Афазия или разлад речи. Афазии От чего бывает афазия у пожилых людей

Собственная речь и возможность выражать свои мысли и желание – является одним из самых главных возможностей человека полноценно находиться в социуме и реализовать себя. Люди с ограниченными речевыми возможностями не понаслышке знают, как трудно вести насыщенную жизнь и полностью себя проявлять в ней. Другое дело – когда человек имеет от природы все данные и возможности, чтобы говорить и правильно воспринимать услышанное, однако со временем теряет эту, казалось бы, естественную способность своего организма. Афазия – это как раз расстройство речи человека частичное или полное, а также невозможность воспринимать речь собеседника.

Особенности болезни

Болезнь может проявляться разными видами и формами. Классификация афазий зависит от психического и неврологического состояния больного. Для их устранения требуется длительное время реабилитации и лечения. Со временем выздоровевшего человека ожидает повторное обучение и восстановление привычной для него речи. Возникает болезнь из-за серьезных поражений головного мозга, а именно тех участков, которые отвечают за речь человека. Афазия отличается от других подобных заболеваний тем, что связная речь человека утрачивается не в раннем детстве, а после полной возможности вербального общения уже во взрослом состоянии организма.

Дети до 4 лет не попадают в категорию больных данным заболеванием. Любые отклонения речи у них связаны с другими причинами или особенностями физиологии и строения. Большую роль при этом играет психологический фактор и развитие ребенка в этом возрасте. Афазия проявляется только у тех,кто успел частично или полностью грамотно и правильно овладеть устной и письменной речью, а затем утратил возможность это делать. Часто легкие виды болезни не воспринимаются больным серьезно или же он испытывает определенный дискомфорт при выражении своих мыслей и боится в этом признаться своим близким. Это накладывает постоянное недовольство собой, потерянность и боязнь глупо выглядеть на фоне других людей при разговоре. Человек может испытывать даже приступы паники, когда ему нужно начать диалог или попросить что-то у постороннего человека (оплатить покупки, выйти из общественного транспорта, попросить помощи на улице), что приводит к апатии к жизни и постоянному угнетённому состоянию.

Больные афазией теряют ту или иную степень владения речевой функцией. Это может выражаться в неправильном звукопроизношении, потери словарного запаса, неграмотности, несвязности чтения и письма, или же потере способности воспринимать и обрабатывать услышанную речь собеседника.

Афазия может сопутствовать и другим нарушениям в организме часто она становиться спутницей нарушений сенсорной функции человека, его двигательного аппарата или нарушений психического здоровья. Именно потому заболевание до сих пор до конца не изучено. И его ни в коем случае нельзя запускать до тяжелых и невозвратимых форм проявления. Его раскрытием занимаются лучшие специалисты в неврологии, логопедии и психологии человека, которые могут оказать своевременную помощь и восстановить потерянные речевые функции.

Причины возникновения

Наиболее частыми причинами афазии являются ишемический инсульт.

Нарушение речи у человека является серьезным изменением в коре головного мозга. Индивид с уже сформировавшейся речью вдруг начинает терять контроль над тем, что он говорит и слышит. Это серьезно влияет на психику человека, его становление и развитие в будущем. Довольно часто речевые нарушения становятся результатом серьезных сосудистых заболеваний, которые влияют на мозг. Очень часто возникает афазия при инсульте – ишемическом или геморрагическом. При втором случае больной получает очень серьезный синдром, который выражается в тотальной потере или нарушении речи.

Афазия возникает при различных черепно-мозговых травмах, опухолях, хронических воспалительных процессах, операциях или редких заболеваниях. Очень часто динамическая афазия наступает у пожилых людей , гипертоников, склеротиков, а также у тех, кто подвержен ишемическим атакам или перенес порок сердца. Афазия возникает при кровоизлиянии в мозг или серьезных тромбозах. Восстановление речи при афазии чаще удается добиться более молодым пациентам, у которых есть большой компенсаторный потенциал.

Классификация болезни

Формы афазии уже очень долгие годы пытаются тщательно изучить специалисты в этой области медицины. Различные критерии оценивания до сих пор не дают односторонний результат и четкое градирование нарушение речи. Классификация афазий четко разделила болезнь по типу поражения головного мозга, а именно правого или левого полушария. Благодаря этому и центрам, которые там расположены, можно четко принимать характер нарушения и причины возникновения болезни.

На данный момент существует:

  • афферентная моторная афазия;
  • динамическая афазия;
  • мнестическая;
  • эфферентная моторная афазия;
  • Отдельное место занимает семантическая афазия.

