Угловая шахматная фигура. Название фигур в шахматах

Тютрина Наталья Андреевна

Данная работа посвящена вопросам истории происхождения шахмат и истории происхождения названия шахматных фигур.

Эта работа будет полезна учащимся начальной школы и всем любителям шахматной игры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 55

ШАХМАТЫ И ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ:

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАЗВАНИЙ

Работа на школьную научно-

практическую конференцию

«Юность. Наука. Успех.»

Тютрина Наталья

Ученица 3 «В» класса

Руководитель:

Тютрина Татьяна Рафисовна

учитель начальных классов

ИРКУТСК, 2013

Стр

Введение…………………………………………………………………3

  1. Шахматы - игра королей……………………………………………4
  2. Е2 - Е4………………………………………………………………..6
  3. Турусы на колесах…………………………………………………...8
  4. Животное или человек?.....................................................................10
  5. Первый министр или коронованная особа?....................................12

Заключение……………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………………….14

Приложение…………………………………………………………….15

Введение

«… А не играют женщины в шахматы?!!!»

(Великий князь Киевский Владимир Красное Солнышко

из мультфильма «Василиса Микулишна»)

Шахматы - одна из самых известных и популярных игр на планете. Эта игра имеет очень древнюю и интересную историю.

Каждый культурный и образованный человек во всем мире имеет представление о шахматах, многие умеют играть в эту игру, знают правила, этику шахмат, именование фигур. Однако мало кто задумывался о том, откуда произошло название этой игры - «шахматы», отчего «ладья» похожа на башню средневекового замка, а не на боевой корабль древней Руси, а графическое и фигурное изображение шахматного «слона» так мало напоминает большое, сильное и доброе животное. Почему не иначе?

Цель нашего исследования - найти ответ на этот вопрос.

Объектом исследования является игра «шахматы» и фигуры , ее составляющие.

Для достижения нашей цели исследования нам понадобится окунуться вглубь веков, проследить историю происхождения и изменения тех слов, что обозначают шахматные фигуры и решить следующие задачи и ответить на вопросы:

1) Что означает слово «шахматы»?;

  1. Выяснить, почему пешку называют «душой шахматной партии»?;
  2. Разобраться, что общего между огромным животным, офицером, и служителем церкви?;
  3. Найти связь между средневековым замком, кораблем и мифической птицей Рух;
  4. Почему королева сильнее короля?

1. Шахматы - игра королей

"Шахматы слишком игра для науки и слишком наука для игры"

(Лессинг)

Существует легенда. Давным-давно жил в Индии деспотичный раджа. Один из приближенных (брахман-жрец) решил показать властителю, насколько зависит он от подданных, и придумал игру, где король (царь, шах), хотя и является главной фигурой, однако мало что значит без поддержки и защиты других фигур.

Игра оказалась удивительно интересной, и, не заметивший нравоучительного намека, раджа предложил создателю любое вознаграждение. Брахман выразил желание получить награду хлебными зернами, но так, чтобы за первую клетку шахматной доски ему дали одно зернышко, за вторую — два, за третью — четыре, потом восемь, шестнадцать и т. д.

Поскольку на доске всего шестьдесят четыре клетки, раджа думал обойтись одним-двумя мешками, однако на деле выяснилось, что во всем мире не найти столько зерен, сколько понадобится для того, чтобы удовлетворить пожелание хитроумного изобретателя (необходимо 264 − 1 ≈1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км 3 ).

Древнейшая, примитивная форма шахмат — военная игра «чатуранга» — возникла в этой стране еще в первом пятисотлетии н. э. Из Индии игра проникает в Китай, Иран. Большой вклад в развитие шахмат вносят народы Средней Азии. После завоевания Средней Азии арабами в VIII веке н. э. шахматы получают распространение на обширнейшей территории Арабского халифата. Затем, через завоевателей-арабов игра попадает в Испанию и, вообще, в Европу.

К восточным славянам шахматы, по мнению некоторых историков, проникли в V-VI вв. н.э. из Индии или из Средней Азии.

Но все же, мир человека, мир культуры настолько широк и разнообразен, что игры с очень древней историей, похожие на классические шахматы, мы можем найти у многих народов.

Например, в старые времена на Руси была игра, очень похожая на шахматы. Она называлась «Тавлеи». Несмотря на различия в правилах игры, фигуры назывались:

Волхв - Король

Князь - Ферзь

Ратоборец - Ладья

Лучник - Слон

Всадник - Конь

Ратник - Пешка

Название этой игры происходит от двух слов - «шах» - король, и «мат» - умер. Два соперника, передвигая по 64-м клеткам игровой доски свои фигуры, должны создать для «короля» противника такую ситуацию, когда следующий ход приведет к его «смерти». Всего шахматных фигур 32 - 16 белых и 16 черных. С каждой стороны играют по 8 пешек, две ладьи, два коня, два слона, один ферзь и один король. Каждая фигура передвигается по игровому полю в соответствии с установленными правилами.

