История германии. Краткая история древних германцев

Классификация германских племён

Плиний Старший в 4-й книге своей «Естественной истории» впервые попытался классифицировать германские племена, объединяя их в группы по географическому признаку:

«Германские племена распадаются на пять групп:
1) вандилиев (Vandili), часть которых составляют бургундионы (Burgodiones), варины (Varinnae), харины (Charini) и гутоны (Gutones);
2) ингвеонов, к которым принадлежат кимвры (Cimbri), тевтоны (Teutoni) и племена хавков (Chaucorum gentes);
3) иствеонов, ближе всего живущих к Рейну и включающих в себя сикамбров;
4) живущих внутри страны гермионов, к которым относятся свевы (Suebi), гермундуры (Hermunduri), хатты (Chatti), херуски (Cherusci);
5) пятую группу - певкинов (Peucini) и бастарнов (Basternae), которые граничат с вышеназванными даками.»

Отдельно Плиний упоминает также гиллевионов, проживающих в Скандинавии, и другие германские племена (батавы, каннинефаты, фризы, фризиавоны, убии, стурии, марсаки), не классифицируя их.

  • Вандилии Плиния относятся к восточным германцам, из которых наиболее известны готы (гутоны). К этой же группе относят племена вандалов.
  • Ингвеоны населяли северо-запад Германии: побережье Северного моря и полуостров Ютландию. Тацит назвал их «обитающие близ Океана». К ним же современные историки относят англов, саксов, ютов, фризов.
  • Прирейнские племена иствеонов в III веке стали известны под именем франков.
  • Этническая принадлежность бастарнов (певкинов) к германцам остаётся дискуссионной. Тацит выразил сомнение в их германских корнях, хотя по его словам они «речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев ». Рано отколовшись от массива германских народов бастарны начали смешиваться с сарматами.

Согласно Тациту названия «ингевонов, гермионов, истевонов » произошли от имён сыновей бога Манна, прародителя германских племён. Позже I века эти названия не употребляются, многие названия германских племён исчезают, но появляются новые.

История германцев

Карта расселения германских племён на I в.н. э.

Германцы как этнос сформировались на севере Европы из индоевропейских племён, осевших в районе Ютландии, нижней Эльбы и юге Скандинавии. Их стали выделять как самостоятельный этнос только с I в. до н. э. С начала нашей эры наблюдается экспансия германских племён в соседние с ними районы, в III веке они атакуют северные границы Римской империи по всему фронту и в V веке в ходе Великого переселения народов разрушают Западную Римскую империю, расселившись по всей Европе от Англии и Испании до Крыма и даже на побережье Северной Африки.

В ходе миграций германские племена смешивались с более многочисленным коренным населением завоёванных территорий, теряя свою этническую идентичность и участвуя в формировании современных этносов. Названия германских племён дали названия таким крупнейшим государствам как Франция и Англия, хотя доля германцев в составе их населения была относительно небольшой. Германия как национально единое государство было образовано только в 1871 году на землях, занятых германскими племенами в первые века нашей эры, и включало в себя как потомков древних германцев, так и потомков ассимилированных кельтов, славян и этнически неизвестных племён. Считается, что генетически наиболее близки к древним германцам остаются жители Дании и юга Швеции.

Реферат по учебной дисциплине "История мира"

на тему: "История Германии. Германские племена".

План

1. Введение.

2. Германия. Доисторические времена.

3. Германские племена в составе Римской империи.

4. История германских земель до начала X века.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

История Германии имеет много белых пятен, мифов и сомнительных фактов. Дело в том, что она никогда не имела ни четко зафиксированных границ, ни единого экономического, политического и культурного центра. Территория нынешней Германии была местом, которое постоянно пересекали различные кочевые племена. Древние германцы, мигрируя с северной части Европы, постепенно колонизировали эти земли. Племена германцев не были едины, то враждуя между собой, то заключая союзы. Различие между ними, даже не смотря на сложившийся германский этнос, закрепилось на многие столетия. Продвигаясь в южном направлении, они планомерно вытесняли и ассимилировали кельтов. Им предстояло сыграть решающую роль в судьбе Римской империи, а также поучаствовать в становлении ряда европейских народов и государств. Поэтому в будущем германцы будут тесно связаны с англичанами, французами, бельгийцами, швейцарцами, скандинавами, чехами, голландцами и др. Именно раннему периоду в истории Германии будет посвящена данная рефератная работа.

2. Германия. Доисторические времена.

В доисторические времена на Центральную Европу четыре раза надвигались ледники. На территории нынешней Германии находились стоянки и пути миграции древнейших гоминид. Найденные останки гейдельбергского человека относятся к первому межледниковому потеплению, приблизительно 600 - 500 тысяч лет назад. Позже археологами были обнаружены другие находки: части скелета из Бильцингслебена, костные останки штайнхаймского человека обнаруженные около Штутгарта (второй межледниковый период), шенингенские и лерингенские деревянные копья, останки неандертальца, найденные близ Дюссельдорфа (третий межледниковый период). Неандерталец, как теперь известно, произошел вследствие эволюции от гейдельбергского человека. Эти доисторические люди жили в тяжелых климатических условиях и вели напряженную борьбу за выживание. В особо опасных областях, на границе ледников, они старались селиться как можно ближе друг к другу. Конечно, о племенах еще рано говорить и тем более считать этих древних людей германцами. Ведь археологи считают, что до среднего палеолита Германия вряд ли была заселена.

В период верхнего палеолита обнаружены следы миграции кроманьонца (ранний представитель современного человека). Наступивший мезолит отличается характерными для этого времени орудиями, изготовленными из костей. Культура Дуфензее считается доминирующей, но уже постепенно начинает проникать тарденуазская культура. Со временем в быту начинают применяться каменные орудия. Около Роттенбурга были обнаружены и исследованы несколько стоянок, в которых отчетливо выражены жилища и мастерские. Поздний мезолит (6000-4500 гг. до н. э.) приносит изменения климата, с континентального климата на атлантический климат. Появляются крупные леса, в которых обитают олени, дикие кабаны и другие животные, становящиеся одним из основных источников пропитания для древнего человека. Помимо животной пищи, присутствует и растительная пища: орехи, ягоды, желуди. Совершенствуется обработка камня.

В эпоху раннего неолита, на земли Германии из современной Австрии и Венгрии постепенно проникают новые группы населения. Их основной вид деятельности - животноводство и растениеводство. Появляются керамические изделия (линейно-ленточная керамика). С приходом среднего неолита развивается культура накольчатой керамики. К позднему неолиту, включающему в себя медный век, относится Мюнхсхефенская культура. Она во многом сформировалась под влиянием культур из соседних Богемии и Моравии. Ей характерны крупные керамические сосуды и кубки на ножках. Изделия из меди, встречаются не часто, но судя по всему, уже тогда ее добывали в Альпах. Мюнхсхефенской культуре наследует Альтхаймская, с появлением которой в Баварии начинают возводиться жилища в болотистой местности на сваях. К позднему медному веку археологи относят хамерскую культуру.

В бронзовый век, Германию населяют народы, говорящие на индоевропейских языках. В этот период доминирует культура шнуровой керамики, а также колоколовидных кубков. Эпоха охотников, вынужденных с помощью примитивного оружия добывать себе пропитание, сменяется эпохой пастухов. Они имеют домашний скот, который перемещают от одного пастбища к другому, за ними следуют их семьи. Известно о крупном сражение, состоявшемся у реки Толлензе приблизительно в 1250 году до н. э., в котором участвовало несколько тысяч хорошо организованных и вооруженных воинов. В целом, в этот период нам известно мало исторических памятников. По большей части это курганы, в которых находятся украшения в виде ожерелья или браслетов, посуда, изготовленная из глины или меди. Эти могильные холмы, наводят на мысль, что человек уже тогда задумывался о будущей загробной жизни, оставляя в захоронениях различные предметы.

В процессе непрерывного сложения этнической общности, продолжавшегося в течение всего бронзового времени на территории Германии, появились следующие этнические группы: кельты, населявшие с XIII века до н. э. до римского вторжения большую часть Европы; венеты, селившиеся восточнее германцев (они полностью исчезли с карты Европы, после Великого переселения народов, начавшегося в IV веке н. э.); северо-западный блок - народы, обитавшие на территории современных Нидерландов, Бельгии, Северной Франции и Западной Германии, говорящие на языках отличных от кельтского языка или германского и ассимилированные этими этносами в будущем.

Сложения прагерманской этнической и языковой общности ученые относят к I тыс. до н. э. и связывают с ясторфской культурой, которая граничила с кельтской латенской культурой. Древние германцы обитали на севере Германии, их ближайшими соседями были кельты, обосновавшиеся на юге. Постепенно, начиная с железного века, германцы их вытеснили или ассимилировали. К I столетию до н. э. германцы расселились на землях, приблизительно совпадающих с территорией нынешней Германии.

3. Германские племена в составе Римской империи.

Древние германцы, как единый этнос, сформировались в северной части Европы из различных племен, являвшимися носителями индоевропейского языка. Они вели оседлый образ жизни на землях Ютландии, Скандинавии и в районе нижней Эльбы. Приблизительно со II века до н. э. германцы начинают продвигаться в южном направлении, вытесняя кельтов. Германские племена были многочисленны, но при этом среди них не было единства. Их можно разделить на группы по географическому принципу. Батавы, бруктеры, хамавы, хатты и убии проживали между Рейном, Майном и Везером. Хавки, англы, варины, фризы осели на побережье Северного моря. Маркоманы, квады, лангобарды и семноны населяли земли от Эльбы до Одера. Вандалы, бургунды и готы обитали между Одером и Вислой. В Скандинавии закрепились свионы и гауты.

