Что такое таинство крещения и как оно происходит? Что такое Крещение

Крещение Господне (Святое Богоявление)

Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный. Крещение празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника, 18 января, установлен строгий пост.

Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом.
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11).

Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов.

Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал:«Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).

И вот к нему приходит Иисус из Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15).

После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он — Избранник Божий», — подтверждает Иоанн Креститель. («Мессия» по-еврейски — то же, что по-гречески «Христос», то есть «Помазанник Божий»). Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый окрещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам «Идите, научите все народы, крест их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Что должен знать человек, решивший креститься, пожелавший выйти из пагубного безрелигиозного состояния?

Крещение — величайшее христианское таинство, очищающее человека от грехов и снимающее с него осуждение за первородный грех. С крещения начинается соприкосновение человека с Церковью, он становится членом тела церковного, за него начинает молиться вся церковная полнота.

Крещение установил собственным примером Иисус Христос, крестившийся в Иордане. Еще в своей беседе с Никодимом Господь говорил: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан., 3,5). И потом после своего Воскресения Господь сказал своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына Я и Святого Духа» (Матф., 28, 19). Кроме того, в Евангелие от Марка Иисус Христос говорит так: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет». Эти слова Спасителя о том, что человек верующий должен креститься.

Вещество, через которое совершается крещение, — вода, освящаемая особым образом во время таинства. Омовение в водах Иордана на Востоке означало принять обряд покаяния. Вода символизирует ту стихию, которой все очищается и омывается. Господь Иисус Христос, крестясь, освятил естество вод Своим Пречистым Телом.

Совершает таинство крещения священнослужитель, но в случае крайней необходимости окрестить может и любой христианин. Крещение мирянами особенно было распространено во времена гонения на Церковь в советский период, когда из деревень изгнали священников. Они и благословляли верующих женщин крестить младенцев. Но когда человек, крещенный бабушкой, вырастал, ему требовалось принять таинство миропомазанием. Сегодня немало таких людей приходит в Церковь.

Бывает и так, что в роддоме умирает новорожденный, и чтобы он умер христианином, его могут окрестить или мать, или медсестра. Важно правильно произнести совершительную формулу таинства, звучащую следующим образом: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь». Хорошо, если есть в этот момент святая вода, но можно крестить младенца и в обычной. Был случай, когда родители слишком поздно обратились к батюшке с просьбой окрестить полугодовалого ребенка, лежавшего в палате интенсивной терапии. До приезда священника он умер.

В Православии существуют два образа крещения — погружение в воду и обливание ею. Самый древний из них — погружение младенца в купель. Но нельзя забывать, что в России крещение детей в православной семье считалось обязательным, как и их последующее церковное воспитание. Сегодня мы наблюдаем другое — много крестится взрослых. Для их крещения у Церкви нет возможности устраивать специальные бассейны, поэтому таинство совершается обливанием водой.

Человек, решивший креститься, должен воспринимать крещение как святое, жизненно важное таинство, требующее полной внутренней самоотдачи. «Кто будет веровать и креститься, — говорит Спаситель, — спасен будет». Чтобы стать членом Церкви, надо веровать в Господа нашего Иисуса Христа, Его спасительное учение, Его Воскресение. Надо иметь хоть бы начальные знания о своей вере, и прежде всего знать такие молитвы, как «Отче наш...», «Богородица Дева...». Знакомиться с самой сутью веры перед крещением человек должен для того, чтобы выяснить, нужно ли это ему, горит ли в нем сердце, когда он слышит глаголы жизни вечной, ибо только в ответ на это горение сердца, в ответ на движение человеческой воли к Богу и подается в крещении полнота благодати, а вовсе не в ответ на сумму знаний. Необходимые знания о своей вере христианин может и должен получать и после крещения. Есть в чинопоследовании и момент, когда человек дает обещание не поклоняться дьяволу, не соблазняться на грех. Обещает, что не пойдет искать помощи вне Бога, отрекается от прежнего зловерия, будь то язычество, экстрасенсорика, то есть от всего, чем он болел, пребывая вне света Христова.

Сейчас появилось большое количество православной литературы. Человеку, «истинного Бога познать желаяй и спасения ищай», она дает возможность узнать о православной вере как можно полнее.

Что касается крещения детей, в чем обвиняют нас сектанты, то даже во времена первоапостольские апостолы крестили целые семьи, где, конечно, были и дети. Если ребенок растет в верующей семье, то почему нельзя его причащать, почему родителям нельзя молиться о нем в церкви? В Православии все это естественно и иначе быть не может. Поэтому существует институт крестных — ответчиков перед Богом за веру своих крестников. Это может быть или крестная, или крестный, которые желали бы на деле стать воспитателями своих крестников, Они водят их к причастию, рассказывают о вере.

Крещение уже само по себе дает дитяти благодатные дары, невидимо таинственно изменяет жизнь человека к лучшему, приводит его к Богу.

Что означает таинство крещения

Таинство Крещения связано с коренным переломом в жизни человека. Стать христианином - это не значит переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно переродиться, стать новым человеком. В Таинстве Крещения человек духовно рождается для Жизни Вечной. В Крещении падшая природа человека благодатно соединяется со Христом и благодаря этому обновляется и освобождается от первородного греха. Просветившись Святым Крещением, человек становится членом Церкви, благодатного Царства Христова.

Крестик для крещения

Его можно купить в храме, тем более что там продаются уже освященные крестики. У многих уже есть какой-то крестик, часто это семейная реликвия или подарок. Такой крестик надо предварительно показать священнику, и он определит, правильно ли этот крестик сделан, и освятит его. Православный крест обычно бывает восьмиконечным, то есть имеет три перекладины. Верхняя - короткая, на ней помещается надпись И. Н. Ц. И. (Иисус Назорей Царь Иудейский). Средняя - самая длинная. Нижняя косая - тоже короткая, левый от нас конец этой перекладины выше, чем правый. Во многих храмах крестик дается прямо при Крещении, если об этом не позаботились заранее.

Православная Церковь не отвергает и четырехконечных крестов, у которых только одна перекладина - длинная средняя. Крестик может быть как с изображением распятия, так и без него. На православном изображении распятия ступни ног располагаются рядом друг с другом ровно.

Для крестика нужна ленточка или цепочка. Ее нужно предварительно померить, чтобы она легко одевалась через голову.

Крестные (восприемники)

По традиции Церкви младенца следует крестить в восьмой или на сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния - двух главных условий соединения с Богом - нельзя. Поэтому с древних времен появились «крестные» - люди, по вере которых крестят младенцев (попутно следует заметить, что при крещении взрослых старше 18 лет крестные не нужны).

Крестные обязательно должны быть крещеные и верующие, так как они берут на себя обязательство воспитывать своих крестников в духе Православия и благочестия. После погружения младенца в купель крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название - восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.

По русской традиции крестных бывает двое - женщина и мужчина, но обязателен лишь один. Для мальчика это мужчина, для девочки - женщина. Родители не могут быть крестными своего ребенка. А вот бабушки, дедушки, братья и сестры вполне могут стать крестными родителями.

