Прямые и косвенные вопросы в английском языке. Reported questions — косвенные вопросы в английском

Direct questions in English
Прямые вопросы на английском

Местоимение This (Это)

It – This

В прошлом уроке мы рассмотрели вопрос What is it? и в качестве примера дали на него ответ It’ s a dog .

В продолжение этой же темы можно добавить, что слово it (оно, это) можно заменить на указательное местоимение this (это), что будет означать то же самое:

What is it? = What is this?
It is a book = This is a book

What is this? – This is a dog
What is this? – This is a chair
What is this? – This is a car

Данные конструкции абсолютно аналогичны друг другу. Они позволяют строить простые предложения двумя способами, что так часто встречается в английской речи. К какому из двух вариантов относиться с бóльшим предпочтением, решать тебе.

It is или it’s = This is

Обрати внимание на то, что конструкция this is не сокращается как it’s . Не говорят: This’s

Direct questions and answers

Прямые вопросы и ответы

Is it? – Yes, it is

Мы уже научились задавать по–английски вопрос What is it? (Что это?) . Отвечая на этот вопрос, мы должны назвать какой–то предмет.

What is it? – Что это?

– It ’ s a table – Это стол.

Однако, существуют вопросы, которые требуют ответ Да или Нет . Согласись, на вопрос What is it? не очень правильно ответить Yes (Да) – это нелогично. Вот подходящий вопрос:

Is it a table? – Это стол?

– Yes, it is a table – Да, это стол.

Такой вопрос (Is it a table?) называется прямым, так как на него мы должны дать прямой ответ Yes или No . А задаём мы такой вопрос, когда хотим спросить, тот ли это предмет, о котором думаем. Может это не стол, а, например, стул?

Рассмотрим более детально построение прямого вопроса.

Чтобы задать прямой вопрос, прежде всего, мы должны вспомнить обычное утвердительное предложение It is a table . При переводе в вопросительную форму мы должны произвести перестановку глагола is и местоимения it . Глагол is в вопросе всегда должен стоять на первом месте: Is it a table? При этом интонация, конечно же, должна быть вопросительной.

Взгляни на различные примеры с другими словами:

It is a book – Is it a book?

It is a chair – Is it a chair?

It ’ s a pen – Is it a pen?

Попробуй самостоятельно построить прямые вопросы из следующих предложений:

It is a cat
It is a computer
It is a window
It is a house
It is a pencil

Attention: Если в обычном предложении мы можем сократить it is – it’s , то в вопросительном предложении мы никогда этого сделать не сможем.

Is it a book? – Yes, it is a book = Yes, it’s a book

Is it a bed? – Yes, it is a bed = Yes, it’s a bed

Скажи самостоятельно по-английски:

Это книга? – Да, это книга
Это машина? – Да, это машина
Это дверь? – Да, это дверь
Это стена? – Да, это стена
Это кровать? – Да, это кровать

Проверь себя, подведя курсор мышки к каждому предложению.

Exercises
Упражнения

1. Замени в предложениях It на This

What is it? – It"s a pencil;

What is it? – it"s photo;

What is it? – It"s a wall;

What is it? – It"s a house;

What is it? – it"s bicycle;

What is it? – It"s a bed.

2. Переведи предложения на английский язык с помощью местоимения This

Что это? – Это окно;

Что это? – Это стена;

Что это? – Это ручка;

Что это? – Это машина;

Что это? – Это компьютер;

Что это? – Это книга.

3. Ответь утвердительно на вопросы

Example:

Is it a car? – Yes, it is a car

1. Is it a cat? – ______________________;

2. Is it a girl? – ______________________;

3. Is it a sofa? – ______________________;

4. Is it a pencil? – ______________________;

5. Is it a house? – ______________________;

6. Is it a bed? – ______________________;

7. Is it a window? – ______________________;

8. Is it a door? – ______________________;

9. Is it a tree? – ______________________;

10. Is it a chair? – ______________________.

4. Задай прямые вопросы к предложениям

Example:

It is a phone – Is it a phone?

