Сущность и типы колонизации. Причины и начало колонизации

Итак, состояние России после Великой смуты было подобно состоянию Европы после кризиса XIV века: обширные пространства запустевших земель, разоренные полувымершие города, государство, которое требуется вновь восстанавливать - но вместе с тем изобилие земли, лесов, природных богатств, которые достались в наследство уцелевшим. Подобно американским фермерам крестьяне могли вновь осваивать свою страну, могли пахать, сколько захочется, и ни помещики, ни слабое государство пока не осмеливались притеснять их, опасаясь нового восстания.

В соответствии с неомальтузианской теорией, за периодом экосоциального кризиса должен был последовать период восстановления. Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие для вузов. М., 2002 С. 394

Постепенно крестьяне стали возвращаться в свои родные места, основывать новые деревни и расчищать лес под пашню. Московское государство постепенно «пополнялось» и «приходило в достоинство», и люди за «многое время тишины и покоя», по выражению источника, «в животах своих пополнились гораздо». В Замосковном крае восстановление было очень быстрым: бежавшее на Север или в Поволжье население возвращалось в окрестности столицы, и уже 1640-х годах здесь восстановился существовавший до Смуты уровень населения. Однако если сравнивать с первой половиной XVI века, то население далеко не достигало прежнего уровня. На новгородчине численность населения в 1646 году была в четыре раза меньше, чем в 1500 году. Медленно восстанавливались города: в середине XVII века население городских посадов оставалась в 2,5 раза меньше, чем столетие назад. В целом, как отмечалось выше, численность населения в 1646 году оценивается в 4,5-5 млн. В 1550-х годах, по оценке А. И. Копанева население составляло 9-10 млн. Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие для вузов. М., 2002 С. 427

В 1646-1678 годах численность населения возросла с 4,5-5 до 8,6 млн. На новгородчине в этот период население увеличилось более чем в два раза. Огромную роль в процессе восстановления экономики сыграло строительство 800-километровой «Белгородской черты», которая должна была защитить южные области от татарских набегов и обеспечить возможность земледельческого освоения обширных территорий. Строительство укрепленной линии продолжалось 12 лет (1635-1646 гг.), на «черте» было построено 23 города-крепости, несколько десятков острогов, пять больших земляных валов, протяженностью по 25-30 км каждый. В 1648-1654 годах была создана Симбирская черта, продолжившая укрепленную линию до берега Волги.

В 1642-1648 годах в уездах, расположенных вдоль Белгородской черты, большинство крестьян было отписано на государя и зачислено во вновь созданные драгунские полки. Крестьяне были освобождены от податей, они жили в своих деревнях, пахали землю, и раз в неделю проходили военное обучение. Казна обеспечивала драгун оружием, и они должны были нести на «черте» сторожевую службу. Нехватка солдат заставляла зачислять в полки всех желающих, даже беглецов из центральных районов - поэтому сюда держали путь многие беглые. Белгородчина была изобильным краем: урожайность ржи на юге была в 2-3 раза выше, чем в центральных районах, и запасы хлеба в хозяйствах служилых людей в среднем составляли около 500 пудов. В 1639-42 годах власти предлагали платить за работу на жатве 7-10 денег в день, что в пересчете на зерно составляет 14-20 кг. Это была щедрая плата, в два раза больше, чем платили в Подмосковье - однако зажиточные крестьяне юга не желали работать и за эту плату.

Если бы не постоянные войны и татарские набеги, то многие могли бы позавидовать жизни поселенцев Юга.

Белгородская черта стала надежным препятствием на пути татарских набегов. Хотя татары многократно опустошали Белгородчину, им ни разу не удалось прорваться за черту. С середины XVII века началась прочная колонизация южных областей; сюда устремился поток переселенцев из центральных районов. Со времени строительства черты до конца XVII века запашка в южных уездах возросла в 7 раз; примерно так же возросло и население. С 1670-х годов началась помещичья колонизация Юга: помещики стали в массовом масштабе переводить своих крестьян на отмежеванные им земли «дикого поля»; уже в 1678 году три четверти бояр имели владения на Юге. «В Тульских и в Орловских и в иных к тому краю прилегающих местах, - говорилось в докладе Разрядного приказа в 1681 году, - многие государевы ближние люди... помещики и вотчинники в диких полях построили многие села и деревни... а тем в Московском государстве хлеба и съестных запасов учинилось множество и покупке всего цена дешевая...». Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие для вузов. М., 2002 С. 508

Это были процессы огромного значения, ведь оттесненное татарами в северные леса русское крестьянство веками пыталось выйти в черноземные степи. После побед Ивана Грозного Русь продвинулась за Оку в верховья Дона - но во время Смуты татары отбросили поселенцев назад в северные леса. Теперь России наконец-то удалось закрепиться в южных степях; это означало, что мощь русского государства будет расти за счет освоения новых плодородных земель. Скученное на Севере население теперь получило возможность переселяться на юг, и угроза нового перенаселения отодвигалась на столетия. С точки зрения демографически структурной теории процесс колонизации означал расширение экологической ниши - увеличение средств существования (means of subsistence), последствием которого должны были стать уменьшение цен и увеличение реальной заработной платы - те явления, которые действительно отмечались в конце XVII века.

В 1678 году в Черноземном центре проживало уже 1,8 млн. человек, в то время как в старом Нечерноземном центре - 3,5 млн. На Белгородчине насчитывалось 260 тысяч не имевших крепостных детей боярских - «однодворцев», поставлявших в войско 40 тысяч солдат, драгун, рейтар. У служилых людей были крепкие хозяйства: на двор в среднем приходилось 3 лошади и 4 коровы. Небедно жили и дворцовые крестьяне: в Тамбовском уезде большинство дворов имело 2-3 лошади, 2-3 коровы и с избытком обеспечивало себя хлебом. Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000 С. 193

Вся территория страны разделялась на две части, старые, «заселенные», и новые, «заселявшиеся» области. По оценке Я. Е. Водарского за вторую половину XVII века площадь пашни в «заселенных» областях возросла с 8 до 13 млн. десятин, а в «заселявшихся» областях - с 4 до 16 млн. Таким образом, уступая в численности населения, новые «заселявшиеся» области уже превосходили старые «заселенные» по размерам запашки. Юг стал поставщиком хлеба для центральных районов; в конце 70-х годов эти поставки достигали 1 млн. пудов, и правительство не раз с удовлетворением отмечало рост «хлебного пополнения».

