Эффект двойной экспозиции в Photoshop. Создаем уникальные фотографии с помощью двойной экспозиции

by Konstantin Naumov

Что такое мультиэкспозиция? Это объединение двух или нескольких кадров в один. Прием в фотографии, который начался с ошибки и получил со временем широкое распространение среди фотографов и применяется для создания художественной современной фотографии.

В данном кратком руководстве мы объясним как правильно использовать эффект мультиэкспозиции и что делать, если камера не поддерживает функцию двойной экспозиции?


by Andrea Cisneros

При использовании пленочных камер возникновение двойной экспозиции чаще всего происходило из-за неосторожности фотографа, которая приводила к двойному воздействию на один и тот же кусок пленки. Но несомненная художественность некоторых полученных случайно кадров привела к тому, что направление мультиэкспозиции в фотографии стали развивать и использовали с уверенностью самые именитые фотографы. Например, Сара Мун .


Некоторые современные цифровые камеры оснащены функцией двойной и более экспозиции. Чтобы создать мультифото, достаточно переключиться в настройках камеры. Тем не менее, для создания правильной мультиэкспозиционной фотографии необходимо знать некоторые нюансы.

При наложении одного кадра на другой, необходимо стремиться совместить темные и светлые части снимка таким образом, чтобы самые светлые пятна одного кадра приходились на самые темные фрагменты другого.


Рассчитывайте правильно общую экспозицию снимка. Если для получения правильно экспонированной фотографии при ваших условиях необходима экспозиция для первого и второго кадров 1/60 при f=8, каждое изображение должно быть снято с недоэкспонированием в 1 ступень.

Второй кадр желательно снимать с теми же настройками, что и первый. Но, если условия освещения у второго снимка другие, то естественно следует поменять и экспопару, а также не забыть сделать кадр на недоэкспонированным.


Что делать, если камера не предполагает функцию мультиэкспозиции?

Поможет обычный редактор. Использование редактора предполагает даже больше контроля при комбинировании фотографий, хотя и некоторым образом убирает спонтанность и неожиданную фантазийность полученного результата. Редактирование в фотошопе становится техническим делом и каким бы ни был мастер, у снимка исчезает определенный флер, который состоит из тех маленьких недостатков и случайностей, которые делают снимок фотографией, а не рисунком.


При использовании постобработки в редакторе нет необходимости изначально снимать два или более кадров одновременно. У фотографа появляется возможность комбинировать фотографии, снятые в разное время.

Необходимо открыть одно изображение, второе копируется и вставляется на новый слой в рабочем пространстве первого изображения. Затем с помощью широкого спектра инструментов фотограф смешивает два изображения вместе до получения нужного эффекта. Можно изменять "прозрачность" или "непрозрачность" слоев, "умножать", использовать "мягкий свет", Hard Mix или "исключение" - и это только несколько из многих режимов наложения, с которыми стоит экспериментировать. Каждый дает очень разные результаты с подходящими картинками.

Однако даже такая кажущая легкость обработки не снимает ответственности в правильном расположении темных и светлых участков кадров. Темное должно быть под светлым, а не наоборот.


Есть ли у мультиэкспозиции какое-то иное, нехудожественное применение?

Многие из лучших подводных фотографий сделаны с помощью двойной экспозиции. Одним кадром делается крупный план морского существа со вспышкой. При этом из-за глубины выглядит черным или очень темным. Но достаточно объединить полученную фотографию со снимком, сделанным на мелководье, итоговое изображение будет выглядеть более естественно.


by Thomas Conrad (T.C.)

Двойную экспозицию также применяют для усиления глубины резкости и получения фотографии в интерьере, где используется разный свет.

Несколько подсказок для того, чтобы получить мультиэкспозиционный кадр

  • Используйте два кадра, один из которых с мелкой текстурой, а на втором объект съемки крупным планом.

by Tanja Ghirardini

  • Интересные кадры можно получить, если изначально снимать студийные портреты, как крупноплановые, так и полноростовые, а затем, перемотав пленку заново, - отправиться фотографировать полевые цветы, ландшафты или текстуры.

