Правящий архиерей симферопольской и крымской епархии митрополит лазарь. Под святительским благословением

Память 29 мая / 11 июня

Из книги , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского происхождения. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37), он воспринял призыв служить людям Божиим.

Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Талант художника помогал ему в скрупулезных анатомических исследованиях. Он блестяще закончил обучение (1903) накануне русско-японской войны, и его карьера врача началась в госпитале в городе Чите. Там он познакомился и сочетался браком с сестрой милосердия, у них родилось четверо детей. Затем он был переведен в больницу города Ардатова Симбирской губернии, а позже в Верхний Любаж Курской губернии.

Работая в больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз. Несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, что привлекло к нему и пациентов из соседних уездов. Он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в Переславле-Залесском. Там он по-прежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования.

В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии. В 1917 году, когда в больших городах гремели раскаты революции, он был назначен главным врачом Ташкентской городской больницы и поселился с семьей в этом городе. Вскоре супруга его скончалась от туберкулеза. Во время ухода за умирающей в голову ему пришла мысль просить свою операционную сестру взять на себя заботу по воспитанию детей. Она согласилась, а доктор Валентин смог продолжать свою деятельность как в больнице, так и в университете, где он вел курс анатомии и хирургии.

Он часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: «Доктор, вам надо быть священником». Хотя Валентин никогда и не помышлял о священстве, он тотчас принял предложение иерарха. В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.

Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в соборе только по воскресеньям и приходя на занятия в рясе. Он совершал не так много служб и таинств, но усердствовал в проповедничестве, а свои наставления дополнял духовными беседами на животрепещущие темы. Два года подряд он участвовал в общественных диспутах с отрекшимся священником, ставшим руководителем антирелигиозной пропаганды в регионе и умершим впоследствии жалкой смертью.

В 1923 году, когда так называемая «Живая церковь» спровоцировала обновленческий раскол, внеся раздоры и смущение в лоно Церкви, епископ Ташкентский вынужден был скрыться, возложив управление епархией на отца Валентина и еще одного протопресвитера. Ссыльный епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), находясь в городе проездом, одобрил избрание отца Валентина в епископат, совершенное собором духовенства, сохранившего верность Церкви. Потом тот же епископ постриг Валентина в его комнате в монахи с именем Лука и отправил в небольшой городок недалеко от Самарканда. Здесь жили два ссыльных епископа, и святитель Лука в строжайшей тайне был хиротонисан (18 мая 1923 г.). Через полторы недели после возвращения в Ташкент и после своей первой литургии он был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.

Путь в ссылку проходил в ужасающих условиях, но святой врач провел не одну хирургическую операцию, спасая от верной смерти страждущих, которых ему приходилось встречать на своем пути. В ссылке он также работал в больнице и сделал много сложных операций. Он имел обыкновение благословлять больных и молиться перед операцией. Когда же представители ГПУ попытались запретить ему это, они натолкнулись на твердый отказ епископа. Тогда святителя Луку вызвали в управление госбезопасности, дали полчаса на сборы и отправили в санях на берег Ледовитого океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях.

В начале Великого поста его отозвали в Туруханск. Доктор вернулся к работе в больнице, так как после его высылки она лишилась единственного хирурга, что вызвало ропот местного населения. В 1926 году он был освобожден и вернулся в Ташкент.

На следующую осень митрополит Сергий назначил его сначала в Рыльск Курской епархии, затем в Елец Орловской епархии в качестве викарного епископа и, наконец, на Ижевскую кафедру. Однако по совету митрополита Арсения Новгородского владыка Лука отказался и попросился на покой - решение, о котором он горько пожалеет впоследствии.

Около трех лет он спокойно продолжал свою деятельность. В 1930 году его коллега по медицинскому факультету профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. Коммунистические власти воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве убийству профессора. По их мнению, владыка из религиозного фанатизма помешал Михайловскому воскресить усопшего с помощью материалистической науки.

Епископ Лука был арестован незадолго до разрушения церкви святого Сергия, где проповедовал. Его подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в душный карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся здоровье. Протестуя против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал голодовку. Тогда следователь дал слово, что отпустит его, если он прекратит голодовку. Однако он не сдержал слова, и епископ был осужден на новую трехлетнюю ссылку.

