Почему на Пасху говорят "Христос воскрес?". Девять вещей, которые нужно знать о воскресении христа

Мы прощены, мы спасены и ис­куплены — Христос воскресе! В этих двух словах все сказано. На них основана наша вера, наша надежда, любовь, христианская жизнь, вся наша премудрость, просвещение, Святая Церковь, сер­дечная молитва и вся наша будущность. Двумя этими словами унич­тожены все бедствия человеческие, смерть, зло и дарованы жизнь, блаженство и свобода! Какая чудодейственная сила! Можно ли ус­тать повторять: Христос воскресе! Может ли надоесть нам слушать: Христос воскресе!

Но все ли мы понимаем истинное значение этих двух слов: Христос воскресе! Что значит: Христос воскресе? Ведь Христос вос­крес не сегодня, не вчера, а много, много веков тому назад. Кто же в наше время может сомневаться, что Христос действительно вос­крес на третий день по смерти? Никто! А потому, что же мы свиде­тельствуем, отвечая на привет «Христос воскресе!» словами «Воис­тину воскресе»? Свидетельствуем ли мы только нашу веру или еще другое?

Христиане должны участвовать в самом . «Аще же Христос не воста, суетна вера наша» (1 Кор. 15,17), — го­ворит святой апостол, и, следовательно, мы празднуем величайший христианский праздник — всех праздников праздник, ибо на Вос­кресении Христовом основано само христианство. Но должно ли состоять это празднование лишь в соблюдении церковного устава и в одном нашем присутствии в храмах? Где же внутренний, духов­ный смысл праздника? Одно воспоминание о великом мировом со­бытии, Воскресении Христовом, может ли принести нам спасение? Нет, христиане должны участвовать в самом Воскресении Христа! Как участвовать? Таинством покаяния и причащения Святаго Тела и животворящей Крови Спасителя, дабы соединиться с Ним — вос­кресшим Искупителем. В дни Великого поста, в дни покаяния, очи­щения и возрождения мы должны обновить свои сердца, дабы вос­крес в них Христос. Поэтому, кто не участвовал в самом Воскресении Христовом, тот не разумеет и не вмещает в себя ис­тинное значение этих слов «Христос воскресе!» и ответа «Воистину воскресе!»

Воскресение Христа в нас, в наших сердцах доказывается также не одним ответом «Воистину воскресе!» Оно подтверждается радо­стью о Господе и доказывается любовию ко Христу. Кто любит, тот понимает любовь Божию и не сомневается в ней. Но вспомните, возлюбленные братья и сестры, нашу недавнюю исповедь, как вы каялись в том, что иногда ропщете на Бога, сомневаясь в Его мило­сердии, как вы обвиняли Господа в своих незаслуженных скорбях и непосильных страданиях, даже в нежелании услышать ваши молит­вы! Вспомните, как, живя в грехе, вы были склонны считать Госпо­да немилосердным, глухим и слепым к вашим горю и нуждам! Но теперь, воссоединившись со Христом, сознали ли вы, что Он — Бог Любви, Бог милующий, а не наказующий? Если вы действительно сознали эту истину, то, несомненно, поняли Бога в Его помышле­нии, полюбили Господа от чистого сердца, Христос воскрес в вас, и можете теперь сознательно ответить на радостный привет христи­анский «Христос воскресе!» — словами «Воистину воскресе!» Аминь.

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Приближается важный и любимый многими праздник — Пасха. Традиции и обычаи этого дня хорошо известны всем, ведь Пасху ждут и религиозные люди, и те, кому просто нравится атрибутика этого праздника. И, конечно, все мы хорошо знакомы с таким пасхальным обычаем, как пасхальное приветствие или христосование.

Обычай заключается в том, чтобы приветствовать друг друга с первого дня Пасхи и до Вознесения Господня (или только в день Пасхи) радостным возгласом «Христос воскрес!» и отвечать «Воистину воскрес!».

Однако кто-то говорит: «Христос воскрес!», а кто-то — «Христос воскресе!». Откуда взялась форма воскресе и как говорить правильно?

Не новость, что грамматическая система современного русского языка не всегда была такой, как сегодня. Помните, как морщились в школе, изучая видовременные формы английского глагола, его бесконечные сложные времена? Сложно — у нас ведь такого нет. Еще как есть! Вернее, было, и не меньше. Вместо тысячи слов — схема глагольных форм древнерусского языка.

Нажмите для увеличения

Например, существовали четыре формы прошедшего времени: перфект, имперфект, плюсквамперфект и аорист.

