Убираем эффект светящихся глаз у собак. Глаза в Фотошопе: добавляем эффект зуммирования

Откройте изображение глаза в фотошопе и в первую очередь сделайте . Что бы обрезать края, используйте инструмент Crop Tool (клавиша C). Немного обрежьте нижнюю часть так, как показано ниже:

Шаг 2

Прежде чем начать делать свечение зрачка,необходимо заняться ретушью и удалить мелкие капилляры на белке глаза. Активируйте инструмент Spot Healing Brush (клавиша J) и удалите ею капилляры. Помимо глаза отретушируйте и кожу.

Шаг 3

Сделайте копию слоя и назовите его например «Текстура». Этот слой будет использоваться немного позже для создания детализации. Измените режим смешивания этого слоя на Soft Light и установите непрозрачность на 50%.

Шаг 4

Для создания футуристических синих и зеленых оттенков вам нужно добавить корректирующий слой Curves, который позволит настроить цвета. Настройте параметры так, как показано ниже. Выберите красный канал и добавьте опорные точки, как показано на рисунке. Сделайте то же самое для канала RGB по умолчанию:

Шаг 5

Теперь нужно добавить больше кинематографичности и деталей с помощью фильтра Sharpen. Но перед тем, как использовать фильтр Sharpen, слои нужно преобразовать в «смарт-объект», что бы потом их можно было редактировать. Щелкните правой кнопкой мыши слою с глазом и в появившемся меню выберите «Convert to Smart Object». Сделайте то же самое со слоем с «Текстура»

Выберите фоновый слой с глазом и выберите Filter> Sharpen> Unsharp Mask. Параметру Amount поставьте значение 500, а параметру Radius 3,8. Это может показаться немного экстремальным, но в конечном итоге это то что нужно.

Тоже самое сделайте и для слоя «Текстура»

Шаг 6

Создайте новую папку, назовите ее «Глазное яблоко» и разместите ее под слоем «Текстура ». Теперь пришло время для создания свечения. Активируйте инструмент Ellipse Tool (клавиша U) и просто создайте большой равномерный круг. Для создания пропорционального круга, удерживайте клавишу Alt. Ниже вы увидите пример. (Я сделал форму прозрачной для лучшей наглядности):


Шаг 7

Выделите фигуру с помощью инструмента Path Selection Tool (клавиша A) и нажмите комбинацию клавиш Ctrl + C, чтобы ее скопировать. Нажмите Ctrl + V, чтобы вставить скопированную фигуру на новом слое, (новый слой создастся автоматически). Нажмите Ctrl + T и удерживайте клавишу ALT, чтобы изменить размеры фигуры — Сделайте ее меньше всего на несколько миллиметров:

Убедитесь что выбрана скопированная фигура и нажмите на кнопку Subtract (клавиша -), что бы сделать вычитание, как показано ниже:

Измените режим смешивания этого слоя на Soft Light.

Шаг 8

Для большей реалистичности нужно добавить этой фигуре эффект тиснения. Для этого нужно использовать Layer Style (Стили слоя). Дважды щелкните по слою с формой, что бы открыть меню Layer Style. Откройте раздел Bevel and Emboss и настройте параметры так, как показано ниже:

Шаг 9

Затем выберите раздел Blending Options и поставьте флажок напротив Layer Mask Hides Effects:

Примените к слою с фигурой и скройте лишние части (Либо используйте ластик):

Шаг 10

Теперь точно так же создайте круг по центру зрачка. Измените режим смешивания слоя на Soft Light:


Шаг 11

После создайте еще одну круглую фигуру, но на этот раз уже без вычитания. Эту фигуру разместите под слоем с фигурой, которую создали в предыдущем шаге. Измените режим смешивания на Soft Light:


Шаг 12

Сделайте копию фонового слоя с глазом, щелкните правой кнопкой мыши и выберите Rasterize Layer. Потом создайте выделение вокруг радужной оболочки, кликните правой кнопкой мыши и в появившемся меню выберите Layer via Cut:


Шаг 13

Активируйте инструмент Clone Stamp Tool (клавиша S) и клонируйте радужную оболочку:



Шаг 14

Далее нужно сделать так, что бы эта фигура была больше похожа на линзу. Для этого нужно применить Layer Style. Дважды кликните по слою с формой и в открывшемся меню выберите раздел Stroke, настройте параметры:

Цвета градиента должны быть установлены от белого к черному. Этот тонкий эффект в дальнейшем добавит больше реализма:

Шаг 15

Создайте еще одну фигуру как в шаге 7 наподобие того, что показано ниже:

Шаг 16 Как сделать эффект свечения

Пришло время создания свечения в глазу. Для начала создайте две копии предыдущей фигуры, отключите их видимость и расположите их под слоем с фигурой, созданной в предыдущем шаге. Выберите основную фигуру и откройте меню Layer Style, выберите раздел Outer Glow и настройте параметры как показано ниже:

Теперь вы знаете как сделать эффект свечения благодаря настойкам стилей.

Шаг 17

Выберите одну из скопированных фигур и включите ее видимость. Конвертируйте эту фигуру в смарт-объект (как в шаге 5) и выберите Filter> Blur> Gaussian Blur. В настойках фильтра установите значение в 40 пикселей:

Повторите те же действия и для другой скопированной формы как делали это ранее, но только на этот в настройках фильтра Gaussian Blur установите 10 пикселей.

Шаг 18

Создайте новый слой выберите кисть с мягкими краями и нарисуйте небольшой белый блик. Измените непрозрачность слоя на ваше усмотрение. Вот результат создания свечения в глазу:

Шаг 1: Выделение

И так, начнем колдовать!

Сначала, выделите само глазное яблоко, любым из инструментов выделения.


Берем изображение с глазом:


Выделяем глазное яблоко:


Копируем выделение на новый слой. Назовем его «fire ». (Ctrl+J )


Шаг 2. Градиент

Активируем слой «fire » и выделяем глаз.

Выбираем инструмент (), делаем отметку на свойстве Radiall (Радиальный) и выставляем цвет как на изображении ниже:

Шаг 3. Дым

Получившийся градиент мы размываем используя (Фильтр - Рендеринг - Облака с наложением).


Получившийся дым мы инвертируем нажатием клавиш Ctrl+I .


Шаг 4. Цветность и Смешивание

Активируем слой «fire » и делаем следующие действия:

Идем в (Изображение - Коррекция - Цветовой тон/Насыщенность / Клавиши «Ctrl+U»).


Выставляем настройки:

Hue (Цветовой тон): 35 ;

Saturation (Насыщенность): 60 ;

Lightness (Яркость): -5 ;

Colorize (Тонирование) - ставим галку .


И меняем режим наложения слоя на (Осветление основы).


Шаг 5. Настройка цветности

Выбираем слой «eye » и обесцвечиваем его: Shift+Crtl+U .


Создадим еще один слой, между Слоями «eye » и «fire ».

Для Photoshop CS 3 и выше:

(Слои - Новый корректирующий слой - Черно-белое);

Просто кликаем на Auto и затем OK .

В этом уроке мы узнаем, как создать почти потусторонний эффект «радиального зума», с яркими полосами размытия, исходящими из центра глаза. Такой эффект создать достаточно просто, используя лишь инструменты выделения, пару фильтров Photoshop, маски слоя и режимы наложения!

Сперва, я приближу глаз, нажав клавиши Ctrl/Cmd + пробел на клавиатуре, кликнув несколько раз по глазу. Как только вы выполнили приближение, отпустите клавиши, и это вернет нас к предыдущему инструменту - Овальная область, в нашем случае:

Выбранным инструментом Овальная область я выделю радужку, временно игнорируя веко, закрывающее ее часть. Чтобы переместить выбранную область во время рисования, зажмите пробел, переместите область в нужную позицию, отпустите пробел и продолжайте тянуть. Не волнуйтесь, если выделяя радужку, вы захватили немного белого пространства вокруг нее, мы сможем легко его убрать позже:

Чтобы убрать ненужную нам часть, стоит просто изменить режим выделения. По умолчанию он установлен на Новое выделение. Измените режим выделения на Пересечение областей, кликнув по соответствующей иконке в верхней панели:

В правом нижнем углу от вашего курсора появится маленькая “х”, показывающая, что я нахожусь в режиме пересечения. В то время, когда первая выделенная область еще активна, я выделяю вторую область так, чтобы ее верхний край отсекал ненужную мне часть века. Повторюсь, чтобы переместить выбранную область во время рисования, зажмите пробел, переместите область в нужную позицию, отпустите пробел и продолжайте тянуть:

Я отпускаю кнопку мыши, сделав второе выделение, и так как мы находимся в режиме пересечения, Photoshop оставит только нужную мне часть, там, где области пересекаются. Лишняя область с веком больше не выделена:

Шаг 3. Скопируйте выделенную область на новый слой

Следующим шагом нам необходимо скопировать выделенную область на новый слой. Удерживаем Alt/Option , нажимаем на меню Слой (Layer), выбираем Новый (New), а затем Скопировать на новый слой (Layer via Copy):

Удерживание Alt/Option откроет диалоговое окно нового слоя, что позволит нам назвать новый слой перед его созданием. Называем слой Left eye и двигаемся дальше:

Кликните ОК. Кажется, что ничего, кроме того, что выделенная область исчезла не изменилось, правда? Но если вы посмотрите на панель со слоями, то увидите, что радужка, которую мы выделили, теперь находится на отдельном слое, расположенном поверх слоя с фоном:

Шаг 4. Выделите круглую область вокруг радужки

При помощи инструмента Овальная область , кликните в центре зрачка (черная часть в центре глаза) и создайте другую круглую область вокруг радужки. Как только вы начали тянуть, зажмите Shift + Alt/Option и продолжайте тянуть. Выделите область чуть больше радужки. Когда вы закончите, отпустите кнопку мыши, а только потом клавиши Shift и Alt/Option - именно в таком порядке, иначе вы испортите выбранную область.

Шаг 5. Добавьте шум в выделенную область

Давайте добавим шум в выбранную нами область, что в дальнейшем поможет в создании полос размытия. Выберите меню Фильтр (Filtr) - Шум (Noise) - Добавить шум (Add Noise) :

Это откроет диалоговое окно добавления шума. Количество установите приблизительно на 10%, так же поставьте галочки в графах По Гауссу и Монохромный ниже:

Кликните ОК, чтобы закрыть окно. Выбранная область сейчас заполнена шумом:

Шаг 6. Добавьте фильтр радиального размытия

Это откроет диалоговое окно радиального размытия. Установите количество примерно на 80%, метод размытия на Линейный (Zoom) а качество - на наилучшее (Best):

Кликните ОК. Мы получили эффект зума из центра нашего глаза:

Шаг 7. Сделайте маску из выделенной области

Нам нужно убрать линии размытия там, где они выходят за границу радужки. Для этого мы создаем маску , кликая по соответствующей иконке на панели со слоями:

Так как мы были на слое с выделенной областью, Photoshop создаст для него маску. Если мы взглянем поближе на миниатюру слоя-маски, то увидим, что он заполнен черным, кроме маленького круга, который заполнен белым цветом. Белые части слоя-маски показывают, где в документе эффект виден, в то время, как черное пространство показывает, где он скрыт:

Шаг 8. Выберите инструмент кисть

Давайте устраним места, где мы не хотим видеть эффект вокруг радужки. Для этого, нам нужно будет рисовать на слой-маске при помощи инструмента Кисть . Выберите его из панели инструментов:

Так же, убедитесь, что выбран слой-маска на панели с миниатюрами слоев. Он должен быть выделен белыми линиями. На самом деле, слой-маска уже должен быть выбран, но лучше перестраховаться, чем сожалеть.

Шаг 9: Закрасьте лишнее пространство

Чтобы скрыть места, где мы не хотим видеть эффект, нам нужно рисовать черным на слое-маске. Photoshop использует цвет переднего плана в качестве цвета кисти. Стандартные цвета - черный и белый, чтобы переключиться на них нажмите D на клавиатуре. Это сделает белый - цветом переднего плана, а черный - заднего. Так как нам необходимо как раз наоборот, следует нажать X на клавиатуре, это поменяет цвета местами. Вы увидите их слева, ниже панели с инструментами:

Выберите мягкую круглую кисть, непрозрачность установите на 0%, чтобы получить мягкие края. Размер кисти будет зависеть от размера изображения, в моем случае это 70px:

Черным цветом рисуем в тех местах, где нам нужно убрать эффект. Меняйте размер кисти, если это необходимо:

Если вы случайно задели радужку, и убрали эффект там где он нужен, снова нажмите Х, и рисуйте там, где эффект нужно восстановить.

