Всемирный потоп: миф или реальность? А был ли потоп

Есть много причин верить в то, что потоп действительно имел место. Во-первых, существует предание по всему миру. Люди в разных местах, даже те люди, которые ни разу в жизни не видели океана, сохраняют истории из поколения в поколение, которые говорят о всемирном потопе.

1. Исторический факт большого потопа, покрывшего широкую площадь ранней цивилизации, доказывается тем, что нанос в два с половиной метра толщины покрывает весь "культурный уровень" в Евфратской долине.

2. Шумерский "Список царей" из Нижней Месопотамии содержит запись о потопе. Такие выражения, как "затем потоп покрыл всю землю"... и "после потопа", встречаются в записях.

3. Еще одна причина. Если люди жили на земле уже десятки тысяч лет, то население земли должно быть больше и количество захоронений тоже должно быть гораздо больше. Однако население мира вполне соответствует тому, что когда-то население земли уменьшилось до 8 человек, во время потопа.

4. Шумерская табличка, написанная 2000 лет до Р. X., дает полное описание потопа: один человек был спасен в большой лодке благодаря вмешательству богов.

5. Вавилонская поэма Гильгамеша основана на этом рассказе, но она полнее описывает потоп. Рассказ взят из библиотеки Ашшурбанипала. Содержание этого рассказа весьма близко к библейскому.

6. Сходство весьма правдоподобное: 1) Оба рассказа придерживаются мысли, что потоп был божественным наказанием за человеческие преступления. 2) Один человек был предупрежден, и он спасся в лодке. 3) Оба рассказа одинаково описывают физические причины потопа, хотя библейский рассказ более устрашающий. 4) Оба рассказа упоминают об остановке лодки на горе, о двух птицах, из которых вторая не вернулась обратно. 5) Оба рассказа говорят о жертвоприношении спасшихся и их благословении.

7. Другой невероятный факт - это существование на всех континентах пещер, почти всегда на возвышенности, буквально набитых скелетами необычного смешения животных, которые лезли на горы, ищя убежища от наступающей воды.

Убежище животных от наступающей воды (sec. photos -Cave animals where they were hiding from the flood)

8. Еще одно интересное свидетельство о всемирном потопе - это Китайский язык. В китайском языке есть иероглифы, которые обозначают те вещи, о которых говорит книга Бытие, в частности слово «Корабль» в Китайском языке складывается из иероглифов, которые обозначают: Лодка, восемь и рот. Другими словами - восемь ртов, восемь человек, которые пережили потоп. Это очень интересное свидетельство.

9. Мы видим ископаемые останки морских животных на самых высоких горах. В Гималаях, в Андах, В скалистых горах. Везде есть отпечатки раковин. Как они попали туда? И Как они оказались на верхушках самых высоких гор?

10. Потопные отложения Фары Фара (Шуруппак, Суккурру), местожительство вавилонского Ноя, находится на полпути между Вавилоном и Уром. В свое время он стоял на реке Евфрате, а теперь в 65 км на восток от Евфрата. Группа низких курганов, засыпанных песками пустыни, были раскопаны в 1931 г. д-ром Эриком Шмидтом, из Пенсильванского университетского музея. Он обнаружил здесь руины трех городов: верхний город времен третьей династии Ура; средний город древних шумеров и нижний - допотопный. Потопный слой находится между средним и нижним городом. Он состоит из желтой грязи, смеси песка и ила, определенно наносной; это сплошной грунт без всяких следов человеческой цивилизации. Под потопным слоем лежит слой золы, деревянных углей и остатков культуры тёмного цвета, которые могли быть обломками стен, цветными черепками, скелетами, валиковыми и штамповыми печатями, горшками, мисками и другой посудой.

11. В Уре, городе Авраама, Объединенная экспедиция Университетского музея Пенсильвании и Британского музея, под руководством д-ра Ч. Л. Вулли, нашла в 1929 г. почти на самом дне урских курганов, ниже нескольких страт человеческого жилья, слой нанесенной водой глины, толщиной в 2,5 м, без всяких следов деятельности человека, хотя руины другого города находились под этим слоем.

Вулли заявляет, что эти 2,5 м осадков на такой большой глубине и за такое продолжительное время не могли быть нанесены при разливе рек, а лишь таким большим разливом воды, как библейский потоп. Цивилизация ниже потопного слоя сильно отличается от цивилизации верхнего слоя, что доказывает, по Вулли, "внезапную и потрясающую перемену в истории мира"

12. Потопные отложения Киша Город Киш (Ухеймер, Эль-Охеймер, Ухаймир) был расположен на восточной окраине Вавилона, на высохшем дне реки Евфрата. Записи на табличках говорят, что он был первым городом, отстроенным после потопа. Объединенная экспедиция Музея Фильда Оксфордского университета, под руководством д-ра Стефана Лэнгдона, в 1928 - 1929 гг. обнаружила нанесенный водой чистый пласт глины, в нижнем слое руин Киша, толщиной в полтора метра, указывающий на большой потоп. Потопный слой находится немного выше стен руин. В нем нет никаких предметов. Под этими руинами обнаружена совершенно другая форма культуры. В руинах также была найдена четырехколесная колесница, колеса которой сделаны из дерева и обиты медными гвоздями; и найдены скелеты животных, которые тянули ее.