Неомальтузианская теория утверждает, что период восстановления характеризуется относительно медленным ростом городов. Действительно, наличие свободных земель не создавало у крестьян стимула к занятию ремеслом и переселению в города, поэтому в XVII веке города росли сравнительно медленно. Русские города этого периода были в большей степени крепостями и административными центрами, нежели торгово-ремесленными поселениями. Жившие в городах «служилые люди» - дворяне, стрельцы, казаки и т. д. - по своей численности превосходили «посадских людей», торговцев и ремесленников. По оценке Я. Е. Водарского в 1652 году городское население составляло 247 тыс. человек мужского пола, в том числе 139 тыс. служилых и 108 тыс. посадских людей, в 1678 году - 329 тыс. человек, в том числе 149 тыс. служилых и 134 тыс. посадских людей. Население Москвы в 1640-х годах насчитывало около 38 тыс. жителей мужского пола, в том числе около 20 тыс. служилых, 10 тыс. посадских и 8 тыс. «прочих»; к 1680 году число жителей возросло до 51 тыс. в том числе 20 тыс. служилых, 20 тыс. посадских и 11 тыс. «прочих». Другие города намного уступали размерами Москве; в Ярославле в конце XVII века насчитывалось 8 тыс. жителей мужского пола, в Пскове, Казани и Астрахани - 5 тыс. Новгород, когда-то превосходивший по размерам Москву, находился в глубоком упадке, мужское население этого города не превышало 3 тыс. Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000 С. 294

Среди городского населения выделялась богатая торгово-промышленная верхушка - гости, торговые люди гостиной и суконной сотен. Это привилегированное купечество вело торговлю в масштабе всей страны и имело капиталы в тысячи рублей, однако оно было очень немногочисленно: в конце XVII века оно насчитывало лишь 250-300 семей. Собственно же посадские люди были в основной массе мелкими ремесленниками и торговцами, торговавшими со скамей и лотков, и стоимость товаров у них не достигала подчас одного рубля.

После разорения времен Смуты уровень развития ремесел и промышленности оставался низким. Крупное ремесло было представлено несколькими десятками кожевенных мастерских и винокурен. На соляных промыслах близ Соли Камской в конце XVII века имелось около 200 варниц, на которых было занято около 4 тыс. работников. Мануфактуры были редким явлением; они обычно принадлежали либо дворцовому хозяйству, либо иностранцам. Голландские предприниматели построили близ Тулы и Каширы несколько доменных заводов, в основном отливавших пушки. В начале 1660-х годов на этих предприятиях насчитывалось всего лишь 119 постоянных рабочих, в том числе 56 иностранцев. Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000 С. 321

Родовые отношения у южноафриканских банту не составляют какого-либо исключения, они подобны родовым отношениям всех народов на этой стадии развития. Так же как и у других народов, зулус, например, называет отцом не только своего настоящего отца, но и всех его братьев, матерью называет не только свою родную мать, но и сестер матери, жен дядей и т. д. Все члены рода имеют определенные права и связаны различными обязательствами. Когда молодой человек женится, родственники помогают ему выплатить лоболу; когда он будет выдавать замуж свою дочь, то из полученной лоболы уделит кое-что и родственникам. Он должен от случая к случаю делать им подарки, а они оказывают ему помощь советами и, если нужно, кормят. Они помогают ему в случае беды, при постройке хижины, уборке урожая и т. д. У членов каждого рода есть свои праздники и церемонии.

Род был экзогамным: мужчина не мог жениться на девушке своего рода, хотя бы она и приходилась ему очень дальней родственницей, он должен был брать в жены девушку из другого рода. Каждый род имел свое название, отличавшее его от других родов, историю своего происхождения, формулу приветствия и т. д. У машона сохранялась тотемная организация рода. Каждый род имел свой тотем - животное, с которым род считал себя находящимся в родстве и по имени которого род получил название. Животное это считалось неприкосновенным. Например, люди рода антилопы полагали, что они находятся в состоянии кровного родства с антилопой, покровительницей рода; ее не убивали и мяса не употребляли в пищу. Нарушение этого правила якобы было чревато серьезными последствиями: предполагалось, например, что если поесть мяса антилопы, выпадут зубы. В некоторых родах находили способ обхода этого правила: если в котел, где варится мясо антилопы, положить особый камень и кору определенного дерева, тогда мясо можно есть.

Брачный союз между людьми, имевшими один и тот же тотем, категорически запрещался: считалось, что брачущиеся потеряют способность производить потомство. Но в большом тотемном роде это создавало трудности в подыскании жены. Поэтому тотемные роды дробились на более мелкие подразделения, носившие разные фамильные прозвища и объединявшие людей, происходивших от одного не очень далекого предка. Тотем на языке машона называется мутупо, а фамильное прозвище - чидаво. Мужчина мог жениться на женщине с другим чидаво, хотя бы она и принадлежала к тому же мутупо.

Оригинальной была родовая организация у гереро. У них сосуществовали материнский и отцовский счет родства, две формы организации рода. Каждый человек по своему рождению принадлежал к материнскому роду - эанда, с которым он не порывал связи в течение всей своей жизни. Каждый член эанда имел право наследовать по материнской линии своему дяде по матери. Во главе эанда стоял старший брат самой старшей женщины эанда. Но каждый гереро принадлежал одновременно и к другой организации - орузо; эта принадлежность наследовалась по мужской линии - от отца к сыну. Женщина же при выходе замуж переходила в орузо мужа. Во главе орузо стоял старший из мужчин орузо, его родоначальник и глава. Особая часть имущества наследовалась по линии орузо. Эта двойственность создавала у гереро крайне сложную систему наследования. К приходу европейцев ведущим началом социальной организации гереро являлось, безусловно, патриархальное, но эанда была еще сильным, живым пережитком матриархата.