У древних германцев существовал родовой строй. Совет воинов на специальном собрании выбирал себе вождя, после чего его поднимали на щите. Правитель был всего лишь первым из равных и не имел абсолютной власти, его указы и решения могли подвергаться критике и оспариваться. На время войны племенем руководит военный предводитель - герцог. Основной вид занятия - скотоводство и междоусобные войны. Земля находилась в коллективной собственности. Миграцию многих племен очень трудно проследить, они часто перемешивались и даже меняли названия. Так свевы вдруг стали алеманами, франками и саксами, от богемских маркоманов начнут свои истоки баварцы и т. д. Со временем у них появятся общие боги и верования. Они не боятся смерти, так как знают, что после гибели в бою они отправятся в Валгаллу, где их ждет Вотан.

Античный мир впервые узнал о германцах из сочинений греческого мореплавателя Пифея из Массалии, который путешествовал к берегам Северного и Балтийского морей. Позже о жизни германских племен писал Цезарь и Тацит. Сила и мощь военной машины Рима долгое время пугала и наводила страх на германцев, находящихся в постоянном поиске новых земель, но их столкновение было вопросом лишь времени. С 58 г. до н. э. по 455 г. н. э. территории к западу от Рейна и к югу от Дуная находились под контролем Римской империи. Более того, с 80 по 260 гг. н. э. она включала в свой состав часть нынешнего Гессена и часть современного Баден-Вюртемберга. Римские владения на месте современной Германии делились на ряд провинций: Верхняя Германия, Нижняя Германия и Реция. За период римского господства появились такие города как Трир, Кельн, Бонн, Вормс и Аугсбург.

Рим впервые столкнулся в военном противостоянии с германцами во время вторжения кимвров и тевтонов во II веке до н. э. (113-101 гг. до н. э.). Они двигались со стороны Ютландии в поиске новых земель. В 113 году до н. э. кимвры разгромили римлян в придунайской альпийской провинции Норик. Позже объединившись с тевтонами, они разбили римлян в сражении при Араузионе. В 102-101 годах до н. э. Гай Марий нанес поражения варварам, откинув их за Альпы. Второе соприкосновение произошло уже в I веке до н. э., после того как Гай Юлий Цезарь подчинил Галлию и вышел к Рейну. В 72 году до н. э. свевы под началом Ариовиста для оказания поддержки кельтским племенам в войне против союзников римлян эдуев вторгаются в Галлию. После победы над ними Ариовиста, в Галлию направились другие германские племена. В 58 году до н. э. Юлий Цезарь выступил против варваров и, разбив их, отбросил германцев снова за Рейн. Тремя годами позже Цезарь уничтожил племена узипетов и тенктеров и впервые пересек Рейн, после чего эта река на четыре столетия стала естественным северо-западным рубежом Римской империи.

Во второй половине I столетия до н. э. в Галлии часто вспыхивали мятежи, которые поддерживали германские племена. Римлянам приходилась вторгаться в пределы германских земель, чтобы проводить карательные экспедиции против германцев. Вторым римским полководцем, переправившимся через Рейн, стал Марк Агриппа, основавший крепость на левом берегу Рейна. В 29 до н. э. Гай Каррина воевал против свевов, помогающим галлам, а в 25 году до н. э. Марк Виниций уже пытался наказать германцев за то, что они ограбили римских торговцев. В 17 или 16 до н. э., сугамбры, узипеты и тенктеры, снова вступили в пределы Галлии. Стало ясно, что без решительных действий германцев просто не усмирить. Начинается подготовка Октавианом Августом большой антигерманской кампании, вылившейся в серию операций с 12 до н. э. по 12 н. э., которые возглавит Друз Старший и Тиберий. Некоторые племена были истреблены, их земли разорены. Друз продвинулся до Эльбы, но после погиб, его место занял Тиберий. Однако Рим не захотел присоединять бедные земли, ценой таких усилий и было решено создать германское царство под протекторатом Рима, которому было суждено просуществовать недолго, пока Арминий, херускский вождь не поднял мятеж, в ходе чего римляне потерпели сокрушительное поражение в Тевтобургском Лесу. Бунтовщиков удалось разбить только в 16 году н. э. после чего Арминий был убит ближайшим окружением. В итоге под властью Рима остались только Верхняя и Нижняя Германии. В 69 году подняли восстание уже батавы под предводительством Юлия Цивилиса. Они овладели рядом крепостей по течению Рейна. В 70 году мятежников удалось усмирить. Новый император Домициан окончательно принял решение не покорять бедные и труднодоступные земли германцев. Он решил оградиться от варварских набегов оборонительной линией Рейн-Дунай, протянувшейся более чем на пятьсот километров. Это надолго остановило миграцию не покоренных германских племен и изолировало их. Во второй половине II столетия н. э. варвары перешли рейнско-дунайскую границу и вторглись в Италию. В 180 году император Коммод сумел заключить с ними мир и договориться о восстановлении прежних рубежей. В III веке возобновились набеги германцев на восточные провинции империи, переросшие в готские войны. Готов сумел остановить и разбить на их же землях император Аврелиан. На западной границе римлянам угрожали алеманны, которых удалось сдержать лишь с помощью лояльных маркоманов. В 270-е годы часть Галлии захватили франки, которых сумел выдавить император Проб.

В IV веке появление гуннов в степях северного Причерноморья привело в движение германские племена, теснимые ордами этих кочевников. Все это столетие римляне сдерживали давление со стороны готов, алеманнов, франков и др. в районе Рейна и Дуная. Где-то успех сопутствовал римлянам, где-то им приходилось уступать земли варварам, на которых они расселялись, как например во Фракии. Но притесняемые имперскими властями, они часто поднимали восстания. Одно из самых крупных случилось в 395 году, под началом вестготского вождя Алариха, в 410 году он даже разорил Рим.

Отношения между германцами и Римом состояли не только из череды нескончаемых войн, но и из взаимовыгодных договоров. Рим видел, что германцы не едины и пользовался этим. Римляне поняли, что лучше иметь лояльные себе племена, чем постоянно держать в провинциях легионы. С помощью союзных германцев можно было сдерживать другие варварские племена. Многие германцы поступали на службу в римские войска и служили в приграничных гарнизонах, за это они получали земли. Со временем германцы появились в среде военной элиты-офицеров. Некоторые, прежде чем стать вождями своего племени, успели преуспеть на службе у римлян. Одними из первых, кто выбрал дружбу с римлянами, были фризы и свевы-никреты. Связь не ограничивалась только военными союзами, осуществлялась также и торговля. Многие предметы римского производства: вино, драгоценности, серебряная посуда, были найдены археологами в гробницах германских вождей. В свою очередь, римские купцы импортировали рыбу, меха, шкуры, янтарь. Не отставала и дипломатия, за лояльность и покорность того или иного вождя, Рим платил золотом и серебром. Поэтому до того, как империя пала под их натиском, что к слову никогда не был организованным и стихийным, она имела тесные отношения с германскими племенами.

V столетие н. э. стало последним в истории Римской империи, находящейся в стадии разложения и упадка. И главную роль в этом предстояло сыграть именно германским племенам. Первыми в пределы империи массово устремились готы еще в IV веке, за ними последовали франки, бургунды, свевы. Рим уже не мог удерживать многие провинции, как только легионы покинули Галлию, туда пришли вандалы, свевы, аланы, позже бургунды и франки. В 409 году они ворвались в Испанию. На осколках римской державы начали появляться первые прообразы германских государств. Королевство свевов расположилось на большей части Иберийского полуострова и просуществовала до 585 года. Вестготы в 418 году образовали свое государство в Аквитании. Бургунды основали свое королевство в Галлии, павшее в 437 году от рук гуннов. Вандалы осели на берегах Северной Африки, основав королевство вандалов и аланов. В 455 году они на время захватили Рим. В 451 на Каталаунских полях в Галлии германцы сумели разбить Аттилу, предводителя гуннов. Римский император стал очень зависим от германских племен и в период с 460 по 470 гг. даже назначал на должность своих военачальников германцев. В 476 году германские войны, состоявшие на службе в римском войске под руководством Одоакра, свергли последнего римского императора Ромула Августа, взамен не поставив никого на его место, это стало концом Западной Римской империи.

4. История германских земель до начала X века.

После того как Западная Римская империя пала, племена франков стали самым сильным и значимым среди всех германцев. Королевство франков было образовано Хлодвигом I из династии Меровингов. Он, в роли первого короля франков, начал свои завоевания с Галлии. В ходе дальнейших походов были подчинены земли алеманнов на Рейне в 496 году, владения вестготов в Аквитании в 507 году и франков, живших по среднему течению Рейна. Сыновья Хлодвига разбили предводителя бургундов Годомару в 534 году, а его держава была включена в состав королевства франков. В 536 году вождь остготов Витигис уступил им Прованс. Далее франки распространили свое влияние на приальпийские территории алеманнов и тюрингов между Везером и Эльбой, а также владения баваров на Дунае.

Государство Меровингов представляла собой рыхлое политическое образование, не имевшее экономического и этнического единства. После смерти Хлодвига, его наследники поделили империи, изредка объединяя силы для совместных военных кампаний. Шли непрерывные междоусобные конфликты, в ходе которых власть попадала в руки старших сановников королевского двора - майордомов. В середине VIII столетия майордом Пипин Короткий сын знаменитого Карла Мартела, низложил последнего правителя из рода Меровингов и сам стал монархом, основав, таким образом, династию Каролингов. В 800 году Карл Великий, сын Пипина Короткого, принял титул римского императора. Столицей империи стал немецкий город Ахен. На это время приходит пик могущества франкской державы. Людовик Благочестивый стал последним королем объединенного Франкского государства. Он вел нескончаемые войны, которые привели страну к кризису. После его смерти империя распалась на несколько независимых государств.

