Проверка слуха. Методы проверки слуха и диагностики нарушений слуха. Проверка слуха — объективный тест Как проверить слух самой себе

Простые и доступные методики проверки слуха в домашних условиях у детей младенческого и раннего возраста

Зачем проверять слух у ребенка

Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими. При тяжелых нарушениях слуха без специальной помощи малыш не сможет овладеть речью, так как не слышит взрослого и себя и не может подражать речи. Бывают случаи, что ребенок теряет слух когда уже научился говорить (например, в 2, 5 – 3 года). В этом случае малыш также может потерять речь, если ему своевременно не будет оказана специальная помощь педагога для сохранения имеющейся речи. Обучением детей с нарушениями слуха занимаются сурдопедагоги.

Слух может снижаться в результате наследственных заболеваний, инфекционных болезней (свинка, корь, скарлатина), отитов, тяжелого гриппа, после лечения с применением антибиотиков. Проверку слуха делает врач – отоларинголог (лор) в детской поликлинике.

Проверку слуха малыша нужно сделать уже в первые же месяцы его жизни. Так как от срока начала обнаружения проблемы и своевременной педагогической помощи зависит, насколько хорошо будет развиваться ребенок.

Первоначальную проверку слуха можно сделать дома. Из этой статьи Вы узнаете простые и доступные методики определения слуха у самых маленьких детей, которые можно использовать для домашнего обследования слуха ребенка. Эти методики также могут использовать воспитатели детских садов чтобы уточнить причины проблем ребенка — узнать, слышит ли их ребенок или у него наблюдаются проблемы поведения и речи, потому что он плохо слышит. Если обнаруживаются проблемы — то ребенка нужно обязательно показать врачу — лору.

Развитие слуха у младенца: что нужно знать о развитии слуха ребенка первого года жизни

В первые две – три недели жизни слышащий ребенок вздрагивает от громких звуков.

В первые три месяца жизни малыша Вы можете увидеть, как в ответ на звук у него появляется слуховое сосредоточение (широко открыл глаза, прекратил движения, повернулся в сторону мамы). Такое замирание ребенка в ответ на голос появляется обычно в возрасте двух – трех недель.

Это проще всего проверить во время крика ребенка. Если ребенок кричал, а в это время Вы подали неожиданно длительный звуковой сигнал недалеко от ребенка (например, позвонили в колокольчик), то он замирает, перестает двигаться и замолкает.

В 1-3 месяца хорошо слышащий ребенок оживляется в ответ на голос мамы.

В один месяц малыш поворачивается в ответ на звук голоса позади его.

В три – шесть месяцев младенец также в ответ на звук широко открывает глаза, поворачивается в сторону звука.

С 4 месяцев ребенок может сначала посмотреть глазами в сторону звука, а затем уже повернуть голову в эту сторону. У недоношенных детей эта реакций появляется позже. Впервые такая реакция наблюдается на голос мамы. Также с 4 месяцев малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.

Слышащий ребенок в 3-6 месяцев не любит резких звуков, вздрагивает от них (например, если кто-то вдруг позвонил в квартиру), широко открывает глаза и замирает. Может закричать в ответ на резкий звук или заплакать.

Показателем хорошего развития слуха также является гуление и лепет. В возрасте примерно 4-5 месяцев и старше гуление у здорового ребенка постепенно перерастает в лепет. В ответ на появление близкого взрослого малыш интенсивно лепечет. В возрасте 8-10 месяцев лепет развивается и в нем постоянно появляются новые слоги и звуки (если взрослый разговаривает с ребенком, поддерживая его лепет). У плохо слышающего ребенка лепет появляется, но далее не развивается, так как он не может подражать взрослому.

С шести месяцев ребенок может найти источник звука (голос, колокольчик, музыкальную игрушку), находящуюся справа, слева, сзади от него (если он не видит источника звука и ориентируется только по слуху). У недоношенных детей или детей с проблемами слуха этого не происходит и они остаются на уровне младенца возраста 3-6 месяцев. То есть реагируют широким открытием глаз, замирают, кричат. Но не могут найти источник звука. Они научатся этому чуть позже.

Это очень важно: до четырех – четырех с половиной месяцев развитие глухого или плохо слышающего ребенка ничем не отличается от развития слышащего малыша! Все дети – даже глухие – гулят! И дальше все дети — и глухие дети в том числе — переходят от гуления к лепету. Но с этого момента у плохо слышащего ребенка начинается отставание в развитии. И эти отличия резко нарастают с каждым месяцем.