Согласно библейской истории, тогда, когда был Всемирный потоп,на Земле не уцелело ничто живое. сделал исключение только для Ноя и его семьи, предупредив того о потопе за 120 лет. За это время Ной успел построить ковчег таких размеров, чтобы в нем уместились многие виды животных и птиц. Какую дату можно соотнести с нашим летоисчислением, чтобы понять примерное время данной кары Господа?

Гипотезы о Библейском потопе

В процессе исследования библейской истории можно было сделать вывод, что Всемирный потоп случился в 2370 году до нашей эры. Но геодезические и исторические данные не подтверждают такую дату. Так как в то время на Земле не происходило ничего подобного.

Согласно археологическим и геологическим исследованиям Ближнего Востока, массовое затопление поверхности планеты имело место 5 500 лет до н.э. назад. В то время произошло крупномасштабное землетрясение, которое сделало Черное море открытым, разомкнув его берега. Уровень воды тогда поднялся примерно на 140 метров. Так были затоплены самые густонаселенные местности на планете.

Была ли затоплена вся Земля во время потопа?

В Библии на этот вопрос содержится и свой ответ. Согласно церковной истории вся поверхность Земли действительно покрылась водой. Священнослужители выделяют девять подтверждений в пользу этой гипотезы. Рассмотрим их подробнее:

В своих беседах с Ноем Бог четко указывает на намерение стереть людей с планеты. Видимо, грехи людские тогда достигли таких масштабов, что безгрешных представителей человеческой расы просто не осталось. Указания на то, когда был Всемирный потоп, есть в Бытие 7:21 и 9:1.

Кто, кроме Ноя, смог спастись?

Поскольку все, кто дышал воздухом, погибли, то на Земле остались только водоплавающие млекопитающие и другие обитатели морей и океанов. А также сам Ной с семьей в ковчеге. Многие животные, которые не поместились в ковчег, также были стерты с лица Земли.

Возродились только те виды, которые были выбраны человеком для спасения. Еще в водах мирового потопа исчезли многие виды растений и птиц. Существует версия, что флора и фауна планеты после затопления кардинально изменились.

Исходя из библейских данных, гнев Бога длился 40 дней и 40 ночей. Затем целых 150 дней вода постепенно убывала. Еще 40 дней Ной выпускал на волю ворону, которая не найдя пристанища неизменно возвращалась к ковчегу. И лишь спустя этот период все живое высадилось из своего корабля на священной горе Арарат.

Свидетельства о потопе встречаются и в поздних апокрифах. В первой Книге Еноха указана другая причина Всемирного потопа. Там сказано, что он начался из-за того, что ангелы соединялись с дочерьми земли, и на свет рождались исполины. Из-за этого начала распространяться магия, возникло социальное неравенство, начались войны.

Филон Александрийский пытался найти доказательства в пользу Всемирного потопа. Он ссылался на морские раковины, которые находили на самых высоких и отдаленных от воды горах.

Археологические находки, относящиеся к Шумеру и Вавилону, также указывают на реальность всеобщего потопа. Так археологами были найдены таблички, описывающие нечто, похожее на потоп.

Схожие истории Всемирного потопа имеются у многих культур и народов, проживающих за десятки тысяч километров друг от друга. Например, исследование затонувших поселений у побережья Турции показало, что их затопило внезапно. И произошло все это как раз во времена потопа.

Ответить на вопрос о том, когда был Всемирный потоп, точно и конкретно нельзя. Его предполагаемые даты, из-за давности происходящего, могут относиться к разным эпохам. Но сомнения в том, что такое событие на Земле происходило, постепенно развеиваются разными научными исследованиями и историческими находками. Был ли всеобщий потоп столь масштабным, как указано в Библии? Скорее всего, все так и происходило. Хотя споры по данному поводу не утихают и сегодня. Даже различные христианские конфессии могут высказывать противоположные мнения на этот счет. Ведь у каждого религиозного направления Библия трактуется по-своему.

Конечно, был. Как же можно думать иначе, когда именно так утверждает Писание, именно так верит Церковь? Думать иначе – значит сомневаться в правоте Писания и в истинности всей нашей веры!

