Обучение в аспирантуре. Что такое аспирантура и зачем туда нужно поступать

Многие студенты предпочитают продолжать обучение после получения диплома. Кто-то понимает, что ему близка наука, а другие не против сразу повысить квалификацию и стать претендентами на более престижные должности.

Остается только разобраться в разных формах образования. Этим мы и займемся в статье.

Аспирантурой называют особое структурное подразделение вуза или НИИ, в котором готовят ученых первой степени – кандидатов наук. А аспирант – человек, который получил высшее образование или даже стал магистром, поступил в аспирантуру, чтобы защитить диссертацию и стать обладателем ученой степени.

Кстати, само слово «аспирант» переводится с латинского как «стремящийся к чему-либо» .

Конечно, в аспирантуре продолжают учиться. Это можно делать на дневном и заочном отделении. В первом случае продолжительность обучения составляет 3 года, во втором – 4. Кроме того, они активно занимаются научной работой: собирают и оформляют материалы для будущей диссертации, консультируются у своего научного руководителя.


Защищать кандидатскую диссертацию аспирантам предстоит членами диссертационного совета при конкретном учебном заведении.

Также аспиранты обязательно сдают кандидатский минимум. По сути, ничего страшного, обычные экзамены. Среди них экзамен по специальности, иностранному языку и философии науки. Еще одно важное уточнение: если вы учитесь в аспирантуре вуза, должны заниматься и педагогической деятельностью. Обычно аспиранты становятся помощниками научных руководителей.

Соискательство – одна из форм подготовки научных кадров. Ученые сами работают над диссертационным исследованием и могут при хороших результатах рассчитывать на получение ученой степени кандидата наук.

Как правило, к соискательству прибегают уже состоявшиеся научные сотрудники – люди, которые уже работают в высших учебных заведениях или НИИ, успели обзавестись необходимыми знаниями и даже написали кандидатскую диссертацию.

То есть, проходить обучение в аспирантуре им фактически не нужно, а значит, нет необходимости в преподавательской деятельности на выбранной кафедре, участии в конференциях.


Все их время уходит на подготовку и должное оформление диссертационного исследования.

В магистратуре обучение проходят студенты, которые получили диплом бакалавра и хотят повысить свою квалификацию, углубленно изучать выбранные предметы и подготовить научную работу по конкретной теме.

Ординатурой называют форму повышения квалификации врачей. Студенты отучились в медицинских вузах, а потом поступают в ординатуру, чтобы стать высококвалифицированными профессионалами и иметь право на осуществление самостоятельной врачебной практики (после окончания ординатуры выдается специальный сертификат).


Обучение же в аспирантуре ориентировано, прежде всего, на подготовку научных работников. После успешной сдачи кандидатского минимума и защиты диссертационного исследования аспиранту присваивается ученая степень (кандидата наук).

Сразу после получения диплома о высшем образовании я подал документы в аспирантуру на экономическую специальность - экономика и управление на предприятии. И по сути, когда я поступал в аспирантуру, то я не понимал куда я иду и что можно от нее ждать. В этой статье мы разберем что такое аспирантура в реальности.

БЮДЖЕТ И ВНЕБЮДЖЕТ

В аспирантуре бывают как бюджетные места, так и внебюджетные. Это означает, что если тебе повезет, то ты сможешь учиться бесплатно. Это во многом зависит от твоего вуза, количества бюджетных мест на нужной специальности. Изначально я планировал поступать именно на техническую специальность именно из-за того, что мне нужно было бюджетное место. Но я не сумел договориться с руководителем. Вернее я договорился с тогдашним бывшим рекотором моего вуза, а потом когда к нему пришел подписать бумаги, то оказалось, что он торопится в отпуск и вообще якобы забыл о том, что мы о чем-то договаривались...

Я нашел руководителя на экономической специальности и поступил на коммерческое место. Часть денег оплатили родители, другую часть оплачивал я из своего кошелька. На момент моего зачисления стоимость обучения в год составляла 35 тысяч рублей. Из-за того, что я все-таки поступал на платное место - процедура зачисления была скорее формальностью. Тем не менее, нужно было предоствить немало документов в саму аспирантуру и сдать кое-какие вступительные экзамены.

Но на тот момент все стоило сравнительно недорого. К примеру, когда я еще учился в аспирантуре, новые цены на инженерные спеицальности превзошли 100 тысяч рублей в год. Это сумма просто запредельная с тогдашним курсом доллара 30 рублей за доллар это составляло 3-4 тысячи долларов в год. Огромные деньги не только по российским меркам.

ЛЕКЦИИ И ЗАЧЕТЫ В АСПИРАНТУРЕ

Как таковых привычных лекций в аспирантуре практически нет. Вернее, они есть, но их количество крайне невелико. Обычно, они проходили по субботам или вечерами, т.к. многие аспиранты параллельно с учебой работают. Некоторые лекции были обязательны к посещению, некоторые - факультативными. Некоторые из них мне запомнились. К примеру, философия, основы научного познания, психология и педагогика. Если не путаю, был и английский язык. Возможно, названия дисциплин и звучали немного по-другому. Были и другие лекции, которые в голове не осели. В целом, их было совсем немного. Намного больше было разного рода бумажек, которые нужно было сдавать. Об этом чуть позже.

