Второе явление ангела в фатиме. Явления и чудеса святых ангелов - православная информация - каталог статей - православие и любовь

Явления Ангелов людям

В этой статье я не стану делать ссылки на откровения известных святых и старцев, к которым не однократно . Не буду брать и другие источники, такие, как «Роза Мира» Андреева. Просто шаг за шагом, на основе документальных свидетельств событий, которые произошли уже в наши дни, попытаюсь показать, что представляет загадочный мир существ, называемых Ангелами, и как он связан с нашим миром.

Ангелы, приходящие к людям

«Пожар уже бушевал в полную силу, а я все стояла на лестничной площадке. Мой ребенок остался в квартире. Когда все окончилось, и пожарные, виновато отводя глаза, стали сворачиваться, я на ватных ногах вышла во двор, и, ничего уже не соображая, села на скамейку. Кто-то тронул меня за руку.

– Детская площадка.

Повернулась на голос, но по близости никого не было. Собралась с силами, встала, пошла на детскую площадку. Сын был там, стоял возле качели. Живой и невредимый, без единой царапины или ожога. Через день он рассказал мне странную историю своего спасения. По какой причине началось возгорание, он не помнил, но помнил, что когда всю квартиру наполнил дым, появилась какая-то очень высокая женщина, и крепко взяв его за руку, повела к выходу. Было очень жарко, но она, будто, не реагировала ни на жар, ни на дым. Вывела из квартиры, привела во двор на детскую площадку и велела ждать. Он и дождался – меня».

Ангел-хранитель? В виде простой женщины? А почему бы нет?

«Отец был человек суровый, прошел всю войну. На фронте и уверовал в Бога. После войны судьба хранила, а вот потом, при Хрущеве, был осужден на многие годы. В разгар антирелигиозной кампании – за то, что не отрекся всенародно, как многие тогда делали. Из лагерей вернулся угрюмым, разочарованным. Когда начинали спрашивать о Боге, только рукой махал в ответ, мол, отстаньте. И в церковь не ходил до самой смерти, так и умирал, запретив отпевать его, хотя на дворе был уже 1985 год.

Я хорошо помню, как в день его смерти под вечер в небе возникло странное свечение. Мы все собрались в одной комнате – в соседней лежал на кровати умирающий отец – и, смотря в окно, спорили, что было причиной такого свечения. Может, та необычная мигающая звезда, появившаяся на небе? Это спутники ли НЛО? Но тут в комнату вбежала моя старшая дочь и крикнула:

– Около деда кто-то стоит!

Мы все устремились в комнату, в которой лежал отец. И действительно: возле кровати стояли двое. Один силуэт был как призрак из рассказов – белый, едва различимый в темноте. Зато второго мы разглядели хорошо: яркая золотистая одежда напоминала угли костра. Спустя минуту обе фигуры исчезли, и, осторожно подойдя к кровати, мы увидали, что отец уже не дышит. Разбрелись по квартире, каждый со своим горем, и только мой брат растерянно сказал:

– А яркой звезды в небе больше нет».

Ангелы, пришедшие проводить в последний путь человека? Не известного святого, а просто человека с нелегкой судьбой?

«Собака эта прожила с нами почти пятнадцать лет, и казалось, что годы ее не затронули. Постоянно резвая, ничем не болела. Все знакомые говорили: «Какая умница, взгляд как у человека». Несколько раз спасала нас в буквальном смысле слова: подняла переполох на даче, когда залезли посторонние, а мы уже крепко спали. Один раз пропала на полдня, когда мы собирались ехать в соседнюю область. Мы тогда решили, что она не хочет оставаться в квартире родителей, и поэтому убежала. А через день узнали, что автобус, на который мы купили билеты, попал в аварию…

За два дня до своей смерти она притихла, не просилась гулять, и почему-то часто смотрела на дверь, будто ждала кого-то. И дождалась. Ночью над ковриком в коридоре, где она лежала, поднялась белая дымка. Потом это облако на секунду засветилось зеленоватым свечением и исчезло. Собака умерла, а я, пораженная увиденным, не удержалась и на следующий день рассказала об этом одной знакомой.

– Так ведь это Ангел-хранитель ваш в теле собаки столько лет рядом жил, – сказала она. – А вы и не заметили.

И вы знаете, мы все в это верим. Всей семьей».

Представляю, как, читая эти строки, поморщатся некоторые религиозные люди. Но слов из песни не выкинешь, и у меня нет оснований не верить рассказу. Да и принято же изображать Святого Духа в виде голубя, так почему бы Ангелу не жить в теле собаки?

Мир Ангелов глазами человека

Вот интересный рассказ Зинаиды А. из Иркутска, которая и впала в кому. В начале у нее все происходило, как у многих людей в этом состоянии – тоннель, встречи с умершими родными. Но потом…

«Я оказалась в каком то странном мире, похожем и не похожем на наш. То, что это мир Ангелов, поняла, когда увидала огромное существо с крыльями в небе. Самое странное – я была живой, четко ощущала каждую клетку своего тела, и сердце билось как и прежде. Хотя в это же самое время мое настоящее земное тело находилось на кровати в больничной палате. Этот мир был вовсе не похож на рай, как его изображают. Первое, что поразило – огромные скорости перемещения. В нашем мире такое просто невозможно из-за земного притяжения. Второе – то, что люди по наивности считают Ангелов бесполыми. Они не бесполые, они многополые, и могут в моментально создавать себе любую копию. Их мир намного сложней и больше нашего, но там есть места, почти не отличающиеся от нашего мира. Разве климат мягче. Их обитатели имеют и плотную, и эфирную оболочку. Верховные Ангелы? Да, они есть. Огромные, предстают не как гигантские тела, а как свечение, заливающее все вокруг».

Каково же главное отличие Ангела от человека?

«Свобода выбора. Нам жить намного тяжелей, но право выбора всегда за нами. Каждую секунду. А у них – открылась дорога кому-то, и он просто идет, не принимая других решений».

Верить или не верить рассказу Зинаиды – конечно, выбор каждого. Но все же это человек, буквально , и не побоявшийся рассказать о том, что видел.

Места, где видят Ангелов

Паломники, столпившиеся у автобуса, переговариваясь указывая на небо. Облако – единственное в небе в этот ясный день – медленно плыло на восток. Очертания головы и крыльев были хорошо видны, и казалось, что эти крылья медленно движутся.

– Ангел, смотрите, настоящий Ангел!

Потом эта фотография, вместе со столбом света в ночное время и многими другими, появится в интернете. Дивеево – место, где чаще всего в России видят Ангелов – в самых различных проявлениях. Там же находятся мощи Серафима Саровского и много целебных источников. Они то и привлекли меня в эти края.

– Удивлены? – паломник Евгений, стоящий рядом со мной, кивает головой на небо. – Поживете здесь пару месяцев, насмотритесь.

– А что еще увидеть можно?

– Как сила свыше на людей сходит. Многие после странно себя ведут. Работал человек, например, на огороде, и вдруг бросает все и идет куда-то. Мы не останавливаем, знаем, что ничего плохого с ним не будет.

К тому времени я уже знал о необычных свойствах некоторых источников. В одном сама по себе временами начинала бурлить вода, после чего многие спешили ее набрать – целебные свойства повышались в десятки раз. После купания в другом исчезли язвы у нескольких человек, а возле третьего слышали пение невидимых голосов.

– Евгений, а были здесь люди, которым Ангелы лично являлись?

– И были, и сейчас здесь живут. Только рассказывать кому попало не торопятся.

Ну что тут поделаешь – монастырь есть монастырь.

Спустя много лет мне и самому довелось увидеть проявление ангельской силы на могиле Вячеслава Крашенинникова, Чебаркульского Отрока, чья фигура и по сей день вызывает яростные споры в православной церкви. Не буду здесь касаться его жизни и пророчеств, остановлюсь только на одном моменте. Палатка над могилой отрока сделана из зеленого пластика, и зеленый цвет повсюду внутри. Это бросается в глаза, стоит лишь переступить порог. Но когда начинаешь читать акафист, посвященный отроку (его написали совсем недавно афонские старцы, признающие, в отличие от РПЦ, божественное начало Вячеслава и его ангельское воплощение на земле), как все начинает меняться – атмосфера становится теплее (я был там в холодный осенний день), и розовые тона проявляются в воздухе. Волны розового цвета разливаются по палатке как ответная реакция на звук. Чем сильней звучит голос читающего или поющего псалом, тем быстрее они появляются. Недаром отрока называют «русский Ангел» – такое яркое проявление ангельской силы, возникающей буквально из ниоткуда, редко где увидишь.

