Заключения пмпк станут обязательными для родителей. Образец психолого-педагогического заключения на ребенка с зпр на пмпк Заключение пмпк расшифровка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам психологического обследования

Ф.И.О. ребенка_____________________________

Дата рождения ______________ возраст ________

Дата обследования __________________________

Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.) с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, др) . Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (подгрупповой / посредством наблюдения).

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально - волевой сферы и поведения ребенка.

В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается) , но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма) .

При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие) .

После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции) .

В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий) .

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный) .

Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость) .

Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность) .

Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении) .

Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют) .

Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен) .

Деятельность ребенка активная и целенаправленная (сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование) . Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи / нужна стимулирующая помощь / организующая помощь) . Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер, темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность) .

Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый) .

Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает).

Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная - пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая) .

Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).

Результаты изучения психических функций следующие.

Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно).

Память. Преобладает зрительная модальность над слуховой (сформированы одинаково) . Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста (ниже среднего / низкий). Слухоречевое запоминание: кратковременная память в пределах возраста (ниже среднего / недостаточно прочное). Скорость запоминания без особенностей (длительная / в виде «плато»). Долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста (недостаточно прочное / низкое).

Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом). Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано). Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).

Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное).

Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).

Моторика развита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)

Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:

Незрелость всех форм мышления;

Несформированность саморегуляции и контроля поведения;

Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;

Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.

развитие концентрации, переключаемости внимания.

развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,

ФИО, подпись психолога____________________

подпись родителя

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» - Изотова Раиса Викторовна

Г.Петропавловск-Камчатский

В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются (п. 21 Положения о ПМПК, Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082):

Обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

Рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Цитата из Положения о ПМПК (Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082):

«23. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

25. Родители (законные представители) детей имеют право:

…в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.»

Заключение ПМПК должно быть представлено в образовательную организацию или при необходимости в орган образования (для создания необходимых условий обучения) в течение года со дня выдачи. Это значит, что по истечении года, если заключение не было предъявлено, оно будет уже недействительно и придется проходить ПМПК заново. Это значит, что представив в школу/детский сад заключение ПМПК в течение года со дня выдачи и начав в ней обучение, ребенок не должен через год снова проходить ПМПК. Все последующие обращения в ПМПК могут быть вызваны необходимостью уточнения рекомендаций по причине того, что условия, созданные для ребенка в соответствии с рекомендациями ПМПК, не являются эффективными или подходящими ребенку. Также ПМПК в заключении может указать рекомендованные сроки для посещения ПМПК (например, по окончании начальной школы или через год, если ПМПК определила более сложную образовательную среду для ребенка в спорной диагностической ситуации).

В соответствии с заключением ПМПК

Осуществляется выбор образовательной организации для обучения ребенка: обучение в организации (детский сад) выбор и выбор школы и прием в нее

Организуется обучение ребенка в других формах: на дому и в медицинской организации , в семейной форме

Рекомендательный характер заключения ПМПК для родителей условен. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» родители могут выбрать формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом заключения ПМПК. Т.е. родители все таки ограничены в своих правах рекомендациями ПМПК. Родители, например, могут решить не следовать ее рекомендациям и устроить ребенка в обычный класс обычной школы без предоставления заключения ПМПК. Но если ребенок будет неуспешен, будет нуждаться в создании специальных условий, надо понимать, что без заключения ПМПК их создание незаконно. Неуспешность ребенка в обучении имеет свои последствия. Сможет ли ребенок остаться в этом классе при предъявлении заключения ПМПК - зависит от нескольких условий. Для обучения по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ, не указанной в заключении ПМПК, образовательная организация принять ребенка не вправе.

В ситуации, при которой ребенок неуспешен в обучении в выбранной организации, классе, родители отказываются проходить ПМПК или следовать ее рекомедациям, может быть поставлен вопрос о действиях родителей не в интересах ребенка с привлечением органа опеки и попечительства. Мнение родителя об условиях обучения ребенка, не поддерживаемое специалистами, - крайне слабая защита прав родителя и ребенка в такой ситуации (подробнее в блоке "Проблемы в школе "). Поэтому так важны этапы подготовки к ПМПК и возможный этап

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНСИЛИУМА СПЕЦИАЛИСТОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Педагог-психолог

ФИО ребёнка Иванов Иван Иванович

Дата рождения « 00 » 00 20 00 года

Дата проведения обследования « 06 » февраля 2017 г.

С 09.00 до 10.30

Обследование проведено в присутствии и с согласия

Ознакомлен(а) с тем, что применяются методики психолого-педагогического обследования.

Я , ,

ФИО родителя/законного представителя полностью в именительном падеже

подтверждаю, что давая такое согласие, я действую по собственной воле и в интересах ребёнка.