Некоторые спрашивают, не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога? Не лучше. Ведь в Таинстве Крещения ребенок получает особую благодать, которая поможет ему в жизни. Он становится членом Церкви и может поэтому быть участником святых Таинств. В том числе и Таинства Евхаристии - причащаться Святых Христовых Тайн.

Если крестятся взрослые

Когда Таинство совершается над взрослыми, для Крещения требуется вера в Господа, знакомство с Евангелием и знание основных молитв. Часто священник просит прочитать Символ веры - молитву, в которой содержатся главные истины православной веры. Поэтому хорошо бы узнать, проводятся ли при храме специальные беседы для «оглашенных» (готовящихся принять Крещение и изучающих основы православной веры).

В дни перед принятием Таинства нужно читать Евангелие и книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Знайте, что эти дни - особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные проблемы. Избегайте суеты, пустых разговоров, смотрения телевизора, не участвуйте в различных увеселениях, ибо то, что вы будете принимать, велико и свято, а все святое Божие принимается с величайшим трепетом и благоговением.

Если есть возможность, соблюдайте пост в течение двух-трех дней. В сам день Крещения желательно (но не обязательно!) с утра не есть, не пить и не курить, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеского общения.

Святыня Божия требует от человека особой чистоты. Являться ко Крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Женщины в месячной нечистоте не приступают к купели Крещения до окончания этих дней.

Кроме того, женщины приходят креститься без косметики и украшений. К началу таинства надо приходить вовремя. Необязательно креститься в воскресный день, если в храме и в будние дни совершают это великое Таинство.

Желательно быть в такой одежде, чтобы легко можно было помазать грудь, руки, колени. Поэтому хороши рубашки, блузки с короткими рукавами и с застежками спереди. Женщинам рекомендуется одеть не очень длинную юбку, а мужчинам - свободные брюки, чтобы можно было их закатать наверх. Еще понадобится полотенце.

Как совершается таинство крещения

Первое священнодействие Крещения - человеку нарекают имя, он обретает небесного покровителя в лице святого, имя которого ему нарекли.

Следующее священнодействие - это возложение руки в знак защиты и благословения. Рука священника здесь - это рука Самого Господа, который с этих пор берет под Свою особую защиту и покровительство пришедшего к нему человека.

Затем читаются молитвы, в которых Церковь в лице священника запрещает великим и страшным Божиим именем дьяволу и нечистым духам строить козни крещаемому и гонит его прочь.
После того как нечистый дух изгнан и заклят именем Божиим, настает время человеку самому отказаться от него. Священник поворачивает и крестных, и их крестника лицом на запад, то есть символически - ко тьме, в которой живут злые духи, чтобы встретиться с ними напрямую, но уже находясь под церковной защитой.

Следующие вопросы надо знать и крестным и крестнику, потому что на них нужно сознательно отвечать.

Священник:
- Отрекаешься ли ты от сатаны, и от всех дел его, и от всякого служения ему, и от всякой гордыни его?
Крестник или крестный (за ребенка):
- Отрицаюсь.

Эти вопрос и ответ повторяются трижды.

Тогда священник говорит:
- Дунь и плюнь на него.

Плевок - это знак крайнего презрения. После этого священник велит всем повернуться лицом на восток, к Господу, и спрашивает:
- Сочетаешься ли Христу?
Ответ:
- Сочетаюсь.
Вопрос и ответ повторяются трижды. Этими ответами крестник или крестный исповедают верность Христу. Затем они читают Символ веры.

После освящения воды и елея священник помазует елеем вначале воду, а затем крещаемого и трижды погружает его в святую воду со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца - аминь. И Сына - аминь. И Святаго Духа - аминь». В этот момент Благодать Святого Духа озаряет всего человека, и под действием Божественной Благодати физическое и духовное существо человека изменяется: он как бы заново рождается в другом качестве (потому Крещение и называют вторым рождением). Крещение совершается лишь однажды, как однажды и рождается человек. Из купели крещеного воспринимает от священника крестный (крестная). Тут же надеваются крестик и белая рубашечка, которые надо держать в этот момент наготове. Белая одежда служит знаком чистоты души после Крещения и напоминает ему, что он и впредь должен сохранять эту чистоту, а крест служит видимым знаком его веры в Иисуса Христа. Все грехи, совершенные человеком до Крещения, прощаются Богом, к новопосвященному христианину приставляется наставник и хранитель души - Ангел Хранитель. Полученную в Таинстве Крещения Благодать христианин несет в себе до конца жизни, либо умножая ее в себе праведной жизнью, либо растрачивая через грехопадения.

При смертельной опасности для жизни ребенка или взрослого окрестить его позволительно любому православному христианину, трижды погружая его в воду или обливая с молитвой «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца - аминь. И Сына - аминь. И Святаго Духа - аминь». Если опасность благополучно миновала, то окрещенного в экстремальных условиях нужно привести (принести) в церковь, чтобы священник дополнил крещение положенными молитвами и помазал миром. Но второй раз крещение (погружение в воду) не совершается. Если взрослый не знает, крестили его или нет, не у кого об этом спросить, то над ним совершается Крещение полным чином.

Таинство миропомазания

Новая жизнь, полученная в Таинстве Крещения, требует от христианина постоянной духовной работы над собой. Миропомазание - Таинство, в котором верующему при помазании освященным Миром во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие в жизни духовной. Христианин, получивший в Таинстве Крещения очищение от грехов, обновление жизни, рождение в Жизнь Вечную, в Таинстве Миропомазания обретает полноту Благодати как Дар Святого Духа.

Таинство Миропомазания совершается сразу после Крещения. Оно как бы присоединяется к Таинству Крещения, вместе они составляют единое чинопоследование. Как и Крещение. Таинство Миропомазания не повторяется, только цари удостаивались его дважды - второй раз Миропомазание совершалось во время их Венчания на Царство.

Миропомазание совершается тотчас после погружения в купель. Священник читает молитву, в которой благодарит Господа за очищение, освящение и рождение от воды и Духа нового члена Церкви и просит дать через Миропомазание печать дара Духа Святого.

Крещение

Для начала необходимо посетить Огласительную беседу(беседа проводится каждую субботу в 11.00, в нашем храме, непосредственно перед таинством крещения).

С собой из дома надо взять два полотенца, одно для себя, второе по традиции оставить в храме.
Если нет крестика, то его можно приобрести в иконной лавке.
Дома нужно постараться выучить Символ Веры. Детей следует научить правильно делать крестное знамение.
Крещение совершается в нашем храме каждую субботу в 12.00, поэтому необходимо заранее записаться в иконной лавке и по желанию внести пожертвование на храм.

Таинство Крещения: ответы на вопросы.

Что такое крещение?
Почему оно называется таинством?

Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного.

А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. Как и другие таинства, крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам. Теперь, когда читатель познакомился с православным понятием о крещении, уместно рассмотреть один из наиболее часто задаваемых вопросов, относящихся к крещению детей.

