Экономические реформы дэн сяопина в китае. Главные особенности китайской политики реформ и открытости – Какую роль в развитии экономики играют государственный, частный и смешанный секторы и как правительству удается добиваться их эффективного взаимодейств

В ПОНЕДЕЛЬНИК в Пекине начал свою работу XVII съезд Коммунистической партии Китая (КПК). 2200 избранных делегатов представляют 73 млн коммунистов Китая. С момента прошлого съезда, который проходил ровно пять лет, КПК увеличилась на 6 млн человек.
За неделю работы партийного форума его делегатам предстоит выслушать и утвердить доклад ЦК КПК, доклад Комиссии ЦК по партийной дисциплине, рассмотреть поправки в Устав партии, а также избрать новое партийное руководство. «Новая редакция Устава партии будет полностью отражать последние достижения в сфере адаптации марксизма к китайским условиям, к требованиям, вытекающим из новой ситуации в стране и мире, к задачам по улучшению партийной работы и партийного строительства», — заявил накануне пресс-секретарь съезда Ли Дуншэн.
К съезду КПК приковано пристальное внимание не только в самом Китае, но и во всём мире. Ведь КНР в настоящее время — государство с наиболее динамично развивающейся экономикой. Учитывая тот факт, что Китай — самая многонаселённая страна на планете, уже сегодня ни одно сколько-нибудь существенное для судеб мира решение не может быть принято без учёта его мнения и позиции. А уже в самое ближайшее время КНР имеет все возможности стать крупнейшей мировой сверхдержавой.
Стремительное развитие социалистического Китая проводится под руководством правящей Коммунистической партии. Главным событием первого дня работы съезда КПК стал отчётный доклад, который сделал генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао. Название доклада весьма характерное и точно отражает его суть: «Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, бороться за новую победу в деле полного построения среднезажиточного общества». (Подчеркнём: среднезажиточного, а не «процветающего», как неточно переводят этот термин в ряде российских СМИ. КПК реально оценивает положение дел в государстве.) Таким образом, КПК будет продолжать строительство социализма, не забывая о национальных традициях и особенностях своей страны. Цель этого строительства вполне конкретная. «Важно на основе экономического развития уделять социальному строительству повышенное внимание, специально гарантируя и улучшая народную жизнь, продвигая реформу социальной системы, ширя общественное обслуживание, совершенствуя социальное управление, стимулируя социальную справедливость. Словом, делать так, чтобы у всего народа было где получать образование, зарабатывать себе на жизнь, лечиться и жить, чтобы в старости все были обеспечены. Это значит — стимулировать строительство гармоничного общества», — заявил Ху Цзиньтао.
На пути к достижению этой цели проделана колоссальная работа. Подведя итоги последних пяти лет, лидер китайских коммунистов отметил значительный рост экономической мощи, заметное повышение уровня жизни народа, динамику в укреплении демократии и правопорядка, качественные изменения в сфере социально-культурного строительства. «Китайская экономика, одно время пребывавшая на грани разрухи, теперь по общим количественным показателям на четвертом месте в мире, а по объему импорта и экспорта — на третьем. Народ, живший в условиях дефицита одежды и продовольствия, достиг в целом средней зажиточности. Число нуждающихся в деревне сократилось с 250 млн до 20 млн человек», — сообщил глава КПК.
Рекордные достижения Китая, по мнению Ху Цзиньтао, были бы просто невозможны без планомерных усилий трёх поколений руководства Коммунистической партии. Он подчеркнул, что в основу политики реформы и открытости, 30-летие которой будет отмечаться в следующем году, положены идеи Мао Цзэдуна. Первое поколение руководства ЦК КПК создало новый Китай, накопило ценный опыт строительства социализма. «Великое дело реформы и открытости начато партией и народом под водительством руководящего коллектива ЦК второго поколения, ядром которого был товарищ Дэн Сяопин. Оно унаследовано, получило развитие и успешно продвинуто в XXI век под руководством ЦК третьего поколения, ядром которого был товарищ Цзян Цзэминь», — сказал Ху Цзиньтао.
Вместе с тем, проблем в жизни китайского общества хватает, а бурный промышленный и экономический рост порой создаёт новые, которые раньше, в условиях тотальной бедности населения, не существовали или казались незначительными. Руководство Китая хорошо это понимает, а потому одна из главных задач съезда — реально оценить жизнь и перспективы развития страны, не впадая в крайности излишнего оптимизма и приукрашивания — с одной стороны, и критиканства и очернительства — с другой. Главный метод разрешения проблем коммунисты Китая видят в углублённом претворении в жизнь научной концепции развития. Ху Цзиньтао указал, что Китай добился впечатляющих результатов развития, приковавших взоры всего мира. Производительные силы, производственные отношения, экономический базис и надстройка претерпели серьёзные изменения, имеющие колоссальное значение. И тем не менее основная реалия Китая состоит в том, что страна находится и будет ещё долго находиться на начальной стадии социализма. Противоречие между постоянно растущими материально-культурными потребностями народа и отсталым общественным производством остаётся главным противоречием общества.
Он подчеркнул, что важнейшим содержанием научной концепции развития является само развитие. В центре этой концепции — человек как основа основ. Главные требования развития: всесторонность, гармоничность и устойчивость, а коренная методология — единое и комплексное планирование. В докладе указано, что локомотивом экономического роста должен быть внутренний потребительский спрос, который напрямую зависит от уровня жизни населения, и лишь на втором месте — внешние инвестиции и экспорт.
Еще одной серьёзной для Китая проблемой является экологическая. Некоторые эксперты, особенно недоброжелательно относящиеся к китайскому социализму, не раз заявляли, что если учитывать «экологическую составляющую» (то есть средства, которые необходимы на восстановление и сохранение природной среды), то промышленные успехи Китая будут далеко не столь внушительными. Однако дело не в критиках и недоброжелателях, а в том, что как для миллиардного Китая, так и для его соседей, и прежде всего — России, экологические проблемы, вызванные стремительным ростом китайской промышленности, действительно чрезвычайно остры. А в ближайшее время могут стать жизненно важными. Как отметил в своем выступлении Ху Цзиньтао, созданию ресурсосберегающего и дружелюбного к окружающей среде общества необходимо отводить видное место в стратегии индустриализации и модернизации, сделать это обязанностью каждой организации и каждой семьи. Важно совершенствовать законы, нацеленные на экономию энергетических и других ресурсов и охрану экосреды. Необходимо практически осуществлять систему ответственности за экономию энергоресурсов и уменьшение выбросов, разрабатывать и распространять передовые технологии.
Экономические реформы в Китае вызвали серьёзное социальное расслоение в обществе, что также является предметом внимания и заботы КПК. В условиях социализма такое расслоение особенно опасно, поскольку порождает у рядовых граждан сомнения в справедливости существующего строя. Однако именно социалистический уклад даёт возможность бороться с этим негативным явлением. Ху Цзиньтао заявил, что необходимо углублять реформу системы распределения доходов, увеличивать доходы городского и сельского населения. При начальном распределении и перераспределении нужно правильно регулировать отношения между эффективностью и справедливостью, но уделять еще больше внимания именно справедливости. Следует постепенно увеличивать долю доходов населения в распределении национальных доходов, повышать долю вознаграждения за труд при начальном распределении. Специально повышать доходы низкооплачиваемых категорий людей, увеличивая как норму средств на преодоление бедности, так и норму минимальной заработной платы. Готовить условия для того, чтобы еще больше людей получали доходы от имущества. Создавать равенство шансов, улучшать порядок распределения и постепенно устранять тенденцию увеличения разрыва в распределении доходов.
Другое негативное последствие реформ — коррупция. «Характер и предназначение Компартии Китая предопределили ее абсолютную несовместимость со всеми негативными, разлагающими явлениями. Бескомпромиссное преследование за разложение и действенная его профилактика — от этого зависят расположение к нам народа и судьба самой партии», — заявил Ху Цзиньтао.
Как уже подсчитали, в своём докладе Ху Цзиньтао 60 раз употребил слово «демократия». Им было отмечено, что через расширение внутрипартийной демократии требуется стимулировать демократию среди народа и посредством укрепления внутрипартийной гармонии стимулировать гармонию социальную.
Поскольку КПК — основа государственности Китая, от выбранных партией путей своего развития напрямую зависит судьба всей страны. Со дня создания Коммунистической партии Китая прошло уже 86 лет, она правит страной 58 лет и насчитывает более 70 миллионов членов. Поэтому задачи её по воспитанию и управлению теперь куда сложнее, чем когда-либо раньше, отмечается в докладе. Реформа и открытость, осуществляемые под руководством партии, с одной стороны, вдыхают в неё огромные жизненные силы, а с другой — ставят ее перед лицом небывалых новых проблем и новых испытаний: «Со дня своего рождения наша партия смело взяла на себя историческую миссию — вести китайский народ к счастливой жизни, к великому возрождению китайской нации. Китайские коммунисты нашего времени обязаны продолжать выполнять эту свою историческую миссию».

