Первый из рода: как Михаил Романов оказался во главе Русского царства. Династия Романовых – XVII век

Коронация:

Предшественник:

Смутное время (Владислав IV)

Преемник:

Алексей Михайлович

Рождение:

Династия:

Романовы

Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов)

Инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова)

1-я: Мария Долгорукова

2-я: Евдокия Стрешнева

Алексей, Иоанн, Василий, Ирина, Анна, Татьяна, Пелагея, Мария, Софья

Автограф:

Биография

Избрание на царство

Итоги правления

Брачные планы

Михаил Фёдорович Романов (1596-1645) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года), был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года, что закрывало период Смутного времени. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии - Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой). Приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу.

Биография

Род Романовых принадлежит к числу древних семей московского боярства. Первый известный нам по летописям представитель этой фамилии - Андрей Иванович, имевший прозвище Кобыла, в 1347 году находился на службе у Великого Владимирского и Московского князя Семена Ивановича Гордого.

При Борисе Годунове Романовы подверглись опале. В 1600 году начался розыск по доносу дворянина Бертенева, служившего казначеем у Александра Романова - дяди будущего царя. Бертенев донес, что Романовы хранят у себя в казне волшебные коренья, намереваясь «испортить» (умертвить колдовством) царскую семью. Из дневника польского посольства следует, что отряд царских стрельцов совершил вооруженное нападение на подворье Романовых. 26 октября 1600 г. братья Романовы были арестованы. Сыновья Никиты Романовича, Фёдор, Александр, Михаил, Иван и Василий были пострижены в монахи и сосланы в Сибирь в 1601 г., где большинство из них погибли. В 1605 году Лжедмитрий I, желая на деле доказать родство с домом Романовых, вернул из ссылки оставшихся в живых членов фамилии. Были возвращены Фёдор Никитич (в монашестве Филарет) с женой Ксенией Ивановной (в монашестве Марфа) и детьми, и Иван Никитич. Марфа Ивановна с сыном Михаилом поселились сперва в костромской вотчине Романовых, селе Домнине, а затем укрывались от преследования польско-литовских отрядов в Ипатьевском монастыре близ Костромы.

Избрание на царство

13 марта 1613 года послы от Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому; 14 марта они были приняты в Ипатьевском монастыре с решением Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на московский престол.

Инокиня Марфа была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя. Михаил и сам долго колебался. После обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол. Через несколько дней Михаил выехал в Москву. Мать благословила его на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одна из святынь дома Романовых. В предании об иконе есть такие слова, приписываемые Марфе: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству.»

По дороге он останавливался во всех крупных городах: Костроме, Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Прибыв в Москву, он отправился через Красную площадь в Кремль. У Спасских ворот его встречали крестным ходом с главными государственными и церковными реликвиями. Затем он молился у гробниц русских царей в Архангельском соборе и у святынь первопрестольного Успенского собора.

11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых.

Царь Михаил Федорович был молод и неопытен и до 1619 года страной правили великая старица Марфа и её родня. Потом, после освобождения в 1619 году из польского плена Патриарха Филарета, фактическая власть перешла в руки последнего, также носившего титул Великого государя. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.

В царствование Михаила Фёдоровича были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир 1617, по которому России были возвращены Новгородские земли) и Польшей (1634), возобновлены отношения с иностранными державами. В 1621 году специально для царя дьяки Посольского приказа стали готовить первую русскую газету - «Вестовые письма». В 1631-1634 годы осуществлена организация полков «нового строя» (рейтарского, драгунского, солдатского). В 1632 году Андрей Виниус с разрешения Михаила Фёдоровича основал первые чугуноплавильные, железоделательные и оружейные заводы близ Тулы.

В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен до 9 лет, а в 1641 году - ещё на год. Вывезенных же другими владельцами разрешалось искать до 15 лет.

Скончался 13 июля 1645 года от водяной болезни в возрасте 49 лет. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Итоги правления

  • Заключение «вечного мира» с Швецией (Столбовский мир 1617 г.). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700-1721 г. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией.
  • Деулинское перемирие (1618 г.), а затем «вечный мир» с Польшей (Поляновский мир 1634 г.). Польский король отказался от претензий на русский престол.
  • Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах.
  • Преодоление тяжелейших последствий Смутного времени, восстановление нормального хозяйства и торговли.
  • Реорганизация армии (1631-1634 г.). Создание полков «нового строя»: рейтарского, драгунского, солдатского.
  • Основание первого железоделательного завода под Тулой (1632 г.).
  • Усиление крепостнического гнёта крестьянства.
  • Основание Немецкой слободы в Москве - поселения иностранных инженеров и военных специалистов. Менее чем через 100 лет, многие жители «Кукуя» сыграют ключевую роль в реформах Петра I Великого.

Брачные планы

В 1616 году царю Михаилу исполнилось двадцать лет. Царица-инокиня Марфа, в согласии с боярами, решилась устроить смотрины невест - царю подобало жениться и явить миру законного наследника, чтобы не было смут. Девушки съезжались в Москву на смотрины, но мать заранее выбрала сыну девушку из знатной боярской семьи, близкой к семье её родственников Салтыковых. Михаил, однако, спутал её планы: обходя ряды красавиц, молодой царь остановился перед боярышней Марией Хлоповой. Царскую невесту поселили во дворце и даже нарекли новым именем Анастасия (в память о первой жене Ивана Грозного). Вместе с девушкой ко двору прибыла и её многочисленная родня. Но внезапно девушка заболела, в течение нескольких дней у неё была частая рвота. Осмотревшие её придворные доктора (Валентин Бильс и лекарь Балсырь) выдали заключение:"Плоду и чадородию от того порухи не бывает". Но Михаил Салтыков донёс царю Михаилу, что лекарь Балсырь признал болезнь невесты неизлечимой. Инокиня Марфа потребовала, чтобы Марию удалили. Был созван Земский собор. Гаврило Хлопов бил челом: "Болезнь произошла от сладких ядей. Болезнь проходит, невеста уже здорова. Не след отсылать её с верху!. Но бояре знали, что мать царя не хочет Хлопову, поэтому признали: «Мария Хлопова к царской радости непрочна!». Марию вместе с бабкой, тёткой и двумя дядями Желябужскими, разлучив с родителями, отправили в ссылку в Тобольск. Но Михаил Фёдорович продолжал получать известия о здоровье бывшей невесты.

