Отец Иисуса Христа: есть ли имя у Бога. Каковы различные имена Бога и что они означают

Страница 1 из 3

О Боге многие люди имеют собственные понятия, что не удивительно. Тем не менее нам крайне желательно получить о Боге более ясное представление. В Писании Он многократно говорил: «Я Господь, Бог ваш…». Вам важно искать Его, обращая внимание как на Его Всемогущество, так и Любовь. Да, у Бога немало качеств, например, Справедливость! Ниже указаны и другие качества. Здесь вам важно уяснить, что Бог, имея дело с падшим ангелом – Люцифером и человеком, который попал под его влияние после первородного греха, вынужден все это учитывать. Бог видит наглость сатаны, который захотел стать богом: «А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему"» (Ис.14:13,14). Поэтому Бог учитывает возникшее противостояние сатаны и захваченного им человека (со стороны тела). Мы все живем в греховном теле плоти! В связи с этим Бог Свое Слово поставил превыше всего, в том числе и выше Своей сути. Это связано и с тем, что созданные им творения значительно уступают Ему по многим параметрам. Следовательно, Богу пришлось снизойти до них, изложив правила жизни. В них прослеживается и возможность определенного противостояния сатаны и человека против Творца. По Своей Премудрости Бог создал (помимо естественных) духовные законы, изложив их в Писании. Бог дал нам и совесть! Бог не скрыл Священное Писание от нас. Также Его живое Слово звучит на земле через поставленных Им пророков. Непременно обратите внимание, что Божья Правда установила духовные законы, благодаря которым Бог правит и на земле. Вам важно увидеть их!

Сегодня многие люди уповают на собственную справедливость, поставив человека и его права на первое место. Подобная точка зрения ошибочна. Именно из-за этого западная цивилизация во многом терпит крах в духовных вопросах. Да, человек – вершина творения! Однако Кто сотворил человека и для чего? Давно сказано: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл.12:13). Также написано: «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?» (Иак.4:5). Нам четко сказано: «Ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор.4:24). Вам важно увидеть как Благость, так и Справедливость Бога. Многие Его качества раскрываются через имена, которыми Бог Сам Себя называл. Внимательно прочитайте о них! Иначе кому и как вы будете поклоняться? Имейте в виду, что результатом своего поклонения вы приобретете определенное духовное развитие. Оно повлияет на ваше место в вечности и, в итоге, на конечный статус! На небе существует своя иерархия (Лк. 19:16-19). Настанет день и ваш дух (внутренний человек) придет к Богу. Вы будете крайне сожалеть, если к этому не подготовитесь. Прочтите первую заповедь: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф.22:37,38).

Итак, начнем с ветхозаветного периода. В Торе имя Бога представляют Его Самого, и Его божественные атрибуты.

Тетраграмматон (ивр.YHWH - Яхве или Иегова) – четырёхбуквенное непроизносимое Имя Господа, считающееся собственным именем Бога, в отличие от других имён-эпитетов Бога. Евреи приписывали великую силу упоминанию этому имени Бога и боялись его произносить. В иврите используются только согласные буквы, поэтому неизвестно точно как оно произносилось в древности. В быту, в молитвах произносят «Адонай» (Господь).

Широкую практику получило косвенное обращение к этому Божественному имени.

Элохим (однокоренные слова для него - Эль и Элоха, а также арабское Аллах).

Адонай – Господь

Ха-Шем (Имя) –некоторые евреи считали святотатством произносить даже слово "Адонай". Просто говорили "имя".

Саваоф - (Цеваот, буквально «(Господь Воинств») - «Господь сил»

Эль-Шаддай - «Бог Всемогущий», «Бог - Обеспечитель».

Эль-Олам - «Бог Крепкий»

Эль-Эльйон - «Бог Всевышний».

Также к имени Бога часто добавляется одно из Его качеств.

YHWH-Ро"и - «Иегова - Пастырь мой» (Пс.22:1)

YHWH-Ир"э - «Иегова усмотрит» (Быт.22:8,14)

YHWH-Шалом - «Иегова - мир» (Суд.6:24)

YHWH-Роф"эха - «Иегова - Целитель твой» (Исх.15:26)

YHWH-Цидкейну - «Иегова оправдание наше!» (Иер.23:6)

YHWH-Шамма - «Иегова там» (Иез.48:35)

YHWH-Нисси - «Иегова - знамя моё» (Исх.17:15)

YHWH-Мекаддишхем - «Иегова, освящающий вас» (Лев.20:8)

В мессианском иудаизме имя Тетраграмматон относят к Отцу и Святому Духу, которые являются первым и третьим лицом Божества (Элохим), а Иешуа - к Сыну.

