Кто наехал на Кирилла Серебренникова? «Война башен и Кремля». «Дело Серебренникова» потянуло ниточку к Минкульту

На Малой сцене МХТ состоялась премьера спектакля, поставленного Кириллом Серебренниковым по роману "Околоноля" .

Видео - Елены Гуткиной.

О том, что Кирилл Серебренников будет ставить инсценировку романа "Околоноля", стало известно сразу после того, как роман вышел в свет. Авторство его приписывают Владиславу Суркову. Заметим, что администрация президента поддерживает фестиваль "Территория", который проводит Кирилл Серебренников, а первый замглавы этой администрации приветствовал гостей и участников первого фестиваля. Так что, механизм под названием "рука рукумойник" работает исправно.

На премьеру пускали театральных критиков, лояльных режиссеру, остальным было отказано под тем благовидным предлогом, что прессой некому заниматься: пару недель назад уволилась с должности заведующего литературной частью "Табакерки" (а это спектакль "Табакерки", хотя играют его в дружественном МХТе) Алла Шполянская. Многие критики вынуждены были покупать билеты - спасибо и на том, что еще 12 января, в среду в кассах их было много. Это, с одной стороны, странно (обыкновенно билетов в "Табакерку" не достать), с другой стороны, в этом нет ничего удивительного, так как стоят билеты по три и по пять тысяч рублей (других цен нет и, как заверяют в кассах, до конца сезона не будет). Спектакль показывали отчего-то в два часа дня, хотя в нем нет ничего, напоминающего детский утренник.

Вне зависимости от оценки художественных достоинств романа "Околоноля", это определенно постмодернистский текст, следовательно, приспособить его к театру сложно. Кирилл Серебренников написал инсценировку, и ее фабула намного понятнее, чем в романе, но в книге действуют симулякры, а на сцене - живые люди. Однако, замечательным актерам (Алексею Кравченко, Федору Лаврову, Владимиру Качану, Игнатию Акрачкову, Александру Воробьеву, Татьяне Владимировой и, в первую очередь, Анатолию Белому) удалось эти самые симулякры "вочеловечить".

Мы становимся свидетелями обратного превращения: сначала - человека в бандита, потом - бандита в человека. Благодаря Анатолию Белому литературные реминисценции становятся наглядными. Он играет современные устрашающие версии: нового русского Гамлета и нового русского Раскольникова. Общего с оригиналами у этого Гамлета-Раскольникова не так много: убийства, да рефлексии.

Главный герой Егор, как Гамлет, тщится понять, "какие сны приснятся в смертном сне", как Родион Романович, пробует доказать самому себе, что он - не лузер (современная версия монолога Раскольникова " кто я - тварь дрожащая или право имею"). Восставший против системы, винтиком которой служил многие годы, Егор-"чернокнижник" погибает, и его история становится известна нам, будто уже после его смерти,"когда покров земного чувства снят".

Сценографическое решение спектакля минималистское: сдвигаются - раздвигаются черные щиты, за ними желтеют стены из ДСП, в отдельных эпизодах щиты работают, как экран. Из боковых кулис на платформах вывозят реквизит (для примера: салон машины - это диван, установленный на передвижную платформу."Гони по встречке", - скажет Клиент, - и на платформу немедленно водрузят синий проблесковый маячок).

Режиссер заимствует этот прием у съемочных групп, что логично: ведь одно из главных действующих лиц романа - студия "Кафка-пикчерз", поставщик садистского видео, в котором актеров по-настоящему истязают перед камерами. Фильм "Призрачные вещи", который входит в спектакль, снял Владимир Епифанцев - в нем есть саспенс, но нет особого натурализма, и самое неприятное в нем - звук ткани, которую режут ножом. А спектакль так и вовсе хочется назвать целомудренным: в нем почти нет бранной лексики, а сцены эротики или насилия решены пластически, в очень условной манере и даже без "обнаженки".

На сцене царит полумрак, едва ли не самое яркое пятно - это неоновые буквы, из которых составлено слово "Власть". Эти буквы лижут языками, подле них греют задницы - так, как лижут саму власть, как греют задницы возле нее.

Сценическая версия "проявляет" сатирическую составляющую романа, но почти до самого финала не отпускает простая мысль: сатира хороша тогда, когда ясна авторская позиция, если же таковая отсутствует, и смех перестает быть положительным героем.

