Сглаз или дурной глаз. Как развить экстрасенсорные способности. Что есть сглаз

Дурной глаз Разг. По суеверным представлениям: взгляд человека, причиняющий вред, приносящий несчастье. [Фимушка ] смертельно боялась духовных лиц: у них, по её приметам, глаз был дурной (Тургенев. Новь).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дурной глаз" в других словарях:

    дурной глаз - сглаз, недобрый глаз, порча, лихой глаз, худой глаз Словарь русских синонимов. дурной глаз сущ., кол во синонимов: 5 лихой глаз (3) … Словарь синонимов

    Хороший, дурной глаз. - Хороший, дурной глаз. Черный глаз, карий глаз минуй нас! См. ЧЕЛОВЕК … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    ДУРНОЙ - ДУРНОЙ, дурная, дурное; дурен (дурён прост.) дурна, дурно. 1. Плохой, скверного качества, вызывающий самую отрицательную оценку (о предмете и явлениях). Дурной вкус. Дурной табак. Дурной воздух. Дурной запах. 2. Вызывающий моральное осуждение,… … Толковый словарь Ушакова

    ГЛАЗ - ГЛАЗ, глаза, о глазе, в глазу, мн. глаза, глаз, глазам, муж. 1. (преим. во мн. для обозначения парности). Орган зрения. Бельмо на глазу. Левый глаз покраснел. Карие глаза. Близорукие глаза. Целиться, прищурив глаз. Поднять глаза к небу. Скромно… … Толковый словарь Ушакова

    ГЛАЗ - муж. орудие чувственного зрения, око; глазное яблоко; шары сиб. талы вят. буркала; баньки южн. глядела, гляделки, зенки; мн. глаза, глазы; олон. глазья; собир. глазье; глазина, глазища ·увел. глазик, глазок, глазочек. глазенок, глазеночек и пр.… … Толковый словарь Даля

    ГЛАЗ - Анютин глаз. Арх. То же, что анютины глазки (ГЛАЗОК). АОС 9, 79. Без глаз. 1 Ряз. В отсутствие кого л. ДС, 110. 2. (ходить). Жарг. угол. Не иметь паспорта. СРВС 1, 35. Беречь глаз на глаз кого. Прибайк. О же, что беречь пуще глаз. СНФП, 40.… … Большой словарь русских поговорок

    глаз - а (у), предл. о глазе, в глазу, мн. глаза, глаз, ам, м. 1. Орган зрения. Анатомия глаза. Близорукие глаза. Голубые глаза. Зажмурить глаза. Прищурить глаза. Вытаращить глаза. □ У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие … Малый академический словарь

    дурной - прил., употр. часто Морфология: дурен и дурён, дурна, дурно, дурны и дурны; дурнее; нар. дурно 1. Дурным является что то плохое, лишенное хороших качеств. В этом городишке дурные дороги. | В этом году стоит дурное лето. | нар … Толковый словарь Дмитриева

    ГЛАЗ - символ Божественного всевидения. Являлся одним из наиболее ранних символов Бога Отца. Знак был особенно актуален в иудаизме и исламе, где человеческие изображения не допускались. Часто Божественное око помещалось в триагль, символизирующий Троицу … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    ГЛАЗ - ГЛАЗ, а (у), о глазе, в глазу, мн. глаза, глаз, глазам, муж. 1. Орган зрения, а также само зрение. Чёрные, карие, серые, голубые глаза. Своими глазами видал (видел) (сам). В оба глаза смотреть (смотреть внимательно или перен.: быть осторожным,… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Дурной глаз , Фредерик Томас Элворти. В данной книге Ф. Т. Элворти, известный не только как именитый масон и эзотерик, но и как выдающийся лижвист, обращается к самым истокам Дурного глаза. Он расширяет понятие сглаза,…

Знаменитый греческий врач, “отец медицины” Гипократ не только занимался проблемой дурного глаза, но и придавал большое значение другому странному явлению: сглазу самого себя. “Часто душа влияет на чужое тело также, как и на свое собственное, как, например, при воздействии дурным глазом”, — писал знаменитый философ и врач Авиценна (980-1037) в книге “О природе”.