В 843 году внуки Карда Великого подписали Верденский договор, согласно которому Западно-Франкское королевство закреплялось за Карлом Лысым, Срединное королевство досталось Лотарю, а германская часть перешла Людовику Немецкому. Именно Восточно-франкское королевство принято считать учеными, как первое полноценное германское государство. Оно контролировало земли к востоку от Рейна и к северу от Альп. Восточно-франкское государство показало стабильное развитие, что привело в 870 году к расширению ее границ. Были включены в ее состав восточная часть Лотарингии, включая Нидерланды, Эльзас и собственно Лотарингию. Начался процесс освоения германцами территории вдоль Эльбы, где ранее проживали славяне. Свой столицей Людовик Немецкий выбрал Регенсбург. Германское государство состояла из пяти полунезависимых герцогств: Саксонии, Баварии, Франконии, Швабии и Тюрингии (позже добавилась Лотарингия). Король не обладал абсолютной властью и находился в зависимости от крупных феодалов. Крестьяне еще обладали рядом личных и имущественных свобод, процесс закрепощения начался несколько позже. К окончанию IX столетия, сложился принцип нераздельности державы, трон которой должен был передаваться по наследству от отца к старшему сыну. В 911 году прекратила свое существование немецкая линия Каролингов, но это не привело к передаче власти французским Каролингам. Восточно-франкская аристократия избрала своим королем франконского герцога Конрада I. Это закрепило права германских князей на назначение преемника, в том случае если скончавшийся правитель не имел сыновей, к которым мог перейти престол. Конрад оказался слабым монархом, практически потерявшим влияние на герцогства. После его смерти в 918 году королем стал герцог Саксонии Генрих I Птицелов (918-936 гг.). Он провел несколько удачных военных кампаний против венгров и датчан и возвел оборонительные укрепления, защищающие Саксонию он вторжения славян и венгров. Таким образом, к X веку сложились все условия для создания полноценной германской государственности и образованию своей правящей династии, независимой от французской линии Каролингов.

5. Заключение.

В данной работе мы рассмотрели раннюю историю германских земель и племен. Как видим, территория современной Германии с доисторических времен была местом стоянок древнего человека, на которой обнаружены следы различных культур. В I тысячелетие до н. э. в центральную Европу, со стороны Скандинавии, начинают проникать германские племена, постепенно осваивая эти земли и выдавливая кельтов. На рубеже II-I вв. до н. э. германцы впервые сталкиваются с римлянами. Это противостояние растянется на несколько столетий. Разобщенность германцев будет на руку римлянам, которые будут этим пользоваться в своих интересах. Воюя с одними, они смогут заключать союзы с другими. Начавшееся вторжение гуннов в Европу в IV столетие, приведет в движение готов, которые начнут массово переселяться на земли империи, за ними последуют другие племена. В итоге в V веке германцы образуют первые свои королевства на осколках Древнего Рима, который окончательно падет от рук все тех же германцев, сместивших последнего императора. В дальнейшем ведущим германским племенем станут франки, образовавшие Франкское государство, подчинявшее себе другие племена и даже Галлию. По мнение ученых, оно станет, по сути, первым полноценным германским государством.

6. Список литературы.

1. Краткая история Германии / Шульце Хаген - Издательство: Весь Мир, 2004. - 256 с.

2. История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи / Бонвеч Бернд - Издательство: Издательство: КДУ, 2008. - 644 с.

3. История Германии / Андре Моруа - Издательство: Азбука-Аттикус, 2017. - 320 с.

4. Краткая история Германии / Джеймс Хоус - Издательство: Азбука-Аттикус, 2017. - 370 с.

5. Германская история. Через тернии двух тысячелетий / Александр Патрушев - Издательство: «Издательский дом Международного университета в Москве», 2007. - 708 с.

6. Германские племена в войнах против Римской империи / С. Евсеенков, В. Митюков, А. Козленко - Издательство: Рейтар, 2007. - 60 с.

Древняя Германия

Имя германцев возбуждало в римлянах горькие ощущения, вызывало в их воображении мрачные воспоминания. С той поры, как тевтоны и кимвры перешли Альпы и ринулись опустошительной лавиной на прекрасную Италию, римляне с тревогой смотрели на малоизвестные им народы, волновавшиеся непрерывными передвижениями в Древней Германии за хребтом, ограждающим с севера Италию. Даже храбрые легионы Цезаря были охвачены страхом, когда он повел их против свевов Ариовиста. Боязнь римлян была увеличена ужасным известием опоражении Вара в Тевтобургском лесу , рассказами воинов и пленников о суровости германской страны, о дикости её жителей, высоком росте их, о человеческих жертвоприношениях. Жители юга, римляне имели самые мрачные представления о Древней Германии, о непроходимых лесах, которые тянутся от берегов Рейна на девять дней пути к востоку до верховья Эльбы и центр которых – Герцинский лес, наполненный неведомыми чудовищами; о болотах и пустынных степях, которые простираются на севере до бурного моря, над которыми лежат густые туманы, не пропускающие до земли живительных лучей солнца, на которых болотная и степная трава много месяцев бывает покрыта снегом, по которым нет путей из области одного народа в область другого. Эти представления о суровости, мрачности Древней Германии так глубоко вкоренились в мыслях римлян, что даже беспристрастныйТацит говорит: «Кто покинул бы Азию, Африку или Италию, чтоб идти в Германию, страну сурового климата, лишенную всякой красоты, производящую неприятное впечатление на каждого, живущего в ней или посещающего ее, если она не родина ему?» Предубеждения римлян против Германии укреплялись тем, что они считали варварскими, дикими все те земли, которые лежали за границами их государства. Так, например, Сенека говорит: «Подумай о тех народах, которые живут за пределами римского государства, о германцах и о племенах, кочующих по низовью Дуная; не тяготеет ли над ними почти непрерывная зима, постоянно пасмурное небо, не скудна ли та пища, какую дает им недоброжелательная бесплодная почва?»

А между тем подле величественных дубовых и густолиственных липовых лесов уже росли тогда в Древней Германии фруктовые деревья и были там не только степи и покрытые мхом болота, но и нивы, изобильные рожью, пшеницей, овсом, ячменем; древнегерманскими племенами уж добывалось из гор железо для оружия; уже были известны целебные теплые воды в Маттиаке (Висбадене) и в земле тунгров (в Спа или Ахене); и сами римляне говорили, что в Германии очень много рогатого скота, лошадей, очень много гусей, пух которых германцы употребляют на подушки и перины, что Германия богата рыбой, дикой птицей, дикими животными, пригодными для пищи, что рыболовство и охота доставляют германцам вкусную еду. Не были еще известны только золотые и серебряные руды в германских горах. «В серебре и золоте боги отказали им, – не знаю, как сказать, по милости ли к ним или по неприязни», – говорит Тацит. Торговля в Древней Германии была только меновая, и лишь у соседних с римским государством племен были в употреблении деньги, которых они получали много от римлян за свои товары. У князей древнегерманских племён или у людей, ездивших послами к римлянам, были золотые и серебряные сосуды, полученные в подарок; но, по словам Тацита, они ценили их не выше глиняных. Страх, который первоначально внушали римлянам древние германцы, перешел потом в удивление их высокому росту, физической силе, в уважение к их обычаям; выражением чувств этих служит «Германия» Тацита. По окончаниивойн эпохи Августа и Тиберия сношения римлян с германцами стали тесными; образованные люди ездили в Германию, писали о ней; это сгладило многие из прежних предубеждений, и римляне стали судить о германцах лучше. Понятия о стране и климате остались у них прежние, невыгодные, внушенные рассказами купцов, авантюристов, возвратившихся пленников, преувеличенными жалобами воинов на трудности походов; но сами германцы стали считаться у римлян людьми, имеющими в себе много хорошего; и наконец, явилась у римлян мода делать свою наружность, по возможности, похожей на германскую. Римляне восхищались высоким ростом и стройным крепким телосложением древних германцев и германок, их развевающимися золотистыми волосами, светло-голубыми глазами, во взгляде которых высказывалась гордость и отвага. Знатные римлянки искусственными средствами придавали своим волосам тот цвет, который так нравился им у женщин и девушек Древней Германии.

Семья древних германцев

В мирных сношениях древнегерманские племена внушали римлянам уважение мужеством, силой, воинственностью; те качества, которыми были они страшны в битвах, оказывались почтенными при дружбе с ними. Тацит превозносит чистоту нравов, гостеприимство, прямодушие, верность слову, супружескую верность древних германцев, их уважение к женщинам; он до такой степени хвалит германцев, что его книга об их обычаях и учреждениях кажется многим ученым написанной с той целью, чтобы преданные наслаждениям, порочные соплеменники его стыдились, читая это описание простой, честной жизни; думают, что Тацит хотел ярко характеризовать, испорченность римских нравов изображением быта Древней Германии, представлявшего прямую противоположность им. И действительно, в его похвалах прочности и чистоте супружеских отношений у древнегерманских племён слышится печаль об испорченности римлян. В римском государстве повсюду был виден упадок прежнего прекрасного состояния, видно было, что все склоняется к погибели; тем светлее рисовалась в мыслях Тацита жизнь Древней Германии, еще сохранившей первобытные нравы. Его книга проникнута смутным предчувствием, что Риму грозит великая опасность от народа, войны с которым врезались в память римлян глубже, чем войны с самнитами, карфагенянами и парфянами. Он говорит, что «над германцами больше праздновалось триумфов, чем было одержано побед»; он предчувствовал, что черная туча на северном краю италийского горизонта разразится над римским государством новыми ударами грома, более сильными, чем прежние, потому что «свобода германцев могущественнее силы парфянского царя». Успокоением ему служит только надежда на раздоры древнегерманских племён, на взаимную ненависть между их племенами: «Пусть остается у германских народов если не любовь к нам, то ненависть одних племен к другим; при опасностях, угрожающих нашему государству, судьба не может дать нам ничего лучшего, чем раздор между нашими врагами».