Не получится ли опять: черная-черная комната, черный-черный гроб, и все это - наша Родина - большая мертвецкая, населенная ужасными клоунами, губителями всего живого.

Но Кирилл Серебренников прояснил авторскую позицию. Она выражена в последних словах Егора: " А главное - то, что жизнь из смерти не сделаешь, как свет - из пыли, а жизнь вечная - есть... И власть, ну, можно же добыть, никого не уничтожая, можно же..."

Мораль, конечно, маленькая, удобопонятная, но и на той - спасибо: спектакль вышел совсем не таким циничным, как роман.

Я хорошо знаю произведение. Всегда, когда нравится литературная основа, довольно настороженно ждешь театральное прочтение. Но все опасения оказались напрасными.

Конечно, удивительно работали актеры. Было видно, что им нравилось то, что они играют, нравился текст, который приходится произносить. Мне не все работы показались ровными. Но, думаю, надо смотреть спектакль в развитии, сегодня его сыграли второй раз – а это, как правило, самый тяжелый спектакль.

Очень сильный текст, и актерам есть, что играть. Зал "дышит", каждая фраза находит отклик. В постановке, конечно, очень много Шекспира. Отсюда - игра с английским языком. Иногда мы видим игру в английский театр, но уже не шекспировский. Это отсыл к послебитловским действам. Для ценителя важны подтексты и намеки. Они практически в каждой фразе. Кроме исторических очевидных аллюзий и морально-этических посылов, столь близких русской интеллигенции, есть еще утонченная театральная игра, превращающая все действие в замечательную пищу для ума.

Общее впечатление: постановка - блестящая. Жаль, немногие ее увидят. Малый зал и небольшое количество спектаклей в месяц ограничат аудиторию, - сказал Владимир Соловьев.

Лия Ахеджакова также оценила спектакль достаточно высоко:

Это очень серьезное, емкое высказывание Серебренникова. Спектакль многослойный. Я бы сказала, что это русский Гамлет 2011 года – такое трагическое явление! Гамлет, который прошел огонь, воду и медные трубы. Тут и и 80-е, и 90-е, и эти 14 лет, которые присудили Ходорковскому и Лебедеву, и смерть Магнитского, и бандиты 90-х, которые теперь пишут стихи и пришли во власть… Мы же смотрим спектакль, а в сознании у нас это уже заложено. Мы сюда с Аней Политковской приходим. И с нашими президентами… У каждого времени есть свой Гамлет. И этот Гамлет, которого нам показал Серебренников, это и страшно, и больно. Тут столько аллюзий и столько того, из чего складывается наша сегодняшняя жизнь, и столько того, что у нас болит…

Давать оценки – нравится, не нравится – пока никому не советую. Но мы должны быть благодарны режиссеру и изумительным артистам! Артистам,которых по-настоящему убивают, по-настоящему мучают, по-настоящему пытают…Толя Белый совершил подвиг. Так играть – я это знаю – мало, кто может! Не только играть, а чувствовать подлинную боль.

Куда тянется ниточка: Апфельбаум, Серебренников, Вырыпаев, Сурков, Медведев... и ФСБ?
Странная последовательность, скажете? А вы почитайте...

Тут, граждане, ко мне в камерный блог "не для всех" на днях случился массовый набег посетителей в старый пост, вот этот -

В посте этом были ссылки еще на два поста -

0. Апфельбаум
Итак, пару тыс. любопытствующих за вечер, что меня крайне удивило и заставило заинтересоваться темой, выяснив, что все нашествие было из запроса в поисковике "апфельбаум софья михайловна биография", который выдавал этот пост вторым после Вики.
Имя "Софья Михайловна" я вообще припомнила с трудом, куда уж мне быть ее биографом, но вот материалы, к которым ведет поисковая фраза с ним, показательны, объединяет все их фамилия Сурков, как видите...

