Значение феодосий печерский в краткой биографической энциклопедии. Феодосии печерский - родоначальник российской духовности

АНТОНИЙ И ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЕ

(983-1073 гг.; около 1036-1074 гг.)

Основатели Киево-Печерской лавры, которой суждено было стать ведущим монастырем всех восточных славян, виднейшие церковные деятели Киевской Руси, святые Антоний и Феодосии, оставили неизгладимый след в духовном развитии нашего народа.

Преподобный Антоний родился в 983 г. в городе Любеч на Черниговщине, имел светское имя Антипа. С детских лет посвятил себя богоугодным делам. В то время монашеская жизнь на Руси была еще мало известна, поэтому юный Антипа отправился в греческую землю, славившуюся своими монастырями, и поселился на святой горе Афон. Праведная жизнь афонских монахов произвела на юношу огромное впечатление и вскоре он принял постриг под именем Антония. В 1013 г., по настоянию своего наставника, он вернулся па Русь, дабы содействовать развитию монашеской жизни. Прибыв в Киев, Антоний обошёл все монашеские обители в поисках пристанища. В столице к тому времени уже существовало несколько монастырей, основанных монахами-греками, но все они, по мнению Антония, были слишком комфортными. На Афоне он привык к другому. Не желая мириться с бесчинством и кровавой усобицей, наступившей после смерти князя Владимира, преподобный Антонин возвращается на Афон, но уже в начале 30-х годов XT в. снова приезжает в Киев. В это время великокняжеский стол занимал сын Владимира князь Ярослав Мудрый, чтивший церковный устав и заботившийся о развитии церковной жизни на Руси.

Поиски достойного обиталища привели Антония к загородной княжеской резиденции Берестово. Здесь, на живописной днепровской круче он нашёл оставленную Иларионом пещеру, в которой и поселился. В пещере Антоний проводил все время за молитвами и постом, довольствуясь черствым хлебом и водой. Вскоре слава о праведном и мудром монахе разошлась по Киевской земле, к нему стали приходить люди. Одни просили благословения, другие слушали наставления и жили по его примеру. Со временем у него появились последователи. Они начали расширять пещерный монастырь, выкопали несколько келий и соорудили под землёй небольшую церковь. Печерский монастырь, хотя и не имел официального статуса, превратился в значительный духовный центр Киевской Руси. Здесь жили также известные общественные и церковные деятели, в частности Никон, бывший митрополит Иларион. Авторитет Антония Печерского был настолько велика что сын Ярослава Изяслав, унаследовавший в 1054 г, киевский престол, прежде всего пришёл к нему за благословением. Он передал монахам Берестову гору, на которой со временем и раскинулся Киево-Печерский монастырь. В это время пришёл в монастырь и благочестивый Феодосии. Антоний вначале отказался принять его в братию, ссылаясь на тяжёлую, лишённую всех радостей бытия жизнь в монастыре, но Феодосии сумел убедить выдающегося подвижника в серьёзности своего выбора. Наставничество и постриг двадцатилетнего юноши, которому суждено было прославить Печерский монастырь, поручили блаженному Никону. За смиренную жизнь и высокую духовность Феодосии вскоре был посвящен в иеродиаконы, а затем и в иеромонахи и фактически стал правой рукой Антония.

Между тем, отношения монастыря с властью стали напряжёнными. Непримиримость к злу, непоколебимая принципиальность аскета часто ставили Антония в оппозицию к великокняжеской власти. Первый конфликт возник в связи с постригом близкого к Изяславу молодого боярина Варлаама, принятого в монастырь вопреки воле родителей. Конфликт с Изяславом усугублялся и прозападной политической ориентацией князя, состоящего в браке с дочерью польского князя Болеслава II Смелого, его благосклонностью к Ватикану. Временами споры доходили до прямых угроз и притеснений. Не раз киевский князь грозился наказать Антония и закрыть монастырь, но вынужден был считаться с его популярностью.

Преподобный Антоний, предпочитая уединённую аскетическую жизнь, в 1061 г. поставил над братией Варлаама, а для себя выкопал отдельную пещеру на соседней горе. Вскоре здесь появилось еще несколько пещер. Так возник новый пещерный лабиринт, впоследствии получивший название Ближних, или Антониевых, пещер - в отличие от старых, которые стали называться Дальними, или Феодосиевыми.

В 1062 г. Варлаам был переведён в княжеский Дмитриевский монастырь и Антоний поставил печерским игуменом Феодосия, при котором монашеская община возросла до 100 человек. Маленькая церквушка не могла уже вместить всей братии, и преподобный Антоний благословил возведение на горе над пещерами церкви Успения Пресвятой Богородицы, чтобы монахи, продолжая жить в своих подземных кельях, могли проводить там богослужения. По легенде, однажды, во время молитвы Антония, произошло чудо: они с Феодосием были перенесены в Константинополь и явлены Богородице. От неё получили золото, которое отдали мастерам-строителям, чтобы те, по велению Богоматери, отправились в Киев для строительства повой церкви. Когда же мастера, прибывшие в монастырь, стали расспрашивать Антония, где бы он хотел построить храм, святой три дня молился, чтобы Господь указал достойное место. В первую ночь Антоний просил, чтобы на землю упала роса, а на месте будущей церкви было сухо. Вторую ночь он просил у Господа сухой земли, а на месте церкви - росу. На третий день Антоний благословил избранное место и велел измерить его золотым поясом, взятым из иконы Спасителя Шимоном, сыном варяжского князя, когда тот оставлял родину. Тридцать поясов в длину, двадцать в ширину - таким было веление Господа. Успенский собор, основанный в 1073 г. (построен в 1078 г.), стал основой будущей Верхней лавры, главным храмом Печерского монастыря.

Преподобный Антоний, хотя и был суровым аскетом, страстным молитвенником и целителем, не стоял в стороне от политических событий, происходивших в государстве. Когда в 1068 г. вспыхнуло восстание против Изяслава, вынужденного спасаться бегством за границу, Антоний поддержал восставших. Через год, когда Изяслав с помощью польских войск вернулся в Киев, Антоний в знак протеста оставил столицу и ушёл в Чернигов, где был принят братом Изяслава Святославом. Он поселился в пещере на Болдиной горе близ Чернигова. Но вскоре вернулся в Киев. Летом 1073 г. Антоний скончался и был похоронен в своей лаврской пещере. Существует легенда о чудесном утаивании его мощей. С приближением смерти святой созвал братию и простился с нею, после чего земля обрушилась и оградила его от монахов. Те попытались" прокопаться к нему, но из земли вырвалось пламя, а когда повторили попытку, на них хлынула вода. Так монахи осознали, что это - воля Божья.

