Что делать родителям, если ребенка-подростка травят в школе одноклассники или учителя – инструкция

Я попробую представить приблизительную «схему лечения» коллектива. Кстати, Людмила Петрановская предлагает так и считать: это болезнь, хворь, поразившая коллектив. Соглашусь, так как для возникновения возможностей для травли, необходимо создать «благоприятные» условия в окружении, - говорит психолог Ирина Шабаева.

Ирина Шабаева - детский и семейный психолог, КПТ терапевт, специалист по сложностям у больших и маленьких.

Что такое буллинг?

Буллинг (от англ. bully - хулиган, драчун, насильник) - психологический террор, избиение, травля одного человека другим. Есть еще модификации - моббинг и кибербуллинг.

Моббинг - действия менее радикальные - обзывания, непристойные шутки, сплетни.

Основные признаки буллинга:

  • Неравенство сил агрессора и жертвы.
  • Повторяемость насилия. Единичный случай - это частный конфликт.

Участники:

В коллективе, где происходит буллинг, есть условное распределение ролей:

  • Буллер (агрессор).
  • Пассивные участники.
  • Наблюдатели.
  • Жертва.

На сегодняшний день, более 50% детей в Украине сталкиваются с буллингом.

Кто такой буллер?

Буллер или агрессор. Есть стереотип, что это дети из неблагополучных семей или из школьники категории «сила есть-ума не надо». Но статистика говорит о другом. Часто, это дети с задатками лидера, из хороших семей, но с «неблагополучием» в нравственной сфере, в развитии эмоционального интеллекта, с повышенной физической активностью и большими претензиями к миру.

Пассивные участники или «свита»

Это ближайшее окружение буллера. Его друзья или просто те, кто решил, что выгоднее одобрять его действия (даже просто смехом).

Если буллер популярный в школе, то его поведение одобряют, чтоб войти в число избранных. Но редко кто признается, что переходит на сторону «свиты» не только ради популярности, но в большей степени из чувства самосохранения.

Наблюдатели

Они не наносят удары, они не снимают видео, и не одобряют того, что происходит. Когда они видят травлю, они не находят сил, чтобы что-то предпринять, но и отвести глаза тоже не в силах.

И в этом их беда, ведь известно, что те, кто видят трагедию, получают большую психологическую травму, чем жертва. Они могут обсуждать это между собой, изредка оговориться дома о происходящем, переваривать наедине с собой, в записях дневника.

Кстати, именно из этой группы те, кто в результате душевных метаний, все же решается вывести проблему в мир взрослых.

Кто может стать жертвой травли?

Единого портрета нет. Жертву выбирают по принципу «не такой», а критерий может быть любой: умный/тупой, худой/жирный, высокий/низкий, кучерявый/рыжий и т.д.

Главное, чтоб человек был с низким уровнем сопротивляемости, а инаковость найти можно в любом человеке.

Травля может длиться в классе годами, потому что никто из участников не видит безопасного выхода. И именно самосохранение заставляет их адаптироваться под происходящее.

Кто же виноват? Почему вообще это существует?

  • Чаще всего это подростковый возраст. И причиной становятся физиологические предпосылки. Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за оценку и контроль ситуации (эмоций, действий), еще не сформирована. Именно поэтому подростки легче рискуют и бросаются во все тяжкие. Они еще не могут адекватно оценить, как важность ситуации, так и ее последствия.
  • С другой стороны, мир взрослых добавляет им «пищи». Замечали ли вы, как много насмешек в нашем мире, в медиа, в кругу друзей, на работе. Мы сами учим находить инаковость в людях собственным примером. Мы насмехаемся над политиками, над страной, ее недостатками. Например, сейчас есть две большие группы. Первая утрированно гордится страной, а вторая с лозунгом «надо валить отсюда». Крайности, как в подростковом возрасте. Если это делаем мы, то почему нельзя им?
    Только они идут дальше, и переходят от слов к делу, так психологический террор становится еще и физическим.
  • Во многих школах, еще сохранилась культура безнаказанного насилия. Учителя объясняют происходящее, как «дети всегда ссорятся… сами разберутся». А давайте попытаемся эту же схему применить в домашних условиях? И проанализируем: зрелый (во всех смыслах) отец, сыну, который поднял руку на сестру или маму скажет четко и твердо «У нас в семье мужчины женщин не бьют. Это закон! Исключений не будет!». И тут вспем ясно, что, возможно, у других такое допустимо, у НАС - нет. И вопросов больше нет. Точно так же и в школе. Если бы каждый случай был, как гром среди ясного неба, как чрезвычайное событие, на которое все реагируют адекватно резко, тогда хворь просто не могла бы распространиться, ее купировали бы в зачатке. А если один раз можно случайно, второй раз убедительно аргументировать, в третьем слезно покаяться, значит, в принципе, можно - и вирус поражает весь коллектив...

Удобное оправдание «Раньше такого не было, дети были добрее» не выдерживает критики. Разве? Это как с войной. Оружие стало более мощным, но причина не в этом.

Надо сказать, что победителей и в этой «войне» нет.

В результате буллинга психологическую травму получают абсолютно все участники.

Об этом нужно писать отдельно, но сейчас важно обозначить, что работать надо со всеми.

Решение проблемы травли

Мой опыт показывает, что наиболее эффективный комплексный подход, который включает работу с классом, работу с учителями и индивидуальная работа там, где это необходимо.

Работа с группой (классом).

