Деятельностный характер удовлетворения потребностей человеком. Как форма удовлетворения потребностей человека. Удовлетворение потребностей трудом

Деятельность как процесс удовлетворения потребностей Отличительные особенности деятельности человека от активности животных. Виды деятельности. Структурные элементы деятельности. Цели и мотивы деятельности. Субъект, объект, средства и результат деятельности. Структура и признаки совместной деятельности. Признаки совместной деятельности. Отличительные свойства субъектов совместной деятельности.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ЛЕКЦИЯ 7 Деятельность как процесс удовлетворения потребностей

Деятельность как процесс удовлетворения потребностей Отличительные особенности деятельности человека от активности животных. Виды деятельности. Структурные элементы деятельности. Цели и мотивы деятельности. Субъект, объект, средства и результат деятельности. Структура и признаки совместной деятельности. Признаки совместной деятельности. Отличительные свойства субъектов совместной деятельности.

Невозможно удовлетворить потребности иначе, чем через деятельность .

Каждая наука дает свое толкование деятельности, исходя из решаемых проблем и поставленных задач. В общем смысле, деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

С точки зрения сервисологии деятельность – это универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру.

Следует учитывать отличия понятия :

  • деятельность,
  • действие,
  • труд,
  • активность,
  • поведение.

Многие ученые пытаются приписать деятельность не только человеку, но и животным и даже техническим агрегатам. Отличительными особенностями деятельности человека от приспособленческой активности животных являются следующие характеристики:

  • способность к деятельности не наследуется с биологической структурой тела, а является результатом социального развития;
  • деятельность человека носит продуктивный, творческий и созидательный характер;
  • деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры;
  • деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности и условия жизни.

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Все виды деятельности взаимодействуют друг с другом. Различные классификации выделяют следующие виды деятельности :

  • трудовую;
  • высшую нервную;
  • творческую;
  • потребительскую;
  • досуговую;
  • образовательную;
  • рекриационную и т.д.

Потребности и интересы сознаются людьми и характеризуют сознательную деятельность . Наряду с ней проявляется и бессознательная деятельность , что означает психическую деятельность, совершающуюся без участия сознания. В современной психологии существует точка зрения, что бессознательное – это творческое начало.

По направленности деятельность бывает:

  • практическая , направленная на преобразование реальных объектов природы и общества. Практическая деятельность делится на материально-производственную и социально-преобразовательную;
  • духовная , связана с изменением сознания людей. Духовная деятельность делится на познавательную, ценностно-ориентированную и прогностическую.

Деятельность состоит из действий . В зависимости от мотивов действия бывают:

  • целенаправленные (рационально – поставленная и продуманная цель);
  • ценностно-рациональные (последовательно планируемая ориентация на осознанную нравственность);
  • аффективные (обусловленные эмоциональным состоянием индивида, яростью, ужасом, отчаянием и т.д.);
  • традиционные (основанные на длительной привычке, часто автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки).

Структура деятельности включает следующие элементы:

  • субъект деятельности
  • объект деятельности
  • мотив деятельности
  • цель деятельности
  • средства деятельности
  • результат деятельности

Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность. Суб ъ ектом деятельности может быть как отдельный индивид (индивидуальная деятельность), так и группа людей, коллектив или общество в целом (совм е стная деятельность). Коллективный субъект имеет однонаправленность действий по достижению прие м лемого для всех результата.

Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность. Субъект м о жет быть одновременно и объектом. Объект деятельности – это как стихийные силы природы, так и профильтрованные первичным трудом материалы природы (лес, ж е лезная руда), а также человек, как предмет воспит а ния и обучения.

Мотив деятельности –это то, что побуждает деятельность (потребности, и н стинкты, влечение, эмоции, желания, убеждения, ценности, установки, идеалы).

Цель деятельности – это осознанный образ превосходящего результата на достижение которого направлена деятельность. Это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Цель, целеполагание – исключительно человеческое качество, сосредоточение субъективного мира человека. По перспективности цели делятся на ближайшие и отдаленные. Само по себе полагание цели превратится в пустую мечту, если избранная цель не обеспечена средствами.

Средства деятельности – это момент объективности в деятельности. Это то, что обеспечивает возможность (выполнение) реализации деятельности (орудие труда, физическая сила, жизненный опыт, способности, квалификация, сумма знаний и проч.). Вместе с тем средство становится таковым не само по себе, а лишь, будучи вовлеченным в акт деятельности и определенным через цель. Взаимоопределяемость цели и средства – условия успешной деятельности. Средства должны соответствовать цели.

Результат деятельности - завершающий момент деятельности. Иногда в результате обнаруживается не только выполненная цель, но и нежелательные «дополнения», которые по своему отрицательному значению превышают ценность выполненной работы.

Структура совместной деятельности :

  • субъект деятельности
  • объект деятельности
  • общий мотив деятельности
  • общая цель деятельности
  • средства деятельности
  • общий результат деятельности

Признаки совместной деятельности:

  • Единая цель для участников, включенных в деятельность.
  • Общая мотивация участников.
  • Объединение или сопряжение индивидуальной деятельности каждого участника.
  • Разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально-связанные операции и разделение их между участниками.
  • Согласование индивидуальной деятельности участников.
  • Единое управление.
  • Единый конечный результат.
  • Единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей различными субъектами.

Основные признаки совместной деятельности связаны со свойствами субъекта совместной деятельности . К его характеристикам относятся:

  • Целенаправленность (стремление к одной цели).
  • Мотивированность.
  • Уровень целостности или интегрированности (внутреннее единство составляющих элементов). Целостность определяется по частоте и интенсивности контакта между участниками; уровню функциональной взаимосвязанности; отношению числа совместных функций к общему числу функций.
  • Структурированность (четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственностей). Показателями данной характеристики являются: доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, страховка, дублирование) и способы принятия ответственности за выполненные функции (концентрация, распределение ответственности и т.д.).
  • Согласованность (гармоничное сочетание участников групп, взаимная обусловленность их действий).
  • Организованность (управляемость) – упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку, способность действовать планомерно.
  • Результативность (продуктивность).
  • Пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14672. Основные факторы формирования потребностей 14.22 KB
Для того чтобы грамотно формировать и развивать потребительский спрос основанный в первую очередь на потребностях населения необходимо подробно изучить факторы методы и средства формирования данных потребностей. Понятие формирование потребностей населения рассматривается в двух аспектах: как объективный процесс формирования потребностей. Это условия и обстоятельства под влиянием которых складываются и развиваются потребности населения; как целенаправленное воздействие общества и государства на процессы развития потребностей...
11797. Составление меню комплексного обеда с учетом норм физиологических потребностей человека 121.05 KB
В данной письменной экзаменационной работе главной целью и задачей является составление меню комплексного обеда с учетом норм физиологических потребностей человека дача товароведной характеристики продуктов для его приготовления а так же описание кондитерского цеха и взбивальной машины МВ35М. Большинство продуктов используемых для приготовления блюд представляют собой коллоиды молоко сливки сметана маргарин сливочное масло.1 Винегрет мясной: Свекла – важнейшая техническая...
16939. Актуализация потребностей как следствие учета факторов потребительского поведения при разработке маркетинговых коммуникаций 11.98 KB
Потребителя окружает насыщенное информационное поле. Экономический кризис же только способствует активизации конкуренции производителей а число попыток преодолеть информационный щит потребителя постоянно растет. Одним из вариантов является стратегия привлечения внимания1 ориентированная на конечного потребителя характеризующаяся воздействием на органы чувств и вызывающая соответствующие реакции или ощущения. Чувственные сигналы исходящие от продукта рекламы провоцируют у человека целый спектр внутренних переживаний выделяют продукт из...
3100. Гражданско-правовое регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан в социально-культурном сервисе и туризме 3.57 KB
Понятие законодательство и система гражданского права. Защита гражданских прав: понятие и способы. Понятие признаки и виды гражданских правоотношений. Объекты гражданских прав: понятие и виды.
613. Химический процесс горения. Факторы, обеспечивающие процесс горения. Основные принципы тушения возгораний 10.69 KB
Химический процесс горения. Факторы обеспечивающие процесс горения. Для протекания процесса горения требуется наличие трех факторов: горючего вещества окислителя и источника зажигания. Полное – при избытке кислорода продукты горения не способны к дальнейшему окислению.
3504. Простейший (пуассоновский) процесс, его свойства, следствия из них. Сложнопуассоновский (составной пуассоновский) процесс, его вероятностные характеристики 27.97 KB
Простейший пуассоновский процесс его свойства следствия из них. Сложнопуассоновский составной пуассоновский процесс его вероятностные характеристики. поступают средства t – время Nt – случайная величина колво исков N= сумма индикаторов событий EN = np = ν Nt – представляет собой пуассоновский процесс его значениями явл. Простейший пуассоновский процесс нижний рисунок – процесс с независимыми приращениями обладает свойствами: 1 стационарность т.
1071. Деятельность МУП КБУ г. Зеленогорска 112.54 KB
Целью прохождения преддипломной практики является изучение особенностей управления в МУП КБУ г. Зеленогорска, которое является муниципальным унитарным предприятием, осуществляющим деятельность по содержанию и благоустройству города.
8868. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 164.56 KB
Концепция учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.
8000. Инженерная деятельность 437.12 KB
ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это самостоятельный специфический вид технической деятельности всех научных и практических работников занятых в сфере материального производства который выделился на определенном этапе развития общества из технической деятельности и стал основным источником технического прогресса. Специфические особенности инженерной деятельности 1. Она предполагает регулярное применение научных знаний в этом еще одно ее отличие от технической деятельности которая более основана на опыте практических навыках догадке.
17386. Государственная деятельность Фемистокла 45.87 KB
реко-персидские войны выдвинули поколение греческих борцов за родину. История сохранила нам мало сведений о жизни и подвигах этих героев. Но жизнь наиболее выдающихся вождей народа осталась в памяти поколений как пример беззаветной преданности отечеству во время

Деятельность как процесс удовлетворения потребностей Отличительные особенности деятельности человека от активности животных. Виды деятельности. Структурные элементы деятельности. Цели и мотивы деятельности. Субъект, объект, средства и результат деятельности. Структура и признаки совместной деятельности. Признаки совместной деятельности. Отличительные свойства субъектов совместной деятельности.

Невозможно удовлетворить потребности иначе, чем через деятельность .

Каждая наука дает свое толкование деятельности, исходя из решаемых проблем и поставленных задач. В общем смысле, деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

С точки зрения сервисологии деятельность – это универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру.

Следует учитывать отличия понятия :

· деятельность,

· действие,

· активность,

· поведение.

Многие ученые пытаются приписать деятельность не только человеку, но и животным и даже техническим агрегатам. Отличительными особенностями деятельности человека от приспособленческой активности животных являются следующие характеристики:

· способность к деятельности не наследуется с биологической структурой тела, а является результатом социального развития;

· деятельность человека носит продуктивный, творческий и созидательный характер;

· деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры;

· деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности и условия жизни.

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Все виды деятельности взаимодействуют друг с другом. Различные классификации выделяют следующие виды деятельности :

· трудовую;

· высшую нервную;

· творческую;

· потребительскую;

· досуговую;

· образовательную;

· рекриационную и т.д.

Потребности и интересы сознаются людьми и характеризуют сознательную деятельность . Наряду с ней проявляется и бессознательная деятельность , что означает психическую деятельность, совершающуюся без участия сознания. В современной психологии существует точка зрения, что бессознательное – это творческое начало.

По направленности деятельность бывает:

· практическая , направленная на преобразование реальных объектов природы и общества. Практическая деятельность делится на материально-производственную и социально-преобразовательную;



· духовная , связана с изменением сознания людей. Духовная деятельность делится на познавательную, ценностно-ориентированную и прогностическую.

Деятельность состоит из действий . В зависимости от мотивов действия бывают:

· целенаправленные (рационально – поставленная и продуманная цель);

· ценностно-рациональные (последовательно планируемая ориентация на осознанную нравственность);

· аффективные (обусловленные эмоциональным состоянием индивида, яростью, ужасом, отчаянием и т.д.);

· традиционные (основанные на длительной привычке, часто автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки).

Структура деятельности включает следующие элементы:

· субъект деятельности

· объект деятельности

· мотив деятельности

· цель деятельности

· средства деятельности

· результат деятельности

Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность. Субъектом деятельности может быть как отдельный индивид (индивидуальная деятельность), так и группа людей, коллектив или общество в целом (совместная деятельность).Коллективный субъект имеет однонаправленность действий по достижению приемлемого для всех результата.

Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность. Субъект может быть одновременно и объектом. Объект деятельности – это как стихийные силы природы, так и профильтрованные первичным трудом материалы природы (лес, железная руда), а также человек, как предмет воспитания и обучения.

Мотив деятельности –это то, что побуждает деятельность (потребности, инстинкты, влечение, эмоции, желания, убеждения, ценности, установки, идеалы).

Цель деятельности – это осознанный образ превосходящего результата на достижение которого направлена деятельность. Это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Цель, целеполагание – исключительно человеческое качество, сосредоточение субъективного мира человека. По перспективности цели делятся на ближайшие и отдаленные. Само по себе полагание цели превратится в пустую мечту, если избранная цель не обеспечена средствами.

Средства деятельности – это момент объективности в деятельности. Это то, что обеспечивает возможность (выполнение) реализации деятельности (орудие труда, физическая сила, жизненный опыт, способности, квалификация, сумма знаний и проч.). Вместе с тем средство становится таковым не само по себе, а лишь, будучи вовлеченным в акт деятельности и определенным через цель. Взаимоопределяемость цели и средства – условия успешной деятельности. Средства должны соответствовать цели.

Результат деятельности - завершающий момент деятельности. Иногда в результате обнаруживается не только выполненная цель, но и нежелательные «дополнения», которые по своему отрицательному значению превышают ценность выполненной работы.

Структура совместной деятельности :

· субъект деятельности

· объект деятельности

· общий мотив деятельности

· общая цель деятельности

· средства деятельности

· общий результат деятельности

Признаки совместной деятельности:

· Единая цель для участников, включенных в деятельность.

· Общая мотивация участников.

· Объединение или сопряжение индивидуальной деятельности каждого участника.

· Разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально-связанные операции и разделение их между участниками.

· Согласование индивидуальной деятельности участников.

· Единое управление.

· Единый конечный результат.

· Единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей различными субъектами.