После преподобного Антония светочем русской церкви и подвижником Киево-Печерской лавры был преподобный Феодосии. Родился он около 1036 г. в городе Васильев (ныне Васильков) вблизи Киева, в боярской семье. Вскоре семья переехала в Курск на Черниговщине, где отец получил должность тиуна (управляющего). Здесь и прошли молодые годы Феодосия. Он получил хорошее образование, проявил незаурядные способности в учёбе и усвоении книжной мудрости. Много читал о подвижничестве адептов раннего христианства и решил перенимать их опыт. Ещё с ранних лет он сторонился сверстников, чуждался детских игр и развлечений. Всё свободное время проводил в молитве и посещал церковь, удивляя окружающих набожностью и благочестием. Когда ему исполнилось 13 лет, умер отец. Согласно социальному положению родителей, Феодосии должен был посвятить себя служебной карьере, но мечтал о монашеской жизни. Категорически отказался от дорогой одежды и ходил в лохмотьях, словно нищий. Покупал зерно и сам выпекал просвиры, которые затем приносил в дар церкви. Всё это, конечно, не нравилось матери - женщине волевой и решительной. Она считала, что своим образом жизни Феодосии компрометирует и позорит семью, и всячески ему препятствовала. Не найдя взаимопонимания с матерью, Феодосии несколько раз Пытался бежать из дома. Первый раз он присоединился к паломникам, от которых наслушался рассказов об Иерусалиме и прочих святых местах Востока, но мать разыскала сына и вернула домой. Неудачной оказалась и вторая попытка, когда он тайно ушёл в соседний город и поселился у священника. В третий раз юноша подался в Киев с твёрдым намерением стать монахом. Так он попал в Печерский монастырь, где в 1058 г. принял постриг. Со временем мать нашла его и там, долго и слёзно умоляла вернуться к светской жизни, но в итоге сама постриглась в монахини при монастыре Св. Николая в Киеве.

Став членом братии, Феодосии проявил незаурядное подвижничество во всех сферах монашеской жизни. Часто ночью он раздевался по пояс и отдавал своё тело на растерзание комаров, а днём занимался хозяйственными работами, требовавшими незаурядной физической силы и выносливости. Носил жёсткую, грубую власяницу. Спал сидя. Ел немного черствого хлеба и варёных овощей. Уже будучи игуменом, преподобный Феодосии не только не умерил свои подвижнические подвиги, но и приумножил их. Силы черпал в молитве.

В период игуменства Феодосия усилилась связь Печерского монастыря с Византией. По его инициативе, в монастыре был введён Студийский устав, со временем ставший нормой жизни для древнерусских монастырей. Этот чрезвычайно суровый устав регулировал повседневную жизнь монахов, определял строгий порядок церковных богослужений. С того времени жизнь в монастыре приобрела устоявшуюся организационную форму. Феодосии стремился осуществить главное требование этого устава: устранить личную собственность и сделать имущество всех монахов общим. При его игуменстве на поверхности земли были возведены кельи, куда переселились монахи, а в пещерах впоследствии стали хоронить умерших. Отныне «в затворах» оставались лишь схизматики.

Печерский монастырь постепенно превращался в значительный культурный центр, чему немало способствовала творческая деятельность самого игумена. Сохранилось одиннадцать его произведений: два послания к князю Изяславу Ярославичу, восемь поучений монахам и одна молитва. Феодосии Печерский выдвинул идею духовного контроля над светской властью. Считал, что спастись может не каждый христианин, а лишь аскет, подвижник или тот, за кого он заступится перед Богом своими молитвами; выдвигал положение, что игумен - духовный учитель князя, а князь - защитник и опекун монастыря. Он осуждал усобицы между братьями Ярославичами, происходившие в 60-70-е годы XI в. В отличие от Антония, поддерживавшего черниговского князя Святослава Ярославича, был решительным сторонником Изяслава Ярославича. Феодосии открыто осуждал Святослава, который 1073 г. лишил власти старшего брата и сам занял великокняжеский престол. Стараясь задобрить праведного игумена, Святослав посетил Печерский монастырь, внес богатые пожертвования на строительство Успенского собора и подарил монастырю землю из угодий княжеского села Берестово.

Феодосии умер через год после смерти Антония - в 1074 г. Согласно завещанию, его похоронили в пещере под старым монастырём, получившей название Феодосиевой. Церемония погребения, происходившая ночью, ярко описана непосредственным участником этого события Нестором Летописцем, который в 1080-х годах составил «Житие Феодосия Печерского». В 1091 г. мощи игумена были перенесены в Успенский собор Печерского монастыря, в 1108 г. состоялась канонизация святого.

Память о преподобных Антонии и Феодосии Печорских глубоко чтят Российская и Украинская православные церкви. Преподобного Антония почитают как основоположника монашества на Руси, а преподобного Феодосия - как подвижника, упорядочившего монашескую жизнь. Антоний стал основателем Печерского монастыря, а Феодосию удалось превратить его в центр древнерусской духовности.