ПРАКТИКА

В аспирантуре от университета с тобой работает научный руководитель. От выбора руководителя во многом зависит то, получишь ли ты какие-то ценные знания или нет.

Но в аспирантуре не учат как применять на реальном производстве компрессор Remeza: http://gk-sk.ru/kompressory/Remeza/ . Тут больше внимания сфокусировано науке. По сути, тебе не дают ни литературы, ни практических знаний. Ты должен сам искать книги по библиотекам, покупать их в интернет-магазинах. Книги сейчас стали крайне дороги. Да и раньше они были недешевы. Но проблема не в деньгах. Найти научную литературу по твоей теме диссертации будет не так-то и просто. Вернее, информации много. А вот качественных научных текстов - днем с огнем не найти. Причем сложности возникает как у инженеров, которые вынуждены ориентироваться на старые справочники советского периода (т.к. новых аналогов просто нет). Еще хуже дела обстоят у гуманитариев, для которых найти какую-нибудь вменяемую и достоверную статистику для исследования - практически искусство. Лично я застопорился на этапе терминологии.

ЭКЗАМЕНЫ И ЗАЧЕТЫ

Помимо вступительных экзаменов - есть еще и кандидатские экзамены. Это то, что должен сдать каждый аспирант перед защитой диссертации. Всего их три - английский язык, профильный предмет (у нас это была экономика) и философия. Помимо этого периодически приходилось сдавать небольшие курсовики, лабораторные работы и так далее. Нужно было собрать многочисленные подписи - что-то наподобие зачетов. Также нужно было раз в полгода в специальном дневнике вписывать свои успехи с подписью научного руководителя.

То, что ты должен знать - бумажной волокиты будет немало.

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Научная статья - это сложный вопрос. Я написал и издал одну научную статью в журнале, рекомендованном ВАК (высшая аттестационная кописсия). Так вот, было изучено порядка 40 книг и источников. В совокупности я потратил порядка года, сидя в библиотеке и анализируя книги. В это время я довольно много читал. Сам текст статьи получился небольшим, но достаточно содрежательным. Коллегам статья очень понравилась, также как и руководителю. Вот только за публикацию и оформление мне пришлось заплатить журналу больше 10 тысяч рублей. Для аспиранта очень большие деньги.

Позже с этой статьей я ездил в Казань на выставку-конференцию и делал доклад.

ДИССЕРТАЦИЯ

Саму диссертацию я так и не дописал. Соответственно - не защитил. Вообще, в аспирантуре на написание диссертации отводится 3 года. Еще год уходит на ее оформление и защиту. Диссертационные советы у нас в вузе закрыли. В итоге защита диссертации означала много поездок в другой город. Дорого и долго. Но в моем случае защищать было практически нечего. Написание диссертации началось и закончилось моей научной статьей. Дальше дело не двигалось. Во многом проблема заключалась в том, что у меня тема диссертации выпала достаточно философской. А философию я не люблю и не понимаю. Это сликшом абстрактно. Впрочем, наука - это тоже абстрактная вещь. В науке вообще и диссертации частности ценятся: достоверность источников, большое число разных источников, подтверждающих или опровергающих какой-то факт или утвреждение. Еще здесь "в цене" сухой стиль изложения, который давался мне очень тяжело из-за того, что я работаю в сфере публицистики.

ПРЕПОДАВАНИЕ

Для меня это была наверное самая интересная часть учебы в аспирантуре. Я преподавал в колледже и университете. Со студентами работать очень интересно. Были у меня и дипломники. За них я переживал почти также, как и они сами. Часть нагрузки оплачивалась, а часть нет. В целом, преподавание по деньгам - занятие убыточное. Но очень интересное по содержанию. Если бы не преподавательская часть учебы в аспирантуре, то все бы выглыдело достаточно уныло. А когда ты общаешься со студентами - от них идет очень хороший заряд бодрости.

В СУХОМ ОСТАТКЕ

Лично мне аспирантура дала:
- преподавательский опыт;
- научила писать научные тексты и статьи - спасибо руководителю;
- немного прокачала эрудицию и английский язык;

В целом, неплохо. Наверное это то, что я и ожидал. Изначально я конечно планировал защитить диссертацию и все-таки стать кандидатом экономических наук, но очень быстро меня увлекала предпринимательская работа, а интерес к науке потерялся. Вообще я думал, что писать диссертацию легко. Ведь нормальный объем для этой работы всего 100-150 страниц. Но чтобы их написать нужно перелопатить столько исочников и книг, что вряд ли это в обозримом будущем хоть как-то окупится. Я бы сказал, что написание диссертации - это скорее механический труд, чем творческая работа. Здесь нет места субъективным знаниям, а напротив требуется как можно сильнее опираться на уже имеющийся опыт.

Что дает аспирантура в России и зачем туда идти? Аспирантура дает отсрочку от армии? Входит в трудовой стаж? Что дает при трудоустройстве? Обучение в аспирантуре и работа, как совмещать? Какой срок обучения в аспирантуре? Какие есть формы обучения в аспирантуре? Есть ли заочная аспирантура? Чем заочная аспирантура отличается от очной? Каков процесс обучения в аспирантуре? Что дает аспирантура без защиты? Какое звание дает аспирантура? Расчет затрат на обучение.

