Канонизация святых в русской православной церкви. Христианские мученики XXI века

Август - месяц русских мучений, тревог и бед. В августе случился ГКЧП, обваливший стены великой Красной империи. В августе утонул подводный крейсер "Курск", наполнив Россию рыданиями. В августе три года назад схлестнулись в скоротечной кровавой войне Россия и Грузия. Август пахнет грибами, сыплет на голову блестящие дожди, гонит над берёзами белые летние облака.

По всем телеканалам и радиостанциям слышен непрерывный ровный гул упорных, перекрикивающих друг друга голосов. Перебегают из партии в партию, вступают в Народный фронт и Ополчение, бранятся, заискивают, лгут, исходят посулами и обещаниями. Всё одинаково бессмысленно, пусто, неразличимо, как голоса в бане среди плеска воды, стука лоханок, аханья похожих на грешников голозадых людей, выбегающих из парилки.

Среди этого рёва и лязга едва слышны тихие, кроткие, струящиеся, как ручейки, голоса, которые звучат на церковных папертях, в монастырских подворьях, у святых источников, что бьют у подножий русских холмов и гор.

Недавно я побывал в Дивееве. Приложился к мощам Серафима Саровского. Восхитился великолепием белоснежных, голубых и розовых храмов. Прошёл в одиночестве вдоль канавки, которую отрыли по указанию преподобного Серафима. Эта канавка заслоняет обитель от внешних напастей. Шёл полчаса, а казалось - протекла целая жизнь. Вспомнил и помянул всех милых усопших. Помолился о живущих. Испытал внезапное слёзное умиление, будто и впрямь коснулся моего лица голубой хитон пролетевшей надо мной Богородицы.

У купели, на траве, в долгополой юбке, в стоптанных запыленных башмаках - богомолка в тёмном платочке. Пожевала и отложила в сторону горбушку хлеба, отпила из кружки ключевую воду. Носик остренький, как у птички, глаза наивные, голубые, как у младенца. Тихо говорит то ли мне, то ли себе самой, то ли плывущему над нами облачку.

Говорит, что скоро состоится нечестивый Собор, о котором указано в Писании. На этом нечестивом Соборе все, какие ни на есть на земле, веры соединят в одну, и не станет никакой. И придёт конец православию. Спутают все времена, чтобы православный человек не знал, в какой час, в какой день за кого молиться. Церковный язык, на котором говорят ангелы, заменят на людской, которым говорят в магазинах и на рынках.

В церковь, откуда уйдёт благодать, нельзя будет ходить, нельзя будет молиться и отпеть покойника. Поэтому лучше сейчас помереть, тогда ещё успеют отпеть. А потом, если умрёшь, то и похоронят без отпевания, и не будет на тебе благодати. Когда исчезнет вера, тогда исчезнет в России благодать. Отойдёт от России Покров Пресвятой Богородицы. Тогда начнётся страшная война. Сейчас молитвами Богородицы Россия заслоняется от ненавидящих её врагов. Кончится благодать, опадёт Покров, и враги со всех сторон нападут на Россию. И тогда будет война и большая кровь. Но тот, кто на этой войне падёт за Россию и омоется кровью, к тому благодать вернётся, и он будет спасён.

Станут ходить по домам, отбирать паспорта и вручать пластиковые карточки, которые будут вместо денег и на которых начертано число зверя. Кто карточку возьмёт, тот станет безблагодатным, и у того на челе обозначатся три шестёрки - число зверя.

Кто карточку не возьмёт, тот не сможет ничего купить и никуда поехать. И не взявшие карточку станут помирать от голода. Поэтому надо уже теперь, заранее, закупать продукты на полгода, а то и на год, чтобы не умереть с голоду. Кто карточку не возьмёт, тот станет мучеником и подвергнется гонениям, как было при язычниках и при большевиках.

На север пойдут эшелоны, в которые посадят тех, кто не взял карточки. Но первый эшелон мучеников, который уедет на север, весь спасётся. Потому что идёт потепление климата, и там, где сейчас льды, будут цвести вишни и яблони.

После великих гонений, когда многие русские люди умрут за веру, наступит просветление, и в России будет царь, будет возрождение православной веры. И будет много верующих, особенно среди молодых. Но доброе время продлится недолго, потому что через три года царя убьют.

К этому времени в мире воцарится антихрист. Он будет повенчан на царство в Иерусалиме в еврейском храме. Хоть того храма сейчас нет, он будет воздвигнут в три дня, потому что для храма уже всё заготовлено. Патриарх, который приедет на венчание антихриста, увидит, что у того вместо ногтей - когти. И громко об этом заявит, за что и будет убит. Всем надо молиться за патриарха.

Когда начнутся гонения и людям станут вручать пластиковые карточки с числом зверя, множество народа повалит в монастыри. В монастырях велено всех принимать. Поэтому обители заводят хозяйства, пашут землю, пасут коров, чтобы прокормить тех, кто придёт к ним спасаться.

Многие будут виноваты перед Господом, но он простит тех, кто покается. Сталин покаялся перед Господом, и Господь его простил. В конце концов, Господь всех простит. Потому что он милосерден, и имя Его - любовь.

Так говорила старушечка, и слова её были подчас невнятны. Иные слова было мне не дано разуметь. Я понимал одно - что её устами говорит вековечная тихая Русь, которая не принимает жестокого безбожного мира. Терпит от этого мира мучения, прячется от этого мира то в проповедь Аввакума, то в молитвенные слова Нила Сорского, то в стих Есенина, то в сидящего на цепи во Владимирском централе Даниила Андреева. Это и есть другая Россия, отвергающая скверну и беззаконие во все века: от первых русских святых до недавних новомучеников.

Тех, кто выстоит, сбережёт совесть и доброту, сердоболие и благородство, отзывчивость и чистоту помыслов, кто примет крестную муку за свою высокую веру, тот будет наречён святым XXI века.