Однако род, как основная ячейка первобытно-общинного строя, уже давно прекратил свое существование, распался на большие патриархальные семьи. К началу европейской колонизации сохранялись лишь некоторые, более или менее сильные, пережитки родовой организации.

Земля все еще была коллективной собственностью племен и их подразделений, но пользование землей было уже частным. Скот и орудия труда являлись частной собственностью больших патриархальных семей. В их пользовании находились усадьбы и обработанная земля, они по собственному усмотрению распоряжались продуктами своего труда. Это было уже общество мелких производителей, связанных коллективной собственностью на землю и общими интересами защиты от внешних нападений. Уже существовало имущественное неравенство „среди рядовых общинников: были богатые и бедные. Существовала ссуда скотом и, следовательно, экономическая зависимость бедных от богатых. Родоплеменная верхушка эксплуатировала своих соплеменников и держала в своих руках значительные богатства. Вожди племен и родовые старейшины были крупными скотовладельцами, а уход за их стадами ложился тяжелой повинностью на рядовых общинников. Общинники обязаны были бесплатно обрабатывать их поля, строить жилище, загоны для скота и т. д. Это была форма производственных отношений, характерная для периода перехода от отношений сотрудничества и взаимной помощи свободных от эксплуатации людей к отношениям господства и подчинения.

Высшей формой социальной организации было племя. Каждое племя было самостоятельно, но уже появились отношения зависимости, сложилась иерархия, соподчинение вождей племен. Описания первых европейских путешественников и миссионеров (конец XVIII - начало XIX в.) дают нам калейдоскопическую картину дробления одних племен, объединения других и исчезновения третьих. Устойчивые формы и границы племен исчезали, происходил интенсивный процесс перемешивания племен.

В основе расселения людей все еще лежал принцип кровного родства: соседи были родственниками. Но уже уходила в прошлое племенная замкнутость и племенная эндогамия. Производительные силы уже переросли рамки производственных отношений и не вмещались в границы племенной организации. Разрушение племенной структуры было выражением несоответствия производственных отношений характеру производительных сил.

Во главе племени стоял выборный вождь. Сохранялось народное собрание, которое решало важнейшие вопросы жизни племени, избирало и смещало вождя племени. Но круг кандидатов был уже строго ограничен, выделялись династические семьи, и борьба за пост вождя сводилась к борьбе его наследников, а народу оставалась лишь возможность поддержать одного из них. «Человек, не принадлежащий к правящей династии, мог быть избран вождем лишь в исключительном случае» 1 . Энгельс писал об этой стадии первобытного общества: «избрание их {вождей племен. - Авт.) преемников из одних и тех же семейств мало- помалу, в особенности со времени установления отцовского права, переходит в наследственную власть, которую сперва терпят, затем требуют и, наконец, узурпируют; закладываются основы наследственной королевской власти и наследственной знати» 2 .

Перед нами картина первобытно-общинного строя в его последней фазе развития: родоплеменная структура еще жива, но уже утратила свою былую стройность и устойчивость; существует частная собственность, появились богатые и бедные, но общество еще не раскололось на антагонистические классы; управление общественными делами сосредоточено в руках богатых династических семей, но государственного аппарата насилия еще нет. Исключение составляли машона, у которых уже существовало государство Мономотапа 3 .

Начало колонизации

Европейские колонизаторы появились в Южной Африке только в XVII в., т. е. триста лет назад. Морской путь из Европы вокруг Африки проло жили португальцы: в 1486 г. 1 португальская экспедиция под начальством Бартоломеу Диаша обогнула мыс Доброй Надежды 2 и дошла до устья р. Грейт Фиш. После этого прошло, однако, еще полтора столетия до поселения европейцев в Южной Африке.

Негостеприимные песчаные берега Юго-Западной Африки не привлекали путешественников; еще менее привлекательными казались берега южной оконечности Африки: около них постоянно разбивались корабли, и мореплаватели старались возможно скорее миновать их. Лишь восточное побережье, с его мягким климатом и богатой растительностью, могло привлечь португальцев. Но это побережье было населено воинственными племенами банту, и португальцы довольствовались кратковременными остановками для пополнения запасов пресной воды и продовольствия. Главными опорными пунктами служили португальцам бухты, куда заходили корабли на своем пути в Гоа, к центру португальских владений в Индии.

С падением колониального могущества Португалии, владения ее в юго- восточной Азии перешли в руки голландцев. Голландская Ост-Индская компания захватила в свои руки торговлю пряностями во всей Индонезии. Голландцам также пришлось искать удобные бухты, где могли бы останавливаться их корабли на пути в Азию и запасаться продовольствием и питьевой водой. В 1652 г. представитель Ост-Индской компании Ян ван Рибек с небольшой группой солдат, рабочих и служащих компании высадился в бухте у Столовой горы и основал там укрепленное поселение, из которого потом вырос город Капштадт, нынешний Кейптаун, положив тем начало созданию Капской колонии.

Через пять лет (1657 г.) в Южную Африку прибыла первая группа переселенцев - свободных бюргеров - из Голландии. С 1698 г. начали переселяться в новую колонию французы - гугеноты, бежавшие от религиозных преследований; за ними прибыли поселенцы из Германии и т. д. Национальный состав колонистов был довольно сложным, хотя большинство их все же составляли голландцы. Потомки этих первых колонистов получили впоследствии общее название - буры (от голландского Ьоег - крестьянин). Сейчас они предпочитают называть себя африкандерами.

