Зачем перед венчанием причащаться целый год. Подготовка к венчанию в церкви по всем правилам. Как совершается венчание

На всех сайтах читаю об Исповеди и Причастии перед Венчанием. Но в силу определенных причин мы с мужем исповедоваться не хотим и не можем. Насколько возможно совершение Венчания без Исповеди? Будет ли оно считаться действительным? Или вообще нам откажут в Венчании, если мы честно ответим священнику, что не исповедовались?

бухгалтер

Уважаемая Мария, Вы высказываетесь, по крайней мере, таинственно: непонятны причины, по которым два человека не желают и не могут исповедоваться. Может исповедоваться всякий человек, самый тяжкий грешник может принести покаяние перед Крестом и Евангелием. А вот не хотеть действительно можно. Это нежелание возникает из нашего понимания, что, поименовав грех, мы должны будем бороться с ним и к нему не возвращаться, а этого нам может не хотеться. Трудно представить, какие еще есть причины для отказа от исповеди. Работа в спецслужбе? Но от Вас не потребуют раскрывать профессиональные секреты, выдавать государственную и военную тайну.

Скорее у меня к Вам возникает вопрос: а зачем венчаться, если нет, как Вы пишете, ни желания, ни возможности принимать участие в Таинствах Церкви? Ибо лишь исповедующийся может приступить и к вершинному церковному Таинству - принятию Святых Христовых Таин. Ведь Венчание - это свидетельство со стороны жениха и невесты о том, что они стремятся создать семью двух православных людей, в центре которой будет стоять Христос с теми нормами жизни и правилами, которые Он установил. А среди них есть, конечно, и установление о церковных Таинствах Исповеди и Причастия. Так что стремиться венчаться при подобного рода отношении к Таинствам, по крайней мере, нелогично.

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Добрый день!
У меня возникли вопросы, касающиеся таинства венчания: обязательно ли причащаться перед венчанием (спрашиваю потому что муж крещеный, но не воцерковленный), могут ли родители держать венцы над венчающимися и имеет ли значение какие иконы Спасителя и Богородицы должны быть на венчании (можно ли принести икону Божией Матери “Споручница грешных” и икону Спаса Нерукотворного). Буду благодарна, если ответите на мои вопросы. Спаси Господи.

Спрашивает: Юлия

Отвечает:

Христос Воскресе!

Уважаемая Юлия!

Перед венчанием и жениху и невесте необходимо исповедаться и причаститься, соблюдая перед этим пост, как в отношении пищи, так и в отношении развлечений. Время подготовки определяется благословением священника. Лучше всего причаститься непосредственно в день венчания, в этом случае, Вы должны будете прийти в церковь накануне вечером на службу и там исповедоваться, а на утро в день венчания прийти с утра на литургию для причастия. Исповедь и Причастие необходимы для того, чтобы приступить к венчанию с чистой совестью перед Богом.

Собственно для венчания нужно приготовить новое белое полотенце, кольца, венчальные свечи и парные иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы (свечи и иконы обычно приобретаются в самой церкви).

При подготовке к совершению венчания полотенце расстилается перед аналоем на середине храма, где и будет происходить венчание; кольца (для положения их на Престол) и свечи отдаются священнику, а иконы ставятся в храме (обычно около Царских врат).

Венчание - это не просто красивый обряд, это особое благословение Церкви вступающим в семейную жизнь. И очень важно приступить к нему подготовленным, чистым, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во спасение души. Тогда семейная жизнь будет иметь прочное, незыблемое основание. И все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.

Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте особую честь за целомудрие и сохраненное до брака девство. Тот же смысл имеет и подвенечное платье невесты, и белоснежная ткань, которая кладется под ноги новобрачных. От согрешивших до брака Церковь, безусловно, требует покаяния и исповеди перед священником с последующим Причащением.

Основные правила таковы. Венчающиеся обязательно должны быть крещены в Православии и, конечно, новобрачные должны быть зарегистрированы в ЗАГСе.

Во время гражданской регистрации брака обручение кольцами, заимствованное в советское время из церкви, уместно пропустить. Первым обручить новобрачных кольцами должен священник, а не работник ЗАГСа. Как минимум, это признак культуры по отношению к Церкви.

При этом Церковь не благословляет брак, если один из новобрачных (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей.

Родители молодых перед их венчанием благословляют своих детей святыми иконами. Будущего мужа - иконой Христа Спасителя, жену - иконой Богородицы. Родители крестят этими иконами своих детей и дают поцеловать им святые образа, преподавая, таким образом, свое родительское благословение на брак.

О дне и времени венчания необходимо заблаговременно (как минимум за неделю) договориться в храме. А в день счастливого события нужно прийти в храм в назначенное время в одежде, соответствующей нормам церковного приличия. Для обоих супругов обязательны нательные крестики.

