Конспект по постановке звука. Конспект НОД «Постановка звука Ш

Тема: Подготовка к постановке звука [Ш].

Цель: подготовка артикуляционного аппарата обучающегося к постановке звука [Ш].

Задачи:

1. образовательные:

Создать психологическую готовность к вызыванию звуков речи;
формировать длительную воздушную струю;

2. коррекционно – развивающие:

  • развивать мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление;
  • развивать фонематический слух, упражняя в выделении из звукового потока;

3. воспитательная: воспитывать доброжелательность, умение взаимодействовать с педагогом.

Оборудование:

  • демонстрационный материал – предметные картинки;
  • индивидуальный материал – картинки с изображением предметов, кусочек ватки.

Ход занятия

I. Орг. момент. — Здравствуй! Давай друг другу улыбнемся. Присаживайся поудобнее.

II. Мимическая гимнастика. — А сначала проведем разминку мышц лица.
Нахмурить брови. Поднять брови (удивиться). Улыбнуться. Улыбнуться так, чтобы были видны зубы. Выдвинуть губы вперед. Улыбнуться. Нахмурить брови. Поднять брови.

III. Артикуляционная гимнастика. — Сейчас разомнем язычок.

Упр. «Лопаточка». — Высунь широкий язык, расслабь его и положи на нижнюю губу. Язык не дрожит. Удержи его в таком положении.

«Чашечка». — Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потя¬нуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.

«Вкусное варенье». — Приоткрой рот, высунь широкий язык. Представь, что на верхней губе у тебя варенье, нужно облизать языком верхнюю губу и убрать в глубь рта.

«Грибок». — Широкий язык нужно присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась. Удержи в таком положении.

IV. Дыхательная гимнастика.

«Фокус». — Хорошо! А сейчас мы с тобой покажем фокус. Язык клади на верхнюю губу, как при упражнении «Вкусное варенье». Делай глубокий вдох носом, я тебе кладу ватку на кончик носа, тебе нужно ее сдуть, выдохнув через рот.

«Парус». — Посмотри, перед тобой парус и три акулы, тебе необходимо сбить парусом акулы. Для этого делай глубокий вдох носом, не поднимая плеч, спинку держим ровно. Выдыхаем через рот, тонкой струей на парус, направляя его в сторону акул.

V. Развитие мелкой моторики. — Теперь мы разомнем наши пальчики. Посмотри сколько зверей к нам пришло.

Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
В гости и ежу…
Даже к серому зайчишке
Заходил наш бурый мишка.

VI. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук». — Давай поиграем с тобой в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, услышав звук [Ш] хлопни в ладоши. Будь внимателен!

Произносятся звуки: [ З ],[ Щ ],[ Ж ],[ С ],[ Ш ],[ Ц ], [ Ш ], [Х].

— Теперь я дам тебе картинки, посмотри на них внимательно. Покажи мне рисунки, в которых прячутся слова со звуком [Ш].

Слова: щетка, апельсин, звезда, вишня, шапка, щука, шкаф.

VII. Развитие памяти и внимания. — «Сейчас я покажу тебе картинки. Внимательно рассмотри их, назови и запомни. Далее ты закроешь глаза и я уберу одну картинку, а когда откроешь глаза должен сказать, какого изображения не стало».

VIII. Итоги занятия.

— Молодец! Наше занятие подходит к концу. Тебе понравилось занятие?
— Какие слова тебе запомнились?
— Молодец, хорошо работал! Занятие окончено. Яровенко С.В.
учитель — логопед, Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №78 VIII вида.

  • Тема: Постановка звука [ Щ ]

    Цель:

    1.Образовательные:

    Закреплять умение правильно произносит звук [щ];

    2. Коррекционные:

    Развитие фонематического слуха;

    Развитие навыков фонематического анализа;

    3.Воспитательные:

    Воспитывать положительное отношение к занятию;

    Оборудование: картинка (слон), профиль артикуляции звука [щ].

    План:

    I .Орг.момент

    Приветствие. Сообщение темы занятия.

    II .Основная часть

    1.Артикуляционная гимнастика

    3.Пальчиковая гимнастика

    4. Упражнение на развитие речевого дыхания

    5. Упражнения по развитию мимической выразительности

    6.Объявление темы занятия.

    8.Постановка звука.

    9. Физминутка.

    11.Развитие фонематического слуха.

    III .Итог

    Оценка деятельности ребенка.

    Ход занятия

    I .Орг. момент.

