Корректировка резкости и размытия изображения. Как уменьшить шум в фотографии: шумодавы

(Необязательно) Если изображение содержит несколько слоев, выберите для работы слой с изображением, резкость которого нужно отрегулировать. За один прием фильтр «Контурная резкость» можно применять только к одному слою, даже если слои связаны или сгруппированы. Перед тем как применять фильтр «Контурная резкость», можно объединить слои.

Выберите «Фильтр» > «Резкость» > «Контурная резкость». Убедитесь, что параметр «Просмотр» выбран.

Примечание.

Щелкните изображение в окне предварительного просмотра и удерживайте кнопку мыши, чтобы увидеть изображение без регулировки резкости. Увидеть различные части изображения в окне предварительного просмотра можно с помощью перетаскивания, а кнопки «+» или «–» управляют масштабом изображения.

Несмотря на то, что в диалоговом окне «Контурная резкость» есть собственное окно предварительного просмотра, диалоговое окно лучше всего сдвинуть так, чтобы результаты применения фильтра было видно в окне документа.

Чтобы определить количество обработанных фильтром пикселов вокруг пикселов, расположенных по краям, перетащите ползунок параметра «Радиус» или введите соответствующее значение. Чем больше значение радиуса, тем шире распространяются эффекты краев. Чем шире распространяется эффект контуров, тем больше видна будет увеличенная резкость.

Значение радиуса может различаться в зависимости от вкуса пользователя, а также от размера конечной репродукции и метода вывода. Для изображений с высоким разрешением обычно рекомендуются значения радиуса 1 и 2. При меньшем значении увеличивается резкость пикселов только самих контуров, тогда как при большем значении увеличение резкости охватывает более широкую область пикселов. На печати этот эффект не так заметен, как на экране, поскольку на печатном изображении с высоким разрешением двухпиксельный радиус занимает меньше места.

Чтобы задать степень увеличения контрастности пикселов, перетащите ползунок параметра «Эффект» или введите соответствующее значение. Для изображений, которые распечатываются с высоким разрешением, обычно рекомендуются значения от 150% до 200%.

Задайте разницу, в зависимости от которой рассматриваемые пикселы будут распознаваться по сравнению с окружающими пикселами как контуры для последующей обработки фильтром. Для этого перетащите ползунок параметра «Порог» или введите соответствующее значение. Например, порог равный 4 означает обработку всех пикселов, тоновые значения которых по шкале от 0 до 255 отличаются на 4 единицы и более. Таким образом, смежные пикселы со значениями 128 и 129 обрабатываться не будут. Чтобы избежать шума или постеризации (например, на изображениях с телесными тонами), рекомендуется использовать маску краев или попытаться подобрать пороговое значение от 2 до 20. Пороговое значение по умолчанию (0) означает увеличение резкости всего изображения.

Как правило, слово “шум” наиболее часто используется для описания звука, зачастую громкого и вызывающего раздражение или другую негативную реакцию. Но иногда шумом подразумевается не только звуковое искажение, мешающее передаче сигнала или информации.

В области фотографии словом шум обозначается зернистость и ложная передача цвета на изображении, что зачастую приводит к потере деталей и искажению цветопередачи.

Шум - это те же самые электронные помехи, которые вы наблюдаете на экране телевизора, слышите по радио или во время телефонного разговора. В камерах такой шум представляется чем-то вроде гранул песка, которые по мере увеличения помех сами увеличиваются в размере, цветовых вариациях и становятся все более беспорядочными. В большинстве случаев, хорошие камеры способны вполне удовлетворительно смягчить шум, а камеры с полнокадровыми матрицами справляются с этой задачей лучше всего.

Шум на фотографиях увеличивается по мере увеличения значения ISO или при удлинении выдержки, поскольку тогда увеличивается так называемое соотношение сигнал-шум. Пытаясь заполучить больше фото-информации, мы усиливаем сигнал, но это неизбежно приводит к погрешностям в передаче (соответственно к появлению шума).

Это изображение ярко иллюстрирует появление крапинок и зерен ошибочных цветов, наличие такого рода шума распространено при использовании больших значений ISO, т.е. когда мы пытаемся сделать изображение светлее и ярче. ISO 3200 на EOS 1D Mark IV.

Возможность камеры уменьшать шум охватывает несколько различных аспектов: размер светочувствительного сенсора, технологии, цифровой процессор, программное обеспечение и вклад самого фотографа (настройки камеры и пр.). Чтобы изначально создавать фотографии с минимальным количеством шума, необходимо ознакомиться со всеми факторами, влияющими на их появление.

Уменьшение шума

Функция подавления шума, грубо говоря, очищает сигнал, полученный камерой. Алгоритмы шумоподавления стараются устранить различные виды помех, которые на фотографиях выражаются в виде шумов.

Даже после незначительного уменьшения шума наблюдается заметное улучшение общего вида картинки. Были убраны ложные цвета, зернистость стала более равномерной, а также была увеличена детализация.

Снимок кольца, сделанный с использованием дневного света и светодиода на низкой мощности, чтобы добавить сверкание. Настройки камеры: 1/100sec, f/8.0, ISO 3200, 100mm macro. В программе Lightroom была применена функция подавления шума.

Совсем избавиться от шума невозможно, поскольку сигнал не может быть идеально чистым. Подавление шума не эквивалентно его полному устранению. Кроме того, чрезмерное использование функции шумоподавления может привести к потере качества изображения. Поэтому без фанатизма всегда подбирайте наиболее оптимальные значения, не влияющие на качество фотографии.

При чрезмерном шумоподавлении теряются как детали, так и резкость изображения.

Как и в отношении камеры, подавление шума во время постобработки является, по сути, балансировкой между изначальными возможностями камеры, возможностями используемого программного обеспечения и пользовательскими настройками.