Христианские писатели IV-V веков — Иоанн Златоуст, блажен­ный Августин, Тертуллиан видели причины дурного глаза в том, что душа портится от ненависти, за­висти, ревности или тщеславия. Крупнейший европейский фило­соф и богослов Фома Аквинский был убежден, что взгляд склонных к злу людей, особенно женщин, ядовит и несет порчу.

В Средние века считалось, что глазят в основном ведьмы, всту­пающие в союз с дьяволом. Для того чтобы противостоять злу, надо искоренять ведьм. Это пред­ставление сменилось на новое — не все люди, способные причинять зло своим взглядом, совершают это намеренно: из зависти, рев­ности, мести или добиваясь ка­кой-либо цели. Некоторые не ве­дают, что творят, и порой сами не догадываются, какой страшной силой наделены. Никто не застра­хован от того, что в какой-то мо­мент он узнает, что против своей воли приносит несчастье оказав­шимся рядом людям.

Несмотря на все усилия, чело­вечеству до сих пор так и не уда­лось выявить особенности людей, способных глазить, зато можно с уверенностью сказать, какая ка­тегория людей подвергается сгла­зу в первую очередь. Сглаз вовсе не непредсказуемое бедствие, а общественное явление с закономерностями, которые можно изу­чать.

Действие универсального ме­ханизма, регулирующего обще­ственную жизнь, можно просле­дить на примере политиков, пред­принимателей, актеров, писате­лей, художников, музыкантов. Они у всех на виду и больше все­го на свете заботятся о том, что­бы привлекать к себе внимание. Их судьбы весьма поучительны.

Шелли утонул в 29 лет. Байрон умер от лихорадки в 36. Тулуз-Лот- рек скончался в 36. Ван Гог — в 37. Винченцо Беллини умер в 34 года. Жорж Бизе — в 36. Пушкин, Лер­монтов, Маяковский, Есенин, Мандельштам, Цветаева — как мно­го поэтов в России не дожили до 50 лет! А Грибоедова на 35-м году жизни убили иранские фанатики, Д. Веневитинов утонул в 22 года, В. Гаршин покончил с собой в 33. Вспомните об убитых политических деятелях от А. Линкольна до Д. Кен­неди. Посмотрите, сколько спи­лось популярных актеров, сколько стали наркоманами. Трудно отри­цать, что несчастья в первую оче­редь выпадают тем, к кому обще­ство проявляет повышенное вни­мание, о ком пишут в газетах и говорят вечером в домашнем кру­гу. Неужели это случайно?

Гибель выдающихся людей лег­ко объяснить действием дурного глаза. Жена Врубеля известная певица Н.И. Забела-Врубель писа­ла Н. А. Римскому-Корсакову: “Я теперь уже не называю состоя­ние Мих. Ал. болезнью, потому что доктора болезни не нашли, а должны же они что-нибудь пони­мать; в древности, вероятно, его бы назвали испорченным…»

Среди множества направлен­ных на кумира публики взглядов злобных и завистливых всегда до­статочно для того, чтобы отравить его существование. Однако для современного образованного че­ловека дурной глаз — нелепое су­еверие, которое отвергается с такой же категоричностью, с ка­кой некогда верили в него Гиппок­рат и Авиценна.

Конечно, можно вспомнить о том, что знаменитый виолончелист Пабло Касальс прожил 97 лет и около 75 концертировал, что ба­лерина Матильда Кшесинская про­жила почти 99 лет, а архитектор Иван Жолтовский умер в 92 года. Можно назвать имена писателей, промышленников, дипломатов, умерших в преклонном возрасте в своей постели после долгой и благополучной жизни. А что ска­зать о Марлен Дитрих с ее бес­численными поклонниками? У нее было множество завистников и недоброжелателей, а она прожи­ла 91 год. Марлен Дитрих курила сигарету за сигаретой, но вряд ли кто станет серьезно утверждать, что пример таких, как она, дол­гожительниц опровергает пред­ставления медиков о вреде и опасности курения. Бывает, ока­зывается, и такое: некоторым лю­дям не страшны ни курение, ни дурной глаз.