Число поселенцев, сначала небольшое, через сто лет, в 1750 г., составило около 5 тыс.; к концу XVIII в. европейцев насчитывалось больше 15 тыс. чел. С ростом населения колонии расширялась постепенно и ее территория. Вновь прибывающие колонисты продвигались все дальше в глубь страны, захватывая земли готтентотских племен. Готтентоты пытались оказать сопротивление, но не могли противостоять колонистам, вооруженным огнестрельным оружием. Голландцы истребляли целые племена, а оставшихся в живых готтентотов и бушменов превращали в рабов.

В 1776 г. голландские колонисты появились в долине р. Грейт Фиш, населенной племенами банту - коса.Коса не представляли в то время единства, отдельные роды вели борьбу за раздел пастбищ, их вожди Ндламбе и Гайка враждовали между собою. Но тем не менее коса оказались в состоянии задержать дальнейшее продвижение колонистов, и р. Грейт Фиш в течение 40 лет оставалась границей между банту и голландской колонией.

Труд рабов в Капской колонии применялся очень широко. Большая территория, около 650 тыс. км 2 , полностью очищенная от готтентотов и бушменов, находилась в распоряжении 15 тыс. европейцев. Каждый колонист был крупным землевладельцем. До наших дней сохранились поместья размером до 10 тыс. га. Например, генерал Бота, потомок первых голландских колонистов, владел 12 тыс. га земли, и это не было исключением. Вместе с землей колонисты захватывали у готтентотов, а потом и. у коса скот. Каждый колонист становился поэтому и крупным скотовладельцем. Он был и рабовладельцем. На труде рабов зиждилось хозяйство колонистов. Вследствие массового истребления готтентотов в первый период колонизации и недостатка местной рабочей силы рабов ввозили с Мадагаскара, из Восточной Африки и Малайи. К началу XIX в. в колонии насчитывалось около 30 тыс. привозных рабов и около 20 тыс. готтентотов. Первые английские миссионеры, стараясь оправдать английские захваты в Южной Африке, собрали большой материал, свидетельствующий о тяжелом положении рабов и произволе рабовладельцев в Капской колонии. Возмущения рабов подавлялись с крайней жестокостью. Рабовладельческие порядки того времени сохраняются, как мы это увидим дальше, в модифицированном виде и после установления в современной Южной Африке английского господства.

В начале XIX в. Капскую колонию захватила Англия. В это время англичане вели войну с наполеоновской Францией. Французские войска одерживали победы над своими противниками в Европе, Англия же между тем постепенно захватывала французские колонии в Америке, Африке и Индии. Когда бонапартистская Франция присоединила Голландию и, объявив ее Батавской республикой, фактически включила ее в состав своих владений, Англия в 1806 г. захватила Капскую колонию.

алжир испанский оккупация корсар

Разгром Абд аль-Кадира стал поворотным пунктом в завоевании Алжира, позволившим Франции начать насильственную модернизацию и европеизацию жизни алжирского общества. Колониальное завоевание в экономическом плане означало прежде всего захват земель. В соответствии с официальными декретами 1840-х годов, французская администрация конфисковала земли дея, беев, часть земельной собственности мусульманских духовных учреждений, а также угодья племен, «поднявших оружие против Франции». В ходе аграрных реформ 1843--1844 гг. племенам было предложено документально подтвердить свои права на занятые ими земли. Однако большинство племен пользовалось землей на основе обычного права, и таких документов не имело. Их земли французские власти признали «бесхозными» и экспроприировали. Наряду с «официальным» переделом собственности, фонд колонизации пополняла и скупка европейцами частных земельных владений. Передел земель особенно ускорился после поражения Абд аль-Кадира, однако в 1863 г. император Наполеон III, недолюбливавший колонистов и опасавшийся катастрофического обезземеливания алжирцев, объявил племена коллективными и несменяемыми владельцами их земель. Тем не менее, площадь земельного фонда колонизации стремительно возрастала: в 1850 г. колонисты владели 115 тысячами га, в I860 г. -- 365 тысячами га, а в 1870 г. -- 765 тысячами га. В результате завоевания и колонизации в распоряжение французских властей и частных лиц перепела половина лучших земель Алжира, не считая лесов, рудников и других хозяйственно ценных территорий.

Параллельно с захватом земель французское государство начало интенсивное хозяйственное освоение страны. Крупные концессионные компании, созданные в Алжире, приступили в 1860-е годы к разработке природных ресурсов страны (угля, фосфоритов, металлических руд). Для их вывоза строились первые железные и шоссейные дороги, налаживалась телеграфная связь. Постепенно была развернута переработка продукции сельского хозяйства. В 50-е -- 60-е годы XIX в. Алжир стал для метрополии важнейшим рынком сбыта и источником дешевого минерального сырья и продуктов питания (фруктов, овощей, вина). В эти годы ориентация местных и европейских землевладельцев на сбыт продуктов в метрополии способствовала постепенному превращению натурального хозяйства Алжира в товарное.

Однако при всей значимости и масштабах экономического переустройства Алжира главным результатом французского завоевания все же оказалась переселенческая колонизация. После высадки французского экспедиционного корпуса в Алжире в страну начали въезжать всякого рода авантюристы, стремившиеся поживиться за счет грабежа коренного населения. В 1840-х годах к ним присоединились обнищавшие крестьяне и горожане Франции, Испании, Италии, надеявшиеся создать лучшую жизнь на новом месте. В этот разноязыкий поток вливались также немцы, швейцарцы, греки, мальтийцы, корсиканцы. В итоге европейское присутствие развивалось всевозрастающими темпами: в 1833 г. в Алжире было 7,8 тысяч европейцев, в 1840 г. -- 27 тысяч, а в 1847 г. -- уже 110 тысяч человек. При этом собственно французы составляли не больше половины от всех иммигрантов. Французские колониальные власти всячески поощряли въезд европейцев-нефранцузов, чтобы пополнить таким образом ряды европейского меньшинства. Кроме того, Алжир в XIX в. считался надежным местом ссылки для каторжников и политических заключенных, большинство из которых, отбыв наказание, оставались в стране. Наконец, правительство метрополии принудительно переселяло сюда безработных и давало убежище в Алжире вынужденным переселенцам, обратившимся к ним за помощью.