Значение ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии

ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

Феодосий Печерский - преподобный, игумен киево-печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Родился в Василеве (ныне уездный город Васильков, в 35 верстах от Киева) и происходил из родовитой семьи. Ни имя Феодосия (мирское), ни год рождения неизвестны; последнее приблизительно относят в 1036 г. Юные годы Феодосия протекли в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители: отец Феодосия был одним из княжеских тиунов у курского посадника. Достигнув 7-летнего возраста, он стал учиться грамоте, а потом его определили в училище, где он пробыл до 13 лет. Познакомившись из книг и рассказов с жизнью великих подвижников монашества, Феодосий принял твердое намерение подражать им. 14 лет Феодосий лишился отца, и это так подействовало на него, что он решился приступить к исполнению своей заветной мечты - отречься от мира. Противодействие аскетическим наклонностям юноши шло со стороны матери: она очень любила своего сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижнической жизни и всеми мерами старалась отклонить его от этого. Феодосий решился оставить дом матери и, увлеченный рассказами странников о святых местах Палестины, ушел с ними из дома. Попытка пройти со странниками в Иерусалим была неудачна: настигнутый матерью, он, избитый и связанный, был возвращен домой; чтобы он опять не бежал, мать одела ему на ноги оковы и сняла их только тогда, когда он дал слово не бегать из дома. Но эти притеснения только усиливали аскетические стремления юноши. Тайно от матери Феодосий начал носить вериги, но она заметила это и сорвала с него цепи. Феодосий бежал в Киев, где Антонием был принят и пострижен. Тогда же дано было ему имя Феодосий; это случилось около 1056 - 57 годов. Высокие духовные подвиги преподобного Феодосия настолько выдвинули его из ряда других братий, что, по удалении игумена Варлаама, Антоний назначил игуменом Феодосия, несмотря на то, что ему было не более 26 лет. С самого же начала своего игуменства он принялся за устроение монастыря. Чисто братий с 20 человек возросло до 100, и вследствие этого явилась необходимость введения строго определенного устава. По просьбе Феодосия ему был прислан из Царьграда список устава Студийского монастыря, который и был положен в основание жизни в Печерской обители. Устав предписывал полное и строжайшее общинножитие; иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах. Феодосий к себе было строже, чем к другим; помимо общего подвига, он подвергал себя крайне аскетическим испытаниям и упражнениям воли. Еще юношей он стал носить вериги. Бояре и князья были особенно расположены к преподобному. Влияние преподобного Феодосия на них было очень благотворно. Время монашества Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Феодосий пользовался уважением великого князя Изяслава, который любил благочестивую беседу с преподобным. Феодосий не оставался пассивным зрителем отнятия Святославом киевского стола у его старшего брата Изяслава и изгнания последнего. Феодосий выступает против насилия с целым рядом обличений; писал также обличительные "эпистолии" к Святославу. Заботясь о внутреннем устройстве своего монастыря, Феодосий много сделал и для внешнего его благоустроения. Через 11 или 12 лет игуменства Феодосий, вследствие умножения братии и скудости прежних монастырских зданий, решился построить новый, обширнейший монастырь. Место для него было выбрано близ второй пещеры преподобного Антония. На этом месте заложена была великая каменная церковь (1073). 3-го мая 1074 г. Феодосий скончался. Преподобный Феодосий погребен был в той пещере, в которой под руководством Антония, начал свои подвиги. Открытие мощей преподобного Феодосия последовало в 1091 г. Память празднуется 3 мая и 14 августа. В 1089 г. церковь, заложенная преподобным Феодосием, была освящена, и к ней переведен был монастырь; прежний пещерный монастырь сделался теперь усыпальницей для погребения умерших. Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием. Киево-Печерская обитель сделалась образцом для всех других обителей. Преподобный Феодосий оставил пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе - о терпении и любви, третье - о терпении и милостыне, четвертое - о смирении, пятое - о хождении к церкви и о молитве), одно к келарию, четыре так называемые отрывка поучений к инокам и мирянам, два поучения к народу "о казнях Божьих" и "тропарных чашах", два послания к великому князю Изяславу ["о вере крестьянской и латыньской" и "заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу"] и две молитвы (одна - "за вся христианы", другая - написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так называемая разрешительная молитва). Из поучений к инокам мы узнаем темные стороны тогдашней монастырской жизни, о которых не говорят ни Нестор, ни печерский Патерик, занимавшийся исключительно прославлением знаменитой лавры. Феодосий обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келии, недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские средства содержал странных и бедных. Два поучения Феодосия обращены ко всему народу: одно "о казнях Божиих" за грехи - замечательно изображенным остатком языческих поверий в народе и господствующих пороков времени, грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства; другое направлено против пьянства. Два послания к великому князю Изяславу отвечают на современные вопросы: вопрос о посте в среду и пятницу решается согласно с Студийским уставом; в послании о вере варяжской или латинской исчисляются отступления от православия и обычаи латинян, запрещается всякое с ними общение в пище, питье и браках. В историческом отношении поучения преподобного Феодосия имеют большое значение для характеристики нравов того времени. Литературные произведения Феодосия Печерского сделались известными не особенно давно; подлинность некоторых поучений его подлежит сильному сомнению; так например, новейшие научные исследования считают два поучения - "о казнях божьих" и "о тропарных чашах" - не принадлежащими Феодосию. Литература. Житие Феодосия описано Нестором летописцем (перевод на современный язык преподобным Филаретом в "Записках Академии Наук", 2 отделение, книга II, выпуск 3, 1856). См. профессор Голубинский "История русской церкви" (1901), преподобный Макарий "История русской церкви" (1868); М. Погодин "Святой Игумен Феодосий" ("Москвитянин", 1850, книга 23); академик С. Шевырев "История русской словесности" (СПб., 1887, издание II, часть II); Н.И. Петров "Источники поучения преподобного Феодосия Печерского о казнях божиих" (в "Трудах Киевской Духовной Академии" за 1887 г., том II - "Археологические заметки"); Н.К. Н. (Никольский), "Памятники древнерусской учительной литературы" (1894, выпуск 1); В.А. Чаговец "Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения" (1901); епископ выборгский Антоний "Из истории христианской проповеди" (1892); профессор Максимович "Лекции по истории древнерусской словесности" (1839, книга I); Ал. Востоков "Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума", ¦ CCCCVI; Яковлев "Памятники древнерусской письменности XII - XIII веков"; митрополит Евгений "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской церкви" (СПб., 1827, издание II, том II); рукописные сборники Киево-Печерской лавры, ¦ 47 и 48.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий Печерский (ок. 1036 - 1074), игумен, преподобный. Основатель общежительного монастырского устава и …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
    преподобный, игумен киево-печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Род. в Василеве (ныне уездн. гор. Васильков, в 35 верстах …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
    ? преподобный, игумен киево-печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Род. в Василеве (ныне уездный город Васильков, в 35 …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    . преподобный (ок. 1036 1091 гг.)- русский святой, один из основателей Киево-Печерской лавры, учредитель монашеского общежития в русских монастырях. Принял …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ок. 1030 - 1074) древнерусский писатель, игумен Киево-Печерского монастыря с 1062; первым ввел на Руси монастырский (Студитский) устав. Влиятельный политический …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
    Печерский (около 1008, Василев, ныне г. Васильков Киевской области, v 3.5.1074, Киево-Печерский монастырь), древнерусский церковный писатель. С 1057 игумен Киево-Печерского …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Энциклопедическом словарике:
    (около 1036 - 1074), древнерусский церковно-политический деятель, игумен Киево-Печерского монастыря (с 1062), один из его основателей и руководителей постройки святой …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
    Феод`осий …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Орфографическом словаре:
    феод`осий …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
    (ок. 1030 - 1074), древнерусский писатель, игумен Киево-Печерского монастыря с 1062; первым ввел на Руси монастырский (Студитский) устав. Влиятельный политический …
  • ФЕОДОСИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • ФЕОДОСИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (около 1470 v начало 16 в.), русский живописец. Сын Дионисия, к творческой манере которого был близок в собственных работах. …
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Андрей — псевдоним П. И. Мельникова …
  • ФЕОДОСИЙ
    ФЕОД́ОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (ок. 1036-1074), один из основателей и игумен Киево-Печерского мон. (с 1062), писатель. Первым ввёл на Руси общежительный монастырский …
  • ФЕОДОСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОД́ОСИЙ КОСОЙ, еретик, монах Кирилло-Белозерского мон., из беглых холопов. С 1551 распространял "Новое учение". Отвергал офиц. церковь, осн. догматы, обряды …
  • ФЕОДОСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОД́ОСИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 424-529), христ. монах, архимандрит Палестинского монашества, один из основателей общежительного …
  • ФЕОДОСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОД́ОСИЙ I, или Великий (Theodosius) (ок. 346-395), рим. император с 379. В 380 утвердил господство ортодоксального христ-ва, преследовал ариан и …
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЕЧ́ЕРСКИЙ А., см. Мельников П. …
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Андрей? псевдоним П. И. Мельникова …
  • ФЕОДОСИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    печ`ерский (к Печ`ерск, К`иево-Печ`ерская л`авра); но: Феод`осий …
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    печерский (к Печерск, Киево-Печерская лавра); но: Феодосий …
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Орфографическом словаре:
    печ`ерский (к печ`ерск, к`иево-печ`ерская л`авра); но: феод`осий …
  • ФЕОДОСИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Угличский (ум. 1609), преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) …
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    А., см Мельников П. …
  • ФЕОДОСИЙ ГРЕК в Краткой биографической энциклопедии:
    Феодосий Грек - игумен Киево-Печерского монастыря (1142 - 1156), автор нескольких полемических и учительных произведений; до последнего времени обыкновенно смешивался …
  • ФЕОФИЛ ПЕЧЕРСКИЙ, ЗАТВОРНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофил Печерский (XII - XIII вв.), затворник, преподобный. Память 24 октября, в …
  • ФЕОФИЛ ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофил Печерский, имя ряда Киево-Печерских святых: В Ближних Пещерах: Прп. Феофил Слезоточивый (XI …
  • ФЕОДОСИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Полоницкий-Углицкий) (+ 1696), архиепископ Черниговский, святитель. Память 5 февраля, 9 сентября …
  • ФЕОДОСИЙ ТОТЕМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Суморин), Тотемский (ок. 1530 - 1568), преподобный. Память 28 января. Родился в …
  • ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ, КИНОВИАРХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий Великий (ок. 424 - 529), киновиарх (основатель общежития монахов), преподобный. Память 11 января …
  • ФЕОДОСИЙ I ВЕЛИКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Феодосий I Великий (около …
  • ФЕОДОСИЙ (ШИБАЛИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Шибалич) (род. 1963), епископ Липлянский, викарий Рашско-Призренской епархии. В миру Живко Шибалич, …
  • ФЕОДОСИЙ (ХАРИТОНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Харитонов) (+ 1607), архиепископ Астраханский и Терский, святитель (местночт.). В миру Феодот, сын …
  • ФЕОДОСИЙ (НАГАСИМА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Нагасима) (1935 - 1999), архиепископ Токийский, митрополит всея Японии. В миру …
  • ФЕОДОСИЙ (ЛАЗОР) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Лазор) (род. 1933), митрополит, б. предстоятель Православной Церкви в Америке, архиепископ Вашингтонский …
  • ФЕОДОСИЙ (ГАНИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Ганицкий) (1860 - 1937), епископ Коломенский и Бронницкий, священноисповедник. Память …
  • ФЕОДОСИЙ (ВАЩИНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Ващинский) (1876 - 1937), епископ. В миру Димитрий Васильевич Ващинский. В большинстве …
  • ФЕОДОСИЙ (БЫВАЛЬЦЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Бывальцев) (+ 1475), митрополит Московский и всея Руси, духовный писатель. В 1453 году …
  • ФЕОДОР ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодор Печерский, имя ряда Киево-Печерских святых: В Ближних Пещерах: Прмч. Феодор Печерский (+ 1098 …
  • ТИТ ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тит Печерский Прп. Тит, пресвитер Печерский, в Ближних пещерах (1190). Прп. Тит Печерский …
  • СИСОЙ ПЕЧЕРСКИЙ, СХИМНИК в Православной энциклопедии Древо.

