Дивеево – достопримечательности, монастырь, история и традиции, святые места. Дивеево: по святым местам

Все православные люди России и Ближнего зарубежья знают о селе Дивеево . Истинно верующие совершали сюда паломничества. Именно в Дивеево расположен четвёртый и последний удел Пресвятой Богородицы — святая земля, которая находится под особенным покровительством Божией Матери. Остальные три удела — это Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция) и Киево-Печерская лавра (Украина). Но только Дивеево считается единственным местом, куда Богородица является ежедневно . Также в Дивеево покоятся мощи одного из самых почитаемых русским народом святых — Серафима Саровского.

В Дивеево очень сильная и чистая энергетика. Говорят, что тот, кто проведёт в селе сутки, получит особое благословение Небесной Царицы и подпадет под ее покровительство.

Православные христиане едут в Дивеево зимой и летом, но особенно популярным село становится в конце июля-начале августа. В это время традиционно отмечается очередная годовщина прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. В 2013 году отмечалось 110-летие со дня канонизации преподобного Серафима.

Немного об истории Дивеево

Село возникло в 1559 году. Название, скорее всего, получило по имени первого владельца — татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил ему земли с пахотными угодьями на реке Вичкинзе́.

Но свою известность в качестве православной святыни село приобрело столетия спустя, когда в 1760 году к матушке Александре (в миру — Ага́фье Семёновне Мельгуно́вой) возле деревянной Стефановской церкви явилась Богородица и сказала, что именно здесь будет её “четвёртый жребий во вселенной”. Так появилась Казанская община в Дивеево.

В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим (в миру Про́хор Исидо́рович Мошни́н, в некоторых источниках — Машни́н). Позже, после явления ему в 1825 году Матери Божией, преподобный Серафим Саровский основал Мельничную общину, над которой также взял попечительство. В 1842 году, через 9 лет после преставления Серафима, обе общины насильственно были объединены в одну — Серафимо-Дивеевскую. В 1861 году община получила статус монастыря.

В Дивеево много святых мест, посещаемых паломниками со всего мира. Я расскажу лишь о наиболее значимых.

Дивеевский монастырь

Самой известной святыней села является (полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь) — четвёртый и последний удел Богородицы, помещаемый ею ежедневно.

Монастырь строился на протяжении полутора веков. Сначала матушкой Александрой около деревянной Стефановской церкви была возведена каменная (1773-1780).

По благословению преподобного Серафима в 1829 году у паперти Казанской церкви был построен двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова , в нижнем этаже которого в 1830 году расположился храм во имя Рождества Богородицы .

Троицкий собор. Фото: Сергей Духанин

В июне 1848 года епископ Нижегородский Иаков (Вечерков) заложил первый камень в основание Троицкого храма. Огромный пятипрестольный , ставший летним, сооружался 27 лет и был освящён 28 июля (9 августа) 1875 года.

В 1893 году начали строить пятиярусную колокольню . Первые колокола подняли на нее в октябре 1901 года.

Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского. Фото: Владимир Меркушев

О строительстве трапезного корпуса пророчески говорил сестрам сам преподобный Серафим и даже отметил его на плане будущей Дивеевской лавры. Каменный Трапезный храм был построен в 1895 году и освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Преображенский собор. Фото: Сергей Духанин

10 июня 1907 года был заложен второй, зимний, собор. В 1916 году строительство собора было закончено. Собор украсили золочёными крестами — даром петербуржцев. Однако иконостас и отопление были не готовы, поэтому освещение храма перенесли на 1917 год. Но произошла революция, и и освятить собор не смогли. Так что до конца ХХ столетия в нем не было ни одной службы. Называли его просто Новый собор, а освящать хотели во имя иконы Божией Матери “Умиление” и преподобного Серафима Саровского.

В 1991 году собор передали возрожденному монастырю, и его восстановление продолжалось несколько лет. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года. Новый собор освя тили в че сть Преображения Господня . Освещение пределов проходило с 1998 по 2006 годы. А роспись храма закончили накануне праздника Святой Троицы 2008 года. Таким образом, более 100 лет ушло на строительство и восстановление Преображенского собора.

1 августа 2013 года состоялась закладка нового храма — собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы . Его строительство предсказывал еще преподобный Серафим Саровский. Именно поэтому Святую Канавку сёстры монастыря копали разомкнутой, оставляя место для будущего храма.

За основу нового собора взяты параметры главного храма Киево-Печерской лавры. В белокаменном соборе будет восемь приделов, главный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Высота храма составит 62 м, длина — 36 м, ширина 24 м, он сможет вместить до 2 тысяч верующих.

“Этот большой труд — это исполнение завета батюшки Серафима. Строительство храма в Канавке — это еще один кирпичик в деле возрождения святой Руси”, — сказал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Святые мощи преподобного Серафима Саровского

В храмах монастыря покоятся святые мощи преподобного Серафима Саровского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены, а также других небесных покровителей дивеевской обители.