2. Е2 - Е4.

«Пешка - мелюзга, маленький человек,

ноль без палочки, мелкота,

Мелкая сошка …» (словарь Ожегова)

«Плох тот солдат,

который не мечтает стать генералом» (русская пословица)

В обыденную речь слово «пешка», по-видимому, пришло из шахмат. В повседневной жизни оно употребляется с негативным оттенком, когда хотят отметить незначительность, мелкость, ненужность человека.

Пешка - низший разряд фигур в шахматной игре. Она - основная единица измерения шахматного материала (в шахматах её не принято называть фигурой). В пешечном эквиваленте измеряют «вес» других фигур (лёгкая фигура примерно эквивалентна трем пешкам, ладья — пяти).

Однако, знаменитый мастер игры Ф. Филидор считал, что пешка — «душа шахматной партии», а структура пешечного расположения определяет стратегический рисунок партии.

Чтобы разрешить это противоречие, нам надо выяснить историю происхождения слова «пешка».

Изображение пешки на шахматных диаграммах и сами шахматные фигурки отдаленно напоминают человека в военном шлеме или каске, а первоначальное расположение пешек на игровой доске - построение войска перед битвой. Пешки расставляются в линию перед основными фигурами, как бы прикрывая их и принимая на себя первый удар неприятеля.

С древних времен основной боевой единицей армий всего мира являлся пехотинец - пеший воин, вооруженный мечом, копьем или ружьем, а род войск, состоящий из отрядов пехотинцев назывался пехотой . Крепости, города и населенные пункты врага считали занятыми только тогда, когда туда вступала нога пехоты.

Пешки в шахматной партии играют очень большую роль. В дебюте первые пешечные ходы позволяют опытному игроку завладеть игровым пространством (в настоящем бою это захват опорных пунктов, важных высот). Пешки могут служить для защиты и поддержки основных фигур (в современной армии танки без помощи солдат-пехотинцев беспомощны). И, наконец, одно из правил шахмат - пешка, прошедшая через все поле, превращается в любую сильную фигуру, даже в ферзя. Как тут не вспомнить о традиции многих армий мира, в том числе и русской, когда рядовой солдат, первым взошедший на стены крепости противника, становился офицером и дворянином!

Таким образом, пешка имеет много общего с отважным, но зачастую безымянным, героем - солдатом-пехотинцем, и своим названием, по-видимому, она обязана именно ему.

3. Турусы на колесах

Нет крепчей крепости, ни отчаяннее обороны,

как Измаил, падший кровопролитным штурмом!

(рапорт А.В. Суворова Г.А. Потемкину)

"За столетия до того, как Альфред

построил британские корабли,

русские суда сражались в отчаянных морских боях;

и тысячу лет тому назад

первейшими моряками того времени

были они, русские..."

(Ф.Джейн, английский морской писатель)

Шахматная фигура «ладья» своим видом и силуэтом на графическом изображении напоминает башню средневекового замка. И это не случайно. Дело в том, что эта игра попала в Европу именно в Средние века. В VIII—IX веках, при завоевании Испании арабами шахматы попали в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий — в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик. А как мы знаем, большинство военных действий в средневековье связано со штурмом огромных каменных сооружений, жилищ знатных феодалов и королей - замков. В европейских языках название этой фигуры так и означает - замок (напр. в английском языке «castle»).

В русском языке есть еще одно наименование ладьи - «тура» . На Руси турой или турусой называли осадную башню на колесах, которая специально строилась из дерева и предназначалась для штурма крепостных стен городов или замков. Сооружение таких башен - дело очень долгое и хлопотное. Возможно, отсюда пошла поговорка «развести турусы на колесах», которая употребляется в ситуации бесполезных, никчемных долгих разговоров.

Однако, в русском языке наиболее устойчивое название этой шахматной фигуры - «ладья» . Почему?

Нам представляется, что это связано с тем, что шахматы пришли на Русь непосредственно из Азии через купцов или восточных торговцев. В арабских странах эта шахматная фигура часто выполнялась в виде мифической птицы Рух, персонажа арабских сказок. Это огромная птица свирепого нрава охотилась на слонов, чтобы выкармливать ими своих птенцов. Изображение головы этого чудовища нередко украшала нос боевых кораблей русских воинов - ладьи. На этом примере мы можем видеть, как на русской земле происходит смешение двух миров - азиатского и европейского.

4. Животное или человек?

«Олифант! Есть, значит, олифанты, и я одного видел!

Вот это жизнь! Но дома-то кто мне поверит?

Ну, если больше ничего не покажут, я пошел спать.»

