Расшифровка обозначений объективов Canon. Что означают надписи на объективе? Расшифровка объективов

Объективов для фотоаппаратов Canon существует довольно много и подчас они различаются всего несколькими буквами в наименовании модели, а цена при этом меняется довольно значительно. Поэтому давайте соберем расшифровку этих обозначений, чтобы было понятно какие именно технологии применены в той или иной оптике и за что в итоге платит покупатель. В этой статье будут приведены только модели для Canon производства самой компании, а в одной из следущих я соберу расшифровки для популярных объективов Sigma и Tamron.

В качестве примера возьмем популярный объектив Canon EF 24-105 f/4L IS USM. Естественно в начале идет название производителя (Canon), затем тип крепления объектива или байонет (), также может быть обозначение специальных объективов (TS-E и MP-E), подразумевается, что они так же имею байонет EF. Диапазон цифр или одно значение (24-105 в нашем случае) отражают фокусные расстояния объектива и тип — если цифра одна — то это фикс, если диапазон — то зум-объектив. Затем идет значение максимальной светосилы (f/4 или f 1:4 в нашем случае), опять же, если указан диапазон — это значит, что максимальная светосила зависит от фокусного расстояния. Это основная информация, после нее стоит указание на принадлежность к топовой линейке (L) и на технологии примененные в данной оптике (IS, USM). Часто в названии можно увидеть римские цифры II и III — в зависимости от места расположения, это либо версия объектива, либо версия технологии.

Теперь рассмотрим подробнее каждое сокращение:

  • EF (Electro-Focus) — стандартный байонет для камер Canon, объективы с такой маркировкой подходят к любым зеркальным камерам Canon.
  • EF-S (Short back focus) — разновидность крепления объективов, предназначенная для камер с матрицей APS-C (кроп). Покупая такую оптику имейте в виду, что она не подходит к полнокадровым камерам из-за укороченного заднего отрезка.
  • TS-E (Tilt Shift) и MP-E (Macro Photography) — специальные варианты объективов с байонетом EF, но без электрического фокуса. Первые используют технологию сдвига группы линз относительно оптической оси для исправления перспективы и применяются в основном для съемки архитектуры. Ко второму типу относиться только один специализированный макро-объектив Canon MP-E 65 мм 1-5x Macro, который способен давать пятикратное увеличение без дополнительных приспособлений.
  • L (Luxury) — серия объективов улучшенного качества с повышенной пыле-влагозащитой. Этой буквой маркируются только объективы EF, они предназначены для профессиональной съемки и обычно имеют постоянную высокую светосилу (для длиннофокусных возможна переменная максимальная диафрагма). Покупка этой серии оптики целесообразна в первую очередь если вы планируете переходить на полный кадр, на кропе максимально раскрыть их возможности вряд ли удастся, однако в любом случае будет заметно повышение резкости и уменьшение оптических искажений по сравнению с обычными объективами. Внешне отличаются от других объективов красным кольцом по ободу.
  • Fisheye — обозначение специфического типа объектива (рыбий глаз), которое обычно идет после максимального значения диафрагмы.
  • Macro — приставка, обозначающая принадлежность оптики к линейке макро. В первую очередь характеризуется уменьшенной минимальной дистанцией фокусировки.
  • IS (Image Stabilizer) — объективы со встроенной системой стабилизации, основанной на подвижном блоке линз, которые компенсируют движение камеры и позволяют снимать с более длинными выдержками, получая четкие изображения. Это очень полезная технология, которая делает возможной съемку без вспышки в темных помещениях и при недостатке света. На данный момент существует несколько версий технологии стабилизации и наиболее новые дают возможность снимать с выдержкой длиннее на 4 стопа, чем у обычных объективов. Наличие этой технологии можно определить по надписи Image Stabilizer у основания линзы. Версия технологии в рамках одной модели объектива указана римскими цифрами, чем больше цифра, тем новее.
  • USM (Ultrasonic Motor) — ультразвуковой привод фокусировки, который позволяет объективам наводится на резкость быстрее и существенно тише. Еще одним преимуществом является возможность в любой момент использовать ручной фокус без необходимости переключать режим съемки. Объективы с ультразвуковым мотором отмечены золотым кольцом, а для серии L надписью Ultrasonic.
  • DO (Diffractive Optics) — в конструкции этих объективов применяются дифракционные элементы, которые позволяют существенно уменьшить размеры длиннофокусной оптики и практически полностью избавиться от хроматических аберраций. Однако высокая цена не позволяет сделать их массовыми, поэтому у Кэнон есть всего две модели объективов с DO. Внешнее отличие — объективы с DO отмечены зеленым кольцом на корпусе.
  • STM (Stepping Motor) — шаговый мотор фокусировки применяемый для быстрого и бесшумного наведения на резкость при видеосъемке.

