Учение филона александрийского. Филон александрийский и его миросозерцание Филон александрийский о логосе

Греческий теолог иудейского происхождения, создатель метода аллегорического толкования Библии с помощью понятий греческой философии.

« Экзегеза в Древней Греции - толкование обычаев, законов, прорицаний оракулов; в александрийскую эпоху - толкование литературных текстов; с первого века нашей эры - объяснение, интерпретация текстов религиозных.

Филон Александрийский был создателем метода аллегорического толкования Ветхого Завета.

Он был послан в Рим защищать перед императором Калигулой иудеев.

Доказывая согласие Ветхого Завета с греческой философией, Филон утверждал, что в Писании кроме буквального присутствуют глубокие мистический и аллегорический смыслы, не противоречащие греческой мудрости. Задача философии - познать и истолковать эти смыслы».

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.Н., Краткий философский словарь, М., «Эксмо», 2004 г., с. 447.

Филон Александрийский учил о логосе как самом высоком и совершенном творении Бога, благодаря которому Бог творит сначала существа, более близкие к себе - ангелов, а уже потом мир вещей и человека.

Для Филона - Бог - чисто абстрактное понятие, без каких-либо атрибутов.

Филон Александрийский развивал учение о совершенной непознаваемости и безыменности Божества. «Не думаю, - говорит Филон, - чтобы Сущее, каково оно есть в своем существе, могло быть познано каким-либо человеком. Как наш ум неизвестен нам, так и Сущее недоступно познанию людей... Посему и собственного имени ему дать невозможно никакого». Установив полную бескачественность Божества, Филон оставляет, однако, за ним самое общее определение, именно бытие. «Бог недоступен нашему познанию, разве только по бытию; ибо одно только существование, вот то, что мы знаем о нём, кроме же существования - ничего». «Человек может знать о Боге не то, каков он есть, но только, что он есть».

Булгаков С.Н. , Свет невечерний: Созерцания и умозрения, М., «Аст»; Харьков «Фолио», 2001 г., с. 177.

«Филон Александрийский , родившийся на 15-25 лет раньше Христа и умерший спустя 10-20 лет после него, сформулировал дело философии на полторы тысячи лет вперёд: «Философия служанка (рабыня) мудрости (софии)» (De congressu eruditionis gratia). Платон для Филона не меньший авторитет, чем автор библейского Пятикнижия Моисей . Филон от Платона знает и повторяет, что философия, будучи школой добродетели, заслуживает и достойна избрания сама ради себя как то, чему человек должен отдать себя; она самоценное благо, а не средство. […] София определяется как наука божественных и человеческих вещей и их причин. Наука о божественных вещах - то же, что теология, - имеет дело с самим Богом. Перед Богом не стыдно и свободному человеку быть рабом…».

Бибихин В.В., Язык философии, М., «Языки славянской культуры», 2002 г., с. 324-325.

Его философия, истоками которой были Платон и Библия, оказала значительное влияние на неоплатонизм и на учение святых отцов.

Филон Александрийский (Иудейский) - богослов и религиозный мыслитель, живший в Александрии с примерно 25 года до н. э. по 50 год н. э. Был представителем еврейского эллинизма, центр которого тогда находился как раз в Александрии. Большое влияние оказал на развитие всего богословия. Широко известен как создатель учения о Логосе. О философском учении этого мыслителя мы и поговорим в данной статье.

Филон Александрийский: философия и биография

В те годы, когда знатный александрийский иудей Филон приехал в Рим, городом правил Калигула. Философ тогда был послом иудеев, которые отправили его решать важные проблемы, возникавшие между ними и Римом. Уже в те годы Филон, получивший греческое образование в Александрии, был известен как мыслитель, стремящийся объединить идеи стоической и платонической философий с ветхозаветной религией. В частности, он говорил о том, что мысли, которые высказывали древнегреческие философы, иудеи задолго до этого почерпнули из божественных откровений.

Стремясь доказать свою правоту, Филон и другие философы-иудеи, придерживающиеся его образа мыслей, занимались видоизменением священного писания согласно стоическим и платоническим понятиям. Это не имело большого успеха у их языческих современников, однако позднее, во II-III веке н. э., оказало большое влияние на развитие христианской мысли и греко-римскую философию, связанную с религией.