(Джон Р.Р. Толкиен «Властелин колец»)

Слон - крупнейшее млекопитающее с длинным хоботом, двумя бивнями и очень толстой кожей, которое обитает в Индии и Африке. Знаменитый полководец Александр Македонский во время одного из своих завоевательных походов столкнулся с армией, в боевых порядках которой он увидел удивительных, огромных животных, на чьих спинах в специальных корзинах сидели воины-лучники. Это были боевые слоны. Поэтому не случайно в индийских и арабских вариантах шахмат достойное место нашлось и этому роду войск, а шахматные фигурки представляли собой небольшие скульптурки этих животных. Название - «Слон» - прижилось и в русском языке.

Однако, если взглянуть на современные фигуры и на шахматные диаграммы, то мы найдем очень мало общего между ними и представителями животного мира. Скорее, они похожи на человека или своеобразный головной убор.

В России «слона» называют также «офицером» . Офицер в армии - это человек, который в силу своего опыта и специальных знаний, командовал рядовыми солдатами и занимал различные военные должности.

В английском языке эта фигура называется bishop - «епископ », и, если внимательно присмотреться, она имеет сходство с митрой - шапкой католического священника. Мы знаем, что игра в шахматы, как и многие другие игры, не одобрялись, а часто и запрещались средневековой церковью. Откуда же в шахматах появился епископ?

В средние века католическая церковь имела очень большое влияние на жизнь общества. Глава этой церкви, Папа Римский, хотел даже взять духовную и светскую власть в свои руки. Церковь очень жестоко карала за преступления против нее. Отлучение, пытки и сожжение на костре грозили любому человеку - и благородному дворянину, и простому крестьянину. Даже короли склоняли свою голову перед людьми в митрах. Несмотря на жесткие преследования со стороны церкви, в шахматы играли и очень любили эту игру, причем не только знатные вельможи, но и простые люди. Однако страх и преклонение перед церковью нашли отражение в том, что одной из основных сильных шахматных фигур был присвоен высокий церковный сан - епископ, а изображаться она стала в виде головного убора священника.

5. Первый министр или коронованная особа?

«Но вот что я вам скажу, Ваше Величество:

не пристало вам валяться тут на траве!

Королевам должно вести себя с достоинством!»

(Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»)

Самая сильная фигура на шахматной доске - « Ферзь» или « Королева» . Как случилось, что королева в шахматах могущественнее короля и очень часто именно она играет основную роль в разгроме противника? В истории известны могучие короли-воители, которые возглавляли свои армии и сами активно участвовали в сражениях, а их жены-королевы в это время ждали во дворцах или замках своих супругов с победой.

У нас есть две гипотезы на этот счет.

Во-первых, как уже говорилось ранее, шахматы в Европу пришли с арабами, которые завоевали почти всю Испанию. Спустя время, народы, населявшие эту землю, начали борьбу за независимость - реконкисту. Большую роль в этой борьбе сыграли супруги - королева Кастилии Изабелла и король Арагона Фердинанд. Эти два государства объединились в единое Испанское королевство, а войска Изабеллы и Фердинанда окончательно изгнали арабов из своей страны. Королева Изабелла Кастильская вошла в историю как мудрый политик и красивая женщина, не уступающая в храбрости мужчинам. Кроме того, она очень любила играть в шахматы и была сильным игроком. Возможно, что эта шахматная фигура названа «королевой» в память о королеве Изабелле.

Второе предположение связано с восточным происхождением этой игры. «Ферзь» происходит от персидского «fertz» - полководец или советник. Так называли человека, который являлся правой рукой правителя. Если вспомнить арабские сказки, в них встречается персонаж (как правило, отрицательный) - визирь, первый министр государства. Он всегда находился возле падишаха, был в курсе всех дел в государстве, а также замещал своего повелителя в военных походах. Это был самый влиятельный человек в стране и нередко даже сам султан боялся своего министра.

Заключение

Подводя итог нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. Шахматы имеют очень долгую историю и происходят из восточных стран - Индии и Персии.
  2. На Русь эта игра проникала с двух сторон: с Востока (Индия, арабские страны) и с Запада (Европейские страны).
  3. Этот факт нашел отражение не только во внешнем образе фигур, но также в их названии.
  4. Несмотря на влияние Востока и Запада, названия некоторых фигур (напр. пешка, ладья, тура) происходят от русских слов.

Список литературы

1. Карпов А.Е., Гик Е.Я. "Шахматный калейдоскоп". - М.: "Наука", 1981. - 208 с.

2. Гик Е.Я. “Беседы о шахматах” - М. 1985г.

3. Линдер И.М. "У истоков шахматной культуры". - М.: "Знание", 1967. - 352 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка - М.: изд-во Оникс Мир и Образование, 2006.

5. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь русского языка. — М.: Учпедгиз, 1937. — 162 с.

8. http://www.istorya.ru/articles/shahmaty.php

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис.1. Современные классические шахматы.

Рис. 2. Шахматная диаграмма.

Рис. 3. Белая и черная пешки

Рис. 4. Пехота. Реконструкция доспехов. Войско князя Дмитрия Ивановича.

Рис. 5. Черная и белая ладьи.

Рис. 6. Средневековый замок.

Рис. 7. Реконструкция боевого корабля славян (ладья).

