Как Бог наказывает грех гордыни. Молитва от гордыни. Чем гордость отличается от гордыни? Основные различия

«Грех Люцифера»

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость – «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

Суд и осуждение

Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.

Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

Гордость и раскол

В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.

Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

Прельщение

Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть .

Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: “Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

Брань с гордостью

Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая бо льшая из страстей борется наивысшей добродетелью.

Как стяжать любовь к ближнему?

Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).

Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает , а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.

Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».

Независимо от того, верующий человек либо нет, ни один из пороков не приведет его ни к чему хорошему. Наряду с завистью, гневом и алчностью стоит гордыня. Многие путают это понятие с гордостью, полагая, что между ними нет никаких различий. Попробуем разобраться, как и чем отличаются эти два слова, велика ли разница. Прежде всего давайте выясним, что такое гордость, как ее можно охарактеризовать.

Толкование слова

Согласно толковым словарям, гордость можно определить как:

  1. Чувство удовлетворения от какого-либо действия.
  2. высокомерие, спесь.

Как видим, с одной стороны, это - положительное чувство, которое человек испытывает по отношению к себе и окружающим. С другой - это понятие отрицательное, так как гордый человек возвышает себя, принижая этим других людей. Так что такое гордость? Хорошо это или плохо? И можно ли вообще назвать это чувство хорошим или плохим? Все зависит от того, что лежит в основе рассматриваемого понятия. Если это талант человека, его трудолюбие и успех, то чувство гордости вполне заслуженно. Оно несет радость и как самому человеку, так и окружающим. Однако часто бывает и так, что упомянутое чувство испытывается без каких-либо на то оснований. Например, красивые девушки часто возвышают себя и унижают тех, кому в этом отношении повезло меньше. Данные от природы качества не должны вызывать такое чувство, как гордость. Значение слова в этом случае будет отрицательным.

Разное понимание одного слова

Одно и то же понятие в разные времена может иметь как положительный, так и отрицательный смысл. Ярким примером этого является национальная гордость. В большинстве случаев это чувство приветствуется. Под ним понимается любовь и привязанность человека к своей стране, готовность защищать и отстаивать общие интересы. Однако история может привести и достаточно трагичные примеры использования данного понятия: Германия в 30-40-х годах (идея превосходства «высшей нации»), Британская империя в 19 веке (идея «бремени белого человека») и так далее. Что такое гордость в этом случае, как не чувство превосходства представителей одной нации, расы над другими людьми? Как показал печальный опыт прошлых поколений, оно не приносит ничего хорошего.

Гордыня и ее спутники

Значение слова гордость и гордыня похожи, но имеют и значительные отличия. В современном обществе понятие «гордыня» употребляется крайне редко. Его заменяют близкими по значению терминами: высокомерие, амбициозность, заносчивость, тщеславие, себялюбие. Таким образом, мы видим, что в значении этого слова нет ничего положительного. В отличие от гордости, оно имеет только отрицательную окраску. Среди качеств, свойственных гордыне, можно отметить: лицемерие, тщеславие, капризность, упрямство и высокомерие. А также мнительность, неуправляемость, суетливость, придирчивость, эгоизм и дерзость. Кроме того, человеку, подверженному этому смертному греху, присущи обидчивость, вспыльчивость, властолюбие, склонность к резкой критике, зависть и злопамятство. Также можно назвать такие отрицательные черты, как непримиримость и жестокость, язвительность, непринятие общепринятых норм и авторитетов.

Что такое гордость и что такое гордыня?

Эти два понятия могут иметь противоположное значение. И при этом быть одинаково отрицательными. Чтобы разобраться, необходимо знать, чем вызваны те или иные чувства и стремления:

  • самолюбие, спесь - все это говорит о том, что человек жаждет обрести власть и презирает людей, имеющих более низкое
  • Честолюбие и амбициозность являются признаками того, что человек стремится достичь большего, продвинуться по карьерной лестнице.
  • Дерзость, наглость, нахальство, эгоизм и бесцеремонность свидетельствуют о готовности человека добиваться своих интересов любой ценой, на окружающих.

