Крымские татары не будут служить в российской армии

Т атары являются вторым по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации.

Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России.

Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации.
Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов (арабов, славян и других).
Существуют и различные интерпретации этнонима «татары». Этот вопрос весьма актуален в настоящее время.
Одни исследователи выводят происхождение этого слова от «горного жителя», где «тат» имеет значение «горы», а «ар» – «жителя», «человека» (А.А.Сухарев. Казанские татары. СПБ, 1904, с.22). Другие – этимологию слова «татары» к древнегреческому «гонец» (Н.А.Баскаков. Русские фамилии тюркского происхождения. Баку, 1992, с.122).
Известный тюрколог Д.Е.Еремев происхождение слова «татары» связывает с древнетюркским словом и народом. Первый компонент слова «тат» он связывает с названием древнеиранского народа. При этом он ссылается на информацию древнетюркского хрониста Махмуда Кашгари о том, что «татам» тюрки называли тех, кто говорит на фарси, то есть на иранском языке. Первоначальное значение слова «тат» было, скорее всего, «перс», но затем этим словом на Руси стали обозначать все восточные и азиатские народы (Д.Е.Еремеев. Семантика тюркской этнонимии. – Сб. «Этнонимы». М., 1970, с.134).
Таким образом, полная расшифровка этнонима «татары» еще ждет своего исследователя. А пока, к сожалению, и в настоящее время груз устоявшихся традиций, стереотипов о монголо-татарском иге заставляет большинство людей мыслить сильно искаженными категориями об истории татар, об их истинном происхождении, о татарской культуре.
По данным переписи 1989 года, на территории СССР, проживали около 7 млн. человек. Из них в РСФСР - более 5,5 млн. или 83,1% от указанного числа, в том числе в Татарстане - более 1,76 млн. человек (26,6%).
В настоящее время татары составляют чуть больше половины населения Татарстана - своей национальной республики. В то же время число проживающих за пределами Татарстана составляет в Башкортостане -1,12 млн. чел, Удмуртии -110,5 тыс. Мордовии - 47,3 тыс. Марий Эл - 43,8 тыс., Чувашии - 35,7 тыс. Кроме того, татары проживают также в областях Поволжья, Урала и Сибири.

Татары - один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период "великих строек социализма". Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. В результате распада СССР в ближнем зарубежье оказались татары, жившие в бывших союзных республиках - Узбекистане (467,8 тыс.), Казахстане (327,9 тыс.), Таджикистане (72,2 тыс.), Киргизии (70,5 тыс.), Туркмении (39,2 тыс.), Азербайджане (28 тыс.), Украине.(86,9 тыс.), в странах Балтии (14 тыс.). Уже за счет реэмигрантов из Китая. Tурции и Финляндии с середины XX века образовались татарские национальные диаспоры в США, Японии, Австралии, Швеции.


По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного тюркского государства - Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был так называемый "идель теркисе" или старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском (половецком) языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный литературный язык на основе среднего диалекта возник во второй половине XIX и начале XX веков.

В древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье. С момента добровольного принятия Ислама одними из предков татар, волжско-камскими булгарами - татары пользовались арабской письменностью, с 1929 года по 1939 год - латинской графикой, с 1939 года используют кириллицу с дополнительными знаками.


Современный Татарский язык, относящийся к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи, подразделяется на четыре диалекта: средний (казанскотатарский), западный (мишарский), восточный (язык сибирских татар) и крымский (язык крымских татар). Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой - фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами.
Татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.

Этноним "татары" - древнего происхождения, однако как самоназвание современных татар он был принят лишь в ХIХв., а Древние татары -тюркские племена жили на территории сегодняшней Евразии. Нынешние татары (казанские, западные, сибирские, крымские) не являются прямыми потомками древних татар, пришедших в Европу вместе с войсками Чингисхана. Сложились они в единую нацию под названием татары, после того, как им дали такое название европейские народы.

Существует мнение историков, что название «татары» произошло от названия большого влиятельного рода «Тата», из которого происходили родом многие тюркоязычные военачальники государства "Алтын Урта" (Золотая середина), более известного под названием «Золотая Орда».

Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских.


По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов. Современный Татарский этнос зародился параллельно с русским. Современные татары являются тюркоязычной частью коренного населения России, которая в силу большей территориальной приближенности к Востоку выбрала не Православие а Ислам. 99% верующих татар - это мусульмане-сунниты умеренного ханафитского толка.

Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность - это неизменная часть татарского национального характера.

Традиционная пища татар – мясная, молочная и растительная - супы, заправленные кусочками теста (токмач-лапша, чумар), каши, хлеб из кислого теста, лепешки кабартма. Национальные блюда - бялеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса(перямяч), нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле,ичпочмак, губадия, катыклы салма, чак-чак (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовят вяленую колбасу - казылык или казы. Лакомством считается вяленый гусь (каклаган каз). Молочные продукты - катык (особый вид кислого молока), сметана, творог. Напитки - чай, айран (тан) - смесь катыка с водой (употребляется в основном летом).


Татары во всех оборонительных и освободительных войнах всегда принимали активные участие. По числу "Героев Советского Союза" татары занимают четвертое место, а по процентному соотношению количества героев на весь народ - первое. По числу Героев России - у татар второе место.

