Аутизм каннера симптомы. Спектр аутизма: Синдром Аспергера, высокофункциональный аутизм, аутизм-савант, аутизм Каннера, атипичный аутизм, синдром Ретта. Причины раннего детского аутизма

Аутизм, одной из форм которого является синдром Аспергера, у детей встречается намного чаще, чем принято думать. Для многих родителей подобный диагноз звучит как своеобразный приговор, ведь придется всю жизнь учить свое чадо, развивать его всеми возможными способами, но полностью раскрыться у ребенка может получиться с трудом. Если сказать что такое аутизм простыми словами, получится примерно сильное отставание в развитии.

Аутизм у взрослых не появляется, возникая в младенчестве. Исследования на эту тему ведутся уже не 1 год, но до сих пор болезнь считается одной из самых странных, непонятных. Ярче всего можно увидеть проявления болезни у детей, и когда болезнь начнет прогрессировать, начнется своеобразная изоляция общества от ребенка и наоборот, малыша от коллектива.

Ученые предполагают, что аутизм у взрослых мужчин можно встретить чаще, чем у женщин. Состояние это затягивается на всю жизнь, потому ребенок, который вырастет с заболеванием, болеет, будучи уже взрослым. Самая распространенная причина появления аутизма, по предположениям, считается негативное воздействие множества токсинов на организм при беременности и родах. Сюда входят инфекции, осложнения, могут влиять генетические особенности.

Риск появления понятия «Аутизм» возникает при наличии у матери болезней типа энцефалита, менингита, различных отравлений. Особой опасностью для будущего ребенка становится использование комбинированных вакцин будущей матерью. Имеются предположения о передаче в пределах одной семьи болезни по наследству. Если у родителей один малыш страдает болезнью, по статистике, и второй ребенок также будет подвержен заболеванию. Если один из родителей страдает аутизмом, риск отставания в развитии у малыша увеличивается.

Чтобы определить диагноз, требуется наличие характерных признаков аутизма, важно знать, что это за болезнь:

  1. Сложности при общении.
  2. Сложности с воображением.
  3. Сложности со взаимодействием.

Типичной болезни не бывает, что это такое, для каждого ответ будет разным. Зависит все от человека. По статистике, около 5 детей на 1000 имеют подобный диагноз. Может быть, болезнь, такая, как аутизм, присутствует в организме и раньше, но заметной становится она при возрасте 1-3 года. В этот период начинаются изменения в поведении малыша, такие, как:

  • отсутствие привязанности малыша к родителям. Ему не нужны постоянные контакты, он не будет плакать, если мама или отец куда-то отошли, не старается смотреть, не видно заинтересованности;
  • прослеживается явная задержка в развитии;
  • малыш становится равнодушным к общению со сверстниками, иногда проявляется явная агрессия, даже если повод отсутствует. Он не нуждается в компанейских играх;
  • ребенок предпочитает одну игрушку, не видит остальных, как другие дети;
  • реакция на внешние факторы неоднозначна. Здоровому ребенку это может казаться несущественным, например, яркий свет, разного рода звуки, но у больных аутизмом могут прослеживаться неконтролируемые приступы страха, паники;
  • ребенок не видит разницы между предметами живой и неживой природы.

На сегодняшний день не определена генетика болезни, непонятно, излечим ли аутизм полностью, хотя развитие ее связывают именно с генами. У детей развитие происходит по-разному, некоторые усваивают материал быстрей, учатся разговаривать на ранних годах жизни. Но иногда здоровый ребенок развивается с отставаниями. Потому сложно определение аутизма на ранних стадиях. Возможно понять, имеется ли аутизм синдром у малыша, или это просто позднее развитие, иногда очень сложно, бывает невозможно.

Важно знать, что такое аутизм и как он проявляется. Ведь если появляются характерные признаки, важно обратиться к педиатру, чтобы провести соответствующие тесты.

Виды аутизма

Часто разные виды аутизма объединяются под одним названием. Говорят, Синдром Аспергера, или Каннера, подразумевая просто аутизм. Но разные виды проявляются по-разному. Потому стоит знать различия между формами подобной болезни.

Синдром Каннера

При заболевании человека подобным синдромом, характерны следующие особенности, присутствует ряд основных симптомов аутизма:

  • с первого дня жизни болезнь имеет место. Остается невозможным устанавливать нормальные отношения с самого начала;
  • человек отгораживается от внешней среды, игнорирует внешние раздражители до того момента, пока ему не становится больно от внешнего воздействия;
  • речь используется минимально, или вообще отсутствует;
  • зрительные контакты недостаточны, практически не используется контакт глаз;
  • если во внешней среде происходят изменения, зачастую человек реагирует паническим страхом;
  • признаки «попугайной» речи;
  • задержка личностного развития;
  • возможное проведение разных игр с предметами, которые не являются игровыми, в которые малыш без синдрома не вкладывает роль игрушки;
  • первые проявления начинаются уже с 2- лет.

