Как я был в раю! Что ждёт человека в Раю согласно Корану и сунне

В каждой религии есть представление о загробной жизни. В древнейших верованиях существует только загробный мир, куда отправляется душа человека после смерти. Потусторонний мир может в точности повторять мир реальный или представляться в виде мрачного темного места. Но постепенно загробный мир начинает разделяться на подземный и небесный. Подземное царство - царство мрака и ужаса - становится владением страшного бога смерти и ужасных демонов. На небе же обитают добрые боги и духи. Человек после смерти может попасть как в подземный, так и в поднебесный мир. Подземное царство мрака получило название ада, а прекрасный небесный мир стал раем.

Рай во всех религиях мыслится как награда праведнику за хорошие дела, которые он совершал в жизни, а также за то, что он следовал заповедям, которые налагали определенные моральные обязательства. Ад же является справедливым возмездием тем, кто при жизни совершал дурные дела, но не понес за это никакого наказания.

Верования в загробную жизнь возникли из страха перед неведомым, из невозможности что-либо изменить. Постепенно в разных религиях появляются постулаты о том, что после смерти душа может избавиться от тягот жизни в прекрасном небесном Саду.

Отец Михаил, священник Свято-Троицкой церкви, так писал о страхе смерти и о жизни в раю: «Для христианина нет причины бояться смерти. Он ее желает, зовет, нетерпеливо ждет ее прихода. Особенно же вожделенна смерть для того, кто постоянно предан был своему ангелу-хранителю. Он уверен, что небесный хранитель не оставит его и в последний час его жизни; он радуется, что увидит его, наконец, лицом к лицу, готового вести и представить его Отцу Небесному. Промышляя о протекших днях своей жизни, он припомнит и те благодеяния, которые получил от Ангела, и те опасности, от которых избавится под его покровом, и те молитвы, которые приносил ему, и в его недре почерпнет утешение и отраду в предсмертных мучениях.

Что такое смерть? Это минута, в которую ангел-хранитель разрешает узы плоти, как бы стены темницы, и, освободив душу из плена, говорит ей: «Время настало, гляди на небо». И мало-помалу темнота земная рассеивается, свет небесный начинает сиять, завеса падает - и там, на пределах сего мира и мира вечного, открываются праведнику наслаждения нескончаемого блаженства. Для чего бояться смерти? Иисус Христос попрал ее, сокрушил жало ее».

Джейсон Лейрман, находившийся на грани смерти, воспользовался таким сравнением: «Внезапно я очутился в очень темной и очень глубокой долине. Там была тропа, и я шел по этой тропе... Вокруг были мрачные тени, и мне было страшно. Но когда я выздоровел, то понял, что подразумевается в Библии под словами „долина тени смертной“, потому что мне самому довелось побывать там».

Христианин не умирает: он приходит из печальной жизни, исполненной скорбей, в жизнь блаженную. Через таинство крещения человек получает новую жизнь благодатную, а через смерть переходит в жизнь блаженную, в царство славы.

Здесь оканчивается путь земного странствования человека с ангелом. Что такое смерть? Это минута, в которую сердобольный ангел, спустившись на ложе умирающего, златым ключом отворяет ему двери на небо. Христианин! Послушай, что говорит тебе Священное писание: воспевай во дни живота твоего песнь новую вместе с твоим ангелом - и при последнем издыхании своем услышишь согласные пения ангельских хоров и скажешь: «Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко Храму светлому Твоему».

Счастливая душа, которая, оставляя бренное тело, уподобляется по чистоте своему ангелу, приемлющему ее в свои объятия. Видению ее представляются: Всевышний в неприступном святилище Вечности, одесную его Иисус Христос, сияющий славой Божества; перед ними Пресвятая Дева Мария, сонм святых и лики ангелов; душа приходит в свое Отечество и упивается блаженством».

По мнению отца Михаила, верующий не должен бояться смерти, ведь его ждет встреча с Богом. А если человек не совершал в жизни дурных дел, то его ждет награда за праведную жизнь. Как бы ни отличались религии, но в каждой повторяется идея о том, что, попав в загробный мир, человек должен будет держать ответ за совершенные в жизни дела. Также в каждой из религий имеется идея о божественной справедливости. Каждому воздается за дела его. И рай - справедливая награда праведнику, и ад - справедливое возмездие грешнику.

Каждая религия имеет ряд специфических черт. И представления о рае также в каждой религии могут отличаться. Но общей чертой во всех религиях является то, что рай - это небесная обитель Бога. Прежде чем попасть в рай, следует проделать путь, пройти дорогой умерших в тот мир, откуда никто не возвращался. Путь этот чаще всего долог и труден. Поэтому по многим верованиям душе умершего следует взять с собой припасы в дорогу.

Возле тела умершего нужно оставить еду и питье. По многим вероучениям, душа не покидает мир живых сразу, даже если тело уже предали земле, поэтому для нее специально оставляют еду и питье. Можно вспомнить обычай русских ставить на окно стакан с водой (или водкой) и накрывать его куском хлеба. Душе человека трудно расстаться с миром живых и отправиться в потусторонний мир. Душа нуждается в помощи. Поэтому возле тела умершего должен находиться священник, который читает молитвы. Эти молитвы облегчат душе умершего путь в загробный мир.

У тех народов, что верят в духов, душу в загробный мир сопровождает шаман. «Вернувшись» из путешествия, он подробно рассказывает о своем пути, а также передает живым приветы от умерших родственников. Молитвы священников также помогают душе человека легче справиться с трудностями пути.

Во многих религиях существует точное описание того, с чем человеку придется встретиться во время пути. Также нередко объясняется, что он должен делать, когда будет идти по этому пути.

Святой Януарий был одним из первых христианских мучеников. Император Диоклетиан приказал бросить святого в огонь, который горел три дня. Но через три дня Януарий вышел из огня целым и невредимым. После этого его бросили диким зверям, но звери стали лизать ему ноги. Видя это, император приказал обезглавить святого.

Но прежде чем попасть в загробный мир и обрести покой, душе приходится держать ответ за все то, что человек сделал в жизни. Если человек проходил это испытание, то он следовал в рай.

Специфические различия, что существуют в разных религиях, касаются также и местонахождения, и предназначения, и размеров Рая и Ада. В большей степени это касается Ада, который живописался всегда более детально. Представления же о рае были менее детальны. Но это объяснимо тем, что рая достичь гораздо труднее, а «в ад ведет широкая дорога наших грехов».

В буддизме рай представляется находящимся на семи небесах. В рай может попасть душа безгрешного человека и находиться там до тех пор, пока ей не придет время появиться на земле в новом теле. Если же человек всеми своими помыслами и всех душой стремился к Богу, вел безгрешную жизнь, то он может достичь высшего блаженства и перейти в состояние нирваны. Тогда душе уже не надо будет перерождаться, она сольется с Божеством в вечном блаженстве.

В Индуизме существует несколько десятков тысяч райских мест, но прекраснее всех, без сомнения, небесный сад, где отдыхают боги. Кроме этого, индуизм и буддизм дают представление о райских планетах, на которых суждено родиться душам праведников.

В христианских вероучениях рай представлен как царство, в котором ангельские чины и святые наслаждаются присутствием Бога, небесным светом, исходящим от него, и созерцанием Его бытия. В иудаизме рай представляется как сад любви, в котором растут прекрасные деревья с серебряными ветвями и золотыми плодами, где стены в домах из золота, а дороги вымощены изумрудами. По представлению мусульман, в рай можно попасть, только миновав мост Сират. Это прекрасный оазис с садами, в которых правоверным предстоит наслаждаться всеми радостями жизни.

В раю не может быть места печали. Все горести и заботы остаются в земной жизни. Каждого праведника ждет только наслаждение. Блаженство души праведников получают от красоты чудесного места, в котором они очутились. В раю они получают в изобилии все то, чего были лишены в земной жизни. Но высшее блаженство получают души от того, что могут воочию созерцать лик Божества.

Уже говорилось, что рай традиционно во всех религиях находится на небесах. Но в книгах древних иудеев сказано, что Адам, когда был изгнан из рая, устроил рай на земле. Позднее в вероучениях иудаизма появилась идея, что рай находится на небесах и попасть в него можно, преодолев семь сфер.

Но с незапамятных времен ламы Монголии и Тибета рассказывают легенды о рае на земле, о волшебном месте, которое называется Шамбалой. Многие считают легенды о Шамбале вымыслом, но верящие в земной рай утверждают, что путь в волшебную страну открывается не каждому, а только избранным. Чтобы попасть в Шамбалу, нужно быть человеком, который презрел земные радости, отказался от тщеславных помыслов, перестал гнаться за богатством. Шамбалы могут достичь только сильные духом, которые не отяготили свою душу различными грехами.

Очень многие пытались отыскать Шамбалу, руководствуясь сведениями из тибетских легенд. В легендах райское называют «северным местом спокойствия». Предполагалось, что находится Шамбала севернее Тибета. Индийцы же считали, что Шамбала со столицей Калапа находится к северу от Гималаев, и населяют ее только совершенные люди.