Из татар выдвинулись такие военачальники, как генерал армии М.А.Гареев, генерал-полковники P.C.Акчурин и Ф.Х.Чураков, вице-адмирал М.Д.Искандеров, контр-адмиралы З.Г.Ляпин, А.И.Бичурин и др. Выдающиеся ученые - академики Р.З.Сагдеев (физико-химик), К.А.Валиев (физик), Р.А.Сюняев (астрофизик), и другие.


Татарская литература является одной из самых древних в РФ. Самый древний литературный памятник - поэма "Сказание о Юсуфе" булгарского поэта Кул Гали, написанная в 1236 году. Среди известных поэтов прошлого можно назвать М.Сараи-Гулистани (XIV век), М.Мухаммадьяра (1496/97-1552), Г.Утыз-Имяни (1754-1834), Г.Кандалый (1797-1860). Из поэтов и писателей XX века - классиков татарской литературы Габдуллу Тукая, Фатиха Амирхана, литераторов советского периода - Галимзяна Ибрагимова, Хади Такташа, Маджита Гафури, Хасана Туфана, поэта-патриота, Героя Советского Союза Мусу Джалиля, Сибгата Хакима и многих других талантливых поэтов и писателей.

Одним из первых среди тюркских народов у татар возникло театральное искусство. Наиболее выдающиеся артисты это: Абдулла Кариев, артист и драматург Карим Тинчурин, Халил Абджалилов, Габдулла Шамуков, актеры: Чулпан Хаматова, Марат Башаров Рената Литвинова, актёр и режиссер Сергей Шакуров, режиссер Марсель Салимжанов, оперные певцы - Хайдар Бигичев и Зиля Сунгатуллина, народные певцы Ильгам Шакиров и Альфия Афзалова, популярные исполнители - Ринат Ибрагимов, Земфира Рамазанова, Салават Фатхутдинов, Айдар Галимов, Малика Разакова, молодой поэт и музыкант Рустам Аляутдинов.
Изобразительное искусство татар: В первую очередь это художник- патриарх Баки Урманче, и многие другие выдающиеся татарские художники.

Спортивные достижения татар так же постоянно дают о себе знать:

Борьба- Шазам Сафин, чемпион Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки по Греко-Римской борьбе.
Художественная гимнастика- Олимпийская чемпионка, и многократная чемпионка мира Алина Кабаева, чемпионки мира Амина Зарипова и Ляйсан Утяшева.
Футбол- Ринат Дасаев, вратарь N 1 во всем мире в 1988 году, вратарь команды «Спартак», участники футбольной сборной ЧМ 2002 атакующий полузащитник сборной России Марат Измайлов ("Локомотив"-Москва), обладатель Кубка России 2000/01; серебряный призер чемпионата России 2001 года, и голкипер сборной России, "КАМАЗ" (Набережные Челны); "Спартак" (Москва); "Локомотив" (Москва); "Верона" (Италия) Руслан Нигматуллин, Хоккей- Ирек Гимаев, Сергей Гимаев, Зинэтула Билялетдинов, Теннис- чемпион мира Марат Сафин, и многие многие другие.