Основные признаки совместной деятельности связаны со свойствами субъекта совместной деятельности . К его характеристикам относятся:

· Целенаправленность (стремление к одной цели).

· Мотивированность.

· Уровень целостности или интегрированности (внутреннее единство составляющих элементов). Целостность определяется по частоте и интенсивности контакта между участниками; уровню функциональной взаимосвязанности; отношению числа совместных функций к общему числу функций.

· Структурированность (четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственностей). Показателями данной характеристики являются: доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, страховка, дублирование) и способы принятия ответственности за выполненные функции (концентрация, распределение ответственности и т.д.).

· Согласованность (гармоничное сочетание участников групп, взаимная обусловленность их действий).

· Организованность (управляемость) – упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку, способность действовать планомерно.

· Результативность (продуктивность).

· Пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности.

Ранее мы говорили, что предметом потребностей могут выступать физические (объектно-ориентированные потребности), социальные (субъектно-ориентированные потребности) и культурные (личностно-ориентированные потребности) аспекты мира. Соответственно в результате удовлетворения потребностей происходят определенные телесные (физиологические), социальные и личностные изменения. Данные изменения могут быть отражены в сознании (например, изменение состояния сознания при приеме психоактивных веществ или радость от достижения высокого социального статуса) или протекать без участия сознания (поддержание склеры глаза во влажном состоянии). Удовлетворяться потребности могут как пассивно (например, при понижении температуры сужаются кровеносные капилляры в коже), так и активно (перемещение в более теплое место). Причем активная форма удовлетворения может носить инстинктивную или деятельностную форму.

Отметим, что у человека способ активной реализации любой потребности носит социокультурный характер. Например, человек не рвет сырой кусок мяса руками, а готовит из него бифштекс, который ест с помощью ножа и вилки. Базовая специфика человеческих потребностей (по сравнению с представителями животного мира) заключается в следующем:

  • 1) человек способен производить новые предметы для удовлетворения своих потребностей (например, изобрести синтетические волокна);
  • 2) на определенном этапе своего развития он приобретает возможность произвольной регуляции потребностей (например, может объявить голодовку в знак протеста);
  • 3) в его деятельности постоянно формируются новые потребности;
  • 4) человек включен в динамику опредмечивания и распредмечивания существующих у него потребностей, т.е. может менять (в том числе осознанно выбирать) предметы потребностей.

С точки зрения адекватного удовлетворения потребности критически важным являются процессы их опредмечивания и распредмечивания. В акте опредмечивания потребности рождается мотив. Суть процесса опредмечивания потребности состоит во встрече живого существа с миром, когда внутренняя готовность к действию приобретает конкретную направленность – становится деятельностью. Деятельность всегда мотивирована, т.е. детерминирована мотивом – предметом, на который она направлена. Возможность противоположного процесса – распредмечивания потребностей – обеспечивает гибкость и вариативность поведения как при изменениях внешнего мира (среды обитания животных или условий жизни человека), так и в связи с изменениями самого субъекта, что особенно важно для жизнедеятельности личности.

Инстинктивное удовлетворение потребностей

Наиболее значимые с точки зрения эволюции потребности приобрели в филогенезе фиксированные способы удовлетворения. Поведение по удовлетворению потребностей, которое осуществляется на основе врожденных программ, называется инстинктивным поведением. Инстинктивное удовлетворение потребностей носит гомеостатический характер. Принцип гомеостаза является хронологически первым объяснительным принципом механизма действия потребности. Он заключается в утверждении тенденции организма к сохранению постоянного оптимального для представителя данного вида внутреннего состояния организма. В гомеостатических концепциях потребность мыслится как напряжение, которое организм стремится минимизировать.

Реализация инстинкта представляет собой цепочку фиксированных действий, которая инициируется врожденным и специфичным для данного вида животных сигнальным раздражителем, т.е. каким-либо аспектом среды (цвет, размер, запах и т.д.), а не целостным объектом. Например, у самца небольшой рыбы – трехиглой корюшки – в брачный период брюшко становится ярко-красным. Красное пятно на брюшке рыбы выступает в качестве сигнального раздражителя, который запускает инстинктивное поведение защиты территории у других самцов. В период размножения самцы корюшки будут совершать грозные наскоки даже на грубый муляж с красным пятном, сохраняя при этом полную индифферентность по отношению к самцу своего вида, у которого краснота будет замаскирована.

Классическая концепция инстинктивного поведения была сформулирована К. Лоренцем и Н. Тинбергеном, которым в 1973 г. была присуждена Нобелевская премия в области медицины. Ученые утверждали, что для реализации инстинкта важны как внутренние, так и средовые факторы. Модель, предложенная Лоренцем и Тинбергеном, получила название гидромеханической модели мотивации (рис. 4.2).

Инстинктивное поведение определенного типа может быть начато при различных условиях. Во-первых, в "резервуаре" может скопиться настолько большое количество "энергии" инстинкта, что поведение начинает разворачиваться без воздействия внешних раздражителей. Так, голод вынуждает животное искать пищу, даже когда ничто во внешней среде о ней не напоминает; а некоторые птицы исполняют весьма сложные брачные танцы в отсутствие потенциального партнера просто потому, что "пришло время".

Рис. 4.2.

1 – резервуар, в котором накапливается "энергия" активации, различная для каждой потребности. Накопление энергии связано с физиологическим состоянием организма; 2 – внешние сигнальные раздражители ("гирьки"); 3, 3", 3" – варианты интенсивности реализации инстинктивного поведения; 4 – порог запуска инстинктивного поведения

Во-вторых, достаточно высокая степень активации снижает порог запуска инстинктивного поведения, и сигнальный раздражитель слабой интенсивности срабатывает. Ярким примером такого механизма является миграция лосося (А. Хаслер, 1960). Тихоокеанский лосось появляется на свет в ручьях западной части США и Канады. Затем мальки вместе с течением уходят в Тихий океан. Спустя два года, когда в их организмах накапливается необходимый уровень половых гормонов, лососи устремляются обратно к месту своего рождения. Реализация полового инстинкта лосося включает в себя ориентацию на минимальную концентрацию химических веществ родного ручья, которая дает им возможность безошибочно выбирать направление и идти на нерест туда, куда нужно. Не достигшие половой зрелости рыбы остаются безразличными к такого рода сигнальным раздражителям, в то время как зрелые рыбы демонстрируют фантастическую чувствительность: буквально капли родной воды достаточно для запуска инстинктивного поведения.

Рис. 4.3.

При инстинктивной мотивации процесс опредмечивания потребности часто носит характер импринтинга, т.е. мгновенного и необратимого нахождения потребностью своего предмета. Открытие явления импринтинга принадлежит Дугласу Сполдингу (D. Spolding, 1875), который, наблюдая за развитием вылупившихся из яйца цыплят, обнаружил, что в первые дни после рождения цыплята следуют за любым движущимся предметом. Они как бы "считают" его своей матерью и впоследствии демонстрируют привязанность к нему. Однако наблюдения Сполдинга не были оценены при его жизни и получили широкую известность только в 1950-х гг.