Есть еще несколько технологий, которые Canon в отличие от конкурентов не выносит в обозначения объективов, например внутренняя фокусировки или применение асферических и флюоритовых элементов в оптической схеме, эти данные можно найти только в спецификациях.

Несколько слов о версиях объективов. Популярные версии оптики время от времени улучшаются и дополняются более новыми технологиями. Такие изменения обозначаются римскими цифрами в названии, например Canon EF 70-200 mm F 2.8 L II USM IS — это вторая версия одноименного объектива с обновленной оптической схемой, улучшенной системой стабилизации и слегка измененными габаритами. Практически всегда более новая версия означает улучшение характеристик и повышение цены, стоит ли одно другого решать вам.

Я надеюсь эта информация поможет вам определиться при выборе новой оптики и даст возможность оценить разницу в цене связанную с наличием или отсутствием тех или иных технологий.

Если вы мучаетесь в догадках, что означают все эти буквы на вашем объективе кэнон, значит вы попали по нужному адресу.

FD это древние объективы от Кэнон, которые выпускались в 70х-80х. Они не подходят для современных камер, поэтому одеть такой объектив на современную камеру с EF байонетом можно только через специальный адаптер. В отличии от никон, кэнон сменил крепление, и поэтому старые FD объективы утратили какую либо ценность, забудьте про них. После относительно недолгого срока службы FD (около 15 лет) кэнон выпустил новый тип крепления EF, но вы не расстраивайтесь, линейка EF насчитывает порядка 60 объективов, этого вам должно хватить на всю жизнь, так что есть с чего выбрать.

EF (Electro-Focus) означает, что в вашем объективе есть электронная автофокусировка, т.е. внутри объектива встроен моторчик, а камера лишь подаёт команды через контакты на объективе. Собственно все объективы Кэнон сделанные после 1987 года EF, поэтому эта маркировка есть на вашем объективе, если конечно он вам не достался в наследство. EF объективы совместимы со всеми цифровыми камерами кэнон.

EF-S (Electro-Focus S hort back focus) это тот же EF только сконструированный с учётом , для зеркальных камер кэнон 1.6х, и не совместим с полноформатными камерами, такими как 5D, 1D.

USM (Ultrasonic Motor) ультра звуковой привод. Объективы с этим приводом фокусируются быстрее и издают гораздо меньше шума. Его ставят в довольно дорогих объективах.

DC (micro motor) – этот мотор ставят на бюджетные объективы от canon. Это не значит что он плохой, просто фокусировка происходит медленнее.

L (Luxury) если у вас объектив с маркировкой L, значит вы либо крутой фотограф, либо у вас много денег, ну ещё возможно и то и другое в одном лице, но это редко:) Собственно эти объективы отличаются суперкачественной оптикой, они резкие, надёжные и зачастую огромные и тяжелые. Все объективы “люкс класса” легко определить по красной каемке, к примеру :

DO (Diffractive Optics) объективы с этой пометкой отличаются оптикой, которая практически устраняет все оптические недостатки, как и , и заметно меньшими габаритами. Таких объективов Кэнон выпустил немного – всего два: EF 400 mm f/4 DO IS USM и EF 70-300 mm f/4.5-5.6 DO IS USM .

II, III - так кэнон обозначает версию объектива. Если на вашем объективе написано II, значит уже существует младшая версия, с таким же фокусным расстоянием. Например :

AF/MF переключатель, который даёт возможность фотографировать либо в ручном, либо в автоматическом режиме. Ручной режим полезен, когда камера не может поймать фокус в автомате, например, когда вы .

1.8m – /6m – этот переключатель вы можете встретить только на телеобъективах, и хоть цифры могут быть другими, означает он границу режима фокусировки, в данном случае, если переключатель на 1.

