Фонетика как лингвистическая наука. Предмет фонетики и ее место среди лингвистических дисциплин. Фонетика как раздел языкознания


Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слот.
ЗВУКИ ЯЗЫКА
Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением (см. с. 22,157). Однако в отличие от последних сам по себе он не имеет никакого значения.
Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.
Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.
Примечание. Кроме звуков, различать слова и их формы помогает ударение, например: кружки - кружкй (см. с. 15).
ОБРАЗОВАНИЕ ЗВУКОВ ЯЗЫКА
Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.
В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряжёнными голосовыми связками и через ро-

товую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки. Они состоят только и з голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шу ма, а некоторые - из голоса и шума.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
В русском языке основных, т. е. находящихся под ударением, гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласные звуки бывают ударными (например, сок , вар [а], бур Iу], лес [б], синь [й]) и безударными (на- пример, водй [а], травй [а], судйк [у], лесок [и], Лией [и], былй [ы]).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки в русском языке делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Парные твёрдые и мягкие согласные различают слова, например, конь [кбн’] и кон [ибн]; лук [лук] и люк [л’ук].
Парные и непарные согласные по твёрдости / мягкости


Парные согласные по твёрдоёти / мягкости

Непарные согласные по твёрдости / мягкости
твёрдые Нягкие твёрдые мягкие только твёрдые только мягкие
м [б’1 [Я] ІН’] [ж], [ш], [ц] К], [Щ’1 ІЙ’]
[в] м [П] [П’]
[г] [Г’] [р] ІР’]
[Д] [ДІ [С] [с’]
[в] [в’1 [Т] [»’]
[х] [к’] [ф] [ф’1
[я] [Л"] [X]
М [«* ]

Звонкие и глухие согласные могут различать слова, например: шар - жар, кол - гол, дом - том.
Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.
Парные и непарные согласные по звонкости / глухости
Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (дуб [п], пробка [п]).
Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного (просьба [з’]).
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ
Чередование звуков - это мена звуков в одной и той же
части слова, например: забросить - забрасывать, пеку-печёт.
На месте ударных гласных [а], [о], [э] в безударном положении в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки, например: [вбды] - [вадamp;], [вбс]-[воз’йт"], [л*5с] -
[лЬисок]. В этом случае говорят: ударные чередуются с безударными.
Примечания. 1. Чередование гласных [а], [о], [э] иод ударением и в безударном положении на письме не отражается, например: стол - столы.
  1. Чередование парных звонких и глухих, глухих и звонких согласных на письме не отражается, например: сад - сйдик.
На месте ударных гласных [у], [й], [ы] в безударном положении произносятся эти же звуки, например: сук - сучбк, лист - листок, стык - стыковка.
Звонкие и глухие согласные перед всеми гласными и непарными звонкими согласными й, р, л, м, н различаются, например: вода, фонарь, вить, фитиль, сок, зоб, вред, флаг, снег, знать.
В словах бывают чередования согласных перед гласными и перед непарными звонкими согласными, например:
УДАРЕНИЕ
Ударение - это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.
Ударение всегда падает на гласный звук в.слоге, например: травй, дзеро, небесный, приветствовать.
Примечания. 1. Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак " вверху над ударной гласной.
  1. В некоторых словах русского языка ударение ставится то яа одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: твдрог и теорб г, инйче и йначе, мышление и мышление, кёта и кетй, одновременно и одновременно и др.
  2. В словах обычно бывает только одно ударение. В сложных словах, кроме основного, может быть побочное, более слабое ударение, например: мелкомасштйбный, сёнокосйлка.
РОЛЬ УД АРЕНИЯ В СЛОВЕ
Ударение является одной из фонетических примет слова. Иногда только ударение различает слова, например: пйритъ и парйть.
Примечания. 1. В русском языке ударение может быть на разных слогах, поэтому оно называется разноместным, например на первом слоге: бёгатъ, вечером, нйволочка, плбтничатъ; на втором слоге: бежйтъ, ребёнок, коричневый, запamp;мятоватъ;

яа третьем слоге: прибежйтъ, актуamp;лъный. авансировать; на четвертом слоге: аккордеЬн, аккумулктор; на пятом слоге: авита- минЬз, наперегонки и т. д.

