Фонетическая ритмика упражнения для дошкольников. Программа "фонетическая ритмика"

Анна Молостова
Мастер-класс по использованию методов фонетической ритмики и элементов логоритмики с детьми младшей группы детского сада.

Теоретическая часть.

(слайд 4) Всем известно, что в поле зрения работы логопеда сегодня попадают дети подготовительной группы , в лучшем случае – дети старшего дошкольного возраста. Сензетивный период для развития речи упускается.

Это – проблема как для родителей так и для педагогов, так как логопеду тяжелее работать на последующих этапах.

Мы загорелись желанием решить эту проблему и найти выход из сложившейся ситуации, тем самым облегчая задачу себе и родителям и начали работать детьми младшей группы .

(слайд 5) Дети легко «заряжаются» эмоциями окружающих. Стоит одному засмеяться или заплакать, как начинают смеяться и плакать другие. Кроме того дети любят подражать друг другу, взрослым и даже животным. Все эти природные особенности детей использует фонетическая ритмика .

Работая с детьми , также необходимо учитывать закономерности формирования детской психики , одна из которых – разновременность созревания и развития психических функций.

При развитии более поздних в плане формирования функций (например – речи, следует опираться на уже созревшие процессы (это эмоции и движения) .

Соответственно, развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для развития речи.

Учеными давно доказана связь между движениями рук и формированием произношения (связь моторики рук и артикуляционной моторики) .

Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности.

(слайд 6) Значит, развивающую коррекционную работу нужно выстраивать от движения к речи, что и делает фонетическая ритмика . Она сочетает в себе 3 компонента – эмоциональный, двигательный и речевой и использует механизм их единства.

В своей работе с детьми мы решили использовать сочетание нескольких методов работы , направленных на развитие речевых навыков детей. Это – фонетическая ритмика – методика Костылевой , многим известная. Это элементы логоритмики в сочетании с музыкальным сопровождением. И конечно использовали различные методы по уточнению артикуляции звуков, начиная с самых простых гласных звуков и заканчивая согласными.

(слайд 7) За основу была взята «Сказка о весёлом Язычке» , нами были разработаны свои сюжеты на каждый отдельный звук и адаптированы на младший возраст .

(слайд 8) Обязательное условие занятий – положительный эмоциональный фон, активное использование жестов , мимики, интонационного языка.

Движения и речевой материал предварительно не выучиваются! Упражнения проводятся по подражанию. Дети выполняют движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.

(слайд 9, 10) Суть метода фонетической ритмики в следующем : детям предлагают для подражания различные виды движения и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов , слов с проговариванием фраз и коротких тестов.

(слайд 11) На начальном этапе мы основное внимание обращали на правильность выполнения движений, а не на речь, чередуя противоположные по характеру движения : быстрые и медленные, резкие и плавные, напряженные и расслабляющие.

Происходит влияние на общую гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение.

(слайд 12) Большим плюсом этого метода является то , что он не принуждает включаться в работу всех детей. Как мы с вами знаем, всегда есть детки, которые не участвуют в занятии со всеми детьми . Они имеют возможность просто наблюдать за остальными детьми и взрослым или не делать этого.

Это даёт возможность ребенку возможность привыкнуть и включиться в работу несколько позже, и уже по собственному желанию.

Во время хорового произнесения звуков педагог должен слышать недостатки произношения детей и тактично их исправлять. Мы же делаем следующее : если многие дети не произносят правильно, к примеру, сложные звуки (Р,Л,С,З, то мы просим детей слушать произношение педагога, а повторять – только движения.

(слайд 13) Наши занятия мы строим по следующему принципу :

Повторение пройденных звуков;

Презентация нового звука через знакомство с новым сказочным персонажем;

Игры на закрепление звука, слога или слова с этим звуком (эта часть занятия делится на два направления – работа логопеда с этим звуком и работа музыкального руководителя);

Итог занятия, мы вспоминаем с каким персонажем мы познакомились и какой звук он нам принес.

(слайд 14,15) Что касается музыкальной составляющей данных занятий, то мы ставим перед собой следующие задачи.