статья подготовлена кандидатом филологических наук

Что дает окончание аспирантуры? Зачем идти в аспирантуру?

Вы задаете себе эти вопросы, стоя перед выбором: идти или нет к трудно достижимой цели - степени кандидата наук. Так как вы осознаете, что путь будет сложным, важно иметь хорошую мотивацию, чтобы решиться в пользу поступления. Но о «плюшках» немного позже, сначала определим некоторые понятия.

Какие есть формы обучения в аспирантуре?

Следующие, уже знакомые вам, формы предусматривает третья ступень высшего образования - аспирантура: очная форма обучения, заочная форма обучения и для самых волевых и самостоятельных - соискательство .

Срок обучения в аспирантуре обычно зависит от ее формы:

  • Время обучения в аспирантуре очно - 3 года.
  • Заочная аспирантура, срок обучения - 4 года.
  • Соискательство - 5 лет (я не буду останавливаться на этой форме подробно, потому что не знакома с ней).
Итак, вернемся к тому, что дает учеба в аспирантуре.
  • Для молодых людей аспирантура - отсрочка от армии . Но здесь есть ряд нюансов:
А) форма обучения должна быть обязательно очной (если заочная аспирантура, отсрочка от армии не предоставляется),

Б) организация, в которой числится аспирант на определенной специальности, должна иметь государственную аккредитацию по ней,

В) молодой человек поступает на следующую ступень образования в год получения диплома по предыдущей. Поэтому отсрочка от армии в аспирантуре после магистратуры также возможна, нужно только успеть зачислиться в аспирантуру сразу, без годового, или более, перерыва.

А теперь хорошие новости, если вы соответствуете всем вышеперечисленным требованиям, и дело стоит лишь за наличием бюджетных мест, должна вас порадовать: платная аспирантура = отсрочка от армии тоже.

Отсрочка от армии после аспирантуры действует еще в течение года после окончания обучения, - время дается на защиту кандидатской диссертации.

  • Успешно защитившим кандидатскую диссертации присуждают степень кандидата наук .
По окончании обучения в аспирантуре возможны два варианта развития событий:

А) просто завершить обучение, не защитив диссертацию,

Б) защитить кандидатскую диссертацию.

Что дает аспирантура при трудоустройстве?

Вас, возможно, интересует, что дает аспирантура без защиты диссертации? Мой ответ, - ничего, или, почти ничего . Окончание аспирантуры без защиты приравнивается к прохождению курсов повышения квалификации и не дает права претендовать на получение более высокой должности или надбавок к зарплате, в отличие от того случая, когда диссертация защищена.

Выходит, что ученая степень кандидата наук является причиной для получения более высокой должности ее обладателем, но только той, в требованиях к кандидатам на которую указано «наличие степени кандидата наук».

А факт назначения доплат за ученую степень должен быть зафиксирован во внутреннем локальном акте учреждения или трудовом договоре, в ином случае, наличие диплома кандидата не будет поощрено финансово работодателем.

Получается, что есть необходимость защитить диссертацию преподавателю вуза, сотруднику учреждения науки, или военному , в остальных же организациях защищенная диссертация не будет давать никаких преимуществ и не обеспечит прибавки к зарплате или получения более высокой должности. Поэтому нужно хорошо взвесить свои исходные данные перед поступлением в аспирантуру, и решить «стоит ли овчинка выделки».

  • Что аспирантура НЕ дает?

Вас, возможно, интересует ответ на вопрос: обучение в аспирантуре входит в трудовой стаж? Ответ, - нет . И научно-педагогический, и трудовой стаж очную аспирантуру минует, также, как и заочную. Ранее годы обучения в очной аспирантуре засчитывались в качестве научно-педагогического стажа, после закона 2013 года перестали.

Реклама

Как проходит обучение в аспирантуре?

Начать подготовку к поступлению в аспирантуру следует с поиска научного руководителя . Этот человек будет значить очень много для вас в следующие годы обучения, и от него, практически всецело, будет зависеть, защититесь вы или нет. Важно, чтобы он имел «вес» среди коллег своей профессии, иначе к работе его аспиранта могут отнестись предвзято, либо она и вправду может оказаться посредственной: руководителю не хватит профессионализма и «чутья» направить аспиранта в нужное русло. Важно, чтобы у него был твердый характер, и он стремился довести аспиранта до защиты. Важно, чтобы он был в хорошей физической и психической форме: научные руководители часто люди в возрасте и некоторые, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, все же набирают себе аспирантов, в результате они физически не могут работать совместно над исследованием, а помощь руководителя очень важна, понятно, что у такого руководителя, если один из десяти аспирантов защитится, уже хорошо, и заслуга в этом будет всецело аспиранта. Если у вас есть желание заниматься разработкой конкретной темы, нужно уточнить область научных интересов вашего предполагаемого научного руководителя, возможно тем, чем хотите заниматься вы, он не интересуется, тогда придется искать другого руководителя.