Представим себе, что дурной глаз существует. Школьникам сна­чала объясняют: квадратный ко­рень из -1 безусловно не суще­ствует, а потом говорят, что, не­смотря на это, очень удобно на­звать его мнимым числом и вести себя так, будто он существует. Основанная на понятии мнимых чисел теория функций комплекс­ного переменного — один из важ­нейших разделов математики. Для его практических приложений не имеет ни малейшего значения, существует ли на самом деле квад­ратный корень из -1.

Пусть никакого сглаза в природе не существует. Это не исклю­чает того, что понятие дурной глаз может быть использовано в изуче­нии общественных явлений так, как используется в математике понятие мнимых чисел, которых нет заведомо. Итак, предположим, что дур­ной глаз все-таки существует и является составляющей частью хитроумного механизма, действия которого мы пока просто не по­нимаем.

Ясно, что для каждого отдель­ного человека дурной глаз — бед­ствие. Он вызывает болезни, не­удачи, страдания. А для общества в целом? Может ли он быть ему хоть в чем-то полезен? На первый взгляд ответ на этот вопрос ясен.Если предположить, что знамени­тые писатели, композиторы, ху­дожники, ученые, политики гиб­ли или сходили с ума в результате сглаза, надо признать, что дур­ной глаз — величайшее бедствие для человечества.

Но посмотрим на проблему с другой стороны. Если произойдет чудо и удастся очистить землю от обладателей дурного глаза, ста­нет ли от этого жизнь на земле хоть ненамного лучше? Вряд ли. На­против, бояться надо того, как бы хуже не стало. И вот почему. Нет на свете человека, кото­рый не искал бы надежной защи­ты от внешнего мира, не старал­ся бы от него отгородиться и в то же время не боялся бы одиноче­ства и того, что его жизнь и все, что он делает, никому не нужны. Эти чувства несовместимы, они тянут в разные стороны, но они не сменяют друг друга, а дей­ствуют одновременно, вступая друг с другом в непримиримое противоречие, порой загоняя человека в безвыходное положе­ние.

Когда удовлетворяется одно, другое неожиданно усиливается и приносит нестерпимые муки. В результате многие люди соверша­ют то, что психологи называют “немотивированными поступками”. Некоторые не выдерживают: спи­ваются или становятся наркомана­ми, превращаются в душевноболь­ных, но чаще всего все заканчи­вается хандрой, попыткой спас­тись в какой-либо лихорадочной деятельности, например обще­ственной или политической.

С этими двумя стремлениями человек рождается, живет и уми­рает, но они приносят ему не только мучения. Без их постоян­ной борьбы, внезапных и резких обострений жизнь потеряла бы свою прелесть, была бы унылой и невыносимо скучной. Они побуждают что-то любить, а что-то ненавидеть, одного до­биваться, другого избегать. Они помогают формированию разно­образных вкусов, склонностей, пристрастий. Кому-то необходимо пиво, кому-то кофе со сливками — о вкусах, конечно, спорить не стоит, но нелишне задать себе вопрос: откуда они? Сколько людей гибнут, пото­му что упорно отстаивают свои убеждения! Можно было бы поду­мать, что именно убеждения (ра­зумеется, наряду с деньгами) со­здают и сплачивают политические партии и союзы, террористичес­кие группировки, общественные организации. Не стоит, однако, преувеличивать. Есть обстоятельства, которые сближают и разде­ляют людей значительно сильнее, чем убеждения и деньги. Еще раньше стремления к объединению появляется созна­тельное или бессознательное же­лание отделения. Для членов зак­рытого аристократического клуба ощущение недоступности их по­ложения может быть важнее удо­вольствия, которое они получают от общения друг с другом.

Что же, объединяя и разделяя людей, создает сложную структу­ру общества? Деньги, идеи, вос­питание, генетическая предрас­положенность? Почему объедине­ния людей редко бывают долговеч­ными и обычно почти сразу после их возникновения проявляются противоречия между их членами? Очевидно, существуют центро­бежные силы более мощные, чем убеждения, воспитание, деньги.