8m, значит объектив будет искать фокус до расстояния 1.8м (минимальное расстояние фокусировки), а если 6 метров – значит только до 6м. Это удобно когда вы уверены, что будете фотографировать что-то далеко, в это случае, объектив не будет терять время на фокусировку в диапазоне 1.8-6м и будет фокусироваться быстрее. Такой переключатель есть на :

28-300mm – Диапазон возможных фокусных расстояний для зум-объектива. Первое число – минимальное фокусное расстояние, второе – максимальное, которое вам будет доступно с этим объективом (конкретно в этом случае минимальное 28мм, максимальное – 300мм). Если число одно, то это объектив с фиксированным фокусным расстоянием, то есть, фикс, а не зум.

f:3.5-5.6 – Это максимально возможная для вашего объектива. Если это зум, то числа будет два (например, 3.5-5.6). Первое – это максимальная диафрагма на ближнем фокусном расстоянии. То есть, если у вас объектив 18-200мм, то на 18мм максимум будет f/3.5. Второе число – максимальная диафрагма на дальнем фокусном расстоянии, то есть f/5.6 на 200мм, к примеру. Если число одно на зуме, то максимальная диафрагма будет одна и та же на всех фокусных расстояниях. Ну и на фиксах тоже одно число, потому фокусное расстояние у него одно единственное, собственно, он поэтому и фикс. Максимальная диафрагма так же определяет .

Fisheye – этот тип объективов ни с чем не спутаешь. Если на вашем объективе написано Fisheye (“Рыбий глаз” по-русски), значит вы можете делать вот такие фотографии:

Если у вас есть фотоаппарат, не важно, какого уровня, любительского или профессионального, со сменными объективами или нет, то посмотрев на него внимательно, вы увидите странный набор цифр. Например: 2.8-5.8/ 5.35-21.4 или 6.0-60.0мм 1:2.8-4.3

Так что же означают эти загадочные цифры? Все очень просто. Если не вдаваться в технические подробности, то группа, состоящая из самых маленьких цифровых значений (2.8-5.35 или 1:2.8-4.3), называется диафрагменное число и показывает максимальную величину диафрагмы, т.е. насколько широко может быть открыта диафрагма. А, как известно, чем шире открыта диафрагма, тем она пропускает больше количества света. Этот параметр называется . Это означает, что у вас появляется возможность снимать в более темных условиях. не увеличивая выдержку, а, следовательно, в результате вы получите больше резких и не смазанных кадров.

Вторая группа, больших цифровых значений, 5.35-21.4 или 6.0-60.0 описывают фокусное расстояние в миллиметрах. Если расшифровать приведенные в примере значения, то это звучит так: объектив с переменным фокусным расстоянием, в диапазоне от 5.35мм до 21.4 мм или от 6.0 мм до 70 мм. Эти значения показывают, насколько вы можете отодвинуть или приблизить снимаемый вами объект. Чем первое число меньше, тем больший угол охвата вашего объектива, чем второе число больше, тем ближе вы можете пододвинуть объект съемки, не двигаясь при этом с места.

Цифры на объективе

Но почему эти значения сгруппированы в один блок? Все очень просто. Просто ваш объектив не обладает постоянной значением светосилы (диафрагмы) на всех значениях фокусных расстояний и меняется а зависимости от этого. Т.е если вы не пользуетесь приближением (фокусное расстояние при этом принимает свое минимальное значение), то ваша диафрагма будет открыта больше (будет пропускать больше света), чем в случае, если вы воспользуетесь максимальным приближением.
На примере это выглядит так: 2.8-5.8/ 5.35-21.4 . При фокусном расстоянии 5.35 мм объектив будет обладать светосилой 2.8, а при фокусном расстоянии 21.4 мм (вы максимально приблизили объект силами оптики, а не цифровыми возможностями аппарата) светосила будет уже 5.8 . Почему так происходит, я объяснять не буду. Чтобы это понять, надо хорошо разбираться в законах оптики. Практически можно сделать простой вывод. Чем цифры, означающие светосилу, меньше, тем лучше.
Идеальный вариант выглядит примерно так. 24-70 1:2.8 . Это означает что объектив обладает постоянным значением светосилы, т.е при любом значении фокусного расстояния есть возможность максимально открыть диафрагму. Но, к сожалению, объективы с переменным фокусным расстоянием и постоянным значением светосилы очень дороги, потому что сложны в изготовлении. Обычно ими пользуются профессионалы.

© 2018 сайт

Байонет Nikon F, использующийся в зеркальных фотоаппаратах Nikon, был разработан в 1959 году. Несмотря на то, что само байонетное соединение практически не изменилось с момента своего появления, камеры и объективы за прошедшие десятилетия успели обрасти большим количеством конструкционных изменений и нововведений. В результате части системы, выпущенные в разные годы, далеко не всегда совместимы между собой, о чём можно прочесть в статье «Совместимость объективов Nikon ».