(слайд 16) Музыка детям дает возможность представить образ персонажа, который приходит к ним на занятия (к детям приходил дядюшка Ау, Баба Яга, собачка, козленок, жеребенок, мальчик Дима, мальчик Тема, они слушают этот музыкальный образ, что в дальнейшем мне помогает в постановке театрализованных сценок.

(слайд 17) На наших занятиях мы не только слушаем музыку, которая помогает нам представить образ различных героев,

(слайд 18) но и пропеваем те звуки, с которыми знакомимся. Многие дети не произносят сложные звуки, но в сочетании с музыкой – им становится это проще, потому что они их пропевают.

(слайд 19) И так же, мы стараемся во время пения использовать движения , которые сочетаются с образом и характером песни.

Пение включает упражнения и распевки для тренировки речевого аппарата, а также упражнения для развития координации пения с движением. Мы знакомим детей с элементарными понятиями в музыке – динамические оттенки, мы поем тише – громче; знакомим и учим детей определять и пропевать звуки высоко и низко; поем отрывисто и плавно, соединяя это с движениями рук.

(слайд 20) Что касается музыкально-ритмических движения – они предполагают упражнения, способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве.

(слайд 21) Основная направленность элементов ритмопластики на наших занятиях , - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения .

Это физиологическая потребность детского развивающегося организма.

(слайд 22) Совместные занятия с логопедом мне помогают на музыкальных занятиях в разучивании песен, музыкальных сценок, после таких занятий, дети стараются выдерживать музыкальный ритм , дышать правильно при пении, четко пропевать текст песен.

Данные игровые упражнения могут выглядеть как отдельные занятия или как часть речевого занятия. Отдельные стихотворные тексты можно использовать в качестве весёлых динамических пауз и на других занятиях.

В результате нашей экспериментальной работы с детьми младшей группы у нас получился цикл занятий, идущих в определенной последовательности, со сказочным сюжетом.

Мы использовали последовательность освоения артикуляции звуков и саму методику Костылевой , добавили презентации на каждый сказочный сюжет и оформили музыкальное сопровождение каждого занятия.

(слайд 23) За время проведения наших занятий мы добились того, что :

У детей активнее развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика и координация движений;

Улучшается фонематический слух ;

Нормализуется речевое дыхание;

Улучшается ритмико -интонационная сторона речи;

Уточняется артикуляция имеющихся звуков;

Создается база для успешной постановки звуков;

Повышается речевая активность детей;

- «неговорящие» дети постепенно включились в процесс;

Дети, стесняющиеся своей речи, раскрепостились.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Мастер-класс по использованию детского конструктора в работе педагога дошкольного учреждения. Мы порой не замечаем, что в жизни нас окружает.

Мастер-класс для воспитателей «Оформление группы детского сада к весне» Прилетай же! Милый скворушка-скворец, Прилейтай же наконец! Для.

Квиллинг (бумагокручение) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наступает самая лучшая пора для всех детей и воспитателей - лето. Мы готовимся к лету со всем своим усердием.

Галина Маслова
Консультация для логопедов «Фонетическая ритмика-один из приёмов обучения глухих произношению»

Устная речь детей с нарушение слуха, как известно, характеризуется не только большим количеством дефектов в произношении звуков речи , но и нарушением ритмико -интонационной ее стороны.

Существенную роль в формировании произносительной стороны речи детей с нарушением слуха играет фонетическая ритмика , которая органически входит в работу по формированию произношения .

Фонетическая ритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения (рук, головы, корпуса тела) сочетаются с произнесение определенного речевого материала (фраза, слов, слогов , звуков) . Можно предположить, что такая совокупность движений тела и речевых органов должна способствовать снятию напряженности и монотонности речи, которые не редко свойственны детям с недостатками слуха, раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом , оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Все упражнения направленны на :

Нормализацию речевого дыхания и связанной с ней слитности речи;

Умение правильно воспроизводить звуки ;

воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

Умение различать, изображать и воспроизводить различные ритмы ;

Выработку умения выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Движения, которые сопровождаются при произнесении звуков и слогов , характеризуются напряженностью (напряженно, слегка напряженно, не напряженно) ; интенсивностью (сильно, слабо, расслабленно) ; временем (длительно, удлиненно, кратко) . Например, движение, сопровождающее произнесение гласного А , характеризуется так : напряженно, слабо, длительно; гласного У – напряженно, слабо длительно; согласного П – напряженно, сильно, кратко; согласного М – не напряженно, слабо, удлиненно.