Афферентная афазия является в затруднениях больного найти нужную артикуляторную позу для произнесения того или иного нужного звука. Динамическая болезнь нарушает возможность человека правильно строить предложения и выстраивать коммуникативный ряд далеко вперед. Мнестическая отвечает за слухоречевую память, человек теряет словарный запас и зрительно не представляет предмет, о котором он хочет сообщить. Эфферентная моторная афазия не позволяет человеку связывать артикуляционные позиции одну с другой. Таким образом, больной не может произнести несколько связных в слово звуков сразу.

Существует еще и семантическая афазия. Она выражается в определенных трудностях при разговоре. Такой больной не способен построить правильные или длинные грамматические конструкции или предложения. Он ощущает панику и тревогу, когда резко забывает нужное слов или не может выговорить легкие окончания слов, которые «вертятся» у него на языке. Такое проявление еще носит имя – амнестическая афазия, как результат кратковременного провала посреди нормальной и связной речи.

Диагностика

Чтобы понять истинные причины афазии, больного следует тщательно диагностировать и изучить опытным специалистам. Для этого следует пройти обследование у многих врачей: психологов, логопедов, неврологов. Часто диагностика афазии проходит с помощью серьезного оборудования. Больному могут изучать мозг с помощью МРТ, УЗИ, ангиографии, различных видов сканирования. Диагностика основывается и на прямом устном контакте с больным, чтобы правильно провести анализ его разлада речи.

Афазия у детей диагностируется не так четко, как у взрослых, поскольку у многих еще не развита правильная и связная речь. Часто дети не выговаривают довольно долго многие буквы и звуки по природным причинам развития или специфики физиологии. При диагностировании четко определяются виды афазии, их степень развития, запущенность, формы афазии. Кроме самой речи, изучается слухоречевая память, зрительная память больного, письменная речь, грамматика, чтение, устная речь. Афазия у детей может часто «маскировать» под другие заболевания, поэтому так важно вовремя обследовать такого ребенка.

Коррекция речи и лечение

Амнестическая афазия и ее другие, более лёгкие формы требуют специализированного и своевременного вмешательства. Больные афазией требует не только медицинского влияния, но и тщательной работы с логопедом. Часто дополнительным положительным моментом является работа с неврологом и психологом, которые убирают первопричины болезни. Положительно сказываются на таких больных различные физиотерапии и массажи. Речевые упражнения при афазии и логопедическая нагрузка также способны вскоре дать хороший результат.

Лечение афазии происходит через несколько недель после получения травмы или инсульта. Полный логопедический курс, направленный на восстановление может продолжаться до 2-3 лет. Быстрее восстанавливаются более молодые пациенты и те, кто имеет небольшую локализацию нарушения в мозге. Те, кто получил афазию в возрасте 4-7 лет, очень трудно поддаются восстановлению. При запущенном состоянии, такой ребенок может навсегда потерять желание и возможность полноценно разговаривать.

Утрата речи – это очень серьезное нарушение в социализации и становлении человека как личности. Поэтому любые изменения и нарушения следует своевременно выявлять и восстанавливать с помощью квалифицированных специалистов.

Общий симптом афазии – нарушение формирования речи. При этом характер афазии зависит от конкретной зоны поражения разных участков коры головного мозга или его проводящих путей.

  • Сенсорная афазия (афазия Вернике) связана с повреждением височной доли коры головного мозга (чаще левой) или проводящих путей, соединяющих эту область с другими областями головного мозга. Выражается в отсутствии корректировки со стороны функции слуха на речедвигательную зону головного мозга (человек не понимает, что он говорит).
    • Речь человека бессвязная, напоминает “ словесную окрошку” (несогласованные между собой фразы), например, “ стол бежать красный ведро”.
    • Многословность, ощущение тщетной попытки человека выразить свои мысли окружающим.
    • Продуктивный контакт с человеком затруднен из-за речевых расстройств, несмотря на полностью сохраненное сознание и способность концентрировать внимание. Создается впечатление, что человек возмущен непониманием его речи окружающими (тогда как он не ощущает своего речевого дефекта).
  • Моторная афазия (афазия Брока) связана с повреждением речедвигательного центра в лобной доле коры головного мозга (чаще левой) или проводящих путей, соединяющих эту область с другими областями головного мозга. Выражается в нарушении формирования речи, то есть человек понимает, что хочет сказать, но не может начать говорить или связывать слова между собой.
    • Речь человека отрывистая, скудная, есть склонность к молчаливости.
    • При попытке заговорить каких-то четко очерченных слов произнести не удается (но человек воспринимает, осознает свой дефект и старается сохранять молчание).
      Другими словами, при моторной афазии человек понимает устную речь, но не может говорить, а при сенсорной афазии, наоборот, может произносить слова и фразы, но не понимает речь.
  • Семантическая афазия связана с повреждением теменной доли коры головного мозга или проводящих путей, соединяющих эту область с другими областями головного мозга. Затруднения в обнаружении связей между сложными понятиями. Например, человек может нормально вести диалог, но не может сказать, кем ему приходится брат его отца (дядя), то есть не может определить связь между этими словами, а также не может понять и объяснить, в чем разница между словосочетаниями « отец брата» и « брат отца».
  • Амнестическая афазия связана с повреждением внутренних отделов височной доли коры головного мозга или проводящих путей, соединяющих эту область с другими областями головного мозга. Трудности при назывании предметов. Человек адекватно и полно ведет диалог, но не может назвать предмет, который ему показывают. Например, ему показывают тетрадь и просят назвать этот предмет - он затрудняется, и только после подсказки в виде первого слога “ тет-” он может сказать: “ тетрадь”.