Известные россияне – выходцы из татарских родов

Татарские корни имеют многие известные дворянские роды России. Апраксины, Аракчеевы, Дашковы, Державины, Ермоловы, Шереметевы, Булгаковы, Гоголи, Голицыны, Милюковы, Годуновы, Кочубеи, Строгановы, Бунины, Куракины, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы, Юсуповы – всех не перечислить. Кстати, происхождение графов Шереметевых помимо фамилии подтверждается и фамильным гербом, на котором имеется серебряный полумесяц. Дворяне Ермоловы, например, откуда вышел генерал Алексей Петрович Ермолов, родословную начинают так: "Предок этого рода Арслан-Мурза-Ермола, а по крещению названный Иоанном, как показано в представленной родословной, в 1506 году выехал к Великому князю Василию Ивановичу из Золотой Орды." Сказочно обогатилась Русь за счет татарского народа, таланты текли рекой. Князья Куракины на Руси появились при Иване III, род сей идет от Ондрея Курака, который был отпрыском ордынского хана Булгака, признанного родоначальника великорусских князей Куракиных и Голицыных, а также дворянской фамилии Булгаковых. Канцлер Александр Горчаков, род которого происходил от татарского посла Карач-Мурзы. Дворяне Дашковы - тоже выходцы из Орды. И Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы (от мурзы Чета, выехавшего из Орды в 1330 году), Глинские (от Мамая), Колокольцевы, Талызины (от мурзы Кучука Тагалдызина)... О каждом роде желателен отдельный разговор - много, очень много сделали они для России. Об адмирале Ушакове слышал каждый российский патриот, а о том, что он тюрк, знают лишь единицы. От ордынского хана Редега идет этот род. Князья Черкасские происходят от ханского рода Инала. "В знак подданства, - записано в их родословной, - отправил к государю сына своего Салтмана и дщерь княжну Марию, которая потом была в супружестве за царем Иоанном Васильевичем, а Салтман по крещению назван Михаилом и пожалован в бояре".
Но даже по названным фамилиям видно, что татарская кровь сильно повлияла на генофонд русского народа. В среде русского дворянства более 120 известных татарских родов. В шестнадцатом веке среди дворян по численности преобладали татары. Даже к концу девятнадцатого века в России насчитывалось примерно 70 тысяч дворян, имеющих татарские корни. Это составляло более 5 процентов от общего числа дворян всей Российской империи.
Немало татарской знати исчезло навсегда для своего народа. Об этом неплохо рассказывают родословные книги российского дворянства: "Общий Гербовник Дворянских Родов Всероссийской империи", начатый в 1797 году, или "История родов русского дворянства", или "Русская родословная книга". Исторические романы блекнут перед ними.
Юшковы, Суворовы, Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы, Бибиковы, Чириковы... Чириковы, например, вышли из рода хана Берке, брата Батыя. Поливановы, Кочубеи, Козаковы...
Копыловы, Аксаковы (аксак - значит "хромой"), Мусины-Пушкины, Огарковы (первым из Золотой Орды пришел в 1397 году Лев Огар, "мужчина роста великого и воин храбрый"). Барановы... В их родословной записано так: "Предок рода Барановых мурза Ждан, по прозвищу Баран, а по крещению названный Даниилом, приехал в 1430 году из Крыма".
Карауловы, Огаревы, Ахматовы, Бакаевы, Гоголь, Бердяевы, Тургеневы... "Предок рода Тургеневых мурза Лев Турген, а по крещению названный Иоанном, выехал к Великому князю Василию Иоанновичу из Золотой Орды..." Этот род относился к аристократическому ордынскому тухуму, так же как и род Огаревых (их российский родоначальник - "мурза честным именем Кутламамет, по прозвищу Огарь").
Карамзины (от Кара-мурзы, крымца), Алмазовы (от Алмазы, по крещению названного Ерифеем, приехал он из Орды в 1638 году), Урусовы, Тухачевские (их родоначальником в России был Индрис, выходец из Золотой Орды), Кожевниковы (идут от мурзы Кожая, с 1509 года на Руси), Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Тимирязевы (был такой Ибрагим Тимирязев, приехавший на Русь в 1408 году из Золотой Орды).
Чаадаевы, Таракановы... а продолжать придется долго. Десяткам так называемых "русских родов" начало положили татары.
Росла московская бюрократия. У нее в руках собиралась власть, Москве действительно не хватало образованных людей. Надо ли удивляться, что носителями более трехсот простых русских фамилий тоже стали татары. По некоторым оценкам, в России до половины русских - имеют татарские корни.
В XVIII веке правители составили нынешнюю этнографическую карту: целые губернии записали в "славянство". Так Россия и стала такой, о которой кипчак из тухума (рода) Турген сказал: "На тысячи верст кругом Россия".
Тогда, в XVIII веке - всего-то двести лет назад - жители Тамбовской, Тульской, Орловской, Рязанской, Брянской, Воронежской, Саратовской и других областей назывались "татарами". Это же бывшее население Золотой Орды. Поэтому старинные кладбища в Рязани, Орле или Туле поныне называются татарскими.

Защитники Отечества

Татарские воины честно служили России. "Будь не только сыном своего отца, но и будь также сыном своего Отечества" – гласит татарская народная пословица. То, что татары и русские в религиозном отношении якобы всегда противостояли друг другу, – миф, выдуманный нашими общими недругами. Во время войны 1812 года в Казанской губернии было сформировано 28 татарско-башкирских полков. Именно эти полки под командованием зятя Кутузова, татарского князя Кудашева, активного участника Бородинского сражения, наводили ужас на наполеоновских солдат. Татарские полки вместе с русским народом освобождали европейские народы от оккупации наполеоновских войск.
В армии в силу национальной и религиозной особенности татарам был сделан ряд послаблений, в основе которых лежало уважение к исповедуемой ими религии. Татарам не давали свинины, не подвергали телесным наказаниям, не муштровали. На флоте русским морякам выдавали чарку водки, а татарам – на ту же сумму – чай и сладости. Им не запрещалось омовение по несколько раз в день, как принято у мусульман перед каждым намазом. Их сослуживцам категорически запрещалось насмехаться над татарами и говорить плохое об исламе.

Великие ученые и писатели

Татары верой и правдой служили Отечеству, не только сражаясь за него в бесчисленных войнах. В мирной жизни они дали ему немало знаменитых людей – ученых, писателей, художников. Достаточно назвать таких ученых, как Менделеев, Мечников, Павлов и Тимирязев, исследователей Севера Челюскина и Чирикова. В литературе – это Достоевский, Тургенев, Языков, Булгаков, Куприн. В области искусства – балерины Анна Павлова, Галина Уланова, Ольга Спесивцева, Рудольф Нуриев, а также композиторы Скрябин и Танеев. Все они – россияне татарского происхождения.

Политика в Крыму сейчас направлена на принудительную депортацию коренного населения и обычных крымчан. Об этом лидер крымских татар Мустафа Джемилев рассказал в эфире программы "Храбрые сердца" на телеканале "1+1".>.

"Сейчас власть всем раздает повестки с призывом в российскую армию. Ясно, что крымские татары не будут служить в российской армии. А поскольку они будут отказываться от призыва, то им грозит тюремное заключение", - говорит Джемилев.

Он отметил, что отказываясь от службы в российской армии, татарам придется вместе с семьями переезжать на территорию материковой Украины. А призывники пополнят украинскую армию.

"Наверное, придется где-то на границе с Крымом, в Херсонской области создавать какие поселения. Мужчины, конечно, будут в украинской армии", - сказал он.

Также, по словам лидера крымскотатарского народа, сейчас в АТО принимают участие около 450 крымских татар в составе различных военных формирований на стороне Украины.

"Это общее количество, по разным батальонам и образованиям. Кажется сначала, что цифра мала, но если учитывать, что крымские татары составляют 0,6% всего населения Украины, это много. Ну и если считать, что в целом в конфликте задействованы около 50 000 людей", - отметил Джемилев.

