимым.

Традиции и обряды

Детвора и молодежь стараются в этот день накататься на санках про запас, чтобы удовольствия хватило до следующей зимы. Устраивают соревнования. Пытаются проехаться на санках как можно дальше. Считается, кто дальше проедет, у того и счастье долгим будет.

По традиции, чтобы год был урожайным, на Льва Катанского берут у кузнеца горячие угольки и высыпают их на край поля. В момент касания ими земли просят удачи для землепашца и хорошей погоды для зерна. Уголь символизирует огонь. Считается, что он создает союз между землей и орудиями, согревает будущий урожай, наполняет почву плодородием.

Приметы

Если стая ворон высоко парит, значит, скоро пойдет снег.

Если ворона или сорока купается - жди оттепели.

Снег на Льва Катанского означает неурожайный год.

5 марта нельзя смотреть на небо. Увиденная падающая звезда в этот день - к возможной скорой смерти или потере кого-то из близких людей.

Чтобы в семье был достаток, нужно выбросить всю старую обувь.

Начатые на Льва Катанского дела не будут удачными.

Этот день считается благоприятным для развития тяжелых болезней. Даже простая простуда может обернуться осложнениями.

Угодник Божий Лев, сын благородных и благочестивых родителей, происходил из области Равеннской1. За свое чистое житие и разум он был удостоен всех по порядку священных степеней, а по преставлении блаженного Савина, епископа Катанского, избранием Божиим, был возведен на епископский престол. Город Катана находится на острове Сицилии, недалеко от горы Етны, которая и до ныне извергает огненную лаву. Приняв престол епископский, святой Лев принял на себя и все труды, соответствующие новому его сану. Он заботился о сиротах, нищих, вдовицах, больных, странных, питая и одевая их на счет церковных имений и врачевал недуги их своими молитвами; он был милостивым отцом к своим чадам и верным пастырем своего стада, но для бесов и их служителей он был страшен, как лев для волков. Во дни его в Катане был некий волхв, по имени Илиодор; он был сыном верующих во Христа и благочестивых родителей, и сам был просвещен святым крещением, но потом тайно отвергся от Христа и стал служить бесам, научившись от одного иудеянина волхвованию. Таким образом он считался христианином. но на самом же деле был язычником, служителем бесовским и великим волхвом, нисколько не лучше того древнего волхва Симона, которого своею молитвою предали смерти святые верховные Апостолы Петр и Павел; во всем был подобен ему и Илиодор: совершая удивительные волшебные чудеса, он, чрез свое внушение, достигал того, что людям казалось, будто по сухой земле, на путях и стогнах, текут реки, так что граждане обоего пола, обнажившись, среди города переходили, как им казалось, реку; камни он обращал в золото, но лишь на малое время; на торжищах волхвованиями своими он причинял купцам большие убытки; благородных девиц, дочерей честных и сановитых граждан, он своим волшебством так возбуждал к плотскому греху, что они, забыв стыд, оставляли свои кровы и родителей и ради любодеяние бегали по различным местам. Когда же игемон Луций сделал донесение о нем царям Льву и его сыну Константину Багрянородному2, то цари послали повеление - взять его; но Илиодор сам отдался в руки людей, искавших его; он сел с ними на корабль в Катане и В этот же день пристал к Царьграду, проплыв в один час такое расстояние, об котором имеют понятие только люди, переплывающие с Запада - от Сицилии на Восток - до Фракии. Явившись пред царями, он был осужден ими на смерть, но тотчас же на царских глазах стал невидим и опять появился в Катане; будучи вторично призван в Царьград и осужден на усечение мечем, волхв снова стал невидим в то самое время, когда воин, подняв меч над его головою, сильно взмахнул им, так что меч ударил только по воздуху; и опять этот чародей очутился в Катане.
Часто убеждал его святитель Христов Лев отстать от таких злых дел и, раскаявшись, обратиться к Богу, но нельзя было уговорить Илиодора, как нельзя сделать белым эфиопа и твердый камень обратить в мягкий воск. Нечестивец не только не исправился, но задумал и еще большее зло: он простер свое волхвование на самого архиерея Божия, желая своим волхвованием насмеяться над ним. Однажды в торжественный день одного праздника святитель, в присутствии всего народа, совершал со всем своим причтом в церкви Божественную службу; в храм вошел и волхв Илиодор, как лицемерный христианин, и начал тайно совершать свои волхвования; чрез них он достиг того, что одни из народа стали топотать в церкви, словно лошади, ногами и рычать, подобно зверям; другие стали неудержимо хохотать, а иные стали гневаться; волхв же хвалился, что сделает еще то, что и сам епископ со всеми своими пресвитерами и клириками, прекратив служение, будет тут же скакать и плясать, как будто под звуки музыки и органов. Святитель Божий, уразумев помышление Илиодора, преклонил колени пред престолом Божиим и, усердно помолившись, встал, вышел из алтарь и, взяв своим омофором за шею волшебника, связал его, и, выведя его затем из церкви на средину города, повелел народу, чтобы тотчас же принесли побольше дров и развели бы сильный огонь. Когда его приказание было исполнено, святой расспросил Илиодора о всех его волхвованиях и чародеяниях, а после того, держа его связанным своим омофором, вошел с ним в огонь и, находясь среди пламени, держал его и не покидал своего места до тех пор, пока нечестивый волхв весь не сгорел; после этого архиерей Божий Лев, возвратившись в церковь, докончил Божественную службу. Это преславное чудо всех привело в ужас, ибо держа в пламени волхва, сам святитель, не только не опалился в огне, но даже огонь не коснулся его святительских облачений: роса Духа Святого окружила его в пламени и защищала от опаления; слух об этом прошел по всем концам земли; цари, узнав о таком чуде, призвали святого с великой честью к себе в Царьград и, припав к его честным ногам, умоляли его помолиться за них. Входя же в царскую палату, блаженный нес на своей одежде горящие угли, и одежда его не опалялась. И много других чудес сотворил сей великий угодник Божий: он подавал слепым прозрение, больным исцеление, изгонял из людей бесов, сокрушил своей молитвой идольское капище и своим словом ниспроверг идолов; наконец в старости он преставился Господу. В это самое время одна кровоточивая женщина из Сиракузской области3, сенаторского рода, пришла в город Катану к святому; долгое время страдала она недугом кровотечения: уже врачи отказались лечить ее; слыша, что святой епископ Лев своей молитвой подает людям исцеление от болезней, она пришла просить святого помолиться о ней; в то время, как она входила в городские ворота, она услышала звон по умершем, когда же она спросила, кто это скончался, ей ответили, что преставился святой епископ Лев; исполненная глубокой жалости, она пошла к преставившемуся и, лишь только коснулась одра его, тотчас остановилось у ней кровотечение, и она совершенно исцелилась. Святое тело епископа Льва положено было в церкви святой мученицы Лукии; которое и исцеляло разные недуги во славу Христа Бога нашего.
Кондак, глас 8:
Якоже светильника превелика церковь имать всеблаженне, тебе паче солнца сияюща, юже твоими молитвами сохрани блаженне, непобедиму и непоколебиму от ереси всякия, и нескверну, яко приснопамятный.

