Икона жен-мироносиц: Правда Воскресения Христова. Жены-мироносицы: кто это, как их звали и почему они вошли в историю

На третьей неделе после Пасхи отмечается праздник, установленный в память женщин, которые в период земной жизни Спасителя неотступно следовали за Ним, возложив на себя все Его житейские заботы, а после погребения, в первый день по окончании субботы, ранним утром пришли туда, где был гроб Господень, чтобы по иудейскому обычаю умастить тело Спасителя благовонным миром. Здесь их ждала счастливая весть о Его воскрешении. Именно этих служительниц Божьих являет нам икона «Жёны-мироносицы».

Кто же эти женщины, навсегда оставившие свою память в истории, и в честь которых установлен День Жён-мироносиц? Евангелисты называют разные имена, но на основе анализа оставленных ими текстов и учитывая Священное Предание, также повествующее об этом событии, принято относить к их числу следующие имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и Сусанна. Остановимся несколько подробнее на каждом из имён. Икона «Жёны-мироносицы» представляет нам лишь сюжетную композицию, составленную на основе евангельского события. За более детальными подробностями обратимся к Священному писанию и Священному Преданию.

Мария Магдалина, Марфа и Мария

О Марии Магдалине нет единого мнения. Некоторые отождествляют её с известной библейской блудницей, ставшей на путь покаяния, иные же склонны считать её обычной женщиной, из которой Иисус Христос изгнал своей Божественной силой бесов. О ней известно, что уже после Вознесения Господня она, вопреки традиции, запрещавшей женщинам проповедовать, странствовала по городам, неся людям слово Божие. Жития, составленные через много лет, противоречиво повествуют о её кончине.

О Марфе и Марии, сёстрах воскрешённого Иисусом Лазаря, сведения также довольно ограничены. Из евангельских текстов известно, что Спаситель не раз бывал в их доме, любил их семью и говорил с сёстрами о Царствии Божием. Из дальнейшей судьбы этих женщин известно только, что они последовали за своим братом Лазарем на Кипр, где он нёс епископское служение.

Иоанна и Мария Клеопова

Несколько более обширная информация имеется об Иоанне. Известно, что она состояла в браке с одним из приближённых царя Ирода и была очень богатой женщиной. Принято считать, что во время проповедей Христовых она брала на себя основную часть расходов, связанных с Его жизнью и деятельностью. Кроме того, ей принадлежит и ещё одна важная заслуга. Именно Иоанна тайно погребла на Елионской горе главу Иоанна Крестителя, выброшенную Иродиадой после поругания на свалку.

Из немногочисленных сведений о Марии Клеоповой, ещё одной славной последовательнице Христа, вошедшей в число Жён-мироносиц, известно, что приходилась она родственницей Иисусу, но вот о степени родства мнения исследователей расходятся. По одной версии она была женой Клеопы? брата Иосифа Обручника, а по другой, хотя и менее вероятной? сестрой Пресвятой Девы Марии.

Мария Иаковлева и Сусанна

В отношении женщины, которая именуется в Евангелии как Мария Иаковлева, существует мнение, что она была младшей дочерью Иосифа Обручника. Из Священного Предания известно также о том, что находясь с Богородицей в самых тёплых отношениях, она была на протяжении долгих лет Её ближайшей подругой. Иаковлевой она именуется в честь своего сына апостола Иакова? ближайшего ученика и сподвижника Христа.

Меньше всего сведений имеется о Жене-мироносице по имени Сусанна. В тексте Евангелия о ней говорится лишь то, что служила она Христу «от своего имения», то есть тех материальных средств, которыми располагала. Это даёт возможность заключить о том, что она была женщиной обеспеченной.

Называя эти семь имён, мы поступаем лишь в соответствии с православной традицией, но не установленным каноном, так как у исследователей существуют и иные точки зрения, также заслуживающие внимания. Часто, но не всегда, святые Жены-мироносицы изображаются на иконах именно в таком составе? семь смиренных фигур.

Богородица? первая получившая весть о Воскресении Сына

И, наконец, говоря о Жёнах-мироносицах, нельзя не упомянуть и мать Иисуса Христа? Пресвятую Деву Богородицу. Несмотря на то что формально Она не входит в их число, по мнению многих исследователей, есть основания полагать, что под именами Марии Иаковлевой и «другой Марии» подразумевается именно мать Иисуса Христа.

Основанием для этого может служить тот факт, что после смерти Иосифа Обручника Мария взяла на себя попечение о его детях от первого брака, и вполне законно считалась матерью его сына Иакова. Однако даже в том случае, если эти предположения не верны, Пресвятая Богородица была первой, получившей известие о воскресении Её Сына. Эту благую весть, согласно Священному преданию, она получила из уст ангела.

Православный Женский день

В память об этих женщинах церковь установила праздник? День Жён-мироносиц. Это праздник всех православных женщин, своего рода аналог общепринятого Женского дня — Восьмого марта. Разница лишь в том, что Клара Цеткин, в память которой установлен официальный Женский день, исповедовала весьма сомнительные принципы революционерки-бунтарки и безрассудной феминистки, тогда как те, кто ранним утром узрели отверстым гроб Господень, несли в себе живую веру и любовь? те самые чувства, на которые способны только женщины. Именно здесь наглядно проявляется принцип «в немощи — сила». Символом праздника является икона «Жёны-мироносицы».

Праздник Жён-мироносиц в иконописи

Эта тема нашла самое широкое отражение в византийском, а позже в русском изобразительном искусстве. Практически все наиболее известные иконописные школы оставили произведения, выполненные по этому библейскому сюжету. Однако композиционно многие из них отличаются друг от друга. Так, например, икона «Жёны-мироносицы», фото которой представлено в начале статьи, изображает семь женских фигур, а следующая за ней? три. Это объясняется как раз тем, что в различных текстах их количество указывается по-разному, что и было отмечено выше.

Народные традиции

Праздник Жён-мироносиц всегда был любим на Руси. В этот день, кроме всех установленных Церковным Каноном богослужений, широко бытовали действа, связанные с народными обычаями. Устраивались своего рода девичники, участие в которых принимали также и замужние женщины. По традиции основным угощением на них была яичница. В деревнях этот день почитали как бабий праздник и всех женщин считали именинницами.

На третьей неделе после Пасхи отмечается праздник, установленный в память женщин, которые в период земной жизни Спасителя неотступно следовали за Ним, возложив на себя все Его житейские заботы, а после погребения, в первый день по окончании субботы, ранним утром пришли туда, где был гроб Господень, чтобы по иудейскому обычаю умастить тело Спасителя благовонным миром. Здесь их ждала счастливая весть о Его воскрешении. Именно этих служительниц Божьих являет нам икона «Жёны-мироносицы».

Имена Жён-мироносиц

Кто же эти женщины, навсегда оставившие свою память в истории, и в честь которых установлен День Жён-мироносиц? Евангелисты называют разные имена, но на основе анализа оставленных ими текстов и учитывая Священное Предание, также повествующее об этом событии, принято относить к их числу следующие имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и Сусанна. Остановимся несколько подробнее на каждом из имён. Икона «Жёны-мироносицы» представляет нам лишь сюжетную композицию, составленную на основе евангельского события. За более детальными подробностями обратимся к Священному писанию и Священному Преданию.

Мария Магдалина, Марфа и Мария

О Марии Магдалине нет единого мнения. Некоторые отождествляют её с известной библейской блудницей, ставшей на путь покаяния, иные же склонны считать её обычной женщиной, из которой Иисус Христос изгнал своей Божественной силой бесов. О ней известно, что уже после она, вопреки традиции, запрещавшей женщинам проповедовать, странствовала по городам, неся людям слово Божие. Жития, составленные через много лет, противоречиво повествуют о её кончине.