Для научного руководителя тоже важно взять к себе в аспиранты человека грамотного и ответственного, который сможет провести серьезное исследование и защитить свою работу. Поэтому к вам будут тоже хорошо присматриваться.

После того, как вы заручились «добром» научного руководителя на совместную работу с ним, следует начать собирать пакет документов для поступления . Перечень обычно можно найти на сайте университета, в который вы собираетесь поступать. Хочу обратить внимание на то, что вам нужно будет предоставить список своих опубликованных научных работ, если таковых нет, то придется написать вступительный реферат, на работу над которым нужно время, рассчитывайте на это и начинайте подготовку к поступлению заблаговременно.

Важно также уже при поступлении подумать о защите, которая происходит в диссертационном совете. Так вот, каждый совет имеет право «слушать» защиты только по определенным специальностям. Желательно пойти по пути наименьшего сопротивления и выбрать специальность , совет по которой есть в городе, где вам будет удобнее всего защищаться.

Вступительные экзамены по философии, иностранному языку и специальности, обычно сдают по билетам, готовясь заранее. При этом сданные ранее кандидатские экзамены не избавляют от сдачи вступительных.

Процесс обучения в аспирантуре заочно или очно состоит из посещения лекций, семинаров, практических занятий, и получения зачетов по их завершении. А вот экзаменов предстоит сдать всего три , они называются кандидатскими : по философии, иностранному языку и специальности, по которой обучается аспирант.

Лекции и семинары, по идее, призваны дать полезные сведения, которые пригодятся, снимут некоторые трудности в выполнении собственного исследования аспиранта - диссертационного.

Разумеется, нужно писать диссертацию , которая должна быть готова к окончанию срока обучения в аспирантуре, и отчитываться научному руководителю и на заседании кафедры, за которой закреплены, о проделанной работе по завершении каждого учебного года .

Все это должно быть выполнено к концу срока обучения в аспирантуре, а диссертацию нужно предоставить к предзащите , это значит, члены кафедры, к которой вы прикреплены, заслушают основные результаты проведенного вами исследования, работу изучат два рецензента и дадут замечания, на которые нужно ответить, потом они обсудят вашу работу и дадут или не дадут «добро» на защиту в совете.

В течении года после окончания срока обучения в аспирантуре нужно будет собрать все необходимые документы , доведя диссертацию до идеала, и подать все необходимое в диссертационный совет .

Перед советом вы выступаете, делясь, опять же результатами проделанного вами исследования, члены совета слушают замечания оппонентов (людей, изучивших вашу работу), вы отвечаете на них, все члены также задают вам вопросы. Потом диссертационный совет выносит свой «вердикт», затем соискатель оформляет в соответсвии с требованиями и отправляет документы в Высшую Аттестационную Комиссию в Москве. Комиссия присуждает степень кандидата наук и выдает соответствующий диплом. Все, Вы - кандидат наук!

Чем заочная аспирантура отличается от очной? Очная аспирантура и работа, как совмещать?

Начнем с того, что я училась в заочной аспирантуре, посещала занятия со всеми и разницу между очниками и заочниками не заметила. Ведутся занятия и аспирант, исходя из того, какой курс лекций для него больше необходим или, какой читается в более подходящее для него время, посещает какое-то количество курсов лекций.

Финалом и очной и заочной аспирантуры является написание диссертации и ее защита, только очнику отводится на это три года, а заочнику - четыре. Таким образом, в форме обучения важно не организация процесса обучения (разницы нет) и не результат, а только количество лет, отведенное на написание диссертационного исследования. Обучение в аспирантуре и работа соотносятся таким образом: невзирая на форму обучения, если есть цель закончить диссертационное исследование, придется выделить время и не работать, хотя бы год, а писать диссертацию, иначе ее не завершить. При этом, официально, обучаясь в очной аспирантуре, работать нельзя, а учась заочно - можно. Но реальность такова, что, работая на полную ставку, или еще и не на одной работе, время на диссертацию не останется, не важно, обучаться при этом очно или заочно.

Расчет затрат на обучение в аспирантуре

На что придется тратиться, обучаясь в аспирантуре:

А) оплату обучения, если на бюджет поступить не получилось,

Б) бумагу и распечатку промежуточных вариантов диссертации для проверки научным руководителем (научные руководители обычно дамы, мужчины в возрасте и предпочитают работать с бумагой, а не за непонятным им «зверем» компьютером),

Часто, когда мы встречаем человека, поступившего в аспирантуру, возникает желание задать ему один единственный вопрос: «Зачем?». Что же заставило человека принять такое решение? Если бы нужно было охарактеризовать аспирантуру тремя словами, то «долго», «бесполезно» и «низкооплачиваемо» идеально бы подошли. Большинство людей не видят никакого смысла в том, чтобы поступать в аспирантуру и посвящать свою жизнь науке, чтобы получить учёную степень. Но есть студенты, которые после окончания ВУЗа, принимают решение пройти еще и аспирантуру. В сегодняшней статье мы поговорим о том, зачем люди поступают в аспирантуру и какие это перед ними открывает возможности.

На самом деле есть масса причин, которые подталкивают людей поступать в аспирантуру. Далее мы отметим четыре основных.