К. Лоренц повторил и значительно расширил данные Сполдинга. Он считал, что явление импринтинга возможно только па строго определенной стадии развития организма (сензитивные периоды ). Цыпленок проявляет ярко выраженную реакцию следования (импринтинг матери) только в период 5–25 часов после вылупления из яйца. После завершения этого периода при приближении аналогичного объекта он, скорее, будет демонстрировать реакцию страха. Наличие сензитивных периодов для инстинктивного опредмечивания потребностей биологически целесообразно. Действительно, существо, которое детеныш увидит сразу после рождения, скорее всего, окажется его матерью, а тот, кто придет позже, может быть опасным хищником. В свою очередь, у матери также наблюдается импринтинг своего детеныша. Так, у коз имеется особая чувствительность к запаху детеныша, которая быстро исчезает. Если в этот сензитивный период подменить козленка, то, согласно данным П. Клопфера и Дж. Гэмбла, коза будет воспринимать его как своего, а родного детеныша отвернет (Р. Klopfer, J. Gamble, 1966).

Вопрос о наличии инстинктивного поведения у человека до сих пор остается дискуссионным. Существуют данные, что явления, подобные импринтингу у животных, наблюдаются и у людей. Термин "бондинг " употребляется для обозначения процесса возникновения эмоциональной привязанности между родителями и новорожденным, формирующейся в первые часы и дни после рождения. Например, отцы, которые присутствовали при рождении своих детей и имели возможность общаться с ними в первые часы жизни, впоследствии проявляли гораздо большую любовь и участие к ним. Альтернативное толкование данных результатов заключается в том, что такие мужчины в целом были в большей степени заинтересованы в отцовстве и именно это повлияло на их отношение к детям.

В другом исследовании было показано, что матери, которые находились в одной комнате с младенцем в течение трех дней после родов, даже по прошествии нескольких лет демонстрировали значительно более высокую привязанность к своим детям, чем те, которым младенцев приносили только для кормления. Есть данные и о том, что у людей, которые провели вместе детство, отсутствует половое влечение друг к другу. Данный факт связывается с действием механизма, аналогичного родственному импринтингу у животных: поскольку близкородственное скрещивание является эволюционно опасным, животные избегают при образовании пары своих семейных собратьев, запечатлевая их в ранний период жизни.

Несмотря на важную роль инстинктивного поведения для биологической эволюции, очевидно, что на уровне человека прижизненно приобретенные формы удовлетворения потребностей играют несравненно большую роль, чем врожденные. Особенно значимо это проявляется в процессе распредмечивания потребностей, т.е. когда потребность меняет свой предмет. Как уже было указано выше, классическое представление об инстинкте включает в себя представление о необратимом характере импринтинга – формировании жесткой мотивационной связи с объектом. Хотя внешне схожие явления можно наблюдать и в человеческом поведении (некоторые мужчины, например, влюбляются только в блондинок), на самом деле об "инстинктах" у человека можно говорить только в метафорическом смысле: человеческая деятельность мотивирована не изолированными характеристиками среды, а целостной картиной мира, имеющей смысловое и ценностное измерения.

Деятельностное удовлетворение потребностей

В жизни человека инстинктивный способ удовлетворения потребностей (если он вообще существует) является скорее рудиментом, чем преобладающей формой. Человек включен в постоянную цепь деятельности, в которой он не только удовлетворяет уже сложившиеся у него потребности, но и создаст новые. Можно сказать, что человек выступает в роли "производителя" своих мотивов. Человек ставит перед собой цели (сознательные представления о потребном будущем) и руководствуется ими не в меньшей степени, чем актуальной ситуацией.

Одним из путей порождения новых мотивов в деятельности является механизм сдвига мотива на цель, описанный А. Н. Леонтьевым. В данном случае новый мотив возникает из цели действия, которое прежде было компонентом иной деятельности. Поясним действие данного механизма на примере. Студентка отправляется на лекцию нового преподавателя, привлеченная интригующим названием его курса. Ею движет познавательная мотивация, а также мотив достижения, так как она хочет наилучшим образом освоить все необходимое для ее будущей профессии. Эти два присущих нашей героине мотива воплотились в действие – поход на лекцию. Но, зайдя в аудиторию, она обнаруживает, что новый преподаватель – очень привлекательный молодой человек. С этого дня она не пропускает ни одной его лекции, и даже те, что читаются на других факультетах и не включены в ее учебный план; преподаватель приобретает для нее мотивирующую силу сам по себе, как интересующая ее личность. Произошел сдвиг мотива на цель, т.е. то, что сначала выступало для студентки целью конкретного действия (прослушивание курса) в рамках деятельности более высокого уровня (обучение и овладение профессией), теперь превратилось в самостоятельный мотив (увидеть данного человека). На этом примере удобно пояснить и еще одно важное в деятельностном подходе разделение на внешние и внутренние мотивы деятельности: внутренние мотивы – это те, что совпадают по содержанию с выполняемой деятельностью, а внешние – те, что выходят за ее рамки. В нашем случае внутренними мотивами студентки остаются мотивы учения и достижения (ведь девушка не перестала интересоваться своей профессией и не стала менее любознательной), совпадающие с тем, что собственно она делает (ходит в институт и посещает лекции). Внешним же мотивом для нее стала привлекательность преподавателя. Этот мотив на первый взгляд не имеет отношения к учебной деятельности, но наделе дополнительно побуждает и поддерживает ее.

Деятельность и труд, деятельность и поведение. В предшествующем изложении говорилось о деятельности как определенности родовой сущности человека. Этим была обозначена одна из многочисленных методологических функций этой философской категории. Вторая половина XX века богата открытиями в области проблем человека, в естествознании и технических науках, достижение которых непосредственно связано с использованием категории деятельности. 46 И что самое интересное: почти каждое новое исследование с использованием категории деятельности оригинально и неповторимо как в смысле предмета исследования, так и в смысле результата исследования.

В настоящей главе, следуя методу восхождения от абстрактного к конкретному, будет предпринята попытка перехода от философского осмысления человека к потребностям, исследования эмпирических функций человеческой деятельности. Под этим углом зрения будет дано и определение деятельности.

Деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру. В отличие от авторов, приписывающих деятельность некоторым видам животных и даже техническим агрегатам (Маркарян Э. С.), мы исходим из того, что деятельность - исключительная привилегия человека, признак его родовой сущности.

Принципиальное отличие деятельности человека от приспособительной активности животных состоит в том, что ни одна форма деятельности, ни одна способность к деятельности не наследуется вместе с биологической структурой тела, все они результат социального наследования (обучения, воспитания, практического опыта). Это, однако, не означает, что деятельность осуществляется независимо от биологического базиса, являющегося субстратом и объективной предпосылкой деятельности. Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека и его функционирование в мире называется жизнедеятельностью. Она представляет сферу удовлетворения комплекса физиологических потребностей.

Человек и общество - не простая прибавка к эволюции природы, не ее продолжение. Он - аккумулят своей собственной деятельности, заменившей эволюцию природы историей общества. Благодаря деятельности, практика человека создает надприродную форму, "вторую природу". В этом смысле деятельность есть выражение надприродной сущности человека.

Понятие "труд" и "деятельность" нередко употребляются как однозначные. Действительно, в большинстве случаев различие между трудом и деятельностью несущественно. Можно сказать, что деятельность - это более широкое определение труда, а труд один из видов деятельности, определяющий все ее другие виды. Определяя в "Капитале" труд как "прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой..." Маркс подчеркивал, что труд есть целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей... вечное естественное условие человеческой жизни". 47

Используя в процессе труда преобразованные в результате деятельности природные силы, человек находится во власти внешней необходимости, а его свобода существует как потенциальная возможность в виде накопления ее материальных предпосылок.