Формы

  • Различают следующие четыре формы афазии, связанные с поражением различных областей коры головного мозга:
    • моторную афазию - связана с повреждением задних отделов лобной доли;
    • сенсорную афазию - связана с повреждением височной доли;
    • семантическую афазию - связана с повреждением теменной доли;
    • амнестическую афазию - связана с повреждением внутренних отделов височной доли.
      Чаще всего в клинической картине встречается сочетание двух афазий в виде сенсо-моторной афазии.
  • По степени выраженности выделяют следующие разновидности афазии:
    • тотальная афазия - речь больного полностью нарушена;
    • частичная афазия - речь больного содержит отдельные элементы афазии (нормальная речь чередуется с нарушенной).

Причины

Причиной развития афазии может быть любое заболевание или процесс, нарушающий или раздражающий лобную, височную, теменную доли коры головного мозга или нервные пути, соединяющие указанные области с другими отделами головного мозга.

  • Опухоли головного мозга.
  • Острое (инсульт) или хроническое нарушение мозгового кровообращения.
  • Травмы головного мозга.
  • Абсцесс (гнойник) головного мозга.
  • Демиелинизирующие заболевания, сопровождающиеся распадом миелина (белка, обеспечивающего быстрое проведение нервных импульсов по волокнам), например, рассеянный склероз (заболевание, при котором в головном мозге и мозжечке образуется множество мелких очагов демиелинизации), рассеянный энцефаломиелит (заболевание, предположительно инфекционной природы, при котором в головном мозге и мозжечке образуется множество очагов демиелинизации).
  • Эпилепсия - заболевание, характеризующееся наличием так называемого эпилептогенного очага в головном мозге: он периодически спонтанно генерирует электрический разряд, нарушая функционирование головного мозга.
  • Отравления солями тяжелых металлов, промышленными ядами.
  • Дегенеративные заболевания - медленно прогрессирующее нарушение строения тканей головного мозга, например, болезнь Крейцфельда-Якоба (инфекционная болезнь, проявляющаяся прогрессирующим слабоумием и множественной неврологической симптоматикой).

Диагностика

  • Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
    • как давно возникли нарушения речи (непонимание обращенной к человеку речи на родном языке, нарушение формирования речи и т.п.);
    • какое событие предшествовало развитию этих нарушений (черепно-мозговая травма, нарушение мозгового кровообращения, судорожный припадок).
  • Неврологический осмотр: наличие нарушений речи, а также других неврологических симптомов (асимметрия лица, опущение уголка рта, неполное закрытие глаза при зажмуривании, отклонение языка в сторону при высосывании его из полости рта, слабость в конечностях, изменение высоты рефлексов).
  • Осмотр : оценка имеющихся нарушений речи, планирование работы по восстановлению речи.
  • ЭЭГ (электроэнцефалография): метод оценивает электрическую активность разных участков головного мозга, которая изменяется при различных заболеваниях.
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы позволяют послойно изучить строение головного мозга, выявить нарушение структуры его ткани, а также определить наличие гнойников, кровоизлияний, опухолей, очагов распада нервной ткани.
  • МРА (магниторезонансная ангиография): метод позволяет оценить проходимость и целостность сосудов в полости черепа, а также обнаружить аневризмы (мешковидные расширения артерий), стенозы и окклюзии (сужения) сосудов, сосудистые мальформации (клубок вен и артерий).

