Ликантропия - миф или реальность? Оборотни, или что такое ликантропия? Как называется болезнь оборотня
Мифическое заболевание, под влиянием которого в теле происходят метаморфозы, делающие человека волком. Следует отметить, что ликантропия бывает не только мистическая, или волшебная. Имеется психическое заболевание, которое называется клиническая Ликантропия, и в этом случае пациент уверен, что он волк, оборотень, либо какое-либо другое животное.
Самые древние тексты содержат описание ликантропии. В седьмом столетии об этом писал Павел Огинета, греческий врач, и эффективным лечением он называл кровопускание. Подобное лечение объяснялось распространением гуманной теории, утверждающей, что в организме всегда преобладает одна из четырех жидкостей. Это слизь, кровь, черная и обычная желчь.
Для каждого элемента имеется связь с определенным характером. Для душевного и физического здоровья является идеальным равноценное наличие этих четырех жидкостей. Если одна из них имеется в избытке, то возникает дисбаланс, способный стать причиной психических и физиологических отклонений.
Всеми учеными признано, что при ликантропии преобладающей является черная желчь, и при ее излишке возникают различные расстройства психики, в том числе и депрессии, мании, безумие. Как известно, со временем меланхолией стали называть патологическое душевное состояние.
В различные времена описание ликантропии преподносилось не одинаково, например, в сочинении Аэция, написанном в начале шестого столетия. Сказано, что с наступлением февраля человек по ночам убегает из дома, бродит по кладбищу. Там воет, выкапывает из могил кости умерших, и затем ходит с ними по улицам, ужасая всех. Кто встретится на пути. У таких меланхолических личностей бледные лица, плохо видящие ввалившиеся глаза, пересохший язык. У них постоянно имеется необходимость сплевывать, также при ликантропии присутствует жажда, остро не хватает влаги.
Некоторые медики считали основой гуморальную теорию, объясняющую ликантропию. К тому же считалось, что дьявол ведет охоту за меланхоликами, при этом он способен исказить восприятие ими окружающей действительности.
Описания ликантропии, живые и яркие, были составлены историографом Гуларом, основой таких описаний были медицинские истории, взятые из трудов Доната, Аэция, Эгинеты, Бодэна, и других. Анализируя свои исследования, он сделал соответствующий вывод. Например, если мозг человека лишь «подпорчен», то он страдает меланхолией. Другие, воображающие себя оборотнями, являлись «ослабленными» людьми, пораженными сатаной.
Кроме того, Гулар упоминает о массовой ликантропии. Известен произошедший в Ливонии случай, когда людей избивали тысячами, их принуждали присоединиться к действиям ликантропов и их садо-махохистким развлечениям. Они преследовали своих мучителей и принимали участие в оргиях, при этом поведение было на животном уровне.
Пребывая в трансе страдающие ликантропией люди уверены, что тело стало другим, оно перевоплотилось. Далее, придя в себя, больные не сомневались, что они при помощи сатаны вышли из своих тел, чтобы вселиться в волков. После этого всегда следовали ликантропские демонические буйства. По словам больных, начало приступа было отмечено легким ознобом, который довольно быстро переходил в лихорадку. Состояние сопровождалось сильнейшей головной болью, наблюдалась сильная жажда.
Среди прочих признаков были отмечены трудности дыхания, сильная испарина. Руки становились длиннее, они опухали, кожа на конечностях и лице расплывалась, становилась грубее. Сильно искривлялись пальцы ног, их вид напоминал когти. Ликантропу было трудно носить обувь, он всячески от нее избавлялся.
Происходили изменения и в сознании ликантропа, он начинал страдать клаустрофобией, то есть, боялся закрытых помещений, поэтому старался покинуть дом и оказаться на улице. После этого возникали спазмы в желудке, появлялась тошнота. У человека-ликантропа ощущалось выраженное жжение в области грудной клетки.
При этом речь становилась невнятной, горло издавало гортанное бормотание. Эта фаза приступа характерна тем, что человек старался скинуть всю одежду, вставал на четвереньки. Кожа начинала темнеть, появлялась матовая шерсть. На лице и голове прорастала грубая шерсть, поэтому человек выглядел, как животное.
После таких перемен оборотень дико жаждал крови, и это желание было невозможно преодолеть, ликантроп бросался на поиски жертвы. Ладони и подошвы ног приобретали удивительную твердость, оборотень легко бегал по острым камням, и при этом абсолютно без вреда для себя.
Нападение производилось на первого же человека, которого удавалось встретить. Используя острые зубы, человек-волк прокусывал в области шеи артерию, выпивая кровь. После того, как жажда была удовлетворена, оборотень без сил засыпал на земле до утра, превращение в человека происходило на рассвете.
