Что такое месть? Как это чувство влияет на нашу жизнь. Что же такое мстительность

Месть – не простая тема, не правда ли? По сути, такая же не простая, как и тема . Эти два не приятных понятия (явления) напрямую друг с другом взаимосвязаны. Ведь Месть, практически всегда является следствием обиды. Если вспомнить одно из определений обиды, оно звучит так – “ а – это негласное обязательство отомстить”. И почти всегда, если человек не справляется со своей обидой, он осознанно или автоматически реализует её через месть.

Месть бывает разной, от безобидных шалостей, кнопку подложить, информацию исказить, др., до вендетты, когда в результате не прощённой обиды между двумя горделивыми дураками и на неконтролируемым желанием мстить, развязываются воины и гибнут тысячи невинных людей. Месть, как и обида – плохой советчик, не мудрец и не друг. Месть – это разрушитель, причём не редко очень быстрый и безжалостный, как чёрный торнадо, уничтожающий всё живое на своём пути. То, что люди строя взаимоотношения могли кропотливо создавать десятилетия – дружбу, уважение, поддержку и взаимопомощь, великие дела, т.д., месть на пару с обидой, могут уничтожить почти мгновенно.

Что такое месть – определение и эзотерическая трактовка

Месть – слабо управляемое желание чрезмерного наказания другому. Месть – это эмоциональная программа реализации обиды. Ошибка – в нарушении законов справедливости: мера наказания не должна превышать нанесённую обиду и если человек раскаялся, то чаще всего на первый раз его следует простить.

Месть, как и обида заменяется на Адекватность (справедливое наказание, по Закону, прежде всего по высшему Закону).

Другими словами, если вы спросите меня – можно ли мстить? Я скажу вам – конечно нет! Но, если вы зададите вопрос – нужно ли наказать того, кто не прав и совершил зло? Я отвечу – конечно нужно! Потому что никогда , не должно оставаться без ответа, а человек его совершивший – безнаказанным.

Отличия между местью и наказанием следующие. Программа мести – эгоистичное негативное желание причинить ответное зло другому человеку, по мотивам обиды, которая сама по себе уже является злом. Месть ничем не соразмерена, на сколько негативных эмоций хватит у человека (заряда), столько он и будет мстить.

Программа адекватного Наказания – это восстановление Справедливости, его мотив (в идеале должен быть) – воспитательное действие по отношению к человеку совершившего зло (чтобы он понял, что за зло всегда нужно будет отвечать ответной болью и сделал правильные выводы) и пресечение самого зла, как общественного явления (не игнорировать и не способствовать). То есть в данном случае мотив наказывающего – позитивный и благородный – отучить от Зла.

Как справиться с желанием мстить?

1. Для того, чтобы справиться с желанием отомстить – нужно прежде всего победить движущую вами Обиду. Как справиться с обидой – читать . Что такое обида – смотрите . Если вы уберёте обиду – месть будет погашена и вы сможете думать головой и рассуждать адекватно.

2. А когда вы адекватны и эмоции не бьют в голову, вы сможете взвесить все варианты и принять решение – как ответить на причинённое зло: простить и передать ситуацию на Суд Божий или продумать адекватное наказание, и ответить достойно и сильно, чтобы урок был, как для конкретного человека (обидчика), так и для других (свидетелей).

Собственно, это все рекомендации, хотя нет, есть ещё одно очень важное, я его всегда помню и всегда следую ему. Его суть в следующем – никогда не принимать ответственных решений в своей жизни в негативном эмоциональном состоянии. Ничего хорошего и здравого, в этот момент не может прийти к вам в голову. Ответственные решения принимать всегда только в наилучшем и наивысшем расположении духа и состоянии покоя. Если вас колбасит, или вы в негативе – отложите все важные решения до лучших времён. Это спасёт вас от роковых и неисправимых ошибок, о которые совершившие их, как правило сожалеют всю свою жизнь.

