Внешняя политика ссср в 30 годы таблица

Внешняя политика СССР в 30-е годы — такая тема, на которой плюхается очень много ребят, когда отвечают на экзамене, или пишут тест. Причина такого положения вещей в том, что кроме фактов, которых немало, требуется запоминать также и общие тенденции, существовавшие в этот период. В этом посте предлагаю такой некий план по запоминанию этой темы, в котором раскрою некоторые важные моменты, которые стоит запомнить.

Общие тенденции внешней политики СССР в 30-е годы

  • Курс на построение социализма в отдельно взятой стране. Это означало, что теперь СССР исходит не из принципа мировой революции, что он будет поддерживать революционные выступления в странах капитализма, если эти выступления будут просоциалистическими. Теперь СССР выступал как независимое государство, которое развивается по-своему.
  • Эскалация международной напряженности. Эскалация началась буквально с начала 30-х годов, когда милитаристская Япония оккупировала Китай. Многие историки поэтому считают период 20-30-х годов не просто преддверием Второй мировой, а, по сути, рассматривают период с 1914 по 1945 как единый период конфронтации. Затем масло в огонь подлил Гитлер, совершив переход власти в свои руки в 1933 году и выступивший со своими нацистскими лозунгами.
  • Крах Лиги наций как миротворческой организации. События в Китае 1931 года показали, что Лига наций неспособна оказать сколько-нибудь серьезное влияние на возможных агрессоров.
  • Необходимость создания системы коллективной безопасности в Европе против возможного агрессора. Именно эта идея будоражила умы Луи Барту (министра инонстранных дел Франции), короля Румынии Александра и Советское руководство.
  • Нежелание великих держав, в первую очередь Англии и Франции, новой мировой войны, и одновременно они закрывали глаза на действия нацистской Германии в Европе, потворствуя ее амбициям. Такая политика называется: политика умиротворения агрессора. В связи с эти, кстати, крайне рекомендую сборник советской и зарубежной военной карикатуры, который я . Также великие державы закрывали глаза на нарушение Германией условий Версальского мирного договора, по которому, в частности ограничился объем водоизмещения ее военных судов.

Ключевые события внешней политики и ее значение

  • 1930—1931 годы — оккупация Японией Манчжурии. Лига наций расписалась в своей недееспособности, направив письменное обращение японскому руководству с требованием прекратить оккупационные действия. Япония требование проигнорировала.
  • 1933 год — приход к власти в Германии партии НСДАП и ее лидера Адольфа Гитлера. Это событие поменяло расстановку сил на мировой арене — Германия вновь заявила свои территориальные амбиции.
  • 1933 год — установление дипломатических отношений между СССР и США. США стали последней страной, признавшим Советский союз как независимое государство.
  • 1934 год — СССР принят в Лигу наций. Это означало признание СССР мировым сообществом как равноправного партнера во внешней политике.
  • 1935 год — договор между Францией, СССР и Чехословакией о взаимопомощи в случае нападения агрессора.
  • 1936 год — Аншлюс Германией Австрии.
  • 1938 год — раздел Германией Чехословакии.
  • 1938 год — Мюнхенский договор между Францией и Англией, с одной стороны, и Германией, с другой.

В 30-е годы международная обстановка резко обострилась. Образовалось несколько очагов войны. На Дальнем Востоке на путь агрессии встала милитаристская Япония. Она захватила Северо-Восточный Китай и в 1933г. выходит из Лиги Наций. За ней из Лиги Наций выходит и Германия в которой к власти в 1933г. приходит национал-социалистская рабочая партия. Новое руководство Германии встает на путь возрождения военно-промышленного комплекса и своей армии. В январе 1935г. Германия возвращает себе промышленную область Саар, которая находилась под управлением комиссии Лиги Наций. В марте 1935г. она вводит свои войска в Рейнскую демилитаризованную зону и принимает закон о всеобщей воинской повинности. Немного позже Германия добивается согласия от Англии на увеличение своего флота до 35% от британского (а подводного до 45%).

Обострившаяся международная обстановка заставила Советское правительство изменить направленность своей внешней политики. 29 декабря 1933 г. в речи на IV сессии ЦИК СССР нарком иностранных дел М.М. Литвинов изложил новые направления советской внешней политики на ближайшие годы. Суть их заключалась в следующем:

· отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер;

· свободное от иллюзий участие в усилиях по созданию системы коллективной безопасности;

· признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами.

Этот шаг благоприятно отразился на советской внешней политике. В конце 1933 г. Советский Союз признали США, а затем еще полтора десятка государств, которые в течение 25 лет отказывались его признавать. В сентябре 1934 г. СССР был принят (39 голосами против 3 при 7 воздержавшихся) в Лигу Наций и сразу стал постоянным членом ее Совета. В 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи на случай любой агрессии против них в Европе. В результате переговоров между министром иностранных дел Франции Л.Барту и наркомом иностранных дел СССР М.М.Литвиновым был выработан проект Восточного пакта, по которому СССР, Польша, Латвия, Эстония, Литва и Финляндия образуют систему коллективной безопасности. Однако Восточный пакт не был реализован из-за противодействия Англии и Франции.

В середине 30-х годов обстановка в мире еще больше накалилась. В октябре 1935г. Италия развязала войну в Эфиопии (тогда Абиссинии). В 1936г. против республиканского правительства в Испании был организован фашистский мятеж под командованием генерала Франко. Германия и Италия приняли открытое вооруженное участие в этом конфликте на стороне генерала Франко. В конце 1936 г. страны агрессоры оформили протокол, который означал оформление «оси» Рим – Берлин. А 25 ноября 1936 г. Германия заключила с Японией «Соглашение против Коммунистического интернационала», направленное против Советского Союза.

В этих условиях советское руководство постепенно отходит от принципа невмешательства. В Лиге Наций Советский Союз вносит предложение, направленное на принятие срочных мер в целях коллективного отпора агрессии Германии и Италии в Испании. По предложению СССР Лига Наций принимает решение об активной поддержке республиканцев-антифашистов в гражданской войне в Испании. В эту страну прибыли интернациональные бригады из 54 стран. Советский Союз также направил добровольцев в Испанию.

Попытки Советского Союза в условиях нарастания военной угрозы создать систему коллективной безопасности были неудачными. Западные державы стали проводить политику уступок фашистской Германии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее агрессию на восток. Результатом этой политики явилось Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. По этому соглашению к Германии отходила Судетская область Чехословакии. Дошло до того, что в январе 1939г. американский журнал «Тайм» провозгласил Гитлера «человеком 1938 года». В редакционной статье выражалась уверенность, что «человек 1938 г.» «сделает и 1939 год таким, о котором мы еще долго будем вспоминать». А Германия почувствовав свою силу в марте 1939г. оккупировала всю Чехословакию, а затем потребовала уступить ей Мемель (Клайпеду) и Данциг (Гданьск). Литва уступила этому требованию, а Польша не соглашалась. Тогда Гитлер 3 апреля 1939г. утвердил план военной кампании против Польши. Была определена конкретная дата – 1 сентября 1939г.

На Дальнем Востоке все более активизировалась милитаристская Япония. Захватив значительную часть Китая, Япония приблизилась непосредственно к границам Советского Союза. Летом 1938 г. произошел вооруженный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан. Японская группировка была отброшена. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Советский Союз руководствуясь взаимными договоренностями с Монголией оказал ей военную помощь. Части Красной Армии под командованием Г.К.Жукова разгромили японские войска в районе реки Халхин-Гол.

В начале 1939 г. Советский Союз предпринял последнюю попытку создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и СССР. Однако стороны все более не доверяли друг другу. Англия ведет тайные переговоры с Германией, а руководство СССР видит в лице главных поджигателей войны теперь Англию и Францию. В мае лишается своей должности сторонник продолжения переговоров с Англией и Францией М.М.Литвинов, а на его место назначается сторонник переговоров с Германией В.Молотов. Весной 1939 г. начинаются активные советско-германские контакты.

Результаты

20 августа 1939г. Гитлер обратился с личным посланием к Сталину, предложив принять 22 или 23 августа министра иностранных дел Германии Риббентропа для составления и подписания пакта о ненападении. Утром 23 августа Риббентроп прилетел в Москву. И в конце дня был подписан советско-герман-ский договор о ненападении сроком на 10 лет. К нему был приложен секретный протокол о разграничении сфер влияния в Европе между Германией и СССР. В сферу интересов Германии отходила западная часть Польши до линии рек Писса, Нарев, Висла и Сан, а также Литва. Сферой советских интересов признавалась часть Польши восточнее названных рек, Финляндия, Эстония, Латвия и Бессарабия. 25 сентября руководство Советского Союза предложило Германии передать в сферу ее интересов Люблинское и часть Варшавского воеводства – от Вислы до реки Буг, а Литву включить в сферу советских интересов. 27 сентября в Москву вновь прибыл Риббентроп, и 28 сентября был подписан Договор о дружбе и границе между СССР и Германией.