Также эффект следует убрать и на зрачке:

Шаг 10. Выберите фоновый слой

Шаг 11. Инструмент Овальная область

На панели инструментов выберите инструмент Овальная область . Так как именно его мы использовали последним, нам ничего не нужно выбирать из меню на этот раз:

Так же как и во втором шаге, выделите радужку, используя режим пересечения выделенных областей, чтобы убрать лишние области:

Шаг 13. Скопируйте выделенную область на новый слой

Теперь мы копируем выделенную область на новый слой. Удерживая Alt/Option , нажимаем на меню Слой (Layer), выбираем Новый (New), а затем Скопировать на новый слой (Layer via Copy). Когда появится диалоговое окно, назовем слой Right Eye, и кликнем ОК:

Выбранная область появляется на собственном новом слое “Right Eye” между фоновым слоем и слоем Left Eye:

Шаг 14. Повторите шаги с 4 по 9

Следующим этапом будет повторение шагов с 4 по 9: выделяем область чуть шире радужки, добавляем шум, радиальное размытие, убираем эффект там, где он не нужен. Вот что получилось у меня, когда я проделал шаги для обоих глаз:

Шаг 15. Выберите оба слоя с глазами

С выбранным слоем Right Eye зажмите Shift и кликните по второму слою с глазом, это выберет оба слоя:

Шаг 16. Создайте группу слоев

С двумя выбранными слоями, кликните на маленькой иконке в правом верхнем углу панели со слоями:

Из меню выберите Новая группа из слоев (New Group from Layers):

Всплывает диалоговое окно. В нем мы называет нашу группу Eyes и нажимаем ОК.

Теперь оба слоя находятся в группе. Вы можете открыть группу, чтобы посмотреть ее содержимое, кликнув по маленькому треугольнику слева от иконки группы слоев. Объединение слоев в группу поможет нам завершить редактирование, т.к. последующие коррекции будут применяться к обоим слоям.

Глаза - это важнейший элемент в портретной съемке. Обработку глаз нужно выполнять на достойном уровне для получения красивого и выразительного портрета.

Дадим основному слою имя Слой 1. Создадим его дубликат сочетанием клавиш Ctrl+J. Вызовем инструмент "Кривые" (Ctrl+M). Придадим кривой примерно вот такую форму:

Нажимаем Ок и получаем пересвеченный кадр.

Подобное осветление лучше всего делать, работая в формате RAW. Увеличение экспозиции позволит получить более качественный результат.

Для только что созданного и пересвеченного слоя создаем черную маску. Чтобы быстро создать маску черного цвета нужно зажать клавишу ALT и клацнуть по кнопке создания маски.

Теперь по маске рисуем белок глаза. Рисовать нужно жесткой кисточкой белого цвета со 100% непрозрачности. Нажим так же 100%. На границе белка с роговицей кисточку нужно сделать помягче.

Для детального просмотра маски нужно клацнуть по ней с зажатой клавишей ALT.

Данный режим предоставляет детальный обзор маски. Видно все огрехи и мельчайшие штрихи.

Белок глаза получается слишком белый. Граница белого цвета получилась слишком резкой.

Плоский белый глаз нужно сделать объемным. На самом деле глазное яблоко имеет форму шара. Чтобы понять, как накладываются на шар тени, нужно взглянуть на сам шар.

Шар имеет блик от света. Мягкий переход от света к тени и отбрасываемую тень. В зависимости от материала шара, он может отражать на своей поверхности окружающие его предметы или не отражать их.

Теперь переходим к созданию тени глазного яблока. Выбираем черную кисть. Устанавливаем непрозрачность 25%, нажим 25% и жесткость 30%. По маске в местах, где должна быть тень делаем аккуратные мазки.

Если глаз всё еще слишком белый, можно просто уменьшить непрозрачность всего слоя.