Движения, сопровождающие воспроизведение слов , фраз и другого речевого материала, сочетают в себе движения, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов , а также естественные жесты, сопряженные с выражением смеха, отрицания и т. п.

В первые годы обучения работа над произношением ведется на слухо-зрительной основе; позже – с 4-4,5 лет, при необходимости, применяются и разнообразные специальные приемы.

В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работа над произносительной стороной речи . Он основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков , слогов , слов, фраз. Двигательные возможности маленького ребенка постепенно развиваются, и подражание движениям становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение .

Материалом для занятий фонетической ритмикой являются звуки , слоги, слова, словосочетания, фразы, а позже тексты, произнесение которых сопровождается разнообразными движениями. Если слоговой материал , как правило, одинаков и для глухих , и для слабослышащих детей, те слова, словосочетания, фразы, тексты подбираются педагогом с учетом состояния слуха, уровня развития речи и степени форсированности произносительных навыков . Важно, чтобы речевой материал не только отвечал произносительным задачам , но и был доступен, понятен детям, нужен им в общении.

Занятия фонетической ритмикой проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Но при этом дети должны иметь возможность свободно двигаться, т. е. не быть «привязанными» к столам.

На занятиях дошкольники воспринимают материал на слухо-зрительной основе. По ходу занятия полезно часть материала предлагать детям только на слух.

Занятия ритмикой на всех годах обучения проводятся ежедневно. На занятиях все дети хором вместе с педагогом два-три раза произносят предлагаемый материал, затем его повторяют 2-3 ребенка. Индивидуально первыми говорят те дети, которые могут неправильно произнести слоги , слова, фразы. В случае ошибки педагог дает правильный образец. Затем речевой материал вновь проговаривается хором.

Опыт показывает, что занятия по фонетической ритмики способствуют формированию у дошкольников слитной, выразительной и естественной речи.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Виды упражнений по фонетической ритмике »

Цель : повышение компетентности педагогов и родителей в применении различных упражнений по фонетической ритмике в коррекции нарушений слуха у глухих и слабослышащих дошкольников.

С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками .

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слов с этими звуками, начинаются с трех исходных положений (ИП) :

1 – встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого исходного положения (ИП) начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.

2 – встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого исходного положения (ИП) начинаются движения для звуков И, К, Л.

3 – встать, ноги вмести, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это ИП для звука Р.

ЗВУК А. ИП 1. Глубокий вдох, развести руки в стороны при одновременном длительном произнесении А .

ЗВУК О. ИП 1. Глубокий вдох, развести руки в стороны (давящее движение) при одновременном произнесении О .

ЗВУК У. ИП 1. Глубокий вдох, вытянуть руки вперед (давящее движение) при одновременном произнесении У .

ЗВУК И. ИП 2. Глубокий вдох, вытянуть руки вверх при одновременном произнесении И .

ЗВУК Э. ИП 1. Развести руки вперед – в стороны при одновременном произнесении Э .

ЗВУК Я. Звук И + А

ЗВУК Ю. Звук И + У

ЗВУК Ё. Звук И + О

ЗВУК Е. Звук И + Э

ЗВУК П. ИП 1. Резкие движения кулаками вниз (как удары) при одновременном произнесении ПА .

ЗВУК Т. ИП 1. Ударять указательный палец о большой при одновременном произнесении ТА .

ЗВУК К. ИП 2. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося КА .

ЗВУКИ Б, Д. ИП 1. Делать удары ладонями вниз, произнося БА или ДА .

ЗВУК Г. ИП 1. Собрать пальцы в кулак, выпустить указательный и большой пальцы, произнося ГА .

ЗВУК С. ИП 1. Поднять руку ко рту, сделать из пальцев букву С, руку отвести в сторону, произнося С .

ЗВУК Ш. ИП 1. Поднять руки вверх и плавно ими покачивая, опускать руки вниз, произнося Ш .