Мне приходилось слышать такое много раз. А еще мне приходилось слышать в советские времена ровно противоположное, но уже от атеистов: смотрите, в какую нелепицу верят христиане, вроде Ноева потопа! Ученые точно знают, что на памяти человечества вся суша никогда не была покрыта водой. Да и откуда взялось бы такое количество воды, чтобы поднять уровень мирового океана почти на девять тысяч метров (только тогда скрылась бы Джомолунгма, самая высокая гора)?

Но главная проблема даже не в этом – допустим, вода взялась чудесным образом из ничего и исчезла, не оставив следа. Главная проблема – с Ноевым ковчегом. В него, как описывает книга Бытия, были собраны все живые существа – надо полагать, те, которые дышат воздухом и не могут выжить в воде. Ну, а заодно пресноводные рыбы и прочие организмы, не способные существовать в соленых океанских водах.

По оценкам биологов, на земле существует несколько миллионов видов живых существ, причем новые открытия следуют одно за другим: в тропических джунглях, на затерянных в океане островах постоянно обнаруживают то новую бабочку, то необычную ящерицу. Великое множество таких видов живет лишь на крохотном клочке суши, например, на своем островке или на двух-трех соседних островах и не встречается больше нигде. Чтобы такое животное куда-то забрать, надо сначала оказаться в месте его обитания.

Можно ли представить себе, что Ной в одиночку собрал все эти виды, пусть их даже были не миллионы, а сотни тысяч? Ему пришлось бы совершить путешествие по всему земному шару и сделать открытия, которые до сих пор не сделаны естествоиспытателями. А заодно и запастись пищей для каждого вида, ведь многие из них очень капризны – коалы, например, питаются только листвой эвкалиптов. Кстати, а что с растениями? Неужели они могли выжить после многодневного пребывания под толщей соленой воды в несколько километров, без доступа к воздуху и свету? Или Ной собрал заодно семена и саженцы всех видов растений?

Можно, конечно, про всё сказать «это было чудо», но слишком уж неправдоподобно начинает эта история выглядеть в целом и в частностях. Что же, сказать про нее: это был такой миф у древних евреев, да и не только у них (до нас дошли и вавилонские, и иные сказания о потопе)? И к действительности он никакого отношения не имеет… но тогда действительно получится, что Библия – просто сборник древних легенд, не имеющих никакого значения в наши дни.

Есть еще и третий путь. Можно допустить, что повествование правдиво, но при этом оно не следует нормам современных учебников и научных справочников. Да, собственно, так оно и есть… «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Бытие 7:11-12). Про дождь мы, конечно, знаем и из учебников, но вот льется он никак не из небесных окон – это описание явно следует представлениям древних людей, а не современным научным данным. А что это за источники великой бездны? Не будем пока торопиться с ответом.

Происходили ли подобные катастрофы на памяти человечества, по мнению ученых? Безусловно, да. Во время последнего ледникового периода уровень мирового океана был ниже нынешнего более чем на сотню метров, а по мере таяния ледников вода возвращалась в моря и ее уровень повышался. Конечно, этот процесс происходил постепенно, на протяжении сотен и тысяч лет, а не за сорок дней и ночей. Затопленными оказались многие места обитания людей, но у самих жителей всегда была возможность спокойно собраться и уйти.

Или не всегда? Ученые подсказывают, что всего шесть-семь тысяч лет назад нынешнее Черное море было пресноводным озером и занимало значительно меньшую площадь, чем теперь. Уровень воды в нем, соответственно, был на десятки метров ниже нынешнего. В те времена эти места давно уже были обитаемыми, наверняка люди жили на плодородных землях вокруг этого большого озера, возделывали землю, строили свои поселения…

Пока однажды уровень Средиземного моря не повысился настолько, что вода прорвала узкий перешеек, отделявший его от моря Черного – как раз там, где теперь находится пролив Босфор. Никакое цунами не сравнится по разрушительной мощи с этой стеной воды высотой в десятки метров, которая смыла с лица земли всех, кто только жил в тех краях – а потом вода, прежде, чем вернуться в берега, прокатилась намного дальше по прибрежным равнинам, обратила на время вспять течение Дуная, Днепра, Днестра и других рек… Это была великая катастрофа.

Но не то же ли самое произошло в свое время со Средиземным морем? Теперь оно отделено от океана таким же узким проливом, Гибралтарским, и во время ледникового периода его уровень был тоже метров на сто с лишним ниже нынешнего. Теперешние пляжи Лазурного Берега или Антальи отстояли от воды (возможно, пресной?) на многие километры, и на тогдашних прибрежных землях наверняка жили люди. Трудно себе представить масштаб катастрофы, случившейся, когда по всему нынешнему Средиземноморью прокатились воды Атлантического океана (не он ли назван «великой бездной»?).