Страна эта расположилась в долине, которая окружена высокими горами, покрытыми снегом. Спуститься с этих гор невозможно, потому что стены отвесные и гладкие. Вход в волшебную долину преграждает глубокое озеро (а по другим легендам - глубокая котловина высохшего озера). Войти в Шамбалу можно только через узкое ущелье или пещеру. Если будет пробираться в эту страну человек, совесть которого отягчена грехами, то он не только не найдет райское место, но может погибнуть в пути. Также не найдет вход и движимый праздным любопытством. Он будет долго блуждать среди пещер, и ему будет казаться, что он уже различает какой-то свет, ему уже видна волшебная страна. Но как бы он ни старался, волшебная райская страна ему не откроется. Такой человек может блуждать годами рядом, но все равно не вступит в волшебную страну.

Пророк Исайа был одним из тех, кто прозревал будущее. Он предсказал Судный день, когда Бог будет судить все народы, а также что «Дева во чреве приимет». Этими словами он косвенно предрек непорочное зачатие Иисуса Христа.

Но тот, кто посвящен в тайное знание тибетских лам, без труда найдет волшебную страну. Ему будет казаться, что никаких трудностей нет, для него в страну открыта широкая дорога. Также в страну может войти и человек, не обладающий тайным знанием. Если вдруг человек почувствует неодолимый зов, его будут вынуждать собраться в путь какие-то силы, то такому человеку также будет открыт путь. Человек и не заметит, как одолеет горы, обогнет озеро, спустится в ущелье и увидит вход, из которого будет литься чудесный свет.

Человек вступит в волшебную долину и сразу поймет, что это именно то место, куда так стремилась его душа. На его душу сразу снизойдет удивительный покой. Путника встретят живущие в Шамбале, и он сразу перестанет чувствовать себя одиноким. Тому, кто попал в это чудесное место, не захочется покидать его, и он будет жить в этой удивительной райской стране. Но если человек посчитает, что он должен вернуться к людям, то он найдет выход из волшебной страны. Но побывавший хотя бы раз в удивительной Шамбале никогда не сможет забыть этого удивительного места и обязательно вернется туда еще раз.

По буддистским легендам, Будда побывал в волшебной стране. Там он был посвящен в учение Калачакры (ему были открыты тайны вращения мирового Колеса). Также в Шамбале Будде были открыты тайны селенной. Будда, узнав это учение, вернулся к людям, чтобы открыть им высшую мудрость.

Жители Шамбалы необыкновенно мудры, они давно открыли тайны жизни и смерти, а также нашли ответы на многие вопросы бытия, над которыми размышляли философы разных времен и народов.

В Шамбале собираются избранные. Это могут быть выдающиеся поэты, которые пишут свои удивительные стихи. Это могут быть музыканты, которые сочиняют удивительную музыку. Это могут быть ученые, которые делают поразительные открытия. Среди жителей Шамбалы многие обладают сверхъестественными способностями.

Согласно легендам, которые рассказывают ламы, жители Шамбалы могут излечивать себя от любых болезней. Но также они могут избавить от болей и любого человека. Так, выходя иногда за пределы своей страны, они иногда помогают людям избавиться от серьезных и даже неизлечимых болезней. Но лечат они не только от телесных недугов, но также и от болезней души. С помощью своей энергии они могут избавить человека от страстей и пороков, а также от дурных мыслей. Ведь жители Шамбалы могут легко читать чужие мысли. И общаться между собой они также могут мысленно.

Но не всегда они прибегают к мысленной речи, а только в исключительных случаях. Говорят же они между собой на особом языке, что ведом только жителям этой удивительной райской страны. Выучить этот язык очень легко, потому что он легок, красив и мелодичен. Поэты складывают на нем удивительные стихи, певцы поют песни. Тот, кто слышал песни Шамбалы, будет всегда испытывать тоску по этому волшебному месту.

Знают также жители этого рая обо всех делах, что происходят в мире, открыты для них все тайны прошлого. Но также могут они видеть и будущее. О событиях, которые могут произойти, предупреждают иногда жители волшебной страны. Чаще всего это события грустные, но бывает также, что извещают они о большой радости.

Святой Антоний Падуанский прославился своими чудесами в средневековой Италии. Однажды он читал проповедь в церкви Сен-Пьер-де-Керуа в Лиможе, но вдруг вспомнил, что должен в это время находиться в другом месте. Святой Антоний встал на колени и стал молиться. И в это время его увидели в монастыре, где он должен был находиться.

Жители волшебной страны живут более 100 лет. Каждый, кто попадает в эту страну, перестает болеть, а если он болен, то его болезнь быстро вылечивают. Мужчины и женщины обладают прекрасными здоровыми телами. Они беззаботно играют в различные игры или путешествуют по волшебной стране. И хотя страна эта не велика, в ней столько чудес, что всей жизни не хватит, чтобы осмотреть их все.

Райской страной правит царь. Этот титул может обрести только самый достойнейший и мудрый среди жителей Шамбалы. Его правление справедливо, а жители не бывают недовольны. Живут они в прекрасных домах и ни в чем не нуждаются. Каждый выбирает себе занятие по вкусу и работает, чтобы принести пользу другим.

В волшебной стране много ученых, которые сделали поразительные открытия. У них есть зеркала, которые помогают видеть на дальние расстояния. Благодаря этим зеркалам ученые могут видеть, что происходит не только в любом уголке волшебной страны, но и в любом уголке планеты. Также у ученых есть специальные приборы, с помощью которых они изучают мир на других планетах.

Ламы считают, что в Шамбале будут править 32 царя. И царствовать каждый из этих царей будет 100 лет. Первый из царей правил в то время, когда на земле жил Будда. (Это происходило в VI веке до н. э.) А в ХХVII веке н. э. будет править последний царь Шамбалы. К этому времени мир настолько погрязнет в грехе и непотребстве, настолько приобщится ко злу, что сомкнется оно даже вокруг волшебной страны, чтобы преградить туда доступ избранникам. И тогда выйдет последний царь из райской страны Шамбалы вместе со своим войском, и произойдет вселенская битва. Будет уничтожено в этой битве все зло, что правит в мире. На земле тогда воцарится золотой век. Люди очистятся и станут счастливы и радостны. Прекратятся войны во всем мире, люди станут творить только добро. Именно тогда откроется дорога в волшебную страну, и все желающие смогут посетить Шамбалу. Ученые райской страны откроют свои знания людям.

По легендам тибетских лам, после смерти человек попадает на небо и сливается там с божеством, никаким перерождениям он больше не подвергается.

Раю всечестный, краснейшая доброто, богозданное селение, Веселие некончаемое и наслаждение,

Слава праведных, пророков красото и святых жилище, Шумом листвий твоих Содетеля всех моли,

Врата отверсти ми, яже преступлением затворих.

Постная Триодь, неделя сыропустная, стихира на Господи воззвах.

О рае

- Отец Александр, расскажите, пожалуйста, о выводах, к которым Вы пришли, изучая писания святых отцов о рае.

Моя собственная задача очень скромна ввиду объема моих возможностей. Думаю, что, прежде всего, следует основательно исследовать учение святых отцов о космосе и творении мира и систематизировать его. Здесь можно найти материал для написания десяти диссертаций, но этим занимаются немногие. А между тем все, пишущие о сотворении мира и человека, очень любят ссылаться на святых отцов. То есть, нередко мы видим, как берутся отдельные цитаты и подстраиваются под рассуждения автора. Вряд ли такой подход можно считать научным.

Основной чертой учения святых отцов о творении мира было, по моему мнению, внимание к действию Святого Духа. Дух Божий пребывал в сотворенном мире с самого начала его сотворения, и Писание (в древнееврейской версии) уподобляет это действие птице, высиживающей яйцо - именно так переводит древнееврейский текст святой Ефрем Сирин. Мир воспринимался как тварный космос, изначально и непрерывно наполненный жизнью. Эта изначальная наполненность жизнью делает первозданный космос иным, отличным от того, что мы видим сейчас.

Столь большой интерес к материи самой по себе, какой мы видим сегодня, появился значительно позднее, уже в Новое время, в Европе, теряющей веру во Христа. Кроме того, для древних имел огромное значение эстетический аспект, о котором либо не упоминают, либо говорят кратко, а то и мимоходом. На самом деле, идея прекрасного - одна из важнейших для понимания Шестоднева. Но это, так сказать, «не современно». Нужно заметить, что сейчас появились богословы, которые понимают все это и стремятся найти новое решение этого вопроса. Я бы назвал Н. Серебрякова и иерея Олега Мумрикова.

- Почему учение о рае важно для современного православного богословия?

Древо Жизни

- Что такое Древо Жизни?

Сегодня источник жизни для нас - солнце, но в начале творения было не так. Жизнь поддерживалась благодатью Божией. В раю было насаждено таинственное Древо Жизни, которое должно было стать источником вечной жизни для человека и для всего мира, но человек от него мог вкусить лишь с особого благословения Божия. Святые отцы говорят, что оно было вместе и реальным, и символическим древом. Литургическая поэзия говорит о Кресте Христовом как о Древе Жизни. И Сам Господь Иисус Христос есть Древо Жизни. Как мы читаем в службе предпразднства Рождества Христова, «древо живота в вертепе процвете от Девы».