В 1091 году мощи святого Феодосия перемещены в Печерскую церковь Успения Богородицы. Еще до этого события, через 10 лет после смерти преподобного, его учеником Нестором было написано его подробное житие, и тем самым была оставлена память для подражания верующим в будущих веках. Преподобный Феодосий Печерский - основатель русского подвижничества. Все русские монахи так или иначе ориентировали свою духовную жизнь по заданному им направлению.

Детство Феодосия

Пресвитер при рождении мальчика пророчески дал ему имя Феодосий, что значит «Данный Богу». Святая палестинская земля, по которой ходил Иисус, когда воплотился на земле, с самого раннего детства привлекала к себе отрока Феодосия. В конце концов мальчик сбежал, соблазненный рассказами странников. Попытка оказалась неудачной, как и следующие за ней. Вообще, в жизнеописании святого мы видим большой объем, описывающий его детство больше, чем других святых.

Основа истории юности Феодосия состоит в кроткой борьбе со своей мамой за духовное призвание, истязаниях, выносимых им, троекратных попытках побега. Про его детство пишут, что мальчик много времени проводил в церкви, с детьми в уличные игры не играл, сторонился детских компаний. Феодосий Печерский стремился к наукам и довольно быстро изучил грамматику, вызывая удивление разумом и премудростью. Книголюбие отрока сохранилось в течение всей его жизни и проявилось тогда, когда он в монастыре писал книги дни и ночи.

"Худость риз"

Еще одной интересной особенностью из детства Феодосия, которая, учитывая его религиозность, приобретает новое значение, было ношение плохой, заштопанной одежды. Родители давали ему чистую новую одежду и просили носить ее, но это единственное, в чем отрок их не слушался. Далее, когда по долгу службы ему приходилось носить светлые и чистые одежды, он носил их с тяжелым сердцем, через несколько дней отдавая нищим. Сам переодевался в старое и залатанное. "Худые ризы" вообще занимают не последнее место в житии преподобного, показывая его необычайное смирение с самого детства. Феодосий Киево-Печерский с детства полюбил худость риз, сделал ее частью своего жизненного поведения и передал ее всему русскому подвижничеству.

Когда умер отец, Феодосий избрал для себя новый подвиг уничижения и опрощения: он выходил с рабами на поле и смиренно работал с ними, показывая тем самым свою аскетическую изобретательность.

Образ матери Феодосия

Когда Феодосий совершил свой третий побег, он попал в Киев, в пещеру преподобного Антония. Старец не пожелал принять его учеником по молодости лет, и Феодосий вернулся домой. После этого было драматическое свидание с матерью, полное жизненной правды. Властный деспотизм вызывает у Феодосия не суровость, а неуверенность в своих силах и робость. Из побежденного в этой борьбе он превращается в победителя. В итоге не он возвращается к матери, а она принимает постриг в одном из киевских монастырей.

Монашеские труды

Нестор, когда писал житие Феодосия Печерского, любил больше рассказывать, чем описывать, поэтому о личных подвигах Феодосия и его духовном облике написано немного и в разных местах повествования. Соединяя эти рассеянные факты, можно составить понятие об аскетичной жизни преподобного Феодосия. О самых суровых подвигах самоумерщвления своего тела пишется в летописи первых лет его пещерной жизни. Ночью, борясь с плотскими искушениями, обнажившись, преподобный отдает свое тело комарам и оводам, распевая при этом псалмы. В дальнейшей жизни Феодосия видно стремление к изнурению тела. Скрывая свою аскезу, он носил власяницу, спал, сидя на стуле, усиленно молился ночами. Сравнительно небольшие аскетические упражнения Феодосий Печерский восполнял непрерывностью своих трудов. С детства сильный и крепкий, он работает и за себя, и за других. Будучи в монастыре при игумене Варлааме, он ночами мелет зерно для всей монастырской братии. А еще позднее Феодосий, игумен Киево-Печерский, часто сам брался за топор, чтобы нарубить дров или натаскать воды из колодца вместо сна или отдыха.

Духовная жизнь Феодосия Печерского

Многие страницы довольно обширного жития святого посвящены его трудовой и деятельной жизни, уравновешивая подвиги духовной жизни. Молитве он отдает все ночи. Исключительно молитве отдается время Великого поста, который преподобный проводил одиноко в пещере. Нестор не показывает каких-либо чудесных качеств молитв или высоких созерцаний. Молитва помогла Феодосию обрести совершенное бесстрашие перед темными силами и позволяла оказывать помощь своим ученикам в избавлении от ночных бесовских видений.