Дата 03.02.17 Подпись /

Диагностические методики, характеризующие развитие познавательной деятельности ребенка и его личности:

Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена; методика классификация предметов (детский вариант), методика «Классификация предметов по двум признакам» (лото В.М. Когана); методика опосредованного запоминания по А.Н.Леонтьеву; понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом; методика «Исключение предметов»; диагностический альбом (выборочно); Исследование словесно-логического мышления (Э. Замбачявичене)

Заключение педагога-психолога:

Особенности аффективно-личностной сферы

контакт идет без затруднений, выполнять задания не отказывается, на самостоятельную деятельность ориентирован, к замечаниям прислушивается

интерес ситуативный

для школьников – критика к наличию проблем и трудностей, к успехам и затруднениям

воспринимает адекватно, при положительной поддержке работает более охотно. Адекватность достаточная в соответствии с актуальным психофизическим развитием

приемы, способствующие улучшению контакта снятие мышечного напряжения, Эмоционально-чувственная оценка результатов работы самим ребенком.

приемы, способствующие повышению продуктивности учет индивидуальных мотивационных факторов. Возможность актуализации потребностей, имеющих отношение к результату действия.

особенности эмоционального реагирования (преобладающий фон настроения, специфические симптомы, отмечаемые во время обследования) спокойный Открыт для контакта с психологом. Может на короткий период задуматься и не обращать на инструкцию психолога

какие мотивы обладают наибольшей побудительной силой (подчинение взрослому, игровой, соревновательный и т.п.) подчинение взрослому

проявляет ли ребенок способность к волевому усилию/продуктивно занимается только в случае эмоциональной привлекательности задания при затруднениях не всегда доводит задание до конца. Характер исполнительских действий - напряженный

какая мотивационная стратегия доминирует ( достижения успеха/избегания неудачи) избегание неудачи. Слабость мотивационной установки. Внешний мотив

Особенности динамической стороны психической деятельности

характеристика темпа, работоспособности:

проявления истощаемости Затруднения при переключении на другой вид деятельности. Отвлекается на любые стимулы из вне. Снижается продуктивность, концентрация и точность внимания

длительность периодов сосредоточенной работы 20-25минут

внешние проявления утомления отвлечение на происходящее в окне, может лечь на парту. Рассматривает посторонние предметы, детей. Просится «выйти»

инертность /высокая подвижность психических процессов инертность

Особенности интеллектуально-мнестической деятельности

понимание инструкций на уровне импрессивной речи отмечены сложности в понимании многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций. Плохо понимает содержание рассказа со скрытым смыслом. Тяжело дается пересказ.

ориентировки в заданиях разного уровня сложности ослабевает по мере усложнения

удержание цели недостаточный уровень целеполагания.

целенаправленность и осмысленность производимых действий деятельность непланомерна. Не умеет соотносить промежуточные и конечные цели

конкретность мышления низкий уровень абстракто-логического мышления. Преобладает наглядно-образное

искажение процессов обобщения обобщение по ситуативным или функциональным признакам. Обобщение расплывчато и мало дифференцировано. Хуже справляется с заданиями на классификацию. Не всегда продуктивно использует опору на образец (аналогии).

способность к вербализации своих рассуждений ограниченный словарный запас, пассивный преобладает над активным. Редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Речевые конструкции просты и не осложнены сравнительными оборотами. Трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя смысл изображений на картинке понятен.

обучаемость

характер и количество помощи стимулирующая

способность к переносу усвоенного действия на сходное задание с затруднениями усваивает принцип решения задачи и переносит его на сходное задание.

неспецифические дисфункции, затрудняющие процесс обучения (нарушения зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки и т.п.). нет

Диагностический вывод:

степень отставания от возрастной нормы

вариант нарушенного развития (недостаточное, асинхронное, повреждённое, дефицитарное, множественные нарушения развития) недостаточное

Дата 16.02.2017 должность педагог-психолог

Подпись ФИО

Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Инклюзия в вопросах и ответах: всё о ПМПК

  • 27146
  • 17.12.2017

Мы продолжаем публикацию ответов на вопросы, прозвучавшие на Осенней школе по инклюзии Всероссийского интернет-педсовета. Сегодняшняя статья целиком посвящена ПМПК - психолого-медико-педагогической комиссии, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (умственная отсталость, задержка психического развития и др.), а также определение возможности обучения в общеобразовательной школе. На обследование ПМПК направляют дошкольников и детей школьного возраста, как правило, учеников начальной школы. Не нужно бояться ПМПК, говорят специалисты, ведь заключение ПМПК - это не приговор, а руководство к действию.

Как подготовить родителей к ПМПК?

Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (п. 15в Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка. В исключительных случаях (родитель находится в стационаре, длительной командировке), оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации (например, социального педагога).

Обследование проводится только при наличии всех необходимых документов, которые предоставляются в ПМПК заранее. При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Если ребенок заболел, обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день.