Падший Ангел

— о фигуре Люцифера говорилось много. Одни считают его падшим сыном Божьим, другие – воплощением тьмы. Не буду повторять известные мнения и высказывания, приведу только слова человека, живущего среди нас. Он является жрецом одного из культов Тьмы и знает много на эту тему:

«Люцифер был не первый и не последний из отступников. Просто один из самых ярких. Но есть и древние Боги Тьмы. Они намного сильнее Ангелов. Именно от них и приходит зов тьмы, на который откликаются и Ангелы, и люди. Тьма древнее всего, и только она знает, где начало и конец всех и каждого в отдельности».

Пусть эти слова останутся за ним. Не буду ни опровергать, ни спорить.

А в заключение хочу сказать одно: если вам предстоит встреча с Ангелом, не бойтесь ее. Может быть, это будет самой яркое событие в вашей жизни.

Владимир Николаев

Явления Ангелов

Ангелы являются разным людям по-разному, с различными целями в различных обстоятельствах. Ангел явился пастуху Моисею в пустыне:

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает (Исх. 3, 1–2).

Моисей не видел лица или образа, он лишь слышал голос из пламени, который позвал его и сказал ему, что он должен делать.

Ангел явился всему народу израильскому во время бегства из Египта:

Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью (Исх. 13, 21).

Но это не было явлением Самого Бога, это было явление Ангела Его. Это подтверждает сам Моисей:

и воззвали мы к Господу, и услышал Он голос наш, и послал Ангела, и вывел нас из Египта; и вот, мы в Кадесе, городе у самого предела твоего (Чис. 20, 16). В следующем случае, так же как и в некоторых других, Ангел отождествляется с Господом:

Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем (ср.: Исх. 23, 20–21).

Гедеону Ангел явился в облике обычного человека, так же как Архангел Рафаил являлся Товии. Гедеон понял, что это был Ангел, только тогда, когда неизвестный гость сотворил чудо. Ангел сказал ему:

Господь с тобою, муж сильный! (Суд. 6, 12).

Жена некоего Маноя была бесплодна. Ангел явился ей с вестью, что она родит сына и наречет его именем Самсон. Рассказывая об этом таинственном событии мужу, она сказала:

человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего (Суд. 13, 6). Когда сирийцы окружили место, где жил пророк Елисей, его слуга в испуге спросил: увы, господин мой, что нам делать? Но пророк ответил ему: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И помолился Елисей, говоря:

Господи, открой ему глаза, чтобы увидел , и Господь открыл зрение юноше, и тот увидел вокруг Елисея коней и колесницы огненные. Несомненно, это был сонм Ангелов Божиих, посланных на защиту праведника.

Пророку Иезекиилю Ангел явился в виде огня:

И увидел я: и вот подобие [мужа], как бы огненное, и от чресл его и ниже - огонь, и от чресл его и выше - как бы сияние, как бы свет пламени (Иез. 8, 2).

Великий ветхозаветный пророк видел следующее видение:

и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его - как топаз, лице его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей. И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости (Дан. 10, 5–8). Это было явление Архангела Гавриила (см.: Дан. 8, 16).

Известно также, что он явился священнику Захарии, отцу святого пророка Иоанна, и, хотя его явление не было таким устрашающим, как то, что открылось Даниилу, Захария испытал сильное волнение, его охватил страх. Поэтому Архангел и сказал ему:

не бойся, Захария (Лк. 1, 13). Когда же мы говорим о явлении Архангела Гавриила Деве Марии в Назарете, то предполагаем, что Архангел явился ей в кротком человеческом образе, в отличие от тех устрашающих образов, в которых Ангелы являлись ветхозаветному человеку. И все-таки Дева Мария встревожилась и разволновалась. В этом нет ничего удивительного: ведь нас смущают даже обычные внезапные явления, если мы не ожидаем их увидеть.

Когда родился Господь наш Иисус Христос, Ангел Божий явился вифлеемским пастухам. Явился Ангел, и их осветил свет Божественный; велик был страх пастухов, но Ангел сказал им:

не бойтесь .

Жены-мироносицы видели Ангела над отверстым гробом воскресшего Господа:

вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого (Мф. 28, 3–5).

Ни в одной из священных книг не написано столько об Ангелах, как в Книге Откровения святого Иоанна Богослова. Святой апостол Иоанн видел сонмы Ангелов вокруг престола Всевышнего. Он видел Ангелов,

облеченных в чистую и светлую льняную одежду и опоясанных по персям золотыми поясами (ср.: Откр. 15, 6). Вот одно из самых впечатляющих описаний:

И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими (Откр. 10, 1–3).

Облеченного облаком ! Запомните, что говорит Господь о Своем Втором Пришествии:

тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24, 30). Облака небесные будут представлять сонм Ангельский. Все ангельские явления суть только явления, и полностью их природы они не отражают, ибо они чистые духи и вся их духовная сила и красота нематериальна. Ангелы Божий не желают преклонения, подобающего Богу. Когда Ангел показывал святому Иоанну райские красоты и открывал небесные тайны, Апостол пал перед ним ниц, желая поклониться ему, но Ангел не позволил ему того, сказав:

смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись (Откр. 22, 9).

Из книги Очерк православного догматического богословия. Часть I автора Малиновский Николай Платонович

Из книги Между Христом и сатаной автора Кох Курт Е

2. Физические явления. Рассмотрев более субъективные виды спиритизма, мы обратим теперь наше внимание на его объективные, физические явления. К ним относятся: телекинез, левитация и аппорты, в которых необъяснимым образом преодолеваются физические законы природы.

Из книги Билейские основы современной науки автора Моррис Генри

4. Метафизические явления. Под этим заголовком рассмотрим некоторые случаи, в которых спиритизм связан с привидениями и подобного рода призраками Проблема эта многосторонняя, и, как это бывает со всеми оккультными феноменами, некоторые факты являются достоверными, а

Из книги Душа после смерти автора Серафим Иеромонах

Явления стратификации О катастрофическом характере осаждения свидетельствуют не Только органические останки, содержащиеся в осадочных горных породах, но и сама структура этих пород. Как уже указывалось выше, большая часть поверхности Земли покрыта осадками или

Из книги Неизменные и изменчивые явления автора Берзин Александр

III. Явления ангелов и бесов в момент смерти В этих случаях умершего обычно встречают два Ангела. Вот как описывает их автор «Невероятного для многих…»: «И едва она (старушка-сиделка) произнесла эти слова («Царство ему Небесное, вечный покой…»), как подле меня появились

Из книги Духовный мир автора Дьяченко Григорий Михайлович

Существующие явления В соответствии с проводимым в буддийской философии анализом существующие явления (йодпа) включают в себя все, что может являться объектом достоверного познания. Если нечто существует, оно может быть достоверно познаваемо, и на самом деле

Из книги Деяния святых Апостолов автора Стотт Джон

Неизменные явления Существующие, достоверно познаваемые явления включают в себя как неизменные (тагпа), так и изменчивые (митагпа) явления, обычно называемые соответственно постоянными и непостоянными. Однако критерий различия между ними заключается не в том, сколь

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

1. Явления добрых ангелов, представляемые св. писанием ветхого завета. Книги ветхого завета передают нам много фактов явления добрых ангелов. Пред входом в земной рай поставлены были херувимы ; ангелы являлись Аврааму и предвозвестили ему рождение сына; являлись

Из книги Введение в христианское богословие автора Макграт Алистер

2. Явления добрых ангелов, представляемые книгами нового завета. В св. писании нового завета передается также множество случаев явления добрых ангелов.1. Архангел Гавриил является Захарии, отцу святого Иоанна Крестителя, и возвещает ему рождение сына, имевшего быть

Из книги Водою и кровью и Духом автора Безобразов Кассиан

а. Три явления И внезапно, говорит Лука, наступило это событие. На них сошел Дух Бога. Его приход сопровождался тремя сверхъестественными знамениями - шумом, пламенем и странной речью. Во–первых, сделался шум с неба, как–бы от несущегося сильного ветра, и он (т. е. шум)

Из книги Псевдонаука и паранормальные явления [Критический взгляд] автора Смит Джонатан

Бесовские явления Диавол не довольствовался одной лишь бранью помыслов, тем более, что не мог сдержать ими подвижничество юного послушника. Диавол являлся ему и в чувственном виде. Арсений видел диавола воочию и разговаривал с ним. Искуситель всеми способами пытался

Из книги автора

Явления бесов Когда Старец жил в монастыре Стомион, к нему пришел паренек и остался на ночь. Старец сказал ему: «Ты располагайся здесь, а я где-нибудь пристроюсь». Он решил пойти в пещеру на краю скалы. Под этой пещерой простиралась пропасть глубиной около трехсот метров.