Феодосий, игумен Киево-Печерский

В духовной жизни Феодосия была одна очень важная для него веха - он положил конец монастырю в пещерах, основанному Антонием. После того как игумен Варлаам основал на поверхности земли первую деревянную церковь, Феодосий поставил кельи над пещерой, которые остались для Антония и немногих затворников. Безмолвие и созерцание тесной пещеры он умаляет ради трудовой и братской жизни для построения некой гармонии. В этой гармонии звучат и личные ноты смирения, кротости, послушания. Преподобный Феодосий Киево-Печерский, как отмечает Нестор, при всей своей духовной мудрости был прост умом. «Худые ризы», которые сопровождают его и во время игуменства, навлекают множество насмешек.

Отмечается рассказ о княжеском слуге, который принял преподобного за одного из убогих и приказал ему пересесть с повозки на коня. Социальное уничижение и опрощение было с детских лет одной из черт его святости. Поставленный во главе монастыря, Феодосий не изменил своего нрава. При своей тихости и самоуничижении, он очень многому поучает в проповедях, которые отличаются простотой формы и содержания. Также Феодосий старается соблюдать монастырский устав до мелочей во всех его деталях и желает, чтобы все совершалось по чину и с благоговением. Однако при всей своей требовательности Феодосий не любил прибегать к наказаниям. Он мягок был даже к тем, кто, убежав, возвращался с раскаянием. Единственный некий образ строгости был в отношении хозяйственных дел монастыря.

Нестор описывает рассказы келаря Федора о том, как святой игумен спасал монастырь от разной нужды. Эти чудеса наряду с даром прозрения - единственные, которые творит святой Феодосий Печерский. Через все игуменские чудеса проходит запрет святого заботиться о дне завтрашнем, его расточительное милосердие. Например, чудесное наполнение закромов происходит в порядке природной закономерности: в то время, как монастырский эконом отчаивается от мыслей, из чего приготовить обед или где найти вино для литургии, неизвестный благодетель привозит в монастырь возы вина и хлеба. Из жития святого создается впечатление, что монастырь существует только за счет неоскудевающего потока милостыни.

Святой Феодосий очень сильно печется об уставной бедности - отбирает по кельям всю лишнюю снедь, одежду и сжигает все это в печи. Так же он поступает со всем, что сделано без благословения. Всепрощающий и добрый игумен становится суровым при неповиновении, которое вытекает из Примечательно, что он и тут не наказывает виновных, а уничтожает только материальные блага, которые, как он считал, впитывали в себя демонические начала алчности и своеволия.

Милосердие святого Феодосия

Оставаясь кротким и милосердным всегда и во всем, одинаково относясь к разбойникам, которые пришли ограбить его монастырь, или к грешным и слабым инокам, святой Феодосий Печерский не только не изолировал свой монастырь от мира, но и создал теснейшие связи с мирским обществом. В этом состоит один из его заветов русскому монашеству.

Около монастыря был построен дом для слепых, хромых и больных с церковью во имя св. Стефана. На содержание этой богадельни шла десятая часть всего дохода монастыря. По субботам Феодосий посылал целый воз хлеба в город для заключенных в тюрьмах.

Преподобный Феодосий был духовным отцом многочисленных мирян, в том числе князей и бояр, которые приходили исповедовать свои грехи. Он положил начало традиции выбора духовных отцов среди монахов. С того времени духовенство стало оказывать еще большее влияние на нравственное состояние народа.

Тихий и кроткий наставник мог быть твердым и неотступным в тех случаях, когда речь шла о поруганной правде. Один из последних рассказов Нестора рассказывает о его заступничестве за обиженную вдову, которая пришла к нему за помощью и, не узнав его в убогой одежде, рассказала о своей беде.

Правдолюбие святого Феодосия

Непримиримость к неправде приводит игумена к столкновениям не только с судьями, но и с князьями. Его духовное противоборство с князем Святославом, изображенное в житии, завершает духовный портрет Феодосия и является символом отношения Церкви к государству Древней Руси. Когда два брата изгоняют старшего с Киевского престола, овладевают городом и зовут на застолье Феофана, тот отказывается и обличает братьев в грехах убийств и незаконного владения властью, сравнивает князя Святослава с Каином, а его брата с Авелем. В итоге князь Святослав приходит в гнев. Ходят слухи об изгнании Феодосия.

Святослав не смог поднять руку на праведника и, в конце концов, приезжает со смирением в монастырь к Феодосию с попыткой помириться. Много раз праведный Феодосий безуспешно пытался умолить Святослава примириться с братом, пытаясь достучаться до сердца киевского князя. В обители он всем велит молиться за законного изгнанного князя, и только после долгих просьб братии тот соглашается поминать на втором месте и Святослава.

Житие святого Феодосия показывает, что святой готов был за правду идти в изгнание и на смерть, подчинялся закону любви и жизненной целесообразности. Он считал своим долгом поучать князей, а их долгом - слушаться его поучений. Но Феодосий выступает по отношению к князьям не как обладающий властью, а как воплощение кроткой силы Христовой. Молитва Феодосию Печерскому призывает к непоколебимому благочестию душ и телес, помощи и заступничеству, благочестию главных лиц страны.

Таков был Феодосий, живущий целостной духовной жизнью, изливающий Свет Христов из глубины своей души, отмеряющий евангельской мерой подвиги и добродетель. Таким он остался в памяти русского подвижничества, таково житие Феодосия Печерского.

Среди пращуров, прославивших край наш Курский, Феодосии Печерский занимает самое почетное место.

Учитель славен своими учениками. У Феодосия Печерского был достойный ученик - Нестор. Вслед за "Повестью временных лет", "Сказанием о Борисе и Глебе" Нестор Летописец создал "Житие преподобного Феодосия Печерского", восхищаясь тем, что "именно в нашей земле такой муж явился". Это повествование является памятником литературы Древней Руси, настолько же выдающимся, как и сам его герой.

Под влиянием подвижника Антония Феодосии Печерский стал основателем монашества на Руси.

На заре XI века (точно не установлено) в городе Василеве что неподалеку от Киева, в семье судьи появился младенец.

Священник дал ему имя Феодосии и предсказал, что новорожденный посвятит себя Богу.

И действительно, мальчик сильно отличался от ровесников, и это замечали многие в Курске, где вскорости после рождения Феодосия по велению князя поселилась семья. Стороной обходил Феодосии резвую детвору, одежду предпочитал неброскую, даже заплатанную, проявлял повышенный интерес к церкви.

Обеспокоенные родители уговаривали Феодосия отдаться детским забавам, одеться поприличнее, но мальчик не реагировал на эти уговоры и только просил обучить его божественной грамоте. Когда же, наконец, воля его была исполнена, Феодосии с жадностью пристрастился к религиозной литературе. Обнаружил к учебе блестящие способности, однако не кичился этим, сохраняя подчеркнутую покорность и послушание как в отношениях с учителем, так и в общении с соучениками.

Едва минуло Феодосию 13 лет, умер отец, и в доме еще энергичнее стала господствовать мать. Рано овдовев, она жила вольно, однако это не мешало ей "деражать в руках большую торговлю".

Дом был - полная чаша, один из самых богатых в Курске. Верхний этаж занимала семья, внизу поварня, во дворе склады, мастерские, жилые избы, и все - за высоким бревенчатым забором с колючим гребнем из железных шипов.