Подобные симптомы аутизма важно понимать правильно. Например:

  • не стараться расширить их суть, содержание. Для примера, важно видеть разницу в неспособности установить контакт с человеком и проявление активного нежелания контакта;
  • диагностировать синдром аутизма неправильно, без присутствия явных признаков, симптомов.

Становится видно примерно в 2-3 года, что ребенок явно отличается от сверстников. Он начинает попадать в поле зрения не только родителей, но и своему окружению, после чего обращают внимание специалисты. Родители зачастую неспособны определить нарушения, начинают оценивать его неправильно: «Наш ребенок не такой как все, странный». Часто реальные нарушения видны невооруженным взглядом, но трактуются они неправильно. Например, возникает задержка в развитии речи, слуха.

Если внимательно присмотреться к ребенку диагностика аутизма становится очевидной. Уже на первом году жизни реакция на внешние раздражители не такая, какая должна быть. Малыш минимально реагирует на людей, окружающих его, не принимает позу «готовности», когда его пытаются взять на руки, а если его берут, он становится полностью пассивным. Некоторые говорят, «становится, как мешочек песка». Малыш сызмала боится сильного шума – пылесоса, звука кухонного комбайна, не привыкает к подобным звукам со временем.

Продукты питания малыш выбирает очень избирательно, часто не принимает еду определенного цвета, размера, внешнего вида. Некоторые родители видят все это, но не придают роли, только через некоторое время понимают, что у ребенка присутствует синдром Каннера, выявленный не ими, а врачами из-за задержки в развитии.

Синдром Аспергера

Схоже с предыдущим, синдром Аспергера, у ребенка в раннем возрасте наблюдаются коммуникативные нарушения, он не полностью воспринимает существующую реальность. Малыш по-особому реагирует на мир, имеет свой особый круг интересов, который полностью отличает его от ровесников. В поведении его отличается явная агрессивность, импульсивность, частые аффекты, возникают странные желания, представление о мире полностью отличается. Часто поведение становится сложно объяснить простой логикой, которая отсутствует и у самого ребенка, когда его спрашиваешь о произведенных действиях.

Дети начинают с раннего возраста понимать себя не так, как другие. Возникает особая, странная связь с реальностью. Логика развита нормально, но полученные знания накапливаются медленно, часто очень неравномерно происходит развитие. Внимание может проявляться в разной степени, пассивное и активное восприятие неустойчиво, но поставленные цели могут достигаться человеком очень энергично.

Если у малыша синдром Аспергера, речевой аппарат развит нормально, существенная задержка не наблюдается. Внешний вид своеобразен и выделяется отрешенное выражение лица, что смотрится необычно, некоторые отмечают, что даже красиво. Мимика медленная, взор обращен как бы через предметы, вдаль. На глазах других людей ребенок фиксируется мало, смотрит на что-то другое и возникает чувство, что ему просто не интересно.

Причины возникновения аутизма непонятны, но моторика развита несомненно хуже, чем у сверстников. Возникают неритмичные движения, часто повторяются. Коммуникация ослаблена, речь часто необычная, мелодичная, своеобразная, выделяется среди остальных темпом, ритмом. Голос может быть разным по высоте. Навыки зачастую появляются слабо, отчего развитие затормаживается. Наблюдается явная привязанность к одному месту, к дому. Но отсутствует привязанность к проживающим там людям.

Синдром Ретта

Начинаются первые проявления с 8-30 месяцев. Внешние причины аутизма подобной формы зачастую отсутствуют, иногда возникает минимальное моторное развитие. У ребенка начинает появляться отрешенность от внешнего мира, он, даже если чему-то научился, забывает полученные навыки. Речь не развивается, ухудшается.

Диагностировать аутизм несложно. Возникает постоянное движение рук, похожее на то, когда человек моет руки. Потом ребенок теряет возможность держать предметы в руках, появляется атрофия мышц, сколиоз, дистония, атаксия. Он не может жевать, только сосать, дыхание сбивается. Иногда можно наблюдать наличие эпилептиформных приступов.