Оценка пакта 23 августа 1939г. и в целом начатого сближения Советского Союза с фашистской Германией всегда была неоднозначной. С одной стороны, защитники пакта доказывают, что подписание пакта не позволило создать против СССР единого антисоветского фронта. Кстати, опасность сговора западных держав с Германией за спиной Советского Союза была в то время реальной. Об этом наглядно свидетельствует Мюнхенский сговор и другие внешнеполитические шаги западных держав. Советский Союз избежал войны на два фронта: на западе против Германии, на востоке – Японии. Был также достигнут выигрыш во времени (оттягивании времени вступления в войну СССР). Некоторые сторонники этого шага считают, что был достигнут выигрыш и в пространстве так как Советский Союз значительно расширил свои западные границы.

Противники заключения пакта с Германией оспаривают приведенные доводы. Они считают, что создание единого антисоветского фронта было маловероятным. Надо было продолжать переговоры с Англией и Францией. Они считают, что в 1939 г. Германия не могла начать войну с Советским Союзом. У Германии и СССР не было сколько-нибудь продолжительных общих границы, на которых можно было развернуть войска и произвести нападение. Кроме этого, считают они, Германия была не готова к большой войне. Война на два фронта СССР не угрожала, так как ко времени подписания пакта Япония потерпела поражение на Халхин-Голе. Что касается выигрыша в пространстве и во времени, то здесь Советский Союз ничего не выиграл. В отличие от Германии СССР не эффективно использовал отсрочку во времени для подготовки к войне.

Аргументы в поддержку подписания пакта Аргументы против подписания пакта
Такие же пакты еще в 1938 г. были заключены с Германией Великобританией и Францией Пакт был подписан накануне нападения Германии на Польшу. Это давало возможность противникам Советского Союза возложить на него вину за развязывание Второй мировой войны.
Подписание пакта отсрочило возможное нападение Германии на СССР. Советский Союз менее эффективно использовал полученную отсрочку для подготовки к предстоящей войне чем Германия.
В обстановке, когда еще не были завершены бои на Халхин-Голе, был нанесен удар по единству действий Германии и Японии. Правящие круги Японии пришли к мнению, что следует воздержаться от дальнейшей эскалации напряженности в районе советского Дальнего Востока. Части Красной Армии уже завершали уничтожение вторгшихся на территорию Монголии японских войск.
Подписание пакта отрицательно сказалось на антифашистском движении во всем мире. Нанесло ему крупнейший морально-психологический удар. Часть международной общественности стала воспринимать Советский Союз как союзника фашистской Германии.

При всех оценках пакта нельзя согласиться с утверждением, что подписав этот пакт Советский Союз взял на себя вину за развязывание Второй мировой войны. Это утверждение неверно уже потому, что военная кампания против Польши была спланирована задолго до подписания пакта. А военные действия Советского Союза на Дальнем Востоке показывали руководству Германии, что СССР не являлся на тот период серьезным противником для германской военной машины. Это, кстати, хорошо продемонстрировала война Советского Союза с Финляндией.

1 сентября 1939 г. Германия начинает войну против Польши. Англия и Франция (союзники Польши) объявили войну Германии. Начавшаяся в Европе война втянула в свою орбиту 61 государство, более 80% населения земли. Однако западные союзники Польши фактически не поддержали ее в борьбе фашистским агрессором надеясь, что руководство Германии продолжит свою восточную политику. В этих условиях руководство Советского Союза пытается отодвинуть свои государственные границы от жизненно важных районов страны. Тем более это позволяли сделать секретные договоренности с Германией. К этим шагам руководства страны отношение порой диаметрально противоположное. Но наиболее часто эти шаги осуждаются и даже приравниваются к агрессивной политике фашистской Германии. Однако следует помнить, что большинство территорий, указанных в секретных протоколах, были насильственно отторгнуты Германией от России во время гражданской войны.

17 сентября 1939 г., после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства, Красная Армия вступила в Западную Украину и Западную Белоруссию. Одновременно с этим Советский Союз подписывает с Литвой, Латвией и Эстонией договора о взаимопомощи, по которым он получил право разместить на территории этих республик войска. В июле 1940 г. в этих республиках были проведены парламентские выборы. Вновь избранные законодательные органы провозгласили советскую власть и обратились к Советскому Союзу с просьбой о принятии их в состав СССР. Разумеется и выборы и провозглашение советской власти проходило под жестким контролем руководства Советского Союза. В середине 1940 г. Советский Союз присоединил Бессарабию и Северную Буковину. Румыния, не поддержанная Германией по этому вопросу, уступила ультимативному требованию СССР.

Сложнее решался вопрос с Финляндией. Руководство Советского Союза предложило Финляндии отодвинуть границу от Ленинграда (граница была на расстоянии 32 километров от города). Правительство Финляндии соглашалось отодвинуть границу только на 10 километров. Переговоры зашли в тупик. И тогда 30 ноября 1939 г. войска Ленинградского военного округа перешли границу Финляндии. Война, рассчитанная советским руководством на 2-3 недели, длилась 105 дней. 12 марта 1940г. был подписан мирный договор с Финляндией. В результате стратегические позиции СССР на северо-западе значительно усилились, граница была отодвинута от Ленинграда. Однако эта война нанесла нашей стране большой политический и моральный ущерб. СССР под предлогом его агрессии против Финляндии был исключен из Лиги Наций. В то же время эта война показала руководству Германии слабость военной машины Советского Союза и дала повод к ускорению подготовки к нападению на СССР.


Ориентация внешнеполитических связей молодого советского государства 1930-х гг.

Изучение особенностей внешней политики СССР в 30- е гг. нельзя рассматривать вне контекста конца 20-х гг. ХХ столетия. В первой половине 20-х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. В 1920 г., после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признав их независимость и самостоятельность. С 1921 г. началось установление торговых отношений РСФСР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Переговорный политический процесс с Англией и Францией зашел в тупик. Используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, советские представители в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили договор с ней. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции.

В 1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете. Германия, таким образом, стала основным торговым и военным партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы. К 1924 году Россию в Европе признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии – Япония, Китай, в Латинской Америке – Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года. Всего за 1921–1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. При этом советско-британские и советско-французские отношения носили нестабильный характер. В 1927 г. произошел разрыв дипломатических отношений с Англией. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. – с Японией.

России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. В конце 1920-х гг. с преимущественного развития советско-германских отношений усилия советской дипломатии были направлены на расширение контактов с другими странами. В 1929 г. восстановлены дипломатические отношения с Англией. 1933 г. стал годом признания СССР Соединенными Штатами Америки, в 1933–1935 г. – Чехословакией, Испанской республикой, Румынией и др. Обострились и отношения с Китаем, где вспыхнул вооруженный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 г. Таким образом, на этом этапе приоритет во внешней политике оказался отдан «Коминтерновскому» направлению.

Основные «друзья» и «враги» СССР в 30-е гг. ХХ века

Остановимся на тех причинах, которые влияли на внешнюю политику в 30-е гг. Во-первых, на нее влияло то, что СССР начал превращаться в тоталитарное государство, в котором закладывались основы командно-административной системы. Чтобы обосновать неизбежность чрезвычайных мер внутри страны, сталинское руководство начинает нагнетать «военную тревогу» у советских людей, постоянно говорит о военной опасности для СССР. В 1930-е гг. во внешнеполитической деятельности сталинского руководства политические приоритеты окончательно восторжествовали над экономическими. Во-вторых, мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 г., не только пробудил надежды на мировую революцию, но и привел к усилению фашизма, а также к приходу его к власти в ряде стран. Это обстоятельство серьезно изменило расстановку сил на международной арене, привело к возникновению очагов напряженности в Европе и Азии, и сделало борьбу за создание системы коллективной безопасности особенно актуальной. Советская дипломатия должна была сделать все возможное, чтобы избежать вовлечения СССР в военный конфликт и обезопасить его границы. Она по-прежнему стремилась не допустить сближения империалистических государств на антисоветской основе и в случае благоприятных условий увеличить территории, прежде всего за счет пограничных государств. В-третьих, со второй половины 1930-х гг. можно говорить об изменении политики Коминтерна. Если в первой половине этого десятилетия деятели III Интернационала всеми силами стремились разжечь пожар мировой революции, то после VII конгресса Коминтерна (июль – август 1935 г.) они, поняв реальную угрозу фашизма, сосредоточились на создании антифашистских фронтов внутри каждой из стран.

