Куда попадает душа после смерти человека. Что происходит с душой после смерти

Что говорят о смерти мировые религии и обычаи укоренившиеся в обществе людей? Кто несёт ответственность за ложные учения о смерти и как Библия помогает избавиться от ложных представлений о смерти ? Книга — Думай и Богатей!

Ложное представление о смерти

На протяжении всей истории человечества людей озадачивала и устрашала мрачная перспектива смерти. Страх перед смертью подогревался ложными
вероучениями, а также популярными обычаями и укоренившимися представлениями людей.

Этот страх может лишать человека радости жизни и подрывать его уверенность в том, что в жизни есть смысл.

Помните, что Бог сказал первым людям об их будущем? «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:28). Какая замечательная перспектива!

2. Ложное учение. Люди умирают потому, что Бог забирает их к себе.

Одна 27-летняя мать, умирая и оставляя троих детей, сказала католической монахине: «Не нужно мне говорить, что это воля Божья… Я ненавижу, когда
мне это говорят» . Да, многие религии учат, что Бог забирает людей к себе, чтобы они были там, где он.

Действительно ли Бог так жесток и навлекает на людей смерть, хотя знает, что для нас это большое горе? Нет, Бог Библии не может так поступать.

В 1 Иоанна 4:8 говорится, что «» . Обратите внимание: здесь не сказано, что Бог проявляет любовь или ему присуща любовь, но что он есть любовь.

Божья любовь настолько сильна, чиста и совершенна, она столь неотъемлемая часть его личности и всех его дел, что Бога можно назвать самим олицетворением любви. Нет, Бог не забирает людей к себе, чтобы они были там, где он.

По вине ложной религии многие заблуждаются относительно того, где и в каком состоянии находятся умершие. Рай, ад, - эти и подобные понятия либо невразумительны, либо откровенно наводят ужас.

В Библии же, напротив, говорится, что мёртвые находятся в бессознательном состоянии, которое во многом сходно со сном (Екклесиаст 9:5, 10; Иоанна 11:11-14).

Поэтому нам не стоит волноваться о том, что будет с нами после смерти, так же как мы не волнуемся о ком-то, кто крепко спит. Иисус предсказывал время, когда «все находящиеся в памятных склепах» (Иоанна 5:28, 29; Луки 23:43).

3. Ложное учение. Бог забирает к себе маленьких детей, чтобы сделать их ангелами.

Элизабет Кюблер-Росс, проводившая наблюдение за неизлечимо больными людьми, обратила внимание на то, о чём обычно говорят верующие. По поводу
одного случая она писала: «Как не мудро говорить ребёнку, потерявшему братика, что Бог очень любит малышей, поэтому он забрал Джонни на небо».

Подобные слова искажают представления о Боге, а также никак не согласуются с чертами личности Бога и с его поступками. Д-р Кюблер-Росс продолжает: «Когда эта девочка выросла, она не могла избавиться от чувства негодования по отношению к Богу. А через тридцать лет, когда она потеряла маленького сына, чувство горечи переросло в депрессивный психоз».

Нужно ли Богу отбирать у родителей ребёнка, чтобы сделать его ещё одним ,- как будто Богу этот ребёнок нужен больше, чем его родителям?

Если бы Бог действительно забирал детей к себе, то это было бы жестоко и эгоистично. Библия же, напротив, говорит, что «любовь от Бога» (1 Иоанна 4:7).

Может ли любящий Бог быть причиной трагедии, с которой трудно смириться любому порядочному человеку?

Чем же объяснить смерть детей? Ответ частично находится в книге Екклесиаста 9:11: «Время и случай для всех их».

А в Псалме 50:7 сказано, что все люди грешны и несовершенны начиная с момента зачатия, и поэтому все в конце концов умирают по той или иной
причине. Иногда смерть постигает младенца ещё в утробе матери, и он рождается мёртвым.

Другие дети умирают в результате плохих условий жизни или несчастного случая. Бог не виноват в их смерти.

4. Ложное учение. Некоторых после смерти ожидают муки.

Многие религии учат тому, что грешники после смерти попадают в ад, где их ожидают вечные муки. Согласуются ли эти учения со здравым смыслом и с
Библией? Люди живут в среднем 70-80 лет. Даже если кто-то всю жизнь совершал страшные злодеяния, будет ли справедливо мучить его за это вечно?

Нет. Было бы крайне несправедливо мучить человека вечно за грехи, которые он совершал в течение своей короткой жизни.

Только Бог может открыть нам, что происходит после смерти, и он рассказывает об этом в своём Слове, Библии. Там говорится: «Как те [животные] умирают, так умирают и эти [люди], и одно дыхание у всех… Все идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах» (Екклесиаст 3:19, 20).

Адское пламя здесь даже не упоминается. Когда человек умирает, он возвращается в прах, то есть перестаёт существовать.

Для того чтобы испытывать муки, человек должен быть в сознании. Находятся ли умершие в сознании? Библия даёт ответ: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению» (Екклесиаст 9:5). Умершие ничего не знают и не могут чувствовать никакой боли.

5. Ложное учение. Со смертью мы перестаём существовать навсегда.

Со смертью мы перестаём существовать, но не обязательно навсегда. Верный Богу Иов знал, что когда он умрёт, то будет в могиле. Но он всё же молился Богу:

«О, если бы Ты в преисподней [могиле] сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдёт гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне! Когда умрёт человек, то будет ли он опять жить? […] Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ» (Иов 14:13-15).