Языковая система претерпела ряд сложных, фундаментальных изменений, результатом которых стал язык в современном его состоянии. Сохранил древние формы только церковнославянский язык, поскольку он был и остается языком богослужения. Будучи мертвым, он, соответственно, не является разговорным, то есть не развивается и не меняется, но используется (подобно латыни) в церковной книжно-письменной сфере, в гимнографии и ежедневном богослужении в некоторых православных церквях.

Воскресе — это и есть старославянская и церковнославянская форма глагола воскрес ; слово воскресе стоит в форме аориста. Ао́рист (др.-греч. ἀ-όριστος — «не имеющий (точных) границ» от др.-греч. ἀ- «не-» или «без-» + др.-греч. ὁρίζω — устанавливать границу) — временная форма глагола, обозначающая законченное (однократное, мгновенное, воспринимаемое как неделимое) действие, совершённое в прошлом.

Таким образом, сочетания Христос воскрес и Христос воскресе не являются взаимоисключающими: один вариант церковнославянский, стоящий в отсутствующей в современном русском языке временной форме — Христос воскресе . Второй вариант — Христос воскрес — современный. Оба варианта — правильные .

Не имеет значения, какой из вариантов вы предпочитаете: главное — слушать и слышать друг друга, а еще поздравлять с праздником искренне, от всего сердца.

Славянский народ издавна славился наличием многочисленных традиций, которые строго соблюдались и передавались от поколения к поколению.

Но с приходом советской власти христианство, подобно любой религии, стало вне закона. Людей, исповедующих веру в Иисуса Христа, строго наказывали, увольняли с работы, ссылали в места со сложным климатом, и даже расстреливали. За это время многие традиции были утрачены, частично или полностью забыты. Впрочем, сегодня интерес людей к давним традициям постепенно восстанавливается. Все больше людей начинают соблюдать церковные традиции, интересуются давними традициями древних славян. Но остается большая проблема в понимании некоторых церковных правил и канонов. Все, что религиозные предки строго соблюдали, четко понимая смысл и последствия своих действий, сегодня считается сводом непонятных правил, выполняемых по привычке. Хотя знать традиции и обряды своего народа необычайно важно, единственным путем к познанию своих истоков является искренняя вера и любовь к Господу.

Пасха является одной из главных основ для возрождения первоочередных церковных традиций. Существует множество церковных обрядов, осуществляющихся церковнослужителями и верующими людьми ежегодно много столетий. Одной из главных традиций является приветствие братьев и сестер по вере в храме при наступлении Пасхи, возвещающей воскресение Иисуса Христа.

Как общаться на богослужении в церкви

Сегодня осталось немного мест, где люди могут проявить свое благочестие. Церковная служба выступает самым подходящим местом для выражения этого качества. Искренне верующий человек приходит в храм с безусловной верой в Бога и соответствующим настроем заряжаться Его благословением. Священнослужители всегда готовы помочь людям, желающим сделать свои отношения с Богом более близкими. Они проявляют активное участие, даже если человеку предстоит душевное перерождение. Даже люди, недавно приобщившиеся к христианству, посещая храм, ощущают себя в кругу близких по духу людей. Но при этом они могут не полностью понимать церковный этикет и главные обычаи. Поэтому изучать давние традиции необычайно важно.

Особенности молитвы в церкви

После прихода в церковь не стоит сразу приступать к молитве. Это место пронизано необычной атмосферой, позволяющей человеку найти душевное умиротворение, забыть о проблемах и быте, настроиться на общение с Господом. Лучше просто некоторое время постоять, изучая иконы, поразмышлять на темы и жизни и великих деяниях Иисуса Христа, приобрести необъяснимое вдохновение. В этот момент в душе обязательно появятся слова, обращенные к Богу. При этом такие слова могут литься сами собой, приводя к душевному спокойствию и очищению. Не стоит отводить на молитву определенное время. В церкви нужно забыть о времени и полностью наслаждаться близостью к Господу.

Следует придерживаться существующего церковного этикета. Эти несложные правила направлены не на соблюдение непонятных традиций, а на дружеские, братские взаимоотношения с другими верующими. Находясь в церкви, нельзя своими действиями, отвлекать других людей от молитвы или покаяния. Если к одной из икон выстроилась очередь, не нужно рваться вперед или стараться пробиться раньше впередистоящего. Нужно следовать за потоком людей, размышляя о своих взаимоотношениях с Богом, обдумывать правильность поступков. Время пройдет незаметно и очередь сама приведет к выбранной иконе.