Для того чтобы выжить, общество вынуждено защищаться. Для этого ему необходим соответству­ющий механизм. Всякий, кто до бивается влияния на окружающих, обрекает себя на повышенный риск заболеть, попасть под маши­ну или навлечь на себя какую-либо иную беду. Неудивительно, что некоторые знаменитые личности панически боялись сглаза. Цари, тираны, президенты, революционеры, религиозные лидеры во все времена гибли вне зависимости от того, старались ли они облегчить жизнь своих сограж­дан или делали ее невыносимо тяжелой. Они оказывались в цент­ре пристального внимания милли­онов людей. Это важнее того, что именно они проповедовали.

Дурной глаз регулирует все стороны общественной жизни. Можно было бы подумать, что та­кое регулирование основано на случайности. Разорилась одна фирма, но с тем же успехом мог­ла потерпеть крах другая. Разбил­ся самолет, на борту которого на­ходился известный музыкант, — так ведь в нем мог оказаться лю­бой из партнеров или соперни­ков артиста. Кажется, что у дур­ного глаза нет определенной цели и он не повинуется никако­му закону. Это не так. Не только случай решает, кому выпадет следующий несчастливый жребий. Понимать это очень важно, а еще важнее ‘знать, что именно следует пред­принять для того, чтобы предотв­ратить беду. Многие виды челове­ческой деятельности требуют при­влечения к себе внимания. Как же при этом свести до минимума риск порчи?

Общий закон таков: тот, кто выставляет себя для всеобщего обозрения и обсуждения, должен следить, чтобы его деятельность представляла для публики больший интерес, чем его личная жизнь. Авторы коммерческих произведений реже становятся жерт­вами сглаза, чем писатели или художники, которых принято на­зывать “серьезными” и которые претендуют на более глубокое проникновение в их творения и внимательное отношение к их особам. Любителей детективно­го жанра приключения героев книги обычно занимают значи­тельно больше, чем подробно­сти частной жизни ее создате­ля.

А вот с актерами ситуация со­вершенно иная. Не пьесы и не фильмы, в которых они играют, но они сами, как правило, нахо­дятся в центре внимания публики. Очень часто актеры дорого платят за искусство привлекать внима­ние, которым они так неосторож­но пользуются. Люди обычно осмотрительны, когда надо впустить в квартиру чужого человека. Они используют дверные глазки, ставят надежные замки и металлические двери, но забывают об элементарной пре­дусмотрительности, когда отправ­ляются к знахарю, гадалке или астрологу. Между тем здесь они подвергаются большому риску потерять свое здоровье и имуще­ство. Ведь они сами просят чужо­го человека, чтобы он как можно пристальнее вгляделся в их жизнь. Никто не в силах гарантировать, что в этом случае не произойдет сглаза. Однако мы, кажется, увлек­лись. Времена Парацельса давно прошли. Современные образован­ные люди в сглаз не верят. Но может быть, в обществе существу­ет другая мощная центробежная сила, не имеющая ничего обще­го ни с генетикой, ни с воспита­нием? И не имеет никакого зна­чения, будем ли мы называть ее сглазом или как-нибудь иначе.

Как же распознать дурной глаз, какими методами от него защититься? Как излечиться? Не только мифы, легенды, религиозные своды всех народов мира приписывают взгляду возможность воплощать злой умысел.

Как же распознать дурной глаз, какими методами от него защититься? Как излечиться? Не только мифы, легенды, религиозные своды всех народов мира приписывают взгляду возможность воплощать злой умысел. Даже великие врачи и мыслители прошлого верили в магию дурного ока. "Часто луша влияет на чужое тело, например, при воздействии дурным глазом", - писал прославленный в веках врач и математик Авиценна. Изучая чародейство, знаменитый философ, святой Фома Аквинский пришел к выводу, что вследствие сильного душевного напряжения происходят изменения в элементах человеческого тела. Причем главным образом они связаны с глазами, которые особым излучением как бы заражают воздух на расстоянии.