За всю историю существования этой таинственной болезни ликантропы нередко признавались в том, что использовали наркотики, натирали свои тела особыми мазями, способствующими превращению. Очевидно, в таких случаях у них наблюдалось расширение сознания, появлялось чувство, что они невероятно сильны, как физически, так и психически.
В реальной жизни человеку недоступны подобные ощущения. Термин ликантропия современные психиатры используют, чтобы обозначить форму бреда, когда больной считает себя животным. Психиатрическая практика знает немало примеров ликантропии, когда люди считают себя не только волками, но и кошками, медведями, и прочее.
Ликантропия встречается довольно редко в современном индустриальном обществе, поэтому врачам, занимающимся подобными случаями, приходится обращаться к старинной медицине, чтобы получить описания, прогнозы, и даже средства лечения. В настоящее время для лечения ликантропии из современных средств применяются психотерапевтические методики, гипноз, успокаивающие препараты.
Ликантропия (ориг. Lycanthropy) - это заболевание в игре The Elder Scrolls V: Skyrim, дающее персонажу способность обращаться в зверя.
Некоторые считают это даром, снизошедшим от самого Хирсина. Другие же считают ликантропию ужасным проклятием и пытаются излечиться от неё, чтобы душа не оказалась в Охотничьих Угодьях, плане этого Даэдрического Принца, куда попадают души оборотней после смерти.
Основными носителями этого проклятья в Скайриме является воинская гильдия Соратников, штаб-квартира которой, Йоррваскр, находится в городе Вайтран. В отличие от предыдущих игр серии, где оборотни не могли контролировать трансформацию в зверя, проклятье Соратников носит более мягкий характер, позволяя превращаться в любое время суток и где угодно. Для обретения нормальной формы вовсе не обязательно убивать кого-либо и утолять голод. Это стало возможным благодаря тому, что один из Предвестников, Террфиг, заключил договор с гленморильским ковеном, служительницами Хирсина. Таким образом, можно согласиться с Эйлой Охотницей и Скьором, которые считают ликантропию скорее даром, нежели проклятием. Все остальные вервольфы Скайрима, такие, как Синдинг, являются классическими ликантропами и не контролируют свои превращения.
Форма зверя
Способность «Превращение в зверя» главный герой может получить в качестве своеобразной награды, когда докажет, что он достоин стать членом Круга Соратников. Эту способность можно использовать один раз в сутки. После трансформации в зверя камера автоматически переходит в режим от третьего лица. Длительность трансформации составляет 2,5 минуты реального времени, но поедание трупов других персонажей продлевает время пребывания в этом режиме на 30 секунд за каждый труп. В дополнении Dawnguard появляется возможность питаться трупами и других существ, после приобретения соответствующей способности.
В форме зверя с персонажем происходят следующие изменения:
Здоровье увеличивается на 50 единиц, а запас сил - на 100.
Грузоподъёмность возрастает до 1500 единиц.
Базовый урон от когтей вервольфа составляет 20 единиц (на уровнях 1–10) и увеличивается на 5 единиц каждые четыре уровня, начиная с 11 по 45. Таким образом, максимум составляет 70 единиц на 45 уровне.
Все расовые таланты на время превращения отключаются, но эффекты некоторых способностей и заклинаний продолжают действовать. К таким относятся: Знак Лорда, благословение Мары, способность «Сопротивление магии» навыка «Изменение», а также эффекты таких длительных заклинаний, как «Каменная плоть» или «Морозный плащ», которые продолжат действовать в форме зверя.
Преимущества
Силовые атаки оборотня сбивают с ног и отбрасывают в сторону любую жертву, за исключением самых крупных, вроде мамонтов и драконов. По этой причине, бой один на один с большинством противников не представляет для оборотня особых сложностей.
Спринт вервольфа быстрее и гораздо дольше лошадиного галопа, что может оказаться полезным.
Оборотня нельзя оглушить ударом оружия или щита.
Штрафы за любые преступления, совершённые в форме зверя, не засчитываются, если не было свидетелей трансформации. Если превращение было замечено, то на персонажа игрока моментально налагается штраф в 1000 септимов, который, впрочем, можно снять избавившись от свидетелей. Данная особенность может оказаться очень полезной при выполнении некоторых квестов Тёмного Братства и Гильдии воров.
Волки принимают оборотня в форме зверя за союзника и могут помочь в бою.
Если Довакин находится в форме зверя, то вервольфы-дикари не будут атаковать его и его спутника.
Оборотень имеет 100% сопротивление болезням, даже к вампиризму. Поэтому, пока персонаж болен ликантропией, стать вампиром не получится.