Труд создает объективные условия свободы, но еще не является самой этой свободой. "Лишь по ту сторону его (производительного труда. - прим. Н.Б.) начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы". 48

Одной из закономерностей современного научно-технического прогресса является увеличение опосредствующих звеньев между человеком и природой, превращение материального производства в контролируемый человеком относительно независимый от природы процесс. Происходит вытеснение человека из непосредственного производительного труда в сферу обслуживания научно-технического и художественного творчества.

Такой труд перестанет быть работой, диктуемой лишь "внешней целесообразностью", превращается в свободную деятельность. Гуманистическая миссия человеческой истории состоит в том, чтобы способствовать этому прогрессу. Именно такую заданность исторического процесса видел Маркс, формулируя гуманистический идеал будущего, где труд выступает "уже не как труд, а как полное развитие самой деятельности, где обусловленная природой необходимость исчезает в своей непосредственной форме". 49 Но это возможно лишь в условиях общества, построенного на началах социальной справедливости и равенства.

Внетрудовая деятельность осуществляется в различных сферах общественной жизни (культура, наука, воспитание, спорт и др.). В ней цель, средства, предмет, результат менее точно определены, чем в труде, их выбор более многообразен, связь между ними и субъектом деятельности менее жесткая. Этот характер связи внутренних компонентов деятельности обусловливает более широкую, чем в труде, сферу активности личности, более высокую степень самостоятельности и свободы. Если труд есть по существу преодоление сопротивления природной материи и серьезной затратой физических сил, то деятельность не требует такой затраты физических сил и требует большей затраты умственных усилий и нервных перегрузок.

Таким образом, труд представляет собой исторически исходную "клеточку" всех форм деятельности человека . На труде основываются и им определяются такие формы активности как деятельность и поведение.

Поведение можно рассматривать как внешнее выражение активности человека. В отличие от деятельности, поведению присуща несколько видоизмененная связь компонентов деятельности. Предмет и результат труда на уровне поведения не определены, поведение - это поступок, цель трансформируется в мотив, средство дематериализуется. Поведение детерминируется, прежде всего, социабельными (правовыми и нравственными) нормами, уровнем сознательности и культуры личности. Субъект деятельности трансформируется в личность.

В качестве основных компонентов внешней детерминации поведения выступают социальная среда, ситуация, обстоятельства. Детерминация поведения более пластична, она носит характер регулирования. Поэтому оценивать человека надо не по его поведению, а по его деятельности. Нельзя превращать человека в "божью коровку", загоняя его в прокрустово ложе господствующего в той или иной среде общественного мнения.

Таким образом, поведение - это внешнее проявление деятельности, рассмотренное через призму общественного мнения, интересов и правовых норм определенного класса, общественного сословия, социальной группы. 50 Деятельность и труд имеют однотипную внутреннюю структуру, являясь методологической основой изучения эмпирической сущности природы человека и деятельного подхода к потребностям.

Структура акта деятельности. Выделение понятия "акт деятельности" имеет своей целью конкретизацию деятельностного подхода для исследования индивидуальности человека и его эмпирической сущности.

Деятельность человека может быть представлена как бесконечный процесс преобразовательного отношения человека к миру, процесс, состоящий из многих актов, каждый из которых имеет начало, середину и конец. Такой подход создает возможность судить о степени завершенности, как отдельного акта, так и определенной совокупности актов деятельности, равно как и о степени зрелости того или иного субъекта деятельности в решении практических задач. Если деятельность применяется без четкого ограничения в пространстве и времени, то акт деятельности фиксирует начало, середину и конец деятельности.

Структура акта деятельности в развернутом виде включает следующие элементы: субъект (отдельный индивид, группа людей или общество в целом), цель, средство, предмет, действие, результат .

Коллективным субъектом деятельности можно назвать такую группу людей или общество в целом, которые объединены общностью цели, формирующей однонаправленность действий по достижению приемлемого для всех результата. Не может быть определено субъектом деятельности такое объединение людей, различные силы внутри которого действуют по принципу: лебедь, рак и щука.

Цель - это идеальный образ желаемого будущего; то, чего человек хочет достичь. Цель, целеполагание - исключительно человеческое качество, средоточие субъективного мира человека. Само по себе полагание цели превратится в пустую мечту, если избранная цель не обеспечена средствами.

Средство - это момент объективности (реальности) в акте деятельности. Под определенность средства попадает все то, что есть, что бытийствует в качестве реального феномена независимо от сознания субъекта деятельности. Это - орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация субъекта, его способности, та сумма знаний, которой обладает субъект деятельности. Вместе с тем средство становится таковым не само по себе, а лишь, будучи вовлеченным в акт деятельности и определенным через цель. "Средство, - писал Гегель, -именно есть то, что ничего собой не представляет само по себе, а есть лишь ради другого и в этом другом имеет свое определение и свою ценность". 51

Взаимоопределяемость цели и средства - важнейшее условие успешной деятельности, условие гармонического развития человека. Те жизненные коллизии и противоречия, которые так часто встречаются в индивидуальной жизни, не в последнюю очередь обусловлены дисгармонией цели и средства, ибо, как писал Маркс, "цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель". 52

Предмет деятельности - то, на что направлена деятельность субъекта. Это - как стихийные силы природы (землетрясение, наводнение, оползни и т. д.), так и профильтрованные первичным трудом материалы природы (железная руда, лес, поступающий на лесопилки, рыба, выловленная в море и направленная на перерабатывающие комбинаты и многое другое), а также человек как предмет воспитания и обучения.

Действие - кульминация преобразования предмета в соответствии с намеченной целью. Это наиболее напряженный момент, требующий средоточия интеллектуальных и физических сил человека, такое взаимодействие субъективного и объективного компонентов деятельности, которое детерминирует (причиняет) результат деятельности.

Завершающим моментом деятельности является результат. В результате деятельности угасает, опредмечивается, осуществляется истинность поставленных целей. В результате обнаруживается не только выполненная цель, но и нежелательные "дополнения" к цели, и нередко эти "дополнения" по своему отрицательному значению превышают ценность выполненной цели.

Ярким примером этого является авария на Чернобыльской АЭС, пыльные бури после освоения целины в 50-е годы и многое другое. Создавая атомные электростанции, люди не хотели, не ставили своей целью возникновение лучевой болезни, заражение громадных территорий атомной радиацией, переселение миллионов людей в результате аварии, но они это получили.

Исследуя проблему взаимодействия цели, средства и результата Н. Н. Трубников отмечал, что целевая деятельность человека возможна лишь постольку, поскольку результат не равен не только цели, но и средству; поскольку он обещает дать и действительно дает нечто большее, чем было затрачено на его достижение". 53

Это "нечто большее", нежелательное дополнение к цели является основным источником возникновения непредвиденных отдаленных последствий деятельности.

Нежелательные "дополнения" к цели в результате деятельности детерминированы теми свойствами характеристиками предмета, которые находятся за пределами его определенности в качестве средства и реализуются как непознанная необходимость, "за нашей спиной".