Первая причина

Большая часть студентов поступает в аспирантуру, чтобы в результате добиться получения степени кандидата. Степень кандидата - это заключительный этап учёбы в аспирантуре. Если вы думаете, что в аспирантуру поступают только те, кто сильно любит учиться, то вы ошибаетесь. На самом деле, 90% аспирантов просто нужна соответствующая отметка в резюме, которая станет большим преимуществом при поиске высокооплачиваемой работы. Как показывает практика, кандидаты наук имеют массу бонусов и привилегий. Человек со степенью кандидата может рассчитывать на достойную должность и высокую зарплату. Кроме того, кандидаты наук быстрее поднимаются по служебной лестнице. Если учесть все эти моменты, то поступление в аспирантуру уже не кажется таким бессмысленным.

Но не всё так безоблачно, как может показаться сначала. Достаточно привести один небольшой пример, чтобы опровергнуть все упомянутые выше преимущества. Давайте представим следующую ситуацию: вы стали кандидатом наук в сфере информационных технологий. Согласно действующему законодательству, человек, получивший степень кандидата в этой области, не может рассчитывать на прибавку к окладу больше 30%. К счастью, данное ограничение неактуально для других дисциплин.

Для сравнения, обычный студент четвёртого курса, который учится на факультете информационных технологий и владеет несколькими языками программирования, имеет хорошие шансы трудоустроиться, и получать зарплату более высокую, чем аспирант, который даже на нормальную прибавку не может рассчитывать. Так стоит ли поступать в аспирантуру? Ответ на этот вопрос опять уже не кажется таким однозначным.

Если рассматривать этот вопрос более глобально, то в развитых странах кандидаты наук считаются очень важными людьми и высоко ценятся среди работодателей. Почему-то многие считают, что все кандидаты наук работают в таких крупных корпорациях, как Googleи Microsoft, но это не совсем так. Например, в США обладатели учёной степени более престижной считают работу в научных институтах и исследовательских станциях. Такой подход немного непривычный для нашего менталитета, но он также имеет право на существование.

Вторая причина

В результате проведённых недавно статистических опросов выяснилось, что многие люди поступают в аспирантуру, чтобы продолжить семейную традицию. Зачастую родственники будущих аспирантов уже работают на кафедре, и это дарит им небольшое преимущество при поступлении.

Третья причина

Человек, который прошёл полный курс обучения в аспирантуре, получает на вооружение большой массив теоретических знаний. Но проблема заключается в том, что эти знания никак не закреплены на практике. Получается, что кандидату наук уже в достаточно сознательном возрасте придётся адаптироваться к применению теоретических знаний. В свою очередь, люди, получившие обычный диплом о высшем образовании уже во всю оттачивают своё мастерство и получают за это приличные деньги.

Это вовсе не значит, что теория абсолютно бесполезна. Она так же важна для специалиста, как и практика. Просто теоретические знания всегда должны закрепляться на практике, а аспирантура, к сожалению, не создаёт для этого необходимых условий. Как бы это жёстко не звучало, но аспирантура затормаживает развитие человека на рабочем месте.

Четвёртая причина

Аспирантура - прекрасный вариант для людей, у которых есть масса идей, но они не знают, как их реализовать. В аспирантуре созданы идеальные условия для реализации идей и их дальнейшего продвижения.

Стоит отметить, что для защиты диссертации аспирант должен предоставить все опубликованные работы, которые он написал за время обучения в аспирантуре. Этот пункт является обязательным. Получается, что человек может реализовывать свои идеи, писать об этом, а затем использовать эти статьи в процессе защиты диссертации.

Пятая причина

Некоторые люди поступают в аспирантуру, чтобы иметь возможность заниматься преподавательской деятельностью. Так они могут заработать дополнительные деньги и поднять свой социальный статус. Кроме того, будущий кандидат наук может завести массу новых знакомств и набраться драгоценного опыта, в результате общения с коллегами.

Каждый должен сам решить, стоит ли поступать ему аспирантуру. Важно при этом учитывать не только преимущества, но и очевидные недостатки этой затеи. Надеемся, что наша статья стала полезной для вас, и вы получили ответы на все интересующие вопросы.

Недавно я закончил университет и получил свой красный диплом магистра. Настало время делать выбор, идти в аспирантуру в моем университете или не идти. Привычка искать ответы на цепочку вопросов "Зачем?"-"Что тебе это даст?"-"Зачем тебе нужно то, что тебе это даст?" привела меня в некоторый ступор при размышлении о продолжении обучения в аспирантуре в моем университете. Нужно уточнить, что под собой я понимаю себя, свою семью и свое окружение.

Немного предыстории.