ЗВУК Ф. ИП 1. Поднять ко рту руки, сжатые в горсть, быстро и резко разжимать горсть, слегка вытянув при этом руки вперед, произнося Ф .

ЗВУК Х. ИП 1. Поднести ладони ко рту, выдохнуть на них и одновременно произнести Х .

ЗВУК З. ИП 1. Описать в воздухе двумя пальцами букву З, одновременно произнеся З .

ЗВУК Ж. Описать в воздухе зигзагообразное движение (резко) руками вперед при одновременном произнесении Ж .

ЗВУК В. ИП 1. Поднять ко рту ладони, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении В .

ЗВУК Ц. ИП 1. Поднять вверх два пальца (указательный и средний, опускать резко вниз, произнося Ц .

ЗВУК Ч. ИП 1. Поднять ко рту пальцы рук, сжатые в щепотку, поворачивать поочередно кисти то правой, то левой руки (быстро и резко) при одновременном произнесении Ч .

ЗВУК М. ИП 1. Поднять пальцы рук к носу, отнести руку вперед – в сторону мягким, плавным движением при одновременном произнесении М .

ЗВУК Н. ИП 1. Поднять пальцы рук к груди, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении Н .

ЗВУК Л. ИП 2. Вращать руками перед грудью, произнося ЛА .

ЗВУК Р. ИП 3. Вращать руками перед грудью, имитируя работу мотора, при одновременном произнесении Р .

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «О значении обучения детей правилам дорожного движения» Консультация для педагогов. О значении обучения детей правилам дорожного движения. Подготовила: воспитатель Богданова Е. Д. Ребенок попал.

Учебно – методическое пособие: « Фонетическая ритмика в работе логопеда».

Исторически под фонетической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). На современном этапе развития науки фонетическая ритмика может представлять собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций (гностических, психомоторных, речевых) и ритмической способности.

Фонетическая ритмика - используется для работы с не говорящими детьми, слабослышащими и аутистами.

Эффективным методическим приемом для работы над звуками является фонетическая ритмика.

Занятия Ф.Р. включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность.

Дети у которых есть проблемы с произношением бывают слишком напряжены, они отличаются гипервозбудимостью, или наоборот расслабленностью. Таким детям тяжело произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:

    нормализовать речевое дыхание;

    воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;

    воспроизводить звуки в заданном темпе;

    воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;

    учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.

    Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика - это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв. (Из книги «Учим говорить особенного ребенка «, Т.Н. Тищенко. - М.: Издательский дом «Регламент», 2009. - 84 с.)

Гласные звуки. Движения, сопровождающие произнесение

гласных звуков, должны быть плавными и достаточно
продолжительными.

А: руки перед грудью. Произносим звук А - широко разводим

руки в стороны. Используем кинестетическое восприятие. Если приложить руку к груди, то чувствуем вибрацию. Обращаем внимание ребенка на то, что рот широко открыт, язык лежит неподвижно.

О: руки вниз. Произносим звук О - руки через стороны

поднимаем вверх и соединяем над головой. Губы круглые, язык

неподвижный.

У: кисти рук у плеч. Произносим звук У - руки вытягиваем вперед.

Э: руки в стороны. Произносим звук Э - руки поднимаем к плечам.

И: кисти рук у плеч. Произносим звук И - тянем руки вверх, приподнимаемся на носки. Используем кинестетическое восприятие. Одну руку прикладываем к темечку, вторую кладем на горло.

Согласные звуки . Согласные звуки вызываются главным

образом в сочетании с гласными. По характеру артикуляции можно

выделить согласные: взрывные глухие (п, т, к), взрывные звонкие

(б, д, г), смычно-проходные (м, н, л), фрикативные глухие (фу х, с,

ш), фрикативные звонкие (в, з, ж), вибрант (р), аффрикаты (ц, ч).

Начало формы

Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

    развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;

    формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;

    развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:

    нормализацию речевого дыхания и слитность речи;

    формирование умений изменять силу и высоту голоса;

    правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;

    воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    различение и воспроизведение ритмов;

    выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

    Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.

    Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.

    Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.





Задачи:





· Развивать связную речь.
Материал:
Ширма.

1 часть.