Психолог, который ведет такую работу, может подобрать методики отталкиваясь от особенностей конкретного коллектива и своей специализации.

Подвести к пониманию и признанию, что их коллектив болен.

Установить правила, где нет месту насилию. С четкой схемой действий и последствий. С возможностью обратиться за помощью и уверенностью, что ее получат.

Введение системы мониторинга (это функция взрослого).
Разбор по полочкам инаковости и находим ее (причину травли) во всех и в каждом.
Прорабатываем мотивы нападения. ("Если ты уверен, что сильный, то бить слабого, чтоб в этом убедиться, - очень странный выбор. Выходит, ущербен не только тот, кого бьют, но и тот, кто бьет")

Важно, во время работы не акцентировать на том, кто был в какой роли. Про каждую роль нужно рассказать в общем, но если ребенок не признается, что бил, не удивляемся, принимаем. Публичная порка - это так же пример агрессии, и это плохое «лечение».

Чтобы подростки начали поступать иначе, они должны быть уверены, что это безопасно!

Работа с преподавательским составом

Им необходимо донести до сознания факт, что это все серьезно и очень тяжело, и что не каждый взрослый сможет выжить в таком ужасе. Что они могут, как это пресечь, так и задобрить. Задача специалиста сделать это максимально мягко (никому не нравится признавать ошибки), но так, чтоб наверняка.

В работе с детьми и педагогами важно чтоб они мысленно побывали на позиции жертвы. Пока они не почувствуют, какого это изо дня ложиться и засыпать с чувством страха. 24 часа в сутки пытаться предугадать какие издевательства будут сегодня/завтра. Проходя по коридору телом ждать удара, скручиваться, готовиться к амортизации, слышать смех за спиной и всегда воспринимать это на свой счет. Отсутствие общения, друзей, просто поддержки. Полная растерянность, которая со временем переходит в эмоциональное онемение, ступор, клиническую депрессию. Им нужно осознать масштабы создаваемого кошмара.

Если в общем, то как с подростками, так и с преподавателями, специалисту надо работать с эмпатией и эмоциональным интеллектом!

Работа с ребенком

Не все можно обсудить на группе, не во всем есть силы признаться даже самому себе. Необходимо создать возможность для обращения, анонимно. Раздать контакты, куда можно написать и записаться на личную беседу. Или чтоб они были в классе, в свободном доступе. Но все это возможно, если они поверят, что все сказанное останется между вами. Для этого должно пройти не одно занятие, прежде чем они начнут доверять специалисту.

Как определить, что над ребенком идет травля

Перечень «звоночков»:

  • Снижение аппетита (или наоборот, переедание), настроения.
  • или просит часто оставить дома, «болеет».
  • Подростка не приглашают на праздники/дни рождения. Не рассказывает про школу и одноклассников, отвечает односложно, не любит эту тему.
  • Избегает совместных школьных мероприятий. Критикует то, что ранее считал ценным. Просит «повысить статус» за счет покупки вещей.
  • «Теряет», «роняет» вещи. «Случайно» рвет одежду, часто спотыкается.
  • Не приглашает одноклассников к себе.
  • Ходит, с опущенными плечами.
  • Стал более раздражительным, или даже агрессивным к более слабым (братья, сестры, животные, мама, бабушка).
  • Это могут быть признаки чего угодно, влюбленности, подростковых «бурь», но так же и буллинга. Но в любом случае, наличие нескольких признаков говорит о том, что ребенку нужна поддержка.
  • Если подвести итог, то главная причина распространения этого явления это то, что все участники не воспринимают происходящее всерьез.
  • Даже ребенок, над которым издеваются, сначала думает, что это разовые ситуации, надо перетерпеть. Все надеются, что этот случай не такой, что «рассосется». Но увы, когда все зашло слишком далеко, подросток может уже не найти в себе сил и веры попросить о помощи.

Давайте будем внимательны друг к другу!

Как возникает травля в школе, что происходит с детьми, которые ей подвергаются, как должны действовать родители и учителя и можно ли научить ребенка противостоять нападкам сверстников? Ответы на эти вопросы мы пытаемся найти вместе с профессиональными психологами.

Человеческие детеныши не рождаются со встроенным этическим кодексом: людьми их еще предстоит воспитать. И детский коллектив - это еще стая детенышей: если не вмешиваются взрослые, в ней царит биология. Дети будто животным нюхом чуют тех, кто не похож на них, и изгоняют их из стаи. Домашний ребенок, выходя из предсказуемого мира взрослых, где есть понятные и четкие правила, попадает в дикий мир непредсказуемых сверстников. И столкнуться в нем может с чем угодно: от безобидных дразнилок до систематических побоев и унижений, которые еще и десятилетия спустя будут аукаться кошмарными снами. Как помочь своему ребенку, если социализация оказывается для него травматическим опытом?

Это не детская проблема

Многие взрослые помнят это по себе: все против тебя, весь мир. Учителям все равно, родителям жаловаться нельзя: скажут «а ты дай сдачи», да и всё. Это не лучшие воспоминания. И они вообще никак не помогают, когда жертвой травли становится твой ребенок. Когда-то пережитые боль и злость застят глаза и мешают быть взрослым и умным, заставляют возвращаться в детство, где ты слаб, беспомощен, унижен и один против всех.