Следующим этапом будет убирание красноты и лопнувших капилляр на глазу. Создадим новый слой, который будет объединять в себе все видимые слои. Это делается сочетанием клавиш Ctrl+Shift+E. Капилляры убираются инструментом Лечащая кисть (Healing Brush). Теперь создаем корректирующий слой Цветовой тон/Насыщенность. Насыщенность уменьшаем до значения -100. Потом маску слоя заливаем черным цветом.

Рисуем по маске белой кисточкой с Непрозрачностью 100%, Нажимом 100% и Жесткостью 50. Прорисовываем белок глаза в местах, которые имеют покраснения.

Переходим к зрачку и роговице. Проделаем то же, что делали в самом начале. Создаем новый слой, кривыми перечерчиваем его, создаем для слоя черную маску. Теперь по этой маске нужно прорисовывать тонкой кистью светлые волокна радужной оболочки. Настройки кисточки должны быть такими: Непрозрачность 25%, Нажим 25%, Жесткость 60. Так выглядит роговица с маской:

Глаза имеют особенность отбрасывать блики. Их и будем усиливать. Создаем два новых слоя и рисуем в них что-то, что может отражаться в глазах или делаем произвольный блик.

Можно нарисовать обычные геометрические фигуры. Это может смотреться необычно и свежо:

Для рисования можно использовать любые инструменты. Блики не должны иметь равномерную прозрачность. Поэтому в одном глазу можно сделать два блика, один из которых будет иметь непрозрачность 7%, а второй - 20%.

Слои с бликами следует продублировать и разместить их над вторым глазом.

Последними штрихами нужно сделать слезы. Их рисуют в углах век. Сделать это можно белой кистью с настройками Непрозрачность 100%, Нажим 100% и Жесткость 70.

То же самое проделываем со вторым глазом. В заключении нужно проработать резкость глаз и поработать цветокоррекцию.

Настройки насыщенности:

Результат:

Не смотря на большое количество действий, вся обработка занимает около пяти минут. С близкого расстояния глаза могут показаться не естественными, но при удалении всё станет на свои места.

На основе материалов с сайта:


1. Для начала нужно поочередного выделить зрачки. Мы сделали это с помощью инструмента «Быстрое выделение», используя его опции вычитания и добавления фрагментов к выделенной области. Диаметр инструмента лучше поставить поменьше, так результат будет точнее. Опции появляются в верхнем меню слева, когда инструмент активен. Например, если вы случайно выделили ы или часть века, нажмите кисточку с минусом «Вычитание из выделенной области» и скорректируйте:


Можете использовать другой инструмент для выделения, если вам так будет удобнее.
2. Кликните правую кнопку мышки и выберите «Скопировать на новый слой» - радужная оболочка продублируется на пустом фоне:


3. В меню «Фильтр» найдите «Шум» и выберите «Добавить шум». Мы поставили эффект 10%, ваша цифра будет зависеть от размера. Нужно, чтобы получилось примерно так:


4. Возьмите инструмент «Овальная область» и обведите зрачок в круг так, чтобы зрачок оказался центром в области выделения:


Больше ничего трогать не нужно, должен получиться примерно такой эффект зуммирования:


6. Теперь повторяем п.4 и 5 для второго глаза. Важно размытие делать поочередно на каждом глазе, иначе не получится.
7. Снимаем выделение – CTRL + D, непрозрачность слоя с глазами поставим примерно на 20%. Выбираем инструмент «Ластик» с круглой жесткой формой, настраиваем подходящий диаметр, удаляем эффект со зрачка. Возвращаем непрозрачность слоя 100%. Нужно также удалить эффект с белка, и век. Вот, что должно в итоге остаться:


8. Начинаем делать самое интересное: в окне слоев меняем режим наложения на «Яркий свет», глаза становятся темными. В меню «Изображение», в подменю «Коррекция» выбираем «Уровни». Передвигая ползунки, добиваемся эффекта свечения глаз, меняя цифры для входных значений. Мы поставили следующие:


9. Если остались какие-то огрехи, можно снова взять ластик и подправить.
Вот так можно сделать в Фотошоп яркие глаза с эффектом свечения.

Можно поэкспериментировать, меня оттенки с помощью меню «Цветовой тон/Насыщенность» или «Цветовой баланс»:


А можно сделать так, чтобы глаза смотрелись естественно, просто уменьшив непрозрачность слоя с эффектом:


Похожие публикации