Можно ли крестить младенцев, ведь они не имеют самостоятельной веры?

Совершенно верно, маленькие дети не имеют самостоятельной, осознанной веры. Но разве не имеют ее родители, принесшие свое чадо на крещение в храм Божий? Разве не будут они прививать своему ребенку веру в Бога с детства? Очевидно, что родители имеют такую веру, и, скорее всего, будут прививать ее ребенку. Помимо того, у ребенка будут и крестные родители – восприемники от купели крещения, которые ручаются за него и обязуются воспитывать свое крестное чадо в православной вере. Таким образом, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение. Прообразом новозаветного крещения явилось ветхозаветное обрезание. В Ветхом Завете младенцев на восьмой день приносили в храм для обрезания. Этим родители ребенка показывали свою и его веру и принадлежность к богоизбранному народу. Христиане могут то же сказать и о крещении словами Иоанна Златоуста: «Крещение составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных». Тем более, что этому есть основание в Священном Писании: «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2, 11-12).

То есть, крещение – это умирание и погребение для греха и воскресение для совершенной жизни со Христом. Этих обоснований вполне достаточно, чтобы осознать всю важность крещения младенцев.

Когда положено крестить детей?

Определенных правил в этом вопросе не существует.

Но обычно детей крестят на 40-й день после рождения, хотя это можно сделать раньше или позже.

Главное - не откладывать крещение на долгое время без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого таинства в угоду сложившимся обстоятельствам.

Можно ли крестить детей в дни поста?

Конечно, можно! Но технически это не всегда получается. В некоторых храмах в дни Великого поста крестят только в субботние и воскресные дни. Эта практика, скорее всего, основана на том, что будние великопостные богослужения весьма продолжительны, а промежутки между утренними и вечерними службами могут быть небольшими. В субботние же и воскресные дни богослужения несколько короче по времени, и священники могут уделить больше времени требам.

Поэтому, планируя день крещения, лучше заранее узнать о правилах, соблюдаемых в том храме, где будут крестить ребенка. Ну а если вообще говорить о днях, в которые можно крестить, то никаких ограничений в этом вопросе нет.

Можно крестить детей в любой день, когда к этому нет технических препятствий. У каждого человека, по возможности, должны быть крестные родители – восприемники от купели крещения. Тем более, они должны быть у детей, которых крестят по вере родителей и восприемников.

Сколько крестных должно быть у ребенка?

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика это мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум, два восприемника.

Какие требования предъявляются к крестным родителям?

Первое и главное требование – несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью, ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. Если же они сами будут несведущи в этих вопросах, то чему они смогут научить ребенка? На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от “сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”. Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином. Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом - исповеди и причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь.

Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава.

Но главное - крестные должны всегда молиться о своем крестнике. Очевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на крещении. Но также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше.

Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с "выгодным" человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом.

Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.

Можно ли женщине становиться крестной в дни месячного очищения? Что делать, если это все-таки произошло?

В такие дни женщинам следует воздерживаться от участия церковных таинствах, к числу которых относится и крещение. Но если это все-таки случилось, то в этом необходимо покаяться на исповеди.

Как будущим крестным подготовиться к крещению?

Каких-то особых правил подготовки восприемников к крещению не существует. При некоторых храмах проводят специальные беседы, целью которых обычно ставится объяснить человеку все положения православной веры относительно крещения и восприемничества. Если есть возможность посетить такие беседы, то необходимо это сделать, т.к. это очень полезно для будущих крестных. Если будущие крестные достаточно воцерковлены, постоянно исповедуются и причащаются, то посещение таких бесед будет для них вполне достаточной мерой подготовки. Если же потенциальные восприемники сами еще недостаточно воцерковлены, то хорошей подготовкой для них будет не только приобретение необходимых знаний о церковной жизни, но и изучение Священного Писания, основных правил христианского благочестия, а также трехдневный пост, исповедь и причастие перед таинством крещения.

Существует еще несколько традиций, касающихся восприемников.

Обычно крестный отец берет на себя оплату (если таковая есть) самого крещения и приобретение нательного крестика для своего крестника.

Крестная мать покупает крещальный крестик для девочки, а также приносит необходимые для крещения вещи. Обычно в крещальный комплект входят крестильная рубашка, простынка и полотенце. Но эти традиции не являются обязательными для исполнения. Зачастую в разных регионах и даже отдельных храмах существуют свои традиции, за исполнением которых строго следят прихожане и даже священники, хотя они не имеют никаких догматических и канонических оснований. Поэтому лучше подробнее узнать о них в храме, в котором будет проходить крещение.

Что крестные должны дарить на крещение (крестнику, родителям крестника, священнику)?

Этот вопрос не лежит в духовной области, регулируемой каноническими правилами и традициями. Но, думается, что подарок должен быть полезным и напоминать о дне крещения. Полезными подарками в день крещения могли бы быть иконы, Евангелие, духовная литература, молитвословы и т.п. Вообще, в церковных лавках сейчас можно найти множество интересного и душеполезного, поэтому приобретение достойного подарка не должно стать большим затруднением. Довольно частым вопросом, задаваемым невоцерковленными родителями, бывает вопрос: Могут ли стать крестными инославные христиане или иноверцы? Совершенно очевидно, что нет, ибо они никак не смогут научить своего крестника истинам православной веры. Не являясь членами Православной Церкви, они вообще не могут принимать участия в церковных таинствах. К сожалению, многие родители не спрашивают об этом заранее и без всяких угрызений совести приглашают в крестные своим детям инославных и иноверцев. На крещении, само собой, об этом никто не говорит.

Что делать, если по ошибке это все же произошло? Считается ли в этом случае крещение действительным? Нужно ли перекрестить ребенка? В первую очередь, такие ситуации показывают крайнюю безответственность родителей при выборе крестных для своего ребенка. Тем не менее, подобные случаи - не редкость, и встречаются они среди людей невоцерковленных, не живущих церковной жизнью. Однозначного ответа на вопрос «что делать в этом случае?» дать невозможно, т.к. в церковных канонах нет ничего подобного. Это не удивительно, т.к. каноны и правила написаны для членов Православной Церкви, чего нельзя сказать о инославных и иноверцах. Тем не менее как состоявшийся факт крещение имело место, и назвать его недействительным нельзя. Оно законно и действительно, а крещенный стал полноправным православным христианином, т.к. был крещен православным священником во имя Святой Троицы. Никакого перекрещевания не требуется, такого понятия вообще нет в Православной Церкви. Человек один раз рождается физически, вновь повторить это он никак не может. Также только один раз человек может родиться для жизни духовной, поэтому крещение может быть только одно.

В каком случае священник может отказать человеку в крещении ?

Православные верят в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Основоположником христианской веры был Сын - Господь Иисус Христос. Поэтому человек, не принимающий Божественность Христа и не верящий в Святую Троицу, не может быть православным христианином. Также не может стать православным христианином человек, отрицающий истины православной веры. Священник имеет право отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого крещения.

