Курение и церковь. Курение – это грех? Отношение русской православной церкви к курению прихожанами

Все знают, как опасно курение для физического здоровья. А есть ли опасность духовная? Почему эта пагубная привычка считается грехом? Вон ведь в православной Греции курят даже священники. За разъяснениями мы обратились к пастырям Русской Церкви.

Никотинный дым занимает в душе место Божией благодати

– Несомненно, курение – это грех. Поделюсь своим священническим опытом: я причащал умирающих, присутствовал на похоронах и видел, что смерть многих людей была напрямую связана с курением. Причем избавиться от этой пагубы очень сложно. Однажды я соборовал и причащал перед смертью женщину, умиравшую от рака гортани, так и в таком состоянии она не могла бросить курить. Даже перед Причастием затянулась несколько раз! Но так как она умирала, я не мог ее не причастить. А сколько людей умирает от рака легких, вызванного курением! Но не только на органы дыхания разрушительно влияет табак – на другие тоже.

Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию?

Пагубность этой привычки, вызывающей серьезную зависимость, еще и в том, что многие курильщики из-за курения не могут причащаться. Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию? Или даже ты дотерпел, причастился, а потом что? Выйдя из храма, жадно затягиваешься? Так что это греховное удовольствие лишает курильщика Таинства.

Невозможность бросить курить – это миф. Я лично знаю нескольких человек, которые, будучи курильщиками с серьезным стажем – лет по 30–40, сумели бросить дымить. С Божией помощью все возможно. Если человек обращается к Богу, Он ему помогает эту заразу бросить.

Старец Силуан: «Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать»

– Даже на упаковках сигарет официально пишут: «Курение убивает». Как же не является грехом то, что убивает, что мучает, лишает здоровья, доставляет страдание самому курящему и огорчает близких ему людей?

Все наши грехи делятся на три вида: грехи против Бога, против ближних и против самих себя. Так вот курение – это, безусловно, грех против себя, сознательное сокращение своей жизни, то есть разрушение бесценного дара Божия, данного нам для спасения нашей души. Но в каком-то смысле это и грех против ближних, которые вынуждены вдыхать дым сигарет в общественных местах.

Курение – это зависимость. Оно порабощает волю человека, заставляет вновь и вновь искать своего удовлетворения. В общем, имеет все признаки греховной страсти. А страсть, как известно, доставляет душе человека только новые муки, лишает ее и без того малой свободы.

Иногда курильщики говорят, что сигарета им помогает внутренне успокоиться и сосредоточиться. Однако известно, что никотин действует разрушающе на мозг и нервную систему. А иллюзия успокоения возникает потому, что никотин оказывает еще и тормозящее воздействие на рецепторы головного мозга. Ни одному человеку курение не принесло и минимальной пользы, и я уверен, что в мире не найдется такого курильщика, который хотя бы раз в жизни не пожалел, что он так сильно пристрастился к никотину.

В оправдание курения часто ссылаются на православную Грецию, где курят даже священники. Действительно, в Греции самый высокий уровень в мире потребления сигарет на душу населения. Но ничего хорошего в этом нет. Возможно, курение распространилось там под влиянием исламских традиций, которые разрешают курение. А вот если мы посмотрим на Афон, этот образец строго духовной жизни как для Греции, так и для всего православного мира, то увидим, что никакого курения там нет. Преподобный Паисий Святогорец относился к курению однозначно отрицательно. И преподобный старец Силуан Афонский так же.