Ветхий Завет – это не сборник архаизмов, как некоторые христиане думают. Ведь там нам показана природа Бога и даны многочисленные примеры из жизни великих людей. Также там нам даны советы на многие случаи в жизни. Когда Бог давал своему народу повеления и законы, то Он преследовал три цели. Во-первых, Бог показывал и очерчивал территорию безопасности для своего народа! Во-вторых, Бог предупреждал о последствиях для нарушителей закона. В-третьих, Бог хотел выстраивать тесные отношения с теми избранными, которые отвечали Его желаниям! Обратите внимание, что Танах был дан сначала евреям, а они видят корреляцию между именами и характером человека. Бог дал им это понимание значимости имен человека, и относит его также к Себе, поскольку желает дать откровение людям о Себе и Своем характере. Потому понять имена Божьи означает понять Божье откровение о Себе Самом.

Поэтому еще раз прочтем об именах Божьих.

Эль Элион – Бог Всевышний; правитель и владелец неба и земли; тот кто приказывает (Бытие 14:18; 2 Царств 22:14).

Элохим – Бог. Это имя множественного числа, показывает нам множественность единого Бога. Бог сказал в Бытие 1:26: «Сотворим человека по образу нашему». Здесь подразумевается двое или больше в одном (Исход 35:31).

Адонай – Мой Господь (Бытие 15:2; Второзаконие 9:26; Псалом 50:16).

Яхве, Господь или Иегова – тот, кто всегда есть; постоянный «Я ЕСМЬ»; вечно существующий (Исход 3:15; Псалом 83:18; Исайя 26:4).

Эль Шаддай - Обеспечитель, буквально - "многогрудый или Всемогущий, обладающий всей силой; постоянно изливающий заботу Своим детям и удовлетворяющий их нужды (Бытие 17:1).

Саваоф – «Господь сил» (1Цар.17:45; Пс.23:10, Ис.1:24 и др.).

Иегова-Шаммах – Господь там; Он постоянно присутствует там, где мы находимся (Иезекииль 48:35).

Иегова-Шалом – Господь наш мир и полнота (Судей 6:24).

Иегова-Ире – Господь усмотрит для нас (Бытие 22:14).

Иегова-Нисси – Господь наше знамя и наша победа (Исход 17:15).

Иегова-Цидкену – Господь - оправдание наше; Господь, облекающий в Его праведность (Иеремия 23:6; Иеремия 33:16).

Иегова-Рофе (рафа) – Господь, исцеляющий нас (Исход 15:26).

Иегова-Po-xu (pa"ah) – Господь нас любящий, направляющий Пастырь (Псалом 22:1).

Иегова-Мекадиш-Кем – Господь, освящающий нас (Исход 31:13).

Иегова-Яша-Гаал: Господь наш Спаситель и Искупитель (Исайя 49:26; Исайя 60:16).

Как зовут Бога?

    Бог один и это Иегова отец Иисуса Христа)) прочитайте библию и все узнайте)))

    Я Иегова. Это мо имя, и я не отдам своей славы никому другому и своей хвалы резным изображениям. Библия Исаия42:8

    Бога евреев зовут Яхве или Иегова. Не понимаю, почему все должны считать еврейского бога своим отцом небесным, творцом всего сущего.

    У каждого народа были свои боги с своими именами. У египтян - Осирис, Изида, Хор, Бастет. У греков - Зевс, Гера, Дионис, Аполлон. У викингов и германцев - Один, Тор, Локи, Фрейя. У славян - Перун, Велес, Сварог, Лада.

    Имя Бога должно иметь глубокий смысл, не просто набор букв. Имя должно показывать какое-либо качество Бога, в русском языке оно,чаще всего, является прилагательным. Я,лично, в Библии насчитал 56 имн, но,наверняка,часть пропустил. Вот некоторые из них: Создатель, Живущий, Сущий, Владыка,Всемогущий, Вседержитель, Святый,Элоэх(Бог-по-еврейски) , Ревнитель,Всевышний,Бодрствующий, но самое главное имя -это Отец, ибо оно показывает отношение Бога к людям, показывает, что Бог испытывает к ном отцовские чувства.

    У Бога нет имени. Бог - это и есть Бог. Бог - это вообще вс, что есть. И все мы и вс сущее - это Бог.

    Бог это дух, Он многомерен и вездесущ,но у Него есть ещ и личностная сторона(измерение,проявление,ипостась) , к которой и обращается человек для взаимодействия с Вседержителем. Христос вещественное и личностное проявление Бога - это Он и есть.