Мышление и вера

Филон Александрийский, если говорить о нем как о представителе иудейского вероучения, был идеалистом, подобно Платону в язычестве. Мыслитель отлично разбирался в греческой философии, из которой заимствовал понятия для объяснения божественных чудес. Тем не менее, несмотря на научный подход к религии, он оставался истово верующим человеком, чтящим священные книги. Более того, то, что было написано в божественных откровениях, он воспринимал как наивысшую мудрость.

Основной целью всех философских трактатов Филона было одно - прославить религию своего народа и защитить ее от нападок. А свою главную задачу мыслитель видел в том, чтобы доказать одно единственное утверждение: учение Платона о боге и благе, а также учения стоиков о добродетелях и душе Вселенной одинаковы с основными догматами иудейской религии. И все эти труды были для одного - доказать язычникам, что все идеи их древних философов принадлежали и принадлежат иудейскому народу.

Размышления о боге

Филон Александрийский, как и всякий религиозный мыслитель, считал, что главное интеллектуальное стремление для философа - размышление о боге. Мир представлялся ему неотделимым от бога, своеобразной божественной тенью, которая полностью зависит от своего создателя. Однако ветхозаветный Яхве не мог полностью удовлетворить требования философа из-за своей антропоморфности. Вдали от своего святилища, Иерусалимского храма, божество теряло конкретно-национальный характер.

Русские переводы трактатов Филона говорят о том, что мыслитель пытался философски осмыслить акт творения мира, представленного в Ветхом завете, активно используя термин «логос», заимствованный из стоицизма. Однако это понятие в толковании Филона претерпело сильные изменения. Так, мыслитель называл логосом божьего сына, который выступает как посредник между миром и богом, человеком и богом. Кроме того, логос наделен чертами заступника человечества. Таким образом, Филон закладывает и основу христианских учений о богочеловеке, божестве-спасителе.

Теология

Вся сложность одну из которых и пытался осмыслить Филон Александрийский, в том, что необходимо философски объяснить ее положения. Отсюда и связь философии с религией сначала в учении Филона, а затем и в христианстве. Таким образом, теология (богословие) становится здесь настоящей теоретической базой для монотеистического вероучения. И в основе этого вероучения - логос, который представляется божественным словом, с помощью которого бог сотворил мир: «Вначале было Слово…».

Русские переводы записей Филона свидетельствуют о том, что в этом определении логоса слились представления о данном термине самих стоиков и понятие иудейского вероучения об ангелах, посланниках Яхве. Присутствуют в трактовке логоса и мысли Платона, который понимал это понятие как совокупность идей, сформировавших все вещи в нашем мире. Таким образом, теология превращается в один из аспектов философии.

Основные понятия учения Филона

Учение Филона Александрийского говорит о том, что вершиной телесного мира является человек. И в разумной части души человеческой проявляется логос. Однако логос, по мнению Филона, не является материальным объектом. А следовательно, в человеке противопоставляются две силы - духовная (нематериальная) и земная, связанная с природой. Душа понимается как несовершенное подобие бога.

Что касается этической стороны доктрины Филона, то она совершенно аскетична и основывается на противостоянии тела и души. При этом именно материальная оболочка склоняет человека к греху. Более того, согласно Филону человек, который прожил на земле хотя бы один день, утратил свою чистоту. А утверждение философа о том, что все люди являются «детьми божьими», которые одинаково греховны, делает его предшественником христианской мысли.

Филон Александрийский: труды

Все книги философа принято разделять на 4 группы:

  1. Историко-биографические труды, которые были написаны риторическим слогом. Среди них выделяют «Жизнь Авраама», «Три книги о Моисее», «Жизнь Иосифа». Все они были написаны на основе легенд и Священного Писания и предназначались для язычников.
  2. Трактаты о нравственности, самый известный из которых - «О десяти заповедях».
  3. Сочинения на политические темы, описания общественной деятельности философа. Например, рассуждение «О посольстве».
  4. Труды, в которых Священное Писание трактуется аллегорически. Эти книги были предназначены для иудеев. Написал их уже в старости Филон Александрийский. «Правила аллегории» - главное сочинение этой группы. Здесь философ комментирует разные фрагменты Пятикнижия - о херувимах, священных законах, жертвоприношениях Авеля и Каина, о Ноевом ковчеге, сновидениях и т. д.