– Является ли курение грехом? – Да, конечно. Хотя сейчас в Греции курение грехом не считается. Да что тут мудрить! Даже интуитивно курение воспринимается как что-то негативное: дым, вонища, вред здоровью… А главное – это же страсть, и вот в этом уже никаких сомнений быть не может. Скажу честно: в юности я курил. Недолго, лет пять, но так основательно, что даже и «Беломором» чадил, «Примой» не брезговал. Кто знает – поймет… Так вот, втянувшись в эту пагубную страсть, я очень скоро почувствовал: надо с этим делом завязывать – хотя я не был тогда еще крещен. Но совесть чувствовала. И вот из пяти лет своего курения я года три «бросал» и никак не мог бросить. Отчетливо помню свои ощущения. Я проснулся с утра в отличном настроении с решимостью больше не курить, но к обеду настроение гаснет, мир вокруг тускнеет, и всё без курева кажется пустым и бессмысленным – первый и верный признак действия страсти. Так что после обеда помаешься, помаешься и… эх, одну только! – закуришь с наслаждением, «порадуешься жизни», а через минуту уже думаешь с тоской: ну вот, опять сорвался. И действительно – снова начинаешь курить. Или даже так бывало: продержишься без курева неделю-другую и уже чувствуешь себя «героем», а потом оказался где-то в компании, расслабился и позволил себе мысль: «Одна сигарета ничего не решает», выкурил – и тут же понимаешь: всё, сорвался. И точно – опять начинаешь курить и маяться от того, что не можешь с этой пагубной страстью справиться. Больше того, даже когда я курить бросил, мне несколько лет снилось: я закурил – и с ужасом и тоской понимаю, что вот, сорвался и всё начинается сначала. Это говорит о том, что страсть продолжала гнездиться в душе. Так как же сказать после этого, что курение – не грех?

Апостол Павел говорит: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12).

Курение противоречит замыслу Божию о человеке, как и всякая бессмыслица

– Конечно, курение является грехом. Как и все бессмысленное. Какой смысл в курении? Что доброе получает от него человек? Никакого смысла и ничего доброго. А Господь сотворил все премудро и осмысленно. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31). Значит, курение противоречит замыслу Божию о человеке, как и всякое бессмысленное и ненужное.

Не будем забывать, что курение приносит и многоразличный вред человеку. А все, что вредит человеку, мучает его, тоже неугодно Господу. Какой это вред, все мы отлично знаем. Это и разрушение здоровья, данного Богом для совершения трудов по спасению своей души, и материальный ущерб, когда тратим деньги на бессмыслицу, а могли бы потратить на доброе, например подать милостыню.

Но главный вред курения, конечно, духовный. «Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска – это следствие болезненности души от табакокурения», – учит нас преподобный Амвросий Оптинский. А еще мы становимся рабами этого греха. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). А мы призваны к свободе во Христе: «И уразумеете истину, и истина освободит вы» (Ин. 8: 32). Дар Любви может воспринять только свободный во Христе человек.

Поэтому помоги нам, Господи, избавиться от всего вредного и ненужного, чтобы мы были в радости и любви, а не в мучении здесь и в вечности. И зависели только от Святого Бога, а не от сигарет, греховных удовольствий и, в конечном счете, от диавола, который за всем этим и стоит.

Кто ты, если сознательно губишь дар Божий?

– Каждый из нас примерно знает, как выглядит пачка сигарет. Там крупными буквами написано: «Курение убивает». Вот из этого уже можно сделать вывод, является ли грехом употребление того, что нас убивает. Конечно же, является.

Часто люди обращаются к Господу с просьбой о здоровье. И большинство наших молитв в какой-то мере тоже о здоровье. И друг другу мы здоровья желаем. А храним ли мы то здоровье, которое даровал нам Господь? Многие ли из нас занимаются спортом, делают зарядку по утрам? Думаю, немногие. Мы кушаем перед сном, хотя знаем, что этого делать нельзя. Потребляем пищу в избытке, понимая, что это приведет и к лишнему весу, и к проблемам со здоровьем. А мы должны хранить то, что Господь дал. То здоровье, которое есть. Курение же не приведет к прибавлению здоровья.

Если курильщик будет обращаться к Господу с просьбой: «Господи, дай мне здоровья!», кем он будет выглядеть в очах Божиих?

Все мы прекрасно понимаем, какие риски сопровождают человека курящего: это и онкологические заболевания, и болезни желудочно-кишечного тракта, и нарушение мозговой деятельности… Это раньше курильщики не знали о том, как табак подтачивает здоровье. А если ты знаешь, что курение вредит тебе, но куришь, ты совершаешь грех: ты сознательно губишь свое здоровье. И если курильщик будет обращаться к Господу с просьбой: «Господи, дай мне здоровья!», кем он будет выглядеть в очах Божиих? И как просить у Бога здоровья теми же устами, которыми только что выкурил сигарету? Это нелепица какая-то. Вопиющее противоречие. А Господь призывает нас к целостности, целостности мышления прежде всего. Мы Евангелие читаем для чего? Чтобы ум наш по евангельски мыслил, чтобы во Христе был.