    Прежде всего сначала решить для себя, как понимать, что такое Б-г. По простому это Создатель всего что нас окружает. Как то раз мой духовный наставник на одной из лекций высказался держа в руке карандаш В этом карандаше нет ни чего кроме Творца вселенной.

    По еврейской традиции имя Творца практически не произносят. Оно состоит из четырех букв и в традиции большинства народов это имя переводят как Яхве. В Торе уминаются ряд других произносимых имен Творца, их используют только для обозначения неких качеств.

    Вопрос о Боге - очень тонкая грань и важно не переходить ее. У каждого в сердце есть вера в него и представление свое. К Богу принято обращаться через его Сына Иисуса Христа или его Мать Пресвятую Богородицу.

    Ответ вы найдете только в Библии. Имя Отца Иисуса Иегова. И в молитве благодарить за жертву Христа, надо только Иегову. Осия 12:5 - книга из Библии.

  • Ответ для nv13volk

    Среди исследователей Библии нет единого мнения относительно того, что считать эпитетом Бога, а что нет. Ниже приводится далеко не исчерпывающий список того, что различные библеисты считают именованиями Иеговы. Важно отметить: многие богословы считают эти эпитеты не чем иным, как именами Бога. Так ли это на самом деле - судите сами:

    Отец (ав), Второзаконие 32:6;

    Наставник (йара), Иов 36:22, Исая 30:20;

    Пастырь (раа), Псалом 79:2;

    Творец (боре), Исаия 40:28;

    Присносущий (кайем), Даниила 6:26;

    Всеведущий (эль дэкот), 1 Царств 2:3;

    Добрый (Благий) (тов), Псалом 24:8;

    Бог истины (эль-мэт), Псалом 30:6;

    Спаситель (мошиа), Исаия 45:15;

    Саваоф (Воитель) (цеваоф), 1 Царств 1:3

    Как вы наверняка уже обратили внимание, приведенные титулы или обращение к Богу вряд ли можно считать личными именами Творца. Личное имя, однозначно идентифицирующее кого-либо, может быть только одно, - иначе попросту теряется его смысл как личного имени. Кроме того, как такие понятия, как отец, спаситель, воитель и им подобные, которые никогда не играют роль личных имен даже по отношению к людям, могут стать таковыми по отношению к главной Личности во Вселенной? На каком основании делается такое предположение?

    Вы процитировали стих из Синодального перевода, сравните его с переводом Нового мира.

    Имя Иеговы было исключено из Синодального перевода.

    Какими бы мотивами ни руководствовалась Русская православная церковь, игнорируя в своем переводе имя Иеговы, это не освобождает е от бремени содеянного. Всем, кто принимал то злосчастное решение, стоило вспомнить слова пророка Малахии: Итак вам, священники, сие увещание. Если не послушаете, и не обратите на то внимания, чтоб имени Моему воздать славу, говорит Иегова воинств; то Я пошлю на вас проклятие, и прокляну благословения ваши; прокляну и сие, потому что вы не обращаете внимания (Малахия 2:1,2 ПаМ)

  • Бога зовут Иисус. В Новом Завете об этом сказано конкретно, что имя всей троицы Иисус, что значит Иегова спасающий.

    Судя по тому, что Бог один, а народностей с языками и наречиями множество, то можно предположить, что его никак не зовут...

    Ещ в доказательство того, что Бога никак не зовут могу привести ещ один аргумент:

    Человек появился много миллионов лет назад, тогда у него ещ не было речи и связных звуков, а так как человек был создан По образу и подобию..., то значит и голосовые связки у него могут изрекать только несвязный звуки, а значит он никак не мог сказать как его зовут...

    Так что мой ответ:

    У Бога нет имени и его никак не зовут!

    К Богу, чтобы он вас услышал, надо обращаться мысленно, а не по выдуманным именам. Кто сможет постичь это исскуство общения, тот и свяжется с Богом и будет не только услышан им, но и принят.

    А как выглядит Бог?

    Имя Бога Тетраграмматон, то есть, Неизреченный. Смертному не дано познать имя Бога, но это имя зашифровано в Торе. Для того, чтобы найти имя Бога, нужно переставлять и комбинировать буквы в Ветхом Завете, для этого может не хватить и нескольких жизней, но это познание мудрости. Вечный поиск, основная идеология Кабалистического учения, кто ищет тот найдет.