Родители, ослепленные болью, выбирают далеко не лучшие варианты заступиться за своего ребенка: стараются сделать больно его обидчикам. Иногда это заканчивается уголовными делами против родителей. Поэтому разобраться в том, как правильно решать проблему «моего ребенка травят в школе», нам помогают профессиональные психологи: Наталья Науменко, патопсихолог из Киева, московский психолог и социальный педагог Арсений Павловский и Элина Жилина, детский и семейный психолог из Петербурга.

Все они единогласно говорят: главную роль в решении проблемы школьной травли должны играть взрослые - учителя и школьная администрация.

«Школа может и должна не допускать травли детей, появления в классах изгоев. - считает Элина Жилина. - Напротив, она может помочь детям развить их лучшие качества, отрабатывать хорошие принципы общения: ведь именно в школе происходит основная тренировка навыков социального взаимодействия. Очень важно, чтобы учителя пресекали травлю на начальных стадиях и не давали ей закрепиться; от атмосферы в школе многое зависит».

Однако, как отмечает Арсений Павловский, «учителя часто, не разбираясь, в чем дело, наказывают того, кого травят. Ребенка дразнили всю перемену, раскидали его вещи, он бросается на обидчиков с кулаками - тут входит учитель, и обиженный оказывается крайним. Бывает, что в травле участвуют успешные дети, которые нравятся учителям, - и учитель не верит жалобам на детей, которые у него на хорошем счету. На самом деле учитель может разобраться в конфликте, выслушать обе стороны и поддержать ребенка, которого обижают. Позиция учителя критически важна. Он вообще должен занять четкую позицию даже не против обидчиков, а против самой практики травли - и сам не поддерживать ее: не подтрунивать над ребенком, не наказывать его зря. И помогать ему. Во-первых, оказать эмоциональную поддержку. Во-вторых, у такого ребенка часто под удар ставится самооценка и самоотношение - и учитель может ставить его в ситуацию успеха, например, выбирая задания, с которыми ребенок хорошо справится. Он может даже организовать группу поддержки среди детей и предложить детям сделать для одноклассника что-то хорошее.

Увы, учителя обычно не считают нужным вмешиваться в детские конфликты: воспитывать надо дома, а наша обязанность - учить. Тем не менее Закон об образовании возлагает ответственность за «жизнь и здоровье обучающихся.... во время образовательного процесса» именно на школу (статья 32, п. 3, пп. 3). Лидер в детском коллективе - взрослый. Он определяет рамки поведения и правила у себя на уроке. Он отвечает за безопасность школьников, и если они наносят друг другу побои или психические травмы - это его вина. Школа должна учить не только предметам, но и навыкам социального взаимодействия: договариваться, решать конфликты мирно, обходиться без рукоприкладства».

«В младших классах одни дети дразнят других только при попустительстве учителей. Зачастую учителя не только закрывают глаза на травлю, но и сами ее подстегивают. Учителя - люди, как правило, конформные*, - замечает Наталья Науменко.
Они не принимают чужого, чужеродного, и могут не только неприязненно относиться к кому-то из детей, но и неосознанно провоцировать других детей. Еще хуже - некоторые педагоги пользуются детской враждой в своих целях - для поддержания дисциплины в классе».

Если травит учитель

У Вероники Евгеньевны (все истории в этом тексте взяты из жизни, но все имена изменены) в четвертом классе есть дети-помощники. Они имеют право ставить другим детям оценки и делать записи в дневник, проверять их портфели, делать замечания. Тимофей, мальчик импульсивный и шумный, имеющий привычку выкрикивать на уроках глупости, учителю мешает. Она осаживает его презрительными замечаниями, и этот тон усвоили девочки-помощницы Оля и Соня. Когда Тимофей отказался выполнить распоряжение Сони, она залезла в его рюкзак, взяла дневник и понесла учителю. Тимофей бросился его отбирать и побил Соню. Родители Сони зафиксировали побои в травмпункте и подали заявление в милицию. Вероника Евгеньевна провела на уроке воспитательную работу: предложила всему классу объявить Тимофею бойкот.

Закон об образовании ясно говорит, что в процессе обучения запрещается применение методов физического и психического насилия. По-хорошему, педагогические приемы Вероники Евгеньевны должны стать предметом серьезного разбирательства в школе, а если школьная администрация отказывается от внутреннего расследования - то районного управления образования. Если родители не хотят публичного разбирательства - остается только менять школу. Ребенок, попавший в такую ситуацию, без взрослой помощи из нее не выберется: он еще слишком мал для того, чтобы противостоять взрослому, который ведет против него войну на равных. Родителям еще только предстоит научить его быть взрослее и мудрее, чем этот взрослый.

В самом начале травли

Детям с самого начала надо помогать уходить от конфликта. При вербальной агрессии - отшучиваться, парировать (в детсаду и первом классе - явное преимущество у того, кто владеет массой отговорок вроде «я дура, а ты умная, по горшкам дежурная» или «первые горелые, вторые золотые»). Спокойствие и острый язык (осторожно! без оскорблений!) - весомое преимущество, особенно когда физические силы неравны.

Если что-то отнимают и убегают, никогда не бросаться в погоню - на то и весь расчет. А для того чтобы не бросаться в погоню, не стоит носить в школу ничего ценного и милого сердцу. Диапазон мер, если вещь отобрали, - от простого «отдай» до жалобы взрослым и родительских переговоров о возмещении ущерба. Отдельно надо учить детей как жаловаться: не ныть «А что Иванов у меня ручку взял!» - а попросить: «пожалуйста, дайте мне запасную ручку, мою унесли».