Вопрос о том, что такое гордость и гордыня, в чем разница между ними, может поставить в тупик и философа. Поиск в словарях и обыденный опыт социальной личности могут привести к выводу, что гордость - это весьма позитивное чувство. Гордыню противопоставляют ей и считают негативным проявлением высокомерия и тщеславия.

Слова, схожие только по звучанию?

Сходные по написанию и звучанию слова - это паронимы. Они настолько похожи, что могут казаться однокоренными, но в отличие от действительно родственных слов значение их сильно различается. Исходя из указанных в словарях значений, обычно и делается вывод о позитивной гордости и негативной гордыне, как о похожих друг на друга словах. При этом подразумевается, что смысл их сильно различается/

Но чем отличается гордость от гордыни? Принято считать, что гордость является закономерной и положительной эмоцией при достижении успеха. Человек может быть горд хорошо выполненной работой, победой в спортивном состязании, приобретением знаний или вещей. Говоря о гордости, как о позитивном чувстве, приводят примеры радости за собственного ребенка, поступившего в ВУЗ, или уважения к другому человеку, добившемуся каких-то успехов.

Гордыню же обозначают, как склонность считать себя лучше других, превознося собственную личность , но принижая достоинства других людей. При этом ее часто путают и с высокомерием (склонностью судить о достоинствах человека по положению в обществе), и с тщеславием (желанием получить признание или похвалу за обладание чем-то), и с самоутверждением (стремлением поднять самооценку за счет суждения о другом). Безусловно, перечисленные качества трудно назвать положительными чертами личности.

Но разве редко бывает так, что родители, гордясь достижениями своего ребенка, считают причиной этого себя самих? Они настолько высокого мнения о своих педагогических талантах, что не замечают достижений сверстников сына или дочери, особенно если их самих мало интересует та сфера, в которой достигают успеха другие дети. Превознося достоинства своего дитяти, одержавшего маленькую победу, они формируют в нем и тщеславие, и стремление к самоутверждению, и высокомерие.

Гордость своей страной может приводить к шовинизму. В этом случае тоже редко идет речь о том, чтобы уважать соседнее государство или другие народы. Победа футбольной сборной приравнивается к преувеличенной ценности каждого гражданина страны, болеющего за команду, хотя настоящий успех принадлежит только спортсменам.

Примеров можно привести множество. Все они сводятся к следующему: там, где обнаруживается гордыня, гордость всегда присутствует. Позитивная эмоция в какой-то неуловимый момент становится своей противоположностью. Насколько же велика разница между гордостью и гордыней и существует ли она вообще?

Понятие гордости в религиозных учениях

Практически все религиозно-философские системы сходятся на том, что сходные по звучанию гордыня и гордость не так уж сильно различаются и в духовном смысле. Наличие Творца, существование которого признают все мировые религии, делает любое человеческое достижение исключительно волей верховного существа. С этой точки зрения между гордостью и гордыней разница совершенно незаметна.

Первичный акт проявления гордости, как высокой самооценки и сравнения себя с Высшими силами, принадлежит антагонисту верховного божества. Являясь творением, он возомнил себя равным Создателю (как Люцифер, например). Отсутствие смирения и признания себя только продуктом чьей-то деятельности привело его к падению, то есть лишению покровительства Творца. Подобные моменты присутствуют в каждой религии.

Главной добродетелью человека религии называют смирение. Его трактуют как способность не унижаться перед высокомерными гордецами, старающимися унизить всех вокруг и наслаждающимися своей благостью, успешностью или силой, а признавать только волю Творца. С позиции духовности, осознающий его существование человек не в состоянии унизить и другого. Но проявлением гордыни (гордости) религии считают и суждение о другом, как о гордеце: ведь таким образом человек себя начинает считать лучше него. Смысл смирения состоит именно в том, чтобы не выносить ни хороших, ни плохих суждений о других, оставляя это на суд верховного божества, а гордость и гордыня сливаются воедино.