В общем, я крепко задумалась, решив освежить в памяти дело, мною давно не отслеживаемое и вот что нашла из свеженького, полюбопытствуйте -

1. Сурков
Тень Сурка. Дело режиссера Серебренникова принимает политический окрас

Ситуация с «театром Кирилла Серебренникова», известным своими голыми задницами, продолжает неспешно раскручиваться - и принимает уже самый что ни на есть политический оборот. Пока творческая общественность призывает проклятия на головы путинских сатрапов, Серебренников под домашним арестом, а его сотрудники под тюремным - в прессу идут утечки о тех, кто еще попал под подозрение. На днях назвали Софью Апфельбаум, бывшую начальницу отдела финансовой поддержки театрального искусства Минкульта РФ (должность-то какая сладкая!)
В 2011 году Минкульт через Апфельбаум организует как бы «тендер» (у нас же Европа, без тендера никуда!) на «масштабный театральный проект современного искусства» ценой в 214 млн. руб. (7 млн. долл. по тем деньгам). И среди условий конкурса, по данным из СК, занятный пунктик, что победитель должен обладать авторскими правами или лицензией на проект «Платформа».
Поскольку такими правами обладал только его автор проекта Кирилл Серебренников, то именно его «Седьмая студия» тендер и выиграла. Схема старая как мир и применяется везде, где есть госзакупки под конкретного исполнителя.
Сейчас Апфельбаум именно этот пункт и шьют - а удавка на шее Серебренникова и его соратников затягивается при этом все прочнее.
Но вот вопрос: а почему вообще Минкульт отвалил такую сумму какой-то, прости господи, голозадой «Платформе»? Кто ее хозяин федеральному бюджету - кум, сват, брат? - чтобы специально под него сроить липовый тендер?
Радио «Бизнес-ФМ» с кучей оговорок, постоянно вставляя слова «теоретически» и «вероятно», выдало очень простую версию, с которой трудно не согласиться.
Все дескать началось с того, что ушлый Серебренников поставил во МХАТе спектакль «Околоноля» по пьесе некоего Натана Дубовицкого, чье настоящее имя якобы - Владислав Сурков. И - попал в яблочко. Ведь кем был тогда Сурков? «Серым кремлевским кардиналом», которому подчинялась вся «идеология» страны, включая в первую очередь Министерство культуры.
Так вот, по версии радио после премьеры спектакля Серебренников подошел к довольному автору (который приобщился к сонму - как же, мои пьесы ставят во МХАТе, я - Чехов!), и автор спросил: «Что тебе для счастья надо?»
Так «теоретически» и родился проект «Платформа».
То есть Апфельбаум (которая сейчас слезно кается и уже якобы признала, «что халатно относилась к проверке соискателей») вообще тут ни при чем. Ей дали отмашку с самого верха (из АП от Суркова, выше - только Путин): придет дескать хороший человек, режиссер, надо дать ему все, что попросит. Человек пришел, она и отсыпала. А что ж ей было делать - не давать? И деньги-то небольшие - какие-то 7 млн. зелени, в 2011 году - слезы!
А теперь ей грозят судом.

И очень похоже, что копают на самом деле под Суркова. Очередная «борьба башен». Сурков хочет вернуться в большую политику - а ему не дают через «большое театральное дело». Хотят, видимо, получить на него показания от Апфельбаум. Возможно, что и неожиданные неприятности Мединского с его диссертацией связаны с той же «борьбой башен».
А ведь казалось сперва, такой удачный ход - поставить это графоманиистое «Околоноля», что рвался продюсировать король театрального гонорара Табаков, называя эту пьесу «неизвестного автора» шедевром! Хоп - и в дамки сразу.
А вот поди ж ты… Не поставил бы - век бы к большим деньгам и постановкам не пробрался. Поставил - загремел в итоге. Вот и выбирай.

---
2. Медведев
В комментах прозвучала еще одна любопытная подробность -

Там и Медведев появился в деле:
«Было письмо за подписью Медведева — президента — о выделении денег на этот проект. Затем было решение правительства, и Министерство культуры выполняло волю правительства. Соня по доверенности подписывала инвестиционное соглашение с Серебренниковым», — сказала адвокат.

https://zona.media/online/2017/10/27/ramt-mera

А дальше оказалось еще интереснее, внимание -
sergek26
28 октября 2017
Какие на х--р откаты, какие тендеры? Вы документы читать умеете?
Этот, б--ь, "пикантный пункт", как всем, кроме ТС и СК, известно, - пункт №3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1191 г. "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на развитие и популяризацию современного искусства в рамках проекта "Платформа"", подписанном Путиным В.В. в г. Москва

"Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на развитие и популяризацию современного искусства в рамках проекта "Платформа".