Снова путь в ужасающих условиях, после которого работа в больнице в Котласе и Архангельске с 1931 по 1933 год. Когда у владыки обнаружилась опухоль, он отправился на операцию в Ленинград. Там однажды во время службы в церкви он пережил потрясающее духовное откровение, напомнившее ему начало его церковного служения. Затем епископа перевели в Москву для новых допросов и сделали интересные предложения относительно научных исследований, но при условии отречения от сана, на что святитель Лука ответил твердым отказом.

Освобожденный в 1933 году, он отказался от предложения возглавить свободную епископскую кафедру, желая посвятить себя продолжению научных исследований. Он вернулся в Ташкент, где смог работать в небольшой больнице. В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы.

Во время работы в Ташкенте владыка заболел тропической болезнью, которая привела к отслоению сетчатки глаз. Тем не менее он продолжал врачебную деятельность вплоть до 1937 года. Жестокие репрессии, учиненные Сталиным не только против правых оппозиционеров и религиозных деятелей, но также и против коммунистических деятелей первой волны, заполнили миллионами людей концлагеря. Святитель Лука был арестован вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками, сохранившими верность Церкви и обвиненными в создании контрреволюционной церковной организации.

Святитель был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. После новых допросов и пыток, истощивших его силы и приведших в состояние, когда он уже не мог контролировать себя, святитель Лука дрожащей рукой подписал, что признает свое участие в антисоветском заговоре.

Так в 1940 году он в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь, в Красноярский край, где после многочисленных прошений и отказов смог добиться разрешения работать хирургом и даже продолжить в Томске научные исследования. Когда произошло вторжение гитлеровских войск и началась война (1941), стоившая миллионов жертв, святитель Лука был назначен главным хирургом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. При этом он служил епископом в епархии края, где, как гордо сообщали коммунисты, не осталось ни одной действующей церкви.

Митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа. В этом сане он принял участие в Соборе 1943 года, на котором был избран патриархом митрополит Сергий, а сам святитель Лука стал членом постоянного Синода.

Так как во время войны религиозные преследования несколько ослабли, он приступил к обширной программе возрождения религиозной жизни, с удвоенной энергией отдавшись проповедничеству Когда красноярский госпиталь был переведен в Тамбов (1944), он поселился в этом городе и управлял епархией, в то же время работая над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности апологии христианства против научного атеизма, озаглавленной «Дух, душа и тело». В этой работе святитель защищает принципы христианской антропологии при помощи твердых научных аргументов.

В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.».

Через год архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

В 1946 году он был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. В Крыму он был вынужден прежде всего бороться с нравами местного духовенства. Он учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту, будь то слово или собственный пример. Из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений.

В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей.

Под грузом прожитого, исполнив дело свидетельства о Господе, Распятом во имя нашего спасения, епископ Лука мирно упокоился 29 мая 1961 года. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Новость о том, что крымские епархии прошли российскую регистрацию, взбудоражила ряд украинских СМИ. И это понятно: любые отношения с РФ трактуются в нынешних условиях как предательство и госизмену. В общем-то в этом преступлении идеологические противники УПЦ и обвинили Церковь. "КП" в Украине" попыталась разобраться, где в этой истории правда, а где ложь?

ЧТО ГОВОРЯТ НА ПОЛУОСТРОВЕ

Москва денег не получает

На полуострове действует Крымская митрополия под руководством митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря. Состоит она из трех епархий: Симферопольская и Крымская, Феодосийская и Керченская, Джанкойская и Раздольненская. По предварительным оценкам, митрополия охватывает более миллиона православных верующих. Все они по-прежнему остаются прихожанами Украинской православной церкви, а никак не Российской.

Думаем, все это раздули для дискредитации УПЦ МП в Киеве, - говорит юрист Симферопольской и Крымской епархии, протоиерей Иоанн Пристинский. - Епархия привела свои документы в соответствие с российскими законами и продолжает нести свое спасительное служение.

- А что с денежными отчислениями?

Отчислений в Киевскую митрополию и раньше не было. Равно как и в Москву. Бывало, епархия передавала средства на строительство кафедрального собора в Киеве. Но ежемесячных отчислений нет.

- Из Киева архиереи сейчас к вам приезжают?

Сейчас, может, есть чисто технические трудности, но периодически посещают. У архиереев нормальное общение. Наш крымский владыка Лазарь был на заседании Священного синода в Киеве. Добрался нормально.