Функция подавления шума в Lightroom

В модуле Develop в программе Adobe Photoshop Lightroom вы найдете раздел под названием Detail, где располагаются нужные нам инструменты Sharpening и Noise Reduction. Инструмент Noise Reduction разбивается на два подраздела: Luminance (Яркость) и Color (Цвет). Каждая из категорий имеет свой набор корректирующих слайдеров.

Слайдер Luminance отвечает за зернистость, а слайдер Color за цвет шума. Соответственно первый слайдер будет смягчать зернистость, в то время, как второй будет работать с элементами, цвет которых выбивается из общей картины. Поскольку программа разграничивает области подавления шума, вы можете понять, какой тип шума преобладает на вашей фотографии.

Подавление шума Luminance

В первой секции инструмента Noise Reduction находятся слайдеры, относящиеся к Luminance (Яркость): Luminance, Detail и Contrast. Они контролируют три аспекта яркостного шума.

Эффект наиболее заметен при движении первого ползунка Luminance, остальные два ползунка вносят более тонкие изменения

  • Ползунок Luminance фокусируется на зернистости шума. По мере увеличения эффекта, зерна будут всё больше и больше сливаться. Если вы уведете ползунок слишком далеко, то такие детали, как волосы и текстура ткани просто пропадут.
  • Следующий ползунок Detail (Детализация) регулирует порог эффекта, который создает изменение в Luminance. То есть он помогает восстановить некоторые детали, которые были потеряны после использования слайдера, отвечающего за яркость шума (Luminance).
  • И наконец, слайдер Contrast (Контраст) влияет на контраст каждого отдельного “зерна”. Работает он аналогично стандартному инструменту, отвечающему за контрастность, но в меньшем масштабе. Эффект от его использования трудноуловим даже при значении 100.

Подавление шума Color

Эффект наиболее заметен при движении первого ползунка Color, остальные два ползунка вносят более тонкие изменения.

  • Слайдер Color воздействует на “цветную рябь” на вашей фотографии, приводя пиксели к цветовой однородности. Но если вы уведете слайдер слишком далеко, то все похожие цвета смешаются и сгладятся.
  • Слайдер Detail работает аналогично одноименному слайдеру в секции Luminance и регулирует порог создаваемого эффекта.
  • Слайдер Smoothness определяет, насколько плавным будет переход между исправленными цветами. Он аналогичен ползунку Contrast. Его эффект также едва уловим.

Другие инструменты для подавления шума

Иногда возникает потребность применить функцию подавления шума выборочно, т.е. не ко всем участкам изображения. Три инструмента в программе LightRoom позволяют сделать это: Radial Filter, Gradient Filter и Adjustment Brush. Каждый из этих инструментов имеет слайдер, с помощью которого можно отрегулировать шум только в тех областях, к которым был применен данный инструмент.

Выборочное применение функции подавления шума особенно полезно в случаях, когда глобальное изменение приведет потере качества изображения или когда вы хотите обладать большим контролем над применением данного эффекта. К примеру, при увеличении яркость тени имеют особенность шуметь больше, нежели светлые участки. Вы можете применить один из этих инструментов, чтобы уменьшить шум именно в теневых зонах вашей фотографии.

Повышение резкости и подавление шума

Устаревшая камера, использование очень высоких значений ISO и прочие факторы могут привести к появлению интенсивного шума, который требует подавления. Однако, во многих случаях сильное подавление шума приводит к неприятному последствию, а именно потере деталей и замыленности. Чтобы воспрепятствовать этому эффекту, вы можете применить инструмент Sharpening (Увеличение резкости).

Даже при, казалось бы, незначительном сдвиге ползунка Sharpening происходят весьма значительные изменения. Однако, использование этого инструмента может вновь вернуть шум, от которого мы так упорно избавлялись. На этот случай есть маленькая хитрость, а именно ползунок Masking, который помогает восстановить резкость, не влияя на нашу работу над подавлением шума. При значении 0 эффект применяется ко всей фотографии. При увеличении значения эффект распределяется на меньшую площадь, а именно на края, выделяющиеся высокой контрастностью.

Удерживая клавишу Alt по мере передвижения слайдера, вы можете наблюдать области применения данного эффекта. Белые участки - область применения. Эта функция полезна в случаях, когда главной целью является уменьшение шума, но при этом необходимо оставить границы резкими.

Мы проиллюстрировали разницу между фотографиями с различными показателями Masking. Для первой фотографии было выставлено значение 80%, а для второй 20%.

Большим преимуществом использования маски для увеличения резкости (Sharpening) вкупе с инструментом шумоподавления (Noise Reduction) является то, что это дает возможность выставлять большие значения Noise Reduction, но при этом оставлять резкими границы. Такая установка подходит для обработки кожи, стен, неба и других ровных поверхностей.

Пресеты для уменьшения шума

Конечной задачей данного урока является создание пресетов в Lightroom с учетом используемых камер и значений ISO для дальнейшего многоразового использования. Вообще пресеты - это залог значительной экономии времени. Приведу пример из личного опыта. Шум, который появляется на фотографиях, сделанных моим Canon EOS 1D Mark IV, при ISO 3200 и выше становится весьма заметным, поэтому я создал пресеты для конкретных параметров.

В зависимости от параметров, установленных на вашей камере и её характеристик, вы можете применить также и дополнительные манипуляции к пресетам, такие как Hue-Saturation (Цветовой тон/ Насыщенность), Luminance (Яркость) и пр.

Обведенный пресет я создал для редактирования фотографий, которые я снимаю в определенном месте, где чаще всего использую ISO 3200. Со временем к этому пресету я добавил пользовательские настройки баланса белого. Теперь в один клик я могу отредактировать (избавиться от шума и выправить баланс белого) все фотографии, снятые в данных условиях.