Желательно наличие свидетелей - мужчины и женщины, крещенных в православии, они будут держать венцы над головами новобрачных. Но и родители жениха и невесты, безусловно, могут держать венцы.

Для венчания также необходимы обручальные кольца, венчальные свечи, иконы Спасителя и Божьей Матери, а также кусок белого полотна или полотенце, которое кладется под ноги венчающихся.

При этом невесте следует иметь в виду, что у нее могут быть препятствия к участию в Таинстве венчания, поэтому она должна заранее рассчитать свой женский календарь и выбрать такой день для венчания, чтобы этих препятствий не было. То же самое касается и всех остальных церковных таинств.

Православная Церковь вносит некоторые требования к внешнему виду невесты:

1. Макияж должен быть минимальный, практически незаметный, маникюр неброский, духи несильные (а будет лучше, если Вы найдете в себе силы вообще обойтись без всего этого); помада на губах недопустима, поскольку Вы будете прикладываться к иконам;

2. Головной убор невесте (фата, косынка) обязателен. Учтите, что длинную и пышную фату можно испортить, если она коснется горящих свечей.

3. Женский брючный костюм недопустим;

4. Плечи, спина и грудь должны быть закрыты. Если платье у Вас слишком откровенное, позаботьтесь о накидке;

Необходимо сказать и о суевериях, связанных с венчанием. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из новобрачных, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае - "будешь потом всю жизнь маяться". Все эти вымыслы не должны волновать Вашего сердца.

Божией Вам помощи! Пусть Господь дарует Вам семейный мир и благоденствие!


Ответ на этот вопрос прочитали 3376 посетителей

Заявление подать... Кольца купить... Платье выбрать... Дату назначить... Приглашения разослать... Костюм... Прическа... Расписаться... В храме договориться... Праздничный обед организовать... Хоть чуть-чуть успокоиться... Прическа, прическа! Забыть о приметах... Но как??? А потом - «один раз и на всю жизнь!»...

В рубрику «Вопросы настоятелю» очень часто приходят вопросы о том, как выбрать венчальные кольца, свечи и иконы, обязательно ли исповедоваться перед Венчанием, в каких случаях можно (если вообще можно) венчаться до регистрации в загсе. Не удивительно, что православные христиане стараются тщательно подготовиться к Таинству, чтобы понять и молитвенно прочувствовать каждое слово. Символичны и все внешние детали, сопровождающие это богослужение...На связанные с этой вечной темой вопросы отвечает прот. Максим Козлов, настоятель нашего храма.

- Как правильно выбрать дату свадьбы?

Жениться благоразумнее всего не в какой-то определенный день, а тогда, когда два человека определились в твердом намерении всю жизнь пройти рука об руку, прошли достаточный срок предварительного общения, чтобы поближе познакомиться друг с другом, чтобы понять, что их намерение твердое и окончательное, позаботились о гражданской регистрации брака, не забыли о желательности получения родительского благословения на брак и, поговев, помолившись, поисповедовавшись, причастившись Святых Христовых Таин, приближаются и к Таинству Венчания.

О том, в какие дни совершается Венчание, можно узнать в любом церковном календаре, а также в Интернете (не венчают в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхальной) Седмице; в период Святок; накануне двунадесятых и великих праздников; накануне постных дней - среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года; накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи; накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня; накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство). Дней же гражданской регистрации Православная Церковь никак не регламентирует: расписаться можно и в Великий пост, если осознавать это лишь как подготовительный этап к созданию законного церковного брака. Счастливых и несчастливых дней для заключения брака Церковь также не различает, а ограничения на совершение Таинства Венчания связаны с постным уставом. Зависимость даты свадьбы от дней рождения также суеверное представление, которого православным христианам придерживаться не следует.

- Можно ли венчаться без регистрации брака в загсе? Ведь о загсах в Библии ничего не сказано.

Безусловно, в Священном Писании Ветхого и Нового Завета о загсе упоминаться не может по понятным причинам. Данное учреждение возникло в Советском Союзе через много веков после формирования книг Ветхого и Нового Завета. Тем не менее, из Священного Писания вытекает другой очень важный принцип: верующий в Бога стремится быть послушным тем заповедям и правилам, которые в Богом учрежденной Церкви установлены. И этот принцип на протяжении примерно двух тысячелетий неизменно сохраняется в Православной Церкви среди тех, кто стремится быть ее верными чадами. Если на сегодня священноначалие определяет, что в качестве предварительного акта перед Венчанием следует пройти гражданскую регистрацию брака на территории Российской Федерации, то это следует сделать, не считая себя умнее Патриарха, Синода, архиереев и епископов, которыми это правило в Церкви было установлено.