Лечение афазии

  • Лечение основного заболевания, вызывающего афазию (нарушение речи):
    • хирургическое удаление опухоли;
    • удаление кровоизлияния, если оно расположено достаточно поверхностно для хирургического вмешательства;
    • противосудорожные препараты для профилактики приступов при эпилепсии (заболевание, проявляющееся периодическими приступами возбуждения электрической активности головного мозга);
    • хирургическое удаление гнойника из полости черепа, антибактериальная терапия;
    • нормализация артериального (кровяного) давления и препараты, улучшающие мозговой кровоток и обмен веществ (ангиопротекторы, ноотропы) при нарушениях мозгового кровообращения.
  • Занятия с : исправление имеющегося дефекта с помощью специальных упражнений.

Осложнения и последствия

  • Стойкое нарушение речи (непонимание обращенной к человеку речи на родном языке, нарушение формирования речи и т.п.).
  • Нарушение социальной адаптации из-за невозможности адекватного речевого контакта.

Профилактика афазии

  • Контроль артериального (кровяного) давления для профилактики нарушений мозгового кровообращения.
  • Остальные причины развития афазии не поддаются профилактике (опухоли, травмы, судорожные припадки и др.).

Расстройство речевой функции в медицине получило название «афазия». Такое явление может возникать в результате поражения головного мозга, которое может произойти из-за травмы, инфицирования или опухолевого образования. От болезни не застрахован никто, она может поразить любого. В зависимости от того, какой участок головного мозга поражен, различают разные формы и виды болезни, которые характеризуются различными симптомами. Так, в некоторых случаях больной не может ни говорить, ни понимать чужую речь или он не способен сказать лишь определенные слова, забывает их значение, названия предметов и другое. Восстановление речевой функции возможно, но для этого потребуется приложить немало усилий и подождать некоторое время.

Что такое афазия?

Афазия – это вторичное заболевания, которое возникает в результате поражения участков головного мозга, отвечающих за речь. Проявляется недуг невозможностью говорить, читать, писать и понимать разговор других людей. В большинстве случае возникает болезнь внезапно, но при опухолевом заболевании развивается постепенно вместе с ростом новообразования.
Афазии подвержены все люди, но чаще болезнь встречается у пожилых. Форма и вид развития болезни зависит от месторасположения и размера поврежденного участка головного мозга, возраста пациента и типа болезни. Нередко недуг сопровождают другие расстройства, например, нарушение артикуляции или апраксия речи.

Причины развития заболевания

При развитии афазии человек теряет возможность выражать свои мысли вербально и понимать чужую речь (как устную, так и письменную). Заболевание весьма опасное, поскольку нарушает привычный ритм жизни человека, не дает возможности вести полноценную жизнь.
К основным причинам афазии относится:

  • Инсульт – нарушение кровообращения в мозге, что нарушает его функционирование, в частности, в области, отвечающей за речь. Клетки отмирают и не могут проводить импульс и выполнять свою привычную «работу».
  • Травмы головы, сотрясение головного мозга.
  • Инфекционное или вирусное поражение мозга ( , энцефалит).
  • Развитие опухолевого образование в мозге.
  • Психическое расстройство – слабоумие.
  • Химическое поражение головного мозга.
  • Нарушение работы центральной нервной системы, в том числе .


Симптоматика афазии и ее формы

В медицине различают несколько форм афазии, которые отличаются природой происхождения и симптоматикой. Рассмотрим основные виды заболевания и присущие им признаки.


Сенсорная афазия , другое название – афазия Вернике. Для данной формы болезни характерно поражение левой височной доли головного мозга. Люди с афазией Вернике способны произносить длинные предложения, которые не имеют никакого смысла. Они добавляют ненужные слова, которые порой сами и придумывают. Понять речь такого человека практически невозможно, аналогично у пациента возникают трудности с восприятием чужих слов. При этом в остальном пациент ведет себя вполне адекватно, он способен выполнять свою привычную работу и нормально.
Моторная афазия (афазия Брока) . Это форма заболевания, развитие которой спровоцировано поражение лобной части головного мозга. Пациенты с таким диагнозом способны говорить простые, очень короткие предложения. Особую трудность у людей вызывает произнесение предлогов, поэтому нередко они их попросту пропускают. Чужую же речь пациенты воспринимают очень хорошо. Лобная доля мозга отвечает не только за речь, но и частично за моторику, поэтому афазия Брока нередко сопровождается слабостью или параличом конечностей с правой стороны тела.