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

В.Г. ГЕЛЬБРАС

30 лет реформ открытости Китая

В декабре 1978 г. третий пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва принял решение, открывшее эпоху "реформ и открытости". Новая политика проводилась постепенно, в ходе поисков путей и форм ее реализации, осознания достижений и упущений, преодоления проблем и противоречий, возникавших на каждом новом этапе решения поставленных задач. Приходилось, порой существенно, менять многие взгляды и установки, уточнять сложившиеся представления о процессах, происходивших в стране и в мире. За прошедшие годы в Китае произошли огромные изменения, по достоинству названные в стране и за ее пределами "историческими".

Этапы социально-экономического обновления страны

Первый этап охватил 1979-1984 гг. Главное его достижение - упомянутый пленум ЦК КПК объявил о завершении "культурной революции" и переходе к решению актуальных проблем развития страны. Власти обеспечили нормализацию положения во всех областях общественной жизни после разрушительной "культурной революции", но никаких новаторских мер, не говоря уже о революционных преобразованиях, пленум не предусмотрел. На нем был провозглашен лишь категорический отказ от идейно-политических догматов партии периода "культурной революции". В центр деятельности поставлен подъем производительных сил. Экономическая политика партии мыслилась в точном соответствии с традиционными нормами плановой экономики. Вместе с тем в коммюнике пленума содержались фразы, предвосхищавшие масштабы и глубину последующих преобразований, "подобных революции".

Огромное значение имело подтверждение стратегической цели развития страны. Пленум потребовал, по сообщению агентства Синьхуа от 24 декабря 1978 г., "в полном единодушии и дальше развивать политическую обстановку стабильности и сплоченности, немедленно мобилизоваться и, напрягая все силы и энергию, совершить новый великий поход во имя превращения нашей страны к концу нынешнего столетия в современную социалистическую державу". Дэн Сяопин был радикальнее: "Мы должны к концу нынешнего столетия достичь и превзойти передовой мировой уровень, то есть в течение 22 лет пройти путь, который прошли другие за 40-50 лет и даже больше" (агентство Синьхуа, 20 марта 1978 г.).

Тем временем в стране началось стихийное крестьянское движение. По официальным данным тогда голодало 250 млн крестьян и, вероятно, не меньшее их число вы-

Гелъбрас Виля Гдалиевич - доктор исторических наук, профессор Института стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.

нуждено было вести полуголодное существование. Крестьянство добивалось отказа от уравнительного распределения результатов труда в рамках "коммун" и перехода к уравнительному распределению земельных угодий. Власти долго не могли согласиться с этим требованием. Уж очень оно противоречило марксистско-ленинским догматам и идеологии партии. Однако, убедившись в положительных результатах крестьянской инициативы, в 1984 г. партия объявила о закреплении подрядных земельных наделов за крестьянскими дворами. "Коммуны", "большие", "малые" бригады были распущены. Тем самым преданы забвению былые представления о "народных коммунах" как готовой форме перехода к коммунизму.

Восстановлены волостные органы власти. Вместо дарованной в результате аграрной реформы собственности на землю крестьянам было предоставлено право хозяйствования на подрядных земельных участках. Сама земля вне городов была объявлена собственностью "коллектива сельских жителей". Это понятие не конкретизировано до сих пор. Сохранение коллективной собственности на землю позволило объявить подворный подряд частью социалистической экономики.

Второй этап охватил 1984-1992 гг. В 1984 г. была конкретизирована стратегическая задача роста экономики. К концу столетия намечено добиться увеличения ВВП в 4 раза и обеспечить выход Китая в состав ведущих экономик мира.

Третий пленум ЦК КПК двенадцатого созыва принимает решение об экономической реформе. Провозглашается переход к созданию в стране планово-рыночной системы хозяйства под девизом "план - главное, рынок - вспомогательное". На практике начали широко использоваться подрядные формы хозяйственных связей в финансовой системе, в отношениях между органами власти и предприятиями, между предприятиями и другими структурами реального сектора экономики. Мелкие и средние предприятия разрешено сдавать в аренду, передавать в собственность трудового коллектива, на условиях подряда частным лицам.

Расширены права государственных предприятий. Им разрешено после выполнения плана выпускать сверхплановую продукцию и самостоятельно реализовывать ее на рынке. Введена "двухуровневая" система цен: государственных, плановых, и договорных, рыночных. Эти нормы вызвали появление разнообразных отношений между органами власти и управления, производителями, торгово-сбытовыми организациями и потребителями, но одновременно - распространение спекулятивных и незаконных предпринимательских операций, способствовавших быстрому росту цен.

