Произведения шолохова для детей. Михаил Александрович Шолохов: список произведений, биография и интересные факты. Краткая биография. Детство и юность

Михаил Александрович Шолохов (1905–1984) – один из наиболее значительных писателей русской советской литературы, лауреат Нобелевской премии 1965 года за роман "Тихий Дон", принесший автору мировую известность.

В настоящую книгу вошли рассказы из ранних сборников – "Донские рассказы", "Лазоревая степь", – а также любимые читателями многих поколений рассказы "Нахаленок", "Судьба человека" и главы из романа "Они сражались за Родину" – по этому роману Сергей Бондарчук в 1975 году снял одноименный художественный фильм, ставший безусловным шедевром на все времена.

Михаил Александрович Шолохов
Донские рассказы

Они сражались за Родину
Главы из романа

Перед рассветом по широкому суходолу хлынул с юга густой и теплый весенний ветер.

На дорогах отпотели скованные ночным заморозком лужи талой воды. С хрустом стал оседать в оврагах подмерзший за ночь последний, ноздреватый снег. Кренясь под ветром и низко пластаясь над землей, поплыли в черном небе гонимые на север черные паруса туч, и, опережая их медлительное и величавое движение, со свистом, с тугим звоном рассекая крыльями повлажневший воздух, наполняя его сдержанно радостным гомоном, устремились к местам вечных гнездовий заждавшиеся на полдороге тепла бесчисленные стаи уток, казарок, гусей.

Задолго до восхода солнца старший агроном Черноярской МТС Николай Стрельцов проснулся. Жалобно скрипели оконные ставни. В трубе тонко скулил ветер. Погромыхивал плохо прибитый лист железа на крыше.

Стрельцов долго лежал на спине, закинув руки за голову, бездумно глядя в сумеречную предрассветную синеву, вслушиваясь то в порывистые всплески ветра, бившегося о стену дома, то в ровное, по-детски тихое дыхание спавшей рядом жены.

Вскоре по крыше дробно застучали дождевые капли, ветер немного притих, и стало слышно, как по водосточному желобу с захлебывающимся бульканьем клокочет, журчит вода и мягко и тяжело падает на отсыревшую землю.

Сон не приходил. Стрельцов поднялся, тихо ступая босыми ногами по скрипящим половицам, прошел к столу, зажег лампу, присел выкурить папиросу. Из щелей между небрежно подогнанными половицами тянуло острым холодом. Стрельцов неловко поджал голенастые ноги, потом устроился поудобнее, прислушался: дождь шел не только не ослабевая, но все более усиливаясь.

"Хорошо-то как! Еще прибавится влаги", – довольно подумал Стрельцов и сейчас же решил поехать утром в поле, посмотреть озимые колхоза "Путь к коммунизму" да кстати заглянуть и на зябь.

Докурив папиросу, он оделся, обул короткие резиновые сапоги, накинул брезентовый плащ, но шапку никак не мог найти. Долго искал ее под вешалкой в полуосвещенной передней, за шкафом, под столом. В спальне, тихонько проходя мимо кровати, на минуту остановился. Ольга спала, повернувшись лицом к стене. По подушке беспорядочно разметались белокурые, с чуть приметной рыжинкой волосы. Ослепительно белое плечико ночной рубашки, почти касаясь коричневой круглой родинки, глубоко врезалось в полное смугловатое плечо.

"Не слышит ни дождя, ни ветра… Спит так, как будто совесть у нее чище чистого", – подумал Стрельцов, с любовью и ненавистью глядя на затененный профиль жены.

Он постоял еще немного возле кровати, закрыв глаза, с глухой болью на сердце воскрешая в памяти несвязные и, быть может, не самые яркие воспоминания о недавнем счастливом прошлом и всем существом своим чувствуя, как медленно и неудержимо покидает его тихая радость, навеянная вот этим предрассветным дождем, бурным ветром, ломающим зимний застой, преддверием трудной и сладостной работы на колхозных полях…

Без шапки Стрельцов вышел на крыльцо. Но не так, как в былые годы, воспринял он теперь свист утиных крыльев в аспидном небе, и уже не с прежней силой охотничьей страсти взволновал его стонущий и влекущий в неведомую даль переклик гусиных стай. Что-то было отравлено в его сознании за тот короткий миг, когда смотрел в родное и в то же время отчужденное лицо жены. Иначе выглядело сейчас все, что окружало Стрельцова. Иным казался ему и весь необъятный, весь безбрежный мир, проснувшийся к новым свершениям жизни…

