Что известно о передаче исаакиевского собора рпц. РПЦ не получит Исаакий: собор останется в собственности города

Информация о том, что Исаакий может отойти РПЦ, появилась в последние дни уходящего 2016 года и взбудоражила город. Хотя ещё осенью 2015 года глава города твёрдо отказал митрополиту Варсонофию в передаче Исаакия, мотивировав это тем, что он приносит городу прибыль.

И вот 10 января слова губернатора звучат как гром среди ясного неба: «Вопрос о передаче Исаакиевского собора в пользование Русской православной церкви решен, но здание полностью сохранит музейные функции». Говорят, Полтавченко договорился о передаче собора во время визита в Петербург патриарха Кирилла в конце декабря.

Жители города в свою очередь опасаются, что в случае передачи Исаакиевского собора РПЦ, будет закрыт целый ряд образовательных, культурных и просветительских программ.

Счета - городу, прибыль - церкви

Председатель парламентской комиссии по культуре Максим Резник намерен инициировать городской референдум, если решение о передаче действительно принято.

«Сегодня нет никаких оснований передавать Исаакиевский собор РПЦ, - говорит Резник. - Во-первых, он никогда церкви не принадлежал, и закон возвращении церковных зданий, на который некоторые ссылаются, здесь не работает. Во-вторых, с точки зрения проведения богослужений в соборе интересы церкви никак не ущемлены. Почему же тогда всеобщее достояние, один из символов Петербурга вдруг должен перейти под крыло одной, пусть и уважаемой, организации? Тем более что РПЦ нам предлагает интересный формат, при котором город будет платить миллионы за содержание собора, а весь доход, полученный от его эксплуатации, уйдёт в «карман» церкви.

Сегодня собор содержит себя сам. Фото: АиФ/ Ксения Матвеева

На какие средства будет проводиться реставрация - большой вопрос. Посмотрите на принадлежащий РПЦ Казанский собор. Во что его превратили после реставрации? Я бы не хотел такой судьбы Исаакию! Также не стоит забывать, что в случае передачи 400 сотрудников музейного комплекса просто окажутся на улице. Я рассчитываю, что губернатор Полтавченко ответит на вопрос, изменилась ли его позиция? В 2015 году мне буквально с помощью шпионской спецоперации удалось узнать о претензиях церкви на Исаакиевский собор. Такие вопросы не должны решаться втихую».

Серьёзная ситуация

Более конкретной позиции Смольного ждёт директор Исаакиевского собора Николай Буров.

«Этой истории 150 лет, время от времени она всплывает и вызывает широкой общественный резонанс, - прокомментировал он ситуацию. - Однако какой-то виток станет последним, и у меня есть основания предполагать, что сейчас ситуация достаточно серьёзная. Но я как руководитель учреждения, нанятый менеджер, должен иметь письменное распоряжение. Здесь нужно учитывать, что Исаакиевский собор сегодня - одно из наиболее успешных учреждений культуры не только в Петербурге, но и в стране. В 2016 году мы достигли отметки в 3 млн 900 тысяч посетителей и заработали более 800 миллионов рублей. Все они уйдут на содержание и реставрацию музея-памятника. Последние несколько десятилетий мы содержим себя сами, что редкость для учреждений культуры».

Тем временем петицию с просьбой не допустить передачу Исаакиевского собора и храма Спаса-на-Крови в ведение РПЦ в интернете уже подписали около 100 тысяч горожан. Её создатели считают, что в противном случае будет полностью ликвидирована образовательная и просветительская составляющая учреждений, поскольку вряд ли РПЦ станет проводить экскурсии, организовывать разнообразные выставки и концерты классической музыки.

При этом за передачу собора выступил депутат Госдумы Виталий Милонов . Он обозвал оппонентов «демонами» и «либерастными петушарами».

«Мы хотим, чтобы надпись на Исаакиевском соборе претворилась в жизнь. Храм Молитвы. Идите в Ватикан протест пишите, требуйте государственной собственности для Собора святого Пётра», - заявил парламентарий.

Напомним, что в прошлом году Смольный собор официально перестал быть музейным объектом и перешёл в собственность церкви.