В эти минуты, когда мы сытно едим и праздно славословим, когда прячемся от правды и внимаем пустопорожним витиям, в эти минуты принимает крестную муку раб Божий Константин Душенов, которого терзают в застенках за его преданность своему духовнику - владыке Иоанну, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому. Сидит в гнилом карцере, скованный по рукам и ногам, повторяя крестный путь своих предшественников. Помоги тебе Господь, раб Божий Константин!

Раб Божий Константин, помолись о нас, грешных!

НА ВДОВИЙ ДВОР...

Обращаюсь к вам, сердобольные читатели "Завтра". К этому побудило меня убеждение, что спасение одного-единственного человека иногда является большим добром, чем создание новой партии или публикация кипы патриотических манифестов. В Нижегородской провинции живет женщина, Сулина Наталья Евгеньевна, она - мать-одиночка, у нее было четверо детей, один из них умер. Еще один ребёнок страдает тяжелым онкологическим заболеванием и на её глазах умирает. Для лечения девочки требуются деньги, которых у матери нет. Давайте поможем ей всем миром. ПУСТЬ КАЖДЫЙ ПОШЛЁТ ЕЙ ХОТЬ 10, ХОТЬ 20 РУБЛЕЙ. Быть может, это спасет жизнь маленькому русскому человеку. "На вдовий двор - хоть щепку брось". Деньги можно перевести на счет в любом филиале Сбербанка. Сбербанк России. Карта Visa Подари жизнь. р/с 4276420010685161. Код 0007/0565. Номер карточки 5161. Сулина Наталья Евгеньевна.

ХХ век в России явил число мучеников и исповедников, сопоставимое с первыми веками христианства. К Юбилейному Архиерейскому Собору в 2000 году готовилась канонизация «поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу новомучеников и исповедников Российских XX века». Из них на данный момент прославлено более 1700 человек.

Пострадал - еще не значит святой

Собирают материал и изучают архивные свидетельства о людях, пострадавших за веру, в епархиальных комиссиях по канонизации. Основной источник информации - следственные дела ФСБ. «В Санкт-Петербургском отделении ФСБ хранится 94000 дел,- говорит протоиерей Владимир Сорокин.- Из них надо вычленить тех, кто пострадал по признаку веры. Это означает внимательно просмотреть все дела: сажали ведь не только священно-служителей и мирян, но много других людей. В Москве сотрудники Синодальной комиссии по канонизации уже перебрали практически все дела, а нам еще предстоит большая работа».

Сейчас в картотеке комиссии - 4731 имя: дела этих людей тщательно проверены. Что необходимо проверять? Многие думают: пострадал за веру - значит, святой. Но если для канонизации священномученика протоиерея Петра Скипетрова, зверски убитого в 1918 году, не требовалось никаких особых доказательств, то с теми, кто пострадал в 1930е, уже сложнее: причислить к лику святых возможно лишь тех, кто не просто был репрессирован, но проявил стойкость. "Мы в Церкви, здесь свои законы и критерии. Наша задача - найти как можно больше материалов. Желательно выявить всех, кто пострадал за веру в нашем регионе и вообще в Русской Церкви«,- говорит отец Владимир.

Секретарь комиссии по канонизации Лидия Соколова в архиве ФСБ фотографирует материалы. Потом члены комиссии их исследуют, сопоставляют, анализируют, и только после этого можно ставить вопрос о возможной канонизации. «Когда рабочая часть сделана, нужно посмотреть, как человек себя вел, с кем был связан, с какими людьми общался,- объясняет отец Владимир.- Можно было вести себя по-разному: кто малодушничал, кто вел себя смело, кто - находчиво. Чекисты тоже по-разному подходили к каждому человеку».

Синодальную комиссию часто критикуют за то, что «мало канонизируют». Поэтому было издано несколько книг и брошюр с разъяснениями, кого можно канонизировать, кого нельзя. Например, не может быть прославлен тот, кто кого-то оговорил или снял с себя сан. «Если человек назвал какое-то имя, это еще не значит, что он кого-то оговорил,- уточняет отец Владимир.- Может быть, у него не было другого выхода: при обыске нашли переписку, фотографии. Но одно дело - просто подтвердить, что знаешь этого человека, другое - сказать, что этот человек занимался антисоветской деятельностью». Понятно, что показания из людей выбивались, не все выдерживали: «Бывает, человек вел себя блестяще, а потом в какой-то момент все же сломался».

Чудо, что кто-то остался в живых...

У отца Владимира есть помощники: сотрудник библиотеки Духовной академии Александр Бовкало, церковный историк Александр Галкин. Материалы собирают не только сотрудники комиссии: «Каждый настоятель должен выявить репрессированных священнослужителей, об этом я все время говорю на епархиальных собраниях. Мы издали синодик, где привели предварительные сведения. Сейчас готовим третье издание, более полное. Дело настоятеля - взять синодик и найти священников, которые служили у них на приходах. Обязательно нужны копии следственных дел, заказанные в архивах, особенно протоколы допросов. А вдруг процесс как-то отражался в печати? А может, есть чьи-то воспоминания?.. Настоятель все это собирает и представляет нам на комиссию. В первом чтении неизбежно возникают вопросы, и мы даем задание доработать тот или иной момент».

Часто люди недоумевают: репрессии были необоснованными, дела - сфабрикованными, как можно верить этим документам? Фальсификация есть именно в формировании дела: большинство «контрреволюционных организаций» придумали для удобства - дело иосифлян, дело академиков, дела литературных кружков. Но материалы о том, как себя вели люди на следствии, правдивы. «Чекисты вели дела тщательно, все записывали. Великое благо, что дела не уничтожены! Кстати, дают нам далеко не все: например, приносят дело, а там не все страницы открыты. То, что писали доносчики, агенты, не рассекречивается: одно время предоставляли сведения об агентах, а их потомки начинали мстить. Пускай лучше время пройдет, мы подождем».