До начала 30-х гг. основным политическим и экономическим партнером СССР в Европе оставалась Германия. Именно туда шел основной поток советского экспорта, и из нее поставлялось оборудование для советской промышленности. Немецкий экспорт СССР стимулировал восстановление германской тяжелой промышленности. В 1931 г. Берлин предоставил СССР долгосрочный кредит в 300 млн. марок для финансирования импорта из Германии. Доля Германии в импорте Советского Союза выросла с 23,7% в 1930 г. до 46,5% в 1932 г. В 1931–1932 гг. СССР занимал первое место в германском экспорте машин (в 1932 г. 43% всех экспортированных немецких машин были проданы в СССР).

С появлением в Германии нового рейхсканцлера А. Гитлера, провозгласившего во внутренней и внешней политике курс бескомпромиссного антикоммунизма, политика сотрудничества между СССР и Германией оказалась законченной. Советской стороне в короткий срок предстояло выработать иную, нежели раньше, стратегию советско-германских отношений. Необходимо было определить линию поведения Коминтерна и всего советского народа в отношении нацистского правительства. Соотношение прагматических (дипломатических) и идеологических (коммунистических) доминант не позволяло, с одной стороны, открыто на официальном уровне признать новый режим власти враждебным СССР, с другой – сразу отказаться от формулы социал-фашизма, признав тем самым ошибочной стратегию Коминтерна в борьбе «за голоса и души немецких рабочих». Необходимо было время для подготовки к изменению стратегии и тактики советской дипломатии. Подготовка в обеспечении нового курса путем создания благоприятного для этого информационного пространства была возложена советским руководством на коммунистическую прессу. Не остался в стороне НКИД. Нарком иностранных дел М. М. Литвинов лично требовал от Политбюро, чтобы все ноты протеста советской стороны германскому правительству были опубликованы в «Правде» и в «Известиях». Это во многом объясняет каждодневный интерес центральной советской прессы к событиям, происходившим в Германии в рассматриваемый период.

В 1930–1931 гг. резко обостряются советско-французские отношения. Французское правительство обвинило СССР во вмешательстве во внутренние дела страны и финансировании подрывной коммунистической деятельности. Утверждалось, что Москва использует официальные представительства для передачи средств и инструкций коммунистам. Парижские власти арестовали в 1930 г. имущество советского торгпредства, а правительство ввело ограничения на импорт советских товаров. В конце 1931 г. отношения начинают улучшаться. Это было вызвано прежде всего тем, что СССР резко сократил материальную помощь ФКП, а также ухудшением международной обстановки в Европе. Проявлением улучшения советско-французских отношений было заключение в ноябре 1932 г. договора о ненападении.

Так как Германия стала рассматриваться как потенциальный враг СССР, особенно важно было, что в 1933 г. были установлены дипломатические отношения с США. СССР пытался создать в Европе систему коллективной безопасности. Он был принят в Лигу Наций, заключил военно-политические соглашения с Францией и Чехословакией. Советское правительство выражало готовность заключить более серьезные соглашения с Англией и Францией по обузданию агрессора. СССР понимал надвигающуюся на мир угрозу войны и свою неготовность к ней. Поэтому в искренности его усилий не стоит сомневаться. Однако западные страны попустительствовали Германии в ремилитаризации Рейнской области, ее участии в гражданской войне в Испании, которая закончилась победой фашизма, в аншлюсе Австрии и оккупации Чехословакии. В конце 30-х гг. СССР вынужден был обратить серьезное внимание на ситуацию, которая складывалась вблизи его рубежей. Для него возникла реальная угроза войны на два фронта. В мире складывался блок агрессивных государств, заключивших между собой Антикоминтерновский пакт. С ведущими государствами этого пакта Германией и Италией Англия и Франция подписали Мюнхенское соглашение. СССР продолжал вести переговоры с западными демократиями о заключении военного соглашения, однако в августе 1939 г. стало понятно, что оно не будет достигнуто.

Особенно заметно это проявилось в различии позиций по вопросу об отношении к разразившейся в 1936 г. гражданской войне в Испании. Во второй половине 1930-х гг. развернулись драматические события в Испании. После победы на выборах Народного фронта в феврале 1936 г. правые силы во главе с генералом Франко подняли мятеж. Фашистские государства (Германия, Италия) активно помогали мятежникам. Вначале Советский Союз согласился с этой политикой и пытался прекратить вмешательство Италии и Германии в этой конфликт, но, убедившись в неэффективности этой деятельности, он стал оказывать значительную экономическую, политическую военную помощь республиканцам, включая посылку регулярных войск под видом добровольцев. Кроме советских добровольцев на стороне республиканского правительства сражались интернациональные бригады, сформированные Коминтерном из антифашистов 54 стран. Однако силы все же были неравными. После вывода интернациональных частей из Испании республиканское правительство пало.

Фактически, несмотря на, казалось бы, внутреннем характере испанского конфликта, здесь состоялось первое столкновение между СССР и фашистской Германией (первый оказывал помощь республиканцам, вторая, вместе с Италией, – мятежному генералу Франко). Остальные члены Лиги Наций отказались вмешиваться во «внутренний конфликт», чем не могли не вызвать сомнений в их готовности участвовать в каких-либо мерах по сдерживанию агрессии у Советского Союза. Если к этому добавить поражение республиканцев в испанском конфликте, то станут понятными причины начала пересмотра позиции СССР по вопросу о выборе стороны в разгорающемся мировом конфликте.

Возникала реальная угроза нарушения равновесия сил в Европе и мировой войны. Европейская дипломатия не противилась этому. Она проводила политику умиротворения агрессора, т.е. старалась путем уступок Германии превратить ее в надежного партнера в международных делах, также стремилась использовать Германию в качестве противовеса внешнеполитическому курсу СССР, надеясь, что хищнические устремления Германии будут обращены на Восток. Кульминацией политики умиротворения стало соглашение в Мюнхене (сентябрь 1938 г.), в котором участвовали главы правительств Германии, Италии, Англии и Франции. Наиболее существенным результатом этой встречи было решение о присоединении Судетов – промышленно развитой области Чехословакии – к Германии. Это была максимально возможная уступка со стороны Англии и Франции Германии, но она лишь разожгла аппетиты Гитлера. После Мюнхена начинается охлаждение отношений Англии и Франции с Германией, и делаются попытки наладить сотрудничество с СССР.

Важные события происходили на Дальнем Востоке. В июле 1937 г. Япония начала крупномасштабную агрессию против Китая. В результате боевых действий в течение двух лет японская армия захватила основные промышленные и сельскохозяйственные районы Китая. В августе 1937 г. СССР и Китай заключили договор о ненападении, после чего Советский Союз предпринял массированные военные поставки Китаю. В боях на стороне китайской армии участвовали советские инструкторы и добровольцы – летчики. Вплоть до 1939 г. СССР оказывал активную поддержку Китаю, однако после заключения советско-немецкого пакта о ненападении от 23 августа 1939 г. помощь резко сократилась, а после заключения советско-японского договора от 13 апреля 1941 г. прекратилась практически полностью.

В 1938 г. на советско-маньчжурской границе в районе озера Хасан (командующий советскими войсками В. К. Блюхер) и в 1939 г. на маньчжуро-монгольской границе в районе реки Халхин-Гол (командующий советскими войсками Г. К. Жуков) произошли вооруженные столкновения между частями Красной Армии и японской Квантунской армии. Причинами этих столкновений был рост напряженности между двумя странами и стремление каждой из сторон укрепить и улучшить свою пограничную линию. Однако ни одной из сторон не удалось добиться существенного преимущества, хотя Красная Армия в обоих случаях несколько улучшила свое положение на границе.

Рост агрессии Германии в Европе весной 1939 г. все же заставил Англию и Францию пойти на переговоры с СССР. В апреле 1939 г. эксперты трех стран впервые стали рассматривать проекты договора о взаимопомощи в связи с планируемой германской агрессией.

Позиции участников переговоров были очень далеки друг от друга, так как каждая из сторон стремилась получить односторонние преимущества (западные страны – заставить СССР выставить значительно больше вооруженных сил в случае военных действий, а Советский Союз – увеличить свое политическое влияние в Польше, Румынии и Прибалтике). Кроме того, ни один из партнеров не хотел брать на себя однозначное обязательство вступить в войну в случае начала боевых действий против одного из возможных союзников. Чувствовалось, что собеседники ведут «переговоры ради переговоров». Отчасти объяснение этой позиции было найдено после окончания второй мировой войны, когда стало известно, что одновременно с этими переговорами правительства Англии и Франции пытались наладить контакты с Германией и заключить договор с нею. Что касается советской стороны, то и здесь с мая 1939 г. изменились приоритеты: 3 мая в отставку был отправлен сторонник коалиции с демократическими странами М. М. Литвинов. Его место занял В. М. Молотов, считавший необходимым союз с Германией.