    Приветствие

    Здравствуй. Сегодня к нам на занятие пришел вот такой замечательный слон. Его зовут Дамбо. Наш слон, очень умный, умеет говорить, знает почти все звуки и буквы, но вот звук [щ] у него произносить не получается. Поможешь слонику?

    II . Основная часть.

    1.Артикуляционная гимнастика

    -Сейчас мы будем делать упражнения, слоника мы посадим рядом с зеркалом, перед тобой, чтобы ты ему показывал, как правильно нужно их выполнять.

    «Улыбка»

    Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

    Наш Дениска – озорник
    Тянет губки к ушкам.
    -Посмотрите, - говорит,
    -Я теперь - лягушка!

    «Вкусное варенье»

    Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

    Если у Дениса плохое настроение,
    Ест Дениска наш вкусное варенье.
    Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
    И широким язычком облизнуть все сразу.

    « Накажи непослушный язычок»

    Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5-10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.

    Язычок твой – озорник,
    Он не слушает тебя.
    Накажи его скорее:
    «Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

    «Блинчик»

    Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

    Утром рано мы встаем,
    Вкусные блины печем.
    Ручейком по сковородке
    Тесто растекается…
    Посмотри, какой красивый
    Блинчик получается.

    «Чистим зубки»

    Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

    Рот откройте, улыбнитесь,
    Свои зубки покажите,
    Чистим верхние и нижние,
    Ведь они у нас не лишние

    «Большой и маленький»

    3.Пальчиковая гимнастика

    Давай покажем слонику, как хорошо мы с тобой делаем пальчиковую гимнастику.

    Наши пальцы сжались тесно,

    Что такое? Интересно!

    Видно, им прохладно стало,

    Их укроем одеялом.

    Сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

    4. Упражнение на развитие речевого дыхания.

    Давай научим слоника делать дыхательные упражнения. Спокойно вдохни через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем выдохни протяжно, плавно выдох через рот.

    «Заморозим подбородок»

    Цель: формировать длительный, непрерывный ротовой выдох, активизировать губные мышцы.

    Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз под подбородок, выполнять молча и на одном выдохе.

    «Дождик»

    Цель: формирование речевого дыхания, умения произносить слова на одном выдохе.

    1 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловить капли» (вдох); 2 - на выдохе произносить: « Кап-кап-кап!»; 3 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловят капли» (вдох); 4 - на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3-4 раза.

    5. Упражнения по развитию мимической выразительности.

    Представь, что сейчас (в ноябре) к нам пришел Дед Мороз.

    Представь себе, что у нас на коленях пушистый котенок. Он мурлычет, а ты его гладишь.

    Дед и баба слепили Снегурочку, и она на их глазах ожила. Что выражают лица деда и бабы?

    Покажи, как Аленушка сидит и смотрит на братца Иванушку.

    6.Объявление темы занятия.

    Сейчас мы с тобой будем учится правильно произносить звук [щ]. И научим слоника.

    7. Анализ артикуляции по плану.

    При звуке [щ] губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.

    8.Постановка звука.

    Сейчас я расскажу тебе сказку, про маленький паровозик. Маленьким паровозиком будет у нас язычок, а рельсами будут коренные зубы. У паровозика никак не получается встать на рельсы, давай ему поможем? Хорошо, – в путь! Боковые края языка, словно колёса, прижимай к верхним коренным зубам. Следи, чтобы «колёса» крепко стояли на рельсах и ни в коем случае с них не съезжали!(Ребёнок должен почувствовать, как боковые края язычка крепко прижимаются к верхним зубам). А теперь подуй на паровозик, чтобы он поехал. Хорошо, молодец.

    Способы запасные, если не получаются предыдущие методы:

    1.Самый простой способ постановки Щ от звука Ч. Для этого Ч нужно тянуть долго и тогда в конце будет слышаться звук Щ. Дальше нужно как можно дольше протягивать этот звук, стараясь говорить, как можно быстрее.

    Внимание! Не забывайте следить, чтобы при произнесении звука Ч/Щ ребенок вытягивал губы вперед и поднимал язык к верхним зубам.

    2.Слитно произносить шч. Следует обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука щ губы улыбаются, зубы видны, язык поднят за верхние зубы.

    9. Физминутка.

    Раз - подняться, подтянуться
    Два - согнуться, разогнуться
    Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
    На четыре - ноги шире.
    Пять - руками помахать
    Шесть - за стол тихонько сесть.

    10.Закрепление изолированного звука.