На пятом курсе я нашел возможность ходить на занятия вместе с аспирантами. В результате, к концу пятого курса я выслушал аспирантские курсы по философии, психологии и педагогике, английскому языку, сдал допуск к кандидатскому экзамену по английскому (как соискатель), вчитывался и вдумывался в философию которую преподавали, написал и защитил реферат по работам Хантингтона "Столкновение цивилизаций" и Фукуямы "Конец истории?", получил допуск к кандидатскому по философии, прочитал пару докладов на местном форуме, сьездил на SECR 2008.
На вопросы друзей "Ты идешь в аспирантуру?" я отвечал: "Я делаю шаги к поступлению в аспирантуру, но я еще не имею цели туда попасть, т.к. не определил, зачем мне это нужно". Мне нравились занятия по философии и я реально получал кайф от изучения этого предмета, так же как и от психологии с педагогикой. За этими курсами я бы мог пойти в аспирантуру, но они достались мне и без этого.
Вскоре после защиты диплома, имея на руках все необходимые документы, я сдал кандидатский минимум по иностранному языку по специальности, на отлично. И это все при том, что я не ответил на тот момент на вопрос "Зачем?".
А потом был кандидатский экзамен по философии, который я сдал на 2. Не буду скрывать, что этой оценкой я, похоже, удивил всех, кого только можно было. Разочаровал и огорчил талантливых преподавателей, которые судя по моей активности на практических занятиях, насколько я понял, ожидали от меня чего-то большего; Некоторые мои сокурсники эту двойку восприняли как шутку...
Я бы сказал, что это была моя первая двойка за все время обучения в университете - но это было бы не правдой. Эту двойку я получил уже после получения диплома:-)

Фактор выбора

Думаю, что в определенной степени, человек - tabula rasa, чистый лист, суждения и мировоззрение которого формируются окружением с момента рождения. Однажды он начинает сознательно копаться в собственном мировозрении, включается и формирует мировоззрение других людей... По жизни, на меня постоянно воздействовали разные и противоречивые мнения. Прежде всего, мнения родителей, потом - сотрудников, преподавателей, друзей, героев книг, соседей, и еще куча разных мнений, заблуждений и предрассудков... Кто-то хотел, чтобы я пошел в аспирантуру, и считал, что это - правильно. Другие говорили: "зачем это тебе нужно?" и побуждали цепочку размышлений. Третьи говорили: "твой выбор, думай своей головой".
Я пришел к тому, что нужно спрашивать других людей, слушать, что они говорят, но думать своей головой, самостоятельно принимать решения и действовать.
Я спрашивал разных людей. Спрашивал аспирантов, спрашивал тех, кто только что защитился, тех, кто защитился уже давно, тех, кто учился в аспирантуре но так и не защитился (есть те, что сожалеют об этом и те, что не сожалеют), спрашивал однокурсников, соискателей, умных студентов, что младше, людей, которые вообще не шли учиться в институт, родителей, преподавателей и сотрудников. Я получил целый спектр ответов. Далее - краткие, что особенно запомнились.
"Я не знаю, зачем, но это - точно круто!".
"Если есть возможность - нужно использовать".
"Степень не помешает. За предметы буду договариваться, основное время - работать. Степень - это уже что-то. Как минимум - страховка". Нужно еще добавить, что для этого человека аспирантура еще решает вопрос армии и официального пристанища.
"Хочу работать преподом." - "Но ведь у них маленькие зарплаты." - "Но можно брать взятки, за одну сессию можно поднять до 35 штук гривен, если лектором...".
"Я иду, потому что могу. Потом, на работе, мне дадут зарплаты на 50$ больше, чем другим. И пенсия будет больше".
"Кошу от армии".
"Чтобы получить степень. Да и деньги не плохие - стипендия 800 грн в месяц на дороге не валяется. Есть люди, которые работают по 8 часов в день целый месяц, чтобы получать 800 грн в месяц. Учиться в аспирантуре не так накладно по времени."
"Спроси об этом у моей мамы"
"У меня есть проект, я хочу над ним работать и развивать его. Буду двигать науку."
"Закрепиться, застраховаться, получить стабильную работу..."

Зачем люди идут в аспирантуру?

На самом деле, у каждого - свои специфические мотивы. И на каждый мотив - свои факторы. Но можно выделить какие-то общие или распространенные мотивы.

1. Делать ДЕЛО

Люди, которые идут в университет двигать науку или преподавать, ставят своей целью делать это качественно, получают кайф и от процесса, и от результата. Деньги их волнуют мало, ситуации они до взяток не доводят, этих людей приятно вспоминать. Дело, сделанное с любовью, не может быть плохим. Как правило, они умеренны в своих потребностях и в сумме денег, которую хотят получать. У них есть где жить, и есть, что есть. Возможно, есть другая работа, где они работают "за деньги". От научной/преподавательской работы они получают кайф и занимаются этим для души. Это - их призвание. Таких людей мало, и большая часть из них - Ученые и Преподаватели от Бога. Я очень уважаю и люблю этих людей. И я бы хотел работать с ними.