  1. Ударение в русском языке может быть на любой частя слова, например иа приставке: нamp;дпись, выкрикнуть, подпись, Ьбжиг, набело, на корне: жирный, прикйдывать, подосйновик, яблонька, молдчный, пескарик, на суффиксе: деревкнпый, дубовый, рождк, прессовать, белйть, украшение, горячо, пиши, на окончании: горяча, молодой, пятй, степнде, берём, несут, несла.
  2. Русское ударение в изменяемых самостоятельных словах при их склонении или спряжении может сохраняться на той же части слова, на которой оно было в начальной форме: води - водй, молодЬй - молодого, сйний - сйнего, вйехать - вйеду, лйпа - на лйпе, курйный - курйного, красить - крашу - красил, может переходить на другую часть слова (с начала слова на конец и наоборот): рождк - рожки, принять - приняли, игрун - игруни, сйний - синёе, реки - реки, ugpU - йгры.
  3. При словообразовании ударение тоже может сохраняться на той же части слова, например: дом - домик, дёлать - надёлать, сйний - сйненький, может переходить либо ближе к концу слова, например: сйний - синйть, пёс - лесной, хорёший - хорошб, пктъ - пяток, либо ближе к началу слова: просить - прЬеьба, город - эйгородный, мёртвый - замертво.
  4. Общего правила сохранения и передвижки ударения в русском языке нет: при овладении родным языком мы запоминаем ударение в каждом отдельном слове. При затруднении обращаемся к словарю.
СЛОГ
Слог - это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог - это наименьшая единица произнесения слова.
Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги, например: зе-мля, во-да, тра-ва), либо на согласный (это закрытые слоги, например: пар-та, кос-тюм, крас-ный, жел-тетъ, гор-дость, чёрный).
ГРАФИКА
Графика - это совокупность особых знаков, с помощью которых устная речь передаётся на письме.
Для передачи слов применяются буквенные и другие графические средства (дефис, пробел (промежуток между буквами),

чёрточка). Для передачи предложений, кроме того, используются знаки препинания (см. с. 238).
БУКВЫ РУССКОГО ПИСЬМА
Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки - буквы. Совокупность букв, расположенных в определённой последовательности, составляет алфавит.


Русский алфавит и

названия букв
А Б В Г д Е Е Ж 3 И И К Л
а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и й ка эль
М Н О П р С Т У Ф X ц. Ч Ш
эм эн О пэ эр эс та У эф ха цэ че ша
щ Ъ Ы Ь э Ю Я
ща
твёрдый
знак
ы мягкий
знак
э ю я

Примечания. 1. Не смешивайте в устной речи звуки и названия букв этик звуков: [л] - звук, «эль» -7 буква.
2. О букве говорите: буква обозначает звук.
По начертанию различают следующие виды знаков букв:
а) большие (заглавные, прописные) и маленькие (строчные), например: В и в; Ж и ж; Б и в; Ж и ж;
б) печатные и рукописные, например: Б и Б; б я б; А и А; а и а.
Буквы русского алфавита делятся на три группы: 1) 10 букв гласных: а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и; 2) согласных букв -21: б, є, г, д, й, ж, з9 к9 я, м, и, л, р, с, г, ф, х, ц9 н, ш, щ; 3) 2. буквы, ие обозначающие звуков: ь, ъ.
Всего букв в русском алфавите 33.
ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ ЗВУКОВ
Гласные звуки обозначаются специальными буквами.
Не все основные согласные звуки обозначаются специальными буквами.
Твёрдые согласные, составляющие пары с мягкими согласными, а также твёрдые шипящие имеют свои буквы, например: [б] (борьба), [ц] (цапля), [р] (рама), [ж] (жар), [ш] (шапка). Для обозначения нехшшящих мягких согласных используются буквы твёрдых согласных в сочетании с буквами ь, е, е, ю, я, и (см. таблицу на с. 19).
Две буквы ъ и ь не имеют звукового значения, т. е. не обозначают звуков. Они используются в сочетании с другими буквами