Через два года здание Исаакиевского собора в Петербурге должны на 49 лет передать в безвозмездное пользование Русской православной церкви, об этом опубликовано на сайте городского комитета по имущественным отношениям. Еще недавно информация о передаче собора казалась слухом, позже ее подтвердил губернатор Полтавченко, а теперь процесс запущен официально. Только к концу этой неделе стали известны минимальные подробности о будущем Исаакия. The Village отвечает на самые главные вопросы.

Как устроена работа Исаакиевского собора сейчас

Исаакиевский собор вместе со Спасом на Крови и Сампсониевским собором относится к государственному памятнику-музею «Исаакиевский собор». Ранее к нему также относился Смольный собор, который в 2015 году был возвращен в безвозмездное пользование церкви. Сампсониевский собор также сейчас проходит процедуру передачи.

Собор - выдающийся памятник позднего русского классицизма середины XIX века. Внутри проводятся экскурсии, рассказывающие о его скульптуре, художественном убранстве и библейских сюжетах в живописи храма. В подвале здания расположена мемориальная экспозиция, посвященная работе музейных сотрудников в годы блокады Ленинграда. Одной из главных туристических достопримечательностей собора является смотровая площадка колоннады, которая позволяет взглянуть на Петербург с высоты 37 метров.

С 1931 по 1986 год под куполом собора висел самый тяжелый в мире маятник Фуко - устройство, наглядно демонстрирующее суточное вращение Земли. В 2016 году маятник достали из запасников, но вешать на прежнее место не стали.

Стоимость посещения собора составляет 250 рублей. С 1990 года в соборе проходят богослужения, они, как правило, проводятся два раза в день - в 09:00 и 16:00. Верующие могут пройти в собор бесплатно через северный вход. «Фонтанка» уточняет, что в соборе проводится 640 богослужений в год. По воскресеньям на службу собираются около 100 верующих, но в будние дни - не более 15 человек. По решению администрации арендная плата с работающих внутри церковных лавок не взимается.

Как РПЦ добивалась передачи храма

Осенью 2015 года Санкт-Петербургская епархия обратилась к правительству города с просьбой предоставить собор в пользование церкви. Губернатор Георгий Полтавченко ответил отказом, указав, что храм приносит городу прибыль. Решение было поддержано министром культуры Владимиром Мединским, который назвал текущий статус объекта «оптимальным».

На этом борьба за контроль над зданием не прекратилась. 10 апреля с просьбой вернуть Исаакий обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

В то же время Фонд возрождения христианских ценностей «Священная лига Святого Георгия» направил в суд иск о незаконности решения городского правительства. Заявление не было принято по формальным причинам. Представители РПЦ отрицали любую связь с действиями активистов.

По сведениям «Фонтанки», повторно отказывая митрополиту Варсонофию, Григорий Полтавченко высказывал готовность передать Исаакиевский собор после личной встречи с патриархом. До этого, по словам вице-губернатора Владимира Кириллова, патриарх Кирилл уже обращался к президенту Владимиру Путину с просьбой вернуть собор. В итоге встреча Полтавченко и патриарха Кирилла состоялась в середине декабря 2016 года. Источники в администрации города тогда утверждали, что по ее итогам началась подготовка документации по передаче собора под контроль церкви.

12 января на сайте комитета по имущественным отношениям было опубликовано распоряжение, предполагающее передачу Исаакиевского собора на 49 лет в безвозмездное пользование РПЦ. При этом опубликованной заявки от самой Церкви, как положено по закону, до сих пор никто не видел.

Какова экономическая подоплека передачи

Исаакиевский собор - один из самых посещаемых музеев в России и единственный, не получающий дотаций из бюджета. Каждый год храм посещают не меньше 3,5 миллиона человек (при этом, по информации музея, только 1 % из них являются паломниками). Так, выручка музея от оказания платных услуг в 2015 году составила 728 393 000 рублей (больше 90 % приходится на продажу билетов). В прошлом году общие доходы музея составили 783 миллиона рублей, из них более 100 миллионов рублей было потрачено на реставрацию, 100 миллионов рублей было выплачено в качестве налогов. Остальные средства были направлены на содержание соборов музейного комплекса.