"Всего за несколько лет успел возникнуть, изменить жизнь и перестать существовать проект «Платформа» на «Винзаводе», где ставились оперы мирового значения, придумывались спектакли и концерты, реализовывались кураторские программы, посвященные новейшей, современной академической музыке композиторов, родившихся и учившихся в России, потом в Европе, ставших примечательными фигурами в европейском музыкальном ландшафте, а после решивших, что в Москве им тоже есть чем заняться. Кураторские проекты композитора Сергея Невского собирали неакадемическую публику на академические программы самого актуального и высоколобого толка - от громких оперных премьер до гастролей и мастер-классов. Целое поколение композиторов и музыкантов обязано «Платформе» если не своим появлением и оформлением, то, по крайней мере, своим расцветом. Но проект «Платформа» в этом году закрылся." (Юлия Бедерова, 2015)
---
3. Серебренников
Так что, граждане, "не все так однозначно" с делом некой Апфельбаум, фамилия которой, конечно, красная тряпка для многих (и небезосновательно, надо признать, на фоне деятельности многих ее творческих соплеменников), но в данном конкретном случае стоило бы разобраться вот в чем, не ограничиваясь тем, что лежит на поверхности.

Почему - на созданный неким мутным типом Кирюшей С., педерастом и псевдорежиссером, все инноваторство которого состоит в нарушении табу и эпатаже, некий мутный проект Платформа, оказывается, выделяется госфинансирование, фактически по факту принадлежности всякой новой постановки этому проекту?

А? С чего бы это государству оплачивать педерастически-педофильские изыски Киры С., все достижения и заслуги которого в дружбе с Асламбеком Д.?
И с какого такого перепугу президент (на тот момент) Медведев все это фактически взятие на содержание государством и Минкультом знатного педераста - высочайше одобрил?

Я, собственно, на эту тему уже высказалась не раз, вот последний, в связи с шокирующе возмутительной постановкой анально-генитального "Нуреева" аж в Большом (которая скоро выйдет, кстати и это вам не Матильда несчастная) -

Но это еще не все, был ведь и такой нюанс, очень любопытный -

Вот цитата -
..Но, очевидно, посчитали необходимым подключить именно эту вторую так называемую службу. До этого «шестая служба» считалась более чем достаточной в таких ситуациях. Честно говоря, полагаю, что это резонанс, который вызывает эта ситуация вокруг Серебренникова. Возможно, влиятельные люди просили за него, вот эти демонстрации около судов привели к тому, что привлекли к оперативному сопровождению дела одну из самых независимых в административном и антикоррупционном, так сказать, плане служб.
Я ранее слышал, что связанные с Министерством культуры дела, во многом касающиеся миллиардера Михальченко, уголовных дел таможни, силовиков, — все это проекты так называемой шестой службы ФСБ, или иначе называемой в узких кругах — «инквизиции».
Когда-то там работал генерал Феоктистов, который, собственно говоря, инициировал многие дела в отношении влиятельных бизнесменов, чиновников. Но, возможно, это какая-то новая, назовем ее так, мода в силовых кругах, потому что периодически, конечно, одна служба усиливается, влияние другой падает. Это, в общем, тайны мадридского двора. Мне кажется, что до сих пор, когда привлекались такие службы к оперативному сопровождению и вообще к участию в каких-либо делах, они умели добиваться обвинительных приговоров, максимальных сроков наказания для лиц, в отношении которых они вели разработку» .

Генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов, сам ранее работавший в подобном подразделении, говорит, что «вторая служба» часто занимается сопровождением дел, связанных с культурой и искусством. Он объяснил почему.
«Служба, которая так или иначе связана с культурой, она более глубоко разбирается в процессах, которые происходят в этой среде. Все, что связано с творческой интеллигенцией, имеет очень много тонких граней. И вряд ли какие-нибудь подразделения по борьбе с экономическими преступлениями могли бы разобраться в самой проблеме. Более того, для самого Серебренникова это, наверное, выгоднее, потому что ребята, которые понимают, что такое искусство, им как-то проще разбираться, в том числе внимать какие-то турбулентные потоки вокруг самого этого уголовного дела. Все, что потребует следствие, «вторая служба» сделает в полном объеме» .