В 1619 году вернулся из плена отец царя, митрополит Филарет, и был посвящён в патриархи. С его появлением влияние матери на Михаила заметно уменьшилось. Филарет не согласился с женой и осудил сына за малодушное поведение. Невесту и её родственников перевели в Верхотурье, а через год - в Нижний Новгород. Но Филарет не настаивал на браке с бывшей невестой. Принимая во внимание печальное состояние государства, патриарх решил сосватать Михаилу литовскую королевну, но тот отказался. Тогда отец предложил посвататься к Доротее-Августе, племяннице датского короля Христиана. Летопись сообщает об отказе короля, мотивированном тем, что его брат, принц Иоанн, приезжал сватать царевну Ксению и, по слухам, был уморен отравою. В начале 1623 года было отправлено посольство к шведскому королю сватать его родственницу, княжну Екатерину. Но она не захотела исполнить непременного русского условия - креститься в православную веру.

После неудач при иностранных дворах Михаил Фёдорович вновь вспомнил о Марии. Он заявил родителям: «Сочетался я по закону Божию, обручена мне царица, кроме нея не хочу взять иную». Инокиня Марфа вновь обвинила девушку в болезни. По приказу патриарха Филарета было проведено дознание: допрошены родители Марии, врачи, лечившие её. Врачи Бильс и Балсырь были отправлены в Нижний Новгород, чтобы вновь осмотреть невесту. Они освидетельствовали Марию-Анастасию, допросили родных, духовника и пришли к единому мнению: «Марья Хлопова во всём здорова». Сама невеста говорила: «Как была я у отца и у матери, и у бабки, так болезни никакие не бывали, да и на государеве дворе будучи, была здорова шесть недель, а после того появилась болезнь, рвало и ломало нутрь и опухоль была, а чаю, то учинилось от супостата, и была та болезнь дважды по две недели. Давали мне пить воду святую с мощей, и оттого исцелена, и полегчало вскоре, и ныне здорова».

После дознания заговор Салтыковых был раскрыт. Михаила и Бориса отправили в свои вотчины, старицу Евникию (наперсницу Марфы) сослали в Суздальский монастырь. Царь вновь собирался жениться на выбранной девушке. Но инокиня Марфа пригрозила сыну: «Если Хлопова будет царицей, не останусь я в царстве твоём». Через неделю после опалы Салтыковых Иван Хлопов получил царскую грамоту: «Мы дочь твою Марью взять за себя не изволим».

Настояв на своём, инокиня Марфа нашла Михаилу Фёдоровичу новую невесту - родовитую княжну Марию Владимировну Долгорукую из древнего рода потомков черниговских князей - Рюриковичей. Свадьба состоялась 18 сентября 1624 года в Москве. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла. Летопись называет смерть Марии Божьей Карой за оскорбление ни в чём не повинной Хлоповой.

В 1626 году царю Михаилу Романову шёл тридцатый год и был он бездетный вдовец. Для новых смотрин привезли 60 красавиц из знатных семей. Но приглянулась ему одна из прислужниц - дочь можайского дворянина Евдокия Стрешнева, дальняя родственница боярышни, приехавшей на смотрины. Скромная свадьба состоялась 5 февраля 1626 года в Москве. Молодых обвенчал сам патриарх Филарет, отец жениха. Причём, царь ввел Евдокию в кремлёвские палаты всего за три дня до объявления венчания, боясь, как бы враги не испортили девушку. До того отец и братья сами стерегли её дома. Евдокия отказалась менять имя на Анастасию, объяснив, что ни Анастасии Романовне, ни Марии Хлоповой «имя это счастья не прибавило». Она далека была от борьбы политических «партий» при дворе и интриг. Семейная же жизнь Михаила Фёдоровича оказалась счастливой.

Дети

В браке Михаила Фёдоровича и Евдокии Лукьяновны родились:

  1. Ирина Михайловна (22 апреля 1627 - 8 апреля 1679)
  2. Пелагея Михайловна (1628-1629) - умерла в младенчестве
  3. Алексей Михайлович (19 марта 1629 - 29 января 1676) - русский царь
  4. Анна Михайловна (14 июля 1630 - 27 октября 1692)
  5. Марфа Михайловна (1631-1632) - умерла в младенчестве
  6. Иоанн Михайлович (2 (12) июня 1633-10 (20) января 1639) - умер в 6 лет
  7. Софья Михайловна (1634-1636) - умерла в младенчестве
  8. Татьяна Михайловна (5 января 1636, Москва - 24 августа 1706, Москва)
  9. Евдокия Михайловна (1637) - умерла в младенчестве
  10. Василий Михайлович (25 марта 1639 - 25 марта 1639) - младший сын; погребён в Архангельском соборе Москвы.

Реферат по учебной дисциплине "История России"

на тему:"Правление Михаила Федоровича Романова".

План

1. Введение.

2. Избрание на царство.

3. Начало правления Михаила Федоровича. Значение семьи Салтыковых в управлении государством .

4. Борьба с внутренними и внешними врагами государства.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение .

Царь Михаил Фёдорович (1596—1645) является зачинателем династии Романовых. Он правил Россией в течение тридцати лет. Его место в истории России действительно уникально: Михаил Фёдорович взошёл на трон в возрасте пятнадцати лет. А ведь его основной задачей было выведение страны из Смуты, что было весьма сложной задачей и для опытного правителя. Трудность его положения усугублялась предшествующей эпохой самозванства. Юному царю приходилось доказывать иностранным правителям, в том числе, и польскому королевичу Владиславу, претендовавшему на русский престол и держащему в плену его отца митрополита Филарета, что он - законный наследник российской короны. Потому признание его как монарха пришло не сразу. Но это не мешало Михаилу Фёдоровичу в таких рискованных условиях вмешиваться в пограничные конфликты и успешно разрешать их.

Условия внутри страны также были весьма неблагоприятными. В наследство Михаил Фёдорович принял разорённую и обгоревшую Москву с разворованной казной. И пусть царь не единолично принимал решения (вначале от его имени управляло семейство Салтыковых, потом дело в свои руки взял вернувшийся из плена митрополит Филарет), в поздний период своего правления (1633 - 1645),он показал себя весьма крупной политической фигурой.

Личность Михаила Фёдоровича Романова представляет большой интерес для изучения не только своими заслугами перед Россией (избавив страну от последствий Смуты, он укрепил и сохранил её), но и тем, что в нём чётко проявились черты, присущие династии Романовых, а именно: стремление приобщать государство к культуре и особое царственное поведение. Личность его занимательна ещё и тем, что являет собой драму человека, ставшего волею судьбы правителем великого государства и до конца жизни терпеливо несущего этот крест. Будучи основателем Дома Романовых, он сумел вывести страну из бедственного положения и направить её по совершенно противоположному пути.

2. Избрание на царство.

В 1610 году закончилось правление Василия Шуйского, после чего возник вполне правомерный вопрос: кто станет новым законным правителем страны. Претендентов на трон было немало: польский королевич Владислав, шведский королевич Карл-Филипп и даже казацкий вождь Заруцкий, пользовавшийся поддержкой Марины Мнишек и помышлявший повторить опыт самозванцев.