В 30-е годы ХХ века политическая ситуация в Европе изменилась. В 1929 году страны Запада стали переживать мировой экономический кризис, что вынудило их пойти на контакт с молодым СССР.

Внешняя политика СССР в 30 годы

Международное положение Советского союза в конце 20-х годов оставалось весьма плачевным. Страна не являлась участником Лиги Наций и не имела союзников среди ведущих мировых держав.

Рассмотрим основные направления внешней политики СССР 1920-1930, собрав всю необходимую информацию в таблице «Внешняя политика СССР в 30 годы».

В 20-е годы Советская власть отказалась от идеи разжечь пожар мировой революции и переходила к построению коммунизма в отдельно взятой стране. Находясь в конфронтационных отношениях с большинством государств мира, Советский Союз в начале 30-х годов налаживать контакты с государствами, которые нуждались в союзниках. Такой же отверженной мировым сообществом была проигравшая мировую войну Германия и находящийся под гнетом оккупантов Китай.

Рис. 1. Карта СССР в 20-30 годы.

в 20-30 годы внешняя политика СССР проходила параллельно с тотальными чистками внутри страны и охотой за врагами Советской власти за рубежом. Так, многих белых генералов похищали или убивали. Даже на П. Н. Врангеля были совершены покушения. Л. Д. Троцкого, главного врага И. В. Сталина, убили на другом конце мира - в Мексике. Только после смерти Вождя в политике СССР наступает либерализация.

Рис. 2. Портрет Иосифа Сталина.

Вторая Мировая война

В 1933 году наступает важное событие в мировой истории - к власти в Германии приходит А. Гитлер.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Рис. 3. Портрет Адольфа Гитлера.

Это был шанс Советского Союза на налаживание отношений с бывшими союзниками Российской империи. В этом же году советское правительство разработало план борьбы за коллективную безопасность, который включал в себя заключение соглашений с сопредельными странами о взаимной защите от Германской агрессии. Это привело к заключению между Польшей, СССР, Прибалтийскими странами и Финляндией Восточного пакта.

Этот шаг помог СССР вступить в 1934 году в Лигу Наций. В 1935 году Германия ввела войска в демилитаризованную Рейнскую область, а в 1936 заключила с Японией договор, направленный против СССР. Все это время Сталин вел переговоры с Францией и Англией, пытаясь обезопасить себя от угрозы германского вторжения, но переговоры зашли в тупик, а в 1939 году началась Вторая Мировая война…

Фашистской Германии нужны были ресурсы для ведения войны в Европе, а единственной страной, которая была готова предоставить нужные объемы и поставки, оставался СССР. Поступившись основными принципами дипломатии, СССР перешел к политике двойственности. В чем состояла двойственность? В том, что Советский Союз резко отвернулся от стран, с которыми пытался налаживать отношения и обратился за помощью к их и потенциально своему врагу ради налаживания экономики и выживания в окружении капиталистических стран.

На Дальнем Востоке Япония захватила большую часть Китая, попыталась захватить Монголию. Советскими войсками в ходе боев у озера Хасан (1938) и реки Халхин-гол (1939) японское вторжение на северо-запад было остановлено.

Осознавая всю опасность, исходящую от Германии, Сталин понимал, что Красная Армия не способна пока ответить на агрессию. Отодвинув сроки начала войны и выиграв время на подготовку, он заключил с Гитлером 23 августа 1939 года Пакт Молотова-Риббентропа, согласно которому стороны обязывались не нападать друг на друга в течении 10 лет. Договор включал в себя и секретную статью о разграничении сфер влияния в Европе. Германия отдавала Советскому Союзу Прибалтику, Финляндию и Бессарабию.

Начав войну с Финляндией в 1939 году, СССР был исключен из Лиги Наций, окончательно порвав с Англией и Францией.

Подводя итоги, давая характеристику политике СССР, сложно сказать, насколько продуманной она была. Сталин искал союзников и строил экономику, проводя индустриализацию и коллективизацию, поэтому ему нужны были хотя бы какие-то страны, чтобы выйти из дипломатической изоляции.

Что мы узнали?

Говоря кратко о внешней политики СССР в 30 годы, следует отметить, что она следовала принципам двойственности и поиска союзников. СССР цеплялся за каждый шанс и был готов метаться от одних союзников к другим ради минутной выгоды.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 309.

Курс на индустриализацию был провозглашен на XIV съезде партии в декабре 1925 г., была поставлена задача превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. Для осуществления этой задачи было предложено несколько программ (таблица 9).

Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства во всех основных отраслях экономики. Промышленность начинает играть ведущую роль в экономике, в создании национального богатства; большинство трудоспособного населения оказывается занятым в индустриальном секторе экономики. С индустриализацией тесно связана урбанизация - рост и развитие городов как крупных промышленных центров.

Цели индустриализации в СССР:

Ликвидация технико-экономической отсталости;

Достижение экономической независимости;

Подведение технической базы под сельское хозяйство;

Создание нового военно-промышленного комплекса.

Бухарин и его сторонники (так называемый «правый уклон») считали, что индустриализация должна быть «научно спланирована», что проводить её нужно с «учётом инвестиционных возможностей страны и в тех пределах, в которых она позволит крестьянам свободно запасаться продуктами»*.

Таблица 9

Программы индустриализации И. В. Сталина и Н. И. Бухарина

Пункты программы И. В. Сталин Н. И. Бухарин
Оценка причин и сущности кризиса Кризис носит структурный характер: отсутствие прогресса в деле индустриализации порождает товарный голод, мелкое крестьянское хозяйство неспособно обеспечить нужды промышленности. Главный виновник- «кулак-саботажник» Главная причина кризиса - ошибки в выборе и реализации экономического курса: ущербность планирования, ошибки в политике ценообразования («ножницы цен», дефицит промышленных товаров, неэффективность помощи кооперации и т.п.). Главный виновник - политическое руководство страны
Пути преодоления кризиса Принятие чрезвычайных мер форсирования индустриализации; массовая коллективизация; перекачивание экономических ресурсов из деревни в город; ликвидация кулачества как «последнего эксплуататорского класса»; создание социальной базы советской власти в деревне, обеспечение контроля за крестьянством Включение экономических рычагов: открытие рынков; повышение закупочных цен на хлеб (при необходимости покупка хлеба за границей); развитие кооперативного движения; увеличение выпуска товаров народного потребления; достижение сбалансированности цен на зерно и технические культуры; создание колхозов только в том случае, когда они оказывались более жизнеспособными, чем индивидуальные хозяйства


Эта точка зрения была осуждена сначала в ноябре 1928 г. на пленуме ЦК, а затем в апреле 1929 г., когда на XVI партконференции победила линия Сталина и его сторонников. Они выступали за ускоренную (форсированную) индустриализацию с преимущественным развитием производства, средств производства (тяжелой промышленности). Главным источником накопления должны были стать средства, перекачиваемые из сельского хозяйства, чему должна была способствовать политика коллективизации. Мнения известных экономистов (Н. Д. Кондратьева, В. Г. Громана, В. А. Базарова, Г. Я. Сокольникова и др.), которые аргументировано критиковали слишком завышенные темпы индустриального развития, предусмотренные первым пятилетним планом, учтены не были (таблица 9).

Первый пятилетний план был одобрен XVI партийной конференцией в апреле 1929 г. и окончательно утвержден V съездом Советов в мае 1929 г. Несмотря на то, что задания пятилетки были достаточно высокими, в начале 1930 г. они были пересмотрены в сторону еще большего повышения. Был выдвинут лозунг: «Пятилетку в четыре года!».

За это время стране предстояло превратиться из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную.

Источником средств для этого индустриального скачка стали:

Доходы от сельского хозяйства;

Доходы от легкой промышленности;

Доходы от монополий внешней торговли зерном, нефтепродуктами, золотом, лесом, пушниной;

Займы у населения;

Повышенное налогообложение нэпманов.

В начале 1933 г. было объявлено, что пятилетка выполнена за 4 года и 3 месяца.

Несмотря на невыполнение плановых показателей (они и так были нереально высокими), достижения пятилетки были впечатляющими.