Катастрофа действительно была всемирной – но она касалась только того мира, который был известен тогдашним людям. Если представить себе одну семью, которая спаслась от потопа, взяв с собой некоторое количество домашних и даже диких животных, то она должна была увидеть, как погиб под водой весь известный им мир. Когда вода улеглась, его очертания неузнаваемо изменились, и этот новый мир предстояло заново заселить, разводить в нем скот, пахать землю, сажать виноград… С последним, кстати, связана еще одна история из жизни Ноя, но сейчас о ней не будем.

Может быть, потому предания о потопе и сохранились у многих народов Средиземноморья и окрестных земель, от греков до вавилонян, что они действительно произошли от горсточки уцелевших в водах этого потопа? Не случайно и книга Бытия перечисляет после истории потопа разных потомков Ноя, от которых произошли все известные библейскому автору народы. Бесполезно искать среди них американских индейцев, австралийских аборигенов или китайцев – о них тогда просто ничего не было известно.

Это, конечно, всего лишь предположение, и у нас нет способа проверить, насколько верным оно может быть. Но на этом примере видно, что не обязательно следовать строгому выбору «или – или»: читать Библию как современный учебник по всем наукам или отбрасывать ее как сборник древних сказок. Отношения между текстом и реальностью, породившей этот текст, могут быть достаточно сложными и неоднозначными. Вера и наука говорят не на одном языке и далеко не всегда об одном и том же, поэтому было бы странно ожидать, чтобы они сообщали одно и то же. Но различие между двумя этими языками, на которых говорит человечество (а на самом деле их намного больше), может быть источником не только смущения, но и творческого поиска.

, выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Библейское учение о всемирном потопе (Быт. гл. 6-7), которым, по Библии, оканчивается первобытная («допотопная») история человеческого рода, после которого начинается новый период, новая эра человечества, наиболее оспаривается рационалистической научной критикой. Оспаривается главным образом объем потопа, т. е. его всемирность. Кроме того, оспариваются и частности, например, существование Ноева ковчега, возможность помещения в нем всех животных и др. Однако все ученые-геологи признают несомненность какой-то огромной геологической катастрофы, связанной с наводнением или обледенением. Сомнения возникают лишь во всемирности этой катастрофы и в ее длительности. Геология противопоставляет потопу гипотезу так называемого «ледникового периода», считая этот геологический феномен более древним, более продолжительным и более всеобъемлющим.

Христианская апологетика по вопросу о потопе прежде всего стремится выяснить, какое значение для христианского мировоззрения имеет библейское повествование о всемирном потопе, а затем уже ищет научных данных, подтверждающих его истинность.

Вопрос о потопе - не частность, а одно из чрезвычайно важных положений мировоззрения христианина. Всемирный потоп - мировое событие, связанное с историей Ноя и его сыновей, от которых библейская история производит все существующие доныне племена и народы.

Кроме исторического значения, всемирный потоп имеет еще догматическое и нравственное значение. С всемирным потопом связано догматическое учение о единстве и непрерывности человеческого рода от Адама через Ноя до нашего времени. Причина же потопа имеет глубоко нравственное значение: потоп был послан человечеству как наказание за грехи, за всеобщее моральное разложение.

Истинность всемирного потопа засвидетельствована словами Самого Спасителя, что для христианина имеет решающее значение. Ибо христианское сознание может легче предположить, что весь мир ошибается, чем кощунственно подумать о том, что ошибся Богочеловек (см. Мф. 24, 37).

В апостольских посланиях также часто говорится о всемирном потопе как о действительно бывшем событии (см. 2 Пет. 2, 5; Евр. 11, 7). Спаситель и апостолы Его, по самому характеру своей проповеди истины, не могли приводить «легендарных» и «ложных» сказаний о потопе в доказательство правосудия Божиего.

У разных народов имеется свыше семидесяти разных сказаний, напоминающих описание потопа в 6-й главе книги Бытия (наиболее близким к Библии является сказание Вавилонское). Всеобщность предания о потопе говорит о том, что в основу его легло какое-то действительное мировое событие, запечатлевшееся в памяти народов и сохранившееся в течение многих веков.

По вопросу о том, был ли библейский потоп всемирным в том смысле, что он покрыл всю поверхность земного шара (т. е. был геологическим явлением), или в том смысле, что в его волнах погибло все допотопное человечество (т. е. что он был явлением антропологическим), имеются в западном богословии различные мнения. Пытаясь примирить библейское сказание с геологическими научными гипотезами, некоторые западные богословы допускают, что потоп мог быть не повсеместным на всем земном шаре, а захватить собой только те местности и страны, которые были обитаемы людьми.

Православное богословие с этим согласиться не может, во-первых, потому, что это противоречит и смыслу и букве библейского повествования, в котором ясно сказано, что потопом покрылись все самые высокие горы по всей земле, а во-вторых, и потому, что и с научной точки зрения трудностей при объяснении местного потопа гораздо больше, чем для объяснения потопа всемирного.