От Древа Жизни исходил свет, как об этом пишет святой Ефрем Сирин, но свет особый. Вероятно, этот свет не ограничивался пространством рая: он распространялся на всю вселенную. Библия говорит о том, что еще до сотворения солнца существовал первозданный свет. Солнце же, как пишет святой Василий Великий, было «колесницей первозданного света». Этот свет можно пробовать связать с реликтовым излучением. Но был и райский свет. Как райская вода напояла всю землю, так же райский свет осиявал всю вселенную. И после грехопадения этот свет тоже отделен от нашей вселенной. Реликтовое излучение сохранилось, но райский свет не освещает нашу планету.

Животные

Библия говорит, что животные были произведены землей сразу и потом приведены Богом в рай. Некоторые научные направления придерживаются теории эволюции, то есть учения о происхождении одних видов из других. Как здесь быть?

Да, животные и птицы были приведены в рай. И рыбы тоже, наверное, приплыли по райской реке. Была приведена вся тварь для райского благословения. Звери стройными рядами, не боясь друг друга, шли в рай, и Адам давал им имена, говорит св. Ефрем Сирин. Они боялись человека, но слушались его. Какое значение это имело для отношений Адама и мира животных? По мнению древних, дать чему-то имя означало получить обладание этим предметом, поскольку имя связано с сущностью вещи.

Например, философ Платон говорил, что сущностью каждого создания является ее идея: у лошади есть «лошадность», идея лошади, которая является сущностью лошади. Адам давал имена животным и через это он постигал их сущность, таким образом, получая над ними власть. Конечно, пребывание животных в раю некоторым образом облагораживало их. Это был какой-то очень важный для них этап. Отсюда видно, что теория эволюции не имеет никакого отношения к библейскому тексту, по крайней мере, до произнесения суда. Кстати, напомню, что по Шестодневу все животные ели траву - на земле не было хищников, а как у нас? И что об этом говорит «естественнонаучная» апологетика?

- А Ваше мнение?

Мне кажется, что это травное питание указывает на особую природу первозданного мира, подобного раю - там никто не поедал друг друга, не было страдания и жестокости в поведении животных. Они были сотворены бесстрастными.

Но как же быть с динозаврами, ящерами, мастодонтами, саблезубыми тиграми и прочими существами, о которых говорит палеонтология? Об этом нередко спрашивают дети. И никто почему-то им не отвечает…

Как мы только что уже говорили, нужно иметь в виду, что райское и первозданное бытие было отличным от ныне существующего бытия в качественном отношении. В то нужно либо верить, как в истину, либо считать рассказ о рае детской сказкой. Нужно помнить учение о сущности вещей. Сущность неизменна, хотя все внешнее может в данном существе измениться. Сущность целостного животного мира в том, что все вообще животные были созданы как помощники людей. Не только лошади, собаки и слоны, а вообще все живые существа. Открытые наукой доисторические существа - гиганты, обладавшие неимоверной силой - должны были быть помощниками, слугами человечества.


Атеисты мы или религиозные догматики, всё-равно у каждого из нас теплится надежда, что там, за границей смерти, будет ХОРОШО. Ну, по крайней мере, хотя бы немного лучше, чем здесь. Здесь-то совсем мрак и .

Конечно, в аду ещё ужасней, чем на Земле. Ад – совсем рядом. И заставляет нас смотреть в сторону рая.

Что делать земной душе в раю?

Максимум, на что сгодится в райских кущах современный человек – подметать дорожки от пыли, по которым ходят святые люди, ангелы и бог (-и). Да и подметать-то там особо нечего – святые не позволяют себе мусорить.

Не найдя себе работы, обычный человек в раю загрустит. И рай обернется настоящим адом.

Здесь, на Земле, есть гаджеты. Вечно спешащие родители суют их своим младенцам, чтобы те не скучали. А в раю нет гаджетов. Там этот мусор не нужен.

На Земле есть заводы, ГЭС, машины, велосипеды и спортивные тренажеры. Человек создаёт их, чтобы напомнить матери-природе, кто на Земле главный. А в раю нет этого мусора. Он там никому не нужен.

На Земле между людьми есть ревность, зависть и непонимание. Откуда этим состояниям взяться в раю, если само понятие “рая” прямо противоположно негативной стороне человеческой природы?

На Земле есть молодежные кумиры Рианна, Oxxxymiron и Гнойный, выуживающие из родного языка самые грязные и непристойные выражения, чтобы описать свои внутренние переживания. А в раю у существ нет желания развлекать друг друга “мусорным” искусством.

В раю не убивают. На Земле кругом скотобойни.

Так будет рай после смерти – или нет?

После смерти человек обязательно отдохнет от земной юдоли. Этот отдых с натяжкой можно назвать райским существованием.

Ни погони за едой и водой, ни войн, ни зависти.

Очевидно, что разумные устроители нашей Вселенной постарались создать некий “санаторий”, куда прибывают существа для отдыха после приключений на планетах, подобных Земле.

Так что в раю земная душа будет отдыхать от Земли, пить кофе (или травяной чай) и мечтать, как снова попасть в земную мясорубку.

Что интересно об рае сказано два слова, а шум вокруг не смолкает ни конкретикой ни тем что же это было — до того как…)
Вопрос о каком человеке идет речь. О едином Адаме, так он еще не един. Об отдельно взятой душе, так что же эти миллиарды могут сказать, дальше вытянутой руки или собственного религиозного носа.
Вопрос о каком рае, что это такое, если это вера, то во что, если знания то о чем…
Вопрос занятий… О каком роде занятий идет речь, если есть отличие и не слиянность земного и небесного, но в тоже время единения неба и земли через тело физического человека. То как уровнять труд, чтобы иметь сравнение. А не галдеть ни о чем…
Вопрос если попадет, то есть если нет уверенности в живую жизнь, то можно ли умножать жизнь не представляя грядущего своего и общего…

Не спи — замерзнешь… Будет человек оттаивать, всем своим сложным существом. Весна…

Недавно у меня спросили - что мы будем делать в раю? Конечно, на месте разберемся - главное туда добраться - но кое-то мы знаем уже сейчас.

Самое главное, что произойдет в раю - мы увидим Бога. Как говорит Апостол, «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть»(1Иоан.3:2). Христос обещает, что мы увидим Его славу (Ин.17:24). О Небесном Иерусалиме сказано «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец» (Откр.21:23) По латыни это называется visio beatifica - «блаженное видение», возможность ангелов и святых прямо видеть Бога, знать его непосредственно, а не косвенно, как сейчас. Святой Апостол Павел говорит «Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - ибо мы ходим верою, а не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и…

Будут ли люди трудиться в раю? Автор вопроса: Эрик, г. Уфа Эрик задал нам следующий вопрос: «Сможем ли мы заниматься в раю тем, чем занимались в жизни на земле? Будут ли люди трудиться в раю?»
Господь Бог, создав Адама, поместил его в Эдемский сад. Чем должен был заниматься Адам в Эдеме? Общаться со своим Создателем, наслаждаться жизнью и всеми Божьими благословениями, вести благословенную семейную жизнь, владычествовать над всеми живыми существами, а также возделывать сад. Как видите, Адам не был создан для бездействия, но одновременно с этим он не был предназначен для тяжёлого изнурительного труда. Возделывание сада не было Адаму в тягость. Сад не нужно было удобрять, т.к. земля была щедрой и плодородной. Она сама производила все необходимые деревья и растения в Саду. Адаму не нужно было полоть сорняки, т.к. сорняков в Эдемском саду не было. Деревья не нужно было опылять, защищая от вредоносных насекомых, т.к. насекомые не были вредоносными. В саду ничего не нужно было…

На них отвечает кандидат богословия преподаватель СПбДАиС иеромонах Кирилл (Зинковский)

90 процентов всех верующих представляют ад и рай именно такими, как их описывал Данте: совершенно материальными. Подобные представления нередко можно встретить и в православной литературе, предназначенной «для широкого читателя». До какой степени такие представления допустимы?

Прежде всего нужно сказать, что грубые представления средневекового католического Запада ни в коей мере не соответствуют святоотеческому православному Преданию. Святые Отцы Церкви, размышляя о рае и аде, всегда основывали свои рассуждения на безмерной благости Божией и никогда не смаковали в подробностях (как это мы находим у Данте) ни мучения ада, ни блаженства рая. Рай и ад никогда не представлялись им грубо материальными. Не случайно прп. Симеон Новый Богослов говорит: «Ад и тамошние муки всяк представляет так, как желает, но каковы они, никто решительно не знает»….

В 1999 году кинокомпания «Мирамакс» представила широкой общественности комедийный фильм «Догма». Сюжет этой картины построен вокруг двух падших ангелов, Локи и Бартлби, изгнанных Богом из рая. И вот эта парочка живет на земле среди людей и мечтает о прощении и возвращении в райский сад. По сюжету отступники находят среди различных церковных догматов техническую лазейку, позволяющую им вновь стать безгрешными. После этого следовало сразу же умереть — тогда они автоматически отправляются в рай. И вот ангелы пускаются во все тяжкие, дабы осуществить свою мечту. В данном комедийном фильме затронут вопрос, который волнует многих людей, хотя не все в этом могут сознаться даже самому себе: «Как попасть в рай?» Сегодня мы попробуем разобраться в этом, несмотря на то, что тема сия находится, так сказать, в ведомстве веры и религии. Доказательств существования рая наука на сегодняшний день предоставить не смогла, впрочем, как и доказательств его отсутствия. Ну что же, отправляемся в…

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ, долгое время изучал рассуждения святых отцов о творении мира и рая в первозданном мире. Мы попросили отца Александра ответить на наши вопросы о рае.