О Марфе и Марии, сёстрах воскрешённого Иисусом Лазаря, сведения также довольно ограничены. Из евангельских текстов известно, что Спаситель не раз бывал в их доме, любил их семью и говорил с сёстрами о Царствии Божием. Из дальнейшей судьбы этих женщин известно только, что они последовали за своим братом Лазарем на Кипр, где он нёс епископское служение.

Иоанна и Мария Клеопова

Несколько более обширная информация имеется об Иоанне. Известно, что она состояла в браке с одним из приближённых царя Ирода и была очень богатой женщиной. Принято считать, что во время проповедей Христовых она брала на себя основную часть расходов, связанных с Его жизнью и деятельностью. Кроме того, ей принадлежит и ещё одна важная заслуга. Именно Иоанна тайно погребла на Елионской горе главу выброшенную Иродиадой после поругания на свалку.

Из немногочисленных сведений о Марии Клеоповой, ещё одной славной последовательнице Христа, вошедшей в число Жён-мироносиц, известно, что приходилась она родственницей Иисусу, но вот о мнения исследователей расходятся. По одной версии она Клеопы ― брата Иосифа Обручника, а по другой, хотя и менее вероятной ― сестрой Пресвятой Девы Марии.

Мария Иаковлева и Сусанна

В отношении женщины, которая именуется в Евангелии как Мария Иаковлева, существует мнение, что она была младшей дочерью Иосифа Обручника. Из Священного Предания известно также о том, что находясь с Богородицей в самых тёплых отношениях, она была на протяжении долгих лет Её ближайшей подругой. Иаковлевой она именуется в честь своего сына апостола Иакова ― ближайшего ученика и сподвижника Христа.

Меньше всего сведений имеется о Жене-мироносице по имени Сусанна. В тексте Евангелия о ней говорится лишь то, что служила она Христу «от своего имения», то есть тех материальных средств, которыми располагала. Это даёт возможность заключить о том, что она была женщиной обеспеченной.

Называя эти семь имён, мы поступаем лишь в соответствии с православной традицией, но не установленным каноном, так как у исследователей существуют и иные точки зрения, также заслуживающие внимания. Часто, но не всегда, святые Жены-мироносицы изображаются на иконах именно в таком составе ― семь смиренных фигур.

Богородица ― первая получившая весть о Воскресении Сына

И, наконец, говоря о Жёнах-мироносицах, нельзя не упомянуть и мать Иисуса Христа ― Пресвятую Деву Богородицу. Несмотря на то что формально Она не входит в их число, по мнению многих исследователей, есть основания полагать, что под именами Марии Иаковлевой и «другой Марии» подразумевается именно мать Иисуса Христа.

Основанием для этого может служить тот факт, что после смерти Иосифа Обручника Мария взяла на себя попечение о его детях от первого брака, и вполне законно считалась матерью его сына Иакова. Однако даже в том случае, если эти предположения не верны, Пресвятая Богородица была первой, получившей известие о воскресении Её Сына. Эту благую весть, согласно Священному преданию, она получила из уст ангела.

Православный Женский день

В память об этих женщинах церковь установила праздник ― День праздник всех православных женщин, своего рода аналог общепринятого Женского дня - Восьмого марта. Разница лишь в том, что Клара Цеткин, в память которой установлен официальный Женский день, исповедовала весьма сомнительные принципы революционерки-бунтарки и безрассудной феминистки, тогда как те, кто ранним утром узрели отверстым гроб Господень, несли в себе живую веру и любовь ― те самые чувства, на которые способны только женщины. Именно здесь наглядно проявляется принцип «в немощи - сила». Символом праздника является икона «Жёны-мироносицы».

Праздник Жён-мироносиц в иконописи

Эта тема нашла самое широкое отражение в византийском, а позже в русском изобразительном искусстве. Практически все наиболее известные иконописные школы оставили произведения, выполненные по этому библейскому сюжету. Однако композиционно многие из них отличаются друг от друга. Так, например, икона «Жёны-мироносицы», фото которой представлено в начале статьи, изображает семь женских фигур, а следующая за ней ― три. Это объясняется как раз тем, что в различных текстах их количество указывается по-разному, что и было отмечено выше.

Народные традиции

Праздник Жён-мироносиц всегда был любим на Руси. В этот день, кроме всех установленных Церковным Каноном богослужений, широко бытовали действа, связанные с народными обычаями. Устраивались своего рода девичники, участие в которых принимали также и замужние женщины. По традиции основным угощением на них была яичница. В деревнях этот день почитали как бабий праздник и всех женщин считали именинницами.

▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰

Здравствуйте, все! Хочется Вас познакомить поближе и с другими религиозными праздниками православия, пусть даже не столь грандиозными, как двунадесятые, но не менее почитаемыми.

Например, Праздник жен мироносиц:

Неделя Жён-мироносиц отмечается в третье воскресенье после Пасхи. Она служит напоминанием о таком важном, но, увы, редком человеческом качестве – верности. Верности не показной, не «выгодной», а искренней, идущей от сердца, преображающей всё естество любящего. Тёплой. Сердечной. Безусловной!

Неделя (воскресенье) Жён-мироносиц в 2014 году выпадает на 11 мая. В этот день почитается память святых и верных Марии Магдалины, Саломии, Марии Клеоповой, Марфы и Марии, Сусанны, Иоанны и иных.

Из Евангелий об этих женщинах нам известно совсем немного, а большинство из них упоминаются в связи с погребением и воскресением Иисуса только один раз.

Марфа и Мария известны тем, что их брата Лазаря воскресил Христос, и диалогом Христа с Марфой, звучащим с евангельских страниц напоминанием об истинных ценностях жизни человека.

Марфа готовила для Учителя большое угощение в своем доме, волновалась, суетилась, по ходу упрекнула в лени свою сестру Марию и пожаловалась Христу на неё. Но Иисус мягко ответил ей, что главное для человека не в еде и одежде, не во внешнем престиже жизни, не в пыли, пущенной в глаза окружающих: «Марфа, Марфа, ты заботишься и хлопочешь о многом…, а нужно всего лишь одно!» Ев. от Луки 10 гл. 41-42 ст.

Самый драматичный образ женщины, почитаемой в этот день, это образ Марии Магдалины . Она предстаёт перед нами в Евангелиях, в апокрифах, в церковных преданиях. Всегда с трепетным отношением ко Христу, с благодарностью Ему, обратившей на Него свою верность, преданность и любовь. Но после чего?

Многие исследователи Священного Писания полагают, что несостоявшийся суд над женщиной, уличенной в прелюбодеянии, который неожиданно завершился уходом обвинителей и судей после слов Христа: «Кто без греха — первый брось в неё камень» был «судом» над Марией Магдалиной.

Её прошлое, как блудницы, последующее оправдание и прощение Христом легло в основу множества произведений искусства: картин, икон, песен, стихотворений. Знаменитое стихотворение «Магдалина» Бориса Пастернака:

Чуть ночь, мой демон тут как тут, За прошлое моя расплата. Придут и сердце мне сосут Воспоминания разврата, Когда раба мужских причуд, Была я дурой бесноватой И улицей был мой приют.

Встреча с Христом, который простил ей все многочисленные грехи, навсегда и глубоко меняют её сущность – она становится преданной Ему, Ему одному…

Однажды, незадолго до своей смерти Христос был приглашен в богатый дом на обед, с представителями политической и религиозной элит иудейского общества, которые слушали Его, скорее забавляясь невероятностью учения о воскресении и вечной жизни.

И вдруг ко Христу, возлежавшему за трапезой, подходит женщина с сосудом драгоценного , очень дорогого благовония в те дни, как впрочем и сейчас. По иудейским обычаям миром помазывали головы священников и первосвященников, а вдруг женщина выливает его на ноги Иисуса Христа!