Успехов Вам и позитивной волны, и пусть адский огонь мести и разъедающая кислота обиды никогда не коснётся Вашего сердца, и Вашей жизни!

Осуществляемое по принципу «Око за око, зуб за зуб». При родовом строе М. являлась способом общественного воздаяния, осуществлявшегося в соответствии с примитивной формой понимания справедливости. «Безопасность индивида зависела от его рода; узы родства являлись мощным элемен- том взаимной поддержки; нанести кому-либо обиду значило обидеть его род» (Архив Маркса и Энгельса, т. IX, с. 67). С возникновением государства функция воздаяния переходит к нему. Поэтому М. приобретает форму индивидуального действия, подменяющего общественное причиненного зла и понесение соответствующего наказания за него. Иногда она может быть направлена не только против причинителя зла, но и против его родных и близких (кровная М.). Уже христианская осуждает М., противопоставляя ей принцип непротивления злу насилием (Любовь, Смирение, Терпимость). Однако во всей истории об-ва, основанного на частной собственности, где каждый человек должен в основном сам отстаивать свои интересы перед др., М. остается неизбежным явлением во взаимоотношениях людей ( «удовлетворения» посредством дуэли в дворянской морали. денежная компенсация нанесенного «морального ущерба» в буржуазном об-ве). Коммунистическая исключает М. из принципов поведения личности. Социалистическое об-во берет на себя охрану интересов каждого человека, поэтому личная М. рассматривается как незаконное присвоение личностью моральных и правовых функций об-ва, считается правонарушением или нравственно недопустимым актом. И само об-во, осуществляя правовые санкции, руководствуется не М., а целью предупредить правонарушения в дальнейшем, перевоспитать преступника, когда это представляется возможным. В. И. Ленин считал М. недопустимой даже по отношению к классовым врагам-Необходимость революционного насилия диктуется не требованием М. за прошлое угнетение, а формами сопротивления контрреволюции. Наказание военных преступников не акт М. по отношению к побежденной стране, а ограждение человечества от повторения подобных преступлений в будущем.

Словарь по этике. - М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .

Синонимы :

Смотреть что такое "МЕСТЬ" в других словарях:

    месть - месть, и … Русский орфографический словарь

    месть - Месть … Словарь синонимов русского языка

    месть - месть/ … Морфемно-орфографический словарь

    месть - отплата за зло злом (1): Се бо Готьскыя красныя дѣвы... звоня Рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю. 25. Ирод же... Касию написа на Малиха, яко тои уби отьца моего. Касии же написа ему: Мьсти над отьцемь месть, яко можеши! … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    месть - Вендетта. См … Словарь синонимов

    МЕСТЬ - МЕСТЬ, мести, мн. нет. жен. Намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Жажда мести. Кровная месть. (см. кровный). || Желание отомстить. «И пишет боярин всю ночь напролет, перо его местию… … Толковый словарь Ушакова

    МЕСТЬ Толковый словарь Даля

    МЕСТЬ - муж. мсто ср., церк. у нем. виноделов в России: мост, виноградное сусло, свежий сок, выжатый, но еще не забродивший. II. МЕСТЬ см. местить. III. МЕСТЬ или мести; метнуть; метать или метывать что (метать, бросать, см. ниже): пахать сев. сгребать… … Толковый словарь Даля

    МЕСТЬ - муж. мсто ср., церк. у нем. виноделов в России: мост, виноградное сусло, свежий сок, выжатый, но еще не забродивший. II. МЕСТЬ см. местить. III. МЕСТЬ или мести; метнуть; метать или метывать что (метать, бросать, см. ниже): пахать сев. сгребать… … Толковый словарь Даля

    МЕСТЬ - Око за око, зуб за зуб. Левит, 24, 20 Первый товарообмен: око за око, зуб за зуб. Юрий Мезенко Око за око и скоро весь мир ослепнет. Граффити (Лондон) И за око выбьем мы два ока, а за зуб всю челюсть разобьем. Из песни позднего сталинизма Многие… … Сводная энциклопедия афоризмов

    месть - сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? мести, чему? мести, (вижу) что? месть, чем? местью, о чём? о мести 1. Месть это такое действие, когда вы намеренно причиняете зло тому, кто когда то обидел вас или сделал что либо плохое вам.… … Толковый словарь Дмитриева

Месть − это первоисточник злых деяний, толкающий на совершение таких ужасных поступков, как убийство. Это чувство часто посещает любовников, между которыми возник конфликт, или же людей с различными религиозными предпочтениями.