В этом списке приведены только основные книги мыслителя. Кроме них у Филона существует множество других трактатов, которые во многом повторяют мысли, высказываемые его современниками из числа иудеев и греков.

Заключение

Таково было философское учение Филона Иудейского, если описывать его в общих чертах. Однако уже из вышесказанного можно заметить, насколько близко христианское учение к мыслям иудейского философа. Филон, таким образом, стал одним из основателей христианского вероучения. И неудивительно, что его трактаты пользовалась такой большой популярностью у раннехристианских теологов.

Философ Филон Александрийский

Филон Александрийский, его ещё называли Филоном Иудейским (около $25$ до нашей эры, Александрия - около $50$ нашей эры). Филон Александрийский является представителем еврейского эллинизма. Центр еврейского эллинизма находился в Александрии. Он также считался богословом, апологетом иудейства и религиозным мыслителем, который оказал огромное влияние на будущее богословие своим экзегетическим методом и своими учениями о Логосе.

Догмы Филона

Филон считал, что догмы иудейской религии могут быть переплетены с догмами греческой философии (Платон, стоицизм, Пифагор), специально занимался разработкой учения о логосе, который он понимает то в виде высших идей, то в виде верховного архангела, наместника Божьего.

Истинность платоновской и стоической философии характеризуется, по мнению Филона, уже в Торе. Иудейские законы - это законы природы, которые должны быть значимы всеми людьми. Человека он почитал за интеллектуальное существо, которое связано с таким телом, которое разрывается между отвращением и алчностью. Задача человека состоит в следовании логосу и уподобление Богу через призму экстаза.

Средний платонизм

Как философ-мыслитель, Филон относил себя к стороннику эклектического среднего платонизма, который сильно окрашен стоицизмом. Данное течение процветало в родном городе мыслителя. Подобно другим его современникам эклектикам, он видел в данном учении общую сущность всей греческой философии и, вместе с тем, подобно другим эллинистам-иудеям, признаёт источником греческой мудрости священное откровение Ветхого Завета, из которого, по его мнению, черпали особые мысли древние философы.

Мысли Филона

В боговдохновенных книгах Моисея, по Филону, в каждой буковке не только подлинника, но и того греческого перевода, которым пользуется Филон, заключаются в иносказательной форме учения Платона, Пифагора, Зенона и Клеанфа. Поэтому наиболее значительные глубинные сочинения Филона представляют собой комментарий на свои книги, главным образом на книги Бытия, которые дают истолкование их в смысле известной греческой философии той эпохи. Сверхчувственная истина, которая находится в приспособлении к человеческой немощи, облекается в иносказательную форму. Всё Писание является аллегорией, и задача толкователя - в том, чтобы передать «духовный» смысл, скрытый в данной аллегории.

Замечание 1

Таким образом, Филон определяется посредником между философией и откровением - и в этом его существенный вклад и в философию и в культуру. Его вера в универсальную разумность слова Божия, которая выражается и в его экзегетике, и в его учениях о Логосе, вывела его в ранг учителя и предшественником будущих апологетов и богословов, особенно представителей александрийской школы.

Космология Филона Александрийского

В космологии Филон Александрийский рассматривает популярную тенденцию стоиков, в психологии его интересуют платонизирующие стоики. Он растолковывает библейское сказание о грехопадении в платоническом смысле. Это значит, души обретают существование благодаря Богу, когда происходит отречение от всего конечного, или самоотречение.

Высшая цель представляет собой некое мистическое, непосредственное соединение с Богом в блаженстве экстаза. Таким образом, Филон Александрийский внёс огромный вклад в развитие философии, которая опирается на божественное начало. Данное начало включает в себя и космологию стоиков, и психологические концепции учения платонизма. И в этом прослеживается то мистическое и нереальное, что хранит в себе любая строчка божественного писания.

Замечание 2

Главное, что Филон Александрийский смог передать тот живой дух и живой душевный настрой, благодаря которому книги такого формата легче читаются и оставляют в сердце и душе любого читателя определённые психологические нотки понимания бытия.