Этот поступок вызывает шок, гнев, недоумение, зависть тех, кто его наблюдает. Они начинают выкрикивать: «Что происходит?», «Зачем это?», «Можно было миро продать, а деньги уделить нищим, такова заповедь Божья», но всё это лишь лицемерие людей, которые пытались угодить Богу формальным соблюдением заповедей, без личной веры и сердечной любви к Иисусу.

Христос объяснил изумлённым сотрапезникам причину поведения, пришедшей: «Кому много прощено – тот сильно любит» Ев. от Луки 7 гл. 47 ст.

Марина Цветаева так выразила оценку Христа её искренней, высочайшей жертвы любви, принимая которую Он показал всем, что над самым дорогим в этом мире, Он превозносит искреннее участие сердца:

— Мироносица! К чему мне миро?

Ты меня омыла

Как волна.

Все женщины, почитаемые в праздник Жён-мироносиц поименно, в Евангелиях встречаются под общим словом «женщины» или «жёны», потому что женщина без мужчины была абсолютно бесправна и беспомощна во времена Христа.

Что говорить, если даже в современном иврите, возрожденном в начале 20 века, нет словосочетания «муж и жена», подразумевающего равноправный союз. Есть «хозяин (господин) и его женщина, и его дети». В насквозь патриархальном обществе роль женщины была незаметной и недооцененной многими, почти всеми, но не Христом!

Евангелия многократно и беспристрастно освещают поведение учеников-мужчин и последовательниц-женщин во время суда и распятия, свершившихся над Христом. Складывается впечатление, что первыми свидетелями воскресения Иисуса женщины стали в награду за свою верность.

В отличии от дня сегодняшнего, в древнем мире женщина не могла проявлять себя в общественной жизни, принимать участие в волеизъявлении народа, поэтому толпа, кричавшая «Распни!» состояла на все сто процентов из мужчин.

Предателем стал один из учеников — Иуда. Евангелие от Матфея в 26 главе сообщает, что сразу после ареста Иисуса «ВСЕ ученики покинули Его и убежали» . Пётр по малодушию трижды отрёкся от Христа перед служанкой, женщиной, мнение которой не имело ни веса, ни ценности.

На момент казни Иисус остался без учеников, которых просил молиться и поддержать Его, но не один! На месте казни «было много женщин, смотревших издали» Ев. От Матфея 26 гл. 55 ст.

Великий русский писатель Фёдор Достоевский, однажды увидел в картинной галерее германского города Базель картину «Мёртвый Христос в гробу» Ганса Гольбейна Младшего и был очень взволнован её реалистичностью, кажущейся бесповоротностью ужасающего сюжета.

В романе «Идиот» Достоевский устами князя Мышкина говорит: «Да от этой картины у иного вера может пропасть!». Каково же было любящим последовательницам Иисуса видеть обезображенным и мёртвым Того, Кто сказал о Себе: «Я есмь воскресение и Жизнь» …? Ев. Иоанна 11 гл. 25 ст.

Их любящие сердца разрывались от скорби и боли, поскольку они не находились возле Иисуса постоянно, возможно, не слышали Его обещания воскреснуть на третий день. Поэтому на рассвете женщины отправились ко гробу Иисуса, чтобы по традиции помазать Его тело благовониями.

мироносицы идут

Храня верность, они шли ко гробу Учителя, который не стал политическим вождём, не возглавил борьбу против римлян, как ожидали многие.

Его оставили даже ученики, а значит, никакая память о Нём и Его учении не сможет сохраниться в будущем.

Но женские сердца, исполненные верности и любви, способны вопреки всему нежно заботиться о тех, кого полюбили.

Именно такими были сердца Жён-мироносиц, движимые любовью они пришли… и увидели первыми пустую гробницу, Ангела, сообщившего им, что Христос воскрес, и самого Христа, встретившего их приветствием: «Мир вам!».

Бог всегда награждает за верность, смотрите! Женщины волновались, они присутствовали на казни, участвовали в захоронении Тела, не зная предстоящей радости воскресения, скорбели об ушедшем от них навсегда Учителе. И Он сам явился им, встретил и утешил их, показал им, что жизнь продолжается, что их надежда не погибла!

О чудо! Женщины бегут сообщить о ученикам, становятся своего рода апостолами для будущих апостолов. Но! Они не верят! Самым знаменитым неверующим становится Фома, о котором мы вспоминаем в первую неделю по Пасхе.

Однако божественное учение далеко от того, чтобы ссорить мужчин и женщин, чтобы в ущерб фактам превозносить одних и принижать других. Неспроста в этот день также почитается память святых и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, которые просили разрешения снять Тело Христа и захоронить его.

Иосиф для захоронения приобрёл новую гробницу, в которой и было положено Тело. Тщательность Божественного внимания да будет радостью для вас.

Тем более что тема жён-мироносиц не изжила себя, она продолжается и в современном искусстве. В 2013 году на концерте в День любви, семьи и верности прозвучала песня жены мироносицы в исполнении Кати Лель и Евгения Кунгурова.

Жены Мироносицы у гроба

«И таким образом, разрешив тех, которые от веков были связаны, Он возвратился назад – от смерти к жизни, проложив для нас путь к воскресению», – говорит прп. Иоанн Дамаскин. Это возвращение из среды мертвых, непостижимую тайну Воскресения Христова, икона «Жены Мироносицы у гроба» передает так же, как и Евангелие, т. е. показывает то, что видели находившиеся у гроба. Евангелие от Матфея, описывая Воскресение Христово, дает понять, что пришедшие ко гробу мироносицы были свидетельницами землетрясения, сошествия ангела, отвалившего камень от двери гроба, и ужаса стражи (см.: Мф. 28:1–4). Однако ни они, ни тем более стерегущие воины не были свидетелями самого Воскресения Христова. По Евангелию, сошедший ангел отвалил камень от двери гроба не для того, чтобы дать возможность воскресшему Господу выйти из него, как это нужно было при воскрешении Лазаря, «а, наоборот, чтобы показать, что Его уже нет во гробе (что гроб пуст. – Л. У.), “несть зде; возста бо” и чтобы дать ищущим “Иисуса распятаго” возможность своими глазами удостовериться в пустоте гроба, взглянув на место, “идеже лежа Господь”. Значит, воскресение уже совершилось раньше сошествия ангела, раньше, чем отвален был камень, – совершилось не доступное никакому взору и непостижимое». Согласно евангельскому повествованию на иконах изображается погребальная пещера, в которой находится пустой гроб с лежащими в нем пеленами. Около него стоит группа Жен Мироносиц, и на камне рядом сидят один или два ангела в белых одеждах, указывающих мироносицам на место, где лежало тело Иисуса. Композиция этой иконы обычно отличается простотой и, можно было бы сказать, обыденностью, если бы не крылатые фигуры ангелов в белоснежных одеждах, которые придают ей выражение суровой и спокойной торжественности. Как известно, евангелисты по-разному говорят как о количестве жен-мироносиц, так и о количестве ангелов.