Рис. 8 и 9. Белый «слон». Боевой слон персидской армии.

Рис. 10. Графическое изображение фигуры «слон» на шахматных диаграммах.

Рис. 11. Католический епископ.

Многие проводят свое свободное время за игрой в шахматы. В эту игру увлеченно играют люди всех возрастов. При знании правил игры и составлении определенной стратегии ходов удовольствие от выигрыша не заставит себя долго ждать. Однако для начала необходимо ознакомиться с правилами, узнать название фигур в шахматах.

История шахмат

Игра в шахматы была придумана индийцами в VI веке до н. э. В глубоком прошлом шахматы назывались по-другому. Чатуранга - это значило «Четыре отряда войск».

Игра очень походила на современные шахматы, однако были определенные отличия. Доска, на которой происходила сама игра, также состояла их клеточек 8х8, но вот только цвет их был один. Разделили доску на два цвета намного позже, уже в Европе. Сколько фигур в шахматах в наше время, столько было и на тот момент.

Но главным отличием древних шахмат было количество участников игры. В игре принимали участие сразу четыре человека. Причем каждый выставлял отдельно свое «войско» в определенном углу на игровой доске. Вместо короля был Раджа, пешки были пехотой, конница, соответственно, состояла из коней, также в войско входили боевые слоны и колесница из ладьи. Фигуры имели четыре цвета: красный, желтый, зеленый и черный. Игроки по очереди бросали игральный кубик, который определял, какая фигура будет производить ход. Если выпадала единица - ход был пешкой, двойка - конь, цифра три означала ход ладьи, четыре - слон, пять и шесть означали ход короля. Королева, она же ферзь, в шахматах отсутствовала. Игра заканчивалась, когда все фигуры противника были ликвидированы.

Эволюция игры

Из солнечной Индии шахматы со временем начали завозить и в другие страны. Так, китайцы называли шахматы "сянци", японцы - "сёги", жители Таиланда - "макрук". Только в Персии нынешнее название шахмат взяло свое начало. Арабы называли своего правителя шахом, поэтому и шахматного короля так назвали.

Менялись правила и названия, происходила эволюция шахмат. Отказались от игрального кубика, и количество игроков уменьшилось до двух человек. Цвет фигур стал традиционно черным и белым. Название фигур в шахматах осталось неизменным. Некоторые из изменили название. Так, Раджа стал Шахом. Так как королей оказалось двое, одного из них принято было ослабить и сделать ферзем. Также персы ввели конечный итог игры - мат королю. На языке персов слово шахматы означает «шах умер».

Длительный путь прошла игра, пока добралась до Руси. К нам шахматы попали не из Европы. Предполагают, что шахматы в Россию привезли таджики в IX веке до нашей эры. Именно поэтому название фигур в шахматах переводятся дословно с арабского и персидского языков. А уже в XI веке правила игры в шахматы дошли до Руси.

Шахматный набор

Для игры в шахматы потребуется которая разделена на 64 квадратика, имеющих два цвета: черный и белый.

Горизонтальные и вертикальные поля имеют свои обозначения. По горизонтали это цифры от единицы до восьмерки, а по вертикали - буквы от А до Н, таким образом, каждое поле имеет координаты. Сколько фигур в шахматах? У каждого игрока на поле должно быть по две ладьи, пара коней, два слона, восемь пешек, ферзь и король. Всего в шахматах 32 фигуры, которые соперники делят пополам. Далее - более подробно о шахматных фигурах.

Король

На арабском языке король звучит как «аль-шах» и в переводе с персидского языка означает король, но и на других языках значение фигуры - самое главенствующее.

Это очень весомая и значимая фигура король, несмотря на свою важность, может передвигаться только лишь на одну клетку, но в любом направлении. Эта фигура уязвима без защиты остальных фигур. Собственно, вся суть игры и состоит в защите короля от прямых ходов других шахматных фигур. Угроза неприкрытому королю в шахматах называется «шах». В России фигура обозначается «Кр», а в международной системе - «К».

Ферзь в шахматах - вторая сильная фигура после короля

На арабском слово «аль-фирзан» означает "ученый". Но есть и другие предположения, среди которых слово значит "мудрец", "полководец" и др. В XV веке ферзь появился в Европе уже с новыми возможностями, теперь фигура могла ходить на разное расстояние по всем диагоналям и линиям на шахматной доске. Обозначают ферзь буквой «Ф». «Q» - королева в международной системе. Во многих странах ферзя называют королевой.

Ладья и слон, они же тура и офицер

Ладья в далеком прошлом исполняла функции колесницы, ее так и изображали в виде запряженных коней. Называли такую колесницу "рух". На арабском языке «аль-рох» означает "башня". Отсюда и внешний вид фигуры. Передвигается по полю она только по горизонтали или вертикали, располагается по крайним доски. Обозначают эту фигуру в России заглавной буквой «Л», а в Европе - буквой «R».