После 5-6 лет возвращается возможность усваивать слова, хотя и проявляется способность слабо. Ребенок может начать играть в примитивные игры, но потом активность болезни снова усиливается. Моторные навыки снова утрачиваются, бывает, что больной перестает даже уметь ходить. Дети чаще всего нормальные адекватные, эмоционально активные, привязаны к людям и к местам очень долго. После развития тяжелых изменений наблюдается расстройство статики, теряется мышечный тонус, возникает слабоумие.

Синдром Аспергера поддается лечению сложно. Подобная же болезнь не поддается лечению на современном уровне развития медицины. Подобное нарушение считается самым сильным среди других подобных. Оно не поддается коррекции.

Атипичный аутизм

Болезнь похоже на синдром Каннера. Но в данном случае нет одного из важных критериев для диагностики аутизма. При заболевании имеют место следующие признаки аутизма у взрослых и в детском возрасте:

  1. Явное нарушение между общением ребенка с другими людьми.
  2. Поведение повторяется, становится стереотипным, ограниченным.
  3. Возникают первые признаки аномального развития, появляются нарушения уже после 3-х лет.
  4. Возникает у детей, имеющих серьезные расстройства рецептивной речи, или имеющих умственную отсталость.

Лечение детского аутизма

Обучать ребенка, который болеет аутизмом, следует по другим правилам, нежели здорового. Родители должны быть готовы к сложностям, им нужна будет поддержка. Дети, у которых поставлен диагноз аутизм, отдаются в специализированные детские сады, а дома должны проводиться специальные мероприятия, которые сделают минимальными приступы гнева, агрессии, страха, повторяющихся движений. Семье может быть необходима посторонняя помощь для борьбы с заболеванием, требуется знать, как выявить аутизм, понять путь развития малыша и следовать ему, не смотря на трудности.

При наличии у аутиста еще и эпилепсии, должны использоваться обычные препараты против болезни. Психотропными веществами будет сложно излечить присутствующие у ребенка симптомы аутизма. Но если их тяжесть зашкаливает, их величину можно ослабить. Для этого применяются в комплексе с воспитанием, образовательной программой.

Если присутствуют желания наносить себе вред, возникают частые депрессии, повторяющееся поведение, проводится терапия с помощью селективных ингибиторов. Методы лечения аутизма не очень эффективны. Воздействующие на организм ребенка лекарства, стимулирующие излишнюю активность, могут помочь справиться с подвижностью. Но перебарщивать с их употреблением не стоит, ведь может развиться повторяющееся поведение.

Нейролептики могут справиться с повторяющимся поведением, излишней агрессивностью, возбудимостью, но их явные преимущества могут быть омрачены имеющимся списком осложнений. Около 2/3 детей, страдающих аутизмом, приобретают в итоге возможность разговаривать. Но если они не начинают говорить в возрасте около 5 лет, изменений в лучшую сторону ожидать не нужно. В половине случаев со временем исчезает отчужденность, но вместо нее появляется излишний интерес ко всему окружающему.

Необходимо знать, как лечить аутизм и лечится ли аутизм вообще. Для этого определять болезнь в первые годы жизни ребенка. У подростков больных аутизмом, возникают следующие изменения, когда они находятся в подростковом возрасте:

  • в 11-14 лет учащаются припадки;
  • периоды гиперактивности сменяются периодами сниженного интереса к окружению и полной инертностью поведения;
  • ребенок начинает возбуждаться все чаще, иногда перерастая в приступы агрессии;
  • поведение становится временами излишне сексуальным, что может доставить проблемы.

Около 10% детей, которые болели аутизмом, в последствие становятся способны заботиться о себе самостоятельно. Еще меньшая доля имеет друзей, вступает в отношения, становятся родителями. При появлении у малыша к 5 годам речи, повышении IQ, скорее всего родителей ожидает нормальное или умеренное развитие личности.

Многие не знают, можно ли вылечить аутизм. При наличии у ребенка показателя IQ ниже 60 после 10 лет, скорее всего такие личности не смогут развиться нормально и жить в дальнейшем самостоятельной жизнью. Дети или взрослые аутисты, у которых классический аутизм, даже при достойном уровне показателя IQ, развиваются нормально при взрослении только в половине случаев.

Заболевания, которые схожи с аутизмом

Часто родители путают следующие болезни, так как симптомы аутизма схожие:

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. По статистике, каждый третий малыш имеет ранние признаки аутизма. Основными симптомами синдрома являются: гиперактивность, сложность в освоении материалов дошкольной программы, невозможность концентрации на одном деле длительное время, излишняя подвижность.

У взрослого также присутствуют признаки синдрома. Им сложно принять взвешенное решение, запоминать что-то. Вылеченный должен проявить себя уже в раннем возрасте, чтобы потом достигнуть полного выздоровления.