В церквях постоянно проводят богослужения, и многие верующие активно принимают в них участие. В процессе таких богослужений можно получить внутреннее наполнение, почувствовать спокойствие и радость. Богослужения в православных церквях позволяют прикоснуться к невидимой таинственной связи печали и радости, внутренних и мирских началам, мира живых и мертвых.

Придя на богослужения можно участвовать в коллективной молитве или молиться самостоятельно. Желательно пробыть в церкви до конца богослужения. На Пасху в такие места собирается огромное количество людей, поэтому можно присоединиться к общему прославлению, обратиться к Господу с заветными желаниями, терзающими проблемами, или просто произнести слова искреннего прославления. Чаще всего на таких богослужениях получается максимально зарядиться необъяснимой энергией, приносящей в душу радость, спокойствие и уверенность в будущем. На пасхальных богослужениях соблюдаются практически все церковные традиции, поэтому можно намного лучше понять обряды и действия, остававшиеся долгое время старыми традициями.

Обращение к священнослужителю

Согласно церковному этикету, священнослужителей не принято приветствовать обычными словами («Добрый день», «Здравствуйте»). Обычно к священникам обращаются, прося благословения. Это и есть правильным приветствием. Если хочется не просто проявить уважение и поздороваться со служителем Бога, а получить его благословение, следует сложить ладошки, помещая правую над левой. Священнослужитель самостоятельно поймет суть просьбы, и ответит: «Господь благословит». Как вариант, священнослужитель может ответить стандартным окончанием всех молитв. Читая отрывки от разных молитв про себя или вслух, священник возлагает свою ладонь поверх сложенных ладошек прихожанина. Последний должен поцеловать правую руку и поклонившись отойти. Иногда священники предпочитают дарить благословения, отмечая голову прихожан крестным знамением. Если человек находится вдалеке от священника, он может просто перекрестить его, желая Божьего благословения.

Впрочем, на Пасху принято со всеми окружающими и священнослужителями здороваться по-особенному. Традиционным приветствием выступает фраза «Христос Воскрес!». Ответом на эту фразу всегда выступает «Воистину воскрес». После этих слов можно просить у священнослужителя благословения, соблюдая церковный этикет.

Такое приветствие со священнослужителями, братьями по вере и окружающими является актуальным на протяжении 40 дней после празднования Пасхи. Верующие обращаются к священнослужителю с утверждением о воскресении Христа, а он в ответ подтверждает это великое событие.

Иногда нужно лично обратиться к священнослужителю, например, с каким-то вопросом. В этом случае простая просьба о благословении может быть неуместной, ведь нужно как-то называть священника, а его имя чаще всего известно лишь единицам прихожан. Тогда можно обратиться к священнику — «батюшка». Такая форма обращения является общепринятой, помогающей передать желание соблюсти церковный этикет, выразить уважение к Божьему человеку. Если же имя священника известно, можно обратиться к нему по имени, добавив приставку «отец». Фамилии в церквях практически не используются. Пожилых священнослужителей можно называть по имени и отчеству.

Хотя на Пасху большинство священнослужителей необычайно заняты разными церковными заботами, любой прихожанин может обратиться к ним за помощью. Если человека гложет какой-то вопрос, он может подойти к священнику, изложить суть вопроса, и получить детальный ответ. Не нужно стесняться, боясь доставить священнику лишние заботы. Когда священник получает сан, он зачисляется в ряды «пастырей», и принимает обязанность заботиться, помогать и наставлять всех нуждающихся. При этом нужно говорить с максимальным уважением, ведь работа священника только на первый взгляд кажется простой.

Приветствие на Пасху

Традиция приветствовать окружающих на протяжении 40 дней после наступления Пасхи «Христос Воскрес!» и отвечать «Воистину воскрес» имеет очень давние корни. При этом первая фраза обязательно должна принадлежать младшему по возрасту человеку. Взрослый (старший) человек должен отвечать второй фразой.

Каждый верующий человек с особым нетерпением и радостью ожидает наступления Пасхи – праздника, знаменующего невероятную жертву Иисуса Христа, понесшего ужасные муки и смерть, чтобы подарить спасение и вечную жизнь всему человечеству. Говоря традиционное пасхальное приветствие, нужно стараться вложить в голос все добрые слова, желаемые человеку. При этом можно сопроводить приветствие лучшими пожеланиями, благословениями и словами радости. После произнесения приветствия можно соблюсти еще одну старую традицию – троекратный поцелуй в обе щеки.