Так что курение – это грех. Причем грех страшный, наносящий ущерб богодарованному здоровью.

Все знают, как опасно курение для физического здоровья. А есть ли опасность духовная? Почему эта пагубная привычка считается грехом? Вон ведь в православной Греции курят даже священники. За разъяснениями мы обратились к пастырям Русской Церкви.

Никотинный дым занимает в душе место Божией благодати

Несомненно, курение - это грех. Поделюсь своим священническим опытом: я причащал умирающих, присутствовал на похоронах и видел, что смерть многих людей была напрямую связана с курением. Причем избавиться от этой пагубы очень сложно. Однажды я соборовал и причащал перед смертью женщину, умиравшую от рака гортани, так и в таком состоянии она не могла бросить курить. Даже перед Причастием затянулась несколько раз! Но так как она умирала, я не мог ее не причастить. А сколько людей умирает от рака легких, вызванного курением! Но не только на органы дыхания разрушительно влияет табак - на другие тоже.

Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию?

Пагубность этой привычки, вызывающей серьезную зависимость, еще и в том, что многие курильщики из-за курения не могут причащаться. Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию? Или даже ты дотерпел, причастился, а потом что? Выйдя из храма, жадно затягиваешься? Так что это греховное удовольствие лишает курильщика Таинства.

Невозможность бросить курить - это миф. Я лично знаю нескольких человек, которые, будучи курильщиками с серьезным стажем - лет по 30-40, сумели бросить дымить. С Божией помощью все возможно. Если человек обращается к Богу, Он ему помогает эту заразу бросить.

Старец Силуан: «Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать»

Даже на упаковках сигарет официально пишут: «Курение убивает». Как же не является грехом то, что убивает, что мучает, лишает здоровья, доставляет страдание самому курящему и огорчает близких ему людей?

Все наши грехи делятся на три вида: грехи против Бога, против ближних и против самих себя. Так вот курение - это, безусловно, грех против себя, сознательное сокращение своей жизни, то есть разрушение бесценного дара Божия, данного нам для спасения нашей души. Но в каком-то смысле это и грех против ближних, которые вынуждены вдыхать дым сигарет в общественных местах.

Курение - это зависимость. Оно порабощает волю человека, заставляет вновь и вновь искать своего удовлетворения. В общем, имеет все признаки греховной страсти. А страсть, как известно, доставляет душе человека только новые муки, лишает ее и без того малой свободы.

Иногда курильщики говорят, что сигарета им помогает внутренне успокоиться и сосредоточиться. Однако известно, что никотин действует разрушающе на мозг и нервную систему. А иллюзия успокоения возникает потому, что никотин оказывает еще и тормозящее воздействие на рецепторы головного мозга. Ни одному человеку курение не принесло и минимальной пользы, и я уверен, что в мире не найдется такого курильщика, который хотя бы раз в жизни не пожалел, что он так сильно пристрастился к никотину.

В оправдание курения часто ссылаются на православную Грецию, где курят даже священники. Действительно, в Греции самый высокий уровень в мире потребления сигарет на душу населения. Но ничего хорошего в этом нет. Возможно, курение распространилось там под влиянием исламских традиций, которые разрешают курение. А вот если мы посмотрим на Афон, этот образец строго духовной жизни как для Греции, так и для всего православного мира, то увидим, что никакого курения там нет. Преподобный Паисий Святогорец относился к курению однозначно отрицательно. И преподобный старец Силуан Афонский так же.