Девятилетний Федор на голову ниже других одноклассников и на год младше. Драки - это не для него: прибьют и не заметят. Мама разработала с Федором целую стратегию защиты. Если дразнят - отшучиваться, если отнимают что-то - предлагать самому: возьми, у меня еще есть. Если нападают - предупреждать: отойди подальше, перестань, мне это не нравится, ты делаешь мне больно. Уходить. Удерживать агрессора, если это физически возможно. Искать небанальные решения: поднять крик или окатить водой (за это тоже влетит, но меньше, чем за разбитую бровь или сотрясение мозга). Наконец, если применение силы неизбежно - ударить после предупреждения «я тебя сейчас ударю», желательно при свидетелях. Федор справился: бить его перестали, зауважали.

А если жертва сама виновата?

Дети, которых травят, часто отличаются социальной и эмоциональной незрелостью, уязвимостью, непониманием неписаных правил, несоблюдением норм. Поэтому у взрослых часто возникает соблазн обвинить в травле самого ребенка.

«Учителя, обсуждая проблему школьной травли, предпочитают называть ее проблемой изгоя, - замечает Арсений Павловский. - Но это всегда проблема коллектива, а не жертвы».

Тем не менее возможно, дело не только в злобности окружающих.

«Хорошо бы присмотреться, расспросить учителей, предложить школьному психологу поприсутствовать на уроках и понаблюдать. Результаты бывают ошеломительными. Ребенок в школе может оказаться совсем не таким, какой он дома», - говорит Наталья Науменко.

Родители Сени, русскоязычные иностранные граждане, приехавшие в Россию работать, отдали сына в хорошую школу с доброжелательной атмосферой. Одноклассники начали его бить уже к концу первого месяца. Учителя стали выяснять, в чем дело - и выяснили: Сеня непрерывно ворчал и ругал все вокруг, начиная от школы и кончая мерзкой грязной страной, куда его насильно привезли и оставили жить среди этих ничтожеств.

А с Сашей, веселым и симпатичным подростком, никто не хотел сидеть рядом и работать над совместным проектом. Педагогам даже не сразу удалось выяснить, что дело всего-навсего в личной гигиене: сильно потеющий Саша не любил мыться и менять одежду, а деликатные одноклассники, не объясняя причины, просто уклонялись от общения.

«Если ситуация с травлей повторяется раз за разом в разных кругах общения, можно сделать вывод, что у ребенка есть какой-то дефицит социальных навыков, - говорит Арсений Павловский. - И тогда обязательно надо искать помощь. Но это - в долгосрочой перспективе, над этим нужно работать долго. А здесь и сейчас - надо погасить разгоревшийся пожар».

«В таких случаях, несомненно, нужна работа со специалистами, - советует Наталья Науменко, - и, скорей всего, будет нужно на полгода-год изъять ребенка из школьной среды. От такой социализации все равно никакого толку не будет.

Часто для того чтобы избавить ребенка от неприятных переживаний, не так уж много и нужно. Купить сыну-подростку внеплановые штаны, чтобы из-под ставших короткими брюк не торчали волосатые щиколотки. Не заставлять второклассника ходить в школу в колготках, даже если маме это удобно: кальсоны - не дефицит и стоят не дороже. Не водить восьмиклассницу в школу и из школы, если дойти можно пешком и не через криминальный район».

Это не значит, что надо поступаться принципами, если дело действительно в них: речь, скорее, о том, чтобы эти принципы и соображения удобства не делали из детей посмешище.

Ребенка не надо переделывать в угоду окружающим: если вылечить хронический насморк или хотя бы научить ребенка пользоваться носовыми платками, чтобы не текли из носа сопли, - относительно реально, то заставить его похудеть гораздо труднее. Нельзя внушать ребенку, что его можно не любить и преследовать за его инакость. «Так формируется чувствительность к внешней оценке, - говорит Наталья Науменко. - Нельзя подгонять свои качества под оценку других людей, не с этого конца надо формировать самопринятие».

Что делать с чужим ребенком?

Родителей во взаимодействии с чужими детьми мотает из крайности в крайность: то они закрывают глаза на коллективное избиение в двух метрах от них, потому что не отвечают за воспитание чужих детей. То бросаются с кулаками на обидчиков своего ребенка, потому что за своего готовы сразу порвать. И учат своих решать все проблемы кулаками: «а ты ему вдарь как следует». И отсюда начинаются тяжелые разборки, часто с привлечением правоохранительных органов.

Типичная ситуация: второклассник Женя толкает девочку Машу в школьном вестибюле, пока они оба выбирают место, чтобы сесть и переобуться. Маша падает. Машина бабушка толкает Женю и называет его идиотом. Женя падает. Бабушка помогает Маше подняться и велит плачущему Жене держаться подальше от ее внучки. Эмоции мешают ей быть взрослой, не бороться с ребенком на равных.

Безобразничающих детей надо спокойно и твердо остановить. Если чужой ребенок грубит и хамит, не следует опускаться на его уровень. Нельзя ему угрожать и прибегать к ненормативной лексике. Лучше всего сдать его на руки родителям и беседовать с ними, в идеале - в присутствии и при посредничестве педагогов. Важно: чужих детей нельзя хватать руками, разве что их поведение угрожает чьей-то жизни или здоровью.