Дождь все усиливался. Косой, мелкий, спорый, он по-летнему щедро поил землю. Подставив открытую голову дождю и ветру, Стрельцов жадно шевелил ноздрями в тщетной надежде уловить пресный запах оттаявшего чернозема – нахолодавшая земля была бездыханна. И даже первый после зимы дождь – бездушный и бесцветный в предутренних сумерках – был лишен того еле приметного аромата, который так присущ весенним дождям. По крайней мере, так казалось Стрельцову.

Он накинул на голову капюшон плаща, пошел к конюшне, чтобы подложить коню сена. Воронок зачуял хозяина еще издали, тихо заржал, нетерпеливо перебирая задними ногами, гулко стуча подковами по деревянному настилу пола.

В конюшне было тепло и сухо. Пахло далеким летом, степным улежавшимся сеном, конским потом. Стрельцов зажег фонарь, положил в ясли сена, сбросил с головы капюшон.

Коню было скучно одному в темной конюшне. Он нехотя понюхал сено, всхрапнул и потянулся к хозяину, осторожно прихватывая шелковистыми губами кожу на его щеке, но, наткнувшись нежным храпом на жесткую щетину хозяйских усиков, недовольно фыркнул, жарко дохнул в лицо пережеванным сеном и, балуясь, стал жевать рукав плаща. Будучи в добром духе, Стрельцов всегда разговаривал с конем и охотно принимал его ласки. Но сейчас не то было у него настроение. Он грубо оттолкнул коня и пошел к выходу.

Еще не убедившись окончательно в дурном расположении хозяина, Воронок игриво повернулся, загородил крупом проход из станка. Неожиданно для самого себя Стрельцов с силой ударил кулаком по конской спине, хрипло крикнул:

– Разыгрался, черт бы тебя!..

Воронок вздрогнул всем телом, попятился, часто переступая ногами, пугливо прижался боком к стенке. Чувство стыда за свою неоправданную несдержанность шевельнулось в душе Стрельцова. Он снял висевший на гвозде фонарь, но не погасил его, а зачем-то поставил на пол, присел на лежавшее возле двери седло, закурил. Спустя немного сказал тихо:

– Ну извини, брат, мало ли чего не бывает в жизни…

Воронок круто изогнул шею, вывернул фиолетово поблескивающее глазное яблоко, посмотрел на понуро сидящего хозяина, потом стал лениво пережевывать хрупающее на зубах сено.

Грустно пахло на конюшне увядшими степными травами, по-осеннему шепелявил, падая на камышовую крышу, частый дождь, брезжил мутный, серый рассвет… Стрельцов долго сидел, уронив голову, тяжело опираясь локтями о колени. Ему не хотелось идти в дом, где спит жена, не хотелось видеть ее рассыпанные по подушке белокурые, слегка подвитые волосы и эту страшно знакомую круглую родинку на смуглом плече. Здесь, на конюшне, ему было, пожалуй, лучше, покойнее…

Он распахнул дверь, когда почти совсем уже рассвело. Грязные клочья тумана висели над обнаженными тополями. В мутно-сизой мгле тонули постройки МТС и еле видневшийся вдали хутор. Зябко вздрагивали под ветром опаленные морозами, беспомощно тонкие веточки белой акации. И вдруг в предрассветной тишине, исполненное нездешней печали, долетело из вышней, заоблачной синевы и коснулось земли журавлиное курлыканье.

У Стрельцова больно защемило сердце. Он проворно встал и долго, напрягая слух, прислушивался к замирающим голосам журавлиной стаи, потом глухо, как во сне, застонал и проговорил:

– Нет, больше не могу! Надо с Ольгой выяснить до конца… Больше не могу я! Нет моих сил больше!