Если же нарушение слуха было обнаружено сразу же и малышу оказали медицинскую помощь и подобрали индивидуальный слуховой аппарат, а также проводят с ним дома упражнения, рекомендованные сурдопедагогами, то отставания в развитии такого малыша не будет! Гуление у него плавно переходит в лепет, лепет развивается как у обычного ребенка. И ребенок овладевает речью естественным образом. Ребенок слышит речь, понимает, начинает говорить как и «обычные» слышащие его сверстники. А к трем годам уже вовсю рассказывает, задает вопросы- словом, он обычный малыш! Чего не скажешь о глухих и слабо слышающих детях, которые были без помощи до трех лет и поэтому в три года они «немые», то есть не говорят вообще! Хотя имеют отличный потенциал умственного и речевого развития.

Поэтому очень важно вовремя оказать помощь малышу. Если ее не могут оказать в Вашем городе, то всегда можно обратиться в областной центр или в клинику крупного города. Так как именно срок начала помощи слабослышающему ребенку – это самый важный фактор. Гораздо труднее начинать в три года помогать ребенку овладеть речью, когда время уже упущено и он целых три года ничего не слышал!

И еще один важный момент – в случае проблем со слухом у ребенка обычно родители думают прежде всего о враче. Но чтобы помочь ребенку стать полноценным человеком такому малышу очень нужен прежде всего сурдопедагог! Именно сурдопедагог научит Вас развивать Вашего плохослышащего малыша, научит обучающим упражнениям для него, проконсультирует Вас, как лучше общаться дома с Вашим малышом с учетом его особенности, проведет занятия и покажет Вам нужные Вашему ребенку игры и обучит Вас правильно их проводить дома. Именно развивающие занятия с сурдопедагогом – это залог нормального развития ребенка. Просто операция (сейчас делают операции, которые помогают глухим детям начать слышать) без коррекционных занятий с малышом не может полноценнно помочь ребенку овладеть речью. В случае же содружества семьи и сурдопедагога с врачом удается добиться того, что плохо слышащий ребенок будет полноценно говорить и общаться и жить обычной полноценной жизнью.

Ниже в этой статье Вы найдете:

Часть 1 — методика проверки слуха у ребенка первого года жизни в домашних условиях

Часть 2 — методика проверки слуха у ребенка второго — третьего года жизни.

Часть 1. Как проверить слух младенца (ребенка первого года жизни) дома

Дома можно проверить слух малышей (даже в возрасте первых месяцев жизни) с помощью метода гороховых проб . Этот метод был предложен Институтом раннего вмешательства Санкт- Петербурга. Метод могут использовать педагоги и родители малышей.

Как сделать материалы для проверки слуха ребенка первого года жизни.

Возьмите четыре одинаковых пластмассовых баночки из-под киндер- сюрприза или старой фотопленки.

Баночки нужно заполнить так:

Баночка №1. Заполняем на одну треть нелущеным горохом.

Баночка №2. Заполняем на одну треть гречкой – ядрицей.

Баночка №3. Заполняем на одну треть манкой.

Баночка №4. Остается пустой.

Почему именно этот наполнитель используется для проверки слуха и нельзя его менять в данной методике:

— сотрясение гороха создает звук интенсивностью 70-80 дБ,

— сотрясение гречки создает звук интенсивностью 50-60 дБ,

— сотрясение манки создает звук интенсивностью 30-40 дБ.

Если Вы будете использовать баночки неоднократно для проверки слуха ребенк а в течение первого года жизни, то меняйте наполнители через три месяца . Например, если Вы провели гороховую пробу в трехмесячном возрасте Вашего малыша и хотите ее повторить в шестимесячном возрасте –то поменяйте наполнители в баночках.

Методика проверки слуха ребенка первого года жизни дома

Проверку слуха проводит мама малыша с еще одним близким взрослым. Нужно проводить проверку слуха тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сытый, здоровый. Лучше это делать за час до кормления или через час после кормления.

Нужно положить малыша на столик или посадить на руки близкого хорошо знакомого его взрослого (например, бабушки, которая часто ухаживает за ребенком или папы малыша). Этого взрослого – Вашего ассистента нужно предупредить, чтобы он не двигался в момент подачи Вами звуков.

Начните ласково разговаривать с ребенком, привлекая его внимание к себе.

Теперь возьмите в правую руку баночку №3 (манка), а в левую – баночку №4 (пустая). Потрясите баночками рядом с ушками малыша на расстоянии 20-30 см от его ушек. Движения Ваших рук должны быть одинаковыми и симметричными. Затем поменяйте баночки местами – возьмите в левую руку баночку №3 (манка), а в правую – баночку №4 (пустая баночка).