Церковь, в свою очередь, уже дала понять, что не намерена брать на себя значительные финансовые обязательства. Глава юридической службы Московской патриархии игумения Ксения (Чернега) заявила, что РПЦ рассчитывает на бюджетное финансирование. Позднее в комментарии «Коммерсанту» Чернега упомянула , что закон позволяет разделить бремя по содержанию собора между собственником (Санкт-Петербургом) и пользователем (РПЦ).

Наконец, в четверг точки над «i» расставил вице-губернатор Михаил Мокрецов: собор останется в собственности Петербурга, все расходы по реставрации собора после передачи РПЦ также будет нести город, оплачивать оперативное содержание и нужды собора будет митрополия.

В последнее время вновь разгораются страсти по поводу передачи Исаакиевского собора Русской Православной Церкви, хотя, казалось бы, недавнее интервью губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, в котором он выразил намерение передать храм, поставило точку в этом споре. Однако нет: то здесь, то там проповедуют ополчение против передачи собора Церкви, собираются устраивать всенародный референдум по этому поводу. Чего стоят такие газетные заголовки: «В 2017 году город потеряет Исаакиевский собор!» Как это представляет себе автор? Верующие вынесут на своих плечах гранитные колонны, обдерут позолоту с куполов и растащат по камешку все остальное? Позвольте не поверить, особенно если посмотреть на Казанский или Троицкий Измайловский соборы: они не только стоят на месте, но даже и весьма благоукрасились после их передачи Церкви. Петербург в недавнем прошлом терял храмы по совершенно иной причине. Или православные христиане уже не являются жителями Санкт-Петербурга и лишены своих гражданских прав?

На наш взгляд спорить здесь не о чем. И тем более - нагнетать страсти.

Возьмем правовой аспект вопроса. Существует Федеральный закон РФ № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» , определяющий «порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности», принятый Государственной Думой 19 ноября 2010 года, одобренный Советом Федерации 24 ноября 2010 года, подписанный президентом РФ Д. А. Медведевым 30 ноября 2010 года. Буква этого закона недвусмысленна: следует передавать «недвижимое имущество… построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников , а также движимое имущество религиозного назначения». Исаакиевский собор целиком и полностью подпадает под это определение, и в законе нет списка объектов, не подлежащих передаче Русской Православной Церкви в силу их особенного культурного значения. Так что по букве закона Исаакиевский собор должен быть передан Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви.

Противники передачи Исаакия Церкви подают пример правового нигилизма, апеллируя не к закону, а к предрассудкам толпы

Странно, что с этим законом борются правдолюбивые законники, которые пытаются явить себя блюстителями законностями и борцами за правовое государство и гражданское общество. К сожалению, они сражаются за законность очень избирательно, а в случае с передачей Исаакиевского собора подают дурной пример правового нигилизма, апеллируя не к закону, а к предрассудкам и инстинктам толпы, не к основанной на праве демократии, а к произволу и охлократии. «Dura lex, sed lex» - «Закон суров, но это закон»; «Pacta sunt servanda» - «Соглашения (или законы) надлежит исполнять» - говорят римские пословицы. Почему же законы надо исполнять только по отношению к неверующим, а по отношению к верующим можно придерживаться беззакония, как в памятные коммунистические времена? Они предлагают референдум по поводу передачи собора, хотя есть недвусмысленный текст закона и существуют определенные правила гражданского общества. Может быть, пойдем далее и будем устраивать референдумы по поводу того, ходить ли нам на работу или можно ли переходить улицу на красный свет? В истории России ровно 100 лет назад уже был один год, когда страна жила не законами, а референдумами. Например, солдаты на фронте решали, идти ли им в наступление или нет и вообще находиться на передовой или нет. К чему это привело - понятно: «И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди». Не хочется думать, что противники передачи Исаакиевского собора добиваются этого, прежде всего - на свою же голову.

Ни император Николай I, ни Огюст Монферран не мыслили Исаакиевский собор как музей

К сожалению, встречаются спекуляции по поводу того, что Исаакиевский собор до революции был-де государственной собственностью и не принадлежал религиозной организации под названием Русская Православная Церковь. Во-первых, для данного закона это безразлично: он рассматривает не характер собственности, а характер изначального назначения. А для Исаакиевского собора изначальное религиозное назначение очевидно: ни император Николай I, ни Огюст Монферран не мыслили его как музей. Они в гробу бы перевернулись от подобного предназначения.