Так безрадостно начался первый по-настоящему весенний день у раздавленного горем и ревностью Николая Стрельцова. А в этот же день, поутру, когда взошло солнце, на суглинистом пригорке, неподалеку от дома, где жил Стрельцов, выбилось из земли первое перышко первой травинки. Острое бледно-зеленое жальце ее пронизало сопревшую ткань невесть откуда занесенного осенью кленового листа и тотчас поникло под непомерной тяжестью свалившейся на него дождевой капли. Но вскоре южный ветер прошелся низом, влажным прахом рассыпался отживший свое кленовый лист, дрогнув, скатилась на землю капля, и тотчас, вся затрепетав, поднялась, выпрямилась травинка – одинокая, жалкая, неприметная на огромной земле, но упорно и жадно тянущаяся к вечному источнику жизни, к солнцу.

Около скирды соломы, где почва еще не отошла от морозов, трактор "ЧТЗ" круто развернулся и, выбрасывая траками левой гусеницы ледяную стружку, перемешанную с жидкой грязью и соломой, ходко пошел к загону. Но в самом начале загона резко осел назад и, с каждым рывком все глубже погружаясь в черную засасывающую жижу, стал. Синий дым окутал корпус трактора, витым полотнищем разостлался по бурой стерне. Мотор заработал на малых оборотах и заглох.

Тракторист шел к вагончику тракторной бригады, с трудом вытаскивая ноги из грязи, на ходу вытирая руки паклей, вполголоса бранясь.

– Я говорил тебе, Иван Степанович, что сегодня начинать не надо, – вот и засадили трактор. Черт его теперь вызволит! Будут копаться до вечера, – раздраженно говорил Стрельцов, пощипывая черные усики, с нескрываемой досадой глядя на красное, налитое лицо директора МТС.

Легок ли творческий путь писателя? Ведь каждый великий романист с чего-то начинал, испытывал поражения. Чем известен Михаил Шолохов? Произведения, список которых рассмотрим в статье, все посвящены трагедии войны, историческому прошлому.

Произведения Шолохова. Всегда о вечном

Гражданская война 1917 застала Михаила Шолохова еще совсем юным и оставила на его творчестве незабываемый отпечаток. Он родился в 1905 году в семье донских казаков. Но во времена революции примкнул к красным. И все военные перипетии, которые пережила его родная станица, отобразил потом в своем главном романе «Тихий Дон».

После того как юный Михаил приехал учиться в столицу и познакомился с литераторами кружка «Молодая гвардия», он начал делать первые пробы пера, которые оценили как талантливую работу. Первый рассказ опубликован в Московской газете в 1924 году. Он назывался «Родинка». Еще несколько рассказов о казачьей жизни вошли потом в первый сборник писателя — «Донские рассказы».

Шолохов, берясь за новую рукопись, всегда руководствовался правилом — писать только правду. Большинство его книг — это художественно осмысленная история в деталях. В период Отечественной войны писатель был Увиденные страдания людей он передал в неоконченном романе «Они сражались за Родину», а также в рассказе «Судьба человека». Этот рассказ стал для советской России настоящим провозглашением добра и человечности, несмотря на все тяготы быта послевоенной жизни.

Роман, признанный миром. Нобелевская премия

Над самым известным произведением — четырехтомным романом «Тихий Дон» — писатель начал трудиться в возрасте 22 лет. И первый том уже был готов у него к 1927 году. Второй он предоставил печатным изданиям уже к 1928 году. Его талант затронул сердца как советских читателей, так и зарубежных.

Писательская работа Михаила Шолохова оценена в 1965 году, он был награжден за роман «Тихий Дон» самой желанной премией — писатель стал лауреатом Нобелевской премии. Признание получил роман не только как литературное произведение, с живыми характерами героев и захватывающим многоплановым сюжетом, но и как историческая работа, имеющая в своей основе глубокую проработку реальных хроник.

Михаил Шолохов: произведения. Список самых известных

Но признания достойны и другие его романы. Все произведения Шолохова, список которых не мал, заслуживают высокого статуса, так как работал над ними человек сильной, просветленной души и великого разума. Он сумел в гуще бедственных событий прошлого выделить главное - силу и красоту личности, и изменчивость судьбы.

В период работы над «Тихим Доном» Шолохов начал писать второй роман. Тоже большой и с несколькими сюжетными линиями. Книга «Поднятая целина» — это роман о событиях коллективизации. В ней освещены времена заговоров и смертей, связанных с различием взглядов.

Следующим большим историческим романом должна была стать книга «Они сражались за Родину». Но, к сожалению, писатель не успел ее закончить; он умер в 1984 г. на той же станице Вешенской, где родился.