18 тысяч человек на сегодняшний день выехали с территории Крыма, более половины из них - крымские татары, рассказал Джемилев.

"Эти люди уехали, в основном, в далекие области. Нам бы хотелось, чтобы крымчане переезжали больше в области, граничащие с Крымом, близкие к нему. Тогда им было бы легче вернуться назад. Жилье для переселенцев, живущих сейчас на неоккупированных территориях, должно быть не временным, как палатки или что-то другое, а постоянным, полноценным. Чтобы потом, когда крымчане вернутся в Крым, они смогли продать жилье здесь, чтобы купить что-то там", - говорит лидер крымскотатарского народа.

Для крымчан необходимо создать отдельный канал, чтобы свободно распространять правдивую информацию, отмечает лидер крымских татар.

"Канал нужно сделать, хотя это дорого. Сейчас российское телевидение зомбирует людям мозги. Если будет команда, можно собираться и работать, насколько хватит сил. Также мы считаем, что в первую очередь нужно создать собственную информационную службу. Планируем на платной основе привлекать журналистов, юристов, чтобы тема Крыма не сходила со страниц украинской и мировой прессы, чтобы ее обсуждали - а обсуждать там есть много чего", - добавляет он.

"Крым будет освобожден. Надо усиливать санкции"

Крымский полуостров будет освобожден из-под российской власти, это лишь вопрос времени, отмечает Мустафа Джемилев.

"Меня часто просят назвать дату, год. Я не могу этого знать. Ну вдруг я скажу, что через год, а на самом деле за несколько месяцев - кто я буду после этого? Без сомнения, он обязательно будет освобожден. Если сейчас, в 21 веке, закрыть глаза на такой бандитизм, ситуация будет только ухудшаться", - сказал Джемилев.

По его мнению, основной метод достижения цели - усиление санкций против России.

"Надо усиливать санкции. Я говорил об этом с Ангелой Меркель . Она заверила меня, что санкции не будут ослаблять, пока оккупированные территории полностью не будут освобождены. Конечно, есть страны, которые зарабатывают на этой ситуации, и это ослабляет их. Но в целом, я думаю, если так будет продолжаться, то где-то полтора года хватит, чтобы Россия перестала выделываться и делать из себя сверхдержаву", - добавляет Джемилев.

Напомним, 16 марта при военной и политической поддержке Российской Федерации в Крыму состоялся неконституционный"референдум" о самоопределении, который не признали ни международное сообщество, ни Украина.

После этого президент России Владимир Путин подписал закон о присоединении Крыма и Севастополя к России на правах субъектов федерации.

В российской армии служить по контракту изъявили желание 1,5 тыс. жителей полуострова.

Известно, что рекрутская система комплектования армии появилась в России при Петре I в 1699 году. С 1722 года царским указом она была распространена на татар, хотя фактически пополнять татарами новую русскую армию стали значительно раньше.

В 1737 году вышел именной императорский указ о комплектовании военно-морского флота наполовину иноверцами, наполовину жившими у моря русскими – жителями Архангелогородской губернии. По этому же указу инородцами комплектовались пехотные полки, находившиеся в Остзейском крае (современная Прибалтика).

В 1738 году на флот из Казанской, Симбирской, Астраханской, Сибирской губерний и Уфимской провинции был направлен 2761 рекрут.

«Генеральное учреждение о сборе в государстве рекрут…» от 1766 года еще раз подтвердило этот принцип комплектования.

Служба в армии и на флоте в то время даже среди русских крестьян считалась необычайно тяжелой. Это был совершенно другой мир, о котором крестьянский сын ничего не знал. Даже одежда кардинально отличалась от той, которую носили крестьяне.

Вот как описывал солдатскую одежду XVIII в. генерал-фельдмаршал князь Потемкин: «Словом, одежда войск наших и аммуниция такова, что придумать почти нельзя лучше к угнетению солдатов, тем паче, что он, взят будучи из крестьян в 30 почти лет возраста, узнает узкие сапоги, множество подвязок, тесное нижнее платье и пропасть вещей, век сокращающих…».

Сюда следует добавить и жестокое обращение офицеров (прежде всего, иностранцев, которых немало было в русской армии) с «нижними чинами».

«Вот тебе три мужика, сделай из них одного солдата», «Двоих забей, но одного выучи» - такими «педагогическими» наставлениями зачастую руководствовались офицеры при обучении солдат и матросов. А если учесть, что призываемые на службу инородцы практически не знали русского языка…

«…Молодой солдат Мухамеджинов, татарин, едва понимавший и говоривший по-русски, окончательно был сбит с толку подвохами своего начальства - и настоящего, и воображаемого. Он вдруг рассвирепел, взял ружье на руку и на все убеждения и приказания отвечал одним решительным словом: - З-заколу! - Да постой... да дурак ты... - уговаривал его унтер-офицер Бобылев. Ведь я кто? Я же твой караульный начальник, стало быть... - Заколу! - кричал татарин испуганно и злобно и с глазами, налившимися кровью, нервно совал штыком во всякого, кто к нему приближался. Вокруг него собралась кучка солдат, обрадовавшихся смешному приключению и минутному роздыху в надоевшем ученье…» (А.Куприн. «Поединок»).

Служба на флоте была, пожалуй, самой тяжелой.

Корабли того времени с точки зрения современного человека были совершенно не пригодны для жизни.