Научные геологические гипотезы о потопе несколько раз менялись. Пока в допотопных слоях земли не находили никаких остатков людей, появлялись геологи, решительно утверждавшие, что потоп имел место на земле до появления человека. В настоящее время (после открытия следов человека в допотопных слоях земли) факт существования человека до потопа неоспорим. С этим фактом рушились многие «противоречившие» Библии старые геологические гипотезы. Но новые и новейшие геологические гипотезы о потопе представили новые «противоречия», которые, однако, не разделяются всеми учеными геологами. Главные пункты разногласия геологических гипотез с библейским сказанием могут быть сведены к следующим положениям.

Во-первых, геология смотрит на потоп как на естественное космологическое явление, а не как на специальное явление наказания Божиего людям. Противоречивость различных геологических гипотез и, в конце концов, бессилие науки только «научно» объяснить явление потопа только подтверждают в сознании христианина несомненную чудесность этого события.

Далее, геология смотрит на потоп не как на внезапную катастрофу, подготовлявшуюся по Библии только сорок дней, а как на громадную по времени продолжения целую геологическую эпоху. Потопу, по геологическим гипотезам, предшествовало постепенное, крайне медленное понижение температуры на земле, дошедшее наконец до ледяного состояния, причем массы воды на земной поверхности превратились в ледники, покрывшие обширные пространства земли. По Библии, потоп внезапно наступил и сравнительно скоро прошел, тогда как «ледниковый период», по геологии, весьма долго подготовлялся и еще дольше продолжался (в течение многих тысячелетий).

По Библии, потоп был всемирным и в геологическом, и в антропологическом смысле, т. е. весь земной шар был залит водой выше самых высоких гор, и все допотопное человечество, за исключением семьи Ноя, погибло. Мнения же геологов по этому вопросу расходятся, причем меньшинство предполагает, что некогда полярные льды и снега покрывали всю земную поверхность (чем предполагается, что и наводнение, предшествовавшее образованию льдов, было повсеместным), тогда как большинство склоняется к признанию только местного, хотя и обширного обледенения. Далее, геологи склонны отодвигать свой потоп на миллионы лет назад и не думают, что все человечество погибло в нем. Эти разногласия теологов и геологов невольно приводят к мысли: об одном и том ли явлении они спорят? И не следует ли отличать «потоп» библейский от «ледникового периода» геологов?

Многие современные геологи считают, что «ледниковый период» есть гипотеза, а потоп - еще не разрешенная проблема. Причины повсеместного понижения температуры, обусловившего наступление «ледникового периода», с достаточной точностью наукой еще не определены. Если библейский потоп не может быть строго научно доказан, то он не может быть также и научно опровергнут. Следовательно, нет никаких «научных» препятствий к христианскому доверию Библии.

Против всемирности библейского потопа часто возражают, ссылаясь на то, что в самой Библии не указывается достаточных причин для такого потопа. Сорокадневный дождь, говорят возражающие, недостаточен, чтобы произвести такое громадное наводнение. По поводу этого возражения следует прежде всего сказать, что главная причина потопа, по Библии, заключается не в тех или иных естественных причинах, а во всемогущей воле Божией. Но и естественные причины, указанные в Библии как причины, подчиненные высшей Божественной воле, - были достаточны для всемирного потопа.

Главная причина потопа, по Библии, заключалась в том, что «разверзлись все источники великой бездны» (Быт. 7, 11), а дожди ставятся на втором плане (Быт. 8, 2). Что следует понимать под «источниками великой бездны»? Это могло означать и океаны, хлынувшие в результате мирового катаклизма, связанного с землетрясениями и изменениями дна океанов и морей; это могли быть и подземные водяные источники, которые, по мнению некоторых геологов, так громадны, что могли бы доставить еще более значительное количество водяной массы, чем это потребовалось для всемирного потопа.

Следовательно, все возражения против геологической достаточности причин потопа, указанные в Библии, не основательны.

Следует еще отметить указание Библии на радугу, которая появилась впервые только после потопа. Согласно некоторым научным гипотезам (например, гипотезе профессора Рима), существование радуги при допотопной атмосфере физически было невозможно, и лишь при выпадении огромных масс воды появилась возможность в измененной атмосфере появления феномена, именуемого радугой. Эта радуга, подчеркнутая в библейском повествовании как знак обета, что «потопа больше не будет», сообщает всему библейскому рассказу особую значительность и правдивость.

Одним из самых впечатляющих примеров наказания за грехи считается Всемирный Потоп, в котором погибло древнее человечество. Большинство верующих воспринимают эту поучительную легенду как реальное историческое событие, несомненно происходившее на самом деле. Закрывая глаза на критические вопросы, ставящие под сомнение реальность описанного в Библии катаклизма. Но мы закрывать глаза не будем, и попробуем разобраться - а был ли Всемирный Потоп на самом деле?