Святитель Лев, епископ Катанский. Святой Лев был епископом в городе Катане, в Сицилии. Он славился добротой и милосердием, христианской любовью к нищим и странникам. Господь удостоил его дара врачевания от различных болезней и чудотворений. Во времена епископства святого Льва в Катанах жил чародей Илиодор, который поражал народ ложными чудесами. Он прежде был христианином, но потом тайно отвергся Спасителя и сделался служителем диавола. Святитель Лев часто убеждал Илиодора отстать от злых дел и обратиться к Богу, но напрасно. Однажды Илиодор дошел до такой дерзости, что, войдя в храм, где епископ совершал Богослужение, своим волхвованием произвел там смятение и соблазн, пытаясь устроить бесчинства. Видя народ, беснующийся по колдовскому внушению, святой Лев понял, что время кротких увещеваний прошло. Он спокойно вышел из алтаря и, обвязав шею чародея своим омофором, вывел его из храма на площадь. Там он заставил Илиодора признаться во всех злодеяниях, приказал развести костер и без колебаний вступил вместе с чародеем в огонь, удерживая его омофором. Так они стояли в огне, пока Илиодор не сгорел, а святитель Лев, силой Божией, остался невредим. Это чудо еще при жизни прославило преподобного Льва. Когда преподобный скончался, при его гробе получила исцеление кровоточивая женщина. Тело святого было положено в храме святой мученицы Лукии, созданном им самим, а впоследствии мощи его были перенесены в церковь святителя Мартина Милостивого, епископа Турского (память 12 октября).
Святитель Лев Катанский почитаем не только в Катании, но и в других городах Сицилии. Недалеко от города Агридженто стоит небольшой поселок, носящий его имя. Святитель Лев является духовным покровителем небольшого городка Рометта, лежащего недалеко от Мессины. В Катании имя святителя Льва носит православная церковь, которая находится в самом центре города, на площади Святого Духа: Parocchia ortodosse San Leone. Piazza Santo Spirito. Каждый год 20 февраля в Рометте совершаются крестные ходы по улицам города, а в первое воскресение мая совершается паломничество к пещере, где подвизался святитель Лев. На месте пещеры монахи-бенедитинцы в 13 веке построили церковь, носящую имя святителя. В 1530 году здесь был открыт мужской монастырь.