Вопросом избрания на царство Михаила Фёдоровича занимался ряд видных историков. Так, В.Н. Татищев полагал, что юный Романов был, выдвинут на трон Церковью, а поддерживал его весь русский народ [Татищев; 122]. Михаил Фёдорович был сыном патриарха Филарета, открыто выступавшим против Лжедмитрия II и пострадавшим от этого. Потому неудивительно, что Церковь желала видеть на троне сына опального митрополита.

М.Н. Карамзин в изучении данного вопроса придерживался следующего мнения: Михаил Фёдорович, будучи не замешанным в кровавых делах Смуты, становился, таким образом, единственно желанным претендентом на управление государством. Кроме того, Карамзин отмечает исключительно важную роль в этом процессе патриарха Филарета, который не только направлял сына, но и смог сам значительно закрепиться у власти [Карамзин; 30].

К.Н. Бестужев-Рюмин также подчёркивал религиозный характер избрания Михаила Фёдоровича, поскольку народ в этот период переживал подъём веры, и личность нового царя как нельзя лучше совпадала с этими настроениями. Историк отмечает, что утверждение на троне Михаила Фёдоровича явилось укреплением связи между народом и царём и «умиротворило страну» [Бестужев-Рюмин; 295].

В.О. Ключевский, напротив, акцентирует внимание на «олигархическом характере» избрания Романова на царство [Ключевский; 312]. Автора «Курса русской истории интересует и личность нового царя, которую он оценивает как «неоднозначную» [Ключевский; 312]. В.Н. Козляков утверждает, что главными инициаторами избрания Михаила Фёдоровича явились казаки [Козляков; 20].

В этом вопросе историки не пришли к единому мнению. Как и в случае с Фёдором Иоанновичем, Михаил Фёдорович не оценён наукой по достоинству. Распространённой версией является представление о Михаиле Романове как о «слабохарактерном и недалёким умом» юноши, который именно такими качествами и устраивал боярскую верхушку. Осуществлял же правление страной отец молодого царя патриарх Филарет. Примерно то же самое утверждает В.М. Соловьёв: «Этот юноша ничем особо себя не проявил, но, может быть, именно поэтому всех устраивал, и серьёзных возражений против него ни у кого не было» [Соловьёв; 154].

Можно предположить, что весь комплекс причин: необходимость вывода государства из Смуты, законность положения Романова, религиозные и политические факторы, стремление избавиться от иностранного вмешательства, послужили толчком к избранию Михаила Фёдоровича, ради которого в январе 1613 года в Москву съезжаются выборные со всей страны. Так начинается Земский собор. Князья Голицыны, Мстиславские, Воротынские, давно соперничавшие между собой в борьбе за власть, схлестнулись не на шутку, доказывая, что именно они должны занимать российский престол. Многие из тех, кто присутствовал на соборе, настаивали на избрании государя из других знатных фамилий: Трубецких или Черкасских. Предлагалось даже бросить жребий, чтобы решить, кому из них принять монарший венец. Спор и совещание продолжались довольно долго, и в результате был избран Михаил Фёдорович. Это свершилось 21 февраля. Так было положено начало знаменитой династии - Дому Романовых, который царствовал в России целых 304 года.

25 февраля того же года была издана грамота, в которой было написано, что Михаил Фёдорович Романов был избран на царство, после чего Боярская дума начала управлять государством от имени нового царя. 26 марта 1613 года появилась вторая грамота - от самого Михаила Фёдоровича. В ней царь сообщал о принятии «государева посоха» [Козляков; 43]. И хотя переписка между государем и Боярской думой велась активно, и имя царя народ уже знал, сам он отсутствовал в столице; не было ещё совершено и помазание на царство. И вот, наконец, 2 мая 1613 года произошёл праздничный въезд Михаила Фёдоровича в Москву, сопровождаемый торжественной встречей его народа с чудотворными иконами в руках. Праздничный молебен состоялся в Успенском соборе. По словам В.Н. Козлякова, приём, устроенный жителями новоизбранному царю был действительно искренним, поскольку его воцарение являлось последней надеждой на мир в государстве [Козляков; 44]. Собственно венчание на царство произошло 11 июля 1613 года.

3. Начало правления Михаила Федоровича. Значение семьи Салтыковых в управлении государством .

В наследство Михаилу Фёдоровичу досталась страна, расстроенная и разрушенная Смутой. И внешняя, и внутренняя ситуация в государстве являлись крайне тяжёлыми. Разорение, опустошение, обнищание - вот наиболее подходящие характеристики этого исторического периода.

Совместно с собором Михаил Фёдорович решал самые глобальные проблемы внешней политики, касающиеся военного укрепления и восстановления государственной структуры, разрушенной Смутой.

Положение действительно было тяжёлым. И хотя в 1619 году вернулся домой из плена патриарх Филарет (период совместного правления отца и сына обозначен историками с 1619 по 1633 год) и начал принимать активное участие в решении государственных вопросов, поначалу улучшений не последовало. Ведь помимо глобальных внешних и внутренних проблем, существовали и мелкие, рутинные, и их тоже нужно было решать. К такой незаметной, но необходимой деятельности государя относилась работа с казной, которая была разграблена и опустошена, как и вся страна.

В.Н. Козляков отмечает, что первым делом царю нужно было понять, какой страной он будет руководить, и не в широком смысле, а именно в узком, практическом. Поэтому одним из первых шагов в его деятельности было назначение нового казначея и создание специальной комиссии, которая должна была отыскать старые потерянные архивы, заново изучить налоговую историю, собрать деньги на восстановление государства (речь идёт о добровольных взносах богатых людей) [Козляков; 93]. Итак, финансовая проблема была одной из самых актуальных проблем, ведь царю необходимо было не только государство поднимать, но и платить жалованье. Особенно острым оказался вопрос налогов, поскольку являлся основным источником доходов в стране. По словам С.Б. Веселовского, было испробовано немало различных способов добывания денег, но только налоговая политика явилась наиболее эффективной [Веселовский; 15]. В результате действий московского правительства появляются два вида налогов: стрелецкий сбор денег и казацкий. Таким образом, Михаилу Фёдоровичу удалось усовершенствовать систему финансов в стране.

Беря курс на восстановление государства, его централизацию, новый царь решительно принялся за упорядочение системы государственного управления. В своих проектах он опирался на Боярскую Думу и на Земские Соборы, распорядился назначить на местах старост и воевод. Царь ограничил в правах наместников и расширил полномочия земским властям. Михаил Фёдорович восстановил приказную систему. В 1627 году был издан указ, который позволял наследственную передачу земли дворянам, но только при условии, что они будут нести царю службу. В итоге, поместья приравнялись к вотчинам.