Расселение древних германцев по Тациту

Соединим те черты, какими, обрисовывает Тацит в своей «Германии» образ жизни, обычаи, учреждения древнегерманских племён; он делает эти заметки отрывочно, без строгого порядка; но, собрав их вместе, мы получим картину, в которой находится много пробелов, неточностей, недоразумений или самого Тацита, или людей, сообщавших ему сведения, многое заимствовано из народного предания, не имеющего достоверности, но которое все-таки показывает нам основные черты жизни Древней Германии, зародыши того, что развилось впоследствии. Те сведения, какие дает нам Тацит, пополненные и разъясненные известиями других древних писателей, преданиями, соображениями о прошлом по позднейшим фактам, служат основанием нашего знания о быте древнегерманских племён в первобытные времена.

Одинаково с Цезарем Тацит говорит, что германцы – многочисленный народ, не имеющий ни городов, ни больших селений, живущий разбросанными поселками и занимающий страну от берегов Рейна и Дуная до северного моря и до неведомых земель за Вислой и за Карпатским хребтом; что они разделены на множество племен и что обычаи у них своеобразны и прочны. Альпийские земли до Дуная, населенныекельтами и уже покоренные римлянами, не причислялись к Германии; не причислялись к древним германцам и племена, жившие на левом берегу Рейна, хотя многие из них, как например, тунгры (по Маасу), тревиры, нервийцы, эбуроны, еще хвалились своим германским происхождением. Древнегерманские племена, которые при Цезаре и после были по разным случаям поселены римлянами на западном берегу Рейна, уже забыли свою национальность, приняли римский язык и культуру. Убии, в земле которых Агриппа основал военную колонию с храмом Марса, получившим большую знаменитость, уже назывались агриппинцами; они приняли это имя с того времени, как Агриппина младшая , жена императора Клавдия , расширила (50 г. по Р. Х.) колонию, основанную Агриппой. Этот город, нынешнее имя которого Кёльн еще свидетельствует о том, что первоначально был римской колонией, стал многолюдным и цветущим. Население его было смешанное, оно состояло из римлян, убиев, галлов. Поселенцев, согласно Тациту, привлекла туда возможность легко приобретать богатство выгодною торговлей и разгульная жизнь укрепленного стана; эти торговцы, содержатели гостиниц, ремесленники и люди, служившие у них, думали только о личных выгодах и об удовольствиях; ни храбрости, ни чистой нравственности у них не было. Другие германские племена презирали и ненавидели их; неприязнь особенно усилилась после того, как в батавскую войну они изменили своим соплеменникам.

Расселение древнегерманских племен в I веке нашей эры. Карта

Римская власть установилась и на правом берегу Рейна в области между реками Майном и Дунаем, границу которой охраняли маркоманы до своего переселения на восток. Этот угол Германии заселился людьми разных древнегерманских племен; они пользовались покровительством императоров взамен дани, которую платили хлебом, плодами садов и скотом; мало-помалу они усвоили себе римские обычаи и язык. Тацит уже называет эту область Agri Decumates, Декуматским Полем, (то есть землей, жители которой платят десятинную подать). Римляне взяли ее под свое управление вероятно при Домициане и Траяне и впоследствии провели по границе её с независимой Германией ров с валом (Limes, «Граница») в защиту её от набегов германцев.

Линия укреплений, защищавшая Декуматскую область от древнегерманских племён, неподвластных Риму, шла от Майна через Кохер и Якст до Дуная, к которому примыкала в нынешней Баварии; это был вал со рвом, укрепленным сторожевыми башнями и крепостями, в некоторых местах соединенными между собою стеной. Остатки этих укреплений очень заметны до сих пор, народ в той местности называет их чертовой стеною. Два века легионы защищали население Декуматской области от неприятельских набегов, и оно отвыкло от военного дела, утратило любовь к независимости и мужество своих предков. Под римскою охраной развивалось в Декуматской области земледелие, установился цивилизованный образ жизни, которому оставались чужды другие германские племена целую тысячу лет после того. Римляне сумели превратить в цветущую провинцию землю, которая была почти безлюдною пустыней, пока находилась во власти варваров. Римляне сумели сделать это быстро, хотя германские племена сначала мешали им своими нападениями. Прежде всего они озаботились построить укрепления, под защитой которых основали муниципальные города с храмами, театрами, зданиями трибуналов, водопроводами, банями, со всею роскошью италийских городов; они соединили эти новые поселения превосходными дорогами, построили мосты через реки; в короткое время германцы приняли здесь римские обычаи, язык, понятия. Римляне умели зорко находить естественные богатства новой провинции и превосходно пользоваться ими. Они пересадили в Декуматскую землю свои фруктовые деревья, свои овощи, свои сорта хлеба, и скоро стали вывозить оттуда в Рим продукты сельского хозяйства, даже спаржу и репу. Они устроили на этих ранее принадлежавших древнегерманским племенам землях искусственное орошение лугов и нив, заставили быть плодородной землю, которая до них казалась ни к чему не пригодной. Они ловили в реках вкусную рыбу, улучшили породы домашнего скота, нашли металлы, нашли соляные источники, повсюду находили для своих построек очень прочный камень. Они уже употребляли на свои жернова те крепчайшие сорта лавы, которые до сих пор считаются дающими самые лучшие жернова; они нашли для выделки кирпича превосходную глину, провели каналы, регулировали течение рек; в местностях, богатых мрамором, как например на берегах Мозеля, они построили мельницы на которых резали в плиты этот камень; от них не укрылся ни один целебный источник; на всех теплых водах от Ахена до Висбадена, от Баден-Бадена до швейцарского Вадена, от Партенкирха (Parthanum) в ретийских Альпах до венского Бадена они устроили бассейны, залы, колоннады, украсили их статуями, надписями, и потомство дивится остаткам этих сооружений, находимым под землею, так великолепны были они. Римляне не пренебрегали и бедной туземной промышленностью, заметили трудолюбие и ловкость германских туземцев, воспользовались их талантами. Остатки широких вымощенных камнем дорог, находимые под землею развалины зданий, статуи, жертвенники, оружие, монеты, вазы, всяческие уборы свидетельствуют о высоком развитии культуры в Декуматской земле под властью римлян. Аугсбург был центром торговли, складочным местом товаров, которыми Восток и Юг обменивались с Севером и Западом. Живое участие в выгодах цивилизованной жизни принимали и другие города, например, те города на Боденском озере, которые теперь называются Констанцем и Брегенцем, Aduae Aureliae (Баден-Баден) на предгорье Шварцвальда, тот город на Неккаре, который теперь называется Ладенбургом. – Римская культура охватила при Траяне и Антонинах и землю на юге-востоке от Декуматской области, по течению Дуная. Там возникли богатые города, как например Виндобона (Вена), Карнунт (Петропель), Мурса (или Мурсия, Эссек), Таврун (Землин) и в особенности Сирмий (несколько на запад от Белграда), более к востоку Наисс (Нисса), Сардика (София), Никополь у Гемуса. Римский Итинерарий («Дорожник») перечисляет на Дунае столько городов, что, быть может, эта граница не уступала рейнской высоким развитием культурной жизни.

Племена маттиаков и батавов

Недалеко от той местности, где пограничный вал Декуматской земли сходился с окопами, раньше того возведенными по хребту Тауна, то есть на север от Декуматской земли, расселялись по берегу Рейна древнегерманские племена маттиаков, составлявшие южный отдел воинственного народа хаттов; они и соплеменные им батавы были верными друзьями римлян. Тацит называет оба эти племени союзниками римского народа, говорит, что они были свободны от всякой дани, были обязаны только посылать свои отряды в римское войско и давать лошадей на войну. Когда римляне отступили от благоразумной кротости относительно племени батавов, стали притеснять их, они подняли войну, принявшую широкий размер. Это восстание усмирил в начале своего царствования император Веспасиан .

Племя хаттов

Земли на северо-восток от маттиаков населяло древнегерманское племя хаттов (Chazzi, Hazzi, гессы – гессенцы), страна которых шла до границ Герцинского леса. Тацит говорит, что хатты были плотного, крепкого телосложения, что взгляд у них был отважный, ум более деятельный, чем у других германцев; если судить по германской мерке, то у хаттов много рассудительности и сообразительности, говорит он. У них юноша, достигнув совершеннолетия, не стриг волос, не брил бороды, пока не убьет врага: «только тогда считает он себя уплатившим долг за свое рождение и воспитание, достойным отечества и родителей», – говорит Тацит.