Недостатки
Самым большим недостатком является то, что здоровье в форме зверя не регенерирует. Единственный способ его восстановления - пожирание трупов других персонажей, что восполняет 50 единиц здоровья. Но, как было сказано выше, с выходом дополнения Dawnguard появилась возможность обретения способности пожирания трупов и других существ. Кроме того, если установлено дополнение Dragonborn, то на Солстхейме, на Утёсе Морозной Луны, можно купить Кольцо Охоты у Майни, одного из местных охотников, которые оказываются оборотнями. Благодаря чарам, наложенным на это кольцо, здоровье в форме зверя будет восстанавливаться.
В форме зверя невозможно красться, поднимать предметы, пользоваться картой, открывать двери с замками и использовать заклинания, таланты и Крики, открывать меню характеристик и инвентарь.
Заражённый ликантропией персонаж не получает бонус от отдыха после сна.
Большинство персонажей, за исключением текущего компаньона, хускарлов, членов Круга, Гильдии воров и Тёмного Братства, будут пытаться убить вервольфа или спасаться бегством.
Показатель брони в форме зверя составляет 0 единиц.
До версии 1.3.10 показатель брони в форме зверя зависел от уровня развития навыка «Лёгкая броня» и его способности «Ловкость в обороне».
Всё экипированное снаряжение снимается и помещается в инвентарь. После возврата в нормальную форму приходится всё экипировать обратно.
Нет возможности совершить обратную трансформацию до истечения времени действия превращения в зверя. Для того, чтобы персонаж принял нормальный облик, единственным способом является быстрое ожидание в течение 1–2 часов.
Атаки вервольфа
Вервольф может пользоваться обеими лапами для быстрого нанесения множества простых ударов: кнопки атаки и блока поочерёдно. Также при использовании определённых комбинаций клавиш доступны особые силовые атаки:
1.Удерживать кнопку атаки или блока
- серия из трёх ударов обеими лапами попеременно, начиная с той, для которой была зажата клавиша.
2.Одновременно удерживать кнопки атаки и блока
- быстрая силовая атака.
3.Удерживать клавишу движения и кнопку атаки или блока
- сильный удар левой или правой лапой (отличия только в анимации) с отбрасыванием жертвы на довольно большое расстояние, после чего она долго не может встать.
4.Удерживать кнопку атаки или блока во время спринта
- самая мощная атака, представляющая собой прыжок вперёд с опрокидыванием противника, попавшего под удар. На уровне 46 и при полностью развитой способности «Звериная сила» с помощью этой атаки можно нанести 960 единиц урона, что достаточно для мгновенного убийства любого существа, кроме самых сильных. Однако попасть этой атакой в цель очень непросто, так как в спринте вервольф очень медленно меняет направление движения.
Оборотень обладает особыми добивающими движениями: он набрасывается на противника и разрывает его когтями и зубами или поднимает над землёй и откусывает голову. Однако после этого на шее останется ровный срез, словно голову отрезали мечом или отрубили топором. Во время анимации добивания другие противники могут двигаться и атаковать вервольфа, но сам оборотень при этом неуязвим до конца сценки.
Артефакты Хирсина
- Кольцо Хирсина позволяет вервольфу дополнительно менять форму один раз в сутки.
- Проклятое кольцо Хирсина заставляет даже здоровых людей, меров и зверолюдей спонтанно превращаться в зверя.
Как стать оборотнем
В Вайтране есть Соратники
, думаю найти вы их сможете без проблем, вступаем в их ряды, и выполняем за них квесты, и когда вас попросят спустится в нижнюю кузницу
(после выполнения очередного квеста), это будет означать, что настал тот момент, когда вы наконец станете оборотнем.
Исцеление
Исцеление от ликантропии при помощи особой церемонии очищения станет доступно в финале сюжетной линии Соратников. Церемония заключается в сжигании головы одной из ведьм гленморильского ковена в огне жертвенника в глубинах гробницы Исграмора. После этого появляется волчий дух того, над кем проводится ритуал очищения. С призрачным волком нужно сразиться и одержать верх. С этого момента душа считается очищенной и смертный более никогда не станет ликантропом.
Для того, чтобы Довакин мог очистить свою душу, придётся сначала помочь с этой проблемой другим членам Круга, желающим избавиться от проклятия, а именно братьям Вилкасу и Фаркасу.
Если установлено дополнение Dawnguard, то персонаж может быть повторно заражён ликантропией. В этом поможет Эйла Охотница. Однако это можно сделать лишь один раз - после повторного исцеления возможности снова заразиться больше не будет.
Примечание : перезапустить миниквест Эйлы можно с помощью консольной команды resetquest XX00F899 . Это даст возможность снова заразиться ликантропией.
Альтернативой церемонии очищения может стать принятие дара лорда-вампира от Харкона, после чего душа попадает под действие проклятья вампиризма. Проклятье ликантропии при этом снимается.