Жены Мироносицы у Гроба Господня. Россия. XVI в. Кастел де Вийенборг (Нидерланды)

Поэтому в зависимости от евангельского повествования, на котором основывается композиция, меняется и число их на иконе. Эти различия отнюдь не являются противоречием. Отцы Церкви, как, например, свт. Григорий Нисский и свт. Григорий Палама, считают, что жены-мироносицы приходили ко гробу несколько раз и число их каждый раз было разным, что каждый из евангелистов говорит только об одном из этих посещений. В Евангелии от Луки число их вообще не указано. На этом основании на некоторых изображениях число жен доходит до пяти, шести и даже более. Но все же на большинстве изображений число их не выходит из рамок повествований Матфея и Марка, т. е. изображаются две жены по первому и три по второму из этих евангелистов. Ангелы также изображаются либо один – по Евангелиям от Матфея и Марка, либо два – по Евангелиям Луки и Иоанна: единаго у главы, и единаго у ногу, идеже бе лежало тело Иисусово (Ин. 20:12). Вообще, эта пасхальная икона, передавая свидетельство о совершившемся уже Воскресении, представляет собою точное воспроизведение евангельских повествований, вплоть до деталей: ризы едины лежащя и сударь, иже бе на главе Его, не с ризами лежащь, но особь свит на единем месте (Ин. 20:6–7). Этой деталью, на первый взгляд незначительной, подчеркивается вся непостижимость происшедшего события. Именно глядя на пелены, другий ученик <…> виде и верова (Ин. 20:8). Ибо то, что они остались в том виде, в каком облекали тело Погребенного, т. е. связанными, было непреложным свидетельством того, что заключавшееся в них тело не было унесено (см.: Мф. 28:13), но непостижимым образом покинуло их.

Воскресение Христово произошло утром после седьмого дня – субботы, т. е. в начале первого дня недели. Поэтому первый день недели и празднуется христианским миром как начало новой, воссиявшей из гроба жизни. У первых христиан этот день назывался не первым, а восьмым, «потому, что он есть первый в числе последующих за ним и восьмой в числе предшествующих ему – день из высоких высокий». Он служит не только воспоминанием дня, в который исторически произошло Воскресение Христово, но и началом и образом грядущей вечной жизни для обновленной твари, того, что Церковь называет восьмым днем творения. Ибо как первый день творения явился начатком дней во времени, так и день Воскресения Христова является начатком жизни вне времени, т. е. указанием на тайну будущего века, Царствия Духа Святаго, где Бог всяческая во всех (1 Кор. 15:28).

Преполовение Пятидесятницы. Новгород. XV в. Галерея Темпл. Лондон

Из книги Курс начинающего волшебника автора Гурангов Вадим

Из книги XX век. Хроника необъяснимого. Феномен за феноменом автора Прийма Алексей

МАМЕНЬКА КРИЧАЛА ИЗ ГРОБА Тамара Харченко проживает в Ростове-на-Дону в так называемой «старой», центральной части города - в одноэтажном многоквартирном доме-бараке.Ее показания были подтверждены рассказами других свидетелей происшедшего в ее квартире

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 14 автора Степанова Наталья Ивановна

Заговор от пьянства на крышке гроба Прокатывают бутылку с водкой по крышке гроба туда и обратно, произнося при этом:До тех пор, пока покойник С этого гроба не встанет, До той поры раб (имя) вина пить не станет. Только тогда, когда с этого гроба Покойный встанет, Тогда только

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 04 автора Степанова Наталья Ивановна

Снять проклятие, посланное у гроба Рвут в грозу крапиву, подвешивают ее на осину и так сушат. Потом высушенную крапиву заваривают и ополаскиваются отваром со словами: Лик Христов чудесный, Гром небесный, Меня простите, Проклятие раба Божьего (имя) снимите. Ключ, замок,

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 17 автора Степанова Наталья Ивановна

Что делать, если человек уснул, сидя у гроба Из рассказа Киреевой Д.

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 06 автора Степанова Наталья Ивановна

О взгляде покойника из гроба Если глаза мертвого чуть приоткрыты, то обычно про это говорят: покойник ищет себе попутчика.Бывает, что глаза покойного неожиданно открываются. Тот, кто поймал этот взгляд, долго не живет.Обычно покойному кладут на глаза пятаки, которые перед

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 07 автора Степанова Наталья Ивановна

Порча на крышку гроба Если при выносе покойника ваш враг возьмется за крышку гроба и прочитает особый заговор, то в течение года вы умрете. Избежать несчастья можно, если в то время, когда гроб с покойником еще стоит в доме, подойти к крышке гроба и сказать: На одном челне

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 09 автора Степанова Наталья Ивановна

Крышка гроба на голове человека (чем это опасно) Из

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Заговор от пьянства на крышке гроба Прокатывают бутылку с водкой по крышке гроба туда и обратно, произнося при этом:До тех пор пока покойник из этого гроба не встанет, до той поры раб Божий (имя) вина пить не станет. Только тогда, когда из этого гроба покойный встанет, тогда

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 34 автора Степанова Наталья Ивановна

Необдуманное слово, сказанное у гроба Как бы ни было тяжко, никогда не говорите у гроба такие слова: возьми меня с собой, я хочу к тебе и так далее, потому что после этого можно уйти вслед за покойником. В ваших письмах вы многое писали о подобном. Если в отчаянии кто-то или вы

Из книги Учения и наставления моей бабушки Евдокии автора Степанова Наталья Ивановна

Лечение от рака у гроба Берут за мизинец правой руки покойника и трижды говорят: От ногтя нет роду, От камня нет плоду. От мертвых губ нет молвы, У деревянного гроба – души. Так и у (такого-то) с этого часа, С этого раза, С моего слова-наказа Нет опухоли, нет боли, Нет гноя, нет

Из книги 1777 новых заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Клад из гроба Никогда не забуду случай, о котором рассказала одна прихожанка моей бабушки. Было это по осени. К нам постучала женщина с тремя малолетними детьми. Женщину эту звали Полина Филипповна, а ее детей – Саша, Паша и Игнатий. Одеты они были в старую, штопаную рвань, а

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Перстень из гроба Хочу рассказать вам один случай из практики моей бабушки. Рано или поздно я должна была заменить ее в нашем родовом ремесле. Поэтому с раннего детства бабушка требовала, чтобы я присутствовала на ее приемах больных. Причем я должна была не только сидеть и

Из книги Коды-ловушки для денег. Магия и привлечение автора Фад Роман Алексеевич

Из книги автора

Жёны русские Сразу вслед за данным отрывком идёт следующий отрывок: Жены руския въсплакашась, аркучи: «Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати». Он очень интересный, и сейчас вы поймёте

Из книги автора

От жадности жены Читается на убывающую луну. «Не чахнет над серебром, златом и медью, не выглядит жадной до денег ведьмой, встречает с улыбкой, накормит гостей, меня потом с лаской уложит в


05 мая 2013 года
опубликована в 2006 году

В христианском искусстве изображение самого непостижимого и главного момента евангельской истории — Воскресения Христова — обычно отсутствует. Это чудо недоступно человеческому пониманию — его не описывают святые евангелисты, о нем не говорят церковные песнопения. Обычно иконами ">

"> опубликована в 2006 году

В христианском искусстве изображение самого непостижимого и главного момента евангельской истории — Воскресения Христова — обычно отсутствует. Это чудо недоступно человеческому пониманию — его не описывают святые евангелисты, о нем не говорят церковные песнопения. Обычно иконами ">

Евангелие повествует, что на третий день после распятия жены купили ароматы и отправились помазать тело Христа. По иудейскому обычаю, перед погребением покойного заворачивали в длинную льняную ткань, а тело умащали благовониями. В случае спешных похорон (например, накануне субботы, а именно в это время погребали Спасителя) умершего клали завернутым в гробницу, и лишь по прошествии важных дней (субботы или иудейских праздников) вновь приходили к гробнице, чтобы полить жидкими ароматами погребальное ложе и завернутое в ткань тело усопшего [Синельников В., священник. Христос и образ первого века. М., 2003. С. 188-189.] . Именно по причине наступающей субботы тело Спасителя было погребено без соблюдения установленного обряда, и мироносицы по прошествии этого дня хотели исполнить все, как должно, но не нашли тела Господа. У гробницы их встретил ангел, возвестивший Воскресение.