- Почему статус епархий в Крыму остался неизменным? - спрашиваю секретаря Симферопольской и Крымской епархии протоиерея Александра Якушечкина.

Мы находимся над политикой. Мы должны всех объединять и примирять, что мы сейчас и делаем. Даже затрудняюсь сказать, сколько уже конвоев в Донбасс отправила наша епархия. Без всякого сопровождения и льгот на таможню, под взрывами наши батюшки везут гуманитарную помощь в епархии юго-востока. Крест, ряса - вот их пропуска.

Священников не обижают

В парке Севастополя гуляет миролюбивый с виду дедушка - архимандрит Макарий (Щипаков), бывший морской офицер, сейчас пенсионер и священник Киевского патриархата.

- Прихожан у вас помимо расформированной украинской воинской части меньше не стало?

Как были раньше, так и есть. Мало, как до, так и после. Нам же никто территорию в Севастополе не дает - ни при той власти, ни при этой. Молимся по квартирам. Если говорить по Севастополю, то человек 50.

- А сколько приходов было по всему полуострову?

Я не могу сказать.

- Покинуть полуостров не думали?

Как Бог управит.

- Вас здесь обижают?

Кто может обижать священника, от которого идет любовь?

У иудеев одна проблема - нехватка мацы

В семье радийщиков Пресманов политические разногласия скорее гастрономического плана: чью колбасу есть - российскую или украинскую. Хозяйка дома Людмила Пресман - член общественного совета Федеральной еврейской национально-культурной автономии Крыма - прошла все юридические процедуры и осваивается в новых условиях:

Проблема одна - нехватка мацы. Через переправу перегнать тяжело. Раньше была своя, мы даже Казахстан снабжали. Но приехавший раввин из США обозвал нашу машину, выпекающую мацу, некошерной, разобрал, наобещал новую и уехал. Приходилось раньше из Киева везти. А теперь мацу дает уже Москва.

КСТАТИ

Прошла ли перерегистрацию Крымская епархия ?

Архиепископ Симферопольский и Крымский УПЦ КП Климент в интервью "Главкому":

"…В любом случае юридическая перерегистрация необходима потому, что без нее некоторые церкви останутся отрезанными от света и воды, а также есть угроза потери имущества… Для того чтобы зарегистрировать структуру, я должен получить российский паспорт и уже веду консультации по этому поводу... Я обращался и к президенту, и к правительству, к СНБО и уполномоченному Верховной Рады по правам человека Лутковской. Но, к сожалению, руководство государства Украина ничего не сделало для того, чтобы разъяснить религиозным деятелям, как им действовать в тех условиях, в которых они оказались…

СПРАВКА "КП"

Что говорит устав

Устав Симферопольской и Крымской епархии зарегистрирован 19 декабря 2014 года российским Мин­юстом, дал такие ответы на следующие слухи:

О СТАТУСЕ

Слухи: Юридически и де-факто, судя по тем изменениям, которые внесены в устав, и там прямо написано, что размещенным центром Симферопольской и Крымской епархий является Республика Крым - субъект РФ. Тем самым фактически признана аннексия Крыма. Фактически произошла завуалированная передача этих двух епархий Русской церкви.

В уставе: "Епархия является каноническим подразделением Украинской православной церкви и входит в ее иерархическую структуру... Территориальная сфера деятельности епархии - Республика Крым".

ОБ ИМУЩЕСТВЕ

Слухи: Согласно уставу все имущество епархий является имуществом РПЦ.

В уставе: "Епархия является юридическим лицом, обладает на праве собственности, безвозмездного пользования или на ином имущественном праве обособленным имуществом. Епархия несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом..."

О ПЕЧАТЯХ И ФИНАНСАХ

Слухи: Все экземпляры бланков, штампов и печатей утверждает не только митрополит Киевский, но и лично патриарх Кирилл. Последний имеет право вето на уровне со Священным синодом Украинской церкви. И самое интересное - все финансы крымские епархии УПЦ МП отныне будут перечислять Москве.

В уставе: "Образец печати утверждается митрополитом Киевским и всея Украины (местоблюстителем). Епархиальный архиерей избирается (отстраняется от должности) синодом Украинской православной церкви... Епархиальный архиерей является руководителем (единоличным руководящим органом) епархии, возглавляет епархию и управляет ею. Епархиальный архиерей без доверенности действует от имени епархии. В полномочия входит распоряжение имуществом и финансовыми средствами епархии в порядке, предусмотренном настоящим уставом".