для обозначения мягкости согласных (ь) и раздельного произнесения (ь, ъ).
Мягкие шипящие согласные [ч*] и [ш*] обозначаются своими буквами: чугун [чв], щука [ш*].
Мягкий согласный [й] обозначается специальной буквой й и некоторыми буквосочетаниями (см. таблицу).
СООТНОШЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ
Полного соответствия букв и звуков в русском письме нет. Одни буквы обозначают свой звук (бор, сон) и другие звуки (зуб [п], ёж [ш]).
Одни буквы имеют одно звуковое значение, т. е. обозначают одни звук: апрель [а]; окна , другие - два звуковых значения, т. е. обозначают два звука: яма [йа], ёж [йб], ель [йэ], южный [йу].
Некоторые сочетания букв обозначают один звук: счастье [щ’], рассвет [с], дрожжи [ж*], бесшумно [ш] и т. п., другие - два звука: льёт [йб], подъезд [йэ].

Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел (часть) фонетики (учения о звуках речи); некоторые рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.

Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).

Фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т. е звуки речи, слоги ударение, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

  • 1. Акустика речи. Она изучает физические признаки речи.
  • 2. Антропофоника или физиология речи. Она изучает биологические признаки речи, т.е работу производимую человеком при произношении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию. фонетика звук речь морфемика

Среди лингвистических наук фонетика занимает особое место. Фонетика имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишёнными самостоятельного значения.

Различают общую и частную фонетику, или фонетику отдельных языков. Общая фонетика изучает общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека (например, различаются губные, переднеязычные, заднеязычные согласные, если имеется в виду произносительный орган, определяющий основные черты согласного, или смычные, щелевые, если имеется в виду способ образования преграды для проходящей из лёгких струи воздуха, необходимой для образования согласного), а также анализирует акустические характеристики звуковых единиц, например наличие или отсутствие голоса при произнесении разных типов согласных. Строятся универсальные классификации звуков (гласных и согласных), которые основаны отчасти на артикуляционных, отчасти на акустических признаках. Общая Фонетика изучает также закономерности сочетания звуков, влияния характеристик одного из соседних звуков на другие (разного вида аккомодация илиассимиляция), коартикуляцию; природу слога, законы сочетания звуков в слоги и факторы, обусловливающие слогоделение; фонетическую организацию слова, в частности ударение. Она изучает средства, которые используются для интонации; высоту основного тона голоса, силу (интенсивность), длительность отдельных частей предложения, паузы.

Фоноломгия -- раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования -- противопоставления (оппозиции ) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

Фонемма -- минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов).

Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии.

Фонетика имеет дело со звуковым материалом человеческой речи. Фонетика изучает звуковой состав, звуковой строй и звуковые изменения в языке и закономерности этих изменений (от греч.phone - голос).

В звуковом составе каждого языка выделяются фонемы - основные единицы звуковой системы и их разновидности.

Первым разработал понятие фонемы профессор Казанского университета Бодуэн де Куртенэ. Он подчеркивал, что выделение фонемы возможно лишь при учете всей системы фонем данного языка. Звук вне системы не будет системой. Звуковая система любого языка состоит из определенного количества фонем. Они сами по себе не обладают значениями, но потенциально связаны со смыслом как элементы единой знаковой системы. В сочетании друг с другом и нередко по отдельности они обеспечивают опознавание (идентификацию) и различение (дифференциацию) языковых знаков как значимых единиц. Так, благодаря разному составу фонем в русских словах род и рад, возможно опознание и различение этих слов, англ. - but - boot.

Свою функцию различения слов или форм слов фонемы выполняют на основе наличия у них различительных признаков. Эти признаки выделяются у фонем в результате их противопоставления друг другу в системе того или иного языка. Поэтому в разных языках различительные признаки могут быть разными. Так, для русского языка очень важно противопоставление согласных фонем по твердости - мягкости (сравните: был- бил, вазы - вязы, сад - сядь). В английском и французском такого противопоставления нет. В русском языке нет противопоставления гласных по долготе - краткости, а, например, для английского языка такое противопоставление очень существенно.