    Скажи мне ты видела, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит: «щщ...» Как оно шипит?.. А ты видела в зоопарке змей? Знаешь, как они шипят? Послушай: «щщщ...». Повторим теперь вместе, как шипят змеи...

    -А теперь давай энергично почистим одежной щёткой брюки: «Щ-Щ-Щ - …»

    Давай с тобой проговорим скороговорку:

    АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.

    ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?

    ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: в огороде вырос хвоЩ.

    УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.

    ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.

    11.Развитие фонематического слуха .

    -«Поймай звук»: хлопни в ладоши, когда услышишь звук щ среди других звуков, слогов,: ца, ре, [ощ], та, ш, щи, [са], зо, [щу],не, [ащ]

    III . Итог занятия.

    Молодец, ты сегодня очень старалась, я тобой очень довольна. Слоник, тебе тоже говорит спасибо, ты ему очень помогла.Скажи, какой звук мы сегодня учились произносить? Что тебе понравилось в нашем занятии?Можешь быть свободна.

    Яровенко С.В.
    учитель - логопед, Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №78 VIII вида

    Конспект индивидуального логопедического занятия в школе VIII вида.

    Тема: Подготовка к постановке звука [Ш].

    Цель: подготовка артикуляционного аппарата обучающегося к постановке звука [Ш].

    1. образовательные:

    Создать психологическую готовность к вызыванию звуков речи;

    Формировать длительную воздушную струю;

    2. коррекционно – развивающие:

    Развивать мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление;

    Развивать фонематический слух, упражняя в выделении из звукового потока;

    3. воспитательная:

    Воспитывать доброжелательность, умение взаимодействовать с педагогом.

    Оборудование:

    демонстрационный материал – предметные картинки;

    индивидуальный материал – картинки с изображением предметов, кусочек ватки.

    Ход занятия

    I. Орг. момент

    Здравствуй! Давай друг другу улыбнемся. Присаживайся поудобнее.

    II. Мимическая гимнастика.

    А сначала проведем разминку мышц лица.

    Нахмурить брови. Поднять брови (удивиться). Улыбнуться. Улыбнуться так, чтобы были видны зубы. Выдвинуть губы вперед. Улыбнуться. Нахмурить брови. Поднять брови.

    III. Артикуляционная гимнастика.

    Сейчас разомнем язычок.

    Упр. «Лопаточка»

    Высунь широкий язык, расслабь его и положи на нижнюю губу. Язык не дрожит. Удержи его в таком положении.

    «Чашечка»

    Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потя¬нуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.

    «Вкусное варенье»

    Приоткрой рот, высунь широкий язык. Представь, что на верхней губе у тебя варенье, нужно облизать языком верхнюю губу и убрать в глубь рта.

    «Грибок»

    Широкий язык нужно присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась. Удержи в таком положении.

    IV. Дыхательная гимнастика.

    Хорошо! А сейчас мы с тобой покажем фокус. Язык клади на верхнюю губу, как при упражнении «Вкусное варенье». Делай глубокий вдох носом, я тебе кладу ватку на кончик носа, тебе нужно ее сдуть, выдохнув через рот.

    Посмотри, перед тобой парус и три акулы, тебе необходимо сбить парусом акулы. Для этого делай глубокий вдох носом, не поднимая плеч, спинку держим ровно. Выдыхаем через рот, тонкой струей на парус, направляя его в сторону акул.

    V. Развитие мелкой моторики.

    Теперь мы разомнем наши пальчики. Посмотри сколько зверей к нам пришло.

    Медвежонок в гости шел.

    К рыжей белке он зашел,

    В гости к волку и ежу...

    Даже к серому зайчишке

    Заходил наш бурый мишка.

    VI. Развитие фонематического восприятия.

    Игра «Поймай звук»

    Давай поиграем с тобой в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, услышав звук [Ш] хлопни в ладоши. Будь внимателен!

    Произносятся звуки: [ З ],[ Щ ],[ Ж ],[ С ],[ Ш ],[ Ц ], [ Ш ], [Х].

    Теперь я дам тебе картинки, посмотри на них внимательно. Покажи мне рисунки, в которых прячутся слова со звуком [Ш].

    Слова: щетка, апельсин, звезда, вишня, шапка, щука, шкаф.

    VII. Развитие памяти и внимания.

    - «Сейчас я покажу тебе картинки. Внимательно рассмотри их, назови и запомни. Далее ты закроешь глаза и я уберу одну картинку, а когда откроешь глаза должен сказать, какого изображения не стало».

    VIII. Итоги занятия.

    Молодец! Наше занятие подходит к концу. Тебе понравилось занятие?