Во-вторых, до революции у нас Греко-Российская Церковь Православного исповедания вся была государственной и император считался главным и верховным защитником Церкви, и если исходить из такой кривой логики, то из захваченных после революции храмов, в изрядном числе превращенных в склады и овощехранилища, нельзя передавать ни один. Государственная собственность ведь. Любители таких демагогических рассуждений не хотят принимать во внимание, что государство было православным и строители Исаакиевского собора были верующими православными христианами. Как гласит принцип римского права, «воля завещателей должна уважаться». Исаакиевский собор завещан нам нашими верующими предками. И их волю мы должны уважать, признавая и восстанавливая изначальное религиозное назначение собора.

Однако противники передачи Исаакиевского собора апеллируют к аргументу доступности культурных ценностей, утверждая, что будто бы собор тогда будет доступен только православным верующим и в него не будут пускать иноверцев и атеистов. Вот уже 25 лет, как Казанский собор из музея стал храмом и с Невского проспекта в него может зайти любой желающий, не платя, кстати, за вход ни копейки. Приходят и католики, и протестанты, и мусульмане, и любопытствующие неверующие - насколько помню, ни одного посетителя не то что не экзаменовали на знание Символа веры, но и о вере не спрашивали: пожалуйста, приходите, смотрите, приобщайтесь. То же справедливо и для других храмов Санкт-Петербурга. Мне неизвестен ни один случай, когда человека не пустили в какую-либо церковь из-за его веры.

А теперь рассмотрим проблему доступности культурных ценностей с другой стороны. Как известно, в православные храмы вход бесплатный: ни в одном из них не продаются билеты за право входа. Ознакомимся с прейскурантом прежнего Музея Четырех соборов. Цена полного билета в Исаакиевский собор - 250 рублей. В храм Спаса на Крови - столько же. В Смольный собор до его передачи стоимость билета составляла 150 рублей, а там, собственно говоря, и смотреть было почти нечего, поскольку все внутреннее убранство, включая уникальную хрустальную балюстраду, было разграблено и уничтожено после 1922 года. Теперь прикинем наиболее распространенные зарплаты по России и по Санкт-Петербургу. Так кто же обеспечивает подлинный доступ к культурным ценностям - государство или Церковь?

В связи с этой проблемой вспоминается Толгская икона Божией Матери, которую практически не видели посетители Русского музея, поскольку она хранилась в запасниках и была недоступна для народа, но которой поклонилось более 30 000 человек после ее передачи Церкви в 2011 году.

Другая проблема - сохранность культурных ценностей. Противники передачи собора пугают нас, что Церковь не сохранит отданные ей культурные ценности в силу отсутствия специалистов, невежества и небрежения к ним клириков. Однако «чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» Общая ревизия по стране показала пропажу 83 000 музейных экспонатов. Так что защитникам музейных ценностей лучше начать с себя. Тем более что, несмотря на большую восстановительную работу, целый ряд храмов Санкт-Петербурга и особенно Ленинградской области до сих пор несет на себе следы трогательной заботы государства и музейных работников об их сохранении. Как, например, храм XVIII века святителя Николая Чудотворца в Русско-Высоцком, который закрыли, разграбили, а потом и предоставили ярости стихий, сняв купола в 1980 году перед Олимпиадой, чтобы не светился храм чрезмерно перед иностранными туристами. В результате сейчас вместо храма - живописные руины, в которых уже успело приютиться кладбище.

А другие уже и не несут следы заботы, как, например, церковь Спаса на Сенной, взорванная в 1962 году, храм Спаса на Водах, взорванный в 1938 году, Знаменская церковь, разрушенная в 1940-м, греческая церковь - храм Димитрия Солунского на Лиговском проспекте (уничтожена в 1962 г.) и т.д. Перечислять можно сотнями. Оставшиеся храмы по большей части были разграблены и лишены своих убранств, полностью или частично. Как Смольный собор, например. Или Казанский собор, лишившийся своего уникального серебряного иконостаса - памятника войны 1812 года, поскольку он был создан из серебра, отбитого казаками у французов.