Название фигур в шахматах не всегда соответствует их внешнему виду. Так, например, шахматная фигура слон раньше действительно имела вид однако со временем ее начали изображать в облике человека. Обозначения: у нас это «С», за рубежом «B». Ходит слон только по диагонали своего цвета, у игрока один слон будет на белой диагонали, а второй - на черной.

Конь в шахматах

Данная фигура действительно выглядит как конь. "Аль-фарас" на арабском языке - всадник. Когда-то эта фигура имела наездника, но со временем его убрали. Ход конем можно производить только в виде русской буквы «Г», т. е. две клетки прямо и одну в сторону. Записывают коня русской «К» и английской «N». Это единственная фигура, которая может передвигаться не по прямой траектории и прыгать через фигуры, свои и соперника.

Пешие солдатики

Пешка - единственная фигура, которая никак не записывается и имеет такую значительную численность на игровом поле. "Аль-бейзак" в переводе с арабского языка - пехотинец. Совершать ходы пешка может только вперед на одну клетку.

Фигуры в шахматах, фото которых присутствуют в данной статье, помогут шире познакомиться с захватывающим шахматным миром.

Если вы решили научиться играть в шахматы, первых делом стоит разобраться с названием шахматных фигур. Это значительно ускорит и упростит процесс дальнейшего обучения. Игра в шахматы является одной из древнейших, ей уже много веков. Ее развитие было непрерывным: вначале люди играли зернышками, затем - шариками из глины, и только к Средним векам на доске появились те фигуры, которые знакомы нам.

Сегодня во время игры в шахматы каждый игрок использует шесть видов фигур. Они различаются по цвету: у одного белые фигуры, а у второго - черные. При этом «армия» и одного, и другого игрока состоит из 16 фигурок. Их мы рассмотрим подробнее чуть дальше. У каждой фигурки есть свое место на доске и определенная траектория движения, способ или способы перемещения во время игры. Итак, давайте разбираться с названием фигур в шахматах по картинкам и фото.

1. (King) - это самая главная фигура на «поле боя», вокруг которой и строится игра. Ведь конец игры наступает именно тогда, когда повержен король соперника. Несмотря на свой статус, король довольно ограничен в перемещениях, он может передвигаться всего на одну клеточку в любую сторону. Но при этом у него есть преимущество - возможность рокировки. Этот термин означает совместный ход с ладьей, в ходе которого король отправляется в более безопасно место.

2. (Queen) - это самая активная, сильная и вторая по значимости фигура во время игры. Ее возможности в траекториях движения наиболее разнообразны. Ферзь может ходить как вверх и вниз по доске, так и влево и вправо, а также и по белым, и по черным диагоналям. Королева - тяжела фигура с точки зрения противника, ведь она обладает большими возможностями для защиты короля и практически в любой момент может оказаться в нужном месте. Выглядит ферзь обычно почти так же, как и король, но немного ниже и с часто с небольшим шариком на верхушке.

3. (Rook) - эта фигурка двигается только вертикально или горизонтально и ограничена препятствиями. На старте у игрока есть две ладьи, которые размещаются по краям поля. Иногда их называют «офицерами», ведь эти фигурки защищают королевскую семью.

4. (Bishop) - тоже парная фигура, считается легкой, обычно выглядит как невысокая башенка с заостренной капелькой. Эта форма может напомнить одежды монаха - так оно и есть. Появилась фигурка именно благодаря тому, что католические священники увлекались шахматами и привнесли в нее что-то свое.

5. (Knight) - обычно выглядит, как соответствующее животное. Его особенность - необычная манера передвижения, а именно буквой «Г» в любую сторону. Конь легко перепрыгивает через препятствия (фигуры соперника) и в начале игры стоит рядом с ладьей.

6. (Pawn) - это шахматный солдат, который первым рвется в бой, открывает игру. У каждого есть по 8 пешек. Ходят они наиболее просто - по одной клеточке и только вперед, хотя в качестве первого хода могут перепрыгнуть через клеточку, - а сбивают вражеские фигурки только наискосок. Пешки играют важную роль, они обороняют другие фигуры, а дойдя до противоположного края доски могут вернуть вместо себя любую сбитую ранее фигурку - и ферзя, и ладью, и коня. Исключение здесь составляет только король.

Доброго дня, дорогой друг!

Ходят слухи, что слон — любимая фигура нынешнего чемпиона мира Магнуса Карлсена. Сам он об этом никогда не говорил, но всевидящее око шахматных аналитиков не дремлет. Полагаю, одного этого факта достаточно, чтобы, разобраться как ходит слон в шахматах и какие у него особенности и повадки.

(подписывайтесь на обновления).

Изюминки слона

Слон относится к категории «легких» фигур. Относительная ценность слона эквивалентна трем пешкам или коню. Подчеркну, — относительная. Шахматы игра ситуационная и в разных позициях ценность фигур может несколько меняться.