Если говорить о политическом управлении первых лет, то здесь, по выражению В.Н. Козлякова, наиболее уместными будут слова «сыск» и «дозор» [Козляков; 110]. Активно составлялись дозорные книги (документы, описывающие хозяйство), которые явились опорной ступенью в налоговой политике Михаила Фёдоровича. Очевидно, что в этом смысле новый царь явился продолжателем традиций правления Иоанна Грозного.

Политика сыска велась с целью успокоения и возвращения беглецов из средних слоёв населения. Эти мероприятия не являлись в прямом смысле политическими; они были направлены на поиск информации о людях, важных для государства в отношении казны, т.е. в фискальном смысле. Сыск проводился и в отношении служивых людей (не только тяглых). Главной задачей этого мероприятия было восстановление сведений о доходах дворянства за службу у предыдущего правителя Василия Шуйского.

Следует отметить одну важную особенность, касающуюся правления Михаила Фёдоровича в первые годы правления. При наличии одной большой цели - вывести страну из тупика - действия царя не отличались целенаправленностью, а были скорее спонтанными и отвечали насущным нуждам. Государю поступало большое количество челобитных и просьб, и он откликался на них.

Важным обстоятельством, влияющим на оценку правления Михаила Фёдоровича, является наличие особенно влиятельного окружения. Имеется в виду семейство Салтыковых, являющихся родственниками его матери - инокини Марфы. Это были властные и очень жёсткие люди, в столкновении с которыми проиграли и Д.М. Пожарский и Д.Т. Трубецкой. Салтыковы злоупотребляли своей близостью к царской семье. Они вторгались не только в государственные дела, но и личные, зачастую перемешивая их. Так, например, им удалось расстроить намечавшуюся женитьбу юного царя с Марией Холоповой. Несостоявшаяся невеста была сослана в Сибирь.

Тем не менее, братья М.М. и Б.М. Салтыковы, были выдвинуты царём в элиту правления. Время показывает, что это было ошибкой, ставшей роковой традицией для всего рода Романовых: излишне близко допускать к себе родственников или фаворитов и не уметь решать с ними проблемы. Необходимо помнить, что царь Михаил Фёдорович был очень юн, а потому не мог править в одиночку. Склад его характера (о царе пишут как о кротком и тихом человеке) был таков, что он не мог не поддаваться влиянию со стороны сильных личностей, коими являлись Салтыковы. Поэтому первые годы правления Михаила Фёдоровича нельзя назвать самостоятельными, в отличие от зрелого периода, когда он сумел проявить свои способности лидера государства.

Нельзя не отметить культурные достижения, сделанные в эпоху правления Михаила Фёдоровича. В первую очередь, это возобновление книгопечатания (в Смутное время этот процесс был прерван). Так, в 1615 году по личной инициативе Михаила Фёдоровича была издана «Псалтырь». В предисловии говорилось: «И таковое сокровище он, государь, благочестивый царь и великий князь Михайло Фёдорович, всеа Росии самодержец, паче тысящ всяческих сокровищ мира сего… подщася предложило и… печатным тиснением предати» [Козляков; 317].

Это было не единственное издание, выпущенное в эпоху Михаила Фёдоровича. Большим прорывом явилось издание «Букваря» Василия Бурцева (1634 и 1637 гг.). В 1644 году Московским Печатным Двором была выпущена знаменитая «Кириллова книга». Таким образом, во времена правления первого царя из династии Романовых были посажены ростки будущей мощной светской культуры. Именно при нём начались глобальные географические исследования (экспедиции Василия Пояркова и Ерофея Хабарова).

При царе Михаиле Фёдоровиче особое внимание уделялось и духовному развитию общества, укреплению православных традиций. Примечательно, что во время его правления сформировались символы династии Романовых. Это, во-первых, икона Казанской Божией Матери и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Царский дом - Большой Теремной дворец, находящийся в Кремле, также был построен в эпоху правления первого из Романовых (помимо этого были возведены Знаменский монастырь, Филаретовская звонница). Михаил Фёдорович был очень внимателен к православным святыням, многое делал для поддержания их в должном виде, стремился привить уважение к русской старине молодому поколению. Царь собственным примером демонстрировал свою приверженность в традиционной вере: духовные вопросы решались в рамках канонов, он совершал дела милосердия, занимался благотворительностью; при нём были прославлены новые святые. Таким образом, внутреннюю политику Михаила Фёдоровича можно определить не только как политику сыска и взимания налогов, на и как духовно-просветительскую.

4.Борьба с внутренними и внешними врагами государства.

Врагов государства во время правления Михаила Фёдоровича было более чем достаточно. По стране продолжали бродить разбойничьи шайки, авантюристы, совершавшие грабежи и убийства и нарушавшие порядок в стране. Большие неприятности доставлял лидер воровских казаков - И.М. Заруцкий (? - 1614). Бежав вместе с Мариной Мнишек (1588 - 1615) из Москвы, он сумел захватить Астрахань с целью обоснования там собственного государства, в котором бы, по его планам, правил совместно с персидским шахом. В качестве поддержки Заруцкий имел не только шаха, но и казачьи шайки, которые он старался собрать вокруг себя. В Москве не могли допустить осуществления подобного проекта, и потому из столицы было послано войско, которое должно было вести агитационную работу с казаками и уговорить их не переходить на сторону Заруцкого. Впрочем, эта мера оказалась излишней, т.к. астраханцы и донские казаки сами уже не желали поддерживать Заруцкого (по причине его крайней жестокости). Что же касается донских казаков, то они ещё были утомлены событиями Смутного времени и потому не откликнулись на призыв атамана. Таким образом, Заруцкий и его жена Марина Мнишек были изгнаны из Астрахани ещё до появления в городе московского войска. Бежав на Урал с небольшим войском и, остановившись на р. Яик, Заруцкий и Мнишек были пойманы там московскими воеводами. Вскоре Заруцкий и его маленький сын были казнены, а Марина Мнишек посажена в тюрьму, где и умерла. Таким образом, была ликвидирована опасность, исходящая от казаков, обитающих в южных районах страны. Хотя часть разбойничьих казачьих шаек всё же осталась, продолжая грабить население и отказываясь подчиняться закону. Порой они казались неуловимыми, поскольку хорошо владели навыками ухода от погони. Если же такие мелкие шайки случайно соединялись, то они вступали в бой с войсками, которые посылал против них царь. Подобные криминальные казачьи объединения причиняли немало неприятностей и властям, и простым жителям. Так, в 1614 один из казачьих атаманов по имени Баловень организовал поход казаков на Москву. Царь был вынужден сделать ответный ход, и отправил на борьбу с ними целое войско, которое возглавлял князь Б.М. Лыков-Оболенский, который одержал над казаками-разбойниками сокрушительную победу. После этого события ситуация с русскими казаками практически нормализовалась, но стране продолжали досаждать польско-литовские разбойники. Борьба с ними продолжалась довольно долго, и добиться относительной безопасности не удалось далеко не сразу.