Чувство мести – это ощущение, которое наполняет человека вследствие появления обиды или ненависти.

Месть возникает в сознании человека после того, как его кто-либо обидел или унизил. Это уникальное явление, которое может переходить от одного человека к другому. Особенно часто такой процесс отмечается между людьми, проживающими в одной семье.

Ощущения, вызываемые местью, отнимают у человека добрые и светлые чувства – счастье, радость и оказывают воздействие, способное лишать рассудка и сознания. Чувство мести не стоит оправдывать, потому, как оно является непосредственной причиной появления зла и насилия.

Что такое месть (пример)

Элементарным примером проявления данного явления будет являться драка, причиной для которой могла послужить месть. В порыве страха противники использовали для обороны и нападения холодное оружие – ножи, после применения которых один из них скончался, а другой, после осознания случившегося бросился на землю для того чтобы просить прощения у человека, которого уже нет.

В этот момент убийца оправдывал себя тем, что он не смог рассчитать свои силы. В свою очередь супруга погибшего не смогла простить виновника происшествия, и у нее возникло чувство мести.

Она оказала определенное воздействие на своего сына, путем внушения отвращения ко всем родственникам обидчика. Сама этого не желая, мать воспитала ребенка, который вырос и стал убивать всех, кто каким-либо образом перешел ему дорогу. В голове женщины не укладывалось – почему так произошло, ведь она хотела только одного, чтобы сын отомстил за своего отца.

Данная ситуация является наглядным подтверждением того, что желание мстить возникает в сознании человека самопроизвольно.

Чувство мести внутри людей начинает возникать от непристойного поведения их во внешнем мире. У каждого в подсознании существует боязнь, которая проявляется при появлении данного ощущения. То есть если заменить его на любовь, то месть и все вытекающие из нее последствия можно избежать.

Лучше всего стремиться к созданию внутри себя энергетического поля, источником которого будет являться жизнь. В этом случае разум будет выступать в роли защитника от страха и боязней. Следует помнить, что при несправедливом отношении взрослых к детям, последние, вырастая, рискуют страдать от мести.

Наглядным примером такой ситуации может выступить обида ребенка на мать за то, что та не защитила его от издевательств отчима. Чувство мести не покидает его всю оставшуюся жизнь.

В современном мире в продаже имеется большое разнообразие книг, содержащих методики формирования различных жизненных ситуаций. Но как же понять, по какому принципу возникает потребность в том или ином желании? Насколько важно разбираться в этом вопросе?

  • Любому человеку свойственно иметь желания и мечты. Если они не могут быть осуществимы, возникает чувство внутреннего дискомфорта. Все это объясняется тем, что эти желания возникли вследствие проявления отрицательной энергии, которую несет за собой обида, ревность, ненависть.

Тяжкие заболевания, излечение которых невозможно, заставляют человека обращаться за помощью к Высшим силам. Люди часто внушают себе, что ее не существует, но когда серьезные проблемы затрагивают их, они начинают искать спасения именно у Бога.

Это своеобразный ответ тем, кто провинившись перед другими людьми, оправдывал себя верой, в то время как в душе у себя ее не имел.

, отмщение , отплата , расплата

ВЕЛИКОДУШИЕ мн. нет, ср. Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. Великодушие — -я; ср. Наличие высоких душевных качеств; щедрость души, благородство, снисходительность. Проявить в. В порыве великодушия.

Синонимы : бескорыстность , благородность , благородство , великосердие , величие души , возвышенность , нравственное величие , щедрость

Тезисы по направлению «Месть и великодушие»

Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.

Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.

Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.

Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.

Месть как чувство и действие.

Кровная месть как социально-историческое явление

Месть - это сила, которая руководит действиями человека обиженного, претерпевшего жестокость и несправедливость в свой адрес. В большинстве случаев поводом для мести служат трагические события в жизни. Проявления несправедливости могут быть самыми разными и ограничиваются лишь уровнем человеческого сознания. Желание отомстить во что бы то ни стало подчас закрадывается в сердце человека, не знакомого ранее с душевной злобой. Жизнь сама по себе сложна, и каждый борется за нее изо всех сил, нанося в этой борьбе ближнему порой самые жестокие обиды. И немногие находят в себе силы великодушно простить, желание ответить злом на зло оказывается сильнее. И возникает вопрос: почему человек, посвящает свою жизнь тому, чтобы «наказать» другого. Наверное, большинство просто находит в своей мести успокоение, которое иногда так тяжело обрести. Возмездие доставляет наслаждение именно за счет утоления своего гнева, душевной боли. Переступить через свою боль, прервать цепь зла и не наносить обид в ответ может только поистине великодушный человек. Что такое великодушие? Если прочитать определение этого слова в любом словаре, мы увидим, что это качество трактуется как положительное, присущее сильным и мудрым людям.

Великодушие - это способность думать не только о себе и ставить чужие интересы выше своих. Это качество характера, которое выражается в уступчивости, снисходительности и внимательном отношении к людям. Издавна все ценили и уважали великодушных людей как тех, у кого есть большое любящее сердце. Даже само это слово сложное, оно состоит из двух частей: "великая душа". Какого человека можно назвать великодушным? Великая душа у того, кого трогают проблемы других людей, кто сочувствует горю ближнего, кто способен быть благородным по отношению к своему обидчику. Великодушный человек не злопамятен, он умеет прощать и принимать несовершенство людей, умеет жертвовать своими интересами. Ребенок, который чувствует любовь родителей, видит их великодушные поступки, может стать таким в будущем. Быть великодушным очень сложно, и человек, который научится думать не только о себе, но и о других, получит любовь и уважение всех вокруг. Понятия «мести» и «великодушия» диаметрально противоположны, но зачастую в литературных произведениях они проявляются в поступках одного и того же героя.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» В романе «Евгений Онегин» Пушкин поднимает проблему мести и великодушия на примере поступков главного героя. Евгений Онегин решил отомстить своему приятелю Ленскому, уговорившему его приехать на бал в честь рождения Татьяны. Онегин не любил сборищ своих деревенских соседей и уступил уговорам приятеля только потому, что Ленский уверял: будут только свои. Отомстить товарищу Онегин решил через легкомысленную Ольгу. Влюблённый Ленский был взбешён, когда увидел свою невесту, танцующую с Онегиным. Он вызвал недавнего друга на дуэль. Тут Онегин мог бы проявить великодушие: поговорить с Ленским, объяснить причину своего поведения, но страх оказаться предметом насмешек не позволил ему этого сделать. Онегин принял вызов и убил друга.

А.С.Пушкин «Дубровский» В произведении «Дубровский» А.С.Пушкин задумывается над проблемой мести и великодушия на примере двух семейств: Троекуровых и Дубровских. Конфликт между отцами начался из-за глупой шутки одного из псарей Троекурова и закончился тем, что в отместку за гордость у Дубровского было отнято имение. Сын Дубровского решил мстить богатому соседу после смерти отца. Лишившись родного дома, Владимир вместе со своими людьми становится разбойником и грабителем. Только любовь к Маше Троекуровой заставило его отказаться от мести. Он великодушно исчезает из родных мест, оставив всё как есть.