В предмете, используемом в качестве средства, нередко имеется нечто такое, что "работает" против цели. Поэтому, как отмечал Гегель, "получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся". 54

Здесь была вкратце очерчена "логическая фигура" акта деятельности. Акт деятельности является тем "каналом связи", благодаря которому внутренний мир человека как бы выходит за пределы "я" индивида, а внешний - природный и социальный мир - трансформируется в субъективное "я" человека.

Завершенность - главная черта акта деятельности в отличие от деятельности как процесса. С этой чертой связаны большие эвристические возможности для оценки деятельности различных категорий работников при расстановке их на те или иные участки ответственной деятельности. Использование логической фигуры акта деятельности создает новый импульс для обоснования индивидуальности человека.

Назовем некоторые типы индивидуальности . Первый тип индивидуальности. Главная черта - стремление к завершенности деятельности. Это показатель сильной и Предсказуемой личности. Взявшись за какое-либо дело, такой человек не остановится на полпути, не спасует перед трудностями, будет идти до конца.

Второй тип индивидуальности человека очень инициативный, в его портфеле много проектов, но ни один из них не обеспечен средствами их реализации. Его принцип: надо начинать, а там посмотрим, что делать дальше, все образуется. И начинает много проектов, но ни одного не доводит до конца.

Этот тип индивидуальности отличается импульсивностью, непродуманностью всей цепочки деятельности - от постановки цели до обеспеченности средствами и прогнозом результата деятельности. В этих людях отсутствует чувство ответственности за завершенность начатого дела, частые смены убеждений и установок на деятельность.

Примерами такого рода личностей богата современная политическая жизнь России, еще больше таких примеров можно найти в сфере современного российского бизнеса. К сожалению, нет статистики, позволяющей судить, сколько из желающих стать бизнесменами или фермерами стали ими, а сколько обанкротились на полпути.

Третий тип индивидуальности - это люди, живущие по принципу: не важен результат, главное - процесс деланья. Это - деятельность без определения начала, середины и конца, сизифов труд Безоглядное увлечение деятельностью, не приносящей плодов, может служить утешением и приносить временное удовлетворение лишь самому творцу, его эпигонам и подражателям.

С другой стороны, незавершенность акта деятельности тем и привлекательна, что она оставляет открытым вопрос о конечной цели деятельности, побуждая к сотворчеству новых продолжателей процесса и сподвижников, уверенных в чудодейственную силу его величества Случая.

Таких людей немало среди вчерашних кадровых рабочих, выброшенных на "свободу" в результате развала промышленности, и зарабатывающих себе на жизнь на строительстве дач, коттеджей или просто ставших лакеями у "новых русских". Их можно пожалеть, но уважать - вряд ли.

Следовательно, эвристическая ценность структурного анализа акта деятельности не ограничивается онтологическим статусом бытия человека, он подчеркивает творчески-преобразующую роль человека в мире, т. е. выражает его деятельную сущность. Отнимите у человека деятельность, оставив только его соматическую природу, и он перестанет быть самим собой, превратится в вещь среди вещей, в бессодержательный, абстрактный фрагмент бытия мира. В этом - трагедия миллионов безработных, образовавшихся в России в результате рыночных реформ.

Акт деятельности и деятельность как процесс однотипны по своей структуре, но во втором случае структурные элементы (цель, средство, результат) существуют абстрактно, грани между ними размыты, начало, середина и конец растянуты во времени, не зафиксированы в пространстве. Здесь уместна аналогия между полетом стрелы и полетом мотыля. Стрела летит по строго обозначенной линии, ее полет необратим. Мотыль парит в воздухе, делает круги или возвращается назад, меняет высоту.

Потребности - предпосылки и продукт деятельности. У читателя, слушателя может возникнуть вопрос: почему я не включил потребности в структуру деятельности?

Отвечаю: потребность - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.

Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: "В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент". 55

Методологическое значение этого тезиса Маркса состоит в преодолении механического истолкования взаимодействия потребности и деятельности. Как остаточный элемент натурализма в теории человека выступает механическая концепция, согласно которой индивид действует только тогда, когда его к этому побуждают потребности, когда нет потребностей, индивид пребывает в бездеятельном состоянии.

Когда потребности рассматриваются в качестве основной причины деятельности без учета посредствующих факторов, находящихся между потребностью и результатом деятельности, без учета уровня развития общества и конкретного индивида, формируется теоретическая модель человека-потребителя. Недостаток натуралистического подхода к определению потребностей человека состоит в том, что эти потребности выводятся непосредственно из естественной природы человека без учета определяющей роли конкретно-исторического типа общественных отношений, которые выступают в качестве опосредующего звена между природой и потребностями человека и преобразуют эти потребности в соответствии с уровнем развития производств, делая их истинно человеческими потребностями.

Человек относится к своим потребностям через отношение к другим людям и только тогда выступает как человек, когда он выходит за пределы присущих ему природных потребностей.

"Каждый индивид в качестве человека выходит за пределы своей собственной особой потребности...", - писал Маркс, и только тогда они "относятся друг к другу как люди..." когда "общая им родовая сущность осознана всеми". 56

На уровне общественной деятельности не существует той прямой причинно-следственной связи между потребностью и деятельностью, которая имеет место в условиях индивидуальной деятельности. Здесь эта связь настолько опосредована законами общественной формации и вновь возникшими компонентами структуры личности (структурой общения и выполняемых индивидом общественных функций, знаниями, способностями и т. п.), что деятельность индивида перестает быть средством удовлетворения индивидуальной потребности и становится самоцелью. Между естественной потребностью и потребностью, созданной исторически (потребность в образовании, во всестороннем развитии личности, в творческой деятельности), имеется существенное различие. Если естественная потребность является внутренней и гомеостатической, понуждающей человека к деятельности для ее немедленного удовлетворения, то общественно приобретенная потребность перестает быть только его, индивида, потребностью, в ней индивид не обособляется, а идентифицируется со всеобщей социальной сущностью. Поэтому она перестает быть потребностью в собственном смысле этого слова и становится потребностью к деятельности, которая порывает пуповину, связующую индивида с удовлетворением элементарных потребностей, характеризуется мерой терпимости даже к длительному неудовлетворению их. Изменение функции потребностей в органической структуре личности на уровне общественной (коллективной) деятельности обусловливает "переворачивание" направления детерминации. Два основных признака характеризуют этот момент редетерминации: 1) на уровне общественной деятельности не потребности определяют деятельность индивида, а наоборот, характер деятельности обусловливает характер потребностей, поэтому теория деятельности является исходной в определении характера потребностей; 2) на этой стадии происходит "переворачивание" отношений между социальным и биологическим в органической структуре личности: иссякание генетически унаследованного запаса задатков, выдвижение на первый план способностей, приобретенных индивидом прижизненно. Если в процессе формирования личности унаследованные задатки играют роль базиса индивида, над которыми как бы "надстраиваются" социальные качества индивида, то у развитой личности эта связь приобретает обратный характер. Прав был П. Сэв, утверждая, что "источник развитой личности является внешним по отношению к детству". 57

В антагонистическом обществе, где вся деятельность, в том числе и деятельность индивида в сфере общественного производительного руда, подчинена удовлетворению простейших жизненных потребностей, личность находится в состоянии универсального отчуждения от своей социально-деятельной сущности. Раскрывая эту антигуманную черту капиталистического производства, Маркс писал: "Таким образом, индивидуальное потребление рабочего составляет момент в производстве и воспроизводстве капитала независимо от того, совершается ли оно внутри или вне мастерской, фабрики и т. д., внутри или вне процесса труда, подобно тому, как таким же моментом является чистка машины независимо от того, производится ли она во время процесса руда или во время определенных перерывов последнего". 58

В этих условиях труд перестает быть "самовыражением" индивида и снижается до уровня простого дегуманизированного средства "заработать себе на жизнь". Эти "самовыражение", инициатива, динамичность индивида отодвигается всей системой капиталистического обществa в сферу индивидуальной деятельности (частное потребление, досуг, межличностное общение, любительское занятие, любование природой и т. п.), где они находят лишь свое мнимое разрешение и формируют асоциальную личность человека-потребителя.