Убранство собора было расхищено: в 1922 году - во время кампании по изъятию церковных ценностей, в 1929-м - после его закрытия

И Исаакиевский собор - не исключение. Значительная часть его убранства была расхищена в 1922 году - во время кампании по изъятию церковных ценностей - и в 1929 году, после закрытия. Моя покойная бабушка Тамара Васильевна Баканова в молодости, проходя в 1928 году мимо Исаакиевского собора, видела страшную картину: из собора выбрасывали иконы, книги, полотенца, облачения и складывали в кучи. Она потянулась было к одной из них, чтобы взять икону и полотенце, и получила прикладом по рукам. А потом все это подожгли…

Представляю, как возмутились бы свободолюбивая пресса и общественность, если бы священники и верующие вломились, например, в Академию Наук или в Законодательное Собрание, повыбрасывали бы оттуда книги, папки с делами и столы и поставили аналои и иконы. Но почему можно поступать наоборот - прийти в Божий храм, повыкидывать оттуда иконы, поставить маятник Фуко и устроить музей - вначале антирелигиозный, а потом архитектурный? И почему некоторых любителей свободы и права вовсе не коробит подобное ненормальное, абсурдное и беззаконное положение вещей, и более того - они стремятся сей абсурд увековечить?

На одном из фронтонов Исаакиевского собора написано: «Дом Мой дом молитвы наречется». Эта цитата из Евангелия от Матфея (21: 13) значит для нас, прежде всего, следующее: храм должен быть именно храмом, не музеем, не местом для развлечений. Для нас это путь к очевидности, к исцелению от подмен и заблуждений прошлого.

Вспоминаются строки Анны Андреевны Ахматовой, написанные в страшные годы ежовщины:

И вот наперекор тому,
Что смерть глядит в глаза,
Опять по слову твоему
Я голосую за.
За то, чтоб стала дверью дверь,
Замок опять замком,
Чтоб сердцем стал угрюмый зверь…

Если мы хотим обезопасить себя от репрессий и беззаконий прошлого, то необходимо восстановить историческую справедливость - вернуть Церкви то, что некогда было беззаконно у нее похищено и отторгнуто, - и прежде всего храмы.

И добавим. Евангельская цитата на фронтоне Исаакиевского собора восходит к пророчеству Исаии, в котором говорится: «Дом Мой дом молитвы наречется для всех народов» (Ис. 56: 7). Исаакиевский собор действительно принадлежит всему человечеству, но это всечеловеческое призвание он может осуществлять только в христианском, только в православном контексте, в котором он и был построен, ибо он создан в конечном счете для Богочеловека и Всечеловека - Христа. При недолжном использовании он становится, по скорбному выражению Евангелия, «вертепом разбойников», каковым он в особенности был в 1930-е годы в качестве антирелигиозного музея.

Исаакиевский собор не только архитектурная доминанта, это еще - и прежде всего - доминанта духовная

Храм должен исполнять свою сакральную функцию - быть местом молитвы, примирения Бога с человеком и человека с человеком, местом собирания народа Божия и народов России, и шире - всего человечества. Исаакиевский собор не только архитектурная доминанта, это еще и доминанта духовная, определявшая некогда и отчасти определяющая и ныне духовное измерение государства Российского, а может быть, и судьбы мира. По выражению замечательного русского писателя Серафима Ильича Четверухина, без молитвы, без богослужения храм - труп. Набальзамированный, но бездыханный. Душа храма - молитва. На наших глазах погибало немало храмов даже не от злобы, а от равнодушия, оттого, что в них не молились и за ними не присматривали. Если мы хотим, чтобы Исаакий зажил полной жизнью, то его необходимо передать Церкви.

И последнее. Некоторые из тех, кто ратует за музейный статус Исаакиевского собора, и не скрывают, что их цель - не сбережение культурных ценностей, а борьба с христианством и с Русской Православной Церковью. Этих геростратов можно только пожалеть, потому что ничего, кроме борьбы, пафоса дискредитации и уничтожения, у них за душой нет. Был бы кому-нибудь известен Губельман-Ярославский, если бы он не был главой Союза воинствующих безбожников? Кстати, он умер с горя после роспуска Союза: жизнь потеряла для него смысл. Этим людям нужны великие потрясения. А нам нужна Великая Россия. С величественным ХРАМОМ - Исаакиевским собором.