Наблюдайте за Вашим малышом – реагирует ли он на звучание баночки с манкой? Широко открывает глаза, замирает или наоборот движения стали вдруг намного активнее, моргает, ищет источник звука, поворачивает глаза или голову в сторону источника звука?

Если никаких реакций на баночку №3 у ребенка нет, то берем баночку №2 (гречка) и начинаем проверку слуха с этой баночкой.

Если нет реакции и на баночку с гречкой, то берем баночку с горохом (баночка №1) и проверяем слух ребенка с ее помощью.

Почему нужна именно эта последовательность использования баночек при проверке слуха малыша и ее нельзя изменять. Дело в том, что ребенок достаточно быстро перестает реагировать на звуки, которые он слышит. Поэтому мы начинаем обследование слуха с самой «тихой» баночки и только в последнюю очередь берем самую «громкую» баночку. Если ребенок явно реагирует на баночку с манкой, то другие баночки можно и не предъявлять.

Чтобы более точно оценить результаты проверки слуха нужно учесть два важных нюанса:

— От звука до реакции ребенка на него может пройти до трех – пяти секунд. Новый звук можно подавать только тогда, когда полностью стихнет реакция на предыдущий звук.

— Желательно каждый раз перед новым звуком ласково уложить голову малыша на затылок (если он повернул головку в сторону предыдущего звука).

Как интерпретировать результаты проверки слуха с помощью «гороховой пробы»:

До 4 месяцев ребенок реагирует на баночки с гречкой и горохом, и не реагирует на звучание баночки с манкой. Это нормально!

— При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев есть явные ориентировочные реакции на звучание всех трех баночек (манка, гречка, горох). Он поворачивает голову или глаза в сторону источника звука.

При нарушении слуха ребенок до 4 месяцев или вообще не реагирует на звучание баночек с горохом и гречкой, или то реагирует, то не реагирует.

— После 4 месяцев при нарушении слуха ребенок не может определить источник звука. Или не реагирует на звучание даже одной из баночек.

Реакции ребенка первого года жизни на звук, который он слышит

Ниже дан список наиболее информативных для нас безусловно – рефлекторных реакций младенцев на звуки (если есть такие реакции или одна из этих реакций на звук в «гороховой пробе» –значит, малыш этот звук слышит):

— мигание век,

— вздрагивание всего тела,

— замирание (застывание) ребенка,

— движение ручек и ножек, разведение рук и ног в стороны,

— поворот головы к источнику звука или, наоборот, он него (в случае резкого звука),

— нахмуривание бровей, зажмуривание глаз,

— сосательные движения,

— изменение ритма дыхания,

— широкое открывание глаз.

Обратите внимание: Если каждый раз ребенок поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от того, в какой руке находится звучащая баночка, то это может быть признаком односторонней потери слуха. Такому малышу нужно аудиологическое обследование.

Можно ли проводить гороховую пробу с ребенком после года? Нет. Ребенок после года уже не будет так реагировать на шум баночки, поэтому тест будет не информативный.

Упражнения для развития слуха и слухового сосредоточения для детей первого года жизни по месяцам даны в рубрике сайта

Часть 2. Как проверить слух ребенка с года до трех лет (в раннем возрасте)

Ребенок раннего возраста может реагировать на звуки также как и взрослый и хорошо воспринимает и понимает шепот с расстояния в шесть метров.

Если ребенок в полтора – два года практически не говорит или говорит очень плохо, то в первую очередь специалисты проверяют слух малыша. Так как нарушения слуха – очень частая причина проблем с речью ребенка.

Дома мы можем проверить слух ребенка раннего возраста с помощью специально построенного разговора с ним. Методика разработана в Институте коррекционной педагогики РАО.

Первый способ проверки слуха у ребенка 1- 2 лет

Поставьте перед ребенком хорошо известные ему игрушки, названия которых он хорошо знает. Уберите со стола с этими игрушками всё лишнее чтобы ничего не мешало и не отвлекало Вашего малыша. Попросите «дай куклу», «покажи мячик», «где собачка? Где у собачки хвостик?» «где у куклы ротик, глазки,носик» и т.д.

Сначала просьбы и вопросы к малышу задавайте, стоя рядом с малышом и говоря четким шепотом. Потом отойдите на расстояние 6 метров. Сначала просите четким шепотом. Если ребенок не слышит – то погромче (разговорная громкость голоса).

Если малыш не смог выполнить Вашу просьбу, то подойдите к нему и повторите ее на небольшом расстоянии от малыша разговорным голосом. Потом снова отойдите подальше и повторите эту же просьбу шепотом (Это делается для того, чтобы убедиться, что малыш понимает содержание просьбы).