Байонет Nikon Z был представлен в 2018 году и используется в беззеркальных фотоаппаратах Nikon. Объективы Nikon Z абсолютно несовместимы с зеркальными фотоаппаратами, в то время как объективы Nikon F могут быть установлены на беззеркальные камеры с помощью переходника.

Здесь же я постараюсь помочь вам разобраться в обилии аббревиатур, изобретаемых Никоном последние более чем полвека для обозначения каждого технического новшества.

Основные обозначения

Эти параметры универсальны и имеются у всех объективов независимо от производителя.

Фокусное расстояние объектива измеряется в миллиметрах (подробнее см. «Фокусное расстояние и перспектива »). Для объективов с фиксированным фокусным расстоянием указывается одно число, например, 35mm. Для зум-объективов указывается диапазон фокусных расстояний, например, 70-300mm.

Nikkor (1932) Торговая марка, под которой Nikon выпускает оптику, в частности – фотографические объективы.

Micro (1956) Макрообъективы Nikon промаркированы Micro-NIKKOR. Почему «микро», а не «макро»? Да потому, что в 50-х годах под макрофотографией понималась съёмка в масштабе большем, чем 1:1, т.е. с увеличением . Объективы Micro-NIKKOR давали изображение в масштабе ровно 1:1, т.е. в натуральную величину. Поскольку они ничего не увеличивали, их нельзя было назвать «макро». Сегодня масштаб 1:1 считается макросъёмкой , но Никону лень менять номенклатуру.

A (1959) Самые первые объективы для зеркальных камер Nikon. Известны также как Pre-AI, Non-AI, NAI или просто F (по названию байонета) объективы. A означает Automatic, но это относится не к фокусировке (фокус, естественно, ручной), а к механизму прыгающей диафрагмы. Суть его в том, что наводка на резкость осуществляется при полностью открытой диафрагме, и лишь при нажатии на спуск, диафрагма автоматически прикрывается до заранее заданного значения. Для корректной работы этого механизма требовалось вручную индексировать диафрагму при каждой установке объектива на камеру. С современными камерами (за исключением ретроспективной Nikon Df) A объективы в своём исходном виде несовместимы и нуждаются в т.н. конверсии.

ASP (1968) Aspherical. Введение асферических элементов в оптическую схему объектива используется для устранения сферических аберраций .

CRC (1967) Close Range Correction. В конструкции объектива присутствует плавающий элемент (часто это предняя линза), меняющий своё положение в зависимости от дистанции фокусировки, что позволяет объективу фокусироваться на сверхблизких расстояниях, сохраняя при этом отменную резкость. Характерно для макрообъективов, а также для светосильных широкоугольных объективов.

PC (1968) Perspective Control. Объективы, позволяющие иправлять перспективные искажения путём упрощённой имитации подвижек крупноформатной камеры. Передняя часть объектива может быть в определённых пределах сдвинута или наклонена, для коррекции перспективы или для управления плоскостью фокусировки. PC объективы допускают только ручной фокус и только ручной экспозамер.

NIC (1970) Nikon Integrated Coating. Многослойное просветляющее покрытие представляет собой тончайшую плёнку, нанесённую на линзы объектива с целью повысить их светопропускающую способность и уменьшить интенсивность бликов. Все современные объективы имеют многослойное просветление.

SIC – Super Integrated Coating. Улучшенное по сравнению с NIC многослойное просветление, использующееся в зум-объективах с большим количеством элементов.

ED (1975) Extra-low Dispersion glass. Сверхнизкодисперсионное стекло имеет коэфициент рассеяния значительно меньше, нежели обычное оптическое стекло. Отдельные элементы объектива, изготовленные из сверхнизкодисперсионного стекла, призваны уменьшить вторичные (пурпурно-зелёные) хроматические аберрации .

IF (1976) Internal Focusing – внутренняя фокусировка. Для наводки объектива на резкость используется перемещение независимой группы линз внутри объектива. При этом размеры объектива не меняются, а передняя линза остаётся неподвижной, облегчая использование поляризационных и градиентных фильтров . Кроме того подобная схема позволяет уменьшить габариты объектива, а также ускорить фокусировку.

AI (1977) Aperture Indexing. Классические объективы с ручной фокусировкой и автоматическим индексированием диафрагмы. Совместимы со всеми камерами, но на многих современных аппаратах не будет работать матричный экспозамер, а также любые режимы определения экспозиции, кроме приоритета диафрагмы. Объективы , фабричным или кустарным способом переделанные в AI, называются AI-конвертированными (AI-converted).

