Памятка тем, кто хочет научиться жить с богом. С чего начинать новую жизнь с богом

Уроки добротолюбия / Мороз А.А. Берсенева Т.А.
Что такое хорошо и что такое плохо
Извечный вопрос: «Что такое хорошо и что такое пло­хо»? От ответа на него во многом зависит вся внутренняя и внешняя деятельность человека, спасение или погибель его души. Как мы уже с вами говорили выше, согласно право­славному учению, хорошо то, что способствует духовному совершенствованию и спасению души, а плохо то, что вре­дит и мешает этому спасению.

Исходя из этого, многое из того, что людьми современно­го общества почитается достойным и хорошим, на самом деле является плохим и гибельным.

Например, если люди живут идеями потребления и удо­вольствий, то для них самое главное в жизни - деньги, власть, слава, плотские удовольствия. И для достижения этого они готовы на любые, зачастую даже безнравственные, поступки.

Так, мы часто видим, как герой боевика убивает и кале­чит других людей для того, чтобы добыть деньги, стать бо­гатым. Как люди предают друг друга, грабят, воруют, обма­нывают - и все это только для одного: стать богатыми и «наслаждаться жизнью». Часто люди ведут распущенную, безнравственную жизнь, становятся проститутками, банди­тами, наркоманами и алкоголиками, при этом многие из них считают, что живут правильно, хорошо, ибо делают, по их мнению, что хотят и берут от жизни все.

На самом деле они убивают себя духовно и телесно и ни­когда не бывают по-настоящему счастливы. Духовно - пото­му что отдаляют себя от Бога и предают в рабство страстям, физически - потому что порочный образ жизни расшатыва­ет и разрушает психику, подрывает физическое здоровье. Погоня за ложным «счастьем», жизнь по неверным идеалам приводят к духовной гибели грешника, обрекают его душу на вечные муки.

Вопросы на понимание

1. В чем смысл человеческой жизни?

2. Как определить, «что такое хорошо и что такое плохо»?

3. Почему у разных людей разное понимание жизненных ценностей?

Жизнь с Богом

Бог создал человека для соучастия в той радости и счас­тье, в котором пребывает Он Сам - Творец вселенной. По­скольку человек создан по образу Божию и призван к Богоуподоблению, то обрести полное счастье, внутренний мир он может, только живя и соединяясь с Богом, идя по пути духовного совершенствования.

Для следования по этому пути человеку дана совесть, даны заповеди, а с пришествием Иисуса Христа - Евангелие и учение апостолов. С момента грехопадения человек стал меньше прислушиваться к голосу своей совести и стал часто поступать наперекор ей. По­этому понадобились внешние законы, которые помогали бы человеку правильно разбирать­ся в том, что хорошо, а что плохо. Так Богом были даны заповеди Моисею, а через него всему его народу. Но люди, как они ни старались, не мог­ли полностью исполнить все законы и постановления Бо­жий, потому что в них жила наследственная склонность ко греху. И только с пришестви­ем Богочеловека Иисуса Хрис­та, благодаря Его крестным страданиям во искупление гре­хов рода человеческого, всем, уверовавшим в Него и крес­тившимся, дана сила до конца побеждать живущий в человеке грех.

Когда человек живет по за­кону своей совести, в общении с окружающими людьми руководствуется заповедями и учением Иисуса Христа, то он живет с Богом. Дух Святой всегда помогает такому чело­веку, и он постепенно просветляется и, в конце концов, ста­новится святым, т.е. исполняет свою главную жизненную задачу.

Но это дается очень нелегко. На пути к святости челове­ку приходится преодолевать различные искушения. Иску­шение - это соблазн, желание поступить по-греховному, а не по-Божиему, чтобы испытать ту сладость и удоволь­ствие, которые может кратковременно принести соделанный грех. И действительно, при совершении греха человек обыч­но испытывает плотское возбуждение, своеобразную плотс­кую радость. Но она быстро проходит, и в душе остается только пустота и горечь от содеянного греха.

Например, мама запретила брать конфеты, но, когда она ушла на работу, дети тайком вскрыли коробку со сластями и съели часть конфет. Когда они ели, им было вкусно, и они испытывали удовольствие. Но потом стало стыдно, что не послушались маму. Долгое время еще мучил страх, что ско­ро родители узнают о проступке и будут ругать и накажут за это, по сути дела, воровство.

Соблазн в данной ситуации состоял в том, что детям хо­телось получить удовольствие от конфет, но это было запре­щено мамой. Если бы дети преодолели свое желание ради послушания родителям, то они не совершили бы грех, а, наоборот, укрепили бы в себе добродетель терпения и по­слушания.

Закон духовной жизни гласит, что каждая победа над со­блазном, искушением укрепляет добродетели человека, уве­личивает его духовную силу, и, наоборот, каждый грехов­ный поступок усиливает страсти и власть греха (диавола) над человеком. Бог всегда помогает в борьбе с соблазнами и грехом, но человек при этом борется сам. И еще: каждому человеку Богом попускаются только такие искушения, ко­торые он может перенести. Может быть, на пределе своих духовных сил, но не выше их. Именно в борьбе с искушениями и соблазнами, при преодолении их, и проис­ходит духовный рост человека, его преобразование по подо­бию Божиему.