  1. Тугоухость. Нарушение слуха разной степени тяжести. Дети с заболеванием могут иметь отставание в развитии. Часто произносимые звуки неправильные, возникает задержка в речи. Малышам несвойственно откликаться на свое имя, они не выполняют просьбы родителей и кажутся гиперактивными и непослушными. Как вылечить заболевание, знают врачи. Помогает здесь медикаментозное лечение, часто слух возвращается полностью.
  2. Шизофрения. Длительный период термин «аутизм» виделся как разновидность шизофрении. Сейчас стало ясно, что болезни совершенно разные, никак не связаны. Эта болезнь начинается позже аутизма, после 5-7 лет. Симптомы аутизма проявляются с детства, шизофрении – со временем. Возникают страхи, уход в себя, часто наблюдаются разговоры с собой.

Профилактика аутизма, что присутствует у малышей:

  1. Следует активно воспитывать ребенка, включать в навыки основы социального общения.
  2. Вскармливать грудью, а не искусственно.
  3. Находиться с малышом максимальное время.
  4. Не использовать пломбы, в которых имеется ртутная основа.
  5. Не употреблять генно модифицированную продукцию в период беременности.
  6. Пить только очищенную воду как матери, так и ребенку в дальнейшем.
  7. Использовать для еды посуду только качественную, стараться пользоваться минимальным количеством пластика.

Аутизм излечим в некоторых своих проявлениях потому не стоит отчаиваться и сидеть сложа руки. Применяется лечение аутизма стволовыми клетками, достаточно перспективное направление в избавлении от болезни.

Аутизм детский Каннера Нарушение психического развития ребенка, проявляющееся в возрасте до 3 лет. Характерны замкнутость, отсутствие речевого и эмоционального контакта с окружающими, предпочитает одиночество, при этом проводит время за какими-то стереотипными занятиями, играми «сам с собой», избегает общения с кем бы то ни было. При этом возможны и неспецифические проявления: фобии, расстройства сна, монотонность и стереотипия двигательных реакций, возможны вспышки раздражения и при этом возможна направленная на себя агрессивность. Может быть ранней стадией шизофрении. В 4 раза чаще встречается у мальчиков. Нередко семейная отягощенность эндогенными психическими заболеваниями. Описал австрийский психиатр L. KannerДетский аутизм, или синдром Каннера, - неравномерное развитие психических функций у детей. Причем интеллектуальный уровень ребенка при этом может быть вполне нормальным. Дети с аутизмом предпочитают стереотипные и однообразные игры в одиночестве и привычную обстановку. Они избегают контактов с другими людьми и внешним миром вообще. Особенно ярко аутизм проявляется в 3-5 лет, и если с ребенком не начать активно заниматься, болезнь будет прогрессировать и малыш может окончательно «уйти в себя». Чтобы помочь малышу, необходимо целенаправленное сотрудничество психиатров, родителей, адекватно оценивающих его состояние и возможности, и психологов, чья задача - создать коррекционную программу, учитывающую индивидуальные особенности ребенка

Аутизм это неврологическое нарушение развития, которое обычно приводит к отсутствию социальных навыков у детей, разговорная речь и поведенческое развитие задерживается в разной степени. Например, некоторые дети могут хорошо разговаривать, а другие говорят не очень или не говорят вообще. Менее тяжелые нарушения развития диагностированных случаев это нарушение развития или синдромом Аспергера (лица с диагнозом синдрома Аспергера, нормально разговаривают, но они сталкиваются с множеством социальных и поведенческих проблем.

Аутизм был впервые описан в 1943 году, США хирург Л. Канер и одновременно, австрийский врач Х. Аспергера. Интересно, что Канер считает, что таких детей не было раньше, так как ни он, ни его коллеги не видели ничего подобного. Таким образом, это говорит о том, что аутизм начал развиваться с 1931. Однако, как что на самом деле считать правдой, выяснит наука.

Позднее изучение этого расстройства была разделено на группы, которые теперь объединены под одним названием аутистического спектр, иначе известный как нарушение развития. В эту группу входят: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта,гиперактивные расстройства связана с умственной отсталостью.

Статистика этого заболевания не известна. Есть несколько стран, где это хорошо исследовано (США, Великобритания). Официально считается, что аутизм встречается у 0,6 до 0,2% детей. Этот процент может варьироваться для каждой страны. Это заболевание в 2-4 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
Пока что неизвестно, что вызывает аутизм. Считается, что влияет наследственность и окружающая среда.