В настоящее время говорят не просто о фонетике, а о фонетических науках, каждая из которых имеет свой предмет и свою точку зрения на звуковой строй языка.

Фонетика в широком смысле рассматривает:

1)как произносятся звуки, точнее, каков физиологический процесс создания звука (так называемая артикуляция звука), с одной стороны и 2) каковы акустические свойства звуков языка - с другой стороны,

3) как используются все эти звуковые единицы и звуковые явления в языке как средстве общения.

Фонетика в узком смысле рассматривает эти звуковые средства в таких аспектах как физический (акустический) и биологический (артикуляционный плюс перцептивный). Иногда ее членят на фонетику артикуляторную, изучающую производство звука, фонетику акустическую, исследующую результат звукопроизводства, и фонетику аудитивную (или перцептивную), имеющую дело с восприятием звука.

Синхронную и историческую (диахронную)

Описательную и нормативную

Теоретическую и прикладную.

Какой же смысл изучать акустические и физиологические свойства звука? Изучая новые языки (или обучая кого-либо языку) нужно учитывать свойства звуков данного языка. Важно их знать и при разработке алфавита для бесписьменного языка. Общепризнанно значение фонетики и для логопедии. Во всех этих случаях ясно проступает прикладное, практическое значение фонетики.

Но в чем состоит значение фонетики как языковедческой теоретической дисциплины? Теоретический смысл изучения звуковой стороны языка заключается в том, что без учета звуковых изменений нельзя дать научную историю ни лексики, ни грамматического строя. Понять звуковые изменения невозможно без знания свойств звуков.

6. Фонетика, звук, гласные и согласные

Фонетика- раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства.

Звук как единица языка.

Звук-это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека.

Звуки гласные и согласные.

Все звуки в русском языке делятся на гласные и согласные. Гласные звуки (6 шт.) - это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки, они состоят в основном из голосового тона при полном отсутствии шума.

Таблица 1.

ПодъемПереднийСреднийЗадний ряды ВерхнийиыУ Среднийэ о Нижний а

Примечание: подъём языка к небу - способ образования, ряд - место образования (место подъёма языка).

В зависимости от того, падает на гласную в слове ударение или нет, все гласные звуки делятся на ударные (характеризуются полным произношением) и безударные (редуцированные) звуки.

Согласные звуки (37 шт.) - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума.

От того, как участвуют в образовании согласных звуков голос и шум, согласные звуки делятся на:

Шумные, которые в сою очередь делятся на звонкие (образуются шумом при помощи голоса): [б], [в], [г] [д] [ж] [з] [б"] [в"] [г"] [д"] [з"]; и глухие (образуются только при помощи шума): [п], [ф], [к], [т], [ш],[с],[х],[ц], [ч"], [п"], [ф"], [к"], [х"]. [т"],[с"].

Согласные звуки делятся на твёрдые ([б], [п], [в], [ф], [д], [т], [з], [с], [ц], [ж], [ш], [г],[к], [х], [м],[л],[н],[р]) и мягкие ([б"], [п"], [в"], [ф"], [д"], [т"],[з"],[с"],[г"],,,[м"][л"],[н"],[р"]).

Согласные звуки могут составлять между собой пары по ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ ([б] - [п], - [п"], [в] -[ф], [в"] - [ф"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] -[ш],[г] - [к], [г"] - [к"]) и по ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ ([б] - [б"], [п] - [п"]. [В] - [В"], [ф] - [ф"], [Д] -[Д"], [т] - [т"], [з] - [з"], [с] - , [г] -[г"], [м] - [м"], [л] - [л"], [н] - [н"], [р] - [р"]).

Некоторые согласные не входят в эти пары, они называются непарными: звонкие [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"],, глухие звуки [х], [ц], [ч"], твердые звуки [ж], [ш], [ц] и мягкие [ч"], [щ"], .

Из-за своего звучания звуки [ж], [ш], [ч] называются шипящими, а [з], [с] - свистящими. Звуки [ц] и [ч] называются аффрикаиами. так как они представляют собой слитное сочетание звуков: [тс] и [тш].