Баги
- Если кольцо Хирсина снять после использования дополнительного превращения и надеть его вновь, то трансформация будет снова доступна. Это даёт возможность неограниченного количества смены формы в сутки.
- Бывает обратный баг, при котором во время трансформации в зверя первым учитывается эффект кольца Хирсина. А так как после обратной трансформации оно оказывается в инвентаре, то сменить форму получится лишь раз в сутки.
- Используя баг, можно совершить быстрое путешествие, когда персонаж находится в форме зверя.
- Бывает так, что персонаж застревает в форме зверя - эффект не прекращается с течением времени.
- Решение : подождать длительное время (около семи часов). Через несколько секунд после быстрого ожидания нормальная форма должна восстановиться.
- Волчий дух может так и не появиться в процессе церемонии очищения, что не позволит исцелиться от ликантропии.
- В игровой статистике может продолжиться отсчёт дней в виде вервольфа, даже если персонаж уже исцелён. Также другие персонажи будут относиться к нему, как к вервольфу, говоря о волчьей ухмылке и торчащем из ушей мехе. При этом все эффекты ликантропии исчезнут, как и положено.
- Решение : использовать консольную команду Set PlayerIsWerewolf to 0 . После этого статистика станет работать, как положено, однако стражники всё ещё могут подозревать в персонаже оборотня.
- Иногда после повторного заражения ликантропией, стража и некоторые другие персонажи будут игнорировать Довакина в форме зверя. Это может привести к таким неожиданным последствиям, как нападение стражников на мирных жителей, которые будут атаковать вервольфа. Стражники будут стремится защитить персонажа игрока, убивая нападающих.
- Решение : использовать консольную команду Set PlayerIsWerewolf to 1 .
- Если трансформация в зверя была проведена в воде, то экипированное одноручное оружие может остаться в лапах вервольфа. При этом сохраняется урон от оружия и эффекты чар, наложенных на него.
- Иногда даже в случае трансформации на суше экипированное одноручное оружие остаётся в руках персонажа, однако в этом случае на урон оно не влияет.
- Если в момент превращения был экипирован факел или одноручное оружие с эффектом урона огнём, то у вервольфа может гореть хвост. Урона персонажу это не наносит.
- В старых версиях игры (вплоть до 1.3 включительно) возможен баг, когда кольца и ожерелья остаются на персонаже после обратной трансформации, но эффекты чар, наложенных на них перестают действовать.
- Решение : снять украшения и снова экипировать их на персонажа.
- В старых версиях игры (вплоть до 1.6 включительно) возможен баг, при использовании которого после очищения можно сохранить все бонусы ликантропии и избавиться от некоторых минусов, таких, как неполучение бонуса отдыха от сна. Для этого нужно, чтобы во время церемонии очищения на персонаже было экипировано кольцо Хирсина. По окончании изгнания волчьего духа кольцо необходимо снять, при этом дополнительная трансформация от него останется.
- Иногда после нескольких попыток сна бонус отдыха может быть получен.
- Бывает так, что эффект 100 % сопротивления болезням перестаёт действовать, если персонаж перегружен в форме зверя. В таких случаях он может заразиться какой-нибудь простой болезнью вроде каменной подагры. Для исцеления, как обычно, можно помолиться у алтаря одного из божеств или принять зелье исцеления болезней.
- Если раса персонажа была изменена при помощи консольных команд, то после обратной трансформации она изменится на изначальную.
- Иногда анимация добивания противника не начинается в течение 1–3 секунд, при этом персонаж обездвижен.
- Если игра не выключалась в течение длительного времени, текстуры кожи вервольфа на участках лишённых шерсти могут приобрести блеск.
- Решение : перезагрузить игру.
- Если в процессе пожирания трупа нажать клавишу использования Крика / таланта, то анимация процесса пожирания прервётся, что может оказаться полезным в бою.
Обширные леса и покрытые льдом земли Скайрима таят множество охраняемых секретов: возможно, один из самых явных из них - это тайная группа оборотней, которая более известна под названием “Соратники”. Присоединившись к этой группе, вы сможете превращаться в огромного зверя ночи, но и у этой силы есть свои недостатки, и, возможно, вы решите, что лучше будет вернуться к своему первоначальному состоянию. Есть только два способа вылечить ликантропию: первый станет доступен, если следовать по сюжетной линии Соратников, а второй заключается в том, чтобы стать стать вампиром-лордом.
Шаги
Как вылечить ликантропию, следуя по сюжетной линии Соратников
- Они поделятся с вами, что хотели бы сделать тот же выбор, что и Кодлак, и излечиться от ликантропии. Предложите свою помощь.
- Radiant-квесты можно взять у Вилкаса или Фаркаса, когда ваш персонаж просит Соратников дать ему работу; большинство из них можно повторять несколько раз, чтобы накопить деньги. Однако, завершив финальный квест основной сюжетной линии Соратников, вы сможете получить квест “Очищение”.