    Я думаю истинное имя Бога нам с вами будет не произнести даже если нам напишут на бумаге из за его длинны и сложности. Но важно не это, важно то что кто сможет приблизиться к Творцу по своим деяниям и мыслям ближе всего у того больше всего шансов узнать истинное имя. И нам сейчас на нашем уровне духовного развития (или деградации) двигаться в русле развития намного приоритетней, чем пытаться угадать имя Отца. Имеет смысл отыскать пусть тонкую и незримую связь с ним, чем попытаться получить что то от знания имени. Духовная работа самая трудная и теоретическое знание Библии не делает нас автоматически людьми верующими, поэтому тут главное в душе, а не на языке.

    Бог - это абстракция, а у абстракции не может быть имени, поскольку е невозможно и не нужно идентифицировать. Имя нужно для того, чтобы отличать одно от другого. У природных стихий нет имени, нет имени у космоса. Бог - это абстракция в виртуальном мире человека, поэтому все попытки дать имя богу сводятся к ассоциациям разных людей с чем-то для них знакомым. Поскольку ассоциации у всех разные, то и смысла в этих попытках нет.

    Вообще то это сакральное знание. Считается, что никому нельзя знать истинное имя Бога.

    Предлагаю рассмотреть с этой стороны.Если принять за аксиому,что Господь отец

    наш и мы члены его семьи,то попробуем перенести эту посылки на земные условия.

    Вот есть семья папа,мама,ребенок.Папа выгуливает ребенка во дворе,сынуля в песоч

    нице,папа в стороне с друзьями.Сын хочет позвать отца.Два варианта.Первый-он

    зовт папа,и все понимают кого он позвал.Второй-он зовт папа Вася и многие начи

    нают задумываться,если папа Вася,значит есть и другие папы.Эти их мысли Вам ничего не напоминают?А,кстати,папе Васе становится как то неудобно.В библии на

    вопрос-как имя тво?-был дан ответ.-Что в имени тебе Мом?Иисус,придя на землю,

    именем Господа,отменил жертву,заменив е молитвой,которая начинается-Отче наш...

    Где Вы видите имя?

    Бог триедин - Бог-отец, Бог-сын (Иисус Христос) и Святой дух. Ни в одной религии мира Бог не воскресал, кроме христианской.

    Сейчас Бога называют по-разному: Бог, Вселенная, Творец, Всемогущий и т.д. Неважно как Вы его назовете, главное, что он у Вас в сердце. Библия дает множество имен Бога, какие-то переведены на наш язык, какие-от остались на греческом и древнееврейском языках. В Ветхом Завете Библии написано: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

    ЯХВЕ -Он есть Тот, каким Он открывается.... Можно до бесконечности спорить и не найти единого мнения, потому, что общение как и вера а Бога начинается с желания, которое Он производит в человеке... Самое правильное на мой взгляд это начинать с себя самого.... если человека посещают вопросы о Творце, то логично задать вопрос самому Творцу:Кто Ты? и Он ответит, как написано: Ищите и обретете...

    Библия говорит о том что Бог Един, но библия говорит о том что в разный эпохах у Бога было новое имя, в эпохе отца имя Иегова, в эпохе сына Иисус Христос, в эпохе святого духа будет новое имя у Бога.Библия трактуется в разных религиях по разному, и истинное слово Бога сокрыто от людей, думаю это тайна которую не одна религия не сможет разгадать.

    В любом случае Бог это создатель всего сущего.И каждый человек вправе обращаться к нему по своей надобности и усмотрению. Бог это единая истина, познав которую люди начинают творить настоящие чудеса,не поддающиеся никакому научному обьяснению и здравому смыслу.Взять хотя бы в пример нетленного монаха Хамбо Ламу Итигелова.При жизни он обладал поистине феноменальными способностями присущими пожалуй что только Иисусу Христу. Этот человек по преданию оставивший наш мир более 75 лет назад до сих пор остатся нетленным. Тело его находится в данное время в Иволгинском Дацане в Бурятии.По свидетельству учных проводивших исследование тела, оно соответствует телу живого человека, безо всяких признаков разложения.Здесь мы скорее всего имеем дело с анабиозом человека.Иными словами состояние близкое к состоянию глубокого сна.Это состояние создано этим человеком по желанию до определнного времени, после чего наступит пробуждение.И тогда по словам пророка люди увидят настоящие чудеса и приобретут истинную веру в бога, которой к тому времени практически не останется.

    Иегова -это искажнное имя Бога. В Высших Мирах у всех космические имена. Если вы,допустим,отдыхаете или спите, то на верху никогда не спят, и не отдыхают и они трудятся. Поэтому Бог дал третью Заповедь:

    3.Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

    Лучше произносить Небесный Отец или Отче.