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Φίλων Ἀλεξανδρεύς) (кон. 1 в. до н.э. – нач. 1 в. н.э.) – иудейско-эллинистический философ, теолог и экзегет.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Филон принадлежал к одному из богатейших и влиятельнейших еврейских кланов Александрии. Единственная достоверная дата из его жизни – лето 39 н.э., когда он возглавлял неудавшуюся делегацию представителей александрийской иудейской общины к императору Гаю Калигуле (Иосиф Флавий . Иудейские древности XVIII 257–60); сам он пишет об этом в произведении «О посольстве к Гаю». Известно, что в это время он был уже пожилым человеком, поэтому традиционно считается, что он родился ок. 15/20 до н.э. Согласно сообщению Иосифа (XX, 100), брат Филона был «самым богатым человеком в Александрии», а сын его Тиберий Юлий Александр (племянник Филона) был прокуратором Иудеи в 46 н.э., впоследствии, при Нероне, он стал префектом Египта. В двух трактатах («О провидении» и «Имеют ли животные разум») Филон отвечает на вопросы своего племянника, который полностью «романизировался» и, по словам Иосифа, «предал обычаи своих предков» (loc. cit); в своих «беседах» с дядей Тиберий придерживался воззрений, близких к учению Новой Академии.

ОБРАЗОВАНИЕ. Филон прошел через все стадии базового греческого образования (ἐνκύκλιος παιδεία), которое получали молодые люди из хороших семей (см. De congressu, 74–79). Его произведения показывают знание философских учений среднего платонизма , стоицизма и пифагореизма (последнее, вероятно, благодаря знакомству с сочинениями Евдора Александрийского), а также греческой литературы. Среди наиболее значимых для Филона текстов – диалоги Платона, и прежде всего «Тимей», а также «Федр», «Федон», ключевые пассажи из «Теэтета», «Пира», «Государства» и «Законов». Выбор диалогов и степень их использования демонстрируют, что он был в полной мере вовлечен в проблематику современного ему платонизма. Он очень много цитирует, часто – по памяти. Однако на определенной стадии своего образования Филон испытал подобие обращения, переоткрытие ценностей своей культуры и традиций. Это открытие привело к достаточно уникальным результатам: вместо того, чтобы отказаться от греческой культуры и философии, он использовал ее при толковании иудейского Священного Писания. Примечательно, что незнание еврейского языка также принесло философские плоды и привело его к совершенно оригинальному толкованию многих мест греческого перевода Писания (Септуагинты).

СОЧИНЕНИЯ. Филон был плодовитым писателем; корпус его сохранившихся текстов включает 50 сочинений, которые можно разделить на три группы: 1) философские трактаты, в которых Филон во многом опирается на греческую философскую традицию («О вечности мира», «О провидении», «Имеют ли животные разум», «О добродетелях», «О том, что каждый добродетельный человек свободен»); 2) историко-апологетические сочинения, в которых Филон защищает иудаизм от современных ему критиков («Против Флакка», «О посольстве к Гаю», «Апология иудеев»); 3) комментарии на Пятикнижие – основная часть филоновского корпуса (41 сочинение).

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Среди предшественников Филона в деле толкования иудейского Писания можно назвать Аристобула Александрийского . Также возможно сопоставление экзегезиса Библии, предпринятого Филоном, со стоическим и пифагорейским экзегезисом самого авторитетного текста греческой культуры – поэм Гомера; как греческие экзегеты видели за описаниями сражений, кораблекрушений и возвращений домой философские истины, так Филон, изучавший греков, увидел истины греческой философии за текстом Пятикнижия.

Филон разработал обширную экзегетическую схему. Во-первых, им была написана серия трактатов, первый из которых посвящен сотворению мира (Περὶ τῆς κατὰ Μωυσέα κοσμοποιίας, лат. De opificio mundi) и за которым следуют жизнеописания патриархов, включая жизнеописания Моисея, как примеры «живых законов» (жизнеописания эти очень напоминают легенды о жизни Пифагора). За ними последовала серия работ о Десяти заповедях и отдельных законах, которая заканчивалась трактатом «О вознаграждениях и наказаниях» (De praemiis et poenis). Во-вторых, Филон предпринял последовательное и буквально построчное толкование на Книгу Бытия. Начинается этот экзегезис первыми тремя книгами «Аллегорий Законов», затем, после некоторого перерыва, продолжается трактатом «Об изменении имен» (Περὶ τῶν μετονομαζομένων καὶὧν ἕνεκα μετονομάζονται, De mutatione nominum) – комментарий на Gen. 17:1–22. Трактат «О снах» в 3 книгах, из которых сохранились две, тематически примыкает к предыдущему и посвящен толкованию снов Иакова (1-я кн.), Иосифа, фараона, пекаря и дворецкого (2-я кн.). Наконец, третья последовательная серия трактатов, которая полностью сохранилась только в средневековом армянском переводе, включает в себя толкования в форме «вопросов и ответов» на Книги Бытия и Исхода. Множество других трактатов Филона посвящено экзегезе отдельных мест Писания.