Вопросы на понимание

1. Зачем человеку жить по заповедям Божиим?

2. Что такое искушение и соблазны?

3. Нужно ли бороться со своими греховными желаниями или можно жить, как захочется?

4. Что дает преодоление искушений?

5. Какой закон духовной жизни ты знаешь?

6. Помогает ли нам Бог при борьбе с искушениями и соблазнами?

7. Что значит жизнь с Богом?

Что значит предать свою жизнь Господу Богу?

высказывания Святых Отцов

Бог есть всякое благо и, вселяясь в душу, ис­полняет ее всяким благом, насколько это может вместить человеческое естество.

Святитель Григорий Богослов

Отчего вся природа и все в природе мудро и в порядке изумительном круговращается? Оттого, что Сам Творец ею распоряжается и ею управляет. Отчего в природе че­ловека - венца творения - столько беспорядков? Отчего в жизни его столько неустройств и безобразий? Оттого, что он сам вздумал распоряжаться собой, помимо воли и разума Творца своего. Человек - грешник! Предай всего себя, всю свою жизнь Господу Богу твоему, и вся жизнь твоя будет круговращаться в мудром, прекрасном, вели­чественном и животворном порядке, и вся она будет прекрасна, как у святых Божиих человеков, кои предали себя всецело Христу Богу и коих Церковь предлагает нам ежедневно в пример для подражания.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Жизнь, не согласная с заповедями Божиими

К сожалению, большинство людей современного общества живут, не соблюдая заповеди Божий и не слушая голоса сво­ей совести. Живут чисто плотскими интересами, не помыш­ляя о духовной жизни и преобразовании себя по образу и подобию Божию. Смысл своей жизни такие люди видят в наиболее полном удовлетворении всех своих желаний и страстных стремлений. Это, по их мнению, и является сча­стьем.

Но так как материальные интересы у разных людей час­то совершенно противоположны, то они вступают друг с другом в конфликты, ненавидят и даже убивают друг дру­га. И действительно, если самое главное в этой жизни - мое «Я», мои желания, мои удовольствия, то что мне до других, до их забот и страданий? Другие люди при этом рассматри­ваются или как возможный источник удовольствий, или как пустое место, если они не затрагивают интересов данно­го лица, или как досадная помеха на пути к поставленной цели.

Естественно, при таком отношении к окружающим лю­дям ни о какой настоящей любви, жертвенности, искренней заботе об окружающих не может быть и речи. «Мой дом -моя крепость», «это твои проблемы» - такие отношения между людьми все в большей и большей степени становятся порочной нормой.

Когда человек в своей жизни преследует только две цели: поиск удовольствий и стремление избежать страдания, то страдание и горе становятся неизбежными спутниками об­щества, где живут подобные идеалы.

Дело в том, что заповеди Божий являются главными за­конами духовной жизни. И по своей значимости они не только равны законам материального мира, но и превыша­ют их. Так, если человек не будет жить соответственно с законами материального мира (например, попытается ды­шать под водой), то он неизбежно погибнет. Точно так же, если человек нарушает заповеди Божий, то он лишается Божественной помощи, искажает свою внутреннюю сущ­ность и обрекает себя на духовную, а зачастую и физичес­кую погибель. На духовную - потому что лишает себя гря­дущего Царства Небесного, а на физическую - потому что от него отступает Ангел-хранитель, и он отдает себя во власть сатаны. Падший же дух может только разрушать и разрушаться, поэтому и все его вольные и невольные после­дователи обречены на неизбежную гибель.

Жизнь, не согласная с заповедями Божиими, не может принести счастье. Ведь счастье человека не зависит от ко­личества имеющихся у него денег или другого имущества. Счастье - это внутреннее состояние человеческой души, которое может быть только у того, кто живет с Богом, живет по Его заповедям. Потому что источник настоящего счастья - это Бог, и жизнь, чуждая Его, счастья принести не может.

ВОПРОСЫ на понимание

1. Чем по своей сути являются заповеди Божий?

2. Чем вызвана необходимость соблюдения заповедей?

3. Почему многие люди не соблюдают заповеди Божий?

4. Что такое счастье? При каких обстоятельствах возможно достижение счастья всех людей нашего общества?

5. К чему приводит жизнь без Бога?

Прочти еще раз заповеди Божий и постарайся выучить их наизусть.

1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и на земле внизу и что в воде ниже земли; и не поклоняйся и не служи им, ибо Я Господь, Вог твой.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, и день седьмой - суббота Господу, Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть пер­вая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлю­би ближнего твоего, как самого себя.

Заповеди Божий - это духовные законы нашего мира, и нарушение их приводит к духовной, а часто и физической гибели. Поэтому их надо не только знать, но и ежедневно сверять по ним свои мысли, слова и поступки.

Не спеша подумай

Закон Господа совершенен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа пра­ведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Суды Господни истина, все праведны; <.„> и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.