Государство взяло курс на резкое увеличение темпов роста экономики. Подъем сельскохозяйственного производства, сбор в 1984 г. максимальных объемов основных культур стали мощным фактором оживления всей хозяйственной жизни страны, заметного повышения уровня жизни населения, прежде всего крестьянства. В страну ввозится большое количество комплектного оборудования, позволившего создать совершенно новые отрасли тяжелой и легкой промышленности. В 1987 г. на три года раньше намеченного срока ВВП увеличен в 2 раза по сравнению с 1980 г. Тем самым была достигнута первая важная стратегическая цель.

Для обеспечения форсированного роста производства государство резко увеличивает капиталовложения в основной капитал, вводит в экономику чрезмерную массу ликвидности, что вызывает резкий рост цен. В результате в 1989 г. вспыхивают волнения населения. Наиболее крупная демонстрация на площади Тяньаньмэнь в Пекине подавляется с помощью армии. 1989-1992 гг. стали годами растерянности власти, затормаживания хозяйственных преобразований, наведения порядка в экономике и разрешения возникших проблем.

Третий этап охватывает 1992-2002 гг. В 1992 г. происходит отказ от ориентации на "планово-товарную" экономику. Страна переходит к строительству "социалистической рыночной экономики" и реализации стратегии ее экспортной ориентации. Начинается кропотливая работа по модернизации основ хозяйственной деятельности предприятий и их взаимоотношений с органами управления и финансовой системой. Стимулируется приток в страну иностранного капитала. Создаются районы по

производству экспортной продукции, где концентрируются прямые иностранные инвестиции. В эти же районы направляется преобладающая часть национальных капиталовложений. Ориентация деятельности предприятий на удовлетворение потребностей в первую очередь зарубежного рынка вызвала множество перемен в системе освоения новой техники и технологий, во внутризаводском управлении. Возникла система изучения мирового рынка. Экспортная ориентация экономики получает расширительное толкование под лозунгом "Идти вовне!". Начинается экспорт капитала.

Экспортная ориентация экономики потребовала концентрации гигантских средств на создании и расширении районов экспортного производства. Его наращивание привело к превращению экспорта в один из главных устоев роста экономики. В то же время произошла задержка роста экономики во внутренних регионах, нацеленной на удовлетворение внутреннего спроса и внутреннего рынка. Затормозилось повышение доходов населения. Власти предельно ограничили поддержку сельскохозяйственного производства, деревни, крестьянства, увеличив изъятие ресурсов из аграрной сферы.

В 1995 г. на пять лет раньше намеченного срока ВВП был снова увеличен в два раза. Тем самым была реализована очередная стратегическая цель роста экономики. В стране складывается система предприятий, принадлежащих государству и негосударственным собственникам. Происходит становление частного предпринимательства. Разрушается система пожизненной занятости. Государственные предприятия в целях повышения эффективности производства приступили к освобождению от излишнего персонала. Возникла необходимость создания систем социального страхования и социального обеспечения, ликвидации многих политико-экономических и социальных барьеров между предприятиями разных форм собственности, между населением города и деревни. Крестьяне получили возможность поиска работы в городах. Возникли мощные миграционные потоки внутри страны.

Четвертый этап датируется 2002-2008 гг., которые ознаменовали собой начало новой стадии индустриализации. С одной стороны, продолжает реализовываться стратегия "Идти вовне!" с наращиванием экспортного потенциала. Темпы его роста настолько высоки, что в стране возникают излишние производственные мощности в некоторых отраслях тяжелой промышленности. С другой стороны, развитие промышленности оказалось скованным из-за неразвитости внутреннего рынка.

Вступление Китая в ВТО вызвало изменения в развитии промышленности, в ее экспортной ориентации. Испытывая дефицит многих ресурсов, добиваясь овладения новыми международными рынками, Китай официально приступил к "транснациональному хозяйствованию", формированию собственных транснациональных корпораций, к активным действиям на мировых рынках капитала, сырья, сбыта продукции. Одной из таких мер явилось заключение договора со странами АСЕАН о создании в течение 10 лет зоны свободной торговли.

С середины 1990-х гг. велась работа по созданию "системы современных предприятий". Ее цель и содержание определялись потребностями преобразования государственных предприятий как ячеек единого государственного планового хозяйства в самостоятельные хозяйствующие структуры, находящиеся в собственности государства. В марте 2003 г. был сформирован Госкомитет по контролю и управлению государственным имуществом в составе Госсовета КНР. Его органы образованы на пров

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работыпо теме «Комплексные проблемы общественных наук»

  • РЕФОРМА СОБСТВЕННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ КНР

    ЧЭНЬ ХАО - 2012 г.

  • ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИТАЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В БУДУЩЕМ

    ЧЖАН БЭЙБЭЙ - 2007 г.

  • СИНОФОБИЯ - РУСОФОБИЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ИЛЛЮЗИИ

    ЯНКОВ АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ - 2010 г.

  • КИТАЙ. ЧЕМ НЕДОВОЛЬНЫ УЙГУРЫ

    ГЕЛЬБРАС ВИЛЯ ГДАЛИВИЧ - 2010 г.

Почти 40 лет политики реформ и открытости помогли Китаю добиться значительных успехов, но привели и к появлению идеологических сомнений. Своеобразие исторических условий сделало путь развития Китая запутанным и сложным, последствием этого стало противопоставление некоторыми людьми политики реформ и открытости и классического социализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Это расшатало веру в преемственную связь между классическим марксизмом и марксизмом китайского типа и создало экстренную необходимость в единстве понимания.

1. Успехи политики реформ и открытости, ее значение и последующие идеологические сомнения

За время политики реформ и открытости структура собственности в Китае с единой (общественной, государственной, коллективной) поменялась на систему общественной собственности в качестве главной. Развитие индивидуального, частного, иностранного и совместного капитала мобилизовало активность всех владельцев факторов производства, что дало толчок и энергию всему обществу, и экономика сохраняла быстрый рост. С 1978 г. Китай по ВВП с десятого места в мире поднялся на второе, а по среднедушевому ВНД - со 175 на 114 место . С начала политики реформ и открытости в 1978 г. национальный доход на душу населения в Индии и Китае находился на одном уровне. К концу 2013 г. в Индии он вырос в 8,2 раза, в Китае - в 34,5 раза , а в России с 1982 по 2013 гг. - в 9,4 раза . По мере роста среднедушевого дохода коэффициент Энгеля, используемый для измерения уровня жизни, в городе с 57,5% в 1978 г. снизился до 36,3% в 2012 г., а в деревне - с 67.7% до 39.3% .

Политика реформ и открытости помогает постепенно воплощать в жизнь «китайскую мечту», включающую процветание страны, возрождение нации и народное благополучие. Мы мечтали об этом более 170 лет. С 1840 по 1949 гг. нам понадобилось почти сто лет, чтобы сделать первый шаг к «китайской мечте» - добиться независимости и освобождения китайской нации. При помощи Коммунистической партии во главе с Мао Цзэдуном классический марксизм гармонично соединился с китайской действительностью, что определило уникальный революционный путь социализма с китайской спецификой. Китайский народ встал на ноги, начал осуществление второго этапа «китайской мечты» - великое возрождение китайской нации. ЦК КПК во главе с Дэн Сяопином определил путь построения социализма с китайской спецификой; исходя из задачи твердо придерживаться четырех основных принципов, избрал политику реформ и открытости, что принесло благополучие народу. С тех пор Китай снял социалистическую шляпу бедности.