Цитата друга и защитника Серебренникова Вырыпаева оттуда -
"Я знаком с очень влиятельными людьми из разных сфер (крупный бизнес, искусство и наука) , которые признавались мне в своей позиции «делать все, что в их силах, но не выдавать себя, чтобы продолжать что-то делать, пока не сменится эта власть», но я, простите, перестал верить в целесообразность этого метода.
Неужели вы не понимаете, что помогая, например, больным детям или вкладывая свои деньги в частное образование, ценной поддержки Путина, вы оказываете «медвежью услугу» всему нашему будущему поколению, которое вынуждено расти и ходить в школы в России при этом режиме. Режиме, который сегодня полностью контролирует систему образования превратив ее из науки в «пропаганду». Тоже самое можно сказать и про деятелей науки и спорта. Неужели, вы правда, надеетесь на то, что скоро все как-то само— собой поменяется, а сейчас нужно делать свое дело и помалкивать? А в чем наше дело? В научных открытиях? В спектаклях и фильмах? Или главным нашим делом является воспитание «свободного и открытого на жизнь человека»?

В 2018 году нас ждут выборы президента. И скорее всего, на них все же снова победит Владимир Путин, но у нас есть год, чтобы попытаться максимально снизить его рейтинг, а главное его авторитет и авторитет всей этой правящей идеологии. Многие из нас общаются с людьми крупного бизнеса и мы знаем, какое на самом деле существует недовольство властью в этих кругах, разумеется у тех, кто не состоит в самом близком окружении президента. Но опасаясь потерять свои большие деньги, бизнес прячется и молчит, надеясь пережить это время и на всякий случай выводя свои финансы за границу.

Ведь, на самом деле, вам хорошо известно на чем держится эта власть и как она устроена. Владимир Путин является гарантом некой стабильности и порядка, для его близкого окружения, которые могут зарабатывать свои капиталы, при существующем порядке. Но как только действующий президент утратит свой контроль над массами, он сразу же станет не нужен даже и его близким друзьями, потому что глядя на их лица становится понятно, какие ценности у этих людей, — только прагматичные.
Сменить власть в России можно ненасильственным путем и даже не ходя на митинги. Нужно просто перестать направлять свою личную энергию на поддержание этой власти. (примеч. - это уже исправленный автором текст манифеста, изначально речь шла о насильственном, см. пост полностью)
..За этот год, вы, имея все же неоспоримое влияние на большое количество людей, а иногда являясь авторитетами для миллионов, вы можете существенно снизить позицию Путина и его власти в глазах наших граждан, тем более среди молодежи. И если Владимир Путин победит на выборах уже не с таким количеством голосов, на которой он рассчитывает, то его позиция в глазах тех, кто за ним стоит сильно понизиться. И с этого момента начнется медленное угасание силы этой власти."
---
Вот так-то. Понятно, откуда ноги растут?

А вы говорите - "Софочка", выставляя виновным стрелочника, действующего в рамках высочайшего повеления.
Если б только она, высокопоставленный, но всего лишь клерк Минкульта, там, как видите, совсем другие люди в теме и в доле, фамилии их вы услышали сами - и ФСБ там очень даже есть чем заняться, похоже...

P.S.
Кстати, последний материал о Суркове, завершающий штрих -

и еще пара старых о нем же -

Кто наехал на Кирилла Серебренникова? – Константин Малофеев
Зачем? – Показать, что в столице набирает силу новый православный порядок и, возможно, чтобы досадить Суркову

1. Утром 23.05 на театр «Гоголь-центр» и его режиссёра Кирилла Серебренникова произошёл наезд силовиков. Именно «наезд» с привлечением Следственного комитета, ОМОНа, бессрочным удержанием сотрудников театра в зале под охраной, домашним обыском у фигуранта дела без решения суда и прочими атрибутами унижения людей властью.


2. Наезд стал полной неожиданностью для всех возможных интересантов: Серебренников в шоке, департамент культуры Москвы в шоке, Министерство культуры РФ знает о происходящем не больше сотрудников соседней прачечной… При том, что Серебренников в современном столичном и российском искусстве – фигура почти что титаническая: достаточно посмотреть имена людей, которые вышли к театру и подписали обращение в его поддержку. Только в 14.30 из Следственного комитета поступила информация, что поводом для наезда стали госсубсидии, которые выделялись на проекты Серебренникова в 2014 году.


3. Признание СК подтвердило подозрение, что у этого спектакля силовиков был инициатор и невидимый режиссёр: иначе не объяснить, зачем понадобилось прилюдно кошмарить Серебренникова и театр за события трёхлетней давности. Тем более, что реальные фигуранты дела, задержанные , как оказалось, без шума и пыли, не имели последние годы отношение ни к одному из этих двух адресов. Да и сам Серебренников – ни разу не Мавроди, и не давал, вроде бы, оснований заподозрить себя в неспособности или нежелании явиться к следователю на разговор по повестке.