Святая Канавка

За Преображенским собором находится начало Святой Канавки — особой дивеевской святыни.

Святая Канавка

25 ноября 1825 года преподобному Серафиму явилась Богородица и повелела основать Мельничную общину, указав как нужно обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сёстры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.

Обустройство Канавки смогли начать лишь весной 1829 года, когда общине было официально пожертвовано три десятины земли. На радостях батюшка Серафим приказал сестрам собраться и обойти эту землю, отмечая ее камушками, которые останутся на земле после схода снега. Когда снег растаял, по этим камушкам землю опахали сохою по одной борозде три раза. Когда земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см) и три аршина шириной, а также велел вынимаемую землю бросать во внутрь обители, чтобы образовался вал высотою тоже в три аршина. Для укрепления вала он указал посадить на нем крыжовник.

Надо сказать, сёстры медлили копать. Тогда накануне праздника Святой Троицы, 2 июня 1829 года, дух Преподобного перенёсся в Дивеево и положил начало Святой Канавке. После этого чуда сёстры начали рыть Канавку и летом, и зимой. Свой труд они завершили лишь к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трёхаршинной: сёстры вырыли её где на аршин, а где и на поларшина.

По словам батюшки Серафима, Канавка эта — стопочки Божией Матери. По ней ежедневно проходит Богородица, обходя Свой удел. Он говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила: Канавка эта до Небес высока. Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста. “Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!” . Также благословлял преподобный брать глину с Канавки — на исцеление.

Канавка в первозданном виде не дошла до нас: её уничтожали и в XIX веке, и в советское время. Традиция обхода канавки возобновилась только в 1992 году. А с 1997 по 2006 годы Канавка была восстановлена.

Сейчас со словами Богородице, Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою… монахини и богомольцы проходят вдоль канавки, 150 раз обращаются к Божией Матери и просят Её помощи в избавлении от душевных и телесных болезней, от прочих бед, а также благословения на все благие дела. Паломники берут землю с Канавки, вспоминая слова Преподобного: “Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!” .

Дивеевские святые источники

Вода для христианина имеет особое, таинственное значение, связанное с очищением от грехов. Образ воды символизирует дарованные Богом благоденствие и благополучие.

На территории Дивеево и близ села находится святые источники . Я расскажу о самых известных.

Источник преподобного Серафима в посёлке Цыгановка

Источник батюшки Серафима

Наиболее известный дивеевский источник. Он открылся на берегу реки Сатис в 60-х годах ХХ века, когда источники батюшки Серафима в Сарове стали недоступны для посещения из-за расположенного там военного объекта. По преданиям, этот источник дух Серафима Саровского перенес из Сарова к доступному для всех верующих посёлку Цыгановка в километре от села Дивеево.

В 1994 году русло реки Сатис изменили, и источник образовал целое озеро из святой ключевой воды. В 2009 году на нем построили часовню. На праздник Крещения здесь совершается великий чин освящения воды.

Казанский источник

Казанский источник

Этот дивеевский источник является самым древним. Полагают, что он был с самого основания села Дивеево. Сохранилось предание, что именно сюда являлась Царица Небесная 3 раза. Ещё во времена Иоанна IV после явления иконы Божией Матери в Казани в июле 1579 года пробился источник из под земли.

В 1991 году над источником были устроены часовня и купальня, перестроенная в 1997 году. Здесь совершается таинство крещения. На праздники Крещения и Казанской иконы Пресвятой Богородицы на этом источнике освящается вода.

В начале ХХI века рядом с Казанским источником устроили и освятили еще два источника — Источник в честь великомученика Пантелеимона и Источник в честь иконы Божией Матери “Умиление” .

Источник преподобной Александры Дивеевской

Источник матушки Александры

До 60-х годов XX века источник матушки Александры находился на берегу реки Вичкинза. По дивеевскому преданию, он истек из могилы матушки Александры, похороненной у алтаря Казанской церкви. В начале 60-х годов на реке устроили запруду, и прежний источник был затоплен. Современный источник возник под горою сам. Говорят, что сюда перешел прежний источник, когда сдвинулись доломитовые плиты под давлением воды в запруде.

На Крещение, на праздники иконы Божией Матери “Живоносный источник”, Преполовение Пятидесятницы сюда совершаются крестные ходы и освящается вода.

Иверский источник

Иверский источник

Этот источник основательница монастыря матушка Александра выкопала сама для утоления жажды рабочих, добывавших камень на строительство Казанской церкви.

По преданию, местные жители молились на источнике о дожде. Народ считал этот источник целебным и приносил купать в нем больных детей. В XIX веке там построили маленькую часовню, и по находившейся в ней иконе Иверской Божией Матери источник получил название “Иверский”.

После изменения русла реки Вичкинзы в 60-е годы XX века источник стал зарастать, а его название перешло на несколько разрозненных ключей близ старого кладбища. В народе они были известны под названием “Киров источник”.