60 лет истории развития КНР демонстрируют колебания (флуктуацию) Китая на пути экономического развития. Цао Сыюань из НИЦ общественных наук в Пекине обнаружил волнообразную динамику соотношения между долями государственного и частного сектора экономики: к 1999 году оно вернулось к показателям 1949 г. . Это отражает развитие частного сектора с положительного к отрицательному, и затем снова к положительному показателю и демонстрирует извилистый путь экономики Китая.

Сложность развития Китая вызвали различные идеологические колебания. Появились выражения «зажигая левую фару, поворачивать направо», «под знаменем социализма идти путем капитализма». В 2007 году 23% студентов некоторых вузов Пекина полагало, что политика реформ и открытости идет вразрез с научным социализмом К. Маркса. В последние годы появилось мнение, что 30 лет до и 30 лет после революции являются взаимоисключающими. Некоторые ученые заявляют, что еще не видели, чтобы развитие настолько соответствовал фразе «чем дальше в лес, тем больше дров». Это свидетельствует, что некоторые люди не видят связь между политикой реформ и открытости и классическим социализмом К.Маркса и Ф.Энгельса, в котором не говорилось о возможности рыночной экономики и частной собственности при социализме.

Причина идеологических колебаний - в различной интерпретации политики реформ и открытости. Сейчас у ученых существует две точки зрения: по мнению одних, политика реформ и открытости - аналог обходной стратегии В.И. Ленина на время переходного периода на начальной стадии социализма. Другие считают, что она демонстрирует несоответствие теории классического социализма действительност социалистического государства и доказывает утопичность, так как отсутствие частной собственности и рынка невозможно. Автор данной статьи придерживается первой точки зрения.

2. Политика реформ и открытости - стратегический ход в переходе сквозь «кавдинские ущелья» капитализма

Выдвинутая К.Марксом в последнее годы его жизни теория о переходе России сквозь «кавдинские ущелья» капитализма имеет руководящее значение для отсталых государств Востока, но не была достаточно оценена. Эта теория была выдвинута К. Марксом во время полемики между российскими народниками и либералами о том, сможет ли и должна ли Россия, подобно всем государствам, пройти через капиталистическую стадию развития, или следует осуществить прямой переход к социализму на базе деревенской общины. К.Маркс и Ф.Энгельс полагали возможным переход Россией сквозь «кавдинские ущелья» капитализма, но при условии преемственной связи между революциями в России и Западной Европе.

В 1881 г. К.Маркс в набросках ответа на письмо Вере Засулич сделал вывод, что «Россия может ввести в общину все положительные достижения, добытые капиталистическим строем, не проходя сквозь его кавдинские ущелья», «…она может усвоить его положительные достижения, не проходя через все его ужасные перипетии», «…она может зажить новой жизнью, не прибегая к самоубийству» . Такая точка зрения присутствует и в дискуссии Ф.Энгельса 1875 г. с идеологом российских народников П.Н.Ткачевым, и в 1877 г. в редакционном письме К.Маркса в журнале «Отечественные записки», и в 1882 г. в предисловии К.Маркса и Ф.Энгельса к изданию «Манифеста Коммунистической партии» на русском языке, а также в 1894 г. в послесловии Ф.Энгельса к работе «О социальном вопросе в России». Это мнение обосновывается тем, что историческая неизбежность первоначальных накоплений капитализма ограничивается странами Западной Европы и не может быть непосредственно перенесена на российскую общину, а история капитализма в Западной Европе должна превратиться в философско-историческую теорию всеобщего пути развития, стать универсальным ключом к прогнозированию тенденций развития, независимо от особенностей исторической обстановки.

Конечно, в остальных трудах классиков можно найти некоторые, казалось бы, негативные выводы. В 1867 г. К.Маркс в предисловии к «Капиталу» заявил: «Общество, если даже оно напало на след естественного закона… не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов» . В 1894 г. Ф.Энгельс, анализируя социальные проблемы России, сказал: «Исторически невозможно, чтобы обществу, стоящему на более низкой ступени экономического развития, предстояло разрешить задачи и конфликты, которые возникли и могли возникнуть лишь в обществе, стоящем на гораздо более высокой ступени развития… Каждая данная экономическая формация должна решать свои собственные, из нее самой возникающие задачи; браться за решение задач, стоящих перед другой совершенно чуждой формацией, было бы абсолютной бессмыслицей» .

Однако далее он категорично утверждает: «После победы пролетариата и перехода средств производства в общее владение у западноевропейских народов те страны, которым только что довелось вступить на путь капиталистического производства и в которых уцелели еще родовые порядки…, могут использовать эти остатки общинного владения и соответствующие им народные обычаи как могучее средство, чтобы значительно сократить процесс своего развития к социалистическому обществу и избежать большей части тех страданий и той борьбы, через которые приходится прокладывать дорогу нам в Западной Европе. Но неизбежным условием для этого являются пример и активная поддержка пока еще капиталистического Запада…только тогда, когда отсталые страны увидят на этом примере, «как это делается»… только тогда смогут эти отсталые страны встать на путь такого сокращенного процесса развития» .

Таким образом, согласны ли Маркс и Энгельс с тем, что отсталые государства должны пройти сквозь «кавдинские ущелья» капитализма? Мы можем в соответствии с размахом перехода трактовать фразу «перескочив через весь капиталистический период, войти в социализм» в узком смысле как «большой переход», а фразу «сократить и смягчить муки капиталистического развития» назвать в широком смысле «малым переходом». Условия реализации первого суровее, сложнее, но и в истории таких прецедентов было много, - например, переход германцев через феодальное общество, переход Америки и Австралии от первобытного общества к капиталистическому, переход народностей Тибета и Ляншань-Ийского автономного округа провинции Сычуань от рабовладельческого общества к социализму.

Трудностей при втором типе перехода меньше, а вероятность успеха больше. Выбор перехода определяется текущей социальной и исторической обстановкой. История показала, что исторические условия, о которых говорили учителя революции, вовсе не были готовы, и Россия не смогла осуществить в узком смысле «большой переход» сквозь капитализм. Капиталистические производственные отношения быстро поглотили традиционный строй деревни, но в условиях полуфеодальной полуколониальной общественно-экономической формации капитализм уже через 50 лет был прерван Октябрьской революцией под руководством В.И.Ленина.