по годам

Огромное трудолюбие писателя проявилось в том, что его книги выходили регулярно, и никакие трудности судьбы, даже война не заставили его бросить работу над прозой. Какие еще есть произведения Шолохова? Список их представлен ниже. Все они стали классикой и российской, и всемирной литературы.

  • 1923 г. — фельетоны в газетах.
  • 1924 г. — сборник «Донские рассказы».
  • 1924 г. — сборник «Лазаревая степь». В него вошли такие рассказы: «Коловерть», «Продкомиссар».
  • 1928 г. — напечатаны сразу 2 тома «Тихого Дона».
  • 1932 г. — 3 том «Тихий Дон» и 1 том «Поднятой целины».
  • 1940 г. — последний 4 том. Весь роман «Тихий Дон» переведен затем на многие европейские и восточные языки.
  • 1942 г. — опубликованы несколько глав из книги «Они сражались за Родину».
  • «Слово о Родине» — рассказ.
  • «Наука ненависти» — рассказ, напечатанный в июле 1942 года.
  • 1956 г. — «Судьба человека».
  • 1956 г. — 2 том романа «Поднятая целина».

Как видим, произведения Шолохова, список которых не так уж и мал, все исторические. Но в то же время в них отображаются и мысли и чувства героев, и уклад жизни казаков того времени, и философия обеих противоборствующих сторон конфликта. Шолохов действительно был талантлив. Ему поставлены памятники во многих городах России и на родной станице, которая сейчас находится в Ростовской области.

Кроме Нобелевской, он получил Ленинскую (в 1960 г.) и 1 степени в 1941-м. А также был награжден международной премией «София», предназначенной для награждения писателей Азии — «Лотос» и премией Всемирного совета мира в области культуры.

Экранизированные произведения Шолохова: список

Книги — это прекрасно! Но жизнь идет своим чередом. С развитием кинематографа были поставлены и сняты многие произведения Шолохова, список фильмов по мотивам книг писателя также большой. Картину по 4 томам романа «Тихий дон» снял наиболее полно режиссер Сергей Герасимович в 1958 г., получив за эту работу несколько наград.

«Мосфильм» снял фильм по рассказу «Судьба человека», в 1961 году экранизирован рассказ «Нахаленок», в 1963 г. снят фильм «Когда казаки плачут», а в 2005-м - короткометражный фильм The colt. Возможно, в будущем будут экранизированы иные произведения Шолохова. Список его работ вдохновляет новых писателей. Все его произведения составляют 8 полноценных томов.

Михаил Александрович Шолохов был свидетелем и участником кровавых событий гражданской войны, что захлестнула нашу страну в начале ХХ века. Отношение казачества к революции, тяжесть выбора правой стороны и необходимость поднимать оружие на братьев - это все было пережито самим писателем. И этот опыт превратился в «Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которых мы и рассмотрим в статье.

О произведении

Рассказы, вошедшие в сборник, - сухие, малоэмоциональные и оттого невероятно достоверные истории жизни разных людей, попавших под беспощадные колеса революционных изменений. Даже смерть изображена с крайней обыденностью, в которой чувствуется невероятный трагизм времени, где уход из жизни привычен и непримечателен.

Делать выводы предоставляют читателю «Донские рассказы» Шолохова. Краткое содержание произведения может служить еще одним доказательством этого.

Всего в состав сборника входит двадцать историй, но мы рассмотрим лишь некоторые из них, так как рамки одной статьи не позволяют описать все «Донские рассказы» Шолохова. Краткое содержание трех произведений будет приведено ниже.

"Продкомиссар"

Главный герой - Игнат Бодягин, он продкомиссар (продовольственный комиссар), то есть человек, отвечающий за сбор и сдачу государству урожая. Он едет в родную станицу, откуда шесть лет назад выгнал его отец. Тогда Игнат заступился за работника, которого Бодягин-старший ударил. Вернувшись, сын узнает, что отца приговорили к расстрелу за отказ сдавать хлеб. Среди красных Бодягин-старший узнает Игната и проклинает, предрекает, что его горе еще отольется сыну, ведь в станицу идут казаки, чтобы истреблять советскую власть. Расстреливают на глазах у сына Бодягина-старшего.

Раздор между близкими людьми прекрасно передает краткое содержание. «Донские рассказы» Шолохова тем и хороши, что без прикрас отражают суровую действительность.