Комиссии удалось сделать вывод: в 1930е перед органами ставили задачу уничтожить всех священников. «Мои помощники обнаружили уникальный документ - рукопись Патриарха Алексия I (Симанского) в бытность его митрополитом Ленинградским. Он в 1936–1937 годах составил список всех священнослужителей своей епархии (а это не только Ленинград и область, но и Новгородская область, и часть Вологодской) и отмечал крестиком, кто выбыл. Из этого списка ясно, что были расстреляны даже те, кто служил в глухой деревне, никакого особого влияния на народ не имея. Посылали из города милиционера (а нужно было транспорт для этого предоставить), забирали священника, везли сюда и расстреливали. Некоторые районы просто подчистую, ни одного храма не оставалось! Теперь можно с полным правом говорить о геноциде православного духовенства». Каким же образом хоть кто-то из священников остался в живых? «В большом городе была возможность уцелеть,- объясняет отец Владимир.- Должен же кто-то был служить, чтобы для заграницы показать, что храмы и священники у нас все-таки есть. А в деревнях и небольших городах остаться в живых священнику было невозможно».

За други? Но не за Христа...

Можно ли прийти с улицы и сказать: «Мой родственник пострадал за веру»? Да, можно, и происходит такое часто, приносят документы, фотографии, воспоминания. Случаются и курьезы - приходят люди абсолютно нецерковные и, например, говорят: «Нужно канонизировать мою мамочку, она была человеком святой жизни, воевала...» Некоторые предлагают канонизировать не своих родственников, а Ивана Грозного, Григория Распутина. Однажды пришел военный и принес житие... Дмитрия Карбышева. Как отец Владимир ни объяснял, что, во-первых, Карбышев - коммунист, во-;вторых, он не совершал подвиг за веру, этот военный возражал: «Но он же положил душу за други своя». И даже довод, что Церковь прославляет людей, пострадавших за Христа, его не убедил.К сожалению, всегда находятся люди, которые не понимают церковную жизнь и предъявляют к Церкви странные претензии. "Среди историков много безбожников,- говорит отец Владимир.- Они не просто не веруют, но и критикуют Церковь. В советское время выходила книжка „Русские святые - кто они?“ профессора Николая Гордиенко, там говорится, что не надо было канонизировать Сергия Радонежского, Серафима Саровского, дескать, что в них хорошего - мало работали, только молились! Надо было канонизировать Ивана Болотникова, Степана Разина, они же были за простой народ! Сейчас вроде времена другие, но выпады против Церкви продолжаются, и мы должны быть к этому готовы. Именно поэтому в таком важном деле, как канонизация, не может быть ошибок. Зарубежная Церковь многих причислила к лику святых, не имея достаточных данных, а потом обнаружилось, что среди этих людей есть те, кто снял с себя сан. После подписания Акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ создана Согласительная комиссия, и все данные снова будут пересматриваться«.А впереди - новые имена...Какие документы будут направлены в Синодальную комиссию в ближайшее время? Собраны все имеющиеся в наличии материалы об отце Алексии Кибардине, иосифлянине, настоятеле Феодоровского собора в Царском Селе, служившем в Вырице после войны и ареста. Он имел весьма условное отношение к Псковской миссии, а срок получил больше всех - 25 лет. Жизнь этого священника поистине исповедническая.Иногда труды комиссии приносят не-ожиданные и радостные плоды: например, когда собирали материал о священномученике протоиерее Михаиле Чельцове, разыскали его внука - ученого, член-корреспондента Академии наук. Он стал помогать, а в результате нашел всех своих родственников, воцерковился, внуков своих крестил. Теперь внук священномученика ходит в Троице-Измайловский собор, а недалеко от собора стоит поклонный крест в память об отце Михаиле.«Мы полагаемся на волю Божию, но и сами очень ответственно относимся ко всем материалам и данным. Мы не торопимся и не можем торопиться, перед нами не стоит задача канонизировать больше и быстрее. Ксения Блаженная ждала 200 лет...»

«Христианство по-прежнему подвергается гонениям во многих местах планеты. Согласно статистическим данным, в 2012 году было убито более 100 тысяч христиан, а в 2013 году – порядка 70 тысяч. Убивают ни в чем не повинных людей только потому, что они – христиане. При этом в данную статистику невозможно включить число наших единоверцев, погибших в Сирии, где уже три года длится вооруженный конфликт», – сказал патриарх Кирилл на открытии Рождественских чтений в Москве. Перечисляя страны, в которых христиан преследуют, патриарх, помимо Сирии, назвал также Ливию, Нигерию, Сомали, Судан, Пакистан, Индию и Шри-Ланку. Но на самом деле таких стран гораздо больше.

Лукавые цифры

Начиная разговор о преследованиях и убийствах христиан, неизбежно натыкаешься на проблемы с методикой подсчета. Считать ли убийством христиан, к примеру, теракты, совершенные в Волгограде и Бостоне? С одной стороны, террористы были исламистами, а большинство их жертв – христианами, с другой – мишенью были люди вообще, вне зависимости от их религиозности и религиозной принадлежности (важен был теракт как таковой).

Другой пример: гражданская резня в черной Африке, где христиане погибают от рук мусульман, как, впрочем, и наоборот. Причиной таких конфликтов часто является политическое или межплеменное противостояние, т.е. человека убивают за принадлежность к народу или партии, а не к вере, но при этом противоборствующее племя может исповедовать и иную религию, в том числе – намеренно, чтобы не иметь с врагами ничего общего. Или возьмем христианские Филиппины. Только на острове Минданао с 1970 года было целенаправленно убито полтора десятка католических священников. Однако убийцами могут быть как радикалы из сепаратистской группировки Исламский освободительный фронт моро, так и воротилы местных добывающих компаний, которым нередко противостоят как раз священники, защищая свою паству.