Когда древние люди погрязли в нарушении законов, неверии и всеобщем бездуховном беспределе, Бог при помощи потопа устроил миру своего рода «перезагрузку» давшей сбой системы. Оставив в живых лишь праведную семью праотца Ноя. Впрочем, как показала дальнейшая история, проблему зла и человеческой греховности это отнюдь не решило.
В начале библейской истории Потопа есть любопытные строки: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал…», «…в то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им…». Но кто они - эти загадочные сыны Божии, из-за которых человечество так безнадёжно испортилось?
У богословов по этому поводу есть аж целых три версии:
1. Сыны Божии - это падшие ангелы, заводившие любовные шашни с земными девушками. От них рождались дети с демоническими характерами и сверхспособностями. Такого мнения придерживались Филон и Климент Александрийские, Иустин Философ, Ириней Лионский и Тертуллиан. В пользу этой версии обычно приводят в пример апокрифическую книгу Еноха, в которой рассказывается о сожительстве людей и демонов, от которых рождались великаны. Из-за дурной наследственности прогрессировало падение нравов и социальное неравенство. Люди баловались магией и колдовством, пытаясь стать «как боги».
2. Многие святые, например Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин и Августин Блаженный с предыдущим вариантом категорически не соглашались. Они считали, что «сынами Божьими» были те потомки благочестивого сына Адама Сифа, кто породнился с нечестивыми отпрысками братоубийцы Каина.
3. И наконец, третий вариант толкования предполагает, что сыны Божии - это князья, начальники и вельможи. Правящая элита погрязла в грехах и разврате, стала поклоняться не Богу, а демонам, и развратила остальной народ. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ну а современные экзотические версии вроде «визитов инопланетян» мы рассматривать не будем.
О предстоящем потопе Бог сообщил Ною заранее. Пятисотлетний глава семейства (древние люди жили на порядок дольше современных) вместе с сыновьями и работниками более 100 лет строил и снаряжал огромное судно, способное пережить грядущий катаклизм. Когда всё было готово, Бог велел ему зайти в ковчег с семьёй, и взять с собой по паре от каждого вида животных мира. Землю заливало 40 суток, вода закрыла даже самые высокие горы. Путешествие Ноевого ковчега длилось аж целый год, прежде чем вода начала спадать и спасшееся семейство с самым большим в мире зоопарком смогло, наконец, высадиться на склонах горы Арарат.
Потомки Ноя расселились вдоль рек Тигр и Евфрат, заполнив древнее Междуречье. От них произошло всё современное человечество, со временем расселившееся по всему свету и поделившееся на расы и языковые группы. Впрочем, это уже другая история.

Чудеса в ковчеге
Не только учёные, но и просто люди, обладающие логическим мышлением, прочитав историю Потопа, задают скептические вопросы. Например:
1. Откуда взялось такое невероятное количество воды, чтобы поднять уровень мирового океана как минимум на 5 тысяч метров (высота горы Арарат), а то и почти на 9 тысяч (высота Джомолунгмы), если верить библейским строкам, согласно которым вода закрыла самые высокие горы? Даже если бы вода непрерывно лилась и с неба, и из-под земли - всей земной гидросферы не хватило бы, чтобы покрыть Землю таким многокилометровым слоем.
2. И куда вся эта вода делась? Только представьте себе хотя бы пятикилометровую оболочку воды вокруг всего земного шара! Можно, конечно, придумать объяснение, что внутри Земля - пустая (как голова фанатика), а следы выветривания и осадочные породы земной коры объявить «следами Великого Потопа», но учёные с такими выводами уж точно не согласятся.
3. Гипотетически допустим, что вода чудесным образом материализовалась в таком невероятном количестве, а через год куда-то ушла. Но, в таком случае, каким образом Ной умудрился собрать для спасения «каждой твари - по паре»? Ведь в мире существуют несколько миллионов (!) видов живых существ, которые должны были бы быть спасены в ковчеге, если бы Потоп был всемирным.
4. Предположим, что произошло такое невероятное сказочное чудо, что все подлежащие спасению животные сами или по Божьему приказу организовались и пришли-прилетели к Ною со всего мира. Но каким образом ему удалось разместить всех них в своём ковчеге? Как и чем Ной умудрялся кормить-поить такую бесчисленную ораву, да ещё и на протяжении целого года? Как он успевал убирать за ними экскременты? Только представьте себе этот миллионный зверинец, для ухода за которым не хватило бы и многотысячной армии сотрудников и целые горы еды - от растительной до животной пищи! Да ещё и все животные должны были бы целый год выживать в заточении, без света и почти без свежего воздуха. А ведь, помимо зоопарка, Ною пришлось бы ещё собрать сотни тысяч тонн семян и саженцев всевозможных растений, которые не смогли бы выжить в затопленном состоянии…
И это далеко не все вопросы, над ответами на которые пришлось бы ломать голову тем, кто буквально воспринимает историю о ковчеге и спасении в нём всех животных Земли. Впрочем, «истинно верующих» они вряд ли переубедят - ведь всё, что невозможно разумно объяснить, можно просто объявить чудом Божьим и не напрягать извилины в безуспешных попытках логических рассуждений.