В то время Г.В.Плеханов, К.Каутский и Н.Н.Суханов решительно возражали против намерений В.И.Ленина поскорее перепрыгнуть через капиталистический этап развития, т.к. считали, что «Россия еще не намолола той муки, из которой можно было бы испечь пшеничный пирог социализма». В 1885 г. в книге «Наши разногласия» Г.В.Плеханов писал: «Если, после всего сказанного, мы еще раз спросим себя - пройдет ли Россия через школу капитализма, то, не колеблясь, можем ответить новым вопросом - почему же бы ей и не окончить той школы, в которую она уже поступила?» . К.Каутский утверждал, что «маленький переход» даже в широком смысле тоже очень опасен: социалистическая Россия подобна «недоношенному ребенку», а Октябрьская революция под руководством большевиков - беременной женщине, и, желая осуществить безумный яростный прыжок, сократить невыносимую беременность, она вызывает преждевременные роды, обычно ведущие в смерти ребенка.

В ответ на их критику в 1923 г. В.И.Ленин, будучи больным и устно диктуя, завершает работу «О нашей революции», где, высмеивая Г.В.Плеханова и К.Каутского, говорит, что они не понимают диалектику революции, не видят особенностей порядка и формы развития русской революции. Он спрашивает: «В каких книжках прочитали вы, что подобные видоизменения обычного исторического порядка недопустимы или невозможны? …Учебник, написанный по Каутскому, был вещью для своего времени очень полезной. Но пора уже все-таки отказаться от мысли, будто этот учебник предусмотрел все формы развития дальнейшей мировой истории» . Отсюда видно, что В.И.Ленин, как и К.Маркс и Ф.Энгельс, выступает против механистического понимания общих закономерностей смены и общего порядка развития общественно-экономических формаций. История показала, что предсказанный К.Каутским «недоношенный ребенок» СССР прожил более 70 лет, а после его распада каждая из стран СНГ снова упала в «кавдинские ущелья» капитализма.

Условия, в которых пришлось расти этому априори нездоровому недоношенному ребенку, были крайне плохими: без опоры на социалистические революции Запада можно было ожидать лишь его экономической блокады и военной осады, а также гонки вооружения с мирной эволюцией. Тем не менее Советский Союз успешно осуществил в широком смысле «малый переход», добился значительных успехов, привлекших внимание всего мира: всего за две пятилетки прошел путь индустриализации, на который западным странам потребовалось сто лет.

Россия стала примером и поддержкой для Китая в осуществлении в широком смысле перехода сквозь «кавдинские ущелья» капитализма. Причину выбора Китаем пути марксизма Мао Цзэдун сформулировал так: «Изменение пути в безвыходном положении» . Ни Китай, ни Советский Союз не смогли осуществить в узком смысле «большой» переход через «кавдинские ущелья» капитализма, но в некоторой степени осуществили в широком смысле «малый переход», добилившись значительных успехов. В полуколониальном полуфеодальном Китае бюрократический капитализм, в лице крупных помещиков и крупной буржуазии имел 20-летнюю историю развития, национальный капитализм также развивался более 50 лет, но был вытеснен и подавлен империализмом, феодализмом и бюрократическим капитализмом.

Новодемократическая и социалистическая революция под руководством КПК сократила страдания китайского народа от империализма и бюрократического капитализма. К счастью, КНР при помощи СССР всего за несколько десятков лет создала независимую целостную промышленную систему. Политика реформ и открытости стала стратегическим ходом в осуществлении перехода в широком смысле. Так как отсталое государство не может без достаточного уровня производительных сил осуществить развитие производственных отношений, необходимо за короткий период добиться успехов капитализма, иначе новорожденный социализм имеет риск умереть в молодом возрасте и упасть обратно в «кавдинские ущелья» капитализма. В таком случае, каким образом отсталое социалистическое государство может добиться успехов капитализма? Кто возьмет на себя задачу развития производительных сил? Этот тяжелый груз естественно лег на плечи пролетариата во главе с КПК. В КНР, как и в остальных социалистических государствах, партия столкнулась с проблемой, как воспользоваться положительными результатами капитализма. Но в условиях противостояния двух лагерей исчезла благоприятная для этого возможность, которая для отсталого социалистического государства может появиться только в условиях «мирного развития». Благодаря политике реформ и открытости Китай привлек иностранный капитал и технику, восполнил дефицит финансирования, ускорил процесс модернизации.

3. Политика реформ и открытости - это ловкое применение обходных тактик во время переходного периода на начальной стадии социализма

После Октябрьской революции в России, чтобы поскорее осуществить грандиозную стратегию перехода сквозь «кавдинские ущелья» капитализма, В.И.Ленин выбирал то фронтальную тактику, то тактику обходного перехода и умеренного отступления. После победы Октябрьской революции он проанализировал экономику России и посчитал, что Советская Россия должна перейти к социализму в обход промежуточной стадии госкапитализма, но, так как военная ситуация этого не позволила, Россия была вынуждена прибегнуть к трехгодичной политике «военного коммунизма». По окончании войны В.И.Ленин осуществил стратегическое отступление в экономике в виде перехода к НЭП и использования госкапитализма для развития. Он подчеркивал умеренность отступления: «Мы …отступаем назад…, чтобы …потом разбежаться и сильнее прыгнуть вперед» . После прихода к власти М.С.Горбачев, увидев, что СССР стоит перед выбором трех путей: следовать старому пути, вернуться к переходному периоду взаимного содействия секторов экономики или отступить еще больше - к социальному капитализму, - выбрал третий путь.

Политика реформ и открытости - второе ловкое использование Китаем обходной тактики В.И.Ленина. Впервые она была применена в переходный период после образования КНР, когда госкапитализм был использован для восстановления и развития народного хозяйства, но вскоре посредством «Одной индустриализации и трех реформ» КНР вступила в социалистический этап.

В 1979 г. Е Цзяньин впервые выдвинул понятие «начальная стадия социализма». В 1981 г. на 3-м пленуме ЦК 11-го созыва этот термин был впервые употреблен, а в 1987 г. в докладе 13 съезда КПК разъяснен: «Он не является начальным этапом, через который должно пройти любое государство на пути к социализму, но это обязательный период, через который должна была пройти наша страна, находясь в условиях отсталых производительных сил и неразвитой товарной экономики. Завершив в 50-х гг. социалистическое преобразование частной собственности на средства производства, Китай пришел к социалистической модернизации. Потребовалось, по меньшей мере, сто лет на прохождение начальной стадии социализма» . Это означает, что мы должны продолжать использовать капитализм для развития отсталых производительных сил, и только политика реформ и открытости способна сократить время развития.

Среди 566 опрошенных студентов некоторых вузов 44% полагает, что начальная стадия социализма является неполным социализмом, а множественность отраслей экономики отвечает реалиям нашей страны. В неразвитых капиталистических государствах быстро построенный социализм, довольствовавшийся только научным социализмом К.Маркса и незавершенным капитализмом, может быть лишь низкоуровневым. Путь диверсификации секторов экономики, который прошли Россия и Китай, - результат того, как законы экономики принудительно уступают дорогу обществу на переходном этапе. Государства, объявившие о переходе к социализму, в которых развитие производительных сил уступает капиталистическим странам, непременно столкнутся с необходимостью использовать капитализм. Но он отличается от капитализма в капиталистических странах: здесь это лишь стратегическое средство осуществления социализма.