(Пс. 18, 8-12)

Работа со словарем

Высказывания Святых Отцов

Авва Исайя

Ничем не пренебрегай в духовной жизни, ничего не считай малым, не стоящим большого внимания: через малые грехи диавол ведет к великим.

Святой праведный Иоанн Кроиітадтский

Если ты сам удалил себя от Бога, то вспомни, что удаляющийся от солнца проводит жизнь во тьме.

Святитель Григорий Богослов

О Вопрос к священнику: Грех ли, если я курю?

Ответ. Да, грех. Недаром говорят: курить - бесам кадить.

Грех здесь в том, что жизнь и здоровье воспринимают­ся как личная собственность, которую можно разбаза­ривать по своему усмотрению, а не как дар Божий, полученный на добрые дела. Фактически курильщик грешит против шестой заповеди, потому что никоти­ном медленно убивает себя. Против этой заповеди гре­шат и алкоголики, и наркоманы.

По благословению Архиепископа Брюссельского и Бельгийского СИМОНА
Учебное пособие для среднего школьного возраста

Допущено Министерством образования Российской Федерации

«Умножилась против меня неправда гордых, я же всем сердцем моим вникну в заповеди Твои» .

Пророк словно говорит: «Жизнь моя полна обмана, злобы, гордыни - как бесовской, так и человеческой, - противоречащей Богу. Но, несмотря на все это, я не становлюсь соучастником лжи, которая окружает меня. Я не возражаю, не спорю, не ропщу и не спрашиваю себя, за что в мою жизнь пришло это зло, и почему именно со мной должны происходить все эти вещи». Пророк будто безразличен ко всему вокруг. Он похож на человека, который ничего не слышит, никого не слушает и ни на что не обращает внимания. Он говорит только одно: «Я же всем сердцем моим вникну в заповеди Твои». То есть все мое существо направлено на то, чтобы постигать и узнавать Божии заповеди. Это - моя работа, мой труд, и никто не властен отнять его у меня - ни гордые демоны, ни гордые люди.

«Отвердело, как (сгустившееся) молоко, сердце их, а я закону Твоему поучался».

«Сердца людей, противящихся Богу, подобны молоку, которое загустело. Это происходит и с сердцем гордого человека, упорствующего во лжи. Но вопреки всему я не перестал изучать Твой Закон». Такими людьми были святые, и это является одним из самых удивительных их качеств - что бы ни случилось, идти к своей цели, уповая лишь на Начальника Жизни, Основателя веры нашей Иисуса Христа.

Ничто другое не отвлекало их внимания. Так, человек, который внимательно ведет машину, не слышит, что говорят вокруг. Рядом с ним можно даже кричать - он все равно не реагирует, потому что внимательно смотрит на дорогу. Если же он начнет отвлекаться, будет постоянно оглядываться вокруг или оборачиваться назад, то авария неизбежна, произойдет несчастный случай. Или он собьет кого то, или в него врежутся. Водитель внимательно смотрит на дорогу, потому что это - его дорога. Точно так же поступали и святые, которые ни в великой скорби, ни в великой радости не переставали идти к своей цели. Ничто не могло отвлечь их, потому что ум, сердце, зрение и внимание у них были сосредоточены на Слове Божием и пребывали в постоянной связи именно с Богом, а не с кем-то (или чем-то) еще.

Очень часто можно увидеть, как с людьми, которые начинают вести духовную жизнь или даже уже пребывают в подвиге, происходит следующее. Появляются искушения, которые всеми способами отвлекают их внимание. Возникают сотни неотложных дел, и все идет успешно, открывается масса перспектив; так жизнь затягивает человека под множеством благовидных (на первый взгляд) предлогов, но задача у дьявола здесь лишь одна: похитить сердце человека и, сосредоточив его внимание на другом, лишить истинной цели. Если попытка дьявола оказывается успешной, то и сам человек погибает, и дело, которым он занимался, исчезает бесследно. Причина - в том, что мы начинаем уходить с маршрута, и таким образом теряем дорогу. Потому и говорит пророк: «Оставил все я и посвятил себя изучению Закона Твоего».

«Благо мне, что Ты смирил меня, чтобы я научился оправданиям Твоим».

«Полезно, благотворно и весьма хорошо для меня, что Ты смирил меня», - говорит пророк. И когда мы говорим: «Ты смирил меня», - это означает, что Бог не просто научил нас смирению, а научил ему нас через скорби, потому что мы, люди, не в состоянии смириться другим способом. К сожалению, наша природа такова, что для того, чтобы смириться, нам нужно пройти буквально через мельничные жернова. Тяжкие испытания могут лишать человека последних сил, сокрушать его, уничтожать - но вдруг, посреди этой боли, в глубине сердца мы чувствуем, как появляется утешение от Господа, и наступает момент, когда человек действительно может сказать Богу: «Хорошо, что Ты смирил меня, чтобы я научился следовать Твоим заповедям. Благотворно и спасительно для меня то, что ты смирил меня, крепко схватил и ударил о землю, и сломил меня. Это спасительно, потому что именно так я научился Твоим заповедям».