Слон обладает рядом интересных особенностей:

  • Дальнобойность
  • Любит действовать «сообща» со своим коллегой — слоном
  • Может мастерски маскироваться
  • Может поставить мат в самом начале партии

Теперь подробнее:

Как слон может ходить и как не может?

Схема передвижения слона несложная, — он ходит только по диагонали. По свободному пространству.

Перескакивать через фигуры слон не может. Чужую фигуру он может побить, свои же загораживают ему поле деятельности.


В данной позиции у слона только два хода — на поле е5 и взять черную ладью на f6.

Дальнобойщик

По своей дальнобойности слон не уступает тяжелым фигурам – ферзю и ладьям. Он «простреливает» всю шахматную доску во все стороны. Причем делает это по диагонали и начинающие шахматисты часто не замечают угроз, исходящих от слона.

Слон против коня. Кто кого?

Извечный спор любителей шахмат, — кто сильнее, слон или конь, — ведется испокон веков. И однозначный ответ дать невозможно.

Считается, что в открытых позициях сильнее слон. Оно и понятно, слон по определению пробивает больше полей, чем конь.

Как видите, конь бьет только 8 полей, в то время как слон, расположенный в центре доски (см. диаграмму выше) – целых 13!

В закрытых же позициях обычно сильнее конь. Причина банальна: слона могут ограничивать свои же фигуры. В наиболее «тяжелых» случаях слон совершенно утрачивает свои боевые качества и больше похож на пешку.

Например:


Теперь давайте поставим на место слона коня:


Вы все видите сами. Скаковые качества коня в такой позиции намного ценнее сведенной на нет дальнобойности слона.

Преимущество двух слонов

Мы с вами уже знаем, что слон передвигается по полям одного цвета. Поля другого цвета остаются «неохваченными». Но… у нас же два слона, а не один. Не исключаю, что это одна из мудрых идей создателя шахмат. Полагаю, вы уже догадались, куда я клоню: вдвоем слоны покрывают всю «цветовую гамму».

Если позиция открытая и действия слона не ограничиваются другими фигурами, они обычно представляют грозную силу. Как правило два слона в открытых позициях сильнее двух коней, или коня+слона, А иногда могут соперничать с тандемом ладья+конь или ладья + слон. Шахматисты называют это так: преимущество двух слонов.

Мастер маскировки

Опытные шахматисты иногда ставят слона «в засаду». На языке шахмат это называется «фианкетто» или фианкетирование слона.

Слон как бы притаился, замаскировался за своим же конем. Но его звездный час наступит. Пример:

Черные выиграли пешку c4 ходом 1…d5:c4 и на 2.а2-а4 пытаются ее подкрепить ходом 2….b7-b5.

Однако… вы уже обратили внимание на белого слона, притаившегося в засаде. Далее следует 3.а4:в5 с6:в5? 4. Кf3-g1!!


Чтобы слон «выстрелил» ему пока не нужно ходить. Ход делает конь!

Конь открывает слону оперативный простор и выясняется, что черная ладья превратилась в легкую мишень для нашего мастера маскировки – фиакетированного слона g2. Ладье ходить некуда. Черные могут перекрыть диагональ конем, слоном и даже ферзем. Но это мало что меняет, — они несут тяжелые материальные потери.

С виду неуклюжий ход 4. Кf3-g1!! – самый точный. Белые выигрывают чистую ладью!. Возможно и 4.Кf3-e5, но черные играют 4…Фd8-d6 или Cf8-d6, нападая на коня. Во всех вариантах белые выигрывают ладью за коня. Вы можете сами проанализировать варианты, чтобы убедиться в этом.

Кстати подобные позиции – ловушки довольно типичны в игре не очень опытных шахматистов. Рекомендую держать ухо в остро, дабы ваши фигуры не пали жертвой неожиданной атаки слона из засады .

Кстати в рассмотренном примере, черные могли вовремя «взяться за ум» и на ход 2. 3.а4:в5 не играть 3…с6:в5?, а избрать другой ход, например, 3…Фd8-c7. Тем самым отделавшись относительно легким испугом.

Ваш покорный слуга отнюдь не призывает фианкетировать слонов в каждой партии. Однако иметь этот прием в своем арсенале, – более чем резонно.

Мат слоном

Ну и конечно же пиршество шахмат –мат. По своим возможностям поставить мат уже вначале партии, слон иногда с успехом может соперничать с ферзем. Пример:

1.e2-e4 c7-c5 2.c2-c3 kb8-c6 3. Cf1-c4 g7-g6 4.Фd1-b3

Черные играют 4…Кс6-а5??.

Видеть вилку и не поставить? Засмеют!

Увы. Нужно быть внимательнее.


5.Сс4:f7 Х. Мат. Если вы пока не знаете, значек Х в шахматной нотации означает «мат».

В заключение: И снова пару слов о правильных терминах. Некоторые начинающие шахматисты называют слона офицером. Откуда это повелось, доподлинно неизвестно (впрочем, так же как и правильное название –слон).