На Иверском источнике так же, как и на других дивеевских источниках, устроены колодец и купальня. На праздник Преполовения Пятидесятницы здесь совершается освящение воды.

Подробную информацию о Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, о его святых, храмах, источниках и святынях Вы можете получить на сайте Дивеевского монастыря или непосредственно в Дивеево, если совершите туда паломничество.

А Вы уже посещали Дивеево или иные святые места ? Что Вам больше всего запомнилось? Были ли с Вами и Вашими близкими случаи чудесного исцеления? Поделитесь с нами!

Интересно? Расскажите друзьям!

Паломники приезжают в Диеевский женский монастырь из самых дальних уголков земли. Пройти с Богородичной молитвой вдоль святой канавки и посетить святые источники – сам преподобный Серафим Саровский говорил, что эта канавка “”до небес высока”. Женскую обитель, равную монастырю Дивеево трудно встретить. Это – древний монастырь, конца XVIII века, стены которого видали многое. Монастырь Дивеево и сейчас принимает паломников. Приезжайте, чтобы познакомиться с удивительной историей Дивеевского монастыря, увидеть возрождение обители и увидеть красивейшие соборы Русской Православной Церкви в дивном Диевеево.

“Дивноо Дивеево” – так называют это благодатное место, которое поражает своей истории, многочисленными чудесами и красотой пейзажей и архитектуры. Эта земля неприступна для зла, а святая канавка появилась тут по повелению самой Царицы Небесной. Считается, что стопы Богородицы оставили на этой земле, у села Дивеево, свои следы. Православные святыни монастыря Дивеево – это уникальные исторические памятники и свидетельства истинности православной веры. Читайте нашу статью, чтобы не пропустить ничего во время паломничества в эту удивительную обитель.

История монастыря берет свое начало у алтаря каменной Казанской церкви, где раньше были могилы преподобной Александры - первоначальницы монастыря, и преподобных Марфы и Елены.

Дивеево

Справа у Казанского храма, под старой березкой похоронен Н.А. Мотовилов - “служка Божией Матери и Серафимов”, питатель и благотворитель обители.

Потом можно пройти мимо могилы протоиерея Василия Садовского, духовника дивеевских сестер, к храму Рождества Христова и храму Рождества Богородицы, который является усыпальницей мощей преподобных жен дивеевских.

Далее можно направиться мимо могилы М.В. Мантурова, верного помощника и ученика преподобного Серафима, через Святые врата под колокольней в центральную часть монастыря. Стоя у Святых врат вы увидите, что слева находится игуменский корпус, впереди - главный собор монастыря, освященный в честь Святой Троицы, где почивают мощи преподобного Серафим.

Обойдя Троицкий собор справа, паломники могут подойти к могилам первой игумении Серафимо-Дивеевского монастыря Марии (Ушаковой) и игумении Александры (Траковской). Здесь же, у алтаря Троицкого собора, под старой лиственницей находятся могилы блаженных дивеевских стариц: Пелагии Ивановны Серебренниковой, схимонахини Параскевы (Паши Саровской), Натальи Дмитриевны. Здесь же находятся могилы схимонахини Маргариты (Лахтионовой), единственной дивеевской сестры, после закрытия монастыря дожившей до его возрождения, а также других сестер и священнослужителей монастыря. Справа будет Преображенский собор. Еще правее трапезный храм св. блгв. кн. Александра Невского.

Выйдя за восточные ворота у Преображенского собора, паломники оказываются у начала особой дивеевской святыни - Канавки Божией Матери , и проходят по ней.

В целебных водах дивеевских источников желающие купаются в любое время года и по вере получают облегчение от душевных и телесных недугов.

Преподобный Серафим Саровский запрещал сестрам обители называть Казанскую церковь приходской, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор с множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма. Относительно Казанской церкви о. Серафим говорил: “Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком, не разрушенными на небо: одна-то в Киевской лавре, другая… (сестрами забылось), а третья-то - ваша Казанская, матушка… Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком”.

В 2002 году были начаты работы по укреплению Казанской церкви, а в день преподобного Серафима 19 июля/l августа того же года начато строительство новых приделов этого храма во исполнение слов батюшки Серафима. Храм отреставрирован к Серафимовским торжествам 2003г.

Строителем Рождественских церквей с благословения батюшки Серафима был Михаил Васильевич Мантуров. Исцелив его от смертельной болезни и в благодарность за то Богу, приказал ему батюшка взять на себя обет нищеты, продать свое имение и на полученные деньги выстроить церковь для Мельничной общины.

По заповеди преподобного, в храме Рождества Христова перед образом Спасителя горела - и с 1992 года была вновь зажжена - неугасимая свеча. В алтаре сохранилась старинная фреска, изображающая Спасителя в окружении ангелов. Повторно храм был освящен в 1993 году.

