Описание рассказа ральф а куприн. В недрах земли

Из будущей книги «Друзья человека»

Быть может, что среди харьковцев, в эмиграции сущих, найдутся пожилые люди, у которых в далёкой памяти ещё остался, хотя бы по рассказам старожилов, знаменитый и замечательный пёс с кличкою Ральф. Был он рыжий кобель, породы ирландских сеттеров и, очевидно, хороших кровей. Как он попал к почтовому чиновнику, коллежскому регистратору Балахнину,- вопрос навеки остался неразгаданным и таинственным. Известно было лишь то, что Балахнин приехал в Харьков и поступил на службу уже вместе со своей собакой.

Харьков - город чрезвычайно значительный. Он - как бы пуп и центр русской металлургии и каменноугольного дела, но по своим размерам, по великолепию и огромности домов, по аристократическому шику жизни и по блеску парижских костюмов, по обилию безумных развлечений он стоял куда ниже не только столиц, но и таких губернских городов, как Киев и Одесса-мама.

Жить в нём тесновато и скучновато, несмотря на университет и театр. Нет ничего мудрёного, что слухи о необыкновенной дрессировке почтамтской собаки Ральфа обошли весь Харьков, и оба друга, двуногий и четвероногий, обрели прочную славу, которая, кстати, благоприятно влияла на скромную карьеру Балахнина.

Сказать о Ральфе, что он был дрессированной собакой,- это, пожалуй, значило бы то же самое, что назвать гениального композитора - тапёром. Хороших маэстро было много, но один из них был - Бетховен, таков же был и Ральф в собачьем мире. Он просто и ясно понимал каждое слово, каждый жест и каждое движение хозяина.

В памяти и в понимании Ральфа была, по крайней мере, целая тысяча слов, и повиноваться их значению было для него серьёзным долгом и великой радостью.

Обращаясь к собаке, Балахнин никогда не прибегал к обычным, дрессировочным восклицаниям: «Вьен иси, апорт, тубо, шерш» и так далее… Нет, он просто говорил с ней ровным, чистым человеческим голосом, как бы обращаясь к другому человеку. Он никогда не кричал на Ральфа и говорил ему неизменно на «вы». «Ральф, принесите мне папиросы и спички»,- и собака ловко и быстро приносила поочерёдно портсигар и спичечную коробку. «Ральф, где моя зелёная тетрадка, где мой красный карандаш?» - и Ральф тотчас же являлся с этими вещами.

Давно уже всем известно, что собаки, отличающиеся несравненным обонянием и прекрасным слухом, всегда немного слабы зрением и часто страдают дальтонизмом, но Ральф отлично разбирался в основных цветах: белом, чёрном, синем, зелёном, жёлтом и красном. К тому же, находясь при хозяине, он никогда не терял из глаз его лица, поминутно описывая круги. Случалось, что на большом общественном гулянье Балахнин говорил: «Ральф, пойдите и поздоровайтесь с вон той дамой в платье такого-то цвета и со страусовым пером на голове». И тут же Балахнин высоким поднятием руки изображает роскошный плюмаж. Собака немедленно повинуется.

Она зигзагообразно пробирается сквозь толпу на свободные места, ловя взорами указанную даму. Порой она оборачивается на хозяина, стараясь узнать по движению его головы и ресниц: «Верно ли иду? Не ошибаюсь ли?» Оказывается, всё обошлось хорошо. И довольный собою, счастливый пёс тычет розовым мокрым носом в нежную ручку дамы, невзирая на её негодование.

Балахнин жил где-то на краю города, нанимая одну комнату и будучи нахлебником у толстой просвирни. Там, в домашнем хозяйстве, Ральф уже давно нёс обязанности по доставке провианта. Все мелкие лавки: мясная, рыбная, бакалейная, пивная, монопольная и прочие - были знакомы Ральфу, как своё жилище. Стоило Балахнину или Секлетинье Афиногеновне поставить на пол кожаную сумку, в которую защёлкивались: краткая записка лавочнику, заборная книжка и деньги в бумажке,- как уже Ральф начинал радостно волноваться, предвкушая самую важную и любимую прогулку. Тогда ему называли предмет купли и открывали дверь. Тотчас же, завив хвост девятым номером, Ральф выбегал на улицу. Он никогда не ошибался лавками, потому что все они были запечатлены в его памяти обонятельными, вкусовыми чувствами. Так же спокойно и серьёзно возвращался он домой, окончив поручение; никто не обижал его. Лавочники ценили в нём деловитую солидную особу, неистовые уличные мальчишки видели в нём славу и гордость квартала. Собаки никогда не вызывали его на драку. У этого милого и умного народа, у собак, есть свои непреложные законы, в числе коих, между прочим, говорится: «Когда человек работает вместе с тобой, считай это за честь и помогай ему, насколько хватит твоих сил, а работающей собаке никогда не мешай».