Первым необходимым условием ликвидации антагонистического противоречия между индивидуальной и общественной деятельностью, между существованием и сущностью человека, является радикальное преобразование общественных отношений, открывающее путь превращения общественного труда в средство самовыражения индивида.

Социалистическое общество, открывающее всем членам общества широкий доступ к образованию, управлению производством и всеми делами общества, создает объективные предпосылки для упразднения дихотомизации индивида, раздвоения его на абстрактную и конкретную личность, освобождает индивида от необходимости принесения общественной деятельности и общественно приобретенных способностей в жертву естественной потребности.

Вывод: в процессе индивидуального развития личности изменяется не только характер потребностей (появляются возвышенные потребности), но изменяется и роль потребностей в структуре личности, изменяется отношение индивида к своим потребностям: из раба потребностей он превращается в господина над ними.

Сформулированный выше принцип изменения направления детерминации в отношении потребность-деятельность может принести плодотворные результаты в педагогической практике и в практике формирования всесторонне развитой личности.

Основные понятия и сущность сервисной деятельности

Сервисная деятельность - это вид деятельности, на­правленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг. Реализация сервиса осуществляется через сферу услуг с ее наиболее развитым компонентом - сферой обслуживания.

В соответствии с российским ГОСТ 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» услуга (service)- это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также соб­ственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребно­сти потребителя.

Исполнитель - предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу потребителю. В качестве производите­лей услуг выступают коллективы, конкретные работники предпри­ятий сервиса, генераторы новых идей и технологий в сервисе, ме­неджеры и предприниматели.

Потребитель - гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд. Потребителями услуг являются покупатели, клиенты, заказ­чики, посетители, пользователи.

Важной особенностью услуги является полезное действие для потребителя, причем это действие может оказывать как живой труд (нематериальная услуга), так и труд, овеществ­ленный в осязаемом продукте. В этом и состоит принципиаль­ное назначение услуг, их общественная функция - непосредственное обслуживание населения, создание комфортных условий жизнедеятельности: в транспорте, в общественных местах, во время отдыха.

Полезный эффект от услуги - это совокупность полез­ных свойств услуги, непосредственно направленных на удов­летворение той или иной потребности человека.

Результатом услуги является восстановление (измене­ние, сохранение) потребительских свойств товара, создание по заказу нового изделия, перемещение, создание условий потребления, обеспечение или поддержание здоровья, ду­ховное или физическое развитие личности, повышение про­фессионального мастерства.

В сервисологии существуют понятия идеальной и реаль­ной услуги.

Идеальная услуга - это абстрактная, теоретическая мо­дель того или иного вида сервисной деятельности. Она вклю­чает правила обслуживания населения, стандарты качества, технологию оказания услуги.

Реальная услуга - это конкретные материальные дей­ствия, направленные на удовлетворение потребностей потре­бителя. Эти услуги индивидуализированы по исполнителям, потребителям, конкретным условиям их оказания.

СХЕМА Сервисные организации оказывают материальные и со­циально-культурные услуги.

Материальные услуги - это услуги, удовлетворяющие материальные потребности людей. В частности, к материальным услугам относятся бытовые услуги (услуги по ремонту и техническому обслуживанию изделий, зданий и сооружений, фотоуслуги, парикмахерские услуги), жилищ­но-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта, сельскохозяйственные услуги и т. д.

Социально-культурные услуги - это услуги, удовлет­воряющие духовные, интеллектуальные потребности людей и поддерживающие их нормальную жизнедеятельность. Со­циально-культурные услуги обеспечивают поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К со­циально-культурным услугам относятся медицинские услу­ги, услуги культуры, туризма и образования.

Результатом материальных услуг является выполненная работа или изделие. Результат социально-культурных услуг (собственно услуг) не имеет материальной формы (результат туристического или экскурсионного обслуживания).

Материальные и социально-культурные услуги являют­ся взаимодополняющими. Часто приобретению товаров сопут­ствует потребление услуг, например, услуг по послепродаж­ному обслуживанию, а потребление услуг сопровождается приобретением сопутствующих товаров. Например, при по­треблении услуг общественного питания потребитель полу­чает товар - продукты питания, место потребления про­дуктов питания, услугу по подаче блюд и напитков, психо­логическую разгрузку.

Сфера обслуживания населения - совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению. Обслуживание - деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги.

Предоставление услуги с точки зрения процессного управления можно подразделить на отдельные эта­пы:

СХЕМА обеспечение необходимыми ресурсами, технологический про­цесс исполнения, контроль, испытание, приемка, процесс обслу­живания.

Сфера услуг является составной частью народнохозяйственного комплекса, она участвует в общей системе экономических отно­шений и подчиняется общим экономическим законам, действую­щим в данном обществе.

Как правило, в экономической литературе к сфере услуг относят: бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта и связи, жилищ­но-коммунальные услуги, услуги системы образования и культуры, туристско-экскурсионные услуги, медицинские и санитарно-оздоровительные услуги, услуги правового характера и другие.

Структура затрат в сфере услуг резко отличается от таковых, например, в промышленности и строительстве. Так, материальные затраты, включая амортизацию, в театрах составляют 13,3%, в цир­ках - 17%, в концертных организациях - 3,5%, в парках - 20,3%, а в промышленности - 82,8%, в строительстве - 64,8%.

Производство или оказание услуг с давних времен составляло существенную часть хозяйственной деятельности человека и его социально-общественной жизни. Именно наличие услуг как соци­ально-общественного института, как формы взаимоотношения людей, как полезной деятельности и, наконец, как акта доброй воли конкретного человека является атрибутом человеческого общества и бытия. Можно утверждать, что именно услуги отражают и вопло­щают в себе уровень развития общества и не только его производи­тельных сил, но и духовного, нравственного состояния.

В настоящий момент под услугой понимается работа (совокуп­ность мероприятий), выполняемая для удовлетворения нужд и по­требностей клиентов, обладающая законченностью и имеющая определенную стоимость.

Отличительными особенностями услуг являются:

1) неосязаемость , то есть их нематериальный характер, другими словами, услуга не может быть предложена клиенту в осязаемой форме до завершения процесса его обслуживания. Хотя для производства услуг, как правило, необходимы материальные ресурсы, оборудование;

2) услуги нельзя хранить , то есть процесс предоставления и по­требления услуг протекает одновременно, и потребители яв­ляются непосредственными участниками этого процесса;

3) оказание услуг - это деятельность , поэтому услуги не могут быть протестированы и оценены прежде, чем покупатель их оплатит;

4) изменчивость по своим качествам, поскольку они во многом зависят от квалификации работника, его индивидуально-личностных черт и настроения.