Бог делает все это с великой любовью, подобно тому, как поступает иногда любящая мать, когда ее ребенок внезапно теряет сознание или впадает в забытье. Она дает ему пощечину - чтобы он очнулся. Не злоба движет ею. И хотя почти наверняка дитя почувствует в этот момент боль, ему нужна эта пощечина - для того, чтобы проснуться. Бог поступает так же. По Своей любви и милости Он посылает нам не скорби, а возможность через испытания, приходящие к нам по грехам нашим, почувствовать эту Божественную сладость, познав которую, мы начинаем благодарить Бога и за нее, и за все пройденные скорби - несмотря на боль.

Однажды я пришел к - он лежал больной. Я пришел к нему, сел и подумал: «Эх, вот старец болеет - столько людей приезжают к нему, чтобы повидаться с ним, а он не может их принять. Не лучше бы было, если бы он был здоров и мог помогать людям?» Я сказал старцу:

Геронда, ты снова болен…

А он ответил мне:

Послушай, эта болезнь принесла мне гораздо больше пользы, чем здоровье!

И это действительно было так, ибо старец Паисий знал, что такое блаженное терпение с упованием на Бога - а именно через терпение приходит и сладостное Божественное утешение. Вот что важно. Через горькие испытания Бог посылает нам сладость Своего присутствия, чтобы человек сказал: «Хорошо, что Бог смирил меня». Эти слова благодарности идут из глубины сердца, и таким образом мы поучаемся Его заповедям (то есть законам, по которым действует Бог), постигаем тайну Благодати и Божественной Энергии, а все это - целое искусство жизни с Богом.

«Закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра».

Открывая перед Богом свое сердце, пророк Давид говорит Ему: «Слова Твои для меня прекраснее и желаннее, чем тысячи слитков золота и серебра». Все в этом мире - ничто по сравнению с Божественным величием. Когда Божественный свет освещает мир, все прочие светила угасают. И когда человек почувствует в себе эту великую связь с Богом, все остальное вокруг превращается для него в мусор (как говорит апостол Павел). В сравнении с Божественной Любовью прочее теряет всю свою ценность, превращаясь в ничто, - особенно если речь идет о бездушных, материальных вещах. Они становятся тяжким бременем. Божественный закон именно потому, что исходит из Уст Самого Бога, «лучше для меня тысяч золота и серебра».

«Руки Твои сотворили меня и создали меня: вразуми меня, и научусь заповедям Твоим».

Читая эти слова, мы сразу же вспоминаем о том, что человек - не случайное существо, а Сам Бог создал его Своими руками. У Бога нет рук, но эта фраза напоминает нам о Божественном внимании, Божественной заботе по отношению к человеку и особой связи Бога и человека. Именно поэтому пророк Давид говорит нам: «Как старательно, мудро и с какой нежностью Ты сотворил меня и дал мне ум для того, чтобы я научился Твоим заповедям!»

Многие не церковные люди думают, что человек, придя в Церковь, перестает следить за собой, становится безразличным к себе и своему телу. На самом деле это совсем не так. Завтра мы празднуем Вознесение Господне. Что означает этот великий Господский праздник? Вознесение - это продолжение Воскресения. Христос возносится и садится одесную Бога Отца - уже не как Бог, а как Богочеловек. Что Он возносит с Собой? Человеческую природу, наше тело. Таким образом, тело, которое сегодня есть у нас, - уже нетленное и обновленное, потому что Христос взял его с Собой и в нем сел одесную Бога Отца, чтобы явить человека во славе - и не только его душу, но и тело, то есть всего человека целиком. Поэтому наше тело свято. Оно освящено и драгоценно, поскольку отображает собой Божественную мудрость.

Когда человек соединяется с Богом, у него возникает и более правильная связь с самим собой. Мы уже по-другому ощущаем себя, наша связь с собой, с собственным телом уже освящена, потому что мы знаем, что Бог Своими руками создал нас, сотворил, изваял и оформил. Я не могу не следить за своим внешним видом, потому что все мое существо - это Божий храм и дом Святого Духа. Мы понимаем это, когда видим мощи святых, которым покланяемся, их иконы, места, которые они освятили своей земной жизнью, ибо они - храм Бога, храм Духа Святого. Следовательно, в Церкви прославляется человек, человеческое тело и душа. Мы не только не презираем наше тело и не пренебрегаем им - но ясно видим славу человека и прославление человеческого тела в Боге.

«Боящиеся Тебя увидят меня и возвеселятся, ибо я на слова Твои уповал».

Все люди, которые любят Тебя и боятся Тебя (то есть боятся отпасть от Твоей любви, к которой единственно стремятся; это не тот страх, который является естественным для любого человека), будут радоваться при виде меня, потому что видят - «я на слова Твои уповал». Вспомним, каким был тот или иной человек до своего прихода в Церковь - каким неведением он был объят, в каком мраке пребывал, и даже лицо его было мрачно. Каждое движение его, делавшееся без Божественного присутствия, было наполнено плотскими страстями. Посмотрим на этого же человека после того, как он пришел в Церковь и начал жить в подвиге, соблюдая Слово Божие. Мы видим, что на него снизошла Божия благодать, и радуемся, говоря: «Смотрите, что делает Бог! Как преобразился этот человек! Каким он был - и каким стал!»