Начать с того, что места на кораблях было просто мало: в среднем на одного матроса приходилось около одного метра жилой площади. Однообразный рацион и отсутствие витаминов способствовали возникновению цинги, которая в дальних плаваниях буквально выкашивала экипажи. Работа с парусами выполнялись исключительно вручную. На больших кораблях могло быть до 250 ручных талей – тросов, которыми поднимали реи и паруса. Их нельзя было путать во избежание поломок и аварий.

Уставы первоначально не предусматривали возможности отправления религиозных обрядов иноверцами. В «Своде военных постановлений» 1839 года (Собрание всех законов, регулировавших жизнь вооруженных сил с 1716 года) лишь вскользь упоминаются иноверцы, которые «присягают по своим обрядам». Уставом Внутренней службы полковому священнику лишь было предписано: «… с солдатами иностранных вероисповеданий отнюдь не вступать ни в какие прения о вере», однако с 1838 года Именными Указами императора для «исполнения духовных треб между нижними чинами магометанского закона» в разные города Российской империи назначались официальные муллы. Такие муллы были в Симбирске, Казани, Уфе, Анапе, Отдельном Оренбургском корпусе, Финляндии, Отдельном Кавказском корпусе, в округах военного поселения, «при штабе войск в Царстве Польском» в Варшаве (с 1865 года).

Позднее в «Своде…» появилась статья о том, что «иноверцы…исполняют религиозные обязанности в церквях своего вероисповедания», а в 1869 году - особая форма присяги для «магометан». Тем не менее, еще в конце XVIII века – в годы правления Павла I солдатам-мусульманам петербургского гарнизона по инициативе муллы Юсупова было позволено собираться на богослужения в Таврическом дворце. Кроме того, командиры частей, где служили мусульмане, не препятствовали выбирать внештатных мулл из числа военнослужащих.

В 1845 году Именным Указом императора в военных портах «для исправления духовных треб по обряду магометанской веры» учреждались должности имамов, а Кронштадтском и Севастопольском портах - имама и его помощника.

В 1846 году были узаконены должности имамов, избираемых из числа нижних чинов в Гвардейском корпусе. Срок службы таких имамов должен был быть равен «со сроком службы сих чинов».

В 1849 году Именным указом было разрешено нижних чинов, претендующих на должность внештатных мулл в воинских частях, «экзаменовать в познаниях веры во всякое время, когда в местах расположения войск будут находиться магометанские Муллы».

С 1857 года таких нижних чинов стали отправлять для сдачи экзаменов в Оренбургское Магометанское Духовное собрание.

С 1860 года муллы появились при военных госпиталях.

Избираемые в муллы нижние чины носили солдатскую форму, им не разрешено было иметь бороды. По истечению срока службы они могли подобно другим военнослужащим, выйти в отставку.

В среде российских офицеров отношение к татарам-мусульманам было неоднозначным.

Так, исповедание ислама рассматривалось многими из них как недостаток.

«Контингент этот, подчиняя свою жизнь, деятельность и направление своим невежественно фанатическим убеждениям с поступлением в ряды христианствующей армии очутится в весьма странном положении: или он должен будет на все время своей службы отречься от своей обрядности и сделаться по наружности индифферентным мухаммеданином, или ему придется ко вреду службы пользоваться особыми льготами… », - писал полковник Генерального штаба, Действительный член Императорского Русского Географического общества А.Ф. Риттихъ в своей книге «Племенной состав контингентов русской армии». Далее по тексту, посвященному татарам, господин полковник вообще показывает себя как примитивный шовинист: «К особенностям татар следует отнести им присвоенный запах пота и от испарений, происходящий, как полагают, от употребления конского мяса. По одному этому можно, определить какой участок представлен к набору [рекрутскому], русский или татарский».

Опровергая столь несправедливую оценку некоторыми высокопоставленными офицерами солдат и матросов-татар можно привести несколько примеров их исключительной воинской доблести.

Например, в списках 91 Георгиевского кавалера Гвардейского морского экипажа «за французскую кампанию 1812-1814 годов» значится матрос-татарин Муртаза Мурдалеев. Стоит отметить, что в то время существовала одна степень награждения нижних чинов Георгиевским крестом, и эта награда являлась единственной для них в то время. Учитывая, что штатная численность экипажа составляла 518 человек, и она, как минимум, два раза обновлялась за время кампании, становится ясно, что Мурдалеев был одним из лучших матросов экипажа.

Кроме того, как и все русские гвардейцы - участники битвы при Кульме, он получил от прусского короля Железный крест.

Храбро действовали матросы-татары при отражении англо-французского десанта во время обороны города Петропавловск-на Камчатке во время Крымской войны в 1854 году. Вот выдержка из донесения по итогам боя, составленного руководителем обороны города адмиралом Завойко: «Матрос 1 степени Халит Саитов, отбиваясь от наскочившей на него толпы английских солдат, троих положил на месте. Матрос Бикней Диндубаев, будучи ранен пулею, продолжал сражаться…Унтер-офицер Абубакиров, имея четыре раны, хотя и легкие, но также из которых кровь лилась ручьями; я его сам перевязал, а он отправился снова в дело…». Абубакиров за свой подвиг был награжден Георгиевским крестом в числе других 16 нижних чинов.

Наконец, в самое элитное подразделение уже даже не армии, а гвардии – роту Дворцовых Гренадер при ее формировании в 1827 году был зачислен Рахмет Каримов – заслуженный ветеран Семеновского гвардейского полка, награжденный Георгиевским крестом за участие в войнах с Наполеоном и знаком отличия ордена св. Анны за 20-летнюю беспорочную службу. Стоит отметить, что в роте было всего 120 нижних чинов, и сама рота комплектовалась из самых заслуженных солдат гвардейских полков по личному выбору их командиров.