Иов верил, что, если он останется верным Богу до смерти, Бог в своё время вспомнит о нём и воскресит его. В это верили все Божьи служители в древности.

Иисус сам подтвердил эту надежду, показав, что Бог через него будет воскрешать умерших. Христос заверил: «Настаёт час, в который все находящиеся в памятных склепах услышат его [Иисуса] голос и выйдут: кто делал добро - для воскресения жизни, а кто поступал порочно - для воскресения суда» (Иоанна 5:28, 29).

Вскоре Бог уничтожит всё зло и установит новый мир под правлением небесного Царства (Псалом 36:10, 11; Даниил 2:44; Откровение 16:14, 16).

Страха не будет

Надежда на воскресение, а также знание о том, кто воскресит людей, утешает. Иисус обещал: «И познаете истину, и истина освободит вас» (Иоанна 8:32).

Истина также освобождает от страха перед смертью. Иегова - единственный, кто может обратить вспять процесс старения и устранить смерть, даруя нам вечную жизнь. Можно ли верить обещаниям Бога? Да.

Потому что слово Бога всегда исполняется (Исаия 55:11). Узнавать больше о Божьих намерениях для людей.

В этом тебе могут помочь живущие в твоей местности.

Некоторые распространённые ложные представления о смерти

1. Смерть - естественное завершение жизни.

2. Люди умирают потому, что Бог забирает их к себе.

3. Бог забирает к себе маленьких детей, чтобы сделать их ангелами.

4. Некоторых после смерти ожидают муки.

5. Со смертью мы перестаем существовать навсегда.

Что говорит Библия о смерти

1. Затем Бог благословил их и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю, возделывайте её и господствуйте над морскими рыбами, над созданиями, летающими в небесах, и над всяким живым существом, которое передвигается по земле». Но не ешь с дерева познания добра и зла, потому что в день, в который съешь с него, непременно умрёшь» (Бытие 1:28; 2:17).

А потому, как через одного человека грех вошёл в мир, а через грех - смерть, и таким образом смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили… (Римлянам 5:12).

2. То всякая плоть лишится жизни и человек возвратится в прах (Иов 34:15).

А кроткие наследуют землю и насладятся обилием мира. Праведные наследуют землю и будут жить на ней вечно.  Небеса - небеса принадлежат Иегове,
а землю он дал сыновьям человеческим (Псалом 36:11, 29; 113:24).

3.  Вот, в беззаконии я был рождён в муках, и в грехе зачала меня мать. Благослови Иегову, о моя душа. О Иегова, мой Бог, ты очень велик. Ты облечён
в достоинство и великолепие. Делаешь своих ангелов духами, своих служителей - всепожирающим огнём (Псалом 50:7; 103:1, 4).

Также об ангелах он говорит: «Он делает своих ангелов духами и своих служителей - огненным пламенем. Не все ли они духи для служения,
посылаемые служить тем, кто унаследует спасение? (Евреям 1:7, 14).

4. Выходит дух его, и он возвращается в свою землю. В тот день исчезают его мысли (Псалом 145:4).

Живые знают, что они умрут, а мёртвые ничего не знают, и нет им больше вознаграждения, потому что память о них предана забвению. Всё, что может
делать твоя рука, делай, прилагая все силы, потому что в шео́ле - месте, куда ты пойдёшь,- нет ни работы, ни замыслов, ни знания, ни мудрости (Екклесиаст 9:5, 10).

Потому что плата греха - смерть, а дар Бога - вечная жизнь благодаря Христу Иисусу, нашему Господу (Римлянам 6:23).

5. Если умрёт человек, сможет ли он снова жить? Все дни моего рабства я буду ждать, пока не придёт моё освобождение. Ты позовёшь, и я отвечу тебе.
Ты затоскуешь по делу своих рук (Иов 14:14, 15).