2. Получить степень

Хочу поставить ударение, что я не смог вспомнить ни одного человека, чьим мотивом было "стать к.т.н.-ом", но я много раз слышал мотив "получить степень". Цель "получить степень" имеет в большинстве случаев два мотива.
Выгода . Например, кто-то мечтает уехать за границу, и, поскольку там наши титулы якобы котируются, думает получить там лучшую работу/зарплату, кто-то в нашей стране рассчитывает на повышенную научную пенсию, прибавку к зарплате или лучшую должность. Если работать преподом в универе - степень и научное звание однозначно нужны, т.к. их наличие повышает почасовую ставку преподавателя.
Тщеславие . Желание иметь "корочку" - довольно первобытное желание, сродни желанию индейца повесить на себя красивую побрякушку, чтобы остальные смотрели и завидовали. А в электронных письмах в подписи можно было добавить заветные буквы PhD. Похоже на желание иметь малиновые штаны в фильме "Кин-дза-дза", чтобы другие цаки носили, приседали и "ку" делали. Ну или хотя-бы обращались на Вы. А еще была возможность в споре, когда все аргументы уже исчерпаны, невзначай использовать манипулятивную фразу типа "Я - к.т.н., а Вы, простите, кто?".
"Тщеславие - мой любимый грех" - говорил Джон Милтон (в исполнении Аль Пачино) в фильме Адвокат Дьявола.
Но, формальное возвышение с помощью титулов, а не дел, приводит к тому, что титулы перестают цениться. Например, к.т.н человек, или нет - играет для меня чуть ли не последнюю роль при определении его профессиональной компетенции. Если титулы покупают - вскоре они обесцениваются и ничего не значат. Люди ими уже не гордятся, не смотрят на них и не ценят. Дипломы уже давно не вешают на стенку и не демонстрируют, а складывают в ящичек.
Я решил, что для себя нужно ответить на вопросы: "Зачем тебе степень?", "Что тебе это даст?", "Зачем тебе нужно то, что это даст?".

3. Для общего развития, получить "легкие" деньги, закосить от армии, отдохнуть.

Достаточно соблазнительный комплекс причин, ради которого много людей попадают в аспирантуру. Интересное общение, при желании, обеспечено. Люди в аспирантуре собираются, как правило, грамотные и образованные, так что компания - интересная. Также это как-то финансируется стипендией около тысячи гривен, которые, кстати, на дороге не валяются. Кому надо - дается отсрочка от армии на три года, по истечении которых в нашей стране уже не призывают по возрасту. А еще, это - способ еще три года побыть студентом, адаптироваться к жизни, что-то доказать себе, типа "Я смог!" (если надо доказывать). Возможно, что если страна все-таки преодолеет кризис в системе образования, у преподов будет хорошая зарплата. Так что даже есть какая-то перспектива. Но эти люди обычно серьезно подзабивают и не защищаются в срок. Аспирантура - это серьезно, если и заниматься, то заниматься надо серьезно и посвящать этому время, добиваясь цели. В противном случае - это холостой ход.

"Отстраненный" взгляд.

Система ученых степеней была не всегда, а появилась не так уж давно. Это - иерархия. Пирамида. В ее основе много студентов и бакалавров, уровнем выше - уже меньше магистров, аспирантов - еще меньше, еще меньше кандидатов, совсем мало докторов, очень мало академиков. Это чем-то похоже на структуру армии. Система построена таким образом, чтобы отсеивать то, что не вписывается в правила системы. Это - хорошо, но всякая палка о двух концах и, система, таким образом, оставляет в иерархии только тех людей, которые ей подходят. Головокружительные идеи вместе с изобретателями вечных двигателей идут лесом. Также миновали аспирантуру Эйнштейн и Тесла, Эдисон и Билл Гейтс...
Но, хороший физик без докторской степени - сейчас скорее исключение. А вот хороший программист без степени - скорее правило. Все специфично. Кто, где, когда - все важно и каждый фактор имеет значение. Сейчас речь идет о системе, как я ее увидел своими глазами в моем техническом институте, который выпускает компьютерных и околокомпьютерных специалистов.
Когда фильтры в системе начинают работать "неправильно", система перестает выполнять функции, для которых строилась. Поступают не те люди, которые обладают знаниями, а те, которые "должны" поступить: дети преподавателей, чьи-то родственники, люди, которые платят деньги, и прочие "хорошие" мальчики и девочки с нужными связями. Университет порой напоминает большую семью, когда вдруг узнаешь, что вот те два человека - родственники... Да и не является ли соблазнительной возможность пристроить сына себе под крылышко на кафедру, когда вы работаете завкафедрой...
Со временем система вырождается и некоторое время существует в вырожденном состоянии. А потом все понимают, что происходит кризис, после которого количественные изменения перейдут в качественные... То, в чем все были уверены, оказывается зыбким и текучим, и приходится опять приспосабливаться... Да так, чтоб спать - на мягком в тепле, кушать - вкусно, а вдыхать - благовония...
Некоторые люди считают, что система там насквозь коррумпирована и не имеет ничего общего с настоящей наукой, а именно наука должна быть основной деятельностью в аспирантуре. Одни говорят "в этом навозе я не хочу ходить даже в резиновых сапогах - сгнило там все, к сожалению". Другие тоже уверены, что все коррумпированно и универ - большая "семья", но они принимают ситуацию и используют это с выгодой. Встроиться в большую семью и сидеть возле большой кормушки - очень даже выгодно, хоть и может быть противно то, что прийдется изменить собственные принципы, чтобы фильтр тебя пропустил и ты прижился в "семье". С волками жить - по волчьи выть . Но это - не правило. В универе много умных и хороших людей, а система не так уж и коррумпированна. Кроме выгоды есть еще душа, совесть и нервные клетки... Поступить в универ, отучиться там и закончить его - можно честно и без связей/взяток. Тому есть множество примеров. В универе, несмотря на все, есть классные люди и они действительно учат. Так что учиться там - стоит. И не только там. Впрочем, все - субъективно.
Несмотря на все "за" и "против", в аспирантуру идет очень много умных и хороших мальчиков и девочек. Но, я знаю, что не меньшее, а даже большее, количество не менее умных и прекрасных людей держатся подальше от аспирантуры и прекрасно себя чувствуют.