ЧТО ГОВОРЯТ В КИЕВЕ

Крымская церковь подчиняется Киеву.

За разъяснением ситуации мы обратились к главе Синодального информационного отдела УПЦ епископу Клименту (Вечере) и заместителю главы отдела общественных церковных связей УПЦ протоиерею Николаю Данилевичу.

Священным синодом УПЦ никогда не принималось документов, которые бы меняли каноническое подчинение епархий на полуострове, - уверяет владыка Климент.

- Но скажите, обязательно ли церкви нужно было пройти перерегистрацию по российским законам? Почему не обошлись без этого?

Что такое религиозная организация? Это приходы, монастыри, епархиальное управление, то есть юридические лица. Чтобы существовать, им должна быть выделена земля, подведена коммунальная инфраструктура, получен расчетный счет. Все это требует регистрации по законам страны, контролирующей данную территорию. В связи с изменениями, которые произошли на полуострове не по нашей вине, приходы и монастыри вынуждены были пройти перерегистрацию - объясняет владыка.

Дело в том, что если религиозные организации в установленный законом срок не пройдут процедуру перерегистрации, то они подлежат ликвидации и соответственно не могут заниматься богослужебной деятельностью, а также утрачивают все права юридического лица, - вступает в разговор протоиерей Николай Данилевич.

- Значит, такую же процедуру прошли и, к примеру, католики?

Насколько мне известно из открытых источников, римско-католическая епархия зарегистрировала свои общины на территории полуострова согласно законодательству, которое там сейчас действует, и даже изменила свою структуру подчинения, - поясняет владыка Климент.

- Так, может быть, в УПЦ тоже произошло переподчинение и Крымская епархия отныне не подчиняется митрополиту Киевскому и всея Украины? Принимал ли Священный синод решение об изменении подчинения и передаче имущества епархий в Крыму?

После перерегистрации Крымская епархия остается каноническим подразделением Украинской православной церкви и входит в ее иерархическую структуру и, соответственно, подчиняется митрополиту Киевскому и всея Украины, поминает его за богослужением. Священный синод УПЦ каких-либо решений об изменении подчинения и передаче имущества епархий в Крыму никогда не принимал, - уверяет Николай Данилевич.

То же касается и финансов. Как уверил "КП" владыка Климент, нигде - ни в уставе крымских епархий, ни в уставе в управлении Украинской православной церкви - нет никакого пункта о том, что крымские епархии должны перечислять деньги или имущество Русской православной церкви.

- И последнее. Раз УПЦ МП обвиняют в предательстве, возможно, правоохранительные органы уже потребовали от церкви объяснения?

Лично у меня не было таких запросов. Но информационный отдел Украинской православной церкви провел пресс-конференцию, где показал всем журналистам оригинальные экземпляры уставов крымских епархий, которые были приняты на заседании Священного синода УПЦ. Думаю, мы тогда исчерпывающе ответили на все вопросы, касающиеся компетенции Священного синода Украинской православной церкви, - разъяснил глава Синодального информотдела.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Николай ДАНИЛЕВИЧ, заместитель главы отдела общественных церковных связей УПЦ: "Религиозная организация не вправе признавать или не признавать изменения границ"

Вопрос признания границ стран является сугубо межгосударственным вопросом. В сфере религии его просто нет. Любая неправительственная или религиозная организация обязана соответствовать действующему на той или иной территории праву или юридически прекратить свое существование. Признания или непризнания границ от любой православной церкви требовать юридически необоснованно, потому что у нее нет и не может быть светской власти, необходимой для подобного действия. Исключение составляет Святой престол, обладающий международной правосубъект­ностью по причине традиции, согласно которой за Папой Римским признавалось наличие светской и духовной власти.

Митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь служит Русской Православной Церкви более 60 лет, с тех пор как в 15 лет стал послушником Свято-Духовского скита Успенской Почаевской лавры. На нынешний свой пост он был назначен 24 года назад и стоял у самых истоков возрождения Православия на полуострове. О том, как это происходило, с какими проблемами пришлось столкнуться и какие главные задачи стоят сегодня перед епархией, митрополит Лазарь рассказал корреспонденту «Журнала Московской Пат-риархии».