    Какие слова тебе запомнились?

    Молодец, хорошо работал! Занятие окончено.

    Конспект

    индивидуального

    логопедического занятия

    по постановке звука [ Ш ]

    Тема:

    Постановка звука [ Ш ] .

    Цель:

    Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    Формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

    Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

    Упражнение в правильности произнесения звука Ш.

    Коррекционно-развивающие :

    Развитие артикуляционного аппарата;

    Развитие фонематического слуха;

    Устранение дефектного произношения звука Ш;

    Развитие грамматического строя речи.

    Воспитательные:

    Воспитание интереса к занятиям;

    Воспитание самостоятельности.

    Оборудование:

    предметные картинки.

    Этапы

    Ход занятия:

    1. Орг. момент

    К нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её?

    2. Артикуляционная гимнастика

    Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»).

    Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»).

    Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»).


    А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»).

    Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»).

    А соседская белочка предложила проводить Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»).

    3. Объявление темы занятия

    Сегодня на занятии мы с тобой будем учиться правильно произносить звук [Ш].

    4. Постановка звука

    Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной Постановка звука [ш] по подражанию
    Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони. Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1-2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш]. Постановка звука [ш] на базе звука [т]
    Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2-3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук. Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т]. Постановка звука [ш] на базе звука [р]
    Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р]. Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка. Постановка звука [ш] на базе звука [с]
    Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем. Постановка звука [ш] на базе звука [ч]
    Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

    5. Анализ артикуляции

      В каком положении находятся губы?

      В каком положении находятся зубы?

      Где находится кончик языка?

      Где находятся края языка?

      Какая струя воздуха выходит изо рта?

    (Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

    Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

    6. Закрепление изолированного звука

    По дороге к дому, в лесу, Маша заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш).

    Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

    По дороге Маша встретила змейку. Она попросила её проводить до её домика. Давай и мы поможем.

    7. Развитие фонематического слуха

    Змейка предложила Маше поиграть в игру «Охотник».

    А ты готова к игре? Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его - хлопай в ладошки:

    М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

    8. Закрепление звука в слогах

    Змейка прекрасно умеет шипеть. Она придумала слоговые песенки и просит Машу спеть вместе с ней.

    Давай, споём вместе с ними.

    9. Закрепление звука в словах

    Змейке очень понравилась весёлая и озорная Маша. Она решила подарить ей подарки – красивые картинки со звуком [Ш]

    Давай назовём их….

    10. Закрепление звука в предложении

    Давай назовём их….

    У Миши новая .

    Папа едет на
    .

    Даша нашла .

    Маша помогает
    .

    11.Домашнее задание

    Придумай, как можно больше слов, где звук [Ш] слышится:

    В начале слова;

    В середине слова;

    В конце слова.

    12. Итог занятия

    Сегодня на занятии ты побывала в осеннем лесу, встретила Машу и Медведя и научилась шуршать, как шуршат осенние листья и шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!

    С каким звуком ты сегодня познакомилась? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.

    А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.

    13. Оценка занятия

    Ты сегодня очень старалась, молодец! И Маша приготовила тебе подарок. Держи его.

    Уточнить артикуляцию звука [ш], вызвать его по подражанию или поставить механическим способом, используя базовый звук [с] (осуществлять контроль за дыханием);

    Обучать произнесению звука [ш] в слогах;

    Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю, упражнять в дутье у верхней губы;

    Развивать фонематический слух, упражняя в выделении звука из звукового потока, в определении позиции звука в словах;

    Развивать внимание, артикуляционную подвижность, мелкую моторику.

    Материал: зеркала, шпатель, ватный шарик для дыхательной гимнастики, кусочек ваты, иллюстрации, карточки для определения позиции звука в слове.

    Ход занятия: 1 .Сообщение темы занятия:

    Сегодня мы будем учиться произносить новый звук.

    2.Самомассаж для снятия напряжения в области лба, носа, мимических мышц:

    Ручки растираем и разогреваем

    И лицо теплом своим мы умываем,

    Грабельки сгребают все плохие мысли,

    Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

    Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

    А потом уходим пальцами на щёчки.

    Щёчки разминаем, чтобы надувались,

    Губки разминаем, чтобы улыбались.

    Как утята к утке клювики потянем,

    Разомнем их мягко не задев ногтями.

    (Движения выполняются в соответствии с текстом).

    3.Артикуляционная гимнастика: Все ребята по порядку

    Утром делают зарядку

    Язычок наш хочет тоже.

    На детишек быть похожим.