Заключение

И хотя работа над шумом начинается уже непосредственно во время съемки (низкие значения ISO, правильная экспозиция), но тем не менее важно уметь избавляться от шума во время постобработки. Ваша камера сделает все зависящее от неё, а Lightroom улучшит результат. Применение правильной техники шумоподавления позволит вам публиковать и печатать фотографии в более крупном формате. Использование пресетов будет значительно экономить ваше время, затраченное на постобработку.

Уменьшить шум на любой фотографии или изображении теперь стало реально с версией Photoshop CS2. Данная программа имеет функцию, которая называется «Уменьшить шум». Вам не удастся полностью удалить его, не зацепив важные детали объекта картинки, но есть реальная возможность значительно улучшить резкость фото. В этой статье будут рассмотрены основные способы того, как убирать шумы в "Фотошопе": цвета, яркости и других артефактов изображений

Почему на фотографиях появляются артефакты? Дело в том, что не каждая фотокамера способна качественно заснять объект в сумрачное время. Даже если в здании плохое освещение, то фото, созданное некачественной камерой, получается с шумами, которые необходимо убрать. Именно это и осуществляет шумодав для фотошопа, не причиняя ущерба фотографии.

Основные типы шумов на фотографии

Как уже говорилось выше, существует три основных вида шумов на изображении. яркости, цвета и другие дефекты изображения разрешения JPEG. Приближая заснятый объект на некоторых фотографиях, можно увидеть синие, зеленые и красные пиксели по его контурам. Такой артефакт - это цветовой шум, который можно уменьшить с помощью специально предназначенного для этого фильтра "Фотошопа". Рассмотрим, как он работает. В меню ищем пункт «Фильтр», клацая по нему, выбираем из выпадающего списка «Шум» -> «Уменьшить шум…» и приступаем к настройкам редактирования фотографии.

Фильтр - это не программа для фотошопа фотографий, а обычная дополнительно встроенная функция. Необходимо более детально рассмотреть с которым вам придется столкнуться во время редактирования снимка.

Окно настроек

Фильтр уменьшения шума содержит достаточно большую область предпросмотра с левой стороны и несколько секций с настройками различных справа. Как и в рабочей области "Фотошопа", в окне настроек сразу же можно видеть изменения, внесенные в изображение.

  • интенсивности;
  • уменьшения шума цветов;
  • резкости;
  • уровня хранения контура детали.

Большинство настроек редактируется в процентном соотношении с помощью ползунка, а интенсивность - по десятибалльной шкале. Благодаря таким легким установкам и интуитивно понятному окну редактирования, вы легко разберетесь с вопросом о том, как убирать шумы в "Фотошопе". Для того чтобы получить максимально качественный результат по уменьшению шумов необходимо прежде всего установить все ползунки на нулевой уровень и проверить, не стоит ли галочка возле удаления артефактов JPEG. После этого можно начинать настраивать разные шумовые эффекты под оптимальный уровень фотографии.

Область просмотра можно приближать и отдалять, увеличивая и уменьшая объекты на фотографии. Так внесенные в изображение изменения заметны гораздо лучше.

Редактирование цветового шума

Начнем редактирование фотографии с уменьшения цветового шума. Что он собой представляет? Это синие, зеленые и красные пиксели вокруг контура объекта. Их мы и попытаемся убрать, используя всего-навсего фильтр уменьшения шума. Итак, приступим.

  1. После того как мы загрузили фотографию и выбрали пункт "Уменьшить шум", в "Фотошопе" появляется окно, в котором нам необходимо увеличить фотографию, чтобы были видны красные, зеленые и синие точки.
  2. Далее приступаем к их удалению путем перетаскивания ползунка на линейке с названием уменьшения шумов цветов. Во время редактирования сразу смотрим в области предварительного просмотра на результат. Как только разноцветные точки исчезают, сразу можно остановить на необходимом уровне ползунок и переходить к редактированию следующего типа шума. Нельзя конкретно сказать, какое процентное соотношение выбрать, ведь каждое фото уникально и отличается своими артефактами.

Как уменьшить шум яркости картинки в Photoshop

После удаления цветового дефекта вы все еще не довольны результатом и все еще задаетесь вопросом о том, как в "Фотошопе" убрать шумы с фотографии? Следующим этапом можно назвать уменьшение шума яркости. В отличие от предыдущего дефекта, на фотографии появляются черные, серые и белые точки. Это и есть шум яркости. Чтобы избавиться от него, необходимо проделать двухэтапное регулирование настроек. Прежде всего, необходимо установить ползунок интенсивности на нулевой уровень и далее начать настройки. Важно помнить, что фотография должна оставаться как можно более реалистичной. Чтобы добиться такого результата, необходимо смотреть на окно предварительного просмотра и сравнивать с изначальным изображением. Вместе с настройками интенсивности важно сохранить детали. Поэтому следим не только за исчезновением шума, но и за сохранностью объекта.

Расширенные настройки фильтра

Если никакие редакторы фотографий на компьютере не способны убрать шум без значительной потери деталей изображения, тогда помогут расширенные настройки шумоподавляющего фильтра. Они находятся в том же окне, что и обычные установки, единственное отличие в том, что необходимо переместить галочку с пункта «Основное» на пункт «Дополнительно». Справа от окна редактирования появятся новые настройки. Необходимо нажать на вкладку с названием «На канал». Как убирать шумы в "Фотошопе" с помощью этого небольшого дополнения? Суть в том, что тут можно избавляться от дефектов отдельно по каждому каналу. Так, например, есть одна линия уменьшения синих пикселей, другая для удаления зеленых и отдельная для красных точек. По каждой из них можно редактировать интенсивность шума яркости и сохранения детали на каждом из каналов.

Почему именно три этих канала необходимо редактировать? Дело в том, что большинство изображений создано на основе синего, красного и зеленого цветов. Можно предположить, что именно на каком-то одном канале будет гораздо больше шумов, чем на другом. Именно поэтому эффективно их подавлять по отдельности. Это приводит к тому, что детали объектов на изображении будут гораздо лучше сохраняться.