При Клавдии отряд германцев-хаттов сделал хищнический набег на Рейн, в провинцию Верхнюю Германию. Легат Луций Помпоний послал вангионов, неметов и отряд конницы под начальством Плиния Старшего отрезать этим грабителям путь отступления. Воины пошли очень усердно, разделившись на два отряда; один из них застиг возвращавшихся с грабежа хаттов, когда они стали на отдых и напились так, что были неспособны обороняться. Эта победа над германцами была, по словам Тацита, тем радостнее, что при этом случае были освобождены из рабства несколько римлян, взятых в плен за сорок лет перед тем при поражении Вара. Другой отряд римлян и союзников их пошел в землю хаттов, разбил их и, набрав много добычи, возвратился к Помпонию, который стоял с легионами на Тауне в готовности отразить германские племена, если они захотят мстить. Но хатты опасались, что когда они пойдут на римлян, то херуски, их враги, вторгнутся в их землю, потому отправили в Рим послов и заложников. Помпоний был более знаменит своими драмами, чем военными подвигами, но за эту победу он получил триумф.

Древнегерманские племена узипетов и тенктеров

Земли на север от Лана, по правому берегу Рейна, населяло древнегерманские племена узипетов (или узипийцев) и тенктеров. Племя тенктеров славилось своей превосходной конницей; ездою верхом забавлялись у них дети, любили ездить верхом и старики. Боевой конь отца отдавался в наследство храбрейшему из сыновей. Дальше к северо-востоку по Липпе и верховью Эмса жили бруктеры, а за ними на восток до Везера хамавы и ангривары. Тацит слышал, что была у бруктеров война с соседями, что бруктеры были прогнаны из своей земли и почти совершенно истреблены; это междоусобие составляло, по его словам, «радостное зрелище для римлян». Вероятно, в той же части Германии жили прежде и марсы, храбрый народ, истребленныйГермаником .

Племя фризов

Земли по берегу моря от устья Эмса до батавов и канинефатов были областью расселения древнегерманского племени фризов. Фризы занимали и соседние острова; эти болотистые места были никому не завидны, говорит Тацит, но фризы любили свою родину. Они долго подчинялись римлянам, не заботясь о своих единоплеменниках. В благодарность за покровительство римлян фризы давали им определенное число воловьих шкур на надобности войска. Когда эта дань стала обременительна по алчности римского правителя, это германское племя взялось за оружие, победило римлян, свергло с себя их власть (27 г. по Р. Х.). Но при Клавдии отважный Корбулон успел возвратить фризов к союзу с Римом. При Нероне началась (58 г. по Р. Х.) новая ссора из-за того, что фризы заняли и стали возделывать некоторые местности на правом берегу Рейна, лежавшие пустыми. Римский правитель велел им уйти оттуда, они не послушались и отправили двух князей в Рим просить, чтоб эта земля была оставлена за ними. Но римский правитель напал на поселившихся там фризов, часть их истребил, другую увел в рабство. Земля, занятая ими, снова стала пустыней; воины соседних римских отрядов пускали на нее пастись свой скот.

Племя хавков

На восток от Эмса до нижней Эльбы и в глубину страны до хаттов жило древнегерманское племя хавков, которых Тацит называет благороднейшими из германцев, ставившими основой своего могущества справедливость; он говорит: «У них нет ни жадности к завоеваниям, ни надменности; они живут спокойно, устраняясь от ссор, не вызывают никого на войну обидами, не опустошают, не грабят соседних земель, не стремятся основать свое преобладание на обидах другим; это самым лучшим образом свидетельствует о их доблести и силе; но они все готовы к войне, и когда бывает надобность, войско у них всегда уж под оружием. У них очень много воинов и коней, их имя знаменито и при миролюбии». С этой похвалой плохо вяжутся сообщаемые самим Тацитом в «Летописи» известия, что хавки на своих лодках часто ездили грабить суда, ходившие по Рейну, и соседние римские владения, что они выгнали ансибаров и завладели их землей.

Германцы-херуски

На юг от хавков лежала земля древнегерманского племени херусков; этот храбрый народ, геройски защищавший свободу и родину, уже утратил во времена Тацита свою прежнюю силу и славу. При Клавдии племя херусков призвало Италика, сына Флавия и племянника Арминия, красивого и храброго юношу, и сделало его царем. Он сначала правил ласково и справедливо, потом, изгнанный противниками, он одолел их при помощи лангобардов и стал править жестоко. О дальнейшей судьбе его мы не имеем известий. Ослабленные раздорами и утратившие воинственность от продолжительного мира, херуски во время Тацита не имели могущества и не пользовались уважением. Их соседи германцы-фозы тоже были слабы. О германцах-кимврах, которых Тацит называет племенем малочисленным, но знаменитым подвигами, он говорит только, что во времена Мария они нанесли римлянам много тяжелых поражений и что обширные станы, оставшиеся от них на Рейне, показывают, что они тогда были очень многочисленны.

Племя свевов

Древнегерманские племена, жившие дальше к востоку между Балтийским морем и Карпатами, в стране очень малоизвестной римлянам, Тацит, подобно Цезарю, называет общим именем свевов. У них был обычай, которым отличались они от других германцев: свободные люди зачесывали свои длинные волосы кверху и перевязывали над теменем, так что они развевались подобно султану. Они полагали, что это делает их более страшными для врагов. О том, какие племена назывались у римлян свевами, и о происхождении этого племени было очень много исследований и споров, но при темноте и разноречивости известий о них у древних писателей вопросы эти остаются не решенными. Самое простое объяснение имени этого древнегерманского племени то, что «свевы» значит кочевники (schweifen, «бродить»); римляне называли свевами все те многочисленные племена, которые жили далеко от римской границы за густыми лесами, и полагали, что эти германские племена постоянно передвигаются с места на место, потому что чаще всего слышали о них от племен, прогнанных ими на запад. Известия римлян о свевах сбивчивы и заимствованы из преувеличенной молвы. Говорят, что у племени свевов было сто округов, из которых каждый мог выставлять многочисленное войско, что их страна окружена пустыней. Эти слухи поддерживали боязнь, какую имя свевов внушало уже и легионам Цезаря. Без сомнения, свевы были федерациею многих древнегерманских племен, близко родственных между собою, у которых прежняя кочевая жизнь еще не совершенно заменилась оседлою, скотоводство, охота и война еще преобладали над земледелием. Тацит называет древнейшими и благороднейшими из них семнонов, живших на Эльбе, а лангобардов, живших к северу от семнонов, самыми храбрыми.

Гермундуры, маркоманы и квады

Область к востоку от Декуматской области населяло древнегерманское племя гермундуров. Эти верные союзники римлян, пользовались большим доверием их и имели право свободно торговать в главном городе ретийской провинции, нынешнем Аугсбурге. Ниже по Дунаю к востоку жило племя германцев-нарисков, а за нарисками маркоманы и квады, сохранившие ту храбрость, которая доставила им обладание их землею. Области этих древнегерманских племен образовали оплот Германии со стороны Дуная. Царями маркоманов довольно долго были потомки Маробода , затем иноплеменники, получившие власть по влиянию римлян и державшиеся, благодаря их покровительству.

Восточные германские племена

Германцы, жившие за маркоманами и квадами, имели своими соседями племена не германского происхождения. Из народов, живших там по долинам и ущельям гор, некоторых Тацит причисляет к свевам, например, марсигнов и буров; других, как например, готинов, он считает кельтами по их языку. Древнегерманское племя готинов было подвластны сарматам, добывало для своих господ железо из своих рудников и платило им дань. За этими горами (Судетами, Карпатами) жили многие племена, причисляемые Тацитом к германцам. Из них самую обширную область занимало германское племя лигийцев, жившее, вероятно, в нынешней Силезии. Лигийцы составляли федерацию, к которой принадлежали, кроме разных других племен, гарийцы и нагарвалы. К северу от лигийцев жили германцы-готы, а за готами ругийцы и лемовийцы; у готов были цари, которые имели больше власти, чем цари других древнегерманских племен, но все-таки не настолько, чтобы свобода готов была подавлена. Из Плиния и Птолемея мы знаем, что на северо-востоке Германии (вероятно, между Вартой и Балтийским морем) жили древнегерманские племена бургундионов и вандалов; но Тацит о них не упоминает.

Германские племена Скандинавии: свионы и ситоны

Племенами, жившими на Висле и южном берегу Балтийского моря, замыкались границы Германии; на севере от них на большом острове (Скандинавии) жили германцы-свионы и ситоны, сильные, кроме сухопутного войска, и флотом. Корабли их имели носы с обоих концов. Эти племена отличались от германцев тем, что цари их имели неограниченную власть и не оставляли оружие в их руках, а держали его в кладовых, охраняемых рабами. Ситоны, по выражению Тацита, унизились до такого раболепства, что ими повелевала царица, и они слушались женщины. За землёй германцев-свионов, говорит Тацит, находится другое море, вода в котором почти неподвижна. Это море замыкает собою крайние пределы земель. Летом, после захода солнца, сияние его там сохраняет еще такую силу, что всю ночь затемняет звезды.

Негерманские племена Прибалтики: эстии, певкины и финны

Правый берег свевского (Балтийского) моря омывает землю эстиев (Эстонию). По обычаям и одежде, эстии походят на свевов, а по языку они, согласно Тациту, ближе к британцам. Железо у них редкость; обыкновенное их оружие булава. Они занимаются земледелием усерднее ленивых германских племён; они плавают и по морю, и они единственный народ, который собирает янтарь; они называют его glaesum (немецк. glas, «стекло»?) собирают они его на отмелях в море и на берегу. Долго они оставляли его лежать между другими предметами, какие выбрасывает море; но римская роскошь, наконец, обратила на него их внимание: «сами они не употребляют его, вывозят в необделанном виде и дивятся, что получают плату за него».