Храм Рождества Богородицы

Вскоре после освящения храма Рождества Христова преподобный Серафим призвал к себе М.В. Мантурова, встретив его словами: “Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня, убогого Серафима, и говорит: “Сына Моего почтил, а Меня позабыл!” Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…”

Церковь была освящена 8/21 сентября 1830 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и стала вторым храмом Мельничной обители. Повторно ее освятили 21 октября 1992 года.

В 1991 году после многолетнего перерыва опять зажглась неугасимая лампада в храме Рождества Богородицы, и с этого времени сестрами день и ночь читается неусыпаемая Псалтирь.

Строительство колокольни было завершено незадолго до прославления преподобного Серафима. На ней были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: “Пресвятая Богородице, спаси нас”. Позднее они сломались, но неожиданно снова зазвонили перед разгоном обители в 1927 году. В северном и южном флигелях располагались мастерские. В советское время на колокольне, лишенной купола и креста, был установлен телевизионный ретранслятор, а Святые врата приспособлены под гараж. Они были освобождены в июне 1991 года, перед перенесением мощей преподобного Серафима в Дивеево. В настоящее время колокольня полностью восстановлена, собран необходимый комплект колоколов. Во флигелях колокольни размещаются административные и жилые помещения монастыря. На колокольне установлены новые часы с боем.

Слева от колокольни расположено большое двухэтажное здание голубого цвета, построенное в 1885 году, в пору управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой). Это бывший игуменский корпус.

В 1902 году, в восточной части игуменского корпуса была устроена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. В 1903 году, когда император Николай II приезжал в Саров на прославление преподобного Серафима, по его просьбе была отслужена литургия в храме святой равноапостольной Марии Магдалины. Он попросил найти священника, который мог бы совершить службу всего за один час, но неспешно и с благоговением. Служил младший священник Петр Соколов. Царь остался доволен и наградил его золотым крестом с драгоценными камнями.

После закрытия монастыря церковь была разорена. Летом 1996 года усердием сестер обители приведен в порядок наружный фасад корпуса, а над церковью вновь сделан купол. 27 сентября 1996 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, на купол водружен крест. С 1997 года ведутся восстановительные работы внутри церкви. В игуменском корпусе находится паломническая служба монастыря.

После постройки Рождественских церквей преподобный Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли недалеко от Казанской церкви. 5/18 июня 1848 года состоялась закладка собора на месте, указанном великим старцем. День освящения совпал с праздником Серафимо-Дивеевской иконы “Умиление” - 28 июля/10 августа.

В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери “Умиление”, перед которой всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. В октябре 1989 года Троицкий собор был передан церковной общине. Весной 1990 года на купол собора был водружен крест. Богослужения в возобновились в апреле 1990 года, когда был освящен главный придел. С 1 января 1991 года службы в главном дивеевском соборе совершаются ежедневно. В соборе покоятся мощи преподобного Серафима. Над которым устроена сень по образцу сени 1903года. В витринах за ракой сохраняются некоторые вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка. И до сих пор, как и сто лет назад, от этих святынь подается людям благодатная помощь и исцеления.

Поблизости от Троицкого и Преображенского соборов расположен одноэтажный трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.

О появлении на этом месте трапезы пророчески говорил дивеевским сестрам батюшка Серафим, хотя при его жизни здесь находилось сельское кладбище. Строилась эта каменная трапезная в 90-е годы XIX века при игумении Марии (Ушаковой). Возвращение трапезного корпуса монастырю растянулось с 1997 по 2000 год. 1 августа 2000 года в отреставрированном трапезном храме состоялась праздничная трапеза с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, а 14/27 ноября 2000 года храм был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем.

В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй собор в конце Канавки на одной линии с Троицким. Иван Тихонов Толстошеев, распоряжавшийся всем в Дивееве после кончины преподобного, построил на этом месте Тихвинскую церковь. В 1991 году собор был передан возрожденному монастырю.

Несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола в честь Преображения Господня состоялось 3 сентября 1998 года. (В старом монастыре деревянная Преображенская церковь находилась на кладбище в восточном углу Канавки, там, где сейчас расположена средняя школа.) В том же 1998 году был освящен правый придел в честь собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, а левый - в честь Всех святых (такие приделы были ранее в Тихвинской церкви).

За Преображенским собором находится начало святой Канавки - особой дивеевской святыни.

Когда Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом, причем сделать это непременно трудами сестер общины. Мельница была построена в июле 1827 года. В тот же год вокруг участка начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При этом известии батюшка приказал сестрам собраться и, обходя эту землю, отметить ее камушками. Потом он велел опахать землю по этим камушкам по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см), три аршина шириной, а вынимаемую землю складывать, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала он велел насадить на нем крыжовник.

Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. По словам преподобного, Канавка эта - стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Благословлял батюшка брать глину с Канавки - на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки и цветов с этого святого места.