Как убирать шумы в "Фотошопе" с помощью шумоподавляющего фильтра, мы разобрали, теперь стоит уделить немного внимания артефактам формата JPEG во время сохранения фотографии.

Артефакты формата JPEG

Что собой представляет данный дефект и почему он появляется? Независимо от того, какое изображение используется: свежее, только что сделанное качественной фотокамерой, или уже сохраненное в Photoshop с расширением.jpeg - во время сжатия на снимке появляются шумы. Даже не важно, какие редакторы фотографий на компьютере вы используете, изображение JPEG всегда будет менее качественное, возможно, даже будет выглядеть отдельными пикселями. Чтобы избавиться от таких дефектов, необходимо установить галочку возле пункта для удаления артефактов JPEG в окне настроек шумоподавляющего фильтра. Такие действия приведут к решению вопроса: "Как улучшить фотографию в «Фотошопе»?"

  • Установите изначальные параметры шумоподавляющего фильтра на нулевую позицию, перетащив все ползунки в левую сторону. Затем производите регулирование, начиная с цветового шума.
  • Наблюдайте за результатом сразу в окне предпросмотра. Приближайте и отдаляйте изображение в нем для максимально качественного эффекта.
  • Если не удается очистить фотографию от шумов, зайдите в дополнительные настройки фильтра и поканально избавьтесь от зеленых, красных и синих точек вокруг объекта.

Другие фотографий на компьютер по улучшению изображений

На сегодняшний день существует масса различных программ по удалению артефактов фотографии, ряби и шумов. А все для того, чтобы ваши снимки были максимально качественными и красивыми. Не обязательно пользоваться Photoshop, чтобы убрать шум яркости и цвета с вашего фото. Можно скачать специально созданную программу для этих целей, например, такую как Color Reconstructor. Или дополнительно установить плагин Adobe Photoshop Camera Raw - это особая программа для фотошопа. Фотографий в ней можно обрабатывать огромное количество, причем с любым известным графическим расширением и типом сжатия. Но чтобы ваш снимок выглядел максимально качественно и красиво, необходимо не только уметь правильно обрабатывать изображения, но и подбирать качественный фотоаппарат.

В первой части этого урока мы разобрали причины появления шума в фотографии , его составные, и что делать, чтобы не провоцировать их появление. В этом уроке мы узнаем как уменьшить шумы в Фотошопе, Capture One, Digital Photo Professional и Lightroom . Все эти программы имеют инструмент для уменьшения шума в фотографии, именуемый на жаргоне фотографов «шумодав ».

    На данном этапе необходимо понимать что:
  • Если во время съемки есть только две альтернативы: сделать кадр без шумов (низкая чувствительность матрицы фотокамеры) но нерезкий, или с шумами, но резкий, то я выбираю второй вариант. Ибо от нерезкости уже не избавиться, а вот с шумами побороться еще можно.
  • Не всегда надо полностью удалять шумы в фотографии, часто достаточно лишь уменьшить его уровень до приемлемого.
  • Яркостный и хроматический шумы удаляются по-разному.
  • При 100% масштабе снимка на мониторе мы видим шумы в несколько раз большие по площади, чем они будут на отпечатке, в полиграфическом издании или онлайновом фотоальбоме.

В этом уроке встречаются большие фотографии, которые автоматически масштабируются, если размер вашего экрана меньше необходимого. Когда это произойдет, то в верхнем правом углу фотографии появится кнопка увеличения до 100%. Только этот масштаб позволит вам точно оценивать силу и размер шумов. Чтобы посмотреть те части иллюстрации, которые оказались скрыты, перетаскивайте изображение мышью за ее центральную часть. Чтобы закрыть фотографию и вернуться к статье нажмите клавишу Esc.

Исходные условия: в моей камере отключены все шумодавы, съемка ведется в формат RAW , чувствительность установлена на 3200 единиц (я еще допускаю такое ее значение в своих съемках) и 6400 единиц (посмотрим, могу ли я использовать эту чувствительность в экстренном случае). Для контроля был снят кадр на чувствительности матрицы 100 единиц. Для всех снимков была сделана экспокоррекция +0,5 ступени. Это несколько увеличило уровень шумов на фотографиях, но во время съемки случаются ошибки по экспозиции, поэтому такая коррекция ближе к практической ситуации для фотографа. Из тестовых снимков были вырезаны (фото 1 ): а) фрагмент с упаковки корма Шныря (для контроля резкости по тексту и искажений цвета); б) шкала с полями различной светлоты (контроль силы шумов в разных тональностях); в) фрагмент тела мифического существа Гавы (для пущей красоты). На фото 2 мы видим, что с увеличением чувствительности растут шумовые пятна на всех полях мишеней, что вполне естественно и ожидаемо.

Фото 1: тестовая фотография.
Фото 2: увеличение чувствительности матрицы фотокамеры приводит к усилению шумов.
Фото 3: ослабление яркостных шумов уменьшает резкость мелких деталей в снимке.

Как убрать шум в Фотошопе (Photoshop).

Ах, проказники, снимали не в формат RAW или забыли убрать шум на этапе конвертирования RAW-файла? Бывает и такое. Открываем в Фотошопе нашу фотографию, далее в меню: Filter > Noise > Reduce Noise… (Фильтр > Шум > Уменьшить шум…). Вот наш первый тестируемый шумодав.