- Могут ли быть исключения из правила о предварительной регистрации брака?

В Православной Церкви Венчание без регистрации допускается в порядке абсолютного исключения, в экстремальных случаях: перед операцией с угрозой для жизни, при отправке на Северный полюс и т. д. Во всех остальных случаях супруги должны зарегистрировать свой брак в загсе и только после этого приступить к Таинству Венчания. Вот что мы читаем об этом вопросе в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», раздел Х - «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности»: «Согласно римскому праву, легшему в основу гражданских кодексов большинства государств, брак является соглашением между двумя свободными в своем выборе сторонами. Церковь восприняла это определение брака, осмыслив его исходя из свидетельств Священного Писания... Так, Афинагор в своей «Апологии к императору Марку Аврелию» (II век) пишет: «Каждый из нас считает своей женою ту женщину, на которой он женат согласно законам». «Апостольские постановления», памятник IV века, увещают христиан заключать брак в согласии с законом.

Церковь не рассматривает светский брак, государственно зарегистрированный, как нечто, вовсе ничего не значащее, а считает его некоторым необходимым предварением Венчания. Одним из свидетельств того, что люди ответственно подходят к Венчанию, является то, что они уже прошли все необходимые формальности, связанные с гражданской регистрацией своего союза.

Все же Церковь отделена от государства, и непонятно, почему в храме требуют свидетельства о регистрации брака.

Церковь, несомненно, от государства отделена. Смысл здесь скорее педагогический: ныне за таинствами церкви обращаются люди с разной степенью ответственности и серьезности к ним подходящие. Все мы знаем это на примере таинства Крещения, когда из миллионов людей, крещеных в последние 15-20 лет, лишь относительно небольшой процент стал теми людьми, о ком можно сказать, что они являются воцерковленными, сознательно верующими православными христианами. То же самое в определенной мере наблюдается сегодня и в отношении таинства Венчания. Часто люди, желающие повенчаться, руководствуются не стремлением строить семью как малую Церковь, а соображениями эстетического, традиционалистского или какого-то иного рода. И в этом смысле наличие перед таинством Венчания гражданской регистрации брака является хотя бы каким-то свидетельством о серьезности их намерений в строительстве семейной жизни. А церковному человеку, которому очевидна преимущественная значимость Венчания перед гражданской регистрацией, не может быть затруднительно пройти и последнюю с тем, чтобы то, что совершается пред Богом, имело бы законный характер и перед людьми и обществом.

- Как относиться к брачному контракту?

Как к контракту, понятному для людей неверующих и не уверенных в том, что сегодняшнее их сожительство (употребляю это слово в терминах римского права) является окончательным и что своему сегодняшнему спутнику жизни можно во всем доверять. И действительно, если у тебя много-много денег и ты предполагаешь, что, быть может, те материальные выгоды, которые через тебя вступающий с тобой в брак человек приобретает, привлекают его больше, чем ты сам, тогда почему бы себя не застраховать?! Но понятно, что такого рода отношения не могут иметь места в устройстве православной семьи. Если мы исходим из того, что моногамия - единственная норма для христианина и что Венчание соединяет мужа и жену навсегда, то о какого рода оговорках в их имущественном положении может идти речь?

- Обязательно ли исповедоваться и причащаться перед Венчанием?

Нельзя сказать, что это абсолютно обязательно, но лучшей подготовки к Венчанию, чем молитвенная, покаянная, быть не может. Приступая вместе к Чаше, молодые люди уже могу начать понимать, что такое - строить Малую Церковь.

- Нередко Венчание для неверующих молодых людей становится лишь частью свадебного обряда.

Даже в такой ситуации венчаться все-таки лучше, чем не венчаться, ведь благодать Божия умудряет людей. Но конечно, семена сеются, а взращивать их должен сам человек. Важно, чтобы молодые осознавали, что в Таинстве Венчания произносятся клятвы, которые нарушать нельзя.

- Какова роль свидетелей на Венчании?

С точки зрения смысла Таинства Венчания и его обрядовой стороны, так называемые свидетели - более точно называть их «друзьями жениха» - не играют никакой сакраментальной, то есть значительной с точки зрения содержания роли в чинопоследовании. Они вовсе не то, что восприемники при таинстве Крещения. Кстати, нужно указать, что распространившаяся ныне практика, что венец над женихом держит мужчина, а над невестой девушка, является прямым заимствованием из практики загса. До революции венцы всегда держали мужчины, что и понятно, ибо это и физически непросто - достаточно длительное время на вытянутой руке держать не самый легкий венец. Часто задают вопрос о том, создается ли между свидетелями духовное родство, которое может стать препятствием к их последующему браку. Однако понятно: если в традиции оба свидетеля - мужчины, то запрета на их последующий совместный брак существовать не может. Таким образом, ничто не препятствует юноше и девушке или мужчине и женщине, бывшими свидетелями на Венчании, в будущем создать семью.