ТЕОЛОГИЯ. Теоретическая философия Филона реконструируется на основе его экзегетических произведений. Его философская система теоцентрична. Бог рассматривается как истинное бытие (ὄντως ὄv), – здесь очевидна связь с платонизмом, однако главным источником для Филона прежде всего является библейское «Аз есмь сущий» (ἐγώ εἰμι ὁ ὤν) («Исход» 3:14). Филон строго различает сущность Бога и его силу (δύναμις), явленную в творении. Он утверждает, что о существовании Бога-творца всякий человек может заключить из своего опыта созерцания порядка природного мира; но познание божественной сущности лежит за пределами разума человека (даже такого, каким был пророк Моисей). В своей сущности Бог непознаваем, неименуем, неопределим и невыразим. Согласно Филону, высшее Божество – Иегова Пятикнижия Моисея – абсолютно трансцендентный миру «Сущий Бог», превыше Блага, Единого , или Монады (см., напр., De vita contemplativa, 3). Монада является только «бестелесным образом Бога» (De somn. I, 6). Хронологически такая идея встречается в истории античной философии впервые, однако, как замечает Дж.Диллон (The Middle Platonists, p. 155–156), это может рассматриваться как косвенное доказательство того, что подобные представления были в ходу среди платоников, по крайней мере, со времен Евдора Александрийского.

Оставаясь трансцендентным, Бог связан с космосом как его творец и провиденциальный управитель. По Филону, два главных имени Иеговы – «Бог» и «Господь» – указывают на две соответствующие этому силы (δυνάμεις): первое обозначает его творящую силу (Филон производит слово θεός от τίθημι), второе (κύριος) – его власть. Учение о божественном логосе призвано объяснить, каким образом Бог связан со всем, что не есть он сам.

Совместно с Софией («матерью всего сущего») и Справедливостью, которая напоминает неопределенную двоицу пифагорейцев, Дике, помощницу Зевса и ветхозаветную Премудрость, трансцендентный Бог порождает Сына и свое самое совершенное творение – Логос-Слово (Fug. 109). Логос является «инструментом» и активным элементом творческой мысли бога, «местом», где расположены идеи. Именно этот Логос-Слово сначала творит две высшие силы – Благо и Власть, а затем – духовный и материальный мир и человека. Благодаря его активности идеи-потенции (λόγοι σπερματικοί, ср. стоические «семенные логосы») в свою очередь проявляют себя и под управлением Логоса создают мир. Понятие логоса несет в себе как имманентный (присутствие божества в созданном им мире), так и трансцендентный смысл, и тогда логос выступает у Филона как синоним умопостигаемого мира и божественной природы.

Не вполне ясно Филон высказывается об онтологическом статусе материи – была ли она создана Богом или существовала до творения. В своем комментарии на Книгу Бытия он этот вопрос не обсуждает. Вероятно, Филон оставался в рамках универсальной греческой аксиомы «из ничего ничего не бывает» и в отличие от раннехристианских мыслителей не был готов развивать учение о творении ex nihilo.

ЭТИКА Филона базируется в основном на двух текстах из «Книги Бытия», Gen. 1:26–27 и Gen. 2:7, которые интерпретируются по преимуществу в стоических и платонических терминах. Человек создан «по образу Божию» (κατὰ εἰκόνα θεοῦ), что означает: по образу Божию была создана разумная душа человека, бессмертная его часть; согласно второму тексту, сотворение человека завершается приданием человеческому телу божественного «дыхания» (πνεῦμα). Цель земной человеческой жизни рассматривается Филоном в согласии со знаменитой формулой Платона и платоников как «уподобление Богу» (ὁμοίωσις θεῷ), и это «уподобление» означает «богопознание». Но что может рассматриваться как предельная цель – познание божественной сущности – принципиально недостижимо, ибо тогда уподобление оказалось бы отождествлением, что невозможно в случае с творцом и его творением.