Яркостный шум. Именно первые два ползунка (Strength и Preserve Details) отвечают за его уменьшение. Если потянуть Strength (Сила) к правому краю, то мы увидим, что яркостные шумы уменьшаются, но и текст становится более размытым (фото 3 ). Главное зло яркостных шумов: борьба с ними приводит к снижению резкости и деталировки фотографии. Внимательный читатель заметит, что ползунок Preserve Details (Сохранить детали), как раз, и предназначен для того, чтобы изображение не потеряло в качестве. Двиньте второй ползунок правее, и вы увидите, что резкость и деталировка возвращаются. Но с ней возвращаются и шумы, получается «поменяли шило на мыло». Установки, которые использовал для ISO 3200: Strength – 9, Preserve Details 6%. Если в вашей фотографии нет мелких деталей, как текст, фактура, то Preserve Details можно уменьшить вплоть до 0. Для ISO 6400 данные настройки оказались слабоваты, поэтому Strength я увеличил до 10, а Details было уменьшено до 3%, несколько в ущерб резкости текста (фото 5 ).

Хроматический (цветной) шум кажется меньшим злом. Двинув ползунок Reduce Color Noise до максимального значения (фото 4 ) резкость текста не снижается, цветовые шумы почти исчезают, но объекты небольшого размера теряют насыщенность цвета (посмотрите на красное и синее поле). Так же обратите внимание, что вокруг красных плашек образуется цветной ореол. Иногда, такое изменение цвета мелких деталей может быть критичным и невозможным для фотоснимка. Поэтому, надо стараться применять шумоподавление в минимальной степени: для ISO 3200 я применил значение Reduce Color Noise 70%, а для ISO 6400 – 100%.

На фото 5 и 6 вы видите итог работы шумодава в Фотошопе. Если для ISO 3200 после щумоподавления шумы проявляют себя на терпимом уровне и еще остаётся некоторый резерв по их большему подавлению, то для ISO 6400 они уже чрезмерны для некоторых съемок, и я бы старался всячески избегать использования этой чувствительности матрицы.

Фото 4: уменьшение цветного шума может привести к снижению насыщенности цвета деталей и цветным ореолам.
Фото 5: уменьшили шум в Фотошопе, ISO 3200.
Фото 6: результат применения шумодава Фотошопа для ISO 6400.

Выводы: уменьшение яркостных шумов невозможно без снижения резкости фотографии. Применение шумодава дает возможность использования чувствительности 3200 единиц, но чувствительность 6400 может не подойти при повышенных требованияхк качеству фотографии. Если делать фотографии для интернета или печати небольшого размера, то я допустимо использование чувствительности 6400 единиц. Уменьшая яркостные шумы в фотографии, мы не избавляемся от хроматических, и наоборот.

Уменьшение хроматического шума в фотографии иногда может оказаться незамеченным зрителем. Но если при съемке важна точность цветопередачи в небольших деталях, то чрезмерное использование настроек шумодава в Фотошопе недопустимо, например при предметной съемке или в фуд-фотографии . Чем «нежнее» установки шумодава мы используем (не только у Фотошопа, вообще любого), тем качественней наше изображение после обработки.

Digital Photo Professional

Вторым для этого урока я выбрал Canon Digital Photo Professional (далее DPP). Это очень простой конвертор RAW-файлов для фотокамер Canon и именно с его помощью я знакомлю студентов курса фотографии для начинающих с возможностями RAW-формата. Для того чтобы попасть на шумодав DPP надо на Tool Palette (палитре инструментов) выбрать вкладку NR/Lens/AOL. Нас, естественно, интересует блок Noise reduction (уменьшение шума), в котором находится всего два ползунка: Luminance… - для уменьшения яркостного шума, и Chrominance… - для хроматического (фото 7 ). Как и в случает с шумодавом Фотошопа я постарался применить такие установки в DPP чтобы соблюдался баланс качества для мелких деталей и гладких поверхностей. Для ISO 3200 использовались следующие параметры: Luminance - 7, Chrominance – 12 (фото 8 ). Для ISO 6400 - 12 и 20 соответственно (фото 9 ). Результат очень похож на тот, что был получен в шумодаве Фотошопа.

Настройка шумодава в DPP. Я заметил, что при отключенных в моей фотокамере шумодавах, DPP применяет собственное шумоподавление к RAW-файлам. Каждый раз выключать шумоподавление фотографий не удобно, поэтому надо сделать так, чтобы по умолчанию DPP его не применял. Для этого зайдите в настройки DPP (клавиши Ctrl + K), перейдите на вкладку Tool palette (палитра инструментов), включите переключатель Set as defaults, установите все ползунки на 0, нажмите OK, и перезагрузите DPP (фото 10 ).

Фото 7: шумодав Canon Digital Photo Professional.
Фото 8: результат применения шумодава DPP для ISO 3200.
Фото 9: результат применения того же шумодава для ISO 6400.
Фото 10: настройки шумодава DPP.

Capture One

На сегодняшний день Capture One мой основной конвертор RAW-файлов. Как и в случае с DPP его шумодав (фото 11 ) не отключен, и применяется к RAW-файлом независимо от настроек камеры. Причем, даже тогда, когда в уменьшении шума нет необходимости, например при низкой чувствительности. Я провел небольшое исследование алгоритма работы шумодава в Capture One, и это меня настолько заинтересовало, что я решил почитать справку этого RAW-конвертора. Увы, никакой полезной информации по принципам работы шумодава в Capture One я не нашел. Поэтому далее будут описаны результаты моих домыслов, предположений и изысканий.

Согласно справки Capture One, шумодав этого конвертора меняет свои настройки после анализа файла. Признаюсь, за несколько лет работы в Capture One, я корректировал настройки его шумодава лишь несколько раз. Шумодав работает так нежно, интеллектуально, ненавязчиво и превосходно в автоматическом режиме, что я просто забыл о его существовании.

Первое что я проверил, как улучшится моя фотография когда я уберу настройки шумодава для ISO 100. И ничего не произошло. То есть если нет шумов, то шумодав и не работает. Затем я заметил, что при увеличении чувствительности меняется лишь значение Color (воздействие на цветовые шумы), но не Luminance (яркостные шумы). Тогда я предположил, что при одинаковом значении Luminance и с ростом чувствительности яркостные шумы будут расти пропорционально тому, как это происходит при отсутствии шумоподавления. Не тут-то было. Шумы выросли, но не столь значительно. Не стану гадать, как это происходит, но результат интеллектуальности Capture One меня порадовал.