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ О СМЕРТИ = «Когда приходит смерть и забирает наших любимых, наш дом становится таким пустым и тоскливым» (Стивенс). Всякий, кто пережил смерть любимого, может подтвердить эти слова. Как нам справляться с утратой близкого человека? Какую помощь предоставляет нам Библия, когда мы пытаемся выбраться из бездны отчаяния? Прежде чем досконально ответить на эти вопросы, давайте разберём, что говорит о смерти Писание. Понять библейское учение о смерти чрезвычайно полезно. Христиане могут относиться к смерти не так, как другие люди, и правильное отношение поможет нам принять факт смерти и найти утешение. Библия учит, что смерть - это отделение духа от тела. Человек состоит из плоти и духа. В 1 Фес. 5:23 говорится о «духе и душе и теле» человека. «Дух» - это то, что вечно в человеке; «тело» - это физическая часть человека; «душа» - это, по крайней мере в этом отрывке, жизненная сила, то, что делает человека живым, даёт ему жизнь. (См. Мф. 10:28; 2 Кор. 4:16-5:8). Иаков писал: «тело без духа мертво» (Иак. 2:26; см. Еккл. 12:7). Духовная смерть - это разлучение с Богом (Еф. 2:1, 12), а вечная смерть - это вечное отделение от Бога (2 Фес. 1:7–9; см. Международное Библейское Общество; Российское Библейское Общество). Физическая смерть всех людей - это следствие греха Адама (Быт. 3:1–4, 22, 23; Рим. 5:12). Смерть отдельного человека необязательно является следствием его собственного греха; невинные умирают так же, как и виновные. Смерть приходит ко всем. В Евр. 9:27 говорится: «…Людям положено однажды умереть, а потом суд». Только те люди не умрут, которые будут ещё в живых, когда вернётся Христос (1 Кор. 15:51–53). Все великие люди Библии умерли: и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Иосиф, и Моисей, и Давид, и Стефан, и Иаков - все, за исключением Еноха и Илии. Даже Иисус Христос, Сын Божий, умер (Фил. 2:8). В Еккл. 12 жизнь представлена ценной и хрупкой, а смерть неизбежной: «доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодцем» (Еккл. 12:6). Без всякого преувеличения, смерть настолько же естественна, насколько и жизнь. Как бы долго мы ни жили, смерть приходит скоро. Псалмопевец сказал: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89:10; см. ст. 1–6; Иов 14:1). Иаков писал: «вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:14). Ибо умирающему человеку, или человеку, теряющему любимого, почти всегда кажется, что смерть приходит слишком рано. К тому же, смерть часто приходит внезапно, когда её не ждёшь (Лк. 12:20). В Библии смерть называется «врагом» (1 Кор. 15:26). Слово «жизнь» используется метафорически в отношении Бога и добра, а «смерть» - в отношении зла (см. Втор. 30:19). В Ветхом Завете со смертью ассоциируются беззаконие (Пс. 17:5), болезнь (Пс. 29:3, 4), враги (Пс. 9:14) и несправедливость (Пс. 114:3). «Смерть изображается ненасытной (Авв. 2:5), как сила, поглощающая людей (Пс. 17:5, 6; Прит. 13:14), и как город, в котором заключены мёртвые (Иов. 38:17; Пс. 9:14)» (Беллис). Следовательно, смерть была не другом, которому всегда рады, а противником, которого нужно избегать. Когда христиан в первом веке предавали смерти за их веру, они не стремились к мученичеству. Павел сказал, что готов был «умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» (Деян. 21:13). Тем не менее, когда иудеи замышляли поймать и убить его, он избежал смерти, обратившись к кесарю (Деян. 25:1–11; см. также описание заговора в Деян. 23:12–33). Представление, что истинный верующий должен стремиться к мученичеству, чтобы быть благословлённым с избытком в жизни после смерти, чуждо библейскому учению. Библия учит тому, что жизнь драгоценна, а смерть - это прекращение жизни. Как следствие, лишение человека жизни последовательно осуждается (Быт. 4:8–11; 9:6). Закон Моисея гласил: «Не убивай» (Исх. 20:13). Убившие по неосторожности или непреднамеренно по Закону не подлежали смертной казни, но они всё равно несли наказание за то, что причинили смерть. Они должны были бежать в один из городов-убежищ и оставаться там до смерти первосвященника (Исх. 35:25). Новый Завет также запрещает убийство (Мф. 19:18; Рим. 13:9; Иак. 2:11; Отк. 21:8). С библейской точки зрения, жизнь настолько ценна, что сама мысль о самоубийстве должна быть отвергнута. Если взять содержание Библии - со всеми слабостями, несчастьями и греховностью её главных персонажей, - то удивительно, что текст фиксирует так мало самоубийств среди Божьего народа. Почему? Потому что человеческая жизнь ценна: люди сотворены по образу Божьему, и у нас нет права лишать жизни людей или даже лишать жизни самих себя! Для христиан, в отличие от некоторых культур в истории, самоубийство не может считаться достойным способом завершения жизни. Сегодня, как и в библейские времена, смерть любимого человека - это повод для скорби. Когда умер Иаков, скорбели и египтяне и израильтяне (Быт. 50:3, 10). Когда умер Лазарь, горевали члены его семьи и друзья (Ин. 11). Некоторые христиане считают, что скорбь или печаль по умершему другу или члену семьи свидетельствует о недостатке веры. В их понимании, идеальная реакция на смерть любимого человека - что-то вроде стоицизма, мужество, демонстрирующее отсутствие эмоций. Однако стоицизм был добродетелью у греков, а не у христиан. Когда умирает последователь Христа, христианам следует скорбеть. Павел писал: «Не хочу же оставить вас, братья, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4:13). Христиане