При отсутствии лечения аутизма, многие дети не смогут выработать адекватные социальные навыки: они не могут научиться говорить и вести себя должным образом. Лишь немногие дети полностью выздоравливают без лечения. Хорошей новостью является то, что существуют различные эффективные пути лечения. Тем не менее, их влияние на детей, в другом: некоторые методы могут привести к значительному улучшению, а другие – почти нет. Существует метод лечения, который поможет каждому аутисту.

Вопреки тому, что утверждали до сих пор, аутизм можно вылечить. С аутизмом могут развиваться и расти! Важно, начать как можно раньше, чтобы обеспечить эффективную поддержку, лечение и развитие детей-аутистов. ЧЕм раньше эти дети получают соответствующую помощь, тем лучше будет прогноз

Очень важно обеспечить малышу занятия со специальными педагогами. Синдром Каннера не сопровождается нарушением интеллекта, но из-за расстройств в эмоциональном плане эти дети не могут обучаться по стандартной программе. Совместно с врачами педагог должен подобрать подходящий для ребёнка способ обучения, а также индивидуальную программу, в которой все его способности будут максимально использованы.

Важно также и общение малыша с психологом, ведь разнообразные психологические методики могут помочь выработке навыков общения в социуме, научить адаптироваться в коллективе. Есть специальные методики для аутистов, к примеру, холдинг-терапия (это метод с использованием принудительных объятий), она помогает укрепить эмоциональную связь между больным малышом и его родителями.

Нужно также внимательно отнестись и к рациону питания ребёнка с синдромом Кеннера – таким детям нужна особая диета. Так как у них наблюдается нарушение в работе пищеварительных ферментов, способность организма расщеплять некоторые виды белков, имеющиеся в мучных продуктах и молоке, понижена. Из-за этого следует ограничить употребление больным молочной и мучной продукции.

Очень важно и участие семьи маленького аутиста в реабилитационном процессе. Родителям нельзя проявлять непонимание и холодность по отношению к ребёнку, так как это негативно отражается на процессе лечения. Следует окружить малыша заботой, любовью и поддержкой – это очень способствует улучшению состояния больного.

Среди методов терапии также развивающие курсы психологической поддержки, проводимые как индивидуально, так и в группах:

  • занятия с врачом-логопедом;
  • упражнения лечебной физкультуры;
  • процедуры лечебного труда;
  • танцы, музыка и рисование.

Лекарства

Многие врачи с большой осторожностью выписывают аутистам психотропные лекарства, так как нет достоверных сведений о том, что они оказывают положительный эффект на больного. Использовать эти препараты следует, если у ребёнка наблюдается перевозбуждение, попытки физически себе навредить, проблемы со сном. Для лечения в этих случаях используются антидепрессанты (Амитриптилин) и нейролептики (в малых дозах) – обычно это Сонапакс, Галоперидол, Рисполепт.

Также в процессе терапии с использованием лекарств применяются препараты, способствующие улучшению обмена веществ в тканях мозга (это Аминалон, Церебролизин, а также глутаминовая кислота), и ноотропные вещества (Ноотропил).

Витамины и физиотерапевтическое лечение

Улучшить состояние больного может также терапия с использованием витаминов. Для лечения синдрома Каннера применяются витамины из групп В, С, а также РР.

Выполняются и процедуры физиотерапевтического лечения – магнитотерапия, лечение водами, электрофорез. Также дети занимаются физкультурой, получая необходимую физическую нагрузку.

Народное лечение

Для того чтобы успокоить аутиста, иногда рекомендуют использовать молотый мускатный орех, так как он способствует улучшению кровообращения в мозге и имеет успокаивающий эффект. Необходимо взять крошечную дозу этого ингредиента и растворить её в малом количестве молока. Но следует помнить, что в орехе содержится сафрол (психотропное вещество), поэтому без консультации с врачом этим методом народного лечения лучше не пользоваться.

Лечение травами

После консультации с врачом можно использовать в качестве вспомогательного метода терапии успокаивающие лечебные сборы из трав.

При лечении травами можно использовать отвар из полевого вьюнка, мелиссы, а также листьев растения гинкго билоба. Это лекарство готовят следующим образом: 5 г измельчённых ингредиентов залить 250 мл воды и кипятить примерно 10-15 мин, после чего остудить. Отвар пьют 3 р./сут. (перед едой за 25-30 мин) по 1-2 ст.л.

Синдром Каннера (он же – ранний детский аутизм) является тяжелой формой нарушения развития, симптомы которого сводятся к выраженному искажению нормальных психических процессов, поражающему, прежде всего, функции психосоциального и когнитивного уровня.