Семейное достояние умножалось. Кладовые ломились от копчений и солений, мать тучнела от пристрастия сытно поесть и негодовала на болезненную привязанность сына ко всему скромному, к постоянному времяпрепровождению в церкви.

Была мать тяжела на руку к рабам своим, не щадила и сына. Когда Феодосии уходил на работу в поле, мать считала это оскорблением ее чести и не подзатыльники ему отпускала, как другие родители, наставляя детей, а избивала, порой жестоко, как и покорных ей взрослых людей.

Восхищенный земной жизнью Иисуса Христа, Феодосии мечтал совершить паломничество. Когда в городе появились однажды странники, попросил их взять его в попутчики, чтобы посетить места, связанные с жизнью Иисуса Христа.

Тайный уход юноши из дома был замечен, и мать, взяв с собой лишь младшего сына, отправилась в погоню за паломниками.

Немалый проделала она путь, прежде чем догнала блаженного Феодосия, "и схватила, и в гневе вцепилась ему в волосы, и, повалив его на землю, стала пинать ногами, и осыпала упреками странников, а затем вернулась домой, ведя Феодосия, связанного, точно разбойника. И была она в таком гневе, что и придя домой, била его, пока не изнемогла". Феодосии был привязан и оставлен в уединении взаперти. Покормила и освободила его мать только через два дня, предварительно надолго усмирив ноги сына тяжелыми оковами, чтобы снова не сбежал из дому.

Любила она сына тяжелой любовью. Феодосии принимал ее как кару, только укрепляясь волей и мыслями о подвижничестве во имя Господа.

Когда же милосердие все-таки победило, оковы были сняты, а сыну разрешено "делать что захочет". И отрок снова зачастил в церковь. Как-то заметил, что литургии часто не бывает из-за отсутствия просфор. Очень печалился по этому поводу, пока не решил взяться за изготовление просфор для всех желающих. Лет с десяток ушло на это, но каждый день Феодосию "было внове это чудо - что из бледного теста, сыро пахнущего, сила огня и креста сотворит плоть Божию, спасение человеков".

Со светлой радостью покупали просфоры верующие ("Это уж Бог так пожелал, чтобы чистые просфоры приносились в церковь Божию от рук безгрешного и непорочного отрока").

На вырученные деньги Феодосии покупал зерно, сам молол и снова пек просфоры. Прибыль щедро раздавал нищим, будучи во многом сам на них похожим. По этому поводу и в связи с необычным занятием своим наслушался юноша множество обидных слов, какие обрушивали на него ровесники:; Но знали бы добры молодцы куряне, над кем насмехаются - над человеком, кому суждено было войти в круг передовых просветителей и современного ему общества и грядущих поколений.

Мать все настойчивее отлучала Феодосия от необычного для юноши занятия, но Феодосии рассуждал иначе: "Иисус Христос дал ученикам своим хлеб со словами "Возьмите и ешьте, это тело мое, преломленное за вас и за многих других, чтобы очистились вы от всех грехов". Если уж сам Господь наш хлеб назвал плотью своею, то как же не радоваться мне, что сподобил он меня приобщаться к плоти своей". Мать же настаивала на своем: - Брось! Ну что за дело просфоры печь! И подкрепляла свое требование побоями. Однажды отчаявшийся юноша глухой ночью снова покинул родительский дом.

Приютил его священник в одном из близких к Курску городов. Видно, прозорливый был человек, коль внимательно отнесся к интересам юноши.

Феодосию позволили пребывать в церкви постоянно. Очарованные им, не раздарили дорогие одежды, но юноша раздавал их нищим, а сам под ветхим одеянием стал носить изготовленный кузнецом железный пояс. Вгрызаясь в тело, пояс ежеминутно напоминал о смирении и подвижничестве. И укреплялась юношеская вера, и ободрялось и просветлялось сознание. Во имя любви к Богу Феодосии был готов к любым испытаниям.

На память читал он Евангелие: "Если кто не оставит отца и мать и не последует за Мной, то он меня недостоин... Придите ко мне все страждующие и обремененные, и я успокою вас. Возложите бремя мое на себя, и научитесь у меня кроткости и смирению, и обретете покой душам вашим..." И воспылал рвением и любовью к Богу, мечтая уйти в монастырь, в самый Киев.

Когда такой случай представился, три недели был Феодосии в пути. Добравшись до желанного Киева, обошел все монастыри, упрашивая принять его, пока не услышал о блаженном Антонии, живущем в пещере.

Антоний, прозорливо предчувствуя, что у юноши большое будущее, разрешил Феодосию остаться с ним.

Феодосии всецело отдался служению Богу, молился и постился неистово, как и бывшие рядом с ним преподобный Антоний и великий Никон. Затем были пострижены в монахи по их великой просьбе первый из княжеских бояр Иоанн, в монашестве Варлаам, и управляющий княжеским домом, нареченный в монашестве Ефремом. Узнав об этом, князь Изяслав страшно разгневался, но Никон пояснил: "По благодати Божьей я постриг их, по велению небесного Царя и Иисуса Христа, призвавшего их на такой подвиг".

Жизнь в пещере. Ржаной хлеб и вода. По субботам - чечевица или же одни только вареные овощи.

Постепенно число монахов увеличивалось. Одни обувь плели, чтобы в городе на вырученные за нее деньги зерна купить, Другие огородом занимались. В церковь сходились дружно, от певали положенные часы и совершали службу. И снова, поев немного хлеба, возвращались каждый к своей работе. Феодосии Печерский всех превосходил смирением и послушанием. Был он ладно скроен и крепко сшит и взваливал на свои плечи самую тяжелую работу. Носил из леса дрова. Ночами бодрствовал, славя в молитвах Бога. Иной раз замечали, как ночью обнажал он свое тело до пояса, прядя шерсть для плетения обуви и распевая Давидовы псалмы. Оводы и комары нещадно кусали тело его, насыщаясь кровью. Изведав пытку эту, Феодосии раньше всех приходил к заутрене. Неуклонно возрастал его авторитет, и однажды монахи дружно "возвестили преподобному Антонию", что они "поставили себе игуменом" блаженного Феодосия, "ибо он и жизнь монастырскую уставил по чину, и божественные заповеди знал как никто другой". Произошло это в 1057 году. Хотя и стал Феодосии старшим над всеми, но не изменил своего обычного смирения, помнил о словах Господних, вещающих. "Если кто из вас хочет быть наставником другим, то пусть будет скромнее всех и всем слуга..."

И многие вельможи приходили в монастырь и отдавали ему какую-то долю своих богатств.

Игумен Феодосии употребил эти пожертвования, как и другие собранные в народе средства, на строительство церкви во имя святой и преславной Богородицы и приснодевы Марии. "И окружил стеной то место, и построил множество, келий. И переселился туда "из пещеры с братией в год 6570 (1062). И с этого времени по божественной благодати возвысилось то место и существует монастырь славный, который и доныне называем мы Печерским..."

Святой игумен Феодосии впервые на Руси ввел общежительный устав. Он был заимствован в Студийском монастыре (Константинополь) и стал впоследствии основным регламентирующим документом для всех древних русских монастырей. Деятельность, игумена Феодосия во многом способствовала тому, чтобы Киево-Печерский монастырь стал центром русской культуры.