Тропарь, гл. 4:

           Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему,
яже вещей истина, сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая,
отче Льве, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, гл. 8:

           Якоже светильника превелика Церковь имать, всеблаженне, тебе, паче солнца сияюща, юже твоими молитвами сохрани, блаженне, непобедиму и непоколебиму от ереси всякия, и нескверну, яко приснопамятный.

(days.pravoslavie.ru; www.italy.orthodoxy.ru; www.portal-credo.ru; иллюстрации - images.yandex.ru; yiv1999.narod.ru).

Храм в честь свт.Льва Катанского в Оптиной пустыни.
Святитель Лев родился в городе Катана на острове Сицилия. Житие епископа Катанского Льва для каждого христианина поучительный пример безусловной веры и преданности Богу.

За свое благочестие и ум он был удостоен всех священных степеней по порядку, а затем в 720 году был возведен на епископский престол. Приняв престол, святой Лев принял на себя и все труды, соответствующие новому его сану. Он заботился о сиротах, нищих, вдовицах, больных, странниках, давая им одежду, еду, кров, лечил их своими молитвами.

Насколько милосерден был преподобный Лев к своим прихожанам, настолько же он был страшен для врагов христианства. Широко известен случай с неким волхвом по имени Илиодор. Илиодор жил в Катане и был сыном верующих во Христа и благочестивых родителей. Сам он тоже был просвещен святым крещением, но потом тайно отвергся от Христа и стал служить бесам, научившись от одного иудеянина волхвованию. Таким образом, он считался христианином, но на самом же деле был язычником и поражал народ ложными чудесами, тем самым отвращая их от Бога и Церкви христианской.

Часто убеждал Илиодора епископ отстать от злых дел и, раскаявшись, обратиться к Богу, но нельзя было уговорить волхва. Он не только не исправился, но задумал еще насмеяться над самим преподобным Львом. Однажды в торжественный день одного праздника, когда святитель, в присутствии всего народа, совершал в церкви Божественную службу, в храм вошел Илиодор и начал тайно совершать свои волхвования, что вызвало смущение между людьми в церкви – они стали топать, хохотать и вообще вести себя как душевнобольные.

Святитель Лев, уразумев помышление Илиодора, преклонил колени пред престолом Божиим и, усердно помолившись, встал, вышел из алтаря и своим омофором (длинный шарф, часть богослужебного облачения) связал волхва. Затем вывел его из церкви на средину города и повелел народу, чтобы тотчас же принесли побольше дров и развели бы сильный огонь.

Когда его приказание было исполнено, святой расспросил Илиодора о всех его волхвованиях и чародеяниях, а после того, держа его связанным своим омофором, вошел с ним в огонь и, находясь среди пламени, держал его и не покидал своего места до тех пор, пока нечестивый волхв весь не сгорел. В пламени этого огня было, конечно, нечто особое, часть огня Господня, который призван попалять все нечистое и греховное, потому он уничтожил волхва, но пощадило верного слугу Господню. После этого архиерей Божий Лев, возвратившись в церковь, докончил Божественную службу.

Это событие всех привело в ужас, ибо, держа в пламени волхва, сам святитель не только не опалился в огне, но огонь даже не коснулся его святительских облачений: роса Духа Святого окружала его в пламени и защищала от опаления. Слух об этом прошел во все концы земли. Цари, узнав о таком чуде, призвали святого с великой честью к себе в Царьград и, припав к его честным ногам, умоляли его помолиться за них.

Много еще других чудес сотворил святой Лев: он подавал слепым прозрение, больным исцеление, изгонял бесов, ниспровергал одним словом своим идолов и т.п. Скончался он в глубокой старости – 86 лет от роду, в 789 году. Святое тело епископа Льва было положено в церкви Святой мученицы Лукии, которая была построена самим блаженным Львом.