В следующем эксперименте я попытался найти то минимальное значение настроек шумодава, которое бы меня удовлетворило, и сравнить, насколько мягче мои установки с теми, что предлагает Capture One по умолчанию. Изменения были столь незначительны, что ими можно пренебречь: для ISO 3200 Capture One предлагал значение 25 и 54 (Luminance и Color), я же нашел допустимыми и более мягкие значения: 20 и 50 соответственно. Для ISO 6400 собственные установки шумодава Capture One меня полностью удовлетворили, и я их не трогал (25 и 57).

Есть еще несколько приятностей, позволяющих сделать шумоподавление еще эффективней. Surface (поверхность) позволяет уменьшать шумовые пятна крупного размера на малоконтрастных, гладких поверхностях, не задевая при этом мелкие детали, такие как текст (значение 70 для ISO 3200 и 90 для ISO 6400). Single Pixel позволяет удалять одинопиксельный шум (отдельные выбитые пиксели) без потери мелких деталей. Правда такие пиксели у меня появляются только при ISO 6400 или при перегреве матрицы в режиме Live View. Не смотря на то, что в тесте шумодавов использовалась чувствительность матрицы 6400 единиц, я не задействовал данную настройку Capture one, так как воздействия основных инструментов было достаточно.

Я очень доволен качеством и возможностями шумодава Capture One. В отличие от рассмотренных выше шумодавов, Capture One не создает цветовые ореолы и не уменьшает насыщенность цвета в небольших деталях снимка. Цветные шумы в затененных участка подавляются так же значительно лучше, чем у предыдущих конкурентов. Это говорит о высоком качестве алгоритма работы уменьшения цветового шума. Благодаря действию Surface яркостные шумы тоже выглядят слабее, особенно на однотонных поверхностях.

Результаты шумоподавления в Capture One вы можете увидеть на фото 12 и 13 . Однако, осталось испытать конкурента среди RAW-конверторов - шумодав в Lightroom.

Фото 11: шумодав Capture One.
Фото 12: результат применения шумодава Capture One для ISO 3200.
Фото 13: результат применения того же шумодава для ISO 6400.

Lightroom и Adobe Camera RAW

Я даже скачал новый Lightroom - 4.3... Во всех предыдущих версиях Lightroom, его шумодав, по мнению пользователей, считался слабым звеном и не рекомендовался к использованию. Т.е. после конвертирования RAW-файлов в Lightroom уменьшение шумов надо было выполнять в Фотошопе. Но шумодав Фотошопа сильно проигрывает в качестве работы хотя бы Capture One, и я никак не могу рекомендовать данную цепочку (Lightroom > Фотошоп) для шумоподавления. Краем уха я встречал упоминание на форумах о том, что шумодав Lightroom, начиная с четвертой версии, был улучшен. Желая уточнить эту информацию у опытных пользователей, я вновь попал на форумы по Lightroom. И то, что я там прочел, меня никак не порадовало: тормоза, трудности в работе, глюки, в общем, всё как всегда с конвертором RAW-файлов от Adobe. Это окончательно отвратило меня от установки Lightroom, и вместо его шумодава я буду тестировать аналогичный инструмент Фотошопа – Adobe Camera RAW. Я давно заметил, что настройки этих двух продуктов Adobe идентичны, и приводят к одинаковым результатам после обработки RAW-файлов. То есть алгоритмы работы обеих программ одинаковы (было бы странно одному производителю делать две версии шумодава). Если я не прав, и у вас есть для этого серьезные основания, сообщите мне об этом.

Для того чтобы уменьшить шумы в Adobe Camera RAW необходимо перейти на вкладку Detail (Детали). Этот шумодав имеет больше настроек, нежели шумодав в Фотошопа (фото 14). По умолчанию, для файлов обеих чувствительностей Camera RAW предлагает не уменьшать яркостные шумы, но снижать цветовые (Luminance – 0, Color - 25, Color Detail - 50). При этих установках цветовой шум прекрасно подавлен, и (как в Capture One) я не замечаю цветных ореолов. Прекрасно. Ползунок Color Detail (цветные детали) помогает регулировать (возвращать) насыщенность цвета для небольших деталей (помните, в шумодаве Фотошопе с этим была проблема). Я оставил значение Color Detail по умолчанию, т.е. 50. А вот основную установку Color я снизил до 15 (для ISO 3200) и 20 (ISO 6400).

Яркостные пятна на гладких поверхностях оставались различимыми, но ненавязчивыми при значении Luminance – 55 (для ISO 3200) и 70 (ISO 6400), но при этом давали легкое снижение деталировки текста. Поэтому я выбрал компромиссное значение Luminance Detail – 40 (для ISO 3200) и 50 (ISO 6400).

Мне так понравилось как уменьшает шумы Adobe Camera RAW (фото 15 и 16 ) что я задумался о допустимости более широкого использования чувствительности 6400 на моей фотокамере. Если бы к этому шумодаву добавить настройку Surface как в Capture One, то ему не было бы равных. Интересно, как распределятся места среди лидеров шумодавов в финале этого урока фотографии.

Фото 14: шумодав Adobe Camera RAW (настройки идентичны Lightroom).
Фото 15: результат применения шумодава Adobe Camera RAW для ISO 3200.
Фото 16: результат применения того же шумодава для ISO 6400.