Как бы там ни было, озвученные патриархом цифры совпадают, к примеру, с данными итальянского социолога и координатора «Обсерватории по религиозной свободе» Массимо Интровинье – 70 тысяч в 2013 году, 100 тысяч в 2012-м. При этом совет ОБСЕ говорит уже о 105 тысячах убитых в 2013 году христиан, а в Ватикане называют и цифру в 170 тысяч. То есть 100 тысяч можно назвать минимальными данными.

Налицо и тенденция к росту насилия против христиан, наблюдаемая не первый год. Еще в начале 2011-го ПАСЕ и Европейский парламент приняли резолюцию, осуждающую дискриминацию христиан в современном мире. Чуть позже министр иностранных дел Италии заявил, что прекращение гонений на христиан должно стать высшим приоритетом мировых лидеров. Однако с тех пор положение христиан в тех странах, где они являются меньшинствами, только ухудшилось.

Зима пришла

Самым проблемным для христиан остается регион Магриба и Ближнего Востока, погрязший в революциях и контрреволюциях. Прежде почти незыблемые, но впоследствии свергнутые диктатуры имели в основном светский характер, превыше всего ценили порядок и оказывали жесткое давление на происламские силы, резонно считая их главными конкурентами в борьбе за власть. Можно сказать, всё началось с Ирака. До смещения Саддама Хусейна международной коалицией под предводительством США в стране проживало более полутора миллионов христиан. Сейчас христиан в Ираке более чем в десять раз меньше, значительная часть из них эмигрировала, спасаясь от «эпидемии терактов» и вооруженного противостояния шиитов с суннитами, другие стали жертвой исламских радикалов.

Исламисты, находящиеся под государственным прессингом, составили и основную движущую силу революции в Египте. Уже после победы «восставшего Тахрира» и отставки Мубарака начались погромы в кварталах, населенных христианами – коптами. И хотя светские, либеральные активисты «арабской весны» регулярно устраивали акции солидарности с коптами, прямо охраняя их от нападения радикалов, это не особенно помогало. Впоследствии египетские христиане и светские силы влились в контрреволюцию египетских генералов, которые, с одной стороны, частично реставрировали диктатуру, с другой же – количество нападений на христиан и впрямь сократилось.

В Ливии, где «весна» переросла в полномасштабную войну, христиан проживало относительно немного – 60 тысяч, сейчас осталась лишь половина из них (подавляющее большинство эмигрировали). Другое дело – Сирия, где христиане составляли около 10% населения (то есть более двух миллионов человек), а война продолжается до сих пор. Убийства священников, поджоги церквей, нападения на христианские кварталы, религиозные чистки – для нынешней Сирии, в отдельных регионах которой хозяйничают джихадисты, это, к сожалению, будни. В городе Маалюля боевики, ворвавшись в старинный монастырь Святой Равноапостольной Феклы, захватили в заложники 12 монахинь, включая настоятельницу (их местонахождение до сих пор не известно).

После обстрела православной обители, расположенной к северу от Дамаска, англиканский священник Надим Нассар озвучил воззвание к миру, призвав остановить расправу над единоверцами. «Сотням тысяч христиан в Сирии пришлось покинуть свои дома. Многие из них были убиты. Некоторые пропали без вести, например, два епископа из Алеппо. Мы ничего о них не знаем», – заявил он. По мнению Нассара, правительство Башара Асада лишь декларирует защиту христиан, ничего по сути не предпринимая, тогда как оппозиция и вовсе «закрывает глаза на то, что «Аль-Каида» и исламисты нападают главным образом на христиан».

В случае, если сирийские джихадисты добьются успеха, ситуация для христиан станет катастрофической. Достаточно вспомнить, как обстоят дела в особо ревностных исламских странах. Так, в Саудовской Аравии исповедовать христианство (как, впрочем, и другие отличные от ислама религии) запрещено, за Библию можно угодить в тюрьму, а перешедшие в христианство мусульмане приговариваются к смертной казни. А в Судане в 2012 году около полумиллиона человек были лишены гражданства лишь на основании своего христианского вероисповедания, большинство из них из страны выдавили, некоторых убили. Впрочем, в случае с Суданом дело не только в религиозной нетерпимости, но в долгосрочном кровавом противостоянии с христианским Южным Суданом, добивавшимся безопасности через отделение. Насильственное выселение христиан было сопряжено с предоставлением чернокожим сепаратистам независимости.

Черный континент

Черная Африка, точнее, те страны, через которые проходит «религиозный экватор», еще один регион повышенного риска. Многие чернокожие народы, проживающие по соседству с арабами, приняли ислам, тогда как народы более южные в основном исповедуют доставшееся им «в наследство» от колонизаторов христианство или традиционные культы. Гражданская война в той или иной форме здесь частое явление, но даже когда она происходит между исповедующими разные религии группировками, основным фактором для расправы может являться все-таки этническое происхождение, как уже было сказано выше.

В ЦАР в 2012 году власть захватила исламская группировка, с тех пор в республике царит хаос, с которым – пока без особого успеха – пытаются справиться военные из Франции и стран Африканского союза. Главными пострадавшими от переворота стали христиане, ответившие, в свою очередь, террором против мусульман. Сейчас боевики соперничающих банд контролируют разные регионы страны, осуществляя убийства как по религиозному, так и по этническому признаку. При этом в ряде случаев назвать номинальных христиан христианами не поворачивается язык. Так, в начале января в столице страны – Банги – толпа буквально растерзала одного из пассажиров автобуса, посчитав его мусульманином, после чего инициатор экзекуции съел ногу своей жертвы. Только после этого военные решили разогнать толпу линчевателей.