Европейские иммигранты, расселившиеся в алжирском приморье, сравнительно быстро укоренялись на местной почве. Основная масса их была довольно бедна, а их иммиграция была вызвана не жаждой наживы, а экономическими и политическими неурядицами на родине. В отличие от других колоний Франции Алжир приютил многочисленное, социально разнородное и этнически пестрое европейское население. Мозаичное сочетание языков, нравов и обычаев прибывших

поселенцев вскоре дополнилось смешанными браками во французской и нефранцузской европейской среде, В итоге уже через 20--30 лет после начала колонизации начал формироваться особый социальный и этнокультурный тип «алжиро-европейца». Это обстоятельство сыграло важную роль в дальнейшем развитии Алжира.

Становление колониальных порядков в Алжире вскоре получило и политико-правовое оформление. Режим Второй республики (1848--1851 гг.) официально провозгласил Алжир частью национальной территории Франции. Губернатор теперь обладал только военной властью, а населенные европейцами области были выделены в три особых департамента. Они получили гражданское самоуправление и право посылать трех депутатов во французский парламент. Однако с оформлением власти Наполеона III (1851 г.) отношение Парижа к алжирской колонии заметно переменилось. Среди колонистов было много политических противников новоявленного властелина Франции, и уже в 1852 г. он лишил Алжир представительства в парламенте. Затем, в период Второй империи, Наполеон ПI заменил военного губернатора «министром Алжира и колоний», а в 1863 г. даже провозгласил Алжир «Арабским королевством», пытаясь тем самым противопоставить колонистам арабо-берберские традиционные элиты. Новую политику Парижа в Алжире проводили созданные еще в 1844 г. «арабские бюро» -- посреднические учреждения между французским военным командованием и арабо-бербер-скими вождями. В 50-х--60-х годах XIX в. роль «арабских бюро» была двоякой -- с одной стороны, они ограничивали полномочия местных арабских шейхов, а с другой -- пресекали стремления европейских колонистов непосредственно вмешаться в управление «туземными делами».

Победа над Абд аль-Кадиром досталась колониальным властям дорогой ценой: завоеватели потеряли в 1830--1847 гг. 40 тысяч солдат и вынуждены были держать в Алжире не Менее х/3 вооруженных сил Франции. К тому же злоупотребления и насилие, сопровождавшие колонизацию Алжира, постоянно пробуждали у алжирцев антифранцузские настроения.

Поражение Абд аль-Кадира обозначило окончание организованного сопротивления, но труднодоступные области Сахары и горная Кабилия оставались центрами часто вспыхивавших локальных восстаний. На протяжении 1850-х годов французы с трудом покорили Кабилию (1851--1857 гг.). Бунты же в сахарских оазисах -- Зааджа (1848--1849 гг.), Лагуат (1852 г.), Туггурт (1854 г.) -- в целом стихли к началу 60-х годов. На западе страны немалую опасность для колониальной администрации представили повстанческие движения племенных союзов бану снассен (1859 г.) и улад сиди шейх (1864--1867 гг.). Опасаясь войны с племенами на два и более фронта, колонизаторы подавляли эти восстания с особой жестокостью. Алжир стал школой карательных операций для видных французских военачальников -- Пелисье, Сент-Арно, Бюжо, Кавеньяка, Мак-Магона. По сути дела, весь цвет французского военного командования прошел через многолетний опыт варварского устрашения коренных жителей Алжира. Это. обстоятельство позже сказалось и на избранных ими методах подавления политических оппонентов в самой метрополии, особенно в ходе разгрома Парижской коммуны.

Если разрозненные выступления племен сранительно легко подавлялись колонизаторами в 1860-е годы, то в 1870 г. положение серьезно изменилось. Поражение Франции в войне с Пруссией и провозглашение Парижской коммуны создали в Алжире благоприятные условия для нового всплеска антиколониальных движений. С одной стороны, значительная часть колониальных войск была переброшена во Францию -- сначала для ведения боевых действий против Пруссии, а затем -- для подавления Парижской коммуны. В колонии остались сравнительно малочисленные (45 тысяч человек) и менее боеспособные части. С другой стороны, поражение французской армии под Седаном и капитуляция Наполеона ПI вернули алжирцам надежду на освобождение. Взятие Парижа пруссаками было воспринято в городах и племенах как признак полного разгрома Франции и истощения ее сил.

В то же время у европейского населения Алжира (особенно у колонистов и ссыльных республиканцев) крах Второй империи вызвал бурный энтузиазм. В 1870--1871 гг. в г. Алжир сторонники демократических преобразований даже создали самоуправляющиеся комитеты обороны. Они в течение полугода противостояли действиям Парижа, требуя большей самостоятельности Алжира от метрополии. Однако, когда в 1871 г. в Алжире вспыхнуло крупное восстание арабских и берберских племен, лидеры республиканцев быстро отказались от своих автономистских устремлений и предпочли встать под защиту французской армии.

Освободительное восстание алжирских берберов в 1871 г. оказалось краткой, но решительной попыткой части местных вождей воспользоваться редким моментом слабости и дезорганизации в управлении колонией. Его возглавили Мухаммед Мукрани -- правитель одного из округов Кабилии (Восточного Алжира), потомок старинного берберского рода, -- и его брат Ахмед Бу Мезраг. При деятельной поддержке мусульманского братства Рахманийя они смогли создать настоящую повстанческую армию численностью до 25 тысяч воинов. В марте--июле 1871 г. Восточный Алжир стал театром бурной партизанской войны. Алжирские племена захватывали коммуникации, уничтожали посты французской армии, осаждали гарнизоны, громили хозяйства колонистов. Положение французских войск в Восточном Алжире оказалось почти столь же серьезно, как во времена борьбы с Абд аль-Кадиром.