Результаты тестирования шумодавов

Результаты теста шумодавов на фото 17 и 18: худшие - вверху, лучшие - внизу. При съемке с высокими значениями чувствительности я не рекомендую использовать шумодав Фотошопа для растровых изображений и Canon Digital Photo Professional. Основная причина – сильные цветовые ореолы вокруг цветных деталей в фотографии. Так же в этих шумодавах трудно найти компромисс между уровнем яркостных шумов на гладких поверхностях и резкостью мелких деталей. Capture One, на фоне первых двух, выглядит в выигрышном положении, пока в работу не вступает шумодав Adobe Camera RAW. Последний показал, что во многих случаях я могу использовать чувствительность 6400 и для коммерческих съемок: восхитительное уменьшение яркостных шумов для гладких поверхностей при сохранении мелких деталей и хорошая работа по уменьшению цветового шума. На что же жалуются работающие в Lightroom я не понимаю?

Фото 17: Сравнительная таблица шумодавов для ISO 3200.
Фото 18: Сравнительная таблица шумодавов для ISO 6400.
Фото 19: Очаровательный шум.

Заключение

Если во время съемки вы хотите использовать высокие значения чувствительности, то начните бороться с шумами еще на этапе съемки – снимайте в формат RAW. Не перекладывайте процесс уменьшения шумов на Фотошоп, сделайте это в RAW-конверторе при коррекции фотографий. Используйте тот конвертор, который с меньшими потерями (а потери неизбежны) уменьшит шумы в фотографии. Используйте минимальные значения установок шумодава.

Если фотография имеет сильные шумы, то в некоторых случаях можно ограничиться уменьшением лишь цветовых пятен. Оставшиеся яркостные шумы будут очень похожи на зерно фотопленки. Иногда такая имитация зерна даже предпочтительней, чем гладкая картинка цифровой фотокамеры. Например, если вы стилизуете фотографию под старинную. В иных же случаях зерно может дать определенный шарм снимку (фото 19 ). Недаром существуют фильтры Фотошопа, создающие подобное пленочное зерно. Но, это тема для другого урока.

PS: В этом тесте шумодавов использовались не самые новые версии Adobe Camera RAW и Capture One. Поэтому, возможно, что алгоритмы уменьшения шумов в этих программах стали еще более совершенными.
PPS: Не шумите!

(Amanda Quintenz-Fiedler) – увлечённый фотограф, педагог и писатель, вся её жизнь вращается вокруг фотоискусства. Она работала коммерческим и корпоративным фотографом, но в настоящее время сфокусировала свои усилия на жанре fine art. Аманда также регулярно публикуется в нескольких интернет-изданиях, среди которых Digital Photo Pro, Rangefinder, Photographer’s Forum и Macphun blog. Мы перевели для вас статью, в которой фотограф знакомит своих читателей с удобными, простыми и полезными фоторедакторами от Macphun, созданными для различных художественных целей.

Идеальный рабочий процесс для фотографа это когда наилучшее из возможного изображения удаётся захватить при съёмке на фотоаппарат, а затем улучшить снимок во время непродолжительной постобработки. Если вы из тех фотоэнтузиастов, которые не любят сидеть за компьютером весь день, то ещё более предпочтительно прийти к такому алгоритму работы, который отличался бы последовательностью, быстротой, простотой и, желательно, невысокой ценой.

Вот где будут полезны приложения Macphun. Простота и лёгкость использования следующих инструментов позволит больше времени посвящать съёмке и меньше просиживать перед экраном компьютера, чтобы получить нужный эффект. Загрузите бесплатно пробные версии на macphun.com и испытайте эти шесть доступных инструментов.

1. Уменьшить шум

Шум в изображениях – явление нередкое, часто отвлекающее от содержания снимка. Поэтому важно найти способ уменьшить шум, не добавив других проблем.
В целом шум появляется по двум основным причинам:

Невысокое качество фотокамеры (маленький датчик изображения)

Если у вас смартфон последней модели, это ещё не означает, что он справится с качественной съёмкой при слабом освещении. Небольшой размер сенсора и высокое количество пикселей может привести к шуму, которого избежала бы более качественная фотокамера, особенно, когда вы изменяете масштаб, увеличивая объект. Но смартфон всегда при вас и часто лишь с его помощью можно запечатлеть спонтанные моменты.

Высокие значения ISO

И у самых лучших фотокамер есть порог значения ISO, выше которого изображение начинает ухудшаться. Даже при съёмке средь бела дня.

Вне зависимости от съёмочной ситуации, когда увеличивается ISO, шум растёт. Поэтому вам нужен эффективный способ борьбы с ним.


Решение

Компания Macphun создала быстрый, интуитивно понятный инструмент под названием Noiseless, который позволит снизить шумность изображения в пару кликов. Если вы предпочитаете больше контроля над шумоподавлением, структурой или детализацией, то можете применить фильтр или изменить общую непрозрачность, или настроить параметры и сохранить свои собственные.

Совет: Последняя версия Noiseless предлагает пакетную обработку. Так что, если у вас есть набор изображений, снятых в одних и тех же условиях, например, на концерте, то потратив некоторое время, чтобы идеально обработать одно из изображений, воспользуйтесь опцией «Последние сохраненные настройки», чтобы применить их к любому другому изображению.

2. Убрать цвета

Иногда корректируя кадр, хочется не устранить недостатки, а придать снимку тот вид, который больше нравится. Если вы предпочитаете классическую чёрно-белую гамму, то есть отличный способ создавать вневременные монохромные изображения в соответствии с собственным представлением и стилем.

Есть множество инструментов, которые вы можете использовать для создания чёрно-белых фото, в том числе установка монохромного режима в фотоаппарате. Но имейте в виду, что при автоматической съёмке без цветности, вы потеряете некоторую гибкость в постобработке.

Совет: Не преобразовывайте снимки в чёрно-белый цвет в фотокамере без сохранения оригинальной цветной версии, так как цветность вернуть не получится, а убрать яркие цвета всегда успеете.

Лучше подберите удобный инструмент, который можно использовать в постобработке для создания монохромности.