Тайна сия велика есть
Так был ли Потоп всемирным? И можно ли верить во все эти сказочные подробности спасения семьи Ноя и животных?
Многие христиане на эти вопросы уверенно отвечают: да! Ведь Сам Спаситель и Его апостолы в Новом Завете упоминали Всемирный Потоп как реально происходившие события. А апостол Павел во Втором послании к Тимофею утверждал: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения». Святые отцы учат, что Библия - книга от Бога, и всё, что в ней описывается - истина. Поскольку Священное Писание описывает события именно так, а не иначе - значит, так оно и было на самом деле. Думать иначе - значит сомневаться в правоте Писания и в истинности родной веры. К тому же, многие священники считают, что Всемирный Потоп имеет догматическое значение: с ним связано учение о единстве и непрерывности человеческого рода от Адама через Ноя до нашего времени.
Все эти доводы для ортодоксальных христиан имеют решающее значение. Ибо христианскому сознанию проще предположить, что весь мир ошибается, чем кощунственно подумать о том, что могли ошибиться Богочеловек и Его апостолы, а также сонмы святых отцов.
«Всемирный потоп отрицает наука геология? Значит - неправа геология! И вообще не стоит доверять этой богоборческой науке, подтачивающей корни истинной веры!» - порой приходится слышать от священников и мирян. Которые в остальной жизни производят впечатление адекватных людей, но, когда дело доходит до критики религиозных основ - их логическое мышление отключается. И они отвергают всё, что противоречит смыслу и букве библейского повествования с той же убеждённостью, с какой маленькие дети парируют признания взрослых, что Дед Мороз - сказка, и на самом деле не существует.
«Научные креационисты» идут ещё дальше. Выдёргивая из контекста научных данных отдельные устраивающие их веру фрагменты, они лепят из них собственные теории и высказывают однозначные выводы, над которыми потом потешается всё научное сообщество. Но это их не смущает. Ведь на любые критические вопросы, ставящие под сомнение описываемые события, всегда можно ответить в духе: «это было чудо Божье» или «тайна сия велика есть».

«Ноев» было много?
Библейская история о Потопе - отнюдь не единственная в своём роде легенда о всемирном катаклизме. Антропологам и этнографам удалось обнаружить следы сказаний с «потопным» сюжетом в Палестине, Вавилонии, Сирии, Армении, Казахстане, Индии, Бирме, Вьетнаме, Китае, Австралии и на многих островах Тихого и Атлантического океанов, а также ещё во многих земных регионах. Учёные насчитывают около 250 версий этой истории, встречающихся в мифологии народов мира. В Евразии, особенно на Ближнем Востоке и в Европе, эта легенда - одна из первооснов представлений о мироустройстве. В то же время она не встречается в мифологических системах народов Центральной и Южной Африки.
При изучении древних сказаний, создаётся впечатление, что семья Ноя была отнюдь не единственной, кому удалось спастись от потопа. Например, в шумерской легенде в «Ноем» был благочестивый царь Зиусудра, жрец бога Энки. Психически больные шумерские боги сговорились между собой и решили утопить людей, но Зиусудра узнал об этом и принял меры. Плавание его ковчега длилось 7 суток, после чего он нашел сушу, принёс в жертву быков и овец, и убедил богов больше так не дурить. В похожей по сюжету аккадской легенде - праотца звали Атрахасис. Атрахасис-Зиусудра не только восстановил человеческий род, но и получил от богов дар бессмертия и был забран в заоблачную сказочную страну.
В вавилонской версии главного героя звали Утнапиштим («Долгожитель»), и он был властителем города Шуруппака на берегу реки Евфрат. После того, как боги сговорились уничтожить человечество, один из них - Нинигику тайком предупредил о готовящейся подлянке своего любимчика Утнапиштима и помог ему спастись. Вавилонский «Ной», помимо своих родственников, взял с собой в корабль мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, а также зверей и птиц. Семидневный потоп был таким страшным, что сами боги стали проклинать себя за то, что они так погорячились. В поисках суши Утнапиштим тоже выпускал на разведку птиц, правда, не в том порядке, как это делал библейский Ной. Голубь и ласточка вернулись к нему ни с чем, а третий разведчик - ворон не вернулся, оставшись на найденной земле. Куда вскоре и спустилась с горы спасшаяся команда. В жертву богам Утнапиштим приносил не животных, а растения - он воскурял смесь мирта, тростника и кедра. Праотец и его жена получили дар бессмертия, а род человеческий продолжили их дети и прочие спасшиеся люди.
Вполне вероятно, что древние евреи переняли свою легенду о Ное именно у шумеров и вавилонян, перетолковав её на свой лад, сократив число богов до одного и добавив новые подробности. А также придумав духовную причину и назидательный морально-этический смысл потопа, отсутствовавший в первоисточниках.
Датировки события заметно разнятся. При подсчёте даты на основе шумерского Списка царей, получается, что Потоп мог произойти не позднее 33 981 года до новой эры. Однако, сопоставляя сказания о катаклизме с геологическими открытиями, учёные приходят к выводу, что в реальности Землю затопило приблизительно за 3000 лет до н.э. Ну а по библейской хронологии, Потоп случился в 1656-1657 годах до н.э.
В греческой версии, потопов было аж целых три: Огигов, Девкалионов и Дарданов. На Всемирный потоп из них более всего смахивает Девкалионов потоп, которым Зевс наказал людей за то, что они стали приносить богам человеческие жертвы. В ковчеге, построенном по указаниям титана Прометея, спасся его сын Девкалион вместе с женой Пиррой, и причалили они на гору Парнас на девятый день после затопления. При этом, спаслись не только они, но и жители города Парнаса, основанного ясновидящим сыном Посейдона. Они были предупреждены о катаклизме и смогли укрыться от потопа на вершине горы. И отнюдь не прекратили свою варварскую практику жертвоприношений - так что Зевс явно облажался.
Ну а героя индуистской мифологии Вайвасвата, представителя местной правящей элиты, от потопа спасла случайно пойманная им во время купания божественная рыбка Матсья-аватара, по совету которой он построил корабль. Причём спасся он один, вместе с семенами растений и животными, а после, в процессе приношения жертвы богам, ему подарили новую жену, с помощью которой был восстановлен человеческий род.