Год назад губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, говоря о возможности передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви (РПЦ), заявил, что «вопрос решен». После этого началась настоящая информационная война, в которой противники и сторонники передачи храма доказывали свою правоту. Представители РПЦ проводили Крестный ход, собирали пресс-конференции, вместе с властями объясняя петербуржцам, что ничего плохого не происходит и что музей, как и прежде, будет доступен рядовым посетителям. Оппозиция же не верила и митинговала – то у собора, то на Марсовом поле. Но спустя год представители РПЦ почему-то так и не подали заявку на передачу храма, а без этого осуществить задуманное не получится. Скандальный вопрос повис в воздухе, но надолго ли? Подробности – в материале «ФедералПресс».

Пороховая бочка

В начале прошлого года Исаакиевский собор был темой номер один. Тема обсуждалась не впервые, но тогда она особо обострилась и напоминала пороховую бочку. Поводом стало . Город разделился на два лагеря: за и против передачи. Новые подробности музейного «переворота» сопровождались еще большей волной протестов. Известия об уходе директора музея Николая Бурова, проработавшего на своем посту с 2008 по 2017 год, добавляло масла в огонь, как и сообщения о сокращениях штата.
На одной из пресс-конференций вице-губернатор Петербурга Михаил Мокрецов объяснил, что Исаакиевский собор передадут РПЦ в безвозмездное пользование на 49 лет, при этом право собственности на объект сохранится за Петербургом, как и расходы на его содержание.

Представители церкви, в свою очередь, заверили, что музейная деятельность Исаакия не прекратится. Также говорилось о том, что вход в Собор станет бесплатным. .

Тем временем оппозиция устраивала протестные акции, подавала в суд и собирала подписи под соответствующей петицией.

Противники передачи храма утверждают, что собор никогда не принадлежал церкви и передавать его – ошибка. По словам экспертов, Русская православная церковь не имеет собственной реставрационной службы, и,

Летом появились сообщения о кадровых перестановках в музее. Первым покинул свой пост прежний директор Николай Буров, ушла и исполняющая обязанности директора Ирада Вовненко, музей возглавил Юрий Мудров. В дальнейшем .

После бури

Сейчас страсти по Исаакию утихли. Музей живет своей жизнью. В нем стало больше богослужений, но, по словам пресс-секретаря государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Игоря Стахеева, это связано исключительно с прежними договоренностями.

«Это было плановое увеличение богослужений, согласованное еще до нынешнего директора. Новые договоренности здесь не при чем. Согласно новым договоренностям, по большим праздникам богослужения переведены из бокового нефа в центральный, для большей торжественности. Они проводятся до открытия музея, так что посетителям это не мешает, никто друг другу не препятствует, все проходит мирно», – объяснил «ФедералПресс» Стахеев.

Что касается штата сотрудников, он уточнил, что тот поменялся незначительно. Из прежнего состава ушли около 25 человек. «Все они получили хорошую компенсацию», – заверил представитель Исаакия.

«Научный отдел будет формироваться. Научные сотрудники есть. Они работают, как и работали. Единственное, сейчас инновационный отдел переквалифицируется именно в научный отдел, который должен быть у каждого сильного большого музея, со всеми гранями этого направления», – сказал Стахеев. О передаче Исаакия РПЦ Стахеев пояснить ничего не смог, ответив, что пока никакой документации по этому вопросу не поступало.

Ярый противник передачи собора, депутат Петербургского ЗакСа Максим Резник, отметил, что за год, как разразился скандал, с правовой точки зрения ничего не изменилось – и это хорошо. «Он по-прежнему принадлежит городу. Это главный итог. Что происходит внутри собора, я не настолько хорошо знаю. Ходят слухи, что руководство Исаакиевского делает какие-то шаги навстречу РПЦ для гармонизации отношений. Мне кажется, что это избыточно, потому что отношения и так достаточно гармоничные, но, в принципе, наверное, ничего страшного в этом нет. Если это будет как-то способствовать снятию остроты вопроса, то хорошо. Но, с другой стороны, мы видим постоянно . То есть они все-равно будоражат эту тему. Но мы готовы и дальше отстаивать нашу позицию. Я считаю, что здравый смысл и все существенные аргументы на нашей стороне», – сказал депутат «ФедералПресс».