Стоит ли гордиться собой?

Светскому человеку такая позиция может быть непонятна. Нас воспитывают в духе постоянного стремления стать в чем-то лучше других: аккуратнее завязать шнурки, получить отличную оценку в школе, поступить в престижный ВУЗ и получить хорошую работу. Наличие самых лучших, современных, дорогих вещей делает человека в глазах общества успешным. Поэтому и возникают вопросы о том, какое чувство испытывает высокомерный и тщеславный человек: гордость или гордыня владеет его сознанием?

Часто высказываются мнения, что гордость, которая двигает нами для получения признания, - не такое уж плохое чувство. Благодаря гордости разрабатываются новые технологии, приобретается квалификация в профессиональной деятельности. Ради момента переживания положительной эмоции люди способны работать не покладая рук.

Чтобы получить звание Олимпийского чемпиона, спортсмены тренируются на пределе человеческих возможностей. Когда кто-то из них добивается блестящего результата, СМИ и поклонники твердят только о том, что это целиком достижение чемпиона. Известны и примеры того, как ничтожная случайность приводит к травме, а иногда и к смерти спортсмена. Но ведь это тоже последствия его гордости своей силой или ловкостью, стремлением достичь еще больших высот и получить очередную порцию славы и испытать новый приступ довольства собой.

Так ли уж неправы религии, которые считают и гордыню, и гордость одним и тем же смертным грехом? Добиваясь успеха в каком-то деле, нужно всегда держать в голове тот необъяснимый факт, что не все зависит исключительно от усилий человека. И даже в законной гордости всегда может присутствовать немного негативного стремления выглядеть в глазах окружающих самым лучшим, превосходящим каждого, кто сейчас не на пьедестале почета.

Введение

Сегодня принято считать, что слова гордость и гордыня не являются синонимами, первое означает чувство собственного достоинства, самоуважение, и обычно используется в хорошем смысле, а второе почти всегда выражает негативное отношение, означая высокомерие и спесивость, непомерную гордость, чаще всего необоснованную.

Как положительное слово "любовь" приобрело много отрицательных значений. Так и слово "гордость" изначально отрицательное, в разговорном языке означает совсем не то, что гордость в святоотеческих писаниях, а что-то положительное.

Однако есть ли в самом деле разница между этими столь близкими понятиями?

Слово «гордость» имеет происхождение от старославянского «гръдъ», которое, возможно, имеет греческие корни. В латыни есть схожее по звучанию слово «gurdus» - «глупый». Объяснение у понятия следующее: гордость - это эмоция, возникающая не только как следствие своих успехов, но и успехов чужих. Второй вариант толкования этого слова - самоуважение, чувство собственного достоинства. Гордыня имеет то же происхождение, что и гордость. Но вот значение у него несколько иное: высокомерие, непомерная гордость, исходящее из эгоизма.

Вот что говорят словари:

  • 1. Эл. словарь Википедия: Гордость, гордыня (лат. superbia), или Высокомерие -- один из семи смертных грехов, самый тяжкий из них. Гордыня отличается от простой гордости тем, что обуянный гордыней грешник гордится своими качествами перед Самим Богом, забывая, что получил их от Него.
  • 2. Филосовский словарь: ГОРДОСТЬ (ГОРДЫНЯ) (греч. hybris) - 1) в античной мысли: дерзостный выход за пределы, определяемые *судьбой; 2) в библейской традиции: безумное притязание на равенство Богу, источник всякого зла. 3) В православной аскетике: противопоставление себя Богу и миру. 4) Восточная аскетика отождествляет гордость и гордыню.3.Толковый словарь Даля: Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других.

А вот словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова разделяют эти два понятия.

Толковый словарь русского языка.

ГОмРДОСТЬ, -и, ж.