Сильные и слабые позиции звуков.

В речи все звуки стоят либо в сильной (произносятся более четко), либо в слабой позиции. Сильной для гласных звуков является ударная позиция, а безударная - слабой (ср. до?м - дома?). Для согласных звуков сильной является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], [ы], (грибы), а слабой - в конце сова (гриб - [грип], позиция перед звонкими и глухими согласными, в которой парные по глухости-звонкости согласные не различаются (проезд [проезт]).

Вопросы темы:

2. Фонетика как раздел языкознания. Предмет и задачи фонетики.

3. Разделы фонетики.

4. Методы фонетики.

Слово «современный»указывает на то, что это язык, которым мы пользуемся в настоящее время. Однако вопрос о хронологических границах понятия «современный» в лингвистической литературе толкуется по-разному: распространенным является мнение, что имеют в виду период «от Пушкина до наших дней». Академик В. В. Виноградов приблизил нижнюю границу этого понятия к нашему времени, высказав мысль о том, что границы современного русского языка – это время с девяностых годов ХIX в. до наших дней. Дальнейшее уточнение понятия «современный» находим в книге К. С. Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка». Автор книги полагает, что современным русский литературный язык становится с конца тридцатых – начала сороковых годов ХХ в. Именно к этому времени складывается новая по своему социальному составу интеллигенция. Это приводит к заметным изменениям в нормах как словоупотребления, так и произношения и ударения.

При таком понимании хронологических границ современного русского языка классическая литература ХIX и начала ХХ веков должна рассматриваться как мощный источник, питающий современный литературный язык в значительной части норм грамматики, словоупотребления, ударения и произношения. Понятие «русский» указывает на то, что этот язык принадлежит русскому народу. Русский язык включает всю совокупность языковых средств русского народа: литературный язык, территориальные диалекты, социальные жаргоны и городское просторечие.

Литературный язык – это высшая форма национального языка, характеризующаяся строгой нормативностью. Языковая норма, по определению С. И. Ожегова, «есть исторически обусловленный факт, проявление исторических закономерностей развития языка и типичных для каждой эпохи тенденций развития, поддержанное и одобряемое обществом в его языковой практике. Следовательно, норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа существующих, наличествующих, образуемых вновь и извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной в широком смысле оценки этих элементов». Норма – основной признак литературного языка. Все, что не соответствует норме, является отступлением от общепринятых правил, относится к ненормированной речи. Соблюдение единых норм всеми носителями данного языка облегчает процесс коммуникации, поэтому соблюдение языковых норм обязательно для всех, кто пользуется литературным языком.

Литературный язык функционирует в двух формах – устной и письменной. Устная речь предшествовала письменной. В устной форме литературного языка более простой синтаксис, часто употребляются неполные предложения, нарушается порядок слов, используются обиходно-бытовые и просторечные слова. В письменной речи строго выдерживаются нормативные требования как в употреблении лексики, так и грамматических

форм. В письменной речи строго выдерживаются нормативные требования графики, орфографии и пунктуации, тщательно отбирается лексика и фразеология.

Наконец литературный язык имеет развитую систему функциональных стилей, т.е. с помощью номинативных ресурсов русского литературного языка кодируются все реалии, могущие стать предметом мысли русского человека; а тексты, написанные на литературном языке, кодируют и сохраняют во времени знания русскоговорящих об универсуме.

1.2. Фонетика как раздел языкознания.
Предмет и задачи фонетики

Фонетика (от греч. φωνή – «звук») – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. Данная научная дисциплина исследует явления, относящиеся к двум уровням звукового строя языка – сегментному и суперсегментному. «Сегментные» означает отрезок: речевой поток членится на отрезки разной длины. Самыми кратчайшими, далее неделимыми фонетическими единицами – отрезками, сегментами речевого потокаявляются звуки речи. Они располагаются в потоке речи друг задругом, образуют последовательность, цепь, линию. Сегментные фонетические единицы – это обобщенные отрезки речевой цепи, получаемые в результате ее последовательного линейного членения. Базисная единица сегментной фонетики – фонема, которая реализуется в речи в виде конкретных звуков. Таким образом, основными сегментными фонетическими единицами в русском языке являются звук и фонема (на фонетическом и фонологическом уровнях).