Глобальная (тотальная) афазия. При такой форме поражается значительная часть речевых центров, расположенных в головном мозге. Такое заболевание всегда сопровождается полным отсутствием понятной речи и невозможностью разобрать чужие слова.
Амнестическая . При данной форме заболевания у пациента нарушается способность называть предметы, при этом он отлично помнит их предназначение и основные характеристики. В остальном речь человека вполне нормальная, понятная и здоровая. Возникает амнестическая афазия при поражении теменной или затылочной части мозга.

Диагностика болезни

Диагностикой и лечением афазии занимается невролог. Для точной постановки диагноза и определения формы недуга врач проводит ряд тестов, выполнение которых требует от пациента совершения некоторых действий. Например, больной должен ответить на вопросы, повторить определенные слова или назвать предметы, а также поддержать беседу.
Обязательно для диагностики проводится КТ или МРТ головного мозга, что позволит определить месторасположение пораженного участка и его размеры. Классические лабораторные анализы помогут установить общее состояние здоровья пациента и помочь в выборе дальнейшего лечения. Дополнительно требуется консультация .

Лечение афазии

В некоторых случаях лечение афазии не требуется, поскольку речевая функция восстанавливается самостоятельно. Чаще всего это случается, если причиной недуга стало нарушение кровотока в головном мозге (микроинсульт или транзиторная ишемическая атака). После восстановления кровообращения речь полностью восстанавливается на протяжении нескольких дней.
Но такой благоприятный исход встречается крайне редко. Как правило, для восстановления речевой функции требуется длительный период лечения и реабилитации, но и в таком случае не всегда удается достичь полного излечения.


Для того чтобы получить максимальный эффект начинать терапию следует как можно раньше. Кроме того, результативность лечения зависит от степени поражения мозга, пострадавшего участка и его размеров, возраста и общего состояния здоровья пациента. Очень важно, чтобы в процессе восстановления активную роль принимали родные и близкие больного, поэтому им нужно соблюдать некоторые правила в общении с больным афазией:

  • Говорить нужно простыми словами и короткими предложениями.
  • Стоит сохранять нормальный, привычный стиль общения. Говорить с больным на равных, а не как со слабоумным или ребенком.
  • Важно активно вовлекать пациента в беседу, поддерживать с ним разговор, когда он идет на контакт.
  • Необходимо избегать частых исправлений и замечаний, которые касаются речи. В результате такого отношения человек может замкнуться и перестать разговаривать вовсе.
  • Не нужно торопить человека, стоит дать ему время, чтобы он сформулировал свою мысль и смог спокойно ее высказать.

В некоторых случаях активно применяются медикаментозные препараты для устранения причины, которая спровоцировала афазию. К таким лекарствам относятся: антидепрессанты, тонизирующие средства (Кофеин, Корень женьшеня), ноотропные вещества. Кроме того, с пациентом проводит работу логопед, который корректирует речь при помощи компьютерного оборудования и лингвистических тренировок. Если причиной болезни стала опухоль, то проводится оперативное вмешательство для ее удаления.
Афазия – это расстройство речевой функции, которое возникает на фоне повреждения головного мозга. Возобновить речь возможно, если начать своевременное лечение и в точности выполнять все рекомендации доктора.

Афазия относится к неврологическим патологиям, при которых нарушается речь, но отсутствуют расстройства артикуляционного аппарата и слуха. Причины афазии кроются в нарушении мозгового кровообращения при инсультах, травмах, наличии опухолей и органических поражениях головного мозга. Отличительной чертой патологии является полное сохранение интеллекта и отсутствие нарушений речи в прошлом.


Афазия относится к приобретенным заболеваниям. В медицинской практике принято выделять несколько разновидностей отклонения, которые группируются в три основные категории:

  • частичное нарушение, при котором теряется возможность произносить названия определенных вещей (например, человек видит предмет, понимает его предназначение, но потеряна способность его назвать);
  • экспрессивное нарушение при котором теряется возможность воспроизводить речь (человек все понимает, но сказать не может);
  • импрессивное нарушение, при котором идет потеря способности понимать обращенную речь.

Разновидность афазии определяется тем участком головного мозга, в котором произошли изменения. Например, эфферентная моторная афазия - это патология экспрессивной речи (воспроизведения в целом), а амнестическая - нарушение воспроизведения отдельных названий.


Сенсорная афазия включает два типа:

  • Чистый - наблюдается в случае поражения центра Вернике. Это задняя часть височной извилины доминирующего полушария. Пациент слышит обращенную к нему речь, но воспринимает ее нечленораздельно. Происходит искаженное восприятие звуков. В тяжелых случаях человек при сохраненном слухе полностью утрачивает способность понимать речь и выполнять простейшие просьбы. При легкой степени нарушается восприятие похожих по звучанию слов (например, «пенёк-денёк»).