Внутреннее солнце

Многие научные исследования связывают школьную травлю с неблагополучием в семье и экономическим неблагополучием региона. Внутреннее неблагополучие ребенка ищет выхода - и легкой жертвой оказывается сидящий рядом «не такой»: очкарик, нерусский, хромой, жирный, ботан. И если счастливого и любимого ребенка не так просто поддеть, то ребенка несчастливого зацепить легко: он весь - уязвимое место. Счастливый и внимания не обратит на чужие глупости; несчастный взвоет, ринется в погоню - и обеспечит обидчику фейерверк эмоций, которого тот и добивался.

Так что очень хороший способ сделать своего ребенка неуязвимым - это окружить его, как в «Гарри Поттере», мощной защитой родительской любви. Когда ты понимаешь, что тебя можно любить, когда у тебя есть чувство собственного достоинства - тебя не так легко вывести из себя словами «очкарик - в попе шарик»: подумаешь, глупости. Это мама с папой должны вырастить в ребенке вот это внутреннее солнышко: жизнь хороша, меня любят, я хороший и имею право жить и быть любимым. Каждый ребенок - Божье дитя, плод Его любви, в каждом - Его дыхание.

Родители, однако, с раннего детства - из лучших, конечно, побуждений - гасят это внутреннее солнышко, бесконечно попрекая ребенка его недостатками и скупясь на добрые слова. Ребенка стыдят, обвиняют и эмоционально шантажируют, не видя грани, которую нельзя переходить. За этой гранью ребенок понимает, что он ничтожен, он не имеет права жить. Ему бесконечно стыдно за себя, он виноват в том, что он такой. Его глубоко ранят самые безобидные дразнилки. У него уже запущен процесс виктимизации - превращения в жертву.

Спокойствие, только спокойствие!

Сережа хочет вывести Диму из себя. Его радует власть над Димой. Когда Дима бесится, краснеет и орет, Сережа радуется - как будто он взорвал хлопушку: ба-бах - и конфетти летят. Дима не может промолчать. Он стремится стереть Сережу с лица земли. Мама пытается убедить Диму, что не надо так бурно реагировать, что можно отшутиться, уйти, промолчать. Но Диме кажется, что промолчать - не круто: надо врезать как следует, чтобы не сочли слабаком.

С этим тоже можно справляться: скажем, вместе смотреть фильмы о героях и обращать внимание не на те эпизоды, где герой всех бьет, а на те, где от него требуется выдержка и хладнокровие. В этом смысле идеальны фильмы о шпионах и суперагентах. Впрочем, даже Карлсон с его тактиками низвождения, курощения и дуракаваляния - неплохое подспорье.

Культурные нормы требуют, чтобы ребенок был сильным и не давал спуску обидчикам, а цивилизационные - не поощряют насилие; не ударишь в ответ - ты слабак, ударишь - потащат в детскую комнату милиции. Как ни поступи - окажешься неправ. «Если не знаешь, как поступить, поступай по закону», - напоминает старую истину Наталья Науменко.

«У ребенка всегда большой соблазн ответить силой на силу, - замечает психолог Элина Жилина. - Его можно учить не отвечать, физически уходить, игнорировать обидчика. А если отвечать - то на другом уровне. Это трудно, потому что требует довольно высокого уровня самосознания и уверенности в себе. Но можно с раннего возраста учить ребенка видеть, что стоит за поступками другого человека, понимать его мотивы и порой даже пожалеть: ты несчастный, раз так бесишься. Это полезно, особенно если удается добиться не гордой, презрительной жалости, а искреннего сочувствия: как же ему тяжело живется, что из него такая пакость лезет».

Если родители - христиане, у них есть шанс научить ребенка тому, что смирение и кротость - это не слабость, а колоссальная внутренняя сила. Что подставить вторую щеку - это значит показать, что насилие не может тебя уничтожить, что оно никак не вредит тебе, не задевает тебя. Детям бывает трудно это вместить: им ближе «око за око». Родителям еще предстоит вырастить в них эту силу духа - и пока ее нет, ребенка надо учить иначе справляться с оскорблениями.

«Важно донести до ребенка простую мысль: если кто-то говорит о тебе гадости, это не твоя проблема, а его, - говорит Наталья Науменко. - Научить ребенка правильно реагировать на оскорбления, не бросаясь в бой по каждому поводу, быстро не получится. Это кропотливая работа, на нее нужно месяца три-четыре. И иногда бывает нужно изъять ребенка из среды, где его травят. Если нет принятия среды - нельзя работать над самооценкой. Можно забрать ребенка на семейное обучение, на экстернат и вернуть его в школу позднее. Часто бывает, что в травле виноват не ребенок, а среда. Например, классический вариант сказки о гадком утенке - одаренный ребенок в школе в социально неблагополучном районе. Мы, взрослые, можем выбирать для себя среду - можем уволиться с работы, где нас унижают. У детей такой возможности нет. Но мы можем им помочь, подыскав среду, где их будут принимать».

Наконец, с детьми, имеющими опыт травли, опыт незаслуженного страдания, обязательно надо разговаривать - на этом настаивают все специалисты. Может быть, психологическая или психиатрическая помощь понадобится далеко не всем, но всем нужно помочь пережить и переработать этот травматический опыт, чтобы он не искалечил, а сделал сильнее.