Мы видим, что внутри человека что-то произошло, что в него вошла другая энергия, которая преобразила его. Он преобразился, изменился, и теперь на него с радостью смотрят те, кто любит Бога. Этот пример показывает нам, что Бог спасает человека, совершает его спасение. Все это происходит, потому что, как говорит пророк Давид, «я на слова Твои уповал». Потому что я надеялся и надеюсь на Твои слова. Я не презрел их, не отбросил от себя, а надеялся на то, что Ты - Бог, Вседержитель, Верный Своим словам - помилуешь и меня, не по моим делам, но по Своей Любви.

«Я уразумел, Господи, что суды Твои - правда, и (что) Ты справедливо смирил меня».

«Я уразумел всем своим существом - не просто понял, а действительно убедился в этом (уразумел-то есть почувствовал каждой клеточкой моего тела, осознал до глубины души) - что Слово Твое истинно и решения Твои справедливы». Говоря о справедливости, пророк подразумевает не человеческую справедливость, а объяснение той благодати, через которую Бог удостаивает нас Святого Духа. То, что Ты смирил меня и провел через огненную печь испытаний, но при этом был со мной и не оставил меня, говорит о действенности, справедливости этого испытания и о Твоей огромной любви ко мне. Я мог сгореть в этой печи, но Твоя рука укрепляла меня. Я прошел через это, но Ты всегда был со мной.

«Да будет милость Твоя в утешение мне, по слову Твоему рабу Твоему!»

«Пошли мне Свою милость, чтобы она утешала меня, Твоего раба, по Слову Твоему». Пророк Давид молит Бога о том, чтобы Его Слово, сила, мудрость, присутствие и энергия стали тем сладостным утешением, которое так нужно человеку на его жизненном пути.

«Да сойдут на меня щедроты Твои, и жив буду, ибо закон Твой - поучение для меня. Да постыдятся гордые за то, что несправедливо беззаконие совершали по отношению ко мне, а я буду размышлять о заповедях Твоих. Да обратят меня боящиеся Тебя и ведающие откровения Твои».

Здесь пророк открывает нам тайну духовного исцеления. Когда мы находимся в заблуждении (то есть ищем Бога, но далеки от Него), люди, которые могут вернуть нас на путь истинный, - это те, кто любит Бога. Именно они могут помочь нам. Это опыт, подтверждаемый веками. В Патерике говорится: «Если хочешь научиться благоговению, пойди и сядь рядом с благоговейными: их благоговение научит тебя». Опыт от людей, которые обладают этим опытом от Самого Бога, - только он может помочь нам, укрепить нас, увести с ложного пути и вернуть на путь, ведущий к Нему, потому что такие люди через опыт познают Божественное Откровение и получают подтверждение своей вере от Самого Бога.

«Да будет сердце мое непорочно в оправданиях Твоих, да не постыжусь! Истаевает душа моя (ожидая) спасения Твоего; на слова Твои я уповал. Истаевают очи мои (ожидая) спасения Твоего: когда утешишь меня?»

Какие прекрасные слова! Они показывают непрестанную молитву человека, его бдение, трезвение, бодрствование. Когда мы очень ждем кого то, то постоянно смотрим в ту сторону, откуда должен прийти этот человек. Мы не можем дождаться, наши глаза утомлены от постоянного взгляда вдаль, мы дрожим, желая увидеть того, кого ждем. Так и человек, ожидающий с великим терпением, пока Бог войдет в него и вселится в его сердце, говорит Ему: «Когда утешишь меня? Когда уверишь меня в том, что Ты - во мне?»

Вы спросите: «Неужели нам нужно ждать этого всю жизнь?» Но дивно то, что в самом этом ожидании, в самих размышлениях о том, когда же Бог вселится в нас, в настойчивом призыве Бога - и заключается тайна Божественного присутствия. В какой-то момент ты вдруг понимаешь, что Бог - в тебе, что Он пришел и вселился в тебя, пока ты ждал Его и вопрошал: «Когда Ты придешь?» Внезапно Бог скажет тебе: «Я здесь». Ты увидишь действие Бога в своей жизни, но до этого тебе предстоит пережить тревогу и беспокойство, вопрошая в ожидании: «Когда же ты придешь, когда утешишь меня, когда подашь мне знак Своего присутствия?»

В другом стихе пророк Давид говорит: «И ты, Господи, доколе?» То есть, «До какого времени мне еще ждать, чтобы Ты явил мне свое присутствие?» Пока ты ждешь Его, Он уже здесь. Он - Тот, Кто побуждает тебя к ожиданию, потому что, когда ты с усердием ждешь, твое сердце раскрывается. Твоя душа становится открытой, и внутри тебя освобождается все больше места для Бога. Ты стремишься к Нему все сильнее - подобно плоду, который, возрастая, становится все больше по размеру как снаружи, так и внутри. Так и человек, ожидающий Бога: пока он ждет Его, Бог уже присутствует в нем, и благодаря Ему появляются все эти чувства.