Человек не способен правильно написать слова, поскольку он будет заменять буквы; не может воспринимать смысл текста. Особенностью больных сенсорной афазией является то, что они сами не дают себе отчета в наличии проблемы. Им кажется, что они правильно произносят слова и строят речевые конструкции, а это окружающие их не понимают.

  • Семантический - при этом типе заболевания нарушения происходят в нижней части теменной зоны доминирующего полушария. Речь понимается правильно, слова произносятся без искажения, но нарушается логическая связь. Такому больному сложно понимать словосочетания, которые употребляются в переносном значении, невозможно отличить пространственные понятия. Человек способен прочитать текст, но не в силах его пересказать.

Моторная афазия


Афазия Брока относится к тяжелым нарушениям, при котором поражается левая лобная доля мозга. Это чревато последствиями, при которых изменения происходят не только в речевом аппарате. Чаще всего встречается у взрослого человека после перенесенных черепно-мозговых травм или инсульта. Но может наблюдаться и у детей, причем протекать у них может как в легкой, так и тяжелой форме.

Существуют такие виды афазий Брока:

  • кинестетическая - затрагивает теменную зону полушария, которая отвечает за речевой аппарат. Относится к легким формам. Человек понимает чужую и собственную речь, но его произношение носит беглый характер без пауз. Если возникают затруднения в произношении определенных слов, он может их заменять другими;
  • эфферентная - для нее характерны наличие в разговоре неправильных грамматических оборотов и бессвязных фраз. Человек с такой патологией старается больше молчать. Его речь практически не содержит глаголов и характеризуется длительными паузами. Эфферентная моторная афазия затрудняет чтение и письмо, но обучение возможно при помощи подсказок. Пациент может нормально анализировать свою и чужую речь;
  • сенсорно-моторная - ее причиной является поражение крупных сосудов (например, мозговой артерии при инфаркте). Это тяжелая форма заболевания, при которой нарушается фонематический слух, речь, инициация;
  • динамическая - характеризуется отсутствием эмоциональной окраски речи. Больной разговаривает медленно, монотонно и невнятно;
  • грубая - является осложнением тотальной формы афазии. При ней присутствуют тяжелые отклонения, вплоть до полной потери речи и замены слов мычанием.


Данное отклонение характерно в случае поражения нижней доли височной области доминирующего полушария. Название говорит само за себя: человеку трудно вспомнить название предмета, хотя хорошо при этом понимает его предназначение. Пример: он видит тарелку, знает, что из нее едят, но произнести название не может. Если помощник даст ему подсказку, то больной способен повторить слово, но в дальнейшем - снова забывает. Для речевых конструкций характерно отсутствие числительных и обилие глаголов. Читать и писать человек способен, как и раньше. Чаще всего причинами амнестической афазии становятся инсульты, органические поражения мозга и злокачественные опухоли.

Условно амнестическую афазию можно разделить на два типа:

  • акустико-мнестическую, при которой повреждается связь между памятью и слухом. В разговорной речи больной пропускает существительные, заменяет слова, разговор ведет медленно, без интонаций;
  • оптико-мнестическую, для которой характерно нарушение связи между зрением и центром памяти. Речь такого человека беглая, но в ней много замен понятий.

В чистом виде эти два типа афазий встречаются редко, чаще всего идет сочетание разных.


В практике неврологов чаще всего встречаются пациенты со смешанными видами афазий. Симптомы моторной могут накладываться на признаки сенсорной, делая диагностику затруднительной.

К смешанным формам афазий относят:

  • эфферентно-моторную с сенсорной;
  • афферентно-моторную с сенсорной;
  • тотальную.

Последняя форма заболевания является самой тяжелой, поскольку у больного полностью разрушается речевой аппарат. Ее можно наблюдать при обширных инсультах. Человек плохо понимает чужую речь, не может воспроизводить слова сам, наблюдаются сложности в чтении и на письме.


Невролог или афазиолог может предложить человеку пройти несколько несложных тестов, чтобы определить наличие и степень нарушений. К методам диагностики относятся:

  • просьба к пациенту рассказать о себе;
  • просьба повторить за специалистом ряд похожих по звучанию слов;
  • просьба перечислить дни недели, месяцы в году;
  • ответы на простые вопросы (назвать предметы, дать определение явлениям);
  • анализ возможности выполнить несложные просьбы;
  • чтение текста;
  • диктант;
  • анализ понимания грамматических конструкций, смысла пословиц.

Как дополнительные методы диагностики применяются энцефалография, магнитно-резонансная томография, ангиография.