Как интерпретировать результаты проверки слуха этим методом:

Нормально слышащий малыш выполнит Ваши просьбы, данные ему шепотом с расстояния в шесть метров . Если же он не слышит Вашего шепота, а выполняет просьбы, только когда Вы говорите голосом разговорной громкости с расстояния в шесть метров – то лучше перепроверить слух малыша у специалистов.

Дети раннего возраста очень непосредственные и подвижные и не умеют еще управлять своим поведением. Поэтому не всегда удается проверить их слух этим методом. Некоторые малыши просто не хотят слушать и показывать картинки и возникает ложное впечатление, что у ребенка плохой слух. А на самом деле, возможно, он просто не хотел выполнять задания – ему было неинтересно. Что же делать? Нам поможет второй способ проверки слуха у детей раннего возраста.

Как проверить слух ребенка в возрасте 1-2 года: второй способ

Для проверки слуха ребенка Вам понадобится помощник. Это может быть папа, бабушка, дедушка, старшая сестра или брат малыша — то есть близкий ему, очень хорошо знакомый человек.

Мама берет малыша на ручки и садится вместе с ним за большой «взрослый» стол. На столе должны быть игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики, ведерки и так далее).Игрушки должны быть интересными ребенку, но при этом хорошо знакомыми. То есть он должен быть увлечен ими, но не до такой степени, чтобы ничего не замечать вокруг. Новую игрушку для обследования слуха брать нежелательно, так как малыш может так увлечься ей, что просто не обращать внимания на звуки (вспомните себя, когда Вы чем-то очень сильно увлечены, Вы тоже не всегда слышите что говорят вокруг Вас).

Малыш, сидя у Вас на ручках, играет на столе с игрушками. Ваш помощник встает за спиной малыша на расстоянии 6 метров от него и зовет шепотом малыша по имени. Если ребенок не отреагировал – то уменьшите это расстояние. Снова помощник зовет малыша шепотом. Если и сейчас нет реакции – пусть он позовет ребенка голосом разговорной громкости.

После этого мама с малышом продолжают играть с игрушками, а помощник мамы отходит то слева от малыша на расстояние 6 метров, то справа от малыша на расстояние 6 метров (чередуем эти положения в случайном последовательности). И подает звуковые сигналы от самого тихого к самому громкому.

Список звуковых сигналов для проверки слуха:

— музыкальная игрушка- шарманка (высокочастотное звучание),

— музыкальная игрушка — дудка (среднечастотное звучание),

— барабан (низкочастотное звучание),

— непривычные звучания (шуршание целлофанового пакета, стук гречки, гороха).

Советы по проведению обследования слуха детей раннего возраста этим методом:

— Интервалы между звуковыми сигналами делайте не менее тридцати секунд.

— Реакцией ребенка на сигнал считаются: поворот глаз или головы в сторону источника звука.

— Когда ребенок поворачивается на звук, то ему в поощрение показывается яркая картинка или игрушка.

— Если ребенок не реагирует на звук, то ассистент сокращает расстояние до ребенка и потихоньку приближается к малышу, пока он явно не отреагирует на звук. Потом нужно будет еще раз перепроверить реакцию на данный звук с исходного расстояния в шесть метров.

Играем и проверяем слух ребенка раннего возраста.

Эту же методику можно провести как игру с ребенком. Вот как это делается. Сначала играем в те игрушки, которые будут участвовать в проверке слуха малыша:

— Шарманка. Демонстрируем ребенку, как играет шарманка и как под звуки шарманки танцует кукла. А когда шарманка замолкает, то кукла прячется за ширму (ширмой может быть большая коробка). Зовем с ребенком куклу, и она снова танцует под шарманку.

— Дудка. Под звуки дудки ездит машинка, а когда дудка замолкает, то машина заезжает в гараж и останавливается. Предложите ребенку подудеть — позвать машинку и покажите, как под этот звук снова стала ездить машина. И как она остановилась, когда дудка замолчала.

— Барабан (негромкий стук). По стук барабана прыгает игрушечный зайка. Когда барабан замолкает – зайка прячется. Поиграйте с ребенком с зайкой аналогично игре с куклой и шарманкой.

После этого предложите малышу послушать, кого сейчас позовут. С расстояния 6 метров за спиной ребенка Ваш помощник играет на шарманке. Ребенок повернется на этот звук, а Ваш помощник покажет ему в ответ куклу. Также пробуем звук барабана и звук дудки. Отреагирует ли малыш? Если да — то показываем ему машинку/ зайчика.