Сознавая всю опасность восстания, власти метрополии приняли радикальные меры. Ослабленный за годы франко-прусской войны колониальный корпус был усилен, и его численность была доведена до 86 тысяч человек, а из среды колонистов была создана вооруженная милиция. Планомерные действия в духе тактики «подвижных колонн» позволили французскому командованию уже к лету 1871 г. разгромить основные силы восставших. В 1872 г. было проведено поголовное разоружение населения, а наиболее активные вожди восстания были высланы в Новую Каледонию. Восстание 1871 г. явилось последней крупной вспышкой антифранцузского сопротивления в Алжире, хотя отдельные столкновения племенных ополчений и колониальной армии продолжались вплоть до 1883 г.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Аффонсу де Албукерки (1453-1515) Первой европейской державой, начавшей успешную заокеанскую колонизацию, стала Португалия. Этот процесс был связан с деятельностью Аффонсу де Албукерки - одной из крупнейших фигур в португальской истории. Его личность и деяния в связи с этим идеализируются португальскими историками (см. большую статью, посвящённую Албукерки в журнале «Новая и новейшая история» №3, 2002 г.). Сын советника короля, воспитание и образование Аффонсу де Албукерки получил при королевском дворе. Король Жуан II, назначил его своим оруженосцем и офицером конной гвардии. В первые годы 16 века Албукерки участвовал в Индии в сражениях против правителя Каликута и в строительстве крепостей. В 1506 г. он во второй раз в своей жизни отплыл в Индию в составе военной экспедиции. Албукерки вез секретное предписание, полученное им лично от короля, которое обязался хранить в строжайшей тайне. Согласно этому предписанию он становился преемником первого вице-короля Индии Франсишку де Алмейды. Албукерки осуществил военную экспедицию в Персидский залив. Подчинив Португалии все крупные порты, включая сильнейший из них – Ормуз, находящийся у входа в Персидский залив. В Ормузе Албукерки начал строить крепость. Вице-король Франсишку де Алмейда, опасаясь конкурента, приказал штурмовать крепость. В разгар битвы Албукерки был предан несколькими офицерами и потерпел поражение. По приказу вице-короля он был арестован и обвинен в самоуправстве. Албукерки в свою очередь объявил Франсишку де Алмейда ответственным за потерю Персидского залива. Жуан II заранее был на стороне Албукерки и в 1509 г. Албукерки сместил Франсишку де Алмейду на посту вице-короля. В отличие прежнего вице-короля Индии Албукерки, считал, что одного сильного флота недостаточно для установления эффективного португальского контроля в бассейне Индийского океана. Чтобы Португалия могла стать "владычицей Востока", он предлагал создать цепь опорных баз на побережье Атлантики и Индийского океана. В то время португальские купцы, торговавшие пряностями и специями, полностью зависели от местных правителей в Азии и Африке, без разрешения которых они не могли иметь стоянки для кораблей, склады и т.п. Албукерки предлагал покончить с этой зависимостью, построив собственные крепости и флоты, которые позволят Португалии поставить под свой контроль главные торговые пути в Индийском океане. Предложенный им план предусматривал не захват обширных территорий, а "точечную оккупацию" – создание опорных пунктов на побережье. Резиденцию вице-короля Албукерки решил перенести из Каликута в индийский город Гоа, так как он был главным судостроительным пунктом мусульман и снабжался лучше других городов. Первыми военными акциями нового вице-короля стали разгром арабского флота у индийского порта Диу в 1509 г. и завоевание Гоа в 1510 г. Правители местных княжества были мусульманами и преследовали на захваченных ими территориях индусское население. Албукерки был не в состоянии справиться с мусульманской верхушкой Гоа собственными силами и использовал помощь индийцев против мусульман, играя на их религиозной вражде. Затем в течение пяти лет правления Албукерки в Индии уничтожались и мечети, и индуистские храмы. При создании колониальной империи Албукерки прославился своей жестокостью. Он использовал тактику запугивания населения: в завоёванных городах убивали всех – и женщин, и детей, – а разрубленные части тела раскидывали по местности. В 1511 г. Албукерки направляется с флотом к Малакке. В это время в Малакке было 100 тыс. вооруженных защитников малайцы имели сильные укрепления, а также значительный военный флот. Малакка была главным поставщиком пряностей через Каир и Мекку в Венецию. Если португальцы овладеют Малаккой, Каир и Мекка как центры торговли придут в упадок, и Венеция не сможет получать специй, из-за чего ее купцы вынуждены будут покупать их в Португалии. После взятия Малакки Албукерки заручился поддержкой всех местных держав, враждовавших с Малаккой, и подготовил этим дальнейшую португальскую экспансию на восток. Португальцы пробыли в Малакке 130 лет, пока в 1641 г. их не разгромили голландцы. Затем Албукерки получил приказ от короля Мануэла захватить порт Аден и проникнуть в Красное море, Албукерки отплыл из Гоа в начале 1513 г. с флотом из 20 кораблей. Аден служил убежищем для мусульманских купцов, опасавшихся португальских военных судов и складом транзитных товаров из Индии. Владея Аденом, португальцы легко могли заблокировать арабскую торговлю в Красном море. Португальская атака на Аден окончилась неудачей. Албукерки отступил в Красное море, но до этого приказал сжечь все корабли, стоявшие в Аденском порту. Вскоре после этого он вновь захватил Ормуз и там готовился взять Аден и отправить экспедицию против Мекки, чтобы покорить главную святыню мусульман. Но в 1515 г. Албукерки умер, не осуществив своих намерений.

Португальское господство в Индийском Океане и его исторические последствия.