ADR – Aperture Direct Readout. Дополнительная шкала значений диафрагмы, видимая непосредственно через видоискатель в специальном маленьком окошке. Позволяла устанавливать желаемое значение диафрагмы не отрывая глаз от окуляра. Присутствует на всех AI объективах.

E (1977) В 60-е и 70-е годы, когда Nikon доминировал на рынке профессиональной малоформатной фототехники, под маркой Nikkor выпускались только дорогие и сверхнадёжные профессиональные объективы. В погоне за любительским рынком Nikon начал выпускать сравнительно дешёвые объективы, и, чтобы не ронять престиж бренда Nikkor, обозначил их просто как объективы серии E. Качество изготовления E объективов по тогдашним меркам оставляло желать лучшего, но оптически они не уступали объективам профессионального уровня. Сегодня все, даже самые дешёвые объективы, маркируются как Nikkor, и даже в самых дорогих объективах есть пластмассовые детали, что в 70-х годах расценивалось как преступление.

В настоящее время (начиная с 2008 года) буква в названии объектива означает электронный привод диафрагмы.

AI-s (1982) Незначительно усовершенствованный вариант AI объективов, обеспечивающий более точное управление диафрагмой.

AF (1986) Autofocus. Автофокусные объективы первого поколения имели механический привод автофокуса т.н. «отвёрточного» типа. Фокусировочный мотор располагался в камере и передавал вращение элементам объектива с помощью устройства, напоминающего отвёртку. AF объективы совместимы практически со всеми фотоаппаратами Nikon, но автофокус не будет работать на камерах без встроенного мотора.

FL (2013) Fluorite. Флюорит (CaF 2), обладает исключительно низким коэффициентом рассеяния и устраняет вторичные (пурпурно-зелёные) хроматические аберрации ещё эффективнее, чем сверхнизкодисперсионное стекло .

PF (2015) Phase Fresnel. Применение линз Френеля позволяет уменьшить вес и габариты объектива. Кроме того, линзы Френеля способствуют устранению хроматических аберраций .

HRI (2015) High Refractive Index. Оптическая схема объектива включает в себя элементы с показателем преломления выше 2.

AF-P (2016) Автофокусные объективы с шаговым фокусировочным мотором (Pulse motor). Шаговый мотор работает несколько тише, нежели ультразвуковой мотор AF-S объективов.

Z (2018) Объективы с байонетом Nikon Z для беззеркальных фотоаппаратов. Несовместимы с зеркальными фотоаппаратами.

S (2018) Объективы серии S. Относятся к Z объективам. Nikon уверяет, что буква S в данном случае означает «superior» – превосходный.

А теперь давайте на конкретном примере разберёмся, какие сведения можно узнать, прочитав надписи на объективе. Возьмём первый попавшийся под руку объектив, а я не без основания полагаю, что многим моим читателям под руку подвернётся именно тот объектив, который они приобрели вместе с камерой, т.е. Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G VR DX II , и посмотрим на него внимательно. Если у вас в руках любой другой объектив – действуйте по аналогии.

Вокруг передней линзы объектива видна надпись:

Nikon AF-S DX NIKKOR
18-55mm 1:3.5-5.6G VR II
∞-0.28m/0.92ft Ø52mm

Nikon – название компании-производителя. Расшифровка здесь, по всей видимости, не требуется.

AF-S – автофокусный объектив со встроенным фокусировочным мотором.

DX – код системы. Данный объектив предназначен для DX камер, имеющих уменьшенный сенсор с кроп-фактором 1,5.

NIKKOR – торговая марка, под которой Nikon выпускает свои объективы.

18-55mm – диапазон фокусных расстояний. 18-55 мм на камере с кроп-фактором 1,5 дадут тот же угол изображения , что и 27-84 мм на полнокадровой камере. Таким образом, наш объектив охватывает диапазон от широкоугольного, до умеренно длиннофокусного, что делает его весьма универсальным.

1:3.5-5.6 – светосила. В широкоугольном положении (18 мм) минимальное значение диафрагмы – f/3,5, а в телеположении (55 мм) – f/5.6. 18-55mm не слишком светосильный объектив, к тому же светосила его падает с увеличением фокусного расстояния, но таковы все любительские зум-объективы. Большая постоянная светосила увеличила бы их габариты и стоимость многократно.

G – объектив не имеет кольца управления диафрагмой, но на современных камерах оно вам и не понадобится.

VR – оптический стабилизатор изображения. Архиполезное устройство для съёмки с рук при слабом свете. Для статичных сцен в какой-то мере компенсирует малую светосилу.