    Решил наш Язычок сделать зарядку вместе с детьми. Дети тянут резиночку и Язычок тоже. - «Заборчик».

    Дети любят заниматься с обручами, Язычок тоже взял обруч. -«Бублик».

    Дети отдыхают на матрасиках, и Язычок тоже. - «Лопаточка». Дети прогнули свои спинки и Язычок прогнул свою. - «Чашечка». Дети стали подбрасывать свои мячики вверх и Язычок тоже. -«Фокус».

    4.Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»: А у кошки ушки на макушке,

    Чтобы лучше слышать мышь в её норушке. (Правой рукой показать кошку). Серенький комок сидит И бумажкой всё шуршит: ш - ш - ш. (Левой рукой показать мышку).

    5.Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам.

    6.Игра «Поймай звук».

    Услышав звук [ш] хлопни в ладоши. Произносятся звуки: [з], [ш], [ж], [с], [ш], [ц], [ш].

    7. Упражнение на определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).

    Называются картинки, ребёнок выкладывает фишку на схеме-карточке.

    8.Вызывание звука по подражанию (для контроля воздушной струи подносится кусочек ваты к носу).

    9.Постановка звука [ш] механическим способом (через слог С А).

    10. Автоматизация звука [ш] в слогах:

    Ша - ша - ша ша - ша - ша - ша - ша Ши - ши - ши ши - ши- ши - ши -ши Шо - шо - шо шо - шо - шо -шо -шо Шу - шу - шу шу - шу - шу - шу - шу

    11.Игра «Добавь слог» (ша, ши, шу): На. .(ша) Ма. .(ша) хоро.. .(ша),

    У Ма. .(ши) добрая ду.. .(ша), Есть у Ма. .(ши) кукла Да. .(ша), Но она не любит ка. .(шу).

    12. Подведение итогов занятия:

    Какой звук учились произносить?

    Конспект занятий по постановке звука [ж]

    Цель занятия:

    Уточнение артикуляции звука /ж/, постановка звука /ж/, закрепление в изолированном произношении;

    Развитие речевой моторики;

    Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

    Закрепление связи звука и буквы / ж/

    Оборудование: зеркало, картинки, цифровой ряд, схемы слов.

    Ход занятия

    1. Организационный момен

    Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно

    Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

    2. Сообщение темы

    На доске несколько картинок: жук, паук, птица.

    Логопед читает загадку:

    Я на ветке сижу,

    Я на ветке сижу

    Букву ж все твержу

    Зная твердо букву эту

    Я твержу весной и летом.

    Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.

    Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

    3. Артикуляционная гимнастика.

    (Сказка о Веселом язычке)

    Для губ: Логопед читает загадку

    В домике этом Красные двери

    Рядом с дверями белые звери.

    Любят зверюшки конфеты и плюшки.

    Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт: “улыбочка”

    Рот закрыт: “трубочка”

    “ребята-лягушата”

    Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,

    Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.

    “ребята-слонята”

    Подражаю я слон, губки хоботком тяну.

    Для языка: В этом домике, дружок, живет веселый язычок.

    Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка

    Вот он вышел погулять, на крылечке позагорать (язык лежит на нижней губе)

    “лопата” - язык лопатой положи немного удержи,

    Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

    Вот подул легкий ветерок и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

    А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”).

    Язычок не скучал дома, потолок побелил)

    “Маляры” (мы сегодня маляры - потолок побелим мы).

    Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – “часики”

    “Пора и мне спать”, - подумал Язычок.

    4. Постановка звука / ж /

    (используется прием постановки путем озвончения звука / ш /).

    Приложите руку к горлышку. Произнесите звук /ш/, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук /ж/.

    После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети произносят звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука.

    5. Уточнение артикуляции / ж/ (перед зеркалом)

    Произнесем еще раз /ж/. В каком положении находятся губы?

    В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

    Где находится кончик языка?

    Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

    Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

    Что напоминает язычок? (чашечку).

    6. Развитие фонематического анализа

    А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

    Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

    Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

    Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

    Б) Распредели картинки под схемы:Ж_____________ _____________Ж__________

    (в начале слова) (в середине слова)

    Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.

    На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

    Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.

    В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

    Логопед произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.

    7. Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.

    Покажите букву “ж”. На что она похожа?

    Сложите из палочек букву.

    Подберите картинки со звуком /ж/.

    Во время самостоятельного выполнения этого задания, логопед индивидуально занимается с детьми, у которых артикуляция звука /ж/ еще недостаточно закреплена.

    Похожие публикации