Было построено 1500 промышленных предприятий, среди них такие гиганты, как Сталинградский тракторный, Россельмаш, Харьковский тракторный, Магнитогорский металлургический, Туркисб (железная дорога), Днепрогэс и др. Появилось около 100 новых городов: Комсомольск-на-Амуре, Игарка, Караганда и т.д. Создавались новые отрасли промышленности: авиационная, химическая, автомобилестроительная. Рост производства оборудования, полуфабрикатов тяжелой промышленности, добыча сырья, производства электроэнергии был очень значительным. В 1932 г. СССР вышел на второе место в мире по добыче нефти, выплавке чугуна и темпам роста машиностроения. Но производству товаров народного потребления и легкой промышленности не уделялось должного внимания (план был выполнен на 70%). Индустриализация производилась экстенсивными методами и с огромными издержками. Она сопровождалась высокой инфляцией (увеличение денежной массы на 180% за 5 лет, рост цен на промышленные товары на 250-300%, снижение покупательной способности рабочих на 40%). С 1929 по 1935 гг. в стране действовала карточная система.

Курс на индустриализацию был продолжен во второй (1933-1937 гг.) и третьей (1937-1941 гг.) пятилетках. Заданные показатели второго пятилетнего плана были также очень высокими, хотя в большей степени приближены к реальности, чем у первого. В некоторых отраслях были достигнуты очень высокие результаты, например в металлургии (в 1937 г. 15,7 млн. т. стали против 5,9 млн. т. в 1932г.), в электроэнергии (36 млрд. кВт. ч по сравнению с 14 млрд. кВт. ч в 1933г.), были освоены передовые технологии в производстве специальных сплавов, синтетического каучука, развивались современные отрасли машиностроения, был построен московский метрополитен (пуск состоялся в 1935 г.). За годы второй пятилетки было построено 4500 крупных предприятий (часть недостроенных в первой пятилетке), из них такие знаменитые, как Уралмаш в Свердловске, Новотульский, Новолипецкий, Криворожский металлургические заводы, Беломоро-Балтийский и Московско-Волжский каналы.

Высоких результатов индустриального строительства удалось добиться во многом благодаря трудовому энтузиазму масс - это одна из особенностей индустриализации в СССР. В стране развернулось движение за ударный (высокопроизводительный) труд; первый съезд ударников состоялся в 1929 г. В годы первой пятилетки возникло изотовское движение (Никита Изотов - забойщик шахты Донбасса); в годы второй - стахановское движение (забойщик Алексей Стаханов). Производительность труда на основе стахановского метода возросла почти на 80%. Примеру Стаханова последовали: Бусыгин - рабочий Горьковского автозавода, Сметанин - обувщик фабрики «Скороход», ткачихи Виноградовы и др.

Экономическое развитие в годы второй и третьей пятилеток шло по тем же направлениям, с теми же приоритетами, что и в первой пятилетке; огромный объём капиталовложений направлялся в отрасли тяжёлой промышленности (производство средств производства) - добывающую промышленность, машиностроение, производство электроэнергии. Производство товаров народного потребления отодвигалось на второй план в ущерб уровню жизни населения.

В результате индустриализации СССР вышел на второе место в мире по общему объёму промышленной продукции, однако, именно в 30-е гг. окончательно сформировались такие характерные черты советской модели экономического развития, как преимущественное развитие отраслей группы «А», командно-административная система управления экономикой. Индустриализация была проведена с огромным напряжением сил всего народа (табл. 10).

Таблица 10

Экономические и социальные последствия индустриализации

Положительные Отрицательные
Достижение экономической независимости Превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу Укрепление обороноспособности страны, создание мощного военно-строительного комплекса Подведение технической базы под сельское хозяйство Развитие новых отраслей промышленности, строительство новых заводов и фабрик Ликвидация безработицы Создание автаркической экономики Создание возможностей для военно-политической экспансии сталинского руководства Замедление развития производства предметов потребления Оформление политики сплошной коллективизации Стимулирование экстенсивного развития экономики Низкий уровень жизни трудящихся

Важнейшей составной частью политики Коммунистической партии по социалистическому преобразованию общества стала коллективизация.

Коллективизация - процесс объединения мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные социалистические хозяйства (колхозы).

Курс на коллективизацию был взят на XV съезде партии в 1929 г. К концу 1937 г. колхозниками стали 93 % крестьян.

Цели и задачи коллективизации

Политика коллективизации позволила государству, во-первых, осуществить марксистскую идею о преобразовании мелких крестьянских хозяйств в крупные социалистические сельскохозяйственные предприятия, во-вторых, обеспечить рост товарного производства в сельском хозяйстве и, в-третьих, взять под свой контроль запасы зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Деревня, её материальные и человеческие ресурсы, должны были стать важнейшим из источников для индустриализации.

Для того, чтобы сделать деревню резервом для создания индустриальной экономики, не требовалось даже общего роста сельскохозяйственного производства. Требовалось достичь (с помощью политики коллективизации) следующих целей:

Уменьшить число занятых в сельском хозяйстве ("перекачка" рабочих рук из деревни в промышленность) путем переконструирования сельскохозяйственного производства и повышения производительности труда.

Поддерживать производство продовольствия на необходимом уровне при меньшем числе занятых в сельском хозяйстве.

Обеспечивать снабжение промышленности незаменимым техническим сырьём.

Ход коллективизации

Ещё в 20-е годы лидеры советского государства поставили задачу перевода крестьянского хозяйства на путь «социалистического земледелия». Происходить это должно было путем создания:

а) совхозов - государственных хозяйств, субсидируемых из казны;

б) колхозов - определились 3 формы коллективных хозяйств: артели, ТОЗы, то есть товарищества по обработке земли, и коммуны, из которых последние были самыми непопулярными.

Хлебозаготовительный кризис зимы 1927-1928 гг. подтолкнул партийное руководство к проведению форсированной коллективизации.

В 1928 г. был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустройства». Колхозам предоставлялись льготы по получению в использование земли, в области кредита, налогообложения, снабжения сельхозтехникой. Проводить коллективизацию предполагалось постепенно, но с лета - осени 1929 г. берется курс на форсирование темпов коллективизации, ликвидацию разнообразия форм кооперации. Известные экономисты- аграрники, работавшие в то время, такие как А. В. Чаянов, Н. Д. Кондратьев и другие, доказывали необходимость соединения индивидуально-семейной и коллективной форм сельскохозяйственного производства, сохранения многообразия форм кооперации, но к их мнению в 30-е годы не прислушивались.

В 1929-1930 гг. с ведущих постов были сняты Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. И. Томский (председатель ВЦСПС), Н. А. Угланов (председатель МГК ВКП(б)), которые отстаивали принципы нэпа в сельском хозяйстве, требовали возвращения к экономическим методам развития, были против насильственной коллективизации.

1929 г. был объявлен «годом великого перелома». Сталин в статье с одноименным названием (ноябрь 1929 г.) объявил о переходе к массовой коллективизации и определил её сроки - три года. После заявления о совершившемся «коренном переломе» давление на крестьян с целью их принуждения к вступлению в колхозы резко усилилось. К организации колхозов были привлечены городские активисты партии (так называемые «двадцатипятитысячники»), плохо знакомые с традициями, психологией крестьянства, условиями сельскохозяйственного производства.

1 января 1930г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». В соответствии с графиком коллективизации Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье подлежали «сплошной коллективизации» уже к осени 1930 г., самое позднее к весне 1931 г., а другие зерновые районы на год позже. К концу первой пятилетки планировалось завершить коллективизацию в стране в целом.

В январе-феврале 1930 г. был обозначен и главный враг коллективизации - кулак (владелец крупного крестьянского хозяйства). Раскулачивание становится основным средством ускорения коллективизации. Был принят ряд партийно-государственных документов, в которых определялся порядок раскулачивания и судьба раскулаченных. Например, постановление ЦК ВКП (б) от 30 января 1939 г. «О ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Печать призывала к решительным действиям против кулаков. Чётких критериев, кого считать кулаком, не было. Тем не менее призыв сверху прозвучал, и он был не только услышан, но и активно поддержан деревенскими низами. Нередко кампания по «ликвидации кулачества как класса» превращалось в сведение личных счетов, разграбление имущества крестьян, объявленных кулаками. В их числе оказывались не желающие вступать в колхоз середняки, а иногда даже бедняки. Раскулачивание носило характер не экспроприации основных средств производства, а конфискации всего имущества, вплоть до предметов быта. В отдельных районах число раскулаченных достигло 15-20%.

Такая политика вызывала крестьянские волнения (за 3 месяца 1930 г. - около 2 тыс. выступлений). Нависла угроза полного развала сельскохозяйственного производства.

В марте 1930 г. партийное руководство вынуждено было пойти на временные уступки. Вся ответственность за произвол в деле коллективизации была возложена на местные органы власти (постановление ЦК ВКП (б) «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении» от 14 марта 1930 г.). Местные руководители снимались с работы, их отдавали под суд. Начался массовый выход из колхозов: с марта по июнь 1930 г. процент коллективизированных крестьянских хозяйств сократился с 58 до 24.