-
Добудьте голову гленморильской ведьмы. Если в вашем инвентаре уже есть голова гленморильской ведьмы после предыдущих квестов, братья направят вас к гробнице Исграмора (сразу переходите к следующему шагу); в противном случае они предложат вам помощь в убийстве ведьм.
- Переместитесь в гленморильский ковен. После завершения квеста “Кровь и честь” это место должно быть доступно на карте мира. Гленморильский ковен находится к северо-западу от Фолкрита.
- Войдите в ковен и вы увидите гленморильских ведьм. Убейте ведьм и обыщите их тела, чтобы собрать как минимум две головы (одна для квестодателя, а вторая для вас).
-
Направляйтесь к гробнице Исграмора. Идите к гробнице Исграмора с квестодателем. Вы можете воспользоваться быстрым перемещением или следовать за активным маркером квеста на своем компасе. Гробница Исграмора находится в дальнем северном регионе Скайрима; ближайшее крупное к гробнице владение - это Винтерхолд (иконка владения на карте выглядит как корона с тремя зубцами на щите).
- Чтобы добраться к гробнице Исграмора от Винтерхолда, направляйтесь на север и переправьтесь через открытую воду. Гробница находится как раз на берегу небольшого острова.
- Идти до гробницы Исграмора от Вайтрана намного дольше. Гробница находится к северо-востоку от Вайтрана. После того как покинете город, пройдите вдоль городских стен на север и продолжайте двигаться в этом же направлении. На пути вы пройдете много гор, но не останавливайтесь, пока не достигнете Данстара. После Данстара направляйтесь на северо-восток и пересеките открытую воду, чтобы добраться до берега острова, где находится гробница.
-
Войдите в гробницу. Откройте двери гробницы и спуститесь по каменным ступеням. Направляйтесь строго мимо факелов, пока не дойдете до деревянной спиральной лестницы, которая спускается еще ниже в гробницу.
- Спуститесь по лестнице, которая приведет вас в большую комнату с синим пламенем (оно называется “Пламя Предвестника”), которое горит в центре.
-
Активируйте Пламя. Подойдите к Пламени Предвестника и активируйте его соответствующей кнопкой на экране.
-
Убейте призрака волка. После активации пламени из алтаря выйдет призрачный волк и начнет вас атаковать. Убейте призрака, чтобы избавить вашего квестодателя от ликантропии.
- Призрак ведет себя так же, как и волки, которых можно встретить в скайриме; просто держите его на расстоянии, кастуя файерболы или стреляя в него из лука, и вы запросто избавитесь от призрака.
- Этого волка нельзя назвать особенно грозным врагом. Самая коварная его черта - скорость, поэтому его и нужно держать на расстоянии. Если же вы предпочитаете ближний бой, тяжеловесы быстро убьют волка несколькими ударами боевого молота.
-
Поговорите с квестодателем (Фаркас или Вилкас). После того, как волк будет повержен, вы должны будете поговорить с квестодателем. Он спросит, все ли закончено, и скажет, что теперь чувствует себя настоящим воином.
- После того, как вы поговорите со своим квестодателем, radiant-квест “Очищение” будет завершен.
-
Излечитесь сами от ликантропии. Подойдите к пламени и снова активируйте его, нажав на кнопку, которая появится на экране. Появится окно с вопросом: “Бросить голову ведьмы в огонь, чтобы навсегда излечиться от ликантропии?” Выберите “да” (имейте в виду, что отменить решение будет нельзя).
- Из пламени появится еще один призрак волка, которого вы должны уничтожить, чтобы излечиться самим. Для убийства волка используйте те же приемы, что и в предыдущий раз.
- Как только вы победите волка, вы излечитесь от ликантропии.
Как излечится от ликантропии, следуя сюжетной линии “Стража Рассвета”
-
Загрузите дополнение “Стража Рассвета”. Если вы не излечились от ликантропии в гробнице Исграмора, то благодаря дополнению “Стража Рассвета” (которое можно купить в Steam, или купив игру “Скайрим” со всеми дополнениями в магазине компьютерных игр) у вас появится целых три варианта, как избавиться от проклятья крови Зверя.
- Сюжет дополнения основан на противостоянии между вампирами и охотниками на них, а вам придется выбрать сторону, на которой будете сражаться в этой войне. Если вы примете сторону вампиров, вы станете вампиром-лордом - более сильной версией обычного вампира, с которым вы можете столкнуться в игре.
- Если вы станете вампиром-лордом, то излечитесь от ликантропии, поскольку невозможно быть одновременно и вампиром, и оборотнем.
-
Примите дар лорда Харкона. В первый раз вы получите возможность стать вампиром-лордом во время квеста “Линия крови”, одного из начальных квестов дополнения “Стража Рассвета”.