Заключение

Теория Маркса о переходе сквозь «кавдинские ущелья» капитализма и обходная тактика Ленина - связующие факторы классического и реального социализма. Только рассматривая политику реформ и открытости с этой точки зрения, можно увидеть логическую связь между социализмом с китайской спецификой и классическим социализмом. Хотя сейчас теория социализма с китайской спецификой, являющаяся показательным теоретическим результатом политики реформ и открытости, является наибольшим объединяющим фактором, нужно остерегаться диаметрально противоположных трактовок в кругах ученых, возникающих из-за различных точек зрения, избегать опасности отклонения от принципов научного социализма.

На пути политики реформ и открытости видно множество развилок, и, только рассматривая ее как стратегию перехода сквозь «кавдинские ущелья» капитализма и как обходную тактику, а также как успешный путь и неизбежный этап построения социализма в отсталых государствах, можно гарантировать отсутствие отклонения социализма с китайской спецификой от научного социализма. Это требует пристального внимания и своевременного урегулирования некоторых социальных проблем, которые приносит политика реформ и открытости. Так, тенденция к чрезмерной передаче в частную собственность процесса реформирования госпредприятий, а также сопровождающая этот процесс утечка госимущества ослабили экономическую базу, в которой доминирующее положение занимает социализм. Из-за плохого контроля появились проблемы коррупции, уклонения от уплаты налогов, возникли трудности из-за полной коммерциализации таких сфер, как общественное здравоохранение, образование, транспорт.

В 2007 г. студенты ряда вузов больше всего были недовольны классовым расслоением и считали, что отсутствие общего богатства не соответствует идеалам классического социализма. В Китае коэффициент Джини, являющийся показателем дифференциации доходов населения, уже превысил международную предупреждающую линию 0,4. На пресс-конференции Информационного бюро Госсовета КНР представитель Государственного статистического управления впервые обнародовал коэффициент Джини в Китае за период 2003-2014 гг.: с 0.479 в 2003 г. он поднялся до 0.491 в 2008 г., а в 2012 г. снизился до 0.474, что выше, чем в Индии (0.33) и в России (0.40). В 2012 г. в Китае разрыв в доходах у 5% семей с самым высоким и самым низким доходом составил на селе 30, а в городе - 35 раз .

Эти проблемы влияют на социальную стабильность, могут привести к отчуждению власти и политическому кризису. Марксистская партия, стоящая во главе социалистического государства, прежде всего должна стойко оборонять четыре основных принципа границы политики реформ и открытости, четыре столба, подпирающие здание социализма с китайской спецификой. Если нарушить эти границы, можно столкнуться с риском распада государства и крахом «китайской мечты».

Помимо этого, вместе с совершенствованием условий честной конкуренции надо держаться социалистического направления экономического макрорегулирования; учитывая интересы самых широких масс, повышать умение контролировать рыночную экономику, предотвращать превращение избранного политического курса в неуправляемый автомобиль, когда «машина едет не совсем так, а очень часто совсем не так, как воображает тот, кто сидит у руля этой машины» . Увеличенияем интенсивности регулирования вторичного и третичного распределения надо сокращать разрыв между богатыми и бедными, непрерывно прилагать усилия для осуществления общей зажиточности. Только так есть надежда за столетие партийного и государственного строительства реализовать китайскую мечту - обеспечить великое процветание китайской нации.

Перевод К.Э.Коцик

Литература

1. Доклад о развитии материальных условий жизни в Китае: распределение доходов. Исследовательский центр общественных наук Китая Пекинского университета: «Чжунгоминьшан», выпуск 8, 2013.

2. Идти вперед по пути социализма с китайской спецификой (Доклад с 13-й сессии ВСНП), база данных ВСНП

(http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/64566/65447/4526368.html) (дата последнего обращения - 4 мая 2017 года).

3. В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, т.45, издание пятое, Издательство политической литературы, - М., 1970.

4. Мао Цзэдун. Письмо Цай Хэсеню (от 1 января 1920 г.). Избранные письма Мао Цзэдуна, Изд. Жэньминь чубаньшэ, 1983.

5. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 19, Государственное издательство политической литературы, издание второе, - Москва, 1961.

6. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 22, Государственное издательство политической литературы, издание второе, - Москва, 1961

7. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.23, Государственное издательство политической литературы, издание второе, - Москва, 1961

8. Международный статистический ежегодник». 2013

9. О 30-ти годах политики реформ и открытости. Государственное статистическое управление КНР, 2013

10. Г.В.Плеханов. Наши разногласия, Избранные философские произведения в 5-ти томах. Т. 1. Госполитиздат, - М., 1962

11. “Статистический ежегодник КНР», Государственное статистическое управление КНР, 2013

12. Цао Сыюань: Пропорциональная регрессия - внутренняя закономерность структуры собственности, «Исследования и дискуссии», выпуск 7, 2007 год.


5 Кавдинские ущелья - историческое место, на котором развернулись военные события, отмеченные унизительным поражением римской армии. Впоследствии названы «Ущельями позора», что символизирует гибельный исторический опыт.

К концу 1976 г. Китайская Народная Республика оказалась в состоянии глубокого социально-политического и экономического кризиса. Причиной кризиса стали милитаристский великодержавный курс Мао Цзэдуна и его сторонников, волюнтаристская политика «большого скачка», маоистская «культурная революция». По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потерянным десятилетием», которое отбросило страну назад, поставив народное хозяйство на грань краха.

Экономика страны была почти полностью разрушена, сотни тысяч людей находились за чертой бедности. Объявленная во времена «культурной революции» «классовая борьба» еще более обостряла накопившиеся социально-политические и экономические противоречия. Социальная политика Мао Цзэдуна привела к расколу общества - явлению, прямо противоположному укреплению политического и морального единства, характерного для социалистического общества.

Пришедшее после смерти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976 г.) к власти руководство во главе с Председателем ЦК КПК и премьером Госсовета КНР Хуа Гофэном, приверженца «культурной революции», объявило о продолжении курса Мао Цзэдуна. Ставший необходимым процесс переформирования маоистского руководства сопровождался борьбой группировок за преобладание в партийном и государственном аппарате. Лидирующие позиции постепенно занимала маоистско-прагматическая группировка во главе с Дэн Сяопином, реабилитация которого произошла в июне 1977 г. (через год после своего второго смещения) на III пленуме десятого созыва ЦК КПК. Дэн Сяопин был вновь восстановлен на всех постах -- заместителя Председателя ЦК КПК, заместителя председателя Военного совета и начальника генерального штаба НОАК, заместителя премьера Госсовета КНP. Должность Председателя ЦК КПК занял Хуа Гофэн. Однако уже в конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны.