Создайте у ребенка (школьника) позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами.

Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребёнку.

Продолжительность обследования каждого ребёнка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время приёма может отклоняться от назначенного первоначально времени.

В процессе обследования не подсказывайте ребёнку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости, помощь ребёнку окажет специалист, проводящий обследование.

При ребёнке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даёте установку на подобное поведение.

После обследования похвалите ребёнка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.

Как подготовить ребёнка к ПМПК и что спрашивают на ПМПК?

На ПМПК задают вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы. Готовить к ПМПК можно, важно, чтобы ребёнок не волновался, знал типы заданий и что от него примерно будут ждать. Все вопросы обычные, и обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на них ответить. Например, на ПМПК просят:

Рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях друзей, о доме. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах.

Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ориентация в понятиях: больше - меньше, длиннее - короче, живое - неживое, в цветах, формах предметов и их расположении (на столе, под столом и т.д.).

Показать какое-то действие, проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

Проверяют умение обобщать и логику - умение объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Части тела, профессии.

Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.

Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка - дочка - почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

Сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.

Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

Школа направляет ребёнка на ПМПК, но мать категорически отказывается от проведения комплексного обследования. Кто несёт ответственность?

По закону «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 ст. 44 п. 4. родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

Обеспечить получение детьми общего образования;

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012, все дети имеют право на образование. Родители несут ответственность за соблюдение прав ребенка.

В договоре с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательная организация должна зафиксировать положения, закрепляющие взаимную ответственность по обеспечению специальных образовательных условий (своевременная диагностика, сопровождение специалистами). Со стороны родителей — соблюдение и поддержка единых педагогических требований к ребёнку в процессе сопровождения.

В состав ПМПК входит врач-психиатр. Значит ли это, что ребёнка поставят на учёт к психиатру и «залечат»?

Нет, на учёт к психиатру после посещения ПМПК не поставят. Не бойтесь визита к детскому психиатру, не пугайтесь слова «психиатрия», не стесняйтесь спросить о том, что Вас беспокоит в Вашем ребёнке, что Вам кажется «неправильным», не закрывайте глаза на какие-то особенности в поведении и развитии Вашего ребёнка, убеждая себя, что «это просто кажется».

Консультативное обращение к детскому психиатру ни к чему родителей не обяжет и при этом часто своевременное обращение к врачу-психиатру с Вашим ребёнком предотвращает развитие грубых психических нарушений в более позднем возрасте и даёт возможность Вашему ребёнку в дальнейшем жить полноценной здоровой жизнью.

Нужно ли получать заключение ПМПК при переоформлении инвалидности?

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Каков срок действия заключения ПМПК? В каких случах нужно проходить ПМПК повторно?

Согласно п. 23 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Таким образом, каждый год проходить ПМПК не нужно. Если родители предоставили заключение в образовательное учреждение до истечения года, то оно действительно, максимум, на ступень обучения, либо на срок, указанный в заключении (Например: «Контроль через год»).

Если по мнению учителей, специалистов и родителей по окончании ступени, например, начального общего образования (перед 5 классом) ребёнок, не нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе, то есть задержка психического развития скомпенсирована, ПМП(к) отмечает этот факт в карте динамического наблюдения и повторно на ПМПК не направляет.

Необходимо пройти ПМПК повторно, если в предыдущем заключении указан диагностический срок (Например: «Контроль через год»), либо по решению консилиума ребёнок нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе при переходе на следующую ступень обучения.

Также, если ребёнок переведён на индивидуальное обучение (по Постановлению врачебной комиссии), необходимо обратиться в ПМПК, чтобы это специальное условие обучения было отражено в заключении. (Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).

Психолого-медико-педагогический консилиум направляет на ПМПК если ребёнок:

Имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) нарушения поведения (ст. 79 п.5 ФЗ «Об образовании в РФ»), препятствующие получению образования без создания специальных условий;

Испытывает трудности в освоении программы при переходе на следующую ступень обучения (ст. 58, п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»);

Находится на индивидуальном обучении (имеет постановление врачебной комиссии с указанием срока действия);

Имеет заключение ПМПК, обучался по адаптированной программе и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА;

Имеет хроническое заболевание, наблюдается у врача-специалиста (не на индивидуальном обучении) и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА.

Кто даёт рекомендации по предоставлению услуг ассистента (помощника) и тьюторском сопровождении обучения лиц с ОВЗ и инвалидов?

В соответствии с частями 2, 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при создании в них специальных условий для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Одним из таких условий является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

В соответствии с пунктом 32 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» при организации образовательной деятельности и коррекционных занятий для лиц с ОВЗ с учетом особенностей учащихся полагается одна штатная единица тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 учащихся с ОВЗ.