После того, Тацит приводит имена племён, о которых говорит, что не знает к германцам ли должно причислять их или к сарматам; это венеды (венды), певкины и фенны. О венедах он говорит, что они живут войною и грабежом, но отличаются от сарматов тем, что строят дома и сражаются пешие. О певкинах он говорит, что некоторые писатели называют их бастарнами, что они по языку, одежде, но виду своих жилищ похожи на древнегерманские племена, но что, смешавшись путем брачных союзов с сарматами, они усвоили себе от них леность и неопрятность. Далеко на севере обитают фенны (финны), самый крайний народ населенного пространства земли; они совершенные дикари и живут в чрезвычайной нищете. У них нет ни оружия, ни лошадей. Финны питаются травой и дикими животными, которых убивают стрелами, имеющими заостренные костяные наконечники; они одеваются в звериные шкуры, спят на земле; в защиту от непогоды и хищных зверей делают себе плетни из ветвей. Это племя, говорит Тацит, не боится ни людей, ни богов. Оно достигло того, чего достичь всего труднее человеку: им не нужно иметь ни каких желаний. За финнами, по словам Тацита, находится уж баснословный мир.

Как ни велико было число древнегерманских племен, как ни велико было различие общественного быта между племенами, имевшими царей и не имевшими их, проницательный наблюдатель Тацит видел, что все они принадлежат к одному национальному целому, что они – части великого народа, который, не смешиваясь с иноземцами, жил по обычаям совершенно самобытным; коренная одинаковость не была сглажена племенными разницами. Язык, характер древнегерманских племен, образ жизни их и почитание общих германских богов показывали, что все они имеют общее происхождение. Тацит говорит, что в старых народных песнях германцы восхваляют родившегося из земли бога Туискона и его сына Манна, как своих прародителей, что от трех сыновей Манна произошли и получили свои имена три коренные группы, которыми охватывались все древнегерманские племена: ингевоны (фризы), герминоны (свевы) и истевоны. В этом предании германской мифологии уцелело под легендарной оболочкой свидетельство самих германцев, что они при всей своей раздробленности не забыли общности своего происхождения и продолжали считать себя соплеменниками

На протяжении многих веков главными источниками знаний о том, как жили и чем занимались древние германцы, были труды римских историков и политиков: Страбона, Плиния Старшего, Юлия Цезаря, Тацита, а также некоторых церковных писателей. Наряду с достоверными сведениями эти книги и записки содержали домыслы и преувеличения. Кроме того, античные авторы не всегда углублялись в политику, историю и культуру варварских племён. Они фиксировали главным образом то, что «лежало на поверхности», или то, что производило на них самое сильное впечатление. Конечно, все эти труды дают вполне неплохое представление о жизни германских племён на рубеже эпох. Однако в ходе позднейших было выяснено, что античные авторы, описывая верования и быт древних германцев, многое упустили. Что, впрочем, отнюдь не умаляет их заслуг.

Происхождение и распространение германских племён

Первые упоминания о германцах

О воинственных племенах античный мир узнал в середине 4-го века до н. э. из записок мореплавателя Пифия, который рискнул совершить путешествие к берегам Северного (Немецкого) моря. Потом германцы громко заявили о себе в конце 2-го века до н. э.: племена тевтонов и кимвров, покинувшие Ютландию, обрушились на Галлию и дошли до приальпийской Италии.

Гай Марий сумел остановить их, но с этого момента империя стала бдительно следить за активностью опасных соседей. В свою очередь, германские племена начали объединяться, чтобы усилить свою военную мощь. В середине 1-го века до н. э. Юлий Цезарь в ходе Галльской войны нанёс племени свевов поражение. Римляне дошли до Эльбы, а чуть позже - до Везера. Именно в это время начали появляться научные труды, описывающие быт и религию непокорных племён. В них (с легкой руки Цезаря) стал использоваться термин «германцы». Между прочим, это отнюдь не самоназвание. Происхождение слова - кельтское. «Германец» - это «близко живущий сосед». Древнее племя германцев, а точнее его название - «тевтоны», также употреблялось учёными в качестве синонима.

Германцы и их соседи

На западе и юге с германцами соседствовали кельты. Их материальная культура была более высокой. Внешне представители этих народностей были похожи. Римляне их зачастую путали, а иногда и вовсе считали одним народом. Однако кельты и германцы не родственники. Схожесть их культуры обуславливается близким соседством, смешанными браками, торговлей.

На востоке германцы граничили со славянами, балтийскими племенами и финнами. Само собой, все эти народности оказывали влияние друг на друга. Оно прослеживается в языке, обычаях, способах ведения хозяйства. Современные немцы являются потомками славян и кельтов, ассимилированных германцами. Римляне отмечали высокий рост славян и германцев, а также светлые или светло-рыжие волосы и голубые (или серые) глаза. Кроме того, представители этих народов обладали схожей формой черепа, что обнаружилось в ходе археологических раскопок.

Славяне и древние германцыпоражали римских исследователей не только красотой телосложения и черт лица, но и выносливостью. Правда, первых всегда считали более миролюбивыми, в то время как вторых - агрессивными и азартными.

Внешний облик

Как уже было сказано, германцы представлялись изнеженным римлянам могучими и рослыми. Свободные мужчины носили длинные волосы и не брили бород. В некоторых племенах было принято связывать волосы на затылке. Но в любом случае они должны были быть длинные, так как стриженые волосы - верный признак раба. Одежда германцев была преимущественно простая, поначалу довольно грубая. Они предпочитали кожаные туники, шерстяные накидки. И мужчины, и женщины были закалёнными: даже в холода они носили рубашки с короткими рукавами. Древний германец небезосновательно полагал, что лишняя одежда сковывает движения. По этой причине у воинов даже не было доспехов. Шлемы, тем не менее, были, хотя и не у всех.

Незамужние германские женщины ходили с распущенными волосами, замужние покрывали волосы шерстяной сеткой. Этот головной убор был чисто символическим. Обувь у мужчин и женщин была одинаковая: кожаные сандалии или сапоги, шерстяные обмотки. Одежду украшали фибулами и пряжками.

древних германцев

Социально-политические институты германцев не отличались сложностью. На рубеже веков у этих племен существовал родовой строй. Его еще называют первобытнообщинным. В этой системе значение имеет не отдельная личность, а род. Его образуют кровные родственники, которые живут в одном селении, сообща обрабатывают землю и приносят друг другу клятву кровной мести. Несколько родов составляют племя. Все важные решения древние германцы принимали, собирая тинг. Так называлось народное собрание племени. На тинге принимали важные решения: перераспределяли общинные земли между родами, судили преступников, разбирали споры, заключали мирные договоры, объявляли войны и собирали ополчение. Здесь же посвящали юношей в воины и избирали по мере надобности военных вождей - герцогов. На тинг допускались только свободные мужчины, но далеко не каждый из них имел право произносить речи (это было дозволено только старейшинам и наиболее уважаемым членам рода/племени). У германцев существовало патриархальное рабство. Несвободные обладали некоторыми правами, имели собственность, жили в доме хозяина. Их нельзя было убить безнаказанно.

Военная организация

История древних германцев насыщена конфликтами. Мужчины уделяли много времени ратному делу. Еще до начала систематических походов на римские земли у германцев сформировалась племенная элита - эделинги. Эделингами становились люди, отличившиеся в бою. Нельзя сказать, что у них были какие-то особые права, но зато они обладали авторитетом.

Поначалу германцы выбирали («поднимали на щит») герцогов только в случае военной угрозы. Но в начале Великого переселения народов они стали избирать королей (конунгов) из эделингов пожизненно. Конунги стояли во главе племен. Они обзаводились постоянными дружинами и наделяли их всем необходимым (как правило, по окончании удачного похода). Верность вождю была исключительной. Древний германец считал бесчестьем вернуться из битвы, в которой пал конунг. В этой ситуации единственным выходом было самоубийство.

В армии германцев существовал родовой принцип. Это значило, что родственники всегда сражались плечом к плечу. Возможно, именно этой особенностью обуславливается свирепость и бесстрашие воинов.

Германцы сражались пешими. Конница появилась поздно, римляне были о ней невысокого мнения. Главным оружием воина было копьё (фрамея). Широкое распространение получил знаменитый нож древнего германца - сакс. Затем появились метательный топор и спата - обоюдоострый кельтский меч.

Хозяйство

Античные историки нередко описывали германцев как скотоводов-кочевников. Более того, бытовало мнение, что мужчины занимались исключительно войной. Археологические исследования 19-20-го веков показали, что все обстояло несколько по-иному. Во-первых, образ жизни они вели оседлый, занимались скотоводством и земледелием. Община древних германцев владела лугами, пастбищами и полями. Правда, последние были немногочисленными, поскольку большую часть подвластных германцам территорий занимали леса. Тем не менее, овёс, рожь и ячмень германцы выращивали. Но разведение коров и овец было приоритетным занятием. У германцев не было денег, их богатство измерялось количеством голов скота. Разумеется, германцы отлично умели обрабатывать кожи и активно торговали ими. Также они делали ткани из шерсти и льна.

Они освоили добычу меди, серебра и железа, но кузнечным ремеслом владели немногие. С течением времени германцы научились выплавлять и делать мечи очень высокого качества. Впрочем, сакс, боевой нож древнего германца, не вышел из употребления.

Верования

Сведения о религиозных воззрениях варваров, которые удалось добыть римским историкам, весьма скудны, противоречивы и туманны. Тацит пишет, что германцы обожествляли силы природы, особенно солнце. С течением времени природные явления стали персонифицироваться. Так появился, к примеру, культ Донара (Тора), бога грозы.