">

Статья "К иконографии Воскресения Христова" впервые опубликована в 2006 году

В христианском искусстве изображение самого непостижимого и главного момента евангельской истории — Воскресения Христова — обычно отсутствует. Это чудо недоступно человеческому пониманию — его не описывают святые евангелисты, о нем не говорят церковные песнопения. Обычно иконами "Воскресения Христова" называли те, где изображалось сошествие во ад или явления Христа по Воскресении, а так же явление ангела мироносицам у Гроба Господня.

Евангелие повествует, что на третий день после распятия жены купили ароматы и отправились помазать тело Христа. По иудейскому обычаю, перед погребением покойного заворачивали в длинную льняную ткань, а тело умащали благовониями. В случае спешных похорон (например, накануне субботы, а именно в это время погребали Спасителя) умершего клали завернутым в гробницу, и лишь по прошествии важных дней (субботы или иудейских праздников) вновь приходили к гробнице, чтобы полить жидкими ароматами погребальное ложе и завернутое в ткань тело усопшего [Синельников В., священник. Христос и образ первого века. М., 2003. С. 188-189.] . Именно по причине наступающей субботы тело Спасителя было погребено без соблюдения установленного обряда, и мироносицы по прошествии этого дня хотели исполнить все, как должно, но не нашли тела Господа. У гробницы их встретил ангел, возвестивший Воскресение.

Евангельский сюжет "Жены-мироносицы у Гроба Господня" был чрезвычайно популярен во всех видах искусства — как в монументальной живописи (мозаика и фреска), так и в книжной миниатюре и прикладном искусстве. Популярность сюжета обусловлена его значением во всей евангельской истории — жены-мироносицы, нашедшие Гроб пустым, являются первыми свидетелями Христова Воскресения.

Победа над смертью и радость совершившемуся, которую благовествует ангел мироносицам, — вот что привлекало христианских мастеров и побуждало вновь изображать это событие.

Одним из древнейших памятников, в котором встречается сцена "Жены-мироносицы у Гроба Господня", является роспись стен дома 232 года в Дура-Европос (Северная Месопотамия), приспособленного под христианскую капеллу. Одна из комнат служила баптистерием. Иконографическая схема интересующей нас сцены довольно проста, изображение лишено деталей. Три женщины направляются к еще закрытому саркофагу, представленному весьма условно. Художник показал, скорее, шествие жен и цель их пути в виде еще закрытого гроба, чем свершившееся торжество Христа над плотью и смертью. Возможно, это иллюстрация на стих Евангелия от Матфея, предшествующего тому, в котором говорится о явлении ангела: "По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб" (Мф. 28: 1). В евангельских текстах указывается различное число женщин, отправившихся помазать тело Христа. Так, по тексту евангелия от Луки становится ясно, что их было более трех, в то время как им является не один, а два ангела (Лк. 24: 1-4). По тексту Евангелия от Иоанна ко Гробу пришла одна Мария Магдалина, ей также явились два ангела (Ин. 20: 1, 12). В росписях Дура-Европос ко Гробу идут три женщины. По всей видимости, художники следовали тексту Евангелия от Марка, где сказано: "По прошествии же субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его" (Мк. 16: 1). Головы мироносиц из Дура-Европос покрыты, сами жены одеты в длинные, спадающие складками одежды. Каждая из них несет дары в левой, согнутой в локте руке, что подчеркивает мотив шествия и приношения.

Вознесение Господне. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Бамбергский аворий; Римская Империя. Рим; IV в.; местонахождение: Германия. Мюнхен. Баварский национальный музей; 11.6 x 18.7 см.; материал: кость; техника: резьба по кости

На плакетке из слоновой кости, хранящейся в Мюнхене (так называемый Бамбергский аворий, ок. 400 г.), рассматриваемый нами сюжет располагается под сценой Вознесения. Три святые жены изображены в правом нижнем углу, перед храмом Гроба Господня, стоящего на груде камней, на которой восседает ангел в виде юноши без крыльев. Двери храма закрыты. В целом здание восходит к античным образцам — можно без труда установить его связь с римскими мавзолеями, архитектура которых повлияла на христианские центрические храмы и мемориальные постройки. По сторонам от храма стоят двое стражей. Один из них спит, опершись на карниз храма, его лица не видно, у другого стража в характерной римской одежде в левой руке - копье, напоминающее о прободении ребра Спасителя после распятия. На заднем плане за храмом изображено дерево, на толстых ветвях которого сидят и клюют плоды две птицы. Для передачи диалога между ангелом и мироносицами мастер Бамбергского авория прибегнул к античному жесту речи (поднятая рука с двумя прямыми пальцами).

Мироносицы у Гроба Господня. Ампула Монцы. VI в.

Изображение жен-мироносиц зачастую располагается вместе не только с Вознесением, но и другими сюжетами, иллюстрирующими последние события в земной жизни Христа. Так, например, оно соседствует с другими евангельскими сценами на ампуле Монцы (VI в.) и на оборотной стороне расписной крышки реликвария из Санкта Санкториум (VI в., Ватикан).

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Фрагмент реликвария из капеллы Санкта-Санкторум. Ок. 600 г. (Музей Ватикана)

В обоих памятниках мироносицы стоят не перед пещерой, где, по тексту Евангелия, Иосиф Аримафейский положил тело Иисуса, — место погребения Спасителя показано на крышке в виде ротонды, а на ампуле Монцы — в виде прямоугольного храма с колоннами и шатровым покрытием, увенчанным крестом. Архитектура ротонды, изображенной на реликварии, сложная — в барабане условно показан ряд окон, а внутренняя поверхность купола украшена звездами. Под ним располагается многоугольная гробница с остроконечной крышей и богатой мраморной облицовкой. Мироносицы и ангел изображены с нимбами, а одна из жен — в одежде Пресвятой Богородицы. Голову Ее покрывает темного цвета мафорий, на лбу и плечах изображены звездочки, символизирующие непорочное зачатие, непорочное рождение Сына и непорочность по Его рождении. Включение Богородицы в сцену у Гроба Господня обусловлено церковным преданием, которое отразилось, прежде всего, в богослужебных текстах. Так, в одном из главных пасхальных песнопений говорится об обращении благовестника Воскресения именно к Богоматери: "Ангел вопияше Благодатней: чистая Дева, радуйся. И паки реку радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от гроба…". Присутствие Девы Марии у покинутого Господом Гроба встречается и в некоторых других памятниках, в том числе весьма поздних.

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Фрагмент Миланского диптиха , V век

В Миланском диптихе, который, по-видимому, представлял собой оклад синодика, рассматриваемая сцена включена в более обширный цикл, повествующий о конечных событиях евангельской истории. Весь диптих — это последовательный рассказ о событиях Страстной седмицы на одной створке и о явлениях Воскресшего Господа на второй. На первой части диптиха изображено "Омовение ног ученикам", "Предательство Иуды", "Взятие под стражу", "Возвращение Иудой тридцати серебряников", повесившийся на дереве Иуда и, наконец, закрытый Гроб Господень, который стерегут четверо римских стражей в шлемах, со щитами и копьями. Эта спокойная и не повествовательная сцена получает дальнейшее развитие на второй части диптиха. Вверху изображен открытый Гроб (показан в виде поставленных друг на друга двух цилиндрических объемов), из-за него выглядывает римский страж, второй стражник, убегая, в страхе оглядывается назад. Перед гробницей — сидящий на камне ангел с нимбом, обращающийся к двум мироносицам с помощью того же жеста, что и на Бамбергском авории. Ниже располагается "Явление Христа женам-мироносицам". Завершает вторую часть диптиха сцена "Уверение Фомы".