4. Так кто же может быть этим невидимым кукловодом? Кто заказал наезд на Серебренникова или пожелал, чтобы претензии к нему со стороны государства были предъявлены максимально жёстко и ярко? Из разрозненных элементов мозаики у меня складывается образ лишь одного кандидата – Константин Малофеев.

5. Малофеев – предприниматель и общественный деятель. Основатель и инвестор проекта «Царьград ТВ», негласный лидер влиятельных православных мирян радикального толка.

6. Малофеев-бизнесмен долго и сложно был связан с госпроектами на рынке связи, в том числе, входил в совет директоров компании «Ростелеком». (Кстати, офисы и студии «Царьград ТВ» расположены на служебных этажах Центрального телеграфа).

7. Малофеев-активист долгое время занимался поддержкой наивного православия. Например, после того как фонд Владимира Якунина (имени Андрея Первозванного) привёз в 2011 году в Москву «Пояс Богородицы» и этот артефакт вызвал общественный ажиотаж, Фонд Малофеева (имени Василия Великого) в 2014 году доставил с Афона в столицу «Дары волхвов» – равноценную святыню, которую после этого отвезли для поклонения в Беларусь и на Украину.

8. Военные действия на Украине добавили Малофееву политического веса и представили миру его идеологию в силовой ипостаси. Один сотрудник Малофеева – Игорь Стрелков (именно он отвечал за охрану «Даров волхвов» на протяжении всего путешествия) – развязал войну в Славянске и учредил ДНР; другой – Александр Бородай (ex-консультант Малофеева и его коммерческого фонда Marshall Capital) – стал первым премьером ДНР. Малофеев тоже не остался в стороне от жизни новоучреждённых республик. Официально известно, что его Фонд Василия Великого поставлял в больших объемах гуманитарную помощь ополченцам и жителям Донбасса. Неофициально многие, например Александр Дугин, называли его «теневой и ключевой фигурой продолжения Русской Весны».

9. Видимо, активность Малофеева в украинском конфликте была оценена позитивно им и людьми из его окружения, потому что в скором времени стала появляться информация о том, что он налаживает контакты и пытается оказывать влияние на консервативные силы во всей Европе. Например, французская пресса подозревает его в спонсорской поддержке Марин Ле Пен и её партии накануне президентских выборов во Франции.

10. При этом партия самого Малофеева в непризнанных республиках стала терять силу: ушёл Стрелков, ушёл Бородай, один за другим погибли при странных обстоятельствах харизматичные командиры ополчения, олицетворявшие собой образ «Русской весны». Сменился стиль управление этими территориями – сегодня он практически лишён агрессивной православной пассионарности, которой был одержим изначально. По словам того же Дугина «мандат Малофеева на Новороссию был отозван».

11. Вытесненный с украинского поля реальной политики, Малофеев не захотел терять достижения, наработанные его командой в публичном поле. Буквально через пару дней после похорон последнего условно независимого командира Новороссии Гиви в газете «Комсомольская правда» выходит материал о том, как писатель Захар Прилепин руководит на Донбассе целым батальоном добровольцев. Материал выдержан в пафосном стиле и преподносит Прилепина наследником и преемником веры и доблести погибших командиров. Вот только нестыковки в содержании публикации выдают быстроту и поспешность, с которой она готовилась. В заголовке военное объединения названо «батальоном Захара», но тут же говорится, что его должность – «заместитель командира батальона спецназа по работе с личным составом армии ДНР», материал рассказывает, что Прилепин собрал батальон, словно это случилось недавно, сам же писатель в своём фейсбуке утверждает, что воюет в таком статусе уже около десяти месяцев. Прилепин – соратник Малофеева, сотрудник канала «Царьград ТВ», на котором ведёт авторскую программу «Чай с Захаром».

12. Сразу после этой публикации Прилепина начинают активно раскручивать в России как великого писателя – единственного наследника патриотической традиции русской литературы, витязя и защитника родной православной культуры. 18 мая Прилепин объявляет о создании «Русского художественного союза». Целью существования союз объявляет стремление защитить традиционализм и Высокий стиль от «враждебной реакции «либеральной элиты» на разворот государства и общества к традиционным ценностям». По сути, Союз – это тот же проект имени Прилепина, дополненный новыми-старыми именами и существенными финансовыми возможностями.