Из книги автора

Явления Святых Как было уже сказано, в своей земной жизни Старец Паисий видел многих Святых, а также своего Ангела-Хранителя, многократно - Пресвятую Богородицу и Самого Христа. Он видел Их не во сне. Иногда это было ночью, иногда среди бела дня. Он беседовал с Ними, Они

Из книги автора

Последние явления В оставшейся части настоящей главы мы рассмотрим аспекты христианского учения о "последних явлениях", сосредоточив внимание на идеях о небе, чистилище и аде. Следует отметить, что во многих богословских кругах наблюдается некоторое нежелание

Из книги автора

Толкование явления Тема отрывка - явление Иисуса ученикам. Она поставлена со всей ясностью в ст. 1: ?????????? ?????? ????? - «явил себя снова»; ?????????? ?? ????? - «явил же так». Тот же глагол в заключительном ст. 14: ????????? - «явился». Возвращение к исходной точке сообщает отрывку формальное

Из книги автора

Пограничные явления и явления, необоснованно причисленные к паранормальным Пограничные с паранормальным явления имеют отношение к загадкам, которые не обязательно нарушают законы физики; однако истинно паранормальное объяснение их не только не исключается, но часто

Большинству мифологий и религиозных философий знакомо понятие «ангела» (это название произошло от греческого слова, означающего "вестник"). Считается, что ангелы - это существа, населяющие потусторонний мир и пользующиеся определенными «привилегиями»: им разрешено посещать землю и принимать видимый облик. Согласно христианской религии, существует девять чинов ангелов, образующих иерархию. В нее входят, в частности, херувимы, которых изображали похожими на детей, и серафимы. Вопреки распространенному пониманию сущности ангелов, согласно которому они когда-то были людьми, существует гипотеза, что ангелы - это отличная от людей, более развитая форма жизни. Традиционно считается, что ангелы внешне похожи на людей, т. е. антропоморфны, хотя и могут принимать любую другую форму. Крыльями ангелов наделили художники эпохи Возрождения, чтобы подчеркнуть их божественную природу. Миссия ангелов заключается в помощи человеку. В противовес им существуют демоны - ангелы зла. Такой дуализм встречается во многих религиях.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Ангелы - наиболее известные сверхъестественные существа, не считая привидений. Они входят в число паранормальных явлений, признаваемых даже христианской церковью. История рождения Иисуса берет свое начало с посещения Марии ангелом, который принес ей весть о будущем рождении сына. Сходные ации, связанные с пророчествами, прослеживаются и в других религиозных культах. Образ джина, исполняющего человеческие желания, героя восточных волшебных сказок, прочно закрепился в западной культуре, перекочевав в мультфильмы Уолта Диснея и детские комиксы.

Исследователи паранормальных явлений утверждают, что широкое распространение веры в ангелов может иметь под собой почву. Но феномен этот - скорее психологический, чем реальный. Вера в ангелов - это неосознанная потребность человеческой психики утвердить свою связь с разумом более высокого порядка, что находит свой творческий выход в культуре и философии.

В связи с тем, что в 90-х годах двадцатого века резко возросло количество свидетельств о встречах с ангелами, появилось мнение, что они являются реальными сущностями, не зависящими от человеческой психики. К некоторым людям являлись ангелы в их обычном облике: как, например, это случилось в 1917 году в г. Фатиме в Португалии - ныне одном из известнейших в мире католических священных мест. Очевидцам явлений в Фатиме, маленьким детям, предстала Дева Мария, предостерегавшая мир от прегрешений и грозившая роковыми событиями в будущем. Подобных явлений известно несколько. Последним примером является случай в Медъюгорже (бывшая Югославия), где с середины 80-х годов стали появляться пророчества о войне и знамения, сулившие человечеству новую эру. Эти пророчества продолжались даже в течение последней гражданской войны в Югославии.

Когда в начале 1990-х годов страны Восточной Европы освободились от коммунистического гнета, резко возросло количество сообщений о видениях ангелов, которые не сопровождались глобальными пророчествами. Сообщение о наиболее парадоксальном случае появилось в России, когда экипаж орбитальной космической станции вынужден был приземлиться раньше положенного времени, потому что космонавты заявили, что видели в иллюминаторе ангелоподобное существо!

Адепты спиритического учения верят, что могут вступать в контакт с потусторонним миром посредством медиумов. По их концепции, мудрые души могут возвращаться на землю по их призыву либо находиться среди живых постоянно. Существуют случаи, которые можно считать явлениями ангелов, происходящие во время спиритических сеансов. Спириты воспринимают ангела как человеческий дух, пришедший к ним из потусторонней жизни.

Однако наибольшее количество контактов с ангелами происходит, по-видимому, в стрессовых ситуациях, когда человек особенно нуждается в помощи. Богословы считают ангелов реальностью и допускают, что они являются людям в экстремальных ситуациях, независимо от того, какой веры человек придерживается.

Существует множество таких свидетельств, и многие люди верят, что у каждого из нас есть свой «ангел-хранитель». Но весьма интересно, что существуют случаи, когда некоторые люди считают, что в критических ситуациях им на помощь приходят инопланетные существа. Многие жертвы космических похищений верят, что их жизнь была спасена в раннем возрасте некими космическими пришельцами, которых другие традиционно считают ангелами.

В настоящее время мысль о том, что сверхъестественная помощь может непосредственно проявляться в жизни человека, получила более широкое распространение, чем это было в течение нескольких предшествующих веков. Это породило целый ряд бестселлеров и оказало влияние на создателей завоевавшего огромный успех фильма «Призрак», в котором персонаж, сыгранный Патриком Суэйзи, попытался изменить к лучшему жизнь своих близких даже после своей смерти.

Возрастающая частота, с которой происходят такие истории, дает основание полагать, что ныне требуется дальнейшее объективное исследование видений ангелов.

ОПЫТ ОБЩЕНИЯ С АНГЕЛАМИ

Случаи явления ангела чрезвычайно редки. Мало кому удавалось увидеть его более чем один раз в ни. Хотя многие могут сказать, что кто-то свыше указывает им путь, но прямое вмешательство обычно происходит только в момент чрезвычайного кризиса - а такие моменты возникают нечасто.

Кроме того, явления ангелов обычно не вызывают чувства ужаса. Чаще всего они вызывают удивление. Встреча с ангелом укрепляет в человеке веру в Бога и загробную жизнь. Я не хочу подвергать сомнению благотворное влияние на человека такой встречи и оспаривать обстоятельства этого общения. Но все же думаю, что в подобных случаях необходимо соблюдать некоторую осторожность.

Когда в критический момент жизни человеку является ангел, подобное явление можно рассматривать как небесное покровительство. Кажется, что небесный заступник пришел, чтобы помочь избежать несчастья. Поэтому исследователям не стоит преуменьшать значение, которое имеют для человека подобные переживания. Психика индивидуума после подобной встречи весьма уязвима, и поэтому необходима осторожность. Чрезвычайно заманчиво признать видение реальностью, но следует помнить, что реальность осмысливается человеческим разумом и что иллюзорные переживания по своей силе не уступают реальным. И если человеку не с кем разделить свои переживания, это может иметь для него последствия не менее пагубные, чем если бы они были вызваны реальными событиями.

Взгляд скептиков

Люди, настроенные скептически, считают, что видение ангелов является защитной способностью психики в кризисный момент. Подобный феномен может помочь человеку резко изменить ситуацию в лучшую сторону. Случай, приведенный здесь, связан с известным эстрадным артистом Томми Стилом, который в юношеском возрасте убежал из дому и нанялся матросом на корабль. Вскоре он заболел менингитом и был срочно отправлен в больницу в Лондоне. Находясь на пороге смерти, в полупарализованном состоянии, Томми все же выжил. Он считает, что его спас смех мальчика за ширмой и ярко раскрашенный мяч, который тот бросил ему в постель. Томми потянулся, чтобы бросить мяч назад невидимому ребенку, и эта игра длилась в течение часа или двух, пока не вернулись врачи. Они были поражены неожиданным выздоровлением Томми. Конечно, когда ширму убрали, то никакого мальчика за ней не оказалось. Было ли это ангельским вмешательством, которое спасло Томми от смерти, или просто видением, вызванным его мозгом под воздействием успокоительных средств, которое подтолкнуло его к действиям и помогло преодолеть болезнь?

Мы не можем быть уверены, правы ли скептики в отношении ангельских видений, но если то, что вы прочтете в дальнейшем, заслуживает доверия, то человеческий мозг действительно обладает невероятными возможностями и вполне способен к экстрасенсорному восприятию. Таким образом, пророческие послания, передаваемые через ангелов, не обязательно должны исходить из божественного источника. Они могут быть следствием работы нашего подсознания, которое в критический момент способно помочь разрешению острой проблемы. Это воспринимается как фантастика и потому приписывается высшему разуму. В конце концов, если вы не слышите приближения грузового поезда и ваш внутренний голос приказывает вам убраться с железнодорожного полотна, то вы сделаете это не задумываясь и таким образом сможете избежать неминуемой смерти (такой случай недавно произошел в Чикаго). Поэтому легко понять, что мы скорее допустим, что в такие моменты с нами в контакт вступает кто-то из нездешнего мира, чем признаем, что этот голос исходит из нашего подсознания.