Цель, достижимая человеком в этой жизни, – стать мудрым (σοφός). Путь к высшему этическому идеалу мудреца (который отличается «бесстрастием» (ἀπάθεια), а не просто «умеренностью») лежит через проявление природных благородных задатков, образование и упражнение (ἄσκησις). Высший идеал Филон персонифицирует в образе Моисея. На пути к идеалу возможны различные добродетельные состояния, которые Филон выстраивает иерархически и поясняет с помощью библейских образов: «аскетическая» добродетель («добродетель Иакова») стоит ниже добродетели, основанной на образовании («добродетель Авраама»), а выше них обеих стоит «добродетель Исаака», проистекающая из благословенной Богом природы.

ВЛИЯНИЕ. Будучи отвергнуты иудаизмом, воззрения Филона оказали огромное влияние на формирование христианской философии, и прежде всего на экзегетический метод и теологические воззрения первых христианских философов – Климента Александрийского и Оригена . Можно утверждать, что Клименту и его окружению принадлежит заслуга сохранения литературного наследия Филона. Именно в т.н. «Александрийской подготовительной христианской школе», основанной легендарным Пантеном, мысль Филона обрела новую жизнь (см. работы A van den Hoek, D.Runia), явившись своего рода связующим звеном между эллинистической иудейской и христианской философией.

Сочинения:

1. Philonis Alexandrini opera quae supersunt, rec. J.Cohn et P.Wendland, t. 1–7. Berolini, 1896–1915 (repr. 1962–63);

2. Philo, Works in 12 vols., engl. transl. by F.H.Colson, G.H.Whitaker, R.Marcus. Cambr. (Mass.), 1929–53 (Loeb).

3. Рус. пер.: О жизни созерцательной. – В кн.: Смирнов Н.П. Терапевты и сочинение Филона «О жизни созерцательной». Киев, 1909;

4. Против Флакка. О посольстве к Гаю, пер. О.Л.Левинской. – В кн.: Библиотека Флавиана, вып. 3. М., 1994, с. 13–112.

Литература:

1. Иваницкий В.Ф. Филон Александрийский: жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911;

2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980, с. 82–128;

3. Wolfson H.A. Philo: Foundations of Religious Philosophy in Judaism, Christianity and Islam, v. 1–2. Cambr. (Mass.), 1962;

5. Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977, 2 ed. 1996 (ch. 3);

6. Runia D.T. Philo of Alexandria and the Timaeus of Plato. Leiden, 1986;

7. Idem. Exegesis and Philosophy: Studies on Philo of Alexandria. Hampshire, 1990;

8. Idem. Philo in Early Christian Literature. Assen, 1993;

9. Radice R. , Runia D.T. Philo of Alexandria: An Annotated Bibliography 1937–1986. Leiden, 1988;

10. Hoek van den A. The «Catechetical» School of Early Alexandria and its Philonic heritage. – «Harvard Theological Review» 90, 1997, p. 56–87.

E.В.Афонасин , M.А.Солопова

Но было и другое направление , для нас, может быть, более интересное. Оно возникло среди александрийских иудеев . Когда Александрия была создана Александром Македонским, этот город очень быстро разросся и стал одним из мегаполисов, одним из культурных центров Римской империи, причем, город необычный - сосредоточие самых различных религиозных, философских образований. Тут были представители самых различных народов, в т.ч. и иудеев.

Эти иудеи перенимали эллинистическую культуру , а это - эллинский язык, литература на нем, в т.ч. и философская . Философская литература, как самая серьезная часть литературы вообще, естественно, является средоточием глубоких умствований. Усвоение этих умствований и есть эллинское образование. Александрийские евреи стали это перенимать. Но это не так было распространено среди евреев, потому что они были проникнуты и контролированы своими священнослужителями, и чужое образование не было среди них заурядным явлением. Но среди александрийских иудеев это, тем не менее, произошло.