Основное и принципиальное отличие услуги от товара за­ключается в следующем. Товар есть материализованный и отчуж­денный от производителя результат труда. Процесс доведения то­вара до потребителя осуществляется посредством стандартного на­бора процедур (передача продукта в оптовую и розничную торговлю и последующая его продажа). При производстве же услуг отсутству­ют стадии «хранение» и «продажа» (фактически производство ус­луги совмещено с ее потреблением).

Взаимодействие потребителя и исполнителя услуги про­исходит в процессе обслуживания. Характер взаимодействия зависит от формы предоставления услуги и бывает непосред­ственным (очным) и опосредованным (заочным). При непос­редственном взаимодействии происходит прямой контакт ис­полнителя и потребителя, а при опосредованном - контакт может осуществляться через посредников или вспомогатель­ный персонал исполнителя услуги.

Обслуживание - это деятельность исполнителя услуги, проходящая при непосредственном контакте с потребителем. Процесс обслуживания обеспечивается средствами производ­ства и персоналом сервисного предприятия. Обслуживание включает анализ заказа потребителя, разработку проектов оказания услуг (технических заданий и процесса оказания услуги), поиск компромиссных решений в условиях многова­риантности способов оказания услуг, установление и обеспе­чение необходимого качества услуги, согласование, оформ­ление и доведение услуги до потребителя.

Обслуживание потребителей осуществляется либо в спе­циализированных помещениях сервисного предприятия, либо в любом другом месте, необходимом для выполнения услуги, в соответствии с видом услуги и потребностью заказчика. На ка­чество обслуживания влияют условия обслуживания, которые воздействуют на потребителя в процессе обслуживания.

Таким образом, основой сервисной деятельности явля­ются персонал, выполняющий обслуживание, средства об­служивания и условия обслуживания.

Эффективность работы сервисного предприятия зависит от правильной организационно-управленческой деятельности руководителей. Организационно-управленческая работа вклю­чает:

Планирование сервисной деятельности организации, прогнозирование развития организации при изменении рынка или ассортимента услуг;

Оценку производственных и непроизводственных затрат;

Оптимизацию состава технологического оборудования и технических средств с учетом ассортимента и уровня качества услуг;

Организацию контактной зоны для общения с потребителем услуги;

Подбор сотрудников, обладающих психологическими способностями для работы с потребителями.

Таким образом, сервисная деятельность является слож­ным многогранным процессом, который обеспечивается гра­мотным управлением персоналом и ресурсами предприятия, соблюдением требований стандартов обслуживания, соответ­ствием оказываемых услуг запросам потребителей.

Примечание

Лекция сопровождается выдержками из ГОСТ Р 50646 – 2012 «Услуги населению. Термины и определения»

Домашнее задание:

· Законспектировать из ГОСТ Р 50646 – 2012 основные понятия (раздел 1)

Контрольные вопросы

  1. Разница между услугой и обслуживанием?
  2. Опишите этапы услуги с точки зрения процессного управления
  3. Отличительные особенности услуг

  4. Лекция 2 Сервисная деятельность как форма

удовлетворения потребностей человека

В существующей системе деятельности основополагающей является деятельность, направленная на получение индиви­дом средств существования.

Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека. С внешней стороны деятельность регулируется требованиями производства, технологической дисциплиной, указаниями руководителей и т.д. Внутренними регуляторами деятельности являются психические процессы, состояния, потребности, интересы и т.д.

Потребности определяются как нужда, или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом (внутренний побудитель активности).

Всякая потребность побуждает человека на действия по ее реализации.

Базовые потребности - это всеобщие потребности, присущие всем людям, к базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные и духовные потребности.

Биологические (естественные) потребности - это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования, питания, потребности расширения жизненного пространства, и пр.

Материальные - потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей,

Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности и должна обеспечить каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной деятельности,

Все вместе взятые материальные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.

Социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. Их можно классифицировать по трем критериям:

1) потребности для других - это потребности, выражающие сущность человека: общения, защиты слабого, в альтруизме -потребности жертвовать собой во имя другого.

2) потребности для себя - потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д.

3) потребности вместе с другими - это группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, свободы, мира, и т.п..

Духовные потребности. Духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства.

Ценностно-ориентированные потребности. Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоничном развитии личности.

Сервисные предприятия удовлетворяют потребности на­селения с учетом индивидуальных запросов личности посред­ством предоставления услуг, где услуга выступает как един­ство процесса и результата трудовой деятельности по удов­летворению потребностей.

Круг потребностей определяется функциональными осо­бенностями сферы обслуживания как института сервисной деятельности:

Освобождение человека от домашних дел (бытовых ме­лочей);

Увеличение свободного времени человека и создание необходимых условий для его творческого развития;

Формирование разумных потребностей людей путем вос­питания у них культуры поведения, пропаганды эстетических ценностей, нового и значимого в области моды, бытового дизайна и т. п.;

Цель сервисной деятельности - удовлетворение потребно­стей населения в услугах. Услуга является целенаправленной деятельностью исполнителя услуги, обеспечивающей удовлет­ворение конкретной потребности индивидуального заказчика.

Потребности, удовлетворяемые услугами, подразделя­ются по функциональному назначению на четыре группы:

1) потребности в изготовлении новых изделий;

2) потребности в восстановлении, ремонте, техническом обслуживании изделий;

3) санитарно-гигиенические потребности;

4) социально-культурные потребности.

В зависимости от субъекта, предъявляющего потреб­ность, выделяют потребности индивидуума и коллективные.

Потребности индивидуума бывают личные и общесемейные. К личным потребностям относятся санитарно-гигиеничес­кие потребности, потребности в образовательных услугах, информационно-консультативных услугах и др.

Общесемейные потребности включают потребности в ус­лугах по ремонту и техническому обслуживанию бытовой тех­ники и радиоэлектронной аппаратуры, транспортных средств, мебели, домов и квартир, уборке жилья, услугах банков, услугах охраны и др.

Различаются потребности местного и временно прожи­вающего населения. Такое подразделение потребностей акту­ально для регионов с повышенным притоком временного на­селения - зон отдыха и туризма, крупных центров с разви­той сетью объектов социально-культурного обслуживания, зон с выраженной маятниковой миграцией населения.

Существует следующая классификация потребностей:

По источникам (каналам) удовлетворения:

1) потребности, удовлетворяемые в системе сервисного обслуживания;

2) потребности, удовлетворяемые индивидуальными пред­принимателями;

3) потребности, удовлетворяемые путем самообслуживания.

По частоте возникновения:

1) непрерывно продолжающиеся (постоянные);

2) периодические (появляющиеся через определенные промежутки времени);

3) эпизодические (носящие редкий, разовый характер).

По сезонности возникновения:

1) потребности с сильно выраженной сезонностью;

2) с высокой сезонностью;

3) с умеренной сезонностью;

4) с незначительной сезонностью.

Возникновение потребностей и спрос на услуги подвер­жены сезонным колебаниям. Сильно выраженную сезонность имеют потребности в туристических и экскурсионных услу­гах, санаторно-оздоровительных услугах, сельскохозяйствен­ных услугах. Умеренной сезонностью обладают потребности в услугах фотографии, химчистки, ремонте и техническом обслуживании бытовой техники, ремонте и пошиве одежды. Сезонный характер потребностей в услугах обусловлен при­родно-климатическими факторами.

Похожие публикации