Раю всечестный, краснейшая доброто, богозданное селение, Веселие некончаемое и наслаждение,

Слава праведных, пророков красото и святых жилище, Шумом листвий твоих Содетеля всех моли,

Врата отверсти ми, яже преступлением затворих.

Постная Триодь, неделя сыропустная, стихира на Господи воззвах.

О рае

Протоиерей Александр Салтыков

Отец Александр, расскажите, пожалуйста, о выводах, к которым Вы пришли, изучая писания святых отцов о рае.

Моя собственная задача очень скромна ввиду объема моих возможностей. Думаю, что, прежде всего, следует основательно исследовать учение святых отцов о космосе и творении мира и систематизировать его. Здесь можно найти…

Здраствуйте Lets.

Вообще то я уже ушел с форума. Вроде и все подписки ликвидировал. И модераторов попросил убрать с форума мою учетную запись. Но как то пришло уведомление по E. Mail. о вашем ответе.
Решил, что с вами нужно попрощаться. С Толстым, Уокеном через
Толстого я попрощался через E. Mail.
Вы правильно заметили, верующим нечего сказать про рай.
Про вершину, конечную цель их пути. Ни кто не знает куда их зовут.
Мне это все напоминает русскую сказку про солдата. Когда царь говорит солдату. Пойди туда не знаю куда. Принеси то незнамо что.
Не знают христиане что такое рай. Общие фразы. Я знал, что ответов не будет. Я просто хотел показать, всю нелепость этой ситуации.
Когда сами призывающие не знают, куда зовут людей. И это говорит так красноречиво, что в общем то других слов и не надо. Не надо, что бы понять, что понятие рай чистой воды фольклор древнего человека. Красивый, манящий и не достижимый. Меня просто поражает, насколько…

Можно ли узнать, куда попала душа близкого человека после смерти?

Наверно, каждому человеку хочется верить в то, что его близкие после смерти достигают райских обителей, наслаждаясь райскими благами вместе со святыми угодниками, и совсем не хочется верить в то, что душа человека попала в ад. Каждый раз, слыша от разных людей вопрос о том, можно ли узнать, куда попала душа близкого человека после смерти, приходится задумываться, чтобы дать ответ на этот, вроде бы не требующий особого рассмотрения, вопрос. Казалось бы, что может быть проще, чем сказать: грешил человек – значит попадет в ад, жил праведно – значит попадет в рай? Но не все так просто. Мы не можем за Бога провозгласить вердикт о загробной участи души. Только Господь творит суд над человеком. Поэтому и все размышления данной статьи имеют право на существование только на правах предположения. В различных культурах можно наблюдать совершенно разные описания загробной участи людей. И даже внутри самой культуры порой…

Из письма:

«…Меня мучает вопрос, куда попадают люди, которых убили насильственной смертью, ведь человек, которого убили, не успел перед смертью исповедоваться, и правда ли, что им отпускаются все грехи? Дело в том, что почти два года назад убили моего мужа (мы не были с ним венчаны), и я все время думаю о том, нашла ли его душа покой? Хотела еще Вас спросить, когда будет второе пришествие Христа, так уже мне все надоело. Мне очень без него тоскливо и плохо, нет никакой поддержки.»

О Вашем вопросе: «Правда ли, что убитому человеку прощаются все грехи?» Думаю, что ответ на этот вопрос может знать только Господь Бог. Ему Одному решать, кого миловать, а кого казнить. Посудите сами, к примеру, тот человек, который сам убивал людей и был убит в перестрелке или в драке, как тут скажешь, простятся ли его грехи, если он, пусть даже не по своей воле, не успел перед смертью исповедоваться и причаститься. С другой стороны, бытует мнение, что те люди, которые умерли на Пасху, за…

Что происходит с душой после смерти: теории и гипотезы, куда попадает человеческая душа

О предстоящей загробной жизни, рано или поздно, задумывается каждый смертный. У большинства людей предстоящая перспектива вызывает ужас. Подробный ответ на популярный ныне вопрос, что происходит с душой после смерти, можно прочитать ниже.

Структура Вселенной

Вселенную можно описать как конструкцию, состоящую из трех слоев:

Явь. Физический мир. Наше текущее местоположение. Правь. Мир тончайшей энергии. Здесь рождается новая душа. Навь. Некая прослойка между «Явь» и «Правь». Душа, появившаяся в «Прави», проходит этот мир и стремится в «Явь». Душа умершего проходит этот путь в обратную сторону.

Путь души после кончины человека:

Смерть. Душа покидает физическое тело. Некоторое время, а более подробно об этом периоде мы опишем ниже, сущность находится в мире Явь. Очищение. Душа подымается в Навь. В этом высоком мире идет очищение….

Верующие христиане знают, что каждое слово в Библии, слово самого бога, а поэтому, есть абсолютная истина. Читавшие Библию, отлично знают, что у женщин и даже у мужчин, имевших половые сношения с женщинами, нет никаких шансов попасть в рай. Католические священники и православные монахи Библию читали, поэтому, они стараются, или не иметь половых сношений вообще, или занимаются сексом исключительно с детьми или мужчинами. Женщины и мужчины «познавшие» женщин, отправятся прямо в ад, без вариантов (Библия, Откровение Иоанна Богослова-14, 1-4):

1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. 2 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. 3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли….

«После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: изойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего» (4:1).
«И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был cидящий» (4:2).
«И сей сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (4:3).
«И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (4:4).
«И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов божьих» (4:5).
«И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади» (4:6).
«И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное…

Вопрос №519

Можно ли узнать — попал человек в рай или ад после смерти?

Ярослав, Санкт-Петербург, Россия
21/01/2003

Здравствуйте, отец Олег!
Хочу пожелать Вам здоровья и дальше исповедывать истинную Веру и наставлять нас, слабых, на правильный путь.
Можно ли узнать – попал человек в рай или ад после смерти?

Ответ отца Олега Моленко:

То, что можно знать – попал человек в ад или в рай, свидетельствует слово Божие устами Самого Господа Иисуса:

Лк.16:
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

Это подтверждает и Предание Церкви, собравшее опытные свидетельства святых угодников Божиих.

В повседневной жизни для нас это возможно, если Бог благословляет открыть посмертную участь того или иного человека. Делается это не для удовлетворения праздного любопытства, а для…

Дети должны быть покорными родителям, слушаться их. уважать их, быть снисходительными, признательными им. Мать должна быть окружена особым почетом, так как это проистекает из ее материнских прав. Она выносит на себе все боли и страдания беременности, родов, кормления, воспитания детей.

— «Мы завещали человеку благодетельствовать своим родителям; мать носит его с тягостью и производит с тягостью; (и вынашивание ею и отлучение — тридцать месяцев)». (Сура Ахкаф, аят 151.)

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и привeтствует, скaзал:

«В рай не попадут трое из людей;

— «Человек, который ослушался своих родителей;

— человек, который занимался сводничеством;

— женщина, которая стремилась быть схожей с мужчиной».

Дети должны смотреть за родителями, заботиться о них, когда они достигнут почтенного, пожилого возраста:

«И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям — благодеяние. Если…

Куда попадает самоубийца после смерти

Рассказы самоубийц

В то время как души людей, естественным путем, испытывают в том мире облегчение и даже радость, души самоубийц, напротив, попав в тот мир, испытывают там смятение и страдание. Один специалист в области самоубийства выразил этот факт следующей меткой фразой: «Если вы расстаетесь с жизнью с мятущейся душой, то и в тот мир вы перейдете с мятущейся душой». Самоубийцы накладывают на себя руки, чтобы «покончить со всем», а оказывается, что там-то все для них только начинается.

Вот несколько современных рассказов, иллюстрирующих потустороннее состояние самоубийц. Один мужчина, горячо любивший свою жену, покончил с собой, когда она умерла. Он надеялся так соединиться с ней навсегда. Однако оказалось совсем иначе. Когда врачу удалось его реанимировать, он рассказал: «Я попал совсем не туда, где находилась она… То было какое-то ужасное место… И я сразу понял, что…

Летом 1974 года, когда мне было только восемь лет, вернувшись домой после школы, я пошел в свою комнату, чтобы прочитать дневную порцию Библии. Я хотел поскорее закончить эти четыре главы Евангелия от Иоанна, чтобы можно было идти играть с друзьями.
Я взял Библию и лег на кровать. Однако, как только моя голова коснулась подушки, Библия, кровать, комната и даже само мое тело - все исчезло! Это произошло без всякого предупреждения. Неожиданно истинный я - духовное существо Робертс Лиардон, живущий в этом теле (2 Кор. 5:1 -10), - летел, рассекая на огромной скорости небеса.