Рекорд ума и находчивости, поставленный Ральфом, был тем более неожидан и блестящ, что в то время Шерлок Холмс ещё не появлялся в свет, а немцы не тренировали злых доберман-пинчеров на ловлю преступников.

Тогда позднею весной, на пасху, был устроен харьковской губернаторшей в её парке большой благотворительный вечер в пользу недостаточных студентов, на открытом воздухе с цыганами и артистами, с лотереями и шампанским. Главной особой, для которой давалось торжество, была кузина губернаторши, важная придворная статс-дама. И вот, когда воздух потемнел и стала падать ночь, статс-дама закричала жалобным голосом: «Ах, моё колье! Ах, моё бриллиантовое колье! Куда, куда оно делось?» Произошла сумятица. Затормошилась полиция. Длинноусый обер-полицеймейстер сделал страшное лицо. Взволнованная публика требовала, чтобы все посетители были подвергнуты обыску. Входы и выходы были заперты. Никакие полицейские меры, однако, не помогали. Тогда вызвался почтамтский чиновник Балахнин.

Позвольте, ваше сиятельство,- сказал он огорчённой даме,- позвольте, я пущу по следу вора мою собаку, ирландского сеттера Ральфа.

Ах, пожалуйста, сделайте милость! Ведь колье это - фамильное сокровище нашего рода, подаренное царицей Екатериной Великой моему прапрадеду.

Полиция подтвердила, что собака действительно очень умна и всему городу известна своим примерным поведением. Дала статс-дама обнюхать Ральфу своё манто, своё платье, руки и перчатки. Начальство отрядило на помощь Ральфу двух сыщиков, и они пошли вчетвером.

Ральф сразу понял, что от него ждут… Сначала нырнул в узкий забытый лаз на краю сада, а потом повёл и повёл, ни разу не сбившись со следа, пока не привёл в гостиницу Коняхина, где собиралось всяческое ракло. А войдя в трактир, Ральф прямо остановился перед столом, где бражничал известный всему Харькову Митька Логунов, опустившийся дворянский сын, скандалист, мошенник и пройдоха. Сыщики его - цап! - где колье? Не стал и отлынивать. Сразу вытащил из-за пазухи. «Эту вещицу, говорит, я на улице нашёл и только что собирался объявить о ней… в участке».

Статс-дама со слезами на глазах горячо благодарила Балахнина. Предлагала за труды хорошее вознаграждение, но Балахнин вежливо отказался:

Это не я сделал, а мой друг Ральф. Дайте ему из вашей милой ручки кусок сахара. Он очень доволен останется.

Тут и конец об этой необыкновенной собаке. Надо прибавить лишь одно. Знатная дама всё-таки прислала Балахнину из Петербурга золотой жетон с надписью: «Я Ральф - друг людей».

Многие люди, знавшие или только видевшие знаменитого харьковского пса, говорили: «Жаль только, что он лишён дара речи». Но кто знает, был ли бы счастлив говорящий Ральф?

«Вьен иси, апорт, тубо, шерш» - Иди сюда, принеси, нельзя, ищи (франц.).