Локальные катаклизмы
На самом деле наука вовсе не отвергает Всемирный Потоп. Как считают учёные, катаклизмы подобного рода действительно происходили, и случались неоднократно. Но вся земная суша одновременно не затапливалась, и уж тем более вода никогда не закрывала материки многокилометровым слоем. Древние люди жили компактно, на ограниченных территориях. И для них даже локальный потоп мог показаться всемирным.
Согласно Библии, землю затопили не столько дожди, сколько «источники великой бездны». Что же это были за загадочные источники? Ответ - вполне очевиден. Судя по береговым линям древних затопленных городов и прочим геологическим факторам, во время последнего ледникового периода уровень мирового океана был ниже нынешнего более чем на сотню метров. Когда потеплело и ледники стали активно таять - по всему миру стали происходить катастрофы. Вышедшими из берегов океанами затапливались огромные территории, в том числе и населённые людьми. Пресноводные озёра превращались в моря, реки обращались вспять и затапливали обширные долины. А в результате землетрясений и извержений вулканов на поверхность выбрасывались подземные воды.
В философском смысле легендарный Потоп действительно можно назвать всемирным, поскольку затопления в разное время происходили почти по всему земному шару. И в результате этих катаклизмов гибли целые народы и цивилизации. Уплыть или убежать на возвышенные места и спастись удавалось лишь самым везучим. У библейского Ноя явно было немало реальных прототипов. А поскольку весь мир для древних народов ограничивался довольно узкими рамками исследованного ими пространства земной поверхности, каждой группе спасшихся людей искренне казалось, что выжили только они, а жители всего остального мира - погибли. Рассказы о пережитых событиях передавались из уст в уста, приукрашивались, дополнялись новыми подробностями, и со временем трансформировались во все те мифы и легенды, что дошли до наших дней.
Причины катаклизмов традиционно объяснялись гневом или капризами богов, либо «божьей карой за грехи». Внедрение в народное сознание страха перед карами Господними - традиционно помогало духовным лидерам хоть как-то сдерживать низменные инстинкты и порывы людей и держать толпу в повиновении.
Но может ли христианин доверять научным объяснениям и не поддерживать веру в буквальное толкование Всемирного Потопа?
Конечно же - может! Ведь христианство - отнюдь не тёмная зашоренная религия, неспособная выйти за рамки примитивных воззрений и закостенелых догм. Оно вполне допускает существование противоположных мнений и доверие к научным исследованиям и открытиям. Если бы это было не так - христиане до сих пор бы верили в то, что земная твердь - плоская, или в то, что Солнце вращается вокруг Земли. Или в другие древние благоглупости, в которые в наши дни уже не верит ни один образованный уважающий себя христианин.

Похожие публикации