скорбят; когда хоронили Стефана, мужи «сделали великий плач по нём» (Деян. 8:2; см. также Деян. 9:39). На могиле Лазаря «Иисус прослезился» (Ин. 11:35). То, что Новый Завет считает скорбь правомерной, выражено в словах «плачьте с плачущими» (Рим. 12:15; см. также Деян. 20:37, 38; Фил. 2:27). Хотя христианам позволено горевать, мы должны помнить, что смерть не является концом существования человека. Ветхий Завет содержит намёки на то, что умершие будут жить снова (2 Цар. 12:23; Иов. 14:7–14; Пс. 22:6; Еккл. 12:5–7), что умершие будут воскрешены к жизни (Дан. 12:2; 1 Цар. 2:6; Иез. 37:1–14) и что Бог, в конце концов, упразднит смерть (Ис. 25:8). Тот факт, что о смерти часто говорится как о «сне», подразумевает продолжение существования. Спящие рано или поздно просыпаются. Преображение Иисуса доказывает, что, хотя Моисей и Илия умерли задолго до того, они по-прежнему были живы в дни Иисуса (Мф. 17:1–5). Люди после смерти сохраняют свою индивидуальность (Лк. 16:19–31). Все мёртвые воскреснут (Ин. 5:28, 29), будут судимы и навечно попадут либо в рай, либо в ад (Мф. 25:31–46). В большинстве культур в истории человечества верили в загробную жизнь. Древние египтяне верили в жизнь после смерти и готовились к ней. Греки считали, что после смерти человек пересекает реку Стикс и отправляется в подземный мир, где будет награждён или наказан. Римляне рассматривали «жизнь как тюрьму, срок, который должен был отбыть дух, прежде чем сможет освободиться и занять своё место в славном Млечном Пути». Некоторые американские индейцы надеялись, в конце концов, отправиться в рай. Через Христа христиане смогут победить смерть. Христос освободил Своих учеников от рабства страха смерти (Евр. 2:14, 15; см. 2 Тим. 1:10). Христианин «перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5:24), он, «если и умрёт, оживёт» (Ин. 11:25, 26). Хотя Бог допускает, чтобы Его дети умерли и даже умерли мученической смертью (Деян. 7:52; 12:2; 22:4), верным Он даёт вечную жизнь (Отк. 6:9–11; 7:9–17). Наша надежда на вечную жизнь опирается на тот факт, что мы восстанем из могилы, одержав победу над смертью (1 Кор. 15:54–57) - победу, ставшую возможной благодаря воскресению Христа (1 Кор. 15:20–22). Бояться смерти естественно, ибо смерть - это путешествие, из которого никто не возвращается. Даже Иисус боялся умирать (Мф. 26:39). Но так как христиане будут жить снова, мы можем преодолеть страх смерти и сказать вместе с Павлом: «Ибо для меня жизнь - Христос и смерть - приобретение» и «разрешиться и быть со Христом… несравненно лучше» (Фил. 1:21, 23). Гонимым святым в новозаветные времена Иисус сказал: «Не бойся; Я… был мёртв, и вот жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Отк. 1:17, 18). Они черпали утешение из слов, подобных следующим: «блаженны мёртвые, умирающие в Господе… они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Отк. 14:13; см. Пс. 115:6). В конце концов, после суда Бог упразднит смерть, после чего праведники будут жить с Ним вечно в месте, где нет смерти. Своей смертью Иисус «лиши[л] силы имеющего державу смерти, то есть дьявола» (Евр. 2:14). Когда в день Господень мёртвые воскреснут, Его победа над смертью будет полной: «Последний же враг истребится - смерть» (1 Кор. 15:26). Тогда мы увидим исполнение слова написанного: «Поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:54). Также «смерть и ад повержены в озеро огненное» (Отк. 20:14). А спасённые будут продолжать существовать на небесах, где «отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4). Страх смерти понятен, но больше бояться нужно другого - вечной смерти. Иисус сказал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Бояться нужно Бога (см. Еккл. 12:13); «судьба, которая хуже смерти», - это «смерть вторая» в аду (Отк. 20:14, 15). Когда христианин ставится перед выбором неповиновения Богу или гонения, правильной реакцией для него будет сказать, как сказали апостолы: «Должно повиноваться больше Богу, нежели людям» (Деян. 5:29). «Важно помнить, что цель сохранить собственную физическую жизнь любой ценой, преследуемая миром, не является наивысшей целью для христианина: послушание Богу и верность Ему при любых обстоятельствах намного важнее» (Грудем). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В случае смерти утешение надо искать в Библии. Так как, в конце концов, христиане одержат победу над смертью, нам не нужно бояться смерти, а стоит ожидать награды, которая затем последует (см. Тим. 4:6–8). Понятно, что утешение, которое предлагает Библия, - только для христиан. Боб Хендрен хорошо сказал: «[В Фил. 1:23] Павел говорит о смерти как о "приобретении". Он может сказать это, потому что для него смерть означала больше Христа!…» Кто-то сказал, что этот отрывок лучше всего можно понять, если рассматривать его как уравнение, где «Ибо для меня жизнь» - это Х; «[для меня] смерть» - это Y. Если под Х подставить что угодно, кроме Христа, то для Y невозможно быть «приобретением». Посмотрите: Для меня жизнь - богатство; умереть означает потерять всё это. Для меня жизнь - власть; умереть означает потерять контроль. Для меня жизнь - удовольствие; умереть означает лишиться. Возьмите любую комбинацию, и всегда результат будет одинаковый. Пока жизнь для вас не означает Иисус Христос, смерть не может быть приобретением. Если мы хотим, чтобы смерть была приобретением, то мы должны обратиться к Христу и жить для Него.