Уже в III‑II веках до Р.Х. среди иудеев были довольно выдающиеся мыслители. Но у иудеев есть своё СП, своя литература. Просто параллельно существовать это не могло, поэтому среди незаурядных александрийских иудеев возникло стремление примирить два этих типа умствований: греческую философию и свою национальную религию. Философская культура - это и эклектизм, и стоицизм, и эпикуреизм (особенно стоицизм с философскими элементами платонизма).

Это примирение и осуществил в яркой и всеобъемлющей форме Фи , лон Александрийский (25 до Р.Х. - 50 по Р.Х.). Он сыграл большую роль и в становлении христианской апологетической мысли.

Учение о Боге. Бог трансцендентен и непознаваем . Всё, что можно сказать о Боге - в отрицательной форме - отрицая все предикаты, которые обычно могли усваиваться. Т.е. это - апофатизм . Но от Бога исходят силы - du,nameij (термин стоиков). У исихастов подобная мысль - Бог не участвует Сам в этом мире, но участвует своими энергиями. Эти силы отождествлялись Филоном с идеями Платона . Идеи Платона - это такие мысли, в соответствии с которыми осуществлялось создание и поддержание жизни в мире. Но было и второе отождествление - с ангелами . Логика тут есть. Ангелы - это духовные силы, посредством которых поддерживается жизнь на земле. И в христианстве есть учение об ангелах.

Все эти силы, идеи, Ангелы, объединяются собирательным понятием «Логос» - Lo,goj . Логос объединяет в себе и силы, и идеи, и Ангелов. В то же время, этот Логос является посредствующим звеном между отрицательно «определяемым» Богом и миром.

Эта метафизическая конструкция чем‑то напоминает неопифагорейцев.

А где источник истины ? Для александрийского иудея Филона это - богооткровенная истина через Моисея . Кстати, филоновские мысли повлияли на Нумения из Апомеи. Потом, естественно, есть нравственные нормы (ветхозаветные заповеди), и нужно всё это осуществлять.

В каком отношении это находится к ВЗ, ведь, там ничего мы не находим. Где написано, что Бог определяем отрицательно? Чтобы привести в гармонию свои мысли, построенные на технических терминах греческой философии и ветхозаветными реалиями, Филон предлагает употреблять для толкования СП аллегорический метод. У стоиков уже был аллегорический метод, они его применяли для толкования своей народной религии, они говорили, что мы можем реалии народной религии растолковать так‑то и так‑то, и поэтому нужно не отвергать народную религию, а растолковать её. Этот метод использовал Филон для толкования своего СП. Аллегорический метод - это когда извлекается смысл, не совпадающий с буквальным толкованием. Буквальное толкование - это прямой смысл тех слов, которые употреблены в тексте. Мы путем написания тех или иных слов желаем донести до читателя или слушателя какой‑то смысл, при этом, берется основной, прямой смысл слов. Аллегорическое толкование говорит, что надо брать другой смысл - не самый ближайший и известный . Фи,лону это надо было потому, что, если не применить аллегорическое толкование, тогда гармонии между СП и философскими текстами нет. А при аллегорическом толковании, можно растолковать так, что будут заметны сходства.

Т.о., Филон использовал эллинскую культуру для такой надобности: чтобы привести в гармонию языческую ученость и национальные еврейские умствования.

Этот метод оказал колоссальное влияние на христиан . Первые христиане, особенно апологеты, тоже стояли на той точке зрения, что СП ВЗ не идет особняком и не находится в дисгармонии к мыслям греков, тут есть много сходного. Поэтому применяли аллегорический метод апологеты и такие мыслители, как Ориген и др. (у Оригена: исторический смысл, нравственный и духовный - это влияние Филона). Конечно, аллегорический метод придумал не Филон, а стоики, но по отношению к СП этот метод санкционировал Филон, за которым пошли и христианские мыслители. Этим и объясняется, почему апологеты почти всегда использовали аргументы александрийских иудеев для некоторых своих положений, например, (это выдвинули александрийские иудеи), что греческие мыслители взяли истину из СП ВЗ - эта мысль действовала едва ли не 1500 лет (до Возрождения), и это шло в первые века на пользу христианам, потому что сходства если есть, то сравнительно легко можно убедить при помощи аллегорического толкования. Сходны Моисей и Платон, кто у кого взял? Моисей жил раньше, значит, взял Платон. Значит, доля истины в эллинской философии была извлечена из СП. Причем, для аргументации этой мысли говорили, что был некий перевод до LXX на греческий язык (т.к. Платон жил раньше, чем III век), на самом деле перевода не было , и это доказано. Аргументация правдоподобная, если бы это было подтверждено фактами.