Почему улеглись страсти

Георгий Полтавченко заявил о решении вопроса ровно год назад. СМИ писали, что глава города поручил закончить все необходимые процедуры к концу 2017 года. Уже наступил 2018 год, а осуществить задуманное не удалось. В администрации Петербурга рассказали, что от РПЦ должна поступить соответствующая заявка, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.
«Заявка от РПЦ к нам еще не поступила, а процедуру мы не можем запустить без этого. Даже не саму процедуру передачи, а процедуру рассмотрения. Делается это не быстро. Мы должны направить запрос, получить соответствующие согласования, убедиться, что есть основания для передачи и после этого можно принимать какие-то решения», – объяснили «ФедералПресс» ситуацию в пресс-службе городского комитета имущественных отношений.

На вопрос, почему заявки до сих пор нет, в секторе коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии не ответили, пояснив, что тему с Исаакиевским собором не комментируют.

Политолог Дмитрий Солонников уверен, что тому, что сегодня страсти по Исаакию заметно спали и РПЦ не спешит подавать заявку, есть свои причины. «Юридическая передача собора РПЦ обуславливалась тем, что есть федеральный закон, который обязывает органы исполнительной власти, в случае соответствующего запроса от РПЦ, решать вопросы передачи церковного имущества обратно в ведение Русской православной церкви. На основании этого и было сделано заявление, что если такой запрос появится, то да, передача состоится. Но дальше выяснилось, что федеральный центр неоднозначно реагирует на данное решение и из администрации президента одобрения прямого не последовало, скорее, было некое недоумение по этому поводу», – считает он.

По мнению эксперта, информационное наступление противников передачи храма привело к тому, что РПЦ сочла за благо не обострять конфликт. Также, полагает он, возможно, были еще дополнительные консультации на уровне руководства страны по данному поводу. «Но, в общем, конфликт решили не накалять и никакого заявления от РПЦ больше не поступало. Характерно, что и основные спикеры по этой теме, представители Мариинского дворца, которые требовали, невзирая на все сложности, ускоренно передать собор, тоже после этого перестали выступать», – отметил политолог.

«Можно предположить, что все это связано с грядущими президентскими выборами, и накалять страсти в городе никто не хочет. Разжигать дополнительный конфликт считается нецелесообразным, и в этом отношении тема сейчас просто снята с повестки дня. Никто к ней не возвращается. Возможно, после выборов президента, после изменений в вертикали власти, к теме, так или иначе, вернутся. Либо будет сказано, что передача нецелесообразна и больше эта тема не будет подниматься никогда, или снова появятся голоса за то, чтобы Исаакиевский собор оказался в собственности РПЦ. Посмотрим. Сейчас понятно, что до 18 марта никаких движений по этому поводу происходить не будет», – резюмировал Солонников.

Кто не слышал про Исаакиевский собор – крупнейший православный храм, один из символов Санкт-Петербурга? Его строил архитектор Огюст Монферран, строил очень долго, с 1818 до 1858 год. Учитывая местные особенности грунта, в основание фундамента вбили более десяти тыс. свай. Сейчас этот способ уплотнения грунта достаточно обычен, а в то время он произвёл огромное впечатление на жителей города. Гранит для колонн Исаакиевского собора добывался в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. О перевозке этих гранитных монолитов писал Николай Бестужев:

"Они приступили к делу с обыкновенною своею механикаю: привязали покрепче судно к берегу - подложили ваги, брёвна, доски, завернули верёвки, перекрестились - крикнули громкое ура! - и гордые колоссы послушно покатились с судна на берег, и прокатываясь мимо Петра, который, казалось, благословлял сынов своих рукою, легли смиренно к подножию Исаакиевской церкви".