Когда нет необходимости в крестных?

Необходимость в крестных всегда есть, особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов.

В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям, чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных. Безбожное время наложило отпечаток на судьбах многих людей. Итогом этого явилось то, что некоторые люди после долгих лет неверия наконец обретали веру в Бога, но приходя в храм, не знали, были ли они крещены в детстве верующими родственниками.

Нужно ли крестить человека, который точно не знает, крещен был ли он в детстве?

Согласно 84 правилу VI Вселенского собора, таких людей необходимо крестить в том, случае, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт их крещения. В этом случае человека крестят, произнося формулу: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …». Что-то я все о детях да о детях. Среди читателей, возможно, есть и такие люди, которые еще не сподобились спасительного таинства крещения, но всей душой стремятся к нему.

Что необходимо знать человеку, который сам готовится стать православным христианином? Как ему подготовиться к таинству крещения?

Познания человека о вере начинаются с чтения Священного Писания. Поэтому человеку, который хочет креститься, в первую очередь нужно прочесть Евангелие. После прочтения Евангелия у человека может возникнуть некоторое количество вопросов, требующих грамотного ответа. Такие ответы можно получить на так называемых огласительных беседах, которые проводятся во многих храмах. На таких беседах желающему принять крещение разъясняются основы православной веры. Если при храме, в котором человек собирается креститься, не ведется таких бесед, то можно задать все интересующие вопросы священнику в храме.

Также полезно будет прочитать некоторые книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Хорошо будет, если до принятия таинства крещения человек выучит наизусть Символ веры, в котором кратким образом изложено православное вероучение о Боге и Церкви. Эта молитва будет читаться на крещении, и было бы прекрасно, если бы крещаемый сам исповедовал свою веру. Непосредственная подготовка начинается за несколько дней до крещения. Эти дни - особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные проблемы.

Стоит посвятить это время духовно-нравственным размышлениям, избегать суеты, пустых разговоров, участия в различных увеселениях. Нужно помнить, что крещение, как и другие таинства, велико и свято. К нему нужно подходить с величайшим трепетом и благоговением. Желательно в течение 2-3 дней соблюдать пост, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеских отношений.

Являться ко крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Можно одеть новую нарядную одежду. Женщинам не должно пользоваться косметикой, или если пользоваться, то в меру, как впрочем, и всегда во время посещения храма.

С таинством крещения связано множество суеверий, которых я тоже хотел бы коснуться в этой статье.

Может ли девушка первой крестить девочку? Говорят, что если первую крестить девочку, а не мальчика, то крестная отдаст ей свое счастье... Это утверждение также является суеверием, не имеющим основания ни в Священном Писании, ни в церковных канонах и традициях. А счастье, если оно будет заслужено перед Богом, от человека никуда не денется.

Другое странное размышление, которое мне неоднократно приходилось слышать: Можно ли беременной женщине стать крестной? Не повлияет ли это каким-то образом на ее собственного ребенка или крестника? Конечно, можно. Подобное заблуждение никак не связано с церковными канонами и традициями и также является суеверием. Участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери. Мне приходилось также крестить беременных женщин. Малыши рождались крепкими и здоровыми.

Очень много суеверий связано с так называемым перекрещиванием. Причем, причины для столь безумного действия порой указываются весьма причудливые и даже смешные. Но большая часть из этих обоснований имеют языческое и оккультное происхождение.

Вот, к примеру, одно из самых распространенных суеверий, имеющих оккультное происхождение: правда, ли что для снятия порчи, наведенной на человека, необходимо заново перекреститься, а новое имя сохранить в тайне, чтобы новые попытки колдовства не действовали, т.к. колдуют именно на имя? Честно говоря, слыша подобные заявления, мне хочется от души посмеяться. Но, к сожалению, тут не до смеха. До какой же языческой дремучести надо дойти православному человеку, чтобы решить, что крещение – это некий магический ритуал, своеобразное противоядие от порчи. Противоядие от некоей неопределенной субстанции, определения которой никто даже и не знает. Что представляет собой эта призрачная порча? Вряд ли кто-то из тех, кто ее так боится, сможет четко ответить на этот вопрос. Это и не удивительно. Вместо того чтобы искать в жизни Бога и исполнять Его заповеди, «церковный» народ с завидным усердием ищет во всем мать всех зол – порчу. И откуда же она берется?

Идет к примеру человек по улице, споткнулся. Все - сглазили! Срочно надо бежать в храм поставить свечку, чтобы все было хорошо, и сглаз прошел. Пока идет до храма, споткнулся еще раз. Видать, не только сглазили, но еще и порчу навели! Ух, нехристи! Ну, ничего, сейчас приду в храм, помолюсь, свечек накуплю, утыкаю все подсвечники, буду вовсю с порчей бороться. Добежал человек до храма, на паперти опять споткнулся и упал. Все – ложись и помирай!

Порча на смерть, родовое проклятие, ну и еще там какая-то гадость, название забыл, но тоже что-то очень страшное. Коктейль «три в одном»! Против этого свечки и молитва не помогут, тут дело серьезное, заклинание древних вуду! Выход один – заново креститься, причем только с новым именем, чтобы когда эти самые вуду свои наговоры на старое имя шептали и иголки в куклы втыкали, все их заклинания мимо пролетали. Они же нового имени знать не будут. А все колдовство именно на имя делается, вы разве не знали? Вот потеха будет, когда они там шептать и колдовать усиленно будут, а все мимо лететь будет! Бац, бац и - мимо! Эх, хорошо, когда есть крещение – лекарство от всех болезней!

Вот примерно так и появляются суеверия, связанные с перекрещиванием. Но гораздо чаще источниками этих суеверий являются деятели оккультных наук, т.е. гадалки, экстрасенсы, целители и прочие «одаренные Богом» личности. Эти неутомимые «генераторы» новомодной оккультной терминологии ради соблазнения человека идут на всяческие уловки. В ход идут и родовые проклятья, и венцы безбрачия, и кармические узлы судеб, переклады, привороты с отворотами и прочая оккультная чушь. И всего-то, что надо сделать, чтобы избавиться от всего этого – перекреститься. И порчи как не бывало. И смех, и грех! Но многие клюют на эти околоцерковные уловки «матушек Глафир» и «отцов Тихонов» и бегут в храм на повторное крещение.

Хорошо, если скажут о том, откуда у них такое горячее желание перекреститься, и им откажут в этом кощунстве, предварительно объяснив, чем чреваты походы к оккультистам. А некоторые и не говорят, что уже крещены и крестятся повторно. Есть и такие, которые крестятся по несколько раз, т.к. предыдущие крещения «не помогли». И не помогут! Большего кощунства над таинством и представить трудно. Ведь Господь ведает сердце человека, знает обо всех его помышлениях.