Состояние человека после смерти – вопрос, который во все времена привлекал своей загадочностью, в результате чего возникло множество разных теорий, которые так или иначе влияют на сознание людей, особенно в преклонном возрасте.

На сегодня наиболее распространенными являются следующие версии загробной участи. Одни, атеисты, под смертью подразумевают конец всего, поэтому предсмертное состояние у них отмечается особой агонией. Другие, также атеисты, но более прогрессивные, украдкой следят за деятельностью ученых типа организации "Клондайк" в надежде на то, что в будущем их "воскресят" научным способом. Третьи, сторонники восточных религий, рассчитывают на определенное перевоплощение в зависимости от результата оценки их жизни. Преобладают добрые поступки – попадут в следующей жизни в богатую семью, если же зле – придется отбывать наказание в образе животного. Именно по этой причине в Индии обыкновенная корова считается священной и неприкосновенной, ибо в ней индусы видят "неудачника" из прошлого, которому сейчас изрядно не повезло. Это теории, которые существуют за пределами христианства.

Конечно, позиция христиан по этому вопросу четко определена: мы верим, что есть воскресение, потому что Христос воскрес. В Священном Писании описывается случай, когда к Иисусу подошли саддукеи (рационалисты того времени, которые отвергали воскресение мертвых), с целью убедить Христа в том, что после смерти будущего нет, на что Он ответил так: "А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых" () В другом месте Иисус дает четкое заверение всем верующим: "Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (). Итак, будущее есть, только относительно того, в какой именно момент происходит переход в другой мир, в христианстве на сегодня существуют три разных взгляда. Первый заключается в том, что сразу же после смерти происходит четкое разделение: хорошие – в рай, плохие – в ад. Второй предполагает еще существование так называемого чистилища, в которое попадают люди, которые оказались не столь хорошими, чтобы попасть в рай, но и не настолько плохими, чтобы оказаться в аду. В данном случае чистилище играет дисциплинарно-воспитательную роль. Сторонники третьего взгляда сравнивают смерть со сном, из которого Господь разбудит, то есть воскресит людей во время Второго Пришествия на нашу землю.

Чтобы определить, какой из этих взглядов является истинным, предлагаю обратиться к Священному Писанию: "Воля Пославшего, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (). Эти слова Иисуса побуждают задуматься над истинностью мгновенного распределения в рай или в ад. Ведь получается нонсенс – человек, скажем, находится уже долгое время в раю, и здесь ему нужно вернуться в гроб, чтобы воскреснуть во время Второго пришествия Христа. Для защиты гипотезы о мгновенном переселении и, в дальнейшем, вечном пребывании в раю или в аду, также используют притчу о богатом человеке и Лазаре (), где образно изображен диалог между Авраамом, который находился в раю, и богачем, который оказался в аду. Уже само наличие диалога является весомым аргументом в пользу того, что это притча и не более. Представим, например, каково было бы пребывание в раю матери, которая постоянно видит своего сына, пусть и непослушного, вечно умоляюще просящего у нее хотя бы каплю воды? В книге пророка Исаии написано: "Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце" ().

Кто внимательно исследует Библию, может заметить, что Бог в свое время раз и навсегда уничтожит грех и тех, кто его настолько полюбил, что стал единым целым с ним. "Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей" (). Действие Бога в отношении греха и грешников можно сравнить с операцией врача-онколога, задачей которого является полная ликвидация злокачественной опухоли среди здоровых органов тела. Авторы Евангелий, описывая жизнь Иисуса Христа на земле, вспоминают факты, когда Иисус воскрешал людей. Предлагаю рассмотреть известный случай воскрешения Лазаря. "Лазарь, друг наш, уснул; – и иду разбудить его. "Ученики сказали Ему: "Как уснул, то, выздоровеет". О смерти его Иисус говорил, они думали, что о сне обыкновенном говорит. Тогда просто Иисус сказал им: "Умер Лазарь" () Христос, как видим, не сказал ученикам, что идет вызвать или отозвать Лазаря из рая, ада или чистилища, а просто пошел разбудить его со смертного сна. Важно отметить, что именно такое понимание состояния умерших существовало в библейские времена. Вот лишь несколько примеров. Патриарх Иов в свое время сказал: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его" (). Пророк Исаия:"Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов. Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих. " () В книге пророка Даниила, известной открытием предстоящих событий, указано:"И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" () В этом же разделе пророку Даниилу было сказано: "А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней" ().

Во времена Нового Завета продолжало существовать такое же понимание. Вот слова апостола Павла: "Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1 Сол. 4:16,17). Читая эти строки, у кого-то невольно возникнет логичный вопрос - где тогда находится душа человека во время смертного сна? Чтобы объективно ответить, предлагаю проанализировать начальный процесс создания Богом первых людей. "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (). Оказывается, что душа в человеке есть только тогда, когда дыхание жизни, данное Богом, сочетается с телом. Мудрый Соломон в книге описывает смерть, как процесс, обратный творению: "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его". При Втором Пришествии Иисуса Христа состоится процесс схож с начальным актом творения, и мы верим, что Бог силен дать жизнь мертвому телу, в каком бы состоянии оно не находилось.

А как же бессмертие души? Разве человек не владеет бессмертием? Внимательное изучение Библии открывает, что человек не имеет автономной бессмертной души. Подтверждение этому находим в . “И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни”. Бог не позволил уже согрешившему человеку иметь доступ к древу жизни, дабы не увековечить грех. Возникает логический вопрос – кто из людей преодолел охрану Херувима и вкусил от древа жизни?

Итак, Библия раскрывает состояние умерших, как смертный сон. Именно такова позиция Священного Писания относительно данного вопроса. Честно говоря, эта позиция является не только истинной, но и достаточно гуманной. Когда мы вечером засыпаем, то не ощущаем течения времени, и следующим моментом, который мы сознательно воспринимаем, является наше пробуждение утром. Аналогичная ситуация и с состоянием умерших. Независимо от того, умер человек сегодня, или тысячу лет назад, следующим сознательным моментом для него после того, как перестало биться его сердце и прекратилось дыхание, будет воскресение во время пришествия Иисуса Христа на нашу землю, как и написано в Евангелии, что "Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения" ().