Я бы посоветовала вам рассмотреть оба варианта, так как одно не исключает другое. В действительности никому не дано знать, что нас ожидает в дальнейшем.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВИДЕНИЙ АНГЕЛОВ

В настоящее время вопрос об ангельских видениях изучен еще очень слабо, если не считать исследования этой проблемы богословами и спиритами. Я не могу утверждать, что их работы недостаточно объективны, но в силу своих убеждений они не могут сомневаться в реальном существовании ангелов, что дает возможность скептикам постоянно подвергать сомнению их доказательства. Объективность настоящего исследователя заключается в том, чтобы при изучении всех фактов не выдвигать каких-либо предварительных гипотез.

Однако исследователю для подтверждения своей теории требуется большое количество данных. Когда Хоуп Прайс, жена английского священника, поместила в местной газете объявление с просьбой прислать описание современных видений ангелов, она была завалена письмами от более чем 1500 свидетелей. Если вы готовы разобраться с таким количеством сообщений, вам необходимо решить, каким образом вы будете классифицировать доказательства. Думаю, что без компьютера вам не обойтись.

Не забывайте те правила, о которых говорилось в предыдущем разделе. Каждый случай необходимо расследовать как можно более тщательно. Необходимо не просто записывать все то, что сообщают вам свидетели, но и выяснить их философские представления и религиозные убеждения. Вы должны, по возможности более полно, выяснить, в каком эмоциональном и физическом состоянии находился человек в тот период, когда у него было видение. Любое сообщение, которое кажется вам незначительным, может быть полезным для исследования.

Мы еще так мало знаем об этой проблеме, что не можем с уверенностью утверждать, какие доказательства окажутся важными. Это определят время и опыт. Необходимо обращать внимание на любые случаи, которые подкреплены большим количеством фактов. Нельзя основываться на показаниях одного человека. Если вы хотите установить, что ангелы существуют вне сознания человека, то вам необходимо подтверждение и других свидетелей. Это должно стать основным правилом для объективного исследователя, насколько бы сложным это для него ни было.

АНГЕЛЫ СЕГОДНЯ

Об одном из самых примечательных случаев последнего времени сообщила Кейт Бриджер. Это было в один из дней 1991 года, когда она ехала на работу в Чентем-Кент на автобусе. Автобус двигался вниз по холму. Неожиданно Кейт услышала крик водителя о "том, что отказали тормоза. Автобус направлялся прямо на кирпичную стену.

Катастрофа казалась неминуемой. Неожиданно Кейт увидела несколько фигур, плывущих за окном. Это были красивые светловолосые существа в длинных одеждах. Она сразу же решила, что это ангелы.

Кейт заметила, что они расположились между стеной и автобусом, и, как только автобус с визгом тормозов остановился в нескольких дюймах от стены, существа исчезли. Благодаря этому сверхъестественному вмешательству все пассажиры избежали серьезных травм и ни один из них не погиб. Кейт оказалась единственным свидетелем чудесного спасения. Позже, когда автобус доставили в гараж, механики были озадачены. Тормоза полностью отказали, и никто не мог объяснить, как автобусу удалось остановиться на этом холме.

Избавление от смерти благодаря улыбающимся, светловолосым, белокожим существам очень похоже на сообщения о контактах с инопланетянами «нордического» типа. Существует множество случаев, когда спасение происходит гораздо более непостижимым образом и всегда приписывается ангельскому могуществу.

О подобном случае сообщила мне Джессика Беллмен из Лос-Анджелеса, которая ехала со своей матерью по многорядной скоростной автостраде в окрестностях Голливуда. Это был час пик, трасса была перегружена, автомобили на большой скорости двигались буквально бампер к бамперу.

Неожиданно огромный фургон, ехавший перед ними, потерял управление, развернулся и встал поперек дороги. Если бы это произошло в крайнем ряду, то у них оставался бы шанс свернуть с автомагистрали и избежать катастрофы. Но Джессике не повезло. У нее оставались лишь доли секунды, чтобы затормозить и свернуть в сторону. Ее автомобиль перелетел через три ряда быстро движущегося транспорта. Столкновение было неизбежно.

Но случилось чудо. Время как бы замедлилось, и наступила странная тишина. Джессике показалось, будто автомобиль вместе с ней и ее матерью оказался внутри глубокого колодца. Контакт с внешним миром был полностью потерян. Это действительно очень типичная черта многих паранормальных явлений. Она называется "Оз-фактор".

Джессика помнит, что страстно молила о помощи - такую молитву произносят только перед лицом неминуемой гибели. Она помнит глаза своей матери, застывшие от ужаса. Потом она увидела крупным планом двух мужчин в автомобиле, смеющихся и совершенно не замечающих того, что машина Джессики проходит сквозь них, словно сквозь туман. Раздался глухой удар, и машина Джессики остановилась.

Джессика осмотрелась вокруг и увидела ряды транспорта, проезжающего мимо. Она и ее мать были в полном порядке, а на машине не оказалось ни одной царапины. Каким-то непостижимым образом они спаслись от неминуемой смерти.

Доказательства, подобные этому, служат сегодня отправной точкой исследований для понимания феномена явления ангелов.

Организации

До сих пор еще нет организаций, которые специально занимались бы расследованием ангельских видений. Однако есть исследователи, которые занимаются сопоставлением отдельных случаев. Исследовательские издания ASSAP в Великобритании и «Стрейндж» в США будут рады помочь вам.

ASSAP 31 Goodhew Road, Groydon, Surrey, GRO 6QZ, UK. «Strange» PO Box 2246, Rockville, MD 20852, USA.

Периодика

Существует два журнала, которые публикуют подобные данные. Американский журнал посвящен исключительно данной теме. Британское издание, которое редактирует Кевин Мак-Клур, охватывает более широкий спектр этих явлений. Мак-Клур занимается исследованием ангельских видений, и его авторитет в этой области несомненен. Его перу принадлежат две книги на эту тему (см. ниже).

ANGELS AND FAIRIES ("Ангелы и феи") PO Box 762, Ashland, OR 97520, USA.

PROMISES AND DISAPPOINTMENTS ("Обещания и разочарования") 42 Victoria Road, Mount Charles, St. Austell, Cornwall, PL25 4QD, UK.

Здесь приводится список книг, которые дают наиболее ясное представление о предмете. Работы Кевина Мак-Клура содержат объективные данные о религиозных видениях вообще и о случае, который произошел в период Первой мировой войны с лучниками из Монса в частности. Хилари Эванс предлагает блестящий общий обзор и взгляд на существующий феномен с психологической точки зрения. Первая книга Софи Бернхэм затрагивает проблемы, которые вызывают широкий интерес, а вторая так же, как и книга Хоул Прайс, представляет собрание новых историй, полученных из читательских писем. Кейт Томпсон предлагает гораздо более авангардный взгляд на внеземной разум, включая НЛО.

"The Evidence for Visions of the Virgin" by Kevin McClure (Кевин Мак-Клур, "Доказательства явлений Девы"). (Aquarian Press, 1984).

"Gods; Spirits; Cosmic Guardians" by Hilary Evans (Хилари Эванс, "Боги, духи, космические хранители"). (Aquarian Press, 1987).

"A Book of Angels" by Sophy Busnham (Софи Бернхэм, "Книга об ангелах"). (Ballantine, New York, 1990).

"Visions of Bowmen and Angels: Mons 1914" by Kevin McClure (Кевин Мак-Клур, "Видения лучников и ангелов: Монс, 1914"). (Через журнал "Promises and Disappointments", упомянутый выше, 1993).

"Angels and Aliens" by Keith Thompson (Кейт Томпсон, "Ангелы и инопланетяне"). (Random House, New York, 1993).

"Angels: True Stories of How They Touch Our Lives" by Hope Price ("Ангелы: правдивые истории о том, какое влияние они оказывают на нашу жизнь"). (Psychic Press, 1993).

В этих случаях умершего обычно встречают два Ангела. Вот как описывает их автор “Невероятного для многих…”: “И едва она (старушка-сиделка) произнесла эти слова (“Царство ему Небесное, вечный покой…”), как подле меня появились два Ангела, в одном из которых я почему-то узнал моего Ангела-Хранителя, а другой был мне неизвестен”. Позже один благочестивый странник объяснил ему, что это был “встречный Ангел”. Св. Феодора, чей путь после смерти через воздушные мытарства описан в житии св. Василия Нового (X век, 26 марта), рассказывает: “Когда я совершенно изнемогла, то увидела подходивших ко мне в образе красивых юношей двух Ангелов Божиих; лица их были светлые, глаза смотрели с любовью, волосы на голове были белые, как снег, и блестели, как золото; одежды были похожи на свет молнии, и на груди они были крестообразно подпоясаны золотыми поясами”. Галльский епископ VI века, св. Сальвий, следующим образом описывает свой опыт смерти: “Когда моя келья сотряслася четыре дня назад и вы видели меня лежащим мертвым, я был поднят двумя Ангелами и отнесен на самую вершину небес” (Св. Григорий Турский. История франков. VII, 1).