    Хороший вопрос.Какого именно бога? Их более 2000.Ну, первые, которые пришли на память: Яхве, Зевс, Ярило,Даждь-бог Нептун, Ктулху и прочие...

    Бог имеет множество имен: Любовь, Сущий, Творец, Яхве, Саваоф, Всемогущий, Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, Святой, Есмь, Альфа и Омега, Первый и Последний. Личность Бога настолько многогранна, что и имен у Него соответственно множество, но все они отражают Его сущность. И не нужно забывать, что Иисус есть Бог, Он же Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец Вечности, Князь мира.

Статья написана в результате полемики со Свидетелями Иеговы

Для исследования взят новый перевод книг Ветхого Завета, выполненный Российским Библейским Обществом с древнееврейского.
Перевод примечателен по нескольким причинам. Как отмечает редактор серии М.Г. Селезнев:
«Обращение непосредственно к древнему подлиннику отличает серию «ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. ПЕРЕВОД С ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОГО» как от Синодальной Библии (ветхозаветная часть которой причудливым образом сочетает чтения еврейской, греческой и славянской традиций), так и от тех библейских переводов последнего десятилетия, за которыми просвечивает не древнееврейский, а английский«оригинал».

Переводы делаются со стандартного научного издания Biblia Hebraica Stuttgartensia (Stuttgart, 1990). Там, где еврейский текст неясен или явно испорчен, мы стараемся следовать наиболее авторитетным и надежным реконструкциям современной ветхозаветной текстологии; используются, в частности, материалы кумранских рукописей - впервые в истории переводов Библии на русский язык для широкой читательской аудитории.

Принципиальная особенность наших переводов - ориентация на современную литературную норму. Мы убеждены, что русский язык способен выразить все стилистическое и смысловое многообразие библейского текста и переводчику нет нужды прибегать к неуклюжим буквализмам.

Публикации текстов сопровождаются историко-филологическим комментарием, который должен отразить не поддающиеся переводу особенности еврейского текста (например, игру слов),а также познакомить читателя с теми особенностями древневосточного быта и мировосприятия, которые нашли свое отражение в Библии».

Рассмотрим, каково имя Бога

1.
В первой же книге Бытие в рассказе о творении читаем:
Бытие 2:4
Когда ГОСПОДЬ * Бог создал землю и небо

Комментарий к этому стиху:

*Слово ГОСПОДЬ в русских переводах соответствует тому, что рассматривается еврейской традицией как настоящее Имя Бога - יהוה . Первоначально оно, вероятно, звучало как Яхве′ , но затем (по-видимому, уже после вавилонского плена) сформировался запрет произносить его вслух. Вместо него у евреев принято говорить «Господин», «Бог» или просто «Имя».

2.
В книге Исход Бог открывает Свое имя Моисею:

4. Христианам Библия открыла единственное имя спасения – это имя Господа Иисуса Христа:
«10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
11 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения,
12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4:10-12).

Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского. Книга Бытия. – М.: Издательство Российского Государственного Университета, 1999. – с. 23

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))

К досье Меня См. об именах в катехизисе Кротова .

ИМЕНА БИБЛЕЙСКИЕ СОБСТВЕННЫЕ - см.Ономастика. Ср. Тетраграмма .

ИМЕНА БИБЛЕЙСКИЕ ТЕОФОРНЫЕ - см.Теофорные имена библейские.

ИМЕНА БОЖЬИ В БИБЛИИ. В Свящ. Писании Бог - Творец и Промыслитель - именуется по-разному. Каждое имя Божье имеет своеобразные черты как в плане его значения, так и в плане его историко-генетических корней. «Имена Божии, в том числе священная тетраграмма, суть лишь символические проекции трансцендентного в имманентном, лишь касания Божества, молниевидно озаряющие тьму, лучи солнца, ослепляющие и не дозволяющие на себя взирать. Это схематический отпечаток Божественного в человеческом» (прот.С.*Булгаков).

ЭЛЬ - общесемитское наименование Божества (ср.Илу, Илум, Аллах). В ВЗ оно употребляется редко (напр., Числ 12:13) и иногда обозначает языческих богов (напр., Исх 15:2). Этимологически слово Эль происходит от понятий «сила», «могущество». Оно входит во многие *теофорные имена (Израиль, Иезекииль, Илия и др.).

ЭЛЬ ШАДДАЙ - столь же редкая форма, обычно переводимая как Бог Всемогущий (Быт 17:1), в *Септуагинте - «Пантократор». По мнению *Олбрайта, это имя, возможно, означало «Бог Горы» (в Сирии «Гора Севера» обозначала местопребывание Божества).