Подводя итог, предлагаю рассмотреть еще одну библейскую историю – воскресение Иисуса Христа дочери старшего синагоги. Кстати, в этом отрывке гармонично сочетается все вышесказанное. "Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть" ().

Читайте также:

Быт 44:9 ...У кого из рабов твоих найдется [чаша], тому смерть ,..
Исх 10:17 ...чтобы Он только отвратил от меня сию смерть ...
Исх 21:14 ...то и от жертвенника Моего бери его на смерть ...
Чис 35:30 ...но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть ...
Втор 17:6 ...должен умереть осуждаемый на смерть :..
Втор 19:6 ...между тем как он не подлежит осуждению на смерть ,..
Втор 30:15 ...Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло...
Втор 30:19 ...жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие...
Суд 5:18 ...Завулон – народ, обрекший душу свою на смерть ,..
Руфь 1:17 ...смерть одна разлучит меня с тобою...
1Цар 20:31 ...теперь же пошли и приведи его ко мне, ибо он обречен на смерть ...
4Цар 4:40 ...то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий!..
Езд 7:26 ...на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню,..
Есф 4:11 ...один суд – смерть ;..
Иов 27:15 ...Оставшихся по нем смерть низведет во гроб,..
Иов 28:22 ...Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней...
Пс 48:15 ...смерть будет пасти их,..
Пс 54:16 ...Да найдет на них смерть ;..
Пс 78:11 ...могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть ...
Пс 115:6 ...Дорога в очах Господних смерть святых Его!..
Притч 8:36 ...все ненавидящие меня любят смерть ...
Притч 18:22 ...Смерть и жизнь – во власти языка,..
Притч 24:11 ...Спасай взятых на смерть ,..
Притч 26:18 ...Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть ,..
Песн 8:6 ...ибо крепка, как смерть , любовь;..
Ис 25:8 ...Поглощена будет смерть навеки,..
Ис 38:18 ...не смерть восхваляет Тебя,..
Ис 53:12 ...за то, что предал душу Свою на смерть ,..
Иер 8:3 ...И будут смерть предпочитать жизни все остальные,..
Иер 9:21 ...Ибо смерть входит в наши окна,..
Иер 15:2 ...кто обречен на смерть , иди на смерть ;..
Иер 43:11 ...кто обречен на смерть , тот предан будет смерти;..
Плач 1:20 ...отвне обесчадил меня меч, а дома – как смерть ...
Дан 13:22 ...ибо, если я сделаю это, смерть мне,..
Дан 13:41 ...и осудили ее на смерть ...
Дан 13:45 ...И когда она ведена была на смерть ,..
Ос 13:14 ...Смерть ! где твое жало?..
Авв 2:5 ...и как смерть он ненасытен,..

Мф 10:21 ...Предаст же брат брата на смерть ,..
Мф 20:18 ...и осудят Его на смерть ;..
Мк 10:33 ...и осудят Его на смерть ,..
Мк 13:12 ...Предаст же брат брата на смерть ,..
Лк 22:33 ...с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти...
Лк 23:18 ...смерть Ему! а отпусти нам Варавву...
Лк 23:32 ...Вели с Ним на смерть и двух злодеев...
Лк 24:20 ...для осуждения на смерть и распяли Его...
Деян 21:36 ...ибо множество народа следовало и кричало: смерть ему!..
Деян 25:16 ...выдавать какого-нибудь человека на смерть ,..
Иак 1:15 ...а сделанный грех рождает смерть ...
Рим 5:12 ...и грехом смерть ,..
Рим 5:12 ...так и смерть перешла во всех человеков,..
Рим 5:14 ...Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея...
Рим 5:17 ...смерть царствовала посредством одного,..
Рим 6:3 ...крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?..
Рим 6:4 ...Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть ,..
Рим 6:9 ...смерть уже не имеет над Ним власти...
Рим 6:21 ...потому что конец их – смерть ...
Рим 6:23 ...Ибо возмездие за грех – смерть ,..
Рим 7:13 ...посредством доброго причиняет мне смерть ,..
Рим 8:6 ...Помышления плотские суть смерть ,..
Рим 8:38 ...Ибо я уверен, что ни смерть ,..
1Кор 3:22 ...Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть ,..
1Кор 11:26 ...смерть Господню возвещаете, доколе Он придет...
1Кор 15:21 ...Ибо, как смерть через человека,..
1Кор 15:26 ...Последний же враг истребится – смерть ,..
1Кор 15:54 ...тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою...
1Кор 15:55 ...Смерть ! где твое жало?..
2Кор 2:16 ...для одних запах смертоносный на смерть ,..
2Кор 4:11 ...Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса,..
2Кор 4:12 ...так что смерть действует в нас, а жизнь в вас...
2Кор 7:10 ...а печаль мирская производит смерть ...
Флп 1:21 ...и смерть – приобретение...
2Тим 1:10 ...разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,..
Евр 2:9 ...дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех...
Евр 7:23 ...потому что смерть не допускала пребывать одному;..
Евр 9:16 ...там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,..
Откр 6:8 ...и на нем всадник, которому имя смерть ;..
Откр 9:6 ...пожелают умереть, но смерть убежит от них...
Откр 18:8 ...смерть и плач и голод,..
Откр 20:6 ...над ними смерть вторая не имеет власти,..
Откр 20:13 ...и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них;..
Откр 20:14 ...И смерть и ад повержены в озеро огненное...
Откр 20:14 ...Это смерть вторая...
Откр 21:8 ...Это смерть вторая...