Еще в средние века был составлен список болезней, вызываемых сглазом. У взрослых это худоба, опухоли, палалич, судороги, меланхолия, слепота, особенно часто импотенция, бесноватость, прожорливость, а у детей - бессонница, тошнота, головные боли, эпилептические припадки, чахотка. Взрослые, на которых наслали порчу, проявляют беспокойство, испытывают бессознательный страх. Их выдает желтоватый или чаще серый цвет лица, они чувствуют боли в желудке, рвоту, часто потирают руки. Для детей симптомами сглаза считались внезапная бледность, похудение, хилость, слабый и неравномерный пульс, жар, потливость, отсутствие аппетита (с помощью врача надо исключить инфекционные болезни).

У разных народов называются различные признаки тех людей, которые обладают дурным глазом. В славянском фольклоре недобрыми очами считались косые, черные, чрезмерно выкатившиеся или глубоко запавшие. Во все времена опасались уродливых старух. Давно замечено, что сглазить, и тем самым навредить ближнему, способен практически любой человек. Более того, многие часто делают это ненамеренно, помимо своей воли, не догадываясь, какую опасность они представляют для окружающих. Значит ли это, что нельзя оградиться от дурного глаза? Вовсе нет. Ведь инфекция распространена повсюду, а заболевают далеко не все. Так же и с дурным глазом.

Если вам кажется, что рядом обладатель дурного глаза, подержитесь за что-нибудь железное . Ряд предметов из железа обладает более сильным защитным действием, чем сам металл - это нож, кинжал, топор, серп, замок, гвоздь, игла. Ключи широко использовали как амулет уже этруски и древние египтяне. Один из самых распространенных амулетов - подкова, она издавна считается символом женских половых органов, которые, как и изображение фаллоса, защищают от порчи и колдовства. Особое место среди талисманов занимают самоцветы. Агаты, особенно черные с белыми прожилками, применяли как средство от сглаза. Важную роль играют и цвета амулетов. Самые древние магические цвета - голубой и красный. В Украине красными лентами перевязывали животных, растения на огороде. Также против сглаза использовались белый и черный цвета. Сложнее с желтым. Замечено, что человек, чувствительный к оккультным влияниям, ни за что не наденет желтую одежду и вообще чувствует себя неуютно в окружении желтых предметов.

Прекрасным средством от колдовства всегда считался шум. С его помощью нетрудно обратить в бегство всякую нечисть и предотвратить ее зловредные дела. Для отпугивания ведьм достаточно также щелчка пальцев или лая собаки. Обезопасить себя можно и другим способом - трижды постучав по столу, дереву или стене. Отпугивание ведьм и злых духов - главное древнее назначение детских погремушек, о чем нынешние родители не имеют представления! А вот свистком можно вызвать как злых духов, так и добрых, поэтому с ними надо быть поосторожнее. Очень пугливы колдовские силы к звону металла, особенно колоколов и колокольчиков. Потому бубенцами украшали конскую сбрую, оберегая себя в путешествии от порчи. Отправляясь из дома, вы врядли возьмете с собой колокольчик. А вот ключи всегда при вас. Подозревая неладное, позвените ими - это также оградительные звуки. Предохраниться от сглаза легче, чем от него избавиться. Вызванные им болезни нельзя вылечить с помощью обычных лекарств. Колдун может устранить причины зла.

Снять себе легкий сглаз можно с помощью заговора: "Встану я, раб Божий (имя), благословясь, перекрестясь, пойду из дверей в двери, из ворот в ворота, под красное солнышко, под светлый месяц, под черныя облака: есть у меня, раба Божия, - в чистом поле окиян-море, - на окияне-море стоит злат остров, на злате острове стоит престол, на злате престоле стоит Мать Пресвятая Богородица, с синяя моря пену сдувает и смахивает, - смахни с раба Божия (имя), 12 тишин, 12 камчужищев (название чирьев кучковатых и паховиков), 12 недужищев, 12 жировых, костных, ломовых, жильных и полужильных: ключи, замки - в воду, огонь в гору, во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Прочитать этот заговор трижды.