Говорит: «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26). Апостол как будто вопрошает перед этим: «Авва (т. е. Отче), где ты, Боже, когда придешь? Как мне найти Тебя?» Вспомним невесту в «Песне песней», которая, желая найти своего Жениха, бегает и ищет Его; Он, пребывая в ее сердце, тем самым заставляет ее искать Его. Это та «игра», в которою Бог «играет» с нашей душой - с того самого момента, как мы появились на свете и стали задаваться вопросами о Боге. Он присутствует в нас, Он совершает наше спасение и тревогой рождает в нас стремление найти Его, устремляя нашу душу на поиск. Наше стремление к Богу не возникает само по себе, а является действием Бога. «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин 6: 44) и «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3).

Господь вдохновляет нашу душу на стремление к Нему, порождая в ней жажду Бога, жажду Божьего присутствия. Он побуждает нас броситься на Его поиски и найти Его. Но пока мы бегаем и ищем, Он пребывает в нас, подталкивая нас к этому. Он скрывается от нас, чтобы мы еще сильнее захотели увидеть Его, чтобы мы в еще большей степени познали Его любовь и тем самым приобрели бы еще больше.

Когда тренер по борьбе работает с учеником, то во время тренировок он использует множество хитростей и приемов, чтобы спортсмен становился ловчее и выносливее. Так и Бог скрывается от человека, но где? В самом человеке. Бог скрывается внутри нас, и мы бегаем, стараемся, ищем, беспокоимся и взываем к Нему: «Когда же Ты придешь утешить меня?» Но Он - внутри нас, и именно Он заставляет нас искать Его с такой тревогой. И когда человек доходит до предела, он встречает Бога - в самом себе. И тогда приходит покой и утешение от Бога через Его присутствие. Потому далее и говорится в псалме:

«Сколько остается дней раба Твоего? Когда сотворишь мне суд (избавив) от гонителей моих?»

«Сколько у меня дней? Вся моя жизнь - борьба, и я не знаю, сколько еще мне осталось и когда я увижу Тебя и когда Ты справедливо наградишь меня перед моими гонителями - грехами и . Ведь все эти гонители и беззаконники суть мои собственные страсти, грехи, фантазии, помыслы - от бесов и людей.

Греховные дела подобны витрине магазина: с виду они блестят и сверкают. Но душа человека не знает покоя во грехе. Каким бы привлекательным и прекрасным снаружи ни казался грех, как бы он ни влек нас к себе - так, что иногда мы и согрешаем, - мы не находим здесь покоя, потому что в такой жизни нет ничего, что хотя бы немного было похоже на Слово Божие, дающее истинный и вечный покой человеческой душе. Ничто земное не дает человеку ощущения вечности. Житейское, каким бы прекрасным оно ни казалось, - всегда эфемерно, временно, и не только не безгранично, а напротив: оно ограничивает человека и душит его.

Итак, что мы видим во всех этих стихах?

Мы видим, что человек находит полноту жизни только вместе с Богом. Пророк Давид и другие святые показывают нам единственный способ, когда человек может достичь полноты бытия. Все прочее ограничивает, душит и обкрадывает нас. Если перед нами поставить блюдо со свежими прекрасными фруктами, а рядом положить пучок сухой травы, нам даже в голову не придет сравнить сладкий и сочный плод с безвкусным сухим сеном, лишенным каких-либо соков. При этом сухая трава покрывает собою целые горы, ее очень много. Но как часто маленькая чашка воды оказывается гораздо важнее для человека, чем покрытая сухой травой гора!

Мы получаем от Бога возможность ощутить полноту бытия еще в этом мире - когда Он становится самой мощной опорой в нашей жизни.

Что означают слова Апостола: "Живу не к тому аз, но живет во мне Христос"? То, что у него нет уже своих хотений и смышлений, но качествуют одни хотения и смышления Христовы; только силы тела и дух были апостоловы, а действователем Христос. Как же это сталось? Просто: апостол отказался от своей воли и вполне покорился воле Божией.

Как ветвь не своим живет соком, а соком древа, так и мы, если хотим жить истинно, должны жить не своим, так сказать, движением, а движениями, исходящими от Христа Спасителя. Его святая воля должна стать законом жизни нашей, исключающим всякое другое стороннее влияние, входящее в нас и принимающее качество властвующего и определяющего закона. Акт решимости на такую покорность воле Господа есть привитие нас к Нему, как к древу жизни; а пребывание в такой покорности есть пребывание в привитии к Нему, в общении жизни Его, или в таком к Нему отношении, по которому все Божественные "силы, яже к животу", беспрепятственно изливаются от Него в нас. Устройтесь так, и пойдут у вас крепость и сила нравственная, благоустроенность и благоплодность жизни; и все это начнет делаться так, что вы сами не отдадите себе отчета, откуда что у вас берется, откуда это благоразумие и находчивость в средствах, это умение распорядиться ими и привести в исполнение в свое время, в своей мере и в своем месте. Тайна такой жизни вот в чем: когда образуется покорность воле Божией неразмышляющая, тогда "Бог есть действуяй в нас и еже хотети и еже деяти о благоволении"; а где Бог, - чего там нет!