Судьбоносная встреча

— Ваше Высокопреосвященство, в этом году отмечается сразу несколько юбилейных дат святителя Луки Крымского. В какой мере вы ощущаете себя его преемником?

— Действительно, этот год — юбилейный для Симферопольской и Крымской епархии. Исполнилось 55 лет со дня преставления и 20 лет со дня обретения мощей святителя Луки Крымского. В день его памяти во всех крымских храмах прошли праздничные богослужения, в память о нем в городах и поселках состоялись конференции, концерты, тематические выставки и показ фильмов о святителе Луке. Но ответить на вопрос о преемственности довольно затруднительно. Ведь и сегодня святитель Лука, незримо присутствуя везде, управляет Крымской кафедрой. Он оставил нам очень много своих замечательных проповедей и книг, через которые открывается мир святого Православия. Сколько его распоряжений остаются актуальными и по сей день! Например, о совершении таинства крещения полным погружением, о борьбе с сектантством. А его богословские и философские труды для нас и поныне являются весомой помощью в миссионерском служении. Например: «Наука и религия», «Дух, душа и тело». Симферопольская и Крымская епархия неоднократно организовывала международные и республиканские конференции, посвященные духовному и научному наследию святителя Луки, в которых принимали участие богословы, духовенство, ученые и врачи из России, с Украины, из Австрии и Греции. Я постоянно чувствую его помощь и поддержку.

— Вы были с ним знакомы?

— Богу было угодно, чтобы однажды наши пути пересеклись. Это случилось в 1961 году. Я тогда учился на 2-м курсе Одесской духовной семинарии и был келейником митрополита Херсонского и Одесского Бориса (Вика). Архиепископ Лука приехал в Одессу по своим личным делам и посетил митрополита Бориса. Со святителем Лукой мы встретились во дворе храма в честь Святых мучеников Адриана и Наталии — резиденции управляющего Одесской и Измаильской епархией. Я только успел взять у него благословение и сразу ушел, дабы не мешать общению двух архиереев. Но в моей памяти навсегда запечатлелся его благородный облик: величавая осанка, грустные глаза, седые волосы и четки, которые он держал в своих руках. Эта встреча на всю жизнь оставила в моем сердце доброе чувство.

Аргентинская паства

— Вы несколько лет возглавляли Аргентинскую кафедру. Какой пастырский опыт вы вынесли оттуда? Чем запомнилось это служение?

— В 1980 году решением Священного Синода меня назначили епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим Экзархом Центральной и Южной Америки. Это послушание я нес с небольшим перерывом до 1985 года. Однако мое служение в Аргентине началось еще в 1975 году, когда я стал секретарем архиепископа Аргентинского и Южноамериканского Платона (ныне — митрополит Феодосийский и Керченский). Мы и сегодня с ним постоянно общаемся. Буквально в конце мая вместе освящали памятник царю-страстотерпцу Николаю II в Евпатории, а в день памяти святителя Луки совершили Божественную литургию.

Своей главной задачей там я считал созидание православной веры в душах многих соотечественников, которые были еще далеки от Православия. Милостию Божией мне удалось построить храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в провинции Лянус, а также зал для торжественных приемов и квартиры для священников. Был переоборудован храм в честь Преподобного Иова Почаевского в провинции Сан-Мартин. В Буэнос-Айресе построил пятиэтажное епархиальное здание и реконструировал кафедральный собор с куполом. При этом главная задача для меня тогда и сейчас осталась в созидании людских душ. Потому что Церковь Христова — это не стены с куполом, украшенные росписями, а живой богочеловеческий организм, глава которого — Христос.

На наши общественные рождественские праздники всегда приходили представители Министерства по делам религий Аргентины. Я неоднократно встречался с президентами Аргентины. В честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Господь сподобил переименовать площадь Чаркес в Буэнос-Айресе в площадь Святого князя Владимира. Там установлен и памятник этому святому, который и поныне благословляет своим крестом столицу Аргентины, где проживает немало наших соотечественников. В провинции Лянус была переименована улица Кирно-Коста во Владимирскую. Я, как Патриарший Экзарх, открыл в Бразилии храм в честь Святой Троицы.

— Почему аргентинцы согласились на все эти переименования? Неужели для них — католиков — так много значит святой князь Владимир?