- Является ли курение грехом? - Да, конечно. Хотя сейчас в Греции курение грехом не считается. Да что тут мудрить! Даже интуитивно курение воспринимается как что-то негативное: дым, вонища, вред здоровью... А главное - это же страсть, и вот в этом уже никаких сомнений быть не может. Скажу честно: в юности я курил. Недолго, лет пять, но так основательно, что даже и «Беломором» чадил, «Примой» не брезговал. Кто знает - поймет... Так вот, втянувшись в эту пагубную страсть, я очень скоро почувствовал: надо с этим делом завязывать - хотя я не был тогда еще крещен. Но совесть чувствовала. И вот из пяти лет своего курения я года три «бросал» и никак не мог бросить. Отчетливо помню свои ощущения. Я проснулся с утра в отличном настроении с решимостью больше не курить, но к обеду настроение гаснет, мир вокруг тускнеет, и всё без курева кажется пустым и бессмысленным - первый и верный признак действия страсти. Так что после обеда помаешься, помаешься и... эх, одну только! - закуришь с наслаждением, «порадуешься жизни», а через минуту уже думаешь с тоской: ну вот, опять сорвался. И действительно - снова начинаешь курить. Или даже так бывало: продержишься без курева неделю-другую и уже чувствуешь себя «героем», а потом оказался где-то в компании, расслабился и позволил себе мысль: «Одна сигарета ничего не решает», выкурил - и тут же понимаешь: всё, сорвался. И точно - опять начинаешь курить и маяться от того, что не можешь с этой пагубной страстью справиться. Больше того, даже когда я курить бросил, мне несколько лет снилось: я закурил - и с ужасом и тоской понимаю, что вот, сорвался и всё начинается сначала. Это говорит о том, что страсть продолжала гнездиться в душе. Так как же сказать после этого, что курение - не грех?

Апостол Павел говорит: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12).

Курение противоречит замыслу Божию о человеке, как и всякая бессмыслица

Конечно, курение является грехом. Как и все бессмысленное. Какой смысл в курении? Что доброе получает от него человек? Никакого смысла и ничего доброго. А Господь сотворил все премудро и осмысленно. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31). Значит, курение противоречит замыслу Божию о человеке, как и всякое бессмысленное и ненужное.

Не будем забывать, что курение приносит и многоразличный вред человеку. А все, что вредит человеку, мучает его, тоже неугодно Господу. Какой это вред, все мы отлично знаем. Это и разрушение здоровья, данного Богом для совершения трудов по спасению своей души, и материальный ущерб, когда тратим деньги на бессмыслицу, а могли бы потратить на доброе, например подать милостыню.

Но главный вред курения, конечно, духовный. «Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска - это следствие болезненности души от табакокурения», - учит нас преподобный Амвросий Оптинский. А еще мы становимся рабами этого греха. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). А мы призваны к свободе во Христе: «И уразумеете истину, и истина освободит вы» (Ин. 8: 32). Дар Любви может воспринять только свободный во Христе человек.

Поэтому помоги нам, Господи, избавиться от всего вредного и ненужного, чтобы мы были в радости и любви, а не в мучении здесь и в вечности. И зависели только от Святого Бога, а не от сигарет, греховных удовольствий и, в конечном счете, от диавола, который за всем этим и стоит.

Кто ты, если сознательно губишь дар Божий?

Каждый из нас примерно знает, как выглядит пачка сигарет. Там крупными буквами написано: «Курение убивает». Вот из этого уже можно сделать вывод, является ли грехом употребление того, что нас убивает. Конечно же, является.

Часто люди обращаются к Господу с просьбой о здоровье. И большинство наших молитв в какой-то мере тоже о здоровье. И друг другу мы здоровья желаем. А храним ли мы то здоровье, которое даровал нам Господь? Многие ли из нас занимаются спортом, делают зарядку по утрам? Думаю, немногие. Мы кушаем перед сном, хотя знаем, что этого делать нельзя. Потребляем пищу в избытке, понимая, что это приведет и к лишнему весу, и к проблемам со здоровьем. А мы должны хранить то, что Господь дал. То здоровье, которое есть. Курение же не приведет к прибавлению здоровья.

Если курильщик будет обращаться к Господу с просьбой: «Господи, дай мне здоровья!», кем он будет выглядеть в очах Божиих?

Все мы прекрасно понимаем, какие риски сопровождают человека курящего: это и онкологические заболевания, и болезни желудочно-кишечного тракта, и нарушение мозговой деятельности... Это раньше курильщики не знали о том, как табак подтачивает здоровье. А если ты знаешь, что курение вредит тебе, но куришь, ты совершаешь грех: ты сознательно губишь свое здоровье. И если курильщик будет обращаться к Господу с просьбой: «Господи, дай мне здоровья!», кем он будет выглядеть в очах Божиих? И как просить у Бога здоровья теми же устами, которыми только что выкурил сигарету? Это нелепица какая-то. Вопиющее противоречие. А Господь призывает нас к целостности, целостности мышления прежде всего. Мы Евангелие читаем для чего? Чтобы ум наш по евангельски мыслил, чтобы во Христе был.