Стоит сказать пару слов и об имени, которое так советуют поменять «добрые люди». Имя человеку нарекается на восьмой день от рождения, но так как многие не знают об этом, то в основном молитва на наречение имени читается священником непосредственно перед крещением. Наверняка все знают, что имя нарекается человеку в честь какого-либо из святых угодников. И именно этот святой и является нашим покровителем и ходатаем за нас перед Богом. И, конечно же, думается, что каждый христианин должен как можно чаще призывать своего святого и просить его молитвы перед престолом Вседержителя. А что же получается на самом деле? Мало того, что человек пренебрегает своим именем, но еще пренебрегает и своим святым, в честь которого он назван. И вместо того, чтобы в момент беды или опасности призывать на помощь своего небесного покровителя – своего святого, занимается посещением гадалок и экстрасенсов. «Награда» за это последует соответствующая. Есть еще одно суеверие, связанное непосредственно с самим таинством крещения. Почти сразу за крещением следует обряд пострижения волос. При этом восприемнику дается кусок воска, в который положено закатать отстриженные волосы. Это воск восприемник должен бросить в воду. Тут то и начинается самое интересное.

Правда ли, что если на крещении воск с остриженными волосами потонет, то жизнь крещаемого будет недолгой?

Нет, это суеверие. Согласно законам физики, воск вообще не может утонуть в воде. Но если его бросить с высоты с достаточной силой, то в первый момент он действительно уйдет под воду. Благо, если суеверный восприемник не увидит этого момента, и «гадание на крещальном воске» даст положительный результат. Но стоит крестному заметить момент погружения воска в воду - тут же начинаются причитания, и новоиспеченного христианина чуть ли не хоронят заживо. После этого порой бывает трудно вывести из состояния жуткой депрессии родителей ребенка, которым передают о «знаке Божием», увиденном на крещении. Конечно, это суеверие не имеет никакой основы в церковных канонах и традициях. Крещение – это великое таинство, и подход к нему должен быть благоговейным и обдуманным. Прискорбно бывает видеть людей, принявших таинство крещения и продолжающих жить прежней греховной жизнью.

Крестившись, человек должен помнить,
что теперь он – православный христианин, воин Христов, член Церкви.
Это обязывает ко многому. В первую очередь, к любви. Любви к Богу и ближним.
Так пусть каждый из нас, независимо от того, когда он был крещен, исполняет эти заповеди.
Тогда мы сможем надеяться на то, что Господь введет нас в Царство Небесное. То Царство, путь в которое открывает нам таинство Крещения.

Кому и зачем нужно креститься?...

Видео....

В чём смысл таинства крещения? Почему не обряд крещения, а таинство? Крещение ребенка

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие.

Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа.

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.

Значение крещения в жизни человека

Во времена первых христиан крестились те люди, которые, ознакомившись и приняв учение Христово, решали дальнейшую часть своей жизни жить не как язычники или сторонники иудаизма, которых Иисус Христос обвинил в нарушении Закона Божьего, а идти по жизни вместе с истинным Богом, уйдя от соблазнов и не совершая греха.

По примеру древних христиан современному человеку, желающему креститься, надлежит изучить учение Христово и убедиться в серьезности своего решения идти по жизни с Богом (то есть в своей жизни не отступать от заповедей Божьих и исполнять законы Божии). Только после того, когда решение креститься не будет чисто формальным, а станет являться твердым убеждением и не будет противоречить совести и жизненной философии (идеологическим взглядам) данного человека, он и должен идти ко крещению.

В древнехристианских общинах люди, желающие креститься, заявляли о своем намерении пресвитеру, а в дальнейшем епископу.

Смысл и значение Таинства Крещения

Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть знак исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного – осво божденную от власти греха и сатаны новую жизнь, или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной.

Почему Господь настаивал на крещении всех обратившихся? В чем значение крещения? Если крещение не влияет на обращение, то почему оно столь важно?

Основываясь на Священном Писании, доктор Мастерс показывает, что библейское крещение предназначено только для верующих, и дает ответы на часто задаваемые вопросы о крещении младенцев.

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Несущим элементом любой культуры является религия. Это не просто вера в сверхъестественное или система обрядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси.

Сведения о проповеди христианства в Поднепровье восходят к I веку н. э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозванного. Апостол якобы поставил крест на месте будущего Киева, предсказав, что тут возникнет «град велик». В источниках содержатся сведения о крещении княгини Ольги, о существовании в период ее властвования христианских храмов. Таким образом, проповедь христианства существовала издавна, хотя христианство еще и не стало господствующей религией.

Смысл и значение Таинства Крещения — раздел Кулинария, ВВЕДЕНИЕ В ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ Крещение Есть Таинство, В Котором Верующий, При Троекратном Погружении Тела В…

Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывают крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом.

Самое Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и главного священнодействия – троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть знак исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа.

Значение и последствия крещения Руси. Цивилизационное значениеЦивилизационное значение Крещения Руси трудно переоценить. Известный филолог В. Н. Топоров, оценивает значение принятия христианства для Русской цивилизации, как сыгравшее исключительную роль в истории страны и предопределившие на многие столетия ее место в истории, как событие вселенского характера. Принятие христианства на Руси приобщило к уже христианскому миру обширную и самую отдаленную часть единого пространства – Восточную Европу, открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа».

Религии имеют свою непростую историю, и, в частности, переход Киевской Руси от язычества к христианству следует оценивать положительно, как переход к «цивилизованной» религии. Обязательным элементом языческого культа населявших Европу племен, в том числе и славян, были человеческие жертвоприношения.

Не в первый раз поднимается эта тема. Объясню почему:

мы нашу дочь не крестили (хотя оба крещеные, я с дтства, муж в 18 лет крестился), ибо решили что дочери сначала привьем вру, а потом она сама согласится на крещние.

Мы оба верующие и крещние младенцев считает обрядом.

Я не собираюсь ни кого переубеждать и хочу чтоб мне тоже не пытались привить своё мнение…

Одна девушка мне на форуме написала «вообще-то крещение это совсем не обряд»… так вот наткнулась на очнь интересную информацию

ПРЕДПОСЫЛКИ К КРЕЩЕНИЮ:

Крещенным является лишь тот, кто принял собственное и сознательное решение следовать за Иисусом Христом любой ценой

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ КРЕЩЕНИЯ:

Само крещение не производит ту духовную реальность, которую оно изображает. Святой Дух при обращении совершает Своё дело в верующем поэтому сказано: «Кто будет веровать и креститься, спасен.

О Слове Господа Иисуса Христа, в основе спасения человека лежит духовное рождение: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие… Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух” (Ин. 3:5-6). Это рождение водой и Духом совершается в таинстве крещения.

В крещении человек очищается от греховной скверны, освобождается от рабства страстям и рождается для духовной жизни. Крещение обладает такой духовной силой, что оно совершается лишь однажды, хотя бы после крещения, жизнь человека и не соответствовала высокому христианскому званию. С этой точки зрения, крещение можно уподобить духовной лампаде, зажженной Св. Духом в сердце человека. Огонь этой лампады может то усиливаться, то меркнуть.

Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывают крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом.