Но с осени 1930 г. начался второй «подъём» колхозного движения.

В 1931 г. было раскулачено и выслано больше семей, чем в 1930 г. (например, из пределов Центрального черноземного района в 1931 г. было выслано около 86 тыс. человек против 42 тыс. человек в 1930 г.). Существовал план целенаправленного использования репрессированных как дешевой рабочей силы на строительстве конкретных промышленных объектов и в системе ГУЛАГа. Раскулаченные семьи направлялись в отдалённые районы Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Якутии, Казахстана. Основная масса (до 80%) переселенцев трудилась в промышленности, на новостройках. Около 20% переселенцев осваивали новые земли, занимались сельским хозяйством, трудились в неуставных артелях, которые в 1938 г. были преобразованы в колхозы. По разным оценкам в 1928-1931 гг. всего из постоянных мест проживания было выслано от 250 тыс. до 1 млн. семей.

К 1 июля 1931г. было охвачено коллективизацией 57,5% крестьянских хозяйств. Но с 1931 г. начинаются очередные трудности хлебозаготовок, назревает конфликт между крестьянами, стремящимися сохранить часть урожая, и местными властями, обязанными выполнить план хлебозаготовок. Хлебозаготовки 1931 и 1932 гг. проходят очень жёстко: мобилизованы еще 50 тыс. новых уполномоченных в помощь местному аппарату, насильственно изымается от одной трети до 80% урожая.

7 августа 1932 г. был издан закон, позволявший приговаривать к высшим срокам заключения (на 10 лет) за ущерб, наносимый колхозу (так называемый в народе «закон о пяти колосках»).

В 1932-1933 гг. в зерновых районах Украины, Северного Кавказа, Казахстана, Средней и Нижней Волги, только что переживших коллективизацию и раскулачивание, наступил голод, от которого погибло по разным оценкам 4-5 млн. человек.

Во время голода процесс коллективизации приостановился, но в 1934 г. вновь возобновился. Складывается административно-командная система управления колхозами. Был создан единый Комитет по хлебозаготовкам, подчиняющийся непосредственно СНК, создавались политотделы на местах, был определён обязательный налог (куда вошли хлебозаготовки), взимаемый государством и не подлежащий пересмотру местными властями. Кроме этого, государство полностью брало на себя контроль над размерами посевных площадей и урожая в колхозах.

На II съезде колхозников (февраль 1935 г.) Сталин с гордостью заявил, что 98% всех обрабатываемых земель в стране уже являются социалистической собственностью.

Итоги коллективизации

В результате коллективизации урожайность зерновых снизилась. Возросла производительность труда в сельском хозяйстве, но это в основном произошло за счет внедрения новой техники на селе. На 40 % сократилась продукция животноводства. Сельское население из-за раскулачивания, переселения в города и голод сократилось на 15-20 млн. человек. Колхозная система, бывшая частью жёсткого административно-хозяйственного механизма, позволяла забирать из деревни до 40% производимой продукции (против 15% до колхозной эпохи). За счёт этого искусственно была поднята товарность сельского хозяйства. Права человека ущемлялись в деревне гораздо сильнее, чем в городе: так, в стране в 1932 г. были введены паспорта, но колхозники не получили их до 1961 г., они числились в списках сельсовета и не могли свободно передвигаться по стране. Крестьянство, в массе своей, было обречено на недоедание и недопотребление вообще (табл.11).

Таблица 11

Экономические и социальные последствия коллективизации

Главный итог экономического развития СССР в 20-30 гг.

заключается в форсированном переходе от аграрного общества к индустриальному. За годы модернизации было преодолено качественное, стадиональное отставание промышленности страны: СССР занял своё место в группе ведущих стран, способных производить любой вид промышленной продукции, доступной человечеству на тот момент времени.

В сельском хозяйстве результаты оставляли желать лучшего: годовое производство зерна в 1931-1939 гг. не превышало (за исключением 1937 г.) 70 млн.т., в то время как средний урожай 1909-1913 гг. составлял 72,5 млн.т, но при этом производство технических культур возросло на 30-40% по сравнению с последними годами нэпа.

Впечатляющий скачок в развитии тяжелой промышленности был достигнут ценой отставания других областей экономики (лёгкая промышленность и аграрный сектор). В стране утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель:

Сверхцентрализация экономической жизни;

Полное подчинение производителя государству;

Все более широкое применение мер внешнеэкономического принуждения;

Предельное ограничение сферы деятельности рыночных механизмов.

Политика культурной революции

Важнейшая идеологическая задача партийно-государственного руководства CCCР заключалась в формировании человека коммунистического будущего. Новые идеи общественных и технических преобразований могли воплотить в жизнь люди не просто грамотные, но в достаточной степени образованные и воспитанные в духе коммунистической идеологии. Поэтому развитие культуры в 1920-1930 гг. определялось задачами культурной революции, которая предусамтривала создание социалистической системы народного образования и просвещения, перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции, преодоление влияние старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии, создание социалистической культуры, перестройка быта.

Политическая система сталинизма

В 30-е гг. в СССР окончательно оформилась политическая система управления советским обществом (тоталитаризм), которая была тесно связана и во многом определялась характером сложившейся к этому времени экономической модели. Понятие «тоталитарная система» включает в себя следующие элементы:

Установление однопартийной системы;

Сращивание партийного и государственного аппарата управления;

Ликвидация системы разделения властей;

Отсутствие гражданских свобод;

Система массовых общественных организаций (контроль над обществом);

Культ вождя;

Массовые репрессии.

Ядром советской тоталитарной политической системы являлась ВКП (б).

Деятельность партии в 30-е гг. характеризуют следующие черты:

Отсутствие какой-то бы ни было организованной оппозиции, внутреннее единство. К концу 30-х гг. ушли в прошлое такие атрибуты внутрипартийной жизни, как дискуссии, диспуты, партия утратила остатки демократизма. Этому в немалой степени способствовал тот факт, что партия стала массовой.

Процесс преобразования Коммунистической партии в государственную, начавшийся ещё в годы Гражданской войны, в 30-е гг. практически завершился. Большое значение здесь имели решения XVII съезда ВКП (б) (1934 г.). Резолюции съезда позволили партии непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением. В партийных комитетах на местах создавались отделы по промышленности, сельскому хозяйству, науке, образованию, культуре и т.п., которые были как бы параллельны аналогичным отделам в исполкомах Советов. Однако роль партийных комитетов была не дублирующей, а решающей. И приводила к подмене власти советских и хозяйственных органов партийными. Назначением и смещением государственных деятелей ведали не государственные, а партийные инстанции. Происходит врастание партии в экономику и государственную сферу.

Власть внутри партии сосредотачивается в Политбюро, механизм принятия решения оказывается в руках очень узкого круга лиц. Из всех пунктов демократического централизма, который декларировался как основа партийной жизни, неукоснительно и строго выполняются лишь два:

Подчинение меньшинства большинству;

Безусловная обязательность принимаемых решений для всех коммунистов.

Важнейшей чертой политической системы, сложившейся в 30-е гг. был тотальный охват населения массовыми организациями, которые ещё с начала 20-х гг. стали "приводными ремнями" партии к массам. По своей структуре и задачам они становились как бы продолжением партии, лишь приспосабливая официальную идеологию и политику к особенностям возраста, специфике деятельности различных слоёв населения.

Почти все трудоспособное население страны состояло в профессиональных союзах, которые были фактически государственными организациями: по отношению к ним партийное руководство применяло самое настоящее командование, мелочную опеку, подмену выборных структур.

Крупнейшей молодежной организацией был комсомол (ВЛКСМ), детской - пионерская организация. Кроме этого, существовали массовые организации для разных категорий населения: для учёных, литераторов, женщин, изобретателей и рационалистов, физкультурников и т.д.

Профсоюзы

Наряду с идеологическими учреждениями тоталитарный режим развивал и систему карательных органов для преследования инакомыслия.