Диптих Тривульчи. Слоновая кость. Конец IV в.

Среди ранних памятников также следует отметить так называемый диптих Тривульчи из Мюнхена (конец IV в.). Поле плакетки разделено горизонтальной орнаментальной рамой. Изображенная вверху гробница представляет собою ротонду с куполом на прямоугольном основании, над ней ангел и вол — символы евангелистов Матфея и Луки, в середине, перед гробницей, — стражи. На первый взгляд кажется, что воины уснули, но их позы слишком неестественны для сна — один из них припал на правое колено, не опираясь на копье, и, кажется, вот-вот упадет, у другого за спиной развевается плащ, но никакого движения в этом не чувствуется — время будто остановилось, застыло. В Евангелии об этом сказано: "Стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые" (Мф. 28: 4). Внизу возле приоткрытой двустворчатой двери на камне сидит ангел, показанный, как и на Бамбергском авории, в виде юноши без нимба и крыльев. Две мироносицы изображены не идущими ко Гробу и не беседующими с ангелом, но припадающими к ногам посланника Божия. Благодаря этому композиция динамична. За спиной одного из стражников, на фоне храма Гроба Спасителя изображено ветвистое дерево с плодами. В этом памятнике Воскресение Христово по смыслу связано с воскрешением Лазаря, которое изображено в верхних филенках дверей храма Гроба Господня. По преданию, Христос воскресил Лазаря в конце своего земного служения, перед входом в Иерусалим, с которого начинаются события Страстной недели.

Мироносицы у Гроба Господня. Плакетка из слоновой кости. Аворий IV-V вв. Британский музей, Лондон.

К ранним памятникам IV века относится также плакетка, хранящаяся в Британском музее. Гробница изображена уже как покинутая Спасителем — одна дверная створка открыта, из-за неоткрытой створки, украшенной львиной головой с кольцом в зубах, виднеется саркофаг. Видимо, святые жены еще не знают о свершившемся — их мягко склоненные головы и руки у лица, напоминающие жесты плакальщиц, передают чувство печали. Следовательно, здесь художник также, как и в Дура-Европос, показал сам факт прихода женщин ко Гробу, но не получение ими вести от ангела. Однако зритель уже знает, что Христос воскрес — он видит приоткрытые двери.

Мироносицы у Гроба Господня. Мозаика. Церковь св. Аполлинария, Равенна, Италия. VI в.

В мозаике церкви Сан Аполлинаре Нуово в Равенне (VI в.), отличающейся лаконичностью и отсутствием деталей, постановка фигур почти фронтальна, обе мироносицы показаны одинаково, акцент сделан на их больших выразительных глазах. Ангел, сидящий на камне, держит в руках жезл. Гроб Господень изображен вновь в виде ротонды, что соответствовало историческим реалиям того времени, — над местом погребения Христа действительно находился центрический храм, не сохранившийся до наших дней. Изображенный в этой мозаике круглый в плане храм имеет купол, поддерживаемый коринфскими колоннами, и круглую базу. Вход в него открыт.

Конечно, присутствующий на различных памятниках центрический храм не являлся точным изображением храма на месте пещеры, в которой был погребен Иисус. Ротонды в рассматриваемых сценах лишь обозначали место действия и апеллировали к известнейшему паломническому храму — об этом свидетельствует многообразие его форм в различных памятниках. В связи с анализом иконографии сцены "Явление ангела мироносицам" вопроса об архитектуре храма Гроба Господня касался в своей монографии Н.В.Покровский. Этой же теме целиком была посвящена книга Н.Д.Протасова "Материалы для иконографии Воскресения Спасителя: Изображения святого Гроба". В ней он критикует существовавшее в науке мнение, что фигурирующий в Бамбергском авории святой Гроб соответствует описанному у Евсевия и что мастер был в базилике Константина и принял вид храма Гроба Господня "с натуры". По одному из предположений, плакетка была выполнена в Иерусалиме по заказу императрицы Елены кем-либо из придворных художников, посланных в Святую Землю для работы в строившейся базилике [Протасов Н. Д. Материалы для иконографии Воскресения Спасителя: Изображения святого Гроба. Сергиев Посад, 1913. С. 17-18. ]. Н.Д.Протасов, свою очередь, считал описание Евсевия неточным. Изображавшийся на различных памятниках храм Гроба Господня состоял из двух частей: нижнего куба из тесаных камней и верхней ротондообразной постройки с куполом. Ротонда, изображенная на Бамбергской пластине, богато украшена архитектурными обломами, медальонами и ее верхняя часть заключена в аркаду из 12 попарно собранных колонн. Таким образом, ни со стороны архитектонической, ни со стороны декоративной, памятник не соответствует описанному у Евсевия, который не упоминает его двухэтажность и обильное оформление. Протасов склоняется к тому, что мастер бамбергского памятника не стремился к точности и натурности, его задача состояла в изображении Воскресения Христова и обозначения в качестве места действия Гроба Господня, узнаваемого в общих чертах. Аналогичные изображения Гроба дают также костяная пластина из Британского музея (IV в.) и диптих Тривульчи. Они основываются на античных образцах, архитектуре греческих и римских мемориальных построек.

Совсем иной тип изображений Святого Гроба по форме и стилю встречается на ампулах Монцы. Они изготавливались непосредственно в Иерусалиме и лишены античной основы.

Поскольку техника их изготовления примитивна, изображения условны, лишены заднего плана и деталей, то о копировании художниками внешнего облика сооружения говорить не следует. Архитектура Гроба на ампулах имеет различные варианты, но в целом сводится к тому, что сооружение представляло собой близкий к квадрату прямоугольник с треугольным фронтоном, который венчает крест. Иногда оно имело античные колонны с базами и капителями, иногда вход в Гробницу был показан в виде двустворчатых дверей с решеткой. В воспоминаниях паломников в Святую Землю, которые изучал Н. Д. Протасов, встречаются упоминания о том, что святое место Гроба было защищено решеткой — внутренней (cancelli interios) и внешней (cancelli exteriors) [Протасов Н. Д. Материалы для иконографии Воскресения Спасителя. С. 25. ]. Видимо, внутренняя решетка находилась при входе в храм Гроба Господня, а внешняя окружала его, сдерживая паломников.

Точно установить на основе воспоминаний паломников того времени и памятников искусства облик храма Гроба Господня невозможно, это требует серьезного археологического исследования, сведения воедино различной информации и ее критического анализа. Нашей задачей является указать на многообразие его изображений в связи с рассмотрением евангельской сцены "Жены-мироносицы у Гроба".

В книжной иллюстрации наиболее ранний пример иконографии Воскресения содержит не принадлежавшая константинопольскому мастеру рукопись на сирийском языке, известная под названием Евангелие Рабулы (586 г.).

Распятие. Жены мироносицы у Гроба Господня. Кодекс Рабулы 586 г.

Миниатюра расположена под многофигурным детализированным Распятием. Весь фон миниатюры покрывают пальмы, означающие, вероятно, сад Иосифа Аримафейского. В центре композиции — ротонда с античными колоннами и вычурным куполом. Из ее полуоткрытых внутрь дверей сияют три пучка света, поражающие стражников, двое из которых лежат на земле, а другой падает. Слева от Гробницы сидит на неком прямоугольном низком постаменте ангел с золотым нимбом, с крыльями, в светло-голубой тунике. Одна из святых жен с нимбом, держит в руках фляжку, наполненную ароматами, другая (без нимба) держит сосуд в виде лампады, в которой горит огонь. Справа от Гробницы две жены припадают к ногам явившегося им по Воскресении Христа. Н. В. Покровский предполагает, что первая из жен, отмеченная нимбом, сходна с Богоматерью в сцене "Распятие", и, по всей видимости, Ею и является [Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 486. ]. Отметим также, что мироносица с нимбом выделена в масштабе — ее фигура больше и выше, чем фигура второй святой жены. Подобное изображение уже встречалось нам в росписи крышки реликвария из Санкта Санкториум.