Помимо внутренних врагов, Россия имела много внешних недоброжелателей. Это уже упомянутые поляки, литовцы, а также шведы. Борьбой с ними были ознаменованы первые годы правления Михаила Фёдоровича. Царю и его приближённым предстояло решить сложнейшую задачу: дать отпор шведам, захватившим Новгород. В 1615 году при осаде Пскова шведский король Густав-Адольф потерпел поражение, что предоставило возможность начать мирные переговоры. В начале 1617 года был заключён мир. Шведы освободили Новгородскую землю, но удерживали все русские города-крепости на побережье Финского залива - Ивангород, Орешек, Ям и другие. Российское государство вновь оказалось отрезанным от Балтийского моря.

Продолжалась война и с Речью Посполитой. Королевич Владислав не собирался отказываться от своих притязаний на московский престол. В 1618 году он подошёл к Москве, но его приступ отбили. Вслед за этим последовал штурм Троице-Сергиева монастыря, но он также оказался безуспешным. Чувствовалась усталость польских войск и яростное желание русских победить. Усилиями дипломатов был заключён мир на 15 лет. Смоленская и Черниговская земля остались за Польшей.

После заключения мира с Польшей на родину вернулся митрополит Филарет. Он был тут же избран патриархом и принялся управлять вместе с сыном. В его лице соединились светская и духовная власть, благодаря чему укрепилось Российское государство [Каштанов; 165].

Заключив мир с Польшей, Россия обрела новую угрозу в лице Турции и крымских татар. В 1637 году донские казаки сумели захватить крепость Азов на Дону, которой владели турки и татары. В 1641 году казаки вновь отбили Азов от турецко-татарского нашествия, после чего были вынуждены обратиться к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о покровительстве и подкреплении. Царь оказался перед трудным выбором. С одной стороны, Азов нужно было сохранить, с другой, - война с Турцией и Крымом представлялась крайне опасной и нежелательной. По сложившейся традиции он вынес этот вопрос на суд земского собора. Ответы, полученные им от выборных людей, были однозначны: положение в стране очень тяжёлое, торговля идёт плохо, а налоги высоки. В итоге, Михаил Фёдорович принял решение отказаться от Азова и дал приказ казакам оставить крепость.

В таких условиях велась непрерывная борьба с последствиями Смуты. Несмотря ни на что, ему удалось поднять народное хозяйство, восстановить экономику, реорганизовать и укрепить армию. В области народного хозяйства был осуществлён значительный прорыв. Так, в 1630 году был открыт завод по изготовлению железных изделий; в 1631 появляются ювелирные мастерские; в 1634 году - стекольный завод. Начинается активное привлечение иностранных специалистов, развиваются такие специфические отрасли как камчатное и бархатное дело, процветает текстильное производство. В Москве появляется водонапорная башня - первая в стране.

Михаил Фёдорович немало сил бросает на укрепление городов и рубежей, строительство дорог, что было вполне закономерным при постоянных внешних и внутренних угрозах. Так были возведены Белгородская черта, Большая засечная черта, крепость Симбирск, что имело большое значение для дальнейшего развития и процветания страны.

Нельзя исключить из внимания и дипломатические достижения в период правления Михаила Фёдоровича. В течение двадцати лет были установлены дипломатические отношения с Австрией, Персией, Данией, Турцией и Голландией.

5. Итоги правления первого царя династии Романовых.

Правление Михаила Фёдоровича принесло очевидные плоды в области и внешней, и внутренней политики, культурном, техническом и духовном развитии. Кратко достижения первого царя династии Романовых можно охарактеризовать следующим образом:

В стране была установлена прочная власть, носящая централизованный характер. Была усовершенствована система финансов и налогообложения. Михаилу Фёдоровичу удалось восстановить хозяйство, разрушенное Смутой и провести значительные реформы в армии. Царь вводит в практику политику сыска беглых крестьян и служивых людей, усиливает закрепощение крестьян.

В области культурного и духовного развития, технического усовершенствования, хозяйственных объектов происходят значительные сдвиги: от строительства новых дорог и храмов и книгопечатания до масштабных географических экспедиций.

Внешняя и внутренняя политика Михаила Фёдоровича была неоднозначной. С одной стороны, удалось избавиться от внутренних неприятелей (казачьих разбойничьих шаек, атамана Заруцкого, польско-литовских разбойников) и внешних (мирные договоры с давними вражескими странами - Швецией и Польшей), надёжно защитить южные границы с Россией; с другой стороны, - не получилось вернуть земли, которые были потеряны во время Смуты. В частности, большой утратой оказался Смоленск, оставшийся за Польшей. Но, несмотря на потери, Михаилу Фёдоровичу удалось главное - спасти Россию от распада и разложения.

6. Заключение.

Итак, правление Михаила Фёдоровича - первого представителя династии - было ознаменовано разрухой, обнищанием и войнами (внешними и внутренними). Правление царя Михаила нельзя назвать полностью самостоятельным: вначале царствования страной от его имени управляло властное семейство Салтыковых, а далее лидерство было разделено с не менее властным отцом царя Михаила - патриархом Филарета.

Но с возвращением из плена Филарета Салтыковы лишились своей власти, а в 1633 году умер и сам патриарх, и Михаилу Фёдоровичу пришлось проявить самостоятельность. Своему приемнику - царю Алексею Михайловичу - он передал восстановленную Россию с централизованной властью, приемлемой финансовой системой, реорганизованной армией, укреплёнными городами и рубежами, налаженным хозяйством, с сохранёнными православными традициями и ярко выраженными культурными начинаниями. Всё это даёт право считать Михаила Фёдоровича Романова успешным правителем и крупной политической фигурой.

7. Список литературы.

1.Бестужев-Рюмин К.Н. Русская история/ К.Н. Бестужев-Рюмин. — М.: Вече, 2007. - 416 с.

2.Веселовский С.Б. Семь сборов запросных и пятинных денег в первые годы царствования Михаила Фёдоровича/ С.Б. Веселовский. - М.: Книга по требованию, 2011. - 244 с.

3.Гримберг Г.И. Династия Романовых. Загадки. Версии. Проблемы/ Г.И. Гримберг. - М.: Московский лицей, 1996. - 256 с.

4.Дмитрина С.Г. Избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство как историографическая проблема// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Выпуск № 2.Том 16, 2016. - 250 с.

5.Карамзин, Н. М. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях / Н. М. Карамзин. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2005. — 125 с.

6.Каштанов Ю.Е. Государь Всея Руси//История России VIII - XVIII вв./Алфёрова И.В. и др. - Смоленск: Русич, 2009. - 296 с.