В 1930 г. было организовано Управление лагерями ОГПУ, с 1931 г. ставшее Главным (ГУЛАГ),

В 1934 г. были введены так называемые особые совещания (ОСО) - внесудебные органы, состоявшие из 2-3 человек («тройки») для вынесения приговоров по делам «врагов народа», а также «упрощенный порядок» рассмотрения этих дел (срок - 10 суток, отсутствие сторон на процессе, отмена кассационного обжалования, исполнение приговора немедленно и т.д.). В 1935 г. был принят Закон о наказании членов семей изменников Родины, и Указ о привлечении к уголовной ответственности детей с 12-летнего возраста. В 30-х гг. политические процессы становятся неотъемлемой частью складывающейся системы. Вот некоторые «знаменитые процессы»:

Год Процесс
«Шахтинское дело»
Дело Вели Ибраимова
Процесс над меньшевиками
Дело о некомплектной отгрузке комбайнов
Дело о вредительстве на электростанциях
Дело «Антисоветского троцкистско-зиновьевского террористического центра» (Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Г. Е. Евдокимов и др.)
Дело «Параллельного антисоветского троцкистского центра» (Ю. Л. Пятаков, Г. Я. Сокольников, К. В. Радек, Л. П. Серебряков)
Дело «Антисоветского правотроцкистского блока» (Н. И. Бухарин, Н. Н. Крестинский, А. И. Рыков и др.)
1937-1938 «Процесс военных». Погибло до 45% командного и политического состава армии и флота, из армии «вычищено» свыше 40 тыс. человек, расстреляны видные военачальники В. К. Блюхер, М. Н. Тухачевский и др.

Из 1215 делегатов XVII съезда ВКП (б) (1934 г.), выразившего вотум недоверия вождю, 1108 были арестованы и большей частью погибли, из 139 членов и кандидатов в члены ЦК, избранных на этом съезде, 98 человек было арестовано и расстреляно.

Кроме того, репрессии коснулись и миллионов простых советских людей: прежде всего крестьян, вынужденных стать «спецпоселенцами» и трудившихся на крупнейших объектах народного хозяйства.

В конце 30-х гг. политическая система страны стабилизировалась, окончательно сложился культ личности И. В. Сталина.

5 декабря 1936 г. VIII чрезвычайный съезд Советов принял новую Конституцию СССР. Конституция законодательно закрепила «победу социалистического строя», экономическим критерием которого провозглашалась ликвидация частной собственности и эксплуатации человека человеком. Политической основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся, Коммунистическая партия являлась руководящим ядром общества. Конституция предоставляла всем гражданам СССР основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища, прямое равное избирательное право. Однако в реальной жизни большинство демократических норм Конституции оказались пустой декларацией.

Необходимо отметить некоторые социально-психологические аспекты общественной жизни 30-х гг. , без которых её характеристика будет неполной. Многих поддерживала и вдохновляла идея о тернистом пути в светлое будущее, являвшаяся стержнем пропаганды того времени. Важной составляющей мировоззрения рядового гражданина СССР являлась гордость за достижения своей страны в различных сферах. Реальные социальные завоевания, такие как бесплатное медицинское обслуживание, образование, недорогое жилье и т.п., давали уверенность в правильности избранного пути. Все это позволяло поддерживать невиданный трудовой энтузиазм, формировало оптимистическую жизненную позицию, повышенную мобилизационную готовность.

Высшие органы

государственной власти и управления СССР в 1936-1937 гг.

Внешняя политика 20-30 гг.

Внешнюю политику СССР 20-30 х гг. приблизительно можно разделить на периоды следующим образом:

Отдельно нужно рассматривать отношения СССР со странами Азии и Дальнего Востока.

Краткая характеристика этапов внешней политики

Начало 20-х годов XX в. характеризуется попытками установления и развития дипломатических отношений между советским государством и странами Запада. Попытки эти, предпринимаемые обеими сторонами, были осторожными, противоречивыми и часто неудачными. Мешало, прежде всего, то, что СССР, одной из главных задач внешней политики которого являлось достижение международного признания и возвращение страны на мировой рынок, продолжал поддерживать и финансировать коммунистические и национально-освободительные движения в западных странах. Эта деятельность, которой руководил III Коминтерн (центральный орган его находился в Москве, председатель - Г. Е. Зиновьев), в европейских столицах рассматривалась как подрывная и противозаконная.

Нормализация отношений советского государства с европейскими странами началась с торговли. Еще с 1920 г. удалось заключить ряд торговых соглашений с различными странами, в том числе с Англией и Германией.

В 20-е гг. СССР участвует в ряде международных конференций.

Апрель 1922 г. Генуэзская конференция, в которой приняли участие 29 стран. Западные державы требовали от СССР возмещения долгов царского и Временного правительства, возвращения иностранцам национализированной собственности в России, отмены монополии внешней торговли. Контрпретензии советской стороны заключали в себе требование возмещения ущерба, причиненного России интервенцией и экономической блокадой. Соглашение не было достигнуто. Предложения советской делегации по проблеме разоружения были отвергнуты как неконструктивные.

Июль 1922 г. Конференция экспертов в Гааге. Основные вопросы: предоставление кредитов РСФСР и возвращение долгов обеими сторонами. Закончилась безрезультатно.

Декабрь 1922 г. Конференция в Москве. Участники - Латвия, Польша, Эстония, Финляндия, РСФСР. Обсуждались вопросы по сокращению вооружений. Предложения советского государства были отвергнуты.

Июль 1923 г. Мирная конференция в Лозанне. Обсуждались вопросы мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Опять была выявлена несовместимость позиций Советской России и западных стран, в частности по проблеме черноморских проливов. Однако середина 20-х гг. становится так называемой «полосой признаний» - в это время СССР устанавливает дипломатические отношения со многими странами мира. Так, в 1924 г. дипломатические отношения были установлены с Австралией, Норвегией, Швецией, Грецией, Данией, Францией, Мексикой, в 1925 г. - с Японией, в 1926 г. - с Литвой. В 20-е гг. из великих держав только США не установили с СССР дипломатических отношений, настаивая на выплате долгов и компенсаций за национализированное имущество.

Неровно развивались в этот период и отношения с Великобританией.В 1921 г. было заключено советско-английское торговое соглашение, но уже в 1923 г. советская сторона получила меморандум («ультиматум Керзона»), в котором содержался ряд ультимативных требований. Конфликт был улажен мирными средствами.В феврале 1924 г. СССР был официально признан Великобританией, чему способствовало успешное решение конфликта, в том же 1924 г. был подписан Общий договор и договор о торговле и мореплавании.

Однако резкое ухудшение отношений последовало в 1926г., во время всеобщей забастовки в Англии, когда Советское правительство оказывало значительную финансовую и материальную поддержку Федерации горняков Великобритании. СССР был обвинен во вмешательстве во внутренние дела, и в мае 1927 г. последовал разрыв дипломатических отношений между Великобританией и СССР.

В 1929 г. дипломатические отношения были восстановлены и в период 1929-1932 гг. обе стороны осуществляли активные дипломатические контакты и успешно развивали внешнеэкономические связи. Но в 1933 г. последовал новый конфликт - в Москве были арестованы английские специалисты, обвинённые во вредительстве, и Лондон вводит эмбарго на ввоз в Великобританию советских товаров. Вскоре конфликт был улажен.

В 1930-1931 гг. происходит обострение отношений с Францией,вызванное недовольством французского правительства тем, что СССР оказывает финансовую поддержку французским коммунистам. Но к 1932 г. отношения налаживаются, что объяснялось как общим улучшением международной обстановки в Европе, так и тем, что СССР резко сократил объемы материальной помощи французской компартии. В 1932 г. был заключен договор о ненападении между Францией и СССР. В том же 1932 г. Латвия, Эстония, Финляндия - государства, находящиеся в фарватере внешнеполитического курса Франции - также заключают с СССР договоры о ненападении.

Наиболее успешно в это период развивались отношения с Германией. Они были установлены в 1922 г., когда во время работы Генуэзской конференции в предместье Генуи Рапалло был подписан двусторонний сепаратный договор между Советской Россией и Германией. Он предусматривал восстановление дипломатических отношений между РСФСР и Германией, взаимный отказ сторон от возмещения военных расходов и убытков, Германия отказывалась от претензий на национализированную собственность в России. В 1925 г. был подписан торговый договор с Германией и консульская конвенция. Советскому Союзу предоставляется кредит в 100 млн. марок для финансирования советских заказов в Германии. Подписание Рапалльского договора и последующие действия сторон расценивались в Париже и Лондоне как подрыв послевоенного устройства Европы, исходя из ущемленного статуса Германии и исключения Советской России из семьи «цивилизованных народов». В 1926 г. Германия и СССР подписывают договор о ненападении и нейтралитете. В том же 1926 г. СССР получил в Германии долгосрочный заем в 300 млн. марок, в 1931 - ещё один такой же кредит для финансового импорта из Германии.

Весьма успешно развивалась советско-германская торговля: в 1931-1932 гг. СССР занимал первое место в германском экспорте машин - 43% всех экспортированных немецких машин были проданы в СССР. Можно сказать, что немецкий экспорт в СССР стимулировал восстановление германской тяжёлой промышленности. За весь период с 1922 по 1933 гг. во взаимоотношениях СССР с Германией не произошло ни одного серьезного конфликта, отношения, в отличие от других стран, были ровные и доброжелательные.