Гармония и прощение

При подготовке этой статьи мне пришлось прочитать довольно много научных исследований в области школьной травли. Потрясло американское исследование, утверждающее: в 85 % случаев травли окружающие взрослые и дети безучастно наблюдают за ней и не вмешиваются. При этом финские, канадские и другие ученые утверждают: свидетели травли могут кардинально повлиять на происходящее, если не будут отмалчиваться и отсиживаться в сторонке. При этом защищать жертву оказывается не так эффективно, как остановить обидчика. А значит, по-хорошему, своих детей надо учить не только противостоять тем, кто обижает лично их, но и не давать в обиду других, не бросать их наедине с бедой. Помню, как на собрании в первом классе у сына учительница рассказывала: «Я сказала: Алиса, посмотри, ты так плохо себя ведешь, с тобой же дружить никто не хочет. Вот поднимите руки - кто хочет сидеть с Алисой? Никто руку не поднял. И только Саша, самый маленький, встал и сказал: «Я буду дружить с Алисой». Просто урок мне преподал».

Помощь и поддержка друзей помогают снизить виктимизацию у жертв травли. Шведские ученые из Готенбургского университета в Гётеборге опросили повзрослевших жертв школьной травли: что, в конце концов, ее остановило? Два самых популярных ответа: «вмешательство учителя» и «переход в другую школу».

Наконец, обратило на себя внимание гонконгское исследование: сотрудники педагогического факультета Гонконгского университета в качестве профилактики школьной травли предлагают воспитывать детей в духе «ценностей гармонии и прощения на общешкольном уровне, чтобы культивировать гармоничную школьную культуру». Казалось бы, Гонконг вообще не принадлежит к христианской культуре. Но именно там считают нужным учить школьников жить в гармонии с самими собой и прощать других - тому, о чем мы не то что забываем, а даже вовсе не думаем.

Надо учить прощать. Ведь обида и злость живут в оскорбленной душе годами, отравляя ее и не давая подняться. Но как простить - это уже совсем другая тема.

Кого травят


Жертвами постоянной или эпизодической травли становятся около 20-25 % школьников, причем мальчики чаще, чем девочки. Типичная жертва травли - ученик школы в социально неблагополучном районе, ребенок из несчастливой семьи, часто ссорящийся с родителями и подумывающий о побеге из дома. 80  % жертв систематической травли постоянно находятся в подавленном настроении

(По данным исследований, проведенных в Университете Саскачевана, Канада).


Кто травит



Обидчиками чаще других становятся дети, с которыми плохо обращаются дома, подвергают их насилию. Такие дети обычно стараются доминировать над другими. Они чаще своих сверстников, не участвующих в травле, имеют психические проблемы и проблемы поведения, склонны к оппозиционному и вызывающему поведению.

(По данным исследований, проведенных в психиатрической больнице Мехико, Мексика; на факультете психиатрии Рочестерского университета, США; в Институте клинической медицины в Тромсё, Норвегия).

Дети с медицинскими проблемами -
группа риска



Отклонения в здоровье делают детей легкой мишенью для сверстников. Чаще других травят детей, страдающих ожирением, но не только их: среди жертв травли - слабовидящие, слабослышащие, хромающие и т. д.

Повышенному риску травли подвергаются дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с тиками и синдромом Туретта (почти четверть из них травят). Здесь существует порочный круг: чем сильнее у ребенка проявляются тики и чаще истерики - тем сильнее травля; травля усугубляет тики и приводит к более частым истерикам. Еще хуже положение у детей с синдромом Аспергера (проблема аутичного спектра): травле подвергаются до 94 % таких детей. Причины травли примерно понятны: детям трудно даются человеческие контакты, они не понимают правил социального взаимодействия, ведут себя неуместно и кажутся сверстникам глупыми и странными, за что подвергаются остракизму.

(По данным исследований, проведенных на факультете педиатрии Университета штата Вашингтон, Сиэттл, США; в Квинследском университете, Австралия; в Университете штата Нью-Хэмпшир, Дарэм, США).


Травля вредит здоровью и успеваемости


22  % учеников средних классов жалуются на снижение успеваемости из-за травли.

Жертвы травли в 2-3 раза чаще страдают головной болью и болеют. У всех участников травли - и обидчиков, и жертв, но особенно у жертв - значительно выше уровень мыслей о самоубийстве и самоповреждении, чем у их благополучных сверстников. Мальчики, подвергающиеся травле, наносят себе физические повреждения в четыре раза чаще, чем те, кого не травят.

(По данным ABC News; Национального центра исследования самоубийств, Ирландия; Уорикского университета, Великобритания; Национального альянса психических болезней NAMI, США).


Долгосрочный эффект травли

Хотя мальчики оказываются в ситуации травли в два с лишним раза чаще, чем девочки, долгосрочный эффект оказывается более тяжелым у девочек. У них чаще, чем у мальчиков, развивается посттравматическое стрессовое расстройство - реакция организма на психическую травму. Таким расстройством страдают жертвы терактов, ветераны, пришедшие с войны, люди, пережившие войны, геноцид, природные катастрофы. Клиническая симптоматика этого расстройства наблюдается примерно у 28 % мальчиков и 41 % девочек, которых травили в школе.

Девочки, побывавшие в роли жертв, во взрослом возрасте чаще лежат в психиатрических клиниках и принимают нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты, причем это никак не зависит от того, были они психически здоровы на момент начала травли или нет.

Травля в школе, как и домашнее насилие, увеличивает риск возникновения у жертвы пограничного расстройства личности.

Жертвы школьной травли независимо от их пола вдвое чаще сверстников подвергаются побоям во взрослом возрасте.