Таким образом, если хочешь такого совершенства и блага, то устрой жизнь свою так, чтобы всякий твой шаг, всякое твое действие, внутреннее и внешнее, было исполнением воли Божией, исполнением сознательным, но беспрекословным и неразмышляющим, - и получишь его. А для того вот что сделай: вникни хорошенько в свое состояние и положение; потом разверни слово Божие, выбери оттуда все правила, которые преимущественно пред другими идут к твоему состоянию и положению, и определи ими, - как следует тебе действовать и какое иметь расположение во всех случайностях жизни твоей. Определив же это, и положи действовать не иначе, как по сему начертанию, не размышляя о последствиях, приложив даже к первой решимости термин: "до положения живота", то есть хоть бы умереть, а не отступать от сознанной воли Божией.

К примеру, вы - муж и жена; посмотрите же, что вам предписано от Господа, так и расположите жизнь: муж, люби свою жену, а жена, люби и слушайся во всем мужа. Вы - мать и отец: посмотрите, как предписано вам действовать в слове Божием, и положите себе неуклонно действовать так, а не иначе. Вы сын и дочь: разузнайте, что написано о вас в Писании, и благо вам будет, и станете вы юношами и девами, благообразными пред Богом и людьми. Примером же расположающихся ныне повсюду эмансипированных, разнузданных девиц и юношей не увлекайтесь и знайте, что это богомерзкий, богопротивный, проклятый образ жизни и поведения… Ты - судья: посмотри же, как написано в слове Божием производить суды, так и суди; ты - купец и торговец: посмотри, как велено вести торги, так и веди; ты - слуга: посмотри, что указано слугам, по тому и поступай. Словом, всякий подробно разузнай, какие идут к нему определения воли Божией, и разгляди по ним жизнь твою, распиши все это, как на картине, чтоб для тебя ясно было - как и в чем исполнять волю Божию.

Определив таким образом, положи потом исполнять то без размышления и особенно не размышляй о последствиях. В том-то и состоит отличительная черта истинной покорности воле Божией, чтобы, познав ее, творить без размышления. В этом случае говори себе всякий раз в сердце своем: знаю, что вот тут именно такая-то воля Божия, и исполню ее непременно; а что потом будет, рассуждать о том не мое дело. Господь, давший закон, все видит и промыслит о последующем. И какой бы ни случился случай, относительно которого ты определенно знаешь волю Божию, всегда так держи на душе; а как станешь размышлять о последствиях, непременно собьешься с правого пути и погрешишь.

Положим, например, тебя обидели; воля Божия известна: прости, - ну и прости без размышления; а станешь размышлять, что, мол, из этого выйдет, - и растеряешься: пойдут мысли, что все станут считать тебя бесхарактерным, человеком без сознания собственного достоинства; сегодня, дескать, обидел один, завтра другой обидит, а там третий - просто житья не будет; ну и скажешь: нет, нельзя простить; надо постоять за себя, - и начнешь стоять, и пойдет сумятица, - а отчего? Оттого, что воля Божия нарушена; а отчего она нарушена? Оттого, что стал размышлять о последствиях. А скажи сразу: прощаю, так Бог велел, - и всем колебаниям конец. Ведь во всем мире Домовладыка один Господь. Он все видит, и строгий исполнитель воли Его никогда не будет забыт Им. Возьмите св. мучеников: предлагали им - или отрекись от Христа, или вот тебе муки? Знали они волю Господа на этот случай: "Кто отвергнется Меня пред людьми, отвергнусь того и Я пред лицем Божиим", - и без размышления о последствиях исповедывали: мы - христиане и Христа не отвергнемся, - и мужественно переносили муки всякого рода. А стань они рассуждать, что вот, дескать, какие страшные муки: не вытерпишь; языком, мол, я отрекусь, но в сердце останусь христианином: после покаюсь, - ну и не устоял бы. И действительно, бывали такие, которых сбивали с пути правого подобные мысли. Вот и ныне многие родители распустили в разнузданности детей своих, - а отчего? Не оттого, чтоб они не знали, что должно держать их в страхе Божием, а оттого, что рассуждать стали - что, мол, из того выйдет, чем нас станут считать; ныне уж все так… и подобные нелепости, - стали так рассуждать, и распустили детей, и сгубили их.

А если бы положили сразу: ни за что, ни в чем не поблажать им; как велел Господь вести детей, так и будем вести их, и ни на волос не отступим от воли Божией; да и детям строго наказывали бы, чтоб они и думать не смели отступать в чем-либо от родительской воли, от порядков христианской жизни, - если бы, говорю, родители поступали так, то не появились бы у нас такие безобразия, которые скоро обратят землю нашу в притчу и всемирное посмеяние. С другой стороны, дети отчего пустились в разнузданность? Оттого, что рассуждать стали, или, точнее, не рассуждать, а веяться тем ветром, какой у них в голове дует. Им кажется, что они являют и Бог знает какую мудрость, а на самом деле они лишь повторяют историю праматери, увлекшейся видом всезнания.

Да избавит нас Господь от таких порядков - родителей от послабления, а детей от злого духа своеволия!