Жёны-Мироносицы у Гроба. Миниатюра. Хлудовская Псалтирь (Москва, ГИМ). Изображение царя Давида, пророчествующего о Воскресении Христа, относится к Пс. 43, 23: "Восстань, что спишь, Господи? Пробудись, не отринь навсегда". Сцена "Мироносицы у гроба" относится к 24 стиху того же Псалма: "Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости твоей". Византия (Константинополь?). 840-50-е гг.

Интересный вариант сцены представлен в постиконоборческой рукописи — Хлудовской псалтири (IХ в.) На листе с текстом 43-го псалма изображена гробница в виде небольшой ротонды, слева от которой представлен ветхозаветный царь и пророк Давид, а справа — две плачущие святые жены. Это является иллюстрацией на 24-й стих псалма — "Восстани, вскую спиши Господи, воскресни и не отрини до конца". На этом же листе рядом с текстом 27-го стиха ("Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имени ради Твоего") еще раз изображается гробница, рядом с которой стоят мироносицы [См.: Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской псалтири. М., 1977. ]. Эти сцены иллюстрируют лишь ожидание Воскресения, жены еще не знают о нем, фигура ангела-благовестителя отсутствует. По смыслу эта трактовка близка к характеру предпасхального богослужения православной церкви в Великую субботу.

Интерес к диалогу персонажей в рассмотренных памятниках обусловлен его значением — Божий посланник впервые благовествует Воскресение мироносицам, посылая их с этой радостной вестью к апостолам и всем людям. В Пармском Евангелии из Палатинской библиотеки (конец ХI в., Palat. 5) [Лазарев В. Н. История Византийской живописи. Т. 2. Ил. 246. ] лист разбит орнаментальной рамой на четыре ячейки, в которых располагаются "Оплакивание" ("Положение во Гроб"), "Явление ангела женам-мироносицам", "Вознесение" и "Сошествие Святого Духа на апостолов". Интересно отметить, что ангел сидит на большом мраморном, сидя по показу фактуры, прямоугольном сидении, указывая не на пелены Христа, виднеющиеся в пещере, а на маленькие фигурки попранных воинов. Эта небольшая деталь дает иной смысловой акцент.

Иконографически близка Пармской рукописи миниатюра из синаксаря Захария Валашского (первая четверть XI в., Институт рукописей в Тбилиси), где показан не храм Гроба Господня, а пещера. Ангел сидит на высоком прямоугольном сидении, показанном в обратной перспективе, он обращается к женам, одна из которых смотрит на свою спутницу.

Мироносицы у Гроба Господня. Оклад. Византия, XII в. Лувр, Париж.

Интересным памятником является византийский металлический оклад реликвария, хранящийся в Лувре и датирующийся ХII веком. Фигура ангела с нимбом вписана в силуэт горы, в которой находится пещера, он указывает правой рукой на погребальные пелены. В левой руке он держит жезл. В целом поза ангела, широкий его размах его крыльев и жест будут по-своему повторены в Кинцвиси и Милешево, с той разницей, что жезл ангела будет находиться в правой руке, поскольку левой он будет указывать на пелены в прямоугольной Гробнице с двускатной крышей. На окладе две святые жены стоят слева от вестника Воскресения. Изображения упавших у входа стражей повреждены и сохранились в плохом состоянии. Сцена сопровождена многочисленными греческими надписями — цитатами из Евангелия и Октоиха, располагающихся в раме, а также над головами ангела и мироносиц, над пеленами и над поверженными воинами. Надпись, располагающаяся над ангелом, является 6-м стихом из 28-й главы Евангелия от Матфея: "Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Придите, посмотрите место, где лежал Господь".

Псалтирь королевы Мелисенды: Воскресение и Явление Архангела Свв. женам-мироносицам. Иерусалим, 1131-43 гг.

Похожая иконографическая схема прочно утверждается и в миниатюре. Она встречается в псалтири королевы Мелисенды (1135-1139, Британский музей) [The glory of Byzantium: Art and culture of the Middle Byzantine Era. A. D. 843-1261. Edited by Helen C. Evans and William D. Wixon. New York, 1997. P. 279. ], в Евангелии 1059 года из монастыря Дионисиат на Афоне (Cod. 587m., fol. 167v) [The treasures of Mount Athos: Illuminated manuscripts. Vol. 1. Athos, 1974. Il. 274. ].

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Миниатюра из Евангелия и Апостола. XI в. (Ath. Dionys. 587m. Fol. 113v)

В этой же рукописи сюжет встречается еще дважды. В инициал "О" (fol. 113v) вписаны две жены у Гробницы, но их не встречает ангел. В скале видно отверстие пещеры и край саркофага. Возможно, фигурка ангела в инициал просто не помещалась. Тем не менее, это интересный иконографический вариант, равно как и другой из этого же Евангелия — Мария Магдалина беседует у места погребения Господня с двумя ангелами, сидящими на некотором расстоянии друг от друга (fol. 171v). Это сюжет встречается также в зените свода собора Сан Марко в Венеции между куполами с "Вознесением" и "Сошествием Святого Духа".

Итак, в рассмотренных выше памятниках, датируемых после Х века, изображается не ротонда Гроба Господня, а пещера, в которую, по тексту Евангелия, Иосиф Аримафейский положил тело Спасителя.

Возможно, на изменения в иконографии сцены повлияло несколько факторов. Это можно связать с перестройкой Эдикулы после ее разрушения в 1009 году — Гроб Господень больше не будет изображаться в антикизирующих архитектурных формах. Уходят из привычной для ранних памятников иконографической схемы раннехристианские символы — деревья с птицами, виноградные лозы.

Мироносицы у Гроба Господня. Явления Христа мироносицам. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, Псков. 1140-е гг.

1130-1140 годами датируется хорошо сохранившийся до наших дней фресковый ансамбль Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. Рассматриваемая нами сцена располагается на восточной стене северного рукава подкупольного креста. Фрески северного рукава креста посвящены Христовым страстям. В верхнем регистре в люнетах здесь располагаются сцены "Распятие" и "Оплакивание", доминирующие над остальными росписями. Масштабное "Сошествие во ад" располагается над "Женами-мироносицами у Гроба Господня". В единое пространство художник помещает две сцены — "Явление ангела у Гроба" и "Явление воскресшего Христа". Первая композиция схожа во многом с рассмотренным выше окладом из Лувра. Фигура ангела, сидящего на высоком почти квадратном камне (верх, служащий сидением, не показан, как это будет в Милешево), возвышается над двумя мироносицами, в левой руке он держит жезл, правой указывает на пелены в высоком прямоугольном Гробе (они показаны условно, плат с головы — отдельно от плащаницы) [В Евангелии от Иоанна сказано: "Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый в другом месте" (Ин. 20, 6-7). ]. Голова его чуть наклонена в сторону жен, изображенных без нимбов.

Жены-Мироносицы у Гроба Господня. Кинцвиси, около 1207.

В XIII веке этот сюжет встречается в ансамбле росписи грузинского монастыря Кинцвиси (первая половина века) и в знаменитых росписях Милешево (датируются временем до 1228 г.). В первом памятнике стиль фресок более восторженный и эмоциональный, в Милешево же композиция носит уравновешенный и величественно-спокойный характер. Оба этих настроения по-разному передают евангельскую радость Воскресения.

Фреска церкви Вознесения в монастыре Милешево, Сербия. До 1228 г.