Пасха Христова отмечается в 2017 году 16 апреля. По традиции в этот светлый праздник люди христосуются - произносят пасхальное приветствие Христос Воскрес - Воистину Воскрес. Но многих интересует, как же правильно говорить: Христос Воскрес или же Христос Воскресе?

Пасхальное приветствие Христос Воскрес - Воистину Воскрес

Обычай христосования заключается в том, что нужно говорить радостно «Христос Воскрес!» и отвечать «Воистину воскрес!». Но кто-то говорит «Христос Воскрес», а другие «Христос Воскресе». Как говорить правильно - вот вопрос.

Ранее грамматическая основа русского языка была не такой, как сейчас. В это и объясняется различие форм произношения. Из старины языковая система претерпела ряд изменений, результатом чего стал современный русский язык. Только церковнославянский язык сохранил свою первоначальную форму, так как является языком богослужения. Он не является разговорным (не меняется, не развивается, не используется в гимнографии), это мертвый язык.

Воскресе - это старосалвянская или церковнославянская форма глагола воскрес. Слово воскресе стоит в форме аориста (временная форма глагола). Получается, что Христос Воскрес - это форма современного языка, а Христос Воскресе - церковнославянская форма. Оба варианта являются правильными, можно произносить любой из вариантов. Главное - поздравлять друг друга с праздником искренне и от всего сердца.

Н а этой неделе многих удивила новость, что четверть британцев, которые называют себя христианами, не верит в воскресение Христа (данные BBC). Тех из вас, кто собирается праздновать в это воскресенье Пасху, такие цифры могут привести в шок…

Для всех, читающих этот блог, я предлагаю девять важных вещей о Воскресении, которые следует знать.

1. Вера в Воскресение является ключевой доктриной христианской веры . Если вы не верите в Воскресение, у вас нет личных отношений с Богом в Иисусе Христе и через Него.

“Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься” (Рим. 10:9).

“А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших” (1 Кор. 15:17).

2. Воскресение дает надежду на вечную жизнь и каждому умершему во Христе. Библия учит, что так как Иисус сейчас живой в результате воскресения, все, кто имеют личные отношения с Ним, имеют надежду на вечную жизнь с Ним после смерти.

“Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых” (1 Кор. 20-22).

Иисус сказал: “Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я” (Ин. 14:2-3).

3. Ученики Христа, которые стали затем Его апостолами, вначале не понимали смысла воскресения. Иисус говорил Своим ученикам (Своим последователям во время Его земного служения) о воскресении, но они не понимали этой истины, пока Он не воскрес.

“Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых” (Мр. 9:9-10).

“Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу?” (Ин. 16:17).

4. Еврейские религиозные лидеры боялись возможности Воскресения . Эти религиозные лидеры не приняли учение Иисуса, потому что оно угрожало их власти и подрывало их религиозную систему. Они боялись воскресшего Мессии и Спасителя.

“Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать” (Мт. 27:62-66).

5. Воскресение Христа стало для учеников источником великой радости и основанием их веры. Когда Иисус говорил Своим ученикам о Своем воскресении, то предсказал, что их скорбь из-за Его смерти сменится затем радостью, которую у них никто не сможет отнять. Апостол Иоанн напомнил в своем Евангелии эти слова с целью призвать читателя к вере в Иисуса.

Иисус сказал: “Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет…. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Ин. 16:20-22).

6. Воскресение Христа засвидетельствовано очевидцами . Павел перечисляет многих тех, кто видели воскресшего Иисуса.

“Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу” (1 Кор. 15:1-8).

7. Воскресение продемонстрировало, что Иисус является Божьим Сыном . Павел усматривал в Воскресении доказательство божественности и Сыновства Иисуса (Рим. 1:3-4).

“…о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем” (Рим. 1:3-4).

8. Воскресение Христа является основанием нашего спасения . Иисус пошел на крест из-за наших грехов, потому что необходима была жертва, на которую бы излился Божий гнев. А воскресение Христа стало основанием нашего оправдания и спасения.

Подписывайтесь:

“… вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего” (Рим. 4:24-25.

9. Воскресение Христа дает нам силу жить жизнью, прославляющей Бога . Сила Святого Духа, воскресившая Христа из мертвых – на что указывает факт Воскресения – является той же самой силой, которая пребывает в нас, дает надежду на реальные изменения в нашей жизни, благодаря которым мы можем жить жизнью, прославляющей Бога.

“Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас” (Рим. 8:11).

“…и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах…” (Еф. 1:19-23; ср. Еф. 3:20-21).

“… чтобы познать Его, и силу воскресения Его” (Фил. 3:10).

Голос Истины по материалам блога пастора Кевина

Похожие публикации