- После завершения квеста “Пробуждение” Серана попросит вас сопроводить ее в замок Волкихар, дом первых вампиров Скайрима. Вы можете добраться до замка на лодке: либо наймите паромщика, чтобы он вас отвез, либо переправьтесь через Причал Ледяных Вод (небольшой док возле Северной сторожевой крепости). Сев на лодку, вы доберетесь до замка.
- Поднимитесь по холму к каменному мосту, который ведет к призрачному замку. Вампиры будут вас ждать, но они дадут вам пройти, узнав Серану.
- Войдите в замок, чтобы найти отца Сераны. Как только Серана встретит отца, он подойдет к вам и поставит ультиматум: вы продолжаете работать со Стражей Рассвета, и в вам будет запрещено посещать замок, либо присоединяетесь к вампирам Волкихара, став вампиром-лордом.
- Согласитесь стать вампиром-лордом, и лорд Харкон объяснит вам, что это очистит вас от ликантропии (примите к сведению, что, став вампиром-лордом, вы станете врагом Стражи Рассвета, которые будут время от времени посылать к вам головорезов).
-
Дайте Серане обратить вас в лорда-вампира. Если вы не примете дар вампиризма от лорда Харкона, позже у вас будет другой шанс - во время квеста “В погоне за прошлым”, который является шестым квестом сюжетной линии Стражи Рассвета. Во время этого квеста вы с Сераной должны отправиться в Каирн Душ, мрачный альтернативный план реальности, где потерянные души обречены скитаться.
- Каирн Душ находится в секретной части Замка Волкихар, в которую вас проведет Серана. Живой человек не может войти в Каирн Душ, поэтому Серана сама предложит превратить вас в лорда-вампира.
- Выберите вариант ответа “Преврати меня в вампира”, Серана укусит вас, и вы упадете без сознания. Некоторое время спустя, вы очнетесь уже как вампир-лорд и, следовательно, излечитесь от ликантропии.
- Если вы откажетесь, ваша душа временно будет заключена в камне душ, что сильно подорвет ваше здоровье, выносливость и магию, пока вы будете в Каирне Душ.
Активируйте квест “Очищение”. Завершив radiant-квест “Последний долг”, поговорите о работе либо с Фаркасом, либо с Вилкасом (обоих вы сможете найти в покоях, которые находятся на подвальном этаже Йоррваскра. Они будут немного не в духе. Проявите сочувствие и спросите, что их беспокоит.
Сознанием человека владеет с самых древних времен идея превращения в животное. И только в наши дни случаи такого явления были логически объяснены. При некоторых психических заболеваниях, например, при шизофрении, больному кажется, что он превращается в животное. Он убежден, что перевоплощается в кошку, лягушку, медведя, лису, но самое популярное животное - волк. Именно превращение в волка и объясняет, что такое ликантропия. С греческого языка слово «ликантропия» переводится как «человек-волк».
Описание этого «мифического» явления содержат самые древние тексты. В седьмом столетии об этом состоянии писал Огинета Павел - греческий врач, который считал, что самым действенным способом, помогающим излечиться от ликантропии, является кровопускание.
Такой метод лечения объяснялся распространением теории, согласно которой в организме человека преобладает какой-то один из четырех жидких элементов: кровь, слизь, обычная или черная желчь. Каждый элемент связан с определенной чертой характера. Идеальное равноценное наличие этих жидкостей говорит о физическом и душевном здоровье человека. Если одна из них находится в организме в избытке, возникает дисбаланс, который становится причиной физиологических и психических отклонений. При ликантропии преобладает именно при ее избытке развиваются мании, различные расстройства психики, депрессии, безумие, галлюцинации.
Ликантропия в легендах и истории
Первые упоминания о том, что такое ликантропия, зарегистрированы еще в легендах Древней Греции.
Согласно одной из версий, заболевание получило название от имени героя древнегреческой легенды - царя Ликаона. Он в качестве шутки решил накормить Зевса человечиной, мясом убитого им же собственного сына. В наказание за такое злодеяние Зевс превратил его в волка и обрек на вечные скитания вместе со стаей зверей.
История о Ликаоне - это первое сказание, в котором письменно упоминается оборотень. Но следует заметить, что в Древнем Риме и Греции отношение к волкам было благосклонным и уважительным, их считали справедливыми и мудрыми животными. А в Древнем Риме существовал даже культ волков - именно волчица выкормила молоком основателей города Рема и Ромула. И в настоящее время образ Капитолийской волчицы в Италии является эталоном материнства.
Древние легенды описывают как полное, так и частичное превращение человека в зверя - минотавры, кентавры, сирены.