Из будущей книги "Друзья человека"
Быть может, что среди харьковцев, в эмиграции сущих, найдутся пожилые люди, у которых в далекой памяти еще остался, хотя бы по рассказам старожилов, знаменитый и замечательный пес с кличкою Ральф. Был он рыжий кобель, породы ирландских сеттеров и, очевидно, хороших кровей. Как он попал к почтовому чиновнику, коллежскому регистратору Балахнину - вопрос навеки остался неразгаданным и таинственным. Известно было лишь то, что Балахнин приехал в Харьков и поступил на службу уже вместе со своей собакой.
Харьков - город чрезвычайно значительный. Он - как бы пуп и центр русской металлургии и каменноугольного дела, но по своим размерам, по великолепию и огромности домов, по аристократическому шику жизни и по блеску парижских костюмов, по обилию безумных развлечений он стоял куда ниже не только столиц, но и таких губернских городов, как Киев и Одесса-мама.
Жить в нем тесновато и скучновато, несмотря на университет и театр. Нет ничего мудреного, что слухи о необыкновенной дрессировке почтамтской собаки Ральфа обошли весь Харьков, и оба друга, двуногий и четвероногий, обрели прочную славу, которая, кстати, благоприятно влияла на скромную карьеру Балахнина.
Сказать о Ральфе, что он был дрессированной собакой, - это, пожалуй, значило бы то же самое, что назвать гениального композитора - тапером. Хороших маэстро было много, но один из них был - Бетховен, таков же был и Ральф в собачьем мире. Он просто и ясно понимал каждое слово, каждый жест и каждое движение хозяина.
В памяти и в понимании Ральфа была, по крайней мере, целая тысяча слов, и повиноваться их значению было для него серьезным долгом и великой радостью.
Обращаясь к собаке, Балахнин никогда не прибегал к обычным, дрессировочным восклицаниям: "Вьен иси, апорт, тубо, шерш" [иди сюда, принеси, нельзя, ищи (от фр. viens ici, apporte, toubeau, cherche)] и так далее... Нет, он просто говорил с ней ровным, чистым человеческим голосом, как бы обращаясь к другому человеку. Он никогда не кричал на Ральфа и говорил ему неизменно на "вы". "Ральф, принесите мне папиросы и спички", - и собака ловко и быстро приносила поочередно портсигар и спичечную коробку. "Ральф, где моя зеленая тетрадка, где мой красный карандаш?" - и Ральф тотчас же являлся с этими вещами.
Давно уже всем известно, что собаки, отличающиеся несравненным обонянием и прекрасным слухом, всегда немного слабы зрением и часто страдают дальтонизмом, но Ральф отлично разбирался в основных цветах: белом, черном, синем, зеленом, желтом и красном. К тому же, находясь при хозяине, он никогда не терял из глаз его лица, поминутно описывая круги. Случалось, что на большом общественном гулянье Балахнин говорил: "Ральф, пойдите и поздоровайтесь с вон той дамой в платье такого-то цвета и со страусовым пером на голове". И тут же Балахнин высоким поднятием руки изображает роскошный плюмаж. Собака немедленно повинуется. Она зигзагообразно пробирается сквозь толпу на свободные места, ловя взорами указанную даму. Порой она оборачивается на хозяина, стараясь узнать по движению его головы и ресниц: "Верно ли иду? Не ошибаюсь ли?"
Оказывается, все обошлось хорошо. И довольный собою, счастливый пес тычет розовым мокрым носом в нежную ручку дамы, невзирая на ее негодование.
Балахнин жил где-то на краю города, нанимая одну комнату и будучи нахлебником у толстой просвирни. Там, в домашнем хозяйстве, Ральф уже давно нес обязанности по доставке провианта. Все мелкие лавки: мясная, рыбная, бакалейная, пивная, монопольная и прочие - были знакомы Ральфу, как свое жилище. Стоило Балахнину или Секлетинье Афиногеновне поставить на пол кожаную сумку, в которую защелкивались: краткая записка лавочнику, заборная книжка и деньги в бумажке, как уже Ральф начинал радостно волноваться, предвкушая самую важную и любимую прогулку. Тогда ему называли предмет купли и открывали дверь. Тотчас же, завив хвост девятым номером, Ральф выбегал на улицу. Он никогда не ошибался лавками, потому что все они были запечатлены в его памяти обонятельными, вкусовыми чувствами. Так же спокойно и серьезно возвращался он домой, окончив поручение; никто не обижал его. Лавочники ценили в нем деловитую солидную особу, неистовые уличные мальчишки видели в нем славу и гордость квартала. Собаки никогда не вызывали его на драку. У этого милого и умного народа, у собак, есть свои непреложные законы, в числе коих, между прочим, говорится: "Когда человек работает вместе с тобой, считай это за честь и помогай ему, насколько хватит твоих сил, а работающей собаке никогда не мешай".
Рекорд ума и находчивости, поставленный Ральфом, был тем более неожидан и блестящ, что в то время Шерлок Холмс еще не появлялся в свет, а немцы не тренировали злых доберман-пинчеров на ловлю преступников.
Тогда позднею весной, на пасху, был устроен харьковской губернаторшей в ее парке большой благотворительный вечер в пользу недостаточных студентов, на открытом воздухе с цыганами и артистами, с лотереями и шампанским. Главной особой, для которой давалось торжество, была кузина губернаторши, важная придворная статс-дама. И вот, когда воздух потемнел и стала падать ночь, статс-дама закричала жалобным голосом: "Ах, мое колье! Ах, мое бриллиантовое колье! Куда, куда оно делось?" Произошла сумятица. Затормошилась полиция. Длинноусый обер-полицеймейстер сделал страшное лицо. Взволнованная публика требовала, чтобы все посетители были подвергнуты обыску. Входы и выходы были заперты. Никакие полицейские меры, однако, не помогали. Тогда вызвался почтамтский чиновник Балахнин.
- Позвольте, ваше сиятельство, - сказал он огорченной даме, - позвольте, я пущу по следу вора мою собаку, ирландского сеттера Ральфа.
- Ах, пожалуйста, сделайте милость! Ведь колье это - фамильное сокровище нашего рода, подаренное царицей Екатериной Великой моему прапрадеду.
Полиция подтвердила, что собака действительно очень умна и всему городу известна своим примерным поведением. Дала статс-дама обнюхать Ральфу свое манто, свое платье, руки и перчатки. Начальство отрядило на помощь Ральфу двух сыщиков, и они пошли вчетвером.
Ральф сразу понял, что от него ждут... Сначала нырнул в узкий забытый лаз на краю сада, а потом повел и повел, ни разу не сбившись со следа, пока не привел в гостиницу Коняхина, где собиралось всяческое ракло. А войдя в трактир, Ральф прямо остановился перед столом, где бражничал известный всему Харькову Митька Логунов, опустившийся дворянский сын, скандалист, мошенник и пройдоха. Сыщики его - цап! - где колье? Не стал и-отлынивать. Сразу вытащил из-за пазухи. "Эту вещицу, говорит, я на улице нашел и только что собирался объявить о ней... в участке".
Статс-дама со слезами на глазах горячо благодарила Балахнина. Предлагала за труды хорошее вознаграждение, но Балахнин вежливо отказался:
- Это не я сделал, а мой друг Ральф. Дайте ему из вашей милой ручки кусок сахара. Он очень доволен останется.
Тут и конец об этой необыкновенной собаке. Надо прибавить лишь одно. Знатная дама все-таки прислала Балахнину из Петербурга золотой жетон с надписью: "Я Ральф - друг людей".
Многие люди, знавшие или только видевшие знаменитого харьковского пса, говорили: "Жаль только, что он лишен дара речи". Но кто знает, был ли бы счастлив говорящий Ральф?