  • Смешивание цветов позволит получить интересные эффекты на снимках. Также можно совмещать картинки, сделанные разными объективами - например, портретником и широкоформатным.
  • Прекрасным вариантом будет совмещение с облачным небом или неспокойной поверхностью моря.

by Duncan Howsley

Не останавливайтесь на очевидном. Используйте для начала два кадра для совмещения. Вам может понравиться абстракция получаемых снимков и вы сможете уже с большей уверенностью совмещать большее их количество, чтобы в итоге стать автором самой абстрактной и самой необычной художественной фотографии.

Двойная экспозиция - это эффект, который возникает в результате наложения одного снимка на другой. В этой статье расскажем, как сделать двойную экспозицию в "Фотошопе".

История

Двойная экспозиция (другое название - мультиэкспозиция) появилась во время использования пленочных фотоаппаратов. Эффект возникал, когда фотограф делал два кадра, не перематывая пленку. Экспонирование приходилось на один и тот же кусочек пленки, и две фотографии смешивались. Это могло происходить случайно, а могло - намеренно, если фотограф специально подбирал два подходящих для

Современные средства

Цифровые фотоаппараты не имеют пленки, и каждый новый кадр автоматически сохраняется в отдельный файл в памяти устройства. Из-за этого в теории удачный (или неудачный) брак двойной экспозиции невозможен даже на самых продвинутых "зеркалках". В теории - потому что на практике фотоаппарат может сломаться. Но ломать специально устройство - плохая идея. Именно в этом случае на помощь приходит двойная экспозиция в "Фотошопе".

Какие снимки использовать?

Воображение художника не знает границ - всегда можно придумать что-то новое. Но обычно для двойной экспозиции в "Фотошопе" используют портрет (как основу) и пейзаж (как фон), создавая сюрреалистичные и атмосферные картинки.

Что ж, давайте приступим непосредственно к созданию.

Прежде всего, откройте оба файла для двойной экспозиции в "Фотошопе" (CS6, CS5 или CC версии - неважно).

Шаг 1. Выделение основного изображения

Есть два способа выделить основное изображение, в которое будет помещаться фон.

  1. Отбелить задний план портрета кистью. Подходит для портретных студийных фото, в которых фон и так светлый.
  2. Выделить фигуру на фото и скопировать ее на новых слой.

Для первого способа следуйте такой инструкции:

  1. Откройте файл с портретом.
  2. Создайте две копии слоя.
  3. Перейдите на верхнюю копию.
  4. Повысьте контрастность изображения (используйте инструмент "Контрастность" или "Кривые").
  5. Выберите инструмент "Быстрое выделение" и выделите только фон.
  6. Возьмите белую кисть и отбелите фон.
  7. Инвертируйте выделение (вкладка "Выделение" - "Инвертировать")
  8. Сотрите ластиком часть изображения с портретом до нижнего слоя.
  9. Объедините две копии.

Если фигура простая, можно обойтись без повышения контрастности и выделения, а отбеливать вручную. Но это долгая и кропотливая работа.

Инструкция для второго способа:

  1. Откройте файл с портретом.
  2. Выберите инструмент "Перо" или "Лассо".
  3. Аккуратно обведите фигуру инструментом.
  4. Перейдите во вкладку "Редактирование", выберите сначала "Копировать", затем "Вставить" (можно также использовать комбинации клавиш Ctrl+C, Ctrl+V).

Шаг 2. Объединение с фоновым изображением

Перейдите на вкладку с открытым фоновым изображением. Если файл не открыт - откройте его.

Двойная экспозиция в "Фотошопе" - творческое задание. В приведенных ниже инструкциях описана базовая пошаговая техника, однако позволяется и даже рекомендуется отходить от нее, пробовать другие варианты, смотреть, что получается.