II – это вторая версия объектива AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR, которая отличается от первой его версии большей компактностью (в силу складной конструкции корпуса) и незначительно усовершенствованной оптической схемой.

∞-0.28m/0.92ft – диапазон дистанций фокусировки в метрах и футах. Максимальная дистанция – бесконечность, минимальная – 0,28 метра или 0,92 фута. Не забывайте, что дистанция фокусировки считается не от передней линзы объектива, а от матрицы фотоаппарата.

Ø52 – диаметр резьбы для фильтров. В данном случае диаметр составляет 52 мм.

Сверху на объективе золотыми буквами написано:

Большая часть производственных мощностей Никона давно перемещена в Таиланд или Китай. В Японии производятся лишь самые дорогие модели камер и объективов.

Здесь же расположен серийный номер объектива.

Надеюсь, что теперь для вас не составит труда разобрать маркировку любого объектива Nikon.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Zoom-Nikkor 1200-1700мм f/5.6-8P IF-ED – объектив для использования на одно-объективных зеркальных камерах был впервые использован в 1990 году в Японии на стадионе Koshien, на школьном турнире по бейсболу.

Каждая фирма производитель вводит свои обозначения и свою кодировку тех или иных параметров объективов. Эта статья поможет Вам ориентроваться в обилии букв и цифр на объективах.

Общими являются обозначения фокусного расстояния на объективах и светосилы. Например: 24-120mm f/3.5-5.6 обозначает, что это объектив с переменным фокусным расстоянием (зум), которое меняется в пределах от 24 мм. до 120 мм. А светосила данного объектива меняется от f/3.5 на 24 мм. до f/5.6 на 120 мм. А у объектива24-70mm f/2.8 фокусное расстояние меняется от 24 мм. до 70 мм. но светосила f/2.8, постоянная во всем диапазоне фокусных расстояний.

EF – полнокадровые объективы Canon, которые совмещаются с любыми фотокамерами EOS.
EF-S — обозначение объективов рассчитанных на использование с кропнутыми матрицами. НЕ ПОДХОДЯТ для полнокадровых матриц.
USM — ультразвуковой кольцевой, бесшумный, скоростной привод, осуществляющий бесшумную и быструю фокусировку.
L — фотообъективы Canon самого высокого класса. В оптической схеме могут применятся линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией или флюорита. Маркируются красным колечком, почти всегда защищены от пыли и влаги.
FT- M — означает: всегда ручная фокусировка. В ручной режим фокусировки не переключается, так как ей можно пользоваться постоянно.
I/R – фотообъективы Canon с не вращающейся, закрепленной передней линзой. У них внутренняя фокусировка или фокусировка осуществляется задней группой линз.
IS — маркировка означающая, что объектив Canon оснащен оптической стабилизацией изображения.
DO — маркируются зеленым кольцом, оборудованы они дифракционными элементами. Отличаются небольшими размерами и весом.
Float — в объективе применена система плавающих линз.
CaF2 — использование флюоритового стекла в оптической схеме объектива Canon.
S-UD — линзы изготовлены из S-UD стекла.
UD — линзы из UD стекла.
AL — оптическая схема фотообъектива Canon оснащена асферическими линзами.
CA — в фотообъективе Canon круговая диафрагма.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ NIKON (NIKKOR)