В то время, будучи еще маленьким мальчиком, я не знал, что Слово Божье говорит более чем об одном небе. Лишь после этого я узнал, что в Бытии 1:1 рассказывается о том, как Бог сотворил небеса и землю. Ученые, изучающие Библию, соглашаются на том, что существует три неба.
Первое небо, согласно Ветхому Завету, - это земная атмосфера. Под "вторым небом" обычно подразумеваются космос и сфера, в которой с момента изгнания с третьего неба находятся сатана и его бесы (Отк. 12:4). Третье небо, согласно Писанию, - это место обитания Бога.

Павел упоминает о небесах в Послании к Ефесянам.
В Послании к Ефесянам 1:20,21 он пишет о том, что Христос был посажен одесную Бога "на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени".

В 3:10 Павел написал, что Христос хочет, чтобы Церковь, Его Тело, возвестила начальствам и властям на небесах многоразличную премудрость Божью.
И, конечно же, Павел писал о человеке, которого он знал, - большинство людей считают, что это был сам апостол, - который был вне тела и который, как и я, был восхищен до третьего неба.

Ветхозаветный термин "небеса небес" (Втор. 10:14; ЗЦар. 8:27; Пс. 67:34; 148:4) является синонимом "третьего неба", о котором пишет Павел.
Но все, что я знал в тот день в 1974 году, - это то, что я летел сквозь небеса с невероятной скоростью. Я пронесся мимо многих вещей в первом небе, промчался сквозь второе и приземлился у огромных ворот. Никогда в своей жизни - ни до, ни после - я не видел ворот больше этих.

Я могу сказать о них лишь то, что они были очень широкие, очень высокие и абсолютно безупречны - ни единой царапины. Эти ворота были сделаны из цельного куска жемчуга, одна огромная сверкающая, полыхающая, ослепительно белая жемчужина, украшенная по краям изразцами. Это были самые большие ворота, которые мне когда-либо приходилось видеть. Их присутствие излучало не то чтобы ауру, но какое-то особое пламя - саму их жизнь.
Я встряхнул головой, чтобы убедиться, что не сплю, - все происходило так быстро. Но когда я услышал за спиной голос, обращающийся ко мне, то понял, что все происходит наяву.

Человек сказал: "Это одни из ворот".
Я повернулся. Там стоял Иисус Христос во всей Своей славе! Несмотря на то, что Он не был похож на те картинки, что мне приходилось видеть на земле, я сразу же узнал Его. Все, что я могу сказать: когда вы столкнетесь с присутствием Иисуса, вы без тени сомнения будете знать. Кто стоит перед вами.

Многие меня спрашивают, как Он выглядел. (Я обратил внимание на то, что, когда кто-то рассказывает о том, как видел Иисуса, в первую очередь этого человека спрашивают, как Тот выглядел). По собственному опыту я знаю, что при виде Иисуса человек настолько захвачен, что Его внешность отступает на второй план перед Его буквальным присутствием. Вы настолько захвачены тем. Кто Он есть, что ваш разум не концентрируется на деталях того, как Он выглядит, и не запоминает их.
Однако я помню, что Его рост был около метра восьмидесяти сантиметров, у Него были песочно-коричневые волосы, не очень короткие, но и не очень длинные. Я запомнил свое первое впечатление о Нем: Он был совершенен. Его внешность, речь, движения - все было совершенно. То, что мне запомнилось больше всего, - это впечатление совершенства и завершенности.

За годы, прошедшие со времени этого события, от слушающих меня, когда я говорю о небесах или от людей, читавших раннее издание этой книги, мне часто приходится слышать: "Но ведь у Иисуса темные волосы".
Может быть, они и правы. Может быть, мне Его волосы показались светлыми из-за света Его присутствия или из-за славы, осеняющей Его. Я лишь знаю, что тогда они выглядели песочно-коричневыми. А может быть, некоторые люди считают, что у Иисуса черные волосы, из-за влияния средневековых портретов, на которых Его так и изображают, или из-за того, что Он был евреем.

С другой стороны. Апостол Иоанн пишет, что волосы у Иисуса белы, как белая волна, как снег (Отк. 1:14). Поэтому я не могу спорить о цвете волос Иисуса. Я могу только описать то, как я это видел.
Я упал на колени и слезы рекой потекли у меня из глаз. Я не смог бы остановить их, даже если бы и попытался. Каждый раз, когда Иисус говорит, это подобно тому, как стрелы веры, направленные любовью, поражают и взрываются внутри вас. И вы можете лишь рыдать.

Он снова заговорил: "Я хочу показать тебе небеса, потому что я тебя так сильно люблю".
И нет такого человека, которого Иисус любил бы больше, чем вас. Бог нелицеприятен (Деян. 10:34). Слезы снова потекли у меня по лицу.

Иисус сказал: "Хватит. Больше никаких слез. Лицо, светящееся радостью, доставит мне удовольствие".
Потом Он засмеялся, и я засмеялся тоже. Он подошел ко мне, взял меня на руки и вытер мне слезы. Это не были слезы грусти или печали, не были это и слезы страха. Как я уже говорил, присутствие Иисуса настолько нежно для вашего духа, что радость выплескивается в слезах.

Наш земной словарный запас слишком мал, чтобы описать Иисуса или небеса. Все, что мы - те, кто видел Иисуса или небеса, - можем сделать, это выражать увиденное в сравнении с тем, "на что это похоже" на земле, но получается лишь убогое подобие истинной картины.

Жизнь на небесах

Иисус провел меня через эти огромные ворота. Он никого не просил их открыть и не нажимал никакой кнопки. Ворота просто открылись, и мы вошли.
Первое, что я увидел, была улица. И она была золотой.

Когда я потом ходил по небесам, я видел, что все улицы выглядели так, словно буквально были выложены чистым золотом. Золотыми были даже бордюрные камни (Отк. 21:21). А сразу за бордюрным камнем были посажены цветы всех оттенков радуги.
Я подумал: "Если это небеса, то я сейчас стою на золотых улицах", - и метнулся к бордюру.

Оттуда я увидел, как Иисус повернулся, чтобы сказать мне что-то, но меня там уже не было.
Он посмотрел на меня и спросил: "Что ты там делаешь?"

Я стоял на траве рядом с бордюрным камнем с широко раскрытыми от удивления глазами и ртом. Мой ответ состоял из двух слов: "Золотые улицы! "Некоторые из этих улиц были похожи на земное золото. Поэтому-то я и узнал их. Но другие были настолько прозрачны, что золото было подобно хрусталю.
Иисус все смеялся и смеялся. Мне начало казаться, что Он никогда не остановится. Потом Он сказал: "Ну-ка, иди сюда".

А я ответил: "Нет, эти улицы золотые. Я не могу ходить по ним!" (Раньше я видел золото только в виде колец на пальцах людей. Я знал, что оно было очень дорогим и ценным).
Но Иисус поманил меня пальцем. "Иди сюда", - сказал Он. Продолжая смеяться. Он подошел ко мне и за руку отвел меня обратно на улицу.

"Эти улицы сделаны для тех, кто принял Меня в свое сердце. Это место приготовлено для Моих младших братьев и сестер. (Рим. 8:29; Ин. 14:2,3). И ты один из них, поэтому можешь наслаждаться ими".
Пока мы шли, я понял, что атмосфера небес чудесна, потому что заряжена плодом Духа (Гал. 5:23,24). Даже сам ветерок был наполнен Божьим присутствием. Иногда на земле, когда за вас молится кто-то с очень сильным помазанием, по телу начинают бегать мурашки. Но даже если тело не реагирует на сверхъестественное присутствие Святого Духа, вы все равно ощущаете внутреннее тепло, словно вас окутывает любовь Божья. Вот такое чувство и возникает на небесах, только там оно намного сильнее.

Мы проходили мимо городков, домов и небольших офисов. Эти здания предназначались для особых "дел" или встреч, творимых и происходящих на небесах. Я видел, как туда входили и оттуда выходили люди, и все они улыбались. Некоторые пели песни, которые мы поем на земле, другие же пели небесные песни, которые я никогда раньше не слышал. Эти люди несли небольшие свертки, а у некоторых в руках я заметил книги.
Я не уверен, что там существует денежный обмен, но люди входили и выходили для того, чтобы получить какие-то вещи. Я видел, как женщина вошла в одно из этих зданий с небольшой сумочкой, в которой что-то лежало, а вышла с книгой.

Для нас готовы обители

Когда мы шли по чему-то, похожему на немощеную земляную тропу, я увидел за деревьями здание гигантских размеров. Даже сейчас, будучи взрослым человеком и вспоминая этот дом, я знаю, что это была обитель (Ин. 14:2). Это строение выглядело таким огромным не только потому, что я был маленьким мальчиком.
Пока мы шли по тропе к тому дому, Иисус все время разговаривал со мною. Иисус - это Личность, и с Ним можно разговаривать о повседневных делах. Он не только член Троицы, Которая правит и царствует, но Он еще и наш друг. И нам не нужно отправляться на небеса, чтобы поговорить с Ним! Иисус с нами здесь, на земле. Он никогда не оставит и не покинет нас (Евр. 13:5).