Специфика технической аспирантуры

Завихрение. Аспирантура по профилю информационных технологий специфична. Все большие и серьезные исследования делаются в лабораториях больших корпораций или в сотрудничестве с ними. В моей области нужно напрямую спрашивать научного руководителя "С какой фирмой вы сотрудничаете?". Потому что если ни с какой - то есть ли тогда смысл заниматься этим исследованием? Тогда это похоже на завихрение, маленькую турбулентность в хвосте потока исследований, фронт и основная часть которых происходят в недрах лабораторий Samsung, Google, Microsoft, Intel, других фирм и некоторых западных университетов. Другие области - другое дело. Впрочем, в завихрении тоже можно "поймать рыбу" :)
Скорость обновления технологий. Компьютерные технологии эволюционируют очень быстро. Психологическое, лингвистическое, медицинское и другое гуманитарное образование, полученное 20 лет назад, сейчас намного более актуально, чем компьютерное образование 20-ти летней давности. Грубо говоря, в университете нас много учили технологиям, которые умерли, принципам, которые устарели, прививали навыки, которые никогда не будут использованы. Большую часть пригодившихся знаний, полученных за время обучения в университете, я получил на рабочем фронте, самостоятельно изучая предмет. Я убедился, что имеет место и работает следующее утверждение: "скажи мне — и я забуду; покажи мне — и я запомню; вовлеки меня — и я научусь."
Много людей попадают в мотивационный кризис, когда вдруг поступают в техническую аспирантуру. Они не знают, зачем она им. Но они уже как бы начали, а бросать на середине не хорошо... и все тянется дальше... По статистике за какой-то из прошедших годов, которая (подозрительно случайно) попала мне на глаза в отделе аспирантуры, в универе у нас есть две кафедры, где высокий процент защитившихся (вовремя): философия - 80% (4 из 5, персональный подход), защита информации - тоже какая-то цифра, вроде больше 40%. Все остальные кафедры колеблятся на уровне 30% и менее.
Стоит упомянуть еще про один случай. Сейчас я мало читаю, и много вдумываюсь. Так вот, после защиты я увидел на полке книгу, которую еще не читал и читать не планировал (а стояла она там лет десять). Айзек Азимов "Мертвое прошлое". Спонтанно взял и прочитал. Я не знаю, что именно побудило меня прочитать именно эту книгу... но там я нашел такую мысль, которая так или иначе повлияла на принятие моего решения.
"Ральф Ниммо не имел специализированного университетского диплома и гордился этим.
Специализированный диплом, - объяснял он как-то Джонасу Фостеру, в дни, когда оба они были значительно моложе, - это первый шаг на пути к гибели. Человеку жалко не воспользоваться полученной привилегией, и вот он уже готовит магистерскую, а затем и докторскую диссертацию. И в конце концов ты оказываешься глубочайшим невеждой во всех областях знания, кроме крохотного кусочка выеденного яйца."
"Свой ум нужно оберегать и не загромождать его единообразными сведениями, пока не достигнешь зрелости, а вместо этого тренировать его в логическом мышлении и снабжать широкими представлениями, и в результате можно получить могучее орудие в свое распоряжение..."

На благо всего человечества

Может это смешно, но я думал об аспирантуре в свете принесения пользы миру, вклада в общее дело, деяния на благо всего человечества. И пришел к тому, что в университетах трудятся очень много очень умных людей, но их труд над диссертацией проходит зря. Написанные диссертации идут в корзину. Их читает очень мало людей, и при этом ничего не происходит, не запускается цепь событий, которая приводит к изменениям. А если ничего не происходит - нет вклада. Я думаю, что глобальной пользы от одной качественной лекции/книги/статьи/песни/фотографии будет больше, чем от одной диссертации, что одна статья или лекция, в среднем, может привести к большему количеству действий и изменений в мире, чем одна диссертация.
Да, я утрирую, но я делаю это, чтобы подчеркнуть контура и грани.

Выбор субъективный. Каждый выбирает для себя

Еще раз нужно повторить, что выбор субъективный. Каждый выбирает для себя. Есть люди, которые получили степень и рады. Есть люди, которые получили степень и считают что зря потратили столько сил и времени. Есть люди, которые не получили степень, а хотели бы. Почти все считают, что ученая степень и опыт не будет лишним. Подчеркну, что "не будет лишним", а это - совсем не означает "необходима". Если есть желание, тема, есть время и средства, есть где жить, есть научный руководитель, интерес, и естество не противится реальному положению вещей - очень даже можно заниматься.
Но даже, если этих условий нет, кто хочет - найдет возможности;
кто не хочет - причины
.
В конечном счете, выбираете Вы.
И Вы несете ответственность за Ваш выбор.
P.S. Спасибо всем людям, кто был смел поделиться своими мыслями и принял участие в формировании моего видения вопроса.
Похожие публикации