Обязанность этих Ангелов – сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь. Ни в их виде, ни в их поступках нет ничего неопределенного, – имея человеческий облик, они твердо схватывают “тонкое тело” души и уводят его. “Светлые Ангелы взяли ее (душу) к себе на руки” (св. Феодора). “Взяв меня под руки, Ангелы вынесли меня прямо через стену из палаты…” (“Невероятное для многих…”). Св. Сальвий был “поднят двумя Ангелами”. Подобные примеры можно было бы продолжать.

Поэтому нельзя утверждать, что “светящееся существо” из современных случаев, которое не имеет видимой формы, никуда не провожает душу, которое втягивает душу в разговор и показывает ей “обратные кадры” ее прошлой жизни, есть Ангел, сопровождающий в загробную жизнь. Не всякое существо, появляющееся как Ангел, действительно есть Ангел, потому что сам сатана принимает вид Ангела света (2Кор. 11, 14). И поэтому о существах, которые и вида-то Ангелов не имеют, можно с уверенностью сказать, что это не Ангелы. По причине, которую мы постараемся объяснить ниже, в современных “посмертных” опытах, по-видимому, никогда не бывает несомненных встреч с Ангелами.

Тогда не может ли быть так, чтобы на самом деле “светящееся существо” было бесом, маскирующимся под Ангела света, чтобы искушать умирающего, когда душа его покидает тело? Д-р Моуди (“Жизнь после жизни”, стр. 107-108, “Размышления”, стр. 58-60) и другие исследователи действительно ставят этот вопрос, но лишь для того, чтобы отвергнуть эту возможность в связи с “хорошим” действием, которое производит это явление на умирающего. Разумеется, взгляды этих исследователей на зло наивны до предела. Д-р Моуди полагает, что “сатана, по-видимому, велит слугам следовать путем ненависти и разрушения” (“Жизнь после жизни”, стр. 108) и, похоже, совершенно не знаком с христианской литературой, описывающей настоящую природу бесовских искушений, которые неизменно представляются их жертвам как нечто “хорошее”.

Каково же православное учение о бесовских искушениях в час смерти? Св. Василий Великий в своем толковании на слова псалма: спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня; да не исторгнет он, подобно льву, души моей (Пс. 7, 2-3), дает такое объяснение: “Думаю же, что о мужественных Божиих подвижниках, которые через всю свою жизнь довольно боролись с невидимыми врагами, когда избежат всех их гонений, находясь при конце жизни, князь века сего изведывает, чтобы удержать их у себя, если найдутся на них раны, полученные во время борьбы, или какие-нибудь пятна и отпечатки греха. А если найдены будут неуязвленными и незапятнанными, то как непобедимые, как свободные будут упокоены Христом. Посему Пророк молится о будущей и настоящей жизни. Здесь говорит: спаси мя от гонящих, а там во время испытания: избави мя, да не когда похитит яко лев душу мою. И сие можешь узнать от Самого Господа, Который перед страданием говорит: идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего(Ин. 14, 30)” (т. 1, стр. 104).

Действительно, не только христианским подвижникам приходится сталкиваться с бесовским испытанием в час смерти. Св. Иоанн Златоуст в “Беседах на Евангелиста Матфея” образно описывает, что случается с обыкновенными грешниками во время смерти: “Посему много услышишь рассказов об ужасах при последнем конце и страшных явлениях, которых самый вид нестерпим для умирающих, так что лежащие на одре с великою силою сотрясают оный и страшно взирают на предстоящих, тогда как душа силится удержаться в теле и не хочет разлучаться с ним, ужасаясь видения приближающихся Ангелов. Ибо если мы, смотря на страшных людей, трепещем, то какое будет наше мучение, как увидим приближающихся Ангелов грозных и неумолимые силы, когда они душу нашу повлекут и будут отторгать от тела, когда много будет она рыдать, но вотще и без пользы” (Беседа 53, т. 3, стр. 414-415).

Православные жития святых полны рассказов о подобных бесовских зрелищах в момент смерти, цель которых обычно запугать умирающего и заставить отчаяться в собственном спасении. Например, св. Григорий в своих “Собеседованиях” рассказывает об одном богаче, бывшем рабом многих страстей: “Незадолго до смерти увидел стоящих перед ним гнусных духов, свирепо грозящих унести его в глубины ада… Вся семья собралась вокруг него, плача и стеная. Хотя они и не могли, по словам самого больного, по бледности его лица и по дрожанию его тела понять, что там были злые духи. В смертельном страхе перед этими ужасными видениями он метался на постели из стороны в сторону… И теперь почти обессиленный и отчаявшийся в каком-либо облегчении, он кричал:

“Дайте мне время до утра! Потерпите хоть до утра!” И на этом его жизнь прервалась” (IV, 40). Св. Григорий рассказывает и о других подобных случаях, также и Беда в своей “Истории Английской Церкви и народа” (кн. V, гл. 13, 15). Даже в Америке XIX века подобные случаи не были редкостью; недавно опубликованная антология содержит истории, имевшие место в прошлом веке, которые носят заголовки вроде: “Я в огне, вытащите меня!”, “О, спасите меня, они меня утаскивают!”, “Я иду в ад!” и “Дьявол идет, чтобы утащить мою душу в ад” (Джон Майерс. Голоса на краю вечности. Spire Books, Old Tappan, N.J., 1973, стр. 71, 109, 167, 196).

Однако д-р Моуди ничего подобного не сообщает: в сущности, в его книге все опыты умирающих (за достойным внимания исключением самоубийства, см. стр. 127-128) приятные – будь то христиане или нехристиане, люди религиозные или нет. С другой стороны, д-ра Осис и Харалдсон в своих исследованиях нашли нечто не столь далекое от этого опыта.

Эти ученые нашли в своих исследованиях американских случаев то же, что и д-р Моуди: явление потусторонних посетителей воспринимается как нечто положительное, больной принимает смерть, этот опыт приятен, вызывает спокойствие и душевный подъем и часто – прекращение боли перед смертью. В исследованиях же индийских случаев не менее одной трети больных, видевших явления, испытали страх, угнетение и беспокойство в результате появления “ямдутов” (“вестников смерти”, хинди) или других существ; эти индийцы сопротивляются или пытаются избежать потусторонних посланников. Так, в одном случае умирающий индийский конторский служащий говорил: “Кто-то здесь стоит! У него телега, наверное, это ямдут. Он, должно быть, заберет кого-то с собой. Он дразнит меня, что он хочет взять меня!.. Пожалуйста, держите меня, я не хочу!” Боли его возросли, и он умер (“В час смерти”, стр. 90). Один умирающий индиец внезапно сказал: “Вот идет ямдут, чтобы забрать меня. Снимите меня с постели, чтобы ямдут не нашел меня”. Он показал наружу и вверх: “Вот он”. Больничная палата была на первом этаже. Снаружи у стены здания было большое дерево, на ветвях которого сидело множество ворон. Как только больному представилось это видение, все вороны внезапно покинули дерево с большим шумом, как если бы кто выстрелил из ружья. Мы были удивлены этим и выбежали через открытую дверь комнаты, но не увидели ничего, что могло бы потревожить ворон. Обычно они были очень спокойны, поэтому всем нам, присутствующим, очень запомнилось то, что вороны улетели с большим шумом как раз тогда, когда у больного было видение. Как будто бы и они тоже почувствовали что-то ужасное. Когда это случилось, больной потерял сознание и через несколько минут испустил дух (стр. 41-42). Некоторые ямдуты имеют страшную внешность и вызывают в умирающем еще больший страх.

Это самое большое различие между американским и индийским опытами умирания в исследованиях д-ров Осиса и Харалдсона, но авторы не находят ему объяснения. Естественно, возникает вопрос: почему в современном американском опыте почти совсем отсутствует один элемент – страх, вызываемый ужасными потусторонними явлениями, столь общими как для христианского опыта прошлого, так и настоящего индийского опыта?

Нам нет необходимости точно определять природу явлений умирающим, чтобы понять, что, как мы видели, они в какой-то мере зависят от того, что умирающий ожидает или что готов увидеть. Поэтому христиане прошлых веков, которые имели живую веру в ад и чья совесть в конце жизни обвиняла их, часто перед смертью видели бесов… Современные индусы, которые, конечно, более “примитивны”, чем американцы, в своих верованиях и своем понимании, часто видят существа, которые соответствуют их все еще очень реальным страхам относительно загробной жизни. А современные “просвещенные” американцы видят явления, согласующиеся с их “комфортабельной” жизнью и убеждениями, которые, в общем, не включают реального страха ада или уверенности в существовании бесов.