Благодаря стратегии Албукерки, к середине XVI в. португальцы создали огромную колониальную империю, представлявшую собой систему военно-морских баз, опоясывавших дугой Индийский океан и разбросанных на большом расстоянии друг от друга: между этими пунктами ни одно судно не осмеливалось проходить без согласия португальцев. Правительство Португалии искусственно поддерживало в Европе высокие цены на пряности, чтобы не лишаться высоких процентов прибыли. Ежегодно разрешалось ввозить в Лиссабон только 5-6 кораблей пряностей, лишнее уничтожалось. Один из негативных результатов португальской экспансии в Индийском океане состоял в том, что на много веков были разорваны давние торговые и культурные связи между Африкой и странами Красноморского бассейна, с одной стороны, и Индией и странами Восточной и Юго-Восточной Азии, с другой. Военное присутствие португальцев в бассейне Индийского океана положило конец торговой деятельности арабов, обеспечивавших интенсивность этих связей. В то же время Албукерки потерпел полную неудачу в своих попытках уничтожить мусульманские государства в Красном море. Недостаток сил был, прежде всего, результатом чрезмерного размаха экспансии, проводимой португальцами. Но это привело к распылению ограниченных военных ресурсов Португалии на огромном пространстве. Несоответствие между проектами Албукерки и теми средствами, которыми располагала Португалия для их реализации, не беспокоило ни Мануэла I, ни его преемника Жуана III. Ни один из них не хотел ни сокращать программу завоеваний, ни выделять на ее выполнение больше средств. У португальского колониализма по-прежнему был хороший аппетит, но уже были плохие зубы. При Жуане III (1521–1557) страна стала ощущать нехватку государственных средств. Португальской монополии на торговлю с Востоком бросили вызов французские, голландские а затем и английские купцы. Вследствие этого у португальских торговцев возникла необходимость занять всю Бразилию, чтобы компенсировать уменьшение доходов от торговли с Востоком.

Завоевание Америки и гибель древних цивилизаций.

На территории Америки к 16 веку сущестовало четыре наиболее крупных цивилизации: Майя – полуостров Юкатан; Ацтеки – центральная Мексика; Чибча и муиски - Север Южной Америки; Племя Кечуа покорившее и начавшие ассимилировать все племена населявшие Анды. Европейцы назвали их Инки по наименованию их верховного правителя – великого инки. У Майя, в отличие от инков и ацтеков не было централизованного государства. Они независимыми родами, каждое из них образовало город-государство. Во всех этих цивилизациях сохранялась традиция человеческих жертвоприношений. Ацтеки приносили жертвы каждый день, чтобы взошло и зашло солнце. У майя и ацтеков этот обряд сопровождался людоедством. Инки и чибча-муиски совершали жертвоприношения не каждый день, а только по праздникам, но они были более масштабные по количеству жертв – от нескольких сотен, до нескольких тысяч. Эти деструктивные традиции с одной стороны вели к постепенному вырождению и лишали возможности мобилизации сил в критических ситуациях, с другой стороны, их языческая жестокость и ассоциации с дьявольскими силами в глазах европейцев не оставляли шансов на сосуществование этих цивилизаций с христианской культурой. Что касается Майя, то они вымерли в течение 16-17 веков главным образом от болезней, завезённых европейцами, к которым они не имели иммунитета – оспы, гриппа и кори. Гибель остальных цивилизаций связана с личностями наиболее прославившихся завоевателей (по испански – конкистадоров) и миссионеров, которых побуждали к походам рассказы и легенды о стране Эльдорадо сказочно богатой золотом (dorado – по испански золотой) . Эрнан Кортес (1485-1547) – завоеватель ацтеков. В 1519 г. конкистадор Эрнан Кортес сошел на берег Мексиканского залива. Гибель империи ацтеков ускорило одно совпадение. В этом году в соответствии с предсказаниями должен был вернуться Кетцалькоатль, или Пернатый Змей, - бог света и плодородия. Его появления ждали со стороны океана - поэтому, когда бородатые испанцы высадились на берегу, их приняли за посланцев бога, ведь только боги могли иметь бороду. Ацтекский император Мотекусома (Монтесума) сам торжественно привел отряд Кортеса в свою столицу город Теночтитлан. Теночтитлан стоял посреди большого озера. Его храмы и пирамиды были выстроены на острове, а большинство жилых домов, сделанных из легкого тростника, плавали на воде на плотах из влаголюбивой растительности. Столкнувшись с одной стороны с кровожадными обычаями, с другой стороны, с огромным количеством золота и драгоценностей, Кортес решил разрушить Теночтитлан. После более после нескольких сражений с многотысячными армиями индейцев и осады, в августе 1521 г., Теночтитлан пал. На его руинах в 1525 г. был основан город Мехико. Современной мексиканцы почитаю Кортеса как основателя своей страны, его портрет изображён на мексиканских деньгах. Энкомьенда. Форма эксплуатации индейского населения в испанских колониях Америки в 16-18 веках получила название Энкомьенда. Испанское слово encomienda переводится как попечение, защита. С первых лет колонизации развернулась борьба между королем и дворянами-конкистадорами за власть над индейцами, за право собственности на землю. В ходе этой борьбы в 20-е годы 16 века возникла особая форма эксплуатации индейцев – энкомьенда. Условием формирования энкомьенды стало то, что экономическая и административная система Испании оказалась совместимой с теми формами организации общества, которые существовали в государствах Нового Света. Испанцы сохранили индейскую общину в районах с высокой плотностью земледельческого населения. Трудовой повинности общинников в пользу их уже несуществующих государств испанцы преобразовали в привлечение индейцев к работе на рудниках. Часть урожая, отдаваемая раньше Индейским правителям, шла теперь на уплату налогов испанскому королю, а часть, предназначавшаяся жрецам, шла - на церковную десятину. Энкомьенда не давала права на владение землей. Ее владелец получал право на эксплуатацию индейцев-общинников, живших на земле, и должен был следить за уплатой налогов и отработкой повинностей. Испанскому правительству была невыгодна такая система, стимулировавшая дворянский сепаратизм. Оно хотело заменить её централизованным бюрократическим аппаратом и использовало для этого католических миссионеров. Бартоломе де Лас Касас (1474-1566) – главный миссионер Мексики, испанский монах, гуманист, историк и публицист. В начале 16 в. Лас Касас участвовал в путешествиях колумба и был соавтором и писцом дневников Колумба. В 1520-м году, Лас Касас, которого император Испании Карл V назначил "защитником индейцев" сумел изгнать конкистадоров в одном из городков на территории нынешней Венесуэлы и безуспешно попытался наладить добрые отношения между индейцами и колонистами. В конце концов, индейцы восстали и перебили почти всех колонистов. Добросердечный Лас Касас тяжело переживал эту трагедию и десять лет пробыл в монастыре. В 1531 г. одному индейцу явилась Дева Мария и запечатлела свой облик на его накидке. Конечно, скорее всего, это была спланированная акция. С этого момента началось планомерное обращение индейцев в христианскую веру. Лас Касас с друзьями-монахами пошли в индейские деревни босиком, с крестом и библией. Они окрестили индейцев, побудили их признать власть католического короля, перевели на местный язык священные книги, учили индейских детей читать. В 1540 году Лас Касас вернулся в Испанию и представил правительству доклад о разорении американской Новой Испании. Принц Филипп издал "новые законы": всем колонистам было приказано освободить порабощенных индейцев и впредь не допускать никаких насилий. "Новые законы" побудили конкистадоров к мятежу. Однако монарх оказался сильнее, мятежники были разбиты. Энкомьенда была постепенно упразднена. В 1544-50 гг. Лас Касас был епископом в Мексике. Его миссия была успешной. Население Мексики по сей день – одно из самых набожных в католическом мире. В 1552 г. Лас Касас издал книгу "Кратчайшая история разрушения Западных Индий" которая принесла ему всеевропейскую известность и является одним из главных исторических источников о завоевании Америки (книга переведёна на русский язык). Франсиско Писарро (1475-1541) – завоеватель инков. Инки, как и остальные американские народы, не знали ни колеса, ни письменности, но в отличие от остальных они имели узелковое письмо и государственную почту в виде эстафеты бегунов, а также занимались животноводством, используя для этого горных Лам. Символом могущества страны был город Куско на территории современного Перу (индейцы называли эту страну – Биру). В конце 1532 г. отряд испанцев-конкистадоров во главе с Писарро, перейдя через Анды, вступил на землю инков. Воспользовавшись распрями, начавшимися у инков в борьбе за престол. В 1535 г. Писарро завоевал Куско и на побережье Тихого океана основал город Лима, ставший центром экспансии, которая полностью завершилась через 40 лет. Гонсало Хименес де Кесада (1500-1579) – завоеватель чибчей и муисков. В отличие от полуграмотных идальго Кортеса и Писсаро, Хименес Кесада не был авантюристом и грабителем. Он стал конкистадором "по несчастью". Его отец в Испании был преуспевающим торговцем тканями, а сам он окончил университет, был очень набожен и успешно начал карьеру юриста. Однако он не смог выиграть в суде дело своей семьи, которую городские власти обвинили в использовании некачественной краски для тканей. Семья разорилась, и Кесада, чтобы поправить дела отправился за океан в составе одной из экспедиций в качестве судьи. Прибыв в Америку, он не планировал никаких походов. Губернатор города, куда прибыл Кесада, снарядил экспедицию для поисков Эльдорадо. Её должен был возглавить сын губернатора, однако тот в последний момент украл отцовские драгоценности и сбежал в Испанию, предпочтя спокойную жизнь рискованным походам. Наиболее достойным кандидатом для руководителя экспедиции оказался Кесада. Экспедиция началась весной 1536 г.. Вступив на территорию современной Колумбии, Кесада встретился с племенами чибчей-муисков, возделывавших картофель и маис (кукурузу) и покрывавших крыши своих деревянных храмов золотыми пластинками. Здесь конкистодоры собрали огромные сокровища. Главный город государства чибчей-муисков назывался Муекетой. Кесада вышел к этому городу в 1539 г. В этом же году Муекета сгорел в пожаре, а на его месте Кесада основал году город Санта-Фе-де-Богота. Сейчас это столица Колумбии. В 1539 г. здесь появились другие отряды конкистодоров, и хотя Кесада уже провел торжественную церемонию ввода земель во владения испанского короля, ему ещё много лет пришлось добиваться в Испании признания своих заслуг, после того как соперники несправедливо обвинили его в сокрытии части сокровищ.