Очень почитали германцы Тиваза, покровителя воинов. Согласно Тациту, они совершали в его честь человеческие жертвоприношения. Кроме того, ему посвящалось оружие и доспехи убитых врагов. Помимо «общих» богов (Донара, Водана, Тиваза, Фро) каждое племя возносило хвалу «персональным», менее известным божествам. Храмов германцы не строили: молиться было принято в лесах (священных рощах) или в горах. Нужно сказать, что традиционная религия древних германцев (тех, которые жили на материке)была относительно быстро вытеснена христианством. О Христе германцы узнали еще в 3-м веке благодаря римлянам. Зато на Скандинавском полуострове язычество просуществовало долго. Оно нашло отражение в фольклорных произведениях, которые были записаны во времена средневековья ("Старшей Эдде" и "Младшей Эдде").

Культура и искусство

С почитанием и уважением относились германцы к жрецам и прорицательницам. Жрецы сопровождали войска в походах. Им вменялось в обязанности проводить религиозные ритуалы (жертвоприношения), обращаться к богам, наказывать преступников и трусов. Прорицательницы занимались гаданиями: по внутренностям священных животных и поверженных врагов, по струящейся крови и ржанию коней.

Древние германцы охотно создавали украшения из металла в «зверином стиле», заимствованном, предположительно, у кельтов, но у них не было традиции изображать богов. Очень грубые, условные изваяния божеств, найденные в торфяных болотах, имели исключительно ритуальное значение. Художественной ценности они не представляют. Тем не менее, мебель и предметы быта германцы искусно декорировали.

По свидетельству историков, древние германцы любили музыку, которая была непременным атрибутом пиров. Они играли на флейтах и лирах, исполняли песни.

Германцы пользовались руническим письмом. Конечно, оно не было предназначено для длинных связных текстов. Руны имели сакральное значение. С их помощью люди обращались к богам, пытались предсказать будущее, творили заклинания. Короткие рунические надписи встречаются на камнях, предметах быта, на оружии и щитах. Вне всякого сомнения, религия древних германцев нашла отражение в руническом письме. У скандинавов руны просуществовали до 16-го века.

Взаимодействие с Римом: война и торговля

Germania Magna, или Великая Германия, никогда не была римской провинцией. На рубеже эпох, как уже было сказано, римляне покорили племена, жившие к востоку от реки Рейн. Но в 9 году н. э. под командованием херуска Арминия (Германа) были разбиты в Тевтобургском лесу, и этот урок имперцы надолго запомнили.

Граница между просвещенным Римом и дикой Европой стала пролегать вдоль Рейна, Дуная и Лимеса. Здесь римляне расквартировали войска, возвели фортификационные сооружения и основали города, которые существуют и по сей день (например, Майнц - Могонциакум, и Виндобону (Вену)).

Древние германцы и не всегда воевали друг с другом. До середины 3-го века н. э. народы сосуществовали относительно мирно. В это время получила развитие торговля, а точнее обмен. Германцы поставляли римлянам выделанные кожи, пушнину, рабов, янтарь и получали взамен предметы роскоши и оружие. Мало-помалу они даже привыкли пользоваться деньгами. Отдельные племена имели привилегии: например, право торговать на Римской земле. Многие мужчины становились наёмниками у римских императоров.

Однако нашествие гуннов (кочевников с востока), которое началось в 4-м веке н. э., «сдвинуло» германцев с насиженных мест, и те вновь устремились на имперские территории.

Древние германцы и Римская империя: финал

К моменту начала Великого переселения народов могущественные германские конунги стали объединять племена: поначалу с целью защиты от римлян, а затем - с целью захвата и разграбления их провинций. В 5-м веке вся Западная империя была захвачена. На её руинах воздвиглись варварские королевства остготов, франков, англосаксов. Сам Вечный город в течение этого неспокойного столетия несколько раз был осажден и разграблен. Особенно отличились племена вандалов. В 476 году н. э. последний римский император, был вынужден отречься от престола под давлением наёмника Одоакра.

Общественный строй древних германцев окончательно поменялся. От общинного уклада варвары перешли к феодальному. Наступили Средние века.

Этимология этнонима германцы

«Слово Германия - новое и недавно вошедшее в обиход, ибо те, кто первыми переправились через Рейн и прогнали галлов , ныне известные под именем тунгров, тогда прозывались германцами. Таким образом, наименование племени постепенно возобладало и распространилось на весь народ; вначале все из страха обозначали его по имени победителей, а затем, после того как это название укоренилось, он и сам стал называть себя германцами.»

Впервые термин германцы использовал, по известным данным, Посидоний в 1-й половине I в. до н. э. для названия народа, имевшего обычай запивать жареное мясо смесью молока с неразбавленным вином . Современные историки предполагают, что употребление этого слова в более ранние времена явилось результатом поздних вставок . Греческие авторы, которых мало интересовали этнические и языковые различия «варваров», не разделяли германцев и кельтов. Так, Диодор Сицилийский , писавший свой труд в середине I в. до н. э. , относит к кельтам племена, которые уже в его время римляне (Юлий Цезарь , Саллюстий) именовали германскими .

По-настоящему этноним «германцы » вошёл в оборот во 2-й половине I в. до н. э. после галльских войн Юлия Цезаря для обозначения народов, живших к востоку от Рейна до Одера, то есть был для римлян не только этническим, но и географическим понятием.

Происхождение германцев

Индоевропейцы. 4-2 тыс. до н. э.

Согласно современным представлениям, 5-6 тыс. лет назад в полосе от Центральной Европы и Северных Балкан до северного Причерноморья существовало единое этноязыковое образование - племена индоевропейцев, говоривших на едином или по крайней мере близких диалектах языка, получившего название индоевропейского языка-основы, из которого развились затем все современные языки индоевропейской семьи. По другой гипотезе, индоевропейский праязык зародился на Ближнем Востоке и был разнесён по Европе миграциями родственных племён .

Археологи выделяют несколько ранних культур на рубеже каменного и бронзового веков, связанных с распространением индоевропейцев и с которыми ассоциируются разные антропологические типы европеоидов:

К началу 2-го тысячелетия до н. э. из этноязыковой общности индоевропейцев выделились и развивались самостоятельно племена анатолийцев (народы Малой Азии), арии Индии, иранцы, армяне, греки, фракийцы и наиболее восточная ветвь - тохарцы . К северу от Альп в центральной Европе продолжала существовать этноязыковая общность древнеевропейцев, которой соответствует археологическая культура курганных погребений (XV-XIII вв. до н. э.), перешедшая в культуру полей погребальных урн (XIII-VII вв. до н. э.) .

Обособление этнических групп из древнеевропейской общности хронологически прослеживается по развитию отдельных археологических культур .

Юг Скандинавии представляет регион, где в отличие от других частей Европы наблюдается единство топонимов, принадлежащих только к германскому языку . Однако именно здесь обнаруживается разрыв в археологическом развитии между относительно процветающей культурой бронзового века и сменившей её более примитивной культурой железного века , что не позволяет сделать однозначного вывода о зарождении именно в этом регионе германского этноса.

Ясторфская культура. 1-е тыс. до н. э.

Направление миграции германских племен (750 г. до н.э - I в. н. э.)

Во 2-й половине I тыс. до н. э. во всей прибрежной зоне между устьями Рейна и Эльбы и в особенности во Фрисландии и Нижней Саксонии (традиционно относятся к исконно германским землям) была распространена единая культура, которая отличалась как от единовременных латенской (кельты), так и от ястфорской (германцы). Этническую принадлежность её индоевропейского населения, в нашей эре ставшего германским, классифицировать не удаётся:

«Язык местного населения, судя по топонимике, не был ни кельтским, ни немецким. Археологические находки и топонимика свидетельствуют о том, что Рейн до прихода римлян не был никакой племенной границей, и по обе стороны жили родственные племена».

Лингвисты делали предположение о выделении прагерманского языка из праиндоевропейского в самом начале железного века, то есть в начале 1-го тысячелетия до н. э., появляются также версии о его формировании значительно позже , вплоть до начала нашей эры:

«Именно в последние десятилетия в свете осмысления новых данных, поступающих в распоряжение исследователя, - материала древнегерманской топонимики и ономастики, а также рунологии, древнегерманской диалектологии, этнологии и истории - в ряде работ было со всей определённостью подчеркнуто, что вычленение германской языковой общности из западного ареала индоевропейских языков имело место в относительно позднее время и что образование отдельных ареалов германской языковой общности относится лишь к последним векам до и первым векам после нашей эры.»

Таким образом по версиям лингвистов и археологов формирование германского этноса на базе индоевропейских племён относится примерно к периоду VI-I вв. до н. э. и произошло в областях, прилегающих к нижней Эльбе , Ютландии и югу Скандинавии. Формирование специфически германского антропологического типа началось гораздо раньше, в раннем бронзовом веке , и продолжилось в первые века нашей эры как результат миграций Великого переселения народов и ассимиляции негерманских племён, родственных германцам в рамках древнеевропейской общности бронзового века.

В торфяных болотах Дании находят хорошо сохранившиеся мумии людей, внешний облик которых не всегда совпадает с классическим описанием античными авторами рослой расы германцев. См. статьи о человеке из Толлунда и женщине из Эллинга , живших на Ютландии в IV-III вв. до н. э.

Генотип германцев

Современные этносы характеризуются не столько преобладанием той или иной гаплогруппы (то есть определённой структуры мутационных кластеров в мужской Y-хромосоме), сколько определённой пропорцией набора гаплогрупп среди популяции. В силу этого наличие у человека какой-либо гаплогруппы не определяет его генетическую принадлежность к конкретному этносу , но указывает на степень вероятности такой принадлежности, причём вероятность может быть одинаковой для совершенно различных этносов.