Для восприятия фресок Милешева оказывает решающее значение их огромный размер. Самое удивительное в них то, что фигуры жен-мироносиц показаны меньшими по сравнению с ангелом, который выступает как главное действующее лицо. Эта тенденция наметилась еще в Луврском окладе, где внимание привлекает порывистый взмах крыльев ангела. Ангел в Милешево обращается не к мироносицам, а к зрителю — на восприятие фрески извне рассчитаны взгляд ангела и его указующий на пелены жест. Интересно отметить, что в рассмотренных выше памятниках мастера по-разному показывали взгляд ангела. Так, в псалтири королевы Мелисенды ангел глядит поверх голов мироносиц, мимо них, в даль. А в серебряной иконке из Тбилиси ангел смотрит на жен сверху.

Пелены на милешевской фреске показаны иначе, чем в Спасо-Преображенском соборе. Здесь нет разделения на плат и собственно пелены. Белая плащаница из тонкой ткани изображена закрученной по спирали. Мироносицы выглядят испуганными — стоят несколько поодаль, одна прячется за спину другой. Стоящая ближе к ангелу, сидящему на большом прямоугольном мраморном сидении, порывистым жестом придерживает свои одежды. Эта реалистическая деталь очень интересна, так же как и другая — в левой руке Мария держит сосуд с ручкой, в котором были приготовленные ароматы. Поверженные воины изображены ниже всей сцены, как бы в другом регистре росписи. Ангел показан с прекрасным румяным ликом, аккуратно уложенными и перевязанными волосами. Особый динамизм фреске предает большой размах его крыльев. В торжественном и в то же время спокойном настроении передается величие свершившегося события, о котором ангел в белоснежных одеждах спешит поведать находящимся в храме Вознесения в Милешево.

Начиная с оклада Евангелия в Лувре и в дальнейших памятниках (фрески Мирожа, Кинцвиси и Милешево) прослеживается единая общая иконографическая схема данного сюжета.

Мастера акцентировали внимание прежде всего на Божием посланнике, увеличивая его в размерах, и его жесте, указующем в этих памятниках не на храм Гроба Господня, не на пещеру (кроме оклада), а на погребальные пелены Христа,

что служит прямой иллюстрацией на слова ангела: "С мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь…"

Различные иконографические варианты данной сцены будут встречаться позже в русском искусстве. Как уже было отмечено, сюжет был не менее популярен, и представлен как в иконописи, так и в монументальной живописи, интересным образцом которой является фреска церкви на Волотовом поле в Новгороде. Вероятно, в связи с тем, что ранних икон, как византийских, так и русских, сохранилось не много, данный сюжет встречается часто в более поздних образцах, особенно в относящихся к XV-XVI векам. Школе Андрея Рублёва приписывают икону, ныне находящуюся в Троице-Сергиевой лавре, датируемую 1425-1427 годов.

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона праздничного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Ок. 1425 г.

В связи с развитием на Руси высокого иконостаса, иконы "Жены-мироносицы у Гроба" включались в развернутые праздничные чины, как, к примеру, икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497 г., Русский музей).

Жены-Мироносицы у Гроба Господня. Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря. Икона. 1497 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Фото Ксении Прониной

Интересной с точки зрения иконографии является икона, хранящаяся в Третьяковской галерее (середина XV в.) — на ней изображено явление мироносицам двух ангелов, один из которых, следуя тексту Евангелия, сидит у изголовья гробницы, а второй, со свитком в руках, — в ногах. В XVI веке рассматриваемая нами сцена встречается в виде клейма на масштабных иконах по размеру Спасителя.

Жены мироносицы у Гроба Господня. Русская икона начала XVI века. Государственная Третьяковская Галерея.

Жены-мироносицы у гроба Господня; Россия. Москва; XVI в.; мастер: Макарьевская мастерская; Государственная Третьяковская галерея;

Такие клейма есть на иконе "Преображение" из церкви Покровского монастыря в Суздале (первая половина XVI в., Русский музей), на иконе середины XVI века, хранящейся в Государственной Третьяковской галерее, под названием "Смоленский Спас" (в привычной сцене "Явления ангела мироносицам" появляется изображение Христа, как бы стоящего позади горок) и на иконе "Спас на престоле" Симеона Спиридонова-Холмогорца (1670-е - 1680-е гг., Русский музей).

Спас на престоле. Семён Спиридонов Холмогорец. Ок. 1682 г. Ярославль.

Многообразие рассмотренных выше памятников свидетельствует о популярности евангельского сюжета о женах-мироносицах. Его распространению во многом способствовало паломничество к Святому Гробу, а так же то, что он нес христианам великую радость Воскресения Христова. Эта тема стала излюбленной в православном искусстве, особенно на Руси.

В монументальной живописи, в других видах искусства, рассматриваемая нами сцена обычно располагалась после страстного цикла, знаменуя радость Воскресения, за нею следовали явления Христа по Воскресении мироносицам, иногда объединявшиеся в единое изобразительное пространство с "Явлением ангела у Гроба". В развернутых циклах следом могло идти "Уверение Фомы" и "Вознесение".

Иконографическая схема сцены "Жены-мироносицы у Гроба Господня" складывалась на композиционной и смысловой доминанте места, где был погребен Спаситель. Художники обозначали это место в ранних памятниках в виде храма Гроба Господня (античной ротонды на плакетках из кости, в книжной миниатюре и мозаике или прямоугольника с колоннами и фронтоном, как на ампулах Монцы). Начиная с Х-ХI веков, обращаясь в качестве источника к Евангелию, художники изображают пещеру с пеленами, на которые указывает ангел.

Иные образцы демонстрировали древнерусские памятники. Задачей художников было рассказать о Воскресении, ее решали по-разному.

Чаще всего акцент ставился на передачу диалога между Божиим посланником — ангелом, которого изображали в ранних памятниках в виде юноши без крыльев, и пришедшими женам.

Во всех рассмотренных выше памятниках (кроме афонского Евангелия, gr. 587) мироносиц приветствует один ангел, по тексту же Евангелия — ангелов двое, один из которых сидит у изголовья, а другой в ногах. Фигура ангела могла быть увеличена в размерах по сравнению с фигурами святых жен и воинами (Луврский оклад, фрески Мирожского монастыря и Милешева). Рассмотренная фреска Милешева уникальна тем, что вызывает на диалог зрителя, к которому Белый ангел, как называют его в Сербии, обращается.

Сцена "Жены-мироносицы у Гроба" имела как простую схему (Миланский оклад), так и более сложную, многофигурную, когда помимо святых жен изображались воины, количество которых могло быть различным — от двух до четырех. Воины могли не изображаться вообще, но чаще художники помещали маленькие фигурки стражей в правом углу (Луврский оклад) или ниже, как в Милешевском памятнике.

Что же касается количества изображаемых святых жен, то следует отметить, что для христианских художников это не имело принципиального значения. Конечно, они использовали при изображении тот или иной источник, но им важно было показать свершившееся событие, напоминая о Воскресении Христа, а жены независимо от их количества выступали как его свидетели, принесшие эту весть всему миру.

Жены мироносицы у гроба Господнего. Фреска церкви Николы Мокрого в Ярославле. 1673. (предположительно стенопись была выполнена известным поволжским мастером Гурием Никитиным "со товарищами")

Особый интерес представляют случаи, когда среди мироносиц изображается Пресвятая Богородица или когда у Гроба изображается лишь одна Мария Магдалина.

Явление Христа Марии Магдалине. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в.

Воскресение Христа является центральным моментом евангельской истории, радостным событием исполнения пророчеств и предзнаменований. Словно в качестве подтверждения происшедшего, "Явление ангела женам" дополнялось в памятниках сценами явления Христа женам или ученикам и Его Вознесением.

Похожие публикации