…Отслужив положенные 25 лет, возвращались татары-ветераны русской армии в родные деревни. Возвращалось их намного меньше, чем уходило – только треть всех призванных рекрутов доживала до конца срока службы. Это были уже пожилые люди, чья молодость прошла в служении Отечеству…

Солдат отставной я, не что иное,
Не унтер, а просто солдат отставной я!
В солдатчине молодость вся и осталась,
До дома со мной добрела только старость.
Всю жизнь в аккурат прослужил до отказа,
Исправный – наказан я не был ни разу.
Награда? В награду рука генерала
Меня, старика, по плечу потрепала.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Поиск по "татары в армии ". Результатов: армии - 1730 , татары - 174 .

Результаты с 1 по 20 из 32 .

Результаты поиска:

1. Ползком вдоль "красной нити" Речь шла о том, чтобы разобраться, от кого поступают в “МК” компрометирующие армию материалы”.
САНЫЧ и ТАТАРИН остались публике неизвестными. “Морозов: - (...) Скорцени, Максим, Никодимыч... Супруга: - Они тоже, как волки, сами по себе. Морозов: - Саныч, Мурзилка, Татарин ... 2. Сокровенные тайны "короля Донбасса" в пяти частях: Отец сестер был категорически против этой связи, он считал, что его русской дочке унизительно связывать свою судьбу с татарином .
- Вроде бы да. - Может, был в армии ?
Дата: 17.01.2008 3. Она - генеральская дочка, а он писаришка штабной. И когда однажды некая желтая газета случайно узнала, что в студенческие годы она родила сына, от однокурсника, от татарина из Уфы [Вилена Хайруллина], и напечатала это сенсационное открытие, а вслед за ней напечатали другие, перевирая по обыкновению...
Таким «отцом» оказался впоследствии главный редактор газеты «Московский комсомолец», в которой Валя, придя после армии , работал курьером.
Дата: 09.11.2001 4. Завет Ф.Бобкова: "Никогда ни в чем не признавайтесь! Даже если муж поймал вас за хуй на своей жене". В начале девяностых, когда уже не существовало ни СССР, ни КГБ, а генерал армии Бобков был одним из десятков генеральных инспекторов Министерства обороны, я был на встрече журналистов с министром культуры России, проходившей в Центральном доме...
Как он стремился вернуть крымских татар в Крым, немцев - в Поволжье, турок-месхетинцев - в Грузию.
Дата: 08.12.2000 5. 100 самых влиятельных украинцев (рейтинг журнала "Новое Время"). А если к этой армии , состоящей из полицейских и бойцов Нацгвардии, добавить находящихся под кураторством главы МВД сотрудников спасательной и миграционной служб, а также пограничников, то число украинцев, выполняющих приказы Авакова, составит уже 373 ...
... коррупции 32. Вадим Новинский, бизнесмен, народный депутат от Оппозиционного блока 33. Мустафа Джемилев, лидер крымских татар , народный депутат от БПП, уполномоченный президента по делам крымскотатарского народа 34. Вячеслав Климов, бизнесмен...
Дата: 31.08.2018 6. Бои без правил за деньги. ... и ничем не занимавшиеся, но выросшие на улице и научившиеся драться там. На моем ринге в первом бою выступали Пропеллер и восточного типа боец по кличке Татар . Если судить по внешним факторам, то Татар должен бьи убить Пропеллера с одного удара...
Он недавно отслужил в ВДВ. До армии занимался боксом. - Мне мой братан сказал, что здесь такие бабки заработать можно, - разговорился он. - Главное - отбор пройти. Ну ничего, больше чем дембеля в армии по мордам никто не сунет.
Дата: 01.04.2002 7. 5. Религия. Японии удалось отстоять свою политическую независимость, но только при помощи жестких реформ, благодаря которым государство, армия , экономика и образование Японии были перестроены по германскому образцу.
Татарин , например, в первую очередь татарин и только Затем - мусульманин.
Дата: 08.07.2005 8. Александр Баркашов: "Ев(Ф)рейтор на букву “Б” В 1972-1974 годах Баркашов служил в армии в подразделении, которое готовило “воинов-интернационалистов” для Ближнего Востока.
Баркашов считает, что “будь человек хоть мордвином, хоть татарином .
Дата: 01.01.2000 9. Анатолий Быков: После службы в армии он окончил факультет физвоспитания и военной подготовки Красноярского педагогического института.
Основными исполнителями убийств стали члены группировки Татаренкова (Татарина ).
Дата: 01.10.2002 10. Чекисты XXI века. Эта армия секретных офицеров ФСБ скрыта от остальной части общества и работает в совершенной тайне, отправляя отчеты начальству в ФСБ и активно вербуя новых сотрудников.