(По данным исследований, проведенных в Университете Або, Финляндия; Университете Ставангера, Норвегия; Институте клинической медицины в Тромсё, Норвегия; совместного исследования Уорикского университета, Великобритания, мюнхенского Университета Людвига Максимилиана, Германия и Гарвардского университета, США).

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то - с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Травля , или буллинг (англ. bullying) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть , замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг - это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Как часто это встречается?

Гораздо чаще, чем кажется. 30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек (по данным за 2011 год)Шеренги, Ф. Э. Насилие в школе над детьми и подростками в возрасте до 14 лет. . Из них пятая часть приходится на насилие в школе. Цифра не просто большая, она огромная.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессииNational Center for Injury Prevention and Control. Understanding School Violence. .

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров - это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классыPeter Gray. GraySchool Bullying: A Tragic Cost of Undemocratic Schools . .

Детей в школах собирают на основании одного признака - года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля - это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступкиРуланн, Э. Как остановить травлю в школе . .

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва - нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участниковПетрановская, Л. Травля в детском коллективе. .

Весь класс и учителя - это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю - создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, - это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить - хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью - после 14)Уголовный кодекс Российской Федерации. .

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему - к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы - организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля - это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика - решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то» . Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга - значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя - и точка.

«Не обращай внимания» . Травля - это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи» . Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!» . Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики - сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу - это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг - распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное - спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.

Моя дочь учится в 5 классе. В этом учебном году мы перешли в другую школу из-за того, что в прежней школе уровень преподавания нас не устраивал. При поступлении сдавали экзамен по английскому (сдали на 5). Первую четверть все было благополучно, ребенок был доволен. На каникулы дети ездили в Польшу, учительница, которая их возила, сказала, что ребенок вел себя замечательно и пообещала, что ее обязательно возьмут весной во Францию. А потом дети поехали на экскурсию по Москве, ребенка укачало в автобусе в час пик и стошнило. После этого начался кошмар. Классной руководительнице (ведет английский, но не в нашей группе)пришлось за ней убрать, при этом ребенка обозвали свиньей, оборали, и заявили, что небось в Польше ее не тошнило. Естественно, на следующий день об этом знала вся школа. Когда дочь пришла сдавать деньги на поездку во Францию, учительница по истории при всем классе сказала, что она на месте той, которая их возила, никуда бы ребенка не взяла, потому что дочь, якобы, вела себя в Польше отвратительно. Учителя начали занижать отметки чуть ли не по всем предметам. Особенно старались историчка и литераторша. На истории, например, ребенка дважды выгоняли из класса якобы за разговоры, ставили двойки. Бабушка ходила разговаривать с историчкой, та сказала, что даст возможность исправить отметку, но не только не дала, а вообще перестала вызывать ребенка на уроке и все время угрожала, что выставит двойку в четверти. Разговаривали с завучем - та искренне возмутилась, сказала, что поговорит с историчкой и с классной, сказала, что если у ребенка будут проблемы, пусть подходит сразу к ней. После этого ребенок получил сотрясение мозга на физкультуре и месяц просидела дома. Пришлось опять идти к завучу, потому что историчка продолжала грозить двойкой в четверти. С двойкой проблемы решили, зато на следующий день позвонила та учительница, которая возит их в поездки (они с историчкой подруги) и сказала, что во Францию она ребенка взять не может, потому что ребенок перенес сотрясение мозга (дело было в декабре, а едут они в конце марта). Никакие уговоры не помогли. Ребенок страшно расстроился. Теперь началась новая четверть, и первым делом ребенок сразу получил две двойки за те темы, которые проходили, когда ребенок сидел дома с сотрясением мозга. Когда дочь подошла к учительнице по русскому и попросила объяснить тему, которую она не понимает, учительница велела открыть учебник и прочитать самой. Потом классная объявила детям, что они поедут на две экскурсии - все, кроме моей дочери (как сказала учительница, "она сама знает, почему" - речь, естественно, опять о том же случае в автобусе). Сегодня бабушка ходила на родительское собрание, классная недвусмысленно дала всем понять, что если они не хотят проблем по физкультуре и по географии, которая начнется в следующем году, то нужны подарки. Когда бабушка после собрания подошла к классной с вопросом, почему ребенка не берут на экскурсию, та ответила, что никуда и никогда ее теперь не возьмет до 11 класса, "и вообще никто в школе не хочет ее никуда брать". Бабушка не умеет воевать с учителями, и сказала, что сама привезет ребенка куда нужно и если нужно, поедет с ним, и что нельзя ребенка травить за то, что может случиться с каждым. А та ей ответила, что она никогда не забудет того что случилось. Бред какой-то! В результате из-за одной идиотки вся школа стоит на ушах, ребенка травят на половине уроков - где-то занижают отметки, где-то просто не спрашивают. Четверть уже давно началась, классную даже не интересует, что у ребенка отметки за прошлую четверть до сих пор не проставлены. Как с ней бороться, я не знаю. То есть, конечно, понятно - деньги могут решить все, но этим путем я идти не хочу. Я сама училась без всяких денег, в нашей школе такая ситуация вообще была бы неприемлема. Теоретически, можно еще раз сходить к завучу, но я боюсь, что будет еще хуже. Переходить опять в другую школу дочь не хочет, у нее здесь уже появились новые друзья. Кроме того, нас устраивает то, что в этой школе два языка и гуманитарная направленность, да и найти нормальную школу в нашем районе крайне сложно.
У ребенка падает мотивация, у нее нет никакого желания учиться, потому что она понимает, что заслуженную отметку ей все равно не поставят. Она понимает, что учителя ее терпеть не могут, хотя, с другой стороны, знает, что они не обязаны ее любить. Я объяснила дочери, что мы, по сути дела, находимся в состоянии войны с учителями, и победить можем только с помощью знаний, причем для того, чтобы получить 5, она должна ответить на 10. Несколько раз ей это даже удалось. Но зато это стоит нечеловеческих сил мне, поскольку, возвращаясь с работы в 9 вечера, я еще до 11 проверяю у ребенка уроки и объясняю то, что не смогли объяснить учителя (итория, русский, литература, английский).
Я не знаю, как изменить эту ситуацию. Помогите советом! Потому что на сегодня уже осталось единственное, что мне приходит в голову - подловить эту классную грымзу, которая замутила всю эту воду, в темном переулке и удушить собственными руками. Хотя логичнее всего - подать на нее в суд. Потому что это издевательство над ребенком и в полном смысле этого слова нарушение его прав, дискриминация. Кто знает закон - подскажите.