Объединение сегментных единиц в более крупные единицы осуществляется благодаря суперсегментным единицам. Суперсегментные (или надсегментные, просодические или интонационные) – единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность), образуют при этом новое единство. Они как бы накладываются на сегментные единицы. Суперсегментными единицами являются слог (по М. В. Панову), ударение и интонация. Благодаря суперсегментным единицам образуются такие единицы линейного членения речевого потока, как слог, фонетическое слово, синтагма (или речевой такт), фраза.

Цель фонетики как учебной дисциплины – научить правильно, неискаженно оценивать факты живой речи. Фонетика требует от каждого, кто начинает ее изучать, изменения точки зрения на звучащую речь: звуковая речь «главнее» письменной. Каждый человек говорит больше, чем пишет, а слушает обычно больше, чем читает. Сначала человек учится говорить, а лишь потом – писать. Навыки письменной речи ложатся поверх навыков речи устной и во многом зависят от них. Физиологи отмечают, что даже когда человек читает «про себя» (не вслух), когда просто думает, он не свободен от навыков говорения. Когда человек говорит вслух, в мышцах органов речи, например, в языке, усиливаются биотоки, которые можно зарегистрировать с помощью приборов. Но и когда человек о чем-нибудь усиленно думает (например, решая задачу), биотоки в мышцах языка усиливаются, как при говорении. О таком феномене писал великий русский физиолог И. М. Сеченов: усиление биотоков говорит о заторможенном движении, о том, что мышцы активизированы.

В фонетике очень важно различать звук и букву. Например, в звуковой оболочке слова «мята» буква «я» обозначает не два звука, а звук [а] после мягкого согласного: [м’́áтъ].

Письмо – «одежда» устной речи, оно передает, изображает устную речь. Звук произносят и слышат, букву пишут и читают. Прочесть букву – значит произнести звук, который эта буква обозначает. Разницу между буквой и звуком можно увидеть на следующем примере: в строках
Ф. И. Тютчева «Слезы людские, о слезы людские, / льетесь вы ранней и поздней порой…» нет ни одного звука [э].

Звук– минимальная нечленимая единица речевого потока, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определенными акустическими и перцептивными (перцепция – от лат. percipere – восприятие) свойствами. Буква– письменный знак в алфавите данного языка, обычно соответствующий определенному звуку. Алфавитсистема письменных знаков, представляющих звуковой облик слова посредством символов, изображающих отдельные звуковые элементы. В русском алфавите 33 буквы. Две буквы – Ъ и Ь – звуков не обозначают; 10 букв – А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, – служат для обозначения гласных звуков; остальные буквы (21) служат для обозначения согласных звуков.

С теоретической точки зрения значение фонетики обусловлено тем, что она изучает звуковую оболочку, являющуюся материальной формой выражения содержания языка:

1) фонетика объясняет звуковые явления в языке, напр., позиционные чередования звонких и глухих и т.д.;

2) фонетика объясняет грамматические явления, связанные с фонетическими чередованиями: отбросить – отбрасывать; рука – ручка и др.;

3) фонетика помогает установить происхождение отдельных слов, установить родственные связи между словами (горло – ожерелье; конец – начало и под.), а также найти родственные связи между языками;

4) поскольку фонетическая подсистема языка носит замкнутый характер и содержит небольшое количество единиц, учебное значение фонетики состоит в том, что она учит филолога понимать, что язык – единая, стройная, внутренне согласованная целостность; многие закономерности языка проще понять на фонетике;

5) замкнутость и внутренняя логичность фонетической подсистемы делает фонетику эффективной площадкой для испытания новых лингвистических теорий.