1. It is a boy – ______________________;

2. It is a wall – ______________________;

3. It is a tree – ______________________;

4. It is a guitar – ______________________;

5. It is a lamp – ______________________;

6. It is a table – ______________________;

7. It is a chair – ______________________;

8. It is a pencil – ______________________;

9. It is a pen – ______________________;

10. It is a book – ______________________;

5.

A. Переведи на английский язык предложения с помощью местоимения it

Это стол? – Да, это стол;

Это стул? – Да, это стул;

Это дом? – Да, это дом;

Это компьютер? – Да, это компьютер;

Это кровать? – Да, это кровать;

Это машина? – Да, это машина;

Это велосипед? – Да, это велосипед.

B. Переведи на английский язык предложения с помощью местоимения this

Это дерево? – Да, это дерево;

Это собака? – Да, это собака;

Это девочка? – Да, это девочка;

Это лампа? – Да, это лампа;

Это карандаш? – Да, это карандаш;

Это книга? – Да, это книга;

Это дверь? – Да, это дверь.

Жизненные ситуации часто нас заставляют передавать высказывания одних другим. Иногда такие фразы звучат не то что непонятно, но и смешно, не логично. Особенно это касается косвенных вопросов в английском языке. Чтобы освоить этот аспект, необходимо выучить несколько правил, и тогда любой "пересказ" будет вам не страшен.

Прежде всего, хочется отметить, что Indirect Question не совсем можно назвать «разновидностью вопроса». Это скорее предложение с вопросительным смыслом. Яркими показателями этой идеи является точка в конце высказывания. Как грамотно передавать мысли, идеи, просьбы других, можно узнать из статьи «Прямая и косвенная речь в английском языке». А как строить косвенные вопросы, вы узнаете прямо сейчас.

Что это такое — косвенный вопрос?

Для начала давайте сравним прямой и косвенный вопросы (Direct and Indirect questions). Если вы хотите дословно отразить высказывание кого -либо, процитировать, то лучше использовать обычные вопросы с помощью прямой речи (подробнее «Типы вопросов в английском языке»). Но, для передачи чужих слов можно использовать Inderect questions, которые состоят из двух частей: главного, где сообщается «кто спросил, поинтересовался» и второстепенного — «что именно, сам вопрос», а соединяются они союзом или местоимением. Но это еще не все. Необходимо уловить суть всего лишь двух правил:

  • Действует правило согласования времен (всю схему можно найти в статье «Таблица согласования времен»). Другими словами, используемое в главной части предложения время, необходимо отправить на одно назад, в прошлое. Таким образом мы убираем кавычки, а логическая цепочка событий не прерывается. Обратите внимание, что ни do, ни does в данном случае нельзя использовать. Например: в главном в кавычках у нас стоит глагол «speak» — Present Simple. Согласно переходу времен, Present Simple меняется на Past Simple: spoke.

Хочется еще напомнить о местоимениях, которые меняются из прямой речи в косвенную по тому же принципу, что и в русском.

He said: «Have you translated this article?» — Он сказал: «Вы перевели статью?» (Present Perfect переходит согласно правилу в Past Perfect).

He asked if I had translated that article. — Он спросил, перевел ли я статью.

  • Хоть мы и называем такие предложения вопросами, знакомого уже нарушения порядка слов не наблюдаем. А именно: сохраняется структура утвердительного предложения: подлежащее + сказуемое + дополнение +т.д.

She said: «Where did she ski in summer?» — Она сказала: «Где она каталась на лыжах летом?»

She asked where she had skied in summer. — Она спросила, где она каталась на лыжах летом.

Две модели косвенных вопросов в английском языке

Итак, мы знаем, что существует несколько типов вопросов: общий, специальный, альтернативный, разделительный и вопрос к подлежащему. В косвенной речи мы можем построить только некоторые из них.