Разрешение на восстановление святой Канавки было получено лишь через шесть лет после начала восстановления монастыря. Канавка обретает облик, заповеданный Царицей Небесной батюшке Серафиму.

Казанская деревянная Церковь в поселке Северный

Возрождение церковной жизни в Дивеево началось с освящения деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери 22 апреля 1989 года.

В одноэтажном деревянном здании церкви изначально размещалась монастырская свечная мастерская. Перед разгоном монастыря в нем некоторое время жила игумения Александра. Впоследствии это строение разобрали и перенесли на окраину Дивеево к Казанскому источнику, где жили священники. У родственников последнего дивеевского священника Иоанна Смирнова по благословению владыки Николая и купили этот дом. Литургия в Казанской церкви служится на престольный праздник - 21 июля и 4 ноября. В остальное время здесь совершаются Таинства крещения, венчания и отпевание.

Появление этого источника связано с именем матушки Александры. На ее могилке сами зажигались свечи, по временам слышался необычайный звон, некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее из могилы. Иногда слышалось какое-то журчание, и поэтому в народе сложилось поверье, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилы матушки Александры. Много исцелений происходило на этом месте. Однако оно оказалось затопленным водами реки Вичкинза, когда ее запрудили, чтобы устроить водохранилище (пруд).


Современный источник возник под горою сам и впоследствии был расчищен. Поскольку прежний источник не сохранился, теперь именно он считается источником матушки Александры.

Это самый старый из всех святых источников Дивеева. Он был известен еще в XVIII веке, при жизни матушки Александры.

Издавна над Казанским источником стояла большая часовня. До 1939 года в ней служились молебны. В центре часовни был колодец. Из-под стены наружу тек ручеек, и из него брали воду. Когда часовню сломали, один из жителей Дивеево обрел подо льдом замерзшего источника Казанскую икону Божией Матери, очень древнего письма. В 1943 году эта икона чудесно обновилась. Долгие годы ее хранила схимонахиня Домника (Грашкина), свидетельница многих чудес от иконы. В настоящее время икона находится в Троицком соборе.

На месте источника устроены часовня и купальня. Как и на источник матушки Александры, сюда приходят на праздники крестным ходом освящать воду.

Источник прп. Серафима в поселке Цыгановка

Существует местное предание, что в 1960-х годах, когда место будущего источника должно было войти в охраняемую зону, военные встретили там старичка в белом балахоне. Военные спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил об землю посохом - и из нее вдруг забила вода. Колючую проволоку отодвинули за источник. Позднее его хотели засыпать. Подогнали трактор, но сломалась какая-то деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: “Не засыпай мой источник”. Как окружающие ни уговаривали тракториста, он отказывался засыпать источник.

Дивеево — это маленький населенный пункт, который находится в Нижегородской области, чаще всего его ассоциируют с монастырями. Славится селение наличием большего числа достопримечательностей, соборов, различных святых мест. Это центр религиозного паломничества, который почитается верующими людьми. Поселок наполнен разнообразными тайнами и загадками, здесь царит особая атмосфера. Именно поэтому сюда паломники приезжают со всех уголков мира.

Поселок может похвастаться наличием большого числа добродушных жителей, удивительных живописных пейзажей, вкусной выпечкой, сувенирами. Если вы приедете сюда, то непременно с пользой для души проведете свое время. Каждый отдыхающий сможет почерпнуть для себя что-то новое, близкое сердцу.

Общие сведения

Триста лет тому назад в здешних местах был создан монастырь. Сооружение впоследствии стало неотъемлемой частью русской культуры. Оно всегда руководствовалось строгими требованиями и имело свой уклад. Саровские леса знамениты активным развитием жизни монахов. Они славятся присутствием своих обычаев, немалого количества духовных подвижников. Напомним, что всеми известный отец Серафим являлся выходцем именно данной местности. Он долго был затворником. И однажды, по решению Богоматери, перестал им быть. Он начал знакомиться с новыми людьми, делиться знаниями. Так, он прожил семь лет. Память о нем хранится по настоящее время.


День основания обители приходится на 18 век. В тот период была возведена церковь Казанской Божией Матери. Святые угодья были организованы под руководством Александры Мельгуновой и ее послушниц. Именно она повелела Серафиму продолжать свое дело. Когда настоятельницы не стало, община продолжала свое существование и следовала строгим монастырским законам, как и ранее.


Впоследствии община была перестроена в монастырь. Уже в 20 веке Дивеево представляло собой отлично сформированный архитектурный комплекс. В данном месте проживало немало сестер. Обширный комплекс включал в себя трапезную, келью, учебное заведение, медицинский пункт. Также были предусмотрены гостиницы. Двор также был хорошо благоустроен. Имел мельницы, водокачку. В 1927 году постройка подверглась закрытию. Серафим хотел, чтобы обитель приобрела статус первой женской Лавры. Священнослужитель планировал, что его останки будут похоронены тут. К сожалению, в 20-х годах его мощи были утрачены. Они были обнаружены в конце 20 века и снова привезены в поселение.