Казаки подступают, бой приближается. Игнат с Тесленко, комендантом трибунала, вынуждены задержаться, чтобы успеть сдать хлеб. В станице начинается восстание. Тесленко и Игнат вынуждены бежать. По дороге Бодягин замечает ребенка в сугробе. Он берет мальчика к себе в седло. Теперь лошадь идет не так быстро, а погоня все ближе.

Понимая, что уйти не удастся, Игнат и Тесленко привязывают мальчика к седлу, пуская лошадь галопом, а сами остаются и гибнут.

"Алешкино сердце": краткое содержание

«Донские рассказы» Шолохова ценны своей историчностью. Они позволяют пережить и прочувствовать страшные события ушедшего времени и сейчас.

Вот уже два года царят засуха и голод. Семья Алеши пять месяцев не ела хлеба. Мальчику удается раздобыть жеребятины, и вечером, объевшись, умирает его сестренка. Девочку хоронят, но собаки ее откапывают и съедают. Поля, старшая сестра Алеши, забирается в дом Макарчихи, богатой соседки. Находит в горшке щи, наедается и засыпает. Хозяйка, вернувшись, убивает ее и выбрасывает тело. На следующую ночь Алешка сам залезает к Макарчихе, та ловит его и избивает.

Мать Лешки гибнет, мальчик бежит из дома и попадает в заготконтору. Здесь он знакомится с политкомом Синицыным, который подкармливает мальчика. Алешка нанимается на работу и ходит в клуб слушать, как читают книги. Узнав, где пропадает мальчик, хозяин избивает его.

Не щадит своих героев Михаил Шолохов. «Донские рассказы» подчас даже кажутся излишне жестокими, но все это потому, что изображается в них лютое время.

Алешка узнает о нападении бандитов и предупреждает Синицына. Ночью красные отбивают нападение, и бандиты прячутся в доме. Алешу ранит осколком гранаты, но мальчик выживает.

"Чужая кровь"

Эта история завершает «Донские рассказы» М. Шолохова. У деда Гаврилы единственный сын, Петр, пропал на войне против красных. Пришла новая власть, и старику некому помочь по хозяйству.

Весной Гаврила со своей старухой начинают пахать землю, все еще надеясь, что сын вернется. Старик заказывает ему тулуп, сапоги и складывает их в сундук.

Возвращается сослуживец Петра Прохор. Он рассказывает о смерти друга. Гаврила не может в это поверить и ходит ночью в степь звать сына.

Начинается продразверстка. К Гавриле приходят забирать хлеб, он спорит и не собирается отдавать нажитое непосильным трудом. Тут подъезжает казак и расстреливает продотрядников. Один из них остается жив, и дед приносит его в избу. Старики выхаживают парня. Он приходит в себя, называется Николаем, но Гаврила с женой зовут его Петром.

Постепенно Николай-Петр выздоравливает, начинает помогать по хозяйству, Гаврила предлагает ему остаться. Но тут с завода, при котором вырос Николай, приходит письмо, и он уезжает. Нет предела горю стариков, вновь потерявших сына, пусть и приемного.

Заключение

Трагичны и безрадостны «Донские рассказы» Шолохова. Краткое содержание - прекрасное тому доказательство. Слишком много смертей и человеческого горя в этих историях.

Начиная изучать творчество писателя - уделите внимание произведениям, которые находятся на вершине этого рейтинга. Смело нажимайте на стрелочки - вверх и вниз, если считаете, что какое-то произведение должно находиться выше или ниже в списке. В результате общих усилий, в том числе, на основании ваших оценок мы и получим самый адекватный рейтинг книг Михаила Шолохова.

    В предлагаемую вашему вниманию аудиокнигу вошло несколько рассказов Михаила Александровича Шолохова из донского цикла, мастерски прочитанных его земляком Игорем Георгиевичем Тарадайкиным. Михаил Шолохов был свидетелем и участником кровавых событий гражданской войны, захлестнувшей нашу страну в начале ХХ века. Отношение казачества к революции, тяжесть выбора правой стороны и необходимость поднимать оружие на братьев – всё это было пережито самим писателем. Рассказы, вошедшие в сборник, – «Родинка», «Коловерть», «Семейный человек», «Чужая кровь» – сухие, малоэмоциональные и оттого невероятно достоверные истории жизни разных людей, попавших под беспощадные колеса революционных изменений. Даже смерть изображена с крайней обыденностью, в которой чувствуется невероятный трагизм времени, где уход из жизни привычен и непримечателен. ... Далее