13. Через несколько дней после этого происходит наезд на «Гоголь-центр». Примечательно, что, по признанию прокуратуры, поводом к проверке, которая выявила недостачу в проектах Серебренникова 2012-2014 года, стало обращение неравнодушных граждан из виртуального фонда «Искусство без границ». Риторика представителей фонда практически один в один копирует идеи и реплики публичных выступлений Константина Малофеева, Захара Прилепина и им сочувствующих. Если прокурорская проверка проводилась по инициативе неравнодушных граждан, они могли знать о ходе её выполнения и имели возможность информировать своих влиятельных патронов, как только расследование приблизилось к какой-то критической точке. Дальше достаточно было просто повысить градус увлечённости задействованных в расследовании силовиков. Надо заметить, что Малофеев и люди в его окружении обладают нужными связями в силовых ведомствах, чтобы такое устроить.

14. Если присмотреться, то уже некоторое время (приблизительно после панк-молебна Pussy Riot) в Москве и России повысилась активность традиционалистски настроенных граждан. С одной стороны, они стали активно осваивать инструмент доносов и обвинения оппонентов в оскорблении религиозных чувств (благо что расплывчатость формулировок современных законов с лёгкостью позволяет это делать). С другой стороны, в пику современным художникам начали осваивать своеобразный акционизм, внешними формами перекликающийся с традиционными погромами. Не удивлюсь, если окажется, что эта активность инициируется из одного центра или что кто-то с опытом воплощения военной идеологии в жизнь решил консолидировать эту активность и её возглавить.

15. Интересная подробность: человек, который сегодня занимается реализацией политики Кремля на Украине (выражаясь фигурально, сохранил «мандат на Новороссию» после Малофеева) – Владислав Сурков, друг Кирилла Серебренникова. В 2011 году Серебренников ставил спектакль по книге Суркова «Околоноля».

Эпилог: Сегодня в Москве выставлен для поклонения очередной православный артефакт – мощи Святителя Николая Чудотворца епископа Мирликийского. Церковное Предание сообщает (хотя исторических подтверждений этому нет), что Николай Чудотворец участвовал в Первом Вселенском соборе, где «заушил» – врезал по уху – своему оппоненту еретику Арию.
Спустя несколько лет после этого другой святой – Иоанн Златоуст (друг Василия Великого, в чью честь назван фонд Малофеева), так учил свою паству: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди » и дальше «Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане – хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил ».

Творчество Кирилла Серебренникова и всего «Гоголь-центра» отличается весьма радикальным антиклерикализмом. И, кажется, спустя столетия кто-то вновь воспринимает слова древних святых как прямое руководство к действию или оправдание для расширение своего политического и общественного влияния.

P.S.: Данный текст составлен на основании открытых источников и представляет собой субъективное мнение автора.

Второй день продолжается под знаком «Гоголь Центра» и «КС». После вчерашнего шока: внезапный обыск у Кирилла Серебренникова, заточение актёров в театре и лишение их мобильной связи, выброс в информполе многомиллионных сумм, якобы похищенных, допрос КС и отпущение домой, наконец, задержание двух фигурантов - журналисты приходят в себя. Задают вопросы, иногда получают ответы.

Вопрос человеческий - как можно так обращаться с людьми? Даже в чём-то подозреваемых. Держать людей (в основном молодых) в замкнутом пространстве одного театра, изъяв у них мобильные телефоны. А если кого-то из них в это время ищет мама, которой плохо? Ей нужны лекарства, а сын/дочь не отвечают, как в воду канул. Представляете, состояние матери, бабушки, отца, жены? А я, мать и не робкого десятка, очень даже хорошо представляю. Речь что, идёт о задержании группы террористов? Что такого могут актёры, всего-навсего исполнители, знать о жизни администрации своего театра, или параллельной творческой жизни худрука настолько, что можно всерьез опасаться утечки какой-то важной информации.

Вопрос честный - в этой истории Кирилла Серебренникова сейчас самое громкое имя, и даже те, кто прежде его не слышал, равно как о «Гоголь Центре», теперь в курсе - бьют, обижают, а за что - не имеет значения. Суть экономических претензий и подозрений никого не волнует. Волнует политика, режим, у которого главная жертва - Кирилл Серебренников. Даже скучно от такого шаблонного мышления, где главным шаблонной фигурой становится сам талантливый художник. Ему это как в портфолио - политический капитал? И все?