Как добраться?

Вам потребуется отправиться в Нижегородскую область. Сделать это можно самостоятельно или экскурсионным туром. От вокзала «Щербинка» курсируют автобусы. Время поездки – 50 минут. Необходимо доехать до адреса пр. Гагарина, 234а. Также можно выполнить пересадку в Арзамасе.


Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

Достопримечательности

Что касается современных реалий, то в этот период также произошло немало событий. В 2003 был организован православный праздник в честь столетия святого Серафима. К торжеству большое количество зданий подверглось реконструкции. Мощи святого тщательно охраняются, так как они славятся культурным и вековым наследием. Всем известно, что покойный настоятель повелел проявлять заботу к сиротам, которые проживали на данной территории и хранить наследие. К нему ходили сестра и многие люди за советами. Он оказал духовную поддержку многим. Сегодня здесь немало святых объектов, которые непременно стоить посмотреть. Сюда приезжают верующие и туристы с различных уголков планеты.



Архитектурное сооружение отличается наличием большого количества объектов. Большая часть из них — это значимые памятники религиозного значения. Так, Троицкий собор был основан в 1848 году. Точка его строительства была указана великим святым Серафимом. Он выполнен в русско-византийском стиле. Руководил всем процессом А.И Резанов. На период закрытия конструкция была переоборудована под складские помещения. В 1989 году святыня возобновила свои функции. В 91-х годах снова стали проводиться службы.


На втором месте по значимости находится . Он был заложен в 1907 году. Примечательно, что весь декор и иконы были изготовлены сестрами. Освещение храма выполнено только в 1998 году. До этого времени данное действие сделать не удалось. К сожалению, первоначальная отделка не была сохранена, поэтому, все ремонтные мероприятия осуществлялись заново.


Неотъемлемой частью архитектуры выступает Благовещенский собор . Основное его отличие – это совершенство линий. Постройка выполнена в стиле, который максимально приближен к русскому барокко.


В 1773 году построен еще один храм – Казанский . Весь спектр работ выполнялся под наблюдением матушки Александры. Он тщательно контролировала безупречность операций. Постройка древнейшая.

Дворовая территория также является невероятно богатой. Здесь находятся трапезные зоны, больница, имеется малый дом, где когда-то жила Параскева. Организована колокольня, масса старинных корпусов училища. Если вы приезжаете сюда, то непременно изучите внутреннее убранство домиков. При желании здесь разрешается сделать фотографии. Можно поклониться к мощам Елены и Марфы, Параскевы, Матроны, основателя. Дворовая территория ухоженная. Здесь по-прежнему протекает жизнь и царит гармония.

Святые источники

В селе имеется немалое число родников природного происхождения. Такое скопление источников в одной зоне нередко вызывает восторг. Согласно истории, Господь приводил своих паломников к особым местам для возведения церквей. В середине 20 века гидрогеологи в Нижегородской области проводили программу исследований. Профессионалами было обнаружено подземное пресноводное море невероятной величины. Оно протягивалось от Арзамаса до Ардатова. По площади водоем под слоем земли занимал практически весь район. Интересно, что с зарождением комплекса еще в древние времена на поверхность стали пробиваться родники. По молитве святых постоянно образовывались новые источники. Служащие Богу наблюдали разнообразные видения. К примеру, источник обнаружены в силе Кременки получил говорящее название «Явленный» . А если верить приданию, то перед началом страшных воин люди видели там образ Богородицы.


Если верить информации из других источников, то люди находили в здешних участках иконы. Так, в Глухово найден лик Ильи Пророка, а на Спиринском обнаружили образ Спиридона Тримифутского. Вода данной территории будто реагирует на молитвы, начиная бурлить.


Список истоков вод здесь огромный. Постоянно открываются новые. В деревне Цыганкова находится родник Серафима Саровского, в северно части можно найти потоки святого Пантелеймона. Следуя в Аразамасском направлении, вы доберетесь до подземных вод Спиридона Тримифунского. Популярное место «Всецарица» расположилось недалеко от Маевки.


Пребывая тут, необходимо научиться грамотно себя вести. Потребуется придерживаться определенных правил. Об этом турист оповещается заранее. Запрещается издавать крики или громко разговаривать. Если очередь в купель внушительного размера, то нужно соблюдать порядок и терпеливо ее дожидаться. Набор жидкости производится на основе использования специальных емкостей. Только потом можно воспользоваться индивидуальной тарой. В колодец запрещается выбрасывать предметы и опрокидывать туда остатки из емкостей.
Окунаться в купели также требуется с соблюдением определенных правил. Женщины должны реализовывать данный процесс в сорочках. Купальники использовать не предусмотрено. Слова моления можно уточнить на часовнях или прочитать на вывесках. При необходимости вы их можете выучить заранее наизусть. Все пункты приема туристов и верующих являются благоустроенными. Прием производится до восьми вечера.
Все эти правила не являются сложными и исполнять их нетрудно. Если ими не руководствоваться, то согласно приданию, оскверненное чистое место может исчезнуть навсегда. Дл того чтобы не лишать себя благодать достаточно следовать рекомендациям. Сюда приезжают граждане для исцеления тела и души.