Основой для практической разработки реформаторских идей Дэн Сяопина стал утвержденный в середине 70-х годов курс «четырех модернизаций», поставивший целью преобразования в четырех областях - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике. Формула «четырех модернизаций» отражает материальное содержание реформы. Если говорить об идейно-политической линии, то ее суть представляют «четыре основных принципа»: социалистический путь развития, демократическую диктатуру народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна.

На III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшемся 18-22 декабря 1978 г., по инициативе Дэн Сяопина и его сподвижников было принято историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установки на ведение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр тяжести партийной работы перенести на осуществление модернизации. Согласно этому, была объявлена и утверждена новая политика «реформ и открытости» КНР.

Таким образом, основными средствами осуществления модернизации объявлялись реформы и открытая политика. Реформы направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А открытая политика призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая.

Процесс реформ был охарактеризован Дэн Сяопином как «вторая революция» после 1949 г., но революция, не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса, а революция в смысле «революционного обновления социализма на его собственной основе путем самосовершенствования».

Цель социалистической модернизации -- выведение Китая к середине XXI века на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путь модернизации -- ускоренный рост экономического потенциала, его качественное обновление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, исходя из того, что наука есть «главная производительная сила».

С самого начала разработки стратегии модернизации страны Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР канонам социалистического строительства и «вел поиск строительства собственной модели социализма с китайской спецификой». Суть «национальной специфики» виделась политику-реформатору в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости страны, дефиците пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. С учетом того, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиальное теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI века.

Таким образом, с целью обеспечения главного внутреннего условия нормального хода реформ - политической стабильности, политическая жизнь страны строилась в соответствии с выдвинутыми Дэн Сяопином «четырьмя основными принципами»: следовать социалистическому пути, придерживаться диктатуры пролетариата, руководства КПК, марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна. Никакие отклонения от этой линии в сторону политико-идеологической либерализации не допускались.

Однако приступить к полномасштабному проведению в жизнь программы модернизации Дэн Сяопину удалось лишь после создания необходимых для этого политических условий. Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы.

Особое место и в проведении реформы политической системы, и в целом в процессе модернизации уделялось правящей партии как гаранту обеспечения социально-политической стабильности, без чего представлялось невозможным успешное проведение курса на социалистическую модернизацию. В этой связи вопросы партийного строительства, укрепления партийной дисциплины и усиления внутрипартийного контроля постоянно находились в центре внимания руководства КПК. Важнейшее значение в реформе политической системы придавалось разработке всесторонней законодательной и нормативной базы и внедрению ее в жизнь, превращению Китая в современное правовое государство, «управляемое на основе закона».

Содержание реформы политической системы, направленное на развитие демократизации, виделось в развитии и укреплении существующей системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширении их контролирующих функций и демократических начал в их деятельности, упрощении и сокращении управленческого аппарата, четком разделении полномочий между партийными и административными органами, между центром и местами и т.д.

Важнейшее значение в теории модернизации Дэн Сяопина придавалось человеческому фактору. Программа воспитания «нового человека» внедрялась с начала 80-х годов в рамках курса на создание социалистической духовной культуры, охватывающей всю духовную сферу жизни китайского общества -- идеологию, собственно культуру, мораль, право - и нацеленную на формирование современной культурно-цивилизационной среды, без которой модернизация немыслима.

В процессе разработки стратегии модернизации Китая Дэн Сяопином была пересмотрена прежняя концепция развития современного мира, сводившаяся к тому, что его основу составляли мировая война и революция. Согласно теории Дэн Сяопина, основными тенденциями, определяющими состояние современных международных отношений, являются мир и развитие, сохранение которого является внешней гарантией успешного проведения модернизации КНР. Наконец, неотъемлемой частью программы модернизации Дэн Сяопина является завершение процесса объединения страны по формуле «одно государство -- два строя», предусматривающее сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване после их воссоединения с КНР существующего там капиталистического строя.

Товарищ Дэн Сяопин, ветеран революции, ведущий политический деятель КНР, 25 октября 1987 года на открытии XIII съезда Коммунистической партии Китая был назван «главным архитектором китайских реформ».

В ходе инспекционной поездки на юг Китая в начале 1992 г Дэн Сяопин делает выводы о необходимости дальнейшего ускорения реформ и развития на основе расширения сферы действия рыночных отношений и предлагает для определения действенности проводимых реформ и открытой политики три критерия: способствуют ли реформы развитию производительных сил, способствуют ли они укреплению комплексной государственной мощи, способствуют ли повышению жизненного уровня народа.

Развивая реформу, руководство КНР во главе с Дэн Сяопином совершило на III пленуме ЦК КПК четырнадцатого созыва в 1993 г. теоретический «прорыв», объявив о соединении рыночной экономики с социализмом.

На XV съезде КПК в 1997 г. в Устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина» на начальной стадии социализма. Она объявлена новым этапом развития марксизма в Китае, вторым теоретическим достижением после «идей Мао Цзэдуна», «продолжением и развитием идей Мао Цзэдуна», научной системой строительства социализма с китайской спецификой.

Нынешние лидеры КНР не только подчеркивают свою приверженность идеям «архитектора реформ», но и развивают их по мере возникновения новых проблем. Новые руководители Китая стараются сделать развитие страны более комплексным и согласованным, не отказываясь от начертанной Дэн Сяопином политики «реформ и открытости».

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить следующее: маоистская «культурная революция» дорого обошлась стране и довела экономику КНР до кризисного состояния. Эксперименты Мао Цзэдуна явственно продемонстрировали, что жестокая (сталинская в своей основе) модель социалистического строительства не дает желаемых результатов и является деструктивной. Возвратившийся во власть в 1977 году Дэн Сяопин приступил к проведению политики модернизации Китая. Переломным историческим моментом в истории КНР явилось проведение в декабре 1978 года III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, ставшего отправной точкой для процесса модернизации страны. Важнейшей заслугой Дэн Сяопина является то, что проводимая им политика всецело была подчинена задаче наращивания комплексной государственной мощи и улучшению жизни народа.

Дэн Сяопин является одним из выдающихся политических деятелей коммунистического Китая. Именно ему пришлось иметь дело с губительными последствиями политики Мао Цзэдуна и "культурной революции", проводимой известной "бандой четырех" (это его сподвижники). За десять лет (с 1966 по 1976 гг.) стало очевидно, что ожидаемого "большого скачка" страна не совершила, поэтому на смену сторонникам революционных методов приходят прагматики. К ним и относил себя Дэн Сяопин, политика которого отмечена последовательностью и стремлением модернизировать Китай, сохранить его идеологические основы и самобытность. В данной статье хотелось бы раскрыть суть преобразований, осуществленных под руководством этого человека, а также понять их смысл и значение.