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова» В «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов рассказал о жестоких нравах времён Ивана Грозного, когда власть опричников царя была безграничной, поэтому бесчинство слуг царя было обычным явлением. Купец Калашников в произведении Лермонтова решился отомстить Кирибеевичу за нанесённое его жене оскорбление. Эта месть оправдана, так как тесно связана с проявлением великодушия, в основе которого лежит стремление защитить свою семью от позора и поругания. Только царь такого же великодушия не проявляет, и казнь Калашникова становится местью за победу купца в честном бою с опричником Кирибеевичем. Народ же считает Калашникова своим героем.

Н.В.Гоголь «Страшная месть» В рассказе Гоголя речь идёт о природе человеческой мести - сюжет всего произведения связан с этим явлением. Колдун - последний потомок Петра, убившего брата и племянника, родился ужасно некрасивым, ему всегда казалось, что над ним смеются, в отместку он убивал людей, и на его совести множество злодеяний. Пётр, убил двух людей, а его потомок - бессчетное количество. Зло растёт и множится. Сам Петр страдает под землёй, растёт вместе со злом, которое творит его потомок, и испытывает жуткие страдания. Иван, так страшно отомстивший брату, тоже мучается, так как вынужден наблюдать последствия своей кары. А ведь всё началось с зависти брата к брату: если бы Петро не убил Ивана, ничего бы не произошло. Все бы жили и наслаждались бы жизнью, колдун родился бы нормальным человеком и не вызывал бы мертвецов из их могил, причиняя им жуткие страдания. Но не было в душах братьев великодушия, которое только одно и способно прощать ближним и радоваться их счастью и успеху.

В.А.Закруткин «Матерь человеческая» Гимном великодушию русской женщины можно назвать повесть В.А.Закруткина «Матерь человеческая». В этом произведении повествуется о женщине, у которой война отняла самое дорогое - любимых людей: мужа и сына. Зверства фашистов настолько бесчеловечны, что Мария, увидев немца, схватила вилы и готова была убить врага, чтобы отмстить за всё зло, которое ей причинили фашисты. Но слово «Мама» остановило её. Великодушие этой женщины настолько безгранично, что она находит в себе силы и к этому вояке отнестись по-матерински.

А. И. Куприн. «Поединок». Главному герою повести А. И. Куприна «Поединок» мечтательному и благородному Ромашову трудно ужиться в обществе пустых и равнодушных людей. Его тяготит служба в полку, он устал от отношений с авантюристкой Раисой. При очередной встрече Георгий ей сообщает, что хочет расстаться, но получает в ответ угрозы. Раиса решает скомпрометировать подпоручика перед лицом поручика Николаева, обвинив его в связи с Александрой Петровной, женой Владимира Ефимыча. Клевета приводит к дуэли соперников, в которой Ромашов погибает. Месть повлекла за собой трагическую развязку: убит невиновный человек, и вернуть его невозможно.

Л. Н. Толстой «Война и мир» В романе-эпопее Толстого главному герою, Андрею Болконскому, только пройдя сложный духовный путь, суждено было избавиться от эгоизма, который уничтожал великодушие в его сердце и порождал злость. Чувствуя себя униженным и оскорблённым после проступка Наташи Ростовой, Андрей отправляется на войну: единственное его желание - найти Анатоля Курагина и убить его. В борьбе чувств победу одерживает патриотизм: князь Андрей отказывается от службы в штабе Кутузова и становится командиром полка. Он сумел стать справедливым наставником и даже другом для своих подчинённых, а во время сражения никогда не прятался за их спинами. Кульминацией переживаний Андрея Болконского является Бородинское сражение, во время которого он, несмотря на опасность, находится на линии огня, чтобы поддержать своих солдат, и в результате этого получает тяжелое ранение. Уже во время операции он вспоминает Наташу и осознаёт, что любит её сильнее прежнего, и не только её, а весь мир. Заметив на соседнем столе Курагина, Андрей не находит в своём сердце былой ненависти и жажды мести. Он испытал «восторженную жалость и любовь» к своему поверженному врагу. Размышляя о Курагине, князь Андрей пришел к выводу, что самое главное в жизни - то, чему раньше учила его княжна Марья и чего он не понимал: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - ... та любовь, которую проповедовал Бог на земле...». В этот момент происходит его окончательное нравственное прозрение.