В скандинавской мифологии волки сыграли тоже весомую роль - верховного бога Одина сопровождали два волка, Джерри и Фрекки. Разрушительная сила волка воплотилась в Фенрире (гигантский волк, которого сковали и упрятали в подземелье до наступления конца света, когда он освободится от оков и примет участие в битве богов, которая и разрушит мир).
В легендах разных стран оборотнями становились разные животные, в зависимости от фауны местности. В Западной Европе большая часть сказаний сложена об оборотнях-волках, в Центральной и Восточной Европе - о медведях, в Японии - о лисах, в Африканских странах - об обезьянах или гиенах.
Во времена Средневековья волкам приписывали всевозможные грехи, это животное стало образом зла и демонизма. Начались инквизиции, и как в случаях с ведьмами, ликантропия носила только обвинительный характер. По обвинениям в оборотничестве в Средние века были замучены и казнены десятки тысяч человек. Большинство таких обвинений были результатом сведения личных счетов между людьми и к реальным больным никакого отношения не имели. Под пытками люди соглашались и давали показания. Были, конечно, случаи, когда в руки инквизиторов попадали реальные больные ликантропией, но они были редкими и только подогревали пыл палачей.
После окончания рассвета инквизиции отношение к оборотничеству стало более ровным, начались попытки изучения этого явления. В 18-19 веках уже велись исследования природы этого заболевания. К этому же времени относятся и первые описанные реальные случаи болезни ликантропии.
Суть заболевания
Итак, что такое ликантропия? Это заболевание в психиатрии. Оно пришло из Средневековья, когда его связывали с мистицизмом. В настоящее время заболевание имеет клинические признаки, симптомы и методы лечения.
Поэтому в наши дни на вопрос, что такое ликантропия, может ответить любой психиатр или психотерапевт. Это расстройство психики, при котором нарушается самовосприятие и поведение, при котором человек себя чувствует животным и проявляет свойственные ему повадки. Его невозможно переубедить.
Причины болезни
С медицинской точки зрения причиной развития ликантропии является нарушение работы некоторых участков головного мозга, которые отвечают за ощущения и движения. То есть это психическое нарушение, но к психологии оно имеет опосредованное отношение: это заболевание не связано с временным дисбалансом на почве заниженной самооценки или стресса. В комплексе больные ликантропией имеют параноидальный бред, биполярное расстройство личности, острый психоз, эпилепсию.
Как заразиться ликантропией? Еще в древних письменах утверждалось, что возможна наследственная передача болезни. Что заболеть ею можно по наследству, было доказано после выяснения причины недуга - психические заболевания, например, шизофрения.
Симптомы заболевания
В настоящее время в медицине ликантропия считается синдромом, который возникает при нескольких психических болезнях. Диагноз «Клиническая ликантропия» ставится при наличии следующих симптомов:
- Параноидальный бред о превращении - больной утверждает, что он превращается в животное, указывает в кого конкретно, утверждает, что видит в зеркале не свое лицо, а морду зверя. Часто он сопровождает рассказ деталями превращения, описывает ощущения.
- Поведение человека полностью копирует повадки животного, в которого он «превращается». Больные воют, лают, передвигаются на четвереньках, царапаются, снимают с себя одежду, спят на земле, питаются только той пищей, которой, по их мнению, питается зверь.
У больного проявляются признаки, напоминающие шизофрению:
- навязчивые мысли;
- активность в ночное время, хроническая бессонница;
- желание рассказать о своей тайне всему миру.
Особенности поведения
Люди, страдающие ликантропией, пребывая в трансе, уверены, что их тело стало другим. При этом, когда они приходят в себя, они помнят детально свое перевоплощение. Они описывают, что перед началом приступа испытывают легкий озноб, который постепенно переходит в лихорадку. Состояние сопровождается жуткой головной болью и жаждой.
Также во время приступа отмечается затрудненное дыхание, сильное потоотделение. Руки, как утверждают больные, удлиняются, кожа опухает и становится грубее. Пальцы ног сильно искривляются и напоминают когти. Ликантропу во время приступа трудно носить обувь и одежду, поэтому он от нее избавляется.
Происходят изменения и в сознании больного человека, он начинает страдать от клаустрофобии, он старается покинуть дом, комнату. После этого возникают спазмы в желудке, появляется тошнота и жжение в районе грудной клетки.
Речь больного во время приступа становится невнятной, появляется гортанное бормотание. После чего, как описывают больные, появляется на лице и голове грубая шерсть, и он начинает выглядеть как животное.
Как только происходит метаморфоза, оборотень жаждет крови, это желание он не может преодолеть и бросается на поиски жертвы. Нападает он на первого попавшегося человека, после чего ложится спать, а утром, обратно превращается в человека.