Приход к власти

Дэн Сяопин преодолел тернистый карьерный путь, прежде чем стал негласным лидером КПК. Уже к 1956 г. его назначили на должность генсека ЦК Однако он был смещен с поста после десятилетней службы в связи с началом "культурной революции", предусматривающей масштабную чистку как кадров, так и населения. Уже после смерти Мао Цзэдуна и ареста его приближенных реабилитируются прагматики, и уже в ходе 3-го пленума партии одиннадцатого созыва начинают разрабатываться и претворяться в жизнь реформы Дэн Сяопина в Китае.

Особенности политики

Важно понимать, что он ни в коем случае не отказывался от социализма, изменились лишь методы его построения, и возникло желание придать политическому строю в стране уникальность, китайскую специфику. Кстати, личные ошибки и злодеяния Мао Цзэдуна не афишировались - вина пала в основном на упомянутую "банду четырех".

Известные китайские реформы Дэн Сяопина базировались на проведении "политики четырех модернизаций": в промышленности, армии, сельском хозяйстве и науке. Ее конечным итогом должно было стать восстановление и оздоровление экономики страны. Специфической чертой курса этого политического лидера стала готовность контактировать с миром, вследствие чего к Поднебесной начали проявлять интерес иностранные инвесторы, бизнесмены. Привлекало то, что страна располагала огромной дешевой рабочей силой: преобладающее там сельское население было готово работать за минимум, но с максимальной производительностью, чтобы прокормить свои семьи. Китай также владел богатой сырьевой базой, поэтому моментально возник спрос на государственные ресурсы.

Аграрная сфера

Прежде всего, Дэн Сяопину было необходимо провести реформы в ведь ему жизненно важна была поддержка масс для закрепления своей фигуры у власти. Если при Мао Цзэдуне упор делался на развитие тяжелой промышленности и ВПК, то новый руководитель, наоборот, объявил о конверсии, расширении производства чтобы восстановить внутренний спрос в стране.

Были отменены и народные коммуны, в которых люди были равны, не имели возможности улучшить свое положение. На смену им пришли бригады и домохозяйства - так называемые семейные подряды. Преимущество таких форм трудовой организации заключалось в том, что новым крестьянским коллективам позволяли оставлять излишки продукции, то есть сверхурожай можно было реализовать на зарождающемся в Китае рынке и получить с него прибыль. Кроме этого, предоставлялась свобода в установлении цен на с/х товары. Что касается земли, которую крестьяне обрабатывали, она сдавалась им в аренду, однако со временем объявлялась их собственностью.

Последствия реформ в сельском хозяйстве

Эти нововведения способствовали значительному повышению уровня жизни в деревне. Помимо этого, был дан толчок к развитию рынка, а власти же на практике убедились в том, что личная инициатива и материальные стимулы к труду гораздо продуктивнее плана. Доказывали это результаты реформ: за несколько лет практически вдвое выросло количество выращиваемого крестьянами зерна, к 1990 г. Китай стал первым по заготовке мяса и хлопка, повысились

Конец международной изоляции

Если раскрывать понятие "открытость", стоит понимать, что Дэн Сяопин был против резкого перехода к активной внешней торговле. Планировалось плавное выстраивание экономических связей с миром, постепенное проникновение рынка в неизменную командно-административную экономику страны. Еще одна особенность заключалась в том, что все преобразования сначала тестировались в каком-либо небольшом регионе, и если они имели успех, их вводили уже на национальном уровне.

Так, к примеру, уже в 1978-1979 гг. в приморских районах Фудзянь и Гуандун открыли СЭЗ - специальные экономические зоны, представляющие собой некие рынки сбыта продукции местным населением, завязывались деловые связи с инвесторами из-за рубежа. Их стали называть "капиталистическими островками", и количество их росло довольно медленно, несмотря на благоприятствование государственному бюджету. Именно постепенное образование таких зон при выстраивании внешней торговли не позволило Китаю потерять львиную долю сырья, которое могло было быть моментально распроданным за очень высокую по китайским меркам цену. Также не пострадало и внутреннее производство, рискующее быть подавленным импортными и более дешевыми товарами. Выгодные связи с различными странами привели к знакомству и внедрению на производстве современных технологий, машин, заводского оборудования. Много китайцев отправлялись на обучение за рубеж, чтобы набраться опыта у западных коллег. Сложился некий экономический обмен Китая с другими странами, удовлетворяющий интересы обеих сторон.

Изменения в управлении промышленностью

Как известно, до того, как неофициальным руководителем КПК Китая был выбран Дэн Сяопин, экономические реформы которого сделали Китай мощнейшей державой, все предприятия были подчинены плану, строгому контролю со стороны государства. Новый же страны признал неэффективность такой системы и выразил потребность в ее обновлении. Для этого был предложен способ постепенной Со временем предполагался отказ от планового подхода и возможность создания смешанного типа управления хозяйством страны с преобладающим участием государства. Как результат - в 1993 году планы были сведены до минимума, государственный контроль уменьшился, а рыночные отношения набирали обороты. Таким образом, сложилась "двухколейная" система управления хозяйством страны, которая имеет место в Китае и по сей день.

Утверждение многообразия форм собственности

Проводя одну за другой реформы, преобразующие Китай, Дэн Сяопин столкнулся с проблемой собственности. Дело в том, что изменение организации ведения хозяйства в китайской деревне позволило новоиспеченным домохозяйствам иметь заработок, росли капиталы для открытия собственного дела. Кроме того, иностранные бизнесмены тоже стремились открыть филиалы своих предприятий в Китае. Эти факторы стали причиной формирования коллективной, муниципальной, индивидуальной, иностранной и иных форм собственности.

Интересно то, что власти не планировали вводить подобное многообразие. Причина его появления кроется в личной инициативе местного населения, располагающего собственными накоплениями, открывать и расширять самостоятельно созданные предприятия. Людям неинтересно было приватизировать госсобственность, они желали изначально вести свое дело. Реформаторы же, увидев в них потенциал, решили официально закрепить за гражданами право иметь частную собственность, вести индивидуальное предпринимательство. Тем не менее наибольшую поддержку "сверху" получил иностранный капитал: зарубежным инвесторам предоставлялся спектр различных льгот при открытии собственного дела на территории А что касается государственных предприятий, чтобы не позволить им резко разориться при появлении столь высокой конкуренции, план на них сохранялся, но сокращался с годами, и им тоже гарантировались разного рода налоговые вычеты, субсидии, выгодные кредитования.

Значение

Невозможно отрицать, что Дэн Сяопин провел вместе с единомышленниками огромную работу по выводу страны из состояния глубокого экономического кризиса. Благодаря их реформам Китай имеет значительный вес в мировой экономике и, как следствие, в политике. В стране сложилась уникальная "концепция двухколейного экономического развития", грамотно совмещающая командно-административные рычаги и элементы рынка. Новые коммунистические лидеры стабильно продолжают идеи Дэн Сяопина. Например, сейчас государством выдвинуты цели построения "общества средней зажиточности" к 2050 году и ликвидирования неравенства.

Похожие публикации