Стихотворения И.С. Тургенева "Собака", "Воробей", "Русский язык": анализ. Стихотворение в прозе Тургенева: список произведений. Тургенев собака

Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить следующие микротемы: погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.

Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов». Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный».

Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора).

В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза», «она сама себя не понимает - но я ее понимаю», «две пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.

Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии. Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь).

Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное». По словарю Ожегова животное – это «такое живое существо, в противопоставление человеку».

Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.»

Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…» В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…»

Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю». Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию.

«И конец!»- подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» - восклицательный знак используется для усиления отрицания.

Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический вопрос. «Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?». Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей человека.

Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: «жизнь жмется». В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

«Собака» относится к типу стихотворений в прозе.Не смотря на небольшой объем написанного автора вкладывает туда серьезные мысли по поводу жизни и смерти. Автор грустно рассуждает о том, что жизнь протекает быстро, она быстро появляется и так же исчезает, забирая все чувства, мысли и переживания. Тургенев дает читателю полностью погрузиться в атмосферу и пережить те чувства, которые испытывает он сам. Описание очень эмоционально и глубоко, автор сумел показать те уголки души, которые спрятаны глубоко. Пожалуй это произведение настроено на то, чтобы не оставить равнодушным ни одного человека.

Главная мысль стихотворения Тургенева Собака

Главной темой можно назвать-показ смерти, перед которой равны все. Ведь оказавшись на грани смерти,каждый ищет возможность спастись или найти помощи.

Однажды сидя в компании, товарищи обсуждали сверхъестественное, но никак не могли прийти к единой мысли существует все таки что-то такое или нет. Но тут Порфирий, один из главных героев рассказа решил рассказать им одну историю. Однажды придя домой вечером он лег уже спать, но вдруг что-то под его кроватью зашевелилось, это было похоже на собаку, но при ее поиске никого обнаружить не удалось.

Следующей ночью повторилось тоже самое, только на этот раз свидетелем этого стал еще и слуга, он тоже четко слышал эти звуки. Единственным спасением был свет, тогда никаких звуков не было. К рассказчику вскоре приехал сосед, и тому пришлось спать в этой зловещей комнате, и какого было удивление только прибывшего гостя, когда он услышал звуки собаки, но как только он узнал, что никакой собаки нет, то сильно испугался, и посоветовал выехать из дома на пару дней. Порфилию посоветовали обратится в Белев, куда главный герой сразу же и поехал. Там его встречает святой старик, который выслушав всю историю просто советует завести собаку.

Прибыв домой Порфилий покупает щенка дав ему имя Трезор, после этого вся эта необъяснимая ситуация исчезает и его больше не беспокоят непонятные звуки, а даже наоборот, он очень привязывается к щенку и не расстается с ним нигде. Однажды когда рассказчик пришел в гости к своей знакомой Нимфодоре, случилось неприятность, на него накинулась соседская собака, но его спас именно Трезор. Порфилию удалось спрятаться в доме, после чего он увидел, что его собака ранена. Соседка же советует убить собаку, так как она тоже может стать бешеной, но мужчина отказывается, в надежде повезти ее к доктору и вылечить.

Вернувшись домой, ночью на Порфилия нападает та самая собака, но вновь пес Трезор защищает хозяина, чем расплачивается собственной жизнью.

Картинка или рисунок Собака

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание В ту же землю Распутина

    В повести речь идёт о престарелой даме по имени Пашута. Героиня всю жизнь трудилась на кухне. Ей пришлось проложить не легкий путь от посудомойщицы до заведующей.

  • Краткое содержание поэмы Беовульф

    В старой Дании появилось чудовище Грендель, которое убивает воинов, не даёт мирной жизни людям. Смелый Беовульф приплывает на помощь королю, которому отказались оказать поддержку другие.

  • Краткое содержание Розенкранц и Гильденстерн мертвы Стоппард

    Посреди пустынной местности двое мужчин в пестрых костюмах придворных сосредоточенно играют. Один вынимает монету из кошеля, бросает ее, другой называет

  • Краткое содержание Гимназисты Гарина-Михайловского

    Это произведение является одной из нескольких книг, посвященных жизни Темы Карташева. В гимназии у Темы образовывается дружеская компания, состоящая из нескольких мальчишек. Самым авторитетным в ней становится Василий Корнев

  • Краткое содержание Бондарев Батальоны просят огня

    В повести Бондарева показан весь ужас войны, который не только в боях, госпиталях, голоде… Страшна и трудность выбора, когда кого-то нужно обязательно принести в жертву ради жизни других. Название подсказывает, что это важнейшая фраза

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака» Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить следующие микротемы: погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.

Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов». Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный».

Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора).

В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза», «она сама себя не понимает - но я ее понимаю», «две пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.

Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии. Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь).

Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное». По словарю Ожегова животное – это «такое живое существо, в противопоставление человеку».

Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.» Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…» В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю». Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию.

«И конец!» - подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» - восклицательный знак используется для усиления отрицания.

Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический вопрос. «Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?». Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей человека.

Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: «жизнь жмется». В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.

Какова тема этого стихотворения в прозе?