В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», регламентирующем деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), ПМПК создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Также одним из направлений деятельности ПМПК является оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида (далее — ИПР).

Согласно приказу Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения, в том числе задачи в части разработки оптимальных для детей-инвалидов ИПР руководителям МСЭ необходимо осуществлять взаимодействие с ПМПК посредством:

Направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребёнка);

Приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребёнка-инвалида.

Таким образом, рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а для обучающегося, имеющего статус инвалида, — ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.

Психологическое заключение

Ф.И.О. ребёнка : ______________________________

Дата рождения : _______________________________

Адрес: _______________________________________

Школа/класс: ________________________________

В ситуации индивидуального обследования девочка спокойна, эмоционально сдержана. Не проявляет интерес к тестовым заданиям, но предложенные задания выполняет до конца. Действует методом проб и ошибок. Допущенные ошибки исправляет после указания на них взрослого. Имеет опрятный внешний вид.

Общий кругозор узок, ограничен рамками усвоенного школьного материала. Знания о ближайшем окружении недостаточны.

Мелкая моторика развита слабо. При выполнении графических заданий девочка испытывает затруднения. При рисовании линии неровные, присутствуют исправления, штриховка неравномерная. При обследовании тонкой моторики выполняет движения по подражанию и речевой инструкции, наблюдаются сложности в одновременном действии обеими руками. Ведущая рука правая. Не отмечено нарушений общей моторики.

Характеристика познавательного развития:

Восприятие (зрительное и слуховое) снижено. Испытывает трудности при назывании недорисованных фигур. При составлении разрезных картинок использует метод проб, необходима помощь взрослого. Допускает ошибки при соотнесении предметов по форме, величине. Знает и называет основные цвета, формы. При определении пространственных отношений по отношению к себе и к другому предмету («справа, слева от…») ошибается. Путает пространственные предлоги. Нуждается в обязательном упрощении вопросов и инструкций.

Уровень развития произвольного внимания снижен. Внимание характеризуется средним объёмом, недостатками переключения и распределения. В динамике характеристики внимания снижаются, появляются ошибки, снижается быстрота реакции. Ребёнок медленно врабатывается, испытывает трудности в переработке и удержании инструкции. При выполнении заданий необходима направляющая помощь взрослого.

Объём кратковременной слуховой памяти снижен - 4 слова, скорость запоминания средняя (8 слов после 5-и повторений). Объём отсроченного воспроизведения низкий - 30%. Объём зрительной памяти снижен – 5 предметов. Преобладающая модальность смешанная. При припоминании включает в ряд не предъявляемые элементы.

Наглядно-образное мышление снижено. Развитие словесно-логического мышления ниже возрастной нормы. Анализ и синтез проводит с опорой на наглядность. Обобщает предметы по понятийному признаку, иногда затрудняется подобрать обобщающее слово. При составлении последовательности из 6-х картинок допускает ошибки, затрудняется в установлении причинно-следственных связей, необходима помощь взрослого. Речь бедная, предложения односложные. Рассказ бедный по содержанию, невыразительный. Описание в рассказе недостаточно полное и не всегда связное. Развитие мышления и развитие речевой функции не соответствует возрастной норме.

Воображение - репродуктивное.

Характеристика личностно-эмоционального развития:

Познавательный интерес неустойчивый, зависит от успехов ребёнка, настроения. Отношение к школе положительное, но школа привлекает внеучебной деятельностью (общение и игры со сверстниками). Волевые возможности невысоки, нуждается в руководстве взрослого. Ориентирована на индивидуальную работу с педагогом.

Самооценка высокая, что соответствует возрастной норме.

Темп деятельности средний, работоспособность средняя, зависит от наличия интереса к предмету деятельности.

Девочка спокойная, уравновешенная, в течение дня настроение ровное. Аффективных вспышек и агрессии не наблюдается.

Во взаимодействии со взрослыми и детьми не конфликтна. Коммуникативные навыки недостаточны. К общению стремится, однако контакты с детьми не всегда продуктивны, не умеет договариваться, на замечания детей обижается . Среди сверстников часто занимает позицию ведомого. К педагогам и специалистам относится с доверием, всегда идёт на контакт.

Коррекционно-развивающая работа:

В течение года с ребёнком проводилась работа по коррекции познавательных процессов. Получены положительные результаты. Наблюдается прогресс в развитии внимания, памяти, мышления. Усвоены основные обобщающие понятия, возросла активность на индивидуальных занятиях, расширился предметный словарный запас. Однако уровень познавательного развития ребёнка по-прежнему снижен.

Заключение: Уровень развития основных познавательных процессов снижен. Мелкая моторика рук слабая. Познавательная активность недостаточна. Коммуникативные навыки развиты недостаточно.

Дата__________________________

Директор______________________

Педагог-психолог_______________

Похожие публикации