Для больных с рассматриваемым отклонением характерно стремление отстраняться от социальных контактов, вести замкнутый образ жизни. У них отмечаются неправильные сенсорные реакции, проблемы с развитием речевой функции.

Для постановки диагноза, специалист проводит динамическое наблюдение пациента с целью выявления свойственных для изучаемой патологии отклонений. Лечение базируется на синдромальных принципах в комплексе с коррекционной педагогической работой.

Основные сведения о патологии

Синдром Каннера основывается на стойких поведенческих, коммуникабельных и социальных нарушениях.

В соответствии с усредненными статистическими данными, заболевание проявляется у 2-4 детей из 10 000. При этом пациенты мужского пола болеют в 3-4 раза чаще, чем девочки

Первые симптомы отклонения возникают до достижения 3-летнего возраста. Основная клиническая картина складывается к 2-5 годам. В среднем у 0,2% больных параллельно с ранним аутизмом развивается
умственная отсталость. Что примечательно, у малышей старше 5 лет изучаемый недуг не диагностируется. При наличии соответствующих симптомов, говорят о прочих отклонениях психического развития, преимущественно о шизофрении.

Причины появления заболевания

Достоверно причины возникновения заболевания, равно как и механизм его развития, полностью не установлены. Наряду с этим, существует множество гипотез и теорий.

Так, к примеру, в соответствии с положениями генной теории, детский аутизм возникает по причине генетических отклонений.

Если же верить тератогенной теорией, синдром появляется по причине воздействия на организм будущей матери разнообразных неблагоприятных средовых и экзогенных факторов. Из-за этого нарушается развитие нервной системы формирующегося плода, что в перспективе может привести к раннему аутизму.

В качестве неблагоприятных факторов рассматривают:

  • неправильное питание, подразумевающее прием в пищу продуктов с содержанием нитратов, консервантов;
  • употребление алкогольных напитков, наркотиков, курение;
  • прием некоторых лекарственных препаратов;
  • сильные стрессы;
  • внутриутробные инфекции;
  • воздействие радиации, фенола.

В соответствии с усредненными статистическими данными, до 30% больных с синдромом Каннера страдают эпилепсией. В данном случае имеет место перинатальная энцефалопатия, к возникновению которой чаще всего приводят такие факторы как: гипоксия формирующегося плода, токсикозы, родовые травмы и т.д.

По альтернативным теориям, рассматриваемый синдром может формироваться в результате нарушений иммунного, инфекционного, гормонального, а также метаболического плана.

Формы проявления отклонения

Болезнь относится к категории общих психических нарушений, сопровождающихся проблемами социально-бытового характера.

В соответствии с особенностями этиологии, болезнь классифицируется на следующие группы:

  • эндогенно-наследственная – возникает по причине хромосомных нарушений;
  • экзогенно-органическая;
  • психогенная.

В отдельную группу относят ранний аутизм неясного происхождения.

В большинстве своем специалисты придерживаются классификации, предложенной К. С. Лебединской, разделившей больных детей на 4 основные группы.

  1. Отрешенные от окружающего. Таким пациентам не нужны социальные контакты, они не способны самостоятельно себя обслуживать.
  2. Отверженные от окружающего. Проявляются стереотипии сенсорного, речевого и двигательного типа, пациенты зачастую гипервозбудимы, не имеют чувства самосохранения.
  3. Замещающее окружающее. Проявляют страсть к отдельным предметам, имеют своеобразные интересы, эмоциональная привязанность к близким отсутствует.
  4. Сверхтормозимые к окружающему. Такие дети быстро истощаются, они ранимые, пугливые.

Симптомы недуга

Основные симптомы следующие:

  • отсутствие стремления к взаимодействию с другими людьми;
  • нарушения нормальных сенсорных реакций;
  • стереотипии в различных проявлениях;
  • нарушения развития коммуникативных функций.

Первые проблемы в плане социального взаимодействия возникают уже в раннем возрасте. Больной ребенок практически никогда не улыбается, он может не реагировать на клич по имени, избегать зрительного контакта, бояться посторонних, не общаться с другими детьми, не проявлять позитивных эмоций.

На привычные для большинства здоровых людей раздражители больные дети реагируют неадекватно. К примеру, даже неяркие вспышки гнева и незнакомый шум может вызвать страх, либо же, напротив, малыш не будет проявлять абсолютно никакой реакции, словно не замечая, что происходит.

Детям-аутистам чужды тактильные контакты – они никак на них не отвечают либо сопротивляются. Отмечается быстрая утомляемость от различной деятельности и простого общения.