Это философское произведение. Его ведущая тема - неотвратимость смерти, перед которой все равны - и люди, и животные. Существо, оказывающееся перед лицом смерти, невольно, на под­сознательном уровне, ищет помощи и за­щиты у другого, близкого ему существа. И здесь в восприятии грядущей трагедии они едины: человек и собака («две пары одинаковых глаз, устремленных друг на друга»). Возникает тема взаимного по­нимания людей и животных.

Попробуйте доказать, что это именно лириче­ское произведение, т. е. произведение, которое эмоционально и ярко передает мысли и чувства ав­тора.
Особую эмоциональность этому стихо­творению в прозе придает то, что тема вы­ражается через восприятие автором своего настроения в единстве с состоянием соба­ки. Человек и собака, по-видимому, оди­нокие, у которых нет никого больше, не только жмутся друг к другу и ищут защи­ты от смерти, они и противостоят ей, как могут. На дворе воет страшная неистовая буря. Автор здесь прибегает к приему ан­титезы, противопоставляя этой буре обра­щенные друг другу взгляды человека и собаки. Лиризм достигается и образом трепетного огонька, который горит и све­тится в каждом из них. Это трепетный огонек жизни и любви, хотя и слабый, не способный устоять перед взмахом широ­кого крыла смерти. Образы трепетного огонька, бури, крыла смерти и пары оди­наковых глаз усиливают эмоциональное звучание темы этого произведения Турге­нева.

Как вы объясните, почему Тургенев, создавая стихотворения в прозе, не использовал ни разбивку стихотворения на строки, ни рифмы?

Стихотворение в прозе - особый жанр. Это небольшое прозаическое произведе­ние лирического характера. Как мы уже сказали, лиризм достигается образностью, эмоциональностью, заменой повествова­тельного начала началом философским, оценочным. В таких произведениях рит­мико-интонационные особенности, со­здающие лирический настрой, выражены не во внешней организации (рифма, стихо­творные строки и т. д.), а внутренне, а так­же использованием лексико-синтаксиче­ских форм, стимулирующих особую эмо­циональную выразительность авторской речи, что мы видим в стихотворении в про­зе «Собака».

Стихотворение написано в свободной форме, в 1878 году, в холодный месяц февраль. Автор ведет повествование от первого лица, представляет читателю на обозрение свои мысли, взгляды на жизнь и мировоззрение. Каждая строка заключает в себе отдельную, законченную мысль, связанную с другой смыслом, эмоцией, общим настроением стихотворения.

Автор и его собака сидят в комнате во время сильной, страшной для обоих, бури. Их взгляды направлены друг на друга, только собака не понимает своих эмоций, она в теле животного, она просто боится, но слишком обусловлена своим положением, чтобы понять и выразить их. Автор же мыслит, и понимает не только себя и свои чувства, но также эмоции своей собаки. Ему не нужна ее речь, проявленная в движениях тела или звуках. Хозяин видит в глазах собаки искру, и разумом своим понимает, что жизнь заключается именно в этой искре.

Эта, по словам автора, искра или огонек, делает тождественными животное и человека. И в этой тождественной реальности нет необходимости в объяснениях, разных языках, условностях, связанных с разными формами тел, строения мозга, общественных порядках и мировоззрениях. Они едины. У автора возникает сомнение, что если сейчас настанет смерть, и придет конец всему, кто сможет разобрать, - где была искра собаки, а где человека, - сможет ли кто-то различить их. Впоследствии автор сам отвечает на своей вопрос, - никто не отличит, какой именно горел огонек в собаке, и какой в нем.

Из подобного равенства, уже не между человеком и собакой, а из равенства двух живых существ, автор делает вывод, что между ним и его собакой нет разницы. Это две души, две искорки, две пары одинаковых глаз, испуганных и одиноких, жмутся друг к другу, чувствуя тепло и понимание, размывая границы реальности до такой степени, что она превращается в волшебство.

Это стихотворение учит читателя не ставить себя выше других живых существ, состраданию и сочувствию. Оно объясняет, что во всех есть нечто живое, - искорка, огонек, маленький кусочек света, - они делают всех равными в своих глубинных устремлениях, страхах и чаяниях. А все, что не связано с этой искоркой, - просто исчезнет, умрет, испарится со временем.

Анализ стихотворения Собака по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Сумерки Брюсова
  • Анализ стихотворения Андрея Белого На горах

    Произведение одного из поэтов-символистов полно многозначных образов, с помощью которых Андрей Белый рисовал свою картину реальности.

  • Анализ стихотворения В полном разгаре страда деревенская Некрасова

    Поэтическая работа Николая Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» вышла из-под пера автора во второй половине XIX века. Произведение принадлежит к лирике философского жанра

  • Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова 5, 6 класс

    Николай Алексеевич Некрасов всегда относился к простому люду с уважением, пониманием и состраданием. Эти уважение и заботу он передаёт во многих своих стихотворениях

  • Анализ стихотворения Первый ландыш Фета 8 класс

    Название стихотворения А. А. Фета «Первый ландыш» подготавливает читателя к тому, что скрывается в его содержании. О тонкой связи автора с природой говорит его трепетное отношение к отдельным явлениям природы родного края

Похожие публикации