Секреты ликантропии
За всю историю существования этой болезни больные признавались в том, что использовали наркотики, натирались особыми мазями. В таких случаях у них происходило расширение сознания, появлялось чувство, что они неимоверно сильны, как психически, так и физически. Они испытывают галлюцинации, которые запоминают и считают реальностью.
Но если человек убежден, что он оборотень, без приема галюциногенов, психиатры ставят диагноз «Клиническая ликантропия».
Распространенность явления
Несмотря на широкую известность термина и частое упоминание его в СМИ, большая часть которых опирается на исторические, «эзотерические», мифологические исследования, медицинских исследований, с учетом симптомов, методов лечения - очень мало.
За последние десятилетия в литературе встречается описание нескольких случаев. Первый зарегистрирован у молодого солдата, который длительное время принимал наркотики, после использования которых он видел, что превращается в волка. Ему был поставлен диагноз - шизофрения, после лечения его состояние улучшилось, но затем идеи одержимости возвратились, он исчез, и медики этого больного дальше не исследовали.
Второй случай - мужчина средних лет, у которого прогрессировало снижение интеллекта, постепенно появлялись такие симптомы: склонность спать на земле, есть сырое мясо, выть на луну, передвигаться на четвереньках. Его исследовали и выявили дегенерацию коры головного мозга. Благодаря медикаментозному лечению обострений у него не отмечалось, но полностью его излечить не удалось.
Медицина уделяет мало внимания данному заболеванию, которое считается одним из вариантов галлюцинаторного и бредового состояния. Еще одной причиной слабой изученности явления является редкость ее проявления.
Гипертрихоз и ликантропия
Возможная причина распространения сказаний про оборотней - заболевание, которое называется гипертрихоз - повышенное кожное оволосенение, при котором волосы густо покрывают тело и лицо, и больной человек начинает напоминать животное. Это заболевание носит наследственный характер. Описано множество случаев. Особенно часто встречается у народов, у которых были приняты близкородственные браки (для проявления дефектов генов необходимо их повторное появление в нескольких поколениях). Врачи до сих пор затрудняются ответить на вопрос, как излечиться от ликантропии и гипертрихоза. Они черпают знания о симптоматике, проявлениях, причинах этих заболеваний из медицинских источников прошлых времен, а связь ликантропии и гипертрихоза до сих пор еще вообще изучена мало.
Как вылечить ликантропию?
Это заболевание не всегда излечивается. Шизофрения корректируется антипсихотиками и нейролептиками, но этот метод излечения от ликантропии приводит к стиханию проявлений, но существует высокий риск рецидива заболевания, при котором все симптомы возвращаются.
Последствия приема наркотиков, галлюциногенов лечатся плохо. Максимум, чего можно добиться, - снижение приступов агрессии и угрозы для окружающих.
Вылечиться от ликантропии, если наблюдается биполярное расстройство и депрессия, можно с помощью транквилизаторов, но также остается высокая вероятность того, что некоторые симптомы сохранятся.
Специального лекарства от ликантропии нет. Ее симптомы лечатся антидепрессантами, препаратами от бессонницы, беседами с психиатром. Заболевание можно стабилизировать, но излечить его полностью невозможно.
Миф или реальность
Споры о том, существует ли болезнь ликантропия, регулярно ведутся в медицинской среде. Отношение к ней, как к порфирии - болезнь вампиров, которая возникает из-за генетических нарушений, вызванных родственными браками. При этом заболевании нарушается выработка гемоглобина, что приводит к разрушению кожных покровов под воздействием солнечного света.
Порфирия и ликантропия раньше считались мифическими явлениями. Однако с развитием медицинских знаний стали считать, что ликантропия - это нарушение психики человека. Признали ее заболеванием только в 1850 году, с этого момента было зафиксировано 56 случаев.
Ликантропия: реальные случаи в наше время
Самым изученным и известным остается синдром оборотня испанского серийного убийцы Бланко Мануэля, которого отправили на принудительное лечение в 1852 году. Ему удалось добиться от суда признания того, что часть преступлений совершил волк, в которого он превращался. Он доказывал свою правоту, демонстрируя воображаемые клыки, питаясь только сырым мясом.
Проявлением ликантропии в реальном времени является семья Асиево (более 30 человек), которая проживает в Мексике. Они страдают от генетической болезни, которая передается по наследству и проявляется в сильном изменении человеческого внешнего облика. Поверхность тела у них покрыта густой шерстью, даже у женщин. Изменена осанка, мимика, жесты.
Как утверждают ученые, эта болезнь вызвана генетической мутацией. Уже много сотен лет они заключают только внутриродовые браки. Сейчас они проживают на севере Мексики в горном городе Закатекас. Местные жители и соседи относятся к ним очень враждебно. В настоящее время ведутся медицинские исследования этой болезни, врачи надеются изолировать ген ликантропии и подарить потомкам этого семейства полноценную жизнь.