2 часть .
Игра "Найди игрушку".






3 часть.






4 часть.
Динамическая пауза.
Дружат в нашей группе

1, 2, 3,4, 5,

Мы закончили считать.
Логопед:


5 часть.






6 часть.

Сказка






7 часть.
Пересказ сказки.

Конспект проведения логопедического занятия
для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках»
(с элементами фонетической ритмики)
Задачи:
· Познакомить детей с понятием «ЗВУК».
· Ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».
· Отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.
· Развивать слуховое и зрительное восприятие.
· Развивать внимание и память.
· Развивать связную речь.
Материал:
Модели гласных и согласных звуков (сказочные человечки в костюмах разного цвета и с выраженной артикуляцией).
Ширма.
Дудочка, погремушка, вода и тазик, колокольчик, игрушка.

1 часть.
Игра: "Угадайте, что я делаю?"
Логопед издает различными предметами звуки за ширмой, дети вслушиваются и называют узнаваемые звуки.
Логопед: "Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звукам. Вы слышали "звуки".
2 часть .
Игра "Найди игрушку".
Один ребенок выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий ищет ее по хлопкам детей (тихим и громким).
Логопед: «Речевые звуки можно услышать и произнести, но мне кажется, что вы очень хотите их увидеть. Они сказочные, потому что живут в сказочной стране. Мы сейчас с ними познакомимся».
Появляются шесть девочек (в красных костюмах, с различной артикуляцией) - шесть гласных звуков: «А», «О», «У», «Э», «Ы».
Логопед: «Все девочки одинаковые, только песенки они поют разные. Посмотрите на их губы (схематичная артикуляция). Рот у них полуоткрыт, воздух выходит свободно. Гласные звуки - девочки легко поют свои звонкие длинные песенки, поэтому на платье у них нарисованы колокольчики,
Давайте все вместе назовем еще раз девочек. Какие звуки они поют? Это гласные звуки (повторяется несколько раз)».
Один ребенок выбирает девочку - звук, дети все вместе поют песенку-звук.
3 часть.
Фонетическая ритмика для гласных звуков.
«А» - и.п. руки впереди, ладони вверх. Произнося звук "А", руки разводят в стороны. По динамике слабо,
«О» - и.п. руки внизу, чуть выдвинуты вперед, округло соприкасаются кольцам. Произнося звук "О", руки через стороны разводят вверх и смыкают округло вверху.
«У» - и.п. руки перед грудью сжаты в кулак, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося звук "У", руки вытягивают вперед.
«Э» - и.п. руки как на звук "А", произнося звук "Э", руки разводятся в стороны и кисти рук опускаются на плечи. По динамике слабо.
«Ы» – и. п., кулаки сжаты, руки перед грудью. При произношении «Ы» кулаки отвести от себя. По динамике напряженно.
Логопед: «Посмотрите, кто к нам еще пришел в гости. Это четыре мальчика. Они - согласные звуки. Посмотрите на их губы - они сжаты, поэтому мальчики не умеют петь песни. Они только свистят (все вместе – «с-с-с»), шипят («ш-ш-ш»), взрываются («п», «б»). Посмотрите, у одних мальчиков есть колокольчики, это - звонкие согласные. Давайте положим руку на горлышко и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как оно гудит - там живет голос. Глухие согласные носят костюмы без колокольчиков, у них голоса нет» («П», « Т», «К», «С», «Ш»).
4 часть.
Динамическая пауза.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (руки в замке).
Мы сейчас подружим, маленькие пальчики (сжимание и разжимание пальцев),
1, 2, 3,4, 5,
Начинаем мы считать (пальчики поочередно прикасаются друг к другу).
I, 2, 3, 4, 5 (в обратную сторону),
Мы закончили считать.
Логопед:
Твердые согласные ходят в синих костюмчиках - квадратиках, У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». Дети повторяют вместе с логопедом.
Мягкие согласные любят зеленые костюмчики - квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер, Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т"-т"-т"», пыхтят нежно «п"-п"-п"», и даже рычат нежно «р"-р"-р"».
5 часть.
Фонетическая ритмика для согласных звуков.
Логопед: ""Мы сейчас с вами превратимся в сказочных человечков -мальчиков" и произнесем их звуки.
«П» - кулаки сжаты, руки перед грудью. Произнося "Па-Па-Па", попеременно опускать то правый, то левый кулак. Напряженно.
«Б» - руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз. Произнося "Ба-Ба-Ба", встряхивать пальцами рук, туловище наклонять вперед. Последнее "Ба" произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед.
«С» - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони от себя. Произнося "С", вытягивать руки вперед и вниз.
«Ш» - и. п., как на «С», При произнесении «Ш» произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.
6 часть.
Логопед: «Послушайте «Сказку о человечках – звуках»».
Сказка
"Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли - "гласные" звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам - согласным – захотелось. "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".
"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".
"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.
"Не печальтесь, не певучие звуки, - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" - закричали согласные звуки.
С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.
Логопед вместе с детьми поет песню (например, « ТА, ТА, ТА» на мелодию песни "В лесу родилась елочка").
7 часть.
Пересказ сказки.