Хотя на германских землях удаётся классифицировать оружие, фибулы и другие вещи по стилю как германские, по мнению археологов они восходят к кельтским образцам латенского периода.

Тем не менее отличия между ареалами расселения германских и кельтских племён прослеживаются археологически, прежде всего по более высокому уровню материальной культуры кельтов, распространению оппидумов (укреплённых кельтских поселений), способам захоронения. То, что кельты и германцы представляли собой схожие, но не родственные, народы, подтверждается их отличным антропологическим строением и генотипом. В плане антропологии кельты характеризовались разнообразным сложением, из которого сложно выбрать типично кельтский, в то время как древние германцы представляли собой по строению черепа преимущественно долихоцефалов . Генотип кельтов чётко ограничивается гаплогруппой R1b, а генотип населения в ареале возникновения германского этноса (Ютландия и юг Скандинавии) представлен в основном гаплогруппами I1a и R1a.

Классификация германских племён

Отдельно Плиний упоминает также гиллевионов, проживающих в Скандинавии, и другие германские племена (батавы , каннинефаты, фризы , фризиавоны, убии, стурии, марсаки), не классифицируя их.

Согласно Тациту названия «ингевонов, гермионов, истевонов » произошли от имён сыновей бога Манна, прародителя германских племён. Позже I века эти названия не употребляются, многие названия германских племён исчезают, но появляются новые.

История германцев

Древние германцы до IV века.

Античный мир долгое время ничего не знал о германцах, отделённый от них кельтскими и скифо-сарматскими племенами. Впервые о германских племенах упомянул греческий мореплаватель Пифей из Массалии (совр. Марсель), совершивший во времена Александра Македонского (2-я пол. IV в. до н. э.) путешествие к берегам Северного моря, и даже предположительно Балтики .

Римляне столкнулись с германцами в ходе грозного нашествия кимвров и тевтонов (113-101 гг. до н. э.), которые в ходе переселения из Ютландии опустошили приальпийскую Италию и Галлию. Современники восприняли эти германские племена как орды северных варваров из неизвестных далёких земель. В описании их нравов, сделанных поздними авторами, трудно отделить художественный вымысел от реальности.

Самые ранние этнографические сведения о германцах сообщил Юлий Цезарь , покоривший к середине I в. до н. э. Галлию, в результате чего вышел к Рейну и столкнулся в сражениях с германцами. Римские легионы к концу I в. до н. э. продвинулись до Эльбы, и в I веке появились труды , в которых подробно описаны расселение германских племён, их общественное устройство и нравы.

Войны Римской империи с германскими племенами начались с самого раннего их соприкосновения и продолжались с разной интенсивностью на протяжении всех первых веков н. э. Наиболее известным сражением стала битва в Тевтобургском лесу в 9 году , когда восставшие племена истребили 3 римских легиона в центральной Германии. Риму не удалось закрепиться за Рейном, во 2-й половине I века империя перешла к обороне по линии рек Рейн и Дунай, отражая набеги германцев и совершая карательные походы в их земли. Набеги совершались по всей границе, но наиболее угрожающим направлением стал Дунай , где на его левом берегу по всему протяжению расселились германцы в ходе своей экспансии на юг и восток.

В 250-270-е годы римско-германские войны поставили под вопрос само существование империи. В 251 году погиб император Деций в сражении с готами , осевшими в северном Причерноморье, после чего последовали их опустошительные сухопутные и морские набеги в Грецию, Фракию, Малую Азию. В 270-е годы империя была вынуждена отказаться от Дакии (единственной римской провинции на левом берегу Дуная) из-за усилившегося напора германских и сарматских племён. Империя устояла, последовательно отразив нападения варваров, но во 370-е годы началось Великое переселение народов , в ходе которого германские племена проникли и закрепились на землях Римской империи.

Великое переселение народов. IV-VI вв.

Германские королевства в Галлии продемонстрировали силу в войне с гуннами. Благодаря им в на Каталаунских полях в Галлии был остановлен Аттила , и вскоре гуннская империя, куда входил ряд восточных германских племён, распалась. Императоров в самом Риме в 460-470 гг. назначали военачальники из германцев, сначала свев Рицимер , потом бургунд Гундобад . Фактически они правили от имени своих ставленников, свергая тех, если императоры пытались действовать независимо. В 476 году германские наёмники, составлявшие войско Западной империи во главе с Одоакром , низложили последнего римского императора Ромула Августа . Это событие формально считается концом Римской империи.

Общественное устройство древних германцев

Социальный строй

По словам античных историков древнегерманское общество состояло из следующих социальных групп: военные вожди, старейшины, жрецы, воины-дружинники, свободные члены племени, вольноотпущенники, рабы . Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. В первые века н. э. у германцев существовал родоплеменной строй на его поздней стадии развития .

«Когда племя ведет наступательную или оборонительную войну, то избираются должностные лица, несущие обязанности военачальников и имеющие право распоряжаться жизнью и смертью [членов племени]… Когда кто-либо из первых лиц в племени заявляет в народном собрании о своем намерении предводительствовать [в военном предприятии] и призывает тех, кто хочет следовать за ним, изъявить свою готовность к этому, - тогда подымаются те, кто одобряет и предприятие и вождя, и, приветствуемые собравшимися, обещают ему свою помощь.»

Вожди содержались за счёт добровольных пожертвований членов племени. В I веке у германцев появляются цари, которые отличаются от вождей только возможностью наследования власти, весьма ограниченной в мирное время. Как заметил Тацит : «Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей - из наиболее доблестных. Но и цари не обладают у них безграничным и безраздельным могуществом. »

Хозяйственные отношения

Язык и письменность

Как считается, эти магические знаки стали буквами рунического письма . Название знаков-рун является производным от слова тайна (готское runa : тайна), а английский глагол read (читать) произошёл от слова угадывать . Алфавит футарк , так называемые «старшие руны», насчитывал 24 знака, которые представляли собой сочетание из вертикальных и наклонных линий, удобных для резки. Каждая руна не только передавала отдельный звук, но также являлась символическим знаком, несущим смысловое значение.

Не существует единой точки зрения на происхождение германских рун. Наиболее популярна версия рунолога Марстрандера (1928 г.), предположившего, что руны развились на основе неустановленного североиталийского алфавита, ставшего известным германцам через кельтов.

Всего известно порядка 150 предметов (детали вооружения, амулеты, надгробные камни) с ранними руническими надписями III-VIII вв. Одна из самых ранних надписей (raunijaz : «испытывающий») на наконечнике копья из Норвегии датируется ок. 200 годом . , ещё более ранней рунической надписью считается надпись на костяном гребне , сохранившемся в болоте на датском острове Фюн . Надпись переводится как harja (имя или эпитет) и датируется 2-й половиной II века .

Большинство надписей состоит из единственного слова, обычно имени, что в дополнении к магическому использованию рун приводит к невозможности расшифровать около трети надписей. Язык древнейших рунических надписей наиболее приближен к прагерманскому языку и архаичнее готского , самого раннего германского языка из зафиксированных в письменных памятниках.

Благодаря своему преимущественно культовому назначению руническое письмо в континентальной Европе вышло из употребления к IX веку , вытесненное сначала латынью , а потом письменностью на основе латинского алфавита. Однако в Дании и Скандинавии руны использовались до XVI века .

Религия и верования

См. также

  • Славянские народы

Примечания

  1. Страбон , 7.1.2
  2. Тацит , «О происхождении германцев и местоположении Германии»
  3. Oxford Dictionary of English Etymology, 1966
  4. Посидоний (135-51 до н. э.): его фрагмент (fr. 22) о германцах из кн. 13 известен в цитате Афинея (Deipnosophists, 4.153).
  5. Schlette F. Frühe Völker in Mitteleuropa. Archäologische Kulturen und ethnische Gemeinschaften des I. Jahrtausends v.u.Z. // Frühe Völker m Mitteleuropa. - Berlin. - 1988.
  6. Диодор в кн. 5.2 упоминает племя кимвров , племена за Рейном, племена, собирающие янтарь. Всех их он относит к кельтам и к галлам .
  7. В. Н. Топоров. Индоевропейские языки. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 186-189
  8. Т. И. Алексеева, Славяне и германцы в свете антропологических данных. ВИ, 1974, № 3; В. П. Алексеев, Ю. В. Бромлей, К вопросу о роли автохтонного населения в этногенезе южных славян. VII Международный съезд славистов. M., 1973
  9. Теория древнеевропейской языковой общности была сформулирована в середине XX века германским лингвистом Г. Краэ на основе анализа древнеевропейских гидронимов (названий рек).
  10. Чистая топономика характеризует как автохтонность населения на данной территории, так и захват силой этой территории, связанный с уничтожением или изгнанием коренного населения.
  11. А. Л. Монгайт. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. Гл. Германцы. Изд. «Наука», 1974
  12. Периодизация раннего железного века Германии по материалам раскопок в Нижней Саксонии: бельдорф, вессенштедт (800-700 гг. до н. э.), тремсбюттель (700-600 гг. до н. э.), ясторф(600-300 гг. до н. э.), рипдорф (300-150 гг. до н. э.), зеедорф(150-0 гг. до н. э.).
  13. А. Л. Монгайт. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. Изд. «Наука», 1974, стр. 331
  14. G. Schwantes. Die Jastorf-Zivilisation. - Reinecke-Festschnft. Mainz, 1950: возникновение языковой общности германцев датируется временем не ранее середины I тыс. до н. э.
  15. А. Л. Монгайт. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. Изд. «Наука», 1974, с. 325
  16. " Family Tree DNA R1a Project
Похожие публикации