В Нигерии, где северные штаты населены мусульманами и живут по законам шариата, печальную известность получила группировка «Боко Харам», жертвами которой с 2009 года стали около 2800 человек, в основном христиане. Но как многие христиане в Африке на самом деле язычники, так и о «Боко Харам» можно говорить, скорее, как о секте, которая борется за «традиционные нигерийские ценности», выступает против любого западного влияния и стремится очистить от немусульман и «неправильных мусульман» северные штаты (при этом законы шариата, по мнению боевиков, должны распространяться и на южные, христианские территории страны). Любимая тактика группировки – нападение на церкви, особенно в дни праздников, когда прихожан значительно больше. Кроме того, практикуются налеты на жилые районы и рынки: тех, кто не может прочитать суру из Корана, расстреливают на месте. Пока усилия правительства по борьбе с «Боко Харам» тщетны, не помогает даже режим ЧС, введенный в штатах Адамава, Йобе и Борно, где группировка особенно активна.

В целом в государствах с «религиозным экватором» прослеживается одинаковая тенденция: проживающие на севере мусульмане выдавливают христиан все дальше на юг. Помимо названных выше стран, такая картина наблюдается в Кот-д’Ивуаре, Эритрее, Чаде, Буркина-Фасо и Мали, где французские военные также пытаются «разрулить» гражданскую войну. Чаще всего атаки на христиан носят характер бандитских рейдов и сопровождаются массовым грабежом. «Цель всех этих исламистских движений в арабском мире и в Африке заключается в том, чтобы отодвинуть назад границы христианства и продвинуть вперед границы ислама. У них имеется целая стратегия. Сегодня христиане превратились в козлов отпущения, которые символизируют ненависть к Западу. Такова новая христианофобия», – прокомментировал ситуацию геополитолог и преподаватель международных отношений в Университете Метца Александр дель Валь в интервью французскому изданию Atlantico.

Самым же громким убийством христиан со стороны исламских фанатиков (если не считать трагедию британского солдата Ли Ригби, которому отрезали голову в центре Лондона) в ушедшем году стал захват заложников в торговом центре в Найроби (столица Кении), по итогам которого погибло 67 человек. Захватчики – сомалийцы из группировки «Аль-Шабааб» – сразу отпустили всех мусульман, а с оставшимися – христианами – расправились воистину изуверским способом. Отчет полиции – как фильм ужасов: отрубленные головы и пальцы, вырванные щипцами носы и языки, выдавленные глаза, групповые изнасилования (как женщин, так и мужчин). «Атака на Westgate Mall должна ударить по лидерам Кении, которые необдуманно вторглись в Сомали. Это также и расплата против стран Запада, которые поддержали кенийское вторжение и проливают кровь невинных мусульман, чтобы вымостить дорогу своим компаниям по добыче минералов», – объяснил цели группировки ее глава Ахмед Годейн. Он до сих пор на свободе.

Шокирующая Азия

В Пакистане борьбу против христиан (а также индуистов и шиитов) ведут радикальные суннитские группировки, и борьба эта носит целенаправленный характер. Несмотря на ревностно-исламский характер государства, официальный Исламабад пытается защищать религиозные меньшинства, причем, учитывая непростые отношения с Индией, в первую очередь именно христиан, которых в стране около трех миллионов. К сожалению, это удается далеко не всегда. Так, в сентябре у христианской церкви в городе Пешавар был устроен взрыв, погибли 78 человек, более ста получили ранения. Ответственность взяла на себя группировка Jundul Hafsa, представитель которой заявил: «Христиане – враги ислама, и поэтому они – наша цель. Мы же продолжим свои атаки на всех немусульман, проживающих на пакистанских землях».

Частенько атаки на «неверных» сопряжены с ограблением деревень – сбором дани. Дополнительная угроза заключается в том, что в отдельных регионах Пакистана радикальные исламские богословы имеют влияние на местные власти. В итоге дети начинают учиться по учебникам, содержащим прямые призывы к убийству христиан – осуществлению «высшей доблести».

Впрочем, соседняя Индия показывает, что угрозу для христианства несет не только ислам, здесь творят беспредел уже индуистские группировки. Принципиальное отличие: этот террор носит не религиозный (подобного индуизм просто не подразумевает), а националистический или традиционалистский характер. Христианство подвергается гонениям как чужеродная, привнесенная в Индию извне культура.

Сейчас христиан в стране 2,4%, но учитывая население в 1,2 миллиарда, это очень существенная цифра, в восточных штатах Мизорам, Нагаланд и Мегалая последователи Христа вообще составляют большинство. Фактически христиан еще больше (по некоторым подсчетам – до 6%), но многие предпочитают числиться индуистами. Причина – не столько страх перед радикалами, сколько происхождение. Христиане Индии зачастую происходят из касты «неприкасаемых», собственно, они или их родители перешли в христианство именно потому, что кастовая система в нем не признается. При этом правительство с некоторых пор борется с кастовой системой и поддерживает «неприкасаемых» материально – деньгами и льготами, то есть записываться христианином невыгодно с финансовой точки зрения.

Самые недружелюбные к христианам штаты – Орисса, Мадхья-Прадеш, Карнатака, но особенно Орисса. В результате погромов 2008 года 250 церквей были разрушены, 120 христиан убиты, а около 50 тысяч выселены. Причиной стало убийство главы Всемирного индуистского совета Лакшмананды Сарасвати, который крайне жестко отзывался о последователях Иисуса и боролся против принятия христианства местными жителями. В итоге именно христиан и обвинили в убийстве Сарасвати, ответственность за которое впоследствии взяли на себя маоисты. Показательно, что и после признания маоистов пыл индуистов-радикалов не остыл и убийства христиан продолжились.

Страдают христиане и от буддистов-радикалов, как бы парадоксально это ни звучало. Некоторые проживающие на Шри-Ланке сингалы считают, что Шри-Ланка – исключительно для них, в крайнем случае, для буддистов, хотя, согласно христианской традиции, на Шри-Ланке проповедовал еще апостол Фома. До убийств доходит редко (все-таки буддисты), но нападение на церкви и избиение прихожан и священников палками имеют место быть, причем возглавляют линчевание монахи.