— В общей сложности я жил в Южной Америке 14 лет. За это время там удалось объединить вокруг православного храма в Буэнос-Айресе многих наших соотечественников. Приходилось много встречаться с местными властями, чтобы положительно повлиять на их отношение к Православной Церкви, а также убедить их к 1000-летию Крещения Руси разрешить переименования и установить памятник святому князю. Благодаря чему всё это происходило? Благодаря милости Божией. Ибо будем помнить слова Спасителя, обращенные к нам и сегодня: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Но, конечно, недаром у нас в народе говорят: «На Бога надейся, а сам не плошай». Приходилось много и кропотливо трудиться, изучать язык, особенности жизни этой страны… Слава Богу за всё!

— Что вам вспоминается из жизни эмигрантов, которых вы окормляли?

— Скажу сразу: на чужбине им жилось очень трудно. Но, невзирая на препятствия, славянский человек в основной своей массе демонстрирует всему миру не только выносливость, но и трудолюбие, а еще стремление к духовному общению со своими соотечественниками. Последнее обстоятельство я и решил использовать. Так, в Аргентине на базе литературных клубов для соотечественников появились православные приходские общины и архиерейский хор из 40 человек. А начинался он всего с одной певчей — 90-летней рабы Божией Матроны. Царство ей Небесное, всегда поминаю ее, как и многих других своих «аргентинцев», когда служу Божественную литургию.

«Крестоповал»

— Вы возглавляете Крымскую кафедру с 1992 года. Как возрождалась здесь православная жизнь?

— Без преувеличения скажу, что руководство Симферопольской и Крымской епархией по благословению священноначалия Господь судил мне принять в сложный исторический период. Тогда здесь было около 50 приходов и ни одного монастыря. Епархиальное управление ютилось в двух маленьких комнатках при Свято-Троицком соборе в Симферополе. В течение двух лет сменилось три правящих архиерея.

С первых месяцев много сил и времени было положено на то, чтобы убедить местные власти, да и немалую часть отдалившегося от Православия за годы безбожия народа, восстановить в центре Симферополя уничтоженный в 1930 году кафедральный Свято-Александро-Невский собор. Решение вопроса растянулось на годы. Наконец создали оргкомитет по восстановлению собора, в который вошли ветераны Великой Отечественной войны, в том числе кавалеры ордена Александра Невского, архитекторы, руководители крупных предприятий и, конечно же, представители Церкви. К 1999 году мы убедили Верховный совет Крыма принять решение о строительстве в сквере Победы (основой для сквера послужили деревья, которые росли на подворье кафедрального собора) духовно-патриотического комплекса, куда войдут соборный храм, памятник-танк и обелиск в честь освобождения Крыма от турок в XVIII веке (Долгоруковский обелиск). Собор был включен в перечень выдающихся памятников архитектуры, требующих безусловного восстановления. Строительство началось в 2003 году.

В 2005 году мы столкнулись с явлением, которое журналисты назвали «крестоповал». Всё началось с села Морского, где хулиганы повалили 10-метровый поклонный крест. Затем похожие случаи произошли в ряде других районов. Иногда это делалось открыто руками активистов крымско-татарского меджлиса, которые заявляли, что вид крестов оскорбляет их религиозные чувства. В Судаке же, на горе Ферейная, возле санатория для военных, был сожжен двухметровый поклонный крест. Но казаки вместо него установили новый — сварной пятиметровый — и стали его охранять.

Вопрос о недопустимости таких провокаций мы решали с местными и республиканскими властями. И с помощью так называемой мягкой силы Межконфессионального Совета Крыма «Мир — дар Божий», созданного в 1992 году. С самого основания и до настоящего времени я являюсь его сопредседателем. Благодаря межрелигиозному диалогу в Крыму и нашей совместной работе «крестоповалы» больше не повторяются.

Молодежь — наше будущее

— Как изменилась духовная жизнь епархии за последние два года?

— Возрождение православной веры на Крымском полуострове довольно сложно разделить на какие-то периоды или по годам. Сегодня, как и прежде, мы открываем храмы, восстанавливаем крымские обители, в том числе древние пещерные, куда устремляются десятки тысяч паломников. Так, у нас действует 16 монастырей, 8 из них — пещерные. В любом, кроме Симферопольского Свято-Троицкого, можно остановиться на 2-3 дня. Но следует учитывать, что условия проживания там скромные.