7.Козляков В.Н. Михаил Фёдорович/В.Н. Козляков. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 384 с.

8.Соловьёв В.М. История России / В.М. Соловьёв. - М.: Белый Город, 2012. - 415 с.

9.Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории / С.Г. Пушкарёв. - Ставрополь: Кавказский край, 1993. - 416 с.

10.Татищев В.Н. История Российская: в 8 т. /В. Н. Татищев. — Т. 7. — Л. : Наука, 1968. — 555 с.

1. Избрание Михаила

Сразу же после освобождения Москвы в октябре 1612 г. по городам были посланы грамоты о присылке в Москву выборных людей, по 10 представителей от каждого города, для "Государева обиранья". К январю 1613 г. выборные от 50 городов собрались в Москве и, вместе с высшим духовенством, уцелевшими боярами и представителями Москвы, составили Земский Собор.

Больше месяца предлагались различные кандидатуры и шли обсуждения. Но вот 7 февраля казачий атаман и два выборных дворянина предложили Собору имя сына митрополита Филарета, 16-тилетнего Михаила Фёдоровича Романова. 21 февраля 1613 г. Михаил Романов был провозглашён царём Московского государства и Собор принёс ему присягу. Затем были отправлены послы от Собора к Михаилу, жившему со своей матерью в Ипатьевском монастыре под Костромой.

Как только стало известно, что Михаил Фёдорович был избран на престол, один отряд поляков направился к Костроме, чтобы найти и убить Михаила. Когда поляки подошли к Костроме, они начали спрашивать у людей, где находится Михаил. Когда Иван Сусанин, которому был задан этот вопрос, спросил у поляков, зачем им нужно знать это, те отвечали, что хотят поздравить

нового царя с избранием на престол. Но Сусанин не поверил им и послал своего внука предупредить Михаила об опасности. Сам же он сказал полякам так: "Тут дороги нет, давайте я проведу вас лесом, по ближнему пути". Поляки обрадовались, что теперь они легко найдут Михаила и пошли за Сусаниным.

Прошла ночь, а Сусанин всё вёл и вёл поляков по лесу и лес становился всё глуше. Поляки кинулись к Сусанину, заподозрив его в обмане. Тогда Сусанин, в полной уверенности, что поляки не смогут найти дорогу из леса, сказал им: Теперь можете делать со мной, что хотите; но знайте, что царь спасён и вам не добраться до него! Поляки убили Сусанина, но и сами погибли.

Семья Ивана Сусанина была щедро награждена царём. В память этого самопожертвования знаменитый композитор Глинка написал оперу "Жизнь за Царя", а в Костроме, на родине Сусанина, ему был поставлен памятник.

Послы Собора долго упрашивали Михаила и его мать (отец Михаила, митрополит Филарет, был в польском плену) стать царём. Мать Михаила говорила, что русские люди измалодушествовались и погубят Михаила, как прежних царей. Послы же отвечали, что русские люди теперь хорошо понимают, что без царя государство погибает. В конце концов послы заявили, что, если Михаил и его мать не согласятся, то Русь погибнет по их вине. 4.Правление Михаила

В трудное время пришлось править молодому царю Михаилу. Вся западная часть государства была разорена, пограничные области захвачены врагами -- поляками и шведами. По всему государству бродили и грабили шайки, а иногда и большие отряды, поляков, воров, разбойников.


Поэтому молодой и неопытный царь Михаил 13 лет не распускал Земский Собор и правил совместно с ним. Михаилу Фёдоровичу стало легче, когда в 1619 г. из плена вернулся его отец и стал "великим государем патриархом Московским и Всея Руси". До своей смерти в 1633 г. патриарх Филарет, в соответствии с русскими традициями, помогал царю Михаилу править.

Так как в Московском государстве ещё долго продолжались беспорядки, то царь Михаил всё время пользовался помощью Земского Собора в управлении страной. Следует сказать, что Земские Соборы играли роль исключительно совещательную. Другими словами, царь советовался с Земским Собором по разным вопросам, но окончательные решения выносил сам, соглашаясь или не соглашаясь с мнением Собора.

Русские Земские Соборы состояли из трёх частей:

1. "Освященный Собор", т.е. высшее духовенство.

2. "Боярская дума", т.е. знать.

3. "Земля", т.е. выборные от "служилых" (дворянства) и "тяглых" свободных людей -- горожан и крестьян.

Земские Соборы этих времён выработали традицию: просьбы и пожелания "земли" почти всегда исполнялись царём, даже тогда, когда они были невыгодны боярам. Земские Соборы навсегда уничтожили мечту "княжат" о "боярском царе". Единоличная власть царя усиливалась, но он всегда опирался на "землю", т.е. народ, а "земля" всегда поддерживала царя.

2. Возврат к порядку

Первым делом царя Михаила было навести порядок в государстве. Астрахань, занятая казаками Заруцкого, пытающегося основать казацкое государство, была очищена от бунтовщиков. Марина Мнишек умерла в тюрьме, а её сын -- казнён вместе с Заруцким.

Огромное разбойничье войско атамана Баловня дошло до Москвы и только здесь было разбито и большинство его людей было переловлено. Князь Пожарский долго охотился за польским разбойником, Лисовским, но разогнать его шайку не удалось до тех пор, пока не умер сам Лисовский.

Очень трудно было восстанавливать повиновение и честность среди воевод и чиновников, которые привыкли к безвластью Смутного времени и пытались управлять, как им вздумается.

Стал основателем новой династии, правлений которой продлилось около 300 лет. Начало его правления выпало на трудное для России время. негативно отразился на всех сферах жизни Российского общества. Михаилу Федоровичу предстояло вытащить восстановить страну, что собственно ему и удалось. Вопреки мнению многих представителей знатных родов того времени Михаил не стал «марионеточным царем», совсем даже наоборот.

1613 г. стал переломным для всей страны, совсем недавно из Москвы были изгнаны польские интервенты, и предстояло избрать нового царя. В феврале на Земском Соборе царем избрали Михаила Романова. Как показала история - выбор был сделан верно.

Начало правления Михаила Федоровича

Отец Михаила Романова Федор Никитич приходился царю Федору Иоанновичу двоюродным братом. Позже он окажется в опале, его насильно постригут в монахи под именем Филарет. В 1605 г. он получил сан митрополита Ростовского и Ярославского, он активно дружил с поляками, поддерживал приход на престол королевича Владислава.

После ухода с престола Шуйского многие стали прочить в новые цари именно сына Филарета Михаила. Он хоть и был недорослем, но все же , в этом видели залог успеха. Позже именно принадлежность к и сыграло решающую роль в его избрание на царство.