ЭЛЬ ЭЛИОН (в Септуагинте «Бог Всевышний») встречается преимущ. в поэтич. текстах ВЗ (напр., Пс 7:18). Первое упоминание этого И.Б. мы находим в Быт 14:18, где сказано, что священником Эля Элиона был Мелхиседек, ханаанский царь Салима (Иерусалима?). В ханаано-финикийском языке к богу Ваалу прилагается сходное наименование Алийян, что значит «сильный».

ЭЛЬ РОЙ - Бог Видящий (Быт 16:13), было, вероятно, также одним из древних наименований Божества.

ЭЛОХИМ, или ЭЛОГИМ, является мн. ч. от ЭЛОАХ, архаического имени Божьего, употреблявшегося в свящ. поэзии (в т.ч. в Кн.Иова). Наряду с именем ЯХВЕ, слово Элохим является наиболее употребительным в ВЗ, начиная с Кн.Бытия (в син. пер. «Бог»). Предполагается, что им предпочитали пользоваться в *Ефреме. Множеств. форма слова Элохим имеет реликтовый характер и почти повсюду согласуется с ед. числом. Исключение составляют те редкие места, где «элохим» обозначает сонм небесных сил (напр., Пс 8:6; син. пер. «ангелы», см. ст. Монотеизм).

Корень "илэй" в афро-азиатских языках обозначает "находящийся вверху". Слово не шумерское происхождения. "-им" - это форма, указывающая на мн. ч. муж. р. В аккадском нет слова отдельного "эль", но многие аккадские слова начинались с "эль" в значении "высокий", "над", "сверху". Прим. Я.Кротова, 2006.

АДОНАЙ (евр.Господин мой, церк.-слав. - Господь) также является общесемитским наименованием Божества (в греч. варианте Адонис). В Септуагинте оно переведено как Кириос, и ради благоговения этим словом заменялось произношение свящ. имени ЯХВЕ (как в син. и мн. др. европ. переводах).

ЯХВЕ - условное произношение свящ. имени, с к-рым Бог открылся Моисею. С 3 в. до н.э. его стали заменять эквивалентами (гл. обр., словом Адонай). По-видимому, для напоминания об этом в Кумранских экземплярах Библии четыре буквы свящ. имени IHWH, или *Т е т р а г р а м м а, писались старыми буквами *финикийского алфавита или заменялись словом Адонай. С этой же целью в рукописях Септуагинты имя Яхве писалось еврейским *квадратным шрифтом, а позднее *масореты снабжали тетраграмму огласовкой (*накудот), взятой из слова Адонай. Когда в Средние века христ. библеисты обратились к евр. тексту, они прочли тетраграмму как ИЕГОВА. Это ошибочное чтение прочно закрепилось с 16 в. Первым, по грамматич. соображениям, отказался от него *Эвальд (19 в.). В начале 20 в. архиеп. *Феофан (Быстров), собрав все святоотеч. свидетельства о древнем произношении тетраграммы (ЯО, ЯУ, ЯВЕ), пришел к окончат. выводу о неправильности чтения Иегова и предпочтительности ЯХВЕ (ЯГВЕ, ИАГВЕ). В теофорных именах и *элефантинских папирусах 5 в.до н.э. свящ. имя дается в сокращении как ЙАГУ.

Согласно Быт 4:26, имя ЯХВЕ употреблялось еще древнейшими предками человечества. На домоисеево происхождение Тетраграммы указывает теофорное имя матери пророка (Иохавед, Исх 6:20). Это косвенно подтверждается тем, что в Ханаане существовало почитание ЙЕВО (имя, близкое к свящ. имени). Однако в Исх 6:3 Бог говорит Моисею: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем "Бог Всемогущий", а с именем Моим "Господь" (ЯХВЕ) не открылся им». Таков син. перевод, к-рый архиеп. Феофан подверг сомнению. Он отметил, что в оригинале речь идет не о новом имени, не о тетраграмме, а о новом Откровении, о «свойстве божественном, тетраграммою обозначаемом». Свойство это связано с самим смыслом слова ЯХВЕ. Оно происходит от глагола «быть» и поясняется в самой Библии словами Бога: «Я есмь Сущий», еврейское «эхье ашер эхье», что можно перевести как «Я есть Тот, Кто есть» (Исх 3:14). Сущий это Тот, Кто владеет бытием, Кто Сам является Бытием; вся тварь только от Него получает существование. В Откр это имя интерпретировано в связи с властью над временем («Господь, Который есть и был и грядет», 1:8). Т. о., Моисей получил новое онтологич. и сотериологич. Откровение о Сущем; само же свящ. имя он мог взять из существовавшей до него традиции (см. ст. Кенитская гипотеза).