Самое Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и главного священнодействия – троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть знак исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного – осво божденную от власти греха и сатаны новую жизнь, или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной, наконец, нательный крест.

Мы живем в такое время, когда крещению придают самые невероятные формы и значение – от самых упрощенных до глубокого мистицизма, от детокрещения (православные, католики, лютеране…) до полного отрицания водного крещения (сухие баптисты, молокане, духоборы и др., которые считают себя крещенными в духе). Даже некоторые фундаментальные евангельские верующие различают два вида крещения: водное крещение и крещение погружения во Христа.

В этой связи очень важно разобраться, что имел ввиду Иисус Христос, когда говорил ученикам:

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот, Я с вами, во все дни до скончания века. (Мф 28:19-20; Мк 16:15-16)

О каком крещении говорит здесь Иисус Христос: мистическом? детокрещении? духовном погружении во Христа?

Крещение в православной церкви и смысл таинства крещенияЗдравствуйте, все! Сегодня на женском сайте расскажу о таинстве крещения в православной церкви.

Начнем с истории обряда крещения

Крещение – это один из самых древнейших ритуалов православной церкви.

Православная церковь объясняет смысл таинства крещения так: крещение является как бы смертью человека для греха, и, одновременное, воскрешение его для Христа.

Православная церковь разрешает проведение обряда крещения человека в любом возрасте. Если крестят младенца, то биологические, а так же крестные родители должны сами быть крещенными и обладать христианской верой.

Выбор имени при крещение

Перед началом самого обряда крещения, человеку положено дать имя, с которым его будут крестить.

Чаще всего человеку дают имя в честь святого или, как говорят, по святцам.

Как проходило крещение РусиНет ни малейших сомнений, что распространение христианства в древнерусском государстве – одно из наиболее значительных событий средневековой истории всей Восточной Европы. Однако вокруг него нагромождено множество безосновательных, часто односторонних суждений.

Что нам говорит официальная церковная версия тех событий? Разумеется, она выглядит максимально благостно.

При каком князе произошло крещение Руси?

Ключевую роль в крещении Руси отводят князю Владимиру. Вплоть до принятия христианства он характеризуется как кровожадный и жестокий человек. В 988 году Владимир принимает решение стать православным и приобщить к новой религии всех жителей своих владений. Это оказало исключительно благотворное влияние на них.

Крещения надеваешь распятие, получаешь новое имя и право на молитвы за себя, отрекаешься от Сатаны. Так что же из этого главное? Вопрос не риторический. На него есть ответ, и он изложен далее.

Суть крещения

Суть крещения заключается во втором рождении. Согласно христианской вере, фактическое появление на свет – это рождение лишь физического тела. Дух же пробуждается после церковного обряда. Его главная часть – троекратное погружение в воду. Приветствуется окунание с головой.

Это символ смерти и возрождения вместе с Иисусом, обращения к Господу. Она равнозначно входу в храм. Со дня крещения становишься полноправным членом общины. «Вход в церковь» со всеми вытекающими – вот суть крещения человека .

Под «вытекающими» подразумевается посещение богослужений и активное участие в жизни . Да, дается способность вместе с Богом бороться с грехом, дарится шанс вступить в сферу, над которой не властны земные законы тления. Иисус победил смерть, и тот, кто вступает в его «стадо» тоже может это сделать. Иисус победил смерть, и тот, кто вступает в его «стадо» тоже может это сделать.

Но, сделать это, замечают священники нельзя в одиночку, только в храме, только с общиной. Поэтому, суть крещения ребенка , или взрослого, несет не только религиозную нагрузку. Это еще и социализация, вступление в общество с едиными взглядами, своими правилами и традициями.

Суть обряда крещения не случайно связана с возможностью попадания в Рай. Считается, что люди приходят в мир грязными. Причина не только в духовном «сне», но и первородном грехе. Это «пятно» досталось от Адама с Евой.

Они ослушались Бога, были изгнаны из рая. Все ныне живущие – потомки первых людей, а значит, так же находятся под запретом входа в Царство Небесное. Смыть первородный грех может лишь крещение. Оно же дает шанс попасть в Рай.

Шанс быть под защитой в земной жизни дает новое имя. Им нарекают во время таинства, вспоминая одного из . С этого дня он наблюдает за подопечным, просит за него у Господа.

Великомученики, пророки, апостолы – те немногие, кто допущен к трону Всевышнего, имеют возможность говорить с ним лично. Какое будет имя при крещении , зависит от даты проведения обряда. В каждый день чтят память разных святых.

Это церковная точка зрения. Но, есть и то, что в храмах считают ересью, не беспрекословным принятием Писания, а поиском мирской интерпретацией его строк. Как бы там ни было, существует иной взгляд на суть крещения. Это мысли атеистов и людей иной веры. Для разностороннего освещения темы, рассмотрим и обратную «сторону медали».

Скрытая суть крещения

Скептики усматривают в крестном знамении пятиконечную звезду, а не распятие. Пиктограмма проходит через основные чакры человека. Итак, от точки над переносицей (Анджи чакра) священники проводят линию вниз до солнечного сплетения (точка Манипура).

Затем рука священника идет к правому плечу, а после – левому. Соединив точки не получить пятиконечной звезды. Но, если учесть траекторию движения локтя и предплечья батюшки, сложится пиктограмма.

Трактовка усматривает суть крещения Руси в направлении духа не к свету и Богу, а во тьму. Дело в нисходящем движении от головной чакры ЭГО, то есть, духа человеческого к месту перевернутой звезды – источника зла.

В эзотерике звезда «головой» вверх, а «рогами» вниз – символ добра. Но, внутренний контур такой пиктограммы – как раз звезда зла. К ней-то и направляется Дух из верхней чакры.

Это лишь теория, а не факт из серии «какого года было крещение Руси », или «когда было крещение Руси ». Здесь есть ответ – в 988-ом году. Ответа, правдивы, или нет, взгляды противников христианства нет. Взгляды остаются лишь взглядами.

В сущности крещения скептики усматривают не только скрытый смысл, но и подмечают мелочи. Одна из них – термин «поган». Его применяют к детям, не прошедшим таинство. Как и женщины после родов, младенцев считают грязными без троекратного погружения.

Когда было крещение , называют «чистым». Поэтому, некоторые усматривают суть обряда в религиозном запугивании, которое помогает увеличить число христиан. Это равнозначно увеличению роли церкви и ее влиянию в обществе.

Не смотря на нападки со стороны, православные священники не устают повторять, что в храм не нужно идти без истинной веры, что церкви не нужны формальные прихожане. Дабы число таких снизилось, даже ввели оглашения. Это обязательные беседы с батюшкой перед прохождением таинства.

В каком году было крещение Руси не спрашивают, но проверяют знание и понимание хотя бы одного из Евангелий. С кандидата спрашивают заповеди и мотивацию для прохождения обряда. Священнослужители вправе отклонить просьбу о , или перенести его. Минимум нужно пройти две беседы. Максимум не установлен.