Остается добавить, что по версии международной благотворительной организации Open Doors самой неблагополучной для христиан страной является Северная Корея, что звучит несколько парадоксально на фоне описанного выше. Тут стоит оговориться, что основной источник информации о происходящем в КНДР – беженцы. На основании их показаний, а также исследований профессиональных корееведов считается, что около семидесяти тысяч человек заключены в трудовые лагеря на основании христианских убеждений, сиречь принадлежности к «враждебному слою». Правда это или нет, достоверно установить невозможно. Но христианство в Северной Корее и впрямь не в чести как источник «тлетворного влияния Запада», распространение Библии под запретом, а миссионерство строго пресекается в рамках борьбы со шпионской деятельностью. За время правления Кимов количество католиков (по официальным данным) уменьшилось многократно – с десятков тысяч до нескольких сотен. Один католический храм функционирует, но без священника, по крайней мере Ватикан об этом священнике ничего не знает. Зато в 2006 году был построен Троицкий собор Русской православной церкви, священников для которого – Феодора Кима и Иоанна Ра – рукоположил лично Кирилл, еще будучи митрополитом. Количество прихожан оценивается в 50–60 человек.

Александра Петровна Иванова.

Родилась 6 января 1931 года, в деревне Заподорье, Великолукского района, Псковской области. Преставилась ко Господу 28 июня 2007 года в деревне Леонтьевское, Калязинского района, Тверской области. Похоронена в селе Красное, Калязинского района, возле храма в честь иконы Казанской Божией Матери.
Проходила тяжелый подвиг Христа ради юродства, была наделена от Господа даром прозорливости. Выражался внешне этот дар в том, что маленькая, незаметная старушка подходила в храме к человеку и задавала какие-то нелепые и непонятные вопросы. Как правило, человек недоуменно отмахивался и отходил в сторонку от странной бабушки, стараясь побыстрей выбросить из головы неприятную встречу, как досадную случайность. Не тут то было. Слова, сказанные странной, неприметной бабушкой, почему то не выходили из головы, беспокоили, человек начинал понимать, что они имеют к нему непосредственное отношение, и от отношения к ним зависит его дальнейшая жизнь. Проще говоря, Александра обличала человека в его тайных грехах, о которых казалось бы никто, кроме него знать не мог. Обличала не прямо, а притчами, иносказательно, так, что даже если вокруг было много людей никто, кроме того к кому она обращалась не понимал их смысла, да и то не всегда сразу, а иногда спустя значительное время. Так же вместе с этим обличением, как правило в той же приточной форме, Александра предсказывала, какое наказание ждет человека за его грехи, и что надо сделать, чтобы этого наказания избежать, как исправить последствия греха. Сомневающиеся в божественном происхождении этого дара нередко были вразумляемы от Господа, многие видели во сне видения, в которых Господь показывал старицу как бы в образе святой, так как их изображают на иконах. Такие видения в основном и были посылаемы сомневающимся. Да и сам характер такого подвига должен был бы исключить всякие подозрения в прелести бесовской. Задача беса погубить человека, втянуть его во грех и утопить в бездне отчаяния. Усилия же Александры Петровны были направлены на то, чтобы помочь человеку осознать грех, покаяться и освободиться от власти греховных страстей. Задача, то есть, бесовской прямо противоположная. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:20).

Семья.


Мать и брат Александры Петровны.

Александра Петровна была старшим ребенком в большой семье. Было у ней две сестры, Мария и Татьяна и три брата, Иван, Дмитрий и Леонид. Дмитрий скончался во младенчестве. Мать Александры, Анна Александровна, трижды была замужем, дети Александра, Мария и Иван от первого брака с Петром Михайловичем Ивановым, Татьяна и Дмитрий от второго, с Василием Огиренко, которого Александра Петровна очень любила и даже иногда говаривала в детстве: «Не хочу быть Петровной, хочу быть Васильевной». Имя третьего мужа Анны Александровны неизвестно, замужем за ним она была недолго, уже в Бежецке.
Петра Михайловича еще до войны посадили в тюрьму, якобы украл он в совхозе какие то колоски, а Василия, отчима Александры, вместе со всеми оставшимися в селе мужчинами казнили немцы, пытали, а потом заживо сожгли. Когда фашисты уничтожили деревню, пришлось Анне Александровне с детьми скитаться в поисках жилья. В конце концов, после долгих странствий, поселились они в городе Бежецке, Тверской области.
Поскольку Александра была старшая, то пришлось ей с малых лет работать, помогать матери содержать семью. Из-за этого осталась она без образования. Сестра Александры, Татьяна вспоминает, что с детства Александра была очень серьезная, сосредоточенная, любила уединение и молитву. Очень любила церковь. Почти всю зарплату, а впоследствии пенсию жертвовала на храм, из за чего бывали конфликты с матерью и сестрами, которые считали это проявлением болезни и всячески старались воспрепятствовать этому. В конце концов конфликты привели к тому, что сестры поместили Александру в психиатрическую лечебницу, откуда иногда забирали ее, но потом снова и снова просили врачей поместить ее на лечение. Кончилось это тем, что сама Александра попросилась в интернат, куда она и была оформлена в 1996 году. Незадолго до кончины, была она переведена из интерната в областную больницу под Калязиным, где провела последние годы своей жизни и преставилась ко Господу.

Бежецкий период жизни Александры Петровны.

В юности Александра Петровна с матерью часто посещала святые места, подолгу жила в Псково-Печерском монастыре и Троице-Сергиевой Лавре, трудилась там, помогала по хозяйству, о чем часто сама рассказывала. Была она духовным чадом великого старца ХХ столетия отца архимандрита Павла Груздева. Часто о нем вспоминала, рассказывала, как он благословил ей четки и заповедал по ним вычитывать правило, так как была она почти неграмотная. Вероятно он и благословил Александру Петровну на тяжелый подвиг Христа ради юродства, который и сам проходил.