  • 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная г.
  • 2. Чувство удовлетворения от чего-н. Г. победой.
  • 3. кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. Этот студент г. института.
  • 4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.). Из-за своей гордости ни с кем не дружит.

ГОРДЫмНЯ, гордыни, мн. нет, *жен. (*книж. *устар.). Непомерная гордость (см. гордый во 2 *знач.), высокомерие.

В разных культурах, в разные эпохи представления о том, что может и что не может быть предметом гордости, значительно расходятся.

Греческий писатель Теофраст написал ряд известных зарисовок характеров, в которых он определил гордыню как "определенное презрение ко всем, кроме себя".

Гибельна гордость для малых людей. Да и тем, кто повыше,

С нею прожить нелегко; тяжело она ляжет на плечи,

Только лишь горе случится. Другая дорога надежней:

Праведен будь! Под конец посрамит гордеца непременно

Праведный. Поздно, уже пострадав, узнает это глупый.

Понятие «национальная гордость» часто понималось как чувство причастности человека к мощи своего государства, способного противостоять другим странам с позиции силы. Этот вид национальной гордости был особенно свойственен империям. Примером может служить Британская империя XIX века (киплинская концепция «бремени белого человека»), Японская империя и нацистская Германия 30-х - 40-х годов XX века (превосходство «высшей нации»), Советский Союз (гордость от принадлежности к стране с коммунистической идеологией). Последствия такой гордости однако весьма неоднозначны, ибо единство и мощь народа окупались жестокими жертвами и притеснением других.

Не менее противоречива история гордости как понятия, связанного с полом - «мужская и женская гордость». В устоявшейся традиции за мужчиной и женщиной закрепился различный набор качеств, которые могут служить предметом гордости: для мужчины эти качества -- прежде всего, сила, социальная успешность, способность обеспечить финансовое благополучие семьи, для женщины -- скромность, ласковость, домовитость и верность. По мере эволюции общественных нравов эти взгляды менялись и сейчас для многих представительниц слабого пола критериями женской гордости является их экономическая и психологическая независимость от мужчины. Что, на мой взгляд, опять же несет в себе больше негативный смысл, нежели позитивный. Смена ролей между мужчиной и женщиной явление противоестественное явление, нарушающее природный баланс.

С точки зрения философии, гордость помогает людям совершенствоваться, ставить новые цели. А гордыня нередко мешает адекватно воспринимать себя и свои проблемы. Гордыня возвышает над другими людьми, но это возвышение не имеет под собой подоплёки. Поэтому ведёт к деградации.

Иными словами гордость воспринимается, как некий защитный механизм против сложившихся устоев, стереотипов и т.д., которые человек отказывается признавать, отстаивая свою позицию. Так, если рассматривать именно гордость, можно обнаружить в ней стимулирующий компонент. Желая обладать лучшим, нежели остальные, человек начинает действовать, активизируя свои ресурсы, будь то сила, авторитет и т.д. Гордость в некотором роде является катализатором человеческого потенциала, она помогает человеку скрыть от глаз окружающих свои слабые места, заставляя двигаться вперед и не склониться ни пред какими трудностями.

Гордость не следует ни подавлять, ни даже ослаблять: её нужно лишь направлять на достойные цели. Клод Адриан Гельвеций

Цезарю подобает умереть стоя. (Caesarem decet stantem mori.) Светоний (Гай Светоний Транквилл)

Хотя далеко не все философы придерживались такой позиции

Пожалуй, самое знаменитое это высказывание Вольтера «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»

Так же и многие другие философы критиковали подобное качество

Гордость, обедающая тщеславием, получает на ужин презрение. - Франклин

Кто самолюбием чрез меру поражен,

Тот мил себе и в том, чем он другим смешон;

И часто тем ему случается хвалиться,

Чего бы должен он стыдиться. Иван Андреевич Крылов

Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству. Лев Николаевич Толстой

Частенько бывает и такое, когда гордость переносится на других людей. Как говорил Эпиктет, если бы тебя усыновил царь, ты бы этим непременно гордился, так почему ты не горд за то, что создан Богом? Когда мы создаем себе каких-то кумиров, идолов (недаром одна из десяти заповедей - не сотвори себе кумира). Ведь кумир - всего лишь наша гордость, перенесенная на кумира, и гордимся не кумиром, а собой в образе кумира.