Потом даем в руки ребенку куклу (ляля), собачку (ав-ав) и птичку (пипипи). Играем с игрушками и снова предлагаем отгадать, кто его зовет. Ваш помощник берет эти три игрушки и встает на расстоянии 6 метров от ребенка то слева, то справа от него. Он говорит четким шепотом: «Ав-ав». Если ребенок повернулся на звук, то ему показывают собачку. Также демонстрируют другие два звукоподражания.

Для того чтобы малыш отреагировал на звуки, лучше сначала дать ему поиграть с этими игрушками, попробовать их звуки, привыкнуть к ним. И только потом проводить обследование слуха.

Интерпретация результатов обследования слуха вторым способом.

При нормальном слухе ребенок реагирует на звуки, которые подаются с расстояния в шесть метров. Также он может показать хорошо знакомые ему игрушки, название которых было произнесено ему шепотом с расстояния в шесть метров.

Если же ребенок реагирует только на 1-2 звука из всего списка с расстояния в шесть метров, то лучше проверить слух ребенка у специалиста.

Желаю Вам и Вашим деткам здоровья и радостного развития! Надеюсь, что эта статья будет полезна Вам и буду рада Вашим комментариям.

До новых встреч на «Родной тропинке».

Еще о развитии ребенка раннего возраста на нашем сайте:

Как подбирать матрешку по возрасту ребенка, как играть, стихи для игр с матрешками.

Из бумаги, картона, ткани. Как сделать и как заниматься с ребенком по книжке.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Аудиометрия уха (акуметрия) - метод определения остроты слуха, при котором оценивается степень восприимчивости слухового анализатора в отношении звуковых волн различной частоты и интенсивности. Аудиометрические исследования проводятся с использованием специальных электронных приборов (аудиометры). В сравнении с другими методами определения слуховой чувствительности, акуметрия позволяет дозировать интенсивность звуковых сигналов. Таким образом удается определить пороговую чувствительность слухового анализатора к звуковым колебаниям определенных частот.

В амбулаторных условиях аудиометрическое тестирование проводится в звукоизолированных комнатах. Результаты теста имеют вид двумерного графика, по которому можно определить степень ухудшения слуха и тип тугоухости (кондуктивная или нейросернорная). При необходимости провести тест на проверку собственной слуховой чувствительности можно самостоятельно.

Особенности обследования

Диагностика слуха, которая проводится в кабинете у сурдолога и отоларинголога, позволяет определить не только факт снижения слуха, но и тип патологии в слуховом анализаторе. С помощью аудиометра специалист исследует пороговую проводимость костных и воздушных тонов. В зависимости от способов регистрации слуховой чувствительности и методов диагностики, различают несколько видов аудиометрии:

  • речевая - самый простой и доступный метод исследования пороговой слышимости, при котором специалист определяет степень распознавания речи на разных уровнях интенсивности (в децибелах);
  • тональная - акустическое обследование, в ходе которого определяется слышимость тонов различной частоты и интенсивности;
  • компьютерная - один из самых достоверных способов определения слуховой чувствительности звукопроводящей и звуковоспринимающей системы.

Речевая и тональная аудиометрия относится к числу субъективных методов исследования остроты слуха, поскольку во время тестирования специалист ориентируется на показания пациента, который сообщает, слышит он подаваемые сигналы (речь) или нет. Компьютерная проверка слуха предполагает подключение к пациенту специальных электродов, фиксирующих активность в определенных областях мозга в случае реагирования слухового анализатора на сигналы, поступающие извне.

Речевая аудиометрия

Как проверить слух в домашних условиях? При отсутствии специального оборудования, позволяющего подавать и регистрировать звуковые сигналы определенной интенсивности и частоты, протестировать орган слуха можно с помощью речевой аудиометрии. Этот метод диагностики не требует наличия медицинского оборудования и дополнительных приспособлений. Для определения порога слуховой чувствительности у испытуемого потребуется исключительно разговорный аппарат аудиометриста.

Результаты тестирования во многом зависят не только от состояния слухового анализатора, но и широты словарного запаса испытуемого.

Для получения более объективной оценки порога слышимости пациента аудиометристу следует произносить не отдельные слова, а фразы, состоящие из набора простых и понятных слов. Как нужно проводить тест? Диагностику желательно совершать в помещении с минимальным количеством посторонних шумов. При этом испытуемый должен сидеть посреди комнаты на стуле.