Первый способ

Если вы отбеливали фон:

  1. Перенесите слой из файла с пейзажем в слои с портретом (функция "Дублирование слоя").
  2. Переместите слой под портрет (лайфхак: дайте имена слоям для удобства. Для этого кликните два раза мышкой по названию слоя).
  3. Выберите режим наложения. Рекомендуется "Осветление", но можете экспериментировать с другими.

Двойная экспозиция в "Фотошопе" готова!

Второй способ

Если вы использовали метод выделения изображения с его копированием:

  1. Перейдите на вкладку с пейзажем.
  2. Скопируйте слой с фотографией.
  3. Перейдите на вкладку с портретом (или любим другим снимком, взятым за основу).
  4. Нажмите "Вставить" или комбинацию клавиш Ctrl+V.
  5. Создайте обтравочную маску - зажмите клавишу Alt.
  6. Перейдите на слой с пейзажем и измените режим наложения на "Осветление", "Перекрытие" или другой, который покажется вам наиболее уместным и подходящим.

Используйте инструмент "Ластик", чтобы стирать те части на слое портрета, где вы не хотите, чтобы накладывался пейзажный фон.

Используйте "Тонирование", "Кривые", "Контраст" и другие команды для цветокоррекции, чтобы подобрать идеальное цветовое сочетание. Создайте новый корректирующий слой и смотрите, как меняется восприятие фотографии с разными настройками.

Не забывайте об искусстве черно-белой фотографии - обесцветьте весь получившийся снимок или его часть и сравните с цветным вариантом. Иногда черно-белое фото передает больше эмоций.

Режимы наложения

Как уже упоминалось выше, обычно для создания эффекта двойной экспозиции используется режим наложения "Осветление" (в англоязычном "Фотошопе" это режим Screen). Он работает по тому же принципу, по которому происходило экспонирование в пленочных фотоаппаратах - умножает светлые пиксели одного снимка на светлые пиксели другого, оставляя белые пиксели белыми, потому используйте его для эффекта традиционной пленочной мультиэкспозиции. Добавьте шумы, подкорректируйте цвета и получите почти настоящий пленочный снимок.

Режим наложения "Растворение" смешивает цвета снимков. Используйте его, если хотите получить интересный (и случайный!) цветовой эффект без ручной цветокоррекции. Для этих же целей можете использовать режимы наложения "Цвет", "Тон", "Насыщенность" и "Разделение".

Учитывайте, что такие режимы, как "Умножение" и все другие с упоминанием о "затемнении" в названии в результате дают темные изображения, тогда как "Линейный свет" и ему подобные - светлые.

Также наложение всех режимов можно регулировать при помощи прозрачности.

Создание снимков для двойной экспозиции

Снимки для мультиэкспозиции можно подбирать из имеющихся, а можно создавать заранее. При этом следуйте таким рекомендациям:

  • снимайте портреты на светлом, в идеале - белом, фоне (фотографируйте в студии или дома - завесьте место снимка, к примеру, белой простыней);
  • подготовьте хорошее освещение;
  • снимайте не слишком однородные, но и не слишком многообразные пейзажи. Хорошо подходит лес, ветви деревьев, небо;
  • не делайте слишком светлые снимки - двойное экспонирование осветлит их еще больше.

Другие варианты

Портреты с двойной экспозицией в "Фотошопе" - это только малый пласт шедевров этой техники. Лучшая рекомендация - не слушайте ничьих рекомендаций. Фотохудожники, работающие с пленкой, часто делают мультиэкспозицию наугад - попробуйте также в своем "Фотошопе" 5CS. Двойная экспозиция здание+пейзаж, здание+портрет, пейзаж+городская местность, портрет+другой портрет - всегда можно придумать что-то новое. Открывайте снимки, накладывайте их друг на друга и, если что-то понравится - приступайте к обработке всеми инструментами, описанными выше. Никакая теория не заменит практику. Ловите свое вдохновение и творите!