У Троицы - Бога Отца, Иисуса Сына и Духа Святого - есть чувства. Иначе у нас не было бы чувств - ведь мы сотворены по их образу (Быт. 1:26). Однако, в отличие от многих из нас, Они не зависят от Своих чувств. Их эмоции не руководят Ими. Они делают то, что правильно, независимо от Своих чувств. Поэтому, хотя у нас и есть чувства, мы не должны позволять им управлять нами.
Когда кто-то ранит наши чувства, мы начинаем жалеть самих себя, злимся, а часто даже пытаемся как-нибудь отомстить. Наше отношение может оскорблять Иисуса, но при этом Его любовь и отношение к нам остаются неизменными. Он не жалеет Себя, от Него не исходит злобы, Он не мстит.

Мы не созданы для того, чтобы руководствоваться отрицательными чувствами. Но они стали частью нас в тот момент. когда Адам и Ева не повиновались Богу и должны были оставить Едемский Сад. Мы должны быть очень осторожными, чтобы не оскорблять Иисуса, Святого Духа или Отца, потому что любим Их. И мы не можем любить Их больше, чем Они любят нас, но мы должны любить Их настолько сильно, насколько можем.
Любовь пропитывала все, что Иисус говорил или делал во время моего путешествия по небесам. Я никогда не забуду это откровение настоящей любви.

Когда мы дошли до двери обители, Иисус постучался. Это тоже часть любви - быть внимательным к чувствам, времени и личной жизни других людей. Люди на небесах очень вежливы.
Мы подождали минуты три, но хозяева не отвечали, тогда Иисус снова постучался. Дверь открыл мужчина невысокого роста. Он высунул голову и заговорил с нами. На небесах я никогда не видел, чтобы кто-то просто "пролетал сквозь стены".

Он сказал: "Как дела, Иисус? А ты как поживаешь, Робертс?" Я чуть не упал. Этот человек знал, как меня зовут!
Я подумал: "Откуда он знает мое имя? Ведь меня здесь знает только Иисус".

Однако вскоре я понял, что все, с кем мы разговаривали, знали, как меня зовут. Разговоры были такими же, как и на земле. Люди задавали вопросы и отвечали на них.
Я, абсолютно пораженный, посмотрел на этого мужчину, но, как меня учили, вежливо ответил: "Хорошо".

Нас пригласили войти. Мы с Иисусом вошли и сели. Небесные диваны отличались от наших. Земная мебель иногда бывает неудобной. На небесах комфорт сам ищет вас. Я сел на черный бархатный диван, а он изменил форму и буквально окутал меня. Мне было так удобно, что даже двигаться не хотелось.
Поговорив немного, хозяин показал нам дом. Его обитель была очень похожа на земные дома, только она была совершенна. На окнах висели занавески. Стены были украшены картинами, которые в этом доме очень напоминали искусство земных модернистов, только были намного лучше.

Там еще были фотографии членов семьи хозяина; и везде были расставлены цветы и деревья. Кроме того, весь дом был заставлен прекрасной мебелью и предметами роскоши. Некоторые из них я даже узнал.
Каждая обитель подходила тому человеку, который жил в ней. У каждого чада Божьего на небесах есть своя обитель (Ин. 14:2). В той, куда ходили мы, были разные комнаты, например, столовая, гостиная, кухня, кабинет и т. д. (Уверен, что там были и спальни, но мы не поднимались наверх).

Хозяин дал мне большой плод, похожий на яблоко и очень вкусный. Потом мы попрощались и вышли через заднюю дверь. Не знаю почему, но именно так мы и вышли. В доме были и другие люди; перед тем, как мы ушли, они нас обняли и поцеловали.
Похоже, что многие люди не верят в то, что на небесах мы будем есть. Однако апостол Иоанн писал о брачной вечере Агнца (Отк. 19:19). Также Иоанн писал о дереве жизни, приносящем каждый месяц один из 12 плодов (Отк. 22:2). Кроме того, Иисус с учениками ел рыбу и хлеб после того, как воскрес и получил преображенное тело, такое, какое у нас будет на небесах (Лк. 24:42; Ин.21:9).

Все, кого я видел, выглядели прекрасно и были в полном расцвете сил. Все выглядели на тридцать с небольшим лет. Возможно, это потому, что Библия говорит, что мы будем подобны Ему (1Ин. 3:2), а ведь Он воскрес и вознесся на небеса именно в этом возрасте. Я вообще не видел детей; однако я почему-то уверен в том, что они там были. Очевидно, они находились в другом месте, куда мы не ходили.
Кроме того, я узнал, что там возраст определяется по духовной зрелости человека, а не по возрасту на земле. Когда вы попадете на небеса, ваш возраст будет равен возрасту скрытого человека, живущего у вас в сердце.

Животные на небесах

Мы с Иисусом шли дальше. Преодолев несколько холмов, я увидел множество различных животных, каких только можно себе представить, "от А до Я". Иногда люди ставят это под сомнение, но уж если разобраться, то почему бы животным не быть на небесах? Библия говорит, что там есть кони. Неужели Бог ограничится лишь одним видом животных?
Все знают о том, что Иисус вернется на землю на белом коне (Отк. 19:11). Кони и колесница были посланы, чтобы забрать Илию на небеса (4 Пар. 2:11,12). И колесница, и кони были огненными.

Некоторое время спустя Елисей просил Бога открыть глаза его слуги, чтобы тот мог увидеть, что на стороне Израиля было большее войско, чем на стороне врага.
"...И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея" (4 Царств 6:17).

Я видел собаку, козленка и могучего льва. На деревьях щебетали птицы всех размеров, и казалось, что все они пели одну песню. А когда они кончили петь, можно было подумать, что они начали разговаривать между собой!
Вдалеке я видел других животных, но узнать их не смог. Однако они не убегали от людей и не пытались на них нападать. Вес было тихо и спокойно. На небесах нет страха. Божье присутствие там настолько сильно, что вещи, подобные страху, смятению, сомнению, немощи и волнению, просто не могут существовать.

Я также смотрел на деревья. Когда мы проходили мимо них, листья раскачивались в танце и хвале. Можно было подумать, что повсюду дул сильный ветер. Трава была зеленой - сплошная зелень - и очень мягкой. Когда мы проходили, она тут же распрямлялись и занимала свое прежнее положение, поэтому следы мгновенно исчезали.
Многие обрадуются, когда узнают, что на небесах не нужно стричь газоны! Трава всегда остается одной длины. А если с дерева падает лист, то он немедленно исчезает. На деревьях нет гнилых плодов, потому что на небесах нет смерти и тления. Там нет ничего неправильного, и никогда не возникает никаких проблем.

Конечно, благодаря присутствию самого Источника жизни, там нет сомнения и неверия. Благость Божья пребывает на небесах.

Облако свидетелей

Ходя с Иисусом по небесам, мы стали хорошими друзьями. Мне с Ним было очень удобно, и я абсолютно не нервничал по поводу того, что говорил или делал. Посмотрев на себя, я увидел, что моя одежда была точно такой же, как и у всех, кого мы встречали.
Все святые, которых я видел, носили белые одежды - "белый виссон праведности".

"И дано было ей (Невесте Христовой в целом и святым Божьим в частности) облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых" (Откровение 19:8).
Некоторые люди носили ювелирные украшения, другие - разноцветные шарфы. Конечно, никто своим внешним видом не выказывал ни суеты, ни гордыни, но не возникает сомнений в том, что даже на небесах Бог хочет, чтобы все Его дети воздавали Ему честь и хорошо выглядели. Однако белые одежды были важным элементом небесного наряда.

Побывав на небесах, я уже не могу понять людей, которые считают, что там они будут лишь лениво летать на облаках. Если Бог не одобряет у людей потворство своим желаниям и лень (Пр. 6:6; 15:19) на земле, то тем более Он не допустит этого на небесах. На небесах нет лени - вообще нет.
Также меня волнует вся лжеинформация по поводу ангелов, которая ходит не только в миру, но и в Церкви! Повсюду можно увидеть картинки с изображением полуобнаженных херувимов с метр ростом, стреляющих из лука стрелами "любви" в людей. А недавно по телевидению даже было показано популярное шоу, в основе которого лежала фантазия о том, что после смерти люди превращаются в ангелов.

И, что еще хуже, это шоу и еще один довольно популярный фильм "Это чудесная жизнь", который каждый год показывают во время Рождественских праздников, основываются на том, что люди, желающие стать ангелами, могут заслужить себе крылья. Ничто на небесах нельзя заслужить "делами плоти" - ни хорошее, ни плохое. Все там - дар Бога Отца Своим возлюбленным детям.
Люди должны понять, что ангелы абсолютно отличны от нас. Согласно тому, что написано в Библии, существует несколько видов крылатых небесных существ.

Херувимы - прекрасные творения, настолько отличные от маленьких толстеньких херувимчиков из романтических фантазий, насколько это вообще возможно представить. Кроме них есть еще ангелы-посланцы, ангелы-воины и серафимы. Возможно, есть кто-то еще, но Библия об этом умалчивает.
С технической точки зрения херувимы не относятся к ангелам, но являются абсолютно самостоятельным видом. Когда Адам и Ева были посланы жить на землю. Бог поставил херувимов охранять Едемский Сад (Быт. 3:24). Моисею было ведено сделать золотые изображения херувимов, чтобы те затеняли (Исх. 25:18; Евр. 9:5), т. е. сделать крышку славы для Ковчега Завета.