Он похож на кого угодно, только не на полковника ФСБ. Этнический татарин , в юности он добровольно пошел в КГБ из идеалистических побуждений.
Дата: 26.10.2010 11. Бармалей.ру. Соучредителем голубевского ООО «Балтийский флагман» стал осуждённый за вымогательство Али Беглов, более известный в авторитетных кругах, как Алик Татарин .
... доктор Санкт-Петербургской государственной Академии физкультуры (ректор Таймазов не даёт комментариев) и кавалер значка «Ветеран спорта Брянской области» бессменно руководит учреждённой всё тем же «Адамантом» Федерацией Бокса «Спортивный клуб армии ...
Дата: 16.10.2009 12. 6. Кому принадлежит будущее. Но мы не должны забывать, что Россию создали не мусульмане, не татары , не немцы, не евреи и не грузины.
Военная победа американской армии в Ираке, так же как и военная победа Российской армии в Чечне, ничего не даст, пока внутри самой Америки, России и Европы будет гаснуть христианская вера, слабеть европейская культура.
Дата: 08.07.2005 13. Ч3. Зарвавшиеся. С 1983 по 1990 год служил в Советской армии , с июля по октябрь 1990-го - в Уральском научно-исследовательском ПО, Свердловск (режимная организация, посему без названия).
... если уж вдаваться в подробности, то заметим также, что заместителем Деркача в Украинской федерации борьбы дзю-до является Вадим Павленко, который, по оперативным данным украинской милиции был активным членом киевского ОПГ Искандера Керимова ("Татарин ...
Дата: 28.06.2001 14. Красноярская ОПГ (II). Роль заместителя выполняет Струганов Павел Вилорович (по другим данным Вилор Викторович), 24.09.62 г.р., ур. д. Мариинская Кемеровской обл., проживает по адресу: г. Красноярск, ул. Красной Армии ...
6. Группировка Зилигирова Юрия Соубановича (кличка "Татарин ").
Дата: 02.07.2000 15. История одной карьеры или Дерипаска- человек с медспавкой. За это время отслужил в армии положенных два года (по материалам предвыборной листовки. Ноябрь, 1996г.). По другим данным он поступил в МГУ после службы в армии , в 1988г.
... гендиректором СаАЗа, (только почему–то после, а не до!) «Татарина » объявили в розыск из-за «взятого» склада оружия, а на Токарева в Москве было совершено покушение. Татарин стал не нужен – «слили» Татарина , Токарев чем-то помешал – «слили» Токарева...
Дата: 20.02.2000 16. Как в России судят за "фальсификацию истории". В этом смысле очень показателен приговор, вынесенный жителю Минусинска за оскорбление георгиевской ленточки, хотя, строго говоря, она не относится к атрибутам советской армии времен войны, подчеркивает эксперт.
Впоследствии созданный им Татарский общественный центр был объявлен экстремистской организацией, а сам Кашапов после аннексии Крыма получил реальный трехлетний срок за выступления в поддержку крымских татар .
Дата: 11.05.2018 17. Татарское эго столицы. «Присутствие армии гастарбайтеров ныне не только оправдывается, но и активно поддерживается», - обращает внимание публицист на еще одну острую проблему столицы.
Однако пришедшие на смену лужковцам татары оказались не лучше - в конечном итоге «революция поглотила своих героев», констатирует Кричевский.
Дата: 20.11.2014 18. Вызов президенту Медведеву приходит с юга. Шутки шутками, а получается, что: - Местные власти вправе создать неформальную армию из бандитов и с ее помощью могут запугивать население; - Все это произошло не где-то в глухомани, а в приграничном городе, где расположены консульства наших стратегических партнеров – Казахстана, Ирана и других приграничных южных стран.
Дата: 20.11.2009 19. Разрушение имиджа Ельцина. К ошибкам молодости относят ее роман с однокурсником, «смазливым татарином » из Башкирии.
Этот шаг объясняют тем, что в феврале 1999 года Борису исполнилось 18 лет, а поэтому ему надо было срочно возвращаться в Россию, чтобы избежать призыва в армию (в МГИМО имеется военная кафедра).
Дата: 26.04.2007 20. Воровской расклад. Завершив спортивную карьеру, он ударился в бандитизм здесь в России, работал в группировке некоего авторитета по кличке Петруччио, прапорщика Советской армии , который промышлял грабежами, разбоями и убийствами.
Что касается таких авторитетов, как Татарин , Самосвал – они были задержаны по запросам Интерпола и экстрадированы в Россию за преступления, совершенные на территории РФ. – Иваньковым мы занимались здесь, в России, – говорит Дмитрий Медведев, – но он...
Дата: 23.03.2007