Может вы видели подобный оригинальный эффект у кого-то в инстаграме, когда человеческий силуэт соединяется с таинственным лесом или бескрайним океаном? Если вы хотите повторить такой же, то давайте детальнее рассмотрим, как сделать двойную экспозицию на телефоне.

Прокачай своё селфи

Двойная экспозиция – это наложение одного фото на другое фото. Раньше добиться подобно эффекта было очень сложно. Нужно было проделывать различные танцы с бубном: перемещать кадр, вырезать изображения в фотошопе, накладывать слой на слой и многое другое. Сейчас же подобное можно провернуть на своем смартфоне за несколько минут. Если вы не знаете, как сделать двойную экспозицию, то сейчас вам всё расскажем.

Подготовка

Весь секрет создания хорошей двукратной композиции заключается в подборке правильных материалов. Для того, чтобы ваш снимок в итоге получился идеальным, нужно изначально правильно его сделать. Вот несколько советов перед созданием пейзажного портрета:

  1. Желательно, чтобы фон для двойной экспозиции был нейтральным (белый, бежевый, серый, бежевый).
  2. Силуэт относительно фона должен быть контрастным, выделяться и хорошо читаться.
  3. Лучше всего фотографироваться в профиль.
  4. В качестве второго снимка нужно выбирать такие, на которых изображены контрастные места, создающие необычные линии и силуэты (темный лес, небо, горы, небоскребы, цветочные поляны, облака, клубни дыма и другие).
  5. Лучше всего наложенные фото друг на друга смотрятся вместе, если одно из них имеет четкие границы силуэта.
  6. В некоторых снимках необходимо убирать бэкграунд даже в природных фото.

Snapseed

Эффект двойной экспозиции или эффект перехода человека в лес можно создать с помощью бесплатной программы под названием Snapseed . Принцип действия довольно прост.

Как сделать двойную экспозицию в Snapseed (Снапсид):

  1. Загрузить фотоснимок в программу Snapseed.
  2. Откорректировать изображение по своему вкусу (высветлить фон, где-то убрать лишние прядки, увеличить копну волос, сделать фигуру худее, добавить немного яркости и т.д).
  3. Используя инструмент «Кисть», по желанию можно затемнить область, которая будет потом перекрыта картинкой. Затемнять стоит почти до черного цвета.
  4. Открыть режим «Двойная (двукратная) экспозиция».
  5. Внизу по середине нажать на значок «Добавить фотографию» и выбрать любое фото с природой.
  6. Вторая кнопка по середине отвечает за наложение. Нужно выбрать «Насыщенность», увеличив ее.
  7. Далее надо нажать на стрелочку со слоями, которая находится в верхнем правом углу, и выбрать пункт «Посмотреть изменения».
  8. Выбрать снова пункт «Двойная экспозиция» в правом нижнем углу, а далее тапнуть на выплывающую иконку с кисточкой.
  9. Нажать на глазик, который находится в нижней панели программы, тем самым, сразу добавится маска.
  10. Аккуратно пальцем стереть лишний слой на фотографии и границы, оставляя главный силуэт с наложенной картинкой.
  11. Сохранить изображение.
  12. Перейти снова в «Инструменты», а затем выбрать вкладку «Кисть».
  13. Выставить параметр Экспозиции на +0,7.
  14. Аккуратно пальцем высветлить фон до нужного состояния.
  15. Сохранить фото. Пейзажный портрет с двукратной экспозицией готов! Вы великолепны.

Как видите, довольно просто пользоваться двойной экспозицией в Снепсид!


Pics Art

Еще одно приложение и бесплатный фоторедактор для эффекта двойной экспозиции называется Pics Art. Скачать его можно в официальных магазинах AppStore и Google Play.