Иезекииль, описывая свое видение блуда в Иерусалимском Храме, называет херувимов животными (Иез. 10:20; 16:15). Он сказал, что у херувимов было по четыре лица: лицо херувима, лицо человека, лицо льва и лицо орла (Иез. 10:14, 20-22).
Фактически, в отрывке, относящемся, по мнению многих, к сатане, Иезекииль называет его "помазанным херувимом, чтоб осенять" (Иез. 28:14). Мы обычно называем дьявола падшим ангелом, но, согласно Слову, он был творением гораздо более высокого ранга. Он, в действительности, был одним из прекрасных херувимов - существом высшего ранга на небесах. Однако, взбунтовавшись против Бога, он смог убедить треть ангелов на небесах последовать за ним (Отк. 12:4).

Библия очень много говорит об ангелах. Некоторые из них несли суд, например, ангелы, пришедшие в Содом и Гоморру (Быт. 19); другие несли предостережение, например, ангел с обнаженным мечом, явившийся Валааму (Чис. 22:22-35), а третьи - ответы на молитвы, как тот, что пришел к Даниилу после 21-дневного поста (Дан. 10:13).
По моим наблюдениям ангелы достигают в высоту двух метров, некоторые даже выше. Они полностью одеты в соответствии с целью и уровнем своего задания. У одних есть крылья, у других - нет.

У серафимов (Ис. 6:2, 26), согласно пророку Исайе, шесть крыльев. Поистине, эти твари небесные прекраснее чего-либо, что мы можем себе вообразить (1 Кор. 2:9).
Такими я их видел.

Слезы ходатайства

Мы покинули здание, и, пока шли по дороге, Иисус начал плакать. Я был поражен. Иисус Христос, Сын Божий, плакал. Он повернулся ко мне; слезы ходатайства текли у Него по щекам. Некоторые Его слова слишком святы, чтобы я мог их повторить, но кое-что я могу сказать:
"Робертс, Я так сильно люблю Свой народ, что готов вернуться на землю, снова три года проповедовать и умереть даже за одного человека. Если бы Мне пришлось заново заплатить цену и если бы Я знал, что они хотят попасть на небеса, то Я сделал бы это еще раз.

Мне не нужно знать, получится это у них или нет. Если бы они только хотели попасть сюда, то Я умер бы за них еще раз, даже если бы они и были самыми страшными грешниками на свете".
Он продолжал: "Я так сильно люблю Свой народ. Почему люди не верят Моему Слову? Разве они не знают, что у Меня есть вся власть на земле и на небесах, которой Я могу подтвердить каждое Свое слово? Это же так просто. Я не сделал это чем-то сложным. Если бы люди только верили Моему Слову, то Я сделал бы то, что сказал".

Он заплакал еще сильнее и сказал: "Я не понимаю, почему люди говорят, что верят, что Я что-то сделаю, но, когда это не происходит в их время, они начинают сомневаться в Моем Слове. Если бы они только верили и с уверенностью говорили, что Я это сделаю, то Я бы сделал это в нужное время".
Я знаю, что Иисус плакал из-за нашего неверия. Мне тогда было только восемь лет, но я уже знал, что это такое и как сильно оно ранит Иисуса. И прямо там я заключил с Иисусом завет: никогда не сомневаться в Его словах и позволить Богу быть Богом. Сейчас, думая или говоря о чем-то с сомнением, я вспоминаю слезы ходатайства, текущие по лицу Иисуса, и отбрасываю всякое сомнение и неверие.

Добравшись до одного из рукавов Реки Жизни, мы разулись и вошли в воду. Глубина была по колено, а вода - кристально чистой. Знаете, что Иисус сделал? Он окунул меня в воду. Я отскочил и обрызгал Его. Мы устроили водное сражение. Мы брызгались и смеялись. И мы ходили внутри воды. Я знаю, что вам этого не понять, да и мне, в принципе, тоже. Но это было именно то, чем мы занимались.
И это кое-что значило для меня. Царь Славы, Сын Божий оторвался от Своих дел, чтобы поплескаться с восьмилетним Робертсом в Реке Жизни. Когда я снова окажусь на небесах, поставлю историческую табличку на том месте: "На этом самом месте Иисус Христос стал не только Господом и Спасителем Робертса Лиардона, но и Его другом".

Да, Он стал моим другом. Теперь мы ходим и разговариваем вместе. Услышав хорошую шутку, я бегу к Иисусу и слушаю, как Он над ней смеется. А когда Он слышит смешной анекдот, то рассказывает его мне. Вы знаете. Бог может рассказать вам несколько хороших шуток, если вы достаточно чутки, чтобы услышать Его голос. Его шутки очень смешные и никогда не бывают скучными. В конце концов, Библия говорит нам, что Бог умеет смеяться (Пс. 2:4; Пс. 36:13).
Река Жизни не похожа ни на что на земле. Когда вы заходите в ее воды, она очищает вас. Она очищает вас от всего, что в вас остается от земной жизни, и дает вам жизнь из ее истинного источника. Тронного Зала Бога (Отк. 22:1,2).

Река Жизни течет, как горный ручей, и у нее нет дна. Вся ее вода кристально чиста. Поиграв некоторое время, мы вышли на берег. Потом я почувствовал, как будто включился огромный фен и мгновенно высушил нашу одежду. Мы обулись и пошли дальше.

Наша "семья" подбадривает нас

Потом нам пришлось столкнуться с чем-то таким, чего я никак уж не ожидал увидеть на небесах, но что мне запомнилось, как самое смешное переживание. Однако, когда я разобрался, то понял, что это была самая воодушевляющая и волнующая вещь, с которой мне приходилось иметь дело за всю свою христианскую жизнь.
В Послании к Евреям 12:1 говорится об "облаке свидетелей":

"Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще".
Я видел это огромное облако свидетелей. Они знают о том, что Церковь делает в духовном плане. Например, когда я проповедую, они подбадривают меня и кричат: "Делай это, делайте, вперед". Когда наступает "половина времени", они все падают на колени и начинают молиться. "Половина времени" - время молитвы. Потом они все встают и снова начинают подбадривать меня.

Это похоже на большую игру, игру очень серьезную и очень реальную, не просто ради развлечения. Нас подбадривают наши болельщики. Они на 100 процентов за нас. "Вперед! Возьми их! Так! Вперед!"
Если бы мы только могли четко понять, что Писание говорит об одной семье на земле и на небесах, то смогли бы в своем духе услышать, что говорят наши небесные родственники. Если бы мы слышали это облако свидетелей, то преуспевали бы во всех сферах жизни. А чтобы это сделать, нужно всего лишь перейти в мир духа.

Люди время от времени спрашивают меня об истинных членах семьи, ушедших на небеса: "А я на небесах увижу своего двоюродного брата? А как я его узнаю?" Я действительно считаю, что для Бога наша "духовная семья" гораздо важнее, чем обычная семья. Несмотря на то, что вы и узнаете на небесах своего двоюродного брата, вы можете с удивлением обнаружить, что наиболее важными для вас будут отношения с людьми, которых Бог поместил в вашу "духовную семью", а это не обязательно будут члены вашей "обычной семьи".
Невостребованные благословения

Следующим пунктом моего путешествия было еще одно здание, но оно было уже значительно больше и выглядело довольно странно. Мое любопытство разыгралось еще больше, когда я увидел, что здание было буквально оплетено молниями, а изнутри доносились раскаты грома.
Обычно я спрашивал Иисуса вслух, и отвечал Он мне тоже вслух.

Но на этот раз я просто подумал: "Интересно, что это за здание?" Ответ пришел немедленно.
"Это Тронный Зал Бога".

Оно отличалось от всех других также тем, что перед ним были высажены семь рядов цветов. Они росли по бокам дорожки, ведущей к подъезду. На небесах все имеет цель, а число 7 в Библии символизирует совершенство и завершенность. Сами цветы постоянно меняли свою расцветку и очень походили на радугу. Все цветы, бутоны и листочки были одинакового размера.
Кроме того, перед зданием росли 12 деревьев - не такие, как мы видим на земле, но особенные, небесные. Там было дерево мудрости, приносящее плод мудрости, дерево любви, приносящее плод любви и т. д. Там было дерево жизни, приносящее 12различных плодов, чьи листья "исцеляют" народы. Двенадцать - число высшей власти.

И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов (Откровение 22:1,2).
И я видел двух ангелов, стоящих у входа. Каждый из них держал в руке своей меч, а лезвиями мечей были языки пламени. Эти два ангела охраняли вход в Тронный Зал Бога, и их мечи буквально пылали.

Хранилище небесное

Мы пошли дальше - и это самая важная, а возможно, и самая странная часть моего рассказа. Где-то в полу километре от Тронного Зала стояли три склада. Они были очень длинные и очень широкие. Может быть, их было больше, но я заметил только три. Мы вошли в первый из них. Пока Иисус закрывал за нами дверь, я ошеломленно оглядывался по сторонам!
Вдоль одной стены на полках лежали различные части человеческих тел. Ноги висели на стене, но все это выглядело натурально, а не гротескно. Вдоль другой стены на полках лежали глаза: зеленые, коричневые, голубые и т. д.