Сейчас Исаакиевский собор – памятник архитектуры, находится в ведении Государственного одноименного музея-памятника «Исаакиевский собор», функционирует как музей еще с 1948 года. Колоннада барабана Исаакиевского собора является одним из самых привлекательных мест для туристов. На куполе устроена смотровая площадка, откуда с высоты 43 метра открывается потрясающая панорама центральной части Санкт-Петербурга.

Церковь последовательно требовала вернуть собор в своё лоно. После неоднократных просьб и отказов в них в январе 2017 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко всё-таки заявил, что вопрос о передаче Исаакиевского собора в пользование РПЦ решён, но здание при этом полностью сохранит музейно-просветительскую функцию. На сайте городского комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга было опубликовано распоряжение, согласно которому Исаакиевский собор должен быть передан Русской православной церкви не позднее первой половины 2019 года. До 1 марта 2017 года Смольный и бюджетное учреждение Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» должны, цитирую: «определить возможность изъятия объекта из оперативного управления учреждения без предоставления взамен учреждению обеспечивающих его деятельность помещений». Между тем, петербургский Союз музейных работников расценил передачу Исаакиевского собора РПЦ как ликвидацию музея, около 160 его сотрудников могут лишиться работы. Начались протесты, митинги, сборы подписей…

Беспокойство людей естественно, ведь речь идет не просто о рядовом православном храме, а о крупнейшем музее. Этот факт требует учитывать интересы как верующих, так и множества туристов, музейного сообщества и просто неравнодушных людей. Поэтому не стоит торопиться при решении этого вопроса и уж тем более не политизировать его. Действовать надо крайне аккуратно, обязательно – с учётом мнение самих петербуржцев. Вместе с этим, как напомнил глава «Справедливой России» С.М.Миронов, 19 ноября 2010 года Госдумой был принят Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Поэтому передача собора в безвозмездное пользование РПЦ производится на законном основании.

В то же время, есть риск, что передача собора в руки церкви поставит крест на работе одного из самых успешных музеев России. В 2016 году музей «Исаакиевский собор» заработал 800 млн рублей, принял около 4 млн посетителей. Вырученные средства пошли как на его собственную реставрацию, так и на реставрационные работы в других храмах города. Передача собора была санкционирована губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко после личного обращения к нему с этой просьбой патриарха Кирилла, без согласования с Владимиром Путиным.

Наверное, стоило вынести вопрос о судьбе собора на общественное обсуждение, в ходе которого были бы детально проработаны и прояснены все вопросы. К примеру, сохранится ли свободный доступ в храм, в том числе и на колоннаду собора? Что будет с уникальной музейной коллекцией? Что будет с сотрудниками музея? Если бы по всем этим вопросам было заранее выработано четкое решение, адекватно учитывающий интересы всех сторон, никакого конфликта бы не было.

«Фонд политической культуры» провел в феврале в Петербурге опрос по Исаакию. Передачу собора РПЦ поддерживают 17,8% опрошенных, против выступают 57,1% респондентов, причем 42% заявили, что они выступают «категорически против». Вот так. Мне лично тоже не нравится подобная идея. Всё-таки Россия – светское государство. Церкви и так достаточно передаётся множество зданий по всей стране. Не лучше РПЦ самой возвести где-нибудь в Питере новый храм? А Исаакиевский собор пусть останется музеем…

Инициативная группа противников передачи Исаакиевского собора РПЦ подготовила заявку для референдума о статусе храма. Вопрос горожанам защитники музея предлагают задать такой:

«Согласны ли вы с тем, что относящиеся к памятникам истории и культуры федерального значения и находящиеся в собственности Санкт-Петербурга Исаакиевский собор, Спас на Крови, Петропавловский собор должны быть закреплены на праве оперативного управления за государственными музеями при возможности проведения в них религиозных обрядов и церемоний?»

Т.е. оставить ли всё как есть, не передавать Исаакий РПЦ? Задам этот вопрос пользователям Макспарка и я. Сейчас в соборе проводятся богослужения.

«Согласны ли вы с тем, что относящиеся к памятникам истории и культуры федерального значения и находящиеся в собственности Санкт-Петербурга Исаакиевский собор, Спас на Крови, Петропавловский собор должны быть закреплены на праве оперативного управления за государственными музеями при возможности проведения в них религиозных обрядов и церемоний?»

Похожие публикации