Цитаты и афоризмы про великодушие и месть:

Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке. Джордж Бернард Шоу

Этот человек гнетёт меня своим великодушием. А.П. Чехов

Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. Махатма Ганди

Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. А. Дюма

Человек, терзаемый своими демонами, совершенно бессознательно мстит ближнему. Франц Кафка

Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение. Александр Иванович Герцен

Прощение — это дорога с двусторонним движением. Прощая кого-нибудь, мы прощаем в этот миг и самих себя. Пауло Коэльо

Месть — это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества — присущи только людям с великой душой, помните это! Луи Жаколио

Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья. Ницше Фридрих

Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить. Ф. Достоевский

Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести. Сенека

Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. Аристотель

«Месть — это блюдо, которое нужно есть холодным» Английская пословица.

«Месть — это слабых душ наследство. В груди достойного ему не место» (Карл Кёрнер). «Сладчайшая месть — это прощение» (Исраэл Фридман).

«Справедливость всегда приправлена щепоткой мести» (Жорж Вольфром).

«Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести» (Сенека). «Месть сладка, но не слишком питательна» (Мейсон Кули).

«Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении» (Фукидид).

Месть… Каким сладким порой кажется людям это слово. Оно рисует в их воображении картины возмездия, слезы обидчика и его раскаяние. А после, не дав насладиться обманчивой справедливостью, заставляет их действовать. Заставляет мстить. А ведь многие мстят. Люди, которых предали, обидели, ранили. Они хотят дать почувствовать обидчику ту боль, которую они испытали сами по его вине. Хотят справедливости, не понимая, что делают хуже только себе, своими же руками отравляя жизнь.

Чувство мести – это уничтожающая сила, которое несет в себе отрицательную, разрушающую энергию. И направлена эта энергия совсем не на того человека, которому желают зла, а на того, кто желает. Ведь чувство мести – это удовлетворение при представлении возмездия, пожелание зла, горя и несчастья другому человеку. Все наши мысли зеркально отражаются, притягивая то, о чем мы думаем. Желаем кому-то искренне блага, значит благо придет в нашу жизнь, а если желаем зла, значит зло. При этом негатив обладает большей энергией, чем позитив, поэтому он возвращается к нам с удвоенной силой.

Это если говорить только о мыслях, но, к сожалению, иногда боль и негодование в душах у людей настолько велики, что они воплощают задуманное в жизнь. Поступки несут в себе еще больше разрушающей силы, и закон возмездия работает по ускоренному принципу. Люди, поддавшись чувству мести , вскоре становятся еще более несчастными, чем были. Откуда – то сваливаются на голову неизлечимая , банкротство, несчастные случаи и другие несчастья. И никто ведь не задумывается, почему это происходит в их жизни! Не видит связи с недавней местью и сегодняшними страданиями.

Результаты исследования американских ученых показали, что 90% перенесших тяжелую форму туберкулеза испытывали сильное чувство мести , полностью занимающее все их мысли и владеющее сознанием. Люди, у которых мысли о мести появлялись лишь периодически, страдали абсцессами (гнойниками), доставляющие много боли и переживаний. Также мстительные люди больше подвержены возникновению опухолей, так как новообразования возникают в результате глубокой обиды, а если человек думает о мести, значит, о прощении здесь нет и речи.

А ведь только воздвигает нас над самим собой, дарит покой в душе и гармонию в жизни. Кто мы такие, чтобы чинить суд над другим человеком? По известному нам закону возмездия, воздастся и обидчику в жизни. Но никак не благодаря нашим усилиям! На все воля Божья. Нам же остается только принять ситуацию, простить человека и пожелать ему счастья. И как только в наше сознание закрадется мысль о мести, нужно вспомнить известную поговорку: «Хочешь мстить — рой две могилы: одну для того, кого убьешь, другую для себя».

Похожие публикации