Как сделать двойную экспозицию в программе:

Первый вариант

  1. Открыть приложение Pics Art.
  2. Добавить первое фото с силуэтом.
  3. В нижней панели найти вкладку «Добавить фото» и выбрать второй нужный снимок.
  4. Растянуть изображение до нужного размера.
  5. На этом этапе можно отредактировать его «Насыщенность».
  6. Внизу выбрать пункт «Смешать» и поставить любой режим наложения (Умножение, Светлее, Темнее, Экран и тд).
  7. Сверху программы нажать на Ластик и удалить лишние фрагменты на снимке.
  8. Если надо вернуть какую-то деталь, то надо нажать на инструмент Кисть рядом с Ластиком.
  9. Сохранить фотографию.




Второй вариант

Пошаговая инструкция для создания двойной экспозиции:

  1. Открыть программу Pics Art.
  2. Загрузить нужное фото с силуэтом человека, нажав на «+».
  3. В нижней строке выбрать вкладку «Эффекты» и обесцветить фото (сделать его черно-белым). Но это по желанию.
  4. Для того, чтобы высветлить немного сам снимок, надо внизу экрана нажать на вкладку «Инструменты», а затем «Кривые». Аккуратно высветлить снимок.
  5. Далее в нижнем меню выбрать пункт «Рисовать» и тапнуть на Кисточку.
  6. В палитре выбрать белый оттенок и аккуратно закрасить весь фон кисточкой. Если были закрашены лишние участки, то всё можно подправить Ластиком.
  7. Сохранить изображения в Галерею телефона.
  8. Далее снова запустить приложение Pics Art.
  9. Первым выбрать фото с природой.
  10. В нижнем меню нажать на «Добавить фото» и найти только что сделанный снимок человека с белым фоном.
  11. Растянуть снимок до нужного размера.
  12. Далее тапнуть на вкладку «Смешать» и выбрать режим «Экран».
  13. Сохранить фото и добавить немного фильтров.

Для вдохновения

Наложить фото друг на друга довольно просто с помощью бесплатных программ. Для вас мы собрали лучшие идеи для двойной композиции: картинки леса, воды, дыма, фоны и другие изображения.










Обычно эффект двойной экспозиции применяют фотографы, при этом ничего не используя, кроме своего фотоаппарата, с помощью которого они объединяют две различные фотографии, чтобы создать абстрактное и сюрреалистичное изображение. Тем не менее, мы также можем воспроизвести данный эффект в программе Photoshop, что даст нам дополнительные возможности для проведения коррекции и создания эффекта. Выполняя пошагово данный урок, вы самостоятельно создадите эффект двойной экспозиции. Мы совместим вместе две фотографии, используя обтравочные маски и технику работы с масками.

Эффект двойной экспозиции популярен не только среди фотографов, эту технику могут использовать художники и дизайнеры для создания красивых абстрактных картин. Вы можете увидеть данный эффект в реальности на обложках альбомов, а также когда начинают идти титры популярных ТВ сериалов. Сегодня мы сфокусируемся над имитацией традиционного эффекта в программе Photoshop. Это относительно простой процесс, тем не менее, конечный результат в большинстве случаев будет зависеть от того, насколько хорошо две исходные фотографии дополняют друг друга. Для вдохновения, вы можете посмотреть работы с эффектом двойной экспозиции на сайте Pinterest .

Итоговый результат

Самая распространённая комбинация фотографий - это портрет + сцена с природой, поэтому, я подобрал отличные изображения на стоковых ресурсах. Вначале, я подобрал женский профиль на сайте Stockvault.net. Постарайтесь подобрать портрет с чистым задним фоном, в противном случае, вам будет сложно выделить объект. Второе изображение, которое я подобрал на сайте Unsplash.com - это красивый пейзаж. Одно из преимуществ создания данного эффекта в программе Photoshop - это то, что вы можете экспериментировать с различными изображениями, чтобы подобрать наиболее подходящие друг к другу изображения, поэтому, скачайте несколько исходных изображений, чтобы увидеть, какое из них подходит друг к другу наилучшим образом!