  • В предлагаемую вашему вниманию аудиокнигу вошло большая часть рассказов из донского цикла Михаила Александровича Шолохова в исполнении заслуженного артиста Российской Федерации Владимира Левашева. Михаил Шолохов был свидетелем и участником кровавых событий гражданской войны, захлестнувшей нашу страну в начале ХХ века. Отношение казачества к революции, тяжесть выбора правой стороны и необходимость поднимать оружие на братьев – всё это было пережито самим писателем. Алёшкино сердце Бахчевник Двухмужняя Жеребёнок Кривая стёжка Лазоревая степь Нахалёнок О Донпродкоме и злоключениях заместителя Донпродкомиссара товарища Птицына О Колчаке, крапиве и прочем Пастух Председатель реввоенсовета республики Продкомиссар Путь-дороженька Смертный враг Червоточина Шибалково семя ... Далее

  • В аудиокнигу включены два рассказа Михаила Шолохова объединённые Великой Отечественной войны. «Наука ненависти» написана в 1942 году и опубликована 22 июня – а первую годовщину начала войны. Сюжет рассказа «Судьба человека» основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. В 1959 году рассказ был экранизирован режиссёром Сергеем Бондарчуком, сыгравшим главную роль. ... Далее

  • Михаила Александровича Шолохова многие поколения читателей знают в первую очередь как автора всенародно любимого романа «Тихий Дон» и таких произведений, как «Донские рассказы», «Они сражались за Родину», «Судьба человека». В 1965 году писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Роман Шолохова «Поднятая целина» входит в число самых известных произведений советской литературы. В станицу Гремячий Лог по заданию партии приезжает коммунист Давыдов. Он готов приступить к коллективизации, и его поддерживают председатель сельсовета Размётнов и секретарь партийной ячейки Нагульнов, но все трое встречают сопротивление со стороны местных жителей. Шолохов создал книгу, оставляющую далеко не однозначное впечатление: главные герои его романа – люди безусловно честные и вызывающие уважение, но вместе с тем одержимые идеей коллективизации («второй большевистской революции»), которая для многих оказалась жестокой и разрушительной. ... Далее

  • Роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон» – одно из наиболее значительных, масштабных и талантливых произведений русскоязычной литературы, принесших автору Нобелевскую премию. Действие романа происходит на фоне важнейших событий в истории России первой половины ХХ века – революции и Гражданской войны, поменявших не только древний уклад донского казачества, к которому принадлежит главный герой Григорий Мелехов, но и судьбу, и облик всей страны. В этом грандиозном произведении нашлось место чуть ли не для всего самого увлекательного, что может предложить читателю художественная литература: здесь и великие исторические реалии, и любовные интриги, и описания давно исчезнувших укладов жизни, многочисленные героические и трагические события, созданные с большой художественной силой и мастерством, тем более поразительными, что Михаилу Шолохову на момент создания первой части романа исполнилось чуть больше двадцати лет. ... Далее

  • В этой книге вы прочтете новеллу «Судьба человека» и «Донские рассказы». «Судьба человека» (1956–1957 гг.) – пронзительный рассказ о временах Великой Отечественной войны. Одно из первых произведений советской литературы, в котором война показана правдиво и наглядно. Плен, немецкие концлагеря, побег, возвращение на фронт, потеря близких, тяжелое послевоенное время, попытка найти родную душу, спастись от одиночества. Рассказ экранизировал Сергей Бондарчук, он же и исполнил в нем главную роль – фильм начинающего режиссера получил главный приз Московского кинофестиваля в 1959 году. «Донские рассказы» (1924–1926 гг.) – это сборник из шести рассказов, описывающих события Гражданской войны. Хотя местом действия остается Дон, с его особым колоритом и специфическим казачьим духом, очевидно, что события в этих новеллах могут быть спроецированы на всю Россию – война обнажает чувства, именно в такое кровавое время, когда стираются границы дозволенного, яснее становится, кто смог сохранить достоинство и остаться Человеком, а кто нет. ... Далее

Шагнул Илья к пьяному, барашковый воротник сграбастал пятернею и шваркнул брюзглое тело об стену. Пьяный охнул, рыгнул, бычачьим бессмысленным взглядом уперся в Илью и, почувствовав на себе жесткие по-звериному глаза парня, повернулся и, спотыкаясь, оглядываясь и падая, побежал по переулку.