AF – фотообъектив Nikon не имеет собственного привода автофокусировки, наведение резкости осуществляется за счет мотора встроенного в камеру («отвертка»).
AF-S – фотообъектив Nikkor имеет собственный привод автофокусировки, как правило, ультразвуковой.
DX — исключительно для цифровых зеркальных фотокамер. Легкий и компактный DX Nikkor выдает изображение меньшего размера, разработан и оптимизирован для работы с цифровыми зеркальными камерами серии Nikon D40, D50, D70, D70s, D80, D100, D200, D1 и D2. Идеально подходит для съемки пейзажей, сюжетов в стесненной обстановке. Не рекомендуется фотообъектив DX Nikkor применять к фотоаппаратам тридцати пяти миллиметрового формата или IX240.
ED — специальное оптическое стекло, имеющее сверхнизкую дисперсию, помогает сводить к минимуму хроматические аберрации. Фотообъективы Nikkor, с элементами, изготовленными из ED-стекла, гарантируют прекрасную резкость и четкую контрастность. Это осуществляется даже при самом большом значении относительного отверстия объектива Nikon.
SIC — означает: многослойное покрытие линз, уменьшающее блики и эффект побочного изображения. Это решает ряд задач, например, сведение до минимума отражения и блики в более широком диапазоне и обеспечение правильного цветового баланса. SIC особенно эффективно показывает свои способности в фотообъективах Nikkor с большим числом оптических элементов.
ASP — используются асферические элементы в объективах Nikon. Даже при наибольшем значении относительного отверстия объектива Nikkor, асферические линзы делают возможным почти полностью избавиться от разных видов аберраций. Они особенно полезны для подавления дисторсии в широкоугольных фотообъективах Nikon. А так же применение асферических линз уменьшает его габариты и вес.
CRC — система корректировки фокусирования на близкие предметы. Расширяет фокусировочный диапазон и обеспечивает прекрасное качество изображения на близком расстоянии. В корректировочной системе CRC, оптические элементы имеют «плавающую» конструкцию. В ней каждая группа линз во время наведения резкости движется независимо от других. Это дает возможность производить съемку с близкого расстояния. Система CRC применяется в объективах типа «рыбий глаз, «широкоугольных и некоторых телеобъективах Nikkor.
IF — внутренняя фокусировка. При системе внутренней фокусировки, фотообъектив Nikon не вращается, а значит и не выдвигается, двигаются оптические элементы, находящиеся внутри него. Это позволяет уменьшить вес и габариты объектива Nikon и заниматься съемкой на более маленьких расстояниях фокусировки. Для ускорения настройки резкости используется более легкая и компактная группа фокусировочных линз. Большинство телеобъективов Nikkor располагают системой IF.
RF — «задняя» фокусировка. Все элементы оптики делятся на несколько групп линз, но при наведении резкости перемещается только задняя группа линз. Такой процесс автофокусировки, очень быстрый и плавный.
DC — управление расфокусированием изображения. Контролируется степень сферической аберрации на заднем или переднем плане вращением кольца DC, установленного на объективе Nikkor. При этом появляется небольшая расфокусировка, дающая софт-эффект. Превосходно подходит для портретной съемки.
D — информация о дистанции. Фотообъективы Nikkor серии G и D посылают информацию о дистанции до снимаемого объекта в автофокусные камеры Nikon. Благодаря этому есть возможность применения дополнительных усовершенствований, например, пространственного матричного замера экспозиции и режима автоматической сбалансированной многосегментной пространственной заполняющей вспышки.
SWM — волновой бесшумный мотор, преобразующий «бегущие волны» в энергию вращения для наведения резкости. Это позволяет очень точно, почти бесшумно и быстро производить автофокусировку.
M/A — система переключения режима с ручной фокусировки на автоматическую. Переключение из режима автофокусировки в ручной режим у объектива Nikor, происходит практически мгновенно.
VR — подавление вибрации. VR-система уменьшает нечеткость изображения, появляющуюся в результате дрожания рук. Она позволяет снимать ночью, на закате и в плохо освещенных интерьерах. Эта система автоматически определяет движение фотографа, специального режима не требуется.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ SONY (MINOLTA, CARL ZEISS)

SAL — объективы Сони.
ZA — автофокусные фотообъективы CarlZeiss для Сони.
G — фотообъективы премиум класса для Minolta фирмы Sony.
STF — технология Smooth Transfer Focus, обеспечивающая размытие объектов, не входящих в зону фокусировки и создающая идеальное бокэ.
D — система дистанции фокусировки из объектива Sony в камеру. Применяется для корректной работы вспышки.
DT – фотообъектив Sony для камер с кропом 1.5, в полнокадровом формате НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ.
SSM — ультразвуковой привод фокусировки для объектива Sony и Minolta.
APO – фотообъектив Sony с небольшими хроматическими аберрациями (апохромат).
XI — оборудован моторизованным зумом.
T — фирменное многослойное просветление на объективах Carl Zeiss.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ PENTAX

K / M / A – фотообъективы PENTAX с ручным наведением резкости, крепятся на байонет К. В этих сериях (М и А), задействован репетитор диафрагмы.
F / FA / DFA – фотообъективы PENTAX с афтофокусировкой, и полным кадром формата 135.
FA Limited — фиксфокал, надежный, прочный, компактный и с небольшим весом.
FA — профессиональный объектив PENTAX на полный кадр.
DA — фотообъективы PENTAX с зеленым ободком, рассчитаны на кроп 1,5.
DA L — фотообъективы PENTAX с серым ободком, пластиковый байонет, облегченная версия, поставляются в ките и отдельно не продаются.
DA Limited — серия фотообъективов PENTAX с небольшой массой и малыми размерами; имеет зеленый ободок.
DA – профессиональные фотообъективы PENTAX на кроп 1,5, с золотистым ободком.
DA WR – имеет упрощенную защиту от пыли и влаги. Линзы с синим ободком, маркируются: Schneider-Kreuzbach, предназначаются для зеркальных фотокамер фирмы Samsung. Кроме DA, есть FA объективы.
IF –объективы PENTAX с внутренней фокусировкой и с наведением резкости при помощи заднего элемента.
AL — в линзе присутствует асферический элемент.
ED — в линзе присутствует низкодисперсный элемент.
SMC — фирменное просветление линз.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ SIGMA