Так что курение - это грех. Причем грех страшный, наносящий ущерб богодарованному здоровью.

Любой человек располагает сведениями, что курение - нехорошая привязанность, которая неблагоприятно воздействует на состояние здоровья человека и его жизнедеятельность.

О том, что курение табака небезопасно для самочувствия, понимают все без исключения. Однако имеется и иной нюанс проблемы – моральный.

Считается ли курение табака грехопадением – так как ни в Евангелии, ни у Непорочных Основателей о нем ничего не рассказывается? Необходимо ли сражаться с данной вредоносной повадкой, либо возможно все-таки разрешить себе небольшую слабость? Не препятствует ли она церковному существованию?

Таким образом, считается ли курение табака грехопадением в христианстве, поведает эта статья.

Церковь против курения

Адресуясь к вероисповеданию в тех либо других житейских ситуациях, индивид обязан осознавать, что ему потребуется понять и поменять собственный обычный стиль существования, а, следовательно, в первую очередь в целом освободиться от тех повадок и влечений, какие храм полагает грешными.

По главным канонам, курение табака считается грехопадением. Так как данная привычка - неблаготворное влечение, равно как и каждое иное, которое препятствует следовать по дороге спасения и помилования. Бог сотворил человека по типу и схожести собственному, чтобы он владел совершенством и достигнул основного - нескончаемого существования.

Необходимо не забывать о том, что каждое влечение является «заболеванием» души и соприкасается с иными, не меньше жуткими болезнями.

И в случае если это заболевание устойчиво укрепиться в душе человека, то оно будет способствовать развитию иных изъянов и грехов, а непосредственно:

Выражение эгоистичности (курящие отец с матерью, в частности девушки-мамы);

Появление непрерывного ощущения печали по поводу индивидуальной независимости, а в христианстве угнетенность - серьезный проступок;

Выражение проступка оправдания самого себя;

Притупление ощущения целомудрия;

Прощение себе иных слабостей.

Отталкиваясь от данных и иных довольно значимых факторов, возможно четко отметить один из них- это неблаготворная слабость, которая считается злом. Она рушит состояние здоровья равно как физиологическое, так и духовное . Теория непорочных свидетельствует о том, что жизнедеятельность предоставлена людям Господом равно как великий подарок.

И уменьшать жизнь пагубными действиями - это ужасное согрешение. Если призадуматься, то можно понять, что покуривающий индивид пакостит не только лишь собственному самочувствию, однако и самочувствию находящихся вокруг него людей. И найти оправдание данному нельзя.

Священники о курении

Священники постоянно идут наперекор курению табака и сообщают о нём последующее:

Любое неблаготворное влечение считается итогом объединения людской грешной свободы и дьявольских воздействий, содействие каковых в падении человечества обосновать весьма трудно, так как их воздействие незаметно;

Эта слабость делает человечество невольниками в большинстве ситуаций вплоть до самой кончины, которая способна произойти довольно быстро в виду нехорошего состояния здоровья;

Проступок курения табака возможно одолеть, в случае если желание человека и влияние Всевышнего объединятся в одно целое;

Человек станет превыше этого влечения только в том случае, когда решительно поймёт, какие осложнения принесёт подобная слабость. Так как, общеизвестно, что сигареты приводят в расслабление душу и тело, портит сознание и рушит состояние здоровья;

Результаты болезнетворности состояния дави от воздействия курение табака - это нервозность и уныние;

Перед тем, как освободиться от проступка курения, необходимо исповедаться, проделать ритуал таинства Непорочных Таин и ежедневно прочитывать Евангелие и мольбу, и это поспособствует отказу от сигарет.

Подарок дьявола

Подарок дьявола — так именуют пагубное пристрастие к сигаретам. Распрощаться с курением весьма трудно, однако тот, кто смог данное совершить, обладает сильной внутренней решительностью.

Следовательно, человек пойдёт по нравственной дороге к Господу, где он сможет приобрести нескончаемое счастье.