В этом здании находятся все части человеческого тела, нужные на земле, но христиане не понимают, что такие благословения ждут их на небесах. И во всей вселенной не существует иного места, где все это может понадобиться, кроме как здесь, на земле. Они больше нигде не нужны.
Иисус сказал мне: "Это невостребованные благословения. Это здание не должно быть заполнено. Оно должно быть пустым. Сюда нужно приходить с верой, и здесь вы и люди, с которыми вы сегодня вступаете в контакт, можете получить необходимые части тела".

Невостребованные благословения так и лежат на тех складах - все части человеческого тела, которые могут кому-либо понадобиться: сотни новых глаз, ног, волос, барабанных перепонок, новая кожа - все это там. Все, что вам нужно сделать, - это прилги и взять все необходимое рукой веры, потому что оно уже там.
Вам не нужно плакать и умолять Бога сотворить нужную вам часть тела. Просто идите и возьмите ее. Двери на этих хранилищах никогда не запираются. Они всегда открыты для тех, кому нужно войти. Мы должны очистить эти здания.

Иногда, когда мы молимся, ангел с небес приносит нам ответ,- как мы это видим в истории с Даниилом (Дан. 10:12), - но он не всегда может доставить его сразу. Даниил, прежде чем получить ответ, молился и постился 21 день. Благодаря его настойчивости в молитве ангел смог преодолеть демонические преграды на втором небе, где обитают начальства, власти и мироправители тьмы века сего (Еф. 6:12).
А что случилось бы, если бы Даниил перестал молиться и "упорствовать", ожидая ответа от Бога? Ангел мог бы не выиграть битву с князем царства Персидского (Дан. 10:13), и Даниил не получил бы ответ, если бы, как это делают многие христиане сегодня, он сказал: "Ну, эта штука не работает. Я молился и постился, но Бог все равно не ответил".

Но истина заключается в том, что он не получил бы ответ из-за того, что перестал молиться; он сдался бы слишком рано.

Иисус хочет, чтобы мы были живы и здоровы

Благодаря путешествию на небеса, я никогда не сомневался не только в том, что Иисус хочет, чтобы Его народ был жив и здоров, но и в том, что исцеление принадлежит всем, кто примет его. Я знал без тени сомнения, что Бог не возлагал на людей немощь и болезнь. За время своего путешествия на небеса я не видел там ни того ни другого. Я там видел только обеспечение для творческих чудес.
Все, что Бог дал нам, сделал или обеспечил для нас, имеет свой источник в Нем и Его небесном Царстве. Так как же Он мог дать нам немощь или болезнь, если это чисто земной феномен, результат падения Адама и Евы? Немощь, болезнь, любой недостаток и все другие земные горести исходят от сатаны - отца лжи и виновника смерти и разрухи.

Однако в своем знании об исцелении в Иисусе я не основываюсь на переживании на небесах. Я основываюсь лишь на Слове Божьем. Есть очень много хороших книг по вопросу исцеления, но слишком мало места в этой книге, чтобы детально обсуждать здесь эту тему. Но ради тех, кто не знает этого или был научен чему-то абсолютно иному, я хочу привести лишь два стиха из Писания, подтверждающих, что исцеление принадлежит нам.
"Но Он изъявлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (в оригинале - мы исцеляемся. Прим. перев.)" - (Исайя 53:5).

Пророк говорил это, ожидая того времени, когда Иисус придет на землю как Мессия и пойдет на крест ради человечества.
"Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" - (1 Петра 2:24)

Апостол Петр процитировал Исайю, но изменил глагол; Исайя смотрел в будущее; Петр использовал глагол в прошедшем времени. Исайя ожидал прихода Иисуса с исцелением на крыльях (Мал. 4:2), а Петр сказал: "Это уже сделано! Он уже пришел с исцелением на крыльях".
Иисус хочет, чтобы мы были физически здоровы по двум причинам: Он любит нас и не хочет, чтобы мы испытывали боль, и Он хочет, чтобы ничто не препятствовало ним исполнять Его волю в служении или в нашей жизни. Немощь и болезнь заставляют вас думать о себе, а не о других; они истощают ваши финансы, которые можно было бы использовать для дела Господня: и они дают сатане возможность одержать так много побед в вашей жизни.

Довольно популярно учение о том, что Бог использует немощь и болезнь для того, чтобы "научить нас чему-то". Это абсолютно противоречит Писанию. Вы бы наслали на своего ребенка корь или оспу, чтобы "научить его чему-то? Если да, то вы просто издеваетесь над своим ребенком. И именно это и делал бы Бог, если бы учил нас через немощь или болезнь.
Иисус отметил, что если земные отцы дают своим детям что-то хорошее, то уж тем более наш Небесный Отец даст нам. Своим детям, добрые дары. Он спросил, дали бы вы своему сыну змею, если бы тот попросил бы у вас рыбу (Мф. 10:16; Лк. 11:11). Так почему же люди думают, что Бог может сделать такое?

Если уж по Ветхому Завету Бог хранил более трех миллионов иудеев здоровыми и свободными от немощи, то тем более Он будет хранить Своих детей здоровыми и свободными от немощи по Новому Завету, завету лучшему! (Евр. 8:6).
Прочитайте Исход 15:26:

"Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать Заповедям Его, и соблюдать все уставы Его: то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь целитель твой".
Обратите внимание на то, что условиями здоровой жизни были послушание гласу Бога, дела, угодные в очах Его, внимание Его заповедям и соблюдение всех Его уставов. Итог следующий: Бог говорит: "Если вы будете слушаться Меня и повиноваться Мне, то Я сделаю для вас это".

На арамейском языке этот стих читается следующим образом:
"Я не допущу до тебя ни одной из болезней, которые Я допустил до египтян".

Во время путешествия по небесам я ничего этого не знал, лишь потом, по мере своего роста, я узнал все это из Слова Божьего. Однако после этого путешествия я знал, что всегда есть воля Божья на исцеление всех, кто слушается Его и повинуется Ему, - а это по Новому Завету означает, что человек должен ходить в любви к Богу и к своему "ближнему" (Мф. 22:37-39) и в вере (Евр. 11).
"Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам" - (Марк 11:24)

"Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих" - (Иаков 1:6-8).
Насколько я себя помню, даже до своего путешествия на небеса, я никогда не сомневался, что Слово Божье истинно.

После того, как Иисус показал мне Тронный Зал Бога и хранилище невостребованных благословений, мы двинулись дальше и шли в тишине. Я думал о том, что увидел, и просто наслаждался присутствием Иисуса.
Потом Иисус заговорил и начал рассказывать о том деле, на которое Он призвал меня на земле.

Иисус назначил меня

Иисус взял обе мои ладони в Свою, а вторую руку Он положил мне на голову.
Он сказал: "Робертс, Я призываю тебя на великое дело. Я назначаю тебя на великое дело. Тебе придется бежать, как никому другому, и проповедовать, как никому другому".

Другими словами, Он велел мне не пытаться копировать других людей, не пытаться подстроиться под религиозные мнения и рамки, но просто делать только то, что Он хочет, чтобы я делал, и быть только тем, кем Он хочет, чтобы я был.
"Придут трудные времена, - предостерег Он меня, - но тебе нужно смотреть на них не как на пороги, но как на ступеньки. Иди с силой и с верой, и Я всегда буду рядом с тобой. Иди, иди, иди. Иди и делай то, что Я делал".

И когда Иисус в первый раз сказал: "Иди", - помазание и огонь начали проистекать из Него в меня. Этот огонь прошел по мне от макушки до пят. И сейчас, каждый раз, когда я говорю об Иисусе, неважно, слушают ли меня 3000 человек или только один, все мое тело буквально пылает, как это написано в Евангелии от Луки 3:16:
"Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем".

Церковь должна принять этот огонь Божий. Только он может сжечь всю солому в вашей жизни. В послании к Евреям 12:29 говорится: "Потому что Бог наш есть огонь поядающий".
Если вы позволите огню Святого Духа очистить ваше тело, то сможете смело с чистым сердцем и чистым разумом ходить пред Богом. Вы узнаете, что можете входить в Его присутствие, где и есть ваше место, без страха быть убитым Его славой.

Помолившись за меня и назначив меня, Иисус отступил назад. Я посмотрел на свои ладони. Они были красные, как кровь.
Отступив, Иисус вытянул прямо из воздуха большой экран. На этом экране Он начал показывать мне мое прошлое.

Конечно, в восьмилетнем возрасте оно у меня было не очень продолжительным.
Но потом, когда Иисус начал показывать мне мое служение и людей, которые обретут спасение через него, я старался ничего не пропустить, и теперь стараюсь достичь каждого из них - даже если это и означает жизнь до старости.

Чудо большее, чем чудо воскрешения Лазаря, происходит, когда человек рождается свыше, воскресает из духовной смерти и спасается от вечного проклятия.
Я видел, как буду проповедовать в различных местах. Потом я понял, что настало время идти.

Я уже собрался выйти через ближайшие ворота, когда Иисус позвал: "Роберте!" Я очень быстро повернулся. Иисус стоял, и слезы текли у Него по щекам. Его руки были протянуты ко мне.
Он сказал: "Я люблю тебя".

И когда Он это сказал, я оставил небеса и вернулся в свой земной дом.

Похожие публикации