В период Великого поста Феодосии уединялся в своей пещере, затворившись, вплоть до Вербной недели, а в пятницу той недели, в час вечерней молитвы возвращался в церковь, поучал всех и утешал в подвижничестве их и посте. После вечернего пения садился подремать, потому как никогда не ложился, если же хотел поспать, то "садился на стульце и, подремав там немного, снова вставал на ночное пение и коленопреклонение".

Учил монахов свято следовать монастырскому уставу, не беседовать ни с кем после вечерней молитвы, уединившись в свою келью, молиться Богу, не допускать праздности. Заниматься ремеслом, распевая псалмы Давидовы, чтобы трудом своим кормить убогих и странников.

При монастыре Феодосии устроил странноприимный дом для нищих и убогих, коему отписывал десятую часть монастырского дохода. "Каждую неделю преподобный посылал в тюрьмы воз провизии".

Киево-Печерский монастырь привлекал великое множество верующих, и преподобный Феодосии стал духовным наставником многих князей и бояр. Исповедовавшись великому Феодосию, они не скупились на пожертвования, иные дарили полные населенные пункты, иные одаривали монастырь золотом и другими драгоценностями. И благой игумен вынашивал планы о строительстве большой церкви, так как деревянная стала мала для стекающегося в нее народа.

Сан игумена ни в чем не изменил образ жизни Феодосия. На работу он по-прежнему выходил прежде всех, в церковь являлся раньше других и последним из нее выходил. Одеждой служила ему власяница из колючей шерсти, которую он прятал под ветхой свитой. "Многие неразумные издевались над этой убогой одеждой, попрекая его".

Между тем влияние игумена распространилось и на политическую жизнь.

Своим образом жизни преподобный Феодосии подкреплял силы окружающих. Питался, как к прежде, только хлебом сухим да овощами вареными без масла, запивая водой. Но всех обратившихся в монастырь поддерживал и духовно, и материально.

Был Феодосии заступником не только обездоленного народа, но и в княжеских кругах было весомым его слово.

Узнав, что князья Святополк и Всеволод изгнали из Киева своего старшего брата Изяслава; Феодосии Печерский написал князю: "Голос крови брата твоего взывает к Богу, как крови Авелевой на Каина".

Разгневался князь! Но, поостыв не посмел поднять руку на великого праведника и испросил разрешения приехать в монастырь, чтобы с ним помириться. "А что может, благой владыка, гнев наш против власти твоей? - отозвался Феодосии. - Но подобает нам. обличать вас и поучать о спасении души. А вам следует выслушивать это". И продолжал настаивать, чтобы престол был возвращен Изяславу, которому был поручен отцом.

Находясь во главе монастыря, Феодосии постоянно общался с преподобным Антонием и получал от него духовные наставления. Он пережил старца лишь на один год, но успел заложить просторный каменный храм Успения Божией Матери.

На новостройке Феодосии работал с упоением, не чураясь самой черной работы, но строительство церкви было завершено уже после того, как душа оставила его тело. Игумен предсказал, когда он отойдет к Господу. И завещал: "...так вы узнаете о дерзновении моем перед Богом: если увидите, что процветает монастырь наш, - знайте, что я возле Владыки небесного; если же когда-либо увидите оскудение монастыря, и в нищету впадет он, то знайте, что далек я от Бога и не имею дерзновенья Ему молиться". И просил положить его тело в пещере, где он постился.

"На своего великого настоятеля Киево-Печерский монастырь осиротел в год 6582 (1074) месяца мая, на третий день, в субботу, как и предсказывал святой Феодосии, после восхода солнечного".

Православная Церковь почитает преподобного Феодосия Печерского как основателя монашества на Руси. Светское общество признает в Феодосии Печерском выдающегося древнерусского писателя, основателя знаменитого Киево-Печерского монастыря и реформатора его Устава, как влиятельного политического деятеля своего времени.

К сожалению, авторство произведений древнерусской литературы не всегда удается установить. Однако доподлинно известно, что Феодосии Печерский является создателем по крайней мере одиннадцати сочинений. Это два послания князю Изяславу Ярославовичу

"О неделе" и "О вере крестьянской и латынской", 8 "Слов" и "Поучении" монахам, а именно "О терпении и любви", "О терпении и смирении", "О душевной пользе", "О хождении к церкви и о молитве"; верующим известна и его молитва "За всей крестьяне.

Куряне вправе гордиться, что на нашей земле сформировался родоначальник российской духовности и как человек, сумевший построить свою судьбу вопреки окружавшему его бытию.

Статья в Сборнике "Курский край. НАШИ ЗЕМЛЯКИ." «... И свеча бы родовая не погасла» г.Курск, 2004 г.

На Руси

Родился в Василеве (ныне город Васильков под Киевом) и происходил из родовитой семьи. Ни мирское имя, ни год рождения неизвестны; последнее приблизительно относят к году.

Юные годы св. Феодосия протекли в Курске , куда, по повелению князя, переселились его родители: отец был одним из княжеских тиунов у курского посадника. Достигнув 7-ми летнего возраста, он стал учиться грамоте, а потом его определили в училище, где он пробыл до 13 лет. Познакомившись из книг и рассказов с жизнью великих подвижников монашества, Феодосий принял твердое намерение подражать им. 14-ти лет он лишился отца, и это так подействовало на него, что он решился приступить к исполнению своей заветной мечты - отречься от мира. Противодействие аскетическим наклонностям юноши шло со стороны матери: она очень любила своего сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижнической жизни и всеми мерами старалась отклонить его от этого.

Феодосий решился оставить дом матери и, увлеченный рассказами странников о св. местах Палестины , ушел с ними из дома. Попытка пройти со странниками в Иерусалим была неудачна: настигнутый матерью, он, избитый и связанный, был возвращен домой; чтобы он опять не бежал, мать одела ему на ноги оковы и сняла их только тогда, когда он дал слово не бегать из дома. Но эти притеснения только усиливали аскетические стремления юноши. Тайно от матери Феодосий начал носить вериги , но она заметила это и сорвала с него цепи. Феодосий бежал в Киев , где был принят преподобным Антонием и пострижен. Тогда же и дано было ему имя Феодосий; это случилось около - гг. Выcoкиe духовные подвиги преп. Феодосия настолько выдвинули его из ряда других братий, что, по удалении игумена Варлаама, Антоний назначил игуменом Феодосия, несмотря на то, что ему было не более 26 лет.

С самого же начала своего игуменства он принялся за устроение монастыря. Число братий с 20 человек возросло до 100, и вследствие этого явилась необходимость введения строго определенного устава. По просьбе Феодосия ему был прислан из Царьграда список устава Студийского монастыря , который и был положен в основание жизни в Печерской обители . Устав предписывал полное и строжайшее общинножитие; иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах. Феодосий к себе был строже, чем к другим; помимо общего подвига, он подвергал себя крайне аскетическим испытаниям и упражнениям воли. Еще юношей он стал носить вериги .