Но названы два имени, связанные с ним по этому делу - Юрий Итин и Нина Масляева. О них никто не говорит, как будто их и не существует. Не кричат как о жертвах, несправедливо повязанных. Как будто само собой разумеющийся факт: вот именно они и ответят за те 216 миллионов рублей, которые «повешены» на «Седьмую студию» и её главный проект пятилетней давности - «Платформу».

Итак, кто эти люди, о которых сегодня, кроме Следственного комитета и журналистов не вспоминают? Юрий Итин, бывший директор «Седьмой студии», на сегодняшний день является директором первого российского театра - имени Волкова в Ярославле. Выпускник ГИТИСа, в своё время был заместителем ректора театрального института, и вот уже семь лет трудится в Ярославле. Звоню художественному руководителю Волковского театра Евгению Марчели. Тот в шоке, поскольку о задержании своего директора узнал, находясь на гастролях в Омске.

Мы семь лет работаем с Юрием Константиновичем. У меня ничего кроме хороших рекомендаций: грамотнейший специалист, ни одной запятой не пропустит. За семь лет он театр, который стоял в центре города в ужасном виде, а из стен его деревья росли, капитально отремонтировал здание по фасаду, произвел капитальный ремонт, поменял сцену. И всё это сделал, не останавливая работу театра.

Юрий Итин действительно один из лучших российских директоров, достаточно зайти в театр, чтобы это понять: чистота, порядок, а главное - производственно обеспечен творческий процесс: на трех сценах одна за одной выпускаются премьеры. Репутация театра в глазах областного начальства выросла.

Теперь Нина Масляева, бывший бухгалтер «Седьмой студии». Характеристику её получаю в театре «У Никитских ворот», где с конца 2015-го года она работает главным бухгалтером.

Замечательный работник, у нас нет никаких претензий к ней, - говорит худрук Марк Розовский. - Мы, конечно, вздрогнули, услышав по телевизору о задержании Нины. Мы не знали, что она работала с Кириллом Серебренниковым в «Седьмой студии». Знаете, стоящего главного бухгалтера в бюджетное учреждение, особенно в театр, найти сложно. Мы довольны её работой.

Теперь вопрос: встанет театральное сообщество на защиту этих людей? Или они будут стрелочниками?

Ещё один, который волнует всех - театральных и нетеатральных. Если были какие-то нарушения (а это надо ещё доказать), почему надо было доводить дело до внезапных обысков, слива «преступной» информации «о преступном сговоре» в информагентства, которая только всех запутывает, потому что слишком много мутного? Иначе два дня страна захвачена театральным детективом, как о наркокартеле, сеть которого ветвится по России.

И главный вопрос - будут ли обнародованы результаты проверки работы «Седьмой студии» на Винзаводе? Которые поставят точки над «i»: действительно были нарушения или, наоборот, всё чисто? Бесхозяйственность это или нормальная человеческая слабость? Пока этого не произойдет, ясности не наступит, а подозрения и слухи будут множиться, формироваться устойчивые мифы - о политических жертвах, невинных творцах, борьбе кремлевских башен. Впрочем, как показывает жизнь, надеяться на доступ к информации такого рода не приходится

В «деле Серебренникова» появился новый фигурант. В мошенничестве подозревается Софья Апфельбаум, бывшая чиновница министерства культуры. Источник Business FM придерживается такого мнения: в этом деле просто ищут козла отпущения

Кирилл Серебренников. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Директор РАМТ задержана по подозрению в мошенничестве. В Следственном комитете считают, что Софья Апфельбаум была в сговоре с Кириллом Серебренниковым и участвовала в хищении из бюджета не менее 68 млн рублей. Театральная общественность уверена, что Апфельбаум хотят сделать козлом отпущения.

В театральных кругах Софью жалеют — у нее безупречная репутация, она боролась за современный театр и последние два года в кресле главы РАМТ была очень успешной.

Должность досталась ей после ухода из Министерства культуры, где она руководила департаментом государственной поддержки искусства и народного творчества. В период ее работы и были выделены те бюджетные средства, в хищении которых подозревают бывших руководителей «Седьмой студии».

Похожие публикации