С середины 20-х гг. успешно развивались отношения и с азиатскими странами: в 1925 г. подписывается договор о дружбе и нейтралитете с Турцией, в 1926 г. - с Афганистаном, в 1927 г. - с Ираном. Эти договоры были подкреплены экономическими соглашениями.

Второй период 1933-1939 гг. во внешней политике СССР характеризовался сближением с Англией, Францией и США на антигерманской и антияпонской основе и стремлением сохранить приобретенные сферы влияния на Востоке.

На Дальнем Востоке во внешнеполитической сфере наблюдается активность и происходит изменение политической карты. Коротко можно отметить следующие события, в которых участвовал Советский Союз.

1929 г. - советско-китайский конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД);

1931-1932 гг. - японская агрессия в Маньчжурии и Шанхае, возрастание напряжённости в отношениях между СССР и Японией, так как принадлежащая СССР КВЖД проходила по территории, контролировавшейся со стороны Токио;

1932 г. - восстановление дипломатических отношений между Китаем и СССР;

1937 г. - крупномасштабная агрессия Японии против Китая, заключение между Китаем и СССР договора о ненападении и помощь Советского Союза военными поставками и добровольцами Китаю;

Июнь-август 1938 г. - август 1939 г. - вооружённые столкновения между частями Красной Армии и японской армией в районах озера Хасан и Халхин-Гол. Причинами этих столкновений были рост напряженности между СССР и Японией, стремление каждой из сторон укрепить и улучшить свою пограничную линию.

До 1939 г. СССР оказывал активную поддержку Китаю, однако после заключения в 1939 г. советско-германского пакта о ненападении, а в 1941 г. советско-японского договора, отношения с Китаем практически прекратились.

В Европе с 1933 г. меняется расстановка сил на международной арене, многие государства, в том числе и Советский Союз, меняют свои внешнеполитические ориентиры. Это было связано, прежде всего, с установлением в 1933 г. диктатуры национал-социалистов в Германии. Советское правительство в конце 1933 г. характеризовало фашистскую Германию как главного поджигателя войны в Европе.

В 1933-1939 гг. внешнеполитическая деятельность СССР носит явно антигерманский характер, а с середины 30-х гг. Москва активно поддерживает идеи создания системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке, что должно было привести к союзу СССР с демократическими странами и изоляции Германии и Японии.

Первыми успехами на данном направлении были:

1933 г. - установление дипломатических отношений сСША, вызванное прежде всего необходимостью координации действий в связи с растущей агрессией Японии на Дальний Восток;

1934 г. - принятие СССР в Лигу Наций;

1935 г. - заключение советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимной помощи;

1935 г. - достижение договоренности с Англией о согласовании внешнеполитических действий.

Однако достичь успехов в создании системы коллективной безопасности в Европе не удалось большей частью по причине расхождения реальных внешнеполитических действий СССР и западных стран.

С 1935 г. большинство членов Лиги Наций начали проводить политику, которая позднее получила название «умиротворение агрессора», т.е. пытались путем уступок превратить Германию в надёжного партнера в международных делах. Кроме того, западные страны, надеясь использовать Германию в качестве противовеса СССР, начали курс на провоцирование германской агрессии в восточном направлении.

Именно поэтому уже в 1935 г. Лига Наций не поддержала советские предложения по осуждению ввода немецких войск в демилитаризованную Рейнскую зону; а также «умыла руки», когда Германия и Италия ввели войска в Испанию в 1936 -1939 гг. (в то время как СССР оказал значительную помощь Испании).

Не было оказано и реального противодействия Германии после «воссоединения» (аншлюса) Германии и Австрии, что фактически было оккупацией последней. Кульминацией политики «умиротворения» стало соглашение в Мюнхене в сентябре 1938 г. («мюнхенский сговор»), в котором участвовали главы правительств Германии, Италии, Англии и Франции. Главным результатом Мюнхенского соглашения было присоединение Судетской области Чехословакии к Германии.

Только после Мюнхена европейские страны как бы «опомнились» и отказались от политики умиротворения. Становится ясно, что вскоре целью германской агрессии могут стать и они сами. Наступило охлаждение отношений Англии и Франции с Германией и начались попытки наладить сотрудничество с СССР.

В марте-апреле 1939 г. были предприняты шаги в этом направлении: стали рассматриваться проекты договора между тремя странами (СССР, Францией, Англией) о взаимопомощи в связи с возможной германской агрессией. Но, к огромному сожалению, достичь реальных договорённостей не удалось: основными противоречиями были вопросы, касающиеся количества выставляемых в случае агрессии дивизий; о гарантиях оказания помощи союзникам в случае конфликта; о праве прохода советских войск через территорию Польши и Румынии. К середине августа 1939 г. переговоры зашли в тупик.

Третий период 1939-1940 гг. во внешней политике СССР прошел под знаком нового сближения с Германией.

Осторожное зондирование позиций на предмет возможного сближения начинается с обеих сторон еще весной 1939 г. К действиям в этом направлении Советский Союз подталкивали неудавшиеся переговоры с Англией и Францией. Гитлер же был заинтересован в сближении с СССР, так как исчерпал все возможности уступок со стороны Запада и надеялся продолжить свою игру по расшатыванию международной системы теперь уже при помощи Востока.

Договоренности, достигнутые в ходе предварительных секретных переговоров, привели к подписанию в Москве 23 августа 1939 г. министром иностранных дел Германии Риббентропом и наркомом иностранных дел СССР В. М. Молотовым пакта о ненападении (Молотова-Риббентропа). Суть пакта заключалась в его неопубликованных секретных протоколах, которые разграничивали «сферы интересов» Германии и СССР в Восточной Европе. В сферу СССР вошли: часть Польши до «линии Керзона» (Западная Украина и Западная Белоруссия), Прибалтика, Бессарабия, Финляндия; Германия обозначила «сферой своих интересов» всю остальную Польшу (кроме её восточных областей). Собственно Пакт о ненападении был в значительной степени вынужденным шагом для СССР, но секретные протоколы к нему грубо нарушали международное право.

1 сентября 1939 г. вторжением Германии на территорию Польши началась Вторая мировая война. Несмотря на мужественное сопротивление польских воинов, Польша быстро потерпела поражение. Франция, Великобритания и страны Британского содружества сразу же объявили войну Германии, но реальной помощи Польше не оказали.

В то же время, с 17 по 29 сентября 1939 г. войска СССР, реализуя секретные протоколы советско-германского пакта, заняли районы Западной Украины и Западной Белоруссии. Вскоре эти территории вошли в состав УССР и БССР.

28 сентября 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор «О дружбе и границе», означавший, что Германия и СССР официально стали союзниками. Этот договор позволил Советскому Союзу заключить договоры «О взаимной помощи» с Эстонией, Латвией, Литвой. По этим договорам СССР получил право на размещение на территории Прибалтики военных баз; кроме этого, в знак уважения к интересам германского «союзника», Сталин передал в руки гестапо несколько сотен немецких антифашистов, скрывавшихся в СССР, произвёл депортацию сотен тысяч поляков (как мирного населения, так и военнослужащих).

Летом 1940 г. советское правительство потребовало от Прибалтийских стан провести досрочные выборы и сформировать новые правительства. Прибалтийские республики пошли на мирное выполнение требований Москвы, были созданы «народные правительства», которые обратились к Верховному Совету СССР с просьбой о вхождении Эстонии. Латвии и Литвы в состав Советского Союза. Эти просьбы, естественно, были удовлетворены.

Вслед за этим после проведения взаимных консультаций между СССР и Германией районы Бессарабии и Северной Буковины, оккупированные Румынией еще в 1918 г., были присоединены к Советскому Союзу.

В результате в состав СССР были включены территории с населением в 14 млн. человек и западная граница была отодвинута на запад на 200-600 км.

Часть территории Финляндии, в том числе Карельский перешеек до Выборга, отошла к Советскому Союзу после тяжелой советско-финской войны (ноябрь 1939 г. - март 1940 г.).

В 1940 г. в Европе сложилась следующая ситуация: в ходе широкомасштабного наступления войск Вермахта были оккупированы Дания, Франция, Нидерланды, разбита северная англо-французская группировка войск, шла тяжёлая война в Норвегии, с лета 1940 г. начались массированные бомбардировки городов Великобритании, над которой нависла угроза германского вторжения. Именно с лета 1940 г. фронт на западе перестал существовать и грядущее столкновение Германии и СССР стало обретать всё более реальные очертания.

Похожие публикации