Такая система доказательства потом попала к апологетам и была использована христианами долгое время.

Вернемся к Филону. Он добился самого главного: во‑первых, использовал эллинскую учёность для своих национальных интересов , для помощи своей национальной вере он доказывал (до него во II‑III веке был Аристовул, александрийский иудей), что эта ученость имеет косвенное отношение к ВЗ . Таким образом, александрийские иудеи внедрились в языческую учёность той эпохи.

Кроме того, полезная функция была ещё такой. Они донесли путем греческого языка, сведения о себе, о евреях того времени (они, ведь, были замкнутыми). Свои мысли они сделали известными образованным людям того времени.

Как оценить его богословие ? Схема знакомая: трансцендентный Бог, Посредник (димиург или Логос), мир . Потом ещё некие косвенные проявления божественной сущности (силы, динамис, идеи, ангелы), остальное остается в соответствии с религиозными установками: абсолютные нравственные нормы, и источник истины - Библия. Но самое главное, что, по отношению к эллинской философии, здесь то же, что и у неопифагорейцев - утверждение абсолютного авторитета, здесь - СП.

Неопифагорейцы - это греческая философия плюс восточные, но не еврейские мотивы.

А александрийские иудеи - это греческая философия плюс еврейские мотивы, благодаря тому, что у них было СП.

Но и то, и другое - Восток. Получается, что в конце своего существования вся античная цивилизация испытывала явственное влияние восточных религиозных систем, что опознается на умствованиях и неопифагорейцев, и александрийских иудеев.

Это теоретическое проявление в размышлениях Филона, но было ещё и практическое: евреи испытали на себе влияние неопифагорейцев с их аскетизмом. Были ессеи, общины монашеского типа, которые вели исключительно монашеский образ жизни, радикальный аскетизм. В прошлом веке даже подумывали: не произошло ли и христианство из ессейства, потому что жизнь ессеев по стилю напоминает древне-христианские общины с их аскетическим уклоном, общением в имуществе.

Откуда вообще могли возникнуть ессеи? Предположение: не является ли это результатом влияния на иудеев пифагорейских мыслей, осуществленных на практике. Пифагорейские общины тоже были замкнуты и вели аскетически-монашеский образ жизни, и это, якобы сказалось на иудеях. Но это уже практика, и нас особенно не касается.

Основное положение гносеологии Филона заключалась в том, что истинное знание дается человеку в экстатическом состоянии.

Онтология : Бог (Единое)®Логос, состоящий из сил: Динамис, ангелы (они же идеи Платона)®мир.

А гносеология интересна тем, что человек должен спастись, спасение заключается в том, что он свою нравственную жизнь доводит до состояния покоя, как апатия у стоиков . Но достигнуть умиротворенного состояния - это лишь начальный этап, дальше надо очищать свою душу благочестивой умственной деятельностью (созерцанием Бога, размышлениями о Боге), но и этого мало, оказывается, высшая степень гносеологического очищения состоит в достижении некоего экстатического состояния, когда человек входит в непосредственный контакт с Богом . Насчет «непосредственного контакта», это, конечно, метафора , но экстатическое состояние - очень интересное понятие, оно потом будет нам встречаться:e;kstasij - буквально «исступление». Что это такое, толком сказать невозможно, ясно лишь, что это ненормальное состояние не в смысле болезненного, а в смысле из ряда вон выходящее состояние человека, при котором он получает способность чувственного переживания Бога. Состояние людей, которые переживали нечто подобное - известная вещь, потому что многие берутся за его описание и говорят, что это необычное состояние некоего возбуждения души (одни метафоры), когда душа «разрыхляется». Самое важное здесь в том, что такое состояние считалось способом соединения с Богом . Сейчас такое мало кому в голову придет, но в те времена это убеждение было распространено как среди философов, так и среди практиков: что есть такие состояния души, когда мы наиболее близко походим к Богу, а это и есть состояние «обожения» в познании . Эта гносеология будет повторяться не раз.

Похожие публикации