Устройство российской государственности того времени базировалось именно на личности царя. При этом многие понимали, что не так уж и важно, что это будет за царь, главное его наличие. Конечно, многие предпочитали получить царя не очень сильного. Нужен был царь, который бы объединил всех, таким царем стал Михаил Романов.

21 февраля 1613 г. избрали царем, решение это было принято Земским Собором. В советской историографии в 1980-х гг. появились документы, по которым можно утверждать, что инициатива избрать на престол именно Михаила принадлежала казакам. Иван Никитич Романов брат Федора Романова пытался возразить этому. Непонятно какими мотивами он при этом руководствовался, может, пытался сохранить свои позиции во власти или же просто опасался за судьбу своего племянника. Иван говорил: «Князь Михаил еще млад и не вполне разумен».

История первых лет царствования Михаила Федоровича связывают с военными сражениями с поляками, литовцами, шведами и казаками. С теми самыми казаками, которые возвели его на престол. Царю нужно было понять - какой страной он руководит. Был назначен новый казначей, ему предстояло восстановить все документы, которые остались после пожара в Москве. Самое главное Михаилу Романову предстояло удержать Московское государство от реального распада.

Личность Михаила Романова

Как позже стало ясно - государство не распалось. Народ поверил в нового царя, в него так же и поверили западные державы. По большей части признание Михаила было связано с его отцом - Федором Романовым. После того как он вернулся в Москву из Речи Посполитой, он стал править вместе с сыном. Филарет принял сан патриарха. В вопросах администрирования Михаил всегда советовался с отцом. Даже простые чиновники при решении каких-то административных вопросов шли сразу к Филарету. По сути, он был правителем России, но царем оставался Михаил Федорович.

Первые годы правления царь Михаил Федорович были сложными для России. Ее казна была пуста, и пополняли ее самыми разными способами. Михаилу удалось наладить хорошие отношения с купечеством, а это были в основном иностранцы. Они активно шли на контакт с новой властью, и это положительно влияло на развитие экономики страны. При новом государе в России стало выгодно очень вести торговую деятельность. Налоги были очень низкими и сюда стремились приехать торговать очень многие иностранцы. Да и местное производство активно развивалось тоже в таких условиях. Именно благодаря таким мерам в экономике начался период стабилизации.

Личная жизнь Михаила Федоровича

В 1616 г. царю было уже 20 лет, настало время ему жениться. Руси в ближайшее время было важно заполучить наследника престола. Ведь только Смуту преодолели. Его мать и бояри просватали девушку из хорошей семьи Салтыковых. Устроили смотрины. Все лучшие красавицы Руси были свезены во дворец.

Главной считалась Салтыкова, однако государю приглянулась Мария Хлопова. Ее поселили во дворце, и Михаил велел приглядывать за ней, Мария получила имя Анастасия, в память о первой жене . После нескольких дней пребывания во дворце Мария заболела, у нее началась рвота и приступы. Прибыли лекари, которые констатировали, что плоду и чадородию данные симптомы помешать не могут. Однако Салтыков сказал о том, что болезнь неизлечима.

Мать сразу же потребовала удалить невесту из дворца. На Земском Соборе Гаврила Хлопов уверял, что болезнь вызвана ядами, и что она же отступает и Мария почти выздоровела. Но бояре понимали, что мать не желает Хлопову в невесты сыну и препятствовать не стали этому. Мария с ее родственниками сослали в Тобольск. Позже Хлоповы получили царскую грамоту, что они не видят Марию в качестве невесты Михаила.

Михаил Федорович ищет невесту

Позже Инокиня Марфа - матушка царя нашла для него другую невесту - Марию Долгорукову. Она была потомком Черниговских князей, которые в свою очередь были прямыми наследниками Рюриковичей. Свадьба Михаила и Марии состоялась в сентябре 1624 г., но после свадьбы невеста занемогла и через несколько месяцев скончалась.

Через два года женился на Евдокии Стрешневой, с которой прожил всю оставшуюся жизнь. Девушку в тайне привезли во дворец. Ее охраняли только самые близкие Михаилу люди. А о венчании объявили всего лишь за три дня. Это было сделано ради того чтобы враги не строили интриг против девушки и ее семьи. Евдокия не стала принимать имя Анастасия. Он мотивировала это тем, что ни Анастасии, ни Машеньке Хлоповой это добра не принесло. Брак оказался счастливым. У них родилось десять детей, третьим ребенком был сын Алексей, который станет вторым царем из династии Романовых.

Евдокия была прекрасной женой, она была скромна и держалась в стороне от интриг. Ее история стала историей золушки, девушки из простой семье, которая стала царицей. Михаил женился на Евдокии, когда ему было почти тридцать лет. Многие уже начали беспокоиться о наследнике. Однако после женитьбе на Евдокии все решилось благополучно. После двух дочерей на свет появился сын - . А это означало, что у новой династии есть продолжение.

В 1620 г. четыре князя Шаховских затеяли на пиру опасную игру в выборе царя. Князя Матвея назначили царем, а он стал называть остальных подданными. Об этом стало известно государю, нашлись люди, которые донесли на братьев. Эта игра чуть не стоила Шаховским жизни. За братьев заступился Филарет, и Михаил принял решение отправить князей в ссылку.

Михаил и Романовы в целом всегда пытались доказать, что именно они должны быть царями. Стали возвращаться к теории о том, что власть царю дана Богом, стали постепенно приходить к ее сакрализации. Именно поэтому всякое вольнодумство в эту сторону пресекалось на корню. Однако не по нраву была смертная казнь. В большинстве случаев он пытался не доводить до подобной меры. Известен случай, когда была изобличена банда фальшивомонетчиков, их приговорили к смертной казни. Причем смертная казнь была необычная - им должны были вливать в горло расплавленное железо. Но Михаил собственным указом отменил казнь и заменил ее на клеймение на щеках со словом «вор».

Кандидаты

Претендентов на русский трон было немало. Двух самых непопулярных кандидатов - польского королевича Владислава и сына Лжедмитрия II – «отсеяли» сразу. У шведского королевича Карла-Филиппа сторонников было больше, среди них - вождь земского войска князь Пожарский. Почему же патриот земли русской остановил выбор на иностранном принце? Возможно, сказалась антипатия «худородного» Пожарского к отечественным претендентам - родовитым боярам, которые в Смутное время не раз предавали тех, кому присягали на верность. Он опасался, что «боярский царь» посеет в России семена новой смуты, как это случилось во время недолгого правления Василия Шуйского. Поэтому князь Дмитрий стоял за призвание «варяга», но вероятнее всего это был "маневр" Пожарского, так как в итоге в борьбе за царский трон участвовали лишь русские претенденты – высокородные князья. Руководитель печально известной «семибоярщины» Федор Мстиславский скомпрометировал себя сотрудничеством с поляками, Иван Воротынский отказался от притязания на престол, Василий Голицын находился в польском плену, вожди ополчения Дмитрий Трубецкой и Дмитрий Пожарский не отличались знатностью. А ведь новый царь должен объединить расколотую Смутой страну. Стоял вопрос: как отдать предпочтение одному роду, чтобы не начался новый виток боярских междоусобиц?