Поведение развивается по стереотипному типу: действия и движения однообразные, все делается по заранее выбранному плану и шаблонам, отмечается привязанность к привычной обстановке. Мелкая моторика слаборазвита, присутствует двигательная неловкость, возможны повторяемые действия. Навыки самостоятельного обслуживания формируются позднее положенного.

У больных малышей отмечается запоздание характерного детского лепета и гуления. Самостоятельная речь развивается намного позже, чем у здоровых людей. Словарный запас скуден и однообразен.

Физическое развитие в большинстве случаев не страдает, но интеллект зачастую снижен. Более чем у половины пациентов отмечаются нарушения функции пищеварения.

Диагностирование и лечение

В соответствии с общепринятой медицинской классификацией болезней, о наличии рассматриваемого синдрома говорят в следующих случаях:

  • при наличии выраженных проблем социального взаимодействия;
  • при наличии коммуникативных нарушений;
  • при стереотипности поведенческих проявлений.

Диагноз не ставится сразу – специалисту нужно понаблюдать за больным. Работа ведется комплексно с задействованием педиатра, психолога, психиатра, логопеда, невролога и, при необходимости, представителей других областей. Применяются всевозможные тесты, опросники и т.д.

Параллельно должны быть выполнены диагностические мероприятия, направленные на исключение/подтверждение наличия других заболеваний психики, перечень которых обычно включает: олигофрению, расстройства депривационного типа, задержки развития, шизофрению.

Полностью устранить рассматриваемый недуг силами современной медицины невозможно. Медикаменты назначаются для устранения симптомов.

При необходимости больной принимает препараты следующих групп:

  • противосудорожные;
  • психостимулирующие;
  • антипсихотические.

В некоторых случаях положительные подвижки отмечаются при использовании методов электроакупунктуры.
Достоверные сведения о целесообразности и эффективности использования разнообразных экспериментальных терапевтических методик, к примеру, диеты без содержания глютена, отсутствуют.

Ключевые позиции в борьбе с изучаемым отклонением неизменно отводятся психотерапии. Пациенту показана психолого-педагогическая коррекция, работа с логопедом, помощь дефектологического характера. Практикуются игро-, трудо-, музыко-, арт-терапии.

В процессе сопутствующего обучения следует делать ставки на лучшие качества ребенка. К примеру, некоторым детям-аутистам нравится математика, другие проявляют успехи в живописи.

Ввиду невозможности избавиться от патологии в детстве, болезнь неизбежно даст о себе знать в период взросления пациента. В идеале, если недуг удается обнаружить в раннем возрасте и начать его правильно лечить, по статистике более чем 30% детей удается в достаточной степени социально адаптироваться. Без своевременной квалифицированной помощи более 65-70% больных остаются глубокими инвалидами, не имеющими навыков для самостоятельного обслуживания и взаимодействия с другими людьми.

Ввиду того что достоверные причины возникновения патологии неизвестны, дать какие-то конкретные рекомендации невозможно.

Можно лишь привести общие советы для женщин, собирающихся в ближайшем будущем стать мамами:

  • грамотно планируйте беременность;
  • правильно питайтесь;
  • не подвергайте свой организм воздействию любого рода неблагоприятных факторов;
  • не общайтесь с инфекционными пациентами;
  • придерживайтесь рекомендаций ведущего вас специалиста.

Таким образом, синдром Каннера – это сложная многогранная болезнь, полностью избавиться от которой в настоящее время, к сожалению, невозможно. Людям, столкнувшимся с этой бедой, можно лишь пожелать удачи и терпения. Будьте здоровы!

Синдромы Аспергера и Каннера – отклонения, при которых человек не чувствует настроения окружающих и не понимает их эмоции. Это приводит к социальной изоляции, сложностям в общении и трудоустройстве. Данная девиация наблюдается как у детей, так и у взрослых.

Что это такое?

Причины возникновения синдрома Аспергера точно не установлены, однако изучается роль патологий головного мозга, подобных при , СДВГ. Возможно, нарушение лимбической системы, ответственной за понимание эмоций, жестов, поведения других людей, приводит к плохой выработке социальных навыков. Это может происходить из-за травм, нейроинфекций, внутриутробной гипоксии, отравления ртутью либо алюминием.

За эмпатию (понимание чувств других) отвечает образование головного мозга – миндалевидное тело. При его плохом развитии у человека наблюдаются расстройства поведения. Это заболевание аутистического спектра, характеризующееся недостатками социальных навыков, помогающих эффективному общению.