Чтобы пойти по правильному пути требуется попытаться ликвидировать пагубный проступок, поскольку он никак не приведёт к доброму, а только лишь ухудшит всю вашу дальнейшую жизнь. В случае если вы стерпите – то одолеете зверя. Однако совершайте это с улыбкой и непринужденностью мощного человека. Не дозволяйте собственному настроению ухудшиться из-за табака.

Не забывайте, сигарета не стоит трате ваших нервов и размолвок с людьми. Для того, чтобы подступиться к Господу, принять его мощь и сосредоточиться на его нескончаемом веровании — потребуется очисть душу от пагубных привычек.

Да пусть Вас всегда оберегает и защищает Всевышний Господь!

О курении писали многие святые отцы Церкви и, в частности, Нектарий Эгинский и Силуан Афонский. От них мы узнаем, что человек должен победить свои страсти. Любовь и стремление к Богу являются самым действенным лекарством от вредных и греховных привычек.

Святой Никодим Святогорец говорит о курении в трудах «Духовные упражнения» и «Увещевательное руководство», называя эту привычку «фимиамом диавола». В обоих своих произведениях святой Никодим подчеркивает, насколько серьезной является тема курения, которое он считает виновным не только в телесном и духовном нездоровье человека, но и в его безответственности по отношению к христианскому долгу.

Кроме того, автор настаивает, что все без исключения клирики не должны курить, поскольку использование табачного дыма противоречит благонравию – великой добродетели – а также не соответствует величию священного сана и наносит вред здоровью тела.

Святой Нектарий Пентапольский называет курение телесным блудом. Авва Питирион в «Геронтиконе » пишет, что если человек хочет изгнать демонов, ему следует сначала победить свои страсти, после чего демоны уйдут сами. Однако демоны, как говорит Господь, отходят от человека только через молитву и пост. Таким же образом человек освобождается и от страстей – горячей молитвой и постом, приносящими рассудительность и взращивающими милосердие. Так изгоняется зло, подчиняющее себе мужчин и женщин.

Старец Софроний Сахаров в своем труде о святом Силуане Афонском упоминает один случай, о котором мы хотим рассказать здесь. В 1905 году отец Силуан ездил по России, посещая различные монастыри. В одно из таких путешествий в поезде железной дороги он занял место напротив одного купца. Последний с дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету. Отец Силуан поблагодарил за предложение, отказавшись взять сигарету. Тогда купец начал говорить: «Не потому ли, батюшка, Вы отказываетесь, что считаете курение грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни, ведь хорошо сделать перерыв в напряженной работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу, и вообще, в ходе жизни…». И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения. Тогда все-таки отец Силуан решил сказать: «Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно «Отче наш». На что купец ответил: «Молиться, перед тем, как курить, вроде не очень правильно». Силуан в ответ заметил: «Итак, всякое дело, перед которым не очень правильно несмущенно молиться, лучше не делать».

Разум и сердце человека должны быть всегда свободными для молитвы. Любое действие человека, которое не может сосуществовать с молитвой, не должно осуществляться. Мы можем заметить, что святой Силуан не прибегает к резким выражениям и не выказывает отвращения к своему курящему собеседнику. Он также не оправдывает отказ от курения, основываясь на правилах гигиены, которые в те годы не противоречили курению. Его позиция по отношению к этой вредной привычке имеет глубоко богословский характер. Его точка зрения основывается на практическом и молитвенном богословии в духе отцов Православной Церкви.

Все, что несовместимо с чистой молитвой, пусть не делается вовсе. Тяга к греховным наслаждениям побеждается не запретами и суровой борьбой, а общением Бога и человека, выражающимся в молитве. Суть слов святого Силуана заключается в том, что любовь и стремление души к Богу, являются самым действенным лекарством от вредных и греховных привычек.

В Святом Писании прямо не говорится о курении, однако косвенно, посредством некоторых принципов, которые мы в состоянии применить к современным реалиям, мы можем сказать что-то и относительно курения. Священное Писание дает нам заповедь не позволять ничему «завоевывать» наше тело. В Первом послании Коринфянам сказано: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (). Курение, несомненно, является тяжелой зависимостью. Апостол Павел продолжает: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (). Конечно, курение очень вредно для здоровья. Научно доказано, что оно разрушает легкие, а порой и сердце.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия»

Приветствую, дорогие друзья на нашем православном сайте. Многие из нас задумываются, а грех ли курить? Курение грех или нет? Является ли курение грехом?