2Мак 4:47 ...были бы отпущены неосужденными, осудил на смерть ...
2Мак 6:19 ...Предпочитая славную смерть опозоренной жизни,..
2Мак 6:28 ...охотно и доблестно принимать смерть ...
2Мак 7:5 ...мужественно претерпеть смерть , говоря:..
2Мак 7:18 ...который, готовясь на смерть , сказал:..
2Мак 7:29 ...но будь достойным братьев твоих и прими смерть ,..
2Мак 13:8 ...то и получил смерть в пепле...
3Мак 1:3 ...которому и пришлось принять назначенную Птоломею смерть ...
3Мак 5:1 ...вывести их на Иудеев, обреченных встретить смерть ...
3Езд 3:7 ...и Ты осудил его на смерть , и род его и происшедшие от него...
3Езд 3:10 ...как на Адаме смерть , так на сих потоп...
3Езд 15:5 ...на круг земной бедствия: меч и голод, и смерть и пагубу...
3Езд 15:26 ...потому предал их на смерть и на убиение...
Иудф 11:11 ...и чтобы их постигла смерть , – овладел ими грех,..
Иудф 14:5 ...и прислал его к нам будто на смерть ...
ПосИер 1:17 ...когда он отводится на смерть ,..
Прем 1:15 ...Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть :..
Прем 2:20 ...осудим его на бесчестную смерть ,..
Прем 2:24 ...но завистью диавола вошла в мир смерть ,..
Прем 19:5 ...а они нашли себе необычайную смерть ...
Сир 11:14 ...Доброе и худое, жизнь и смерть ,..
Сир 14:12 ...Помни, что смерть не медлит,..
Сир 15:17 ...Пред человеком жизнь и смерть ,..
Сир 26:6 ...оболгания на смерть , – всё это ужасно...
Сир 28:6 ...помни истление и смерть и соблюдай заповеди;..
Сир 28:24 ...смерть лютая – смерть его, и самый ад лучше его...
Сир 30:17 ...лучше смерть ,..
Сир 37:21 ...жизнь и смерть ,..
Сир 38:18 ...ибо от печали бывает смерть , и печаль сердечная истощит силу...
Сир 39:36 ...Огонь и град, голод и смерть – все это создано для отмщения;..
Сир 40:9 ...Смерть ,..
Сир 41:1 ...О, смерть ! как горько воспоминание о тебе для человека,..
Сир 41:3 ...О, смерть ! отраден твой приговор для человека,..
Сир 46:23 ...и предсказал царю смерть его,..
Тов 3:4 ...и Ты предал нас на расхищение и пленение и смерть ,

Что нас ждет после смерти? Есть ли жизнь после смерти? Что будет с нами после смерти? Куда мы попадем после смерти? Каждый из нас хотя бы раз в своей жизни задавал себе этот вопрос. Большинство из нас ответа на эти вопросы так и не нашло. Многи просто отмахиваются от этих мыслей. Ежедневная суета не оставляет нам времени на размышления, но время от времени вопрос возникает опять…

Мнения разделились. Одни уверены в том, что после смерти ничего нет, другие в реинкарнацию , третьи вообще не верят ни во что… И собственно не важно верите вы в жизнь после смерти или нет, то что должно будет случится с вами — сбудется, хотите вы этого или нет. И что с нами будет знает только Бог. Но уже сейчас, только от вас, от вашего образа жизни зависит где вы будете после смерти.

Само понятие смерти в христианстве делится на два этапа, первый — физическая смерть, (Иез 18:20 ) и вторая — абсолютная (Откр 20:12-15 ) . Смерть — возмездие за грехи (Рим 6:23 )

Рай. В Библии упоминаются три неба (2Кор 12:2 ) . А где же первые два и что за третье небо? Вероятно первое небо это не что иное, как атмосфера (Быт 1:20 ) , второе небо это космос (Быт 1:14-18 ) и наконец третье небо это престол Божий, духовный мир, (Пс 10:4 ; Пс 102:19 ; Деян 7:49-50 ) Рай… (2Кор 12:4 )