1. Общий и альтернативный косвенный вопрос строится с помощью союзов if или whether, которые на русском звучат частичкой «ли». Таким образом, сохраняя прямой порядок слов, можно вывести следующую схему:

Подлежащее + сказуемое + if (whether) + подлежащее + сказуемое + второстепенные члены

Прямая речь — Direct Speech

Present Simple — Past Simple
«Is anybody at home?» he asked. — «Кто нибудь дома?» он спросил. He asked if anybody was at home. — Он спросил, есть ли кто-нибудь дома.
Past Simple — Past Perfect
She asked: «Were she at school yesterday?» — Она спросила: «Она была в школе вчера?» She asked if she had been at school the day before. — Она спросила, была ли она в школе вчера.
Future Simple — Future in the Past
He said: «Will you go to the theater tomorrow?» — Он спросил: «Ты пойдешь завтра в театр?» He asked if I would go to the theater the next day. — Он спросил, пойду ли я завтра в театр.
My mother said: «Are you laughing at me?» — Мама сказала: «Ты смеешься надо мной?» My mother asked if I was laughing at her. — Мама спросила, смеюсь ли я над ней.
He said: «Have you heard about the latest events?» — Он спросил: «Ты слышал о последних событиях?» He asked if I had heard about the latest events. — Он спросил, слышал ли я о последних событиях.
Present Perfect Continuous — Past Perfect Continuous
My friends asked: «Have you been living in this old house for a year?» — Мои друзья спросили: «Ты жил в этом старом доме год?» My friends asked if I had been living in that old house for a year. Мои друзья спросили, жил ли я в том старом доме год.
Can -could
He asked: «Can you play tennis?» — Он спросил: «Умею я играть в теннис?» He asked if I could play tennis. — Он спросил, умею ли я играть в теннис.
Must — had to
She said: «Must I write it today?» — Она сказала: «Я должна написать это сегодня?» She asked if she had to write it that day. — Она спросила, должна ли она написать это сегодня.

2. В специальном косвенном вопросе две части соединяются вопросительными словами: what, why, where, which, whose (в статье «Вопросительные слова» вы найдете полную информацию об употреблении и значении). А все остальное, как и в предыдущей модели.

Подлежащее + сказуемое + вопросительное слово + подлежащее + сказуемое + второстепенные члены

Прямая речь — Direct Speech

Косвенная речь — Inderect Speech

Present Simple — Past Simple
He asked: «Where is the underground?» — Он спросил: «Где метро?» He asked where the underground was. -Он спросил, где метро.
Present Continuous — Past Continuous
Mary said: «What are you playing now?» — Мэри сказала: «Во что ты сейчас играешь?» Mary asked what I was playing than. — Мэри спросила, во что я играю.
Present Perfect — Past Perfect
She asked:»Where has he been?» — Она спросила: «Где он был?» She wanted to know where he had been. Она хотела знать, где он был.
Past Simple — Past Perfect
His parents asked:»Whose hat have you been wearing?» — Его родители спросили: «Чью шляпу ты носила?» His parents asked whose hat I had been wearing. — Его родители спросили, чью шляпу я носила.

Еще несколько секретов!

  • необходимо отличать if в придаточных условия и If в косвенных вопросах . Так, в первом случае мы переводим со значением «если», а во втором — частичкой «ли».

If you come home late, we will have to punish you. — Если ты придешь домой поздно, мы будем вынуждены тебя наказать.

She asked me if I would come home late the next day. — Она спросила, приду ли я поздно завтра.

  • краткие ответы на косвенные вопросы в английском языке даются с помощью вспомогательных или модальных глаголов, как и в прямой речи, но с учетом правила согласования времен. А соединение двух частей в данной модели происходит за счет союза «that», а yes/no опускаются.

«Does she live in the hostel?» — she asked. — Yes, she does (No, she doesn’t).

She asked if she lived in the hostel. — I answered that she did (she didn’t).

Сложного здесь ничего нет! Стоит запомнить, что соблюдается прямой порядок слов, иметь под рукой таблицу согласования времен, проработать упражнения, и в скором времени вы легко одолеете эту, на первый взгляд, сложную тему.

В прошлом уроке мы научились переводить фразы из прямой речи в косвенную.

Немного сложнее переводить в косвенную речь вопросы.