Много времени и сил мы уделяем духовно-патриотическому воспитанию молодежи, ведь она — наше будущее. Продолжают работу воскресные школы, но главный акцент в религиозном образовании мы ставим на взаимодействие с общеобразовательными учреждениями и с Министерством образования и науки Республики Крым. Причины две: первая — воскресные школы посещают практически дети уже воцерковленные, а вторая — значительное число крымчан и их детей не переступили еще порог храма.

Создана целая система сотрудничества священнослужителей, педагогов и представителей органов власти в решении важнейшей задачи духовно-нравственного воспитания детей и внесения православных ценностей в учебно-воспитательный процесс. У нас активно работает общество православных педагогов республики, в котором уже более тысячи человек. Между епархией и Минобразования Крыма подписаны договоры, утверждена учебная программа «Основы православной культуры Крыма», а также программы «Возрождение духовных ценностей семьи». В некоторых школах курс ОПК введен с 1-го по 11-й класс. Например, в Таврической школе-гимназии № 20 Симферополя. Есть такие школы в Севастополе и Ялте.

Работает также расширенная программа повышения квалификации преподавателей курса ОПК, включающая в себя краеведческие экскурсии, паломнические поездки, конференции по истории Православия в Крыму совместно с Малой Академией наук школьников Крыма, конкурсы «Учитель года» и «Урок нравственности», «Семейный очаг» и многое другое.

— Расскажите о ваших совместных проектах с близлежащими епархиями?

— Конечно, Симферопольская и Крымская епархия активно сотрудничает и с другими епархиями. Главным образом, мы всех приглашаем к себе приобщиться к духовному наследию епархии, к святыням и ее истории. Епархия организует и паломнические поездки, и различные конкурсы, музыкальные и кинофестивали. Кроме того, в Крыму проходит республиканский и международный телевизионный конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины», на который приезжают команды одноклассников из многих стран. В 2015 году по инициативе Краснодарской епархии осуществился проект «Поезд творческих идей»: православные учителя Краснодара приехали к нам для обмена педагогическим опытом.

Милостию Божией сегодня православная жизнь в Крыму получила широкие возможности для плодотворного развития. Дай Бог, чтобы и в дальнейшем мы смогли также исполнять свой долг духовно-нравственного воспитания, возрождения духовности и культуры.

Счастливый человек

— Вы в храме с детских лет и, наверное, не раз сталкивались с притеснениями за веру.

— Однажды, еще в начальной школе, когда меня спросили, кем я хочу стать, я ответил: «Попом!» После этого школьные учителя старались не пускать меня в церковь, но моя мама всегда меня защищала. Сейчас ей уже 102 года, дай Бог ей здоровья. Пришлось выдержать давление и в армии, куда меня призвали в 1958 году после окончания 1-го курса Минской духовной семинарии. Нас, семинаристов, трое ушло в армию, а вернулся в семинарию я один. Двоих удалось морально сломить. Меня тоже пытались соответствующим образом «обработать» — направили в роту, где были ребята из разных вузов, интеллигенция, — для того, чтобы они меня «перевоспитали». А мы с ними подружились. В моем домашнем фотоальбоме до сих пор хранится подаренная одним из них на память фотокарточка с благодарной надписью «Спасибо тебе, Ростислав, за то, что ты помог мне стать верующим человеком».

Я служил в Подмосковье, в Ногинске, и мечтал попасть в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Но командование ни разу меня туда не отпустило. Когда демобилизовался, не дали на руки паспорт, чтобы я сразу ехал домой, а не в семинарию. Но Господь меня сподобил перенести все искушения и продолжить обучение.

— Кто еще помимо святителя Луки служит вам духовным маяком?

— Мой небесный покровитель — преподобный Лазарь Муромский, к которому я постоянно обращаюсь за благословением. В этом году наша епархия торжественно отмечает 625-летие со времени его отшествия ко Господу. В моей жизни был случай, когда помощь Божия была явлена мне, возможно и по его молитвам. В пору служения в Аргентине мне часто приходилось летать туда и обратно. И однажды с самолетом, на котором я летел, случилась авиакатастрофа. Наша первая остановка намечалась в Люксембурге. Но, заходя на посадку, самолет напоролся на водонапорную башню и был вынужден сесть на поляну в лесу. Еще в небе, при приземлении, трижды прозвучала команда пристегнуться. Я хотел пристегнуть ремни, но что-то меня удержало. Во время удара самолета о землю меня перебросило через кресло и я ударился спиной о бортовую стенку. Ничего не сломал и даже сознание не потерял. Когда самолет приземлился, вместе со мной вышли лишь те, кто мог идти. И тут раздался сильный взрыв! Часть самолета разлетелась вдребезги! Пассажиры, пристегнувшие ремни, получили тяжелые травмы, и многие из них погибли при взрыве, не успев выйти.