Архимандрит Павел Груздев

Здесь стоит заметить, что вообще в истории Русской Православной Церкви середины двадцатого столетия, особое место занимали юродивые и блаженные. Связано это было с тем, что в начале ХХ века, безбожной богоборческой властью, большая часть наиболее достойных представителей духовенства и монашества были расстреляны или отправлены в заключение. В это страшное время подвиг духовного окормления чад Православной церкви лег на плечи самых незаметных и не представляющих особого интереса для безбожной власти людей, блаженных и Христа ради юродивых.

(могила блаженного старца Гавриила, христа ради юродивого в Бежецке)

В Бежецке была целая плеяда великих рабов Божиих, Христа ради юродивых, среди которых наблюдалась как бы некая духовная преемственность, когда уходил один, на его место тут же приходил другой. Например Александра Петровна была в близком духовном общении с другим бежецким юродивым, Николаем, который, по ее рассказам, часто ночевал у нее, а она снабжала его одеждой и едой.


блаженный Николай, Христа ради юродивый

Во время жизни в Бежецке, Александра Петровна так же проходила подвиг старчества. Особое внимание уделяла она духовенству и монашеству, помогая духовным советом, молитвами и назиданием. Многие священники и монахи города Бежецка с любовью и благодарностью вспоминают светлый образ Александры Петровны.
Покойная матушка Амвросия, игумения Благовещенского Бежецкого женского монастыря, часто вспоминала такой случай: было у нее большое искушение, сильные вражеские помыслы о том, чтобы оставить обитель и перебраться в другое место. И вот, как то осталась она в храме, под праздник святителя Николая Чудотворца, и всю ночь провела в молитве, чтобы Господь ее вразумил, оставить ли ей это место или нет? Под утро двери храма открылись, вошла Александра Петровна и сказала, что уходить отсюда ей нельзя, нельзя оставлять этого святого места и святой обители, надо все терпеть, как бы ни было тяжело. Матушка при этом получила духовное утешение, вражеские мысли оставили ее.

Схиигумения Амвросия

Гостила как то в Бежецке блаженная старица Мария из Новгородской области, многие православные жители Бежецка часто посещали ее, ходили за советом и молитвой. Так же и Александра Петровна часто посещала старицу. Тут некоторые посетители, недовольные выходками Александры, жаловались на нее Марии и говорили что она больная. На что старица всегда отвечала: «она не больная, а Христа ради юродивая, не обижайте ее».


Браженная старица Мария Новгородская

Часто бывало, что Александра Петровна предсказывала события, которые впоследствии в точности сбывались, иногда скоро, а иногда много лет спустя. Все, кто общался с Александрой, отмечали удивительный дар прозорливости, которым она обладала. Как выше упоминалось направляем ей он был на то, чтобы помочь человеку осознать грехи и избавиться от власти страстей и бесов. Если человек сразу не понимал ее, то она обращалась к нему снова и снова, до тех пор, пока не достигала желаемого результата.
Не всегда говорила она притчами и юродствовала, иногда общалась просто. Например был такой случай. Взошла как то Александра на клирос и стала по своему обыкновению просить милостыню у певчих. Одна бабушка и стала ее ругать: «Что ты все выпрашиваешь у нас деньги, как тебе не стыдно, ты же пенсию получаешь!». А Шура просто так, тихо говорит: « Что ты меня ругаешь, я на эти деньги свечку куплю, буду за вас молится!». Бабушка та опустила голову и замолчала, стыдно ей стало!
Однако прохождение подвига Христа ради юродства в наше время это совсем не тоже самое, что прохождение его в средние века. Вот читаем мы например про подвиги Василия Блаженного и умиляемся, а представьте в наше время, приходите вы на Красную площадь и видите грязного, голого человека, бросающего камни в стены церквей, вызовет ли сейчас это у вас умиление? Скорее всего такая картина вызовет у современных людей только ужас и отвращение. А предсказать последствия такого поступка для самого юродивого можно не будучи прозорливым — помещение в психиатрическую лечебницу.
Александра Петровна к великому сожалению не избежала этой участи. Как уже говорилось почти всю пенсию Шура относила в Церковь, кроме того просила подаяние и эти деньги все тоже тратила на храм. Это очень раздражало ее родных, которые решив, что такое поведение является проявлением психического расстройства стали сдавать ее на лечение местную больницу. Но и когда забирали ее домой, обращались с ней очень плохо. Впоследствии сама Александра попросилась, чтобы перевели ее в интернат и сотрудники больницы, даже не известив родных, отправили ее в ПНИ «Ромашкино», под Кимрами, где почти полностью и провела Александра Петровна остаток своей жизни.

Ромашкино.


Бывший Свято-Троицкий монастырь в селе Ромашкино.

ПНИ «Ромашкино» размещается в разрушенном Свято-Троицком монастыре, главный Троицкий собор которого полностью разрушен, а в игуменском корпусе размещены палаты больных. Опекаемых там во времена Александры Петровны находилось около ста человек, персонал очень доброжелательный, к опекаемым относились как к родным. Интернат имел свое хозяйство, питание было хорошее. Неподалеку, в деревне Ильинское находится храм, куда опекаемых, с разрешения главного врача, Анатолия Максимовича, в воскресные дни по несколько человек отпускали на службу. Александре Петровне жить там нравилось и всем она была довольна. Да вот только директор интерната не всегда был доволен ее выходками и хулиганством, которые она по своему юродству продолжала совершать и там. Кончилось все это тем, что его терпение лопнуло и в 2003 году ее перевели в областную больницу, находящуюся в деревне Леонтьевское, под Калязиным.

Леон тьевское.