Значение обряда

Обряды крещения и Вечери Господней - это два монументальных столпа, один из которых находится вне, а другой внутри церкви. На этих священнодействиях Христос начертал имя истинного Бога.

Христос сделал крещение знамением вхождения в Его духовное царство. Он поставил его определенным условием, с которым должны согласиться все желающие признать авторитет Отца, Сына и Святого Духа. Прежде чем человек обретет дом в церкви, прежде чем он переступит порог Божьего царства, он должен принять печать Божественного имени, "Господь - оправдание наше" (Иер. 23:6).

Крещение - это самое торжественное отречение от мира. Люди, крещающиеся в триединое имя Отца, Сына и Святого Духа в самом начале своей христианской жизни, публично заявляют, что они отказываются служить сатане и становятся членами царственной семьи, детьми Небесного Царя. Они повинуются повелению: "Выйдите из среды их и отделитесь... и не прикасайтесь к нечистому". И для них исполняется обетование: "Я прииму вас; и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель" (2 Кор. 6:17, 18).

Подготовка ко крещению

Кандидатов ко крещению необходимо тщательнее готовить. Они нуждаются в более верном наставлении, чем то, что обычно дается им. Тем, кто недавно пришел к истине, нужно разъяснять принципы христианской жизни. Никто не может полагаться на свое исповедание веры как на доказательство того, что он имеет спасительную связь со Христом. Мы не только должны говорить: "Я верю", но и жить в согласии с истиной. Только сообразуя свои слова, манеры и характеры с волей Божьей, мы доказываем, что имеем связь с Ним. Всякий раз, когда кто-либо отрекается от греха, который есть беззаконие, его жизнь приводится в совершенное повиновение и соответствие закону. Это и есть работа Святого Духа. Свет внимательно исследуемого слова, голос совести, воздействие Духа рождают в сердце истинную любовь ко Христу, Который отдал Себя в жертву для искупления человека, его духа, души и тела. Любовь являет себя в послушании. Ясное, отчетливое различие проявится между теми, кто любит Бога и соблюдает Его заповеди, и теми, кто не любит Его и не обращает внимания на Его указания.

Верные христиане должны с усердным интересом вести убежденные души к точному познанию праведности во Христе Иисусе. Если кто-либо допустит, чтобы стремление к эгоистичным прихотям возобладало в их жизни, то истинным верующим как обязанным дать отчет следует бодрствовать над этими душами. Они не вправе пренебрегать верным, нежным, заботливым наставлением, настолько необходимым для новообращенных, на этом этапе нельзя допускать нерешительных действий. Самый первый опыт обязательно должен быть верным.

Сатана не хочет, чтобы кто-либо сознавал необходимость полного подчинения Богу. Когда душа отказывается смириться, тогда грех не оставляется; влечения и страсти стремятся к господству; искушения смущают совесть, и истинного обращения не происходит. Если бы все братья и сестры сознавали борьбу, которую каждая душа должна вести с сатанинскими силами, стремящимися опутать, увлечь и обольстить, то они прилагали бы гораздо больше усердного труда ради тех, кто неискушен в вере.

Эти души, предоставленные сами себе, часто подвергаются искушениям и не сознают их пагубность. Они должны понять, что их преимущество - просить совета. Им следует искать общества людей, способных помочь им. В общении с теми, кто любит и боится Бога, они получат силу.

Наши беседы с этими душами должны носить духовный, ободряющий характер. Господь замечает столкновения каждой слабой, сомневающейся, борющейся души, и Он поможет всем, кто взывает к Нему. Они увидят перед собой отверстое небо и ангелов Божьих, восходящих и нисходящих по той самой ярко сияющей лестнице, по которой они пытаются взобраться.

Работа родителей. Родителям, дети которых желают принять крещение, надо потрудиться; им следует верно наставить детей и побудить их исследовать себя. Крещение - это самый священный и важный обряд, и люди должны вполне понимать его значение. Он означает покаяние во грехах и начало новой жизни во Христе Иисусе. Здесь не должно быть неуместной поспешности в принятии таинства. Пусть родители и дети принимают во внимание необходимую цену. Соглашаясь на крещение своих детей, родители дают святой обет самим себе быть верными управителями детей, наставлять их в деле формирования характера. Они обещают с особым интересом оберегать этих овечек стада, чтобы они не бесчестили веру, которую исповедуют.

Необходимо с самых ранних лет давать детям духовные наставления, причем наставлять следует не в духе осуждения, но в духе радости и счастья. Матерям надо неустанно бодрствовать, чтобы искушения не прокрались к детям в том виде, в каком они не могли бы распознать их. Родители должны оберегать своих детей с помощью мудрых, добрых наставлений. Как лучшие друзья этих неопытных созданий родители обязаны помогать им побеждать, быть победителями. Родителям надо принимать во внимание, что их дорогие дети, старающиеся поступать справедливо, являются маленькими членами Божьей семьи, и им следует быть искренне заинтересованными в том, чтобы помогать детям выравнивать стези на царственном пути послушания. С нежной заинтересованностью родители должны учить день за днем их тому, что значит быть детьми Божьими и как отдавать волю в послушание Ему. Учите детей, что послушание Богу подразумевает послушание родителям. Это должно быть ежедневной, ежечасной работой. Родители, бодрствуйте, бодрствуйте и молитесь, и делайте ваших детей своими соработниками.

Когда приходит самый счастливый период в жизни детей, когда они всем сердцем любят Иисуса и желают принять крещение, тогда поступайте с ними верно. Прежде чем они совершат обряд крещения, спросите их, является ли главной целью их жизни труд для Бога. Затем расскажите им, с чего следует начинать. Это первые уроки, и они значат очень и очень много. Простыми словами учите детей, как им совершать свое первое служение Богу. Сделайте работу как можно более понятной. Объясните, что значит отдать себя Господу, как делать, пользуясь советом родителей-христиан, именно то, что предписывает Его Слово.

После добросовестного труда, если вы удовлетворены тем, как ваши дети понимают смысл обращения и крещения и что они уже являются поистине обращенными, пусть они будут крещены. Но, я повторяю, прежде всего приготовьте себя к служению верных пастырей, чтобы направлять стопы неопытных детей на узкий путь послушания. Бог должен действовать через родителей, чтобы они могли подавать своим детям правильный пример в любви, обходительности, христианском смирении и в полной отдаче себя Христу. Если вы даете свое согласие на крещение ваших детей и затем позволяете им поступать по их выбору, не сознавая особого долга хранить их стопы на прямой стезе, значит, вы сами понесете ответственность в том случае, если дети утратят веру, мужество и интерес к истине.