По результатам таких простых тестов специалисту несложно поставить правильный диагноз и подобрать способы восстановления.

Если у человека возникают проблемы с полным или частичным использованием речи, которая была полностью сформированной, то у него развивается расстройство, называемое афазией. Афазия – это патология цикла речи. При этом само речевое нарушение происходит не на артикуляционном уровне, а при формировании речи непосредственно в головном мозге человека.

Форма заболевания играет важную роль, ведь именно от нее зависит, то, как себя проявит данное отклонение. Люди, которые страдают данным заболеванием, нуждаются в проведении диагностики с неврологической стороны, психологической и речевой.

Возникают данные отклонения из-за того, что происходит образование патологии зон мозга головы, в которых располагаются речевые центры. Если сравнивать с алалией, при которой не происходит формирование речи, расстройство характеризуется потерей вербальной речи после ее полного формирования. У людей, которые болеют данным заболеванием (взрослые и дети) наблюдается нарушение экспрессивной речи, то есть нарушается:

  • звукопроизношение;
  • словарный запас и грамматика;
  • понимание и восприятие письменной речи.

Также происходит нарушение сенсорного восприятия, процессов на психическом уровне, двигательной активности. Все это делает нарушение одним из самых сложных расстройств.

Нарушения, которые протекают в речевых центрах коры головного мозга, возникают уже в период полностью сформировавшейся речи. Причина появления данного нарушения играет решающую роль, поэтому самым важным считается установить этиологию расстройства.

В большинстве случаев отклонение происходит из-за сосудистых патологий головного мозга, к которым относятся геморрагический или ишемический инсульт. После перенесенного геморрагического инсульта у человека наблюдается совмещенный или даже полный афазический синдром; после перенесенного ишемического срыва развивается моторная и сенсорная афазия.

Другой причиной развития данного расстройства являются черепно-мозговые травмы или воспаление, протекающее в головном мозге (например, энцефалит или абсцесс), опухоли, патологии в ЦНС, носящие хронический характер (заболевание Пика), ранее перенесенные хирургические манипуляции головного мозга.

Также можно выделить факторы, которые повышают вероятность развития отклонения. К ним относятся:

  • преклонный возраст;
  • наличие заболевания в анамнезе семьи;
  • атеросклероз сосудов головного мозга;
  • гипертония;
  • ревматические пороки миокарда;
  • ранее перенесенная транзиторная ишемическая атака;
  • повреждения мягких тканей головы, костей черепа.

То, насколько тяжело будет протекать отклонение, зависит от места нахождения и величины очагов патологии, возраста, этиологии и предшествующего заболеванию состояния.

Например, развитие расстройства при развитии опухолей головного мозга происходит постепенно, а при острой недостаточности в мозговом кровообращении, расстройство развивается стремительно.

Процесс восстановления после возникновения заболевания у молодых людей происходит гораздо быстрее, чем у пожилых людей.

Классификация

Классификация афазии – один из самых распространенных вопросов, который поднимался множеством исследователей. Выделяли различные виды нарушений, основываясь на анатомических, психологических или лингвистических критериях.

Но больше всего на данный момент ссылаются к распределению афазии по А.Р. Лурия, которое основывается на расположении очагов нарушения, протекающих в главном полушарии. Исходя из этой классификации, выделяют следующие типы афазий:

  • моторная афазия:
    эфферентная;
    афферентная.
  • акустико-гностическая афазия;
  • акустико-мнестическая афазия;
  • амнестико-семантическая афазия;
  • акустико-мнемическая афазия
  • динамическая афазия.

Если происходит нарушение в нижнем отделе прематорного участка, который также называется зона Брока, то развивается эфферентная моторная афазия (афазия Брока). При формировании афазии Брока проявляется кинетическая артикуляционная апраксия, которая не позволяет человеку осуществить переключение между разными артикуляциями.

Если наблюдается патология нижнего отдела постцентральной коры, что присоединяется к роландовой борозде, наблюдается затруднительный поиск артикулярного положения, которая нужна, чтобы произнести определенный звук. При данных изменениях формируется афферентная моторная афазия.

Сенсорная афазия возникает при поражении района задней трети верхней височной извилины, которая называется зона Вернике. Данная патология наблюдается нарушением фонематического слуха, происходит сбой в анализирующей и синтезирующей способности, что формирует патологию восприятия речи. Другое название — акустико-мнестическая афазия.

Если происходит поражение переднетеменных или задневисочных отделов коры мозга, формируется амнестико-семантическая афазия. При этом начинается сбой в работе памяти, что вызывает за собой сбой воспоминаний элементарных предметов или действий, а также рушится осознание грамматической конструкции.