К сожалению, травля в школе (или буллинг) – явление более распространенное, чем кажется. В обществе давно говорят о необходимости ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельную статью, назначающую наказание за школьную травлю. Однако пока такой статьи нет. Впрочем, это не значит, что зачинщиков травли нельзя . Попробуем разобраться в том, какие статьи и законы встают на защиту прав тех, кого травят в школе.

Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление на жертву, это могут быть как угрозы, оскорбления, насмешки и шантаж, так и нанесение побоев, но если за побои агрессора можно привлечь к ответственности, то бороться с на уровне закона значительно труднее.

Одно из главных препятствий, мешающих наказать агрессоров, - это их возраст. Согласно законодательству Российской Федерации, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию.

Раньше в УК РФ была статья «Оскорбление», но сейчас она утратила силу. Зато осталась статья «Клевета», которую можно применить в тех случаях, когда, например, зачинщики травли распространяют про вашего ребенка лживые слухи. Если вы сможете доказать это в суде, то ответственность за клевету понесет администрация школы или же родители или иные законные представители виновного.

Если же вашему ребенку угрожают, а угрозы могут быть самыми разными, нужно постараться оценить их реальность и незамедлительно поставить в известность классного руководителя или того, кто его заменяет. Привлечь к ответственности несовершеннолетнего за угрозы практически невозможно, но это не повод для бездействия со стороны . Именно на школу возлагается обязанность не только по обучению, но и по формированию соответствующего климата и атмосферы. Если угрозы носят откровенно и опасный характер, не лишним будет уведомить школьного психолога (при его наличии), и руководство учебного заведения. Бездействие с их стороны строго наказывается, то есть в случае, если учителя и администрация и школы не устранят конфликт, их можно будет привлечь к ответственности.

Если вы не можете у администрации школы найти поддержку при разрешении подобных ситуаций, необходимо обращаться в вышестоящие инстанции (департамент или управление образование, региональное министерство образования) и даже в прокуратуру, однако вы должны быть готовыми к тому, что вам придется доказывать свою правоту и предоставлять факты, свидетельствующие о бездействие директора и учителей. Если будет доказано, что администрация школы бездействует, а травля не прекращается, то учителя и директор могут понести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность. К дисциплинарным мерам относятся замечания, выговоры, увольнения; к гражданско-правовым – возмещение морального и материального вреда, к административным – штрафы.

То же самое касается и ситуации, когда сверстники что-то вымогают или пытаются отобрать силой у вашего ребенка. Подобные ситуации могут иметь опасное продолжение и вмешательство старших (учителей, администрации) необходимо. К сожалению, привлечь к какой-либо ответственности юного вымогателя также очень сложно, практически невозможно, но с ним обязаны разобраться учителя и родители.

К сожалению, нередко случается так, что психологическое насилие переходит в физическое и жертву в прямом смысле этого слова начинают избивать. В этом случае, как уже было сказано выше, привлечь агрессора к ответственности будет проще. Однако, если один ученик нанес незначительные побои другому ученику, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет.

Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями ст. 5.61 КоАП РФ. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.

Важно отметить, что если ребенка избили один раз, то преступление будет квалифицироваться как «Побои», а если это происходит систематически, то «Истязание».

Итак, если вашего ребенка ударили в учебном заведении, необходимо в травмпункте освидетельствовать нанесение побоев, а затем написать заявление в ОВД (если вы хотите привлечь агрессора к уголовной ответственности) или же обратиться в гражданский суд (если вам достаточно компенсации морального и материального вреда).

Если жертве был причинен незначительный вред, то, скорей всего, разбираться с родителями агрессора будет комиссия по делам несовершеннолетних: на взрослых будет наложено административное наказание, всю семью ждет проверка, а самого несовершеннолетнего - постановка на учет. Проверка ждет и администрацию школы. Если будет написано заявление и будут зафиксированы побои, «замять» ситуацию директору и учителям не удастся.

Подводя итог, еще раз поясним, что – проблема сложная и юридически пока никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров будет сложно, практически невозможно. Однако можно привлечь к ответственности его родителей и администрацию школы. Самый действенный метод – психологическая защита ребенка. Как научить его правильно отвечать обидчикам и противостоять зачинщикам травли, вы можете узнать на нашем сайте.

Похожие публикации