Однако, имейте, пожалуйста, ввиду: если ваш соперник или партнер по разбору партий называет слона офицером, — даю голову на отсечение, что он не сильный шахматист.

Офицер, конечно, звучит гордо, но это совсем из другой оперы.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Успехов за шахматной доской!

Игра в шахматы неисчерпаема, количество ходов за одну партию может быть достаточно большим, но как ходят фигуры в шахматах - знает далеко не каждый. По этой причине множество игроков на уровне любителей ежедневно играют в шахматы по собственным правилам, даже не осознавая, что они делают это неверно.

В таком случае следует разобраться с тем, откуда появились шахматы, название фигур, и как ходят они в том или ином случае. Огромное количество ходов, как правило, отпугивает новичков, хотя на самом деле бояться тут абсолютно нечего. Вникнув в игру, все сложности моментально исчезнут, ведь все многообразие позиций и всевозможных шахматных комбинаций основывается на элементарных передвижениях фигур.

Краткая история шахмат

На сегодняшний день все еще неизвестно точное происхождение шахмат, хотя существует несколько неплохих версий. Одна из них утверждает, что игра зародилась в Индии более двух тысячелетия назад. Историки, придерживающиеся этой версии, говорят, что шахматы являются результатом развития иных игр, имеющих с ними схожесть. Та игра, которой пользуются сейчас многие люди, стала известна только с XV века, а также она завоевала популярность в Европе.

Даже несмотря на то, что никто не знает, откуда эта игра пришла к нам, правила шахмат, как ходят фигуры и как можно одержать победу обманом, нам известно.

Цель игры

Наверняка многие люди знают, что для игры потребуется доска, где отмечены ровно 64 клетки (чередуются темные и светлые), а игроки должны занять места друг напротив друга. Непонятной, но в то же время предельно простой представляется нам игра в шахматы. Как ходят фигуры - будет рассказано ниже, а пока необходимо ознакомиться с целью игры.

Каждый из игроков имеет ровно 16 фигур:

  • король;
  • ферзь;
  • 2 ладьи;
  • 2 слона;
  • 2 коня;
  • 8 пешек.

Целью шахмат является постановка мата королю противника. Матом называется ситуация, когда одному из королей ставится угроза в виде фигуры соперника, то есть, король уже находится под шахом и никак не сможет избежать этого положения.

Начало

Перед тем как приступить к игре, следует установить доску таким образом, чтобы в нижнем правом углу у обоих соперников была расположена светлая клетка. Далее, расставляются фигуры по рядам:

  1. Ладьи по углам, рядом кони, затем слоны. В центре находятся ферзь (на клетке такого же цвета, как и сама фигура) и рядом на пустой клетке ставится король.
  2. Следующий ряд полностью состоит из пешек.

Первым должен ходить игрок, который выбрал фигуры светлого цвета. Если же возникает спор по поводу того, кто какими шахматами будет играть, можно подкинуть монету ("орел или решка") или же вслепую выбрать ту или иную фигуру (какого цвета она окажется, такого и будут все остальные).

Теперь необходимо разобраться с тем, как ходят фигуры в шахматах. Для новичков это сперва может показаться сложным, хотя на самом деле ничего особенного тут нет.

Как ходят фигуры в шахматах

Каждая фигура имеет собственную траекторию движения. Чтобы понять, как ходят фигуры в шахматах, не требуется ломать голову, поскольку эти правила предельно просты и запомнить их можно очень быстро.

Следует только лишь усвоить основные моменты:

  1. При осуществлении хода одни фигуры не проходят сквозь другие.
  2. Нельзя ходить на клетку, занятую своей же фигурой.
  3. Перед осуществлением хода необходимо подумать, как и какую фигуру расположить таким образом, чтобы она защищала свою территорию и могла в этом или следующем ходе брать фигуру соперника.

Король

Теперь следует рассмотреть каждую из фигур в отдельности. Для успешной игры недостаточно лишь знаний об основных моментах, рассказывающих о том, как ходят фигуры в шахматах. Для детей и взрослых наиболее интересной фигурой является король. Он одновременно самый важный, но и самый слабый. У него есть возможность передвижения исключительно на одну клетку, но совершенно в любую сторону, в том числе и по диагонали. Кроме этого, он не может стать на ту клетку, которая уже находится под шахом, то есть, где его сразу же возьмет фигура соперника.

Ферзь

Людей в любом возрасте могут заинтересовать шахматы. Как называются фигуры и как ходят - знают далеко не все. Стоит отметить, что с названием данной фигуры ознакомлены лишь те люди, которые имеют опыт игры в шахматы. Остальные же именуют ферзя королевой.

Ферзь является наиболее сильной и могущественной фигурой. Он, как и король, может передвигаться в любом направлении. В отличие от предыдущей фигуры у него есть возможность двигаться на любое число клеток, но не перескакивая через другие фигуры.