Шаг 1

Вначале выделите объект на исходном изображении. С помощью инструмента Перо (Pen tool), создайте контур вокруг женского профиля.

Шаг 2

Грубо обведите контур вокруг волос модели, углубляясь на несколько пикселей женского профиля, чтобы избежать выделения заднего фона между волосками.

Шаг 3

Создайте контур вокруг изображение модели, замкнув контур на исходной точке. Щёлкните правой кнопкой по созданному контуру и в появившемся окне, выберите опцию Образовать выделенную область (Make Selection), далее, установите Радиус растушёвки (Feather Radius) 0,5рх.

Шаг 4

Теперь давайте поработаем над коррекцией созданной грубой линией контура вокруг волос модели. Итак, идём Выделение - Уточнить край (Select > Refine Edge) и в появившемся окне настроек, измените радиус Определения краёв (Edge Detection Radius), включая настройку Сдвига края (Shift Edge), чтобы преобразовать контурную линию в активное выделение.

Шаг 5

Расширение краёв выделенной области, также добавит фрагменты заднего фона вокруг лица модели. Выберите инструмент Удалить уточнения (Erase Refinements Tool), это иконка с кистью в настройках инструмента Уточнить край (Refine Edge), а затем с помощью данного инструмента, прокрасьте поверх каких-либо нежелательных участков заднего фона.

Шаг 6

Поменяйте кисть на инструмент Уточнить радиус (Refine Radius tool). Далее, с помощью данного инструмента, прокрасьте вокруг контурной линии волос, чтобы захватить любые волоски, которые ещё не вошли в контур выделенной области.

Примечание переводчика: В настройках инструмента Уточнить край (Refine Edge) имеется две кисти, Уточнить радиус (Refine Radius Tool) и Удалить уточнения (Erase Refinements Tool).

Шаг 7

Скопируйте созданное выделение, а затем вклейте на новый слой. Создайте новый слой ниже слоя с выделенным женским профилем, залейте этот слой белым цветом, чтобы отделить портрет модели.

Шаг 8

Откройте стоковое изображение с пейзажем, переместите данное изображение на наш рабочий документ, расположив слой с пейзажем поверх всех остальных слоёв. Удерживая клавишу Ctrl+щёлкните по миниатюре слоя с выделенным портретом модели, чтобы загрузить активное выделение вокруг изображения модели. Далее, добавьте слой-маску к слою с пейзажем, чтобы выделить пейзаж по контуру портрета.

Шаг 9

Отмените связь между миниатюрой слоя и миниатюрой слой-маски. (Примечание переводчика: щёлкните мышкой по звеньям цепи между миниатюрами). Данное действие позволит перемещать и масштабировать изображение пейзажа независимо от своей слой-маски, поэтому, маска останется в прежнем положении, в то время, как мы подберём наилучшую композицию для нашего эффекта, трансформируя пейзаж.

Шаг 10

Продублируйте слой с выделенным портретом модели. Переместите дубликат слоя наверх, расположив поверх всех слоёв. Далее, примените коррекцию Уровни (Levels), идём Изображение - Коррекция - Уровни (Image > Adjustments > Levels). Начните затемнять изображение, смещая бегунки Входных и Выходных значений (Input and Output levels).

Шаг 11

Поменяйте режим наложения для дубликата слоя на Осветление (Screen), чтобы затемнённые участки женского профиля стали прозрачными. Изображение, которое мы затемнили Уровнями (Levels), стало похоже на полупрозрачное приведение, это можно исправить с помощью коррекции непрозрачности слоя.

Шаг 12

Добавьте слой-маску к слою с полупрозрачным портретом похожим на приведение и с помощью большой мягкой кисти чёрного цвета, прокрасьте отдельные участки для совмещения. Прокрашивая чёрной кистью на слой-маске, мы скрываем участки портрета, в то время, как прокрашивание белой кистью восстанавливает скрытые участки.