Последнее прижизненное фото Александры Петровны в Леонтьевском

Здесь уже пришлось Александре Петровне принять следующий подвиг, венчающий ее суровую, многострадальную жизнь, подвиг мученичества. Отношение к больным тут совсем другое, чем в интернате к опекаемым, существенное по сравнению с интернатом ограничение свободы, очень плохое питание и условия содержания. «Держат на хлебе и воде», как говорила сама Шура. При всем этом дух у нее всегда оставался радостным и спокойным. По слову апостола «всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите» (1.Фес. 5:16). На последних фотографиях хорошо видны полученные травмы, сломанный нос, закрывшийся совсем глаз. Здесь обнаружили у нее онкологическое заболевание, рак груди. Кроме того в последний год жизни Александра совсем ослепла. Преставилась Александра Петровна 28 июня 2007 года, отпевание совершалось на четвертый или пятый день по кончине, в храме в честь Казанской иконы Божией Матери, в селе Красное. Когда тело привезли в храм, настоятель, духовник Тверской епархии отец Леонид, склонился над телом и понюхал его. Несмотря на то, что тело пролежало в морге четыре дня, а морг в больнице это был просто бетонный сарай и тело там лежало на одеяле, прямо на полу, никакого запаха тления или трупных пятен на коже не было и в помине, а ведь на дворе стоял конец июня, самая середина лета. На погребении присутствовало всего два человека, священник, совершивший отпевание и водитель, сопровождавший его. Даже отец Леонид на это время отлучился по каким то своим делам. Место своего погребения Александра предсказала заранее. Когда ее спрашивали, задолго до смерти, где бы она хотела быть похороненной и предложили отвезти в Бежецк, то она ответила: «Никуда не поеду, здесь буду, меня преподобный Макарий у себя прописал!». Могила Александры Петровны Ивановой, великой подвижницы благочестия ХХ-ХХI веков находится возле придела преподобного Макария, Калязинского чудотворца.

Отпевание в храме Козанской Божией Матери

Могила Александры возле предела преподобного Макария Калязинского

Царство Небесное, вечный покой!

Когда бывает уныние - пой "Воскресную песнь" (Христос Воскресе") Александра Петровна Иванова 1931 - 2007

В издательстве Сретенского монастыря выходит сборник «Чудеса святых. XXI век», который сложился из писем наших современников, присланных на сайт «Православие.Ru».

«Не мог выбраться из кредитного болота». «Тяжело заболел родной человек». «Быстро нашел работу». «Мы очень хотели ребенка». «Встретила будущего мужа». «Операция прошла быстро». «Опухоли как не бывало». «Папа атеист стал верующим». «Зашел в храм и почувствовал в нем вечность». «Мы еле сводили концы с концами». «Сестра могла остаться без квартиры». Это строки из собранных в книге писем. Случаев помощи по молитвам к святым — множество, и все они удивительны.

Святые Божии — наши ходатаи перед Господом — всегда рядом. Они слышат наши молитвы, и Господь по их предстательству и по Своему милосердию и любви, посылает людям просимое. Просите, и дано будет вам… (Мф. 7, 7)

Вашему вниманию предлагается рассказ Сюзанны Фаризовой из первой главы книги, посвященной чудесам, совершенным по молитвам святителю Николаю.

Я ждал тебя

Я уезжала в Бари, работая в газете «Коммерсант», в президентском тогда еще пуле. Уезжала в спешке, накануне с размахом проводив в гостях масленицу. Мне постоянно мешала сумка, ключи в руках, дверь. Этой-то входной дверью, не справившись с ключами и сумкой, я и ударила себе по пальцу. Ударила сильно.

Времени не было. Я улетела. В Бари палец распух, почернел и начал болеть. Сначала еле-еле, потом все сильнее и сильнее. Но нужно было работать, и я старалась не думать, что больно.

В программе значилось посещение базилики. Той самой, где лежат мощи святителя Николая. Они покоятся за тяжелой решеткой, которую открывают по большим праздникам. Я поцеловала решетку и попросила для себя и родных каких-то «глобальных» вещей. А под конец попросила, чтобы палец прошел.

Вы скажете: где святитель Николай и где палец? Мне и самой было не по себе, но я попросила, потому что боль не давала дышать.

К вечеру мой палец выглядел чудовищно. Не говоря о том, что от боли я сходила с ума. В Мадриде, куда мы прилетели из Бари, ночью в гостинице я спустилась на ресепшн.

Мне сказали, что вызов врача в два часа ночи (на часах было именно столько) — семьсот евро. И тогда я обратилась к хорошему человеку в пресс-службе. Он позвонил в Российское посольство в Мадриде. И ко мне в гостиницу приехал врач. Человек лет шестидесяти, поджарый, красавец. Немногословный. Только посмотрел на палец и произнес: «Поехали».

Мы приехали в посольство. Он открыл кабинет и сказал: «Надо пускать кровь. Прокалывать палец. Главное, не смотри. Я обещаю, больно не будет».

И он проколол. Выпустил кровь. Я ничего не почувствовала. Через секунду после прокола палец прошел. Прошел совсем. Сразу.

Утром врач приехал в гостиницу и сделал мне перевязку. А потом приехал опять и привез антивоспалительное лекарство. Я сказала: «Никогда не встречала таких врачей». А он: «Я — военный хирург. Работал в Афганистане, Иране, Ираке, по всем горячим точкам. Так что тебе повезло, что здесь оказался именно я».

Я замерла. «Да, — говорю, — повезло». И вдруг он продолжил: «Я собирался уезжать. Меня тут неделю уже не должно было быть. Вместо меня приедет пожилая женщина-врач из подмосковного санатория. А я поеду в другой город, мне здесь не нравится. Но в связи с визитом российской делегации меня попросили отложить отъезд. Подождать попросили. А я, оказывается, не их тут ждал. А тебя с этим пальцем».

Похожие публикации