Известно, что в день кончины святителя из Сиракуз в Катану пришла некая женщина, страдавшая кровотечением, но она знала, что святитель Лев исцеляет молитвами самые безнадежные недуги. Когда она вошла в город, то услышала погребальный звон по святителю. Она весьма огорчилась, узнав о его кончине. Однако когда она подошла к ложу преподобного Льва и коснулась его, то тут же все симптомы болезни прекратились, и она совершенно излечилась.

Святитель Лев Катанский почитаем не только в Катании, но и в других городах Сицилии. Недалеко от города Агридженто стоит небольшой поселок, носящий его имя. Святитель Лев является духовным покровителем небольшого городка Рометта, лежащего недалеко от Мессины.

Каждый год 20 февраля в Рометте совершаются крестные ходы по улицам города, а в первое воскресенье мая совершается паломничество к пещере, где подвизался святитель Лев. На месте пещеры монахи-бенедиктинцы в XIII веке построили церковь, носящую имя святителя. В 1530 году здесь был открыт мужской монастырь.

Значение иконы

Святитель Лев прославился тем, что выступал за иконопочитание, за это был изгнан с епископской кафедры византийским правителем-иконоборцем. Несколько лет он скитался по горам Неброди, на севере острова, охраняемый своей паствой. Добравшись до Рометты, он устроил себе пещеру и подвизался там в молитве и посте. Через много лет, после смерти своего преследователя, он вернулся на свою епископскую кафедру и с большим усердием выступал за почитание икон.

Жизнь святителя Льва – пример истинной веры, когда все происходит, как сказано: «Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их» (Пс. 33). Победа преподобного Льва над волхвом Илиодором – подтверждение того, что последовательные действия в служении Богу никогда не остаются незамеченными и получают чудесную Божественную поддержку как свидетельство Господней любви и защиты преданных и сердечно служащих ему. Так что доверьтесь молитвам святого Льва, епископа Катанского, о Вас: если Вы прибегнете к его помощи, заподозрив, что кто-то желает Вам недоброго и призывает себе в услужение силы с другой, темной стороны, все у Вас образуется. Он, уничтоживший чародея в земной своей жизни, творящий чудеса от своих честных мощей, спустя много веков после ухода стоит ныне у престола Божия и через иконный образ свой станет опорой и поддержкой каждому, кто придет к нему с молитвенной просьбой, идущей от искреннего и доверяющего сердца.

789 года
Катания

Жизнеописание

Скончался святой Лев 20 февраля 789 года . Первое его чудо житие относит к дням его погребения - от прикосновения к его одру исцелилась «кровоточивая женщина из Сиракузской области » . Мощи Льва Катанского хранятся в Риме .

Лев и волхв Илиодор

Житие святого Льва содержит историю его противостояния с колдуном Илиодором, который был от рождения христианином, но затем стал заниматься магией . Илиодор за колдовство был осуждён на смерть , но чудесным образом исчез во время казни. Вернувшись в Катанию, Илиодор продолжил свои занятия магией. Епископ Лев безуспешно пытался уговорами заставить его оставить магию. По сообщению жития, однажды

в торжественный день одного праздника святитель, в присутствии всего народа, совершал со всем своим причтом в церкви Божественную службу; в храм вошел и волхв Илиодор, как лицемерный христианин, и начал тайно совершать свои волхвования; чрез них он достиг того, что одни из народа стали топотать в церкви, словно лошади, ногами и рычать, подобно зверям; другие стали неудержимо хохотать, а иные стали гневаться <…> Святитель Божий, уразумев помышление Илиодора, преклонил колени пред престолом Божиим и, усердно помолившись, встал, вышел из алтаря и, взяв своим омофором за шею волшебника, связал его, и, выведя его затем из церкви на средину города, повелел народу, чтобы тотчас же принесли побольше дров и развели бы сильный огонь. Когда его приказание было исполнено, святой расспросил Илиодора о всех его волхвованиях и чародеяниях, а после того, держа его связанным своим омофором, вошел с ним в огонь и, находясь среди пламени, держал его и не покидал своего места до тех пор, пока нечестивый волхв весь не сгорел; после этого архиерей Божий Лев, возвратившись в церковь, докончил Божественную службу.

Напишите отзыв о статье "Лев Катанский"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Лев Катанский

– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.

Похожие публикации