Больные с данным расстройством неспособны воспринимать невербальные знаки, буквально понимают шутки, иногда ведут себя грубо из-за того, что не имеют эмпатии. Вследствие этого им крайне тяжело устанавливать дружеские контакты с другими людьми, что приводит их к изоляции, иногда – моббингу (травле).

Читайте про и причины возникновения патологии.

Узнайте, почему возникает и как устранить приступы.

Однако люди с синдромом Аспергера погружены в себя, благодаря чему проявляют хорошие способности в конкретных областях знаний. Склонны к систематизации и строгому порядку, легко запоминают даты и другую информацию.

Следует отметить, что это психологическое расстройство, а не умственная отсталость. Интеллект у таких людей на среднем уровне или выше. Они проявляют способности к изучению точных наук либо других любимых ими предметов.

Признаки синдрома Аспергера и Каннера

Синдром Аспергера у взрослых мужчин и женщин сопровождается следующими симптомами:

  1. Монотонная медленная речь.
  2. Отсутствие чувства юмора, буквальное понимание шуток.
  3. Неуклюжие движения, странная мимика и осанка.
  4. Повторяющиеся навязчивые жесты.
  5. Обостренная чувствительность к сенсорным раздражителям: звуковым, зрительным, вкусовым.
  6. Низкий уровень эмпатии, однако это не антисоциальные личности.
  7. Организованность и упорядоченность.
  8. Большие трудности с коммуникацией.

Мужчины и женщины с синдромом Аспергера страдают от изоляции, так как кажутся людям странными, не интересуются увлечениями других, а поглощены только своими занятиями. К тому же, из-за низкого уровня эмоционального интеллекта они не понимают, когда ведут себя несообразно определенной социальной ситуации. Окружающие воспринимают это как грубость.

Однако люди с данным отклонением обладают отличной памятью, запоминают даты рождения, а также исторические события. Нередко имеют большие способности к математике, видят детали, на которые обычно никто не обращает внимания.

Для человека с таким синдромом характерны сенсорные нарушения – гиперчувствительность к зрительным и слуховым стимулам. Например, чай может казаться очень горьким. Характерна также склонность к порядку, нелюбовь ко всяческим изменениям в укладе жизни.

Для таких людей разговоры ни о чем кажутся не развлечением, а самым настоящим наказанием. Человек не знает, как вести непринужденный разговор, не чувствуя эмоции собеседника. Обратная связь при этом отсутствует.

Часто расстройство аутического спектра сопровождается другими диагнозами:

  1. и дефицита внимания.
  2. Депрессия вследствие социальной изоляции. Люди хотят завести друзей, но не могут в силу отсутствия социальных навыков.
  3. Тревожное расстройство.

Тест на синдром Аспергера у взрослых содержит вопросы о том, насколько легко человеку общаться с окружающими, вести светские беседы, заниматься одним и тем же делом или переключаться между разными задачами.

Лечение и социализация

Терапия синдрома Аспергера заключается в выработке социальных навыков для общения с другими людьми. Этим занимаются психологи с соответствующим опытом. Пациентов обучают взаимодействию, уважению чужих границ, эмоциональной чуткости, проигрывают модели поведения.

С детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, проводится тщательная воспитательная работа для развития навыков общения с другими ребятами. В раннем дошкольном возрасте для решения проблем гипо- и гиперчувствительности к разного рода раздражителям используются специальные площадки с песком, турниками, чтобы человек лучше приспособился к внешним стимулам, и они его не отвлекали, не вызывали замешательства. При этом тренируется ловкость, практические навыки, моторика рук.

При трудоустройстве следует учитывать плохие социальные навыки человека и склонность к порядку, систематизации. Не подходит работа, где нужно много общаться с клиентами и коллегами. Продавец-консультант, парикмахер – неудачные варианты.

Однако подойдет работа, требующая строгого распорядка и систематизации. Человек с нарушениями социальных навыков может работать лаборантом, ювелиром, мастером по ремонту обуви, сотовых телефонов, компьютеров.

Следует также учитывать повышенную чувствительность к сенсорным раздражителям, например, шуму люминесцентной лампы, жужжанию кондиционера, кофемашины, освещению и другим факторам.

Заключение

Социализация составляет основную трудность для людей с данным расстройством. Однако у таких индивидуумов интеллектуальные способности находятся на приемлемом уровне, достаточном для заботы о себе. Людям необходимы индивидуальные и групповые занятия с психологом для отработки коммуникативных навыков. Существуют группы поддержки для пациентов с данным отклонением, где они могут найти друзей с общими интересами.

Похожие публикации