В действительности сами бесы предлагают такие искушения, которые согласуются с духовным сознанием или ожиданиями искушаемых. Тем, кто боится ада, бесы могут явиться в ужасном виде, чтобы человек умер в состоянии отчаяния. Но тем, кто не верит в ад (или протестантам, которые верят, что они надежно спасены, и поэтому не боятся ада), бесы, естественно, предложили бы какие-то другие искушения, которые не обнаруживали бы столь ясно их злые намерения. Подобным же образом уже достаточно пострадавшему христианскому подвижнику бесы могут явиться в таком виде, чтобы соблазнить его, а не запугать.

Хорошим примером такого рода является искушение бесами в час смерти мученицы Мавры (III век). После того, как она была распята на кресте в течение девяти дней вместе с мужем, мучеником Тимофеем, дьявол искушал ее. В житии этих святых повествуется, как сама мученица Мавра рассказала о своих искушениях мужу и соучастнику в страданиях: “Ободрись, брат мой, и отгони от себя сон; бодрствуй и уразумей то, что я видела: мне показалось, что предо мною, находившейся как бы в восхищении, был человек, имевший в руке своей чашу, наполненную молоком и медом. Человек этот сказал мне: “Взявши это, выпей”. Но я сказала ему: “Кто ты?” Он же ответил: “Я Ангел Божий”. Тогда я сказала ему: “Помолимся ко Господу”. Потом он сказал мне: “Я пришел к тебе для того, чтобы облегчить твои страдания. Я видел, что ты сильно хотела есть и пить, так как до сего времени ты не вкушала никакой пищи”. Снова я сказала ему: “Кто побудил тебя оказать мне эту милость? И какое дело тебе до моего терпения и пощения? Разве ты не знаешь, что Бог силен сотворить и то, что невозможно людям?” Когда я помолилась, то увидела, что человек тот отворачивает лицо свое на запад. Из этого я поняла, что это было обольщение сатанинское; сатана хотел искусить нас на кресте. Затем вскоре видение то исчезло. Потом подошел другой человек, и мне показалось, что он привел меня к реке, текущей молоком и медом, и сказал мне: “Пей”. Но я отвечала: “Я уже сказала тебе, что не буду пить ни воды, ни какого другого земного пития до тех пор, пока не испию чашу смерти за Христа, Господа моего, которую Он Сам растворит для меня спасением и бессмертием жизни вечной”. Когда я говорила это, тот человек пил из реки, и вдруг исчез и он сам, и река с ним” (“Житие святых мучеников Тимофея и Мавры”, 3 мая). Ясно, какую осторожность должен проявлять христианин, получая “откровения” во время смерти.

Итак, час смерти – это воистину время бесовских искушений, и те духовные опыты, которые люди получают в это время (даже если кажется, что это происходит “после смерти”, о чем речь будет идти ниже), должны быть оценены по тем же христианским меркам, что и любые другие духовные опыты. Аналогичным образом духи, которые могут встретиться в это время, должны быть подвергнуты всесторонней проверке, которую апостол Иоанн выражает следующим образом: испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1Ин. 4, 1).

Некоторые из критиков современных “посмертных” опытов уже указывали на сходство “светящегося существа” с “духами-руководителями” и “духами-друзьями” медиумического спиритизма. Поэтому рассмотрим вкратце спиритическое учение в той его части, где говорится о “светящихся существах” и их сообщениях. Один классический труд по спиритизму (Дж. Артур Хилл. Спиритизм. Его история, явления и учение. George H. Doran Co., Нью-Йорк, 1919) указывает, что спиритическое “учение всегда или практически всегда согласуется с высокими моральными нормами; в отношении веры оно всегда теистическое, всегда почтительно к ней, но не слишком-то интересуется такими интеллектуальными тонкостями, которые интересовали Отцов церковных соборов” (стр. 235). Затем в книге отмечается, что “ключом” и “центральной доктриной” спиритического учения является любовь (стр. 283), что от духов спириты получают “славное знание”, которое обязывает их вести миссионерскую работу по распространению “знания о том, что жизнь после смерти действительно есть” (стр. 185-186) и что “совершенные” духи теряют “ограничения” личности и становятся более “влияниями”, чем личностями, все более и более наполняясь “светом” (стр. 300-301). Действительно, в своих гимнах спириты буквально призывают “светящиеся существа”:

“Служители света блаженные,

От смертных очей сокровенные…

Вестников света пошли среди ночи,

Чтобы отверзть нам сердечные очи…”

(стр. 186-187)

Всего этого достаточно, чтобы усомниться в “светящемся существе”, которое сейчас появляется людям, ничего не знающим о природе и коварстве бесовских ухищрений. Наша подозрительность только увеличивается, когда мы слышим от д-ра Моуди, что некоторые описывают это существо как “забавную личность” с “чувством юмора”, которая “развлекает” и “забавляет” умирающего (“Жизнь после жизни”, стр. 49, 51). Подобное существо с его “любовью и пониманием” на самом деле удивительно похоже на тривиальных и часто добродушных духов на сеансах, которые, без всякого сомнения, являются бесами (если сами сеансы – не жульничество).

Этот факт привел к тому, что некоторые отрицают как бесовский обман вообще все сообщения о “посмертном” опыте, и в одной книге, написанной евангельскими протестантами, утверждается, что “существуют новые и неизведанные опасности во всем этом обмане о жизни и смерти. Даже смутная вера сообщениям о клинических опытах, по нашему убеждению, может иметь серьезные последствия для тех, кто верит в Библию. Не один искренний христианин полностью поверил тому, что светящееся существо есть не кто иной, как Иисус Христос и, к несчастью, этих людей можно очень легко дурачить” (Джон Уэлдон и Зола Левит “Есть ли жизнь после смерти?”, Harvest House Publishers, Irvine, Calif., 1977, стр. 76). Помимо указания на тот несомненный факт, что ряд исследователей “посмертного” опыта также интересуется оккультизмом и даже имеет контакт с медиумами, авторы книги в поддержку этого утверждения проводят ряд замечательных параллелей между современным “посмертным” опытом и опытом медиумов и оккультистов недавнего прошлого (стр. 64-70).

В этих наблюдениях, конечно, много истины. К сожалению, без полного христианского учения о загробной жизни даже самые благонамеренные “верующие в Библию” заблуждаются, отвергая вместе с опытом, который может оказаться бесовским обманом, и подлинный посмертный опыт души. И, как мы увидим, сами эти люди способны поверить обманчивому “посмертному” опыту.

Д-ра Осис и Харалдсон, которые оба имели “непосредственный опыт общения с медиумами”, отмечают некоторое сходство между явлениями умирающим и опытом спиритизма. Однако они отмечают существенное, “бросающееся в глаза расхождение” между ними: “Вместо продолжения мирской жизни (которую описывают медиумы) пережившие смерть предпочитают начать совершенно новый образ жизни и деятельности” (“В час смерти,” стр. 200). На самом деле царство “посмертного” опыта не представляется полностью отличным от царства обычного медиумизма и спиритизма, но это все же царство, где бесовские обманы и внушения не только возможны, но положительно их следует ожидать, особенно в те последние дни, в какие мы живем, когда мы являемся свидетелями все новых и более тонких духовных искушений, даже великих знамений и чудес, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24).

Поэтому нам следует быть, по крайней мере, очень осторожными со “светлыми существами”, которые как будто появляются в момент смерти. Очень уж они похожи на бесов, представляющихся “Ангелами света”, чтобы соблазнить не только самого умирающего, но и тех, кому он впоследствии расскажет свою историю, если будет возвращен к жизни (о возможности чего, конечно, бесы хорошо осведомлены).

Однако, в конечном счете, наше суждение об этом и других “посмертных” явлениях должно основываться на учении, которое вытекает из них, – будь оно или дано каким-то духовным существом, увиденным в момент смерти, или просто подразумевается, или выводится из этих явлений.

Некоторые из “умерших” и возвращенных к жизни – обычно те, кто был или стал очень религиозным – отождествляли встреченное “светящееся существо” не с Ангелом, а с невидимым присутствием самого Христа. У этих людей такой опыт часто связан с другим явлением, которое для православных христиан является, возможно, самым загадочным на первый взгляд явлением, встречаемым в современных посмертных переживаниях – видением “неба”.