Два правила косвенных вопросов:

2 - правило "Используй прямой порядок слов".
После "he asked" употребляется не вопросительный, а прямой порядок слов. (Если очень ясно, что это такое - прямой и вопросительный порядок слов - смотрите в конце урока).

Например :

Larry asked Anna:"Where is John?" превратится в Larry asked Anna where John was .

Почему? Смотрите: согласно правилу 1 глагол is "ушел на одно время назад", то есть из Present Simple (is ) превратился в Past Simple (was ). А согласно правилу 2 обратный порядок слов (сначала глагол is , затем подлежащее John ) изменился на прямой.

Еще примеры :

The waiter asked me:"What do you want to drink, sir?" - The waiter asked me what I wanted to drink.

Обратите внимание - в конце косвенного вопроса вопросительный знак не ставится. (Как и по-русски: Официант спросил меня, что я буду пить .)

"Where are my socks?" Lou asked his wife. - Lou asked his wife where his socks were .
The children asked:"Dad, when will you take us to the zoo?" - The children asked their dad when he would take them to the zoo.
"Why haven"t you found my passport?" Lou asked his wife (when she gave him the socks). - Lou asked his wife why she hadn"t found his passport.

Вопросы " Yes / No "

Пару минут нужно уделить вопросам, на которые можно ответить yes или no . Например: Did you enjoy your visit to China? (но не Why did you enjoy your visit to China , на этот вопрос нельзя ответить "yes").

Преобразуйте в косвенную речь предложение: Марк спросил Эмми:"Ты любишь меня?". Получится: Марк спросил Эмми любит ли она его. Вот это самое маленькое ли по-английски будет if . Видите, в этом контексте if переводится как "ли", а не "если".

Например :
Mark asked Amy:"Do you love me?" - Mark asked Amy if she loved him.

По правилу 1 - love превратилось в loved . По правилу 2 - использован прямой порядок слов . И поскольку на этот вопрос можно ответить "нет" или (как Марк надеется) "да", то нужно употребить слово if .

Еще примеры :
Lou asked his wife:"Have you seen my passport?" - Lou asked his wife if she had seen his passport.
"Are you Italian?" Robert asked Maria. - Robert asked Maria if she was Italian.
"Can gorillas ride bicycles?" little Uta asked. - Little Uta asked if gorillas could ride bicycles.

Упражнение.

Преобразуйте прямые вопросы в косвенные.

  1. Daniel asked "Can I have some more cake?"
  2. "Who did you dance with?" Ralf asked me.
  3. "When will the match start?" asked Peter.
  4. The teacher asked:"Who knows the capital of Honduras?"
  5. "Why aren"t you cleaning the teeth?" Mum asked Little Rita.
  6. "Can anyone make a real Italian pizza?" Ron asked.
  7. "Have you seen Dennis"s new motorbike?" Lucy asked me.
  8. "Must you go so early?" Julia asked looking into Rick"s eyes.
  9. "Do the children like sweet cherries?" asked the fairy.
  10. "How many people are there?" asked the captain.
  11. "What"s your name?" Karlsson asked me.
  12. "What"s the time?" I asked Karlsson.

Что такое прямой порядок слов?

Это когда сначала идет подлежащее, а затем - глагол. Например I like tequila (I - подлежащее, like - глагол).

Что такое вопросительный порядок слов?

Это когда сначала идет глагол, а потом подлежащее. Например:
Do you like tequila?
Why can " t you swim? (а не you can " t )
Why do Craig and Mel have such an old car? (а не Why Craig and Mel have… )

И еще на тему построения вопросов - что такое вспомогательные глаголы.

В английском языке "главному" (то есть смысловому) глаголу в предложении часто нужен "маленький друг" - то есть вспомогательный глагол.

Взгляните на фразу: When do you want to meet ?

Meet здесь - смысловой глагол. Он несет в себе вполне конкретный смысл и переводится на русский. А вот глагол do - вспомогательный . Он никак не переводится , а только показывает, что мы находимся в настоящем времени.