Такое понятие, как дурной глаз пришло к нам из глубокой древности, когда было популярно мнение о том, что некоторые люди способны оказывать сильное влияние на судьбу окружающих посредством простого взгляда. Таким образом они могли наводить болезни, тоску и прочие напасти. В настоящее время многие также пытаются любыми способами защитить себя и своих близких от дурного глаза. Экстрасенс рассказала о том, как можно избежать негативного влияния дурного глаза и о его опасностях в целом.

Считается, что наиболее уязвимыми для дурного глаза являются дети и младенцы, особенно если они некрещенные. Как рассказывает экстрасенс, наши глаза считаются одним из основных каналов, который позволяет выплеснуть в мир наши чувства, сфокусировать свои мысли и энергию. Не даром говорят, что по глазам можно многое узнать о характере и судьбе человека. В старину люди старались избегать общества обладателей дурного глаза, поскольку считалось, что посредством своей негативной энергии они способны навредить любому человеку, оказавшемуся рядом.

Причиной дурного глаза может стать зависть, жадность, ненависть, затаенная злоба или обида. У людей с дурным глазом, по словам экстрасенса, черствое холодное сердце и расчетливый ум. Такой человек никогда не поможет нуждающемуся, даже если это будет его близкий родственник, если не увидит в этом собственной выгоды. Чтобы защититься от дурного глаза, люди носили специальные амулеты и обереги , а также наизусть заучивали слова защитных молитв.

Она считает, что люди не обязательно рождаются с дурным глазом. Очень часто дурной глаз приобретают с опытом, часто негативным. Если в жизни какого-то конкретного человека то и дело происходят неприятности и неудачи, велика вероятность, что он будет чувствовать неудовлетворенность от собственной жизни. А там, где есть неудовлетворенность, всегда находится место и для зависти и недовольства. Зачастую именно зависть порождает в людях дурной глаз. Если человек долгое время копит в себе негативную энергию, не давая ей выхода, она может полностью поглотить его жизненную силу, обернув ее на вред окружающим. Такому человеку будет достаточно просто сказать или даже подумать «я хочу, чтобы он заболел» или что-то в этом роде, и в скором времени это обязательно случится.

Экстрасенс советует очень внимательно относиться к тому, о чем вы думаете и мечтаете. Будьте осторожны со своими желаниями, потому что в большинстве случаев мы сами становимся причиной своих неудач. Пусть в вашей жизни будет как можно больше радостных и приятных моментов. Почаще улыбайтесь и смейтесь. Постарайтесь общаться только с добрыми и отзывчивыми людьми. Будьте счастливы и не забывайте нажимать и

Наверно, ни одно из суеверий, возникших тысячи лет назад, не было столь распространенным, как вера в «дурной глаз» .

Если человек неожиданно заболевал неизвестной болезнью, то считалось, что его сглазили. Если переставали нестись куры, коровы не давали молока, падал скот, загорался дом — виноват был «дурной глаз» какой-нибудь местной ведьмы.

Особенно сильно вера в это явление была распространена в Европе в Средние века. Во всех странах пылали костры инквизиции, сжигали тысячи женщин, обвиненных в нанесении вреда посредством «сглаза».

Вера в «дурной глаз» повсеместно распространена и в наше время. Многие люди стыдятся признаться в этом. Тем не менее, войдя в доверие, можно услышать самые удивительные рассказы о случаях «сглаза» из уст высокообразованных и уважаемых людей.

Кроме сглаза, народ верит в «оговор». Растет, например, ребенок вполне здоровым, но вдруг встречает его соседка и говорит матери: «Какой у тебя парень здоровый вырос!» Слова эти произносятся «не в добрый час», и с этого времени ребенок начинает болеть, худеть и чахнуть.

Оговорить человека могут не только его враги, но и близкие люди (например, нанести такой вред ребенку может его собственная мать). В редких случаях человек может даже оговорить себя сам. Поэтому в разговоре крестьяне часто вставляют: «В час молвить», «не оговориться бы» и т. д. Считается, что эти слова-присказки предотвращают оговор.