Бояре и князья были особенно расположены к преподобному. Влияние преп. Феодосия на них было очень благотворно. Время монашества Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Феодосий пользовался уважением вел. кн. Изяслава , который любил благочестивую беседу с преподобным. Феодосий не оставался пассивным зрителем отнятия Святославом киевского стола у его старшего брата Изяслава и изгнания последнего. Феодосий выступает против насилия с целым рядом обличений; писал также обличительные "эпистолии" к Святославу. Заботясь о внутреннем устройстве своего монастыря, Феодосий много сделал и для внешнего его благоустроения. Чрез 11 или 12 лет игуменства Феодосия, вследствие умножения братии и скудости прежних монастырских зданий, решился построить новый, обширнейший монастырь. Место для него было выбрано близ второй пещеры преп. Антония. На этом месте заложена была великая каменная церковь ().

3 мая г. преподобный Феодосий скончался. Погребен был в той пещере , в которой, под руководством Антония, начал свои подвиги.

Открытие мощей преп. Феодосия последовало в г. В г. церковь, заложенная преп. Феодосием, была освящена, и к ней переведен был монастырь; прежний пещерный монастырь сделался теперь усыпальницей для погребения умерших. Основанная преп. Антонием и устроенная преп. Феодосием Киево-Печерская лавра сделалась образцом для всех других обителей.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Возвы́сився на доброде́тель,/ измла́да возлю́бив мона́шеское житие́,/ к жела́нию до́бльственне достиг,/ всели́лся еси́ в пеще́ру/ и, украси́в житие́ твое́ поще́нием и све́тлостию,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́л еси,/ в Росси́йстей земли́, я́ко све́тлое свети́ло, просия́в,/ о́тче Феодо́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь на перенесение мощей, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ архиере́ев богодухнове́нное удобре́ние,/ Феодо́сие прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся́ просвети́л еси,/ цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)

Звезду́ Росси́йскую дне́сь почти́м,/ от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую,/ всю́ бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогати́вшу и вся́ ны́/ соде́янием и благода́тию мона́шескаго уста́ва,// блаже́ннаго Феодо́сия.

Кондак на перенесение мощей, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

Насле́дник отце́в бы́л еси́, преподо́бне,/ те́х после́дуя житию́ и уче́нию,/ обы́чаю и воздержа́нию,/ моли́тве же и предстоя́нию:/ с ни́миже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ проще́ние согреше́ний и спасе́ние испроси́ вопию́щим ти́:// ра́дуйся, о́тче Феодо́сие.

Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вшия на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́ си́м воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́,/ Анто́ние со Феодо́сием богому́дрым,/ при́сно моля́щиися о возсле́дствующих// и чту́щих па́мять ва́шу.

Дво́ицу нача́льных росси́йских свети́л почти́м,/ Анто́ния, Бо́гом по́сланнаго,/ и Феодо́сия, Бо́гом дарова́ннаго:/ ти́и бо пе́рвии, равноа́нгельным в России́ житие́м/ просия́вше от го́р Ки́евских,/ освети́ша оте́чествия на́шего вся́ концы́,/ и пу́ть к Небеси́ пра́вый мно́гим показа́ша,/ и, первоотцы́ и́ноком бы́вше,/ ли́ки спаса́емых Бо́гови приведо́ша,/ и ны́не, предстоя́ще в вы́шних немерца́емому Божества́ Све́ту,// мо́лятся о душа́х на́ших.

Дво́ицу вели́ких оте́ц и пра́вило и́ноков све́тлое,/ у́мныя зари́, онебе́сившия Росси́йскую Це́рковь,/ кто́ по достоя́нию хвала́ми воспое́т?/ Ти́и бо Престо́лу Бо́жию предстоя́т./ Но, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Анто́ние преблаже́нне и Феодо́сие приснопа́мятне,/ моли́теся о моле́бная ва́м принося́щих// и любо́вию пе́сньми ва́с ублажа́ющих.

Тве́рдыя столпы́ благоче́стия,/ недви́жимая и́ноческих законоположе́ний основа́ния/ и необори́мыя сте́ны Росси́йския восхва́лим:/ Анто́ния, возлю́бльшаго Бо́га,/ и Феодо́сия, возлю́бленнаго Бо́гом:/ труды́ бо о́нех и по́стническия по́двиги прия́т па́че вся́каго всепло́дия// Еди́н во святы́х прославля́емый.

Творения

Преп. Феодосий оставил пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе - о терпении и любви, третье - о терпении и милостыне, четвертое - о смирении, пятое - о хождении к церкви и о молитве), одно к келарю, четыре отрывка поучений к инокам и мирянам, два поучения к народу "о казнях Божиих" и "тропарных чашах", два послания к вел. князю Изяславу ["о вере крестьянской и о латыньской" и "заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу"] и две молитвы (одна - "за вся христианы", другая - написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так называемая разрешительная молитва).

Из поучений к инокам мы узнаем темные стороны тогдашней монастырской жизни, о которых не говорят ни Нестор Летописец , ни печерский Патерик , занимавшиеся исключительно прославлением знаменитой лавры. Феодосий обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келии, недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские средства содержал странных и бедных.

Два поучения прп. Феодосия обращены ко всему народу: одно "о казнях Божиих" за грехи, замечательно изображением остатков языческих поверий в народе и господствующих пороков времени, грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства; другое направлено против пьянства.

Два послания к великому князю Изяславу отвечают на современные вопросы: вопрос о посте в среду и пяток решается согласно Студийскому уставу; в послании о вере варяжской или латинской исчисляются отступления от православия и обычаи латинян, запрещается всякое с ними общение в пище, питье и браках.

В историческом отношении поучения прп. Феодосия имеют большое значение для характеристики нравов того времени. Литературные произведения Феодосия Печерского сделались известными не особенно давно; подлинность некоторых поучений его подлежит сильному сомнению; так напр., новейшие научные исследования считают два поучения - "о казнях божиих" и "о тропарных чашах" - не принадлежащими прп. Феодосию.

Литература

  • Житие Феодосия описано Нестором летописцем (перев. на совр. яз. пр. Филаретом в "Зап. Акд. Наук", 2 отд., кн. II, вып. 2, 1856). См. проф. Голубинский, "История русской церкви" (1901);
  • пр. Макарий, "История русской Церкви" (1868);
  • M. Погодин, "Св. Игумен Феодосий" ("Москвитянин", 1850, кн. 23);
  • акад. С. Шевырев, "История русской словесности" (СПб., 1887, изд. II, ч. II);
  • Н. И. Петров, "Источники поучения преп. Ф. Печерского о казнях божиих" (в "Трудах Киев. Дух. Акад." за 1887 г., т. II - "Археологические заметки");
  • Н. К. Н. (Никольский), "Памятники древнерусской учительной литературы" (1894, вып. 1);
  • В. А. Чаговец, "Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения" (1901);
  • еп. выборг. Антоний, "Из истории христианской проповеди" (1892);
  • проф. Максимович, "Лекции по истории древнерусской словесности" (1839, кн. I);
  • Ал. Востоков, "Описание русских и словенских рукописей Румянц. музеума", № CCCCVI;
  • Яковлев, "Памятники древнерусск. письм. ХII-XIII вв.";
  • митр. Евгений, "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российск. церкви" (СПб., 1827, изд. II, т. II);
  • рукописные сборники Киево-Печерской лавры №№ 47 и 48.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Похожие публикации