Ладья

Вопрос о том, как ходят фигуры в шахматах, а особенно самые сильные, является достаточно популярным не только среди новичков, но также и у любителей. Ладья - это уникальная фигура, которая совмещает в себе возможности и короля, и ферзя. То есть она может ходить на любое количество клеток, но только по вертикали или горизонтали. Кроме того, ладья легко может принять участие в рокировке вместе с королем.

Слон

Слон относится к разряду легких фигур и может передвигаться на любое количество клеток, но только по диагонали. Стоить отметить, что в самом начале игры один слон занимает темную клетку, а второй - светлую. За всю игру они никоим образом не могут изменить первоначальный цвет, поэтому у каждого игрока имеется две фигуры, которые могут пойти по диагонали и захватить фигуру соперника как на темной, так и на светлой клетке. Оба слона всегда должны работать сообща и прикрывать слабые стороны друг друга.

Конь

Единственная, поэтому и уникальная боевая единица шахмат - это конь. Только у него есть возможность перепрыгивать остальные фигуры. Ходит он исключительно буквой "Г". То есть сначала он передвигается на две клетки по горизонтали или вертикали, а затем на одну клетку, являющуюся перпендикулярной первоначальному направлению. В связи с тем, что у коня есть возможность перескакивать через иные фигуры, он может сделать шах королю, от которого тот не в состоянии закрыться.

Пешка

О том, какие фигуры в шахматах ходят первыми, знают, наверняка, многие люди. А вот как именно они ходят - это уже вопрос посложнее. Довольно необычная фигура - пешка, ходить может исключительно вперед на одну клетку и только по диагонали. В самом первом ходе пешка может пойти на пару клеток вперед. Направляться назад она ни в коем случае не может. Если же какая-либо фигура расположена прямо перед ней, то пешка не имеет возможности ни побить ее, ни сделать ход, пока место впереди не освободится.

Превращение

На первый взгляд пешка кажется ненужной фигурой, так как она слишком слаба. Но у нее есть одна интересная особенность, о которой знают только опытные игроки. Она заключается в том, что если пешка проходит весь путь до противоположной стороны, то становится любой другой фигурой (это явление получило название "превращение пешки"). Так может сделать только эта фигура и, как правило, ее превращают в ферзя. Существует и заблуждение, состоящее в том, что превращаться она может исключительно в одну из ранее взятых фигур, но на самом деле это не так.

Взятие на проходе

Еще одно правило, которое касается только пешек, получило название "взятие на проходе". Оно заключается в том, что если пешка сделала первый ход на две клетки и стала бок о бок с пешкой соперника, то у второй появляется возможность "съесть" первую, то есть взять на проходе, от чего и пошло название. Такой ситуацией разрешается пользоваться только во время следующего хода, то есть сразу же после перехода пешки на две клетки. Если же возможность была упущена, то в последующие ходы взять фигуру уже никак не получится.

Рокировка

Не менее важное правило, получившее именование "рокировка", состоит в осуществлении двух важных действий за один ход. Первое - это обезопасить короля, а вторая - убрать ладью из угла, запустив ее тем самым в игру. При рокировке у игрока появляется возможность переместить собственного короля на пару клеток в правую или левую сторону, а также передвинуть ладью из угла в клетку, находящуюся рядом с королем (с противоположной стороны). Но есть несколько условий, при которых разрешается рокировка:

  • до этого король не осуществлял ни одного хода;
  • соответствующая ладья также ни разу не ходила;
  • между королем и ладьей отсутствуют прочие фигуры;
  • король в это время не находится под шахом.

В направлении королевского фланга сам король располагается поближе к краю шахматной доски, что называется "короткой рокировкой", а противоположным ей ("длинной рокировкой") будет то же действие, но через все поле на место, где ранее располагался ферзь. Но при любом из этих вариантов король может передвигаться лишь на пару клеток.

Шах и мат

Как уже было сказано, главной задачей игроков является постановка мата королю соперника. Это будет конец игры, когда главная фигура находится под угрозой шаха и не имеет возможности ее избежать. Но все же есть несколько методов, благодаря которым можно уйти от шаха:

  • перейти на другую клетку (за исключением метода рокировки);
  • закрыться другой фигурой;
  • взять фигуру, поставившую шах.

Если же таких возможностей нет, то королю ставится мат и игра завершается. Как правило, король не убирается с доски, как это делается со взятыми фигурами, а просто игра объявляется оконченной.

Ничья

Очень часто партия заканчивается ничьей. Для этого существует пять причин:

  • нехватка на доске фигур для осуществления мата;
  • было сделано уже 50 ходов, и за это время ни один из соперников не ходил пешкой и не смог взять ни одной фигуры;
  • обычное согласие обоих игроков на ничью;
  • возникновение пата, то есть у какого-то игрока нет возможности сделать ход;
  • если на доске наблюдается одна и та же позиция в третий раз (не подряд).

В большинстве случаев при объявлении ничьи игроки по общему согласию начинают игру заново.

Похожие публикации