При прямом порядке слов в Present Simple и Past Simple вспомогательных глаголов нет вообще. (I like big gorillas, but as a child I liked little monkeys). В других временах при прямом порядке слов вспомогательный и основной глагол стоят после подлежащего (Mike is living in London now). А вот в вопросах вспомогательный и основной глагол разделены подлежащим (Is Mike living in London now?)

А вот если главный глагол в предложении - to be , то для построения вопроса вспомогательный глагол не нужен! Этот глагол важничает и не хочет ни с кем дружить.

Пример :
Why are you at home? (а не Why do you be…)

Вся информация о школе Антона Брежестовского - на новом сайте brejestovski.com .


На наших занятиях вы существенно улучшите свой английский и получите массу удовольствия.

Лучшие места на курс заканчиваются быстро. Успейтие приобрести курсы со скидкой!


Нет возможности заниматься в Москве?
Масса недорогих и суперэффективных онлайн-занятий в
Магазине онлайн-уроков . и получите в подарок семидневный курс “ Как эффективнее учить английский ”.

Мини-уроки английского по грамматике, словарю и эффективные методы изучения языка.

Открытые и закрытые вопросы

Прямые и косвенные вопросы

Вопрос в прямой форме апеллирует непосредственно к мнению респондента (например, «Что Вы думаете о...?»). Если же тематика вопроса может вызвать у респондента неприятные чувства или желание приукрасить действительность, то вопрос следует задавать в косвенной форме, безотносительно личности опрашиваемого. Не рекомендуется использовать прямые вопросы об осведомленности респондента, скажем: «Знаете ли Вы о...?»; некоторые участники, скорее всего, ответят утвердительно, боясь показаться незнайками факта (или субъекта), который, возможно, широко известен.

Выбирая закрытую или открытую форму вопроса, следует учитывать возможности респондента предоставить достоверные сведения.

Закрытые вопросы предлагают респонденту «подсказки» в виде набора возможных вариантов ответа. Имея подсказку, респонденту проще отвечать на поставленный вопрос, если предлагается вариант, соответствующий его мнению или положению. Однако отсутствие нужного варианта приведет к искажению сведений.

Открытая форма вопроса не предполагает каких-либо подсказок и может быть рекомендована в ряде случаев:

При отсутствии информации о возможных вариантах ответов;

При наличии у аудитории четкого представления об изучаемой проблеме (например эксперты, специалисты);

При необходимости перегруппировки ответов для более углубленного анализа.

Примером вопросов подобного типа может быть: «Какой напиток Вы предпочитаете?» Чаще всего можно получить честный ответ, хотя и несколько неопределенный. Например, покупатель может сказать: «Безалкогольные напитки» (в то время как ожидалось, что будут названы более конкретные виды напитков). Поэтому к формулировке открытых вопросов следует относиться особенно внимательно.

Для достижения цели опроса открытые вопросы следует задавать без подсказки. Если вопрос первоначально задан в форме «без под­сказки», нельзя позже повторить тот же вопрос с подсказкой. Например, спрашивается: «Когда Вы испытываете жажду, какие напитки Вы предпочитаете?» Если опрашиваемый затрудняется с ответом, интер­вьюер может подсказать: «Фруктовые соки? Пиво?» В этом случае интервьюер начинает давать ответы вместо респондента. Таким образом, ответ, данный после подсказки, никогда не будет таким же «верным», как ответ без подсказки.



Не всегда удается предусмотреть все варианты ответов в закрытом вопросе. В то же время, если у исследователей имеется представление о наиболее распространенных вариантах ответов и закрытая форма облегчила бы обработку ответов респондентов, то можно использовать полузакрытую форму вопроса. Полузакрытый вопрос представляет собой комбинацию из некоторого перечня возможных вариантов ответов и свободную строку для варианта «другое» или «свой вариант ответа».

Форма вопросов зависит от характера собираемых данных, формы опроса и методов анализа. Масштабные количественные опросы сопровождаются использованием небольших, сильно структурированных анкет, которые обрабатываются на компьютере. При проведении качественных опросов обычно применяются большие, неструктурированные анкеты, которые, как правило, обрабатываются вручную.

Похожие публикации