В госпитале на осмотре мне сказали: «Вы — счастливый человек!» А представитель « Аэрофлота» , который потом ко мне приходил, очень удивлялся, что этот самолет с горящим хвостом не взорвался еще в воздухе. Я считаю, что это спасение только милость Божия! Действительно, перст Божий спас меня в ту минуту для моего же, наверное, покаяния. Из всего объемного багажа для церковных нужд сохранились лишь две деревянные иконы Казанской Божией Матери, остальное полностью сгорело. Они и сейчас хранятся у меня.

епископ Украинской православной церкви

Биография

15-и лет поступил послушником в Свято-Духовский скит Почаевской лавры.

В 1958-1961 годы служил в Вооружённых силах СССР.

5 марта 1971 года был рукоположён во диакона, 12 марта - во иерея, служил в Покровском женском монастыре и во Владимирском кафедральном соборе Киева.

25 июля 1975 года был назначен в клир Аргентинской епархии, где исполнял послушание секретаря архиепископа Аргентинского и Южноамериканского.

В 1978 году был возведён в сан протоиерея.

1 апреля 1980 года в Почаевской лавре пострижен в монашество, 7 апреля возведён в сан архимандрита.

18 апреля 1980 года хиротонисан во епископа Аргентинского и Южноамериканского, назначен Патриаршим экзархом в Центральной и Южной Америке .

В 1990 году баллотировался в Верховный Совет Украины в Збаражском избирательном округе (Тернопольская область), за - 38,3 % голосов, 2-е место, уступил литератору Дмитирию Павлычко .

11 февраля 1991 года был назначен архиепископом Одесским и Херсонским . Из-за активной приверженности идеи автокефалии УПЦ «был в буквальном смысле слова изгнан своей паствой с кафедры». Необходимость предоставления Украинской православной церкви автокефального статуса он обосновывал надеждой на то, что в таком случае раскольники вернутся в лоно канонической Церкви.

В 1992 году был переведён на Симферопольскую кафедру.

Конфликты и скандалы. Общественно-политическая роль

Как епископ Украинской православной церкви, часто оказывается в центре этнополитических конфликтов в Крыму .

В 2007 году был обвинён «Союзом русских православных верующих Крыма » в притеснениях этнически русских священников и замене их выходцами с Западной Украины: «За 16 лет пребывания митрополита Лазаря в Крыму из Симферопольской и Крымской епархии выехали почти все русские священники, имеющие образование Московской и Ленинградской духовных академий и семинарий». Также подвергался критике за якобы неправильную межконфессиональную политику в Крыму , в частности, по отношению к мусульманам; по мнению профессора Московской духовной академии дьякона Андрея Кураева , в Крыму отсутствует мудрая межконфессиональная политика.

Награды

Церковные:

  • орден прп. Сергия Радонежского III степени;
  • орден прп. Сергия Радонежского II степени;
  • орден св. равноап. кн. Владимира II степени;
  • орден прп. Антония и Феодосия Киево-Печерских.
  • орден «Рождество Христово - 2000» I степени;

Государственные:

  • Орден «За заслуги» трех степеней (1997, 2000, 2002);
  • награжден грамотой посольства СССР в Аргентине.
  • правительством Аргентины награжден медалью "Сан-Мартино ";
  • Орден Дружбы народов (СССР);
  • Орден Дружбы (23 апреля 2009 года, Россия) - за большой вклад в развитие российско-украинского сотрудничества
  • Орден в честь 10-летия создания Государственного департамента Украины по вопросам исполнения и наказаний (Украина);
  • Орден князя Ярослава Мудрого V степени (21 апреля 2009 года) - за многолетнюю плодотворную духовно-просветительскую деятельность, весомый личный вклад в сохранение и укрепление межконфессионального мира, утверждение идеалов духовности и милосердия
Похожие публикации