HSM — ультразвуковой привод. Гарантирует бесшумную и быструю фокусировку. Аналогичные фотообъективу Sigma: SWM у Nikon и USM у Canon.
DC — предназначаются для фотокамер с кроп-фактором 1.5 и больше, а именно: для цифровых фотоаппаратов с матрицей, APS-C.
DG — предназначены для DLSR. В отличие от объективов Sigma DC, они подходят к пленочным камерам и с полноформатной матрицей. Улучшенное просветление, параллельный ход лучей на выходе.
EX EXcellence – фотообъективы Sigma серии люкс. Аналогичные серии: Canon L.
IF — внутренняя фокусировка с не изменяющемся размером фотообъектива Sigma.
APO — использование апохроматических линз в объективах Sigma, исправляющих хроматические аберрации.
ASP — применение асферических линз в объективах Sigma.
OS — имеет оптический стабилизатор. Аналогичные фотообъективу Sigma: Nikon VR и Canon IS.
RF — фокусировка осуществляется задней группой линз. Передняя группа остается неподвижной.
Macro — объектив для макросъемки.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ OLYMPUS

ZD — используется с цифровыми фотокамерами системы 4/3 в объективах Olympus.
Macro — объектив для макросъемки.
ED – линзы объектива Olympus со сверхнизкой дисперсией.
SWD — ультразвуковой мотор фокусировки фотообъектива Olympus.
Top Pro – фотообъективы Olympus с постоянной светосилой. Защита от пыли и влаги. Маркировка, платиновое кольцо.
Pro – профессиональная серия фотообъективов Olympus, защищены от пыли и влаги.
Standard — любительская серия фотообъективов Olympus, имеет синее кольцо.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ TAMRON

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ TOKINA

Очень необычную систему обозначений имеют фотообъективы Tokina. Несмотря, что в обозначении есть и светосила, и диапазон фокусных расстояний; главным остается номер и серия объектива Tokina. Например, Tokina AT-X124 PRO DX. Это означает: объектив Tokina серии AT-X PRO, модель 124. Фокусное расстояние меняется от 12 мм. до 24 мм.
AS — асферическая оптика. Эффективно подавляет сферические аберрации.
F&R Aspherical Невероятное качество гарантируют асферические элементы типа F&R при любой освещенности и по всем углам снимка. Подавляют асферическую аберрацию по всей поверхности фотографии.
SD — низкодисперсионные элементы, устраняющие хроматические аберрации и минимизирующие вторичный спектр.
HLD — низкое рассеивание, высокое преломление, повышающее качество изображения. Эти специально разработанные линзы, создают гораздо меньше вторичных хроматических аберраций.
Multi-Coating — уникальное, многослойное покрытие для всей оптики Tokina. Благодаря этому покрытию, объективы Tokina точно передают цвета, а резкость изображения просто невероятная.
Floating Element System – фотообъектив Tokina с системой плавающих элементов, которая очень результативно устраняет астигматизм.
Internal Focus System – режим внутренней фокусировки. Перемещение элементов внутри объектива Tokina. Благодаря этому, во время наведения резкости, его длина не изменяется. Это очень важно для телефото-объективов Tokina.
IRF – снабжен внутренней фокусировкой, при помощи задней группы линз.
Focus Clutch Mechanism – конструкция фиксации фокуса. Она очень удобна при переключении между режимами ручной фокусировки и автоматической. Если кольцо выдвинуто вперед, значит объектив Tokina в режиме автоматической фокусировки. В этом случае кольцо вращается свободно и не оказывает влияния на механизм фокусировки. За счет того, что механизм не вращает кольцо, фокусировка осуществляется быстро и плавно.
One Touch Focus Clutch Mechanism – конструкция переключения режима фокусировки в одно касание. В этом механизме предусмотрено переключение режимов фокусировки простым оттягиванием кольца на себя.

Похожие публикации