Ад . Упоминания данного места в Библии более чем предостаточно. Для перевода еврейского слова шеол русская Библия использует несколько слов: «ад» или «преисподняя», «гроб» и «могила». Читая тексты со словом «шеол», можно прийти к единственному выводу: это место как для грешников, так и для праведников, другими словами, — это место, где оказывается каждый умерший человек (Еккл 9:10 ; Ис 38:18 ; Иов 7:9-10 ) . В книгах Нового Завета мы видим ту же самую картину. Русская Библия употребляет слова «ад» и преисподняя» для перевода греческого «гадес» (Лк 10:15 ; Мф 16:18 ; Деян 2:31 ; 1Кор 15:55 ; Откр 1:18 ) . Новый Завет так же утверждает, что все умершие праведники и грешники, дейстивтельно, никаким образом не живы, но находятся в могилах (1Кор 15:23 ) . Таким образом, книги и , и утверждают, что любой умерший человек находится в шеоле = гадесе , проще говоря, лежит в могиле, зарыт в землю. И это состояние всех умерших будет продолжаться вплоть до того момента, когда «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1Фесс 4:16 ) . В этот величайший момент истории Вселенной воскреснут умершие во Христе. Они воскреснут в новом, духовном теле. Прочитайте, как непостижимо и потрясающе будет это воскресение (1Кор 15:44-54 ) . Однако мёртвые грешники останутся лежать в земле и будут вызваны к смерти только через тысячу лет. Пожалуйста, будьте особо внимательны к словам: не воскрешение грешников, а оживление. Воскресить – значит, ввести в Вечную Жизнь, как воскресший Христос вошёл в Небо. А оживить – значит просто дать некоторую возможность дышать и думать. Основное указание на это действие Божие находится в 20-й главе книги «Откровение» (Откр 20:1-15 ) . Имено тогда разгорится огонь Ада, та самая геенна огненная, о которой говорил Иисус, где будет «плачь и скрежет зубов» (Мф 5:22,29 ; Мф 10:28 ; Мф 23:15-33 ; Мф 13:42,50 ; Мк 9:47 ; Ис 66:24 ). Все оживлённые в прежних своих телах грешники будут брошены в этот огонь, который будет гореть так же и в наказание дьяволу и его ангелам (Откр 19:20 ; Откр 20:10,15 ). И это смерть будет навечной.

Другое (до боли знакомое) более распространенное мнение о аде, это те самые «9 кругов ада» , «адские сковородки» , вобщем место в котором черти и бесы, свита сатаны мучает грешников до страшного суда. Более мягкий вариант, подобие «чистилища» . Микро-суд происходит после смерти на так называемых мытарства , после чего и решается участь души.

Не вяжется в отношении ада и мук только одно — сами мучения. Бог любит нас, Бог любит прощать, а не наказывать. Мы дороги ему (1Кор 6:20 ) . Часто слышны разговоры о жестокости Бога. В эти моменты многие забывают о том, кто нас искушает, кому выгодно, что бы Бог выглядел именно в таком свете. Никакие муки Богу удовольствия принести не могут. А понятие вечного ада придумано дьяволом, чтобы представить характер Бога в неверном свете.

Дорогие мои братья и сестры (после этих слов многое подумали о ) , подавляющее большинство из нас умеют читать, Библия написана не вчера, более того все с детства знают что такое хорошо и что такое плохо. Давайте не будем лукавить и искать лазейки, оправдывая наши поступки. Никакие доводы не оправдывают не угодные Богу деяния. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк 6:31 ) . Настоящий христианин не боится смерти.

Переселение душ, реинкарнация (греч. ρε-, «снова» + греч. ενσάρκωση, «воплощение»), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») - группа религиозно-философских доктрин, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях - только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. Эту бессмертную сущность в различных традициях называют духом или душой, «божественной искрой», «высшим» или «истинным Я»; в каждой жизни развивается новая личность индивидуума в физическом мире, но одновременно определённая часть «Я» индивидуума остаётся неизменной, переходя из тела в тело в череде перевоплощений. В ряде традиций существуют представления о том, что цепь перевоплощений имеет некоторую цель и душа в ней претерпевает эволюцию. Представление о переселении душ присуще не только ряду религиозных систем, но встречается также в отрыве от какой-то религиозной системы (в личном мировоззрении).
Слово «Ад» происходит от др.-греч. Ἅδης - Гадес (могила, место захоронения умерших) или Аид, слово, используемое в Септуагинте для передачи еврейского слова שאול, Шеол и усвоенное . Ад - в понимании некоторых религиозных деноминаций (традиционные христианские конфессии, зороастризм, ислам) - посмертное место наказания грешников. Как правило противопоставляется раю и ассоциируется с состоянием мучительного страдания.
Чисти́лище (пургаторий), согласно католическому вероучению, - место, где души умерших грешников очищаются от неискуплённых при жизни грехов. Догмат о чистилище был введён в католицизме в 1439 г., и подтверждён в 1562. Согласно учению Римско-католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший «простительный» грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь или в будущей жизни. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем подобных грехов, попадает в чистилище, то есть туда, где души претерпевают страдания за прегрешения, что даёт им впоследствии возможность попасть на небеса. Согласно учению Западной церкви, эта истина подтверждается Писанием (2Мак 12:43-45 ). Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком месте, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».
Воздушные мытарства - в Православии препятствия, через которые должна пройти каждая душа на пути к престолу Божию для частного суда. По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы - нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству (список лжи на мытарстве лжи и т. п.), а ангелы - добрые дела, совершённые душой при жизни. В случае, если добрые дела перевешивают злые - душа проходит к следующему испытанию. Если количество злых дел превышает добрые, и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Когда же ангелы представят добрые дела к оправданию души и злые духи припомнят столько же грехов к её осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется иногда недостаток добрых дел против преобладающего количества злых. Список добрых дел ведётся ангелом-хранителем, который даётся каждому человеку при крещении, список грехов ведёт бес, посылаемый сатаной к каждой душе для того, чтобы приводить человека к грехопадениям.

Похожие публикации