В НЗ господствуют два имени: Бог (QeТj) и Господь (KЪrioj). Сам же Христос Спаситель почти всегда называет Бога Отцом или Отцом Небесным. Арамейское слово АББА (Отец) имело характер интимной доверительности и сыновней любви. Так называли дети своих отцов (см. ст. Иеремиас).

И.Б., особенно свящ. имя ЯХВЕ, окружалось в ВЗ благоговением, ибо имя как таковое считали выражением сущности Бога и человека. Иногда слово Имя употреблялось как эквивалент слова Бог. «Библейское отношение к именам Божьим, т.е. глубокое почитание их и вера в их силу, было издревле усвоено Православной Церковью» (С.В е р х о в с к и й. Об имени Божьем, ПМ, вып.VI, с.45). Это благоговение перешло на имя Господа Иисуса и легло в основу «Иисусовой молитвы».

l Иегова, НЭС, т.20; Б р а у н Р.Э., Словосочетание «Ego Eimi» («Я есмь») в четвертом Евангелии, «Символ», 1985, № 13; прот.Б у л г а к о в С.Н., Философия имени, Париж, 1953; В ъ л ч а н о в С., Божите имена в Стария Завет, «Духовна култура», София, 1984, № 8; Г л а г о л е в А., Иегова, ПБЭ, т.6, с.194-205; свящ. Л е б е д е в А.С., Ветхозав. вероучение во времена патриархов, вып.1., СПб., 1896; еп.М и х а и л (Лузин), Библ. наука, кн.1-8, Тула, 1898-1903; кн.2, Пятокнижие Моисеево, 1899; [О л е с н и ц к и й А.А.], О древнем имени Божием, Труды КДА, 1887, т.2, № 5; архиеп.Ф е о ф а н (Быстров), Тетраграмма, или Ветхозаветное имя Иегова, СПб., 1905; еп. Х р и с а н ф (Ретивцев), Религии древнего мира в их отношении к христианству, т.1-3, СПб., 1873-78; *J e r e m i a s J., Abba, Studien zur neutestamentlichen Theologie und Zeitgeschichte, Gott., 1966; L o c k m e r H., All the Divine Names in the Bible, 1975; *R a d G., Theologie des Alten Testaments, Bd.1-2, Munch., 1957-58 (англ. пер.: Old Testament Theology, v.1-2, N.Y., 1962-65); *R i n g g r e n H., Israelitische Religion, Stuttg., 1963 (англ. пер.: Israelite Religion, Phil., 1966); *R o w l e y H., The Faith of Israel, Phil., 1957 (в обоих трудах указана библиогр. об И.Б.).

Иудейская раса относится к именам и характеру как к синонимам. Понять имена Божьи означает понять Божье откровение о Нем Самом. Просто имена Бога, встречающиеся в Писании:

Яхве, Иегова - Сущий, Я есьмь. Есть мнение, что это имя объединяет мужское и женское начало "Ия" и "Хава". Кстати именно "Хава" - так звали "Еву".

Иегова - Нисси - Господь наше знамя

Элохим - Творец. Вообще говоря - множественное число

Адонай - Господь

Эль-Шаддай - Обеспечитель, буквально - "многогрудый"

Ха-Шем (Имя) - евреи считали святотатством произносить даже слово "Адонай". Просто говорили "имя". На наш манер они писали "Б-г" вместо "Бог"

Саваоф - Господь Сил, Господь воинств.

Иегова - Шалом - Господь-мир, покой

Иегова - Ире - Господь усмотрит

Бог Израиля

Эммануил - с нами Бог

Иегова - Тсидкейну - - наша праведнсть

Эль-Олам - в русском синодальном переводе «Бог Крепкий»[

1. Эль Элион: Бог Всевышний; правитель и владелец неба и земли; тот кто приказывает (Бытие 14:18; 2 Царств 22:14).

2. Эль Шаддай: Всемогущий, обладающий всей силой; постоянно изливающий заботу Своим детям и удовлетворяющий их нужды (Бытие 17:1).

3. Яхве, Господь или Иегова: тот, кто всегда есть; постоянный «Я ЕСМЬ»; вечно существующий (Исход 3:15; Псалом 83:18; Исайя 26:4).

4. Элохим: Бог. Это имя множественного числа, показывает нам множественность единого Бога. Бог сказал в Бытие 1:26: «Сотворим человека по образу нашему». Здесь подразумевается двое или больше в одном (Исход 35:31).