После чаепития гости разъезжаются. Мартын не мог пойти в полицию, ведь на руках у него был только чужой паспорт, купленный за 25 рублей у какого-то грека. Разве можно назвать наш брак несчастливым. После отъезда гостей брат Веры Николай увидел браслет и разгневался: «Он будет хвастать тем, что княгиня Шеина принимает от него подарки. Хозяйка квартиры рассказывает, какой это был чудный человек. Но тот или не расслышал, или не придал значения.

Интуитивно мальчик нашёл в заборе лазейку, но дворник был всё ближе и ближе. Мать мальчика хотела прогнать артистов, но мальчик пожелал увидеть представление. Перед уходом Веры хозяйка говорит, что Желтков перед смертью просил, что если какая-нибудь дама придет поглядеть на него, то сказать ей, что у Бетховена самое лучшее произведение. Она предлагает гостям чаю. Они ходили от дачи к даче, обошли весь посёлок, но ничего не смогли заработать. Чуткий и деликатный муж Веры разрешает ей проститься с покойным. Может быть, это и была та настоящая, самоотверженная, истинная любовь, о которой говорил дедушка. У «Белого пуделя» счастливый конец, хотя в реальной жизни могло быть по-другому.
Обитатель комнаты Желтков был человек “очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати. Она вернулась к одной из своих прежних. Вере играть не хотелось, и она направилась было на террасу, где накрывали к чаю, когда ее с несколько таинственным видом поманила из гостиной горничная. Нет, уж лучше после - теперь не только этот несчастный будет смешон, но и я вместе с ним”, - раздумывала Вера и не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов. Он очень доволен останется. Вот, например, картинка, где молодой Вася Шеин возвращает Вере обручальное кольцо со словами: «Я не смею мешать вашему счастью, но мой долг предупредить тебя: телеграфисты обольстительны, но коварны». И, раздвинув в обе стороны волосы на лбу мертвеца, она крепко сжала руками его виски и поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем”. Далеко за полночь Сережа вышел на улицу. Аносов задумался: «Может быть, Верочка, твой жизненный путь пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: “Да святится имя твое”. Стоило Балахнину или Секлетинье Афиногеновне поставить на пол кожаную сумку, в которую защелкивались: краткая записка лавочнику, заборная книжка и деньги в бумажке, как уже Ральф начинал радостно волноваться, предвкушая самую важную и любимую прогулку.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА А.КУПРИНА «РАЛЬФ»