Над голубиным оврагом расположилась данная святыня. Она является старинной и имела место быть еще до момента зарождения населенного пункта. Отдельного внимания заслуживает Старая река, которая протекает неподалеку. С ее берегов производился сбор известняка, который применялся для воздвижения храма. О здешних участках бытует масса сказаний. Имелась часовня. В ней лежал мраморный иконостас. Также хранились другие лики качественного исполнения.


Ранее, вода использовалась для купания детей, страдающих различными заболеваниями. Жители омывались ей для снятия недуга, оздоровления тела, духа. Таинство крещения по-прежнему происходит тут.

Памятное достояние находится на побережье Вичкинза. Местные предания говорят, что поток выходил прямо из могилы Матушки. Как известно, ее захоронение было выполнено прямо у алтаря. Специалисты долго пытались разгадать феномен, в поиске обоснований. Было осуществлено диагностирование грунтов, фундамента. Многочисленные гипотезы ставились. В итоге, стало понятным, что скопления снега и дождя с поверхности церкви искали выход и смогли найти его только под толщей грунта. Проходя немалый путь, жидкость подвергается разнообразным стадиям чудодейственного очищения.


В 60-х годах отмечалось образование запруды. Объект подвергся наводнению. Через некоторое время он снова неожиданно и самостоятельно появился. По поводу такой ситуации ходит немало суждений. Одни говорят, что произошло пробитие сквозь доломитовые плиты, другие утверждают, что возник высокий уровень давление в запруде.

На побережье Сатис находится родник, носящий имя Батюшки Серафима. Его открытие приходится на начало 20 столетия. В тот период леса были закрыты от посещения. Это происходило потому, что сделано разбитие военных лагерей. Придание гласит –как-то солдаты лицезрели старца. В руках старик держал посох. Его обличие несколько смутило – белый балахон. Стоял человек на самом обрыве. Он сделал удар посохом, и мгновенно возвысились три струи вверх. Позднее, находку хотели ликвидировать. Но специальная техника, прибившая для данной цели, пришла в негодность, вопрос был закрыт.



Данная святыня занимает отдельное место. Находится несколько обособлено. Создание выполнено по воли царицы Небесной. Пребывая тут, необходимо соблюдать все правила поведения. Вдоль канавки растет крыжовник. С другой стороны – плодовые деревья, идет дорожка. Вокруг ухоженные клумбы и грядки. Время от времени по дороге встречаются компактные избушки из дерева. Рекомендуется приезжать в данное место подготовленным и духовно настроенным.

Где остановиться на ночлег?

В селе имеется немало мест, где можно остановиться на ночлег. Если вы не любите много ходить, то удобно организовать ночевку в центре. Наиболее популярны среди отдыхающих такие отели, как «Светоч», «Московская», «Слобода». Вы непременно найдете решение по душе. Если вы любите совершать пешие прогулки и катание на велосипеде, то можно расположиться на окраине. Имеется все необходимое для комфортного проживания.

Выводы

Село находится под покровительством Божьей Матери. Это типичное российское поселение, которое наполнено своими тайнами и загадками. Его по праву считают образцово-показательным. Прогуливаясь по местным улочкам, вы увидите красивые сады, старые дома с палисадниками, церкви, ухоженные аллеи.


Непременно посетите все архитектурные памятники. Планируя путешествие сюда, вы можете задержаться надолго. При желании можно окунуться в купели, заглянуть музеи. Само большое число знаменательных объектов находится в центральной части. Приобрести в подарок можно сувениры. Совершая отдых здесь, не забывайте придерживаться правил поведения.

Село Дивеево - жемчужина "Золотого кольца" России. Оно находится на 180 км южнее Нижнего Новгорода, в 60 км от Арзамаса, возле речушки Вичкинзы, притока реки Сатис в котором находится Серафимо - Дивеевский монастырь с постоянным посещением паломников со всей России. От самих местных названий веет древностью.

И это не удивительно, ведь история села Дивеево насчитывает почти 500 лет. Историки полагают, что Дивеево появилось в середине XVI века, после взятия русскими Казани.

Летом 1552 года царь Иван Грозный награждал воевод и союзников, особенно отличившихся при осаде города. Был среди них и ногайский мурза Дивей, переломивший вместе со своим отрядом ход сражения. За это Дивей получил на берегу Вичкинзы небольшой участок леса под пашню. Через пять лет, когда лес вырубили, а землю распахали, здесь появилось селение, которое так и стали называть по имени основателя - Дивеево.