5. Иегова-Шаммах: Господь там; Он постоянно присутствует там, где мы находимся (Иезекииль 48:35).

6. Иегова-Шалом: Господь наш мир и полнота (Судей 6:24).

7. Иегова-Ире: Господь усмотрит для нас (Бытие 22:14).

8. Иегова-Нисси: Господь наше знамя и наша победа (Исход 17:15).

9. Иегова-Цидкену. Господь - оправдание наше; Господь облекающий в Его праведность (Иеремия 23:6; Иеремия 33:16).

10. Иегова-Рофе (рафа): Господь исцеляющий нас (Исход 15:26).

11. Иегова- Po-xu (pa"ah): Господь нас любящий, направляющий Пастырь (Псалом 22:1).

12. Иегова-Мекадиш-Кем: Господь освящающий нас (Исход 31:13).

13. Иегова-Яша-Гаал: Господь наш Спаситель и Искупитель (Исайя 49:26; Исайя 60:16).

14. Адонай: Мой Господь (Бытие 15:2; Второзаконие 9:26; Псалом 50:16).

15. Цур: Скала, твердыня (Исайя 44:8).

1. «Элохим » . Это имя самое распространенное в Ветхом Завете, и его можно найти в книге Бытия 2:4 (прим.: в русском синодальном переводе это имя переведено как Господь). Это сложное слово написано во МНОЖЕСТВЕННОМ числе и ясно указывает на Божество в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. «Элохим» также может быть переведено как «боги», когда речь идет о «богах», противостоящих истинному Богу - Богу Отцу. Очень важно знать, что Господь сказал: «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес » (Иер. 10:11). Сам Господь также сказал:«Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня »(Ис. 45:5). Другого Спасителя не существует, а христианин, имеющий сомнения по этому поводу, должен изучить Исаию 41-48. Имя Бога «Элохим» означает: «Бог крепкий» или «Господь творящий» .

2. «Элелион » . Это имя встречается в Бытии 14:22 и означает: «Господь Бог Всевышний» или «Владыка» .

3. «Адонаи » . Это имя встречается в Бытии 15:2 и означает: «Владыка Господи» , «Учитель» или «Господь владеющий» .

4. «Эл Олам » . Это имя встречается в Бытии 21:33 и означает: «Господь, Бог вечный» , «Господь, открывающий Себя» или «Господь таинственный» .

5. «Иегова-ире » . Это имя встречается в Бытии 22:14 и означает «Господь усмотрит» .

6. «Иегова-рафа » . Это имя встречается в Исходе 15:26 и означает «Господь - целитель» .

7. «Иегова-нисси » встречается в Исходе 17:15 и означает «Господь знамя мое» .

8. «Эл Шадай » из Бытия 17:1 означает «Бог Всемогущий» .

9. «Иегова-шалом » из Книги Судей 6:24 означает «Господь - мир» .

10. «Иегова Саваоф » из I Книги Царств означает «Господь воинств» .

11. «Иегова тсидкену » из Иеремии 23:6 означает: «Господь - оправдание наше» .

12. «Иегова шамаи » из Иезекиля 48:35 означает «Господь там» .

13. «Иегова элион » из Псалма 7:18 означает: «Благословение Господне» или «Господь - наш Благословитель» .

14. «Иегова-раа » из Псалма 22:1 означает «Господь - Пастырь мой» .

  1. Агнец Божий . Иоанна 13:29
  2. Альфа и Омега . Откровение 1:8
  3. Воскресение и жизнь. Иоанна 11:25
  4. Второй человек. 1-ое Коринфянам 15:47
  5. Дверь в небо. Иоанна 10:19
  6. Еммануил. Матфея 1:23
  7. Испытующий сердца и внутренности Откровение 1:23
  8. Истинная виноградная лоза
  9. Краеугольный камень
  10. Лев от колена Иудина
  11. Пастырь добрый
  12. Первый и Последний
  13. Последний Адам
  14. Путь и истина и жизнь
  15. Свет Миру
  16. Слово
  17. Сын Давидов
  18. Сын Человеческий
  19. Утренняя звезда
  20. Хлеб жизни
  21. Хлеб, сшедший с небес.
  22. Царь Иудейский
  23. Это Я (греч. «эго эйми», прообраз еврейского «Я Сущий»)
  1. Библия. Иоанна 15:1
  2. Библия. 1-ое Петра 1:6
  3. Библия. Откровение 5:5
  4. Библия. Иоанна 11:12
  5. Библия. Откровение 1:10
  6. Библия. 1-ое Коринфянам 15:45
Похожие публикации