Объектом нашего исследования стал рассказ А.Куприна «Ральф», где главный герой произведения – пес Ральф. Для доказательства того, что Ральф действительно уникален настолько, чтобы быть главным героем рассказа, был произведен анализ пространственно-временных отношений, анализ номинаций, речесубъектных отношений, а так же анализ парадигматической и синтагматической организации текста.

Пространство в анализируемом рассказе представлено с нескольких позиций: географической; город Харьков, улица, дом хозяина собаки, гостиница с трактиром, парк; психологической; мир пса Ральфа, «хозяин-собака», мир собак; социальной; общество людей, толпа и пр. К абстрактным пространствам можно отнести местность, откуда приезжает чиновник Балахнин, упоминание в рассказе Куприна других городов («Киев», «Одесса-мама»), реалии закона и преступности.

Через эти пространства автор показывает мир главного героя, раскрывает его характер, манеру поведения и другие отличительные черты. Например, когда Ральф попадает на общественное гулянье, автор подчеркивает его манеру держаться рядом с хозяином и при этом еще верно выполнить поручение («находясь при хозяине, он никогда не терял из глаз его лица», «собака немедленно повинуется»). Затрагивая реалию закона и преступности, рассказчик показывает, насколько легко дается собаке раскрытие преступления – причем Ральф делает это сразу и по совести, не прося ничего в замен, что выделяет его не только среди собак, но и среди людей. Связь пространства «мир Ральфа» с другими присутствующими в тексте пространствами мы представили на рисунке 1.

Основным психологическим пространством представляется мир Ральфа. Мир пса можно разделить на внутренний мир, на пространственный мир (т.е. определяемый какими-либо границами) и на мир его возможностей. Пространственные границы поставлены изначально и определены сущностью Ральфа как пса, а не человека, то есть невозможностью самостоятельно что-либо сделать. Таким образом, мир собаки ограничен, уменьшен и большей частью находится внизу.

Несмотря на то, что возможности Ральфа ограничены, автор пишет о его уникальности. Исключительные особенности Ральфа можно увидеть в том, что он знает почти тысячу слов, что у него хорошо развиты не только обонятельные, но и вкусовые чувства.

Необычность Ральфа заключается также в том, что вопреки своей природе он воспринимает не только черный и белый цвет, но и ряд других основных цветов (синий, зеленый, желтый, красный), что делает его исключительным среди всех собак.

Выделяясь среди своих сородичей, Ральф не уходит от их мира, он только выделяется как настоящая, почти человеческая личность. Доказательством того, что Ральф принадлежит к миру собак, является соблюдение им «непреложных законов» своих сородичей.

В пространстве «хозяин-собака» автор показывает взаимоотношение между Ральфом и Балахниным: насколько быстро и правильно понимает приказы пес; насколько просты и своевременны приказы хозяина. Особую роль играет обращение Балахнина к Ральфу в вежливой форме на «вы». Балахнин ставит Ральфа наравне с человеком за его превосходный ум и находчивость, он не воспринимает пса как вещь, принадлежащую кому-то, а считает его отдельной свободной личностью. Таким образом, через обращение хозяина автор передает свою мысль – Ральф личность, и личность уникальная.

Таким образом, Куприн в своем рассказе раскрывает уникальность пса по кличке Ральф. Все описанные выше пространства связаны с героем рассказа; их взаимодействие позволяет нам определить, почему пес не только отличается от своих сородичей-собак, но и превосходит многих из окружающих людей. Очевидно, что такой пес действительно был достоин стать главным героем рассказа.
____________________________________________
Татьяна Горбоконева. Emani (c) ноябрь, 2009г.

Похожие публикации