Действия аудиометриста должны заключаться в следующем:

  1. отойдите от испытуемого на 2-3 м и произнесите фразу, состоящую минимум из 7- 9 слов, шепотом;
  2. на расстоянии 6 м от испытуемого негромко произнесите набор отдельных словосочетаний;
  3. с 20-метрового расстояния произнесите фразу на повышенных тонах.

Во время тестирования аудиометрист всякий раз должен спрашивать, слышит ли испытуемый речь с определенного расстояния или нет. Таким образом можно приблизительно выяснить, есть ли нарушения слуха или нет.

Интерпретация результатов

При отсутствии нарушений в работе звуковоспринимающей и звукопроводящей системы, человек может слышать шепотную речь и тиканье часов, интенсивность которых находится в диапазоне от 0 до 25 дБ. При восприятии звуковых сигналов в этом интервале ушные патологии отсутствуют. При расшифровке результатов речевой аудиометрии учитывают следующие нюансы:

В случае получения неутешительных результатов следует обратиться за помощью к отоларингологу. На основании показаний пациента он проведет необходимые аудиометрические исследования, в ходе которых с высокой точностью сможет определить порог слышимости и вид тугоухости.

Сегодня речевая аудиометрия больше применяется не для проверки остроты слуха, а для подбора и настройки слуховых аппаратов во время слухопротезирования.

Самостоятельная проверка

Как проверить свой слух самостоятельно? При желании проверить остроту собственного слуха можно и без помощи посторонних людей. Для этого специалисты предлагают пройти простой тест, в котором необходимо честно ответить (да/нет) на несколько вопросов:

  1. вы слышите тиканье часов или шепотную речь?
  2. часто ли у вас возникают проблемы с восприятием речи по телефону?
  3. жалуются ли ваши знакомые и родственники на постоянное переспрашивание?
  4. часто ли вам говорят о том, что вы громко слушаете телевизор, аудиоплееер или радио?
  5. можете ли вы услышать пение птиц за окном?
  6. удается ли вам разобрать шепотную речь с расстояния 2 м?
  7. не кажется ли вам, что большинство ваших собеседников говорят невнятно?

Если после прохождения теста испытуемый понимает, что большинство ответов говорят не в пользу нормальной остроты слуха, следует обратиться за помощью к специалисту.

Важно! При развитии инфекционных заболеваний, связанных с поражением слизистой носа, острота слуха естественным образом снижается, что обусловлено блокированием устья евстахиевой трубки. При проведении аудиометрического теста в таком состоянии результаты будут недостоверными.

Специальные приложения

Объективно оценить состояние органа слуха можно с помощью специальных приложений для телефонов, работающих на платформах Android или iOS. Как проверить слух? Для этого необходимо пройти аудиометрический тест, разработанный практикующими сурдолога и отоларингологами. По результатам тестирования можно определить степень слышимости и порог слуховой чувствительности рецепторных клеток.

К числу самых простых приложений, позволяющих проверить слух, относят:

  • I. «Hörtest»;
  • II. «Mimi Hearing Test»;
  • III. «uHear».

При отсутствии смартфона пройти тестирование можно при использовании персонального компьютера и обычных наушников. По полученным графикам можно легко определить, находится ли порог слышимости в пределах нормы или нет.

Аудиометрия уха (акуметрия) - метод определения остроты слуха, при котором оценивается степень восприимчивости слухового анализатора в отношении звуковых волн различной частоты и интенсивности. Аудиометрические исследования проводятся с использованием специальных электронных приборов (аудиометры). В сравнении с другими методами определения слуховой чувствительности, акуметрия позволяет дозировать интенсивность звуковых сигналов. Таким образом удается определить пороговую чувствительность слухового анализатора к звуковым колебаниям определенных частот.

В амбулаторных условиях аудиометрическое тестирование проводится в звукоизолированных комнатах. Результаты теста имеют вид двумерного графика, по которому можно определить степень ухудшения слуха и тип тугоухости (кондуктивная или нейросернорная). При необходимости провести тест на проверку собственной слуховой чувствительности можно самостоятельно.

Особенности обследования

Диагностика слуха, которая проводится в кабинете у сурдолога и отоларинголога, позволяет определить не только факт снижения слуха, но и тип патологии в слуховом анализаторе. С помощью аудиометра специалист исследует пороговую проводимость костных и воздушных тонов. В зависимости от способов регистрации слуховой чувствительности и методов диагностики, различают несколько видов аудиометрии:

  • речевая - самый простой и доступный метод исследования пороговой слышимости, при котором специалист определяет степень распознавания речи на разных уровнях интенсивности (в децибелах);
  • тональная - акустическое обследование, в ходе которого определяется слышимость тонов различной частоты и интенсивности;
  • компьютерная - один из самых достоверных способов определения слуховой чувствительности звукопроводящей и звуковоспринимающей системы.