«Фонетическая ритмика»

Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования учащихся направлена на создание системы комплексной помощи детям, в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Упражнения, содержащие движение и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

Нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью;

Формирование умений изменять силу и высоту голоса;

Правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях словах, фразах;

Воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

Восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

Умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами;

Данная программа предназначена для коррекционно-логопедической работы с группой учащихся возрастом с 7 до 11 лет, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения).

Новизна : Использование фонетической ритмики как коррекционной технологии сохранения и укрепления здоровья.

Педагогическая целесообразность:

1.Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи.

2. Восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, в процессе логопедических занятий.

3. Формирования полноценных предпосылок к обучению детей родному языку.

Особенность программы:

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в условии программы общеобразовательной школы, особенно в усвоении таких важных навыков как письмо и чтение.

Школьники с нарушениями звукопроизношения, фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи- общее недоразвитие речи. Эти учащиеся требуют от учителя-логопеда особого внимания, так как одним из негативных последствий ОНР (общего недоразвития речи) у учеников является недостаточная сформированность основных предпосылок к обучению.

Фонетическая ритмика включает в себя три компонента:

    Эмоциональный

    Двигательный

Фонетическая ритмика характеризуется тремя основными элементами:

    Напряженностью

    Интенсивностью

    Временем

Фонетическая ритмика -это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Цель данной программы - коррекция нарушений речевой деятельности через

развитие:

Слуховой, зрительной памяти, внимания;

Оптико- пространственных представлений и навыков;

Статической и динамической координации общих движений;

Тонкой произвольной моторики и мимики лица;

Фонетического слуха

и воспитание:

Чувства ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущения в движениях и речи ритмической выразительности;

Темпа, ритма дыхания и речи;

Задачи фонетической ритмики:

Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

    развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;

    формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;

    развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:

    нормализацию речевого дыхания и слитность речи;

    формирование умений изменять силу и высоту голоса;

    правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;

    воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    различение и воспроизведение ритмов;

    выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

    Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.

    Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.

    Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.

Основные направления коррекционной работы:

1.Работа над дыханием . Работа над дыханием направлена на нормализацию речевого дыхания, умение управлять своим голосом, выработку правильного, продолжительного выдоха, сохранение плавности речи и интонационной выразительности, условия поддержания нормальной громкости речи. С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой). Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями. Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.
2.Упражнения по изменению силы голоса . Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.
3.Развитие темпо-ритмических способностей . Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма и темпа, развитие чувства ритма; правильное воспроизведение ритмического рисунка слов; является основой для овладения звуко-слоговом составом слов родного языка, интонацией, ударением; использование различных темпов как звуковое средство выразительности собственной речи. Работа над ритмом и темпом неразрывно связаны.
Нормализация произносительной стороны речи. В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи: формирование и закрепление произносительных навыков; автоматизация приобретённых навыков; тренировка слухового восприятия. Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких и от широких до локальных. После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически правильно оформленная речь без движений.

Сроки реализации программы : занятия проводятся с детьми 7-10 лет 2 раза в неделю (68 ч. в учебный год).

Форма работы : малые группы наполняемостью 5 человек.