С чего начинать новую Жизнь с Богом

Что такое Жизнь с Богом? Прежде всего – это желание стать лучше, это желание избавляться от грехов, это желание очищать и развивать духовно свою душу, для чего именно ваша душа родилась в этом Мире.
Основными составляющими нового вашего этапа жизни с Богом должны быть:
  • Вера в Бога.
  • Меняем мировоззрение, меняем мысли. Например, ходим на Божьи науки, учим духовные законы жизни
  • Прощение всех и всего – начало новой жизни.
  • Покайтесь и веруйте в Евангилие

Загляните на пару минут в калейдоскоп вашей жизни… Что бы вы хотели там поменять? Или что хотели бы еще сделать? Чего вам не хватает? Конечно, если цепляться только за материальную сторону нашей жизни, то будем как белка в колесе крутиться. А если же человек, настроив струны своей души к Богу, посягнет и духовные законы его, то легко находит своей путь реализации и предназначения. В храме мы встречаемся с Господом Богом. И соблюдать церковную жизнь надо постоянно, а не только 2 раза в год, по праздникам, “забегая” в храм. Ведь церковная жизнь – это комплекс всего:

  • Доброделание
  • Участие в богослужебной жизни Церкви
  • Участие в Таинствах, особенно в регулярном Таинстве Исповеди и Причастия
  • Индивидуальная молитва дома
  • Чтение Евангелия и духовной литературы и размышление над прочитанным и многое другое.
  • Помогать и другим обрести путь истинный.


Прежде хочу выделить основные две духовные цели каждого в этой жизни с Богом:

1. Избавление от грехов и обращение на путь спасения души

  • Перестаем делать сознательно кому-то “больно”: словами, поведением, кражей, изменами, нелюбовью, жадностью, действиями “на зло” и т.д.
  • Отдаем все долги (материальные, финансовые и духовные), если есть.
  • Учимся прощать и любить ближнего, миримся, делаем добрые дела, помогаем.
  • Изменяемся в лучшую сторону (избавляемся всего “плохого” а нашей душе и характере.)
2. Очищение и духовное развитее души.
  • Осознание себе грешника и желание покаяться
  • Принятие (для некрещеных)
  • Принятие и Таинства причастия
  • Принимаем участие в службе Божьей по воскресеньям и праздникам (18 основных)
  • Принятие участие в Таинстве Соборования
  • Заказываем требы или молебны за здоровье себя и близких
  • Заказываем требы за упокой предков
  • Ставим свечи за здравье себя и близких
  • Ставим свечи за упокой предков
  • Читаем основные молитвы дома утром и/или вечером
  • Принимаем, по необходимости, участия в вычитках (экзорцизм)
  • Принимаем участие в Таинстве Миропомазания
  • Принимаем Таинства Брака (венчания)
  • Размещаем дома основные иконы
  • Очищаем свой дом – заказываем освящение дома
  • Соблюдаем пост
  • Слушаем Божьи науки (реколлекции, святые миссии, школа катехизиса)
  • Читаем Библию и другую духовную литературу.
  • Приклоняемся в церковным святыням

Эти 2 основные духовные цели должны идти нога в ногу с нашими земными целями, не забывать о здоровье души ни на миг, так как любое заболевание души сразу проявляется негативно на внешней стороне нашей с вами жизни.

И напоследок, хочу добавить, что начинать очищение и развитие души надо сразу всей семьей вместе, и в комплексе и с серьезностью подходить к этому делу. Если уже решили начинать жизнь с Богом и хотите, что бы он вам и Вселенная всегда помогали, тогда и вы должны часть своей души и времени посвятить Богу. Главное не останавливаться при разочарованиях, не терять веры, и помнить, что все только к лучшему. Да, и не надо сразу от Бога ждать перемен к лучшему, сначала будет тяжело, так как очищение, это как уборка помещения, только в нашем случае, это уборка души, энергетики человека. Только очистившись от всего плохого, душа сразу начнет наполняться светом, и вы сами почувствуете по положительным событиям в вашей жизни.

Люди часто не правильно понимают, что духовный путь и жизнь отделимы друг от друга. Они считают, что чтобы идти путем духовным, нужно отбросить богатство свое. Богатство – Богом дано, рождено свыше, а это любовь и мудрость. Богатый человек — значит духовный, духовность вне меры. Материальные же ценности должны быть в меру, что вне меры — считается .

На духовном пути человек часто отбрасывает свою жизнь на второй план, ограничивая себя какими-то условностями, а ограничивать себя нужно лишь от греха. Жизнь человеку дана Богом, и проживать ее он должен с Ним. Ведь жизнь человеческая всех прекрасней и милее всего на свете (как об этом говорится в сказке «Василиса — Прекрасная», когда Иванушка пришел за «мечом – кладенцом» и попал в сети паутины. Паук ему поставил условие, что если тот ответит на загадку правильно, отпустит его, и отдаст меч. И на вопрос: «Что всего прекраснее и милее на белом свете?» вначале Иванушка ответил, что – Василиса, а затем, осознав, ответил – Жизнь!)

Похожие публикации