Благоразумно приглашать в свидетели только православных христиан, а прочее рассматривать с практической точки зрения: роста и физической выносливости «друзей жениха».

- Как выбрать храм, в котором совершится Венчание?

Вопрос о конкретном месте проведения Венчания для людей, являющихся постоянными прихожанами того или иного храма, обычно не стоит. Конечно, Таинство совершается в «своем» храме; если духовник по какой-либо причине служит в другой церкви, то Венчание может совершаться там. Не принадлежащим тому или иному приходу надо определиться с тем, где будет совершаться Венчание. После того как выбор сделан, нужно решить некоторые организационные вопросы.

Во многих храмах существует предварительная запись, и проблему с ней надо решить заранее. Сделать это может любой родственник, присутствие жениха и невесты при этом не обязательно. Если есть желание, чтобы венчал конкретный священник, необходимо обговорить этот вопрос с ним, иначе Таинство будет совершать тот священник, «череда» которого выпадет в этот день.

- Что нужно для совершения Венчания?

Для совершения Венчания необходимы кольца, так называемая венчальная пара икон - с изображением Спасителя и Божией Матери, венчальные свечи и рушник. Безусловно благоразумно и правильно поступят те жених и невеста, которые перед Венчанием придут на исповедь и причастятся Святых Христовых Таин за некоторое время до Венчания.

- Какими должны быть венчальные кольца?

Традиционным для Православной Церкви является использование венчальных колец без камней и украшений. Принципиальным образом цвет колец, то есть металл, из которого изготовлены кольца, к существу Таинства Венчания не имеет ровным счетом никакого отношения. Впрочем, если молодожены непременно желают использовать кольца с камнями или с молитвой, что ныне входит в моду среди вступающих в брак, им следует посоветоваться в приходе, где они предполагают совершить Таинство Венчания, о возможности употребления конкретных выбранных перстней.

- Важно ли, какая именно икона Богородицы будет использована в качестве венчальной?

Может быть использован любой канонический образ Божией Матери. Чаще всего это Владимирская, Казанская, Феодоровская, Донская иконы. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве Венчания - женихом и невестой.

- По традиции, после Венчания все собираются за праздничным столом. Как сделать так, чтобы, с одной стороны, не пришлось, как часто бывает, краснеть за безудержное веселье, а с другой - чтобы оно не превратилось в скучные посиделки?

Для этого нужно к праздничной трапезе готовиться. И не столько самим молодым, которым естественно сосредоточиться на другом, сколько любящим их близким и друзьям. Родственники должны позаботиться о том, чтобы количество алкоголя на душу населения на брачном пиру не превышало той меры, о которой говорит Священное Писание, когда «вино веселит душу человека». Именно веселит, а не вводит в состояние отупения или бессмысленной эйфории или, тем более, перемещает в горизонтальное положение.

Быть может, даже нужно позаботиться о некотором сценарии свадебного дня, в котором пожелания от близких и друзей должны сочетаться с негреховными развлечениями. Это могут быть и взаимные испытания жениха и невесты на знание друг друга, которое, конечно же, по большей части обернется незнанием и тем самым уроком для них самих. Это могут быть добрые песни, которым так естественно звучать на свадьбе. Это могут быть какие-то общие игры. Главное, чтобы не создалась атмосфера, которая обычно бывает на концертах популярной музыки, атмосфера торжествующего коллективного бессознательного, когда те, кто только что были нормальными личностями, сливаются в единую, незнамо что творящую, многоликую, многоязыкую, но туповатую массу. Избежать этого на брачном пиру крайне важно.

В добрых традициях ряда минувших столетий было принято, что жених и невеста присутствуют только на первой части свадебной трапезы, а затем оставляют ее. В XVI-XVII веках это было очень красиво и торжественно. В последующие века это уже вышло и из обрядовой, и из бытовой области жизни. Хотя, как правило, жениху и невесте не надо было досиживать за столом до ухода последних гостей.

На мой взгляд, сегодня доброй практикой становится, разумеется, если есть такая возможность, отправиться новобрачным непосредственно со свадебного бала на корабль, или на самолет, или на поезд, оставить обычные житейские попечения, торжествующих близких и родных и некоторое время побыть только вдвоем. Если нет средств отправиться куда-то далеко, то можно поехать пожить к друзьям на дачу либо к кому-то в пустую квартиру, лишь бы некоторое время новобрачных никто не беспокоил.

Похожие публикации