    Занятия проводятся регулярно 2 раза в неделю по 30 минут

    Во время занятий дети должны стоять врассыпную, хорошо видеть педагога

    Дети выполняют упражнения по подражанию

    Каждое движение повторяется сначала группой детей, затем отдельно каждым ребенком

    Использование звуков на занятии осуществляется по принципу от простых к сложному

    Занятия должны носить игровой характер

    Речь педагога должна служить образцом для детей, быть естественной и эмоциональной

Форма контроля : проектная работа в конце обучения / театральное выступление обучаемых.

Формирование универсальных учебных действий в ходе коррекционной работы.

Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД : Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий,умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД : умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные УУД : Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

Перечень учебно-методического обеспечения программы.

    Регулярно обновлять и пополнять методическую копилку методическим

материалом.

    Продолжить подборку и систематизацию дидактического материала по лексическим темам.

    Использование компьютерных технологий на занятиях.

    Продолжить оформления кабинета в соответствии с современными требованиями и программными требованиями.

Следить за методическими новинками и готовить наглядность и другие дидактические материалы в соответствии новых требований.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА:

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Шкафы для пособий – 4 шт.

2. Мольберт для картинок.

3. Стол канцелярский.

4. Стулья – 12 шт.

5. Детские столы – парты – 6 шт.

6. Учебно – методические пособия.

7. Настольные игры, игрушки.

8.Магнитная и разрезная азбука.

Ожидаемые результаты к концу обучения:

Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.

Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

Активизация и развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики и координации движений.

Коренное совершенствование системы оздоровления на основе реализации индивидуального подхода.

Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

Повышение заинтересованности работников школы и родителей в укреплении здоровья школьников.

Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей

Повышение квалификации работников школьных учреждений.

Стимулирование повышения внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

Учебно-тематический план к программе (всего 68 часов):

п / п

Название

Всего часов

В том числе теоритических занятий

В том числе практических занятий

Развитие физиологического дыхания

Развитие речевого дыхания

Развитие ритма движений

Развитие темпа движений,речи

Развитие интонационной выразительности речи

Развитие фонематических процессов (восприятия, слуха, представлений)

Всего часов:

Тема1. Развитие физиологического дыхания (10 часов)-теория, практика- выработка диафрагмального дыхания;

Тема2 . Развитие речевого дыхания (10 часов)-теория, практика- коррекция речевого дыхания, выработка глубокого выдоха;

Тема4 . Развитие ритма движений (8 часов)-теория, практика- развитие чувства ритма, музыкальной памяти, выразительности движений;

Тема5 . Развитие темпа движений,речи (10 часов)-теория, практика- коррекция темпа движений, формирование нормального темпа произношения;

Тема6 . Развитие интонационной выразительности речи (10 часов),теория, практика- коррекция словесных, логических ударений;

Тема7 . Развитие фонематических процессов (восприятия, слуха, представлений)10 часов)-теория, практика- коррекция слухового внимания, памяти, автоматизация произношения смешиваемых звуков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2005.

3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.

4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2206.

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.

В статье описываются направления работы логопеда, в которых находят своё применение фонетическая ритмика и её сопряжённо-контактный вариант: автоматизация звуков, навыки самоконтроля, обучение звуковому анализу, нормализация плавности речи.

Логопеды давно используют в работе связку «произношение-движение». М.Е.Хватцев в конспекте занятия по закреплению звука Ш описывает движение, которым дети под руководством воспитателя сопровождают произнесение звука Ш: руки поднимают вверх и плавно ими покачивают. Фактически это движение фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика является частью верботонального метода обучения речи людей с проблемами в коммуникации. Метод разработал выдающийся лингвист П.Губерина в 1950 году в г. Загребе.

В 70-е годы группа советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард побывали в Реабилитационном центре «Суваг» (г. Загреб) и заимствовали фонетическую ритмику в качестве метода работы над произношением детей с нарушенным слухом.

В 1983 году Т.М.Власова и А.Н.Пфафенродт впервые представили метод фонетической ритмики. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».

В логопедическом «арсенале» этот метод появился относительно недавно и вызывает всё возрастающий интерес у логопедов-практиков.

Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.