Курение в православной вере считается греховной страстью. В своей основе этот процесс является противоестественным поступком, противоречащим врожденным потребностям тела и души человека.

Грех ли курить на самом деле православному человеку?

Русская православная церковь дает четкое определение курению, как тяжкому и препятствию в достижении спасения души человека. Искажая духовную природу, грех курения изменяет первозданный образ, созданный Богом.

Тяга к курению рождает в человеке идолопоклонство перед своими страстями. Притупляется воля и сознание человека, он становится заложником привычек.

Совет. Сходите на исповедь в церковь!

Развивая вредными привычками эгоизм, человек ставит себя выше других, считает вправе подавать гиблый пример, оказывать пагубное влияние на неокрепшее сознание детей, которые во всем подражают взрослым.

Являясь раной на душе, курение вслед за собой порождает целую круг проблем, окутывающий человека. Разрушается здоровье, дарованное Господом, сокращается жизнь. Никто не в праве вмешиваться в Божий промысел.

Почему курение считается грехом?

Никотиновые бесы будут подсаживать вас на зависимость, которая отдаляет курильщика от храма Божьего на земле. Невозможно представить полноценное , если перед ним или после человек затянулся сигаретой. Курение разрушает связь человека с Богом.

Пагубная привычка является преступлением против себя, которое медленно убивает тело. Христианин, решивший искоренить в себе зависимость от табака должен приложить все духовные и физические силы и начать свое очищение с .

Курение противоречит замыслу Божьему о естестве человека, представляя из себя бессмысленное и вредное занятие. Господь создал мир вокруг нас мудро и осмысленно, в нем нет места греховным страстям, поражающим человеческую душу.

Каждый верующий обязан хранить дар Божий и не приносить увечий своему здоровью. Оберегая свою душу от греховных страстей человек не сходит с пути, концом которого будет благодатное воссоединение с Богом.

Проявить слабость перед грехом легко, а проявить стойкость и следовать заповедям Божьим намного сложнее. На протяжении всей жизни первозданному состоянию души предстоит множество испытаний, их преодоление сохраняет чистоту совести перед собой и перед Богом.

Видео со священником, является ли привычка курить грехом? Курение считается грехом?

Почему в современном мире многие курят?

Курение прочно вошло в повседневную жизнь человека. Происходит подмена понятий, зависимость от сигарет табачные компании пытаются представить, как модное и безвредное занятие. В СМИ постоянно культивируется тема курения, что особенно пагубно сказывается на неокрепшем сознании молодежи.

Табакокурение являет слабость человеческой души, которой легко пользуются дьявольские силы. В современном мире сложно перечислить все многообразие соблазнов, сбивающих человека с истинного пути.

Важно понимать, что православие по своей сути и в официальных заявлениях ни в каком виде не принимает порок курения, поэтому курение является грехом, от которого нужно немедленно избавляться, в эту же секунду.

Является ли курение грехом? Православный христианин не задается таким вопросом. Рассуждая о вреде табака, человек должен понимать, что вред физический не сравним с тяжестью греха духовного.

Ни одна пагубная страсть не приходит в одиночку, а всегда порождает новые. Чем дольше курильщик продолжает сохранять и оправдывать в себе грех, тем сильнее он стирает свой образ перед Господом.

Милость Божья не имеет границ и человек, твердо решивший покончить с дьявольской страстью с помощью силы воли, молитвы и веры сможет преодолеть любое препятствие. Только внутренняя нерешимость и нежелание расстаться с табачной зависимостью может стать преградой в исцелении человеческой души.

Способствуя распространению табака, крупные компании ссылаются на знаменитых личностей, которые не гнушались этой привычке. Создавая таким образом рекламу сигаретам, забывается факт того, что это такие же обычные люди, слабые перед курением.

Невозможно представить истинно верующего человека в руках с сигаретой, это две несовместимые вещи. В силах человеческой души перебороть табачную зависимость и искупить свой грех перед Господом. Так, что курение однозначно грех, бросайте сейчас же курить!

Похожие публикации