Девушка в красном платке и потертой кожанке крепко уцепилась Илье за рукав.

– Спасибо, товарищ… Вот какое спасибо!

– За что он тебя облапил-то? – спросил Илья, конфузливо переминаясь.

– Пьяный, мерзавец… Привязался. В глаза не видала…

Сунула ему девушка в руки листок со своим адресом и, пока дошли до Зубовской площади, все твердила:

– Заходите, товарищ, по свободе. Рада буду…

Пришел Илья к ней как-то в субботу, поднялся на шестой этаж, у ошарпанной двери с надписью «Анна Бодрухина» остановился, в темноте пошарил рукою, нащупывая дверную ручку, и осторожненько постучался. Отворила дверь сама, стала на пороге, близоруко щурясь, потом угадала, пыхнула улыбкой.

– Заходите, заходите.

Ломая смущение, сел Илья на краешек стула, оглядывался кругом робко, на вопросы выдавливал из себя кургузые и тяжелые слова:

– Костромской… плотник… на заработки приехал… двадцать первый год мне.

А когда ненароком обмолвился, что сбежал от женитьбы и богомольной невесты, девушка смехом рассыпалась, привязалась:

– Расскажи да расскажи.

И, глядя на румяное лицо, полыхавшее смехом, сам рассмеялся Илья; неуклюже махая руками, долго рассказывал про все, и вместе перемежали рассказ хохотом молодым, по-весеннему. С тех пор заходил чаще. Комнатка с вылинявшими обоями и портретом Ильича с сердцем сроднилась. После работы тянуло пойти посидеть с нею, послушать немудрый рассказ про Ильича и поглядеть в глаза ее серые, светлой голубизны.

Весенней грязью цвели улицы города. Как-то зашел прямо с работы, возле двери поставил он инструмент, взялся за дверную ручку и обжегся знобким холодком. На дверях на клочке бумаги знакомым, косым почерком: «Уехала на месяц в командировку в Иваново-Вознесенск».

Шел по лестнице вниз, заглядывая в черный пролет, под ноги сплевывал клейкую слюну. Сердце щемила скука. Высчитал, через сколько дней вернется, и чем ближе подползал желанный день, тем острее росло нетерпение.

В пятницу не пошел на работу – с утра, не евши, ушел в знакомый переулок, залитый сочным запахом цветущих тополей, встречал и провожал глазами каждую красную повязку. Перед вечером увидал, как вышла она из переулка, не сдержался и побежал навстречу.

Опять вечерами с нею – или на квартире, или в комсомольском клубе. Выучила Илью читать по складам, потом писать. Ручка в пальцах у Ильи листком осиновым трясется, на бумагу бросает кляксы; оттого, что близко к нему нагибается красная повязка, у Ильи в голове будто кузница стучит в висках размеренно и жарко.

Прыгает ручка в пальцах, выводит на бумажном листе широкоплечие, сутулые буквы, такие же, как и сам Илья, а в глазах туман, туман…

Месяц спустя секретарю ячейки постройкома подал Илья заявление о принятии в члены РЛКСМ, да не простое заявление, а написанное рукою самого Ильи, со строчками косыми и курчавыми, упавшими на бумагу, как пенистые стружки из-под рубанка.

А через неделю вечером встретила его Анна у подъезда застывшей шестиэтажной махины, крикнула обрадованно и звонко:

– Привет товарищу Илье – комсомольцу!..

– Ну, Илья, время уже два часа. Тебе пора идти домой.

– Погоди, аль не успеешь выспаться?

– Я вторую ночь и так не сплю. Иди, Илья.

– Больно на улице грязно… Дома хозяйка-то лается: «Таскаешься, а мне за всеми вами отпирать да запирать дверь вовсе без надобности…»

– Тогда уходи раньше, не засиживайся до полночи.

– Может, у тебя можно… где-нибудь… Переночевать?

Встала Анна из-за стола, повернулась к свету спиной. На лбу косая, поперечная морщина легла канавой.