Практическое значение фонетики заключается в следующем:

1) фонетика необходима для овладения правилами нормативного, литературного произношения родного языка;

2) изучение иностранного языка всегда начинается с фонетического курса: чтобы овладеть языком, необходимо научится выговаривать его звуки;

3) данные фонетики используются логопедами, которые исправляют недостатки в произношении звуков, и сурдопедагогами, которые учат звуковому языку глухонемых;

4) данные фонетики используются также в телефонной связи для улучшения пропускной способности телефонных линий.

Таким образом, русская фонетика – это раздел языкознания, который изучает звуковую сторону русского литературного языка, ее изменения и закономерности сочетания звуковых единиц и надлинейных средств в речевом потоке для осуществления коммуникации.

Разделы фонетики

В зависимости от объема материала, который является объектом фонетики, различают общую фонетику, сопоставительную и частную. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка, т.е. универсальные признаки языка Человека. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких языков. Частная фонетика изучает особенности звуковой стороны отдельного языка. Русская фонетика – это частная фонетика. В частной фонетике выделяются также такие дисциплины, как артикуляторная фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, фонология, акцентология (учение о словесном ударении), интонология (учение об интонации).

Поскольку изучение языка ведется как в синхронном, так и диахронном аспекте, в частной фонетике отдельного языка различают описательную и историческую фонетику. Описательная фонетика изучает звуковую сторону языка в определенный период его развития, как правило, на современном этапе. Историческая фонетика исследует формирование и развитие звуковой системы на протяжении долгого времени. История звуковых средств языка прослеживается в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности, диалектной речи и т.д.

В основе описательной фонетики может лежать как акустическая характеристика звуков речи, так и артикуляторная. Акустические и артикуляторные характеристики звуков основываются на результатах, полученных с помощью экспериментально-фонетических методов.

Экспериментальная фонетика при помощи инструментальных методов изучает акустическую и физиологическую стороны звуковой системы языка.

С развитием науки о языке области фонетических исследований расширяются. Так, появилась новая отрасль – социофонетика. Данный термин появился относительно недавно. Считается, что впервые он был употреблен в 1974 г. в неопубликованной диссертации Дэзэ-Лафонтена. С этого времени термин начинают изредка использовать в исследованиях, нацеленных на выявление взаимозависимости фонетико-фонологической формы и некоторых социальных факторов, таких, как стиль речи и происхождение говорящего. В справочной лингвистической литературе термин социофонетика был впервые упомянут лишь в 2003 г.

Методы фонетики

Описательная фонетика изучает живую разговорную речь и использует для этого два метода: 1) метод непосредственного чувственного наблюдения или самонаблюдения (направлено прежде всего на мышечное чувство говорящего), 2) экспериментальный метод.

Первый метод заключается в том, что говорящий или слушающий, воспринимая звуковую речь, вычленяет в ней такие речевые элементы, как фонетические фразы, речевые такты, фонетические слова, слоги и звуки. При помощи чувственного наблюдения можно определить способ образования того или иного звука, его отличия от других звуков. Такой метод страдает субъективностью.

Экспериментальные методы проводятся при помощи специальных приборов и приспособлений, аппаратуры, позволяющей объективно определить самые глубинные свойства звуковых элементов. При этом экспериментальные методы членятся на отдельные приёмы: соматические (наблюдают за положением речевого аппарата, отдельных его органов), пневматические (измеряют речевое дыхание при произнесении звука, следят за образованием шумы, возникающих в результате движения воздушной струи), электроакустические (определяют число основных голосовых колебаний, их амплитуду, число обертонов и т.д.), экспрессивные (позволяют синхронно описать речь, мимику и жесты говорящего).

Изучением звуковой стороны языка с помощью специальных приборов и методов занимается экспериментальная фонетика. Среди экспериментальных фонетических методов выделяют акустические (для изучения акустических свойств звуков) и соматические (в основе их – регистрация движений органов речи). К акустическим методам относят спектрографический и осциллографический. Осциллограф превращает звуковые колебания в электрические, которые записываются на бумажной ленте или кинопленке. Спектрограф дает возможность получить мгновенную спектрограмму, которая фиксирует спектр звука, т.е. совокупность значений амплитуд его частотных составляющих. Сонограф также выдает спектрограмму, но динамическую. Интонограф записывает смену частоты основного тона и интенсивности звука в виде интонограмм (вертикальных линий). К соматическим методам относят рентгенографический. Рентгенограф дает профильный снимок всех органов речи. На рентгенограмме более четко видны кости. Томограф обеспечивает четкое фиксирование мягких органов речи. Палатограф регистрирует место касания языка к нёбу, а одонтограф – языка к нижним зубам. Используют также фотографию для фиксации работы губ в процессе речи.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое значение имеет слово «современный» в названии изучаемой дисциплины?