В этих случаях умершего обычно встречают два ангела. Вот как описывает их автор "Невероятного для многих...": "И едва она (старушка-сиделка) произнесла эти слова ("Царство ему Небесное, вечный покой..."), как подле меня появились два ангела, в одном из которых я почему-то узнал моего Ангела-Хранителя, а другой был мне неизвестен". Позже один благочестивый странник объяснил ему, что это был "встречный ангел". Св. Феодора, чей путь после смерти через воздушные "мытарства" описан в житии св. Василия Нового (X век, 26 марта), рассказывает: "Когда я совершенно изнемогла, то увидела подходивших ко мне в образе красивых юношей двух Ангелов Божиих; лица их были светлые, глаза смотрели с любовью, волосы на голове были белые как снег и блестели как золото; одежды были похожи на свет молнии, и на груди они были крестообразно подпоясаны золотыми поясами". Галльский епископ VI века св. Сальвий следующим образом описывает свой опыт смерти: "Когда моя келья состряслася четыре дня назад и вы видели меня лежащим мертвым, я был поднят двумя ангелами и отнесен на самую вершину небес" (св. Григорий Турский, "История франков" VII, 1).

Обязанность этих ангелов - сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь. Ни в их виде, ни в их поступках нет ничего неопределенного - имея человеческий облик, они твердо схватывают "тонкое тело" души и уводят его. "Светлые ангелы взяли ее (душу) к себе на руки" (св. Феодора). "Взяв меня под р ки, ангелы вынесли меня прямо через стену из палаты..." ("Невероятное для многих..."). Св. Сальвий был "поднят двумя ангелами". Подобные примеры можно было бы продолжать.

Поэтому нельзя утверждать, что "светящееся существо" из современных случаев, которое не имеет видимой формы, никуда не провожает душу, которое втягивает душу в разговор и показывает ей "обратные кадры" ее прошлой жизни, есть ангел, сопровождающий в загробную жизнь. Не всякое существо, ПОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ как ангел, действительно есть ангел, "потому что сам сатана принимает вид Ангела света" (2 Кор. II, 14). И поэтому о существах, которые и ВИДА-ТО ангелов не имеют, можно с уверенностью сказать, что это не ангелы. По причине, которую мы постараемся объяснить ниже, в современных "посмертных" опытах, по-видимому, никогда не бывает несомненных встреч с ангелами.

Тогда не может ли быть так, чтобы на самом деле "светящееся существо" было бесом, маскирующимся под "ангела света", чтобы искушать умирающего, когда душа его покидает тело? Д-р Муди ("Жизнь после жизни", "Размышления") и другие исследователи действительно ставят этот вопрос, но лишь для того, чтобы отвергнуть эту возможность в связи с "хорошим" действием, которое производит это явление на умирающего. Разумеется, взгляды этих исследователей на "зло" наивны до предела. Д-р Муди полагает, что "сатана, по-видимому, велит слугам следовать путем ненависти и разрушения" ("Жизнь после жизни") и, похоже, совершенно не знаком с христианской литературой, описывающей настоящую природу бесовских искушений, которые неизменно представляются их жертвам как нечто "хорошее".

Каково же православное учение о бесовских искушениях в час смерти? Св. Василий Великий в своем толковании на слова псалма "спаси мя от всех гонящих мы и избави мя: да не когда похитит яко лев душу мою" (Пс. 7, 2-3) дает такое объяснение: "Думаю же, что о мужественных Божиих подвижниках, которые через всю свою жизнь довольно боролись с невидимыми врагами, когда избежат всех их гонений, находясь при конце жизни, князь века сего изведывает, чтобы удержать их у себя, если найдутся на них раны, полученные во время борьбы, или какие-нибудь пятна и отпечатки греха. А если найдены будут неуязвленными и незапятнанными, то как непобедимые, как свободные будут упокоены Христом. Посему Пророк молится о будущей и настоящей жизни. Здесь говорит: СПАСИ МЯ ОТ ГОНЯЩИХ, а там во время испытания: ИЗБАВИ МЯ, ДА НЕ КОГДА ПОХИТИТ ЯКО ЛЕВ ДУШУ МОЮ. И сие можешь узнать от самого Господа, который перед страданием говорит: НЫНЕ КНЯЗЬ МИРА сего грядет, и во Мне не имать нечесоже (Ин. 14, 30) (т. 1, стр. 104).

Действительно, не только христианским подвижникам приходится сталкиваться с бесовским испытанием в час смерти. Св. Иоанн Златоуст в "Беседах на Евангелиста Матфея" образно описывает, что случается с обыкновенными грешниками во время смерти: "Посему много услышишь рассказов об ужасах при последнем конце и страшных явлениях, которых самый вид нестерпим для умирающих, так что лежащие на одре с великою силою сотрясают оный и страшно взирают на предстоящих, тогда как душа силится удержаться в теле и не хочет разлучаться с ним, ужасаясь видения приближающихся ангелов. Ибо если мы, смотря на страшных людей, трепещем, то какое будет наше мучение, как увидим приближающихся ангелов грозных и неумолимые силы, когда они душу нашу повлекут и будут отторгать от тела, когда много будет она рыдать, но без пользы" (Беседа 53, т. 3, стр. 414-415).

Православные жития святых полны рассказов о подобных бесовских зрелищах в момент смерти, цель которых обычно запугать умирающего и заставить отчаяться в собственном спасении. Например, св. Григорий в своих "Собеседованиях" рассказывает об одном богаче, бывшим рабом многих страстей: "Незадолго до смерти увидел стоящих перед ним гнусных духов, свирепо грозящих унести его в глубины ада... Вся семья собралась вокруг него, плача и стеная. Хотя они и не могли, по словам самого больного, по бледности его лица и по дрожанию его тела понять, что там были злые духи. В смертельном страхе перед этими ужасными видениями он метался на постели из стороны в сторону... И теперь почти обессиленный и отчаявшийся в каком-либо облегчении, он кричал: "Дайте мне время до утра! Потерпите хоть до утра!" И на этом его жизнь прервалась" (IV, 40). Св. Григорий рассказывает и о других подобных случаях, как и Беда в своей "Истории Английской Церкви и народа" (кн. V, гл. 13, 15). Даже в Америке XIX века подобные случаи не были редкостью; недавно опубликованная антология содержит многочисленные предсмертные видения нераскаянных грешников, имевшие место в прошлом веке, которые носят заголовки вроде: "Я в огне, вытащите меня!", "О, спасите меня! Они меня утаскивают!", "Я иду в ад!" и "Дьявол идет, чтобы утащить мою душу в ад" (Джон Майерс. "Голоса на краю вечности", Нью-Йорк, 1973).

Однако д-р Муди ничего подобного не сообщает: в сущности в его книге все опыты умирающих (за достойным внимания исключением самоубийства) приятные - будь то христиане или нехристиане, люди религиозные или нет. С другой стороны, д-ра Осис и Харалдсон в своих исследованиях нашли нечто не столь далекое от этого опыта.

Эти ученые нашли в своих исследованиях американских случаев то же, что и д-р Муди: явление потусторонних посетителей воспринимается как нечто положительное, больной принимает смерть, этот опыт приятен, вызывает спокойствие и душевный подъем и часто - прекращение боли перед смертью. В исследованиях же индийских случаев не менее одной трети больных, видевших явления, испытали страх, угнетение и беспокойство в результате появления "ямдутов" ("вестников смерти", хинди), или других существ; эти индийцы сопротивляются или пытаются избежать потусторонних посланников. Так, в одном случае умирающий индийский конторский служащий говорил: "Кто-то здесь стоит! У него телега, наверное, это ямдут. Он, должно быть, заберет кого-то с собой. Он дразнит меня, что он хочет взять меня!... Пожалуйста, держите меня, я не хочу!" Боли его возросли, и он умер. Один умирающий индиец внезапно сказал: "Вот идет ямдут, чтобы забрать меня. Снимите меня с постели, чтобы ямдут не нашел меня". Он показал наружу и вверх: "Вот он". Больничная палата была на первом этаже. Снаружи у стены здания было большое дерево, на ветвях которого сидело множество ворон. Как только больному представилось это видение, все вороны внезапно покинули дерево с большим шумом, как если бы кто выстрелил из ружья. Мы были удивлены этим и выб жали через открытую дверь комнаты, но не увидели ничего, что могло бы потревожить ворон. Обычно они были очень спокойны, поэтому всем нам, присутствующим, очень запомнилось то, что вороны улетели с большим шумом как раз тогда, когда у больного было видение. Как будто бы и они тоже почувствовали что-то ужасное. Когда это случилось, больной потерял сознание и через несколько минут испустил дух. Некоторые "ямдуты" имеют страшную внешность и вызывают в умирающем еще больший страх.

Это самое большое различие между американским и индийским опытом умирания в иследованиях д-ров Осиса и Харалдсона, но авторы не находят ему объяснения. Естественно, возникает вопрос: почему в современном американском опыте почти совсем отсутствует один элемент - страх, вызываемый ужасными потусторонними явлениями, столь общими как для христианского опыта прошлого, так и настоящего индийского опыта?