Работа над речевым дыханием, голосом, ритмом, темпом и интонацией подробно освещена в пособиях по логопедической ритмике. Фонетическая ритмика может быть наиболее востребованной именно в части работы над произношением, хотя во время выполнения движений с одновременным проговариванием попутно «идёт» коррекция просодики и дыхания.

Далеко не все дети выполняют движения правильно. Даже после разъяснений и неоднократного показа многие дети не могут достаточно «чисто» повторить движение с проговариванием. В этих случаях используется сопряжённо-контактная фонетическая ритмика, в ходе которой логопед «водит» руками самих детей. Такой вариант фонетической ритмики помогает детям почувствовать «характер» звуков, их последовательность.

Многие дети испытывают большие затруднения в воспроизведении стечений согласных звуков. Практический опыт показывает, что при отработке стечений согласных фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика являются эффективными приёмами в преодолении этих трудностей. Например, педагог поясняет, что движение на звук С повторяет направление выдыхаемой воздушной струи; движение на звук П передаёт «взрывной» характер звука; движение на звук А показывает широту звука (СПА).

Логопед и ребёнок стоят лицом друг к другу, чтобы ребёнок мог видеть внешнюю артикуляцию и проговаривать произносимый педагогом материал, одновременно логопед направляет руки ребёнка в соответствии с проговариваемыми звуками. Со стороны это напоминает то зарядку, то дирижирование.

Дети не должны заучивать движения фонетической ритмики. Логопеду важно, чтобы дети связывали правильное произношение с движением только на начальных этапах введения поставленного нормативного звука в речь. Потом необходимость в этом отпадает.

Фонетическая ритмика также способствует формированию навыков самоконтроля. Нередко приходится автоматизировать два, а то и три звука. При проговаривании речевого материала на отрабатываемые звуки, дети, руководимые педагогом, сопровождают произнесение проблемных звуков движениями фонетической ритмики.

Некоторые движения имеют несколько вариантов. В начале автоматизации выполняем движение, с которым лучше совмещается правильное произношение.

В работе со школьниками с нарушением письменной речи, обусловленным системными нарушениями речи, фонетическая ритмика может быть использована как приём, способствующий формированию умения определять особенности и последовательность звуков, так как одно движение соответствует одному звуку.

Логопед формирует устойчивую связку:

«артикуляция/произнесение звука — движение фонетической ритмики – графический образ буквы – объёмная буква»,

в которой задействованы слух, зрение, осязание и движение.

Следует также отметить, что фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика положительно влияет на речь заикающихся детей. По-видимому, сопровождение речи движениями фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики способствует нормализации плавности речи.

На этапе автоматизации в предложениях использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики также благотворно влияет на речь детей. На занятиях можно применять проговаривание речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики в качестве физкультминутки, обращается внимание детей на изменение окончаний последнего слова чистоговорок.

Ала-ала-ала – на столе пиала.
Алу-алу-алу – я возьму пиалу.
Алы-алы-алы – нет моей пиалы! (Я её разбил (-а)!)

Фонетическая ритмика в большой мере отвечает задачам логопедической работы. Использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики обогащает и расширяет возможности практической логопедии.

Использованная литература:

  1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии/Е.Ф.Архипова. – Москва: АСТ: Астрель, 2008. -254 с.
  2. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика/Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт. – Москва: Просвещение, 1989. – 160 с.
  3. Костылёва, Н.Ю. Покажи и расскажи/Н.Ю.Костылева. – Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
  4. Мусова, И.Б. Логопедические чистоговорки/И.Б.Мусова. – Москва: Гном-пресс, 1999. – 48 с.
  5. Мухина, А.Я. Речедвигательная ритмика/А.Я.Мухина. – М.:АСТ:Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 123 с.
  6. Никольская, Л.Ю. Путь к слову/Л.Ю.Никольская. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1999. – 208 с.
  7. Руленкова, Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода/Л.И.Руленкова. – Москва: Парадигма, 2011. – 191 с.
  8. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста/М.Е.Хватцев. – Москва: Учпедгиз, 1961. – 106 с.

Мусова Инна Бадьминовна (Борисовна),
учитель-логопед
Центра диагностики и консультирования «Участие»,
Москва

Похожие публикации