2. Чем отличается литературный язык от диалектного?

3. Что изучает русская фонетика?

4. В чем заключается отличие суперсегментных фонетических единиц от сегментных единиц?

5. На что направлено внимание говорящего при использовании метода самонаблюдения?

6. Какие вы знаете приборы для изучения различных аспектов работы органов речи?

7. Какие признаки литературной разновидности русского национального языка вам известны?

Практические задания

Задание 1 . Определите, какие звуки произносятся на месте букв Е, Ё, Ю, Я в следующих словах : мята, енот, перепись, нянчить, соединить, синее, ещё, её, ягуар, Ямайка, ершистый, подьячий, безъядерная, ювелирное, подъехать, вьюга, счастье, копьё, пятак, лесное, семьянин, мята, союз, мясная, месяц, часы, японское, длинношеее.

Задание 2 . Определите, какие функции выполняет Ь в следующих словах : ноль, пьедестал, рожь, дверь, уберёшь, улыбаться, мышь, семья, достанешься, будьте, полью, моль, вьюга, Кузьмич, сентябрьский, подьячий.

Задание 3 . Затранскрибируйте ряды слов. Отметьте случаи влияния проклитики на звуковую оболочку слова : апорт – аборт – об борт, вроде – в роде – в пуде, осанка – о санках – об останках, настойка – «О, стой-ка!» – перестройка, без дна – бездна – безнравственный, от души – ад души – отдушина.

Задание 4 . Затранскрибируйте слова, найдите в них согласные и гласные, определите степень редукции гласных : вода, молоко, встреча, фонарь, весь, минутка, прицел, рожь, объем, улыбаться, спецзадание, экзамен, сошью, парашют, живой, женственный, убаюкивать.

Задание 5 . Восстановите смысловое членение текста. Затранскрибируйте особым образом записанный текст, учитывая его деление на фонетические слова, речевые такты и фразы.

Стариквсеромкамзолелюбилрассказыватьвнукуразныеисториионрадовалсятомучтодажевконцесвоегопутинашёлхотькакоетопредназначениеблагодарякоторомулегчежитьиощущатьсебянужнымлюдямвзнакомомемуссамогодетстваоткрытомполеоколостаройфермысоднясвоегопоявленияпринадлежавшейихпредкампроходилитевстречизанимающиедругдругаиприносящиенесказанноеудовольствиефермаэтаполуторавековаясокровищницадостопочтенныхуилкинсовславиласьвомногихземляхдобротнымимускуснымибыками.

Задание 6 . Затранскрибируйте текст. Какие слова автор стихотворения, по-видимому, произносит в соответствии с сейчас уже устаревшей, но ещё не так давно существовавшей нормой русской орфоэпии? Как это можно понять?

Но сегодня ты с утра пел, готовил би́гос,

Ты был весел, мир был мил, крепок был союз,

Но морщинка на щеке – та, что я влюбилась,

Превратилась в тонкий шрам, в тот, что я боюсь.

Задание 7 . Найдите в тексте фонетические слова, в которых наблюдаются явления проклизы и энклизы. Затранскрибируйте эти слова. Как называется диакритический знак, обозначающий слитность произношений?

Когда я закрыл за собой дверь, длинный человек замолчал и повернулся ко мне. Только тогда мне удалось толком его разглядеть. На нём оказался строгий костюм, галстук бледно-синего цвета, из кармана пиджака выглядывал аккуратно сложенный платок с голубым отливом. Нос же его прямо смотрел на меня, указывая, как казалось, свысока каждому, кто находился перед ним, на своё место.

Похожие публикации