В своей книге «О природе» Авиценна писал: «Часто душа влияет на чужое тело так же, как и на свое собственное — как, например, при воздействии дурным глазом».

Еще в Средние века наиболее передовые ученые догадывались, что глаз человека способен выделять загадочную энергию «од», которая может воздействовать на окружающих. Эту энергию удалось обнаружить только 120 лет назад, после того как была изобретена фотография.

Одним из первых, кто зафиксировал на фотопластинке загадочное излучение глаз, был парижский художник Пьер Буше. Это произошло случайно. Как он сам рассказывал, вечером он «напился до чертиков». Всю ночь в пьяном бреду ему снились гоняющиеся за ним черти с вилами. Рано утром, не выспавшись, он пошел в лабораторию: заказчики не могли ждать, и потому нужно было срочно проявить отснятые накануне фотопленки.

На рабочем столе вперемежку лежали кассеты — как экспонированные, так и чистые. Буше не стал разбираться, какие из них проявлять, какие нет — он проявил все. И остолбенел: с фотографических пластинок на него глядели те же мерзкие рожи ночных гостей с вилами.

Ученые заинтересовались этим явлением и вскоре в печати появились первые публикации о «психических фотографиях».

Признаки людей с дурным глазом

Вера в то, что взгляд обладает таинственной силой, которая может причинять вред другим людям, домашним животным и растениям, испокон веков распространена среди всех народов, живущих на земле.

Еще в Древней Римской империи существовал закон, согласно которому человек, виновный в сглазе, мог быть приговорен к смертной казни. О «дурном глазе» говорится в арабских сказках, скандинавских сагах, в преданиях австралийцев и ацтеков.

Вера в «дурной глаз» сохранилась и в наши дни. А раз люди боятся сглаза, то хотят знать, от кого он может исходить, и потому стремятся отыскать внешние признаки, отличающие человека, которого следует остерегаться.

Что это за признаки? Как определить, способен ли человек нанести вам вред своим взглядом?

Способы выявления обладателя «дурного глаза» различны у разных народов. Но всегда предполагается, что человека с «дурным глазом» выдают либо физические изъяны, бросающиеся в глаза, либо странности в поведении и облике. Так, в древности римляне и греки остерегались людей, страдающих косоглазием (кстати, косоглазие — один из признаков телепатических способностей), людей с большими глазами навыкате, а также лиц с глубоко посаженными маленькими глазками. Особую настороженность вызывали люди, у которых радужные оболочки глаз имели разный цвет (например, один глаз голубой, а другой карий).

Жители южных районов Земли, где преимущественно проживали черноглазые аборигены, обычно сторонились голубо- и сероглазых людей, и, наоборот, люди с севера побаивались людей с темными глазами.

Чувство страха вызывали люди с пышными бровями, а также те, у кого,брови срослись.

Другие признаки, по которым можно отличить людей, обладающих «дурным глазом»:

1. Одноглазые люди (поскольку одноглазый человек всегда будет завидовать человеку с двумя глазами; наверно, поэтому у многих народов силы зла всегда воплощает одноглазый великан).

2. Беззубые люди или люди с неприятным запахом тела.

3. Люди, у которых с цвет лица отличается от нормального (желтоватый, землистый).

4. Люди, страдающие худобой.

5. Люди, стремящиеся к уединению (одинокие, замкнутые, молчаливые).

6. Люди, разговаривающие сами с собой.

7. К людям, способным сглазить, в некоторых странах причисляли монахов нищенствующих орденов (Италия), монахов с длинными и распущенными бородами (Неаполь), кузнецов, канатчиков, бондарей (Бретань) и вообще всех нищих.

Во все времена было распространено мнение, что старые уродливые женщины обладают «дурным взглядом» и являются ведьмами. Еще Пифагор советовал никуда не ходить и оставаться дома, если у дверей встречалась уродливая старуха.