«Революция цен»

В первой половине XVI в. были созданы два вице-королевства: Новая Испания (Мексика, Центральная Америка, Венесуэла и острова Карибского моря) и вице-королевство Перу, охватывавшее почти всю остальную территорию Южной Америки, за исключением Бразилии, принадлежавшей португальцам. В 1540-х годах на территории современной Боливии конкистадоры обнаружили "серебряную гору" Потоси – крупнейшее из до сих пор известных месторождение серебра на планете. Были мобилизованы десятки тысяч индейцев; сменяя друг друга, они прорыли многокилометровые штольни (немецкое слово – горизонтальные шахты) и построили более ста дробильных мельниц. Это были крупнейшие рудники мира, дававшие ежегодно до 200 тонн серебра – во много раз больше, чем добывали в Европе. Благодаря таким богатствам Испания превратилась в великую державу, диктующую свою волю народам. В американские колонии направлялись исключительно дворяне, въезд крестьян был запрещён, а бюргерство в Испании было малочисленным и бесправным. Вследствие такого характера колонизации золото и серебро накапливалось в форме сокровищ или расходовалось на поддержку заговоров и военных авантюр в Европе. Богатства не использовались для предпринимательства, не превратились в капитал и не способствовали развитию Испании, а напротив снижали её конкурентоспособность. Англичане, французы и голландцы с завистью смотрели на богатства, которые доставляли испанские корабли из Америки; английские пираты, которые прежде грабили корабли в проливе Ла-Манш, стали плавать к берегам Нового Света и нападать на "серебряные галионы". Каждое плавание испанского флота сопровождалось сражениями. Богатства, доставляемые из Америки, были столь велики, что стоимость золота и серебра на протяжении XVI века упала в два с лишним раза – это была так называемая "революция цен" (инфляция). Революция цен многократно повысила стоимость основных продуктов питания, с одной стороны, она способствовала первоначальному накоплению капитала спекулянтами, с другой способствовала социальным кризисам и восстаниям.

Похожие публикации