– Ты вот что, Илья… если подбираешься ко мне, то отчаливай. Вижу я за последние дни, к чему ты клонишь… Было бы тебе известно, что я замужняя. Муж четвертый месяц работает в Иваново-Вознесенске, и я уезжаю к нему на днях…

У Ильи губы словно серым пеплом покрылись.

– Ты за-му-жня-я?

– Да, живу с одним комсомольцем. Я сожалею, что не сказала тебе этого раньше.

На работу не ходил две недели. Лежал на кровати пухлый, позеленевший. Потом встал как-то, потрогал пальцем ржавчиной покрытую пилу и улыбнулся натянуто и криво.

Ребята в ячейке засыпали вопросами, когда пришел:

– Какая тебя болячка укусила? Ты, Илюха, как оживший покойник. Что ты пожелтел-то?

В коридоре клуба наткнулся на секретаря ячейки.

– Илья, ты?

– Где пропадал?

– Хворал… голова что-то болела.

– У нас есть одна командировка на агрономические курсы, согласен?

– Я ведь малограмотный очень. А то бы поехал…

– Не бузи! Там будет подготовка, небось выучат…

Через неделю, вечером, шел Илья с работы на курсы, сзади окликнули:

Оглянулся – она, Анна, догоняет и издали улыбается. Крепко пожала руку.

– Ну, как живешь? Я слышала, что ты учишься?

– Помаленьку, и живу и учусь. Спасибо, что грамоте научила.

Шли рядом, но от близости красной повязки уж не кружилась голова. Перед прощанием спросила, улыбаясь и глядя в сторону:

– А та болячка зажила?

– Учусь, как землю от разных болячек лечить, а на энту… – Махнул рукой, перекинул инструмент с правого плеча на левое и зашагал, улыбаясь, дальше – грузный и неловкий.

Алешкино сердце

Два лета подряд засуха дочерна вылизывала мужицкие поля. Два лета подряд жестокий восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы хлебов и сушил устремленные на высохшую степь глаза мужиков и скупые, колючие мужицкие слезы. Следом шагал голод. Алешка представлял себе его большущим безглазым человеком: идет он бездорожно, шарит руками по поселкам, хуторам, станицам, душит людей и вот-вот черствыми пальцами насмерть стиснет Алешкино сердце.

У Алешки большой, обвислый живот, ноги пухлые… Тронет пальцем голубовато-багровую икру, сначала образуется белая ямка, а потом медленно-медленно над ямкой волдыриками пухнет кожа, и то место, где тронул пальцем, долго наливается землянистой кровью.

Уши Алешки, нос, скулы, подбородок туго, до отказа, обтянуты кожей, а кожа – как сохлая вишневая кора. Глаза упали так глубоко внутрь, что кажутся пустыми впадинами. Алешке четырнадцать лет. Не видит хлеба Алешка пятый месяц. Алешка пухнет с голоду.

Ранним утром, когда цветущие сибирьки рассыпают у плетней медвяный и приторный запах, когда пчелы нетрезво качаются на их желтых цветках, а утро, сполоснутое росою, звенит прозрачной тишиной, Алешка, раскачиваясь от ветра, добрел до канавы, стоная, долго перелазил через нее и сел возле плетня, припотевшего от росы. От радости сладко кружилась Алешкина голова, тосковало под ложечкой. Потому кружилась радостно голова, что рядом с Алешкиными голубыми и неподвижными ногами лежал еще теплый трупик жеребенка.

На сносях была соседская кобыла. Недоглядели хозяева, и на прогоне пузатую кобылу пырнул под живот крутыми рогами хуторской бугай – скинула кобыла. Тепленький, парной от крови, лежит у плетня жеребенок; рядом Алешка сидит, упираясь в землю суставчатыми ладонями, и смеется, смеется…

Попробовал Алешка всего поднять, не под силу. Вернулся домой, взял нож. Пока дошел до плетня, а на том месте, где жеребенок лежал, собаки склубились, дерутся и тянут по пыльной земле розоватое мясо. Из Алешкиного перекошенного рта: «А-а-а…» Спотыкаясь, размахивая ножом, побежал на собак. Собрал в кучу всё до последней тоненькой кишочки, половинами перетаскал домой.

К вечеру, объевшись волокнистого мяса, умерла Алешкина сестренка – младшая, черноглазая.

Похожие публикации