Шаг 13

Отберите образец светлого оттенка с изображения, а затем замените белый задний фон на оттенок, который вы отобрали.

Примечание переводчика: с помощью инструмента Пипетка (Eyedropper), отберите образец оттенка. Далее, перейдите на слой с белой заливкой, чтобы выполнить заливку.

Шаг 14

Отдельная часть силуэта изображения имеет странную форму в верхней части головы, где мы проводили коррекцию выделения, однако, это можно исправить путём отбора цветового оттенка с заднего фона и прокрашивания мягкой кистью на новом слое.

Примечание переводчика: автор создаёт новый слой поверх слоя с заливкой (Шаг 13), далее, автор подбирает образец цветового оттенка, чтобы совместить верхнюю часть с задним фоном и прокрашивает мягкой кистью. Если ещё есть участки, которые необходимо исправить, кроме верхней части изображения, то также используйте мягкую кисть.

Шаг 15

Добавьте новый корректирующий слой Чёрно-белый (Black & White) поверх всех остальных слоёв, чтобы скрыть краски изображения. Уменьшите непрозрачность данного корректирующего слоя до, примерно, 30%.

Шаг 16

Шаг 17

В заключение, добавьте корректирующий слой Карта градиента (Gradient Map), чтобы создать стиль раздельных тонов. Я использовал светло-бежевый оттенок #e2d9d1 для световых бликов, приглушённый коричневый оттенок #52463b для средних тонов и тёмно-синий оттенок #0e1133 для теней. Поменяйте режим наложения для данного корректирующего слоя Карта градиента (Gradient Map) на Цветность (Color).

Итоговое изображение представляет эффект двойной экспозиции и отлично смотрится с дополнительными корректирующими слоями. Чёткие линии силуэта реально выделяются от заднего фона в то время, как дополнительный слой с нежным полупрозрачным портретом дополняет детали лица. В отличие от традиционной техники использования фотоаппарата, данную картину всё же можно изменить и скорректировать, что позволяет экспериментировать с различными комбинациями задних фонов и видеть результат в течение всей вашей работы над картиной.

Надеюсь, что вам понравился данный урок.

В этом уроке я покажу вам, как создать эффект двойной экспозиции в Photoshop. Эффект двойной экспозиции можно достигнуть путем совмещения нескольких стоковых изображений, экспериментируя с режимами наложения, а также с использованием корректирующих слоев. Мы также узнаем, как сделать красивый плавный переход между изображениями с помощью слой-маски. Следуйте инструкциям в данном уроке, чтобы узнать, как это сделать.

1. Открываем фотографию

Шаг 1

Создайте новый документ в Фотошопе с настройками, которые указаны ниже:

Шаг 2

Поместите фотографию с пожилым мужчиной в основной документ и разместите его так, как показано ниже. Я выбрал данный образ пожилого мужчины для этого урока, но вы можете выбрать любое другое изображение. Вы также можете использовать изображения с темным силуэтом и потом с помощью режима наложения достичь нужного эффекта.

Кроме того, убедитесь, что у выбранного изображения задний фон имеет однотонный сплошной цвет, чтобы на нем не присутствовало ни каких лишних деталей.

Шаг 3

Как ранее было сказано, мы должны использовать изображение, имеющее сплошной однотонный задний фон, но изображения с бесплатных сайтов иногда не соответствуют нужным требованиям. В моем случае фон сплошной, но он не белый. Используйте корректирующий слой Кривые (Curves), чтобы увеличить яркость заднего фона. Цель здесь - отбелить фон, чтобы изображение с городом, который мы будем добавлять позже, был виден на изображении пожилого мужчины. Нажмите на значок, который находится в низу панели слоев и в контекстном меню выберите Кривые… (Curves…).