Работа пастора. Кандидатам, достигшим зрелости, следует понимать свои обязанности лучше, чем их младшим братьям и сестрам; но пастор церкви должен трудиться ради этих душ. У них есть порочные наклонности и привычки? Долг пастора состоит в том, чтобы проводить особые встречи с кандидатами на крещение. Устраивайте с ними библейские чтения, беседуйте и молитесь с ними и ясно излагайте им Божьи требования. Зачитайте им учение Библии об обращении. Покажите, что является плодом обращения, доказательством того, что они любят Бога. Откройте им, что истинное обращение - это перемена в сердце, мыслях и намерениях. Вредные привычки должны быть оставлены. Грехи злоречия, зависти, непослушания должны быть отвергнуты. Необходимо бороться с каждой греховной чертой характера. И тогда верующий сможет осознанно применить к себе обетование: "Просите, и дано будет вам" (Мф. 7:7).

Проверка кандидатов

Собирающиеся креститься не проходят стадию ученичества в той мере, в какой это должно быть. Необходимо выяснить, будут ли кандидаты просто называться адвентистами седьмого дня или они готовы встать на сторону Господа, выйти из мира, отделиться и не прикасаться к нечистому. Перед крещением нужно тщательно расспросить кандидатов об их жизни. Пусть эта беседа будет не холодной и сдержанной, но доброжелательной и нежной; укажите новообращенным на Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира. Доведите до разума кандидатов на крещение требования Евангелия.

Одним из вопросов, по поводу которого должны быть наставлены недавно пришедшие к вере, является их отношение к одежде. С новообращенными нужно обходиться правильно. Тщеславны ли они в одежде? Лелеют ли они гордость в сердце? Идолопоклонство в одежде - это нравственная болезнь, ее нельзя брать с собой в новую жизнь. В большинстве случаев подчинение евангельским условиям требует решительной перемены в одежде.

В одежде не должно быть небрежности. Ради Христа, свидетелями Которого мы являемся, нам надо стараться выглядеть как можно лучше. На время служения в скинии Бог определил каждую деталь одежды священников. Нас учат, что Он обращает внимание на одежду тех, кто служит Ему. Весьма определенными являются указания в отношении одежды Аарона, потому что его облачение было символичным. Так и одежда последователей Христа должна быть символичной. Во всем нам надо выглядеть Его представителями. Наш внешний вид во всех отношениях должен быть опрятным, скромным и чистым. Слово Божье не одобряет перемен в одежде, сделанных только в угоду моде, лишь бы мы выглядели по-мирски. Христиане не должны украшать себя роскошными одеяниями или драгоценностями.

Слова Писания относительно наших платьев и костюмов необходимо внимательно изучать. Нам надо понять то, что Господь небес ценит даже в вопросе одежды. Все, искренне желающие иметь благодать Христову, будут внимать драгоценным словам наставления, вдохновленного Богом. Даже стиль одежды отражает евангельскую истину.

Кто изучает жизнь Христа и проводит в жизнь Его учение, те уподобятся Христу. Их влияние будет подобно Его влиянию. Они явят здравый характер. Ходя смиренным путем послушания и исполняя волю Божью, они будут оказывать влияние, которое засвидетельствует продвижение дела Божьего и здоровую чистоту Его работы. В этих вполне обращенных душах мир должен видеть свидетельство освящающего воздействия истины на человеческий характер.

Познание Бога и Иисуса Христа, выраженное в характере, возвышает над всем, что есть на небе и на земле. Это наивысшее образование. Это ключ, открывающий врата небесного града. Бог хочет, чтобы все, облекшиеся во Христа посредством крещения, получили это познание. И долг слуг Божьих - открыть таким душам преимущество их высокого призвания во Христе Иисусе.

Организация обряда

Когда есть возможность, крещение лучше совершать в чистом озере или чистой реке. Старайтесь сделать это событие как можно более торжественным. На таком служении всегда присутствуют ангелы Божьи.

Брат, руководящий обрядом крещения, должен стремиться к тому, чтобы это событие произвело неизгладимое, святое влияние на всех зрителей. Каждый церковный обряд нужно проводить так, чтобы он возвышал и участников, и зрителей. Следует избегать всего банального и дешевого и не допускать того, чтобы происходящее низводилось до уровня заурядного события. Нужно учить наши церкви с большим уважением и почтением относиться к священному богослужению. Поскольку служители совершают обряды, связанные с богопочитанием, они при этом воспитывают и готовят людей. Маленькие дела, которые воспитывают, обучают и дисциплинируют душу для вечности, имеют огромное значение в деле возвышения и освящения церкви.

В каждой церкви кандидатов на крещение следует обеспечить специальной одеждой. Не следует относить данные расходы к ненужной трате средств. Это одно из положений, требуемых для выполнения предписания: "Все должно быть благопристойно и чинно" (1 Кор. 14:40).

Не хорошо, когда одна церковь рассчитывает занять у другой одежду для крещения. Часто случается, что когда возникает необходимость в этой одежде, то ее нигде нельзя найти; некоторые люди, бравшие одежду на время, не возвращают ее. Каждой церкви следует позаботиться о своих нуждах в этом плане и создать специальный фонд. Если вся церковь объединится в данном деле, оно не будет тяжелым бременем.

Одежды для крещения нужно изготовлять из прочного материала темного цвета, чтобы вода не испортила их, и следует утяжелить их внизу. Они должны быть хорошего фасона, аккуратными, сделанными по утвержденному образцу. Не следует украшать, гофрировать и отделывать их. Все показное, будь то отделка или украшения, является в данном случае совершенно неуместным. Когда кандидаты понимают значение обряда, они не стремятся украшать себя. При всем том не должно быть ничего убогого и непристойного, то есть оскорбительного для Бога. Все, имеющее отношение к этому святому обряду, должно как можно более полно отражать совершенную подготовку.

Период после крещения

Обеты, которые мы принимаем во время крещения, включают в себя многое. Во имя Отца, Сына и Святого Духа мы погружаемся в подобие смерти Христовой и восстаем в подобие Его воскресения, дабы жить обновленной жизнью. Наша жизнь должна быть связана с жизнью Христа. Отныне верующий должен помнить, что он посвящен Богу, Христу и Святому Духу. Принимая во внимание эти новые отношения, верующий должен отодвинуть все мирские соображения на задний план. Публично он заявляет, что больше не хочет жить в гордости и самоугождении. Он больше не вправе жить беспечной, равнодушной жизнью. Он заключил завет с Богом. Он умер для мира. Он должен жить для Господа, использовать для Него все доверенные ему способности, никогда не упуская из виду, что он носит Божью печать, является подданным царства Христа и причастником Божественного естества. Он должен предать Богу всего себя и все, что у него есть, используя все свои дарования во славу Его имени.

Обязательства духовного соглашения, входящие в силу при крещении, являются взаимными. Когда люди с искренним послушанием выполняют все, что от них требуется, они имеют право молиться: "Да будет известно. Господи, что Ты Бог в Израиле". Ваше крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа является гарантией того, что если вы прибегните к Их помощи. Они помогут вам в каждом критическом случае. Господь услышит и ответит на молитвы Своих искренних последователей, носящих иго Христа и учащихся в Его школе кротости и смирению.

"Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге" (Кол. 3:1-3).

"Итак облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства; и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны... И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца" (ст. 12-17).

Похожие публикации