Однако если философия еще допускает положительную оценку гордости, различные религии придерживаются единой точки зрения.

Все... происходит от гордости. Это главный источник всех наших грехов, зол и бедствий (преп. Макарий).

Иоанн Лествичник гордость очень красиво аллегорически описывает как всадника, едущего на коне тщеславия. Гордость и тщеславие порождают весь прочий многочисленный сонм человеческих грехов и страстей: жадность и зависть, страх и грех, обиды и презрение.

В Библии говорится. Книга Притч: "Придёт гордость, придёт и посрамление; но со смиренными - мудрость" - (глава 11, стих 2). "Погибели предшествует гордость, а падению- надменность" (16:18).

В Библии существует еще одно интересное пояснение про то кто мы. Бог есть Горшечник. а мы творенье Горшечника, так может ли горшок гордится тем для чего его создал Горшечник?! Одного Он создал для одних нужд другого для других, но тот и тот необходим на своем месте. а гордость нас перемещает на другое место и тогда получается бардак.

В Притчах описано отношение Бога к гордости: "Вот..,что ненавидит Господь... глаза гордые, язык лживый, руки проливающие кровь невинную.. . Среди 7 "качеств" первой названа гордость..

"Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать". т.е человек может культивировать в себе гордость или не замечать её, но, тогда он лишится благодати.

Гордыня в Исламе также является большим грехом и причиной других грехов. Из-за гордыни Иблис, который был одним из самым знающих джинов, стал проклятым созданием -- шайтаном тк отказался поклониться Адаму, которого создал Аллах.

«Сатана отказался поклониться, чтобы поприветствовать Адама. Он возгордился и сказал: «я лучше него», и стал он неверным» (Коран).

Гордость в корне портит благие деяния и вероубеждение. Возгордившись, человек не замечает в себе эту болезнь, лишается понимания истины, взамен приобретая слепоту сердца.

«Вот так Всевышний Аллах ставит печать заблуждения на сердце каждого высокомерного тирана» (Коран, 40:35)

Известен и хадис: “Тот в чьем сердце есть хотя бы пылинка высокомерия не войдет в Рай."

На том свете его ждёт адский огонь и суровое наказание. В священном хадисе Всевышний Аллах говорит: «Гордость - это Моя верхняя одежда, а величие - Моя нижняя одежда, и того, кто оспаривает это, Я введу в ад», т. е. «Гордость и Величие являются Моими особенными качествами, поэтому не подобает кому-либо другому иметь их».

Таким образом понятно, что отношение к гордости может быть разным и очевидно,что именно с нее будь она оправданной или нет, начинает произрастать страшный порок-гордыня.

Давайте рассмотрим самые характерные признаки гордыни:

  • 1. Гордыня прежде всего, проявляется чувством собственной непогрешимости и правоты и неправоты окружающих
  • 2. Следующее проявление гордыни - это жалость к себе. Чувство собственной важности является скрытой жалостью к себе, человек чувствует себя несчастным, он испытывает боязнь и страх перед всем миром, и для того, чтобы защититься от него, выставляет на показ свою важность, значимость, достаток.
  • 3. Отношение свысока, снисходительность. Человек чувствует себя выше других, следовательно, всех людей считает ниже себя.
  • 4. Покровительственное отношение к кому-либо. Такое проявление гордыни находится рядом со снисходительностью. Обычно люди, которые помогают кому-то, требуют благодарности и уважения. От таких людей можно слышать: «Ты должен быть благодарным мне за то. Что я для тебя сделал!»
  • 5. Проявлением собственной важности есть мнение, что «без меня мир не сможет существовать». Такие люди думают, что только от них все зависит, на них все держится: мир, работа, семья. Здесь существует тонкая грань между чувством ответственности и собственной важности.
  • 6. Чрезмерная важность в свою очередь порождает другую проблему - человек начинает сосредотачиваться на том, что другие думают и говорят о нем. Он зациклен на своих проблемах и постоянно говорит о них, у него проявляется нарциссизм и самолюбование.
  • 7. Хвастовство. Чувство превосходства над другими. Человек начинает восхвалять свои достоинства. А делает это он потому, что у него есть комплекс неполноценности, и ему просто нужно получить одобрение окружающих, почувствовать свою значимость.
  • 8. Отказ о помощи. Гордый человек не позволяет другим людям себе помогать. А почему? Потому, что он хочет получить все плоды сам, он боится, что придется с кем-то делиться.
  • 9. Желание получить славу, уважение и почет, возвыситься. Люди приписывают себе заслуги и труды других людей. Но также в них присуща склонность делать из людей кумиров.
  • 10. Соперничество. Желание сделать плохо, больно сопернику. Любая конкуренция приводит к напряжению, вызывает агрессию, подсознательное желание унизить соперника, что в итоге приводит к срывам и болезням.
  • 11. Стремление осуждать людей за их ошибки, поступки и действия. Такой человек сознательно ищет в людях недостатки, мысленно их наказывает, все это делается с чувством гнева, раздражения и ненависти. Иногда даже хочется проучить человека.
  • 12. Нежелание делиться своими знаниями.
  • 13. Нежелание благодарить и прощать. Обидчивость.
  • 14. Нежелание признавать, что у вас есть недостатки - духовные проблемы и гордость.

Очевидно, что каждый из нас обладает рядом подобных признаков, но оправдывает это "чувством собственного достоинства" . Однако, на мой взгляд есть существенная разница: Гордость - это самоуважение на превосходстве, а достоинство - это самоуважение на равенстве. Признание человеческого равенства обесценивает предметы гордости, а безразличие к высоте своих достоинств в равной мере как и к превосходству чужих достоинств, т.е. скромность, оборачивается в человеке чувством собственного достоинства.

Достоинство освобождает человека от необходимости притворяться, чтобы выгодно выглядеть и позволяет быть непринужденным, естественным, искренним. Обладатель достоинства чувствует себя непринужденно как на дне общества, так и в его верхах, гордец же меняется от презрения к подобострастию. Спокойная уверенность достоинства для гордости недостижима, она вечно мечется от величия до неполноценности.

Гордыня- удел малодушных и закомплексованных, ведь самодостаточный человек не станет озираться на окружающих и сравнивать их уровень благополучия со своим. Да и цели, на которые подталкивает нас гордыня, зачастую призрачны. Недаром Франсуа де Ларошфуко писал, что недостатки иногда более простительны, чем средства, которыми пользуются для того, чтоб их скрыть; признаваясь в маленьких недостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных.

Подводя итог, следует отметить последствия к которым приводит гордыня: дисгармония с самим собой, появление массы негативных эмоций отнимающих много сил, а следовательно вызывающие нервные расстройства в первую очередь, и другие заболевания разного типа, расхождения образа и реальности, а так же разрушение отношений с другими,а следовательно ведет к одиночеству. Тот, кто возвышает свою гордость, обесценивает все то, что любит и чем дорожит в своей жизни.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

1 Коринфянам, гл. 13 НОВЫЙ ЗАВЕТ

Гордость лишает нас возможности любить по-настоящему, а не через призму себя, лишает времени с близкими, мешает говорить самые важные слова,просить прощения и прощать самим, в конечном итоге просто не дает нам быть счастливыми. Разве уязвленное самолюбие стоит так дорого?

Гордыня… Гордость… корень в них единый.

Оттенков в поведении - не счесть…

И, если в Гордости пороки победимы,

Гордыне незнакомо слово «честь».

гордость гордыня тщеславие

Похожие публикации