Поражение заднелобного отдела головного мозга, подводит к развитию динамической афазии. В результате чего происходит патология построения правильного высказывания, а также страдает реализация речи.

Могут наблюдаться смешанные виды афазии. Их характеристика напрямую зависит от пересекающихся форм афазии.

Симптомы

Не важно, какой образуется тип афазии, в результате любого появляется общее речевое нарушение. Происходит это из-за выпадения любой речевой стороны, которая впоследствии вызывает вторичный распад всей речевой системы.

Люди, которые страдают афазией, обладают «телеграфным стилем» речи, то есть в произношении слышатся долговременные паузы, гипофония. Также начинается развитие алексии, аграфии.

Афферентная моторная афазия может проявляться в двух вариантах.

  1. При первом виде наблюдается формирование артикуляционной апраксии, абсолютное исчезновение спонтанной речи, а также появление речевого повторения.
  2. При втором типе происходит развитие проводниковой афазии, присутствие ситуативной речи, нарушения в повторениях и произвольных названиях.

Акустико-гностическая (сенсорная) афазия сопровождается поражением восприятия слуховой информации, когда слуховой аппарат находится в полностью здоровом состоянии. Пациент не способен воспринимать речь других людей, а также наблюдается отсутствие контроля над словесным потоком.

Развитие акустико-мнестической афазии характеризуется неспособностью удерживать в памяти информацию, которая была услышана. При занятиях с логопедом пациент не может повторить следом за специалистом связку, которая состоит из трех-четырех слов.

Амнестико-семантическая афазия проявляется в виде потери памяти на название элементарных предметов. Данная афазия у детей встречается редко, чаще всего наблюдается среди людей пожилого возраста. Нарушается восприятие сложного оборота речи, в том числе отсутствует понимание пословиц или метафор, а также крылатых выражений. Возникает неспособность в понимании текста, который был прочитан.

При развитии динамического типа пациент способен верно произносить только отдельные звуки, короткие фразы и слова.

Методы диагностики заболевания

Для того, чтобы произвести полное обследование, коррекционную работу и терапию нужна помощь команды, которая состоит из невролога, нейропсихолога и логопеда.

Чтобы установить причину формирования отклонения назначают проведение КТ, магниторезонансная томография головного мозга, УЗДГ сосудов шеи и головы, а также дуплексное сканирование сосудов. Может потребоваться применение люмбальной пункции.

Обследует на наличие речевых отклонений логопед. В данном случае происходит анализ устной, письменной речи. Для того, чтобы диагностировать слухоречевую память, праксис, зрительный гнозис интеллектуальные процессы, необходимо подключить нейропсихолога.

Полная диагностика не только позволяет только установить наличие афазии, но и отличить ее от других расстройств речи: алалии(у детей), дизартрии или тугоухости.

Методы коррекции

Основным коррекционным воздействием, с помощью которого можно вылечить расстройство, считается медицинское и логопедическое направления.

Первым делом происходит лечение заболевания, которое вызвало развитие болезни. Это происходит под тщательным контролем невролога или нейрохирурга. В данном случае может применяться медикаментозное лечение, в некоторых случаях хирургическая операция, после чего наступает активная реабилитация (то есть использование механотерапии, физиотерапии и массажа).

Восстановление речи происходит на занятиях у логопеда, метод, который использует специалист, выбирается исходя из типа отклонения и этиологии.

Лучший эффект будет заметен, если коррекционная работа начнется сразу же после перенесенного инсульта или травмы. Но начало занятий, прежде всего, должно быть согласовано с врачом. Таким образом, произойдет препятствие фиксации речевых патологий. Период проведения такой работы может занять от двух до четырех лет.

Прогноз на восстановление функционирования речи зависит от того, насколько быстро началась коррекция, от очага поражения, возраста пациента и от состояния здоровья в целом.

Лучше всего лечению поддаются молодые люди или дети. Но не стоит забывать, что развитие данного заболевания у детей от пяти до семи лет, может стать причиной наступления тотальной афазии (полной утери речи). Тотальная афазия наиболее сложно поддается коррекции.

Если произошел спонтанный выход из моторной афазии, у человека развивается заикание.

Для того, чтобы предотвратить образование афазии, необходимо следить за здоровьем сосудов головного мозга, избегать черепно-мозговых травм и развитие воспалительных процессов. Самое главное помнить, что только совместными усилиями специалистов и членов семьи удастся восстановить пациента после столь серьезного речевого отклонения.

Похожие публикации