Наш небольшой рассказ посвящён рядовым этой войны – российским мусульманам-татарам, сражавшимся «за царя и Отечество», соблюдавшим присягу, данную на Коране. Следует отметить, что, как и всё мусульманское население Российской империи, солдаты-мусульмане составляли лишь небольшой процент от общего числа военнослужащих. Кроме этого, до войны подавляющая часть мусульман – российских подданных – не призывалась в армию, а лишь уплачивала специальный налог взамен отбывания воинской повинности. Исключение составляли лишь татары, которых в армию стали брать ещё при Петре I.

Татары также служили в Оренбургском и Уральском казачьих войсках. С началом войны из мусульман были также сформированы Кавказская туземная кавалерийская дивизия (так называемая «Дикая дивизия») и Туркменский конный дивизион. Но подавляющее большинство военнослужащих-мусульман, служивших в «обычных» кадровых частях Российской императорской армии, составляли татары. Татары были представлены даже в такой элитной части, как Рота дворцовых гренадер. В ней служили гренадер Абдусалих Абдулхаликов и унтер-офицер Фуад Бахтияров – оба Георгиевские кавалеры. Следует отметить, что это подразделение, которое насчитывало 136 человек, несло охрану резиденции императора – Зимнего дворца, и если гвардия была элитой армии, то Рота дворцовых гренадер была элитой гвардии. Сюда, зачастую по личному указанию императора, отбирали лучших солдат гвардейских частей. …Хотя стать лучшим солдату-татарину было намного труднее, чем остальным: «…Молодой солдат Мухамеджинов, татарин, едва понимавший и говоривший по-русски, окончательно был сбит с толку подвохами своего начальства – и настоящего, и воображаемого. Он вдруг рассвирепел, взял ружьё на руку и на все убеждения и приказания отвечал одним решительным словом: “З-заколу!” – “Да постой... да дурак ты... – уговаривал его унтер-офицер Бобылёв. – Ведь я кто? Я же твой караульный начальник, стало быть...”. – “Заколу!” – кричал татарин испуганно и злобно и с глазами, налившимися кровью, нервно совал штыком во всякого, кто к нему приближался. Вокруг него собралась кучка солдат, обрадовавшихся смешному приключению и минутному роздыху в надоевшем ученье…» (А. Куприн, «Поединок»). В годы Первой мировой войны в русскую армию было призвано от 1 до 1,5 миллионов мусульман, что составляло 10 % от всей численности русской армии.


Военная летопись полна примеров доблести и геройства солдат-мусульман. Вот, например: «Гильманов Дильмухамет – рядовой, 121-й пехотный Пензенский полк, команда разведчиков – Георгиевский крест 4 степени № 190464. “С 16 на 17 февраля 1915 года при ночной разведке в селе Лужно, при первой и второй атаке противника, превосходящего численностью, личным мужеством и храбростью содействовал успеху контратаки”». Или: «Зайпулин Шайкомал – рядовой, 70-й пехотный Ряжский полк – Георгиевская медаль 4 степени № 566297. “За отличия, оказанные при молодецкой атаке 10 сентября 1915 года укреплённой позиции у деревень Чижевичи и Малмычи”». «Кунабаев Гайфула – ефрейтор, 121-пехотный Пензенский полк, команда разведчиков – Георгиевский крест 4 степени № 190476. “1 марта 1915 года, производя разведку в селе Лужно, пробрались к неприятельской сторожевой заставе, примером личной храбрости увлекли товарищей, перекололи 8 австрийцев и выяснили расположение противника”». А вот младший унтер-офицер 2-й Сибирской стрелковой бригады Шагиахметов Мухамет Мухаметович 29 марта 1916 года был удостоен сразу двух Георгиевских крестов – 3 и 2 степеней «от имени Его Императорского Величества, Его Императорским Высочеством Великим Князем Георгием Михайловичем “За мужество и храбрость, проявленные в боях с 1 по 5 июля 1915 года и с 5 по 15 марта с. г.”». К сожалению, в приказе не отмечено, что конкретно сделал Мухамет Шагиахметов, но следует учитывать, что 2 и 3 степени «Знака отличия Военного ордена» (так официально назвался этот орден, который в народе назвали Георгиевским крестом или просто «Георгием») присваивались за исключительные военные подвиги, совершённые на поле боя. Интересна судьба полного Георгиевского кавалера унтер-офицера Ибрагима Ждановича. Он происходил из польско-литовских татар. Родился в семье имама. На службу в армию был призван в 1911 году. За время войны был награждён всеми четырьмя степенями Георгиевского креста и четырьмя Георгиевскими медалями, то есть, как тогда говорили в армии, «имел полный Георгиевский бант». После революции он не захотел принимать участия в братоубийственной Гражданской войне и эмигрировал в Аргентину. Вернулся на Родину в 1938 году, где и умер в 1943 году. Но татары-мусульмане воевали не только в пехоте. Об этом свидетельствует, например, наградной лист Ибрагимова Мартуза Ибрагимовича – кочегара унтер-офицера 1 статьи с крейсера «Громобой». Он был награждён Георгиевской медалью 3 степени «За выдающееся мужество и хладнокровие во время боя с неприятелем» и Георгиевским крестом 4 степени № 559238 «За то, что во время атаки неприятельской подводной лодки заметил и быстро исправил серь`зное повреждение котла, чем дал возможность крейсеру иметь самый полный ход и благополучно уклониться от неё» . Ещё один татарский «морской волк» Минваев Муфтахутдин Муфтахудинович – старший комендор линейного корабля «Слава» – был награждён Георгиевской медалью 3 степени № 105413 «За мужество, храбрость и самоотвержение, проявленные при обстреле неприятельских позиций». Следует отметить, что награждали солдат-мусульман гораздо реже, чем их сослуживцев-христиан. Чтобы не быть голословным, можно сослаться на журнал «Военная быль» (№ 41, март 1960 года), который издавался русскими офицерами-эмигрантами в Париже. Так, в очерке «Из боевой жизни 40-го Колыванского полка» в отношении награждения солдат-мусульман говорится следующее: «Но обычно, как бы храбро ни воевал солдат, Георгиевский крест получал редко. "На что татарину крест? – сказал когда-то своему командиру капитану К. его ротный писарь, – он же не христианин, а мусульманин, и носить его не будет". Так, по-видимому, думал не только ротный писарь капитана К., потому что случаи награждения солдат-мусульман были очень редки». Но этот писарь был не прав. Татары-мусульмане носили свои боевые награды как знак отличия, которым их наградили за заслуги перед Отечеством. Свидетельством тому – старые фотографии заслуженных воинов. Недаром поэт сказал: «Вглядись, и ты увидишь в них историю России...».

Похожие публикации