Шаг 4

Поскольку мы применили эффект ко всему изображению, то это затронет те части, которые нам не нужны. Лучшее решение, чтобы это исправить - воспользоваться маской корректирующего слоя и стереть эффект там, где он не нужен. Только оставьте его на волосах, чтобы потом получить яркий световой эффект.

На маске слоя Кривых (Curves) с помощью мягкой черной кисти замаскируйте эффект на нужной части изображения.

Вот как это выглядит на белом фоне:

2. Создаем эффект двойной экспозиции

Шаг 1

В этом шаге мы создадим эффект двойной экспозиции, добавив изображение города, и соединим его с изображением пожилого мужчины, используя режимы наложения. Также, в этом шаге вы можете поэкспериментировать, добавляя разные фотографии, чтобы получить нужный для вас результат. Поэтому не бойтесь выбирать разные изображения, которые вам нравятся - это может быть город, ручей, лес или любое другое изображение.

Поместите изображение города в основной документ. Воспользуйтесь инструментом Трансформация (Transform Tool ) (CTRL + T) и увеличьте изображение, как показано ниже, для того чтобы оно идеально подошло к нашей работе.

Примечание: Убедитесь, что вы разместили слой с городом выше слоя с пожилым мужчиной.

Измените режим наложения слоя с городом на Экран (Screen) и как видите, у нас получился эффект двойной экспозиции.

Шаг 2

В этом шаге мы должны усилить эффект, который создали до этого. Мы сделаем изображение более сюрреалистичным, давайте для этого сделаем более видимой бороду пожилого мужчины.

Добавьте слой-маску к изображению города. Возьмите инструмент Кисть (Brush Tool) (B). Установите ее непрозрачность (Opacity) и нажим (Flow) около 30%. Теперь замаскируйте часть изображения города, как показано ниже, чтобы сделать более видимой бороду пожилого мужчины и часть его лица. Это создаст сюрреалистический эффект, так как будет казаться, что его борода висит над дорогой. Если вы хотите, вы можете сделать более видимыми другие части лица.

Попытайтесь добиться плавного перехода между изображением пожилого мужчины и города. Не торопитесь и делайте все аккуратно.

Результат:

3. Добавляем птиц

Шаг 1

Создайте новый слой и назовите его «Птицы». Загрузите кисти и нарисуйте птиц, как показано ниже. Не бойтесь рисовать там, где хотите.

Шаг 2

Уменьшите непрозрачность (Opacity) слоя с птицами до 60%, чтобы казалось, что они растворяются в свете солнца. Это также поможет нам смешать птиц со светом, который мы будем создать в следующем шаге.

4. Создаем световой эффект

Шаг 1

Создайте новый слой и назовите его «Свет». Установите цвет переднего плана на #5a4119. Теперь, возьмите большую мягкую круглую кисть и нарисуйте ей так, как показано ниже.

Шаг 2

Установите режим наложения слоя «Свет» на Линейный осветлитель (Linear Dodge) и уменьшите его непрозрачность до 69%.

5. Финальная корректировка

Шаг 1

Создайте корректирующий слой Цветовой баланс (Color Balance) и подкорректируйте цвет. Измените только значение Средних тонов (Midtones).

Результат:

Шаг 2

Добавьте корректирующий слой Выборочная коррекция цвета (Selective Сolor) и усильте оттенки красного цвета.

Результат:

Шаг 3

Наконец, используйте корректирующий слой Поиск цвета (Color Lookup) и выберите файл «Tension Green».

Установите непрозрачность (Opacity) корректирующего слоя на 70%.

Вот окончательный результат:

Итог

Спасибо за пройденный урок. Не бойтесь экспериментировать с изображениями, чтобы создать эффект двойной экспозиции, смешивайте их пользуясь режимами наложения и корректирующими слоями, как вы это уже видели в данном уроке. Делитесь работами, например, в твиттере, если вам понравилось, и не стесняйтесь, дайте мне знать, если вам нужна помощь. Хорошего дня!

Похожие публикации