Дурной глаз ведьмы

Во времена инквизиции обладателей «дурного глаза» разыскивали по всей Европе и беспощадно сжигали на кострах. Понятия «сглаз» и «ведьма» всегда были неотделимы друг от друга. Процессов над ведьмами и колдунами становилось все больше. Требовалось научное обоснование выдвигаемых обвинений, и оно не заставило себя долго ждать. Изучением чародейства занимались все крупнейшие философы и богословы того времени.

Одним из них был святой Фома Аквинский. Путем философских размышлений он пришел к выводу, что «вследствие сильного душевного напряжения происходят изменения и перемещения в элементах человеческого тела.

Главным образом они связаны с глазами, которые посредством особого излучения заражают воздух на значительном расстоянии».

Фома Аквинский был убежден, что взгляд людей, склонных к злу, ядовит и несет порчу. В первую очередь он вредит детям, отличающимся большой впечатлительностью. Святой Фома добавлял, что «с божьего попущения или по какой-либо другой скрытой причине не обходится здесь без злобы дьявола, если женщина заключила с ним союз».

В Средние века считалось, что обладателями «дурного глаза» чаще всего бывают менструирующие женщины. «Новые и чистые зеркала становятся мутными, когда в них смотрит женщина во время менструации»,— такое мнение было распространено во многих странах. Некоторые авторы рассказывали о случаях, когда в присутствии таких женщин рвались струны музыкальных инструментов, вяли огурцы и тыквы.

В декабре 1484 года папа Иннокентий VIII обнародовал буллу, в которой говорилось, что многие люди в Германии и некоторых других странах «своим колдовством, чарованиями, заклинаниями и другими ужасными суеверными порочными и преступными деяниями причиняют женщинам преждевременные роды, насылают порчу на приплод животных, хлебные злаки, виноград на лозах и плоды на деревьях, равно как портят мужчин, женщин, домашних животных и других животных, а также виноградники, сады, луга, пастбища, нивы, хлеба и все земные произрастания; что они нещадно мучают как внутренними, так и наружными ужасными болями мужчин, женщин и домашних животных; что они препятствуют мужчинам производить, а женщинам зачинать детей и лишают мужей и жен способности исполнять свой супружеский долг; что, сверх того, они кощунственными устами отрекаются от самой веры, полученной при святом крещении, и что они, по наущению врага рода человеческого, дерзают совершать и еще бесчисленное множество всякого рода несказанных злодейств и преступлений, к погибели своих душ, к оскорблению божеского величия и к соблазну для многого множества людей».

Борьбу с ведьмами в Германии и Франции возглавили члены ордена доминиканцев профессора богословия Г. Инститорис и Я. Шпренгер. Они не только руководили расследованиями и казнями тысяч людей, но и составили руководство для инквизиции «Молот ведьм», где рассказывалось о способах колдовства и признаках, по которым можно было угадать ведьму. В этой же книге говорилось и о дурном глазе.

«Может случиться,— писали Г. Инститорис и Я. Шпренгер,— что мужчина или женщина, бросив взгляд на тело мальчика, производит в нем некоторые изменения с помощью дурного глаза, воображения или чувственной страсти.

Чувственная страсть соединена с известным изменением тела. Глаза же легко воспринимают впечатления. Поэтому часто случается, что внутреннее дурное возбуждение дает им дурной отпечаток. Сила воображения легко отражается в глазах вследствие их чувствительности и близости центра воображения от органов чувств.

Если глаза полны вредительских свойств, то может случиться, что они придают окружающему воздуху дурные качества. По воздуху они достигают до глаз мальчика, на которого смотрят, и достигают через них до внутренних его органов. В результате он лишается возможности переваривать пищу, телесно развиваться и расти.

Опыт позволяет в этом воочию убедиться. Мы видим, что страдающий болезнью глаз человек может-временами своим взглядом навести порчу на того, кто на него посмотрит. Это происходит потому, что глаза, полные злых свойств, заражают окружающий воздух, через который заражаются и здоровые глаза того, кто на них посмотрит.

Заражение передается по прямой линии... При этом воображение того, кто полагает, что может заразиться, имеет большое значение».

Похожие публикации