Речевая и тональная аудиометрия относится к числу субъективных методов исследования остроты слуха, поскольку во время тестирования специалист ориентируется на показания пациента, который сообщает, слышит он подаваемые сигналы (речь) или нет. Компьютерная проверка слуха предполагает подключение к пациенту специальных электродов, фиксирующих активность в определенных областях мозга в случае реагирования слухового анализатора на сигналы, поступающие извне.

Речевая аудиометрия

Как проверить слух в домашних условиях? При отсутствии специального оборудования, позволяющего подавать и регистрировать звуковые сигналы определенной интенсивности и частоты, протестировать орган слуха можно с помощью речевой аудиометрии. Этот метод диагностики не требует наличия медицинского оборудования и дополнительных приспособлений. Для определения порога слуховой чувствительности у испытуемого потребуется исключительно разговорный аппарат аудиометриста.

Результаты тестирования во многом зависят не только от состояния слухового анализатора, но и широты словарного запаса испытуемого.

Для получения более объективной оценки порога слышимости пациента аудиометристу следует произносить не отдельные слова, а фразы, состоящие из набора простых и понятных слов. Как нужно проводить тест? Диагностику желательно совершать в помещении с минимальным количеством посторонних шумов. При этом испытуемый должен сидеть посреди комнаты на стуле.

Действия аудиометриста должны заключаться в следующем:

  1. отойдите от испытуемого на 2-3 м и произнесите фразу, состоящую минимум из 7- 9 слов, шепотом;
  2. на расстоянии 6 м от испытуемого негромко произнесите набор отдельных словосочетаний;
  3. с 20-метрового расстояния произнесите фразу на повышенных тонах.

Во время тестирования аудиометрист всякий раз должен спрашивать, слышит ли испытуемый речь с определенного расстояния или нет. Таким образом можно приблизительно выяснить, есть ли нарушения слуха или нет.

Интерпретация результатов

При отсутствии нарушений в работе звуковоспринимающей и звукопроводящей системы, человек может слышать шепотную речь и тиканье часов, интенсивность которых находится в диапазоне от 0 до 25 дБ. При восприятии звуковых сигналов в этом интервале ушные патологии отсутствуют. При расшифровке результатов речевой аудиометрии учитывают следующие нюансы:

В случае получения неутешительных результатов следует обратиться за помощью к отоларингологу. На основании показаний пациента он проведет необходимые аудиометрические исследования, в ходе которых с высокой точностью сможет определить порог слышимости и вид тугоухости.

Сегодня речевая аудиометрия больше применяется не для проверки остроты слуха, а для подбора и настройки слуховых аппаратов во время слухопротезирования.

Самостоятельная проверка

Как проверить свой слух самостоятельно? При желании проверить остроту собственного слуха можно и без помощи посторонних людей. Для этого специалисты предлагают пройти простой тест, в котором необходимо честно ответить (да/нет) на несколько вопросов:

  1. вы слышите тиканье часов или шепотную речь?
  2. часто ли у вас возникают проблемы с восприятием речи по телефону?
  3. жалуются ли ваши знакомые и родственники на постоянное переспрашивание?
  4. часто ли вам говорят о том, что вы громко слушаете телевизор, аудиоплееер или радио?
  5. можете ли вы услышать пение птиц за окном?
  6. удается ли вам разобрать шепотную речь с расстояния 2 м?
  7. не кажется ли вам, что большинство ваших собеседников говорят невнятно?

Если после прохождения теста испытуемый понимает, что большинство ответов говорят не в пользу нормальной остроты слуха, следует обратиться за помощью к специалисту.

Важно! При развитии инфекционных заболеваний, связанных с поражением слизистой носа, острота слуха естественным образом снижается, что обусловлено блокированием устья евстахиевой трубки. При проведении аудиометрического теста в таком состоянии результаты будут недостоверными.

Специальные приложения

Объективно оценить состояние органа слуха можно с помощью специальных приложений для телефонов, работающих на платформах Android или iOS. Как проверить слух? Для этого необходимо пройти аудиометрический тест, разработанный практикующими сурдолога и отоларингологами. По результатам тестирования можно определить степень слышимости и порог слуховой чувствительности рецепторных клеток.

К числу самых простых приложений, позволяющих проверить слух, относят:

  • I. «Hörtest»;
  • II. «Mimi Hearing Test»;
  • III. «uHear».

При отсутствии смартфона пройти тестирование можно при использовании персонального компьютера и обычных наушников. По полученным графикам можно легко определить, находится ли порог слышимости в пределах нормы или нет.