Михаил Фёдорович не прошел первый тур

Кандидатура Романовых как главных претендентов возникла не случайно: Михаил Романов был племянником царя Фёдора Иоанновича. Отец Михаила, патриарх Филарет, пользовался уважением среди духовенства и казаков. В пользу кандидатуры Михаила Фёдоровича активно агитировал боярин Фёдор Шереметьев. Он уверял строптивых бояр, что Михаил «молод и будет нам поваден». Другими словами, станет их марионеткой. Но бояре не дали себя уговорить: на предварительном голосовании кандидатура Михаила Романова не набрала нужного числа голосов.

Неявка

При избрании Романова возникла накладка: Собор потребовал приезда юного претендента в Москву. Этого романовская партия допустить не могла: неопытный, робкий, неискушённый в интригах юноша произвёл бы на делегатов Собора невыгодное впечатление. Шереметьеву и его сторонникам пришлось проявить чудеса красноречия, доказывая, сколь опасен путь из костромского села Домнино, где пребывал Михаил, в Москву. Не тогда ли возникла легенда о подвиге Ивана Сусанина, спасшего жизнь будущему царю? После жарких дебатов романовцам удалось убедить Собор отменить решение о приезде Михаила.

Затягивание

7 февраля 1613 года порядком подуставшие делегаты объявили двухнедельный перерыв: «для большого укрепления отложили февраля з 7-го числа февраля по 21 число». В города разослали гонцов «во всяких людех мысли их проведывати». Глас народа, конечно, глас Божий, но не маловато ли двух недель на мониторинг общественного мнения большой страны? В Сибирь, например, гонцу и за два месяца доскакать непросто. Скорее всего, бояре рассчитывали на уход из Москвы самых активных сторонников Михаила Романова – казаков. Прискучит, мол, станичникам в городе без дела сидеть, они и разойдутся. Казаки и в самом деле разошлись, да так, что боярам мало не показалось…

Роль Пожарского

Вернемся к Пожарскому и к его лоббированию шведского претендента на русский трон. Осенью 1612 года ополченцы захватили шведского шпиона. До января 1613-го он томился в неволе, но незадолго до начала Земского собора Пожарский освобождает соглядатая и отсылает его в занятый шведами Новгород с письмом к полководцу Якобу Делагарди. В нём Пожарский сообщает, будто и он сам, и большинство знатных бояр хотят видеть на русском троне именно Карла-Филиппа. Но, как показали дальнейшие события, Пожарский дезинформировал шведа. Одно из первых решений Земского собора – иноземцу на русском троне не быть, избирать государя следует «из московских родов, ково Бог даст». Неужели Пожарский был настолько наивен, что не знал настроения большинства? Конечно, нет. Князь Дмитрий сознательно морочил голову Делагарди «всеобщей поддержкой» кандидатуры Карла-Филиппа, чтобы не допустить шведского вмешательства в избрание царя. Русские с трудом отражали польский натиск, поход на Москву ещё и шведской армии мог оказаться роковым. «Операция прикрытия» Пожарского прошла успешно: шведы не двинулись с места. Вот почему 20 февраля князь Дмитрий, благополучно позабыв о шведском принце, предложил Земскому собору выбрать царя из семьи Романовых, а затем - поставил свою подпись на соборной грамоте об избрании Михаила Фёдоровича. Во время коронации нового государя именно Пожарскому Михаил оказал высокую честь: князь поднёс ему один из символов власти - царскую державу. Современным политтехнологам остаётся лишь позавидовать такому грамотному пиар-ходу: спаситель Отечества вручает державу новому царю. Красиво. Забегая вперёд, заметим, что до самой смерти (1642) Пожарский верой и правдой служил Михаилу Фёдоровичу, пользуясь его неизменным расположением. Вряд ли бы царь благоволил тому, кто желал видеть на троне Рюриковичей не его, а какого-то шведского принца.

Казаки

Особая роль в ибрании царя принадлежит казакам. Прелюбопытный рассказ об этом содержится в «Повести о Земском соборе 1613 года». Оказывается, 21 февраля бояре решили выбрать царя, бросив жребий, но упование на «авось», при котором возможен любой подлог, не на шутку разозлило казаков. Казачьи ораторы разнесли в пух и прах боярские «хитрости» и торжественно провозгласили: «По Божии воли на царствующем граде Москве и всея России да будет царь, государь и великий князь Михайло Федорович!». Этот клич тотчас подхватили сторонники Романовых, причём не только в Соборе, но и среди многочисленной толпы народа на площади. Именно казаки разрубили «гордиев узел», добившись избрания Михаила. Неведомый автор «Повести» (наверняка очевидец происходящего) не жалеет красок, описывая реакцию бояр: «Боляра же в то время страхом одержими и трепетни трясущеся, и лица их кровию пременяющеся, и ни един никто не може что изрещи». Лишь дядя Михаила, Иван Романов по прозвищу Каша, почему-то не желавший видеть племянника на престоле, пытался возразить: «Михайло Федорович еще млад и не в полне разуме». На что казачьи острословы возразили: «Но ты, Иван Никитич, стар верстой, в полне разуме… ты ему крепкий потпор будеши». Дядюшкину оценку своих умственных способностей Михаил не забыл и впоследствии отстранил Ивана Кашу от всех государственных дел. Казачий демарш стал полной неожиданностью для Дмитрия Трубецкого: «Лице у него почерне, и паде в недуг, и лежа много дней, не выходя из двора своего с кручины, что казны изтощил казаком и позна их лестны в словесех и обман». Князя можно понять: именно он, вождь казаков ополчения, рассчитывал на поддержку своих боевых товарищей, щедро одаривал их «казной» - и вдруг они оказались на стороне Михаила. Быть может, романовская партия заплатила больше?

Британское признание

21 февраля (3 марта) 1613 года Земский собор принял историческое решение: избрать на царство Михаила Федоровича Романова. Первой страной, признавшей нового государя, стала Англия: в том же,1613 г., в Москву прибыло посольство Джона Метрика. Так начиналась история второй и последней царской династии России. Показательно, что все свое царстование Михаил Фёдорович выказывал сособое отношение к англичанам. Так, Михаил Фёдорович восстановил после Смуты отношения с британской «Московской компанией» и хотя урезал свободу действий английских купцов, всё же поставил их в льготные условия не только с прочими иностранцами, но и с представителями российского «крупного бизнеса».

Похожие публикации