Решение

Macphun предлагает отличный фоторедактор Tonality Pro, позволяющий преобразить снимок одним кликом как с Noiseless, только здесь вас ждут 150 пресетов, которые помогут мгновенно создать желаемый вид. Пресеты удобно представлены в нижней части страницы, нажав на любой из них, вы получите соответствующий вид.

Простора для творчества здесь также хватает. Есть возможность создавать слои и регулировать в каждом через множество ползунков зернистость, текстуру, тона и многое другое, а затем смешивать их, чтобы получить собственный образ. Настройки можно сохранить в качестве пользовательского стиля. Это простой способ применить один и тот же характер обработки к серии изображений и придать им профессиональный вид.

3. Фактор трепета

Вам наверняка попадались на глаза изображения, которые буквально поражали. (Если нет, полистайте наши подборки.)

Подобные снимки, что бы на них ни было запечатлено, получаются не случайно. Если вы хотите, чтобы ваши изображения выглядели так же, над ними нужно поработать.

Вы можете усилить изображения, которые у вас уже есть, выделив конкретные элементы. Если сосредоточитесь на повышении ясности, драмы и деталях, то вашей следующей любимой картинкой станет одна из ваших собственных работ.


Решение

Добавить шарм изображению не так просто на практике как в теории. Один и тот же метод подойдёт не в каждом случае и вам потребуется время, чтобы узнать, чего делать не стоит. Придать снимку замечательный вид за короткое время поможет подходящий для этого инструмент.

Приложение Intensify от Macphun обеспечит вас доступом к широкому набору пресетов, объединённых в группы, которые можно использовать для тонкой настройки, чтобы сделать изображение более «сочным».

Совет: В программе Intensify есть функция слоёв. Вы можете их создавать, усиливая и ослабляя определённые параметры, а затем смешивать. Не забудьте поэкспериментировать с настройками группы Micro Sharpness – «секретным оружием» некоторых профессиональных фотографов.

4. Личный помощник

Самая рутинная часть каждой фотосессии – это определение лучших изображений, достойных внимания. Скажем, большая часть из 200 концертных или свадебных фотографий ни чем примечательна. Но все нужно перебрать и пересмотреть. Хорошо бы иметь личного помощника для подобной работы.

Отчасти роль ассистента играет инструмент, который поможет упорядочивать, редактировать и сохранять лучшие снимки.

Решение

Приложение Snapselect от Macphun автоматически группирует похожие изображения, что позволяет быстро отсортировать их, оценить, удалить дубликаты, определить лучшие кадры.

Совет: Как только у вас определились несколько действительно удачных изображений, воспользуйтесь Macphun App Center для их мгновенной передачи в другие инструменты Macphun для дальнейшего редактирования и окончательной доработки.

5. Совершенное несовершенство

У вас бывало, когда смотрите на отличный снимок и понимаете, что он был бы идеален, если бы только не линии электропередач / незнакомец / самолёт / здание / мусор в фоновом режиме? Или когда портрет симпатичной девушки портит огромный прыщ на лбу?

В жизни довольно неприятностей. Но им не обязательно быть в ваших изображениях. Крайне существенно во время постобработки определять, какая часть снимка остаётся и от чего нужно избавиться. Излишние элементы по краям легко удалить с помощью обрезки, а в середине сцены нежелательные объекты устраняются специальным инструментом. Желательно при этом не провести перед компьютером вечность.

При всём старании не всегда удаётся избежать отвлекающих элементов в кадре. Но красоту вашего идеального изображения можно спасти.

Решение

Существует ряд программ, которые помогают убрать с фотографий лишнее. Как и для других приложений, советуем остановить свой выбор на том варианте, который можно назвать простым, эффективным и доступным.

Snapheal от Macphun – отличная программа, предлагающая различные «режимы стирания», которые позволяют выделить нежелательные объекты в изображении и удалить их как по волшебству. Возможно, сначала придётся поиграть с режимами, чтобы определить который из них лучше работает для разного типа контента.

Совет: Когда вы начинаете работать с Snapheal, поэкспериментируйте с несколькими различными типами изображений, чтобы ознакомиться с процессом. В дальнейшем выбор не составит труда.

6. Привлечь внимание

Иногда при съёмке хочется размыть фон и выделить чёткий объект, но объектив просто не позволяет этого сделать. Либо нет возможности позиционироваться достаточно близко, чтобы сфокусироваться на желаемой композиции, либо диафрагма устанавливается на значении F/5.6, когда нужна широкая F/1.4.

Если вы не можете заполучить желаемое изображение «из фотокамеры», сделайте кадр как можно ближе, поместив объект по центру, а затем отредактируйте снимок в процессе постобработки, чтобы направить к нему внимание зрителей.

Вы обнаружите, что сможете достичь задуманного результата без дорогого макрообъектива и повременить с покупкой светосильного объектива с диафрагмой F/1.4.


Решение

Изменение фокусировки в изображениях обретает всё большую популярность наряду с эффектом tilt-shift, над созданием которого работают в процессе редактирования. Отличный вариант для этих целей – приложение Focus от Macphun.

Вы можете получить эффект выборочного фокуса, размытие объектива, размытие в движении и эффект tilt-shift несколькими щелчками мыши. Программное обеспечение позволяет выбрать зону, тип и интенсивность размытия, чтобы выдвинуть в центр фокусировки главный объект съёмки. Если изображение появилось в вашем воображении, вы сможете воссоздать его с помощью доступных инструментов.

Лучший совет для создания великолепных изображений: сначала сделайте всё возможное, чтобы избежать каких-либо дефектов при съёмке на фотоаппарат, а затем воспользуйтесь перечисленными рекомендациями, чтобы сделать ваши изображения максимально эффектными.

Бесплатные версии всех приложений для редактирования фотографий от Macphun вы найдёте на сайте macphun .

Похожие публикации