Считается, что село Дивеево появилось благодаря царю Ивану IV - Грозному

Самые ранние письменные упоминания о селе Дивеево возникли в 1614 году. К тому моменту поселение всё ещё оставалось крошечным, но уже тогда в нём присутствовало православие и паломники. Деревянная церквушка в честь Святителя Николая Чудотворца и Архидьякона Стефана была построена на перекрёстке дорог, по которым путники направлялись в Саров. Поэтому люди, совершавшие паломничество, часто оставались здесь, чтобы помолиться и собраться с силами. Именно у этой церкви останавливалась на отдых Агафия Семёновна Мельгунова, которой во сне явилась Пресвятая Богородица, повелевшая основать здесь монашескую общину. Прошло уже два столетия, а село Дивеево до сих пор признаётся православными как четвёртый и последний удел Божьей Матери. А основанная по повелению Царицы Небесной обитель сейчас известна на весь мир под наименованием Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Главной достопримечательностью Дивеево считается Серафимо-Дивеевский Свято-Троицкий женский монастырь

Возведение монастырских сооружений началось со строительства Казанской церкви. Первая настоятельница обители, Матушка Александра, сама вырыла источник. Водой из этого родника утоляли жажду рабочие, строившие церковь. Теперь этот родник, наряду с Казанским источником и Источником преподобного Серафима Саровского, почитается чудотворным, куда постоянно приезжают паломники со всей России.

В храмовых комплексах дивеевских монастырей почивают святые мощи почитаемых святых: преподобного Серафима Саровского, преподобных жён Дивеевских Александры, Марфы и Елены, блаженных Дивеевских Пелагия, Параскева и Мария.

Приглашаем Вас в нашу гостиницу рядом с монастырем, расположенную по адресу: Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево, пл. Благовещенская, стр. 1, чтобы прикоснуться к его древним святыням и достопримечательностям.

Фильмы о монастыре и селе Дивеево:


Село Дивеево: Историческая справка


Село Дивеево является районным центром Дивеевского района Нижегородской области . Расположено на берегу реки Вичкинзы в 180 км от Нижнего Новгорода, в 65 км от города Арзамаса и в 12 км от города Сарова .

Предполагают, что село Дивеево возникло в 1559 году, однако первое письменное упоминание о нём относится к 1614 году. Существуют несколько версий происхождения его наименования. Наиболее распространённая версия гласит, что своё название село получило по имени первого владельца – татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю с пахотными угодьями на реке Вичкинзе (царская жалованная грамота от 16 апреля 1559 года).

Во второй половине XVIII века Дивеево – небольшое село с деревянной церковью в честь Святителя Николая Чудотворца и Архидьякона Стефана. Церковь стояла на пересечении дорог, что вели в Саров . Паломники, которые шли в Саровский монастырь , останавливались на отдых у церкви. Именно здесь решила отдохнуть основательница Серафимо-Дивеевского монастыря Агафия Семёновна Мельгунова .

В XIX веке селом владели многие собственники, среди них Мотовиловы, Толстая, Цицианов, Баташовы, Ждановы, Шахаевы. Дивеево известно как Четвёртый Удел Пресвятой Богородицы на земле. Здесь располагается духовный и культурный центр православных христиан – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь .

На протяжении полутора столетий созидалась Дивеевская обитель. Началась она с каменной Казанской церкви , построенной в 1773 – 1780 годах.

По благословению преподобного Серафима к Казанскому храму были пристроены церкви Рождества Христова (1829 год) и Рождества Богородицы (1830 год). В центре обители в 1865 – 1875 годах был возведен пятипрестольный Троицкий собор . В линию с ним на рубеже ХIХ и ХХ веков поднялась пятиярусная Дивеевская колокольня . По сторонам от Троицкого собора в конце ХIХ века были построены игуменский корпус с домовым храмом в честь равноапостольной Марии Магдалины и трапезный храм благоверного князя Александра Невского . В начале ХХ века за Троицким собором воздвигнут Преображенский собор (1907 – 1916 годы), в 2012 году начал возводиться Благовещенский собор. В 2005 – 2013 годы в селе была построена приходская церковь преподобномученицы Елисаветы .

В храмах обители почивают в святых мощах ее небесные покровители: преподобный Серафим Саровский , преподобные жены Дивеевские Александра , Марфа и Елена , блаженные Дивеевские Пелагия , Параскева и Мария, преподобноисповедница Матрона (Власова) . Святая Канавка – одна из наиболее почитаемых святынь Дивеева – представляет собой молитвенное духовное сосредоточение Четвертого удела Пресвятой Богородицы.

В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 году – 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была подновлена, а старинная Казанская церковь почти полностью реставрирована (восстановлена в прежнем виде). Святая Канавка приняла вид, заповеданный преподобным Серафимом.

Дивеевская земля славится своими исцеляющими

Похожие публикации