Нам нет необходимости точно определять природу явлений умирающим, чтобы понять, что, как мы видели, они в какой-то мере зависят от того, что умирающий ОЖИДАЕТ или что ГОТОВ увидеть. Поэтому христиане прошлых веков, которые имели живую веру в ад и чья совесть в конце жизни обвиняла их, часто перед смертью видели бесов. Современные индусы, которые, конечно, более "примитивны", чем американцы, в своих верованиях и своем понимании, часто видят существа, которые соответствуют их все еще очень реальным страхам относительно загробной жизни. А современные "просвещенные" американцы видят видеоявления, согласующиеся с их "комфортабельной" жизнью и убеждениями, которые в общем не включают реального страха ада или уверенности в существовании бесов.

В действительности сами бесы предлагают такие искушения, которые согласуются с духовным сознанием или ожиданиями искушаемых. Тем, кто боится ада, бесы могут явиться в ужасном виде, чтобы человек умер в состоянии отчаяния. Но тем, кто не верит в ад (или протестантам, которые верят, что они "надежно" спасены и поэтому не боятся ада), бесы, естественно, предложили бы какие-то другие искушения, которые не обнаруживали бы столь ясно их злые намерения. Подобным же образом уже достаточно пострадавшему христианскому подвижнику бесы могут явиться в таком виде, чтобы СОБЛАЗНИТЬ его, а не запугать.

Хорошим примером такого рода является искушение бесами в час смерти мученицы Мавры (III век). После того, как она была распята на кресте в течение девяти дней вместе с мужем, мучеником Тимофеем, дьявол искушал ее. В житии этих святых повествуется, как сама мученица Мавра рассказала о своих искушениях своему мужу и соучастнику в страданиях. "Ободрись, брат мой, и отгони от себя сон; бодрствуй и уразумей то, что я видела: мне показалось, что предо мною, находившейся как бы в восхищении, был человек, имевший в руке своей чашу, наполненную молоком и медом. Человек этот сказал мне: - Взявши это, выпей. - Но я сказала ему: Кто ты? - Он же ответил: Я ангел Божий. - Тогда я сказала ему: Помолимся ко Господу. - Потом он сказал мне: - Я пришел к тебе для того, чтобы облегчить твои страдания. Я видел, что ты сильно хотела есть и пить, так как до сего времени ты не вкушала никакой пищи. - Снова я сказала ему: Кто побудил тебя оказать мне эту милость? И какое дело тебе до моего терпения и лощения? Разве ты не знаешь, что Бог силен сотворить и то, что невозможно людям? Когда я помолилась, то увидела, что человек тот отворачивал лицо свое на запад. Из этого я понял, что это было обольщение сатанинское: сатана хотел искусить нас на кресте. Затем вскоре видение то исчезло. Потом подошел другой человек, и мне показалось, что он привел меня к реке, текущей молоком и медом, и сказал мне: Пей. - Но я отвечала: Я уже сказала тебе, что не буду пить ни воды, ни какого другого земного пития до тех пор, пока не испию чашу смерти за Христа, Господа моего, которую Он Сам растворит для меня спасением и бессмертием жизни вечной. Когда я говорила это, тот человек пил из реки, и вдруг исчез - и он сам и река с ним" ("Житие святых мучеников Тимофея и Мавры", 3 мая). О третьем явлении мученице Мавре - явлении настоящего ангела в этом исследовании будет говориться ниже, но уже здесь ясно, какую осторожность должен проявлять христианин, получая "откровения" во время смерти.

Итак, час смерти - это воистину время бесовских искушений, и те "духовные опыты", которые люди получают в это время (даже, если кажется, что это происходит "после смерти", о чем речь будет идти ниже), должны быть сравнены с теми же христианскими мерками, что и любые другие "духовные опыты". Аналогичным образом, "духи", которые могут встретиться в это время, должны быть подвергнуты всесторонней проверке, которую апостол Иоанн выражает следующим образом: "...испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Ин. 4, 1).

Некоторые из критиков современных "посмертных" опытов уже указывали на сходство "светящегося существа" с "духами руководителями" и "духами друзьями" медиумического спиритизма. Поэтому взглянем вкратце на спиритическое учение в той его части, где говорится о "светящихся существах" и их сообщениях. Один классический труд по спиритизму (Дж. Артур Хилл, "Спиритизм. Его история, явления и учение". Нью-Йорк, 1919), указывает, что спиритическое "учение всегда или практически всегда согласуется с высокими моральными нормами; в отношении веры оно всегда теистическое, всегда почтительно, но не слишком-то интересуется такими интеллектуальными тонкостями, которые интересовали отцов церковных соборов". Затем в книге отмечается, что "ключом" и "центральной доктриной" спиритического учения является ЛЮБОВЬ, что от духов спириты получают "славное знание", которое обязывает их вести миссионерскую работу по распространению "знания о том, что жизнь после смерти действительно есть" и что "совершенные" духи теряют "ограничения" личности и становятся более "влияниями", чем личностями, все более и более наполняясь "светом". Действительно, в своих гимнах спириты буквально призывают "светящиеся существа":

"Служители света блаженные,
От смертных очей сокровенные..."

"Вестников света пошли среди ночи,
Чтобы отверзть нам сердечные очи..."

Всего этого достаточно, чтобы усомниться в "светящемся существе", которое сейчас появляется людям, ничего не знающим о природе и коварстве бесовских ухищрений. Наша подозрительность только увеличивается, когда мы слышим от д-ра Муди, что некоторые описывают это существо как "забавную личность" с "чувством юмора", которая "развлекает" и "забавляет" умирающего ("Жизнь после жизни"). ПОДОБНОЕ существо с его "любовью и пониманием" на самом деле удивительно похоже на тривиальных и часто "добродушных" "духов" на сеансах, которые, без всякого сомнения, являются бесами (если сами сеансы не жульничество).

Этот факт привел к тому, что некоторые отрицают как бесовский обман вообще все сообщения о "посмертном" опыте. В одной книге, написанной евангельскими протестантами, утверждается, что "существуют новые и неизведанные опасности во всем этом обмане о жизни и смерти. Даже смутная вера сообщениям о клинических опытах, по нашему убеждению, может иметь серьезные последствия для тех, кто верит в Библию. Не один искренний христианин полностью поверил тому, что светящееся существо есть не кто иной, как Иисус Христос и, к несчастью, этих людей можно очень легко дурачить" (Джон Уэлдон и Зола Левит. "Есть ли жизнь после смерти", 1977). Помимо указания на тот несомненный факт, что ряд исследователей "посмертного" опыта также интересуется оккультизмом и даже имеет контакт с медиумами, авторы книги в поддержку этого утверждения цитируют ряд замечательных параллелей между современным "посмертным" опытом и опытом медиумов и оккультистов недавнего прошлого.

В этих наблюдениях, конечно, много истины. К сожалению, без ПОЛНОГО христианского учения о загробной жизни даже самые благонамеренные "верующие в Библию" заблуждаются, отвергая вместе с опытом, который может оказаться бесовским обманом, и подлинный посмертный опыт души. И, как мы увидим, сами эти люди способны поверить обманчивому "посмертному" опыту.

Д-ра Осис и Харалдсон, которые оба имели "непосредственный опыт общения с медиумами", отмечают некоторое сходство между явлениями умирающим и опытом спиритизма. Однако, они отмечают существенное "бросающееся в глаза расхождение" между ними: "Вместо продолжения мирской жизни (которую описывают медиумы), пережившие смерть предпочитают начать совершенно новый образ жизни и деятельности" ("В час смерти"). На самом деле, царство "посмертного" опыта не представляется полностью отличными от царства обычного медиумизма и спиритизма, но это все же царство, где бесовские обманы и внушения не только возможны, но положительно их следует ожидать, особенно в те последние дни, в какие мы живем, когда мы являемся свидетелями все новых и более тонких духовных искушений, даже "великих знамений и чудес, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24, 24).

Поэтому нам следует быть, по крайней мере, очень осторожными со "светлыми существами", которые как будто появляются в момент смерти.

Очень уж они похожи на бесов, представляющихся "ангелами света", чтобы соблазнить не только самого умирающего, но и тех, кому он впоследствии расскажет свою историю, если будет возвращен к жизни (о возможности ч го, конечно, бесы хорошо осведомлены).

Однако, в конечном счете наше суждение об этом и других "посмертных" явлениях должно основываться на УЧЕНИИ, которое вытекает из них, - будь оно или дано каким-то "духовным существом", увиденным в момент смерти, или просто подразумевается или выводится из этих явлений.

Некоторые из "умерших" и возвращенных к жизни - обычно те, кто был или стал очень "религиозным" - отождествляли встреченное "светящееся существо" не с ангелом, а с невидимым присутствием самого Христа. У этих людей этот опыт часто связан с другим явлением, которое для православных христиан является, возможно, самым загадочным на первый взгляд явлением, встречаемым в современных посмертных переживаниях - видением "рая".

Похожие публикации