По оценкам экспертов, порядка 500 млн. чел. в мире имеют проблемы со слухом, а это около 10% населения нашей планеты. В одной лишь России более 90 000 глухонемых людей.

Одной из основных причин потери слуха являются возрастные изменения, о чем свидетельствует статистика, согласно которой у 60% пожилых людей в возрасте 60 – 70 лет наблюдается значительное ухудшение слуха.

Громкие звуки и постоянный раздражающий шум также негативно воздействуют на слух. Шум метро, городского транспорта и оживленных улиц сопровождает нас практически ежедневно. Мало того, зачастую мы сами виновны в ухудшении слуха, поскольку громко слушаем музыку (особенно это касается меломанов, не расстающихся с наушниками и плеером).

И, конечно, говоря о нарушениях слуха, нельзя не сказать о таких провоцирующих факторах, как стресс , прием антибиотиков , ушные серные пробки, всевозможные заболевания уха и травмы головы.

Если говорить о детях, то из 1000 новорожденных у 4 младенцев наблюдаются проблемы со слухом, при этом в 50% случаев врожденная тугоухость или глухота обусловлены генетическим фактором.

Среди распространенных причин потери слуха у детей следует отметить отит среднего уха, родовые травмы и осложнения после инфекционных заболеваний , которых можно было избежать посредством вакцинации детей от кори , краснухи , менингита .

Если постановка диагноза вызывает у лор-врача затруднение, либо назначенное лечение не приносит ожидаемых результатов, пациент направляется на консультацию к сурдологу (записаться) , который специализируется на различных нарушениях слуха.

Как восстановить слух?

Если причиной тугоухости стал возраст или нарушение кровоснабжения, то придется прибегнуть к хирургическому вмешательству , установке импланта либо слухового аппарата .

Медикаментозная терапия включает применение следующих препаратов:

  • Витаминов группы В, улучшающих функционирование слухового нерва.
  • Нестероидных противовоспалительных средств и антибиотиков, показанных при гнойном отите, воспалениях среднего уха и иных острых бактериальных заболеваниях.
  • Нейрометаболических стимуляторов, восстанавливающих клетки нервных окончаний непосредственно внутреннего уха.
  • Противоотечных и антигистаминных средств , снимающих отечность и воспалительные процессы, на фоне которых может ухудшаться слух.
  • Ушных капель для восстановления слуха.

НО! Следует помнить о том, что самолечение в данном случае недопустимо, поскольку может привести к ухудшению слуха, поэтому любые медикаменты должны приниматься исключительно по назначению лор-врача.

Как улучшить слух в домашних условиях?

Улучшить остроту слуха и оздоровить организм в целом поможет массаж для ушей, который необходимо проводить ежедневно утром и вечером.

Перед тем, как приступить к массированию ушей, необходимо разогреть ладони, для чего достаточно потереть их друг о друга 2 – 3 минуты.

  • Сядьте на стул, выпрямите спину, большие пальцы расположите сзади ушной раковины, тогда как остальные разместите спереди. Плавными и медленными движениями массируйте уши в течение 5 – 10 минут (до тех пор, пока они не станут горячими).
  • Сделайте 5-минутный перерыв (сидя на стуле, закройте глаза, опустите руки и просто наслаждайтесь тишиной).
  • Большими пальцами закройте уши на 10 секунд, после чего медленно уберите ладони. Повторите упражнение 10 раз.
  • Переходим к массированию мочек ушей, а именно к оттягиванию их сверху вниз. Выполняем упражнение 10 – 15 раз.
  • Далее выполняем оттягивание ушной раковины назад и вперед, а также вращательные движения по и против часовой стрелке.
  • Ладонями плотно накрываем уши на 10 секунд и резко убираем ладони. Повторяем упражнение 15 раз.

При правильно выполненном массаже уши будут "гореть".

Из рациона людей, страдающих нарушением слуха, исключают кофеин и кофеинсодержащие продукты, животные жиры, алкоголь, жареную пищу, газированные напитки.

А вот продуктов с содержанием витаминов группы В (особенно В 6 и В 9) должно быть в рационе максимальное количество, поэтому включайте в меню куриную и говяжью печень , постное мясо, морскую рыбу, свежую зелень, сухофрукты, молочную продукцию, свежие овощи и фрукты (особенно цитрусовые).

И помните о том, что своевременная диагностика и грамотно проведенное лечение помогут восстановить либо улучшить слух, тогда как затягивание с походом к врачу и непринятие проблемы может стать причиной глухоты.


Похожие публикации